автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование гуманистической позиции будущего учителя
- Автор научной работы
- Карягина, Галина Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Карягина, Галина Васильевна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ .3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования .13
1.1. Формирование гуманистической позиции как педагогическая проблема.13
1.2. Гуманистический потенциал музыкального искусства.35
1.3. Характеристика формирования гуманистической позиции будущего учителя начальных классов в процессе музыкального образования .52
Выводы по главе.70
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической позиции будущего учителя начальных классов.73
2.1. Ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования.73
2.2. Развитие рефлексивных способностей студентов в музыкально-педагогической деятельности .94
2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы .1 12
Выводы по главе .125
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование гуманистической позиции будущего учителя"
Кризис современной цивилизации привел мировое сообщество к осознанию необходимости гуманизации всех сторон жизни, в том числе сферы образования. Основными ориентирами гуманистической образовательной парадигмы выступают: признание самоценности личности, личностно-ориентированное образование, духовное обогащение личности.
В науке к настоящему времени накоплен значительный объем знаний, позволяющих исследовать проблему гуманизации в различных аспектах. Философские основы гуманизма разрабатывались Н.А.Бердяевым, В.С.Библером, В.С.Соловьевым, Р.Штай-нером и др.; психологические - А.А.Бодалевым, Л.С.Выготским,
A.В.Петровским, А.Маслоу, К.Роджерсом и др. Вопросы гуманизации современного школьного и вузовского образования освещаются А.П.Азаровым, Ш. А. Амонашвили, Е.В.Бондаревской,
B.C. Ильиным, С.М.Каргапольцевым, А.В.Кирьяковой, Т.Н.Мальков-ской В.В.Сериковым и др. Различные подходы к созданию гуманистических концепций представлены в наследии отечественных педагогов (П.П.Блонского, К.Н.Вентцеля, В. А.Сухомлин-ского, С.Т. и В.Н.Шацких и др.), а также зарубежных неогуманистов (Дж. Дьюи, Б.Блюма, Ж.Пиаже, М.Монтессори и др.).
В последнее время появились исследования, раскрывающие гуманистическую сущность гуманитарного образования (Е.К. Дворянкина, А.Я.Найн, А.Б.Орлов, В.Н.Сагатовский и др.).
В науке утверждается понимание гуманизации образования как его цели (В.Г.Борзенков, А.Н.Новиков, А.В.Толстых и др.) и фактора развития (Б.Коссов, А.Крупное и др.); как гуманистической «интегральной» модели обучения, учитывающей индивидуально-психологические и личностные свойства ученика
Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава и др.).
В обществе складывается точка зрения на необходимость выработки в процессе образования внутренних ориентиров личности или ее позиции.
Проблема позиции личности не нова и изучалась психологами Б.Г.Ананьевым, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Божович и др., педагогами Г.И.Аксеновой, С.Г.Вершловским, Т.В.Шадриной и др.
Философы трактуют понятие «позиция» как точку зрения личности по какому-либо вопросу; определенную оценку факта, явления; действие, поведение, обусловленные этим отношением, оценкой (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, В.В.Поляхова, Б.А.Эренг-росс). Сочетание в позиции оценки, действия и отношения позволило педагогам рассматривать ее как интегративное образование личности, определяющее способы ее включения в жизнедеятельность (С.Г.Вершловский, Н.В.Кузьмина, К.М.Левитан, Т.В.Шадрина и др.). В психологической науке позиция личности представляется сложной системой отношений, установок, мотивов, целей и ценностей, которыми она руководствуется в своей деятельности (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович и др.).
Для дальнейшего углубления научных представлений о формировании гуманистической позиции будущего учителя необходимо, на наш взгляд, полнее исследовать ее сущность, содержание, характер становления у студентов педагогического университета средствами различных учебных дисциплин.
В науке разрабатывается методология формирования гуманистической позиции: личностно-ориентированное образование (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), интегративно-культурологический подход (Л.А.Волович, Л.Б.Соколова и др.), диалогическая концепция общения (М.М.Бахтин, В.С.Библер) и пр.
