Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шахаев, Абдулла Шапиевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шахаев, Абдулла Шапиевич, 2002 год

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты приобщения младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе художественно-эстетического образования

1.1. Методологические и психолого-педагогические аспекты формирования интереса младших школьников к опыту щ работы народных мастеров

1.2. Педагогический потенциал народных традиций в системе художественно-эстетического образования школьников

1.3. Декоративно-прикладное творчество народных мастеров как база обучения изобразительному искусству школьников

Глава 2. Дидактические условия использования наследия народных мастеров в процессе обучения младших школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству

2.1. Дидактическая система формирования интереса у учащихся к опыту народных мастеров.

2.2. Система занятий по ознакомлению учащихся с жизнью и творчеством народных мастеров.

2.3. Методика приобщения младших школьников к творченству народных мастеров в обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров"

Общественно-политические и социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления духовно-ценностных ориентации личности школьника, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира. Особое значение при этом приобретает приобщение учащихся к творческому наследию старших поколений, стимулирующее эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников. Обучение и воспитание учащихся с использованием потенциала народного наследия находится в тесной непосредственной связи с увеличением духовных ресурсов общества, способствует изучению и познанию культуры и художественно-эстетических традиций народа.

На протяжении веков формировалось и совершенствовалось декоративно-прикладное искусство народов разных стран, постепенно обретая своеобразную и символьную систему, оттачивая национальные черты и традиции, вырабатывавшиеся многими поколениями мастеров, передававших свое искусство и опыт из рук в руки, от старшего к младшему. В результате этого длительного процесса мы получили в наследство от предков, многогранное, удивительно самобытное национальное искусство, которое должны бережно хранить и плодотворно развивать, учитывая и большую эстетическую ценность народных художественных промыслов, и их несомненную экономическую перспективность.

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой весьма заметное явление в художественном творчестве не только нашей республики, но и в многонациональной культуре России. Такие яркие, совершенные и своеобразные его проявления, как кубачинское и гоцатлинское ювелирное искусство, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка по дереву, известны далеко за пределами нашей страны, неоднократно были отмечены наградами на международных выставках.

История художественных промыслов - это, прежде всего, летопись творческих исканий и находок народных мастеров, это судьбы сотен и сотен талантливых, порой гениальных умельцев. Творческие находки многих народных умельцев, работавших и работающих в различных видах и техниках декоративно-прикладного искусства, не всегда, к сожалению, достаточно глубоко, тщательно и всесторонне исследованы. По нашему убеждению, базовой основой системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ Дагестана должны стать тщательное изучение и продуманное использование педагогического и воспитательного наследия народных мастеров.

Приобщение и творческое применение опыта народных мастеров необходимо вести в тесной связи с дисциплинами художественно-эстетического цикла

- изобразительным и декоративно-прикладным искусством, в частности, изучением орнамента, технологии производства художественных изделий, практическим обучением в производственных мастерских на основе наглядной демонстрации образцов работы народных мастеров. Поэтому разработка концепции приобщения учащихся в процессе обучения изобразительному искусству к творческому наследию народных мастеров как фактора интенсивного развития лично

9 сти школьника, самообогащения его внутреннего мира будет служить гарантией решения рассматриваемой проблемы.

Принципиально важное значение для нашего исследования имели труды ученых по общей педагогике: Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др., по психологии: Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина и др., по эстетике: М. С. Кагана, Н. И.

Кияшенко, В. И. Разумного и др.

Развитие художественно-эстетического образования школьников достаточно подробно разработано в исследованиях Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, Т. Я. Шпикаловой, Е. В. Шорохова и других, внесших значительный вклад в совершенствование системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

А База развития народного и декоративно-прикладного искусства, коллективная сущность его становления и жизнедеятельности отражается в научных трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как П. Г. Богатырева, Г. К. Вагнер, В. Е. Гусев, М. А. Некрасова и др.

В аспекте изучения и познания народного искусства Дагестана особый интерес представляют фундаментальные исследования в области археологии, этнографии и искусствоведения Д. М. Атаева, Н. Б. Бакланова, Г. Г. Газимаго-медова, П. М. Дибирова, А. А. Иванова, Э. В. Кильчевской, А. Д. Магомедова, М. М. Маммаева, С. А. Ханмагомедова, Э. М. Шиллинга и др.

Плодотворную работу по возрождению национальной культуры, использованию художественных традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школах Республики Дагестан проводят М.М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов, Г. Б. Изабакаров, П. Н. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, И. М. Раджабов, О. К. Рашидов и др.

