Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шакирова, Альфия Факилевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шакирова, Альфия Факилевна, 2003 год

Введение.

Глава 1. Формирование культуры межнациональных отношений в полиэтническом сельском социуме как педагогическая проблема.

1.1.Сущность и структура культуры межнациональных отношений.

1.2. Особенности культуры межнациональных отношений молодежи в полиэтническом сельском социуме.

1.3. Педагогические аспекты формирования культуры межнациональных отношений: теория и опыт.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Социально-педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений сельской молодежи.

2.1 .Модель формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в сельском социуме.

2.2. Программа и методики экспериментальной работы.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде"

Актуальность избранной темы обусловлена как ее практической значимостью, так и недостаточной научной разработанностью. В практическом плане она вытекает из четырех важнейших характеристик современной этнокультурной и социально-политической ситуации в России и Татарстане. Во-первых, необходимо отметить "текущую актуальность", которая состоит в необходимости снижать напряженность в межнациональных отношениях. Резкое их обострение в период распада СССР постепенно преодолевается, но нет гарантий того, что не возникнет новых проблем (тем более что они продолжают сохраняться в южных республиках России). Распространенное мнение о том, что все межэтнические проблемы вызваны (или спровоцированы) экономическими причинами (или интересами отдельных людей), не выдерживает критики и отражает лишь стремление ничего не делать для изменения этнокультурной ситуации в стране. Та ситуация, которая существовала в советское время, обеспечивала "интернационализм" на основе постепенной утраты народами (прежде всего,

I' г малыми) своей культуры. Эта тенденция не встречала отпора этнических меньшинств лишь потому, что поддерживалась и проводилась в жизнь колоссальной мощью тоталитарного режима. Как только его тиски ослабли, межэтнические проблемы тут же вышли наружу. Поэтому трудно согласиться с тем, что достаточно бросить все силы на решение экономических проблем, а этнические исчезнут сами. Напротив, формирование и развитие культуры межнациональных отношений является важным условием поддержания благоприятной для экономического развития страны и отдельных регионов социально-политической ситуации.

Во-вторых, сформулированная тема имеет "концептуальную актуальность", заключающуюся в том, что тесное взаимодействие различных этносов — историческая и социально-экономическая неизбежность не только для территорий со смешанным населением, т.к. во всем мире активно развиваются прямые и опосредованные информационные контакты с помощью разнообразных средств массовой коммуникации. У миллионов людей, никогда в жизни не встречавшихся с американцами, китайцами, арабами и т.д., тем не менее, имеется сложившееся отношение к ним. В этих условиях человечество, в целом, должно задуматься об общих механизмах формирования культуры межнациональных отношений и всемерно заботиться о ее развитии. Богатейший опыт накопила в этом плане зарубежная Европа, для которой характерно совместное проживание в течение многих веков на небольших территориях разных народов, каждый из которых, включая сравнительно небольшие по численности (голландцы, валлоны, фламандцы, норвежцы, датчане и др.), смог не только сохраниться как этнос, но и развиваться, внести вклад в общую культуру всего человечества. Таким образом, формирование культуры межнациональных отношений важно не только с точки зрения поддержания мира и согласия, но и в целях обеспечения поступательного развития и взаимного обогащения всех национальных культур.

В-третьих, одна из наиболее актуальных проблем, которая стоит перед Россией, - повышение общей культуры населения, т.е. каждой отдельной личности. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности. Утверждения о высоком уровне духовности и образованности наших сограждан, которые часто встречаются в периодической печати, - скорее, попытка выдать желаемое за действительное. Хорошо известно, что подлинное богатство любой страны — ее народ. Уровень экономического развития и уровень благосостояния зависят не от богатства недр, а от общей культуры людей, включая культуру труда, организации и управления, власти, человеческих отношений и т.д. Формирование культуры межнациональных отношений, таким образом, есть необходимый и в условиях России чрезвычайно важный аспект развития индивидуальной культуры каждой личности и, тем самым, развития культуры всей страны.

В-четвертых, рассматриваемая проблема является актуальной с точки зрения педагогической практики. Насколько эта практика ориентирована на формирование культуры межнациональных отношений? Насколько она осознает важность решения данной задачи и целеустремленно работает над ней? Существуют ли какие-то комплексные, общенациональные программы в этой области? Разрабатываются ли и внедряются ли такие программы в отдельных регионах? Увы, на все перечисленные вопросы, в том числе и на последний, трудно дать положительные ответы, т.к. реальная работа в данном направлении осуществляется лишь в некоторых регионах страны. Перечисление причин, делающих проблему формирования культуры межэтнических отношений актуальной, как в общем, так и в педагогическом плане, можно продолжать, но и сказанного, пожалуй, уже достаточно. Очевидно, что практическая важность ее разработки велика.

Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований показал, что теоретические проблемы формирования культуры межнациональных отношений в современных условиях разработана недостаточно. Известно, что в течение длительного времени этнология, этнопсихология и эт-нопедагогика в нашей стране развивались в русле двух идеологических штампов, получивших отражение в понятиях "социалистического интернационализма" и "новой исторической общности", точнее не столько в самих данных понятиях, сколько во вкладывавшихся в них смысле и содержании. По сути дела, все было направлено не на изучение реалий, не на выявление и объяснение действительных процессов, противоречий и перспектив, а на их замалчивание и подтверждение верности официальной национальной политики.

