Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Смирнова, Ирина Эдуардовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Смирнова, Ирина Эдуардовна, 2000 год

Введение

Глава 1. Освоение духовной культуры человеком как педагогическая проблема.

1.1. Современная наука о духовной культуре и освоении ее человеком.

1.2. Возможности развития опыта освоения духовной культуры в школьном образовательном процессе.

1.3. Особенности становления духовной культуры школьников подросткового возраста.

Глава 2. Условия формирования у подростков опыта освоения духовной культуры во внеурочной работе.

2.1. Содержание внеурочной работы со школьниками для приобщения к духовной культуре.

2.2. Специфика взаимодействия педагога и учащихся на внеурочных занятиях.

2.3. Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию опыта освоения духовной культуры у школьников-подростков.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях"

Гуманизация человеческой деятельности - стратегическое направление развития современного общества. При всей значимости научно-технического прогресса, наиболее актуальными становятся проблемы самого человека, его взаимоотношений с людьми и миром.

Сегодня рождается новое представление о человеке, как о субъекте истории и всего человеческого прогресса, как о самоцели общественного развития. Личность человека выделяется как ключевое звено гуманизации всего общества. Такой взгляд приводит к изменению приоритетов - наблюдается усиление внимания общества к проблемам духовной жизни человека, к возможностям раскрытия его творческого потенциала.

В этих условиях становится необходимым поиск новых подходов к развитию культуры, духовности, нравственности. По-новому оценивается роль искусства и его возможностей в процессе становления и развития личности.

Эти тенденции находят отражение и в развитии педагогической теории и практики на современном этапе. Наблюдается интенсивное изучение и анализ личностного роста ребенка в процессе обучения и воспитания, в том числе эстетического, на основе национальных традиций и общечеловеческих гуманистических ценностей. Существовавший в педагогической науке и школьной практике (в последние годы) акцент на познание предметной действительности, нивелировал роль культуры и искусства как источника опыта эмоционально-ценностных отношений человека, творческой деятельности. Это привело к потере духовности, к девальвации человеческих ценностей.

Состояние духовной культуры нашего общества и сегодня вызывает серьезную озабоченность. Это обусловлено экономическим, политическим и социальным аспектами развития общества, ориентацией на потребности и их удовлетворение. Они привели к зримым изменениям духовных ценностей у подростков, переживающих кризисные явления в обществе с особой остротой и эмоциональностью.

В этой связи внимание к проблемам духовного развития детей подросткового возраста, вопросам становления и развития духовной культуры личности ребенка представляются нам весьма актуальными и важными. Как отмечает Э.Фромм, многие ученые и мыслители связывают спасение мира с воспитанием у людей любви и уважения к жизни во всех ее проявлениях /182/. О необходимости скорейшего перехода от концепции, ориентированной на удовлетворение потребностей к концепции "культурного развития" личности, формирования духовных качеств у человека в целях сохранения мира людей пишет первый президент Римского клуба А.Печчеи /136/.

Особая роль при решении этих проблем принадлежит, на наш взгляд, вопросу формирования у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры, использованию значительного арсенала средств искусства в развитии духовности как особого качества личности, непосредственному участию ребенка в художественно-творческой (исполнительской) деятельности.

Культура"- понятие широкое и многозначное. В различных областях науки существует множество определений данного понятия. Наиболее простые и емкие даны К.Марксом ("вторая природа") и советским исследователем Э.Маркаряном ("неприрода"). В философском словаре культура определена как "социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности.". Более близкое нам определение дается в словаре "Эстетика": "Культура - исторически определенная ступень развития общества и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей.".

Понятие "духовная культура" чаще всего используется как составная часть понятия "общая культура". Философы всех времен, обращаясь к проблемам культуры в целом, пытались разгадать и загадку "человеческого духа". Так, И.Кант отмечал противоречивость разума и чувства, Ф.В.Шеллинг искал способ разрешения этого противоречия в искусстве, Г.Гегель ставил вопросы о соотношении теоретической и практической культуры.

Особую значимость проблемы духовности человека приобрели в трудах русских философов - Г.Сковороды, В.Жуковского, П.Флоренского, В.Соловьева, Н.Бердяева /25, 26/, С.Франка /180/. Они понимали духовную жизнь человека как особый мир, своеобразную реальность,связанную с космическим и божественным бытием.

В современной философии духовная культура пока не выделена в самостоятельное понятие. Однако в ряде исследований уже предприняты попытки внимательного рассмотрения различных сторон такой значительной области человеческой деятельности, как духовная культура/157, 65, 108, 3, 86/.

