Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование гуманных чувств подростков во внеурочной музыкальной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Аладова, Людмила Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1981
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование гуманных чувств подростков во внеурочной музыкальной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аладова, Людмила Павловна, 1981 год

ВЩЦЕНИЕ.3

ГЛАВА. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

§ I. Проблема гуманизма в педагогической теории и практике воспитания: а) анализ литературы по проблеме; б) исходная концепция исследования.15

§ 2. Музыкальное искусство как фактор гуманистического воспитания личности.32

§ 3. Специфика формирования гуманных чувств подростков средствами музыки.53

ГЛАВА П. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ

ПОДРОСТКОВ

§ I. Педагогическая характеристика первоначального уровня гуманистических представлений подростков (методика констатирующего этапа опытно! работы) .80

§ 2. Музыкальный лекторий как форма организации опытно-экспериментальной работы по теме исследования .94

§ 3. Включение подростков в музыкально-творческую деятельность как средство формирования гуманных чувств (методика формирующего этапа опытной работы) .121

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование гуманных чувств подростков во внеурочной музыкальной деятельности"

Актуальность теш исследования.

В отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии Л.И.Брежнев сказал: "Жить интересами народа, делить с ним радость и горе» утверждать правду жизни» наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства - это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства"1. В этих словах - признание большой роли искусства в формировании духовных основ социалистического образа жизни. Общество развитого социализма одной из главных своих задач ставит заботу "об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских лвдей, повышения 2 их культурного уровня. Тем самым подчеркивается, что проблема нравственного совершенствования человека, базирующаяся на основе творческих возможностей личности, выдвигается в нашей стране на уровень общегосударственных задач. На достижение этой высокой цели направлена вся система коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (декабрь, 1977) подчеркивает необходимость комплексного подхода к идейно-политическому, трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию,школьников, отмечает возрастающую роль школы в решении поставленных партией за

1Брежнев 1.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУТ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. 23 февраля 1981 г. - И.: Политиздат, 1981, с.85.

Конституция (Основной Закон) СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. - М.: Юридич. лит-ра, 1980, ст. 27, с.8 дач. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (апрель, 1979) ориентирует ученых-педагогов на то, что основная цель исследований на современном этапе - глубокий, всесторонний анализ духовной жизни общества, от чего во многом будет зависеть полная реализация возможностей развитого социализма в воспитании подрастающих поколений. В свете этих документов советская педагогическая наука и школа, решая задачу воспитания всесторонне развитой личности, осуществляют поиск оптимального сочетания условий, форм и методов эстетического воспитания, являющегося сегодня основой государственной культурной политики.

Современная концепция воспитания средствами искусства основывается на глубоком убеждении в том, что искусство, как форма общественного сознания, обладает огромной мощью воздействия на человека. Сегодня искусство, в том числе музыка, является одной из составных частей коммунистического воспитания, призванной формировать не только эстетическую культуру человека, но личность в целом, отношение человека к себе, к другим людям, к жизни; формировать психику человека, влиять на его личностные качества.

Сущность проблемы воспитания посредством музыки заключается в использовании тех средств педагогического воздействия, с помощью которых музыка реализует свои воспитательные возможности. Музыку слушают не только для того, чтобы получить удовольствие, испытать наслаждение, ею доставляемое, при том что гедонистическая функция музыки занимает достаточно важное место в комплексе ее социальных функций. Однако, основное, эстетико-воспитательное назначение музыкального искусства в нашей стране состоит в формировании нового человека, духовном обогащении общества. Воспитывать человеческое в человеке - главное назначение музыки в общественной жизни, в силу чего музыка становится могучим оружием в борьбе гуманизма и антигуманизма. Обострявшаяся идеологическая борьба двух социальных организмов - социализма и капитализма -наиболее ощутима именно в области музыки. Через "экспортируемые" к нам развлекательные музыкальные программы, модные "диски" буржуазная пропаганда насаждает чуждые нам взгляды и идеалы, используя естественное увлечение сегодняшних подростков музыкой в современных ритмах, делая ставку на их недостаточно сформировавшийся духовный мир, несколько облегченное восприятие жизни. Осознавая эту опасность, школа усиливает внимание к вопросам эстетического развития личности советского школьника. Выступая одним из важнейших факторов формирования эстетической и нравственной воспитанности подростков, музыка может оказывать влияние на развитие гуманистической направленности их личности, формируя чувства учащихся, а также внутршсоллективные отношения в процессе совместной музыкальной деятельности. Целенаправленное педагогическое руководство музыкальной деятельностью, учитывающее специфические особенности ее содержания, позволяет раскрыть многообразные воспитательные возможности, интегрированные в музыке.

Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи эстетического и этического воспитания раскрываются в трудах А.И.Бурова, М.С.Кагана, Ё.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.А.Разумного, В.К.Скатерщшсова, В.И.Толстых и др. В ряде фундаментальных работ названных авторов, объединенных общей концепцией о взаимосвязи искусства и морали, этического и эстетического в искусстве, отмечается все возрастающее его влияние, комплексное воздействие на все стороны развивающейся личности, на усиление функционирования искусства в области познания, общения и воспитания.

Специально исследовались вопросы эмоционально-осознанного восприятия музыки, значения этого процесса в формировании социально-ценных психологических состояний: Беляева-Экземплярская С.Н., Выготский Л.С., Кечхуашвили Г.Н., Назайкинский Е.В., Теплов Б.М. и др. В работах этих авторов достаточно широко освещен вопрос о способности правильно воспринимать содержание музыкального образа, роли жизненного опыта в восприятии музыки; вместе с тем, подчеркивается необходимость изучения непосредственного отклика на музыку с целью выяснения воспитательных возможностей ее слушания.

Достаточно полно разработаны вопросы методики слушания музыки (Брюсова Н.Я., Гродзенская Н.Л., Румер М.А., Шацкая В.Н., Яворский Б.Л.); становления теории и практики музыкального воспитания (Апраксина O.A., Асафьев Б.В., Ветлугина H.A. ( Кабалевский Д.Б., Цыпин Г.М.); музыкального восприятия школьников (Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Гембицкая Е.Я., Ригина Г.С.).