Тем не менее, ряд этнологических и этнокультурологических проблем были проанализированы в 60-80-ые г.г. XX в. в трудах С.А.Арутюнова и И.Н.Чебоксарова, Ю.В.Арутюняна, А.К.Байбурина, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурми-стровой и С.А. Дмитриева, М.Н.Губогло, М.С.Джунусова, Л.М.Дробижевой, Г.В.Мухаметзяновой, В.А.Тишкова, и др. [13, 14. 25 - 27, 44, 53, 58, 109, 133,

144, 155,]. Нельзя не отметить также глубокие этнологические труды Л.Н.Гумилева [46,47], но они стали известны широкому кругу ученых и просто читателей лишь в последние годы. К тому же в его работах не ставилась цель изучения межэтнических отношений в существующих социально-экономических и социально-политических условиях.

Несмотря на то, что, начиная с середины 80-ых г.г., в отечественных этнологии, культурологии, социологии, социальной психологии стало появляться больше монографических работ и тематических сборников, посвященных исследованию проблем этнического развития разных народов, населяющих Россию, и их взаимодействия друг с другом: Р.Г.Абдулатипов, В.А.Авксентьев и А.В.Авксентьев, Э.А.Баграмов, Г.С.Денисова, Л.М.Дробижева, В.Н.Иванов, Б.И.Кретов и А.Н.Некрасова, Н.М.Лебедева, Н.Р.Маликова, В.М.Семенов, Г.У.Солдатова (Кцоева), А.А.Сусоколов, В.А.Тишков, и др. [1, 2, 4, 16, 19, 52, 59, 64, 86, 96, 99, 113, 126, 131, 140, 145, 146], - и несмотря на быстро увеличивающееся количество диссертационных исследований (Л.А.Алыиевская, Е.В.Андреенкова, И.Б.Андрущак, Л.В.Берейшик, Г.Т.Галиев, С.Д.Гуриева, К.Д.Давлетшин, Л.Р.Заурбекова, 3.Д.Казан, В.Ф.Ковров, А.А.Кокорев, А.В.Кудрин, Г.У.Кцоева, К.А.Мантаева, А.Н.Некрасова, М.И.Пирен, Г.А.Серекова и др. [6, 9, 10, 20, 36, 48, 49, 62, 70, 76, 78, 88, 95, 101, 114, 121, 127]), не изученного и неизвестного остается слишком много.

Слабо изучены, например, особенности национального самосознания большинства народов России, в том числе русского, и динамические изменения, происходящие в национальных менталитетах в настоящее время; неизвестно, какие изменения обусловлены только текущими социальными реалиями, а какие отражают объективные тенденции развития, внутренне присущие любому этносу; нет однозначного понимания закономерностей формирования межнациональных отношений, соотношения исторически обусловленных социально-психологических стереотипов межэтнического восприятия и реакции на современные события; неопределенным является само понятие культуры межнациональных отношений. Это только некоторые проблемы.

В то же время в ряде исследований [15, 45, 63, 82, 84, 90, 97, 125, 126, 132, 154 и др.] было показано, что реальная культура межнациональных отношений в России не лишена недостатков: существуют и порой сильны на бытовом уровне негативные стереотипы восприятия тех или иных этносов, недостаточно развито знание традиций и обычаев даже рядом живущих народов, имеется нигилистическое отношение к языкам и культурам малых народов со стороны представителей крупных и т.д. Причем, это не единичные, а получившие определенное распространение и закрепившиеся в обыденных этнических сознаниях явления. Все это поднимает вопрос о путях преодоления указанных недостатков и развития культуры межнациональных отношений, в частности о необходимости разработки педагогических методов и средств ее развития.

Однако педагогический аспект формирования культуры межнациональных отношений также изучен недостаточно, несмотря на усилившееся внимание к возрождению этнопедагогических традиций у разных народов (П.Р.Атутов, М.В.Богуславский, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, Р.И.Зиннурова, Г.В.Мухаметзянова, В.А.Николаев, И.З.Сковородкина, Ф.Ф.Харисов и др. [17, 21, 73,111, 151]); к исследованию многокультурности, в том числе в ее этническом разрезе, как дидактического принципа (А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, Г.В.Палаткина и др.[55 - 57, 116]); непосредственно к проблемам воспитания культуры межнационального общения и межнациональных отношений (Л.А.Альшевская, Г.Т.Галиев, Р.Т.Гарданов, Э.Г.Гарунов, З.Т.Гасанов, А.Ф.Дашдамиров, С.Ш.Кабаканова, Р.И.Кадиева, А.В.Кирьякова, В.П.Комаров, З.Ф.Мубинова, С.П.Тадыева, В.А Ханстантинов, Е.И.Чарикова, Г.А.Ягодин и др. [6, 36-41, 50, 68, 69, 75, 80, 81, 93, 109, 142, 150, 153, 157]). В течение последнего десятилетия в стране был проведен ряд крупных научных конференций и круглых столов, посвященных перечисленным проблемам [12, 33, 87, 91, 106, 149].

