автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе
- Автор научной работы
- Лазарева, Елена Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лазарева, Елена Михайловна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.С.З.
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.
§1. Социальная и этнопсихологическая сущность феномена «культура межнационального общения".12.
§2. Этнопедагогические аспекты воспитания гуманного отношения детей к сверстникам.30.
§3. Особенности воспитания гуманных взаимоотношений младших подростков в полиэтнической среде.48.
Глава П. СОДЕРСОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМА, ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ.
§1. Воспитательный потенциал уроков русской литературы в контексте этнопедагогизации процесса обучения.68.
§2. Внеклассная работа в воспитании гуманных взаимоотношений у младших подростков.87.
§3. Опытно-экспериментальная работа и аналитическое ее представление.122.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе"
В сложнейших условиях кризисного периода в России, соответственно - нестабильности правовых, моральных и ценностных ориентаций , обострения социальных и межличностных конфликтов -особую тревогу вызывают дети, их воспитание как личностей и как граждан: реализация детьми социальных, духовных ценностей в настоящее время самым существенным образом сказывается на их отношении к людям и в поведении, в межличностном общении. Социальные обстоятельства усугубляются еще и тем, что традиционные общечеловеческие и этнические ценности, в том числе и гуманистические идеалы, оттесняются на второй план, а на первое место выдвигается чисто прагматическая идеология, усиливаемая экстремизмом, национализмом, этнической нетерпимостью и др. Все это отрицательно сказывается, в первую очередь, на межличностных отношениях. Эти отношения еще более ухудшаются в полиэтнической среде - и взрослой, и детской, тем более, в смешанной, где младшие и старшие вступают в сложные взаимоотношения. В такой социально-политической обстановке, особую актуальность приобретает формирование культуры гуманных взаимоотношений в полиэтнической детской среде.
Особую тревогу в условиях тотального социального кризиса вызывает младший подростковый возраст (5-6 классы; 11-13 лет).
Подростковый возраст (11-13 лет) - период жизни человека, когда он проходит очень большой путь в своем развитии: через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, вплотную подходит к порогу юности.
Младший подросток - это период, когда человек начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возподростку смотреть на себя по-новому. При этом он начинает осознавать себя и как представитель этноса.
Моральные ценности, базовые для подростков качества личности - самостоятельность, смелость, воля постепенно становятся для них объектом самовоспитания. В процессе активной деятельности, подросток постепенно осознает себя как личность, именно многообразие процесса активной деятельности и способствует его самопознанию и самосознанию.
Стремление подростка идентифицироваться с себе подобными порождает высоко ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становится одной из значимых ценностей в подростковый период. Ребятам нравится само слово «друг», они ищут друзей как среди взрослых, так и среди сверстников. Именно через дружбу подросток усваивает черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. /1/
В то же время для младшего подросткового возраста характерны такие черты, как вспыльчивость, обидчивость, агрессивность, грубость, максимализм и т.д. Такие формы самоутверждения проявляются как в поведении (они способны драться, толкаться, замахиваться, хлопать дверью, стучать по столу и т.д.), так и в речи (появляются нецензурные слова, сленг, крик, обзывания, возражения и т.д.). Нередко усиливается напряженность во взаимоотношениях с родными, взрослыми и сверстниками.
Острой необходимостью в этот момент становится целенаправленная работа по развитию у подростка чувства гуманности, которое позволит ему осмыслить историю и современность, утвердить
1.Мухина 3.С. "Возрастная психология" . М., 1997. С.374. ся в справедливости общечеловеческих ценностей, выработать на этой основе собственное видение смысла жизни, собственный идеал, представления о том, "Какой я?", "Кто друг и кто враг?", "Что добро и что зло?" и т.д.
Идея гуманизма в наши дни приобретает особую актуальность. Триада "человек - природа - общество" смыкается с другой -"человек - человечество - человечность" (гуманизм). Принцип гуманизма в настоящий период жизни следует рассматривать как наиболее желательный и актуальный принцип отношения к миру у современного человека.
В то же время с точки зрения формирования гуманных отношений в полиэтнииеском ученическом коллективе приобретает особую нравственную ценность дружба детей разных национальностей. В прошлом этому придавалось настолько большое значение, что на этой основе высказывались обобщающие суждения о дружбе народов. Более того, дружба детей разных национальностей была предметом специального организационно-педагогического и научно-исследовательского внимания Н.К.Крупской, а дружба детей разных национальностей трактовалась ею как свидетельство и конкретная иллюстрация морально-политического единства.
В регионах совместного проживания представителей разных этносов подросток очень быстро усваивает стиль межэтнических отношений; у ребенка формируется присущая ему эмоциональная позиция по отношению к своему и не своему этносу, проживающему в едином геоисторическом пространстве.
В этом отношении феноменальной является многонациональная Москва, населенная представителями разных национальностей (русские, евреи, татары, украинцы, армяне, азербайджанцы, грузины, чеченцы и т.д., которые являются носителями разных культур, традиций, вероисповеданий. В настоящее время нерусское население составляет не менее 10% общего количества жителей Москвы, что превышает один миллион человек 150 национальностей./1/ Здесь особенно острыми становятся вопросы, связанные с межличностными отношениями. В Москве пет пи одной школы с моноэтническим составом учащихся и учителей. Да и среди классов школ трудно найти класс, с составом учащихся менее чем 5-6 национальностей. «О многом свидетельствует и тот факт, что на Московском межнациональном совещании при Комитете общественных и межрегиональных связей Правительством Москвы (июль 1997) приняло участие свыше 80
• национальных общественных объединений. Прогнозы на обозримое будущее вполне определенны: Москва останется многонациональной и поликонфессиональной, причем не «плавильным котлом», в котором теряется национальная самобытность, а именно городом межнационального и межкультурного взаимодействия и взаимовлияния». /1/ Отсюда следует, что исследуемая проблема для Москвы особенно щ актуальна. Учителю непременно необходимо знать, что такое национальное самосознание и психология межнациональных отношений, важно иметь хотя бы элементарные знания по этнопсихологии и эт-нопедагогике.
