автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры межнациональных отношений подростков в процессе педагогической практики студентов
- Автор научной работы
- Матвеева, Ольга Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование культуры межнациональных отношений подростков в процессе педагогической практики студентов"
На правах рукописи
I
МАТВЕЕВА Ольга Васильевна
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
Специальность 13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1998
Работа выполнена в Московском государственном открытом педагогическом университете
Научный руководитель
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Тайчинов М.Г.
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Волков Г.Н.
Ведущая организация
кандидат педагогических наук, доценг Гайнулина В.М.
Московский педагогический университет
Зашита состоится » (/Л&Кл^ 1998г. в «часов на заседании диссертационного совета К. 113.09.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования МОПО РФ по адресу: 105077, Москва, ул.Первомайская, д. 101. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан « »
1998г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ЛВ.Смирнова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Формирование гармонических межнациональных отношений в условиях многонациональной Российской Федерации становится в настоящее время одной из самых острых проблем. Эта проблема актуальна и для Москвы. В Москве проживают представители многих народов мира, а'обЩЬе количество лиц нерусской национальности составляет около одного миллиона Кроме того, столько же нерусских проживает вре-мешю. Это - строители, торговцы, посредники, приехавшие в командировку и т.д. Жители столицы особенно часто вступают в межнациональные отношения, в процессе которых нередко возникают трудности.
Эта ситуация сказывается на воспитании1 детей, их повседневном поведении. В школах нередко на этнической почве возникают конфликты между детьми различных нациой'алйностей, учащимся нерусской национальности даются Клички, прозвища, оскорбляющие их человеческое и национальное; достоинство. К сожалению, педагоги слабо "' подготовлены к осмысленно-действенному реагированию на подобные поступки ученйкой в сфере межэтнических отношений, тем более к целенаправленной работе по формированию культуры межнационального общения. Будущие учителя специально неготовятоГк этой сложной работе ни в теоретическом, raí в практическом плане. Однако, подготовка будущих учителей к формировшппо у учащихся культуры межнациональных отношений в сложившейся ситуации приобретает ог- ( ромное социальное значите. К настоящему времени эта подготовка не была в полной мере предметом специального исследования. Недостаточная исследованность и возрастающая ее социальная значимость обусловили выбор темы настоящего исследования: «Формирование культуры межнациональных отношений подростков в процессе педагогической практики студентов».
Анализ педагогической литературы и потребностей массовой практики.позволили следующим образом сформулировать проблему нашего исследования: при каких условиях педагогическая практика будет в наибольшей степени способствовать подготовке будущего учителя к воспитанию у учащихся 7-9 классов культуры межнационального общения? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - система педагогической практики студентов педагогических утгверситетов.
- Предмет исследования - содержание, методы" и организационные формы подготовки студентов в процессе педагогической
практики, развивающие у подростков (учащихся 7-9 классов) культуру межнационального общения.
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
1. Раскрыть возможности педагогической практики для подготовки студентов к работе по воспитанию у учащихся культуры межнационального общения.
2. Исследовать содержание, методы и формы организационной подготовки студентов к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения в процессе педагогической практики.
3. Выявить и научно обосновать педагогические условия эффективной подготовки студентов к формированию у учащихся культуры межнационального общения.
Методологическую основу исследования составляют диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, учение об исторической обусловленности межнациональных отношений в полиэтнических обществах, о решающей роли воспитания в развитии и формировании толерантной, миролюбивой, гуманной личности, о месте общественной практики в становлении личности.
Решение поставленных задач осуществлялось на основе использования комплекса методов исследования. Этот комплекс включал в себя анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирование и интервьюирование, беседы со студентами, учителями, метод экспертной оценки и самооценки, опытно-практическую работу по разработанной нами программе.
Эта работа не была педагогическим экспериментом в строгом смысле этого слова, имела место длительная собственная организационно-педагогическая и методическая работ, обогащаемая частными, эпизодическими коррективами, в процессе которых проверялась эффективность отдельных воспитательных мероприятий, не нарушающих сложившуюся в школе систему воспитания. Из десятка московских школ, где традиционно проводилась педагогическая практика, особо выделены школы №№ 462, 654, 1650, 1917, в которых в течение почти десятилетия нами велась опытно-практическая работа, целенаправленные наблюдения в сочетании с эпизодическими, но взаимосвязанными коррективами.
База исследования. В качестве основной опытно-экспериментальной базы были избраны многонациональные школы г.Москвы №№ 462, 654, 1650, 1917, Московский государственный открытый педагогический университет (преимущественно студенты и преподаватели филологического и географического
факультетов). В сравнительном плане привлекался опыт и других школ.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
На первом этапе (1989-1991) изучалась и анализировалась литература, относящаяся к профессионально-педагогической подготовке будущих учителей, давалась аналитическая оценка состояния проблемы межнациональных отношений, осуществлялось ретроспективное осмысление собственного двадцатилетнего педагогического опыта.
На втором этапе (1991-1992) были проведены анкетирование, интервьюирование, ассоциативный эксперимент, что позволило сформулировать общую гипотезу, наметить программу ее опытной проверки, подготовшъ необходимую для нее рабочую документацию. ...,
В качестве общей гипотезы нашего исследования в ее самом первичном виде было выдвинуто предположение о том, что педагогическая практика становится фактором, обеспечивающим эффективную подготовку студентов к воспитанию культуры межнационального общения, если она опирается:
- на систему этнологических, этнопедагогических, этнопсихологических знаний в сочетании, со страноведческо-краеведческими, историческими, и культурологическими знаниями;
, - на актуализацию и интеграцию историко-этнопедагогических, дидакгико-методических знаний;
- на целевую программу воспитания культуры межэтнического общения как части общей программы педагогической практики.
На третьем этапе (1992-1996) проводилась опытно-практическая работа, направленная на проверку, уточнение, обогащение общей пшотезы исследования. Она сопровождалась проведением контрольных срезов уровня сформированное™ готовности будущих учителей к формированию у подростков культуры межнационального общения, повседневным анализом и обобщением полученных в ходе этой работы эмпирических материалов.
На четвертом заключительном этапе (1996-1998) были апробированы результаты опытно-практической работы в массовой практике, проведены заключительный анализ и обобщение материалов исследования, оформлена диссертационная работа.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем раскрыты возможности педагогической практики при подготовке студентов к воспитанию у учащихся культуры национального общения, исследо-
ваны содержание, методы и формы этой подготовки, выявлены и обоснованы педагогические условия ее эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработаны научно обоснованные рекомендации, позволяющие обеспечить эффективное использование педагогической практики в подготовке студентов - будущих учителей к формированию культуры межнационального общения в многонациональных коллективах учащихся 7-9 классов городской школы. По материалам диссертационного исследования подготовлены и изданы материа-. лы спецпрактикума. Эти материалы использовались нами по пер-сонифицировайному курсу истории педагогики с использованием ярких и поучительных фактов из жизни Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Разработанный диссертантом спецкурс позволяет расширить представления будущих учителей о вкладе классиков педагогики в разработку проблем гармонизации межнациональных'отношений. Несомненно, лучшим примером в этом отношении продолжает оставаться деятельность В.А.Сухомлинского.
' Достоверность полученных результатов обеспечивается реализацией комплексной методики исследования, адекватной его задачам, логике и научному аппарату, многообразием источников информации, в том числе и длительным собственным педагогическим опытом.
На защиту выносятся следующие положения: "1. Результаты анализа •возможностей педагогической практики в подготовке студентов к работе по воспитанию у учащихся культуры межнационального общения
2. Аналитическое представление многолетнего опыта использования педагогической практики в подготовке студентов к формированию у учащихся культуры межнационального общения.
3. Критерии и уровни сформировашюсга готовности будущих учителей к формированию у учащихся культуры межнационального общения.
4. Характеристика содержания, методов и форм подготовки будущих учителей к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения в процессе педагогической практики.
5. Теоретическое и эмпирическое обоснование условий, обеспечивающих успешное формирование у будущих учителей знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания у учащихся культуры межнациональных отношений.