Несмотря на значительное количество литературы, отражающей воспитательные возможности народного искусства, необходимо отметить, что педагогических исследований, посвященных приобщению школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе, до сих пор нет. В то же время широко признается, что декоративно-прикладное искусство народных мастеров, их творческое наследие могут использоваться как один из эффективных компонентов в системе художественно-эстетического образования.

Анализ деятельности школ в процессе обучения изобразительному искусству показывает, что до сих пор не сложилась дидактическая система формирования интереса младших школьников к творческому наследию народных мастеров, что не позволяет в достаточной степени осознать все богатство и многообразие художественного наследия старших поколений.

Противоречие между практической необходимостью сохранения и развития этнокультуры и отсутствием дидактической системы приобщения молодого поколения к декоративно-прикладному искусству народа обусловило выбор темы исследования «Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (на материале Республики Дагестан)».

Цель исследования. Выявить и научно обосновать педагогические условия формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству.

Объект исследования. Использование творчества народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников.

Предмет исследования. Средства, формы и методы формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования. Эффективное развитие интереса младших школьников к творчеству народных мастеров возможно, если

- глубоко изучить с детьми многонациональную художественную культуру народов Дагестана;

- использовать в содержании обучения изобразительному искусству основные виды и жанры народного искусства (обработка металла, дерева, глины, камня, кости);

- разработать и использовать дидактическую систему приобщения учащихся к опыту народных мастеров.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить и теоретически обобщить наследие народных мастеров, чтобы обеспечить приобщение младших школьников к основным принципам и практическим навыкам опыта народных мастеров.

2. Выявить психолого-педагогические аспекты формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров Дагестана.

3. Разработать дидактические системы формирования интереса младших школьников к творческому труду народных мастеров декоративно-прикладного искусства.

4. Определить содержание занятий и методические рекомендации, направленные на использование опыта народных мастеров в обучении младших школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Методологической основой исследования являются философские категории о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности.

Тема и цель диссертации обусловили выбор методов и приемов исследование среди которых

- теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, данных археологии, этнографии, истории, этнопедагогики;

- анализ учебных планов и программ по методике преподавания изобразительного, декоративно-прикладного искусства и художественного труда;

- изучение и обобщение опыта работы народных мастеров и использование их творческого наследия в современной школе;

- беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись;

- опытно-экспериментальная работа, наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся.

Опытно - экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

1 этап (1997-1998 гг.) был посвящен изучению и проверке уровня знаний и потенциала интересов учащихся, их отношения к традиционной художественной культуре.

На этом этапе мы определили также практические пути проявления интереса учащихся к традициям народного искусства и, в частности, к труду мастеров-ремесленников.

Параллельно изучались состояние педагогической ориентации учащихся на полноценное освоение творческого наследия народных умельцев и степень разработанности этой проблемы в школьной практике.

2 этап (1998-2000 гг.) За этот период нами проведен сравнительно-сопоставительный анализ учебных программ, научной литературы, составлены программы исследования, осуществлена опытно-экспериментальная работа, уточнены и конкретизированы ее результаты.

3 этап (2000-2001 гг.) В этот период завершено экспериментальное исследование, обобщены основные положения и оформлены результаты.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость использования педагогического потенциала наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе, посредством которого реализуются интересы учащихся к народной художественной культуре.

2. Разработанная и научно обоснованная дидактическая система формирования интереса учащихся к творческому наследию народных мастеров, способствующая развитию общего уровня подготовленности школьников.

3. Разработанные соответствующие критерии оценки, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить уровень интересов учащихся к творческому наследию народных мастеров, а так же способности применить усвоенные знания в процессе практического рисования.

Научная новизна исследования:

- разработаны оптимальные пути и методы использования наследия народных мастеров в формировании интереса младших школьников к традиционным локальным профессиям;

- доказана эффективность дидактической системы формирования интереса школьников к творческому наследию народных мастеров как условия совершенствования художественного образования и эстетического воспитания учащихся;

- разработана соответствующие критерии, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить уровень интересов учащихся к художественному наследию народных мастеров.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается использованием методологически обоснованных исходных положений, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента, личным опытом преподавания в высшем учебном заведении и начальной школе.