Проблема гуманизации межличностных отношений является одной из острейших проблем современной социологии, психологии, педагогики. В то же время до сих пор отсутствуют исследования, посвященные формированию гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе в контексте гуманистически направленного изучения литературы. Особое внимание следует обратить на два аспекта исследования:
1 .См.: Этносфера. 1997,№3 (5). С.6,16. во-первых, многонациональность ученического коллектива, которая еще более осложняет межличностные отношения; во-вторых, принцип воспитывающего обучения на уроках литературы в сочетании с внеклассной работой по литературе.
Теоретический анализ основных аспектов этой актуальной проблемы, выполненный на основе изучения философской, литературоведческой, психологической и педагогической, включая и методическую литературу, а также опыта работы массовых школ и результатов многолетней собственной педагогической деятельности показали, что:
1. В обществе из года в год теряются, буквально вымываются те нравственные ценности, включая и их ядро - гуманность, которые могли бы выступить ориентирами гуманистического воспитания и самовоспитания младшего подростка.
2. В современных сложных, противоречивых социально-экономических, морально-политических условиях школа призвана взять на себя ответственность за развитие гуманистического сознания и гуманного поведения младших подростков, что в последующем может определить их нравственный облик в целом.
3. До сих пор недостаточно используется нравственно-этический потенциал первоначального литературного образования (обучение и внеклассная работа) в формировании гуманных взаимоотношений у младших подростков.
Все эти обстоятельства и определили выбор темы диссертационного исследования "Формирование культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе (на материалах уроков литературы и внеклассной работы)".
Объектом исследования является учебная и внеклассная работа по литературе в многонациональных классных коллективах в контексте целостной системы учебно-воспитательной работы в школе.
Предметом - процесс формирования культуры гуманных взаимоотношений у учащихся 5-6 классов в связи с воспитывающим обуче- ! нием литературе.
Целью работы является выявление и обоснование педагогических условий и методических средств развития культуры гуманных взаимоотношений учащихся 5-6 классов в полиэтнической среде.
В соответствии с целью в ходе исследования решались следующие задачи:
- проанализировать философскую, литературоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме в плане формирования нравственно-гуманистической сферы личности младшего подростка в коллективе;
- изучить состояние воспитания гуманной личности учащихся 5-6 классов;
- выявить психолого-педагогические особенности формирования гуманных взаимоотношений у младших подростков в процессе первоначального литературного образования, процесса становления их гуманной личности на основе усвоения знаний по литературе (в учебной и внеклассной работе);
- выявить, теоретически и экспериментально обосновать методические средства и педагогические условия содержания гуманных взаимоотношений младших подростков в многонациональном коллективе в процессе усвоения знаний по литературе;
- разработать методические рекомендации по использованию программных и внепрограммных литературных произведений с целью формирования у младших подростков гуманных взаимоотношений в условиях многонационального коллектива.
Гипотеза исследования: межличностные отношения младших подростков (учащихся 5-6 классов) становятся гуманными в полиэтнической среде, если:
- их строить на принципах диалога культур (на примере мировой, полиэтнической российской, как русской, так и литературы других наций);
- учитывать специфические особенности и трудности младших подростков в связи с кризисами возраста;
- готовить родителей разных национальностей к формирование у детей гуманных межличностных отношений;
- содержание, методы, формы и организацию обучения литературе (урок, внеклассная работа, включая и внеклассное чтение) ориентировать на формирование у учащихся 5-6 классов гуманных взаимных отношений;
Методологическую основу исследования составляют концепции биосоциального развития личности этноса, межличностных отношений, системного подхода к воспитанию, концептуальные положения о природе, функциях и особой миссии литературы как фактора гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе; основные положения теории морали и нравственного воспитания; психолого-педагогические представления о деятельности, общении и взаимных отношениях людей вообще, детей и, в первую очередь, подростков.
Сложность и многогранность исследуемого предмета потребовали использования многообразных методов исследования:
- теоретический анализ;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- диагностирующие методики: анкетирование, беседа, наблюдение, анализ ситуаций межличностных взаимоотношений;
- ведущим методом исследования стал естественный педагогический эксперимент, сливающийся с собственной многолетней творческой работой.
Исследование осуществлялось с 1989 по 1998 годы и разбивалось на три этапа:
Первый этап (1989-1993 гг.) - изучение литературных источников по проблеме;
Второй этап (1993-1995 гг.) - продолжение изучения и анализа литературы, а также и педагогического опыта с параллельным проведением естественного эксперимента.
Третий этап (1995-1998 гг.) - завершение эксперимента, обобщение его результатов, уточнение выводов и рекомендаций, их внедрение в практику школ, а также оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
- научно обоснованы условия формирования в полиэтнической среде культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков средствами художественной литературы;
- исследованы эффективные пути совершенствования литературного образования в целях формирования у младших подростков гуманных взаимоотношений в многонациональном коллективе;
- дано психолого-педагогическое обоснование содержания и методики воспитывающего обучения литературе в контексте организации ее влияния на формирование гуманной личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты являются ориентирами для учителей, классных руководителей, методистов, воспитателей, родителей в процессе воспитания культуры гуманных взаимоотношений посредством литературного образования; методические рекомендации служат учителям своего рода пособием в учебно-воспитательной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе работы с учениками и учителями в школе № 462, г.
