Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование национального самосознания младших школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Очиров, Гомбожап Дугарнимаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Улан-Удэ
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование национального самосознания младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Очиров, Гомбожап Дугарнимаевич, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования национального самосознания учащихся начальных классов.

1.1. Философские, психологические основы самосознания личности.

1.2. Национальное самосознание как общественное и личностное образование и проявление.

1.3. Факторы, влияющие на развитие и формирование национального самосознания младших школьников.

ГЛАВА 2. Содержание и процесс формировании национального самосозианщ-.'^ младших школьников.1.'.!'.'. .т.

2.1. Изучение состояния уровня сформированности национального самосознания учащихся начальных классов.

2.2. Системный подход к формированию национального самосознания школьников.

2.3. Педагогическая технология формирования национального самосознания учащихся начальных классов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование национального самосознания младших школьников"

Актуальность исследования. Современное развитие межнациональных отношений, обострение этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах выводят на первый план проблему изучения формирования национального самосознания. Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачи пересмотра путей формирования национального самосознания в быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Тогда как своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать предотвращению таких проявлений.

Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиций национальных, духовно - нравственных ценностей может предотвратить возможное их отчуждение от отечественных и национальных идеалов.

Проблема национального самосознания рассматривалась с философских, исторических, этнографических и психологических точек зрения в русле изучения нации и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии.

Значительный вклад в исследование происхождения и сущности национального самосознания внесли философы С.М. Арутюнян, Г.Е.

Глезерман, М.С. Джунусов, С.Т Калтахчан, И.С. Кон, К.Н. Хабибулин и др. Структура национального самосознания рассмотрена в работах историков -этнографов А.Г. Агаева, Ю.В. Бромлея, J1.M. Дробижевой, П.И. Кушнера, Г.В. Старовойтовой, Г.В. Шелепова и др.

Вопросам культуры, истории и национальных традиций бурятского народа посвящены труды К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, З.П. Морохоевой, Г.Ц. Цыбикова, Ш.Б. Чимитдоржиева и др., весомый вклад в исследование национального самосознания бурят внесли Б.Б. Барадин, Б.Б. Батуев, Т.М. Михайлов, Д.Д. Нимаев, Ю.Б. Рандалов, Ю.С. Ширапов, М.Н. Хангалов и др. Роль традиций народной педагогики в развитии национального самосознания показана В.А. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, А.Э. Измайловым и др.

Психологи Б.Г. Ананьев, ЛИ. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, C.JI. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и другие рассматривают самосознание как внутренний стержень личности, во многом определяющий уровень ее развития. Этнопсихологические исследования личности нашли свое отражение в работах B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, А.Д. Карнышева, Р.Д. Санжаевой и др. В работах вышеперечисленных авторов отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ребенка, что в свою очередь помогает понять возрастную специфику национального самосознания.

Привлечение многоплановой истории идей в исследованиях проблемы национального самосознания и его формирования позволяет выделить доминирующие концепции, касающиеся самосознания вообще, национального в частности, выделить предложенные учеными общие и основные пути его формирования.

Исследование самосознания является важным и в педагогической науке. Сознание и самосознание как составной компонент общечеловеческих ценностей рассматривал Д.И. Водзинский. Уровни развития самосознания школьников соотносила к показателям развития их социальной активности Т.Н. Мальковская. Возможности целенаправленного педагогического влияния на развитие самосознания школьников предполагают новые пути и формы работы школы по совершенствованию общественно - воспитательной деятельности (Г.К. Митрофанов). В то же время анализ исследований выявляет, что проблема национального самосознания не получила должного разрешения в педагогической науке, тем более, что она не разработана с учетом современных реалий.

Анализ педагогической практики показывает, что в школах республики Бурятия нет целенаправленной системы формирования национального самосознания младших школьников, хотя ознакомление с традициями и культурой народа ведется. Соответственно, не определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия его эффективного формирования у младших школьников средствами учебно-воспитательной деятельности.Выше указанные проблемы определили выбор темы нашего диссертационного исследования.