Наряду с общими и философскими проблемами духовной культуры как общественно-исторического явления, в научной литературе интенсивно изучались и освещались вопросы духовного развития личности. Фундаментальные труды психологов Б.Г.Ананьева /15/, А.А.Бодалева /29/, Л.И.Божович /31/, Л.С.Выготского /44, 45, 46/, А.Г.Ковалева /76/, А.Н.Леонтьева /90/, Б.Ф.Ломова , С.Л.Рубинштейна /152/, а также работы современных психологов К.А.Абульхановой-Славской /2/, А.Г.Асмолова /22/, Н.И.Рейнвальд /150/ и других дают представление о сложившихся взглядах на природу духовной культуры личности, развитие сознания в ходе деятельности, соотношение регуляции и саморегуляции в сознании и поведении.

Основой духовной культуры принято считать эстетическую культуру личности. Многостороннему изучению данного феномена посвящено значительное количество научных исследований (В.В.Алексеева, М.А.Верб, Л.А.Волович, М.С.Каган, В.М.Петрова, Л.П.Печко, У.Ф.Сун и др.).

Основополагающая роль в процессе становления и развития эстетической (а значит, и духовной) культуры по праву отводится искусству и воспитанию средствами искусства (художественному воспитанию). В ряде исследований подчеркивалось, что сила воздействия искусства на обостренное восприятие ребенка очень велика. Так, в социологическом исследовании Н.Б.Николаевой /126/, посвященном роли искусства в становлении личности молодого человека, выявлена специфика искусства как одного из особых способов познания и воздействия.

Вопросами художественного воспитания занимались многие выдающиеся отечественные педагоги и деятели народного образования. Не утратили актуальности и в наши дни работы П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой, раскрывающие роль художественного воспитания детей и подростков в формировании личности.

Художественное воспитание осуществляется с помощью различных видов искусства: музыкальное, изобразительное, танцевальное, театральное - каждый из них по-своему отражает многогранность мира, обладая неповторимым языком, богатством выразительных средств и специфическими возможностями, что необходимо использовать в процессе становления и развития духовной культуры личности школьника. Одним из наиболее любимых и действенных видов искусства, уникальным источником воспитания является музыка.

Вопросам музыкально-эстетического развития и воспитания школьников в отечественной педагогике всегда уделялось достаточное внимание. В предыдущие годы процесс музыкального развития ребенка был предметом исследования Н.А.Ветлугиной, установившей зависимость музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста от педагогических влияний.

Музыковедческие исследования природы восприятия музыки, интонационной теории музыкального слуха, психологии и развития музыкальных способностей проводились Б.В.Асафьевым /20, 21/, Б.М.Тепловым /171, 173/, Б. Л.Яворским, позднее - Л.А.Мазелем /100, 101/, В.В.Медушевским /111, 112/, Г.С.Тарасовым /168/, В.А.Цуккерманом, Г.М.Цыпиным и др. Анализу истории проблемы музыкально-эстетического развития детей как эволюции понятия "музыкальность" в отечественной педагогике, посвящена работа И.Г.Зарудной /58/. В ней внимание фиксируется на общих тенденциях, характерных для педагогики определенных исторических отрезков времени, не ограничиваясь рамками общепринятых в педагогике возрастных периодов развития ребенка. Отдельные аспекты проблемы рассматривались в ряде диссертационных исследований (О.А.Апраксина /18/, В.А.Архангельский, Ю.Б.Алиев /12/, Е.А.Бодина /30/, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Малюков, А.Н.Островский, Г.С.Ригина /151/ и др.).

Необходимо с сожалением отметить, что большинство работ по проблемам музыкально-эстетического развития охватывает круг вопросов, связанных с развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Музыкально-эстетическому развитию школьников-подростков уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. В одной из немногих работ по проблемам музыкального развития и воспитания подростков (Ю.Б.Алиев -"Формирование музыкальной культуры школьников-подростков" /12/) справедливо отмечено, что подростковый возраст, как возраст "второго рождения" и возникновения новых качеств личности, требует к себе особого внимания. Мы разделяем точку зрения автора, что именно в этот период в ходе музыкального воспитания могут быть сформированы многие позитивные качества личности - нравственные, интеллектуальные, эстетическое чувство и стремление привнести в свой внутренний и окружающий внешний мир элементы прекрасного.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы показывает следующее:

1) Проблема духовного развития школьников (и подростков в том числе), становления их духовной культуры, формирования ее в школьном образовательном процессе рассматривается в основном на философском уровне методологии. В педагогических исследованиях и в практике данная проблема едва угадывается, будучи "разбита" на ряд частных задач по формированию эстетической, художественной, нравственной, коммуникативной культуры школьников, по воспитанию отдельных качеств, навыков, характеристик и т.д., то есть элементов целого. В то же время в обществе все отчетливее осознается необходимость понимания духовности как цельности, как инте-гративного качества, поскольку ". человек, не живущий целостными процессами, деформирует мир, природу, общество, человека. Это приводит к кризисам, подобным наблюдаемому сегодня." /139, с. 118/ Вследствие этого формирование целостной духовной культуры школьников в образовательном процессе является сегодня одной из наиболее актуальных задач, а поиск методов, форм и средств педагогической работы по данному направлению -наименее разработанной областью педагогической науки.