Проблема воспитательного воздействия искусства на нравственное сознание личности освещается в диссертациях Бильченко Г.О., Васильева A.C., Зеленковской Р.И., Литвиненко A.A., Масловой H.H., Полуянова Ю.А., Ростовского А.Я., Хижняк Ю.И., наиболее близких по проблематике теме настоящего исследования. В частности, вывод о том, что гуманные чувства занимают ведущее место в системе эстетического отношения подростков к художественному образу (Васильев A.C.), находит подтверждение также в работах других исследователей гуманных чувств (Сизый A.A., Юрьева М.В., Аргетки-на K.M., Кульчицкая Е.И.). Хижняк Ю.Н. и Маслова H.H., анализируя вопросы воспитательного воздействия музыки на формирование социально-значимого эстетического опыта, гуманистических взаимоотношений подростков, обосновывают положение о том, что общение с музыкой способствует формированию культуры чувств, межличностного общения.

Гуманистическая миссия музыки и состоит в расширении "реальной сферы человеческого общения благодаря созданию новых партнеров общения" (Каган М.С.); это - образы музыки, которым мы сочувствуем, сопереживаем, эмоционально участвуем в их судьбах.

Однако, если в современной педагогике общевоспитательная функция музыки наша соответствующее отражение, в школьной практике этот важнейший аспект музыкального воспитания находит лишь частичное применение. Анализ состояния музыкально-воспитательной работы в школах гг. Москвы, Минска и др. городов свидетельствует, что возможности уроков музыки используются в исследуемом направлении слабо. За редким исключением, в школе не проводится работа по различению учащимися эмоциональных состояний, выражаемых музыкой; по выявлению и оценке школьниками чувств, которые испытывает герой музыкального произведения, автор по отношению к герою и сами учащиеся в процессе слушания музыки. Даже передовые учителя включают воспитательный аспект воздействия музыки в систему своей педагогической деятельности эпизодически, от случая к случаю. Недостаточное внимание уделяется нравственному аспекту воздействия «музыкального искусства и во внеурочной работе, что тормозит процесс усвоения школьниками нравственно-эстетических ценностей для обогащения своей личности. Между тем, в любой из сторон формирования личности учащегося, будь то воспитание нравственное или эстетическое, трудовое или физическое, есть элементы, которые развиваются более эффективно именно средствами музыки.

Несмотря на очевидную актуальность проблемы, мы не имеем еще до настоящего времени исследований по воздействию музыкального искусства на формирование гуманистически направленной личности подростков. Несомненная важность проблемы, ее неизученность обусловили необходимость настоящего исследования.

Цель исследования - теоретическое обоснование и опытная проверка основных педагогических условий повышения эффективности формирования гуманных чувств подростков в процессе внеклассного слушания музыки.

Объектом исследования является внеучебная музыкальная деятельность подростков, направленная на осуществление взаимосвязи художественно-эстетического и гуманистического развития учащихся.

Предметом исследования явился процесс формирования гуманных чувств подростков во внеучебной музыкальной деятельности.

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

1. Анализ специфики, возможностей и закономерностей воспитательного воздействия коллективного слушания музыки на формирование гуманных чувств подростков.

2. Определение содержания, форм и методов воспитательной работы с подростками в ходе совершенствования сферы их чувств во внеучебной музыкальной деятельности.

3. Выявление процесса формирования и дальнейшего развития нравственно-эстетических форм выражения (в поступках, высказываниях) гуманных чувств подростков.

В ходе теоретической и экспериментальной работы проверялась гипотеза, согласно которой формирование гуманных чувств подростков осуществляется на внеклассных занятиях музыкой наиболее успешно при соблюдении следующих условий: а) если музыкальные произведения подобраны в определенной системе, включающей образцы с гуманистической направленностью в содержании - ярко выраженная идея добра и зла, чувство радостного жизнеощущения; б) при соответствующей методике воспитательной работы, основанной на диалектическом единстве этического просвещения и музыкально-эстетического развития учащихся; в) при выявлении воспитательных возможностей коллективного прослушивания музыки для организации совместной деятельности, внутриколлективных отношений, общения подростков; г) при учете "отсроченной во времени" реакции нравственного воздействия музыки ("последействие", по Выготскому Л.С.).

Методологическую основу исследования составили: марксистско-ленинская концепция о всестороннем развитии личности; о социалистическом гуманизме; о взаимосвязи чувственного и рационального в познании мира и социальной деятельности; о воспитательной функции искусства; разработанная В.И.Лениным теория отражения, являющаяся теоретическим фундаментом для научного объяснения творческой познавательной деятельности человека; важнейшее положение диалектического материализма о взаимозависимости явлений - с этих позиций рассматривалось диалектическое единство творческой и воспроизводящей деятельности. В процессе исследования диссертант руководствовался директивными документами КПСС по вопросам искусства и литературы, указаниями ХХУ и ХХУТ съездов КПСС о необходимости комплексного подхода к воспитанию, в которых эти идеи нашли дальнейшее развитие.

Методика исследования. Основными методами исследования были: изучение и анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы для обоснования теоретических и практических положений исследования; опытно-эксперимен-тальная работа; целенаправленное педагогическое наблюдение; методы социологического опроса - анкетирование, музыкально-воспитательные беседы, анализ письменных работ учащихся (сочинения, рецензии-отзывы); метод создания педагогических ситуаций взаимодействия подростков в процессе совместной музыкальной деятельности, с использованием методик, разработанных сектором нравственного воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (руководитель О.С.Богданова); социометрические методы для измерения внут-риколлективных отношений. Для получения количественно-качественных характеристик были использованы процедуры измерения уровней сформированасти способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости, табличное и графическое их изображение.

Исследование носило этапный характер. На первом этапе (1977-1978 гг.) работа велась в ряде направлений:

- изучалась философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, выявлялись теоретические предпосылки разрешения проблемы;

- изучалось состояние музыкально-воспитательной работы и проводилось наблюдение уроков музыки (раздел "слушание музыки") в общеобразовательных школах и школах-интернатах гг. Москвы , Минска;

- формулировались гипотеза и первичная концепция исследования.

На втором этапе (1978-1980 гг.) проводилась опытная проверка гипотезы, корректировка первичной концепции исследования;

- обработка результатов констатирующего эксперимента (1978-1979 гг.), содержание которого составили поиск педагогических условий и средств эффективности формирования гуманных чувств подростков во внеклассной музыкально-воспитательной работе, выявление уровня гуманистических представлений подростков;

- формирующий эксперимент (1979-1980 гг.), позволивший определить действенные пути включения учащихся в музыкально-творческую деятельность, способствующую формированию гуманных чувств подростков, проявляющихся в форме сопереживания и отзывчивости, как чувств, которые могут быть воспитываемы в результате преимущественного воздействия музыки;

- контрольный эксперимент (ноябрь 1980 г.), преследовавший цель - выявить, насколько сформированные в результате музыкально-воспитательной работы чувства сопереживания и отзывчивости сохраняются в структуре личности учащихся экспериментальной группы;

- была разработана и подвергнута опытно-экспериментальной проверке программа двухгодичного музыкального лекторш для подростков (1978-1980 гг.).

