автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков
- Автор научной работы
- Еникеева, Алсу Рашидовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Еникеева, Алсу Рашидовна, 2006 год
Введение.
Глава 1. Патриотическое воспитание на этнокультурных традициях как социокультурная проблема.
1.1. Социально-педагогические основы патриотического воспитания на этнокультурных традициях.
1.2. Социокультурный аспект патриотического воспитания в России и Татарстане.
1.3. Социально-гуманитарный контекст содержания патриотического воспитания.
Глава 2. Педагогические условия патриотического воспитания подростков на этнокультурных традициях татарского народа 81 2.1. Татарский фольклор как феномен народной культуры и ресурс этнокультурной педагогики.
2.2. Педагогические условия реализации этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков.
2.3. Содержание деятельности этнокультурного центра как комплексной формы реализации потенциала этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков.
2.4. Результаты педагогического эксперимента.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков"
В XXI веке развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил становится мерой и основополагающим условием развития и воспроизводства социальной целостности. На смену социально-ролевому способу организации человеческой жизнедеятельности пришел социально-культурный принцип бытия, более адекватный самой природе человека и превращающий человека из «винтика» социальной машины в субъекта социума и культуры, реализующего себя во всей полноте собственной сущности. Можно сказать, что общество, несмотря на политические катастрофы и экономические трудности, сегодня постепенно переходит к антропоцентризму - принципу, утверждающему приоритет интересов, прав и свобод суверенной человеческой личности - органичного носителя своей национальной культуры. Научный поиск все более поворачивается от обстоятельств к человеку в культуре. Многоуровневое видение человека дополняется стремлением к его целостному восприятию, которое в то же время парадоксально утверждает принципиальную разомкнутость, незавершенность человеческого образа. При этом антропологическая доминанта означает включенность человека в мировой процесс, и потому она предполагает не столько знание о «человеке в себе», сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом, смысла любых процессов и явлений в их «человеческом измерении».
Все это обусловливает принципиально новый подход к оценке роли и места культуры в жизни государства, общества, личности. Не случайно в последнее время резко возрастает интерес к феномену традиционной культуры, что чрезвычайно актуально как в условиях трансформации российского общества, так и в контексте современных процессов экспансии идеологии глобализации, размывающей национальные культуры и препятствующей обретению целостной идентичности личности. Социальнопедагогический смысл феномена этнокультуры заключается в ее способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, определяющей способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придающей смысл человеческому существованию. Этнокультура содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение первичных форм человеческого бытия, сознательный отбор, культивирование и создание новых духовных и материальных ценностей.
В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к феномену традиционной культуры, социально-педагогический потенциал которой выражается в способности содействовать становлению личности через воссоздание общности судеб человека и народа, обеспечивать трансляцию духовных ценностей и социального опыта, национально-культурную самоидентификацию и реализацию человеческих возможностей.
В педагогическом плане погружение личности в мир этнокультурных традиций осуществляется в аспекте патриотического воспитания, способного сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности. Сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания в контексте этнокультурных традиций обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Особое значение в поиске новых форм и методов формирования патриотических ценностей средствами культуры приобрели Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001 - 2005 годы» и принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006 - 2010 годы».
Однако сегодня педагогические резервы этнокультурных традиций как средства патриотического воспитания подрастающего поколения не используются в полной мере, как в практике учреждений образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности. В современном образовании недооценивается роль преемственности этнокультурных традиций, что в конечном итоге тормозит развитие национальной культурной самобытности региона. Культурно-досуговые учреждения, работая в жестких условиях рынка, все больше специализируются в русле зрелищно-развлекательных программ.
В сложившейся ситуации патриотическое воспитание предполагает концентрацию ресурсов различных социально-культурных институтов в сфере дополнительного образования, которое выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предлагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самореализацию личности.
В то же время социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с патриотическим воспитанием на этнокультурных традициях, разработкой условий реализации ресурсов культурно-досуговой деятельности. Обращение к данной проблеме продиктовано также тем, что практически невостребованным остается огромный человекотворческий потенциал ценностей, норм и способов жизнедеятельности, содержащихся в народной культуре, направленной на патриотическое воспитание молодежи.
Таким образом, основная проблема исследования определяется объективно существующими противоречиями: между значительным духовным богатством этнонациональной культуры и условиями его востребованности в ведущих сферах деятельности, обеспечивающих социализацию и инкультурацию подрастающего поколения; между возрастающим интересом детей и подростков к освоению ценностей, норм и технологий народной культуры и отсутствием педагогических стратегий погружения ребенка в мир традиционной культуры; между педагогическим потенциалом фольклора как средством патриотического воспитания и недостаточным осознанием его педагогических ресурсов, мерой его использования в деятельности учреждений дополнительного образования и социально-культурной сферы; между существующей потребностью учреждений образования и культуры в руководителях объединений и педагогах этнокультурной направленности, способных продуктивно работать в условиях многонационального общества, и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования, которая не в состоянии удовлетворить эти потребности.
Актуальность проблемы, а также недостаточная ее теоретическая разработанность определили цель диссертационного исследования - выявить педагогические ресурсы содержания и средств этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия их реализации в социокультурной деятельности.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:
Определить фольклор как феномен народной культуры и ресурс этнокультурной педагогики.
Выявить патриотический потенциал этнокультурных традиций.
Разработать модель содержания деятельности этнокультурного центра как комплексной формы реализации потенциала этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков.
Установить и обосновать комплекс педагогических условий эффективности патриотического воспитания подростков на этнокультурных традициях.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания подростков в социокультурной деятельности, предмет — условия реализации содержания и средств этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков.
Гипотеза исследования: использование этнокультурных традиций станет более эффективным, если будет разработана и внедрена модель содержания деятельности этнокультурного центра как комплексной формы патриотического воспитания подростков посредством реализации следующих педагогических условий:
- преемственность поколений в коллективной деятельности педагогов, детей, подростков и их родителей в фольклорной среде посредством творческого осмысления этнокультурных традиций;
- структурирование содержания воспитательного процесса в досуго-вом коллективе по формированию национальной идентичности и межкультурной толерантности;
- культуротворческая деятельность подростков по изучению, сохранению и распространению этнокультурных традиций.
Теоретико-методологической основой анализа педагогического потенциала этнокультурных традиций стали: философско-антропологические идеи и теории отечественной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, В.С.Соловьев, Н.С.Трубецкой, Г.П.Федотов, С.Л.Франк); культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры (Л.С.Выготский); принципы «гуманного воспитания», основанного на уважении личности (Н.И.Пирогов, С.Т.Шацкий); концепции развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, Д.Н.Узнадзе); современные образовательные и воспитательные теории (А.А.Бодалев, Э.Д.Днепров, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Л.И.Новикова, Б.Г.Юдин).