2) Предлагаемые сегодня пути решения проблемы эстетического развития школьников-подростков направлены, в основном, на музыкальное просвещение, что, безусловно, важно, но на наш взгляд недостаточно.

Осуществляя в своей практической работе эстетическое воспитание школьников-подростков в процессе внеурочных занятий хоровым пением, мы видим возможности использования большого воспитывающего и развивающего потенциала этих занятий для духовного развития школьников, для повышения уровня их духовной культуры. Хоровое пение традиционно является наиболее массовым и доступным жанром музыкального искусства, имеющим, на наш взгляд, большие возможности для использования его в процессе духовного развития школьника-подростка. Не отрицая важности музыкального просвещения на начальном этапе музыкально-эстетического развития ребенка, отметим особую актуальность внимания к художественно-творческой (исполнительской) деятельности, не только в форме ее конечного результата - концертного выступления, но и в форме репетиционной работы.

Традиционно художественно-творческая деятельность рассматривается как продуктивная (в музыкальном искусстве - композиторская и импровизационная). Необходимость включения школьника в такую деятельность подчеркивали многие отечественные и зарубежные исследователи -Б.В.Асафьев, Я.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, К.К.Головская, Г.С.Ригина, К.Орф, З.Кодаи, Ф.Ферстер и др. На наш взгляд, исполнительская деятельность, как репродуктивно-творческая, более доступна ребенку, не имеющему еще достаточного опыта для полноценной продуктивной творческой деятельности. Необходимо использовать возможности творчески ориентированной исполнительской деятельности для духовного развития ребенка, для раскрытия его творческого потенциала.

Формирование духовной культуры школьника-подростка происходит под влиянием широкого спектра факторов. Вряд ли один из них (например, занятия хоровым пением) может претендовать на приоритетную, личностно-образующую роль в этом процессе. Однако, общение с искусством в процессе художественно-творческой (исполнительской) деятельности, на наш взгляд, формирует у подростков опыт освоения духовной культуры общества. Мы рассматриваем формирование такого опыта как основной механизм духовного развития личности школьника подросткового возраста и ставим своей целью найти пути и определить педагогические условия его формирования. В таком аспекте проблема музыкально-эстетического развития ребенка не рассматривалась.

Вышеизложенное, а также практические поиски в данном направлении обусловили выбор темы исследования - "Формирование у школьниковподростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях".

Объект исследования - процесс освоения школьниками духовной культуры.

Предмет исследования - способы формирования опыта освоения духовной культуры у школьников-подростков.

Цель исследования - совершенствовать педагогические пути и методы формирования духовной культуры у учащихся 5-9-х классов.

Цель исследования конкретизировалась в ряде задач:

- выявить теоретические основы процесса формирования опыта освоения духовной культуры как основного механизма духовного развития личности;

- раскрыть особенности становления духовной культуры личности школьников подросткового возраста;

- определить содержание, способы, средства и формы внеурочной работы, стимулирующие формирование у подростков опыта освоения духовной культуры (на материале занятий хоровым пением);

- разработать методы диагностики сформированности опыта освоения духовной культуры у школьников-подростков.

Гипотеза. Эффективное формирование у подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях может быть осуществлено при условиях:

- выявления теоретических основ процесса формирования опыта освоения духовной культуры как основного механизма духовного развития личности;

- раскрытия особенностей становления духовной культуры личности школьников подросткового возраста;

- определения содержания, способов, средств и форм внеурочной работы, стимулирующих формирование у подростков опыта освоения духовной культуры;

- разработки методов диагностики сформированности опыта освоения духовной культуры у школьников-подростков.

Методологическую основу исследования составили: учение о личности как объекте и субъекте воспитания и обучения; классические и современные концептуальные философские, социологические, психолого-педагогические положения об активности личности в системе социальных отношений, о целенаправленном познании человеком окружающего мира и творческом освоении его, о духовных потребностях развивающейся личности.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; метод наблюдения; анкетирование; изучение и анализ творческого опыта учителей; изучение продуктов деятельности учащихся; опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении процесса формирования опыта освоения духовной культуры как механизма духовного развития школьников подросткового возраста, в разработке путей формирования такого опыта на основе взаимодействия школьников с искусством в процессе организованной педагогом художественно-творческой деятельности, в выявлении особенностей становления и развития духовной культуры у школьников-подростков.

Теоретическая значимость. В ходе исследования раскрывается новый подход к организации педагогического процесса на внеурочных занятиях по предметам гуманитарного и эстетического циклов, основанный на использовании воспитательного потенциала искусства для духовного развития школьников-подростков; выявляются содержательные аспекты работы по освоению учащимися духовной культуры; определяются критерии и показатели уровня сформированности у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры.

