автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетической культуры студентов колледжа
- Автор научной работы
- Якушева, Светлана Дмитриевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетической культуры студентов колледжа"
На правах рукописи
ЯКУШЕВА Светлана Дмитриевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Оренбург 2003
Работа выполнена в Оренбургском государственном университете
Научный руководитель доктор педагогических наук,
профессор
Каргапольцев Сергей Михайлович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Беляев Сергей Егорович
кандидат педагогических наук, доцент
Коровина Светлана Вячеславовна
Ведущая организация Самарская
академия культуры и искусства
Защита состоится " №" 2003 г. в УР часов на заседании
диссертационного совета Д 212.181.01 при Государственном образовательном учреждении "Оренбургский государственный университет" по адресу: 460352, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 6205.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Государственного образовательного учреждения "Оренбургский государственный университет".
Автореферат разослан
Ученый секретарь
диссертационного совета, доктор педагогических наук, //у. ^
профессор ^^^/¿¿^^-«э-^А.Н. Ксенофонтова
юе^
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Гуманистический характер жизни общества во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития личности. В условиях интенсивного роста производственно-технологической и информационно-коммуникативной сфер возрастает значимость эстетической составляющей в системе человеческого бытия.
Эстетическая культура характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека исходя из императивов красоты и проявляется в системе социальных и индивидуальных ценностей. Значимым фактором эстетического становления, приобщения личности к высотам общечеловеческих идеалов и культурно-исторических достижений является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души» (Стендаль).
Проблема формирования эстетической культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Платон, А.Баумгартен, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, А.Шопенгауэр); педагогов (М.А.Верб, В.Н.Липский, (Л.С.Выготский, Е.В. А.А.Оганов, Б.М.Неменский, В.А.Сластенин); психологов Назайкинский, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин), музыкантов-педагогов (О.А.Апраксина, М.М.Берлянчик, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, А.И.Демченко, Д.Б.Кабалевский).
Эстетическая культура личности во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру и искусству. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Б.Т.Лихачева, С.Т.Шацкого.
Под эстетической культурой мы понимаем-интегральное качество личности, состоящее из когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов и дающее возможность творческой самореализации человека по законам красоты в соответствии с высотой духовно-нравственных идеалов.
Ряд исследований посвящен проблеме формирования эстетической культуры учащихся начального профессионального (Т.М.Мальгина, С.В.Масловская, И.Я.Неволина, Н.Н.Румянцева) и школьного (Т.В.Карнажицкая, Н.Р.Макарова) образования. Вместе с тем вопросы эстетического развития студентов среднего профессионального образования учреждений производственно-индустриальной направленности до настоящего времени еще не стали предметом специального научно-педагогического исследования.
В рассматриваемой проблеме существует ряд противоречий, пре-
одоление которых будет способствовать' повышение■ эффективности ^ ' ^РОСНАЦИОНАЯЬНАЯ |
библиотека
¿-да'
ш
формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа. Это противоречия между:
• потребностью общества в новом типе специалистов, обладающих развитой эстетической культурой и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;
• необходимостью формирования эстетической культуры взрослеющего человека в системе профессионального образования и отсутствием должной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к решению этой задачи;
• возможностью музыкального искусства в формировании эстетической культуры студентов и недостаточной актуализацией музыкальной составляющей содержания образовательного процесса.
Необходимость преодоления обозначенных противоречий определила тему нашего исследования: "Формирование эстетической культуры студентов колледжа".
Цель исследования; теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
Объект исследовании: эстетическая культура как интегральное личностное качество.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
Гипотеза исследования: формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа будет осуществляться эффективнее, если:
• актуализируется эстетическая сторона содержания учебного процесса;
• осуществляется эстетизация образовательной среды колледжа;
• реализуется личностно развивающий потенциал спецкурса "История мировой музыкальной культуры".
Сформулированная цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования;
1. Уточнить содержание понятия "эстетическая культура студентов индустриально-педагогического колледжа".
2. Определить критерии и уровни формирования эстетической культуры студентов.
3. Разработать модель формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
4. Выявить возможности музыкального искусства в формировании эстетической культуры студентов.
5. Подготовить научно-методические рекомендации.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили: -философские труды по формированию эстетической культуры человека (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, М.С.Каган, Л.Н.Столович, В.К.Скатерщиков);
-педагогические закономерности эстетического развития личности (Ю.Б.Бабанский, И.Я.Неволина, В.А.Разумный, С.А.Смирнов, А.М.Столяренко, А.Б.Щербо);
-особенности становления творческого потенциала студентов в образовательном процессе (В.И.Андреев, Т.К.Ахаян, В.П.Бездухов, А.С.Гаязов, А.В.Кирьякова, В.П.Комаров, А.Н.Ксенофонтова, В.Г.Рындак);
-концептуальные идеи развития общей, педагогической и базовой культуры в профессиональном образовании молодежи (Е.И.Артамонова, С.Я.Батышев, В.С.Безрукова, В.Л.Бенин, М.А.Верб, Л.А.Волович, И.И.Зарецкая, Э.Ф.Зеер, В.В.Кузнецов, А.С.Лында, Н.А.Морева, А.П.Сейтешев, Б.А.Эренгросс);
-утверждения педагогики искусства об определяющей роли музыки в формировании эстетической культуры (С.Е.Беляев, Е.А.Бодина, М.Ш.Бонфельд, Е.Б.Долинская, Н.А.Дмитриева, С.М.Каргапольцев, Л.В.Школяр, В.Н.Холопова).
Для проверки гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента); изучение и обобщение педагогического опыта. _
База исследования: индустриально-педагогический колледж Государственного образовательного учреждения "Оренбургский государственный университет".
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2003 годы и включало в себя три этапа.
• поисково-диагностический (1999-2000) - выбор и теоретическое осмысление проблемы; анализ философских, психолого-педагогических трудов по теме исследования; обоснование педагогических условий и уточнение критериев формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа; формулирование рабочей гипотезы; составление программы опытно-экспериментального исследования.
• формирующий (1999-2002) - опытно-экспериментальная работа: определение и проверка педагогических условий наиболее эффективного
формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа; корректировка и апробация программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.
• аналитический (2002-2003) - подведение итогов " опытно-экспериментальной работы; анализ и систематизация результатов исследования; оформление диссертационной работы и автореферата.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогические представления об эстетической культуре личности и особенностях ее формирования применительно к различным видам профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования:
• уточнено содержание понятия "эстетическая культура студентов индустриально-педагогического колледжа" путем обогащения когнитивного компонента профессионально-педагогическим знанием, пополнения эмоционального компонента направленностью эмпатического отношения, расширения художественно-эстетического функционала поведенческой составляющей;
• определены уровни (высокий, средний, низкий) и критерии формирования эстетической культуры студентов: понятийное расширение тезауруса; становление эмпатических способностей; развитие творческого потенциала личности;
• разработана модель формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа, реализующая личностно-ориентированный подход на основе оптимизации компонентного состава и углубления системного характера взаимосвязей;
• выявлены возможности музыкального искусства в формировании эстетической культуры личности: актуализация когнитивной составляющей эстетического отношения; гармонизация эмоционально-образной стороны межличностного взаимодействия; обогащение спектра социальных чувств.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по данной проблематике, разнообразных видах производственно-педагогической деятельности, подготовке и проведении специальных лекционных курсов по истории мировой музыкальной культуры, специальных курсах по проблемам эстетической культуры и эстетического воспитания, в системе повышения квалификации педагогических кадров, при разработке тематики курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов.