В процессе исследования принимало участие: на предварительной стадии 547 человек, экспериментальная группа в московской школе-интернате № 16 составила 77 человек из двух опытных классов.

На третьем этапе (1980-1981 гг.) было осуществлено теоретическое обобщение материалов исследования, оформлялись теоретические позиции автора;

- были проведены корректировка и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы;

- сформулированы выводы по исследованию.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование музыкального искусства как средства формирования гуманистически направленной личности подростков, осуществляемое по определенной системе и методике, позволяет разрешить проблему взиамосвязи музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.

2. Специальная организация внутриколлективных отношений подростков в процессе совместной музыкальной деятельности выступает как педагогически необходимое дополнение к содержанию воспитательной работы в школе.

3. Эффективность методики формирования гуманных чувств средствами музыки заключается в использовании воспитательного потенциала чувств, возникающих от музыкального восприятия, для сообщения им гуманистической ориентации. Базой исследования был избран коллектив подростков 4-7 классов, форма проведения опытной работы - двухгодичный музыкальный лекторий; проводилось изучение опыта работы учителей музыки вСШШ 101,130,41,42,44, школе-интернате № I г.Минска, а также - опыта музыкально-воспитательной работы в средней специальной музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории, ДМН им. Н. И. Ал адова г.Минска. /

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает возможности использования музыкального искусства в качестве средства гуманистического воспитания подростков. Это позволило углубить сложившееся к настоящему времени представление о сущности и характере музыкального воспитания и в определенной мере расширило сферу использования музыкального искусства в воспитательном процессе.

Научная разработка методов взаимосвязи художественно-эсте-тического и гуманистического воспитания подростков представляет новую и актуальную для музыкальной педагогики проблему, отвечающую современным требованиям системного подхода к эстетическому и нравственному воспитанию школьников.

Вместе с тем, такое исследование обеспечивает в известной мере решение проблемы на основе интегративных данных нескольких наук - философии, социологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, искусствоведения, музыкознания.

В исследовании научно обоснована и экспериментально подтверждена необходимость широкого использования музыки в общем воспитании школьников, учитывая их перегруженность логической информацией, дефицит чувств, эмоций, непосредственных совместных переживаний.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по организации и педагогическому руководству процессом формирования гуманных чувств подростков средствами музыки. Разработанная в исследовании методика вне-учебной музыкально-воспитательной работы, основанная на диалектическом единстве этического просвещения и музыкально-эстетического воспитания, может оказать действенную помощь учителям музыки общеобразовательных школ, школ-интернатов, воспитателям и организаторам внеклассной работы. Материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах, факультативах, посвященных практике воспитания личности средствами музыки на музыкально-педагогических факультетах пединститутов, педагогических и музыкально-педагоги-ческих училищах, институтах культуры; руководителями педагогической практикой студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в обсуждениях на заседании лаборатории музыки и танца НИИ художественного воспитания АПН СССР (февраль, 1981), на заседании Ученого совета НИИ ХВ (апрель, 1981); на заседании отдела теоретико-методических проблем воспитания школьников НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (июнь, 1981); в выступлении диссертанта на Всесоюзном симпозиуме по проблемам теории и методики эстетического воспитания школьников (Тбилиси, 1980); в сообщениях на республиканском совете Педагогического общества БССР (1980 г.); в выступлениях на научных конференциях и семинарах молодых ученых и аспирантов НИИ ХВ (1979-1981 гг.), на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Минского госпединститута им. А.М.Горького (1977-1978 гг.); в выступлениях на педагогическом совете экспериментальной базовой школы-интерната № 16 г.Москвы (1980 г.); через публикацию автором ряда статей в сборниках научных работ, в педагогических журналах.

Использование рядом учителей в школах гг. Москвы и Минска основных рекомендаций, творческих заданий по разработанным темам, методике проведения внеклассных музыкально-воспитательных занятий, методических рекомендаций по организации музыкального лектория для подростков подтвердило выявленные закономерности исследуемого процесса и особенности управления им.

Достоверность выводов исследования обеспечена общим методологическим подходом к разрешению проблемы формирования гуманных чувств подростков средствами музыки; соответствием научного аппарата предмету исследования; адекватностью методики исследования его задачам и содержанию; репрезентативной выборкой, а также использованием взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования. Достоверность и обоснованность проведенной работы подтверждена положительными результатами, полученными в ходе исследования; использованием необходимых и достаточных данных для качественной характеристики исследованных процессов и явлений.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

- 147 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные в исследовании задачи разрешались путем проведения теоретического анализа философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы и опытно-экспериментальной работы.

Анализ результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы:

1. В общей системе комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения музыкальное искусство является действенным средством формирования гуманистически направленной личности. Основные социальные функции музыкального искусства соответствуют по своему содержанию важнейшим принципам гуманистического воспитания, они теснейшим образом взаимосвязаны, внутренне согласованы.

Развитие гуманных чувств протекает под большим влиянием эстетических чувств, это объективно обусловленный процесс, ибо эстетическое отношение - это и есть гуманное отношение. Проведенное исследование показало, что такие социально-ценные чувства, как сопереживание и эмоциональная отзывчивость, являющиеся первоосновой восприятия музыки, составляют в то же время ядро гуманной личности: культура чувств, одухотворенная высокими гуманистическими мотивами, определяет и нравственную природу человека. Невозможно воспитание высоконравственной личности без искусства, которое гуманно по своей природе, ценности эстетические и гуманистические обнаруживают тенденцию к взаимодействию.

2. Совместное слушание музыки выступает как важный фактор воспитания нравственных качеств личности, стимулируя проявление гуманных чувств в системе коллективистических взаимоотношений и

- 148 общения подростков ("последействие", по Выготскому Л.С., от восприятия музыки).

Однако, накопление учащимися опыта музыкально-эстетических и гуманистических представлений еще не может обеспечить автоматически высокий уровень развития гуманных чувств, они должны стать внутренним регулятором поведения. Эмоциональные состояния в процессе музыкальной деятельности становятся мощным фактором, формирующим гуманистическую направленность личности. Осмысление подростками нравственных проблем в процессе общения с музыкой связывает ее условный язык с жизнью, а также способствует связи с другими факторами, формирующими эстетический и нравственный облик подростка.