Апробация результатов работы осуществлялась путем обсуждения материалов исследования на научно-практических,конференциях Ассоциации «Воспитание» в 1993-1997 гг., на научно-
практических конференциях в Чебоксарах и Уфе, педагогических советах и методических совещаниях в школах №№ 462, 654, 1650, 1917 г.Москвы, а также на заседаниях Лаборатории этнопедагоги-ки кафедры общей педагогики Московского государственного открытого педагогического университета. Многократно обсуждались результаты исследования на инструктивных и итоговых совещаниях по педагогической практике, на заседаниях ученых советов филологического и географического факультетов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и. заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуются его исходные параметры и методика. В первой главе раскрываются теоретические основы подготовки студентов к воспитанию у подростков культуры межнационального общения. Во второй главе раскрываются возможности педагогической практики как одного из факторов и важного этапа этой подготовки, используемые в ней методы и организационные формы, педагогические условия эффективности использо-вашш в этом процессе.
В заключении подведены общие итоги исследования, изложены его основные выводы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Идея воспитания нравственной культуры межличностных, межэтнических отношений в многонациональном обществе не нова. Ее выдвигали и выдающиеся педагоги, просветители прошлого (Ф.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.ДУшинский, И.Я.Яковлев, В.А.Сухомлш1Ский и др.). Классики педагогики обращали внимание на необходимость приобщения молодого поколения к ценностям, созданным различными народами как основы их сосуществования на принципах содружества.
Для нашего исследования принципиальное значение имеют работы по проблеме подготовки будущего учителя-воспитателя О.А.Абдуллшюй, И.В.Бабуровой, С.В.Бобрышева, Е.Н.Вольского, З.А.Кейлина, М.М.Магомедова и др. Эту тему в контексте подготовки студентов к работе с родителями рассмативает Г.НВолков, связывая ее с этнопедагогическими проблемами. Важное значение имеют также работы о педагогическом общении (В.Г.Болтянский, Д.М.Гришин, А.Ю.Гордин, А.А.Леонтьев, А.М.Мудрик, И.В.Страхов и др.) межнациональных отношений в многонациональной ученической среде (А.А.Апакаев, Е.В.Васильев, Д.Е.Егоров, М.Н.Кузьмин,1|З.Тодоров, Т.Н.Петрова, М.Г.Тайчцнов ИДР-)- "
в своей работе мы опирались на теоретические положения педагогического образования и формирования личности учителя, разработанные С.Ч.Архангельским, Н:В.Кузьминой,
ВА.Сластениным, Н.Д.Никандровым, В.М.Коротовым, Б.Т.Лихачевым и др. Практические истоки формирования культуры' межнациональных отношений мы усматриваем в недрах «педагогики сотрудничества», связанной с рассматриваемым феноменом культуры межличностного общения, построенного на признании чужого мнения, уважительного отношения к ним, диалога культур (Ш.А.Амонашвили, А.А.Бодалев, Ю.Г.Круглов, В.А.Кан-Калик, В.С.Мягчйков, М.И.Мухин, П.И.Пидкасистый и ДР-).
Концептуальный подход к изучению проблемы на теоретическом уровне включает в себя личностно-ориенгированный подход (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдорв, В.П.Зинченко и др.).
В свете этих;идей и при опоре на них в диссертации дается характеристика культуры межнационального общения как явления социального, психологического и педагогического, процесса формирования этой культуры у школьников и затем подготовки будущего учителя к ее воспитанию.
Культура межнационального общения рассматривается в диссертации как полифункциональное явление. Оно включает, во-первых, знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, включающие такие понятия, как коллективизм, долг и ответственность, честь, добро, совесть, справедливость, а также умение переводить их в плоскость межнациональных отношений, во-вторых, наличие специфических коммуникативных качеств (способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, сочувствию, адекватной самооценке, самокритичности и т.п.). Высокий уровень коммуникативной культуры предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям, объективную оценку любой ситуации, стремление не подчеркивать национальные различия, а во главу угла ставить единые, общечеловеческие интересы и ценности. Эта культура предполагает ■ высокое развитие этнополигического сознания и мышления, чувств; устремлений и воли. Показателями развития этнополигической культуры являются знание истории и культуры народов России, их многосторонние взаимосвязи, диалог культур, кросс-культурные явления, информированность в текущих событиях, толерантность по отношению к представителям других наций и культур, умение, вести дискуссию, оценивать явления этнополигического характера с гуманистических позиций, отстаивать н пропагандировать1 ¿вой убеждения. Неотъемлемым признаком культуры межнациональных отношений является распространение
идей дружбы народов, межнационального согласия, содействие развитию этноориентированной поликультурной школы, как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа. Формирование культуры межнациональных отношений означает воспитание' уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям, к национальным обычаям, традициям, обрядам и религии; соблюдение правовых обязательств в отношении национальных меньшинств; значение русского языка, как языка межнационального общения, в духовной жизни представителей всех народов.
Наиболее значимый показатель культуры межнационального общения - степень и масштабы развития различных форм дружественных отношений людей различных национальностей - наличие личных друзей, совместное проведение свободного времени и др. 31% среди опрошенных имеют друзей из числа другой национальности, что свидетельствует о высоком уровне дружеского национального общения и зависит от этнического состава учебных заведений района, города, а также частоты контактов с ними.
Необходимой основой культуры межнационального общения является общая культура людей. Чем она выше, тем выше культура,общения. И это естественно. Чем больше языков знает человек, тем выше его культура общения в многонациональной среде, ибо за каждым языком стоит народ и его культура.
Содержание культуры межнациональных отношений обуславливает ее функции. Социальная функция направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение дружбы народов, развитие подлинного федерализма. Просветительная функция проявляется в обогащении людей духовной культурой как своего этносоциума, так и народов совместного проживания, в побуждении их к духовному сотрудничеству. Воспитательная функция заключается в наличии у граждан социально-этических качеств, облегчающих межнациональное согласие в обществе. Психологическая функция состоит в том, что, овладев культурой межнациональных отношений, личность стабилизирует свое духовное начало, что позволяет самокритично оценивать себя, целенаправленно формировать положительные психологические установки, амортизировать возможную бытовую неприязнь на национальной почве, что способствует стабилизации межнационального общения (И.Л. Ленский).
Процесс формирования культуры межнационального обще-, ния может быть эффективным, если он осуществляется с опорой на поликультурные знания, на духовную культуру. Высокая историческая миссия учителя настоящего и будущего в этом процессе особенно ответственна. Нами интернационализм в педагогическом
аспекте неизменно трактуется как гуманизм в сфере межнациональных отношений.
Решение проблемы подготовки учителя к воспитанию культуры межнационального общения потребовало от нас теоретического анализа этого аспекта, в основе которых лежат концепции системного понимания воспитания (Ю.П.Сокольников), фундаментальные положения исторической этнопедагогики (Т.Н.Петрова), теории оптимального соотношения национальных традиций и религиозных вероучений (В.А.Разумный, МГ.Тайчинов). Творческой трансформации была подвергнута эт-нопедагогическая концепция современного образования и воспитания в поликультурном обществе (Г.Н.Волков).
При характеристике процесса подготовки учителя к воспитанию у подростков культуры межнационального общения мы исходим из того, что он представляет собой один из аспектов, обеспечивающих, как показано в диссертации, единство теоретической и практической общепедагогической, дидактической и методической подготовки. Особое значение в обеспечении готовности студентов к воспитанию у подростков культуры межнациональных отношений имеет цикл гуманитарных дисциплин, как наук о человеке,1 обществе, взаимоотношении его членов, истории, воспитании и т.п. Центральное место среди них, как показывает наше исследование, занимает общая и этническая педагогика, общая этническая и возрастная психология. Подготовка студентов к воспитанию культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных-задач; ознакомление студентов с системой научных знаний о правах и свободах человека, о расах и нациях и их взаимоотношениях, о религиозных конфессиях; формирование гражданского и общечеловеческого сознания; ознакомление с положительным опытом общения учащейся молодежи с людьми высоконравственной мотивации поступков и поведения. В неразрывной связи'с теоретической подготовкой будущих учителей к воспитанию у подростков культуры межнационального общения, как показывается в исследовании, должна выступать педагогическая практика. Ее значение в формировании всех сторон личности учителя общеизвестна. • ■
В процессе педагогической практики студентов на деле интегрируются и реализуются знания и умения по дидактике, методике воспитания в поликультурном обществе с одновременным обеспечением участия школьников,' студентов и вузовских учителей (последний выступают в качестве реально действующего примера - своего рода естественной «живой наглядности»).