Личный вклад соискателя: диссертация представляет собой самостоятельное завершенное исследование; в систему профессиональной под-
готовки специалистов среднего звена производственно-индустриальной направленности внедрена образовательная модель, реализующая системный подход к формированию эстетической культуры студентов посредством инновационных педагогических методов и форм, включающая:
• актуализацию эстетического потенциала учебных предметов;
• организацию практики воспитательной работы с обязательным итоговым зачетом;
• включение в учебный план колледжа раздела, предусматривающего предметы дополнительного образования;
• эстетизацию образовательной среды;
• введение в учебный процесс спецкурсов «История мировой музыкальной культуры» и «История мировых цивилизаций»;
• усиление внимания к сфере межличностной коммуникации.
Включенные в образовательную модель индустриально-
педагогического колледжа спецкурсы «История мировых цивилизаций» и «История мировой музыкальной культуры», разработанные к ним программы и методические материалы, программа педагогической практики по организации и методике воспитательной работы для средних профессиональных заведений вошли в научно-программное обеспечение "Интегрированная образовательная система «Колледж - вуз» Федеральной экспериментальной площадки Минобразования РФ. Разработки были одобрены Экспертным Советом Института образовательной политики «Эврика» и рекомендованы для использования в качестве вариативного компонента учебно-воспитательного процесса учреждений профессионального образования (приказ Министерства образования РФ № 691 от 4 ноября 2002 года).
Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научные труды по философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике, музыковедению; организацией экспериментальной работы с применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; большим фактическим материалом, полученным в результате трехлетнего эксперимента; поэтапным качественным и количественным анализом полученных данных; внедрением программ лекционных курсов и методических рекомендаций в практику образовательного процесса индустриально-педагогического колледжа.
Положения, выносимые на защиту.
1. Эстетическая культура студентов индустриально-педагогического колледжа является интегральным личностным качеством, позволяющим понимать и созидать красоту в сфере межличностных отношений, профессионального труда и искусства.
2. Педагогическими условиями формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа являются: усиление эстетической стороны содержания учебного процесса; эстетизация образовательной среды колледжа; реализация личностно развивающего потенциала спецкурса "История мировой музыкальной культуры".
3. Актуализация эстетической стороны содержания учебного процесса заключается в выявлении универсальных моделей красоты, в том числе в изучаемых специальных дисциплинах; расширении возможностей творческой реализации студентов в разнообразных видах учебной и профессиональной деятельности; повышении уровня эстетической культуры преподавателей и мастеров производственного обучения.
4. Эстетизация образовательной среды осуществляется субъектами учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности по раскрытию потенциала красоты и внесению гармонического начала во все сферы жизнедеятельности колледжа.
5. Реализация личностно развивающего потенциала спецкурса "История мировой музыкальной культуры" связана с воспитанием у студентов духовно-нравственной способности сопереживать и воспринимать выражаемую музыкой красоту мира и человека.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе индустриально-педагогического колледжа Оренбургского государственного университета, Бугурусланском и Акбулакском филиалах Оренбургского государственного университета, Кумертауском горном колледже, Оренбургском профессионально-педагогическом колледже, Оренбургском государственном художественном училище.
Материалы исследования обсуждались на международных, всероссийских, областных и городских научно-практических конференциях: Оренбург (1997, 2001, 2002, 2003); Тамбов (2001); Ижевск (2001); Екатеринбург (2001); Орск (2002), Москва-Оренбург (2003).
Основные положения исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 16 опубликованных работах.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Библиографический список состоит из 360 наименований, в том числе трех на иностранном языке.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются цель, предмет, задачи исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Теоретические аспекты формирования эстетической культуры личности в образовательном процессе" раскрыта многогранность проблемы исследования, показана специфика формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа, определены педагогические условия, способствующие целенаправленному и системному ее становлению, обоснованы возможности музыкального искусства как ведущего созидательного фактора реализации разработанной образовательной модели.
Понятие «культура» имеет множество интерпретаций и толкований, определяемых концептуальными направлениями научно-исследовательского поиска.
Феномен культуры выступает в виде специфически человеческого способа деятельности, сложной системы хранения и передачи информации, связанной с восхождением человека к высотам своего предназначения в условиях образовательного взаимодействия (М.М.Бахтин, Б.М.Бим-Бад, Н.В.Бордовская, Х.Г.Гадамер, С.И.Гессен, В.П.Зинченко, М.С.Каган, Л.Н.Коган, С.Ю.Степанов и др.). В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, П.Ф.Флоренским, человек предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность.
Согласно точке зрения уральской школы философов (Л.Н.Коган, В.Л.Бенин и др.), видовое разнообразие культуры соотносимо с многогранностью направлений человеческой деятельности. Наряду с «вертикальным» (компонентно-деятельностным) подходом к построению индивидуальной культуры выделяются и «горизонтальные слои» культуры конкретного человека как интегрированного комплекса, состоящего из трех пластов - информационного, технологического и аксиологического.
Педагогическая наука традиционно вычленяет в целостной культуре личности такие составляющие, как умственная, эстетическая, нравственная, правовая, физическая, экологическая, экономическая и другие, рассматривая полифункциональную сложность человеческой культуры преимущественно в аспекте ее всестороннего становления.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку культурному, определяющих спектр задач и основополагающих направлений их реализации, одним из которых является эстетическое воспитание как целенаправленное формирование установки на собственно человеческий способ жизнедеятельности, итоговой целью которого выступает становление эстетической культуры личности.
В научной литературе получили теоретическое освещение различные аспекты представленности эстетической культуры в жизнедеятельности
человека: культура быта (Н.Н.Румянцева); культура труда (А.С.Егоров); культура эстетического чувства (Н.В.Савин); культура восприятия, оценки, любования человеком (А.М.Столяренко); способность полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни (И.Ф.Харламов); определенный уровень развитости вкуса (В.С.Безрукова); интегральное личностное образование (М.А.Верб, В.Н.Липский, А.В.Пирадов, Л.Л.Литвиненко, И.П.Подласый, В.А.Сластенин) и др.
Эстетическая культура человека определяет его мировоззрение, мировосприятие и находит свое реальное выражение в облике, поступках, формах поведения, вещах, которыми он себя окружает; это культура диалога, ориентированная на выразительную самоценность человека как нравственно-духовной личности.
Исследователи выделяют в эстетической культуре три базовых компонента, дающих возможность творческой самореализации личности в разнообразных видах жизнедеятельности: когнитивный (понятийно-категориальная осведомленность в области эстетики и искусства), эмо-тивный (переживаемое постижение мира выразительных форм, приоритет эмпатического отношения к другому) и поведенческий (устроение жизни согласно эстетическим закономерностям и, прежде всего, императиву красоты). Содержательное наполнение компонентов эстетической культуры обусловливает конкретику выделяемых критериев и уровневых показателей ее развития.
Формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа имеет свою специфику, обусловленную как содержанием образовательных предметов, так и возрастными особенностями будущих работников профессионально-производственной сферы. В первом случае задача заключается в актуализации эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения учебных дисциплин. В такой образовательной модели формирование эстетической культуры личности осуществляется более широко и целостно - в единстве воспитания, образования и обучения. Широкие возможности открываются также и в случае дополнения учебного процесса эстетическим самовоспитанием, самообразованием и самообучением, инициируемых сферой дополнительного образования. Учет возрастных особенностей студентов колледжа позволяет максимально использовать гуманистический потенциал музыки, который в наибольшей степени раскрывается в педагогически организованных ситуациях художественно-эстетического восприятия и творчества.
Способность музыки созидательно воздействовать на сферу эстетических чувств и мыслей, гуманистически обусловливать поведение человека
отмечалась как мыслителями древности (Платон, Аристотель, Боэций, Квинтилиан, Климент Александрийский, Конфуций, Сюнь-Цзы и др.), так и современными учеными (Б.В.Асафьев, К.Н.Вентцель, Л.С.Выготский, Д.Золтаи, А.Ф.Лосев, Б.М.Теплов, М.А.Смирнов, В.А.Сухомлинский и
др-)-
В ряду искусств музыка обладает значимыми возможностями эстетического развития личности, поскольку предполагает для своего адекватного постижения «сочувственное напряжение» нравственно-духовных способностей человека, исходя из целостности его интеллектуально-эмоциональной природы. Обладая интонационно-образной природой, музыка выразительно раскрывает «стоящего за звуками человека» (В.В.Медушевский), эмоционально преломляя многогранность его души в конкретике эстетических категорий, возводя мироощущение личности к вершинам нравственности и духовности.
Педагогическая целесообразность и обоснованность включения музыки в сферу управляемого развития эстетической культуры учащихся колледжа обусловлена тем обстоятельством, что по данным социологических исследований для юношеского возраста музыкальные интересы выступают в качестве приоритетных по отношению к искусству в целом.
Формирование эстетической культуры студенческой молодежи требует от преподавателей осмысления взаимосвязи категории красоты, психологии и профессиональной педагогики (А.И.Буров, Л.А.Волович, И И.Зарецкая и др.).
Система педагогического воздействия базируется на эстетизации студенческой жизни во всех ее проявлениях (обучение, труд, общение, природа, искусство, быт). Особенно важна атмосфера эстетически и этически сообразного поведения педагогических работников,-мастеров производственного обучения, что способствует гармоническому развитию личности и повышает духовно-нравственный потенциал сферы профессионального образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта работы были обоснованы педагогические условия и разработана модель формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа (Рис.1), которая дает возможность оценить эффективность работы преподавателя по реализации поставленной цели, диагностировать ход развития эстетической культуры в его целостности, позволяет вычленить взаимосвязанные и взаимодействующие элементы образовательного процесса, определить соответствие промежуточных результатов итоговой заданности.
Формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа
Образовательный процесс индустриально-педагогического колледжа
а ^фсрм1ткш1ьа1сх0^псп>к зсгепмсхому текззч« 5 -раск|1,гпл1нпл1^юзотв10стъ1«еи«та1кл71ьтл1ьг. ^ •рющгьзэдаикткммкгешчажигумям!;
- стимугихжшъ тсгеднхыэе самогшвшс ^гнэсп 1
5 -целостности эстетического развития, § чрсроегаэсгсвнтаэгооодвднажсннъкреап^
Ь: Лктмчюкни лносш
л;
6 г
с £ -когнитивныи;
^ 1
-чмотивныи; -поведенческий
Л
-рааиирете воамажнхта^твсртеасой реализации образовательных з субьалсввучебнсйшфофеоси^^
- Енеоенне гармсничеассго гачаги во все сферы лагзнедеягатьносш $ колледягс,
Ъ -разштие способности сспережвд музыксйкрасзспумчзв ичеловека
-ксн^эерея»!, досиды, твсрчяое ребспы, брейн-роти, ансгакли, кгнадхы, ют^ргы, ьумалшьп^лехл^Ч
-сгплсусс
1
Этапы -диагностирующий; -развивающий; -результатаруилций
1
8 Личность с развитой эстетической кульгурой
=г
Условия
&
1 §
I I
1 а |
о « г с- и
I
Условия педагогические
Рис.1.Струк-гурно-функциональная модель формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа
Во второй главе «Опыт формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа» дана общая ха-
рактеристика, раскрыта логика проведения и представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации выделенных педагогических условий.
Формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа осуществлялось с 1999 по 2003 гг. в несколько этапов: диагностирующий (тесты, анкетирование), развивающий (совместная творческая работа студентов и педагогов); результатирующий (комплексный анализ).
Педагогическими условиями достижения поставленной цели исследования выступили: актуализация эстетической стороны содержания учебного процесса; эстетизация образовательной среды колледжа; реализация личностно развивающего потенциала спецкурса «История мировой музыкальной культуры».
На всех этапах опытно-экспериментальной работы по реализации выделенных педагогических условий фиксировалась динамика изменений структурных составляющих эстетической культуры личности (когнитивного, эмотивного, поведенческого) соответственно выделенным критериям и уровневым показателям.
В нашем исследовании значимая роль отводится поведенческой стороне процесса формирования эстетической культуры будущих специалистов, в которой общение и профессиональная деятельность выступают в качестве основных движущих сил эстетического развития личности.
Опытно-экспериментальной работой было охвачено 1137 человек. Для проведения эксперимента были определены три группы: контрольная, в которую вошли студенты всех специальностей (К1), и две экспериментальные, состоящие из студентов, обучающихся по специальности 1201 «Технология машиностроения» (повышенный уровень) (ЭК2) и специальности 0308 «Профессиональное обучение» (ЭКЗ).
Значимую роль в формировании эстетической культуры играет ее содержательно-смысловой статус в системе образовательно-педагогических видов деятельности. В этой связи был скорректирован общий план мероприятий, в который вошли: систематические методические совещания по вопросам повышения уровня эстетической культуры студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения; производственно-педагогическая практика; внеаудиторная эстетико-воспитательная работа.
Эстетическое начало присуще всем видам деятельности. Поэтому его потенциал наличествует в каждом из учебных предметов, преподаваемых в колледже. Проведенный анализ образовательных программ и стандартов показал, что эстетические возможности осваиваемых студентами учебных дисциплин далеко не всегда используются в полной мере.
Это снижает их роль в формировании нравственно-ценностных установок студентов, в постижении и созидании молодым человеком красоты окружающей жизни, своей трудовой деятельности и самого себя
Актуализация эстетической стороны содержания учебного процесса заключалась в усилении эстетического потенциала специальных предметов, введением специальных курсов гуманитарного профиля, развитием различных форм творческой деятельности учащихся, в том числе в системе дополнительных художественно-эс1егических мероприятий. Раскрыт эстетический потенциал предметов гуманитарного (философия, основы социологии и политологии, основы права, русский язык и культура речи, иностранный язык и др.) и производственно-профильного (технология машиностроения, производство летательных аппаратов, автоматизация технологических процессов и др ) направлений.
