автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искусства
- Автор научной работы
- Кондрацкая, Людмила Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искусства"
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
На правах рукописи
КОНДРАЦКАЯ Людмила Анатолиевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ УБЕЖЦЕЯ1Й СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
13.00.01 - теория в история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание' ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1991
•' \
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте теории и методов воспитания АПН СССР.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор,
• действительный член АПН СССР ЛИХАЧЕВ Б.Т.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор АЛИЕВ Ю.Б.
- кандидат педагогических наук, старший
■ . научный сотрудник НИКИТИН А.Ф.
Ведущее учреждение - Научно-исследовательский институт худо-1 ; жественного воспитания АПН СССР.
Защита состоится " НсА$гА 1991 г. в ^ Д час. на заседании специализированного совета К 018.05.01 при НИИ теории и методов воспитания АПН СССР по адресу: 119906, Москва, Погодан-'ская ул., 8.
С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан " ^ " ОК^пЯс^, 1991 года.
1
Уче'"1Й секретарь специализированного совета, кандидат пгтагогических наук
В.И.Беляев
„ i ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
^¿-^Актуальность исследования. Одной из наиболее ванных на совре-развития наяего общества является проблема духовности подрастапщего поколения. Констатирувиая сегодня "эрозия обще-• человеческих ценностей и гуианистических идеалов" (Лихачев Д.С.), "деградация духа" (Лосев А.Ф.) указывает на необходимость возвращения к гуманистический основам воспитания личности, к принципам ее самоценной!» и суверенности. Это предполагает формирование личностного "кулмуротворческого^'мировоззреьия и составляющих его эстетических ценностей и идеалов. Именно эстетическое представляет собой выступ форму отрааения.чисто духовного смысла и смыслового личностного мироотноиекия. Наиболее полно это проявляется на уровне идейно-эстетических,г. е. научных эстетических убеждений.
Сущность убеждений, принципы и методы их формирования широко рассматривается в философии (Буров А.И., Иванов В.П., Старчен-ко А.Ф., Уледов А.К. и др.), психологии (Мэачинская H.A., Мерлин В.С.,Залесский Г.Е., Чудновский В.Э., Трцпольский B.C. и др.), педагогике (Макаренко A.C., Сухоилинсккй В. А., Корогов В.М., 11о-но.сэон О.И., Рогова P.M. и др.). Специфика эстетических убвждп-яай изучается в исследованиях йзстеренко А.Д., Нечаевой Г.А., Панпурипа А.И,, Варгановой H.A., Dpac И.И. Одпско данный фьномен изучен аса еще недосхаточно. В условиях авторитарного воспитания процесс его формирования упрощается н во многом сводится к "механическому проектировании гребенка" (Рубинштейн С.Л.) педагогических воздействий. Приоритет в исследовании убеждений, таким эо-разон, отдается волевому компоненту, отсутствует личностный подход.я решение проблемы, плохо разработан собственно сам механизм становления данного психического образования в контексте смысловой сферы личности.'
Формирование убеждений, в частности, идейно-зсгегкческих,активизирует встречный по отношение к социализации личности процесс ее индивидуализации, результатом которого выступает личная индивидуальность. Ей характерен критический взгляд на общапрянятые суждения о мире и места человека,в нем, самобытность.В эстетическом плане индивидуальность отличается сформированного личностного эстетического отношения к искусствам действительности, а следовательно - самостоятельностьо и принципиальностьо в собственных эстетических суждениях, устойчивостьв личностной эсте- • Мчзс агЗ позиция.
- г -
Давние положение особенно актуально в отношении юношеского воэрасга, Между тем, анализ массовой школьной практики показывает, что эстетическое становление личности старшеклассника заметно тормозится из-за просчетов в учебно-воспитательном процессе. Как указывает ряд исследователей (Фольдштейн Д.И., Радзихов-ский Л.А. и др.)« в школе часю не подчеркивается, атрибутивно не обозначается взросление, самостоятельность,общественная Ценность молодого человека. Кроме того, па уровне декларации пока остается гуманистическая функция образования и эстетического, в частости. В результате большей вооруженности педагогика законами овладения наукой, чей искусством, в школе, к сожалении, нередко встречается задогиатизировакность понятийно-социологического толкования эстетических и художественных явлений в ущерб их • , целостной образно-эмоциовальной структуры. Это слишком рециона-л>13'")уег,' подводит под готовые оценочные суждения непосредственное общение учащегося с искусством (культурными артефактами).
