Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики

Автореферат по педагогике на тему «Формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Халиков, Ильяс Юсупович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики"

На правах рукописи

Халиков Ильяс Юсупович

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

АПР 2015

Казань-2015

005566795

005566795

Работа выполнена в лаборатории естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки в системе профессионального образования Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования

Научный руководитель доктор педагогических наук

Храпаль Лариса Робертовна

Официальные оппоненты:

Мухаметшин Рафик Мухамстшовнч, доктор политических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук РТ, НОУ ВПО «Российский исламский институт», ректор

Мухаметшин Азат Габдулхакович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально - педагогических технологий и ресурсов», декан факультета педагогики и психологии

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

Защита состоится «28» апреля 2015 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук и кандидата психологических наук при Федеральном государственном научном учреждении «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте йг/рМрррогао.ги Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования.

Автореферат разослан «25 » марта 2015г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Т.М.Трегубова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В связи с продолжением глубоких, кардинальных политических и социально-экономических преобразований в России, нарастающим кризисом идентичности и духовности подрастающих поколений приоритетной в педагогической науке является задача целенаправленного формирования у современной учащейся молодежи этнокультурной и гражданской идентичности.

Патриотическое воспитание, занимая особое место в ряду приоритетов новой эпохи развития межгосударственных отношений, должно приближать современную молодежь к высшим человеческим ценностям независимо от национальной принадлежности, к воспитанию поколений, которые будут представлять лицо конкретной нации. Поэтому, не случайно, президент России В.В. Путан, выступая с посланием к Федеральному Собранию, отметил, что сегодня «в мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией» (Послание Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г.)

Пробуждение у народа национального самосознания, достоинства и чувств, повышение интереса не только к прошлому своего края, но к настоящему и будущему, рассмотрение данных факторов в аспекте общечеловеческого характера требуют качественного структурно-содержательного совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе изучения исторического прошлого и культурного наследия народов и этносов. Перед современным обществом встают актуальные образовательные и воспитательные задачи: формирование нового поколения социально-активных граждан России, преемников духовной культуры народа, традиций этноса и, вместе с тем, равноправных граждан всего государства и мирового сообщества.

Становление новой системы образования, осуществляющей вхождение в мировое образовательное пространство, связано с поиском новых моделей этнокультурного и патриотического воспитания, которые позволят сформировать этнокультурную и гражданскую идентичность современной учащейся молодежи, актуализировать культурно-исторические традиции и духовно-нравственные ценности в рамках отечественного образования и воспитания. На сохранение этнокультурной и гражданской идентичности нации, необходимости отражения в современных образовательных программах духовно-нравственного компонента в воспитании подрастающего поколения ориентируют официальные документы: Национальная доктрина образования РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в России, Концепция модернизации Российского образования и др.

Однако современное образование и социальные институты не имеют сегодня концептуальной модели формирования этнокультурной и гражданской идентичности духовно-нравственных ценностей у учащейся молодежи посредством конкретной народной педагогической мысли. На наш взгляд, именно традиции и педагогический опыт татарского народа могут стать тем источником, с помощью которого раскрываются возможности для формирования гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Состояние исследованности проблемы. Социально-философские аспекты

Л '

и

проблемы формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи нашли свое отражение в исследованиях JIM. Архангельского, И.М. Духовного, А.Т. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, И.М. Ильинского, JI.H. Каган, В.Т. Лисовского и др. Вопросы духовности и гуманизма с педагогических позиций рассматривались в трудах Б.С. Алишева, В.И. Андреева, JI.C. Выготского, БЛ. Лихачева, Г.В. Мухаметзяновой, П.Е. Матвеева, З.Г. Нигматова и др. О необходимости включения духовной культуры в содержание образования писали исследователи: Г.Р. Балтанова, Д.С. Васильев, Л.Н. Гумилев, Д.Е. Еремеев, Р.И. Зиннурова, Л.И. Климович, Ш. Марджани, К. Насыйри, М.Б. Пиотровский, В.М. Порохова, Л.А. Харисова, Р. Фахретдин, Р.Х. Шаймарданов и др. Использование в духовно-нравственном развитии молодежи воспитательного потенциала религии рассматривается в научных публикациях ШЛ. Амонашвили, Б.Т. Лихачева, М.И. Махмутова, ИД. Никандрова, М.Г. Тайчинова и др. Этнопедагогический потенциал в воспитании подрастающего поколения освещен в трудах Н.А. Бердяева, Г.Н. Волкова, В. фон Гумбольдта, А. Дистервега, И. Канта, Р.Ш. Маликова, А.Г. Мухаметшина, КД. Ушинского, Я.И. Ханбикова, Р.Х. Шаймарданова и др. Социокультурные и этнокультурные аспекты модернизации содержания образования в школе и вузе представлены в трудах А.Г. Асмолова, Г.Г. Дилигенского, К. Касьяновой, Н.И. Лапина, Л.Р. Храпаль, ВЛ. Ядова.

Следует особо подчеркнуть и то, что патриотическое и гражданское воспитание молодежи, основанное на духовно-нравственных ценностях народа, этноса является ответственным и определяющим будущее общества и представляет собой твердую и последовательную систему, основанную на мировой идеологии. Создание нового мирового порядка не должно ставить под сомнение вопрос сохранения национальной и этнокультурной идентичности народов и этносов, сохранение суверенитета их государств, реализацию их культурной самобытности.

Сегодня возрос интерес к пониманию сути народной педагогики, заметно активизировались научные поиски в области исследования целей и содержания воспитания. Народная педагогика - это бытующее в народе отношение к проблеме воспитания конкретного этноса, основанное на опыте, воспитательных и образовательных мерах и средствах, педагогических знаниях, народной мудрости.

На наш взгляд, татарская народная педагогика пропагандирует самые гуманные и демократические идеалы, ориентирует современную молодежь на толерантное отношение, этнокультурную и гражданскую идентичность, приобщает к национальным и духовным ценностям этноса, направляет на разрешение межкультурных национальных проблем общества, уважая и признавая патриотизм, национальную идентичность и духовные ценности других народов.

Таким образом, актуальность исследования проблемы формирования этнокультурной и гражданской идентичности учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики обусловлена обострением противоречий, а именно:

-между необходимостью освещения диалектической связи духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики в формировании этнокультурной и гражданской идентичности учащейся молодежи и нарастающим кризисом идентичности и духовного обеднения нации, существующим в национальных республиках, порождающего социально-политические риски на пути развития страны;

- между необходимостью роста духовно-нравственного статуса личности в

современном обществе, глобальной ценностной переориентации и личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны, и недостаточно качественным и доступным этнокультурным, патриотическим и духовно-нравственным воспитанием в образовательных учреждениях для населения России;

-между потребностью в разработке и реализации инновационных идей, стратегий, концепций, технологий формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи как главных ориентиров укрепления общества и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России и ориентацией патриотического воспитания молодежи на традиционные формы и методы.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в виде проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования этнокультурной и гражданской идентичности учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики?