Практическая значимость работы заключается в нахождении педагогически целесообразных путей формирования у подростков опыта освоения духовной культуры посредством взаимодействия с произведениями искусства, в выявлении педагогических условий данного взаимодействия для эффективного освоения школьниками-подростками духовной культуры, в разработке содержания, методов и форм организации внеурочной работы по освоению духовной культуры (на примере занятий хоровым пением), а также в разработке методов диагностики уровня сформированности опыта освоения духовной культуры.

Материалы и результаты исследования могут успешно использоваться преподавателями музыки, хормейстерами, педагогами-организаторами при проведении занятий по хоровому пению как массового и доступного средства художественного воспитания, позволяющего заметно влиять на духовное развитие личности школьника подросткового возраста. Найденные механизмы формирования у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры могут способствовать развитию навыков творческой деятельности и положительного отношения к процессу творчества, что в дальнейшем послужит становлению у человека творческого стиля жизнедеятельности.

База исследования - школа N488 (с углубленным изучением предметов эстетического цикла) Юго-Восточного округа г.Москвы.

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась в педагогических коллективах ряда московских школ. Основные положения исследования освещались на научно-теоретических и практических конференциях (Новосибирск - 1997 г., Москва - 1998 г., Рязань - 1999 г.) и отражены в публикациях.

Внедрение результатов исследования проводилось в школе № 488, УВК № 1828, лицее "Надежда", школе № 1047 (г. Москва).

Достоверность и обоснованность работы обеспечена глубоким и широким теоретическим анализом литературы; использованием разнообразных методик исследования и диагностики, соответствующих предмету и задачам исследования; статистической обработкой материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы; соответствием полученных результатов цели и задачам исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос духовного развития подрастающего поколения волновал умы воспитателей и учителей во все периоды развития человечества. Социальная сущность человека, отличающая его от всего живого на планете и проявляющаяся в различных формах культуры, требует постоянного совершенствования механизма социального наследования. Наиболее мощной и действенной частью этого механизма является исторически возникший педагогический процесс. Именно в педагогическом процессе с наибольшей интенсивностью происходит наследование социального опыта, передача его от старшего поколения к младшему. Поэтому особенно актуальной остается проблема реализации в педагогическом процессе наследования духовной культуры человечества как квинтэссенции признаков и черт человеческого рода -способности преобразовывать окружающий мир на основе разума, чувств, воли и деятельности.

В процессе освоения духовной культуры человеческого общества формируется духовная культура каждого человека. Уровень духовной культуры человека проявляется в особом качестве - духовности,- не сводимом ни к сознанию, ни к психике (М.С.Каган). Это качество отражает активность человеческого духа в деятельности. Соответственно четырехсторонней структуре человеческой деятельности, эта активность имеет четыре аспекта - преобразование реальности, познание реальности, ценностное осмысление и общение людей. Специфическим признаком духовности выступают идеалы.

Духовная культура человеческого сообщества существует в формах научных знаний, религиозных представлений, национально-культурных традиций, моральных и нравственных норм поведения и общения, в формах произведений искусства и художественных образов. В наиболее привлекательной, а также концентрированной и емкой форме духовная культура представлена в произведениях искусства - своеобразных "клеточках" культуры, обладающих высоким воспитывающим и развивающим потенциалом. Именно в искусстве наиболее широко представлены признаки духовности - идеалы. Противоречия жизненных явлений, отражаемые искусством, при восприятии произведения искусства вовлекают человека в процесс переживания эстетической реакции, имеющей катарсический характер (Л.С.Выготский), что помогает воспринять содержание произведения искусства (социальный опыт) и на уровне чувств и эмоций, и на уровне логического мышления. Испытываемое при этом эстетическое чувство делает процесс освоения привлекательным. Поэтому традиционно средства искусства использовались для осуществления нравственного и эстетического воспитания, являющегося основой духовного развития подрастающего поколения.

Среди разнообразных жанров искусства особая роль принадлежит музыке. С древних времен музыка считалась сильнейшим воспитательным средством, ей приписывалась магическая сила. Музыкальное искусство соединяет в себе различные функции - познавательную, воспитательную, социальную, коммуникативную, гедонистическую, катарсическую. При этом ведущей функцией музыки признана воспитательная. Это побуждает нас искать пути и средства наиболее эффективного использования потенциала музыки в педагогическом процессе.

Анализ школьных программ по музыке и результатов практики преподавания музыки в школах и учреждениях дополнительного образования показывает, что воспитательный и развивающий потенциал музыкального искусства реализуется в недостаточной степени. Это во многом объясняется объективными причинами - ограниченностью допустимой учебной нагрузки для школьников и, как следствие, недостаточностью учебных часов. Ведь для освоения только музыкального языка и средств музыкальной выразительности требуется достаточно продолжительное время. В результате такой нехватки времени изучение музыкального искусства в школе страдает "креном" - либо в сторону работы, направленной на просвещение, либо в сторону практики пения. Это ощутимо обедняет возможности использования потенциала музыкального искусства для духовного развития школьников.