Отсутствие личностного эстетического опыта сказывается на эстетической невоспитанности школьников, делает их беззащитными перед лавиной дешевеньких поделок китча, зрзацов массовой куль: -ры, которые обрушивается на них со всех сторон. Отсюда - нега- , тивные явления в окоиеской субкультуре: в честности, возлечение молодых через определенные эстетические и музыкальные привязанности (например, стили металлического, психоделического, панк-рока) в микросоциум нередко асоциальной, профашистской направленности, приобщения к различит» мистическим учениям ("агни-йо-га", "ивановство") и т.п.
Предупредить ситуацию духовной пустоты, в которой оказалась современная молодежь, возможно при помощи конкретно-чувственного,личностного г. иобщения молодых к духовным, в том числе художественно-эстетическим ценностям. Оно предполагает критическое переосмысление истинности "высших универсальных идеалов" (Франкл В.) е "распространение иг уже как своих на универсум" (Швейцер 1).
Конкретно-чувственное постижение и личностное осмысление эс-. тетических идей осуществляется в форме художественного познания (Калинин А.Т.), то есть посредством художественного образа. Он - единственная реальность, способь-я довести воспроизведение эстетической вдев до ее непосредственного конкрино-чувственно-го воплощения. Разновидность!) личносхно осмысленного художествен-
вого познания, выдшим его эмоциональный уровней является музыкальное переживание. Оно представляет собой внутреннвп деятельность, связанную с постижением и производством художественного смысла определенной эстетической идеи (Асафьев Б.В., Косток А.Г.,Пазайкин-ский Е.В., Тарасов Г.С. в др.)* Осознание и осмысление ценности тех идей, значениями которых личность руководствуется в процессе общения с окружающим миром, собственно а представляет собой процесс формирования убеждений личности. Следовательно, именно музыкальное искусство представляет.собой наиболее эф|яктивное средство формирования идеЯно-эстэтич'есккх убеждений. Данный аспект проблемы является также пока что малоизученным.
Таким образом, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и обусловленные этим трудности в практике духовного развития старшеклассников,их личностного эстетического становления обусловили выбор темы исследования: "Формирование идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искусства".
Объект исследовакчя: процесс эстетического становления личности учащегося.
Предает исследования: формирование идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искусства.
Цель исследования: выявить и обосновать эффективные педагогические условия формирования идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального ■искусства.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать состояние исследуемой проблемы в теории и практике воспитания и обучения учащихся современной школы.
2. Выявить особенности формирования идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искусства.
3. Исследовать содержание, формы и методы педагогического руководства внеурочной музыкально-эстетической деятельностью старшеклассников з процессе формирования их идейно-эстетических убеждений.
4. Разработать теоретические основы методики формирования идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искусства.
На основании изучения и теоретического' ачолиэа психолого-педагогической литературы по проблема, массовой школьной праяти-. : ки нами сформулирована гипотеза исследования.заклочарщаяся в
_ ц _
предположении, что целенаправленное формирование идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искуО*-ства наиболее эффективно при условии:
1) личностной осмысленности ими основных эстетических идей в процессе восприятия музыкального образа;
2) сформированное!« способности определять худохественно-мировоззранчоскую ценность музыкальных произведений, усвоения приемов художественно-эстетического анализе искусства;
3) развита личностной эстетической позиции.
Методологическая основа кссладования продставляет собой ин-
хеграт.^ное образование, иерархическую систему компонентов, которые взаимодействует неразрывно связаны. Она вклочаот: а) систему принципов, законов и категорий материалистической диалектики и научной теории познания; б) историческое учение о всестороннем и гармоническом развитии личности, теорию эстетического развития человека и общества; в) основные эстетические идеи: развития соотношения содержания и формы в искусстве, объективности эстетического, художественного отражения действительности, социальной сущности искусства и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта ; педагогический эксперимент, заключавший-' ся в систематическом проведении занятий согласно разработанной модели*; педагогическое наблюдение; анализ репродуктивной и продуктивной творческой деятельности старшеклассников; анкетирование, интервьсирование, тестирование; статистический обсчет результатов педагогического эксперимента (контент-, корреляционный анализ) ; методика "Локус-контроля".
Опшно-эг перименгальное исследование проводилось в школах г.Москвы 656), г.Владимира (школа-интернат К I), Тернополя (* I) на протяже ии 1938-1991 г.г.