Москвы, где проводился естественный педагогический эксперимент, а также в процессе работы со студентами старших курсов Московского Государственного открытого педагогического университета. По результатам исследования читались лекции, проводились доклады на семинарах учителей, педагогических советах; выводы и рекомендации по итогам исследованиях использовались на лекциях и семинарских занятиях со студентами.
Положения, выносимые на защиту:
- становление гуманистического сознания и соответствующего поведения младших подростков в процессе гуманизации содержания, методов и форм литературного образования, участия учеников 5-6 классов во внеклассной работе (кружки, читательские конференции, диспуты);
- научно обоснованные теоретически разработанные и экспериментально проверенные рекомендации по развитию гуманности у подростков в процессе воспитывающего обучения литературе в тесном единстве с внеклассной работой;
- система солидарных действий учителей, учащихся и родителей разных национальностей в формирований культуры гуманных взаимоотношений в полиэтническом коллективе.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сложнейших условиях перехода к рыночным отношениям, вызвавшим нестабильность правовых, моральных и ценностных ориентации особенно обострились социальные, межэтнические и межличностные конфликты.
В такой обстановке особую тревогу вызывают дети, их воспитание как личностей и как граждан: реализация детьми социальных, духовных ценностей в настоящее время самым существенным образом сказывается на их отношении к людям и в поведении, в межличностном общении. Социальные обстоятельства усугубляются еще и тем, что традиционные общечеловеческие и этнические ценности, в том числе и гуманистические идеалы, оттесняются на второй план, а на первое место выходит чисто прагматическая идеология, усиливаемая экстремизмом, шовинизмом, национализмом, этнической нетерпимостью и др. Все это отрицательно сказывается, в первую очередь, на межличностных отношениях, эти отношения еще более ухудшаются в полиэтнической среде - и взрослых, и детских, тем более, в смешанной среде, где младшие и старшие вступают в сложные взаимоотношения. В такой социально-политической обстановке особую актуальность приобретает формирование гуманных взаимоотношении в полиэтнической детской среде.
Формирование межнациональной гармонии как на уровне сознания, так и поведения, включающего и деятельность по укреплению дружбы народов, в настоящее время в многонациональной Российской Федерации все более становится одной из самых актуальных проблем педагогической науки. Эта проблема существует и для Москвы, где проживают представители почти всех народов мира, общее количество которых свыше миллиона. Кроме того, более миллиона нерусских проживает в Москве временно - строительные рабочие, торговцы, посредники и другие - по законам рыночных отношение. Все они вступают в определенные взаимоотношения на личностном уровне, создавая трудности в общении между собой, куда так или иначе включаются и школьники.
Существующая социально обостренная ситуация сказывается и на воспитании детей, школьном и семейном, и на их повседневном поведении. В школах, например, то и дело возникают конфликты между детьми разных национальностей на этнической основе, в ученической среде наблюдаются различные клички, прозвища, выражения, оскорбляющие человеческое и национальное достоинство. К сожалению, учителя не всегда своевременно реагируют на поступки учеников в среде межэтнических отношений, не говоря уже об организации продуманной воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения.
Эффективность педагогической деятельности, как показало наше диссертационное исследование, обеспечивается главным образом решением следующих задач: а) определять воспитательные задачи учебной и внеучебной работы по литературе; б) использовать педагогически целесообразное сочетание методов, целенаправленных на формирования гуманистической культуры межэтнического общения; в) анализировать воспитательную работу с точки зрения эффективности формирования культуры межнационального общения; г) планировать и проводить воспитательную работу, связанную с решением проблемы развития культуры межнационального общения на принципах гуманизма.
Благоприятный социально-психологический климат в многонациональном классном коллективе характеризуется в нашем исследовании как состояние сознания, основанного на принципах толерантности и гуманизма и соответствующего поведения как доброжелательные взаимоотношения между членами группы; как совокупность отношений детей в полиэтнической социальной действительности. В связи с нашей проблемой диссертационного исследования важно было иметь в виду и взаимные трансформации отношений взрослых (родителей, соседей, окружающей среды и др.) в коллектив учащихся. В данном случае правомерно утверждение не только о силе положительного примера, но и об отрицательном влиянии на детей любого отрицательного примера взрослых в сфере межэтнических отношений. Это нередко оказывается в непосредственной зависимости от самосознания комплекса неполноценности личности, когда человек, лишенный личных достоинств, механически, огульно, без самокритического осознания своих недостатков, приписывает себе достоинства своей нации. В результате имеет место грубое противопоставление своей личности, как этнической единицы, представителям несвоего этноса.
Социально-психологический климат класса, являющегося первичным коллективом, мы определяем как феномен, выступающий динамическим полем многообразных межличностных отношений (Н.Е.Щуркова). Основной структурной единицей культуры межличностного общения, в том числе и в полиэтнической среде, является отношение. Характер культуры общения на межличностном уровне определяется стержневыми отношениями, такими, как отношение к человеку как личности, ответственное отношение к делу, к классному коллективу, к учителям. Оценочное отношение к личности писателя, к образам героев, также отношение к себе, соответствующим ситуациям (включая и конфликтные), к другим социальным ценностям. Совокупность сложившихся в первичном коллективе отношений порождает коллективное эмоциональное состояние, образующее определенное поле настроений. В соответствии с данным подходом нами обозначены основные характеристики благоприятных и неблагоприятных для развития культуры общения личности социально-психологических условий: нравственный климат, защищенность - незащищенность; открытость -замкнутость, (в том числе готовность к диалогу); доброжелательность - агрессивность; активность - пассивность; инициативность - безынициативность; мобильность - инертность; оптимизм - пессимизм; признание - не признание сверстниками, окружающими и др.