Становление будущего учителя-воспитателя в период педа- : гогической практики происходит в тесной взаимосвязи с изучени-
ем профилирующих предметов, применением полученных знаний по культуре межнационального общения совместно проживающих народов и проведением воспитательной работой с учащимися многонациональных школ, направленной на формирование культуры межэтнических отношений. В этой связи уделялось особое внимшшс подготовке учебно-методических материалов для работы студентов с учащимися именно в этой актуальной сфере.
По постулатной программе-максимуму (25 тем-проблем), разработанной в соответствии с этнопедагогической концепцией, проводилась целенаправленная систематическая работа со студентами-практикантами. Охват тем определялся количеством студентов учебной группы и группы практикантов, прикрепленных к данной школе (№№ 462, 654, 1917). Каждому студенту группы, насчитывающей менее 10 человек, на выбор предлагалось по две, темы. Проблемное предварительное (пропедевтическое) обсуждение сообщений (и письменных рефератов) осуществлялось в академической группе, а основательное - в школе, среди практикантов. По докладам и рефератам разрабатывалась система воспитательных воздействий на учащихся, включающая и работу с классом, и индивидуальную, с учетом уровня воспитанности учащихся, а также их знаний о межнациональных отношениях.
Организованная нами учебно-воспитательная педагогическая практика студентов по сути своей представляет собой естественный педагогический эксперимент, обогащенный экспериментальными коррективами в процессе воспитания (особенно при возникновении острых сюжетов, ситуаций). Такими коррективами, дававшими неизменный положительных результат, были читательские конференции по книге.РГамзатова «Мой Дагестан», диспут по книге Н.Акабы «Абхазия между любовью и ненавистью», изданной в Сухуми в 1996 г. Третий экспериментальный корректив, внесенный в целостный учебно-воспитательный процесс, был связан с материалом о чеченской войне и диспутом на эту тему.
Учитывая то обстоятельство, что студент-практикант не имеет опытна проведения внеклассного мероприятия, мы предлагали ему дидактические материалы для проведения бесед, сообщений, рассказов, и дискуссий на этические, темы. Студентами использовались материалы для проведения классных часов по темам «Уважение и терпимость» (3 часа), «Жестокость и сочувствие» (3 часа), беседы и диспуты по книге Р.Гамзатова «Мой Дагестан» (4 часа), методические разработки обобщающей этической беседы по материалам книги В.А.Сухомлинского «Стать человеком» и др.
Проведение этого цикла внеклассных мероприятий студентами-практикантами, обсуждение проблемных ситуаций, возни-
кающих при общении людей разных национальностей, помогало студенту осмыслить и оценить знания и поведение учащихся в многонациональном коллективе, сделать выводы о динамике понимания проблем межэтнического общения.
, г Много ценного материала дал ассоциативный эксперимент на слова-стимулы: «культура», «культура отношений», «культура общения», «межнациональное общение», «еврей», «татарин», «армянин», «лицо кавказской национальности». Результаты ассоциативного эксперимента, проводившегося в течение шести лет в одних и тех же школах, свидетельствуют о существенном повышении культуры межэтнического общения как среди студентов, так и среди учеников. Среди студентов делались три среза: до начала специальной подготовки к педпрактике, перед самой педпрактикой (чаще всего - на инструктивном совещании), после педпрактики (как правило, на итоговой конференции). Среди учеников проводилось два среза: на первой и на последней неделе практики. Среди студентов от первого среза к третьему втрое уменьшилось число отрицательных этностереотипов, вдвое увеличилось число положительных, причем из отрицательных - исчезли грубые оценки. Соответственно содержательнее стали характеристики, исходящие и от учеников. Заметно расширились знания учеников по географии, истории, культуре народов. Появились, правда немногочисленные, высказывания о целесообразности изучения местных языков (хотя бы слов благодарности, приветствия и добрых пожеланий). Достижением явился также 'отказ (быть может, только временный) от грубых ругательств, 'кличек, прозвищ, задевающих национальное достоинство.
Главным «опытным полем», на котором велись одновременно воспитание культуры межнационального общения и учащихся, и студентов, учитывая, что подготовка последних обусловлена самостоятельным выполнением, функций учителя, были классные коллективы, в которых проводилась практика.
В процессе педагогической практики ее руководители, учителя школ, стремились помочь практикантам в создании в этих многонациональных коллективах благоприятного, комфортного психологического микроклимата. Это климат был показателем состояния сознания воспитанников, самих педагогов, студентов, основанного на принципах толерантности и гуманизма и соответствующего им поведения, доброжелательных взаимоотношений между членами группы.
При этом мы наблюдали трансформацию отношений из студенческой грущш в ученические коллективы. Наш отчет показал правомерность утверждения не только о силе положительного примера, но и об угрожающем влиянии на детей любого отрица-
тельного примера взрослых в сфере межэтнических отношений. В нашей практике это нередко оказывалось в непосредственной зависимости от осознания личностью комплекса своей неполноценности или же от ее переоценки, при которой человек, лишенный личных достоинств, механически, огульно, без самокритического осознания своих недостатков приписывает себе достоинства своей нации. В результате этого иногда имеет место грубое противопоставление своей личности, как этнической единицы, представителям не своего народа.
Социально-психологический- климат класса мы определяем как феномен, выступающий динамическим полем многообразных межличностных отношений (Н.Е.Щуркова). Основной структурной едшшцей культуры межличностного общения, в том числе и в полиэтнической среде, является отношешге. Характер культуры общения на межличностном уровне определяется стержневыми отношениями личности - к другим людям и себе, к коллективу, к учению, труду, иным жизненным ситуациям (в том числе к конфликтным) и т.д. ...
Организуя в процессе педагогической практики работу сту-дсптов с классными коллективами, мы обязаны учитывать, что совокупность: сложившихся отношений порождает коллективное эмоциональное состояние, образует определенное поле настроений. В соответствии с данным подходом нами обозначены основные характеристики благоприятных и неблагоприятных факторов для развития культуры межнационального общения. ..
В диссертации показано, что положительный психологический настрой в классе («обращенность к человеку», «помогающие отношения», «доброжелательность к личности - независимо от национальности») является необходимым условием для,успешного развития культуры межличностного общения. Благоприятный настрой обеспечивает ученику защищенность; создает условия для полноцешюго развития его личности как субъекта деятельности, и как творческой индивидуальности, для проявления им своего личного, человеческого и национального достоинства.
Мы стремились в процессе практики, сформировать у студентов навыки учета внешних факторов, определяющих характер социально-психологического настроя в школе и в классах. Это -воздействие социально-психологического климата в обществе, в целом, его политических, правовых, экономических отношений, совокупности господствующих в обществе ценностей и норм, трат диций, обычаев, общественного мнения и др., которые, к сожалению, за последние годы заметно ухудшились. Мы помогали сту-дентам-практикангам анализировать и учитывать внутренние факторы, влияющие1 на развитие у школьников культуры межнащю-
нального общения. Это - микросоциальные условия, в которые включаются воспитанники в процессе своей деятельности в школе. Социально-психологический настрой в ней может быть относительно независимым от общественного опыта, поскольку знания и отношения, эталоны межэтнического общения, поведения 'в том или ином , классе могут , не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися. в обществе. Так, например, в отношениях между людьми в определенной степени сохраняются идеалы дружбы народов, что образует полояапельньш фон. Ученический, и тем более студенческий, коллектив, опираясь на эти идеалы, способен вырабатывать собственную систему отношений. Наше исследование показало, что это, положение непременно должно учитываться в процессе подготовки студетров к педагогической деятельности, направленной на формирование культуры межнациональных межличностных отношений.
Уже в начале опытно-практического поиска было проведено массовое изучение уровня сформированности у самих студентов культуры межнационального общения. (
, Для определения критериев и уровня воспитанности культуры межэтнического общения мы пользовались простейшими методиками,, обращаясь, прежде всего, к знаниям и поступкам учеников, связанным с межнациональными отношениями. Во-первых, применялся метод исчерпывающего ответа на вопрос «Кто ты?» Измерение осуществлялось .определением места, которое в ответе занимает национальность. Во-вторых, использовались результаты ассоциативного эксперимента. В качестве слова-стимула бралась национальность, далее учитывались слова-ассоциаты, независимо от того, являются ли они рменем существительным, прилагательным или глаголом. Учитывались, конечно, и кризисные ситуации: грузино-абхазская война, чеченский конфликт. Ответы были подвержены сильному влиянию временного эмоционального состояния детей.