Цель исследования: разработать содержание и технологию формирования национального самосознания младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Предмет исследования: особенности формирования национального самосознания младших школьников в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования национального самосознания учащихся начальных классов будет более эффективным, если:

- выявлены возможности формирования компонентов национального самосознания у младших школьников;

- обновлена структура учебно-воспитательного процесса;

- целенаправленно использовать богатый педагогический потенциал этнической среды, духовных ценностей бурятского народа.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы национального самосознания в современной философской, этнографической, психолого-педагогической литературе.

2. Выявить содержательные особенности и динамику формирования национального самосознания в младшем школьном возрасте.

3. Определить критерии и уровни сформированности национального самосознания младших школьников.

4. Разработать и апробировать модель учебно-воспитательной деятельности по формированию национального самосознания учащихся начальных классов.

Методологическую основу исследования составляют: теория формирования личности, идея сотрудничества педагогов и учащихся, теория личностно-ориентированного образования. В исследовании мы опирались на:

- философские теории и концепцию этноса (JI.H. Гумилев, Ю.В. Бромлей);

- принцип деятельностного подхода (А.Н Леонтьев, C.J1. Рубинштейн);

- современные концепции воспитания (И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

- основные положения педагогической и возрастной психологии (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, B.C. Мухина).

Экспериментальной базой исследования служили Хошун-Узурская школа Мухоршибирского района, Усть-Эгитуйская школа Еравнинского района республики Бурятия, Утатуйская школа Закаменского района.

Исследование проводилось в три этапа с 1997 г. по 2000 г. Всего экспериментальной работой охвачено 146 учащихся.

Методы исследования. Основная цель, требующая достижения решения задач, проверка выдвинутой гипотезы разрешались комплексом двух взаимосвязанных методов:

1. Теоретическим, включающим анализ философской, психологической, педагогической, культуроведческой литературы и других источников по проблеме исследования с целью выявления общих положений о национальном самосознании, необходимых для моделирования учебно-воспитательного процесса.

2. Эмпирическим, направленным на выявление состояния проблемы в современной школе и на проверку теоретических положений. Этот метод включает в себя обобщение массового и передового опыта учителей, анкетирование, опрос, беседы с учащимися и родителями, наблюдения, изучение путей формирования национального самосознания через опытно-экспериментальную работу, анализ ее результатов, диагностику.

Основные этапы исследования:

1. На первом этапе (1997-1998 г.г.) был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, историко-этнографической литературы по теме исследования; разработана методика экспериментального исследования.

2. Второй этап (1998-1999 г.г.) включал первичную проверку и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента, уточнение методического, диагностического материала.

3. Третий этап (1999-2ООО г.г.) - проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, их апробация и внедрение, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

1. Разработана педагогическая модель формирования национального самосознания средствами учебно-воспитательной работы школы.

2. Создана комплексная методика диагностирования уровня сформированности национального самосознания младших школьников.

3. Обоснована технология формирования национального самосознания в учебно-воспитательной деятельности начальной школы в условиях моно- и полиэтнической среды Республики Бурятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее основные выводы могут быть использованы для составления программ развития личности младшего школьника в условиях полиэтнической среды, в разработке содержания и методики формирования национального самосознания, в педагогическом обеспечении процесса подготовки учителей начальных классов по формированию национального самосознания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Национальное самосознание есть общественное и личностное образование, характеризующее осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

2. Факторы и принципы (язык, территориальная общность, эмоционально-ценностное отношение личности к своему народу, взаимосвязь национальной культуры с мировой, этническая самоидентификация) формирования национального самосознания младших школьников могут успешно реализовываться в учебно-воспитательной работе школ республики Бурятия.

3. Формирование национального самосознания младших школьников осуществляется в условиях обеспечения системного подхода, реализуемого в развивающейся вариативной модели учебно-воспитательной деятельности школы.

Достоверность результатов исследования обеспечена научной методологией, системой методов и методик, взаимодополняющих друг друга и адекватных целям исследования, репрезентативностью выборки, проверкой экспериментальных методик в практике работы школ Республики Бурятия, математической обработкой эмпирических данных.