Актуальность изучаемой проблемы и ее недостаточная исследованность послужили основанием для определения темы диссертации: «Формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики».

Цель диссертационного исследования - разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики.

Объектом научного исследования является процесс формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи.

В качестве предмета научного исследования мы обозначили всестороннее изучение и теоретическое обоснование влияния педагогической мысли духовно-нравственных ценностей татарского народа на формирование этнокультурной и гражданской идентичности учащейся молодежи.

Гипотеза исследования — процесс формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики будет эффективным и результативным, если:

- проанализировать и в дальнейшем использовать в педагогической практике педагогов содержание богатого опыта педагогической мысли татарского народа, определить его составные части и воспитательный потенциал, обозначить роль духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики в формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи;

- разработать и экспериментально апробировать концептуальную модель формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики;

- разработать и внедрить в образовательный процесс высших учебных заведений научно-методическое обеспечение процесса формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики;

- разработать и внедрить в педагогический процесс образовательных учреждений диагностический инструментарий по выявлению уровней сформированное™ этнокультурной и гражданской идентичности современной

учащейся молодежи.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики.

2. Разработать и внедрить концептуальную модель формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики.

3. Разработать научно-методическое обеспечение процесса формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики.

4. Разработать диагностический инструментарий выявления уровней сформированности этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи.

Методологическую основу исследования составили философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; теории личностно-деятельностного, системного подходов к изучению педагогических явлений; теоретические основы гуманистических педагогических технологий.

Теоретико-методологической базой исследования выступили положения о духовно-нравственном становлении личности в его культурно-историческом пространстве (Б.Г. Ананьев, B.C. Ильин, A.A. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); учения о соотношении духовно-нравственных и национальных ценностей в воспитании личности (Г.Н. Волков, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, ОД. Мукаева, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухам етзянова, А.Г. Мухаметшин, Л.Р. Храпаль и др.); гуманистические педагогические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Р.Ш. Маликов, З.Г. Нигматов, А.Н. Хузиахмегов, Н.Е. Щуркова и др.); социокультурный и этнокультурный подход к модернизации содержания образования (A.C. Ахиезер, Г.Г. Дилигенский, К. Касьянова, Н.И. Лапин, Л.Р. Храпаль, ВЛ. Ядов). Проблемы межкультурного диалога и межнационального общения отражены в работах Н.И. Алмазовой, В.В. Воробьева, ПЛ. Матиса, ИЛ. Стернина, Л.Р.Храпаль и др. О духовно-нравственных традициях народов писали Б.С. Алишев, В.И. Андреев, В.Ф. Афанасьев, Г.Н.Волков, Г.В. Виноградов, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, З.Г. Нигматов, В.И. Суханов, Я.И. Ханбиков, А.Т. Сибгатуллина и др.

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы научного исследования: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение и обобщение, систематизация и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта); прогностические (педагогическое проектирование и моделирование); эксперимент; количественный и качественный анализ результатов с использованием методов математической статистики.

База исследования. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе Российского исламского института, а также в цешре истории и национального образования имени X. Фаизханова Института истории АН РТ.

Этапы исследования.

Первый этап (2007-2009 гт.) был посвящен оценке освещенности и изучению состояния проблемы, ознакомлению с татарской народной педагогикой и литературой по исследуемой проблеме, определению ключевых идей исследования.

Второй этап (2009-2011 гг.) включал в себя проверку педагогических условий реализации идеи формирования этнокультурной и гражданской идентичности учащейся молодежи средствами татарской народной педагогики.

Третий этап (2011-2014 гг.) связан с систематизацией результатов исследования, уточнением теоретических положений, оформлением результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-выявлена роль богатых духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогической мысли, выделены значимые духовно-нравственные ценности, сосредоточенные в опыте воспитания татарского народа, новые подходы, принципы формирования этнокультурной и гражданской идентичности молодежи с обоснованием необходимого комплекса качеств патриотической позиции личности с учетом реалий времени;

- обоснованы организационно-педагогические условия формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики: создание развивающего поликультурного образовательного пространства; организация исследовательской деятельности учащейся молодежи в области исследований традиций, этнокультуры татарского народа и татарской научной педагогической мысли; разработка программно-методического обеспечения для эффективного обеспечения «центра этнокультуры и патриотизма»; организация профессионального взаимодействия между образовательными учебными заведениями и творческое сотрудничество по проблеме духовно-нравственного обогащения татарской педагогической мысли;

- разработана концептуальная модель формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики, акцентирующая внимание на реализации главной задачи этнокультурного современного общества - сохранении и развитии комплиментарного сотрудничества народов и этносов в едином социокультурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;

- внедрено научно-методическое обеспечение процесса формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики, включающее инновационное содержание вариативных курсов поликультурной направленности, методические требования к новому поколению учебной литературы по дисциплинам этнокультурной направленности, учебно-методические комплексы;

-разработан диагностический инструментарий выявления уровней сформированное™ этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

-обосновании роли татарской народной педагогики и значимых духовно-нравственных ценностей, сосредоточенных в опыте воспитания татарского народа, в формировании этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи;

-дополнении общей педагогики, истории педагогики и образования выявленными организационно-педагогическими условиями и критериальными характеристиками формирования этнокультурной и гражданской идентичности

учащейся молодежи средствами татарской народной педагогики, решающими задачи развития личностного и национально-государственного патриотизма;

-уточнении ключевых понятий исследования: «этнокультурная идентичность» и «гражданская идентичность», пополняющих понятийно-терминологическую систему патриотического воспитания;

-необходимости внедрения разработанных курсов в рамках реализуемой авторской программы формирования этнокультурной и гражданской идентичности учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики: «Духовно-нравственные ценности татарской народной педагогики», «Татарское педагогическое наследие», «Духовное краеведение», «Этнопедагогика», «Этнография»;

- теоретическом обосновании необходимости использования концептуальной модели формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики;

- обосновании и предложении использования диагностического инструментария оценки этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что автором реализовано и может быть принято к руководству моделирование педагогических процессов, нацеленных на формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи средствами татарской народной педагогики, в ходе которого созданы авторская программа, учебно-методические пособия, теоретические интегративные курсы поликультурной направленности, которые могут широко применяться в практике педагогической деятельности специалистов в области образования.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы педагогами при реализации идей гражданско-патриотического воспитания в различных образовательных учреждениях, в ходе организации курсов повышения квалификации педагогов и работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов научного исследования обеспечивается целостным и системным и подходом к изучению проблемы, адекватностью выбранных методов исследования его логике и задачам, опорой на фундаментальные исследования по изучаемой проблеме, широким кругом использования татарской народной педагогической мысли, а также тем, что выводы исследования не противоречат современным научным представлениям о воспитании.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования получили одобрение на конференциях: итоговой конференции молодых ученых и аспирантов Института истории АН РТ "Халык педагогикасы фикере усешендэ "Хесэения" мэдрэсэсенеч роле"(2008 г.); региональных научно-практических конференциях «Филология в политической и межконфессиональной среде: состояние и перспективы» (Казань, 2009 г.), «Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы» (Казань, 2009 г.), «Актуальные проблемы изучения истории образования и педагогической мысли татарского народа» (Казань, 2011 г.); Международной научно-практической интернет-конференции «Электронное образование в Россию) (Казань, 2013-2014 гг.) и др., представлены в публикациях на конференциях и методологических семинарах,

докладывались и обсуждались в Российском исламском институте, в Центре истории и национального образования имени X. Фаизханова Института истории АН РТ и нашли отражение в публикациях автора.