Положительный психологический настрой в классе ("обращенность к человеку", "помогающие отношения", "доброжелательность к личности независимо от национальности") является необходимым условием для успешного развития культуры межличностного общения. Благоприятный настрой обеспечивает ученику защищенность, создает условия полноценного развития личности как субъекта деятельности и как творческой индивидуальности, проявления им своего личного человеческого и национального достоинства. В этом отношении колоссальный воспитательный потенциал содержится в произведениях художественной литературы, устного народного творчества. При этом не следует отбрасывать завоеваний многонациональной советской литературы, оставившей уникальные свидетельства диалога литератур - диалога культур.
Внешние факторы, определяющие характер общего познавательно-психологического настроя в классе, - это воздействие социально-психологического климата в обществе в целом, его политических, правовых, социально-экономических отношений, совокупности господствующих в обществе ценностей и норм, традиций, обычаев, общественного мнения и др. которые, к сожалению, за последние годы заметно ухудшились. Внутренние факторы - это микросоциальные условия, в которые включен ученический коллектив. Социально-психологический настрой классного коллектива может быть относительно независимым от общественного опыта, поскольку знания и отношения, эталоны межэтнического общения, поведения в конкретном классе могут не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Так, например, в отношениях между людьми в определенной степени сохраняются идеалы дружбы народов, что образует положительный фон и ученический коллектив способен вырабатывать собственную систему отношений.
В нашем исследовании культура межнационального общения рассматривается и трактуется как полифункциональное явление. Она включает, во-первых, знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких, как коллективизм, понятия долга и ответственности, чести, добра, совести, справедливости, умения перевода их в плоскость межнациональных отношений. Во-вторых, воспитание специфических коммуникативных качеств: способности к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, сочувствию, адекватной самооценке, самокритичности и т.п. Высокий уровень коммуникативной культуры предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другие людям, объективную оценку любой ситуации, стремление не подчеркивать национальные различия, а во главу угла ставить национальные, единые, общечеловеческие интересы и ценности.
Неотъемлемым признаком культуры межнациональных отношений является распространение идей дружбы народов, межнационального согласия, содействие развитию этноориентированной поликультурной школы, в том числе и русской, как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа. Воспитание культуры межнациональных отношений означает воспитание уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям, к национальным обычаям, традициям, обрядам и религии; соблюдение правовых обязательств в отношении национальных меньшинств. Огромно значение русского языка» как языка межнационального общения, в духовной жизни представителей всех пародов.
Процесс формирования высокой нравственной культуры межэтнического общения может быть элективным, если он осуществляется с опорой на поликультурные знания, на духовную культуру, прежде всего на художественную литературу. Высокая историческая миссия учителя литературы поэтому особенно ответственна. Его интернациональное сознание на уровне вторичного синтеза: он не только убежденный гуманист (интернационалист), но и воспитатель убежденных интернационалистов (гуманистов.). Нами интернационализм в педагогическом аспекте неизменно трактуется как гуманизм в сфере межнациональных отношений, при этом нами ни в коем случае не допускается классовая ограниченность, ибо как не может быть пролетарского гуманизма, так же не может быть и классового интернационализма.
Эффективность содержания, методов и форм воспитания гуманных взаимоотношений у младших подростков средствами литературного образования доказывается длительной опытно-экспериментальной работой, дополненной изучением и обобщением опыта лучших учителей-словесников. Результативность диалога литератур - диалога культур обеспечивается многообразной внеклассной работой по литературе. Внеклассная работа строилась таким образом, чтобы экспериментально доказать воспитательную эффективность отдельных произведений национальных (нерусских) литератур с учетом прежних традиций. При этом нами предполагалась возможность программного изучения в последующем, хотя бы фрагментарного, особо выдающихся произведений нерусских писателей народов России. Особенно актуальными мы считаем произведения национальной литературы, проповедующие содружество народов, любовь и уважение к русскому народу.
Исследуемую проблему мы не считаем завершенной. Так, например, самостоятельного монографического исследования требует содружество учителя литературы с родителями. Темами исследования в связи с воспитанием гуманности в сфере межэтнических отношений могут явиться даже отдельные формы внеклассной работы по литературе, более того, даже домашнее чтение, самостоятельное литера турное творчество, конкурсы, викторины и олимпиады.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лазарева, Елена Михайловна, Москва
1. Агаев А.Г. 1. Азаров Ю. 1. Аксенова Е.М. 1. Алексеев В.Л. 1. Альбеткова Л.И.: 1. Амиралиев Ш 1. Ананьев Б.Г.
2. В единой семье. М., Госполитиздат, 1962
3. Гражданственность и человечность. Коммунист", № 8, 1976
4. Воспитание чувств художественным словом.1. М., Учпедгиз, 1962
5. Гуманистические традиции русской философии:«Встреча за круглым столом». М., 1991.
6. Литературные игры. М., 1997.
7. Альбуханова-Славская К.Л. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991
8. Человек будущего расти сегодня. Алма-Ата,1975
9. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. "Вопросы психологии" 1968, №6 ^
10. Психология педагогической оценки. Труды института, по изучению мозга имени R.M Бехтерева. Л.,1935
11. Человек и общество. Сборник статей. Изд-во1. ЛГУЛ, 1969
12. Человек как предмет познания. Л., 1968
13. Национальное своеобразие культур и литератур.1. Измаил, 1992.
14. Воспитание нравственных основ личности впроцессе обучения. Омск, 1989.