В последние десятилетия в педагогике интенсивно изучаются средства формирования гуманистической позиции, направленности, взглядов будущего учителя: атмосфера общения, субъектное взаимодействие «учитель-ученик», способы взаимодействия, общепедагогическая подготовка, развитие творчества и др. (А.П.Азаров, Т.Н.Мальковская, О.К.Позднякова, В.Г.Рындак, А.В.Толстых и др.). Особое место среди них отводится искусству, поскольку оно духовно возвышает личность (Н.А.Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.В.Медушевский, В.Г. Ражников и др.), гуманистически ориентирует «все сферы цивилизации и культуры, нравственно просветляя и очеловечивая их» (О.Шпенглер). Исследователи подчеркивают значение музыкального искусства для формирования профессиональных, эстетических умений и навыков будущего учителя, его музыкально-творческого развития (М. М.Берлянчик, 3.И.Гладких, В.Г.Лысенко, Е.И.Юдина и ДР-)
Вместе с тем, проблема формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования в вузе остается недостаточно изученной.
Имеют место противоречия, которые существенно затрудняют эффективность формирования гуманистической позиции будущего учителя: между объективной потребностью общества в учителе с гуманистической позицией и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке; между стремлением учителей к гуманистически ориентированному воспитанию учащихся средствами музыкального искусства и недостаточной научно-методической оснащенностью образовательного процесса в вузе.
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование гуманистической позиции будущего учителя».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования.
Объект исследования: образовательный процесс студентов педагогических вузов.
Предмет исследования], формирование гуманистической позиции учителя начальных классов средствами музыкального образования.
Гипотеза исследования: формирование гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования будет происходить более эффективно, если обеспечены:
• ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования,
• актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства;
• использование технологий музыкального обучения, направленных на развитие творческих способностей будущего учителя;
• развитие рефлексивных способностей будущего учителя в музыкально-педагогической деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить специфику проявления гуманистической позиции с учетом особенностей музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов.
2. Выявить технологии и формы реализации гуманистического потенциала музыкального искусства в процессе подготовки учителя начальных классов.
3. Разработать модель формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования.
4. Разработать научно-методические рекомендации для студентов и преподавателей по формированию гуманистической позиции педагога.
Методологическую основу исследования составляет инте-гративно-культурологический подход как синтез идей деятель-ностного, системного, личносгно-ориентированного, ценностного подходов, реализуемых в условиях гуманистической образовательной парадигмы.
Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения:
• о гуманизации как феномене культуры (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, И.Кант, М.К.Ма-мардашвили, А.Швейцер);
• о смысловом единстве позиции и направленности личности (К. А. Абульханова-Славская, В .П.Бездухов, Л.И.Божович, С.Г. Вершловский, Н.В.Кузьмина, В.Н.Сагатовский);
• теории развития личности в деятельности (А.Г.Асмолов, Л.П.Буева, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.И. Щукина);
• о природе, сущности и значении эмоций (В.К.Вилюнас,
Б.И.Додонов, К.Изард, П.В.Симонов, П.М.Якобсон);
• о гуманистическом аспекте теорий музыкального воспитания и образования (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В .И. Петру шин, В.Г.Ражников, Г.М.Цыпин).
Основные методы исследования: теоретический анализ и синтез; изучение педагогического опыта и тенденций обновления высшего образования; моделирование исходных позиций исследования, эксперимент (констатирующий и формирующий); включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, метод сравнительных характеристик, математической и статистической обработки.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1994-1 997гг.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, разрабатывались исходные позиции исследования, анализировалось состояние образовательного процесса в вузах. Итогом этой работы явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.
На втором этапе (1 997-2000гг.) в ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом положений личностно-ориентированной педагогической науки и осмыслением практического опыта преподавателей вузов, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась реализация содержания и методов музыкальной подготовки будущего учителя в аспекте формирования его гуманистической позиции.