На защиту выносится следующие основные положения:

1. Духовно-нравственные ценности татарского народа вносят большой вклад в формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи, в обогащение воспитательного опыта и являются богатым источникам патриотического и гражданского воспитания. Особенностями патриотического и гражданского воспитания молодежи, основанных на опыте татарской народной педагогики являются наиболее значимые духовно-нравственные ценности, включающие интеграцию чувств; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; толерантное отношение к традициям и историческому прошлому родины.

2. Концептуальная модель формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики представляет собой совокупность организационно-педагогических условий, задач, принципов реализации эффективного образовательного процесса, ориентируя педагогов на поиск новых педагогических технологий, методик и инновационных форм работы и отвечает требованиям становления современного гражданского общества и правового государства. Она включает идею сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией. Модель состоит из трех основных блоков: концептуально-целевого, процессуального и оценочно-результативного.

Концептуально-целевой блок включает задачи, принципы обучения и воспитания, принципы этнокультурной образовательной политики учебных заведений. Процессуальный блок включает организационно-педагогические условия, деятельность педагога, деятельность обучающегося, формы и методы работы. Оценочно-результативный компонент включает критерии и уровни сформированности этнокультурной идентичности; результат - формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи в условиях социально-политической неоднородности регионов РФ, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России.

3. Научно-методическое обеспечение процесса формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи может широко применяться в практике педагогической деятельности специалистов в области образования и включает создание преподавателями блочно-модульных программ этнокультурной направленности; использование преподавателями методов актуализации рефлексивного механизма в преподавании курсов этнопедагопяеской направленности; разработку педагогами тренингов и семинаров с обоснованием необходимого комплекса качеств личности в рамках развития ее патриотической позиции с учетом реалий времени; создание авторских проектов по проблемам духовно-нравственного, патриотического воспитания учащейся молодежи; программно-методическое обеспечение преподавателей.

4. Диагностический инструментарий сформированности этнокультурной и гражданской идентичности личности учащейся молодежи позволяет эффективно и качественно проводить педагогические исследования с помощью разработанных

критериев.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, его теоретико-методологическая база, методика анализа, характеризуется состояние изученности проблемы, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологический анализ проблемы формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики» показана роль татарской педагогической мысли в дореволюционный период; рассматривается деятельность татарских народных просветителей (Ш. Марджани, К. Насыри и др.), этнические особенности и духовно-нравственные ценности татарского народа в развитии народного просвещения и педагогической мысли, организационно-педагогические условия формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики.

Радикальные изменения в обществе вызывают потребность инновационных процессов в образовании. Воспитание патриотизма у современной молодежи требует осознания потребностей современного общественного развития, особенностей гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, понимания соотношения традиции и инновации и готовности к инновационной деятельности для сохранения традиций в патриотическом воспитании.

После разрушения в 90-х годах XX века системы воспитания, основанной на коммунистической идеологии, дело воспитания, определяющее будущее общества, осталось без новых идей, потеряло свое направление и ориентиры, и, наконец, саму цель. В результате, не только у молодежи, но часто и у старшего поколения в душе возникает идеологический вакуум. На этом фоне возникли социально-экономическая неустойчивость, произошло обесценивание духовно-нравственных ценностей, резко возросло количество тяжких преступлений, среди молодежи усилилась распущенность. На всех проходивших конференциях неоднократно высказывались мысли о путях выхода из создавшейся ситуации, о том, как оздоровить общество. Если рассматривать проблему в широком плане, исходя из масштабов общества, неотложной задачей является восстановление нравственного, в том числе, патриотического воспитания.

Непрерывность традиции воспитания патриотизма выступает залогом стабилизации общества и его поступательного движения. А дополняющим фактором развития становятся инновации, поскольку они выступают не взаимоисключающими, а взаимодополняющими факторами развитая. То есть, патриотизм общества может подниматься на новый уровень и способствовать прогрессу отечества благодаря рождению инноваций для поддержания и творческого развитая традиций.

В главе показано, что сегодня в условиях всеобъемлющего кризиса в России, морального нигилизма и духовного вакуума общества, важно глобальное изменение духовных ценностей и ориентиров общества, которое может стать гарантом его дальнейшего развития и процветания. Расширение гласности, развитие демократии и

построение гражданского общества можно рассматривать только в связи с одновременным формированием соответствующего нравственного облика нации и, в первую очередь, современной учащейся молодежи.

Т. Парсонс отмечает, что «в условиях, когда в общественном движении наблюдается сдвиг в сторону патриотизма, все большее внимание приобретает вопрос о национальных ценностях». Поэтому сегодня важно сделать особый акцент на формировании национальных и духовных ценностей народов, вырабатываемых ими в соответствии с географическими, историческими и иными условиями в процессе своего существования и развития. Именно поэтому, важно, чтобы цели модернизации этнокультурного образования были неотделимы от стратегии модернизации российского образования, в которой главным принципом является принцип сбалансированности этнокультурных и национальных интересов граждан.

Проблемы культурной глобализации и этнокультурной идентичности в разрешении региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества должны опираться на современный образовательный процесс учебных заведений, включающий инновационные технологии нового уровня, главной задачей которых должна стать деятельность по формированию социокультурной и этнокультурной идентичности, любви к своему народу, этносу, к своей родине. Под этнокультурной идентичностью мы понимаем принятие и осознание личностью своей сопричастности к родной культуре и этносу, толерантном отношении к другим народам и этносам, активном желании трансляции духовных ценностей и этнокультурных традиций определенного народа, его истории и языка, развитую эмоционально-эстетическую культуру и деятельностно-практическое отношение к действительности. Под гражданской идентичностью мы понимаем осознание личностью сопричастности к сообществу граждан того или иного государства, лояльное и толерантное отношение, эмоциональную привязанность к своей стране, отождествление (идентификацию) себя с гражданами страны, подкрепленную политической и общественной самоорганизацией.