Внедрение и апробация результатов исследования

1. Материалы исследования обсуждались на Всероссийских, региональных и университетских конференциях (1998-2000 гг.). Результаты исследования были заслушаны и одобрены на заседаниях кафедры педагогики Бурятского государственного университета и Бурятского института повышения квалификации работников образования и др. В ходе исследования диссертантом проводились педсоветы, семинары.

2. Отчеты о ходе и результатах исследования заслушаны и утверждены на кафедре педагогики Бурятского государственного университета (19982000 гг.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование подтвердило актуальность формирования национального самосознания младших школьников. Этот возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание. Национальное самосознание является составным элементом структуры личности. Сформировавшись на основе усвоения младшими школьниками языка, норм, традиций и других ценностей национального окружения, они превращаются в явления духовной жизни личности и выступают в качестве внутреннего регулятора поведения.

Установка на развитие чувств национальной гордости, патриотизма предполагает развитие у младших школьников комплекса психических качеств и свойств, охватывающую сенсорную, эмоционально-нравственную, интеллектуальную сферы, что в результате создает условие становления личности гражданина-патриота.

Проведенные исследования подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что повышению эффективности процесса формирования национального самосознания способствует выявление возможностей формирования компонентов национального самосознания у младших школьников, обновление структуры учебно-воспитательного процесса, целенаправленное использование богатого педагогического потенциала этнической среды, духовных ценностей бурятского народа.

Направленность педагогического процесса на формирование национального самосознания младших школьников определяет ведущую роль развивающей функции обучения, его ярко выраженную установку на развитие высоконравственных качеств личности. На фоне развивающей направленности обучения более эффективно решаются задачи воспитательного характера, также определяющие процесс формирования национального самосознания младших школьников.

Наши экспериментальные исследования показали, что круг образовательных задач уже на первых этапах чрезвычайно широк. Он включает познание истории страны, её выдающихся деятелей, приобщение к национальной культуре в ее разнообразных формах, усвоение традиций, обычаев, обрядов, системы нравственных ценностей бурятского народа, совершенное овладение родным языком как высшей формой проявления духовной сущности бурятского народа, знакомство с природой, достопримечательностями республики. Поэтому в учебной деятельности необходимо привлекать разнообразный материал, который способствовал бы более активной, эмоциональной реакции и глубокому познанию родного края и родного народа.

Итак, проведенное нами исследование дало основание для следующих выводов:

1. Национальное самосознание является основным элементом структуры личности, определяющим осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими.

2. Структура национального самосознания соответствует структуре целостного самосознания личности и реализуется через следующие содержательные компоненты: познавательный (знания об истории своего народа, традициях, обычаях, элементах национальной культуры, владение родным языком); эмоционально-ценностный (отношение к родному языку, истории, религии, интерес к общественным и культурным событиям своего народа, принятие образа жизни своего народа, самооценка себя как представителя нации); поведенческий (общение на родном языке, сформированность национальных черт характера, побуждение учащихся к различным видам деятельности).

3. Разработанная и педагогически обоснованная система формирования национального самосознания у учащихся начальных классов, включающая национальную направленность изучения учебных предметов, создание организационной модели воспитательной работы, способствует развитию гражданских и патриотических чувств, потребностей, установок личности.

4. Педагогическая технология формирования национального самосознания в своих целевых, содержательных, процессуальных и организационных характеристиках должна регулироваться системой обоснованных, психолого-педагогических принципов (этнической самоидентификации, активной национально-языковой среды, эмоционально-ценностного отношения личности к своему народу, взаимосвязи национальной культуры с мировой, деятельности).

5. Эффективность воспитательной работы зависит от системности и последовательности ее проведения, взаимодействия семьи и школы, нацеленности на развитие творческой активности младших школьников.