На третьем этапе (2000-200 1 гг.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы и методические рекомендации, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Базой исследования явились факультет педагогики и методики начального образования Оренбургского государственного педагогического университета, педагогические колледжи № 1,2 г.Оренбурга. В опытно-экспериментальной работе участвовало более четырехсот студентов и молодых учителей, углубленному изучению подверглась группа студентов из 35 человек.
Научная новизна исследования:
• определена специфика проявления гуманистической позиции учителя в процессе музыкально-педагогической деятельности, критерии и показатели ее сформированное™;
• выявлены технологии и формы актуализации гуманистического потенциала музыкального искусства в процессе подготовки будущего учителя начальных классов;
• разработана модель формирования гуманистической позиции будущего учителя начальных классов в процессе музыкального образования;
• выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию гуманистической позиции будущего учителя.
Теоретическая значимость исследования. Обоснована возможность формирования гуманистической позиции будущего учителя через реализацию гуманистического потенциала музыкального искусства и рефлексию оснований музыкально-педагогической деятельности. Расширены научные представления о гуманистической позиции учителя, роли рефлексии в ее формировании.
Практическая значимость исследования состоит в разработке спецкурса «Формирование гуманистической позиции будущего учителя» и научно-методического обеспечения преподавания курса «Теория и методика музыкального воспитания» в образовательных учреждениях различного типа. На основе результатов исследования предложены рекомендации для преподавателей и методистов педагогических вузов, музыкально-педагогических отделений институтов искусств и колледжей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; длительностью эксперимента, апробацией выводов на семинарах, конференциях; внедрением полученных результатов в практику образовательных учреждений различного типа.
Положения, выносимые на защиту.
1. Специфика проявления гуманистической позиции учителя начальных классов в процессе музыкально-педаготической деятельности состоит: в индивидуальном подходе, принятии ученика таким, каков он есть; в уважении музыкальных предпочтений ребенка, опоре на его предметно-образное восприятие; в эмоциональной экспрессии, эмпатии.
2. Музыкальное искусство способствует формированию гуманистической позиции будущего учителя, так как характеризуется энергийно-смысловым (интонационным) и эмоциональным содержанием музыки, особым «очеловеченным» способом существования, воспитывающими возможностями музыкального общения. Использование личностно-развивающих технологий музыкального обучения способствует развитию эмоциональной выразительности, эмпатии.
3. Эффективность формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования определяют следующие педагогические условия:
• ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования;
• актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства;
• использование технологий музыкального обучения (комплексного музыкально-певческого воспитания, основ импровизации, «двойного» восприятия музыки), направленных на развитие творческих способностей будущего учителя;
• развитие рефлексивных способностей будущего учителя в музыкально-педагогической деятельности.
4. Модель формирования гуманистической позиции будущего учителя представляет собой систему взаимосвязанных блоков, характеризующих цели, содержание, способы, механизм, условия и результат организуемого процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в тезисах докладов, статьях, опубликованных автором. Они обсуждались:
• на научно-практических конференциях «Наука, образование и воспитание в педагогическом вузе и школе» (Оренбург, 1994), «80 лет высшему образованию Оренбуржья» (Оренбург, 1999), «Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования» (Оренбург, 2001), «Актуальные проблемы развития культуры педагогической деятельности» (Бугуруслан, 2001);
• на конференциях по дополнительному образованию «Вое питание детей в духе культуры мира и ненасилия» (Оренбург,
2000), «Гражданское и патриотическое воспитание школьников» (Оренбург, 2001);
• на Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (Москва, 1996), на семинарах лаборатории музыкального искусства (Москва, 1993-1997).
Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Оренбургском государственном педагогическом университете.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе
Организация опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической позиции студентов подтвердила верность выдвинутой гипотезы об эффективности формирования гуманистической позиции будущего учителя на музыкальных занятиях при их соответствующей организации. Исследованием подтверждено:
1. Одним из факторов гуманизации образовательного процесса в вузе становится его направленность на формирование гуманистической позиции студентов. Гуманистическая парадигма образования обладает возможностями в воспитании свободной, самостоятельной личности студента, ориентированной на воспитание гуманного в детях.