Несмотря на все это с сожалением приходится констатировать, что:

- в России нет общенациональной программы развития и укрепления федерализма и межэтнических отношений и не разработана соответствующая педагогическая концепция и программа;

- данная проблема не находит достаточного понимания и в регионах, в том числе со смешанным этническим составом: пожалуй, только в Дагестане ей уделяется должное внимание, но опыт, накопленный в этой республике, нельзя перенести без соответствующей адаптации ни на регионы коренного русского расселения, ни на такие регионы, как Республика Татарстан (далее РТ);

- в учебных программах и учебниках допускается односторонняя интерпретация исторических фактов, критические оценочные суждения по поводу уровня социально-экономического и социокультурного развития отдельных народов, их традиций, обычаев, обрядов и др.;

- существующая на уровне обыденного сознания традиционная культура межэтнических отношений, которая сложилась в том или ином регионе, оказывается в итоге чуть ли не единственным реальным фактором, способным влиять на формирование ее у детей и молодежи, а преподаватели никак не являются двигателями прогресса в данной области, т.к. зачастую сами не имеют глубокого знания и понимания сути процессов межэтнического взаимодействия и предстают всего лишь носителями и передатчиками традиционной культуры со всеми ее плюсами и минусами.

Совокупность указанных противоречий порождает проблему: каковы педагогические условия и средства формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в полиэтническом сельском социуме, в котором преобладают две крупные нации с развитым этническим самосознанием?

Объект исследования — формирование культуры межнациональных отношений сельской учащейся молодежи в педагогическом процессе в социокультурной среде взаимодействия разных этносов.

Предмет исследования - педагогические условия и средства формирования культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи в полиэтническом сельском социуме.

Цель исследования - разработать и обосновать комплекс педагогических условий и средств формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи (на примере сельского региона Республики Татарстан)

Гипотеза исследования. Процесс формирования культуры межнациональных отношений молодежи в педагогическом процессе в полиэтническом сельском социуме осуществляется эффективно, если предусматривает сохранение прогрессивных особенностей национальных культур, динамизм их развития во всех сферах этнокультурного взаимодействия и учитывает следующие условия и средства:

- широкая связь педагогической деятельности (в различных ее аспектах) с социальной средой, ее "встроенность" в общую систему работы в данном направлении, осуществляемую в социуме;

- соблюдение поэтапности и непрерывности в процессе формирования культуры межнациональных отношений;

- наличие компетентных в данной области руководителей и педагогов, необходимость их предварительной подготовки;

- вычленение культурологического аспекта в региональном компоненте содержания образования;

- многообразие используемых средств и форм учебно-воспитательной деятельности, основанных на личностно ориентированном и индивидуально дифференцированном подходах к формированию культуры межнациональных отношений.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, педагогическое содержание и структуру понятия "культура межнациональных отношений", определить уровни ее сформирован-ности.

2. Выявить факторы, влияющие на формирование культуры межнациональных отношений в сельском полиэтническом социуме, проанализировать трудности и противоречия этого процесса.

3. Теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий и средств формирования культуры межнациональных отношений в сельском полиэтническом социуме.

4. Разработать и реализовать модель формирования культуры межнациональных отношений.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

- теории этноса и межэтнических отношений (Ю.В.Бромлей, Э.Геллнер, Л.Н.Гумилев, В.А.Тишков, Э.Хобсбаум, B.R.Anderson, F.Barth, D.Horovitz, P.L.Van den Berg и др.);

- психологические и социально-психологические концепции социального восприятия (в том числе межэтнического), формирования стереотипов и установок (Г.М.Андреева, Г.У.Солдатова, В.Ф.Петренко, Т.Г.Стефаненко, R.D'Andrade, J.R.Dovidio, S.T.Fiske, H.Tajfel и др.);

- теоретические подходы к пониманию феномена культуры в целом и культуры межнациональных отношений в частности (А.И.Арнольдов, С.А.Арутюнов, М.С.Джунусов, Л.М.Дробижева, М.Коул, Э.С.Маркарян, М.И.Махмутов, В.М.Межуев, M.S.Archer, A.Furnham, H.C.Triandis и др.);

- педагогические теории воспитания, основанные на личностно ориентированном и поликультурном подходах (Л.А.Волович, Г.Д.Дмитриев, Г.В.Мухаметзянова, Р.А.Низамов, Г.Н.Филонов, J.S.Bruner, R.Rosental и др.);

- педагогические исследования проблем формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения (Г.Т.Галиев, З.Т.Гасанов, Г.В.Мухаметзянова, Ф.Ф.Харисов, В.П.Комаров, и др.).

Методы исследования. Исследование опиралось на общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей. В теоретической части широко использовался анализ литературных источников (материалы этнологических, этнопсихологических и этнопедагогических исследований). Изучался опыт работы по формированию культуры межнациональных отношений, накопленный за рубежом и в различных регионах РФ, в том числе в Татарстане.

Проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Осуществлялся анкетный опрос по специально разработанной методике, интервью и беседы с педагогами и студентами ССУЗ. Для обработки результатов применялись стандартные методы математической статистики: вычисление частот распределений, средних арифметических, дисперсий, статистической достоверности различий средних арифметических, коэффициентов корреляции и их статистической значимости; методы графического представления результатов в виде таблиц и схем и др.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась в Кукмор-ском районе Республики Татарстан, населенном татарами, русскими, удмуртами, марийцами и представителями некоторых других этнических групп. Выборка исследования при проведении диагностических замеров составила 370 учащихся и 75 преподавателей. В формирующем эксперимента в разной степени участвовали учащиеся и педагоги всех средних (в том числе профессиональных) учебных заведений района.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1) уточнено содержание понятия "культура межнациональных отношений" одновременно как а) интегративного качества личности, б) части национальной культуры и в) метакультуры, надстраивающейся над ней; раскрыта ее структура, в которой выделены вариативные и инвариантные элементы;

2) разработана педагогическая модель формирования культуры межнациональных отношений, включающая в себя цели, взаимосвязанные этапы, формы, методы и критерии ее сформированности;

3) определен и обоснован комплекс педагогических условий и средств (связь педагогической деятельности с социальной средой, поэтапность и непрерывность; наличие компетентных руководителей и педагогов, вычленение культурологического аспекта содержания образования, многообразие средств и форм учебной и воспитательной деятельностей), обеспечивающих эффективное формирование культуры межнациональных отношений учащихся в масштабе сельского административного района Республики Татарстан.