Уровень знаний о народах, преимущественно Российской Федерации и бывшего Советского Союза, определялся количеством перечисленных наций с конкретными их положительными характеристиками. Высокий уровень был признан в том случае, когда называлось не менее двадцати народов и пяти фактов, связанных с каждым из них; средний уровень - пять народов и не менее пяти фактов; низкий уррвень - три народа и пять фактов. При предварительном инструктировании обращалось внимание на то, что к фактам относятся: исторические события, характеристики (этцостереотипы ,и .автостереотипы), имена ученых, поэтов, писателей, спортсменов, воинов Любой пример, свидетельствующий
об их конкретных заслугах, принимался за отдельный факт. Таким изучением было охвачено 856 человек.
Анализ полученных материалов показал, что среди студентов наблюдается в целом тенденция к проявлению интернациональных отношений. Фактор национальности не имеет значения для абсолютного большинства опрошенных (88,3%). В то же время результаты анкетирования показали негативные явления в культуре межнациональных отношений. Около трети студентов очень часто (61%) сталкиваются с фактами недоброжелательности в отношении представителей различных национальностей. Большинство опрошенных (58,7%) высказались за равноправие языков во всех сферах, 3^6% - за владение двумя языками при приоритете языка коренной национальности.
Большинство опрошенных (83%) студентов также считают, что(состояние межнациональных отношений в учебных коллективах характеризуется 'как'«очень хорошее» (29%) и «нормальное» (54%). Однако остальные отмечают, что в учебных коллективах имеют место конфликтные ситуации или негативное отношение друг к другу представотелей разных национальностей. Причину этого явления студенты видят в «недружелюбных, неприязненных высказываниях о людях других национальностей», «неуважении к обычаям, традициям, языку других народов», «сохранении у некоторых людей предрассудков и обычаев, мешающих установлению дружеских отношений между людьми различных национальностей», «низком уровне культуры».
Следует1 отметить, что подавляющее число опрошенных (68%) с уважением относится к представителям всех национальностей, что свидетельствует об отсутствии у них национальной предубежденности и националистических установок. Треть учащихся ответйли: «Положительно отношусь к людям многих национальностей, но к некоторым - отрицательно».
Изучение сформированности культуры межнационального общения у учащихся на начало нашей поисково-практической работы показало, что уровень этой культуры был ниже, по сравнению со студентами. И это, видимо, естественно. Так у студентов на начало практики обычно высокий уровень сформированности этой культуры имели приблизительно 20%, средний - 30%, низкий - 50%. У учащихся - соответствешю: 15%, 25%, 60%. Кратковременный и эпизодический характер воспитательной работы в классах по исследуемой проблеме не менял ситуацию коренным образом, но тем не менее, существенный прогресс наблюдался во всех классах: высокий уропень достигал 30%, низкий - 15%, иногда и 10%.
Готовность студентов-практикантов к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения измерялась по пяти показателям (критериям):
• составление авторской программы;
• разработка плана воспитательных мероприятий по реализации программы;
• написание конспекта-сценария одной из форм воспитательного мероприятия;
• проведение одного из запланированных мероприятий (реализация на практике одного из сценариев). Преимущественно беседы;
• индивидуальная работа с одним из учеников нерусской национальности.
В индивидуальной работе с учащимися нерусской национальности специальное внимание уделялось привитию учащимся интереса не только к своей культуре, но и истории.
Проводившиеся нами срезы уровня сформированности у студентов готовности к воспитанию культуры межнационального общения, сопоставление сдвигов в ее развитии со степенью выполнения рекомендаций, вытекавших из общей гипотезы, а также заключительный анализ материалов опытно-практической работы позволил сделать вывод об'истинности нашей гипотезы, а, если говорить строго научно, можно утверждать, что полученные в исследовании факты не противоречат ей. Исследование позволило уточнить, расширить и обосновать общую гипотезу исследования и сделать вывод о том, что эффективность использования педагогической практики в подготовке студентов к воспитанию культуры межнационального общения предопределяется двумя группами тесно связанных между собой условий. Первое из них - обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки учителя в целом, успешно сочетая учебный процесс с педагогической практикой и разнообразной внеаудиторной работой, организуя содержательную интеллектуальную трудовую жизнь студенческих коллективов, создавая условия для проявления каждым студентом своих способностей, творческого потенциала, индивидуальности. На фоне этих критериев и в тесной связи с ними должна реализо-вываться вторая группа условий, непосредственно влияющая на использование педагогической практики в формировании у студентов готовности к воспитанию у школьников культуры межнационального общения. В эту группу входят условия, сформулированные нами при выдвижении гипотезы исследования (см. с.7). Существенное значение для использования педпрактики в подготовке студентов к воспитанию культуры межнационального общения имеют, наряду с общими условиями ее эффективного исполь-
зования в профессиональной подготовке будущих учителей и определенных в инструктивных документах высшей педагогической школы, условия,' непосредственно влияющие на этот процесс. В эту группу, кроме названных ранее, как показала опытно-практическая работа, входят умение студентов:
- умение определить задачи, которые будут решаться в процессе воспитания у школьников культуры межнационального общения при прохождении педпрактики и возможности организационных форм деятельности поспитанникоп при их решении;
- воспитывать на базе этих конкретных задач межнационального общения на уроках, внеклассных мероприятиях и проектировать решение этих задач при организации коллективной деятельности школьников и индивидуальном подходе к ним.
Эта подготовка должна включать в себя:
«- введение в вузовские программы материалов по культуре межнационального общения, психологические особешюсти различных наций и народностей, а также традиции и обычаи различных народов России;
- изучение культуры различных народов и других материалов, способствующих уяснению студентами проблемы межнационального общения;
- использование на семинарских и практических занятиях системы заданий и упражнений, способствующих осмыслению этого теоретического материала студентами, формированию по-
• нимания его актуальности на современном этапе жизни;
- максимальное применение в воспитательной работе со студентами гуманистических и демократических традиций литературы народов России.
Проведенное исследование не могло охватить всего круга проблем в изучавшейся нами области. Ждут исследования проблемы обеспечения преемственности в формировании культуры межэтнического общения, формирования положительного психологического климата в многонациональном педагогическом коллективе, а также этнопедагогизация процесса теоретической и практической подготовки будущего учителя по формированию культуры межнационального общения и др.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1. Воспитание культуры межнациональных отношений. Учебно-методическое пособие. М., 1996. - 3 п.л.
2. Формирование культуры межнационального общения у учащихся в условиях кратковременного взаимодействия с воспитателем // Этнопедагогика: национальное возрождение и пробле-
мы его решения в национальной школе. Материалы научно-практической конференции. Чебоксары, 1997. - 0,2 п.л.
3: Роль педагогической практики в формировании у учащихся культуры межэтнического общения // Молодые голоса. Сб.науч.-исслед.работ аспирантов и соискателей МГОПУ. М., 1998-0,4 п.л.
4. Подготовка будущих учителей к внеклассной работе по формированию этики межнационального общения. М., 1998 - 2,3 п.л.
Размножено в. ¡Типографии""РОТЭКС". ?!:(: .экз, заказ
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Матвеева, Ольга Васильевна, 1998 год
введение.,.
Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов к воспитанию у подростков (7-9 классов ) культуры межнационального общения
§1. Формирование культуры межнационального общения как социально-педагогическая проблема.
§2. Подготовка студента к участию в диалоге культур и перенесению этого опыта в работу с учащимися.
§3. Межэтническое общение как проявление гуманности в совместной воспитательной работе учителей и студентовирактикантов в ходе педагогической практики.
Глава 2. Методы и формы приобщения студентов к воспитанию у учащихся подростков (7-9 классы) культуры межнационального общения.,.
§1. Учебно-воспитательная практика студентов-выпускников в контексте их участия в формировании у школьников культуры межэтнического общения.