Феномен образовательного пространства индустриально-педагогического колледжа представляет собой сложное динамичное соединение различных структур, функционирующих в постоянном взаимодействии и, в то же время, обладающих относительной самостоятельностью (внутреннее пространство колледжа, информационно-содержательная сфера учебных и дополнительных занятий, производственно-педагогической практики, культурно-просветительских мероприятий и др). Эстетически организованным просфанство становится тогда, когда оно охватывает максимально возможный предметный уровень, необходимый для развития эстетических качеств личности.
Эстетизация образовательной среды актуализирует воспитывающую составляющую труда, быта и отдыха, поскольку является одновременно и материально-технической деятельностью, и художественным творчеством, искусством. Именно среда выступает доминирующим способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, формирует отношение к базовым ценностям, помогает приобретению качеств, необходимых для жизни в социуме.
По итогам анкетирования было определено отношение студентов к эстетизации образовательного пространства, адекватность понимания эстетических характеристик последнего, степень индивидуальной причастности к его формированию. Для подавляющего большинства студентов (начало эксперимента 42%, конец-56%) эстетически организованная среда - необходимое и желаемое качество образовательного пространства; эстетизация образовательной среды обычно понимается как бытовые и функциональные удобства (начало эксперимента 21%,
конец-31%); роль студента в организации эстетической среды, как правило, пассивна (начало эксперимента 37%, конец-13%).
Эстетизация образовательной среды проводилась соответственно с разработанной учебно-воспитательной программой колледжа в совместной деятельности педагогического и студенческого коллективов. В конце каждого учебного года проводилось анкетирование по определению уровня эффективности данного вида работы.
Особая роль в формировании эстетической культуры учащихся индустриально-педагогического колледжа отводилась условиям, в которых непосредственно осуществлялась учебно-трудовая деятельность студентов. Мы стремились к том}', чтобы среда, начиная от интерьера помещений, мебели, одежды, инструментов и т.п., была бы максимально удобной для студентов, преподавателей, мастеров производственного обучения и соответствовала эстетическим требованиям. Особое внимание уделялось утверждению приоритетов красоты в организации среды быта и отдыха студентов, для чего использовались различные формы педагогического стимулирования художественно-эстетической самодеятельности.
В результате систематической целенаправленной работы заметно повысилась роль субъектного фактора в эстетической организации образовательного пространства колледжа (85%), возросла степень адекватного понимания его эстетических характеристик и позитивной значимости в организации учебно-воспитательного процесса, что с достаточной убедительностью свидетельствовало о развитии у студентов способности к активному творчеству по формированию окружающего мира по законам красоты.
В аспекте реализации выделенного педагогического условия задачи спецкурса «История мировой музыкальной культуры» (ИММК) располагались в плоскости воспитания музыкальной культуры студентов как важной и неотъемлемой части культуры эстетической; расширения музыкально-художественного опыта личности в опоре на восприятие и самодеятельное исполнение; включения музыки в широкий социально-художественный контекст развития в мировой материальной и духовной культуры через мировоззренческое преломление в содержательном спектре гуманитарных наук.
Важнейшей составляющей эффективного воздействия программы спецкурса на формирование эстетической культуры студентов явилась организация музыкально-педагогической среды, включающая в себя: концерты профессиональных музыкантов-исполнителей; просмотр оперных, балетных и драматических спектаклей, оперетт зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных видеофильмов; демонстрацию
слайдов-шедевров мирового изобразительного искусства; слушание записей музыкальных произведений выдающихся музыкантов.
Занятия по ИММК осуществлялись в многообразии форм обучения: лекционной - организация анализа обширного конкретно-музыкально-художественного материала на основе интегрированного принципа с демонстрацией материала родственных видов искусства; семинарской - совершенствование уровня выполнения самостоятельных заданий (доклады, рефераты); самостоятельной - развитие способности индивидуального восприятия и анализа музыкальных явлений.
Наряду со спецкурсом по истории музыки студентам был предложен лекторий «Сокровищницы мировой музыкальной культуры», цель которого - расширить представления студентов о музыкальной культуре, осуществить связь образовательных, воспитательных и эстетически развивающих функций музыки.
Проведение музыкального лектория опиралось на использование мультимедийного интегрированного блока, включающего в себя демонстрацию произведений изобразительного искусства, архитектуры, поэзии и прозы выдающихся зарубежных и отечественных авторов. Привлечение к слушанию музыки произведений изобразительного искусства позволяло естественно дополнять интонационную природу музыкального языка выразительностью наглядных форм, активизировало художественно-эстетические способности студентов, расширяло сферу прилагаемых педагогических усилий.
Первая - контрольная - группа студентов (К1) изучала только спецкурс «История мировых цивилизаций» и имела возможность по желанию посещать музыкальный лекторий «Сокровищницы мировой музыкальной культуры» и принимать-участие в дополнительных внеаудиторных мероприятиях. Экспериментальная группа (ЭК2) слушала не только этот спецкурс, но и спецкурс «История мировой музыкальной культуры», и так же по желанию могла участвовать в дополнительных занятиях и мероприятиях. Экспериментальная группа (ЭКЗ) в обязательном порядке осваивала два названных спецкурса, музыкальный лекторий, участвовала в дополнительных мероприятиях в качестве практикантов и сдавала зачет по организации и методике воспитательной работы. Зачет проводился в форме обще-колледжных культурно-просветительных мероприятий (например, «Русский бытовой романс», Рыцарский турнир «Милым дамам посвящается...», Новогодняя сказка «В некотором царстве, в некотором государстве...» и др.).
Итоговая диагностика показала, что наиболее эффективно развитие эстетической культуры в единстве ее компонентов произошло у студентов
экспериментальной группы (ЭКЗ), охват которой направленным педагогическим воздействием был максимально комплексным. Динамика покомпонентного формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа представлена в таблице 1.
100
□ высокий ■средний
Динамика рашктия когнитивного компонента эстетической культуры (данные в "/•)
ЭК/2 ЭК/3
конец эксперимента
100
Динамика развития эмотивного компонента эстетической культуры (данные в %)
К/1 ЭК/2 ЭК/3
начало эксперимента
К/1 ЭК/2 ЭК/3
конец эксперимента
□ высокий
■ средний
25
Динамика развития поведенческого компонента эстетической культуры (данные в '/•)
28
Табл.1. Динамика развития компонентов эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа
Основные выводы исследования
1. Формирование эстетической культуры личности - одна из насущных задач современной образовательной политики, которая должна эффективно решаться в сфере среднего профессионального образования. Эстетиче-
екая культура студентов индустриально-педагогического колледжа является интегральным личностным качеством, позволяющим понимать и созидать красоту в сфере межличностных отношений, профессионального труда и искусства.
2. Наиболее эффективно формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа происходит в условиях целостной системы образовательно-воспитательных мер, осуществляемых в рамках реализации структурно-функциональной модели, отражающей цель, принципы, задачи, этапы, условия, компоненты, функции и средства педагогического процесса.