Практическая значимость проделанной работы состоит в достигнутом в ее результате повышении уровня развития культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в Кукморском районе Республики Татарстан, а также в возможности переноса разработанной модели и программы формирования культуры межнациональных отношений или отдельных их элементов на другие районы и регионы. Материалы и результаты проведенного исследования могут найти широкое применение в процессе подготовки и переподготовки преподавателей, работающих в многонациональных регионах.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивалась: а) опорой на общенаучные принципы и методы научного исследования; б) тщательной теоретической проработкой концептуальных основ исследования; в) использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; г) соблюдением формальных требований, предъявляемых к экспериментальным научным исследованиям: расчет объема выборки, проверка надежности методики, использование методов статистического анализа информации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через научно-методические публикации автора, которых по теме исследования 7 общим объемом 2,85 п.л. Автор принял участие и выступил с докладами на двух Международных научно-практических конференциях - "Этические аспекты образования XXI века" (2001 г.), "Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования" (2002 г.); на республиканских научнопрактических конференциях "Формирование личности студента в средних специальных учебных заведениях" (2003 г.) и "Этническое самосознание и кросс-культурное взаимодействие народов Поволжья" (2003 г.). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс средних и профессиональных учебных заведений Кукморского района Республики Татарстан.

На защиту выносятся:

1) содержание и структура культуры межнациональных отношений как единство когнитивных, аффективных и поведенческих элементов, среди которых имеются вариативные и инвариантные, а также совокупность критериев, позволяющих фиксировать уровень ее развития в конкретном социуме;

2) модель формирования культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи, включающая в себя этапы, принципы и комплекс педагогических условий и средств;

3) программа практической реализации предложенной модели.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе.

1. Формирование КМО учащейся молодежи - процесс, требующий участия не только педагогов, но и всех элементов социальной среды. Поэтому необходима разработка модели этого процесса на трех уровнях: уровне целостного социума, уровне образовательной системы этого социума, уровне отдельного учебного заведения.

2. Основными условиями формирования КМО на первом уровне являются: политико-правовые, социально-экономические, социокультурные, психолого-педагогические. На втором и третьем уровне они конкретизируются и приобретают следующий вид: связь педагогической системы с социальной средой, наличие у руководителей учебных заведений и педагогов установки на необходимость формирования КМО, поэтапная организация процесса формирования КМО у учащихся, вычленение культурологического аспекта в региональном компоненте образования, использование разнообразных форм и методов учебной и воспитательной работы.

3. Процесс формирования КМО должен строиться в соответствии с некоторыми основными принципами, важнейшими среди которых являются: развитие этнической идентичности, развитие этнической толерантности, развитие межкультурной компетентности, развитие диагностической компетентности, дифференциация содержания, форм и методов обучения и воспитания, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания, педагогическое творчество преподавателей и работников сферы образования, программное обеспечение процесса формирования КМО.

4. На основе указанных условий и принципов может быть разработана и успешно реализована программа формирования КМО учащихся: детей и молодежи, - в многонациональном сельском районе. Такая программа предполагает широкое взаимодействие органов и учреждений образования района между собой и с другими организациями, т.е. она должна носить комплексный характер.

5. Опыт разработки и реализации такой Программы в Кукморском районе Республики Татарстан показал, что в ней должно быть уделено большое внимание формированию у учащихся культурологических знаний о народах населяющих данный край, а также формированию у них позитивного межэтнического восприятия и позитивных установок на межэтническое взаимодействие.

6. Диагностика, проведенная по итогам опытно-экспериментальной работы в Кукморском районе, показала, что у учащихся разных национальностей: татар (в том числе крещеных), русских, удмуртов, марийцев и др., — повысились, хотя и в разной степени, все критериальные показатели (индексы), характеризующие уровень сформированности у них КМО.

7. Полученные данные говорят, во-первых, о том, что наибольшее повышение показателей произошло у учащихся-татар, у которых ранее они были на наиболее низком уровне; во-вторых, о том, что повышение КМО учащихся связано, в первую очередь, с изменением в лучшую сторону их восприятия и понимания культуры этнических меньшинств, каковыми в районе являются финно-угорские народы.

Заключение

Проведенная нами теоретическая, опытно-экспериментальная и научно-исследовательская работа по проблеме формирования культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи в сельском многонациональном районе (на примере Кукморского района Республики Татарстан, населенного татарами, русскими, удмуртами, марийцами и представителями некоторых других народов) позволила придти к некоторым обобщениям и выводам.

1. Культуру межнациональных отношений нужно понимать как целостно организованную совокупность ценностей и норм, находящую отражение в стереотипах восприятия людей разной национальности и в шаблонах их поведения по отношению друг к другу. Она призвана регулировать отношения и взаимодействие между нациями и этническими группами (в том числе, межличностное общение между их конкретными представителями). В то же время, она приобретает специфическую форму в индивидуальном сознании каждой личности.