В решении поставленных исследовательских задач автор опирался на: исследования роли социальной среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Сироткин); концептуальные положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.П.Занков); идею диалога как сотворчества (М.В.Богуславский, Л.Я.Зорина, Н.И.Селиванова); культурологические и социологические разработки С.Н.Иконниковой, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова; понимание народной культуры как «внегенетического механизма наследования социального опыта» (Ю.М Лотман).
В понимании феномена этнокультурных традиций и осмыслении опыта народного воспитания автор опирается на педагогические идеи Я.А.Коменского, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Г.Н.Волкова, Я.И.Ханбикова, З.Г.Нигматова, идеи выдающихся просветителей и деятелей культуры татарского народа: Шегабут-дина Марджани, Каюма Насыри, Габдуллы Тукая, Галимджана Ибрагимова.
В изучении фольклора как феномена народной культуры легли труды учёных фольклористов: В.Е.Гусева, В.Я.Проппа, К.Фукса, Ф.Х.Валеева, И.Н.Надирова, Р.Г.Мухамедовой, Ф.С.Баязитовой, М.Н.Нигметзянова, Р.К.Уразмановой, Р.Ф.Ягфарова, Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой,
Н.Ю.Альмеевой, Г.М. Макарова.
Для данного исследования особый интерес представляли социально-философские концепции этногенеза и межэтнических отношений (Ю.В.Бромлей, И.М.Гизатуллина, Л.Н.Гумилев, Л.М.Дробижева,
A.П.Садохин,); принципы регионализации в развитии социально-культурных систем (Г.М.Бирженюк, Р.З.Богоудинова, Г.Г.Дадамян, О.Г.Генисаретский,
B.Л.Глазычев, Г.Х.Калимуллина, Н.Ф.Максютин, А.П.Марков, И.А.Новикова, Р.Г.Салахутдинов, П.П.Терехов, Д.В.Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко); теоретические и прикладные вопросы оптимизации досуга детей и подростков на материале народной культуры (М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, В.Я.Суртаев, А.А.Сукало, Б.А.Титов).
Автором были изучены и обобщены научные исследования, касающиеся этнокультурных традиций и патриотического воспитания, представленные в кандидатских и докторских диссертациях И.И.Алпацкого, И.И.Валеева, И.В.Кюнкриковой, Е.И.Корнеевой, Е.Н.Корчагина, Н.А.Сиволобовой и др.
Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности культурно-досуговых объединений фольклорной направленности; включенное наблюдение; социально-педагогический эксперимент; прогнозирование и моделирование воспитательного процесса.
Организация исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении двенадцати лет.
На первом этапе (1994-1996гг.) была разработана программа исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы, была изучена традиционна традиционная культура в целом и татарский фольклор в частности как феномен народной культуры и ресурс этнокультурной педагогики, исследовалась реальная практика использования возможностей этнокультурных традиций в системе патриотического воспитания подростков. Параллельно на базе Казанского городского Дворца детского творчества им. А. Алиша автором были созданы татарская фольклорная студия, участниками которой стали дети и подростки от 5-ти до 16-ти лет и татарский фольклорный ансамбль.
На втором этапе (1997-2002гг.) был обобщен полученный в результате исследования материал, проведена проверка исследовательских гипотез; выявлены направления и педагогические условия реализации этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков, разработана и апробирована модель содержания деятельности этнокультурного центра как комплексной формы патриотического воспитания подростков на этнокультурных традициях татарского народа.
На третьем этапе (2003-2005гг.) проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические позиции и экспериментальные выводы, разработан организационный механизм практического внедрения программы реализации этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков.
Экспериментальной базой исследования стали: две общеобразовательные школы г. Казани (№3 и №18) и этнокультурный центр, созданный автором на базе татарской фольклорной студии Казанского городского Дворца детского творчества им. А. Алиша. Педагогическим экспериментом было охвачено 375 подростков 10-15 лет, в том числе 180 участников экспериментальных групп этнокультурного центра и 195 учащихся контрольных классов школ.
Научная новизна исследования:
- обоснован феномен этнокультурных традиций в содержании патриотического воспитания подростков;
- раскрыта структура процесса патриотического воспитания на этнокультурных традициях;
- разработана и реализована модель содержания деятельности этнокультурного центра как комплексной формы патриотического воспитания подростков на этнокультурных традициях.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснованы педагогические принципы воспитания патриотизма на этнокультурных традициях и комплекс педагогических условий их эффективной реализации;
- выявлены педагогические функции фольклора в патриотическом воспитании подростков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплексной программы патриотического воспитания подростков, построенной на этнокультурных традициях; разработке модели содержания деятельности этнокультурного центра как социально-педагогического комплекса, осуществляющего патриотическое воспитание подростков; обогащении и дополнении существующей методики руководства фольклорным коллективом; обеспечении методического оснащения условий реализации потенциала этнокультурных традиций как средства патриотического воспитания.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
1. Патриотический потенциал этнокультурных традиций, обеспечивающий воспитание у подростков любви и преданности Отечеству, привязанности к родной земле, языку, традициям и культуре своего народа.
2. Модель содержания деятельности этнокультурного центра, способствующая эффективному формированию патриотических качеств подростков посредством творческого осмысления этнокультурных традиций.
5- Педагогические условия осуществления преемственности поколений через организацию коллективной деятельности детей, подростков и их родителей в фольклорной среде путем творческого осмысления этнокультурных традиций; структурирование содержания воспитательного процесса в досуговом коллективе направленного на формирование национальной идентичности и межкультурной толерантности; организация культуротворческой деятельности подростков по изучению, сохранению и распространению этнокультурных традиций.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, в число которых входили: а) выступления на научных и научно-практических международных, всероссийских и региональных конференциях («Музей в системе ценностей евразийской культуры» (Казань, 2000); «Технологии внедрения гуманистических традиций в учебно-воспитательный процесс» (Казань,2002); «Социализация личности ребёнка средствами дополнительного образования» (Казань, 2002); «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя» (Казань, 2004); «Патриотическое воспитание учащихся средствами дополнительного образования» (Казань, 2004); «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы» (Казань, 2005); «Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность» (Казань, 2005); «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань, 2006); б) практическая деятельность автора в качестве руководителя этнокультурного центра Казанского городского Дворца детского творчества им.А. Алиша и преподавателя кафедры татарской музыки Института национальных искусств Казанского государственного университета культуры и искусств; в) экспериментальная работа по внедрению программы патриотического воспитания и функционально-содержательной модели этнокультурного Центра в деятельность образовательных и культурно-досуговых учреждений Республики Татарстан.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Основные результаты исследования представлены в качестве выводов:
1. В условиях радикальной трансформации общественных отношений возрастает социально-культурное значение этнокультурных традиций. Педагогический потенциал традиционной культуры определяется ее способностью обеспечить познание окружающего мира, передать накопленный поколениями духовный опыт и ценностные ориентации, стандарты и нормы личностной идентичности. Этнокультурные традиции имеют значительный потенциал в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Погружение личности в мир народной культуры способно гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности личности и развития межкультурной толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека. При этом патриотическое воспитание личности предстает как процесс становления трех ее сфер - интеллектуально-практической, мотивационно-ценностной и нравственно-практической.