Научная новизна исследования:
1.'Рассмотрена природа идейно-эстетических убеждений в контексте смысловой сферы личности.
2. Изучен механизм формирования идейно-эстетических убеждений . средством личностного осмысления концептуального содержания музыкального образа.
3. Разработана и экспериментальным путем апробирована диаг-
ностичэская методика для выявления уровней сформированного эстетической позиции и степени личностной осмысленности основных эстетических идей как переменных исслодуеаого феномена.
Установлена зависимость особенностей процесса формирования идойно-эзтетических убеждений старшеклассников от степени личностной осмысленности ими эстетических идей, приемов основных видов художостаенно-эстетического анализа и уровня сфорыиро-ванности личностной эстетической позиция. Показана возможность достаточно эффективного ее применения в условиях различных форм обучения.
Практическая значимость исследования:
I. Разработана теоретическая основа содержания идейно-зсте-тических убеждений и основных видов художественно-эстетического анализа музыкальных произведений, а также способы презентации данного материала старшеклассникам с цельо его личностного осмысления.
■ 2. Выработаны приемы формирования- идейно-эстетических убеждений старшеклассников средствами музыкального искусства.
3. Определен способ фиксации убеждений на уровне смыслопого конструкта (в контексте смысловой сферы личности).
4. Разработано и внедрено в ряде школ РС2СР содержание факультативного курса "Искусство в духовности мира" для учащихся 9-11 классов о.йщеойразовательной школы. -
На защиту выносится положения: "
1. Формирование идейно-эотетических убеждений предполагает функционирование смысловой сферы личности.
2. Становление идейно-эстетических убеждений старшеклассников зависит от степени личностной осмысленности ими основных эстетических идей и приемов художественно-эстетического анализа, а также уровня сформированное^ их личностной эстетической позиции.
3. Созданная с учетом установленного факта методика обучения старшеклассников основным эстетическим идеям, способам художественно-эстетического анализа произведений искусства - существенное условие оптимизации процесса развития эстетического компонента личностного мировоззрения учащихся.
Апробзция основных положений и зыводов -исследования проводилась на научно-практических конференциях в Тернапольском педа-
- б -
гогическом институте (1985, 1985, 1987 г.г.), научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых НИИ теории и методов воспитания АПН СССР (1988, 1989, 1990, 1991 г.г.), на республиканской конференции "Идейно-политические,социально-психологические и эстетические аспекты воспитания молодежи" (апрель, 1990 г., г.Кишинев).
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в форме проведения лекций и практических занятий по кузыкально-• теоретическим дисциплинам в Тернопольском педагогическом институте, методических рекомендаций для студентов специальности 21X9 "Музыка" программы факультативного, курса "Искусство в духовности мира" для учащихся 9-11 классов общеобразовательной вколы, двух статьях в сборниках научных трудов, изданных е Запорожье и Москве.
• > По программам факультативного курса и музыкальной мастерской про-вод"Тся занятия в ряде школ РС^СР и г.Тернополя (УССР).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ОСГОВШЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВШОДЫ ДОСЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснована актуальность проблемы,определен объ-гчт, предмэт, цель, задачи, гипотеза, методы исследования,сформулированы научная новизна и практическая значимость работы, изложены положения, выносите на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов в практику.
В первой главе - "Формирование идейно-эстетических убежде- . нип старшеклассников как современная психолого-педагогическая проблема" - рассматривается сущность и содержание идейно-эстети-ч-ских убеждений как квинтэссенции эстетического компонента личностного мировоззрения, механизм их формирования посредством личное юго осмысле ия содержания музыкяльного образа, характеризуется специфика природы и формирования идейно-эстетических убеждений современного старшеклассника.
Содержательный анализ трактовок рассматриваемого понятия в философии, психологии, педагогике позволил выделить основные позиции изучения убеждений: как способа сознательного и организованного идеологического и социально-психологического воздействия на пси,..|Ку человека извне; как процесса освоения человеком внешнего мира, предполагавшего возможное качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и воздействия идей извне, как компонента структуры личности,который образуется в ре-
зулмате первых двух процессов. Следуя традиционному а педагогике исследованию убождекия как формы отражения, элемента структуры индивидуального сознания, ыц рассматриваем данный феномен как когнитивно-аффективное образование (Выготский Л.С., Рубиьш- ^ тойа С.Л., Кзард К. и др.). В отличие от знаний убегден.-я, ис-юлковашше таким образом, представляв! собой личностно осныслэн-ныо мировоззренческие идеи, обеспечивающие уверенность человека в своей Еизненной позиции. Согласно деягельностной концепции личностного смысла (Леонтьев А.Л.) под личностным осмыслениям мировоззренческих идей мы подразумеваем слсдуэдцее:
- осознанность их сущности (усвоение их значений);
- критическую эмоционально-аффективную оценку их истинности и личностной значимости (ценности), произведенную на основе косвенного и личного опытаг
- выработку устойчивого отношения к данным идеям с точки, зрения их личностной ценности,предполагающего наличиэ готовности руководствоваться ими па практике (Бодалев A.A.).