3. Педагогическими условиями формирования эстетической культуры студентов колледжа являются: актуализация эстетической стороны содержания учебного процесса; эстетизация образовательной среды колледжа; реализация личностно развивающего потенциала спецкурса «История мировой музыкальной культуры».
4. Формированию эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа способствует усиление эстетической составляющей содержания учебного процесса (раскрытие эстетического потенциала специальных дисциплин; увеличение количества гуманитарных предметов и разнообразия форм их усвоения); эстетизация образовательной среды (обеспечение возможности для творческой эстетической деятельности студентов в широкой системе внеаудиторных мероприятий; создание эстетической коммуникативной атмосферы, представленной систематической практикой бесед, диспутов, концертов, конкурсов и т.п.; повышение уровня эстетической культуры преподавателей и мастеров производственного обучения); включение в образовательную модель специальных курсов «История мировой музыкальной культуры» и "«История мировых цивилизаций», предполагающих реализацию системы дополнительных мероприятий, организаторами и участниками которых являются сами студенты
5. Внедрение в образовательный процесс индустриально-педагогического колледжа модели формирования эстетической культуры студентов способствовало глубокому анализу и осмыслению педагогическим коллективом работы по совершенствованию подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Проведенное исследование не исчерпывает содержания многоаспектной педагогической проблемы эстетического развития студенческой молодежи. Перспективными направлениями изучения могут стать разработка инновационных технологий по управлению развитием проективной
составляющей эстетической культуры личности; выявление формирующего потенциала других видов искусства; создание операционных методик по эксплуатации и моделированию скрытых эстетических «рефлексий» массовой культуры как возможного входа в большое искусство. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Якушева С.Д. Креативно-творческое начало искусства в курсе истории мировой музыкальной культуры и общеобразовательном контексте // Основы гуманитаризации образования: Ученые записки ООИУУ. Т.2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Гуманизация образования как фактор развития региональной социообразователь-ной среды".-Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.-224с.-С.120-129.
2. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа // Вестник Оренбургского государственного университета.-2001.-№1.-С.36-39.
3. Якушева С.Д. Роль эстетической культуры и элективных курсов в формировании личности студентов колледжа многоуровневого непрерывного образования // Проблемы и перспективы развития многоуровневого образования в учреждениях СПО: Материалы Всероссийского совещания. Ч.1.-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2001.-132с.-С.124-128.
4. Якушева С.Д. Элективный курс «История мировой музыкальной культуры» в многоуровневом образовании // Вестник Оренбургского государственного университета.-2001.-№ 2.-С.23-27.
5. Якушева С.Д. Музыкальный лекторий как средство эстетического воспитания студентов // Воспитание учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Областной научно-практической конференции.-Оренбург, ИПК ОГУ, 2001.-98с.-С.82-84.
6. Якушева С.Д. Эстетическое воспитание как фактор духовного развития личности // Человек и общество. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.2.-Оренбург: ОГУ, 2001.-184с.-С.97-99.
7. Якушева С.Д. Искусство и формирование духовной культуры учащейся молодежи // Духовность и государственность. Сборник научных трудов. Вып.2. / Под ред. И.А.Беляева.-Оренбург: Оренбург, филиал УрАГС, 2001.-164с.-С.99-105.
8. Якушева С.Д. К вопросу содержания вариативной части учебных планов в индустриально-педагогическом колледже // ФОРУМ "ИННОВА-ЦИИ-2002". 4.2. Актуальные проблемы подготовки кадров для развития экономики Оренбуржья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Оренбург: ИПК ОГУ, 2002.-З04с.-С.57-58.
9. Якушева С.Д. Значение эстетической культуры в профессиональной деятельности будущего специалиста // Теория и практика управления
процессом адаптации студентов к профессиональной деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Орск: Изд-во ОГТИ, 2002г.-193с.-С. 185.
10. Якушева С.Д. Методические рекомендации и программа спецкурса «История мировой музыкальной культуры» для студентов технических специальностей вузов и колледжей.-Оренбург: ОГУ, 2002.-57с.
11. Якушева С. Д. Эстетическая культура в профессионально-педагогическом образовании // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Вып.2,-Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.-192с.-С.135-138.
12. Якушева С.Д. Музыкально-эстетическое воспитание студентов технического коллежа // Музыкальная культура Европы и Азии: История. Традиции. Современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Сост. и отв. ред. В.А.Логинова.-Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ин-та искусств, 2002.-152с.-С.113-115.
13. Якушева С.Д. Инновации в педагогической деятельности по формированию эстетической культуры студентов // Вестник Оренбургского государственного университета.-2002.-№ 7.-С. 18-20.
14. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры талантливой молодежи в условиях университетского колледжа. "Диалог одаренных детей в открытом обществе". Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. 4.1.-Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2002.-172с.-С. 168-170.
15. Якушева С.Д. Методические рекомендации и программа спецкурса «История мировых цивилизаций» для преподавателей и студентов вузов и колледжей.-Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003.-75с.
16. Якушева С.Д. Система «колледж-вуз» как среда формирования эстетической культуры студентов // Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. 4.1.-Москва-Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003,-464с.-С. 144-149.
Свидетельство ЮО 17472
Формат 60x84. Усл. пея. л. 1,2 Тираж 100 экз. зак.74 Отпечатано 4.11.2003 г. г. Оренбург.
02102 3
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Якушева, Светлана Дмитриевна, 2003 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I Теоретические аспекты формирования эстетической культуры личности в образовательном процессе.
1.1 Формирование эстетической культуры личности как педагогическая проблема.
1.2 Специфика формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
1.3 Возможности музыкального искусства в формировании эстетической культуры студентов.
1.4 Выводы по главе.
ГЛАВА II Опыт формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
2.1 Актуализация эстетической стороны содержания учебного процесса.
2.2 Эстетизация образовательной среды колледжа.
2.3 Реализация спецкурса "История мировой музыкальной культуры".
2.4 Выводы по главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетической культуры студентов колледжа"
Актуальность исследования. Гуманистический характер жизни общества во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития личности. В условиях интенсивного роста производственно-технологической и информационно-коммуникативной сфер возрастает значимость эстетической составляющей в системе человеческого бытия.
Эстетическая культура характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека исходя из императивов красоты и проявляется в системе социальных и индивидуальных ценностей. Значимым фактором эстетического становления, приобщения личности к высотам общечеловеческих идеалов и культурно-исторических достижений является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души» (Стендаль).
Проблема формирования эстетической культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Платон, А.Баумгартен, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, А.Шопенгауэр); педагогов (М.А.Верб, В.Н.Липский, А.А.Оганов, Б.М.Неменский, В.А.Сластенин); психологов (Л.С.Выготский, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин), музыкантов-педагогов (О.А.Апраксина, М.М.Берлянчик,
Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, А.И.Демченко, Д.Б.Кабалевский).
Эстетическая культура личности во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру и искусству. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Б.Т.Лихачева, С.Т.Шацкого.