2. Патриотическое воспитание подростков на этнокультурных традициях осуществляется в процессе целенаправленного творческого осмысления традиционной культуры, результатом которого является: на личностном уровне - развитое национально-культурное самосознание, этнокультурная идентичность и межкультурная толерантность; на социальном - культурная преемственность, выступающая фактором сохранения единого социокультурного пространства. При этом национально-культурная идентичность и межкультурная толерантность личности выступают как два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса, гармонизация которых осуществляется через целенаправленно отбираемый руководителем этнокультурный материал, содержащий в себе атрибуты самотождественности и открытости, уникальности и универсальности.
3. Важнейшим объектом педагогического регулирования является социально-культурная среда как оптимальная педагогическая система, эффективно решающая задачи патриотического воспитания за счет: создания условий, обеспечивающих органичное усвоение традиций и ценностей народной культуры и одновременно самореализацию личности путем включения школьника в различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, преобразовательно-творческую; расширения социокультурного контекста воспитательного процесса, что обеспечивает национально-культурную идентичность и более успешную социальную интеграцию личности. Насыщенная этнокультурным материалом среда: востребует потенциал фольклора как формы концентрации уникального мира духовных ценностей и особого пласта народного искусства, выступающего оптимальной формой связи времен и имеющего значительные педагогические ресурсы; создает условия целостного вхождения личности в этнонациональное и поликультурное пространство, обеспечивая личность в процессе коммуникации ценностями и технологиями культурного творчества.
4. Эффективность воспитательного процесса определяется принципами оптимизации воспитательного процесса в рамках этнокультурной педагогики, обеспечивающие его системность и определяющие границы условий его эффективности:
Личностная ориентированность воспитания, его антропологическая интенциональность, вытекающая из общей гуманистической направленности современной педагогики, утверждающей самоценность каждого этапа человеческого существования. В мировоззренческой плоскости принцип акцентирует значимость проблематики, связанной с человеческой индивидуальностью, исповедует отношение к человеку как высшей ценности, а в технологическом плане предполагает создание максимально благоприятных условий для свободного развития и самоопределения личности в социуме и культуре.
Взаимодополняемость целостности и ситуативных проявлений. Целостность проявляется как в структурных компонентах педагогического процесса, так и в содержании, которое должно соответствовать сущностным составляющим и важнейшим проблемным областям личностного бытия.
Проектная направленность педагогического процесса, его ориентированность на обоснование и реализацию личностных перспектив развития, формирование и информационно-технологическое оснащение жизненных стратегий и программ школьника.
Средовой характер воспитательного процесса, осуществляемого на этнокультурном материале. Фольклорная среда посредством взаимодействия в рамках конкретного содержательно-смыслового и пространственно-временного континуума: способствует включению личности в ценностно-смысловой мир народной культуры, восстанавливает и поддерживает межпоколенную связь и целостность культурного мира; создает условия интегрированного вхождения личности в этнонациональное и поликультурное пространство; выступает оптимальной формой связи между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая личность в живой коммуникации необходимым объемом знаний, способствуя органичному освоению культурных ценностей, навыков традиционного народного творчества.
Кулътуроцентричностъ воспитательного процесса обеспечивает реализацию человекотворческого потенциала культуры, которая выступает для ребенка решающим условием социально-культурной интеграции и пространством индивидуальной самореализации.
5. Этнокультурные традиции эффективно воздействуют на патриотическое воспитание подростков при реализации следующих педагогически условий: преемственность поколений в коллективной деятельности детей, подростков и их родителей в фольклорной среде посредством творческого осознания этнокультурных традиций; структурирование содержания воспитательного процесса в досуговом коллективе по формированию национальной идентичности и межкультурной толерантности; культуротворческая деятельность подростков по изучению, сохранению и распространению этнокультурных традиций.
6. Системообразующей основой содержания этнокультурного образования является фольклор - как форма концентрации уникального мира духовных ценностей и особый пласт искусства, имеющий историческую, эстетическую и педагогическую ценность. Включение подростка в коллективное творчество позволяет наиболее эффективно решить весь комплекс педагогических задач - обеспечить общее знакомство с этнокультурными традициями, освоить мир национальной культуры в контексте общемировой, овладеть технологиями трансляции и создания художественных ценностей. В рамках фольклорной общности можно существенно усилить позитивные воздействия народных традиций и изолировать школьника от негативных, нейтрализуя их специально продуманными мероприятиями.
7. Педагогически эффективной явилась комплексная программа патриотического воспитания на материале этнокультурных традиций татарского народа, построенная на основе поэтапной актуализации в новом социально-культурном контексте историко-культурной памяти народа, национальной духовности, выражающих и закрепляющих основополагающие свойства этноса как культурной целостности. Воспитательный результат программы обеспечивался за счет целенаправленного погружения личности в фольклорную среду, структурированную в соответствии с базовыми историко-культурными символами, а также путем поэтапного включения ребенка с ранних лет в мир национальной культуры: от ознакомительного до деятельностного этапа, на котором осуществляется погружение подростков в этнохудожественную практику.
8. Оптимальной формой патриотического воспитания личности в сфере дополнительного образования являются творческие объединения, действующие на принципах самостоятельности, ориентированные на личностное развитие подростков, способные максимально полно учесть особенности ценностных ориентаций и поведенческие стереотипы представителей различных этнических групп. Рассматривая в качестве приоритета патриотическое воспитание, педагогический регулируемый процесс совместной деятельности должен способствовать духовному росту личности; развивать и готовить человека к выполнению им социальных функций и ролей; создавать условия для развития его самобытности и индивидуальности.