15. Воспитание гуманистов - требование жизни, ж."Народное образование", № 3, 1966
16. Литературные кружки и салоны. Л. 1929. о
17. Вопросы национальной психологии, Черкесск,..1972
18. Нравственные идеалы молодежи. М., "Знание",1970.
19. Племя, народность, нация - как историческаяформа общности людей. Mv, Высшая школа, 1961
20. Социально-этические проблемы теории личности. М. Мысль, 1974
21. Формирование национального самосознаниястаршеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Минск, 1993.
22. Общественно-преобразующая и воспитательноактивная роль советской литературы. Баку, 1958
23. Вопросы формирования коллектива с многонациональным составом учащихся. Махачкала, 1969
24. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным составом учащихся. М.,1968
25. Освоение учащимися подросткового возрастаобщечеловеческих ценностей. М.,1995.
26. Избранные педагогические труды. М.,1989 ,
27. Образование в поисках человеческих смыслов.
28. Национальное и интернациональное в фольклоре и литературе: сходное, смешанное и своеобразное. М.,1983. *
29. В поисках человечности. М.,1993
30. Человек в истории. М.,1993.
31. Воспитание учащихся в процессе преподаваниярусского языка и литературы. М.,1980
32. Литературные вечера. Горький, 1958
33. Волоколамское шоссе. М.,1993
34. Педагогическая подготовка учителя-филолога:идея, содержание, технология. М.,1996
35. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики. М.,1994
36. Развитие Я - концепции и воспитание. М.:1. Прогресс,1996
37. Социально-педагогические аспекты формирования личности. Иркутск., 1975
38. Избранные педагогические произведения.1. М.,АПН РСФСР, 1961
39. Беседы классного руководителя об :^тике .М.,1958.
40. Богданова О.С и др. Занятия с учащимися по культуре проведения.1. М., 1961 1. Берне Р. 1. Битцев В.П. 1. Блонский П.П 1. Богданова О.С.
41. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед смладшими школьниками. Пособие для учителей. М.,.«Просвещение», 1985.
42. Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разныхнациональностей нашей страны. М.,1971 1. Божович Л.И. 1. Божович Л.И. 1. Болдырев Н.И. 1. Болдырев Н.И. 1. Болдырев Н.И.
43. Знания и привычки в формировании личностишкольника" "Советская педагогика", 1958,№ 5.
44. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., "Просвещение", 1968
45. Классный руководитель. М., "Просвещение",1971
46. Методика воспитательной работы в школе. М.,"Просвещение", 1974
47. Очерки по методике работы классного руководителя, М.,1962
48. Большая Советская Энциклопедия - М.,1973
49. Бондаревская П.Н О педагогическом такте. Краснодар, 19751. Бочарова В.Г. 1. Бромлей Ю.В. 1. Бромлей Ю.В. 1. Бромлей Ю.В, 1. Бугаева А.Л. 1. Бурденко В.И.
50. Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений, семьи и общественности во внеклассном воспитании учащихся.М.,1993
51. Национальное и интернациональное в современном мире. Кишенев, 1981
52. Человек в этнической системе./ Вопросы философии. М., 1988
53. Этнос и этнография. М.: Мысль,1973
54. Традиционная педагогическая культура народов Севера. М.,1996
55. Воспитание культуры межнационального общения. М., 1989
56. Бурмистрова Т.Ю. Национальные отношения в СССР. Л., 19681. Буторина Т.е. 1. Валеева И.И. 1. Васильев Е.В. 1. Васильева 1. Вейт М.А. 1. Вербовская Н.Н.
57. Национально-религиозный компонент в образовании. Архангельск, 1994
58. Образование и воспитание в меняющемся мире.1. М.,1997
59. Сочетание национальных и интернациональныхтрадиций в воспитательной работе с учащимися в многонациональной школе. В сб. "Единство национального и интернационального в воспитании", Орджоникидзе, 1971
60. Внеклассная работа по русской литературе вказахской школе. Алма-Ата, 1959 ,
61. Формирование интернациональных отношенийв многонациональном коллективе старшеклассников. М., 1972 <'
62. Национальная школа: изучение теоретиколитературных понятий. М:ИНГО,1995
63. Внеклассная и внешкольная работа по литС^ратуре/ под ред.
64. Я.А. Ротковича. - М., Просвещение, 1970
65. Внеклассная работа по русскому языку и литературе в национальной школе. Под ред. Мальцевой К.В., 1. М., «Просвещение», 1987
66. Вознесенская А.С. О педагогическом такте учителя литературы,1. Саратов, 1973 » "Вопросы нравственного воспитания школьников",ЛГУ, 1960 "Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей "дошкольного возраста". "Ученые записки
67. Воспитание школьников во внеучебное время. Сб. ст., М.,1971
68. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 19891. Волков Г.Н. 1. Волков Г.Н. 1. Волков Г.Н. 1. Волков Г.Н. 1. Выготский Л.С.
69. Программа по народной педагогике. М., 1995i
70. Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи. Майкоп,1992
71. Этнопедагогика чувашей. М.,1997
72. Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой, общности народных педагогических культур.
73. Избранные психологические исследования. Издво АПН РСФСР ,1976 1. Гавриловец К.В. 1. Газман О.С. 1. Гамзатов Р. 1. Гарданов Р.Т. 1. Гарунов Э.Г.