Под эстетической культурой мы понимаем интегральное качество личности, состоящее из когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов и дающее возможность творческой самореализации человека по законам красоты в соответствии с высотой духовно-нравственных идеалов.
Ряд исследований посвящен проблеме формирования эстетической культуры учащихся начального профессионального (Т.М.Мальгина, С.В.Масловская, И.Я.Неволина, Н.Н.Румянцева) и школьного (Т.В.Карнажицкая, Н.Р.Макарова) образования. Вместе с тем вопросы эстетического развития студентов среднего профессионального образования учреждений производственно-индустриальной направленности до настоящего времени еще не стали предметом специального научно-педагогического исследования.
В рассматриваемой теме существует ряд противоречий, преодоление которых будет способствовать повышению эффективности формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа. Это противоречия между:
• потребностью общества в новом типе специалистов, обладающих развитой эстетической культурой и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;
• необходимостью формирования эстетической культуры взрослеющего человека в системе профессионального образования и отсутствием должной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к решению этой задачи;
• возможностью музыкального искусства в формировании эстетической культуры студентов и недостаточной актуализацией музыкальной составляющей содержания образовательного процесса.
Необходимость преодоления обозначенных противоречий определила тему нашего исследования: "Формирование эстетической культуры студентов колледжа".
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
Объект исследования: эстетическая культура как интегральное личностное качество.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
Гипотеза исследования: формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа будет осуществляться эффективнее, если:
•актуализируется эстетическая сторона содержания учебного процесса;
•осуществляется эстетизация образовательной среды колледжа; •реализуется личностно развивающий потенциал спецкурса "История мировой музыкальной культуры".
Сформулированная цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия "эстетическая культура студентов индустриально-педагогического колледжа".
2. Определить критерии и уровни формирования эстетической культуры студентов.
3. Разработать модель формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа.
4. Выявить возможности музыкального искусства в формировании эстетической культуры студентов.
5. Подготовить научно-методические рекомендации.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили: -философские труды по формированию эстетической культуры человека (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, М.С.Каган, Л.Н.Столович, В.К.Скатерщиков);
-педагогические закономерности эстетического развития личности (Ю.Б.Бабанский, И. Я. Неволина, В.А.Разумный, С.А.Смирнов, А.М.Столяренко, А.Б.Щербо);
-особенности становления творческого потенциала студентов в образовательном процессе (В.И.Андреев, Т.К.Ахаян, В.П.Бездухов,
A.С.Гаязов, А.В.Кирьякова, В.П.Комаров, А.Н.Ксенофонтова,
B.Г.Рындак);
-концептуальные идеи развития общей, педагогической и базовой культуры в профессиональном образовании молодежи (Е.И.Артамонова, С.Я.Батышев, В.С.Безрукова, В.Л.Бенин, М.А.Верб, Л.А.Волович, И.И.Зарецкая, Э.Ф.Зеер, В.В.Кузнецов, А.С.Лында, Н.А.Морева, А.П.Сейтешев, Б.А.Эренгросс);
-утверждения педагогики искусства об определяющей роли музыки в формировании эстетической культуры (С.Е.Беляев, Е.А.Бодина, М.Ш.Бонфельд, Е.Б.Долинская, Н.А.Дмитриева, С.М.Каргапольцев, Л.В.Школяр, В.Н.Холопова).
Для проверки гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента); изучение и обобщение педагогического опыта.
База исследования: индустриально-педагогический колледж государственного образовательного учреждения "Оренбургский государственный университет".
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2003 годы и включало в себя три этапа.
• поисково-диагностический (1999-2000) - выбор и теоретическое осмысление проблемы; анализ философских, психолого-педагогических трудов по теме исследования; обоснование педагогических условий и уточнение критериев формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа; формулирование рабочей гипотезы; составление программы опытно-экспериментального исследования.
• формирующий (1999-2002) - опытно-экспериментальная работа: определение и проверка педагогических условий наиболее эффективного формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа; корректировка и апробация программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.
• аналитический (2002-2003) - подведение итогов опытно-экспериментальной работы; анализ и систематизация результатов исследования; оформление диссертационной работы и автореферата.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогические представления об эстетической культуре личности и особенностях ее формирования применительно к различным видам профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования:
• уточнено содержание понятия "эстетическая культура студентов индустриально-педагогического колледжа" путем обогащения когнитивного компонента профессионально-педагогическим знанием; пополнения эмоционального компонента направленностью эмпатического отношения; расширения художественно-эстетического функционала поведенческой составляющей;
• определены уровни {высокий, средний, низкий) и критерии формирования эстетической культуры студентов: понятийное расширение тезауруса; становление эмпатических способностей; развитие творческого потенциала личности;
• разработана модель формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа, реализующая личностно-ориентированный подход на основе оптимизации компонентного состава и углубления системного характера взаимосвязей;
• выявлены возможности музыкального искусства в формировании эстетической культуры личности: актуализация когнитивной составляющей эстетического отношения; гармонизация эмоционально-образной стороны межличностного взаимодействия; обогащение спектра социальных чувств.
Практическая значимость исследования; материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по данной проблематике, разнообразных видах производственно-педагогической деятельности, подготовке и проведении специальных лекционных курсов по истории мировой музыкальной культуры, специальных курсах по проблемам эстетической культуры и эстетическое го воспитания, в системе повышения квалификации педагогических кадров, при разработке тематики курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов.
Личный вклад соискателя: диссертация представляет собой самостоятельное завершенное исследование; в систему профессиональной подготовки специалистов среднего звена производственно-индустриальной направленности внедрена образовательная модель, реализующая системный подход к формированию эстетической культуры студентов посредством инновационных педагогических методов и форм, включающая:
• актуализацию эстетического потенциала учебных предметов;
• организацию практики воспитательной работы с обязательным итоговым зачетом;
• включение в учебный план колледжа раздела, предусматривающего предметы дополнительного образования;
• эстетизацию образовательной среды;
• введение в учебный процесс спецкурсов «История мировой музыкальной культуры» и «История мировых цивилизаций»;
• усиление внимания к сфере межличностной коммуникации.
Включенные в образовательную модель индустриальнопедагогического колледжа спецкурсы «История мировых цивилизаций» и «История мировой музыкальной культуры», разработанные к ним программы и методические материалы, программа педагогической практики по организации и методике воспитательной работы для средних профессиональных заведений вошли в научно-программное обеспечение "Интегрированная образовательная системы «Колледж - вуз» Федеральной экспериментальной площадки Минобразования РФ. Разработки были одобрены Экспертным Советом института образовательной политики «Эврика» и рекомендованы для использования в качестве вариативного компонента учебно-воспитательного процесса учреждений профессионального образования (приказ Министерства образования РФ № 691 от 4 ноября 2002 года).
Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научные труды по философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике, музыковедению; организацией экспериментальной работы с применением методов адекватных предмету, цели и задачам исследования; большим фактическим материалом, полученным в результате трехлетнего эксперимента; поэтапным качественным и количественным анализом полученных данных; внедрением программ лекционных курсов и методических рекомендаций в практику образовательного процесса индустриально-педагогического колледжа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эстетическая культура студентов индустриально-педагогического колледжа является интегральным личностным качеством, позволяющим понимать и созидать красоту в сфере межличностных отношений, профессионального труда и искусства.