2. Структура культуры межнациональных отношений в том виде, в каком она нами понимается, включает в себя: а) взаимное знание лицами разных национальностей языка, истории, культуры, обычаев друг друга; б) сложившиеся стереотипы межэтнического восприятия, которые делятся на общий (целостное восприятие и отношение) и частные (отношение к отдельным проявлениям национального характера, менталитета и культуры); в) толерантность, как общая готовность личности к продуктивному межэтническому и межкультурному взаимодействию.

3. Предложенное понимание структуры культуры межнациональных отношений позволяет выделить в качестве критериев уровня ее развития: а) меру выраженности этнического самосознания, б) меру знания представителями разных наций культуры друг друга, в) меру позитивности - негативности целостного отношения к другим народам, г) меру готовности поддерживать хорошие отношения со всеми народами, ничем не выделяя своих.

4. Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи - процесс, требующий участия не только педагогов, но и всех элементов социальной среды. Поэтому необходима разработка модели этого процессса на трех уровнях: уровне целостного социума, уровне образовательной системы этого социума, уровне отдельного учебного заведения. В теоретико-методологическом плане такая модель не может быть обращена только к сфере внеучебной воспитательной работы или ограничиваться учебным процессом. Более того, она предполагает формирование широкой социокультурной среды в рамках учебного заведения и целого региона. Следовательно, эта модель должна быть социально-педагогической

5. Основными условиями формирования культуры межнациональных отношений на первом уровне являются: политико-правовые, социально-экономические, культурно-информационные, психолого-педагогические. На втором и третьем уровне они конкретизируются и приобретают следующий вид: связь педагогической системы с социальной средой, наличие у руководителей учебных заведений и педагогов установки на необходимость формирования культуры межнациональных отношений, поэтапная организация процесса формирования культуры межнациональных отношений у учащихся, вычленение культурологического аспекта в региональном компоненте образования, использование разнообразных форм и методов учебной и воспитательной работы.

6. Процесс формирования культуры межнациональных отношений должен строиться в соответствии с некоторыми основными принципами, важнейшими среди которых являются: развитие этнической идентичности, развитие этнической толерантности, развитие межкультурной компетентности, развитие диагностической компетентности, дифференциация содержания, форм и методов обучения и воспитания, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания, педагогическое творчество преподавателей и работников сферы образования, программное обеспечение процесса формирования культуры межнациональных отношений.

7. На основе указанных условий и принципов может быть разработана и реализована Программа формирования культуры межнациональных отношений учащихся: детей и молодежи, - в многонациональном сельском районе. Такая Программа предполагает широкое взаимодействие органов и учреждений образования района между собой и с другими организациями и учреждениями, т.е. она должна носитгь комплексный характер. Опыт разработки и реализации такой программы в Кукморском районе Республики Татарстан показал, что в ней должно быть уделено особое внимание формированию у учащихся культурологических знаний о народах соместно населяющих данный край, а также формированию у них позитивного межэтнического восприятия и позитивных установок на межэтническое взаимодействие.

8. В процессе формирования и развития культуры межнациональных отношений у учащихся могут использоваться разнообразные формы, методы и приемы учебной и воспитательной работы, каждый из которых является многоцелевым, т.е. одна и та же форма или метод могут способствовать решению разных педагогических задач, в том числе формированию культуры межнациональных отношений. Этот процесс должен быть поэтапно организован и требует тщательной подготовительной работы со стороны органов управления образованием, руководителей учебных заведений и отдельных педагогов.

9. Опытно-экспериментальная работа в Кукморском районе, включая подготовительный этап, заняла около 3-х учебных лет, однако, она опиралась на большой предшествовавший опыт, накопленный в данном направлении районными учреждениями образования, различными органами управления и самоуправления, а также самими проживающими в районе народами.

10. Диагностика, проведенная по итогам опытно-экспериментальной работы в Кукморском районе, показала, что у учащихся разных национальностей: татар (в том числе крещеных), русских, удмуртов, марийцев и др., - повысились, хотя и в разной степени, все критериальные показатели (индексы), характеризующие уровень сформированности у них культуры межнациональных отношений. Полученные данные говорят, во-первых, о том, что наибольшее повышение показателей произошло у учащихся-татар, у которых ранее они были на наиболее низком уровне; во-вторых, о том, что повышение культуры межнациональных отношений учащихся связано, в первую очередь, с изменением в лучшую сторону их восприятия и понимания культуры этнических меньшинств, каковыми в районе являются финно-угорские народы.

Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа привела к положительным изменениям в культуре межнациональных отношений учащейся молодежи в Кукморском районе Республики Татарстан. Это позволяет говорить об эффективности разработанной нами модели и Программы формирования культуры межнациональных отношений. Вместе с тем, мы считаем необходимым указать в заключение, что данная деятельность является непрерывной. Завершение исследования не означает завершения самой работы по формированию и развитию культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в Кукморском районе. Такую работу нужно продолжать, и она должна быть действительно непрерывной. Дело в том, что вступают в жизнь все новые и новые поколения людей, которые будут жить в условиях все более тесного межкультурного взаимодействия, и если их не обучать культуре межнациональных отношений, сама собой она будет формироваться на недостаточном уровне. Но постоянные усилия по развитию культуры межнациональных отношений нужны не только детям и молодежи - они нужны для всех людей независимо от их возраста. Особенно это касается таких многонациональных стран и регионов как Россия, Среднее Поволжье и Приуралье, где миллионы людей, представляющих разные народы, хотят жить в дружбе и согласии друг с другом.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шакирова, Альфия Факилевна, Казань

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". — М.: Мысль, 1992. - 169 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. — М.: Политиздат, 1991. -224 с.

3. Абдуразакова Д.М. Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.-17с.