Несколько исправляет существующее положение широкая сеть учреждений дополнительного образования музыкального профиля - ДШИ, ДМШ, музыкальные и хоровые студии, в которых дети могут углубленно заниматься музыкой. Но практика работы этих учреждений демонстрирует, в основном, направленность на раннюю профессионализацию, на подготовку к поступлению в специальные музыкальные учебные заведения - училища, музыкальные факультеты вузов. Такая подготовка в большей степени углубляет "техническую" сторону освоения музыкальных произведений - знания по теории музыки, навыки игры на музыкальном инструменте и сольфеджиро-вания, развитие специальных музыкальных способностей. Освоение духовного содержания музыкальных произведений, как правило, является второстепенной задачей в учреждениях этого типа.

Однако, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования можно осуществить процесс формирования опыта освоения духовной культуры школьниками-подростками. Значительными резервами для этого обладают внеурочные занятия в школе, оптимально сочетающие в себе образовательный, познавательный и активный деятельностный элементы. В качестве самого массового, доступного и демократичного вида музыкального искусства признано хоровое пение, не требующее сложного технического оснащения, так как музыкальным инструментом для этого вида занятий - голосом, - обладают практически все люди. Поэтому мы рассматриваем внеурочные занятия хоровым пением как наиболее доступный и приемлемый путь для формирования опыта освоения духовной культуры у школьников-подростков в рамках школьного педагогического процесса.

Процессы восприятия и осмысления культурных норм и ценностей носят индивидуальный характер, тесно связаны с формированием мировоззрения и личностных черт. Поэтому можно сказать, что освоение духовной культуры необыкновенно важный для растущего человека процесс, имеющий лично-стнообразующий характер.

Основой поведения человека является опыт. Он является одновременно и процессом взаимодействия человека с окружающим миром, и результатом этого взаимодействия. В науке различают чувственный, теоретический и практический опыт, а также отмечают его ведущую роль в обучении (Л.С.Выготский). Личный опыт становится основой дальнейшего развития личности ребенка, базой воспитательного процесса.

В связи с этим мы подчеркиваем необходимость формирования у школьников опыта освоения духовной культуры, рассматривая его как основной механизм духовного развития подрастающего поколения. Опыт формируется на основе деятельности, поэтому основным путем формирования опыта освоения духовной культуры, на наш взгляд, является непосредственно художественно-творческая деятельность. При этом мы не отрицаем важности эстетического просвещения, однако основной акцент в работе со школьниками-подростками должен быть сделан именно на деятельности. Различают продуктивную и репродуктивную художественно-творческую деятельность. К продуктивной деятельности в музыкальном искусстве относится композиторская и импровизационная деятельность. Под репродуктивной деятельностью в музыке понимают исполнительскую деятельность. Отмечая большую роль композиторской и импровизационной деятельности для духовного развития личности, нельзя не сказать о том, что она носит избранный, элитарный характер и предполагает наличие высокого уровня развития специальных музыкальных способностей. Также эта деятельность индивидуальная, ее сложно осуществить в массовом масштабе школьного педагогического процесса. Необходимо также подчеркнуть относительный характер детского продуктивного творчества - оно обладает, за редким исключением, ценностью лишь для самого ребенка.

Репродуктивная, исполнительская деятельность детей, напротив, имеет самостоятельную художественную ценность, которая выражена в результатах - концертном исполнении (для других людей) произведений музыкально-хорового искусства. Также мы подчеркиваем трактовку исполнительства как вида творчества - сотворчества,- принятую рядом психологов и музыковедов.

Внеурочные занятия хоровым пением с целью формирования у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры соответствуют возрастным особенностям подростков. На основе анализа психологической, социологической и педагогической литературы, а также практики преподавания, в исследовании выделены следующие особенности процесса становления и развития духовной культуры школьников-подростков:

- незавершенность;

- неустойчивость;

- высокая интенсивность;

- опора на образцы при стремлении к их осознанному выбору;

- открытость к освоению нового.

Эти особенности духовного развития детей подросткового возраста констатируют готовность школьников-подростков к освоению ими духовной культуры и указывают нам направление педагогического руководства процессом этого освоения в сторону формирования у школьников-подростков опыта такого освоения в практике внеурочных занятий хоровым пением, в процессе хорового исполнительства.

Формирование опыта освоения духовной культуры у школьников-подростков может успешно протекать при наличии определенных условий. Согласно основополагающей дидактической концепции, механизм усвоения, результатом которого является изменение личности, определяется деятельностью учения, в которой реализуется деятельность учителя, и содержанием учебного материала (В.В.Краевский, И.Я.Лернер). Основываясь на данном положении, мы определили две сферы педагогической действительности, где необходимо искать и организовывать условия успешной работы по формированию опыта освоения духовной культуры школьниками-подростками.