2. Педагогическими условиями формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа являются: усиление эстетической стороны содержания учебного процесса; эстетизация образовательной среды колледжа; реализация личностно развивающего потенциала спецкурса "История мировой музыкальной культуры".
3. Актуализация эстетической стороны содержания учебного процесса заключается в выявлении универсальных моделей красоты, в том числе в изучаемых специальных дисциплинах; расширении возможностей творческой реализации студентов в разнообразных видах учебной и профессиональной деятельности; повышении уровня эстетической культуры преподавателей и мастеров производственного обучения.
4. Эстетизация образовательной среды осуществляется субъектами учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности по раскрытию потенциала красоты и внесению гармонического начала во все сферы жизнедеятельности колледжа.
5. Реализация личностно развивающего потенциала спецкурса "История мировой музыкальной культуры" связана с воспитанием у студентов духовно-нравственной способности сопереживать и воспринимать выражаемую музыкой красоту мира и человека.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе индустриально-педагогического колледжа Оренбургского государственного университета, Бугурусланском и Акбулакском филиалах Оренбургского государственного университета, Кумертауском горном колледже, Оренбургском профессионально-педагогическом колледже, Оренбургском областном художественном училище.
Материалы исследования обсуждались на международных, всероссийских, областных и городских научно-практических конференциях: Оренбург (1997, 2001, 2002, 2003); Тамбов (2001); Ижевск (2001); Екатеринбург (2001); Орск (2002), Москва-Оренбург (2003).
Основные положения исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 16 опубликованных работах.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Библиографический список состоит из 360 наименований, в том числе трех на иностранном языке.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе:
1. Актуализация эстетической стороны предметного содержания образовательного пространства колледжа - сложный, динамичный, многоуровневый процесс, основными компонентами которого являются когнитивный, эмотивный и деятельностный подходы. Когнитивный подход выражается в актуализации эстетического потенциала специальных, гуманитарных предметов образовательной модели, введением спецкурсов гуманитарного профиля. Эмотивный подход реализуется в системе дополнительных художественно-эстетических мероприятиях, развивающих творческий потенциал каждого студента; эмоционально наполняет новыми красками чувства; поднимает на новую ступень развития межличностные отношения учащихся и преподавателей. Поведенческий подход, связанный с различными формами творческой деятельности учащихся и развитием креативных способностей, обогащает этическое понимание добра, блага, счастья и красоты; актуализирует эстетическую сторону содержания учебного процесса, требуя постоянных и разнообразных форм контрольных итоговых работ (тестирование и т.д.).
2. Эстетизация образовательной среды колледжа осуществляется благодаря включенности студентов в совместную с преподавателями деятельность по эстетизации образовательной среды индустриально-педагогического колледжа, возрастанию значимости эстетической среды в сознании студентов; изменению отношения учащихся к качеству эстетического, развитию способностей к активному творчеству по формированию окружающего мира по законам красоты.
3. Реализация спецкурса «История мировой музыкальной культуры» успешно осуществляется благодаря широкой интеграции и осмыслению связей музыки с другими науками; становлению и формированию музыкально-художественной культуры студентов как неотъемлемой части духовной культуры; накоплению музыкального и художественного опыта; соединению этического и эстетического подходов в понимании прекрасного в искусстве; включению музыки в широкий контекст восприятия мира.
4. Формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа способствует глубокому анализу и осмыслению педагогическим коллективом работы по совершенствованию учебного процесса и подготовке будущих специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мысль о судьбе будущих поколений - одна из драгоценных традиций отечественной культуры. В современной драматической культурной ситуации проблема формирования эстетической культуры личности - одна из важнейших в педагогической науке. Способность человека реагировать на жизнь эстетически - один из сокровенных центров человека. Просветительско-педагогический пафос отечественной культуры, мощные традиции беспокойства интеллигенции о будущем России позволяют смотреть на задачу формирования эстетической культуры как на непреходящую и актуальную. При всей значимости профессиональной подготовки уровень общей культуры специалистов неизменно расценивается как наиболее прочный залог творческой и эффективной работы.
В сфере народного образования вопрос о культуре педагога стоит наиболее остро. Преподаватель прежде всего работает собой, своей личностью. Совершенно очевидно, что доля культурности педагога едва ли не основной компонент педагогических успехов. В этой связи внутри отечественной педагогической науки сформировалась проблема гуманизации и гуманитаризации образования.
Вопросами формирования эстетической культуры занимаются многие образовательные сферы. Существует достаточно благодатная почва для эстетического образования и воспитания в школах искусств, на уроках мировой художественной культуры и т.п., т.е. в тех учебных заведениях, в которых "эстетический объект" является "предметом" специального изучения. Однако есть немало структур, в которых заниматься формированием эстетической культуры трудно. Вся широкая сфера негуманитарного знания, обращаясь прежде всего к понятийно-техническому аппарату студентов, активизирует их рационалистические потенции, оставляя несколько в стороне работу эмоций. Тем не менее, эстетическая реакция подстерегает человека на каждом шагу. Не замкнутое в рамки «предмета», не ограниченное целенаправленным вектором педагогического усилия, эстетическое чувство приобретает бытийный оттенок, проникая в концептуальные глубины личности, участвует в формировании ее аксиологического стержня. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование эстетической культуры личности - одна из насущных задач современного образовательной политики, которая должна эффективно решаться не только в сфере среднего профессионального образования. Эстетическая культура студентов индустриально-педагогического колледжа является интегральным личностным качеством, позволяющим понимать и созидать красоту в сфере межличностных отношений, профессионального труда и искусства.
2. Наиболее эффективно формирование эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа возможно только при реализации целостной системы образовательно-воспитательных мер, осуществляемых в рамках реализации предлагаемой образовательной модели, которая включает три наиболее действенных компонента: когнитивный, эмотивный, поведенческий.
3. В качестве оптимальной системы формирования эстетической культуры студентов индустриально-педагогического колледжа выработана структурно-функциональная модель, отражающая цель, принципы, задачи, этапы, условия, компоненты, функции и средства исследуемого педагогического процесса.
4. Формирование эстетической культуры студентов колледжа достигается: а) повышением эстетической стороны содержания учебного процесса: использованием эстетического потенциала специальных предметов, изучаемых в индустриально-педагогическом колледже; увеличением количества гуманитарных предметов, входящих в образовательную модель колледжа; б) эстетизацией вательную модель колледжа; б) эстетизацией образовательной среды; обеспечением возможности для творческой эстетической деятельности студентов в широкой системе внеаудиторных мероприятий; созданием эстетической коммуникативной атмосферы, представленной систематической практикой бесед, диспутов, концертов, конкурсов и т.п.; повышением уровня эстетической культуры преподавателей и мастеров производственного обучения; в) введением в систему образовательной модели специальных курсов «История мировой музыкальной культуры» и «История мировых цивилизаций»; г) организацией системы дополнительных мероприятий, организаторами и участниками которых являются сами студенты; д) включением в учебный план колледжа обязательного зачета по методике воспитательной работы.