9. Эксперимент показал, что эффективной формой патриотического воспитания через творческое осознание этнокультурных традиций стала разработанная автором исследования модель содержания деятельности этнокультурного центра. Она явилась комплексной формой всестороннего развития личности путем гармонизации этнокультурной идентичности и межкультурной толерантности, создания условий для формирования духовно-нравственной и экологической культуры, накопления в индивидуальной жизнедеятельности поликультурного опыта диалога и сотрудничества. Важнейшими структурными компонентами осуществления задач этнокультурного воспитания, формирования нравственных и патриотических качеств участников этнокультурного объединения выступили: организация деятельности центра по разработанной автором исследования комплексной программе патриотического воспитания подростков на этнокультурных традициях татарского народа; целенаправленная реализация принципов народной педагогики во всех видах деятельности центра; насыщение воспитательных мероприятий этнокультурным материалом; формирование самостоятельности и удовлетворение индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей, предоставление подросткам дополнительных возможностей для творческого развития и социальной защищенности. Разработанная и апробированная автором модель этнокультурного центра демонстрирует педагогические ресурсы использования этнокультурных традиций в системе патриотического воспитания, расширяет возможности взаимодействия различных социальных и возрастных групп в процессе сохранения и развития народной культуры, она выступает методической основой для совершенствования средств и приемов воспитательной работы в фольклорном коллективе, обогащения форм организации совместной деятельности за счет включения к образовательным формам деятельности элементов собирательско-этнографического, фольклорно-игрового и музыкально-песенного творчества, культурно-просветительской деятельности, освоения празднично-обрядовых ритуалов, технологий традиционных ремесел и промыслов.
10. Анализ итогов эксперимента позволил автору обнаружить сущностные связи патриотического воспитания на этнокультурных традициях с базовыми качествами личности — духовностью, понимаемой как особое нравственное состояние человека, его приверженность ценностям Добра, Справедливости, Гуманизма, социальностью как способностью жить в коллективе, естественно сопереживая и сорадуясь в общем пространстве «мы», толерантностью, выражающейся в органичной открытости другим ценностям, уважении культур других народов, готовности к диалогу и сотрудничеству.
Таким образом, результаты педагогического исследования показали, что педагогически оснащенный процесс реализации комплексной программы патриотического воспитания на этнокультурных традициях татарского народа в содержании деятельности этнокультурного центра закладывает ценностную основу национального менталитета, способствуя тем самым формированию национально-культурной идентичности и приобщает детей, подростков и их родителей к сокровищам традиционного материального и духовного наследия народа. В ходе длительной образовательной, поисково-исследовательской и культурно-просветительской деятельности подростки получают возможность проявить весь свой творческий потенциал и почувствовать свою значимость и необходимость в выполнении важной миссии сохранения, развития и пропаганды своей традиционной культуры.
Данное исследование может быть полезно как руководителям этнокультурных объединений и фольклорных коллективов в системе дополнительного образования и социально-культурной сферы, так и для разработки учебных планов фольклорных отделений средних специальных и высших учебных заведений культуры и искусства.
Область исследования педагогических возможностей комплексного погружения в мир этнокультурных традиций татарского народа является актуальной, но мало изученной проблемой, требует дальнейшей теоретической, методической и организационной разработки.
Заключение
Исследование показало, что патриотическое воспитание подростков на этнокультурных традициях татарского народа на личностном уровне способствует национально-культурной идентичности и повышает межкультурную толерантность, а на социальном - обеспечивает воспроизводство и трансляцию базовых ценностей - духовного кода культуры этноса, сохраняющего культуру народа как исторически устойчивую целостность.
Молодое поколение, погружаясь в мир народной культуры и усваивая ее ценностно-нормативный пласт, органичнее, естественнее и конструктивнее реализует себя в других этнокультурных средах. Патриотическое воспитание формирует системное качество личности, обеспечивающее ее целостность и самотождественность, позволяющее осознавать индивидуальность и одновременно ощущать себя частью общности «мы» - народа, страны, мира. Постижение подростками этнокультурных традиций и ценностей активизирует формирование индивидуально-личностных смыслов жизни, способствует духовно-нравственному самоопределению личности, обеспечивает молодого человека адаптационными ресурсами для успешной социализации и самореализации в сфере образовательной и культурно-досуговой деятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Еникеева, Алсу Рашидовна, Казань
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Абрамова Г.С. - М.: Прогресс, 2000. - 324 с.
2. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции / Э.Г. Абрамян. Ташкент: ФАН, 1988.- 125 с.
3. Аверинцев С.С. Архетипы /Аверинцев С.С. // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980. - 718 с.
4. Аверьянов А. М. Системное познание мира: Методол. проблемы. / Аверьянов А.М.,М.: Политиздат, 1985.
5. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. М.: Топикэл, 1994.-608 с.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. Минск: БГУ, 1990. - 560 с.
7. Альмеева Н.Ю. Татарский фольклор. Традиционное интонирование на фоне смены музыкальных формаций / Альмеева Н.Ю. // Сборник «Механизм передачи фольклорной традиции» СПб: ГНИУК, РИИИ, 2004- с.143-154
8. Алпацкий И.И. Культурно-охранные тежнологии социокультурной деятельности в системе патриотического воспитания молодёжи: Автореф. канд. пед. наук / Алпацкий И.И. Тамбов: ТГУ, 2004. - 24с.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-382 с.
10. Ю.Андреева Е. О культурной ситуации 1990-х годов, как мы в нее вошли и куда мы из нее вышли / Е. Андреева // Художественный журнал. № 28-29.-М., 2000.-С. 18-21.
11. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системе// Психология формирования и развития личности: Сб. статей / М.: АН СССР. Ин-т психологии, 1981. С. 3-19.
12. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г.Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978. с.213.
13. Ариарский М.А. Прикладная культурология. Изд-е 2-е. / М.А. Ариарский. -СПб.: ЭГО, 2001.-288 с.
14. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение / Арнольдов А.И. М: МГИК, 1992. - 398с.
15. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С.Н. Артановский. СПб.: СПбГАК, 1994. - 224 с.
16. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие /С.А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 243 с.
17. Бабаков В.Г. Национальное самосознание и национальная культура (методические проблемы) / В.Г. Бабаков, В.М. Семенов. М.: ИФРФН, 1996.-70 с.
18. Бадретдинов Б.Б. Методическое пособие по обучению игре на курае / Бадретдинов Б.Б. Наб. челны: «Набережночелнинская типография», 2004 -60 с.
19. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: сборник авторских программ. / Бакланова Т.И. М.: МГУКИ, 1998 г. - 43 с.
20. Баллер Э. А. Культурное наследие: сущность проблемы, современные аспекты / Э.А. Баллер // Проблемы теории культуры: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. Т. 55.-М., 1977.-С. 155-176.
21. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность / Л.М. Баткин // Вопросы философии. 1969. - № 9. - С.99-108.