Проявление показателей личностного смысла (в данном случае, мировоззренческих идей) возможно на уровне смыслового конструкте, который, таким образом, представляет собой способ определения (диагностики) убягдекий на уровне сознания (благодаря его евлэк с содержанием личностных ценностей (Леонтьев Д.А.). Преимущества такой фиксации заключаются в том, что в шшленпи (как деятельности - Ильясов ИЛ1.) человек гораздо" более независим, нежели в поведении, где он часто вынужден занимать конформную либо компромиссную позицию.
Феномен убеждения является одной из характеристик целостного развития личности. Это в первую очередь относится к идейно-эстетическим, т.е. научным эстетическим убеждениям. Они представляют собой высшую форму проявления ссгвтического компонента мировоззрения и, благодаря универсальной гармонизации, интегра-. тивности эстетического, обеспечивают органичность, целостность, и полноценность мировоззрения личности.
Становление идейно-эстетических убеждений также активизирует процесс индивидуализации личности. Личная индивидуальность, как отмечают исследователи (Азархин A.B., Мазепа В.Й., Швейцер А. и др.), обладает сформировавшейся культурой, ибо культура личности состоит в способности деятельно противостоять внея-. .
ним жизненным обстоятельствам, самостоятельно принимать смысло-жизненные решения, осознанно выбирать жизненный обрез, позицию. Следовательно, именно идейно-эстетические убеждения вносят определенность в индивидуально-личностное решение мировоззренчески проблем. Сказанное объясняет целесообразность рассмотрения ис- . следуемого феномена как личиостко осмысленных эстетических идей, обеспечивающих уверенность человека в своей эстетической и, следовательно, мировоззренческой позиции .
В результате апробации значений эстетических идей (например, гбьектиЕНОсти прекрасного, единства содержания и формы в искусстве, художественного отражения,'историзма, народности искусства, его социальной сухости и т.п.) в эстетическом опыте личности, они приобретают определенную оценку (по параметрам смыслового конструкта) а место в эстетической деятельности (связь с мо-т:эом).'В зависимости от лого их личностный смысл может иметь ценностный (мировоззренческий) либо нормативный характер (за-лесский Г.Е.). В первом случае значения эстетических идей становятся неотъемлемой частью истинно движуцих человеком личностных ценностей и получаэт высокую оценку по значимому конструкту. Во втором - представляют собой лишь декларируемые личностью ценности, ценностные стереотипы, не приемлемые ею з реальности.
Сказанное позво^ет дифференцировать идейно-эстетические убеждения личности на первичные и глубинные (по Залесскому Г.Е.). Первичные убеждения основываются на знаниях эстетических идей, полученных из косвенного опыта, а погону приобретших прагматический, императивный личностный смысл. Глубинные идейно-эстетические убеждения - переосмысленные (пережитые) в личном опыте эстетические идеи, которые в своем движении от абстрактного к конкретному дс.тигли сзоей завершенности в личностном эстетическом идеале.
Исходя из х.рактеристики сущности и содержания «дейно-эс-т тических убеждений личности, определены следующие критерии их сформированное^: I) степень осознанности сущности эстетических идей; 2) степень осмысленности личностной значимости (ценност-ности) данных идей; 3) уровень сформированной и эстетической позиции личности; 4) уровень устойчивости личности.
Одням из наиболее эффективных средств формирования идейно-эстетических убеждений является музыкальное искуссгво. Объясня-
етсл это тем, что единственной формой, способной воспроизвести эстетическую идеи до ее непосредственной конкретно-чувственной реализации, является музыкальный образ. Именно музыкальное пзре-живаяиз предполагает постижение и производство художественного смысла определенной эстетической идеи как смысла' идейно-эмоционального (от денотационной, вербализованной до непосредственно-чувственной формы его проявления). Динамика развития процассоз сигнификации эстетической идеи в специфически музыкальной системе интонационных преобразований детерминирована уровнен сформи-рованности системы "эмоциональных обобщений" как продукта деятельности пореяивания' и онтогенетической интериоризациай музыкальной образности.