В произведениях татарской народной педагогики особое значение придается формированию патриотизма, гражданственности молодежи на основе духовно-нравственных ценностей, составляющих основу теории национального воспитания. Сегодня важно создать систему, содержание, методы воспитательного дела. Следовательно целесообразное доведение до молодежи богатых духовно-нравственных источников татарской педагогической мысли системно, в виде единой науки, использование в этом процессе комплекса различных воспитательных мероприятий, превращается в назревшую проблему. Задача формирования этнокультуры учащейся молодежи предполагает их погружение сначала в их собственную, а затем и в иные культуры, а следовательно является существенным этапом формирования их этнокультурной и гражданской идентичности.

Дело воспитания учащейся молодежи всегда было условием развития человеческого общества и определялось экономическим состоянием общественной жизни. Воздействуя на все стороны жизни, духовно-нравственное воспитание стало сильным фактором, влияющим на экономическое развитие общества. Педагогические знания и идеи народа были тесно связаны с его жизненной философией, нравственностью, агрономическими, метеорологическими, астрономическими и др. знаниями.

В главе показано, что в отличие от научной педагогики, основанной на научном эксперименте, народная педагогика основана на опыте. Еще до появления азбуки у народа начинает формироваться свой воспитательный опыт, специфические

нравственные нормы. В содержании народной педагогики можно выделить несколько составных частей. Татарское устное народное творчество (первая часть) является общей педагогикой для всех народов, оно отражает духовно-нравственные идеалы нашего народа. Это мнение подтверждает и великий русский педагог К Д. Ушинский, проповедовавший в воспитании идею народности. Говоря о сказках, он подчеркивает, что с величием и разумом народной педагогики ничто, не может сравниться. Слова великого татарского поэта Г. Тукая еще более выразительны: «Народные песни - это самое дорогое, самое ценное, что мы унаследовали от наших предков....народные песни — это вечно живое, чистое и прозрачное зеркало души народа». В татарском устном народном творчестве отразился духовно-нравственный облик народа, его мысли и устремления, надежда или ненависть, одним словом, его педагогика. Устное народное творчество и в будущем не устареет, наоборот, пополнится новыми материалами, т.к. они необходимы в деле воспитания молодежи. Вторая составная часть народной педагогики - воспитание культуры умственного труда, место образования в жизни человека. «Ж^рнец нуры — кояпг, кеше нуры — гыйлем» («Свет земли - солнце, свет человека - знания»), - говорит народ. Третья составная часть народной педагогики - опыт трудового воспитания нашего народа и трудовые традиции, традиционные профессии. «В наследство ребенку оставляй не богатство, а славное имя, секреты полезной профессии», - советует народ. Татары известны своими моральными качествами, милосердием, трудолюбием. Суть воспитания они видят в глубокомысленном процессе «хэрэкэттэ - бэрэкэт» («в движении - благополучие»). В народной педагогике это выражение имеет два смысла. Во-первых, производство материальных ценностей, необходимых в жизни человека, невозможно представить без какого-либо действия, которое приносит благополучие. Во-вторых, человек общается, совершенствуется, становится целеустремленной личностью, накапливает социальный опыт только в процессе труда, разнообразной деятельности. Глубокий философский смысл способов народного мышления и воспитания следует исследовать и понимать во всех тонкостях. Четвертая составная часть народного воспитания - это физическое воспитание, игры и забота о здоровье в народной педагогике. Пятая составная часть - педагогика народных праздников. И, наконец, учение ислама - основа духовно-нравственного воспитания, так как в нем нашла отражение вся совокупность общечеловеческих ценностей. Религиозные обряды и нравоучения ислама, их роль в воспитании народа - шестая составная часть татарской народной педагогики. Таким образом, народная педагогика - это собрание широких и разносторонних знаний, она нашла отражение в самых различных науках.

В главе показана деятельность татарских просветителей и их роль в развитии татарской педагогической мысли (Ш. Марджани, К. Насыри, Р. Фахретдина). Раскрыта научно-педагогическая деятельность Ш. Марджани, который стремился повысить уровень образованности и воспитанности своего народа. Для него характерно умение сочетать религиозные и исторические традиции народа. Его идейно-философские взгляды характеризуют его педагогическую, религиозно-реформаторскую, историческую, просветительскую, философскую деятельность как достойную для того, чтобы занять свое видное место в культуре народов России. Ш. Марджани доказывает, что накопленные народом умные изречения, богоугодные

1 Татар халык ижаты: Мэкальлэр Ьэм эйтемнэр. Казан: Татар, кит. нэшр.,1987.438 б.

2 Эхмэдуллин А.Г., Галимуллин Ф.Г., Юзеев И.Г. Татар эдэбияты хресгоматиясе. Казан: Мэгариф,1996. 394 б.

деяния, народный опыт, мудрость ислама являются сильным средством воспитания.

Труды К. Насыри обладают чрезвычайно результативным воспитательным потенциалом. Всю свою жизнь, все свои силы он посвятил обучению и воспитанию детей и при этом широко использовал опыт воспитания татарского народа, завещал своим последователям смелее использовать это благородное наследие. По мнению ученого, для того, чтобы ребенок вырос нужным и полезным обществу, должны проявить ответственность и семья, и общество. Он смотрит на религию как на сборник канонов, вобравший в себя со времени образования человеческого общества такие понятия как благонравие, нравственность, милосердие, святость, покорность, человечность, совесть, чистоту, справедливость, доброту и др., призывающих людей творить только добро и не творить зла. Таким образом, он придает большое значение обогащению народной педагогики конкретными мыслями и описанию вклада ислама в ее развитие.

В целом, сегодня было бы вполне уместным использование в учебном и воспитательном процессе школ и гимназий труды Р. Фахретдина. Исходя из педагогических воззрений на литературу, Р. Фахретдин - писатель считал ее средством исправления нравов, обогащения мировоззрения, средством воспитания и возлагал на нее священные задачи. Он призывал творчески использовать родную литературу, увлекать ею детей. В его трудах доказывается результативность воспитания детей, основанного на единстве народной педагогики и духовных ценностей.

Таким образом, мы отмечаем, что в научно-педагогических трудах педагогов-просветителей обоснована необходимость развития татарской народной педагогики, на научно-практической основе раскрыто место нравственности и духовности, этнокультурной и гражданской идентичности как главных условий человеческой жизни.

Во второй главе «Содержание, методика и реализация экспериментального этапа» представлено научно-методическое обеспечение реализации организационно-педагогических условий формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи и отмечается, что по мнению многих педагогов идеи формирования этнокультурной и гражданской идентичности молодежи на основе духовных ценностей народной педагогики должны реализовывать российскую национальную идею, во главе которой стоит патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур. В этом мы полностью разделяем позицию ВВ. Путана.