2. Для формирования гуманистической позиции у будущих учителей следует развить у них способность к рефлексии и эм-патии. Рефлексия - это осмысление студентом оснований своей музыкально-педагогической деятельности (ее целей, ценностей, мотивов, способов, результатов), ориентированной на ребенка: принятие ребенка таким, каков он есть, уважение музыкальных предпочтений ребенка, опора на его предметно-образное восприятие. Эмпатия - это способность студента воспринимать мир, искусство, людей с точки зрения другого, это способность к сочувствию, сопониманию, соучастию. Одним из средств развития эмпатии выступает развитая эстетическая эмпатия, позволяющая студенту в ситуации диалогического музыкального общения встать в позицию композитора, исполнителя, теоретика музыки, учителя, героя музыкального произведения. На музыкальных занятиях развивается «инструментарий» диалогического музыкального общения, техника педагогического общения.
3. Развитие и становление рефлексивных отношений студентов к искусству, другим людям, себе достигается в процессе решения специально подобранных задач, игровых ситуаций, включенностью в непрерывную музыкально-педагогическую деятельность.
4. Положительная динамика гуманистической позиции в ходе опытно-экспериментальной работы видна по всем компонентам: когнитивному, деятельностному, эмоциональному.
5. Актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства происходила на практических, лабораторных и индивидуальных музыкальных занятиях в процессе музыкально-педагогического общения и использования технологий музыкального обучения, направленных на развитие творческих способностей студентов.
6. Рассмотрение динамики гуманистической позиции отдельного студента, также дало положительную картину.
127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гуманистической позиции учителя обусловлено потребностью общества в учителе, способном формировать у школьников систему ценностных отношений к миру, людям, себе и оценивать их с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Решение данной проблемы потребовало выявить существующие в философской, психологической и педагогической науках подходы к определению понятий «позиция личности», «педагогическая позиция», «гуманистическая позиция».
Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, позволил установить, что понятие «позиция» объемлет социальные, психологические и нравственные характеристики.
Социальные характеристики позиции раскрывают социальные роли (функции) человека. Психологические характеристики - потребности, установки, направленность отношений и взаимоотношений, мотивы деятельности человека. Нравственные характеристики позиции личности включают ее взгляды, убеждения, ценностные ориентации, реализуемые в процессе жизнедеятельности, во взаимодействии с миром, людьми.
Педагогическая позиция выражает степень направленности личности педагога на ценности и цели педагогической деятельности. При этом, позиция педагога трактуется исследователями как установка, компонент педагогической деятельности, индикатор культуры педагогической деятельности, личностная инте-гративная характеристика, система оценочных отношений к педагогической деятельности.
Эти определения сближают характеристики позиции и деятельности, что позволило сделать вывод о том, что позиция формируется и реализуется в деятельности, в результате рефлексии ее оснований (целей, ценностей, мотивов, способов).
В основаниях гуманистической позиции учителя находятся гуманистические педагогические ценности: ребенок - как высшая цель и ценность образования; культура - как среда, питающая и формирующая личность ребенка; творчество и диалог -как способы взаимодействия и общения с ребенком. Ценности, реализуемые во имя и ради развития личности ребенка приобретают статус гуманистических.
Одним из центральных вопросов исследования было определение гуманистического потенциала музыкального искусства и его использования как средства формирования гуманистической позиции будущего учителя начальных классов.
В результате анализа научной, музыкально-эстетической литературы, практического опыта, было установлено, что гуманистический потенциал музыкального искусства определяется спецификой музыки как вида искусства («искусство интонируемого смысла») и заключается в особом содержании музыки (энергийно-смысловом и эмоциональном), в «очеловеченном» способе ее существования, предполагающем обязательность интерпретатора музыкального произведения (исполнителя, учителя), в воспитывающих возможностях музыки (музыкальное произведение выступает средством музыкального общения).