На основании изложенных выше выводов, полученных при анализе состояния проблемы духовного развития школьников-подростков в научной (философской, педагогической, психологической, социологической) литературе и практике, были определены следующие условия эффективного формирования опыта освоения духовной культуры школьников-подростков как основы их дальнейшего духовного развития:

- отбор содержания занятий с направленностью на реализацию максимально полного раскрытия духовного содержания произведений искусства;

- организация соответствующего данному содержанию взаимодействия педагога и учащихся на внеурочных занятиях, стимулирующего процесс формирования опыта освоения духовной культуры школьниками-подростками.

Согласно основным положениям педагогической науки, социальный опыт, который передается молодому поколению посредством педагогического процесса, конкретизируется на уровне учебного предмета. Занятия музыкой (и в том числе хоровым пением) относятся к духовной деятельности, цель и результат которой - не практическое изменение объектов материального мира, а их познание, оценка и переживание отношения к ним. Это составляет ведущую функцию учебного предмета "музыка" и внеурочных занятий по музыке (хоровому пению), а значит, является ведущим компонентом содержания образования. Таким образом, единицей содержания данного учебного предмета должны стать идеи, идеалы, убеждения (В.В.Краевский, И.Я.Лернер). Носителями идей, идеалов и убеждений являются произведения искусства, так как в них посредством конкретных символов - элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности,- передается духовное содержание (идеи, идеалы, убеждения). Но из-за сложности и долговременности процесса усвоения музыкального языка, в практике занятий музыкой происходит подмена целей, и изучение музыкальных произведений ограничивается изучением его текста (нотного), а также приобретением навыков игры на музыкальном инструменте (или навыками пения), что безусловно необходимо, но не достаточно для освоения содержания произведений в полном объеме.

В связи с этим в настоящей работе подчеркнута необходимость определения аспектов содержания художественных (музыкальных) произведений при отборе их для изучения, а также необходимость раскрытия и реализации этих аспектов в процессе занятий.

На основании положения об интонационной природе музыки, принятом в музыковедении (Б.В.Асафьев), мы, наряду с традиционным "техническим " аспектом (освоение музыкального языка и овладение способами исполнения музыки) выделяем познавательный аспект (освоение смыслового содержания произведения). Он включает в себя понимание ведущих идей произведения, проникновение в замысел композитора, постижение связей с эпохой создания и современностью.

Ни один другой вид искусства не может сравниться с музыкой по степени эмоционального воздействия на человека. Именно по эмоциональным каналам, через эмоциональный резонанс приходит в сознание человека первая художественная информация. Поэтому нами выделен эмоционально-иенностный аспект содержания музыкальных произведений. Он представляет собой освоение характера произведения и связан с психологическими процессами восприятия музыки, рождения образа, эмоциональной реакцией и оценкой. Также этот аспект включает в себя освоение художественных "подтекстов". Опираясь на разработанное в психологии понятие эмоциональной направленности личности (Б.И. До донов) и ее способности вести за собой общее развитие личности, мы делаем вывод о том, что, формируя у ребенка потребность в эмоциональном насыщении и прививая любовь к эстетическим переживаниям, можно развить интерес как качество личности, как увлечение определенной деятельностью. В результате можно ожидать, что стремление к переживанию эстетических и нравственных чувств (а они являются в искусстве "спутниками" эстетического - темами произведений искусств), станет частью направленности личности, характеризующей высокий уровень ее духовного развития.

Разрабатываемый в современной педагогике личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, а также некоторые известные особенности и закономерности музыкально-исполнительской деятельности (ее субъективная сторона, сотворчество в восприятии художественного произведения) дали нам основание для выделения еще одного аспекта содержания - личностно-психологического. Он тесно связан с познавательным и эмоционально-ценностным аспектами и представляет собой индивидуальное освоение, освоение "для меня", преломление восприятия через индивидуальные особенности психики.

Таким образом, выделив в содержании музыкальных произведений четыре аспекта, призванных, на наш взгляд, обеспечить наиболее полное его освоение как конкретного образца и носителя духовной культуры, считаем необходимым определить требования к музыкальным произведениям при отборе их для работы по приобщению к духовной культуре школьников-подростков, по формированию у них опыта освоения духовной культуры.

Такими требованиями будут:

1) техническая доступность;

2) наличие высокохудожественного смыслового содержания;

3) эмоциональная выразительность, рельефность художественных образов;

4) соответствие индивидуальным (по возможности), групповым, коллективным интересам и духовным потребностям;

5) наличие потенциала роста - технического и духовного.