Гуманные чувства, усиленные эмоциональными состояниями в процессе совместной музыкальной деятельности, становятся присущими личности качествами, способными к переносу на другие виды деятельности. Итогом проведенного исследования является то, что возросший эмоциональный опыт, осознанный подростками, приводит к активному самовоспитанию, стремлению с новых эстетических и нравственных позиций регулировать мир своих переживаний и направлять его в соответствии с гуманистическими представлениями, вынесенными из деятельного общения с музыкой.

3. Эффективность процесса формирования гуманных чувств средствами музыки зависит от степени влияния содержания и способов организации музыкальной деятельности на осознавание подростками личной значимости полученных музыкально-эстетических и гуманистических знаний.

Исследованием установлены следующие пути повышения эффективности воспитательного воздействия музыки:

- выявление специфики музыкального искусства как средства

- 149 -педагогиче ского во здействия;

- использование воспитательного значения чувств, возникающих в процессе совместного слушания музыки, для сообщения им гуманистической ориентации;

- включение подростков в музыкально-творческую деятельность, целью чего является создание специальных педагогических ситуаций, способствующих оптимальному сочетанию музыкально-эсте-тического и гуманистического развития учащихся;

- трансформация гуманистических представлений как в область музыкального восприятия, так и применительно к системе взаимоотношений подростков;

-устранение разрыва между раскрытием гуманистических идей и практических рекомендаций в процессе музыкально-воспитательной работы;

- создание атмосферы эмоционального единства в коллективе;

- поощрение творческой самостоятельности подростков в процессе музыкальной деятельности.

4. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста (развитие самосознания, самооценки, потребность в общении, интерес к внутреннему миру человека, способность к морально-эти-ческой оценке человеческих отношений и т.д.) создают реальные предпосылки для формирования у подростков социально-ценных гуманных чувств и делают возможным педагогическое руководство данным процессом. В подростковом возрасте наиболее выражен переход от конкретно-ситуативного понимания гуманизма к обобщенному: от проявлений чувства сопереживания, сострадания, отзывчивости, симпатии, сочувствия к близким людям - к проявлению этих чувств по отношению к другим лицам. Это связано с осмыслением подростками бесконечного своеобразия взаимоотношений между людьми. В то

- 150 же время, большая интенсивность в формировании интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств способствует ускорению развития музыкального восприятия, большему разнообразию индивидуаль-но-личностных проявлений.

5. Исследование показало, что гуманные чувства являются сложными нравственно-эстетическими категориями и далеко не все из них правильно осознаются подростками. Даже осознание основных из них (доброта, человечность, достоинство, нетерпимость к равнодушию, социальному злу и т.д.), в силу бесконечного разнообразия жизненных ситуаций является очень тонким и сложным процессом, требующим от учащихся умения самостоятельно решать возникающие нравственные проблемы, соотносить свои действия с конкретными жизненными обстоятельствами. В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что включение подростков в специальные педагогические ситуации в процессе музыкально-творческой деятельности, позволяющие поделиться своими жизненными наблюдениями и переживаниями, значительно ускоряет формирование гуманных чувств учащихся. Как показало исследование, формирование у подростков умения правильно понимать эстетико-этическую сторону содержания музыки позволяет развивать у учащихся наблюдательность в отношении эмоциональной выразительности музыкальной речи, а отсюда - наблюдательность к формам жизненного проявления оттенков человеческих чувств. Поэтому при анализе музыкальных произведений следует делать акцент на чувствах человека в музыке, на различение разнообразных эмоциональных состояний, выражаемых музыкой; на чувствах, испытываемых подростками в процессе слушания музыки.

6. В исследовании показано, что действенность гуманных чувств зависит от их усвоенности личностью на уровне индивидуального сознания, когда позитивное отношение к принятым в обществе нормам социального поведения находит проявление в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах деятельности подростков. Показателями такого отношения в сфере мышления являются: а) понимание необходимости совершенствования своей личности; б) понимание общественной значимости саморегуляции поведения. Дня эмоционального компонента характерны: а) привлекательность, личная значимость для подростков эстетико-этического просвещения; б) увлеченность и интерес к музыкальной деятельности. Волевой компонент включает: а) готовность к проявлениям гуманности в коллективистических взаимоотношениях; б) стремление в любом виде деятельности проявлять творческий подход.

7. Несмотря на то, что учащиеся ранее были знакомы с основными принципами коллективных отношений по многим другим видам деятельности в школе, одним из самых существенных факторов, тормозящих воспитательный процесс в работе с подростками, оказывается их эстетическая неразвитость. Обогащение чувств, переживаний является самым важным этапом процесса гуманистического воспитания.

8. Формирование гуманных чувств подростков средствами музыки представляет собой процесс восхождения от простого переживания, вызванного сюжетно-зрительными представлениями и ассоциациями к осознанному гуманному чувству. Возникая на основе представлений и понятий, ассоциации в единстве с конкретными музыкально-слуховыми представлениями формируют целостное образно-художественное представление и становятся источником более сложных переживаний. Конечный этап формирования гуманных чувств - включение в этот процесс всей личности в целом, с ее мировоззрением, морально-этическими установками, эстетическими вкусами. Это - процесс взаимодействия объективного и субъективного в восприятии искусства, слияние выраженного композитором с опытом жизненных переживаний слушателя.

9. Процесс формирования гуманных чувств подростков средствами музыки стимулируют как объективные условия - содержание музы-кально-воспитательных бесед, методика их проведения, накапливаемый учащимися в процессе совместной музыкальной деятельности опыт гуманистических взаимоотношений в коллективе, так и субъективные - связанные с микросредой общения каждого подростка. Поэтому музыкально-воспитательная работа приобретает особую значимость в условиях школы-интерната, благодаря тому, что воспитанники находятся в постоянном контакте друг с другом, менее подвержены воздействию внешней социальной среды. Это открывает дополнительные возможности для более эффективной деятельности воспитателя-экспериментатора. Опыт школ г.Москвы, Минска и др. городов показывает, что используемые формы приобщения подростков к музыке (концерты филармонии, занятия в хоре, оркестре и т.д.) далеко не исчерпывают ее огромного потенциала в гуманистическом воспитании школьников. Предпринятая нами попытка использовать с этой целью музыкальный лекторий как средство, формирующее мир чувств, и в первую очередь - высоких и благородных гуманных чувств, в целом оказалась результативной. Положительные сдвиги в таких показателях,как эмоционально-нравственное сопереживание в процессе восприятия музыки, отзывчивость во взаимоотношениях и социометрический статус в коллективе свидетельствуют о состоявшемся воздействии музыкального искусства на формирование исследуемых гуманных чувств подростков.