4. Авксентьев В.А., Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГНЯ, 1993. — 222 с.

5. Алишев Б.С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ. Казань: ИСПО РАО, 2001. - 248с.

6. Алыпевская JI.A. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Дисс. . канд. пед. наук. — Минск, 1993.- 185 с.

7. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс,1997.-239с.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. - 416с

9. Андреенкова Е.В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским исреднеазиатским народам. Автореф. дисс. . канд социол. наук. М., 2000. - 28 с.

10. Ю.Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений. Дисс. . канд. психол. наук. — М.,1998.-209 с.

11. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240 с.

12. Артамонов В.И. На симпозиуме по межнациональным проблемам // Психологический журнал. 1989. - Т. 10, №4. - С.34-45.

13. З.Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.-243 с.

14. Арутюнов С.А., Чебоксаров И.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. Вып.2. М., 1972. — С.8-30.

15. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветском обществе: межличностный аспект // Социологические исследования. — 1999. — №4. — С.58-62.

16. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 271 с.

17. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. - №2. - С.25-32.

18. Ахроров Ю.А. Педагогические основы подготовки будущих учителей к формированию культуры межнационального общения учащихся. Автореф. дисс. док. пед. наук. — Ташкент, 1993. 38 с.

19. Баграмов Э.А. Национальные проблемы в современных условиях // Национальные проблемы в современных условиях. М., 1988. - С.21-67.

20. Берейшик JI.B. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-ые годы. Дисс. . канд. истор. наук. М., 1991. - 225 с.

21. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. — 1998. №7. — С.82-87.

22. Богуш Т.А. Формирование культуры межнационального общения в Западном регионе Белоруссии. Дисс. . канд. социол. наук. Минск, 1992. — 166 с.

23. Бондаренко Е.А. Республика Татарстан: национальные отношения // Социологические исследования. 1999. — №11. — С.68-72.

24. Бринова Т.М. Культурные межэтнические традиции как фактор семейного воспитания (на материале семей Магаданской области РФ). Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1998. -24с.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412с.

26. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987. 355с.

27. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные. Культура межнационального общения в СССР. М.: Мысль, 1986. - 254с.

28. Будаева М.М. Дидактические основы изучения гуманитарных дисциплин в системе национально-регионального образования (на материалах Республики Бурятия). Автореф. дисс. канд. пед. паук. М., 2002. - 20с.

29. Васильева Н.Н. Личностно-ориентированная межкультурная коммуникативная технология обучения студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2000. 24с.

30. О.Власова В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе эт-нокультуры. Дисс. канд. пед. наук. Новочеркасск, 1999. - 181с.

31. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1997.- 36с.

32. Воспитание культуры межнационального общения / Сост. В.И.Буренко, Н.Е.Иванюшкин, В.В.Меркулов, В.М.Плешинцев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-44с.

33. Воспитание культуры межнациональных отношений. Материалы республиканской научно-практической конференции. Алма-Ата, 1988. - 191с.

34. Всеобщая Декларация прав человека // Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. М.: Юристь, 2000. - С. 165-172.

35. Габдуллина Л.Б. Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2002. - 196с.

36. Галиев Г.Т. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений. Дисс. . док. социол. наук. Уфа, 1997. - 382с.

37. Гарданов Р.Т. Педагогические условия интернационального воспитания школьников. Дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 1993. - 142с.

38. Гарунов Э.Г. Интернациональное воспитание учащихся в школах со смешанным национальным составом. Учебное пособие. Махачкала: ДГПИ, 1992.-132с.

39. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1998.

40. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 2000. — 44с.

41. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. - №4. - С.24-30.

42. Геллнер Э. Нация и национализм / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. —320с.

43. Гизатуллина Г. Образовательная политика в условиях билингвизма: опыт Бельгии и Татарстана // Фэн Ьэм мэктэп. Н.Челны. 1999. - №7-8. - С.31-33.

44. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. М.: Наука, 1984.-288с.

45. Гузенкова Т.С., Коростелев А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходства и различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. — С. 143-171.

46. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. — JL, 1990. —280с.

47. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: Подходы к изучению // Социологические исследования. 1992. - №1. - С.50-57.

48. Гуриева С.Д. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1997. - 241с.

49. Давлетшин К.Д. Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту. Дисс. док. филос. наук. М., 1998. - 342с.

50. Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.5. М., 2000. - С. 12-26.

51. Дейкер X. Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник. — М.: Институт этнографии АН СССР, 1979. С.29-41.

52. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-ых годов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. — 224с.

53. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. — Ашхабад: Ылым, 1983. -404с.

54. Джунусов М.С. Национализм: Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998.-286с.

55. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. - №10. - С.93-98.

56. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

57. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. -№10. - С.3-11.

58. Дробижева JI.M. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981. - 253с.

59. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-ых годов. М.: Мысль, 1996.-383с.

60. Дубова Н.А., Комарова О.Д., Ямсков А.Н. Факторы формирования межэтнических отношений в среде сельского населения южных районов Пермской области. Серия "Исследования по прикладной и неотложной этнологии" ИЭА РАН. М., 1995. - №81. - 30с.

61. Иванов В.Н. Социология межнациональных отношений. — М., 1996. —238с.

62. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

63. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения. Дисс. канд. полит, наук. -М., 2000. 152 с.

64. Исламшина Т.Г. Интернациональное воспитание: перестройка форм и средств. Казань: Изд-во КГУ, 1990. - 213 с.