22. Бахта В.М. Краеведение и музейное дело в СССР / В.М. Бахта. М.: МГИК- 1977.-68 с.
23. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества, 2-е изд. / М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986-444 с.
24. Баязитова Ф.С. Праздники и обряды татарского народа. / Баязитова Ф.С. -Казань: Татарское книжное издательство, 1995. 158с.
25. Бердяев Н. А. Душа России / Н.А. Бердяев. JL: Предприятие «Сказ», 1990.-29 с.
26. Бердяев Н.А. Самопознание / Бердяев Н.А. JL: Лениздат, 1991,- 395 с.
27. Бердяев Н.А. Русская идея / Бердяев Н.А. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М: Наука, 1990.
28. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования /Берулава М.Н. //Педагогика. 1994. -№ 5. - С. 12-17.
29. Беспалько В. С. Основы теории педагогических систем / B.C. Беспалько. -Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1977. 204 с.
30. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Программа курса / Бим-Бад Б.М. М.: Педагогика, 1994. - 87с.
31. Битинас Б. П., Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания./ Битинас Б. П., Голубев Н. К. М.: Педагогика, 1989 - 134 с.
32. Богуславский М.В. Синергетика и педагогика / Богуславский М.В. // Магистр, 1995. № 2. - С.37-43
33. Богуславский М:В. Научно-педагогические парадигмы: история н современность / Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т. 1. М: Педагогика, 1994. - С.68-78.
34. Бодалев А.А. Личность и общение /Бодалев А.А. М.: Просвещение, 1994. -317с.
35. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович.-М.: Просвещение, 1968.-412 с.
36. Большая советская энциклопедия, 19т.- М.: Советская энциклопедия, 1973. 647 с.
37. Большой словарь иностранных слов. М.: Центрполиграф, 2003. 816с.
38. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Бондаревская Е.В. Ростов /Д: НИИВО, 1995.-121 с.
39. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.
40. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. М.: Народное образование, 1982. - 175с.
41. Бочкарева М.А. Основные направления работы учреждения дополнительного образования с семьей / Бочкарева М.А. // Дополнительное образование. 2003. - N 1. - С. 6-7
42. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1983. -417с.
43. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей. От внешкольной работы к дополнительному образованию. Сб. нормативных и методических материалов / Бруднов А.К. -М.: Мысль, 2000.-94 с.
44. Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей / Буйлова Л.Н. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-94с.
45. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество / Булгаков С.Н. //Вехи. Интеллигенция в России. М.: Мол. гвардия, 1991. - С.56-69.
46. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников/ Валеев И.И. М: Просвещение, 1998. - 350 с.
47. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. / Валеев Ф.Х. Казань: Тататарское книжное издательство 1969 -204с.
48. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар / Валеева-Сулейманова Г.Ф. Шагеева Р.Г. Москва: «Советский художник», 1990.-284с.
49. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 284с.
50. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Волков Г.Н. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 376 с.
51. Воловик А.Ф. Педагогика досуга /А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. — М.: Арни, 1998.-232с.
52. Волощенко Г. Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития / Г.Г. Волощенко. СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 255с.
53. Вопросы воспитания: системный подход. / Под ред. Л.И. Новиковой. М.: Прогресс, 1984.-376 с.
54. Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка / Выготский Л.С. Собр.соч. Т.4. - М.: Мысль, 1984. - 472 с.
55. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Выготский Л.С. М.: Просвещение, 1991 - 90 с.
56. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Выготский Л.С. СПб.: Союз, 1999.-395 с.
57. Выготский Л.С. Проблемы возраста / Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 тт. Т. 4.- М., Педагогика, 1984. 265 с.
58. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. -№3. -М., 1995. с. 18 - 23
59. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г.Д. Гачев. М.: Прогресс. Культура, 1994. - 479 с.
60. Глазычев В.Д. Исследование и проектирование в сфере культуры / Глазычев В.Д. // Методология и методика социологических исследований культуры. М.: Наука, 1986.
61. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Естествознание, 1990. - 294 с.
62. Громыко Ю.В. Образование как средство формирования и выращивания tпрактики общественно-регионального развития /Громыко Ю.В., Давыдов В.В. // Вопросы методологии, 1992, №1-2. С.68-84.
63. Элизабет М Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. / Элизабет М. Грюнелиус М.:МПН «Мир книги», 1992. - 72 с.
64. Гумилев JI.H. От Руси до России: Очерки этнич. истории. / Гумилев JI.H. -М.: Центр экол. проев, и развития "Экопрос", 1994. 334 с.
65. Гусев В.Е. Фольклор: (История термина и его современные значения) /Гусев В.Е. // СЭ. 1966. №2. с.232-236.
66. Гусев В.Е. Эстетика фольклора /Гусев В.Е. JL: Лениздат, 1967. -512с.
67. Гутник Г.В. Приоритет воспитания важнейший аспект региональной образовательной политики / Гутник Г.В. //Вестник ПОИПКРО. - 2001. -№1.-С. 45-49.
68. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Давыдов В.В. — М.: Интер, 1996.-211с.
69. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х т. / Даль В.И. М.: Терра, 1995. - т.З - 560 с.
70. Дадамян Г.Г. Прогнозирование художественной культуры: иллюзии и реальность / Дадамян Г.Г. // Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М.: Мысль, 1980.-123 с.
71. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч.: В 30т. / Достоевский Ф.М. Л.: Наука, 1984. Т.20.-432 с.
72. Донцов И.А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы / Донцов И.А. М.: Политиздат, 1984. 285 с.
73. Дополнит. образование детей в РФ // Сб. нормат.-правов. документов М.: Право, 1995.-123 с.
74. Дридзе Т. М. Основы социально-культурного проектирования /Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. М.: Мысль, 1996. - 196 с.
75. Дробижева Л.М. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы: По материалам этносоциологическим исследований в СССР /Л.М.Дробижева, М.Сусоколов //Сов. этнография. -1981. № 3.- с. 11-23.
76. Духовное производство и народная культура: Сб. науч. тр. / Уральский государственный университет им. А.М.Горького / Отв.ред. Л.А. Коган. -Свердловск: УрГУ, 1988. 159с.
77. Евладова Е.Б. К вопросу об интеграции основного и дополнительного образования в условиях общего образования учащихся /Евладова Е.Б. -М.: Педагогика, 2002. 284 с.
78. Еникеева А.Р. Фольклор живой экспонат истории /Еникеева А.Р.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Музей в системе ценностей евразийской культуры». - Казань: КГПУ- 2000 г. - с.82 -84.
79. Ерасов Б. С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 2000.-591с.
80. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. М.: МГУКИ, 1998. - 248 с.
81. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. М.: Изд-во МГУК, 1998. - 248 с.
82. Журавлев В. Н. Педагогика в системе наук о Человеке / В.Н. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. 168с.
83. Ибрагимов Г. Эдэбият мэсьсэльэлэре / Ибрагимлв Г. Казань: Татарское книжное издательство 1960- 243 с.
84. Иванова К.П. О механизме финансирования государством сферы культуры. / Иванова К.П., Торлина Л.Б., Шишкин С.В. М.: Наука, 1991. -233с.
85. Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы / С.Н. Иконникова. СПб.: СПбГАК, 1996. - 264 с.
86. Ильин И.А. За национальную Россию / И.А. Ильин. М.: Слово - 1991 -№7.
87. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). / Ильин В. С. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
88. Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М.: ИНФРА - М, 2000. - 143с.
89. Ионин Л.Г. Социология культуры /Ионин Л.Г. М., 1998. - 425с.
90. Искусство в системе культуры // Сб. ст.: Сост. и отв. ред. М.С. Каган. Л.: Наука. Лен. отделение, 1987. - 272 с.
91. Историзм в культуре // Материалы междунар. науч. конф. в Санкт-Петербурге 24-25 ноября 1997 г. СПб.: СПбГАК, 1997. - 288 с.
92. Каган М.С. Мир общения/Каган М.С.-М.: Новая школа, 1988.-411с.
93. Кагаров Е.Г Что такое фольклор / Кагаров Е.Г. // Художественный фольклор. Т.4. -М.: Наука, 1929. -412с.
94. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма /З.И.Калмыкова. М.: Педагогика, 1990. - 79 с.
95. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики / И.М. Кантор. М.: Педагогика, 1980. - 158 с.
96. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. -М.: Педагогика, 1982. 704 с.
97. Кара-Мурза А.А. Духовный кризис в России: есть ли выход? / Кара -Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. // Октябрь. 1996.- № 5 с. 155 -165
98. Каргин А. Призвание и мастерство / Каргин А., Цагарелли Ю. М.: НИИ культуры, 1986 г. - 213с.
99. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций. / Каргин А.С. М.: Высшая школа, 1997. - 182с.
100. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: Изд-во МГУК, 1995. - 136 с.
101. Кобзев И.И. Встреча культур Запада и Востока в провинции: Автореф. дисс. на соиск. . канд.культуролог.наук. / Кобзев И.И. СПб., 1998. - 15с.
102. Кожухова Е.А. Воспитание историей. Наследие и личность. Путь к причастности /Е.А.Кожухова. -М.: Просвещение, 1986. 176 с.
103. Колесникова И.А. Межпарадигмальный подход в гуманитарном познании. / Колесникова И.А. // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Материалы конференции. СПб, СПбГУП, 1998. С.91-93.
104. Колесникова И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин / Колесникова И. А. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. JI., 1991. - 449 с.
105. Колесова М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества / Колесова М.С. Автореф. дис. канд. философ, наук. JL- 1973. - 22с.
106. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. М.: Педагогика, 1989.
107. Кон И.С. Психология старшеклассника / Кон И.С. М.: Просвещение, 1980.-284с.
108. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк) /И.В. Кондаков. М.: Лань, 1997. - 688 с.
109. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. - № 6. - С. 43-49.
110. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании студентов. / Корнеева Е.И. Автореф. Дис.канд. лед. Наук/ М.:МГУКИ им. Шолохова, 1995 18 е.
111. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: антропологический подход / Корнетов Г.Б. //Магистр, 1997, №6. с. 13-22.
112. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионального образования. Автореферат канд.пед наук / Ставроп. гос ун-т. Ставрополь, 2004. - 20 с.
113. Корчагин Е.И. Историко- патриотическое воспитание средствами музейной деятельности / Корчагин Е.И. Автореферат дис.канд ист. Наук СПб: СПб.ГУКИ, 2002. - 24 с.
114. Кострикова Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника / Кострикова Е. А. Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999. 192 с.
115. Краевский В.В. Методология педагогических исследований / В.В. Краевский. Самара: Поволжье, 1994. - 164 с.
116. Кривцова С.В. Думая о будущем: проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков. Подросток на перекрестке эпох / Кривцова С.В. М.: Генезис, 1997. - 195с.
117. Кудрявцев В.Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта /Кудрявцев В.Т. //Магистр, 1998, №3. с.60-71
118. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1, II. / Кудрявцев В.Т. -Дубна, 1997.стр. 67-68.
119. Культура досуга /Под ред. В.М. Пича. Киев: Наукова думка, 1990. -240 с.
120. Культура, человек и картина мира: Отв. ред. А.И.Арнольдов. М.: Наука. 1987.-347 с.
121. Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. //Сборник аналитических и информационных материалов. М.: НИИ культуры, 1996 г. - 63 с.
122. Культурно-досуговая деятельность. / Под. ред. А.Д.Жаркова, В.М.Чижикова.- М.:МГУК, 1998.-462 с.
123. Кюнрикова И.В. Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования ( на материале Республики Калмыкия) / Кюнрикова И.В. Автореферат дис. канд. пед. наук М.: Гос. НИИ семьи и воспитания., 2003. - 26 с.
124. Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи / Лазарев B.C. // Педагогика, 1995. № 5. - С. 12-18.
125. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / Лебедев О.Е. М.: Просвещение, 2000. - 212с.
126. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. / Лейтес Н.С М.; Педагогика, 1981-279 с.
127. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А.Н. М.: Прометей, 1975.-394с.
128. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики / Б.Т. Лихачев // Педагогика.-1999.-№ 1.-С. 10-19.
129. Лихачев Д.С. Экология культуры /Лихачев Д.С. // Прошлое -будущему. Л.: Наука, 1985. - 576 с.
130. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / Лосев А.Ф. М.: Мысль, 1991.-512 с.
131. Лосский Н.О. История русской философии. /Лосский Н.О. М.: Наука, 1991.-344 с.
132. Лукин Ю. А. Культура и культурная политика / Ю.А.Лукин. М.: Мысль, 1992.-214 с.
133. Макаров Г.М. Использование произведений старотатарского музыкально-поэтического наследия в учебном процессе / Макаров Г.М. //
134. Музыка и педагогика» Сборник статей, посвященный 125-летию КГПУ и 40-летию Музыкального факультета Казань: КГПУ, 2000. - с. 119-127
135. Максютин Н.Ф. Социальная роль досуга и особенные возможности его влияния на личность / Максютин Н.Ф. //Педагогические ресурсы досуга.-Казань: Медицина, 1996 140 с.