Проблема нравственного воздействия музыки на формирующуюся личность является сложной и многогранной, позволяющей рассматривать ее в разных аспектах. В исследовании поставлена и выполнена задача разрешения проблемы в плане взаимосвязи нузыкально-эстетического и гуманистического воспитания подростков. Дальнейшую разработку данной проблемы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

- апробировать проведение опытно-экспериментальной работы в форме дискотеки для подростков;

- исследовать указанные взаимосвязи в других возрастных группах;

- раскрыть специфику гуманистического воспитания школьников в других видах музыкальной деятельности;

- исследовать процесс формирования гуманных чувств подростков средствами других видов искусства.

Практическое решение проблемы в указанных аспектах требует ее дальнейшего изучения и конкретизации. Вместе с тем, мы полагаем, что полученные диссертантом выводы о возможных путях и педагогических условиях использования воспитательных возможностей музыки послужат определенной базой для последующих исследований в этой области.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аладова, Людмила Павловна, Москва

1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.- Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

2. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании, т.2.- М.: Педагогика, 1978. 488 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х т. М.: Искусство, 1976. - 575 с, 719 с.

4. Ленин В.И. О молодежи. М.: Мол.гвардия, 1974. - 656 с.

5. Ленин В.И. О коммунистической нравственности: Сборник, 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1975. - 278 с.

6. Ленин В.И. О воспитании и образовании: Сборник, в 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. 543 е., 492 с.

7. Ленин В.И. 0 культуре и искусстве: Сборник М.: Искусство, 1956. - 572 с.

8. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. Политиздат, 1976. - 144 с.

9. Брежнев Л.И. Ленинским курсом, т.1. М.: Политиздат, 1973. - 544 с.

10. Брежнев Л.И. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Доклад ХХУ1 съезду КПСС 23 февраля 1981 г. М.: Политиздат, 1981. - III с.- 155

11. Брежнев Л.И. Речь на Всесоюзном съезде учителей. Советская педагогика, 1968, № 8, с. 5-16.

12. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита-тельной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Политиздат, 1979. 16 с.

13. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. Собрание постановлений правительства СССР, 1978, J6 I, ст.2, с. 7-19.

14. О мерах по дальнейшему развитию самостоятельного творчества: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1978, 2 апреля.

15. Обращение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР ко Всесоюзному съезду учителей. Правда, 1978, 29 июня.ххх

16. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьников. В кн.: Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников /Материалы У Всесоюзных пед.чтений.- М. : НИИ общей пед-ки АПН СССР, 1979. -с. 81-92.

17. Алиев Ю.Б. Музыка в эстетическом воспитании школьников.м В кн.: Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб.науч.трудов/НИИ общей пед-ки АПН СССР. M., 1978, с. 29-40.

18. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа. - В сб.: Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975, с. 71-115.

19. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки. В кн.:- 156

20. Музыкальное восприятие школьников/Под ред. М.А.Румер.- М.: Педагогика, 1975, с. 124-159.

21. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, I960. - 487 с.

22. Античная музыкальная эстетика. М.: %згиз, 1961. - 304 с.

23. Апраксина O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. М., 1971. - 42 с.

24. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - 224 с.

25. Апраксина O.A. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977, с. 3-14.

26. Апраксина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя/Сб.трудов МГПИ им. В.И.Ленина, 1973, с. 3-32.

27. Аргеткина K.M. Процесс воспитания гуманных чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5-6 классов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Калининград, 1966. - 21 с.

28. Арсеньев A.M., Королев Ф.Ф. Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики: Мат-лы к науч.конференции ученых педагогов соц. стран. - М., 1971. - 81 с.

29. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. П-е. Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

30. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. - 378 с.

31. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- 157 - М.: Мысль, 1976. 158 с.

32. Бальчитис Э.И. Вопросы развития восприятия музыки у школьников/на мат-ле современных музыкальных произведений: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1967. - 19 с.

33. Бардин С.М. Этика взаимных отношений, 2-е изд., доп.- М.: Сов. Россия, 1972. 128 с.

34. Башич 3. Ребенок, музыка, воображение. М., 1970. - 6 с.

35. Белобородова В.К. Внеклассная музыкальная работа. В кн.: Эстетическое воспитание в школе-интернате/Ред. - сост. О.А.Апраксина. - М.: изд. АПН РСФСР, 1961, с. 24-54.

36. Белобородова В.К- Музыкальное восприятие: к теории вопроса.- В кн.: Музыкальное восприятие школьников/Под ред. М.А.Ру-мер. М.: Педагогика, 1975, с. 6-35.

37. Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1977. - 16 с.

38. Беляева-Экземплярская С.Н. 0 психологии восприятия музыки.- М.: Рус.книжник, 1924. 116 с.

39. Бильченко Г.О. Влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе; Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1971. - 20 с.

40. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. Вопросы психологии, 1968, $ 4, с.96-104.

41. Блонский П.П. Как изучать школьника, 4-е изд. М.: Работник просвещения, 1929. - 26 с.

42. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1975. - 55 с.

43. Богданова О.С. 0 нравственном воспитании подростков: В помощь классным руководителям 1У-УШ классов/О.С.Богданова,- 158

44. Л.И.Катаева, А.И.Шемшурина. M.: Просвещение, 1979.- III с.

45. Богданова О.С. Метод наблюдения в исследованиях проблем воспитания. Советская педагогика, 1970, ä II, с. 61-70.

46. Богословский В.В. Психология воспитания школьника: Учебное пособие для пед. ин-тов. Л.: ЛГПИ, 1974. - 164 с.

47. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф.дис. . д-ра псих.наук. М., 1966. - 40 с.

48. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

49. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб.статей/под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М. : Педагогика, 1972. - 351 с.

50. Болдырев Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1966. - 82 с.

51. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

52. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Политиздат,1975.- 270 с.

53. Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования: Доклад на конференции культурно-просветительных пролетарских организаций,. М. : Наркомпрос, 1919. - 15 с.

54. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М. : Искусство, 1956. - 292 с.

55. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры/Методологические основы дискуссии в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.

56. Бэл за И.Ф. 0 музыкантах XX века /Избранные очерки. М. : Сов.композитор, 1979. - 296 с.

57. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке: Очерки. М.: ЭДузгиз, 1953. - 236 с.- 159

58. Ванслов B.B. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М.: Сов.художник, 1966. 118 с.

59. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. М., 1967. - 46 с.

60. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.для пед.ин-тов/ Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

61. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: Изд. Ленингр.ун-та, 1970. - 88 с.