Гуманистическая позиция студентов формировалась в процессе обучения в педагогическом университете, когда они познавали содержание гуманистической позиции и овладевали опытом ее реализации во взаимодействии с детьми в процессе совместной музыкальной деятельности (исполнительской, педаготической), ее рефлексии.
Реализуемая в деятельности и отношениях гуманистическая позиция будущего учителя основывалась на осознанных и принятых личностью гуманистических взглядах, убеждениях, представлениях - составляющих гуманистического мировоззрения.
Основой формирования гуманистической позиции студентов было включение их в систему эмпатийных и рефлексивных отношений в процессе музыкального образования (учебных занятий, педагогической практики). Рефлексия при этом проявлялась как осмысление студентом оснований своей музыкально-педагогической деятельности: ее целей, ценностей, мотивов и способов.
Учитывая специфику возраста, когда студенты поступают в вуз и начинают заниматься музыкой, на первый план выдвигалось формирование мотивации музыкально-педагогической деятельности студентов, выражающаяся в формировании мотивов собственной музыкальной деятельности студентов и мотивов будущей музыкально-педагогической деятельности с младшими школьниками.
Формированию гуманистической позиции будущего учителя способствовало перенесение акцентов с мотивов собственной деятельности на мотивы музыкально-педагогической деятельности. Развитие мотивации к музыкальной деятельности осуществлялось на основе выбора студентом содержания, методов и форм музыкального образования, его включенности в музыкально-исполнительскую и музыкально-педагогическую деятельность.
Технологическим инструментарием формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования выступал комплекс «задача-диалог-игра», а основой формирования было включение студентов в систему рефлексивных и эмпатийных отношений. Рефлексия в педагогической деятельности - это осмысление студентом ценностных оснований своей деятельности, в качестве которых в гуманистической парадигме выступают: ребенок, культура-образование, творчество, диалог (общение). Эмпатия учителя - это вчувствование, т.е. восприятие душевного мира другого человека в максимально возможном объеме. Эстетическая эмпатия (восприятие душевного мира героя произведения), развиваемая в процессе восприятия музыкальных произведений, становилась основой развития сочувствия, сопереживания другому человеку через механизм идентификации (уподобления).
При организации процесса формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования учитывались следующие условия:
• ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования;
• актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства;
• использование технологий музыкального обучения, направленных на развитие творческих способностей студентов;
• развитие рефлексивных способностей студента в музыкально-педагогической деятельности.
В опытно-экспериментальной работе содержание музыкального образования рассматривалось в тесной связи с предстоящей самостоятельной педагогической деятельностью и включало практическую музыкально-педагогическую деятельность.
Учитывая специфику педагогики искусства и будущей педагогической деятельности учителей начальных классов, мы привлекали студентов к анализу как моделируемых в учебном процессе, так и реальных личностно-ориентированных ситуаций, что делало процесс рефлексивного общения более личностно значимым.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о содержании гуманистической позиции (когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты) и условиях ее формирования в процессе музыкального образования.
Нашим исследованием не исчерпаны проблемы формирования гуманистической позиции будущего учителя. Заслуживают внимания вопросы возможностей отдельных научных дисциплин в этом процессе, влияние коллектива на формирование гуманистической позиции студента, активности самого студента и Др.
132
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Карягина, Галина Васильевна, Оренбург
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. - 186с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. - 144с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 337с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299с.
5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448с.
6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1998. - 352с.
7. Аминов Н.А. Задатки, способности и одарённость учителя. Некоторые вопросы теории способностей Б.М.Теплова //Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.59-72
8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск, 1990. - 560с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1. - С.13-178
10. Андреев А.А. Место искусства в познании мира. -М., 1980. 255с.
11. П.Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. -М.: ACADEMA, 1999. 160с.
12. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 415с.
13. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал, -1981. Т.2. № 2. - С.12.
14. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. - Т.1. - № 2. -С.47-56
15. Архангельский С.Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. - 186с.
16. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 1 1 1с.
17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-е изд. Л: Музыка, 1971. - 376с.
18. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 158с.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.367с.
20. Ахаян Т.К. Формирование убеждений старших подростков в трудовой деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук,-Л., 1983. 36с.
21. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев: Радянська школа, 1985. - 256с.
22. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. 1987. - Т.2. - С.3-8
23. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры. М., 1980. - Вып.1. - С.11-12
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр.трудов / Примечание С.С.Аверинцева, С.Г.Бочарова. М.: Искусство, 1979. - 423с.
25. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара-Санкт-Петербург: СамГПУ, 1997. - 172с.
26. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к фор мированию гуманистической направленности студента будущего учителя. - Самара, СамГПУ, 2000. - 185с.
27. Бездухов А.В. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете: Автореф. дис .канд. пед. наук. Самара: СамПГУ, 2000. - 20с.
28. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141с.
29. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990. 40с.
30. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды /Ред.- сост. Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская. -М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 312с.
31. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. - № 1. - С. 9-11
32. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.14-23
33. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995. - 336с.
34. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: 2 философских введения в 21 век. М., Политиздат, 1991. - 412с.
35. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. - 62с.
36. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. М.: РОУ, 1994. - 36с.
37. Бим-Бад Б.М. Педагогические взгляды И.Канта //Советская педагогика. 1982. - № 10. - 102-105
38. Богоявленская Д.Б. Развитие творческих способностей и одарённости (в контексте гуманизации образования) // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.24-31
39. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. -М., Педагогика, 1983. 272с.
40. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
41. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Просвещение, 1972. С.7-44
42. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма лично-стно-ориентированного образования // Педагогика. 1994, № 4. -С.1 1-17
43. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Уч. пос. М., Ростов-на-Дону, 1999. - 560с.
44. Борзенков В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России // Человек. 1996. -№ 3. - С.70-77
45. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. - № 2. - С.121-124
46. Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В.В.Сухомлинского и их значение для современной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 1996. - 21с.
47. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216с.
48. Валеева Р. Гуманистическое воспитание и коллектив // Воспитание школьника. 2000. - № 6. - С. 6-8
49. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. Сборник научных трудов. Л., 1981. - С.6-22.
50. Вишнякова Н.Ф. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.32-385 1.Волченко Л.Б., Поляхова В.В. Нравственная позиция личности // Моральный выбор. М., 1980. - С.54-67
51. Воробьева О.В. Формирование готовности к музыкально-исполнительской деятельности у будущих учителей начальных классов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 175с
52. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. -1 12с.
53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1998. - 413с.
54. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьбы России // Социально-политический журнал. 1995. - № 3. - С.15-22
55. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996. - 1 56с.
56. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки -перевод с нем. Н.Т.Григорьевой / Парсифаль, 1997. 160с.
57. Галактионова Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа: Дис. .канд. пед. наук. Ростов, 1997. - 212с.
58. Гапон Н.П. Гуманистическая ценностная ориентация деятельности учителя (социально-философский аспект): Авто-реф. дис. .канд. филос.наук. Львов, 1990. - 18с.
59. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. - 608с.
60. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992, № 5-6. С.3-13.
61. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260с.
62. Гройсман А.Г. Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 24с.
63. Гуревич К.М. Генезис индивидуально-психологических различий и их классификация // Гуманизация образования. -1995. № 1. - С.76-86
64. Гуревич П.С. Проблемы Другого в философской антропологии М.М.Бахтина // М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Под ред. С.С.Аверинцева и др. М.: Наука, 1992. - С.83-96
65. Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности освобождённого классного руководителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Самара, 2000. - 21с.
66. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Ин-тор, 1996. - 544с.
67. Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения: Дис.канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. - 265с.
68. Дивитовская Н.А. Позиция личности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Л., 1971. - 16с.
69. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 3 19с.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
71. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997. - 424с.
72. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 333с
73. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1992. - 194с.
74. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. - 1 89с.
75. Закон РФ «Об образовании». М., 1997. - 60с.
76. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. - 144с.
77. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480с.
78. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства учителя. М.: Просвещение, 1989. - 1 57с.
79. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрусинского // Книга 5. Педагогические игры. М.: 1994. - 135с.
80. Изард К.Е. Психология эмоций (пер. с англ.). Спб.:1. Питер, 1999. 460с.
81. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462с.
82. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород, 1993. - 219с.
83. Искусство в мире духовной культуры. Киев: Наумкова думка, 1985. - 182с.
84. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1994. - С.13-36.
85. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. -1987. № 1. - С.26-30
86. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, Петрополис, 1996. - 416с.
87. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987. 190с.
88. Каргапольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М., Пед. вестник, 1994. - 88с.
89. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. - 190с.
90. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования // Гуманизация образования. - 1998. - № 1. - С.53-58
91. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика.- 1996. № 2. - С.14-21
92. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика,1971. 94с.
93. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя.- М.: Политиздат, 1983. 256с.
94. Коган Л.Н. Искусство и зритель // Художественное восприятие: Сб. статей / Под ред. Б.С.Мейлаха. М.: Наука, Ленинградское отделение, 1971. - С.84
95. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176с.
96. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. -М., 1984. 255с.
97. Кондрашова Л.В. Воспитание нравственной психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Сов. педагогика. 1984. - № 5. - С.75-79
98. Коссов Б., Крупное А. Гуманизация системообразующий фактор // Высшее образование в России. - 1999. - № 3. - С. 73-77
99. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 264с.
100. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др.; Сост. общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 2000. - 670с.
101. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. 1995. - № 1. - С.41-53
102. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленинг. Унив., 1967. - 183с.
103. Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании педагогов. Санкт-Петербург - Иркутск, 1998. - С.9-24
104. Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор. М.: МГУ, 1980. - С.155-171
105. Юб.Кутьев В.О. Проблемы гуманистической педагогики: методология, теория, технология // Педагогика. 2000. - № 3. -С.103-106
106. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблема структуры. М.: Педагогика, 1980. - 264с.
107. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. - 359с.
108. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М., 1983. - т.2. - 318с.
109. МО.Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Сов. педагогика. !988. - № 11. - С. 15-21
110. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192с.
111. Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1997. - 304с.1 19. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262с.
112. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 255с.12 1. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1985. - № 5. -С.1 1-18
113. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. - 216с.
114. Мищенко Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на материале подготовки учителей начальных классов). М.- Курган, 1996. - 262с.
115. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224с.
116. Моральный выбор / Под ред. А.И.Титаренко. М.: МГУ, 1980. - 344с.
117. Морозова З.П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников // Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. Печко Л.П. М.: НИИХВ, 1990. - С.34-42
118. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М: Институт практической психологии, 1997.- 365с.
119. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1995. - 356с.
120. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.
121. Непомнящая Н.И. Универсальность ценностной сферы // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.39-471 3 1.Никандров Н.Д. Перспективы образования в России // Гуманизация образовани. 1998. - № 1. - С.3-13
122. Новиков А.Н. Проблемы гуманизации профессионального образования // Специалист. 1999. - № 7. - С. 2-6, № 8. -С.2-6.
123. Новикова Л.П. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1997. -19с.
124. Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа // Вопросы психологии. 1999. -№ 2. - С.87-90
125. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности //Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. -С.76-94
126. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999. - 301с.
127. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущих учителей. Казань: КУ, 1976. - 200с.1 3 8. Петровский А.В. Идея «Я = МИР» в развитии личности // Новые ценности образования. Вып. 3. М., 1995. - С.27-37
128. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 160с.
129. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. - С.157-164.
130. Пиаже Ж., Фресс П. Экспериментальная психология. -М., 1975. 286с.
131. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. М.: МИРОС, 1992. - 40с.
132. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 256с.