§2. Естественный педагогический эксперимент. Анализ его результатов и подведение итогов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование культуры межнациональных отношений подростков в процессе педагогической практики студентов"
Актуальность проблемы. В настоящее время наиболее острой проблемой в многонациональной России является формирование межнациональной гармонии - как на уровне сознания, так и поведения, включающего и сознательную деятельность по укреплению дружбы народов. Эта проблема существует и для Москвы, где проживают представители почти всех народов мира, общее количество которых около одного миллиона. Кроме того, более миллиона нерусских проживает в Москве временно - по законам рыночных отношений: строительные рабочие, торговцы, посредники, покупатели и др. Все они вступают в сложные взаимоотношения на личностном уровне, создавая определенные трудности в общении и с постоянными жителями, и с временными, и между собой. Социально обостренная ситуация оказывается и на воспитании детей, и на их повседневном поведении. В школах, например, то и дело возникают конфликты между детьми разных национальностей на этнической основе, начинают находить применение в ученической среде клички, прозвища, выражения, оскорбляющие человеческое и национальное достоинство. К сожалению, учителя совершенно не готовы к осмысленно-действенному реагированию на поступки учеников в среде межэтнических отношений, не говоря уже об организации продуманной воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения. К сожалению, будущие учителя по сути и не готовятся к этой сфере деятельности ни в теоретическом, ни в практическом отношении. Поэтому особенную актуальность приобретает подготовка студентов как будущих учителей к формированию у учащихся культуры межнационального межличностного общения, что до сих пор не было объектом монографического исследования.
Проблеме организации педагогической практики с учетом подготовки будущего учителя - воспитателя посвящен целый ряд исследований (О.А.Абдуллина, Е.Н.Вольский, З.А.Кейлина, Н.И.Николаев, В.Б.Санданова, И.Л.Марон, Э.В.Васильева). Этому вопросу оказывают исследовательское внимание Е.П.Белозерцев, Е.В. Васильев, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников. Эту тему в контексте подготовки студентов к работе с родителями рассматривает Г.Н.Волков, связывая её с этнопедагогическими проблемами.
С учетом особой актуальности данной темы и недостаточной её научной разработанности - проблема настоящего исследования может быть сформулирована следующим образом: при каких условиях педагогическая практика будет в наибольшей степени способствовать совершенствованию качества профессиональной подготовки будущего учителя к воспитанию у учащихся 7- 9 классов культуры межнационального общения?
Решение этой проблемы в условиях многонационального коллектива и составляет ЦЕЛЬ настоящего исследования.
Объектом исследования является целостная система педагогической практики студентов.
Предмет исследования - содержание, методы и организационные формы подготовки студентов в процессе педагогической практики, развивающие у подростков (учащихся 7-9 классов) культуру межнационального общения.
Проблемы, цель и предмет исследования позволили определить задачи исследования:
1. Раскрыть возможности педагогической практики в подготовке студентов к работе по воспитанию у учащихся культуры межнационального общения.
2. Исследовать содержание, методы и формы организации подготовки студентов к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения в процессе педагогической практики.
3. Выявить и научно обосновать педагогические условия эффективной подготовки студентов к формированию у учащихся гуманного сознания и поведения в сфере межнациональных отношений.
В качестве гипотезы принято предположение о том, что педагогическая практика становится фактором, обеспечивающим эффективную подготовку студентов к воспитанию культуры межнациональных отношений и межличностных, если она опирается: во-первых, на систему этнологических, этнопедагогических, этнопсихологических знаний в сочетании с страноведческо-краевед-ческими - историческими, культурологическими и искусствоведческими знаниями; во-вторых, актуализацию и интеграцию историко-педагоги-ческих, теоретико-педагогических, дидактико-методических знаний; в-третьих, решение студентами комплексных учебно-воспитательных задач в контексте системного подхода; в-четвертых, целевую программу воспитания культуры межэтнического общения в общей программе педагогической практике; в-пятых, выделение вопросов, связанных с исследуемой проблемой, и в работе с родителями учащихся многонациональной школы.
Методологическую основу исследования составляют диалектическое положение о всеобщей связи и целостность явлений, учение об исторической обусловленности межнациональных отношений в полиэтнических обществах, о решающей роли воспитания в развитии и формировании миролюбивой, гуманной личности, о месте общественной практики в становлении личности.
База исследования. В качестве основной опытно-экспериментальной базы были избраны многонациональные школы г.Москвы №№ 462, 654, 1650, 1917, Московский педагогический университет (преимущественно студенты и преподаватели филологического и географического факультетов). В сравнительном плане привлекался опыт и других школ, а также Московского Государственного педагогического университета имени В.И.Ленина. Исследованием было охвачено 176 студентов, 19 педагогов и методистов, 37 учителей.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
На первом этапе (1989-1991) изучалась и анализировалась литература, относящаяся к профессионально-педагогической подготовке будущих учителей, давалась аналитическая оценка состояния проблемы, осуществлялось ретроспективное осмысление собственного двадцатилетнего педагогического опыта.
На втором этапе (1991-1992) были проведены анкетирование, устный опрос, интервьюирование, ассоциативный эксперимент (констатирующий эксперимент), что позволило сформулировать общую гипотезу, наметить программу её опытной проверки.
На третьем этапе (1992-1996) осуществлялась подготовка рабочей документации, разрабатывалась и проводилась опытно-практическая работа, которая сопровождалась проведением контрольных срезов и их анализом.
На четвертом, заключительном этапе (1996-1998) были проверены и апробированы результаты экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем раскрыты возможности педагогической практики при подготовке студентов к воспитанию у учащихся культуры национального общения, исследованы содержание, методы и формы этой подготовки, выявлены и обоснованы педагогические условия ее эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработаны научно обоснованные рекомендации, позволяющие обеспечить формирование культуры межнационального общения в многонациональных коллективах учащихся седьмых - девятых классов городской школы. Эти практико - ориентировочные рекомендации имеют конкретный адрес: с успехом, эффективно могут быть они использованы как в школе, так и в процессе подготовки учителей, особенно в ходе педагогической практики; рекомендации могут быть полезными и в работе с родителями. По материалам диссертационного исследования возможно чтение спецкурса и проведения спецпрактикума.
Достоверность полученных результатов обеспечивается реализацией комплексной методики исследования, адекватной его логике и научному аппарату, многообразием источников информации, в том числе и длительным собственным педагогическим опытом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Аналитическое представление многолетнего опыта педагогической практики в контексте подготовки студентов к формированию у учащихся культуры межнационального общения.
2. Критерии и уровни сформированности культуры межнационального общения у учащихся в процессе выполнения расширенной и уточненной программы по педагогической практике.
3. Теоретическое и опытное обоснование условий и организационно-педагогических мер, осуществление которых позволяет обеспечивать эффективное участие студентов-практикантов в воспитании у учащихся культуры межнационального и межличностного общения.
Апробация результатов работы осуществлялась путем обсуждения материалов исследования на научно-практических конференциях Ассоциации "Воспитание" в 1993-1997гг.; на научно-практических конференциях, педагогических советах и методических совещаниях в школах №№ 462, 654,1650, 1917 г.Москвы, а также на заседаниях кафедр общей педагогики Московского государственного открытого педагогического университета. Многократно обсуждались результаты исследования на инструктивных и итоговых совещаниях по педагогической практике, на заседаниях ученых советов филологического и географического факультетов.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования культуры межнационального общения все более становится сложной, трудной, многоаспектной, а для полиэтнической России - наиболее актуальной. Проблема осложняется ещё и из-за того, что не осуществляется целенаправленная, систематическая подготовка будущих учителей и ведению воспитательной работы в этой области.
Наше диссертационное исследование, опирающееся на целенаправленную опытно-практическую работу, а также основывающееся на обобщении лучшего опыта руководителей педпрактики, методистов, учительских коллективов в тесной взаимосвязи с собственным длительным организационно-педагогическим опытом, позволило раскрыть потенциальные возможности педагогической практики в подготовке студентов к работе по воспитанию у учащихся 7-9 классов культуры межнационального общения.
Исследование содержания, методов и организационных форм подготовки будущих учителей к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения в процессе педагогической практики показало, что эта тема является проблематичной и для самих студентов. Но в то же время личное участие в воспитании других есть наиболее надежное средство максимального повышения эффективности воспитания самого этого участника, ибо в этих условиях естественным образом стимулируется и интенсифицируется процесс самовоспитания.
В ходе многолетнего исследования проблемы выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективной подготовки студентов к формированию у учащихся гуманного поведения в сфере межнациональных отношений. К главным педагогическим условиям относятся приоритетность общей культуры в контексте гуманизации и гуманитаризации педагогического образования, систематическое и последовательное включение Студентов в межнациональный диалог культур, расширение и углубление межнационального фонда в содержании профилирующих дисциплин, к которым в нашем опыте относится и курс педагогики, преемственность и перманентность воспитательных воздействий, многообразие методов воспитательного влияния, солидарные взаимодействия руководителей педпрактики, методистов, руководителей школ, учителей, студентов, учащихся и их родителей.
Процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление студентов с системой научных знаний о правах и свободах человека и народа, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие положительного опыта культуры общения с людьми высоко-нравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения. Проблема осложняется тем, что в данном случае студент-практикант имеет дело со многообразной системой межнационального общения; студент и окружающий многонациональный мир, студенческая среда, студент и ученики, многонациональная ученическая среда. Межнациональное общение выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, их личностно-психологической конкретизации, что делает процесс формирования, культуру общения многообразным, содержательным.
Культуру межнационального общения следует рассматривать и трактовать как полифункциональное явление. Оно включает, во-первых, знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких, как коллективизм, понятия долга и ответственности, чести, добра, совести, справедливости, умения перевода их в плоскость межнациональных отношений. Во-вторых, воспитание специфических коммуникативных качеств: способности к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности и т.п. (И.В.Бестужев-Лада, Г.Н.Волков, З.Г.Гасанов, Т.Н.Петрова, В.А.Разумный). Высокий уровень коммуникативной культуры предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям, объективную оценку любой ситуации, стремление не подчеркивать национальные различия, а во главу угла ставить национальные, единые, общечеловеческие интересы и ценности.
Гуманность в сфере межэтнических отношений, в конечном счете определяющая культуру межнационального общения предполагает высокое развитие этнополитического сознания и мышления, чувств, потребностей, устремлений и воли. Показателями этнополи-тической культуры являются знания славной, хотя и многотрудной истории народов России, многосторонние культурные связи друг с другом, созидательный, конструктивный диалог культур, кросс-культурные явления, информированность в текущих событиях, толерантность по отношению к представителям других наций и культур, умение вести дискуссию, оценивать явления этнополитического характера с гуманистических позиций, отстаивать и пропагандировать свои убеждения, выступать субъектом народной педагогики (этнопедагогики). Неотъемлемым признаком культуры межнациональных отношений является распространение идей дружбы народов, межнационального согласия, содействие развитию этноориентиро-ванной общеобразовательной школы, в том числе и русской, как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа. Воспитание культуры межнациональных отношений означает воспитание уважений к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям, к национальным обычаям, традициям, обрядам и религии; соблюдение правовых обязательств в отношении национальных меньшинств. Огромно значение русского языка российской государственности в духовной жизни представителей всех народов, непреходяща его общекультурная ценность.
Содержание культуры межнациональных отношений обуславливает её функции. Социальная функция направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение дружбы народов России, развитие подлинного федерализма. Просветительная функция проявляется в обогащении людей духовной культурой разных народов, прежде всего, конечно, России, в побуждении их к духовному содружеству, сотворчеству, солидарным действиям. Воспитательная или педагогическая функция заключается в формировании у граждан личных качеств, облегчающих межнациональное согласие в обществе, содействующих межэтнической гармонии. Психологическая функция состоит в том, что овладев культурой межнациональных отношений, личность стабилизирует свое духовное начало, что позволяет самокритично оценивать себя, целенаправленно формировать положительные психологические установки, амортизировать возможную бытовую неприязнь на национальной почве (И.Л.Ленский).
Студенты на собственном опыте убеждаются в том, что главный механизм формирования культуры межнациональных отношений, соответственно и культуры межличностного общения заключается в том, что каждый человек одновременно является субъектом и объектом межнациональных отношений и вносит крупицу в сокровищницу мирового опыта, каждый человек в той или иной степени является участником свободного, политического, культурного диалога, что требует особой ответственности в этой деликатной области от каждого учителя - как гражданина, человека, индивидуума.
В ходе педагогической практики студенты твердо усваивают важное правило и готовятся им руководствоваться в своей деятельности: информация о Народах должна быть безоговорочно доброжелательной, дурное временно, проходяще, случайно, единично - оно от исторического прошлого, социальных условий жизни. Ни в коем случае учащимся нельзя давать антинациональный и антигуманистический опыт, даже в простом словесном выражении. Нельзя допустить, чтобы делались опрометчивые обобщения на единичных примерах, случайных поступках отдельных представителей народов.
Процесс формирования культуры межнационального общения может быть эффективным, если он осуществляется с опорой на обширные знания, на большую, широкую культуру. Высокая историческая миссия учителя, будущего и настоящего, особенно ответственна. Эту миссию стараются осознать студенты во время педагогической практики. Интернациональное сознание учителя на уровне вторичного синтеза: он не только убежденный гуманист (интернационалист), но и воспитатель убежденных интернационалистов (гуманистов). Нами интернационализм в педагогическом аспекте неизменно трактуется как гуманизм в сфере межнациональных отношений.
Высокая общая культура - важнейшая основа культуры межнационального общения. Студенты понимают, что чем национальнее, народнее, полиэтничнее культура личности, тем выше его культура общения. Вся система работы во время педагогической практики убеждает- студентов в том, что стабильность многонационального общества обеспечивается поликультурным образованием. Кажется, прямой и непосредственной связи нет и не должно быть: чем больше языков знает человек, тем выше его культура общения в многонациональной среде, ибо за каждым языком стоит народ и его культура: три языка, например,- это три культуры. Соответственно должна строиться и многообразная творческая деятельность учителя, в том числе и будущего, п 3 формированию культуры межнационального общения.
Для определения критериев и уровня воспитанности культуры межэтнического общения мы пользовались простейшими методиками, обращаясь, прежде всего, к знаниям и поступкам учеников, связанным с межнациональными отношениями. Во-первых, методом исчерпывающего ответа на вопрос "Кто ты?" (измерение осуществлялось определением места, которое в ответе занимает национальность). Во-вторых, результатами ассоциативного эксперимента (в качестве слова-стимула бралась национальность, далее учитывались слова • ассоциаты, независимо от того, являются ли они именем существительным, прилагательным или глаголом). Учитывались, конечно, и кризисные ситуации: грузино-абхазская война, чеченский конфликт (ответы подвержены сильному влиянию временного эмоционального состояния детей).
Уровень знаний о народах, преимущественно Российской Федерации и бывшего Советского Союза, определялся количеством перечисленных наций с конкретными их положительными характеристиками. Высокий уровень, - когда называется двадцать народов и пять фактов, связанных с каждым из них; средний уровень - пять народов и тоже не менее пяти фактов; низкий уровень - три народа и пять фактов. При предварительном инструктировании обращается внимание на то, что к фактам относятся: исторические события, характеристики (этностереотипы и автостереотипы), имена ученых, поэтов, писателей, спортсменов, воинов (простое приведение - факт, любой пример, свидетельствующий о конкретных заслугах, об участии в событиях принимается за отдельный факт). Знаменательно, что в начале практики не совсем благоприятными оказывались данные и по студентам: высокий уровень приблизительно 20%, средний -30%, низкий - 50%. У учащихся - соответственно: 15%, 25%, 60%. Кратковременный и эпизодический характер воспитательной работы в классах по исследуемой проблеме не менял ситуацию коренным образом, но тем не менее, существенный прогресс наблюдался во всех классах: (бралось среднее арифметическое по 7, 8, 9 классам): высокий уровень достигал 30%, низкий оставался на уровне 15% , изредка опускался и до 10%.
Готовность студентов-практикантов к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения измерялась по пяти показателям (критериям): 1) составление авторской программы; 2) разработка плана воспитательных мероприятий по реализации программы; 3)написание конспекта-сценария одной из форм воспитательного мероприятия; 4) проведение одного из запланированных мероприятий (реализация на практике одного из сценариев), преимущественно беседы; 5) индивидуальная работа с одним из учеников нерусской национальности. В индивидуальной работе с учащимися нерусской национальности специальное внимание оказывалось на привитие учащимся интереса не только к своей культуре но и истории, русской культуре и их особой миссии объединяющих факторов.
Исследование позволило раскрыть и научно обосновать неисчерпаемые потенциальные возможности педагогической практики в теоретической и практической подготовки студентов к формированию у учащихся-подростков (7-9 классы) культуры межэтнического общения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Матвеева, Ольга Васильевна, Москва
1. АбдИрасилов С.Ф. Формирование соцйально-этических норм поведения учащихся в этнопедагогической и религиозной культуре узбекского народа: Автореф. .канд лед .наук.-М: 1993.16с.