62. Вопросы психологии способностей/Под ред. В.А.Крутецкого.- М.: Педагогика, 1973. 216 с.

63. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1978. - 192 с.

64. Выбор методов обучения в средней школе/Под ред. Ю.К.Бабан-ского. М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

65. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

66. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967. 94 с.

67. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшегои среднего школьного возраста: Автореф. дис. . канд.псих, наук. М., 1977. - 23 с.- 160

68. Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся У-УШ классов общеобразовательной школы. М.: Музыка, 1970. - 56 с.

69. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.

70. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

71. Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихсяв советской школе: На мат-ле исследования учебного процесса в подростковых классах. М.: Педагогика, 1977. - 152 с.

72. Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б.Т. Методика педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1967. - 144 с.

73. Горюнова Л.В. Развитие музыкального восприятия у подростков /на мат-ле слушания музыки в У-У1 классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1970. -21 с.

74. Гребенников В.М. Развитие музыкальных способностей в процессе внеклассной работы. Фрунзе: Мектеп, 1976. - 64 с.

75. Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1979. - 38 с.

76. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.

77. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в школе (У-У1 кл.). М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 94 с.

78. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения, т М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. - 156 с.

79. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, ч.1. М.: Музгиз, 1960. - 488 с.- 161 81. «Пдидарьян И.А. Взаимосвязь нравственных и эстетических чувств: Автореф. дис. . канд.филос. наук. М., 1965. - 16 с.

80. Днепров В. Музыка в духовном мире современника. Советская музыка, 1972, № 6, с. 33-42.

81. Добролюбов H.A. Избранные философские произведения, т.1.- М.: Госиздат, 1948. 584 с.

82. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.- 272 с.

83. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. - 96 с.

84. Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - 84 с.

85. Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. Ростов, ун-ет, 1978. - 192 с.

86. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1971.- 16 с.

87. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей: По мат-лам зарубежных исследований. Вопросы психологии, 1975, В 5, с. 166-176.

88. Ешин С.З. Очерки марксистско-ленинской теории культуры.- Минск: Высшая школа, 1974. 368 с.

89. Зеленковская Р.И. Героическое как категория и его значение в коммунистическом воспитании трудящихся/ на примерах белорусского искусства: Автореф. дис. . канд.филос.наук.- Минск, 197I. 31 с.

90. Зосимовский A.B. Возрастные особенности нравственного развития детей. Советская педагогика, 1973, № 10, с. 12-21.- 162

91. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. науч.трудов/НИИ общей педагогики АПН СССР.- М., 1978. 96 с.

92. Искусство нравственное и безнравственное: Сб. статей/Сост. В.И.Толстых. М.: Искусство, 1969. - 263 с.

93. Искусство и школа: Кн. для учителя/Сост. А.К.Василевский.- М.: Просвещение, 1981. 288 с.

94. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 334 с.

95. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. - 245 с.

96. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. М.: Мол.гвардия, 1979.- 191 с.

97. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Кн. о музыке. М.: Дет.литература, 1976. - 224 с.

98. Кабатченко М.В. Воспитание нравственного сознания старших подростков в единстве с их поведением/ во внеучебной деятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1972.-20 с.

99. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике^ Изд. П-е, расшир. и перераб. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1971. - 766 с.

100. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. - 36 с.

101. Каиров И.А. Нравственное развитие детей в процессе их воспитания: Проблема развивающего воспитания/Мат-лы к науч. конференции ученых педагогов соц.стран. - М.,1971. - 14 с.

102. Калинин М.И. 0 коммунистическом воспитании. М.: Просвещение, 1968. - 103 с.- 163

103. Калининский Л.П. Индивидуально-типологические различия мышления и речи при усвоении литературы старшеклассниками: Автореф. дис. . канд.псих.наук. Л., 1978. - 21 с.

104. Капустин Ю.В. Музыкант и публика. Л.:3нание, 1976. - 39 с.

105. Катаева Л.И. Осознание поведения как условие нравственного формирования личности младшего подростка: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1974. - 24 с.

106. Квятковский Е.В., Фохт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов школьников. М.: Педагогика, 1974. -160 с.

107. Кечхуашвили Г.Н. К вопросу о внемузыкальных представлениях в эстетическом переживании музыки: Автореф.дис. . канд. пед.наук/по психологии. Тбилиси, 1951. - 19 с.

108. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый/Проблемы гуманизма в борьбе идеологий. М.: Политиздат, 1973.- 208с.

109. Киричук A.B. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дис. . д-ра пед.наук.- Киев, 1974. 58 с.

110. Киричук A.B. Количественные измерения в исследовании внутриколлективных отношений. В кн.: Методика и техника исследования проблем коллективного воспитания/Тезисы доклад дов заочного семинара. - М., 1972, вып. I, с. 142-143.

111. ИЗ. Кичатинова H.A. Основные проблемы воспитания гуманности у подростков: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Иркутск, 197I. - 21 с.

112. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1970. 391 с.

113. Ковалев А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьника. -Л.: Общ-во по распр. полит, и науч. знаний РСФСР, 1961.- 42 с.- 164

114. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, I97I.-34 с.

115. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск, Педагогика, 1974. - 94 с.

116. Коваль Л.Г. Формирование эстетических оценок у подростков: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Киев, 1975. - 23 с.

117. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: Очерк социальной психологии школьного класса. Минск: Нар.асвета, 1969. - 238 с.

118. Коломинский Я.Л. Познай самого себя: Психологические беседы со старшеклассниками. Минск: Нар. асвета, 1981. - 143 с.

119. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис. . д-ра псих.наук. Л., 1970.- 57 с.

120. Конникова Т.Е. Проблемы воспитания подростков. М.: Знание, 1972. - 32 с.

121. Косекко Л.П. Воспитание коммунистической гуманности у старших подростков в условиях школ-интернатов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1972. - 17 с.

122. Костюк А.Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя: Автореф.дис. . канд.искусствоведения. Киев, 1964.- 20 с.

123. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе: Статьи, письма, высказывания. Л.-М.: Искусство, 1963 - 282 с.

124. Крупская Н.К. Собр.пед.соч., т.З: Обучение и воспитание в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 798 с.

125. Крупская Н.К. 0 коммунистическом воспитании школьников: Сб.статей, выступлений и писем. М.: Просвещение, 1978.- 240 с.

126. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. -352 с.

127. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.:- 165 -Просвещение, 1972. 255 с.

128. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1965. - 316 с.

129. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. Изд. 2-е, доп.- М.: Сов.композитор, 1972. 272 с.

130. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. - 63 с.

131. Культура чувств: Сб.статей/Сост. В.И.Толстых. М.: Искусство, 1968. - 254 с.

132. Кульчицкая Е.И. Генезис гуманных чувств детей. В кн.: Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма. М., 1968, с. 70-87 (Учен.зап./Моск.обл.пед.ин-ут им. Н.К.Крупской, т.201, вып.14).

133. Куракин А.Т., Мудрик A.B., Новикова Л.И. Некоторые проблемы управления процессом воспитания школьников. Советская педагогика, 1974, № I, с. 20-30.

134. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. 304с.

135. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд. Моск. ун-та, 1972. - 575 с.

136. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций,. М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. - 40 с.

137. Лилов А. 0 природе искусства: Критика современных концепций буржуазной эстетики. М.: Искусство, 1977. - 199 с.

138. Литвиненко A.A. Развитие гуманистических представлений подростков средствами художественной литературы: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1973. - 26 с.

139. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования. М.: Педагогика,1974.-496 с.- 166

140. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.- 159 с.

141. Лихачев Б.Т. О функциях эстетического воспитания и критике буржуазных художественно-педагогических концепций: Мат-лы к науч.конференции ученых педагогов соц.стран. - М.: Изд. АПН СССР, 1971. - 26 с.

142. Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности: Автореф. дис. . д-ра пед.наук.- М., 1969. 46 с.

143. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 167 с.

144. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика.- М.: Искусство, 1974. 598 с.

145. Лузина Л.М. Влияние эстетической деятельности на формирование нравственной отзывчивости в коллективе старшеклассников: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., 1975. - 20 с.

146. Луначарский A.B. О народном образовании. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. - 559 с.

147. Луначарский A.B. В мире музыки: Статьи и речи. Изд. 2-е, доп. М.: Сов.композитор, 1971. - 540 с.

148. Луначарский A.B. Искусство как вид человеческого поведения.- М.-Л.: Гос. медиц. изд., 1930. 30 с.

149. Луначарский A.B. Письма об искусстве. Собр.соч., т.8.- М.: Худ. литература, 1967. 654 с.

150. Любинский И.Л. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе эстетического воспитания. В кн.: Актуальные проблемы педагогики и эстетического воспитания/Тезисы докладов к Всероссийской конференции. -М., 1973, с. 13-16.- 167

151. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Минск: Нар. ас-вета, 1978. - 96 с.

152. Макаренко A.C. Воспитание культурных навыков. Собр.соч., т.4. М.: Изд. АНН, i960. - 552 с.

153. Маслова H.H. Воспитательное воздействие детского хорового коллектива на процесс формирования личности школьника: Ав-тореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1978. - 16 с.

154. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. -М., 1970. 70 с.

155. Марьенко И.С. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. - 143 с.

156. Межуев В.М. Культура и история: Проблема культуры в фило-софско-исторической теории марксизма. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.

157. Методы педагогических исследований/Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

158. Методы социальной психологии/Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.: Изд.Ленингр. ун-та им. А.А.Жданова, 1977.- 175 с.

159. Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М.: Мол. гвардия, 1978. - 256 с.

160. Момов В. Человек, мораль, воспитание: Теоретико-методологические проблемы. Пер. с болт. М.¡Прогресс, 1975. - 163 с.

161. Монич К.И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения у учащихся старших классов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1967. - 29 с.

162. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического- 168 воспитании школьников. М.: Педагогика, 1978. - 199 с.

163. Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей/Сост.O.A.Апраксина, вып. 10. М.: Музыка, 1975. - 230 с.

164. Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей/Сост. О.А.Апраксина, вып. II. М.: Музыка, 1976. - 136 с.

165. Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей/Сост. О.А.Апраксина, вып. 12. М.: Музыка, 1977. - ПО с.

166. Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей/ Соет.O.A.Апраксина, вып. 14.г- М.: Музыка, 1979. 121 с.

167. Музыка детям: Вопросы музыкально-эстетического воспитания /Сост. Л.Михеева, вып.1. - I.: Музыка, 1970. - 191 с.

168. ОДузыка и современность: Сб.статей, вып. 8. М.: Музыка, 1974. - 278 с.

169. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 383 с.

170. Надеждинская Т.И. Активизация музыкально-слуховых представлений учащихся в процессе слушания музыки на уроках в школе. В сб.: Формирование музыкально-слуховых представлений- Саратов, 1972, вып. I, с. 36-41.

171. Неделя Л.И. Гуманизм коммунистической морали. Минск: Беларусь, 1977. - 128 с.

172. Нестеренко Л.П. Воспитание гуманистических отношений у младших школьников в условиях школы-интерната: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1978. - 16 с.

173. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. Л., 1977. - 48 с.

174. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. - 144 с.- 169

175. Общая психология/Иод ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1977. - 479 с.

176. Огороднов Д.Е., Огороднова Т.В. Опыт музыкального воспитания в школе-интернате. Л.: Учпедгиз, 1962. - 107 с.

177. Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс (Пособие для учителей/Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатер-щикова, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979.- 302 с.

178. Очеретовская Н.Л. О специфике отражения действительности в музыке: Автореф.дис. . канд.филос.наук. М., 1974.- 23 с.

179. Очеретовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке: К вопросу о содержании и форме в музыке. Л.: Музыка, 1979. - 72 с.

180. Панкин А.И. Психологическое исследование проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе: Автореф.дис. . канд.псих.наук. М., 1975. - 20с.

181. Педагогика школы: Учеб.пособие/Под ред. И.Т.Огороднжова.- М.: Просвещение, 1978. 320 с.

182. Петровский A.B. Психологические контакты, взаимопонимание, такт. Воспитание школьников, 1970, № 6, с. 16-20.

183. Пирадов A.B. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978. - 34 с.

184. Плеснина Г.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М.; 1974. - 22 с.

185. Полуянов Ю.А. Влияние изобразительной деятельности на нравственное развитие младших школьников: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1971. - 19 с.- 170

186. Попов С.И. Социализм и гуманизм. М.: Политиздат, 1974.- 296 с.

187. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. М.: Просвещение, 1974. - 128 с.

188. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной школе: Сб.науч.трудовДПМ общей педагогики АПН СССР. M., 1979. - 108 с.

189. Прокофьев М.А. Актуальные проблемы коммунистического воспитания учащихся. Народное образование, 1973, & 8, с.2-8.

190. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1972. 607 с.

191. Радина К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров.- Д.; Ленингр.пед.ин-ут им. А.И.Герцена, 1975. 152 с.