Практическая значимость исследования:

- разработана и экспериментально проверена система занятий по использованию творчества народных мастеров в процессе изучения изобразительного искусства;

- экспериментальная система занятий может быть эффективно применена в различных регионах России, где традиционно бытуют народные художественные промыслы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Уфе, Махачкале, учебно-методическом пособии для учителей школ, а также программах, составленных для специализированных школ Дагестана. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в специализированных и общеобразовательных школах № № 37, 39 Махачкалы, с. Балхар, п. Кубачи, а также прошли апробацию в процессе работы автора диссертации старшим преподавателем на художественно-графическом факультете ДГПУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

1. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство являются важными компонентам общей системы художественно-эстетического образования.

2. Новизна и сущность данного исследования состоит, в том, чтобы максимально эффективно использовать в системе художественно-эстетического образования особенности местных локальных художественных традиций народных мастеров.

3. В исследовании разработаны и апробированы педагогические условия и методы использования наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе.

4. В ходе исследования выявлено, что педагогу на уроках изобразительного искусства следует в большей степени уделять внимание приобщению учащихся к наследию народных мастеров на основе наглядной демонстрации образцов работ старшего поколения.

5. Исследование показало, что использование богатейшего наследия народных мастеров в современной школе поможет теснее увязать направленность интересов учащихся к опыту работы народных умельцев.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза: использование творческого наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству способствует развитию изобразительных, художественно-эстетических способностей школьников.

7. Исследование показало рациональность, универсальность, общеприме-нимость разработанной как для специализированных, так и общеобразовательных школ дидактическая система средств по формированию интереса школьников к наследию народных мастеров.

8. Использование в содержании обучения уроков-бесед о творчестве народных мастеров вызвал живой интерес учащихся школ к их художественному наследию, способствовал приобщению их к национально-художественной культуре.

9. Повышение роли дисциплин художественно-эстетического цикла с учетом использования богатого наследия народных мастеров в общеобразовательной школе дает учителю плодотворно развивать и целенаправленно стимулировать творческие способности учащихся, формировать их художественный вкус, вырабатывать четкую систему эстетических оценок, совершенствовать духовные, этические, интеллектуальные потенциалы личности школьника.

10. Использование в преподавании дисциплин художественно-эстетического цикла комплексного метода, построенного на речевой (урок-беседа, наглядное представление изделий народных мастеров, их репродукции) и практической (выполнение декоративных композиций из отдельных элементов, которые применил народный мастер) основах позволяет учащимся быстрее и на хорошем уровне решить поставленную перед ним учебную задачу.

11. Привлечение наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в значительной степени содействует приобщению учащихся к опыту работы старших поколений, повышает интерес школьников к национально-художественной культуре.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шахаев, Абдулла Шапиевич, Махачкала

1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

2. Алексеева В. В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1986. - 286 с.

3. Анисимов Н. Н. Основы рисования. М., 1980. - 168 с.

4. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времён до наших дней. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1982. - 577 с.

5. Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986.

7. Алиев М. Г. Дагестанское оружие. Махачкала: Дагестанское книжное издательство. 1996. - 64 с.

8. Алиханов P.A. Кубачинский орнамент. М., 1963. - 56 с.

9. Алиханов P.A., Иванов А.И. Искусство Кубачи. JL, 1976.- 207 с.

10. Антонова Е. В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры /Средняя Азия и её соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981.-С. 3-5.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокращ. пер. с англ.

12. В.Н. Самохина М.: Наука, 1974. - 68 с.

13. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.

14. Атаева Э. С. Использование традиционных ремёсел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию.

15. Багандов Б. М. Методические указания к теме «Нравственное воспитание детей в семье» Махачкала: ДГУ, 1985. - 17 с.

16. Багандов Б. М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда 1989.10 октября.

17. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М.: Новая Москва, 1925.

18. Бардин Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.

19. М.: Высшая школа, 1990. 302 с.

20. Байрамбеков М. М. Система занятий по ознакомлению дошкольников сдекоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Да1учпедгиз, 1996. - 95 с.

21. Байрамбеков М. М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Издво НИИ педагогики, 2001. 115 с.

22. Барадулин В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. -М., 1979. -70 с.

23. Башкиров А. С. Искусство Дагестана. М., 1931.

24. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

25. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 начале 20 века. - Л.: Наука, 1988. - 197 с.

26. Ванслов М. М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. М.: 1983. 439 с.

27. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М., 1977. - 464 с.

28. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

29. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов.художник, 1972.

30. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 314 с.

31. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова.

32. М.Педагогика, 1991. 480 с.