2. Абдулина О.А., Загрянкина Н.Н. Педагогическая практика студентов М.:Просвещение, 1989-17с.
3. Абдулатицов Р. Заговор против нации, национальное, националистическое в судьбах народов. С.Петербург: 1992. -182с.
4. Абульханова Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. -В книге "Психология формирования и развития личности.-М.: 1981.-19-44с.
5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-М:Просвещение, 1979.-355 с.
6. Амонашвили IILA. В школу с шести лет. Педагогический поиск.-М.:1987-49с.
7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М.:Просвещение:1983.-206с.
8. Амонашвили Ш.А. Единство цели: в добрый путь, ребята.-М.:Просвещение, 1983.-206 с.
9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.:Издательский дом ШАмонашвили, 1996. 496 с.
10. Ананьев Б,Г. Проблема формирования характера.-Л.: 1949.-56С.
11. Абрамова В.В. Межличностные отношения как предмет социальной психологии детства/.М.: 1985.-180 с.
12. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического Образования.-М.: Просвещение,1984.-207 с
13. Абдувахвдов С. Профессиональная подготовка учителя в системе университетского образования: Автореф. .канд.пед.наук. -М.:1982. -16с.
14. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.-М.: Мысль, 1979.142с.
15. Апиян Т.А. Игра как феномен культур.-С.-П.: 1994.-142с. -Автореф. дисс. .док.филос.наук.-39с.
16. Аргеткина К.М. Процесс воспитания гуманных чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5-6 классов: Автореф. дисс. кандидата пед. наук Калининград: 1966.-21с.
17. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. -М.: -352 с.
18. Архангельский J1.M. Социально-этические проблемы теории личности.-М.: Мысль, 1974.-218 с.
19. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.:Просвещение, 1992.-192 с.
20. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А.Комплексный подход в воспитании школьников.-М.:Педагогика,1980.-8с.
21. Байчекуева Н.Х. Научно-педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе.-М.:1995.
22. Бакиева Д.Д. Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условия семьи и детского сада: Автореф. . канд.пед.наук. -М., 1976.-24 с.
23. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-М.: 1998.-152 с.
24. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив, Минск, 1976.-160 с.
25. Бардинова В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя: Автореф. дисс. .канд.пед.наук -М.1978.-17с.
26. Битенас Б.П. Структура процесса воспитания. Каунас: 1984.-190с.
27. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах.Т. 1 .-М.:Педагогика, 1979.-304с.
28. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка.-М.: 1979.-39с.
29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском воз-расте.-М.: 1968.464с.
30. Бодалев А.А. Психология личности.-М.:1988.-188с.
31. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории.-М.:Педагогика. 1979.-224с.
32. Будаева Л.Б. Человек: деятельность и общёние.-М.:Мысль. 1978.-216с.
33. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М :1987.-268с.
34. Васькин ЕЛ. развитие творческого подхода у будущих учителей //Специалист.-1995.-№5-6.-22с.
35. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 4-8 классов сельской национальной школы.-М.:1986.-84с.
36. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика.-Чебоксары.1958.-359с.
37. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей.М.: Пресс-Сервис 1997.441с.
38. Воспитание у детей этики межнационального общения. М: 1985.-112с.
39. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика.М.1995,-112с.
40. Выготский JI.C. Избранные психологические исследова-ния.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956.-568с.
41. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонацинальном регионе. /Шедагогика.№5,1994.-11-15с.
42. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.:1994.-ЗЗс.
43. Граждановедение. 8 класс. Учебное пособие для учащихся8 классов, их родителей.М.: 1997.-223с.
44. Граждановедение. 9 класс. Учебное пособие для учащихся9 классов, их родителей и учитеяей.М.:1977-383с.
45. Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьни-ков.-Автореф.дисс. .докт.пед.наук.-M.l978-36с.
46. Детские подвижные игры народов СССР. М.:Просвещение. 1989.-239с.
47. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психология общения. -М.:Просвещение.1987.-205с.
48. Дробницкий О.Т. Проблемы нравственности.-М.:Нау-ка. 1977-311с.
49. Еловая Н.З. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов к выполнению воспитательных функций классного руководителя: Автореф.дис. .канд.пед.наук-М.:1981,-16с.
50. Закон Российской Федераци об образовании.М.:Новая школа. 1992.-56с.
51. Игры Народов СССР.-М.:Физкультура и спорт.-1985.269с.
52. Ильин B.C. Формирование личности школьника /целостный процесс/.-М.: 1984.- 143с.
53. Кабатченко М.В. Педагогика мира.-1989.-3-19с.
54. Кадыров Б. Формирование узбекской народной педагогики. Ташкент.-1992.
55. Кирйчук А.В. Воспитательные возможности различных коллективов. Сб. статей. "Коллектив, личность ребенка, внутрикол-лективные отношения" .М.:-170с.
56. Ковалев А.Г. Психология личности.-М.:Просвещение.-1979.-391с.
57. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.-Минск. 1969.- 160с.
58. Коломинсвднй Я.Л. Психология общения.-М.: Просвещение. 1970.-391с.
59. Коменский Я.Л. Избранные педагогические сочинения //Под ред.проф. А.А.Красновского.М: 1988.-276с.
60. Кон И.О. Словарь по этике.-М.:ПолитизДатЛ975.-391с.
61. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф.дисс.докт.пед.наук. -Л.: 1970-57с.
62. Койстантинов Н.А., Медьшский Е.Н., Шабаева Н.Ф. История педагогики.М.: Просвещение.1982.-447с.
63. Короткое В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение,-208с.
64. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика. 1978.
65. Кцоева Г.У. Этнические стеоретипы в системе межличностных отношений. Автореф.дисс.канд.пед.наук.М.: 1985.-16с.
66. Ленин В.И. Полн.собр.соч.-М.:1961
67. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.гПолитиздат. 1977.-304с.
68. Летурно Ш. Эволюция воспитания у человеческих рас.-СП б. 1907.
69. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников.-М.: Просвещение. 1979.-168с.
70. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. -М: Педагогика. 1983.-192с.
71. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.-М.:1982
72. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива.-М.:1988.-129с.
73. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала. 1990.184с.
74. Магомедов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе. 1968.:-80с.
75. Макаренко А.С, Педагогические сочинения, в 8-ми т. М.: Педагогика. 1983-1986г.г.
76. Маркс К., Энгельс Ф. Полн.собр.соч.М.: 1956.
77. Мещерякова Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками : Автореф.дисс. .канд.пед.наук.-М.: 1994.-20с.
78. Мирзоев Ш.М. Народная педагогика Дагестана. Махачкала. 1986.-196с.
79. Марьенко И. С Основы процесса нравственного воспитания школьников:Учебн. пособие для студентов пед. инстихутов.-М.: Просвещение. 1980.-183с.
80. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников:Учебное пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение.1980.-183с.
81. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-педагогического воздействия.- В сб.:Руководство и лидерство /Опыт социально-педагогического исследования/.: 1973. -45-63с.
82. Михайлова А.Г. Пути совершенствования гуманистического воспитания старших школьников.-М.:Знание.1980.-49с.
83. Монич К.И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения у учащихся старших классов: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.-М.: 1967.-29с.
84. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: 1984.-186с.
85. Мусаелян Г.А. Формирование нравственных взаимоотношений младших школьников в процессе их самостоятельной деятельности: Автореф.дисс. .канд.пед.наук.: 1974.-24с.
86. Мухин М.И. Гуманистическая традиция и новаторство в педагогическом опыте В.А.Сухомлинского: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени докт.пед.наук. М.:1995.-68с.
87. Мясшцев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.-В кн.: Психологическая наука в СССР.-М. :Т .2.1960.-110-125с.
88. Национальное и интернациональное в литературах Северного Кавказа. -Орджоникидзе. 1986.
89. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков /на материале школ Татарской АССР/. Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Казань. 1980.-16с.
90. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории.-М.: Педагогика. 1978. -143с.
91. Образование и воспитание в национальной школе. М.:1970.-168с.
92. Оконешникова А.П. Межэтическое восприятие и понимание детьми друг друга. Дисс. д-ра психологических наук. Якутск, 1988.-442с.