Личностный смысл музыкальных воздействий, положительное отношение человека к этим воздействиям (а отнюдь не непосредственное доминирование послодних в определении музыкальной активности) характеризуют особенности включения его в процесс постижения эстетических идей. Речь идет о важности и необходимости учета такого феномена, как музыкальная мотивация, потребность слушателя.
Логика развертывания процесса позк-ния эстетических идей посредством музыкального образа зависит от приоритета "внесшего" или "внутреннего" как исходных детерминирующих факторов музыкального восприятия. Однако педагогическое решение проблемы долгчо опираться на первичные эмпирические формы указанной мотивации. Последующий переход "субъективного" содержания музых ,льного образа в "объективное" выражается в идентификации, сопоставляемости-слушателем собственного толкования эстетической идеи с ее хомчо-зигорской интерпретацией. Субъективный эмоционально-оценочный момент с уровня непосредственности перс :одиг ка уровень опосредованной оценки. При этом осуществляется следующий, самый важный этап музыкально-познавательной деятельности - личностное критическое осмысление соответствующего толкования эстетической идеи _ слушателем. Отмеченное диалогическое развертывание процесса личностного осмысления значений эстетических идей посредством восприятия музыкального образа включает четыре этапа, каад>"» из которых детально анализируется в исследовании. Оп -санная последовательность представляет собой г'-ханизц формирования идейно-эстетических убеждений.
Особенностями идейно-эстетических убеждений современного
- Ю -
старшеклассника являются, зо-первых, специфика юношеской индивидуальности. Ока утверждается н~ основе противоречивого перепле-•эпня двух потребностей данного возраста: обособления (самостоятельности) и потребности в принадлежности к капй-либо группе, общности. Это часто вынукдаот юношу занимать компромиссную либо конформную эстетическую позицию. Во-вторых, эстетические взгляды • сопре:.:зкких старшеклассников предопределены феноменом юношоской субкультуры, системой мироотнсаения, идеологией определенного микросоциума - самодеятельной подростково-юношеской группы. В третьих, анализ реального процесса потребления художественно-мировоззренчески.: ценностей наглядно показал неразвитость худонественно-эстеткческой культуры старших школьников. Причиной этих негативных явлений предстали задогматизировакность и формализм, до сих пор господстнузцие в существующая практике школьной систем и эстетического воспитания ч образования.
Соотнесение характеристики идейно-эсютических убеждений стараеклассников с определенными ранее критериями их сформированное: и позволило выделить следующие уровни развития данного фо-нонезэ: а) начальный, 0) средний ("обыденно-житейский"); в) высоки:'! ("перзичний", "прагматический") ; г) высший (»глубинный", "личностко-ценкос'дшй"). Какдску из уровней дана детальная характеристика.
Ь первой главе мы пришли'к выводу, что для успешного формирования идейно-эстетических убеждений стараеклассников посредство:.: музыкальной ооразкости необходимо: а) добиться личностного осмысления основных эстетических понятий, ценностей, идей в процессе их музыкального перевивания; б) развить их способность к адекватному восприятию художественно-эстетической ценности произведений искусства; в) выработать личностную эстетическую позиция.
Бо второй главе "вариант системы формирования идейно-эстетических убеждений средствами музыкального искусства" дан обстоятельный анализ теоретических и методических подходов в современной педагогической практике к решению исследуемой проблемы, расхить: содержание процесса формирования идейно-эстетических убен-дениг, ьа занятиях факультатива и музыкальной мастерской, изложена авторская концепция данных форы, описаш. методы сбора и обработки необходимой информации для диагностики сформированности '/.дезао-эстетических убеждений старшеклассников.