133. Позднякова O.K. Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Самара, 2000. - 21с.
134. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976. 280с.
135. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1972. - 168с.
136. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., Педагогика-Пресс, 1997. - 440с.
137. Психологические тесты / Составитель Э.Р.Ахмеджанов- М.: Лист, 1997. 320с.
138. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96с.
139. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры: Дайджест монографии. М.: ЦАПИ, 1993.- 133с.
140. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: Ин-т развития личности, 1996. - 144с.
141. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. - № 1. - с.164-1681 53. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 423с.
142. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С.3 19-344
143. Свирина Л.О. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя на основе применения системы проблемных педагогических ситуаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1997. - 19с.
144. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2000. - 336с.
145. Сенатор С.Ю. Гуманность как нравственное качество в сознании и поведении школьника //Социально-политический журнал. 1996. - № 5. - С.217-221
146. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования (курс лекций). М., ACADEMA. - 2000. - 240с.
147. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем М.: «Логос»,1999. 272с.
148. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь,2000. 234с.
149. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. 1981, № 5. С.39-48.
150. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя к воспитательной работе: содержание и структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., МГПИ, 1982. -С.14-29.
151. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с
152. Совершенствование процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей. Метод. рек-ии / Сост. Н.Н.Лобанова и др. Ленинград: научно-исследовательский ин-т общего образования взрослых АПН СССР, 1998. - 172с.
153. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. Оренбург, 1999. - 300с.
154. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240с.
155. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности: на материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. - 190с.
156. Тарасов Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие //Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст. К. 1984.- С.59-60
157. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352с.
158. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика, 1946. № 6. - С.103-1041 78. Терегулов Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. Уфа, 1999. - 386с.
159. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика. -1996. № 4. - С. 9-13
160. Толстых А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М.: Педагогика, 1990. - 159с.
161. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С.144-147
162. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт практической антропологии // Избр. пед. сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1974. Т. 1. - С.229-547.
163. Фастовец И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991. - 22с.
164. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 814с.
165. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992. - 159с.
166. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - 406с.
167. Хмель Т.А. Личностный аспект профессионально-педагогической подготовки студента педагогического вуза // Формирование личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки. Сборник научных трудов. М., 1988. - С.4-9
168. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176с.
169. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 384с.
170. Шадриков В.Д К проблеме духовных способностей // Magister. 1996,- № 5. - С. 1-16.
171. Шинкаренко В. На основе принципа гуманизации // Народное образование. 1999. № 1-2. - С. 230-232
172. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. - 285с.
173. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991. - № 9.- С.80-84
174. Школяр J1.B., Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М.: ФЛИНТА-НАУКА, 1998. - 281с.
175. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания (пер. с нем.). М.: Парсифаль, 1994. - 80с.
176. Щедровицкий Г.П. Избранные труды = 8е1ес1е<1 works / Ред.-сост. А. А.Пископпель, Л .П.Щедровицкий. М.: Изд. шк. культурной политики, 1995. - 759с.
177. Щербаков А.И., Богословский В.В. Исследование отношений актуальная задача психологического воспитания // Отношения как проблема психологического воспитания. - Л., 1973. - С.3-10
178. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1986. ~ 144с.
179. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1996. - 344с.
180. Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. Тарту: ТГУ, 1969. - 281с.
181. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996. - 96с.
182. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 216с.
183. Яковлев А.А. Рефлексия и игра. Проблемы методологии. М.: Педагогика, 1984. - 179с.
184. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.1. С.20-27.
185. Combs A. Humanism. Education and the Future // Educational Leadership. 1978. - № 4. - P. 12-18
186. Maslow A.A. Teory of Human Motivition // Psychological Review, 1943. - № 50. - P. 370-396
187. Rogers C. Away of being. Boston: Houghtou Mifflin Company, 1980. - 395p.
188. Toward a man kind school: an adventure in humanistic education. N.Y.: McGraw - Hill Book Company, 1974. - 193p.