93. Павлов И.П. Полн.соб.соч.Т.1-6 2-ое Изд.М.-Л. 1951-51с.
94. Панфилова М.О. Игротерапия общения.-М.: 1995.-60с.
95. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Подред.Ю.К.Бабанского.-М.: Просвещение. 1983-608с.
96. Педагогика. Учебное пособие. Под ред.Пидкасистого П.И. -М.: 996с.
97. Педагогический поиск.М.: Педагогика. 1987.-542с.
98. Педагогический словарь.-М.: Изд-во АПН РСФСР. 1960.Т.1.-774с.
99. Песенные узоры. Руские народные песни и игры для детей школьного возраста. М.:Музыка.1987.-199с.
100. Петрова В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников: Автореф.дисс. докт.пед.наук. -М.:1982.-43с.
101. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. Чебоксары.-1996-97с.
102. Петровский А.В. Общая психология.М.: Просвещение. 1970.-432с.
103. Петровский А.В., Шпалииский В.В. Социальная психология коллектива.-М. .Просвещение. 1978.-176с.
104. Петфосян М.Н. Гуманизм. Опыт философско-этического и социологического исследования проблем.-М.:МыслЬ. 1964.-280с.
105. Платонов К.К. О системе психологии.-М.:Мысль. 1972.216с.
106. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учигеля.-Л.:1980.-166с.
107. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М.:1990.-329с.
108. Программа курса "Культура и языки народов РФ".-М.: 1989.-84с.
109. Психологическая теория коллектива.-М.: Педагогика. 1979.-239с.
110. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М. .Педагогика. 1981. -128с.
111. Раттер М. Помощь Трудным детям. Пф. с англ.-М.: 1987.424с.
112. Российская педагогическая энциклопедия.Т.1.-М.:1993.
113. Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития.-М: 1991.
114. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.-1946.-704с.
115. Рубцов М.Б. Воспитание гуманных качеств у подростков всемье: Автореф.дисс. .кавд.пед.наук.-М.:1979.-17с.
116. Русское народное поэтическое творчество.-М.:Высшая Школа. 1978.
117. Саморукова П.Г. Игры детей: Учебное пособие.-Л.: 1973.90с.
118. Сангинова М.С. Формирование гуманизма в коллективе узбекской многодетной семьи: Автореф.дисс. .канд.пед.наук.-Ташкент. 1970.-22с.
119. Сокольников Ю.П. Логика и планирование деятельности школы.-М.: 1992.-78с.
120. Сокольников Ю.П. Общая концепция исследования. "Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества". Чебоксары. 1995.-41с.
121. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М.:1997.-360с.
122. Соддатенков А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросгок.//Педагогика.-1997.-№1.-38-42с.
123. Султанбаева К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии. Автореф.дисс. .канд.пед.наук.-М.: 1995.-16с.
124. Суханов И.В. Обычаи, традиций и приемственносгь поколений. М.: 1976.-219с.
125. Сухомлинский В.А. Избранные пед. сочинения в 3-х томах. М.:Педагогика.-Т. 1.1979.-658с.; Т.2.1980.-383с.
126. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего чеяовека.-М.:Педагогика. 1990.-285с.ill. Сухомлинский В.А. О воспитании.М.:1972.-270с.
127. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.:1971.-296с.
128. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение. 1979.-396с.
129. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск. Нар.асвета. 1981-288 с.
130. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников.:Просвещение.1979.-356с.
131. Тайчинов М.Г., Козбарь Б.С. Личность и ее самовоспи-тание.-Киев. :Молодь.1990.
132. Тайчинов М.Г Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар.1994.-119с.
133. Тайчинов М.Г Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся.М.: 1992.-47с.
134. Тайчинов М.Г, Абдрасимов С.Ф. Одоб как программа воспитания в этнопедагогической культуре.М.:1993.
135. Тарасевич Н.Н. Формирование гуманных отношений в классном коллективе младших подростков. Авторефдисс. .канд.пед.наук.М.: 1969.-21с.
136. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных решений. М.: 1961 .-245с.13S. Титаренко ВЛ. Семья и формирование личности. М.:1987.-96с.
137. Тимошина Т.Т. Использование прогрессивных традиций народной педагогики мордвы:/ На материале школ Мордовской АССР. Автореф. .канд.пед.наук.М.:1982.-16с.
138. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М.: 1982.-126с.
139. Трофимова Н.М. Формирование гуманистических взаимоотношений младших школьников в процессе учебной деятельности. Авторефлисс. .канд.пед.наук.-М.:1973.-24с.
140. Троицкий В.Ю. Пути русской школы.-М.:1994.-57с.
141. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. Вопросы воспитания. Т.1.М.:1953.-287с.
142. Урастаева Г.Д. Дидактические основы методической подготовки учителя. Автореф.дисс. .канд.пед.наук.-М.:1988.-16с.
143. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: 1974.-554с.
144. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И.Пиро-гова. Собр.соч.-М-Л.1948.т.З.-11-86с.
145. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр.соч.-М.:-Л. 1948.-т.2.-42-68с.
146. Философский энциклопедический словарь. М.: 1983.-825с.
147. Философский словарь.М.:Полотиздат.1963.-587с.
148. Филонов Г.Н. Состояние социума и воспитание //Педагогика. 1995.-№6.-26-31с.
149. Фирсгов В.Х. Взаимосвязь учебной и внеклассной воспитательной работы как условие эффективности обучения и воспитания. Авторефлисс. .канд.пед.наук.-М.:МГПИ.1971.-21с.
150. Формирование активной жизненной позиции школьников в процессе Обучения и воспитания. -М.:МГПИ.1981.-138с.
151. Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях. Автореф.дисс. .канд.пед.наук.-Казань. 1992.-16с.
152. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания.-М.:Педагогика.1983.-256с.
153. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей.-М.:Просвещение. 1983.-160С.
154. Как активизировать учение школьников. -Минск, Нар.асвета. 1975.-205с.
155. Царева Н.Б. Воспитание заботливого отношения к людям •у младших школьников,-Автореф.дисс. .канд.пед.наук.-Л.: 1981.-16с.
156. Дулова Е.А. Доверие и взаимопомощь //Специалист.-1994. №1.-7-8с.
157. Чебыкина Л.Т. Формирование нравственных взаимоотношений учащихся первых классов. Автореф. дисс . канд.пед.наук. -М.: 1981.-16с.
158. Черник f. Культура межнационального общения /Педагогика. 1992.-№7-8.-43с.
159. Шацкий С.Т. ПеД.соч. в 4-х томах.-М.: Просвеще-Ние.1965,
160. Шевченко Н.И. Отношение ответственной зависимости Как фактор воспитания гуманности у подростков1 Автореф.дисс. .канд.пед.наук. -М.:1978.-18с.
161. Шемшурина А.Й. Система воспитания этической культуры школьников.: Диссертация в виде научного доклада на сОисКание ученой степени доктора педагогических наук.М.: 1998.-66с.
162. Шемшурина А.И. Основы этической культуры школьников. М.: 1998.-130с.
163. Шиндлер К. Лапид Г. Навыки искусства ведения диалога //Антология ненасилия. -Москва-Бостон: 1991.-115-1 !9с.
164. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность.-М.:Мысль.-268с.
165. Школа и мир культур^ этносов. ВыпЛ .-М.: 1993.
166. Школа и мир культуры этносоЬ. Вып.2>М.: 1995.
167. Шмаков С.А. Ее величество игра.-М.;1992.-160с.
168. Шмаков СЛ. Игра учащихся феномен культуры.-М.: 1994.-238с.
169. Шмаков С.А. Каникулы.-М.:Новая школа.-1994.-160с.
170. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Учебное пособие. Москва-Ставрополь: 1991.-157с.
171. Шумейко В.П. Формирование гуманистических взаимоотношений в классном коллективе интерната. -Автореф.дисс. .касщ.пед.наук. -М.: 1981.-16с.
172. Щукина Г.И. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения школьников. -М.:Мысль. 1979.-132с.
173. Эльконин Д.Е. Психология игры. М.:Педагогика. 1978.304с.
174. Юрьева М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников. -Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -Казань. 1980.-17с.
175. Якобсон С.Т. Буадзе К.Ф. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей //Вопросы психологии. 1968 №6.-86-92с.