Именно поэтому, в диссертации так глубоко анализируются факторы патриотического воспитания и рассмотрены содержание, формы, методы и специфика воспитания современной молодежи, основанная на духовно-нравственных ценностях татарской народной педагогики. На наш взгляд, в педагогических технологиях должны фиксироваться целесообразные модернизационные пути решения локальных и общих целей этнокультурного образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики, затрагивая ценности российской и национальной идеологии, являющихся основой разрешения противоречий и конфликтов между общественными группами и членами общества.

Нами разработана концептуальная модель формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики, концептуальной идеей которой является разработка и внедрение педагогических условий сохранения и развитая комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином

экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией (Рис. 1).

Модель состоит из трех основных блоков: концептуально-целевого, процессуального и оценочно-результативного.

Концептуально-целевой блок включает задачи (формирование этнокультурной и гражданской идентичности личности на Основе национальных традиций, духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики, формирование у учащейся молодежи представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям, гражданское и патриотическое воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире); а также принципы обучения и воспитания (фундаментальность, универсальность, интегративность, многоуровневость, гибкость, вариативность содержания образования, гуманизация образования) и принципы этнокультурной образовательной полигаки учебных заведений (принцип поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы, принцип вариативности выбора обучающимися образовательной траектории, принцип светскости).

Процессуальный компонент включает организационно-педагогические условия формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики (создание развивающего поликультурного образовательного пространства, организация исследовательской деятельности учащейся молодежи в области исследования традиций, этнокультуры татарского народа и татарской научной педагогической мысли, разработка программно-методического обеспечения для эффективного обеспечения «центра этнокультуры и патриотизма», организация профессионального взаимодействия между образовательными учебными заведениями и творческое сотрудничество по проблеме духовно-нравственного обогащения татарской педагогической мысли); направления деятельности (деятельность педагога - содержание - подбор материала для создания УМК дисциплин этнокультурного содержания, разработка разноуровневых анкет и опросников, разработка диагностического инструментария уровней сформированное™ этнокультурной и гражданской идентичности личности, организация формы работы вокруг анализируемой проблемы; формы - работа в группах, организация исследовательской работы в микрогруппе (парная работа, выполнение индивидуальных творческих работ), методы - метод мозгового штурма, метод модеращш, метод создания творческих работ; деятельность обучающегося — содержание — поэтапное изучение теоретического материала, анализ предложенной проблемы, публичное выступление (презентация решения); формы - групповая работа вокруг поставленной проблемы, мини-фронтальная работа в мини-группах, индивидуальная работа в процессе исследовательской деятельности; методы - парно-групповой работы с поставленной проблемой, выполнение исследовательских работ, упражнения на развитие альтернативного мышления.

Оценочно-результативный компонент включает критерии и уровни сформированное™ этнокультурной идентичности личности (уровни: низкий, средний, высокий), критерии и уровни сформированное™ гражданской идентичности личности: критерий сформированное™ гражданской позиции, критерий готовности к действиям в защиту родины и государства (уровни: низкий, средний, высокий); результат - формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи в условиях социально-политической неоднородности регионов

РФ, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России.

На формирующем этапе исследования нами была организована проверка эффективности представленных в модели четырех организационно-педагогических условий реализации идеи.

Реализуя первое организационно-педагогическое условие — создание развивающего поликультурного образовательного пространства, нами было создано общество педагогов, готовых к освоению и внедрению инновационных этноориентированных технологий с целью патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.

Особо эффективными инновационными технологиями этнокультурного образования являются:

-модульная технология, позволяющая индивидуально подойти к каждому учащемуся в соответствии с его способностями (например, нами разработано содержание модульных программ «Духовно-нравственные ценности татарской народной педагогики», «Татарское педагогическое наследие», «Духовное краеведение», «Этнопедагогика», «Этнография», которые предусматривают формирование готовности учащихся и студентов к межкультурному взаимодействию и духовно-нравственному развитию посредством изучения учебных элементов);

-проблемное обучение в процессе этнокультурного образования развивает у учащейся молодежи способности к разным видам этнокультурной деятельности, формирует духовно-нравственные ценности.

Проверяя эффективность второго организационно-педагогического условия — организацию исследовательской деятельности учащейся молодежи в области исследования традиций, этнокультуры татарского народа и татарской научной педагогической мысли, которое включает решение конкретных задач - разработку авторских проектов и научных исследований по проблемам духовно-нравственного, патриотического воспитания учащейся молодежи.

Внедрение третьего организационно-педагогического условия, подразумевающего разработку программно-методического обеспечения для эффективного функционирования «центра этнокультуры и патриотизма», акцентирует внимание на создании экспериментальных площадок, программно-методическом обеспечении преподавателей. Усиливает воспитательный аспект использование нетрадиционных форм проведения лекций — пресс-конференция «Проблемы духовности в современном мире»; семинар-путешествие по странам мира; интегрированные уроки, где для проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук (музыки, истории, литературы и др.); театрализованные уроки с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов, что вносит атмосферу праздника, позволяет проявил, инициативу, способствует выработке чувства взаимопомощи, коммуникативных умений и т.п.

Апробация четвертого организационно-педагогического условия — организация профессионального взаимодействия между образовательными учебными заведениями и творческое сотрудничество по проблеме духовно-нравственного обогащения татарской педагогической мысли показала, что реализация идеи целесообразного доведения до молодежи богатых духовно-нравственных источников татарской народной педагогической мысли совместно с научной педагогической общественностью в виде единой науки, с использованием в этом процессе комплекса различных совместных воспитательных мероприятий достаточно сложно организовать, но это приносит положительные результаты.

: педагогических условий для сохранения и раэвигия комплиментарного •

сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическое социальном, гк^титичесфм-н культурном; сообддёсггве» > У/!:"-^."-.''-'.. . :.-.•'' именуемом рогаийасой гражданской нацией .

Цель - эфф«гги$н^ тгодгагов^ со^иенной молодежи к жизни в условиях федоятавнргт? гх^ла^дэа. И°;с<гвр«Менной. ■ ■ ^ м ^ ■ ■ ■ *цивипизаиш*. раст^

1

Формирование этнокультурной и

гражданской идентичности личности на основе национальных традиций, духовно-кравсгвенных ценностей татарской народной ___педагогики__

Формирование у учащейся молодежи представлений о многообразии этнических культур

ТГ

Воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной деятельности в открытом панжультурном и палилингвальном мире

Припцапи^ученаяи вмжатания

Фундаментально Универсаль- Интегратив-носгь 1 Многоуров- Гибкость, вариативность Гуманизация 1

сть ность | невость содержания образовашгя образования |

^¡^инципь^тж у чебних заведений

11риншл поликультурной толерантности и икгеробраэоватеяьной перспективы

Принцип вариативности выбора обучающимися

Ж

Принцип светскости

Создание развивающего подикультуркого образовательного ^пространства

Организация исследовательской деятельности учащейся молодежи в области исследования традиций, этнокультуры татарского народа и татарской научной педагогической мысли

Разработка программно-методического обеспечения

для эффективного функционирования «центра этнокультуры и.