Для раскрытия данных аспектов содержания автором предложено методическое обеспечение - программа внеурочных занятий хоровым пением по формированию опыта освоения духовной культуры у школьников-подростков (см. Приложение 2) и описание методов, характеризующих специфику взаимодействия педагога и учащихся, среди которых особая роль отведена методам поискового характера и методам, основанным на психологическом механизме рефлексии.

В качестве рекомендаций, наряду с программой и описанием методов и приемов, можно использовать выделенные в работе принципы:

- включение участников занятий в творческую деятельность;

- создание положительного эмоционального фона обучения;

- стремление к осуществлению связи изучаемого с окружающей действительностью, закрепление этих связей через эмоциональное отношение в сознании детей и построение на их основе системы личностных ценностей -основы духовной культуры человека;

- учет возрастных особенностей и особенностей становления духовной культуры школьников;

- построение личностного стиля взаимоотношений с участниками хоровых занятий.

Для практического применения также рекомендуется использовать разработанный в исследовании ( на основании циклического характера взаимодействия) алгоритм. включающий в себя:

1) прогнозирование и моделирование взаимодействия;

2) возбуждение интереса и желания участвовать во взаимодействии со стороны учащихся;

3) установление отношений между участниками взаимодействия (как по профессионально-ролевой, так и по личностной линиям);

4) осуществление непосредственной деятельности и реализация влияния как цели организации взаимодействия;

5) получение "ответа " и фиксирование результата;

6) корректировка моментов организации взаимодействия и отношений по результатам и отклику для дальнейшего поддержания и развития взаимодействия, для прогнозирования и моделирования последующих циклов взаимодействия.

Также в практике могут быть использованы формы и методы диагностики уровня сформированности опыта освоения духовной культуры, разработанные в ходе исследования и апробированные в опытно-экспериментальной части работы (критерии и признаки уровней, карта-матрица наблюдений, анкета для учащихся).

Опытно-экспериментальная работа со школьниками-подростками по формированию у них опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях хоровым пением, построенная на принципах и с использованием форм методического обеспечения, предложенных в данном исследовании, дала положительные результаты, достоверность которых проверена с помощью методов математической статистики. Это позволяет выразить уверенность в том, что материалы и результаты исследования могут успешно применяться преподавателями музыки, хормейстерами, педагогами-организаторами при проведении внеурочных занятий по хоровому пению, используя их как эффективное, массовое и доступное средство духовного развития школьников-подростков. Раскрываемый в исследовании подход к организации внеурочных занятий принципиально может быть применен к занятиям по предметам эстетического и гуманитарного циклов (с учетом специфики каждого из них). Он попадает в русло гуманизации образования как основного, стратегического направления развития системы образования на современном этапе, и содержит в себе основные признаки личностно-ориентированного подхода в педагогике, отвечая тем самым запросам и требованиям современной науки и практики.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Смирнова, Ирина Эдуардовна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: МИРОС, 1992.т

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука,1980. -335 с.

3. Аванесова Г.А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики. Дис. . д-ра филос. н., М., 1992.

4. Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве. Дис. . к. искусствов-я. -М, 1996.

5. Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность. Дис. к. психол. н. -М., 1988. 225 с.

6. Актуальные проблемы музыкального воспитания: Тематический сб-к науч. тр. Киев: Киев. гос. консерватория, 1990. - 143 с.

7. Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики: Сб. докл. межвузовской науч.- метод, конференции. Таганрог, 1994,-72 с.

8. Александров Е.П. О результатах музыкально-эстетического воспитания (по материалам изучения восьмиклассников) // Проблемы гуманизации музыкального воспитания. Таганрог, 1992. - с. 20-24.

9. Александрова В.Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе работы школьного центра эстетического воспитания. Автореф. дис. . к.п.н. М., 1993. - 18 с.

10. Александрова Е.А., Шитикова Р.Г. Программы педагогических институтов по структуре музыкального языка. / Под ред. Шитиковой Р.Г., Терен-тьевой H.A. М., Мин. нар. образ. РСФСР, 1989. - 35 с.

11. Алексеева Л.Н., Жданов В.Ф. О воспитании современного певца-интерпретатора. // Художественный тип человека. Комплексные исследования.- М.: Моск. гос. консерватория, 1994.

12. Алиев Ю.М.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Дис. . д-ра пед.н. М., 1987. - 398 с.

13. Амонашвили Щ.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск.: Университетское, 1990.

14. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996. 494 с.

15. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика. В 2-х т., 1980. Т. 1.229 с. Т.2. 287 с.

16. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.: Мысль, 1988. 253 с.

17. Античная музыкальная эстетика. / Вступ. очерк и собрание текстов А.Ф.Лосева, предисл. и общ. ред. В.П.Шестакова. М.: Музгиз, 1960. -304 с.

18. Апраксина O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе. Дис. . д-ра пед. н. М., 1971.

19. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (в процесс обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе). Дис. . к.п.н. М., 1971.

20. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и воспита-нии.-2-e изд. Л.: Музыка, 1973. - 143 с.

21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка, 1971. 374 с.

22. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.

23. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.-286 с.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож. литература, 1975.

25. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 30 с.

26. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. - 542 с.

27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

29. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187 с.

30. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Дис. . д-ра пед. н. М., 1992.

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

32. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.

33. Бутник А.Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности. Дис. . к.п.н. М., 1991.

34. Бюлер К. Духовное развитие ребенка.-М.: Новая Москва, 1924.-556 с.

35. Васильченко O.A. Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности. Автореф. дис. . к.п.н. Ташкент, 1991. - 17 с.

36. Введение в теорию художественной культуры. Учеб. пособие. / Под ред. Л.М.Мосоловой, СПб., 1993. - 244 с.

37. Вершинина H.A. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин. // Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып.2. Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В.Ломоносова, 1996.-с.156-165.

38. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 143 с.

39. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой.-М., 1967.-360 с.

40. Володин Э.Ф. Роль искусства в формировании мировоззрения личности.

41. Дис. . д-ра филос. н., -М., 1985. 266 с.

42. Волченко Л.Б. Ценностное содержание понятия "нравственная культура". Дис. в форме научного доклада . д-ра филос. н. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 86 с.

43. Воронин Г.Л. Духовная организация личности и общества как объект социологического изучения. Автореф. дис. . к.с.н. М., 1995. - 33 с.

44. Воспитание школьников: Творческий подход: Диагностическая практика в воспитательном процессе. / Сост. С.Г.Слипченко. Калининград: КОИПК и ПРО, 1996. - 79 с.

45. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1991. 480 с.

46. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

47. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

48. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. -Уфа, 1995. -120 с.

49. Гордиенко О.Б. Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников. Дис. . к.п.н. Ростов н/Д, 1992.

50. Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. Дис. . д-ра пед. н. СПб, 1992.

51. Горюнова Л.В Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника. Автореф. дис. . д-ра пед. н. в форме научного доклада-М.: 1991.-38 с.

52. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. - 190 с.

53. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

54. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Автореф. дис. . к. психол. н. М.: 1983.

55. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. 272 с.

56. Емельянов В.В. Развитие голоса: Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997. - 192 с.

57. Есюков А.И. К реконструкции христианской философии Тихона Задонского. // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск. Вып.2: Изд-во ПМПУ, 1996. - с. 84-99.

58. Журавская Т.В. Музыкальное воспитание как средство формирования творческой личности (теория и практика отечественной школы 19181930 гг.). Дис. . к.п.н. М, 1994. - 227 с.

59. Зарудная И.Г. Проблема музыкально-эстетического развития детей в истории советской педагогики. Автореф. дис. к.п.н. М., 1992. - 17 с.

60. Зорова O.A. Взаимодействие нравственных и эстетических факторов в коммунистическом воспитании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -180 с.

61. Зязюн И.А. Формирование и сферы проявления эстетического опыта личности. Дис. . д-ра филос. н. Киев, 1976.ч

62. Ильин И.А. Статьи об искусстве. Собр. соч. в 10-ти тт. Т. 6, кн. 1,2,3. -М., 1997.

63. Исследование проблем психологии творчества./ АН СССР, Ин-т психологии -М.: Наука, 1983. 336 с.

64. Исследование художественных интересов школьников. /Под ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.

65. Кабкова Е.П. Формирование обобщенных художественных представлений у младших школьников в процессе восприятия произведений разных видов искусства. Дис. к.п.н. М., 1991.

66. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). // Вопросы философии. 1985. -№9, - с. 91-102.

67. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.

68. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -204 с.

69. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в целостном учебно-воспитательном процессе. Дис. . д-ра п.н. М., 1995.

70. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. 168 с.

71. Казаренков В.И. Формирование интереса к учению у слабоуспевающих школьников-подростков на внеклассных занятиях по предмету. Дис. . к.п.н. Минск, 1983.

72. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися: Учеб.- метод, пособие для студентов-заочников пед. институтов. 2-е испр. и доп. изд-е. М.: Просвещение, 1980. - 87 с.

73. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

74. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. 704 с.

75. Карпов С.Д. Социокультурная природа произведения искусства. Дис. . к. филос. н., СПб, 1992.

76. Карпушин И.И., Макарская Т.В. Методика художественного воспитания. М.: Моск. экстерн, гуманит. ун-т. 1994. - 179 с.

77. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. - 31 с.

78. Ковалева O.A. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДТТТИ. Автореф. дис. . к.п.н. -1995. 16 с.

79. Коваль Л.Г. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства. Автореф. дис. . д-ра п.н. Киев, 1991. - 48 с.

80. Козырев Ю.Н. Социальная стратификация в человеческом измерении. // Философская и социологическая мысль. Киев, 1992. №2. - с. 97.80