Анализ нояых программ по музыка (разработанных Каболев-CKia Д.Б, и коллективом сотрудников НИИ школ PCJSCP, а также педагогами ссвзных рвспублшф, ряда учебно-методических пособий по музыкально-эстотнческому воспитанна акольников (Лбдуллкна Э.Б., Алиева D.E., Апраксиной O.A., Остромеяокого В.Д., Мацкой В.Н., сотрудников лаборатории музыки и танца ШИ ХВ, педагогов союзных республик)-, программ факультативных курсов по э с тэт tu а и искусствознании (Предтзчепской Л.11., Иалюкове А.Н., Любинско-го И.Л. и Скагерщикова В.К. и др.), а таккэ теоретических исследований (Ндзайкинского Е.В», Торшиловой Е.М., Зслесского Г.Е., Питерина Ю.Л.) показал, что объектом внимания соврзмекных практических изысканий на пути становления научного мировоззрения школьников в процессе их музыкального воспитания явились лиаь отдельные аспекты проблемы формирования идейко-эсхетических убеждений. В качестве ке целостной системы данные аспекты не рассматриваются, что значительно усложняет решение проблемы.
Предлагаемый нами вариант системы формирования идейно-эстетических убеждений основывается на единстве учебно-познавательных и воспитательных задач, которые предполагают: достижение глубоко личностного осмысления учащимися основных эстетических идей; вооружение их умениями и навыками использования полученных эстетических знаний з процессе художественно-эстетического анализа музыкальных произведений ; становление эстетической и мировоззренческой позиции учащихся.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе ■ СШ fö 656 г.Москвы, школы-интерната К I г.Владимира, К I г.Тернополя. Всего в эксперименте участвовало 210 старшеклассников (90 чел; - экспериментальной и 120 чел. - контрольной групп).
Констатирующий опыт включал четыре типа диагностических заданий: I) вопросник, предназначенный для выявления мнения учащихся о феномене идейно-эстетического убеждения, его роли в процессе ориентирования в худохесгввнно-эсготическиу ценностей и влияния на устойчивость'эстетической позиции личности; 2) систему задач па эстетическуо ориентировку для вн^влепия первоначального уровня сформированное^ 1. .чн0ст"0й эстетической позиции; 3) систему задач на выявление объема знаний эстетических понятий, категорий, уровня осознанности т.личностной осыыс- •
- 12 -
Линносги обобщающих их эстетических идей (с этой целью были специально разработаны понятийные аппараты онтологического, морфологического, гносеологического, социологического и аксиологического анализа искусства, категорий эстетических отношений и эстетической деятельности, а также соответствующие им эстетические идеи); 4) методика "Локус-контролл" Роттера Ю.Б. для определения устойчивости личности.
Как показали результаты диагностирующего опыта, идейно-эстетические убеждения понимаотся старшеклассниками как явление сугубо субъективное (личное), должного значения не придается его взаимосг зи с эстетическими знаниями и мировоззренческой позицией человека. Уровень знаний эстетических понятий, категорий, ценностей большинства старшеклассников (80#) очень низок. Свыше 7б# испытуемых не осознают й не осмысливают значений предложенных эстетических идей. Почти у трети учащихся отсутствует личностная эстетическая, позиция. ■
Сопоставление результатов заданий- на эстетическую ориентировку с результатами, определяющими степень личностной осмысленности основных эстетических идей по какдоиу испытуемому в отдельности дело основание для вывода о том, что между ними суще- . ствует достаточно тесная связь. Указанное совпадение наблюдалось у 71 испытуемого из 81* чел. (84,5#).
Согласно гипотезе исследования рассмотренные пороыенные -степакь личностной осмысленности эстетических идей и уровень сформированное^ эстетической позиции учащихся - главные пока- : затели сформированности идейно-эстетическнх убеждений. Сопоставление результатов данных переменных позволило получить характеристику основных уровней исследуемого феномена.
Формирующий этеп опытно-экспериментальной работы был направлен на обучение старшеклассников знаниям эстетических идей, ценностей, норм, приемам основных видов художественно-эстетического анализа и выработку у них готовности руководствоваться ими в процессе личностного отношения к искусству и действительности. Экспериментальное обучение включало две серии опытов, в какдпй из которых формирование идейно-эсютических убеждений осуществлялось с помощью таких форм внеурочной деятзльности,как разработанный автором факультатив "Искусстсо в духовности мира" музыкальная мастерская.
Процесс создания факультатива и музыкальной мастерской был связан с поиском нового форносодерхания, а котором бы нашли отражение основные исходные позиции современной концепции массового эстетического воспитания (Наменский Б.М.). Разрабатывая содержание обеих форм, мы исходили из того, что своеобразие, многоликую обобщенность и конкретность, которая бы взволновала рз-вяг, доставила т радость общения с искусством, дала нищ, для художественно-образного мышления,(учитывая их личный и жизненный опыт!, можно достичь только через образ в широком методологическом понимании - образ мира, человека, художественный образ (как обобщение н результат размышления об искусство). Суть кон: пции факультатива и музыкальной мастерски поэтому заключается в том, что все их содержательные элементы решены и выявлены через художественный образ, через художественное.