Профессионал ьное взаимодействие между образовательными учебными

заведениями и творческое сотрудничество по проблеме духовно-нравственного обогащения таг. педагогической мысли ____

а

Содержание

Деятельность педагога

• подбор материала для создания УМК дисциплин

этокультурного содержания,

• разработка разноуровневых анкет и опросников,

• разработка

диагностического

инструментария

уровней

сформированное™ этнокультурной и гражданской идентичности личности

Формы

• организация форработы вокруг

анализируемой проблемы (работав группах),

• организация исследователь« ой работы в микрогруше (парная работах

индивидуальных

творческих

работ

Методы

Содержание"

• метод мозгового штурма,

• метод моде-

• метод

творчески хработ

• поэтапное изучение теоретически" о материала,

• анализ предтюженно й проблемы,

• публичное выступление (презентация решения)

Дезгтельносп» обучающегося

_Формы

• групповая работа вокруг поставленной проблемы,

• мини-фронтальная работав мини-группах,

• индивидуальная работа в процессе исследовательской деятельности

Методы

• метод парно-групповой работы с поставленной проблемой,

• метод выполнения исследовательских работ,

• метод упражнения на развитое альтернативного мышления

ХЕ

Критдши и утжгшсформиротнносты

ТГ

этнокультурной идентичности личности гражданской идентичности личности

Критерии: когнитивный, мотквационный, поведенческий —> Уровни: низ кий, средний, высокий Кр4гтерни: когнитивный, меггавацнонный, поведенческий 3> Уровни: низкий, средний, высокий

тг

тэг

.: Результат" формирование этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи в условиях социально-политической неоднородности регионов РФ, поликультуриости к пол или нгвалы гости многонациональных народов -

• .■ :. ■ ' _РОССИИ _ ___'

Рис.1 Концептуальная модель формирования этнокультурной и гражданской идентичности личности на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики.

Таблица 1

Критерии и уровни сформированное™ гражданской идентичности

личности _

Баллы Уровни Характеристика

25-35 баллов Высокий уровень Критерий когнитивный: наличие знаний о своей родине и историческом прошлом, проявление заинтересованности и ответственности за ее судьбу в современном мире. Критерий мотивапионный: выражено желание и сформирована активная позиция к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса. Критерий поведенческий: готовность к действиям в защиту народа и родины; готовность к диалогу и межкультурному взаимодействию с людьми разных убеждений, национальных культур и религий.

14-24 баллов Средой уровень Критерий когнитивный: достаточное количество знаний о своей родине и историческом прошлом, нормальное проявление заинтересованности и ответственность за ее судьбу в современном мире. Критерий мотивационный: не активное проявление желания, мотивации и готовности к действиям в защиту парода и родины; не толерантное отношение к истории своей родины и историческому прошлому, недостаточная развитость ответственности за ее судьбу в современном мире. Критерий поведенческий: не выраженное желание к действиям в защиту народа и родины, к участию в построении межкультурных взаимодействий с людьми разных убеждений, национальных культур и религий.

0-13 баллов Низкий уровень Критерий когнитивный: отсутствие знаний о своей родине и историческом прошлом, заинтересованность и ответственность за ее судьбу в современном мире не выражены. Критерий мотивациопный: отсутствие желания, мотивации, готовности и позиции к действиям в защиту народа и родины; отсутствие гражданской позиции и гражданского патриотизма, проявление неуважение к истории своей родины; равнодушное отношение к своему народу, этносу, Родине. Критерий поведенческий: бездействие в защиту своей родины, своего народа, этноса; отсутствие готовности к диалогу и межкультурному взаимодействию с людьми разных убеждений, национальных культур и религий.

На формирующем этапе эксперимента мы попытались выяснить, как и насколько хорошо знают наши студенты культуру своего народа и как к ней относятся. 34,2% студентов считают, что знают ее хорошо; 43,0% - знают частично; 20,5% - плохо и 1,6% - не знают совсем.

В эксперименте принимало участие 326 студентов: 163 человека — экспериментальная группа и 163 человека - контрольная группа. В нашем исследовании на вопрос: "Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?" 55,8% студентов отметили - гордость; 19,6% - спокойную уверенность; 8,0% - никаких чувств; 9,0% - обиду; 1,5% - ущемленность, униженность. На вопрос "Вы соблюдаете традиции своего народа?" 38,0% студентов ответили -всегда; 41,2% - иногда; 12,5% - очень редко и 7,9% - не соблюдают. Мы отмечаем, что подавляющее большинство респондентов гордятся принадлежностью к своему народу.

Попытка разработки диагностического инструментария оценки сформированности этнокультурной и гражданской идентичности основывалась на измерении установок на нормы современного общества, так как изменение социальных условий вызывает изменения в поведении людей, в их образе жизни (Табл.1,2).

Таблица 2

Критерии и уровни сформированное™ этнокультурной идентичности ____личности

Баллы

О о

Уровни

з.

я и

Характеристика

Когнитивный критерий характеризуется наличием знаний о языке, этнокультурных обычаях и традициях определенного народа, его культуре.

Мотнвационный критерий характеризуется сопричастностью к родине, языку, культуре и этносу, императивом духовности и толерантности; стремлением и желанием к общекультурному, социально-нравственному развитию.

Поведенческий критерий характеризуется умением и стремлением транслировать полученные знания о культуре народа, этноса современному поколению учащейся молодежи в процессе учебной и научной деятельности.

>о о\ сч

Когнитивный критерий характеризуется достаточным наличием знаний и духовных ценностей, средне выраженным стремлением к изучению этнокультурных традиций определенного народа, его языка, истории.

Мотнвационный критерий характеризуется достаточным ощущением сопричастности к родине, народу и его культуре, этносу, не активным стремлением и желанием к общекультурному, социально-нравственному развитию.

Поведенческий критерий характеризуется недостаточным умением и стремлением транслировать полученные знания о культуре народа, этноса современному поколению учащейся молодежи в процессе учебной и научной деятельности.

ч I

о

Когнитивный критерий характеризуется отсутствием знаний и духовных ценностей, не выраженным стремлением к изучению этнокультурных традиций определенного народа, его языка, истории.

Мотнвационный критерий характеризуется неразвитыми установками к этнокультурным особенностям современного общества и отсутствием желания передавать современному поколению духовные ценности и этнокультурные традиции этноса, репюна, малой родины, нежеланием к общекультурному, социально-нравственному развитию.

Поведенческий критерий характеризуется: неразвитой эмоционально-эстетической культурой; отрицательным деятельносгао-пракгическим отношением к действительности; плохо развитой культурой чувств; нежеланием быть сопричастным к родине, региону, культуре и этносу, к судьбе народа; отсутствием императива духовности и толерантности.