74. Воспитание человечности. Минск, 1985
75. Гуманизация воспитания в современных условиях. М.,1995
76. Душа народа./ Антология дагестанской поэзии в 4-х т., Махачкала,1979
77. Педагогические условия интернациональноговоспитания школьников. Уфа, 1993
78. Организация учебной работы. Сб. "Вопроси,воспитания и обучения". М.,Учп.,1960
79. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск, 1996
80. К.Д. Ушинский - великий педагог-гуманист".1. М.,"Знание", 1974
81. Формирование товарищеских отношений педагога и воспитанников в школе. В сб. "Педагогическая этика". Грозный, 1971
82. Педагогические соч., М., 1949
83. Национальное самосознание и национализм в
84. Российской Федерации начала 1990-х годов.1. М.,1994
85. Уроки театра на уроках в школе. М.,1992
86. Организация и воспитание коллектива школьников в свете учения А.С. Макаренко. М.,1956
87. Урок как основная форма организации учебнойдеятельности в школе. М.,1954
88. Запорожец А.В Избранные психологические труды. М., 1986
89. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1997 1. Земляков А. 1. Зосимовский А.В. 1. Иванов Г.И,
90. Об интернациональном воспитании родителей ишкольников. "Народное образование", Ni 3,1976
91. Воспитание нетерпимости к недостаткам. "Начальная школа", 1964, № 3.
92. Национальные отношения и этические конфликi ты М.,1993
93. Иванова Э.И. Воспитание скаакой. М.,1987
94. Иванов Ю.Ю. Педагогическое мастерство. М.,1993"Из опыта нравственного воспитания школьников,М., 1964
95. Интернациональное воспитание на уроках языка и литературы/
96. Под ред. Л.Г. Лосева. - Рига. Звайгзпе,1994.
97. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебнымпредметам. Учебное пособие. Ростов-на1. Дону,1994
98. Каменоградский И. Закономерности нравственного воспитания.1. Саратов, 1967
99. Каменоградский И.С Очерки теории нравственного воспитания, Саратов, Изд-во СГУ, 1962
100. Урок литературы в школе. Л.,1974
101. Беседы и диспуты о гуманизме. "Народное образование", № П, 1966
102. Основные проблемы воспитания гуманности уподростков, Иркутск, 1971
103. Детям о доброте и человечности. (Два урокавнеклассного чтения). "Литература в школе", 1965, № 2 1. Качурин М.Г. 1. Кизилевич К.И. 1. Кичатинова Н.А. 1. Кленицкая И.Я. 1. Клибанов А.И. 1. Клименко А.П. 1. Ковалев А.Г. 1. Ковалев А.Г.
104. У истоков русской гуманистической мысли."Вестник истории мировой культуры", 1958, №12
105. Актуальные проблемы лексикологии. Новосибирск, 1969
106. Воспитание нравственных чувств у школьников, М,, 1961
107. Воспитание чувств. М.,1971
108. Психология личности. Изд-во "Просвещение",1965
109. Личностт, как субъект общественных отноте"г1ий. М.,1966
110. Национальный характер - миф или действительность. "Иностранная литература", 1968, №9
111. Психология юношеской дружбы. М., "Знание",1973
112. Социология личности. М.,1967
113. Организация коллектива учащихся в школе.(Обобщение опыта работы школы № 210 Ленинграда). М.,1957
114. Особенности формирования отношений междуподросткам.-: в коллективе. Уч. записки ЛГПУ имени Герцена, т.382, Л.»Д968
115. Роль коллектива в формировании личностишкольников. Л.,1970 (автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук)
116. Уроки этики. Ярославль, 1994
117. Количественные и качественные измеренияпри изучении взаимодействия в классном коллективе, в сб. "Измерения в исследовании проблем воспитания", Тарту, 1973
118. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969
119. Психология общения. М.,1974
120. Человек среди людей. М.,1973
121. Образование в современном мире: состояние итенденции-развития. М.,1986
122. Взаимодействие философии и художественнойлитературы. М.,1971 о
123. Личные убеждения подростков. М.. изд-во"Знание", 4 серия педагогики, 1962
124. Роль коллектива в формировании личностишкольника. Д.,1971
125. Общая методика учебно-воспитательногопроцесса.М.,1983. а
126. Диспут и конференции в школе. - М.: Просвещение,1975.
127. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы ( автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук). М.,1972
128. Организация коллективных отношений в учебной деятельности в старших классах средней школы (автореф. на соискание ученой степени кандидата пед. наук). Л., 1969
129. Формирование нравственных убеждений у старших школьников. М., 1960
130. Воспитание гуманных качеств у подростков.1. Киев, 1973
131. Основы педагогической психологии. М.,"Просвещение", 1972
132. Очерки психологии старшего школьника.о 1. Крутецкий В.А. 1. Кузин В.С. 1. Кузьмина Н.В. 1. Кульчицька О.И. 1. Куракин А.Т. 1. Куран.ов М.А. 1. М.,1963 '* .
133. Психология подростка. М., 1959
134. Психология. Учебник для студентов среднихспециальных учебных учебных заведений. 3-е изд. М.,1997.
135. Очерки психологии труда учителя. Л., Изд-во1. ЛГУ, 1967
136. Генезис гуманных почутт1в у Д1тей. В кн.: Питания психология. Киев, "Радянська школа", 1964.
137. Коллектив и личность ребенка. М.,1971
138. Культура межнационального общения./ М.1. Педагогика ,1992 1. Курочкин П.К. 1. Левитов Н.Д. 1. Левитов Н.Д. 1. Левшин А. 1. Левитов Н.Д. 1. Левитов Н.Д. 1. Левитов Н.Д. 1. Лейтес Н.С. 1. Леонтьев А.Н. 1. Люблинская А.А.
139. Православие и гуманизм. М,, изд-во ВПШ и1. АОН, 1962.