Содержание педагогической работы, проводимой в каждой серии экспериментального обучения, включало, в свою очередьутри этапа. Первый этап имел целью создать условия для формирована, у старшеклассников необходимой мотивационной направленности, сознания потребности в усвоении определенного круга эстетических знаний, которые бы обеспечили устойчивость и научную обоснованность эстетической позиции и, таким образок,сгаковле.чиз личностных идейно-эстетических убеждений.
Второй этап этап был посвящен обучению учащихся основным эстетическим понятиям, ценностям, идеям, приемам хуцокес эенно-эстег тического анализа произведений искусства с целью их личностного-осмысления.
Третий этап педагогической работы имел целью сформировать готовность учащихся строить свое отношение к произведениям искусства и эстетическим"объектам (культурным артефактам), руководствуясь приобретенными на занятиях факультатива и музыкальной мастерской знаниями, умениями и навыками.
Содержание факулыативк ;го курса представляет собой авторскую модель предмета "эстетика",•предполагавшую выход за узкие рамки истории искусства в сферу общеэстотической проблематики. Она в факультативе осмыслена автором самс„тояте"ьно и включает современные, нетрадиционные интерпретации таких эстетических и мировоззренческих проблем, как поникание эстетического и искусства, историзм искусс.ва, эстетические и внеэстетические ценности искусства, искусство и действи: зльно-ть, художес эеннс 1 цен-
- И -
поить в современном искусстве, молодежная субкультура, альтернатива нравственного и морального в художественном взаимодействии, единство личностного, национального ц общечеловеческого в искусстве, диалектическая взаимосвязь искусства и псчитики, художника и власти и т.п. Причем, круг данных проблем подается в программе как задача для самостоятельного решения старшеклассниками . Согласно принцип" когнитивного плюрализма это предполагает знакомство их на занятии сразу с несколькими толкованиями той или иной идеи. Данные толкования принадлежат представителям различных эстетических систем, акол (как отечественных, так и зарубежных). Посгиконие предлагаем^ толкований.осуществляется на основе восприятия соответствующих музыкальных произведений в процессе дискуссионного.рассмотрения, коллективного обсуждения.
Ка занятиях музыкальной мастерской учащиеся (выпускники ДМШ, музыкальных студий) музыцировали, осваивали основы музыкальной эстетики и слушали музыку. Соответственно инструментарию, которым владели ребята, были ссзданы различные инструментальные ансамбли, они часто выступали на занятиях факультатива (в качестве иллюстраторов) и на различных школьных мероприятиях.
Освоение музыкального репертуара .(разнообразия стилей и жанров как академической (классической и современной),' народной,тек и популярной (эстрадной), поп- и рок-музыки) предполагало повышение эстетической образованности учащихся. Б процеосе разучивания музыкальных произведений они постигали сущность основных эстетических идей, осваивали содержание и приемы художественно-эстетического анализа, определяли художественно-эстетическую ценность произведений. Данный процесс включал следующие этапы: а) знакомство .учащихся с худокественьо-эстетическим содержанием музыкального произведения; б) работа над текстом произведения, в ходе ко торой происходило приобщение исполнителей к определенному образно-концептуальному "видению" реальности, мировоззрению композитора, его модели эстетического идеала, толкования эстетической идеи; в) работа над собственной интерпретацией произведения,пред полагающая творческое преобразование музыкального образа и воплощение личкосгно осмысленной исполнителями эстетической идеи; г) собственно художественное исполнение музыкального произведе-■ ния как результат воплощения личностью осмысленной эстетической идеи, собственного истолкования художественного смысла произввде
ния; д) прсслустивание и сравнительная оценка другой-,.интерпретации произведения, а следовательно - иного толкования эстетической идеи, художественного смысла произведения.
Специфической особенностью рассматриваемого процесса било то, что в нем принимало участие двое исполнителей, характеризующихся иногда различными эстетическими установками, мировоззренческой позицией, различными тенденциями развития.!! протекания ну —: зыкального восприятия. Данная особенность тактично использовалась, с целью создания Проблемной ситуации при определении учащимися оценочного стпояения к авторскому толковании определенной эстетической идеи.