136. Марджани: учёный, мыслитель, просветитель / Абдуллина Я.Г. // Сборник статей Казань: Татарское книжное издательство, 1990. - 191 с.
137. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры / Маркарян Э.С. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973. - 398с.
138. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Маркарян Э.С. М., 1973. - 434с.
139. Марков А. П. Отечественная культура как предмет культурологии/А.П. Марков. СПб.: СПбГУП, 1996. - 285 с.
140. Марков А.П., Основы социально-культурного проектирования. / Марков А.П., Бирженюк Г.М. СПб: СПбГУП, 1999г. - 390 с.
141. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001- 2005 гг. // Сборник нормативно-правовых документов сферы образования и культуры. М.: Юнона, 2002. - 387 с.
142. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях // Классный руководитель.-2001.-№ 3-С. 14-17.
143. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры / Т.В.Томко // Сб. науч. тр. НИИ культуры М.: НИИК, 1988. -303с.
144. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 2 т. / П.Н. Милюков.-М.: Прогресс, 1994.-Т. 1.-527 е.;-Т. 2. Ч. 1. 415 е.;-Т. 2. Ч. 2.-491 с.
145. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор: очерки быта и нравов / Миролюбов Ю.П. М.: Мысль, 1995 - 371с.
146. Михайлов А.В. Языки культуры / А.В. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997. - 912 с.
147. Молодежь и общество на рубеже веков / Под ред. И.М.Ильинского. -М.: Голос, 1999.-342с.
148. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / Рук. авт. кол., науч. ред. И. М. Ильинский. М.: Ин-т молодежи; Голос, 1999. - 312с.
149. Молодежь России: Тенденции, перспективы / Под.ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993,- 224с.
150. Московское Межнациональное Совещание. Этнодиалоги. М.: Наука, 1998.-72 с.
151. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии / Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. М.: Просвещение, 1981.-81 с.
152. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / Мудрик А.В. -М., Наука, 1997.- 145 с.
153. Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда / Мухамедова Р.Г.Казань: Татарское книжное издательство, 1917.-224 с.
154. Надиров И.Н. Татарское народное творчество. Обрядовые и игровые песни / Надиров И.Н. -Казан.: Татарское книжное издательство. 1980.- 319 с.
155. Надиров И.Н. Татарское народное творчество. Исторические и лирические песни / Надиров И.Н. -Казан.: Татарское книжное издательство. 1988.- 488 с.
156. Найн А. Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. Челябинск, Челяб. ФИМ, 1995.-288 с.
157. Национальная политика России: история и современность / С.В.Кулешов и др. М.: Русмир, 1997. - 680 с.
158. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увлечения и зрелища, конец XVIII нач. XX в. 2 изд., доп. / А.Ф. Некрылова. - JL: Искусство. Лен. отд., 1988. -213 с.
159. Нехаев В.В. Социально-правовые аспекты реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации / Нехаев В. В., Нехаева Т. Г. М.: Социум, 1999. - 184 с.
160. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики / НигматовЗ.Г. Казань: Издательство КГПУ, 2003- 271 с.
161. Нигмедзянов М.Н. Татарская народная музыка / Нигмедзянов М.Н.Казань: издательство «Магариф», 2003- 255 с.
162. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. / Никандров Н.Д. М.: Педагогика, 1997.- 116 с.
163. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Никандров Н.Д. // Педагогика, М., 1998. -№ 3. -С.3-10.
164. Новикова Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система. (Педагогика и синергетика) /Новикова Л.И., Соколовский М.В. // ОНС, 1998.-№ 1. С.132-143.
165. Новицкий А. П. История русского искусства с древнейших времен. В 2 т. / А.П. Новицкий. М., 1903. - Т.2. - 532 с.
166. О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Закон Российской Федерации. М.: Республика: Верховный Совет Российской Федерации, 2000. - 17с.
167. Об образовании: Закон Российской Федерации. М.: Республика: Верховный Совет Российской Федерации, 2000. - 22с.
168. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон Российской Федерации. М.: Республика: Верховный Совет Российской Федерации, 2000. - 15с.
169. Ориентиры культурной политики: Информационный выпуск /Отв.ред. К.А.Щербаков / ГИВЦ МК РФ. М., 1993.- № 1 - 10, 11, 12. - 40с.
170. Орлов А. С. Социология рекреации / А.С.Орлов. М.: Наука, 1995. -148 с.
171. Орлов В.Н. Культура и досуг / В.Н. Орлов. М: Мысль, 1991. - 80 с.
172. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Орлов Ю.М. М.: Голос, 1991.-343с.
173. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек / Э.А. Орлова. -М.: Наука, 1987.- 191 с.
174. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Уч. пособие для ВУЗов / Парыгин Б.Д. СПб.: СПбГУП, 2003. -412с.
175. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Петракова Т.И.-М.: Прометей, 1997.-211с.
176. Петровский А.В Индивид и его потребность быть личностью / Петровский А.В. // Вопр. философии. 1982. №3, - С.63-78.
177. Пропп В.Я. Фольклор и действительность / Пропп В.Я. Москва: «Наука», 1976 г. - 325 с.
178. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Путилов Б.Н. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - 457 с.
179. Рубинштейн С. JI. Человек и мир / Рубинштейн СЛ. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Политиздат, 1969. 524 с.
180. Русин М.Ю. Фольклор: Традиции и современность / Русин М.Ю. Киев, 1991.-421с.
181. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. / Сабиров В.Ш. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996. - 348 с.
182. Савельев В. В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика. В 3 ч. / Савельев В. В. -М.: Б.и., 1993. -4.1. 70 с.
183. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / Сагатовский В.Н. СПб: Петрополис, 1994. - 281 с.
184. Садекова А.Х. Татарские мунаджаты в типологическом освещении /Садекова А.Х. // Типология татарского фольклора. Казань: Татарское книжное издательство, 1999г. - с. 48-51
185. Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура педагогические и досуговые технологии / Салахутдинов Р.Г. - Казань: «Медиа продукт», 2005.-376 с.
186. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций М.: Изд. дом «Экономические новости», 2004. - 840 с.
187. Сиволобова Н.А. Гражданско- патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно- исторических традиций. Автореф. Канд. пед. наук / Сиволобова Н.А.- М: Рос. международ, академия туризма, 2004. 27 с.
188. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования / Сенько Ю.В. М.: Педагогика, 2000. - 256с.
189. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / Сериков В. В. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
190. Сироткин Л.Ю. Формирование личности. Проблемы устойчивости. / Сироткин Л.Ю. -Казань: издательство КГУ, 1992- 175 с.
191. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / Скаткин М.Н. М.: Педагогика, 1986. - 298 с.
192. Словарь «Культура и культурология» / сост. А.И.Кравченко М.; Деловая книга: 2003 - 928 с.
193. Соколов А.В. Введение в теорию социальных коммуникаций / Соколов А.В. СПб: ГУП.- 1996 - 320 С.
194. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебное пособие / Соколов Э.В. Л.: ЛГИК, 1989. - 83с.
195. Соловьев B.C. Русская идея / Соловьев B.C. // Русская идея. М.: Республика, 1992.-С. 123-147.
196. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование: категории, принципы, системы / Солодухина Т.К. // Вестник МГУКИ №2, М. 2005 с. 89-96
197. Социальное проектирование в сфере культуры: От замысла к реализации: Сб.науч.тр. /Министерство культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры /Сост. Д.Б.Дондурей. М.: НИИК, 1989. - 192с.
198. Социально-экономические проблемы России. Справочник / ИПЭР. -СПб.: Норма, 1999. -320с.
199. Степанов С.С. Кризис самоопределения длиною в жизнь // Магистр, 1998, № 1. с.90-95.
200. Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией / Степун Ф.А. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. - С.123-140.
201. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века / Г. Ю. Стернин. -М.: Искусство, 1991.-207 с.
202. Столович Л.Н. Красота, добро, истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. М.: Политиздат, 1994. - 284с.
203. Сувчинский П.К преодолению революции / Сувчинский П.К // Европейский альманах. История. Традиции. Культура{ ХЕ "Культура" }. -М.: Наука, 1993. С.123-137.
204. Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетнего правонарушителя. Дисс.канд. пед. наук. / Сукало А.А., Л.-1987.- 187с.
205. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учеб. пособие /В.Я. Суртаев. СПб: Ростовский филиал СПбГУКИ., 2003. - 208 с
206. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / Сухомлинский В.А. М.: Педагогика, 1978.- 175 с.
207. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Сухомлинский В.А. М.: Педагогика, 1971.-277с.
208. Терехов П.П. Организация воспитательной работы в самодеятельном художественном коллективе. / Терехов П.П.- Казань: КГИК. 1989.- 27 с.
209. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга /Титов Б.А. СПб.: Питер, 1997. - 354с.
210. Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет. Руководство практического психолога / Толстых Н.Н. М.: Академия, 1995. - 232с.
211. Традиционная народная культура // Сб. информ.-аналит. материалов. -М.: Наука, 1995.-242с.
212. Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е. М.: Профиздат,1982. - 136 с.
213. Трубецкой Н.С. Мы и другие. / Трубецкой Н.С. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993 - с. 78
214. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме / Трубецкой Н.С. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. -С.44.
215. Тукай Г. Избранное в 2 томах / Тукай Г.- Казань: Татарское книжное издательство, 1961.- 564 с.
216. Ухтомский А.А. Доминанта души / Ухтомский А.А. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. - 294с.
217. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татарского народа / Уразманова Р.К.- Казань: Татарское книжное издательство, 1992- 96 с.
218. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Ушинский К.Д. Изб. произ. M.-JL: Профиздат, 1964. - 412с.
219. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / Ушинский К.Д. Собр. Соч., Т. 5. М.: Народное образование, 1990. - 412с.
220. Федотов Г.П. Новый идол // Судьбы и грехи России. СПб, 1982. - Т.2. -379 с.
221. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России / Федотов Г.П. // Судьбы и грехи России СПб: Мысль, 1992 - 276 с.
222. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России / Фохт-Бабушкин Ю.У. СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2005. - 482с.
223. Франк С.Л. Русское мировоззрение / Франк С.Л.- Спб.: Наука, 1996. -730 с.
224. Калгрен Франс. Воспитание к свободе / К.Франс Москва: Центр вальдорфской педагогики, 1993г-272 с.
225. Фукс К. Казанские татары в статестическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани / Фукс К. Репринтное восспризведение. Казань: Фонд ТЯК, 1991- 210 с.
226. Ханбиков И.Я. Из истории педагогической мысли татарского народа / Ханбиков И.Я. Казань: Татрское книжное издательство, 1967г. - 232 с.
227. Художественная жизнь{хе "Художественная жизнь"} современного общества. Т.1. Субкультуры и этносы в художественной жизни СПб: Петрополис, 1996. - 235 с.
228. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования // Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Мысль, 1991.-321 с.
229. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире / Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. М.: Наука, 1998. - 232с.
230. Челышев Е.П. Современная культура России: проблемы развития // Россия и современный мир / Челышев Е.П. М., 1996. - № 3. - С.6 - 22
231. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. / Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. М., 1985. - 321с.
232. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / Чистов К.В. Л.:Лениздат, 1986. - 212с.
233. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / Чудновский В.Э. М.: Педагогика, 1986. - 328с
234. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) / Шадже А.Ю. Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1996. — 168с.
235. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная деятельность. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. / Шамсутдинова Д.В. -Казань: Гран-Дан, 2002. -124 с.
236. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Монография / Шамсутдинова Д.В. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001.-256 с.
237. Шарден П. Т. Феномен человека. / Шарден П.Т. М.: Наука, 1987. 240 с.
238. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Шацкий С.Т. М.: Просвещение, 1963-1965. -Т. 1.- 1963-503 е.; - Т. 2-1964. - 476 с.;-Т. 3-1964.-492 с. - Т. 4. - 1965. -328 с.
239. Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. / Щедровицкий П.Г. М.: НИИ культуры, 1991. - 60с.
240. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы // Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1992: Просвещение, 109 с.
241. Шишкина JI.C. О концепции педагогики целостного развития. Преемственность поколений: диалог культур / Шишкина JI.C. // Материалы международной научно-практической конференции.- СПб,: СпбГУ, 1996. Вып. 2. - 270 с.
242. Шубкин В.Н. Молодое поколение в кризисном обществе / Шубкин В.Н. //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. СПб.: СПб ГУБ , 1996. - С. 119-121.
243. Щербаков Н.Ю. О понятии развивающей среды / Щербаков НЛО. // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1. СПб., 1995. - С.47-54.
244. Эриксон Э. Детство и общество / Эриксон Э. СПб.: Петрополис, 1996. -321 с.
245. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. / Юдин Э.Г. -М.: Наука, 1978.-421с.
246. Энциклопедический словарь в 2-х томах / под редакцией Введенского Б.А. Москва: Советская энциклопедия, 1964 - 736 с.
247. Ягфаров Р.Ф. Татарское народное творчество. Детский фольклор. / Ягфаров Р.Ф. -Казань: Татарское книжное издательство, 1993. -335 с