140. Психологические особенности личности подростков. М., 1954
141. О психических состояниях человека. М.,1964
142. Педагогика и современность М., 1964
143. Вопросы психологии характера. М., 1956
144. Воспитание подростка в семье. М., 1960
145. Детская и педагогическая психология. М., Просвещение",1964
146. Умственные способности и возраст. М.,"Педагогика", 1971
147. Проблемы развития психики. Изд.3-е. М.,1972^Детская психология (учебное пособие для студентов пединститута). М., "Просвещение ", 1971 1. Люблинская А.А. 1. Львова Ю. 1. Литвиненко А.А.
148. Очерки психологического развития ребенка.1. М., "Просвещение"/!965
149. О некоторых вопросах психологии труда учителя. М.,1968
150. Развитие гуманистических представлений уподростков средствами художественной литературы в процессе внеклассной работы, Йошкар-Ола, 1973 1. Ленский И.Л. 1. Лихачев Б.Т.
151. Проблема формирования культуры межнационального общения в педагогической публицистике 1988-1998 гг. Кандидатская диссертация. - М.,1998
152. Советская педагогика.М.,1996,№10
153. Литература, 5 класс. Учебная хрестоматия для 5 класса среднейшколы в 2-х частях. М., Просвещение, 1996
154. Сочинения в 7 томах, М.,АПН РСФСР, 19501952.
155. В школах США. изд-во "Просвещение", 1964
156. Этические беседы., Учпедгиз, 1958нравственное воспитание школьников. М., "Просвещение", 1969
157. Организация и руководство воспитательной работы в школе. М., "Просвещение", 1974
158. Интернациональное воспитание старшихшкольников. Канд. дисс. М.,1967
159. Психологические основы нравственного воспитания учащихся. Минек, 1968
160. Философия согласия. М.: Гуманитарист,1995
161. Идеи гуманизма и современность. "Вестник истории мировой культуры", 1961, № 5.
162. Культура общения. Ереван,1987
163. Об учете результатов воспитанности школьников, ж. "Советская педагогика" № 7, 1966
164. Воспитание гуманных убеждений и гуманногоповедения у старшеклассников. М.,1967 "Проблемы воспитания и обучения" доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.,1968
165. Общение школьников. - М., 1987.
166. Преемственность в развитии гуманных качеству 6-10 летних детей. М.,1995
167. Возрастная психология. М., 1997
168. Личность и неврозы. Л., 1969
169. Проблема отношений в психологии индиви- ',дуальных различий. Сб. "Проблемы психологии", изд-во'ЛГУ, Л., 1949
170. Психология отношений и физиология мозга.
171. Уч. записки ЛГУ № 119, 1949
172. Воспитание старшеклассников в духе интернационализма и дружбы народов. М.,1973
173. Психологический анализ поступков и способыпедагогического воздействия на личность. Пособие для пединститутов. М.,1968
174. Формирование духовной культуры личности.1. Омск ,1992
175. Новикова В.И. Воспитание доброты как существенного качести ва личности младшего школьника. М.,1994
176. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическаяпроблема. М.,1967
177. Носков Я.И. Воспитание гуманности у подростков в процессе общественно полезного труда. М.,1970
178. Нравственное воспитание школьников в коллективе. Ред. Конникова
179. Т.Е. Ученые записки, т.368, Изд-во ЛГПИ,1970
180. Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы подред. Н.И. Монахова. М.,1974
181. Нраиственное развитие личности. М., 1969"Обучая - воспитывать! Из опыта преподавани;. литературы." 1. М.,1964
182. О нравственном^воспитании школьника, отв.ред. Конникова Т.Е. Л.,1968 ,
183. Организация и мето/тика экспериментальных педагогическихисследований. Сборник научных трудов. М.: 1. Изд. НИИ школ. - 1983
184. Осипова К. Школа и общественность. Серия педагогика,изд-во "Знание", 1962
185. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1949"Педагогическая энциклопедия", т.т.2,2 изд. АПН РСФСР, М., 1965 "Педагогический словарь", т.т.1-П, изд-во АПН РСФСР, М.
186. Петров К.А. Воспитание дисциплины личного поведенияу учащихся многонациональной городской школы. Чебоксары,1996
187. Петросян М.И. Гуманизм. М., "Мысль", 1964.
188. Петросян М,Л. Гуманизм. (Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы). М., 1. Пирогов Н.И. 1. Писаренко В.И. 1. Писаренко И.Я. 1. Платонов К.К. "Мысль". 1964
189. Избранные педагогические соч.,М., 1953.
190. Педагогическая этика. Минск, 19731. Подберезин И.М. 1. Прокина Н.Ф.
191. Вопросы психологии труда. М.,"Медицина", 1973 "Примерная программа воспитания учащихся восьмилетней и средней школы", М,, "Просвещение", 1965, "Пр-имерная программа воспитательной работы с учащимися" ,М., 1. АПН РСФСР, 1960.
192. Усвоение моральных норм школьниками."Ученые записки". Северо-Осетинского пединститута, т. 19, 1953
193. Роль совместной деятельности в возникновенииколлективных отношений у детей младшего школьного возраста. Тезисы докладов на 2 съезде общества психологов, вып.5. М.,1963
194. Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста. М.,1969
195. Нации - народ - человечество. М.,1967
196. Нации и интернациональные проблемы в современном мире. Киев, 1989 ^.Внеклассная и внешкольная работа по литературе. М.,1970
197. Избранные труды. ЛПН РСФСР,М., 1958
198. Воспитывать гуманиста. Алма-Ата, 1974
199. Основы методики формирования нравственныхубеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959
200. Нравственное воспитание, Изд-во Педагогика".М.,1972
201. Воспитание у подростков отзывчивости к товарищам. "Советская педагогика", 1965, №8. "Человек человеку - друг, товарищ и брат". "Начальная школа", 1962, №4.