65. Кабаканова С.Ш. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения // Советская педагогика. — 1991. №9.

66. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом. Дисс. . канд. пед. наук. — Махачкала, 1999. -148 с.

67. Казан З.Д. Межнациональное общение как феномен культуры. Дисс. . канд. филос. наук. М., 1993.-151 с.

68. Кариайнен К., Фурман Д.Е. Татары и русские верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии. — 1999. — №11. - С.68-80.

69. Кертанов Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании реформирующегося общества. Автореф. дисс. . канд. полит, наук. — М., 2000. — 38 с.

70. Кириченко С.Н. Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2002.-25с.

71. Кириченко С.Н. Программа "Этнокультурный и этнопедагогический диалог в образовательном процессе". Ростов н/Д, 2001. - 27с.

72. Кирьякова А.В. Интернациональное воспитание в школе: Учеб. Пособие к спецкурсу. Куйбышев, 1988. - 72 с.

73. Ковров В.Ф. Проблемы гармонизации межнациональных отношений в республике Башкортостан. Автореф. дисс. канд. социол. Наук. — Уфа, 2000. — 22 с.

74. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. -М., 1978. 18с.

75. Кокорев А.А. Психология межнационального общения. Дисс. . док. психол. наук. — М., 1992. 594 с.

76. Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001. - 23с.

77. Комаров В.П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе. Казань: Тан-заря, 1995. - 142 с.

78. Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. Дисс. .док. пед. наук. Казань, 1996. - 342 с.

79. Конева Е.В., Балакирева Г.В. Этнические стереотипы и межнациональные отношения // Мышление и субъективный мир / Отв. ред. Ю.К.Корнилов. Ярославль: ЯрГУ, 1991. - С.71-77.

80. Коренное население. Доклад независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М.: Международные отношения, 1990. - 244 с.

81. Коростелев А.Д. Динамика этнического состава сельских поселений Башкортостана (к проблеме татаро-башкирской межэтнической напряженности

82. Конфликтная этничность и этнические конфликты / Отв. ред. Л.М.Дробижева. М.: ИЭА РАН, 1994. - С.67-92.

83. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: "Когито-Центр", Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 432с.

84. Кретов Б.И., Некрасова А.Н. Культура межнационального общения и политическая культура. М., 1989. - 142 с.87."Круглый стол" Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2000. - №5. - С.41-58.

85. Кудрин А.В. Социальные проблемы гармонизации межэтнических отношений в "сложносоставных" субъектах Российской Федерации. Дисс. . канд. социол. наук. Пермь, 1999. - 252 с.

86. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. - №6. - С.3-11.

87. Куликов В.Н., Сушков И.Р., Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 1. - С.31 -40.

88. Культура межнационального общения // Советская педагогика. — 1991. -№3. -С.3-25.

89. Культура: теории и проблемы. — М.: Наука, 1995. 278с.

90. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика. — 1992.-№7-8.-С.41-44.

91. Кцоева Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Наука, 1988. - С.111-125.

92. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1985. -24 с.

93. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.

94. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. 1995. - №2. - С.70-81.

95. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. -№11.- С.46-54.

96. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. М.: ИС АН СССР, 1990. — 119 с.

97. Мансурова Г.М. Политические стереотипы студенческой молодежи. Автореф. канд. дисс. Казань, 1992. - 15с.

98. Мантаева К.А. Психологические особенности межэтнических отношений и пути их оптимизации. Дисс. . канд. психол. наук. М., 1998. — 178 с.

99. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-282 с.

100. Машкова С.А. Культура межнационального общения и формирование ее у детей дошкольного возраста (На материалах Республики Мордовия). Программа спецкурса и методические рекомендации. Саранск, 1999. - 35с.

101. Медведко С.В. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Дисс. канд. филос. наук. -М., 1997.- 134 с.

102. Межкультурное образование: подход Совета Европы. М.: ИНПО, 1995.-180 с.

103. Межнациональные отношения и интернациональное воспитание молодежи: проблемы, поиски, решения. Тезисы докладов межреспубликанской научно-практической конференции. Ашхабад, 1989.

104. Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. М., 1984.

105. Мубинова З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе. Дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 1998. — 191 с.

106. Мухаметзянова Г.В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 247 с.

107. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Изд-во "Магистр", 1995. - 222 с.

108. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. — Казань: Заря-Тан, 1994. 114с.

109. Мягченков С.В. Интернационализм истинный, а не показной // Сов. Педагогика. 1991. - №12. - С. 12-18.

110. ИЗ. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-ых г.г. / Под ред. JI.M. Дробижевой. М.: ИЭА РАН, 1994. — 273 с.

111. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде. Дисс. док. филос. наук. -М., 1992. 363 с.

112. Основы марксистско-ленинской теории культуры. / Под ред. А.И.Арнольдова. -М.: Высшая шк., 1976. 304с.

113. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. - №5. — С.41-47.

114. Петренко В.Ф., Алиева JI.A. Исследование этнических стереотипов с использованием методики "множественных идентификаций" // Психологический журнал. 1987. - Т.8, №6. - С.21-35.

115. Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: социологическая перспектива // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. - С.314-330.

116. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. - №3.

117. Пименов В.В., Филиппов В.Р. Массовые этнологические исследования. Методы и техника. М., 1995. - 250 с.

118. Пирен М.И. Культура межнационального общения. Дисс. . док. филос. наук. — Киев, 1992. — 317 с.

119. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

120. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Ред. коллегия: Б.Л.Вульфсон, Н.М.Воскресенская, З.А.Малькова, В.Я.Пилиповский. — М., 1995.

121. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авторы-сост.: В.Н.Иванов, И.В.Ладода, Г.Ю.Семгин. М.: Academia, 1996.-294 с.

122. Савва И.В., Чупров В.И. Этнический статус в молодежной среде // Социологические исследования. 1992. - №7. — С.20-30.

123. Семенов В.М., Иордан М.В., Бабаков В.Г. Самогонов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР. М.: Институт философии АН СССР, 1991.-235 с.

124. Серекова Г.А. Межнациональный диалог и национальная культура. Дисс. канд. филос. наук. — М., 1994. 143 с.

125. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск: "Университетское", 1986.- 159 с.

126. Соколовский С.В. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. Серия "Научные доклады", "42. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. — 217 с.

127. Солдатенкова А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток // Советская педагогика. 1990. - № ? — С. 129-134.

128. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1996. - 389с.

129. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. - Т. 18, №1. - С.50-60.

130. Социальное и национальное. Опыт этносоциологического исследования на материалах Татарской АССР / Ред. коллегия: Ю.В.Арутюнян (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1973. - 331 с.

131. Степанова Г.С., Трофимова Н.М. Особенности этнического самосознания студентов педагогического вуза // Педагогика. 2000. - №3. - С.34-41.

132. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С.242-250.

133. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологических исследований. -М.: Изд-во МГУ, 1993.

134. Сужикова М.М., Сапаргалиев Г.С. Некоторые философские проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений. Алма-Ата, 1989.

135. Султанбаева К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии. Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 17с.

136. Суси П. Нация, культура и кризис идентичности: эссе о мульти-культурных обществах // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995. - С.60-71.

137. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998. - 688 с.

138. Тадыева С.П. Интернациональное воспитание учащихся в школе многонационального состава с русским языком обучения. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1987.-198 с.

139. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573с.

140. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. — 1985. -№5. С.3-14.

141. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: "Русский мир", 1997. - 532 с.

142. Троицкий Е.С. Некоторые аспекты разработки целостной концепции межнациональных отношений // Научный коммунизм. — 1989. № 6. — С.37-45.

143. Филонов Г.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки // Педагогика. — 2001. №9. - С.3-10.

144. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии. — 1988. — №12. -С.113-120.

145. Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи: Методические материалы научно-практической конференции. -Майкоп, 1992.

146. Ханстантинов В.А. Культура межнационального общения: сущность, тенденции развития. М., 1992.

147. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1994. - 200 с.

148. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Пер. с англ. — СПб.: Алетейя, 1998. 307 с.

149. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения // Советская педагогика. 1991 -№12. - С. 18-20.

150. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социс. 1999. - № 4. - С. 62-70.

151. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К.Байбурина. JL: Наука, 1985.-328 с.

152. Этносы и этнические процессы. М.: Наука. Издат. фирма "Восточная литература", 1993.

153. Ягодин Г.А. Совершенствование межнациональных отношений в школе // Сов. Педагогика, 1989. № 8. - С.3-11.

154. Яркова Е.Н. Межэтнические отношения: типология социокультурных программ (на материале российско-киргизских отношений) // Мир психологии. 2001. - №1. - С.219-228.

155. Anderson B.R. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.: Verso, 1983. - 160 p.

156. Archer M.S. Theory, Culture and Post-Industrial Society // Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity / M.Featherstone (Ed.). London: Sage, 1990. — P.97-120.

157. Barth F. Enduring and emerging issues in the analysis of ethnicity // The Antropology of Ethnicity. Beyond Ethnic groups and Boundaries / Eds. H.Verneulen, C.Covers. Amsterdam: Het Spinhuis, 1994. - P.l 1-32.

158. Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.

159. D'Andrade R. Some propositions about the relationship between culture and human cognition // Cultural Psychology: Essays on Comparative Human Development / J.W.Stigler, R.A.Shweder and G.Herdt (ed.) NY: Cambridge University Press, 1990.

160. Dovidio J.F., Brighman J.C., Johnson B.T., Gaertner S.I. Stereotyping, prejudice and discrimination: Another Look // N.Macgrae, C.Stanger, M.Hewstone (Eds.) Stereotypes and stereotyping. NY.: Guilford, 1996. - P.47-78.

161. Feshbach S. Nationalism, patriotism and aggression: A clarification of functional differences // Heusmann L.R. (Ed.) Aggressive behavior: Current perspectives. -NY: Plenum, 1994. -P.275-291.

162. Fiske S.T. Stereotyping, Prejudice and Discrimination // Gilbert, Fiske, Lindsey (Eds.) The Handbook of Social Psychology. (4-th ed.) — NY: McGrow-Hill, 1998. — P.357-411.

163. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar envioronments. L., N.Y., 1986.

164. Horovitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, CA, etc.: Univ. of California Press, 1985. - 696 p.

165. Meade M. Social change and cultural surrogates // Personality in nature, society and culture (2nd ed.) / C.Kluckhohn, H.A.Murrey & D.M.Schneider (Eds.). -N.Y.: Alfred A.Knopf, 1956. P.651-662.

166. Rosental R., Jacobson L. Pygmalion in the classroom: Teacher expectation and pupils' intellectual development. -N.Y.: Holt, 1968.

167. Tajfel H. Human groups and social categories. Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981. — 369 p.

168. Triandis H.C. Culture and Social Behavior. N.Y.: McGraw-Hill, 1994.

169. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. NY, etc.: Elsevier, 1981.-301 p.