5. Актуализация эстетической стороны предметного содержания образовательного пространства колледжа - сложный, динамичный, многоуровневый процесс, основными компонентами которого являются когнитивный, эмотивный и поведенческий подходы: когнитивный подход выразился в актуализации эстетического потенциала специальных и гуманитарных предметов образовательной модели, введением спецкурсов гуманитарного профиля; эмотивный подход реализовался в системе дополнительных художественно-эстетических мероприятий; творческий потенциал каждого студента эмоционально наполнил новыми красками чувства, поднял на новую ступень развития межличностные отношения, как студентов, так и преподавателей; поведенческий подход, связанный с различными формами творческой деятельности учащихся, развитием креативных способностей, обогатил этическое понимание добра, блага, счастья и красоты; актуализировал эстетическую сторону содержания учебного процесса, требуя постоянных и разнообразных форм контрольных итоговых работ (тестирование и т.д.).
6. Эстетизация образовательной среды колледжа осуществлена благодаря включенности студентов в совместную с преподавателями деятельность; возросла значимость эстетической среды в сознании студентов; изменились отношения студентов к качеству эстетического; активизировались способности к активному творчеству по формированию окружающего мира по законам красоты.
7. Реализация спецкурса «История мировой музыкальной культуры» успешно осуществлена благодаря широкой интеграции и осмыслению связей музыки с другими искусствами, становлению и формированию музыкальной культуры студентов как неотъемлемой части духовной культуры, накоплению музыкального и художественного опыта, соединению этического и эстетического подходов в понимании прекрасного в искусстве, включению музыки в широкий контекст восприятия мира.
8. Внедрение в образовательный процесс индустриально-педагогического колледжа модели формирования эстетической культуры студентов способствует глубокому анализу и осмыслению педагогическим коллективом работы по совершенствованию подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Проведенное исследование не исчерпывает содержания многоаспектной педагогической проблемы эстетического развития студенческой молодежи. Перспективными направлениями изучения могут стать разработка инновационных технологий по управлению развитием проективной составляющей эстетической культуры личности; выявление формирующего потенциала других видов искусства; создание операционных методик по эксплуатации и моделированию скрытых эстетических «рефлексий» массовой культуры как возможного входа в большое искусство.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Якушева, Светлана Дмитриевна, Оренбург
1. Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. М. - СПб., 1999.-445с.
2. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школы // Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М., 1975.-С.85.
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Метод, пособие для учителей нач. школы. -М.: Просвещение, 1978.-175с.
4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников — подростков: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1987.-27с.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазви-тия.-2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.— 608с.
6. Андрусенко В.А. Формирование духовности: Пособие для учителей, педагогов доп. образования, студ. Оренбург, 1997.-68с.
7. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Мысль, 1979.-136с.
8. Ансерме Э. Беседы о музыке / Пер. с франц. JL: Музыка, 1985.-104с.
9. Античные мыслители об искусстве: Сб. высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве / Общ. ред., ввод. ст. и коммент. В.Ф.Асмуса.-2-е изд., доп. М.: Искусство, 1938:-242с.
10. Античная музыкальная эстетика / Ред. Н.Г.Шахназарова. М.: Музыка, 1961.-304с.
11. Аристотель. Соч. в 4т.Т.4. / Пер. с древнегреч. и общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984.-830с.
12. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.-39с.
13. Астахов И.Б. Искусство и проблема прекрасного. М.: Сов. писатель, 1963.-172с.
14. Ауэрбах JI. Рассказы о вальсе. М.: Сов. композитор, 1980.-176с.
15. Ахаян Т.К. Нравственное формирование школьников в коллективе. JL, 1977.—123с.
16. Базовая культура личности: творческие и методические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С.Газмана, Л.И.Романовой. М.: ВНИК "Школа", 1989.-149с.
17. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-416с.
18. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984.-247с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов / Примеч. С.С.Аверинцева, С.Г.Бочарова. М.: Искусство, 1979.-423с.
20. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.-132с.
21. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.-185с.
22. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-спец. / Екатеринбург, обл. ин-т развития per. образования. Екатеринбург, 1994.-340с.
23. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Актуальные проблемы: тексты лекций / Свердл. инж.-пед. ин-т. — Свердловск, 1991.-212с.
24. Белкин А. Еще одна парадигма образования // Высшее образование в России.-2000.-№1.-С.92-97.
25. Беляев С.Е. Историко-педагогические основы развития музыкального образования на Урале: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Оренбург, 2000.-37с.
26. Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997.-131с.
27. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.
28. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2т.Т.1. М.: Искусство, 1994.-541с.
29. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-422с.
30. Библер B.C. Нравственность, культура, современность (философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990.— 112с.
31. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Прогресс, 1991.-413с.
32. Бим-Бад Б.Д. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования // Педагогика.-1994.-№5.-С.З-10.
33. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-328с.
34. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис. . д-ра. пед. наук. -М., 1992.-32с.
35. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / В.И.Смирнов Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. и доп. М.: Логос, 2003.-304с.-С.231-239.
36. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориетированного образования // Педагогика.-1997.-№4.-С.11-17.
37. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. завед., слушателей ИПК и ФПК. -Ростов-на-Дону: Твор. центр "Учитель", 1999.-560с.
38. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: ВЛАДОС, 2001.-224с.
39. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001.-304с.
40. Борев Ю.Б. Эстетика.-4-е изд. доп. М.: Политиздат, 1988.-496с.
41. Брюсова Н.Я. Задачи народного образования. М., 1919.
42. Булычевский Ю., Фомин В. Старинная музыка: Словарь. М.: Музыка, 1996.-224с.
43. Бурмина Е.Н. О понятии «Музыкальный интерес» Вып.2. // Музыка в социалистическом обществе. Л., 1975.-89с.
44. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975.—175с.
45. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Политиздат, 1956.-147с.
46. Бутенко В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству// Сов. педагогика.-1990.-№5.-С.57-61.
47. Буткевич В. Красота (природа, сущность, форма). М.: Художник РСФСР, 1979.-438с.t .
48. Буякас T.M., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании. // Вопр. психологии.-1997.-№5.-С.44-55.
49. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М.: Музыка, 1992.-564с.
50. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. -М.: Изобраз. искусство, 1983.-440с.
51. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. JI.: Художник РСФСР, 1977.-224с.
52. Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. М.: Дет. лит., 1986.-192с.
53. Ведение в культурологию: учебное пособие для вузов / Под ред. Е.В.Попов. М.: ВЛАДОС, 1996.-336с.
54. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.1. М.: Педагогика, 1991.-341с.
55. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910.
56. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студ. пед. ин-в. Свердловск, 1981.-С.3-10.
57. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.: Политиздат, 1981.-36с.
58. Верб М.А. Эстетическая культура личности школьников как педагогическая проблема. СПб., 1997.-340с.
59. Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна: Феникс, 1997.-576с.
60. Витаньи И. Общество. Культура. Социология. Пер. с венг. / Под общ. ред. С.Н.Плотникова. М.: Прогресс, 1984.-288с.62,63.66