Таблица 3

Сравнительный анализ сформированное™ гражданской идентичности

студентов (в % от общего числа респондентов) _

Уровни эг до начала ОЭР ЭГ входе ОЭР эг входе ОЭР эг в юнце ОЭР КГ до начала ОЭР га- входе ОЭР КГ входе ОЭР КГ в конце ОЭР

% % % % % % % %

Низкий 57,4 31,0 31,0 - 56,1 55,6 55,6 57,7

Средний 31,0 40,0 40,0 60,0 38,9 42,2 42Д 42,0

Высокий 11,6 29,0 29,0 40,0 5,0 2,2 2,2 03

Х'-критерий (Хя>=11,345) 40.7 45,2 1,9 1.7

Таблица 4

Сравнительный анализ сформированности этнокультурной идентичности студентов _ (в % от общего числа респондентов)___

Уровни эг ДО начала ОЭР эг входе ОЭР ЭГ входе ОЭР ЭГ в конце ОЭР кг до начала ОЭР КГ входе ОЭР кг входе ОЭР КГ в конце ОЭР

% % % % % % % %

Низкий 29,1 14,6 14,6 - 27,0 30,1 30,1 34,6

Средний 58,2 65,2 65Д 29,2 54,0 61,8 61,8 59.7

Высокий 12,7 20.2 20,2 71,8 19,0 8,1 8,1 5,7

X''-критерий (Хч,=11345) 12,4 38,5 7,8 1,5

Данные результаты подтверждены и критерием «хи-квадрат» К. Пирсона, следовательно, мы можем заключить, что эффективные изменения в уровнях сформированности этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на начало и конец педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной групп не вызваны случайными причинами, а являются следствием внедрения концептуальной модели формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики. Мы констатируем, что 70% опрошенных нами студентов выход из сложившегося кризиса идентичности и духовного обеднения нации видят в этнокультурном и патриотическом воспитании молодежи.

Результаты по всем проведенным методикам, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели критерия Липка и Уоллеса по результатам проведенных методик

Показатель гражданской идентичности студентов Показатель этнокультурной иденгачносш студентов

Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Кошрольная группа

К эмп =13,78 К эмп =2,43 К эмп=13,% К эмп =3,36

1 4,10 для Р< 0,05 ад 5,16 для Р< 0,01 1 п=326 14,10 для Р<0,05 КН 5,16 для Р< 0,01 1 п=326

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.

1. Изучена народная педагогическая мысль, обогащенная духовным наследием, которая рассмотрена как один из решающих факторов в формировании у современной молодежи этнокультурной и гражданской идентичности, нравственного совершенствования. На основе духовных ценностей человек оценивает все свои деяния и поступки. Духовно-нравственные ценности татарской народной педагогики охватывают почти все области общественного поведения и являются частью совершенного жизненного пути жизни человека. Одна из главных основ татарской педагогики — это нравственность — гарантия мощи нации; точно также как безнравственность — главная причина распада, разложения нации. Показано, что отсутствие должного внимания к процессу формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. Преподаватели и студенты должны понимать, что личность нового времени, обладающая духовно-нравственными ценностями, глубоко уважающая и понимающая этническую самобытность своего народа, научится понимать и принимать специфику культурных ценностей своего

народа.

2. Обоснованы и апробировании организационно-педагогические условия формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской неродной педагогики: создание развивающего поликультурного образовательного пространства, организация исследовательской деятельности учащейся молодежи в области исследования традиций, зтнокультуры татарского народа и татарской научной педагогической мысли, разработка программно-методического обеспечения для эффективного обеспечения «центра зтнокультуры и патриотизма», организация профессионального взаимодействия между образовательными учебными заведениями и творческое сотрудничество по проблеме духовно-нравственного обогащения татарской педагогической мысли и др.

3. Разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики, ориентированное на изучение культурного наследия и достижения исторического опыта и зтнокультуры татарского народа в контексте разработанных авторских курсов и программ, учебно-методических пособий. Разработанные курсы решают задачи принятия современной учащейся молодежью традиций, символов, норм и ценностей, сложившихся в обществе, а формируемая посредством курсов и программ этнокультурная идентичность рассматривается как одна из характеристик существования молодежи в поликультурном мире.

4. Разработана и апробирована концептуальная модель формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики, включающая организационно-педагогические условия, а также разнообразие методов, принципов, задач и технологий, используемых в процессе обучения.

5. Разработан и внедрен диагностический инструментарий по выявлению уровней сформированноспш этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи, включающий критерии (когнитивный, мотивационный, поведенческий) и уровни (высокий, средний, низкий), позволяющий выявить установки и регуляторы духовно-нравственного поведения учащейся молодежи.

Результаты эксперимента показали, что в процессе целенаправленного педагогического воздействия у современной учащейся молодежи существенно повышается уровень знаний об этнокультуре татарского народа, его педагогической мысли; увеличивается интерес и потребность в этнокультурной деятельности; наблюдается понимание необходимости обогащать свои духовно-нравственные ценности средствами татарской народной педагогической мысли; возрастает готовность к действиям в защиту своего этноса и рост гражданской позиции, этнокультурной и гражданской идентичности; происходит переоценка роли духовно-нравственных ценностей в развитии татарской народной педагогики, собственной роли в решении этнокультурных проблем общества.

Содержание диссертации отражено в более 25 публикациях, общим объемом (26.7 пл.), авторский вклад (25.45 пл.).

Основные положения диссертационного опубликованы в следующих работах:

I. Монографии

1. Халиков, И.Ю. Татар халык педагогикасы фикере усвигеВДЭ ислам кыйммэтлэре / И.Ю.Халиков. - Казан: ТФА Ш. Мэржани исемендэге Тарих институты, 2010.-1246.(8 пл.)

П. Статьи в репетируемых научных гаданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

2. Халиков, И JO. Педагогическая деятельность Р. Фахретдина / И.Ю. Халиков // Казанский педагогический журнал. - 2009. Вып. 12. - С. 166-169. (ОД пл.)

3. Халиков И.Ю. Отражение опыта народной педагогики и нравственных ценностей ислама в творчестве Каюма Насыйри / И.Ю. Халиков, И.Т. Хайруллин // Образование и саморазвитие. - 2012. Вып.№4. - С.177-182. (0,3/0,2 пл.)