Результаты контрольного сп~та после проведения обучающего -.эксперимента свидетельствуют о наличии некоторых сдвигов в отношении сформированное™ идейно-эстетических убеждений у бс никнет-' ва испытуемых. Это показывают положительные качественные я «азл::-чествонкые изменения в характеристиках обоих переменных: степени личностной осмысленности эстетических идей и уровня сформиро-ванносги личностной эстетической позиции. Что касается первой
Сравнительная характеристика идейко-эотегичаских убеждений.
сгаршо;:лассшщщ_до и после экспериментального обучения
ъгл
1>й
низкий уровень средний урозень
на
Щуг
Щ;
ш
■Ш
ш
33.iZ5f.i-i
Ш
'И и
1Щ
<6М
Ш
ж
Ш
26,
I
щ
ОХ
зысокиа уровень выси . уровень
*—1,П - переменные йдейко-зстетнческого убгздения
. Щ П ~ Условнее !1зображ°кия г.звигия данных переменных со- ' » ответственно до .. после обучения -чауихся
переменной, то следует отметить: учащиеся, которые бы не с^огг.п ; вннвети оценочные суждения по рассмаг~иваемьщ музик{...ькс образ- . ныц воплощениям эстетических идей, не оказалось. Свыше половины ; \ старпекласспиков проявили готовность руководствоваться усвсря-ными идеями в про"зсс0 осуществления различных видов худогесгвек-но-эствтического анализа музыкальны* произведений. Од как, з сред-
- 16 - • '
нем 33,3$ учащая показали все еща недостаточную осмысленность эстетических идей. По-прежнему наибольшую трудность для них пред-^х&еляли толкования идей художественной ценности, историзма искусства, единства содержания и формы в искусстЕг.
Данные о сформированное!!! личностной эстетической позиции старшеклассников показали: число учащихся с недостаточно определенной позицией сократилось с чел. до 31 чел. по сравнению с результатами кснсгатирующего опыта (в экспериментальной группе) ; количество испытуемых с определившейся позицией возросло о 20 чел. до 59 чзл. (из 90 чел. экспериментальной группы); заметно увеличилось количество четко аргументированных- мнений по поводу предложенных проблем (22 чел. против 5 чел.); обоснования учащихся своих мнений в стличие от констатирующего опыта уже носили научный характер, были достаточно содержательны и лаконичны. В контрольной группе >. .. таких положительных сдвигов не наблюдалось.
Следует отметить также, что проведенный после экспериментального обучения опрос испытуемых, имевший целью выявить их впечатление о примененной в опытах обучающей методике, указывает па весьма положительное отношение к ней как учащихся, так и учителей. Это нашло выракекие в появившемся познавательном интересе учащихся к оценке собственных эстетических суждений,' в изменившемся характере отношения .их к занятиям факультатива и музыкальней мастерской.
Таким образом, результаты формирующего и контрольного опытов позволяют сделать следуищке выводы:
1. йорыировение идейно-эстетических убеждений старшеклассников предполагает повышение уровня развития их эстетической позиции и степени осмысленности основных эстетических идей, приемов художественно-эстетического анализа. Между обеими переменными исследуемого психического образования существует тесная связь.
2. Музыкальный образ как высшая форма конкретно-чувстванно-го личностного постижения художественного смысла эстетической идеи, кек феномен, обладающий огромным мировоззренческим потенциалом, является одним из наиболее эффективных средств формирована идейно-эстетических убеждений.
3 заключении автор делает общие выводь до исследованию и на мбчзот всз1:очике перспективы дальнейшего изучения данной проблем
Теоретические положения и практические выводы исследования
нашли отражение в следующих публикациях:
I, Анализ музыкальных произведений. Программа для студентов
педагогических институтов по специальности й 2121 "Педагогика и методика начального обучения с дополнительной специальностью "Пузика". -М.: Нинпрос СССР, ,1986. - 21 с. (в соавторстве).
2. Некоторые вопросы формирования идейно-эстетических убеждений старшеклассников // Проблемы методов исследования системы нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи. - М.: АПН СССР, 1990. - С.27-31.
3. Музыкально- искусство в формировании идейно-эстетических убеждений старших подростков // Тез.докладов иа республиканской конференции "Идейно-политическче, социально-психологические и эстетические аспекты воспитания молодежи". - Киаинеи: Молдавский университет, 1990. - С.129-130,
Искусство в духовности мира. Программа факультативного курса для учащихся 9-Хх классов общеобразовательной школы. - М.: Нинпрос РСФСР, 1990. - 12И с.