202. Формирование гуманных взаимоотношений вдетском коллективе", Чебоксары, 1965.
203. Воспитание гуманных отношений в коллективеподростков. Псков, 1971
204. Из истории комсомола Адыгеи. Майкоп,1961
205. Слово о книге. Афоризмы, изречения, литературные цитаты. -^1. М., Книга, 1969. 1. Снежкова И.А. 1. Соколова В.В. 1. Соколов Я.В. 1. Соколов Я.В.
206. Формирование этнического самосознания удетей и юношества: Автореф.дисс. канд.истор.наук.М., 1 983
207. Культура речи и культура общения. М.,1. Просвещение, 1995
208. Граждановедение. - 5 класс Учебное пособие для учащихся 5 классов и их родителей и учителеь- М., «Гражданин», 1997.
209. Граждановедение. 6 кл.сс, Учебное пособиедля учащихся 6 классов, их родителей и учителей. М., «Гражданин» 1997.
210. Национальная культура и общение. М..1977
211. Многонациональная Сибирь и некоторые проблемы изучения современного развития национальных отношений. В сб. Проблемы изучения национальных отношений в Сибири на современном этапе. Новосибирск, 1967
212. Организация процесса обучения в школе.
213. М., Изд-во "Просвещение", 1964
214. Всестороннее и гармоническое развитиеличности, М., Политиздат, 1963.
215. Формирование гуманных отношений в многонациональном коллективе старшеклассников.М.,1976
216. Так родилась дружба хакасских и литовскихшкольников. В кн. "Тропою подвига" 1.**• (материальГседьмых областных пед. чтений). 1. Абакан, 1967
217. Верьте в человека. М., I960
218. Духовный мир школьника. М., 1961
219. Нравственный идеал молодого поколения.М.,1963
220. Рождение гражданина, "Молодая гвардия".1. М.,1970
221. Сердце отдаю детям. "Родяньска школа",1. Киев, 1970
222. Формирование гуманных отношений в классныхколлективах младших подростков. М.,1969
223. Использование прогрессивных традиций народной педагогики мордвы в воспитании гуманно1. Тишков В.А. 1. Толстой Л.И. 1. Тонков В.А. 1. Трофимова Н.М. сти у младших школьников. М,,1982
224. Что есть Россия?/ М., Вопросы философии.
225. Педагогические соч., М.,1953.
226. Литературное краеведение. Воронеж, 19681995.,№2
227. Формирование гуманистических взаимоотношений младш'^х школьников в процессе учебной ' деятельности. М.,1973,
228. Турбина Е.И. Дети должны любить природу. М., "Знание",1961
229. Устав средней о'бщеобразовательной школы. М., "Педагогика", 1970
230. Устинова А.А. Воспитание культуры межнациональных отношений. Алма-Ата, 1988 1. Ушаков Н.Н. 1. Ушинский К.Д. 1. Фетисова А.Е.
231. Внеклассная работа по русскому языку ввосьмилетней школе. Пособие для учителей. 1. М., «Просвещение», 1975.
232. Собрание соч. в И томах.М.-Л.,1946-1952..
233. Национальные традиции в культуре народов
234. Дальнего Востока.Владивосток, 1987
235. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат,1987
236. Финк Л.Н. Литература и общечеловеческие ценности . Самара, 1996
237. Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи (Методические материалы научно-практической конференции, проведенной в г. Майкоп). Майкоп, 1992.
238. Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения. М.,1984
239. О стиле гуманных отнощений в щколе.,< "Народное образование", № I, 1969
240. Н^?вая историческая общность людей. М., Политиздат, 1975
241. Воспитание заботливого отношения к людям умладших школьников. Л. !981
242. Хуманизъм и взъпитание. София, 1963.
243. Педагогические игры. Пермь, 1991
244. Образование и воспитание в национальнойшколе. М.,1971
245. Система общественно полезного труда учащихся в современной советской школе, Минск, 1974
246. Воспитание гражданских качеств у старшихподростков. Ташкент,1975
247. Педагогические сочинения в 4-х томах. М. АПН1. РСФСР, 1962-1965.
248. Отношения ответственной зависимости какфактор воспитания гуманности у подростков. 1. М.,1978
249. Некоторые вопросы национальнопедагогических основ интернационального воспитания учащихся. Алма-Ата, 1968
250. Интернациональное воспитание учащихся 5-8классов во внеклассной работе.Алма-Ата, 1970 а.
251. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях. 1. М.,1996 1. Шишкин А.Ф. 1. Шлемин Л.И.
252. Из истории этических учений, М.,Госполитиздат, 1959.
253. Национальные отношения и права человека в1. России. М.,1993 1. Шнйрман А.Л. 1. Шур Г.С. ' 1. Юрьева М.В. 1. Якобсон П.М. 1. Якобсон П.М. 1. Якобсон П.М. 1. Яковлев В.А. 1. Яковлев И.Я.
254. Коллектив и развитие личности школьника.
255. Уч. записки ЛГПИ, т.23 . Л., 1962
256. Семантическая структура слова. М.,1974
257. Эмоциональные стимулы развития гуманныхчувств и представлений младших школьников. 1. Йошкар-Ола,1980
258. Психологические проблемы мотивации поведения ребенка, "Просвещение". М.,1969
259. Психология чувств. М.,1958
260. Эмоциональная жизнь школьников."Просвешение". M.,1967
261. Вопросы формирования личности детей в новойшколе. Тамбов, 1963. 1. Моя жизнь. - М., 1997.