33. Гаджиев А. Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитиепросвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.

34. Гаджиев Б. И. Тропа дагестанского учителя. -Махачкала: Дагучпедгиз,1981.

35. Гаджиев М. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. Махачкала,1987.-45 с.

36. Гаджимурадов М. С. Основы ковроделия. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-70 с.

37. Гаджимурадов М. С. Основы художественной керамики: Учебное пособиедля учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. - 118 с.

38. Гаджимурадов М. С., Байрамбеков М. М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана /программы для 1-4 кл. Махачкала: Дагучпедгиз, - 122 с.

39. Газимагомедов М. Г. Народные художественные промыслы Дагестана.

40. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 104 с.

41. Газимагомедов Г. Г. Современное декоративно-прикладное искусство

42. Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. - 176 с.

43. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.

44. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

45. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. -М.:Просвещение, 1991. -168 с

46. Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство,1968.- 124 с.

47. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. М.: Детская книга.

48. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Народная керамика Дагестана /авт. Шамадаева В. М. Проспект. М.: Союзрек-ламкультура, 1991. - 46 с.

49. Дебиров П. М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234 с.

50. Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. -М.: Наука, 1966. 208 с.

51. Дейнека А. А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. М.:1. Изд-во АХ СССР, 1961.

52. Дидактика средней школы / Под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 216 с.

53. Жукова А. С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.

54. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. М.:

55. Мозаика-Синтез, 1997. -248 с.

56. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд.дополненное. М.: Учпедгиз, 1961.

57. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956.

58. Изабакаров Г. Б. Основы кубачинского искусства. Изд.2-е. Доп. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 128 с.

59. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладногоискусства. 1 класс / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.

60. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд-е, перераб. идо- пол. М.: Просвещение, 1976. - 158 с.

61. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.- М.: Педагогика, 1984. 120 с.

62. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994.140с.

63. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах., т. 1. М.: Педагогика, 1982.

64. Кондахчан Е. С., Башилов Я. А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940.

65. Кондахчан Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд.- М.: Искусство, 1952. 226 с.

66. Коргузалова Р. И. Тематическое рисование в школе. -Л.:Учпедгиз, 1959.64с.

67. Коррадо Риччи Дети-художники. М., 1911.

68. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства иметодика руководства изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1981. - 144 с.

69. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

70. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.:1. Педагогика, 1977. 75 с.

71. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

72. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 кл. / Н. Н. Фомина,

73. H.A. Горяева и др, М.: Просвещение, 1996. - 192 с.

74. Исследование проблем психологии творчества / Ответств. ред. Я. А.

75. Пономарев. М.: Наука, 1983. - 33 с.

76. Кобалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. - 206 с.

77. Каган М. С. Культура как предмет философского исследования. // Рольдуховной культуры в развитии личности. Л.: Знание, 1979. - 94 с.

78. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 87 с.

79. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на Дону, 1965.

80. Караханова Г. А. Формирование направленности интересов учащихсясредней общеобразовательной школы на профессии народных художественных промыслов. Автореф. на соиск. уч. ст-ни к.п.н. -М, 1980.

81. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности.1. М., 1959.

82. Кирсанов Ф. И. Рисование и труд в школе. Пособие для учителей из опытаработы. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1960. - 64 с.

83. Кильчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана.

84. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. 176 с.

85. Кильчевская Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962.

86. Карлсон А. В. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969.-58 с.

87. Кузин В. С. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

88. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -3 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

89. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

90. Кузин В. С. и др. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1988. -108 с. 12 л.: ил.

91. Лобунская Г. В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение,1965. -207 с.

92. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-ие. М.: Политиздат, 1977.

93. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,1981.

94. Лихачёв Б. Т. Законы воспитания и их обусловленность законамиобщественного развития // Советская педагогика. -1981. -№ 3. -С. 86-93.

95. Лихачёв В. Д., Лихачёв Д. С. Художественное наследие древней Руси исовременность. Л.: Наука, 1971. - 186 с.

96. Магомедова М. М. Я кубачинка. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.

97. Магомедова М. О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974.

98. Магомедов Р. Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975.

99. Маммаев М. М. Декоративно прикладное искусство Дагестана: истоки становления. - Махачкала: Доп. институт, изд-во, 1989. - 64 с.

100. Мирзоев Ш. А. Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.) Программы (экспериментальные). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 56 с.

101. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

102. Некрасова М. А. Народные мастера. Традиции и школа. М.: Изобразительное искусство, 1985. 290 с.

103. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

104. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

105. Ника норова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятийизобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.

106. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.:Наука, 1976303с.

107. Претге И. К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.

108. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальныеклассы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.

109. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1983.

110. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 кл.). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.

111. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: 4-6 классы.- М.: Просвещение, 1985.

112. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинскогоювелирного искусства) 1-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.

113. Программа: Основы ручного ковроткачества. 5-11 классы. Махачкала:1. Дагучпедгиз, 1986.

114. Программа: Основы художественной керамики. 5-11 классы. Махачкала:1. Дагучпедгиз, 1986.

115. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных, художественных промыслов. 5-11 классы. М.: Просвещение, 1992.

116. Программы: Основы народного и декоративно прикладного искусства

117. Дагестана. 1-4 кл. 11-тилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

118. Программы педагогических институтов. Основы декоративно оформительского искусства (школьное декоративное дело). Для специальности2109. «Рисование. Черчение. Труд». -М.: Просвещение, 1975.

119. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / научный рук. Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, 1994. 173 с.

120. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно прикладного искусства (1-4 кл.) / Научный рук. Г. Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.

121. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5-8 классы. /Научный рук. Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.

122. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 кл. (Для классов с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: Просвещение, 1995. 94 с.

123. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6-11 классы. / Ю. А. Солодовников, JI. М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96 с.

124. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. -224 с.:ил.

125. Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство вшколе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40 с.

126. Раджабов И. М. Примерные разработки иллюстрированно календарногоплана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - 50 с.

127. Раджабов И. М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. - 100 с.

128. Раджабов И. М. Декоративно- прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1998.-36 с.

129. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Орнаменты народов Дагестана.

130. Махачкала: ИПЦДПТУ, 1997. 120 с.

131. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. — Махачкала: ИПЦДПТУ, 1997.-48 с.

132. Рамазанов М. Б. Педагогические основы формирования социальноэкономической активности школьников в процессе трудовой деятельности / Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования РАО, 1998 г.

133. Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970.-255 с.

134. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства вшколе. 2-е издание дополненное и переработанное. М.: Просвещение, 1980.-239 е.: ил.

135. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.

136. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240 е.: ил.

137. Ростовцев Н. Н. Рисование с натуры как учебный предмет. История. Теория. Методика /Автореф. дисс. док. пед. наук. М.: МГПИ, 1985.

138. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983.

139. Риччи К. Дети-художники. М.: Издательство Саблина. 1911. - 84 с.

140. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. -М.:Учпедгиз, 1946. -704 с.

141. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. Изд.2-е. М.: Педагогика, 1976.-416 с.

142. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детскомсаду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1982.-208 е.: ил.

143. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. -М.: Просвещение, 1968. -295 с.

144. Самохин В. Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. - 58 с.

145. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982. -318с.

146. Сластенин В. А. Формирование социально активной личности учителя. М.: Советская педагогика, 1981.

147. Соколова Т. М. Орнамент-почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972.

148. Соловьёва Б. А. Искусство рисунка. JL: Искусство, 1989. - 255 е.: ил.

149. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активностишкольников в системе эстетического воспитания. Монография. -М., 1997.

150. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика егопреподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368 с.

151. Трунов Д. М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957.

152. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редактор JI. Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983.

153. Хворостов А. С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно прикладным искусством. /Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1983.

154. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

155. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня.

156. М.: Просвещение, 1991. 159 е.: ил.

157. Чарушин Е. И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание.-1943.-№2.-С. 22-25.

158. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971

159. Шевчук JI. В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.

160. Щербаков В. С. Изобразительное искусство: Обучение и творчество

161. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей /. М.: Просвещение, 1969.

162. Шефов А. Н. Народные мастера Дагестана. -JL: Художник РСФСР, 1982.108 е.: ил.

163. Шиллинг Е. М. Балхар. Пятигорск, 1936.

164. Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. JL, 1949.

165. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: 2-е изд. -М.: Просвещение, 1977. -109 е.: ил.

166. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя. 2-е издание. М.: Просвещение, 1979. - 190 с.

167. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных, художественных ремёсел. Книга для учащегося старших классов. -М.: Просвещение, 1985. - 225 е.: ил.

168. Юсов Б. П. Проблема художественного воспитания и развития школьников /Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1984. - 32 с.

169. Юсов Б. П. Проблема творчества в американской теории художественноговоспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. -М.: Искусство, 1969.

170. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. -М.:3нание, 1971.