4. Халиков, И.Ю. О формировании этнокультурной идентичности учащейся молодежи / И.Ю. Халиков, И.Т. Хайруллин // Образование и саморазвише-2014. Вып.№2(40). — С.76-80. (0,3/0,2)

5. Халиков, И.Ю. Концегпуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде // HJO. Халиков, Г.Х. Ахмепнина, JI.P. Храпаль, З.И. Замалетдинова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - ВьшЗГ»1(50). - С. 164168. (0,3/0,2)

6. Халиков, И.Ю. Духовно-нравственный потенциал татарской народной педагогики / ИЛО. Халиков, И.Т. Хайруллин // Образование и саморазвитие. - 2015. Вып№1(43). - С.174-179. (03/0Д)

7. Халиков, И.Ю. Проектиро вание процесса этнологической, этнографической и этнопсихологической подготовки личности в условиях интеграции мировой и национальной культур // И.Ю. Халиков, Kill. Шарифзянова, З.И. Замалетдинова, ТВ. Сибгатуллина, Г.Х. Ахмсплина // Казанский педагогический журнал. - 2015. Вып_№1. -С.74-78. (03/0,1)

III. Публикации в других научных изданиях

8. Халиков, И.Ю. Народная педагогика и ислам в творчестве К. Насыйри / И.Ю. Халиков // Сборник материалов итоговой конференции молодых ученых и аспирантов ИИ АН РТ за 2008 г. - Казань: ИИ АН РТ, 2009. -С. 214-216. (0,1 пл.)

9. Халиков, И.Ю. Халык педагогикасы фикере усеше"Дэ "Хесэения" мэдрэсэсенец роле / И.Ю .Халиков // Сборник материалов итоговой конференции молодых ученых и аспирантов ИИ АН РТ за 2008г. - Казань: ИИ АН РТ, 2009. - С. 216-218.(0,1 пл.)

10. Халиков, И.Ю. Халык педагогикасыцца Ьэм Исламда Ватан, патриотизм, батьфлык идеялэре / И.Ю. Халиков // Сборник научных статей - Казань: РИИ, 2010. -С.137-139. (0,1 пл.)

11. Халиков, И.Ю. Связь между народными педагогическими традициями и школьной образовательной системой / И.Ю. Халиков // Филология в политической и межконфессиональной среде: состояние и перспекгавы. - Казань РИИ, 2009. — С. 429433. (03 пл.)

12. Халиков, И JO. Религиозно-нравственная культура и воспитательный процесс / ИЮ. Халиков И Филология в политической и межконфессиональной среде: состояние и перспективы. - Казань РИИ, 2009. - С. 433^39. (0,4 пл.)

13. Халиков, И.Ю. Халык педагогикасы фикере усешендэ мэдрэсалэрнец урыны / И JO. Халиков // Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы. - Казань: 11 I'll У, 2009. - С.479-486. (0,5 пл.)

14. Халиков, И JO. Народная педагогика и Ислам в творчестве Риза Фахретдина / И.Ю. Халиков И Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы.-Казань: ТТТПУ, 2009.-С. 486-489. (ОД пл.)

15. Халиков, И.Ю. Халык педагогикасында Ьэм исламда эхлак тэрбиясе / И.Ю. Халиков // Актуальные проблемы изучения истории образования и педагогической мысли татарского народа. Татар халкыныц педагогик фикерен Ьэм мэгариф тарихын ейрэнунец актуаль мэсьэлэлэре: куренекле галим Ьэм педагог Василий Михайлович Гороховныц тууына 120 ел тулуга багышланган тобэкара фэнни-гамэли конференция

материаллары. - Казан: ТР ФА Ш. Мэржани исемендэге Тарих институты, 2011. -С. 151 -157.(0,4 пл.)

16. Халиков, И.Ю. Культурная глобализация и этнокультурная идентичность общества как факторы модернизации современного образования / И.Ю. Халиков, Г.М. Низамутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева // Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 28-29 марта 2013 г. / Сост. АР. Камалеева. - Казань, КПФУ, 2013. - С. 348-354. (0,3/0,1 пл.)

17. Халиков, ИДО. Национальная идентичность и национальная духовность как факторы отражения реального этногенетического и историко-культурного контекста в словесном искусстве / ИЮ. Халиков, Г.М. Низамутдинова// Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 28-29 марта 2013 г./Сост. А.Р. Камалеева. - Казань, КПФУ, 2013.-С.250-258 .(0.5/0.25 пл.)

18. Халиков, И.Ю. Этнологическая, этнографическая и этнопсихологическая подготовка личности в условиях интеграции мировой и национальной культур / И.Ю. Халиков, Л.Р. Храпаль, Г.М. Низамутдинова // Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 28-29 марта 2013 г. / Сост. АР. Камалеева.—Казань, КПФУ, 2013. - С. 355-361.(0,4/0,2 пл.)

19. Халиков, И.Ю. Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи средствами татарской народной педагогики и ислама / И.Ю. Халиков // Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 28-29 марта 2013 г. / Сост. АР. Камалеева. - Казань, КПФУ, 2013. - С. 321-326. (0,3 пл.)

20. Халиков, И.Ю. Состояние и проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи мусульманских религиозных учебных заведений Республики Татарстан / И.Ю. Халиков // Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 28-29 марта 2013 г. / Сост. АР. Камалеева. - Казань, КПФУ, 2013. - С327-334(0,5пл.).

21. Халиков, ИДО. Научно-методическое обеспечение процесса формирования этнокультурной и гражданской идентичности современной учащейся молодежи на основе духовно-нравственных ценностей татарской народной педагогики // Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции 28-29 марта 2014 гУ Сост. АР. Камалеева - Казань, КПФУ, 2014. - С. 338-342.(0,3 пл.)

22. Халиков, ШО. Организация профессионального взаимодействия между образовательными учебными заведениями и творческое сотрудничество по проблеме духовно-нравственного обогащения татарской педагогической мысли // Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 28-29 марта 2014 г. / Сост. АР. Камалеева. - Казань, КПФУ, 2014. - С. 345-349. (0,3 пл.)

23. Халиков, И.Ю. Роль нравственности и духовности, этнокультурной и гражданской идентичности в формировании личности как главных условий человеческой жизни // Электронное образование в России: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 28-29 марта 2014 г. / Сост. АР. Камалеева. - Казань, КПФУ, 2014. - С. 367-372. (0,3 пл.)

IV. Учебно-методические пособия

24. Халиков, И.Ю. Методические рекомендации к организации духовно-нравственного воспитания в высших учебных заведениях / Методическое пособие / Сост. И.Ю. Халиков. - Казань: Изд-во «Вестфалика», 2013.-5,5 печл. - 88 с.

25. Халиков, ИЮ. Организация духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в условиях модернизации этнокультурного образования: учебно-методическое пособие / Сост. И.Ю. Халиков. - Казань: Изд-во «Вестфалика», 2014. -5,5 печл. - 88 с.

Подписано в печать 25.03.2015 г. Печать ризографическая. Гарнитура Times. Формат бумаги 60x90/16. Объем 1,4 пл. Тираж 100 экземпляров.

Отдел научно-организационного обеспечения ФГБНУ ИПП ПО РАО 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12 тел. (843) 560-75-84