192. Развитие музыкального восприятия школьников: Мат-лы Ш-ей науч.конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха и восприятия детей/НИИ худож.воспитания АПН СССР, вып. П. M., 1971. - 191 с.

193. Разумный, В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. М. : Искусство, 1959. - 160 с.

194. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.

195. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб.статей/Сост. А.Л.Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. - 104 с.

196. Ростовский А.Я. Эстетическое воспитание подростков средствами героической, музыки: Автореф.дис. . канд.пед.наук.- Киев, 1978. 21 с.

197. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

198. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во- 171 всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд. АЛН СССР, 1957. - 328 с.

199. Рувинский. Л.И. Нравственное воспитание подростков. М.: Изд. Моск.ун-та, 1977. - 95 с.

200. Рыжкин И.Л. Назначение музыки и ее возможности. М.: Музгиз, 1962. - 96 с.

201. Самсонова Т.В. Гуманизм и духовное богатство личности. Формирование у школьников гуманных нравственных отношений.- Советская педагогика, 1972, № 3, с. 82-91.

202. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. 2-е изд. М.: Педагогика, 1977. - 144 с.

203. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Кр.пролетарий., 1947. - 647 с.

204. Сидоров Н.С. Воспитание коммунистической гуманности у подростков: Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М., 1967. 22 с.

205. Сизый A.A. Воспитание гуманных чувств у младших школьников на уроках чтения: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Минск, 1978. - 23 с.

206. Скатерщиков В.К. Искусство как форма общественного сознания.- М.: Музгиз, 1961. 32 с.

207. Скатерщиков В.К., Лукин Ю.А. Основы марксистко-ленинской эстетики: Учеб.пособие. М.: Высш.школа, 1971. - 175 с.

208. Скиндер A.B. Воспитание гуманных отношений, в коллективе подростков: Автореф. дис. . канд. пе д. наук. Л., 1971.- 16 с.

209. Сокольников Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода к коммунистическому воспитанию школьников. М.: Мин.просвещ. СССР, 1977. - 58 с.

210. Соковнин В.М. 0 природе человеческого общения: Опыт философ- 172 ского анализа. Изд. 2-е, испр. и доп. Фрунзе: Мектеп, 1974. - 147 с.

211. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музгиз, 1962.- 64 с.

212. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.- 272 с.

213. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1971. - 336 с.

214. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе.- Киев: Рад.школа, 1965. 213 с.

215. Сухомлинский В.А. Нравственный, идеал молодого поколения.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 152 с.

216. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

217. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 2-е. Киев,: Рад.школа, 1973. - 288 с.

218. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

219. Тарасевич Н.П. Формирование гуманных отношений в классных коллективах младших подростков: Автореф.дис. . канд.пед. наук. М., 1969. - 21 с.

220. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребноети/на мат-ле музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. - 191 с.

221. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979.- 208 с.

222. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л. : Изд. АПН РСФСР, 1947. 335 с.- 173

223. Тешгав Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Советская педагогика, 1946, № 6, с.96-112.

224. Толстых В.И. Искусство и мораль: 0 социальной сущности и функции искусства. М.: Политиздат, 1973. - 440 с.

225. Трофимова Н.М. Формирование гуманистических взаимоотношений младших школьников в процессе учебной деятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1973. - 26 с.

226. Ушинский К.Д. Человек как-предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Собр.соч., т.9. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1950. - 628 с.

227. Феофанов 0. Рок-музыка вчера и сегодня: Очерк. М.: Дет. лит-ра, 1978. - 160 с.

228. Филонов Г.Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978.- 224 с.

229. Филонов Г.Н. Некоторые проблемы коммунистического воспитания в свете дальнейшего развития общеобразовательной школы.- Советская педагогика, 1973, № 4, с.12-23.

230. Филонов Г.Н. Формирование личности в системе коллективных отношений. Советская педагогика, 1975, ^ 2, с.3-11.

231. Флейвелл ,Пж. Генетическая психология Жана Пиаже. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1974. - 624 с.

232. Формирование активной идейно-нравственной позиции школьников: Сб. науч. трудов/НИИ общей педагогики АПН СССР. М., 1980. - 90 с.

233. Формирование коммунистического мировоззрения школьника/Под ред. Э.И.Моносзона. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1978.- 304 с.

234. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческаяи современная проблематика и основные педагогические идеи.- Минск: БГУ, 1972. 363 с.

235. Хижняк Ю.Н. Воздействие искусства на формирование культуры поведения старших подростков/на основе музыки и хореографии в условиях общеобразовательной школы: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1977. - 20 с.

236. Хорьков К. Музыка и формирование нравственных черт. Народное образование, 1967, $ 4, с. 57-59.

237. Хохлова Л.П. Межличностное восприятие и проявление действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Авто-реф. дис. . канд.псих.наук. М., 1980. - 24 с.

238. Художественное образование и воспитание как средство общего развития личности школьника. М: НИИ худож.воспитания АПН СССР, 1977. - 58 с.

239. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1978.- 28 с.

240. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. М.: Гослитиздат, 1955. - 223 с.

241. Шаров Ю.В. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. Л., 1971. - 54 с.

242. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

243. Шацкая В.Н., Локшин Д.Л., Давыдова Е.В. Уроки пения в УП-УШ классах: Методическое пособие для учителей пения.- Л.: Учпедгиз, 1962. 228 с.

244. Щербаков К.А. Некоторые аспекты проблемы этического и эстетического и современное советское искусство: Автореф.дис. . канд.филос.наук. М., 1974. - 24 с.

245. Эстетика, искусство, человек: 0 судьбах буржуазного искусства. М.: Наука, 1977. - 344 с.

246. Эстетическое воспитание школьников/Под ред. А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 303 с.

247. Эстетическое развитие и воспитание молодежи/Под ред. О.В.Лармина. М.: Изд. Моск.ун-та, 1978. - 326 с.

248. Эстетическое воспитание в современной школе: Сб.науч.трудов/НИИ общей, педагогики АПН СССР. М., 1979. - 103 с.

249. Юрьева М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников/ на мат-ле внеклассной работы: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Казань, 1980.- 17 с.

250. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма/Под ред. Д.Д.Шостаковича, т.1. М.: Музыка, 1964. - 670 с.

251. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 216 с.

252. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

253. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1966. - 292 с.

254. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей? М.: Просвещение, 1964. - 75 с.

255. Яковлева H.H. Музыка в системе пропаганды: Автореф.дис. . канд.филос.наук. М., 1976. - 20с.