Проблема формирования национального самосознания учащихся начальных классов сложна и не разработана. Данное исследование не претендует на ее исчерпывающее раскрытие. В дальнейшем представляется необходимым создания целостной системы формирования национального самосознания школьников, которая охватывала бы все классы, все циклы учебных предметов, внеучебную и внеклассную работу.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Очиров, Гомбожап Дугарнимаевич, Улан-Удэ

1. Абаев Н.В. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

2. Абдулатипов Р.Г. Личность в системе национальных отношений развитого социалистического общества: Дис. . канд. филос. наук. Л., 1978. - 194 с.

3. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопр. истории. 1967. -№7.-С. 87-105.

4. Агаев А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. 2-е изд., перераб. - М.: Сов. Россия, 1975. - 350 с.

5. Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М.: Политиздат, 1974.- 136 с.

6. Агости Э. Литература как выражение национального самосознания // Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т Латин. Америки; Отв. ред. А.Ф. Шульговский. М., 1967. - С. 255-272.

7. Альшевская Л.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дис.канд.пед.наук. Минск, 1993. - 185 с.

8. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания.-Изв. АПН РСФСР. 1948.-С.107.

9. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М.: Учпедиз, 1960. - С. 3-28.

10. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966. -271 с.

11. Арутюнян и.А. Новое мышление и проблема роста национального самосознания личности // Национальный вопрос и новое мышление: Сб. ст. / Ерев. гос. ун-т; Редкол.: Л.А. Абрамян и др. Ереван, 1989.1. С. 247-265.

12. Арутюнян Ю.В., Дробижева A.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. - 303 с.

13. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего востока. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. -182 с.

14. Ачылова Р. А. Нация и семья. Фрунзе: Илим, 1987. - 188 с.

15. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.-180 с.

16. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. В 2-х ч. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. ч. 1. - 363 с.

17. Барадин Б.Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности // Бурятоведение. 1927. - № 3-4. - С. 3952.

18. Баранникова Е.В. Традиционные формы и элементы малых жанров в бурятской волшебной сказке. //Типология традиционных жанров бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1989. -154 с.

19. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.- 152 с.

20. Басаева К.Д. Семья и брак у западных бурят: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Улан-Удэ. -1972. - 39 с.

21. Басаева К.Д. Воспитание детей у бурят // Культура и быт народов Бурятии / Этнографический сборник, Вып. 4. Улан-Удэ. - 1965. - С. 3854.

22. Батуев Б.Б. Буряты в VII-XVIII вв. Улан-Удэ. 1996.

23. Батуева И.Б. Буряты на рубеже IXX-XX вв. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период): Историко-этнографический очерк. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1992. - 73 с.

24. Байрамов Н. Народная педагогика Востока. -/Народное творчество, 1991.-№6.-С. 5-7.

25. Бердяев Н.А. Самопознание: (Опыт филос. Автобиографии). -М.: Книга,1992.-445 с.

26. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. Репринт, воспроизведение изд. 1918 г. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-240 с.

27. Бестужев Н.А. Гусиное озеро. Статьи. Очерк. Улан-Удэ, 1991. - 112 с.

28. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань: Тип. импер. ун-та, 1888.-32 с.

29. Бехтеров В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., Наука. - 1994.- 180с.

30. Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников // Советская педагогика. 1973. - № Ю. - С. 23-26.

31. Бодиева Н.Ф. Управление национальной школой. Учебное пособие. -Улан-Удэ: БГПИ им. Д. Банзарова. 1993. - 103 с.

32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. - 1968. - 464 с.

33. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. -М.: Просвещение, 1981. 223 с.

34. Болонев Ф.Ф. Семейские. Улан-Удэ, 1992. - 206 с.

35. Болсохоева А.Д. О проблемах языковой политики // Социолингвистические исследования в Бурятии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. - 1992.-С. 40-46.

36. Бороноев А.О. Национальное самосознание и его структура // Учен. зап. Псков, пед. ин-та. 1968. - Вып. 37. - С. 82-90.

37. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Сов. этнография. 1983. - № 3. - С. 67-75.

38. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

39. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

40. Брук С.И., Козлов В.И. Численность и расселение народов мира / М.-1962.- С.29.

41. Бугров А.В. Национально-особенное в интернациональнопатриотическом воспитании // Молодежь в процессах обновления советского общества: Сб. науч. ст. / ВКШ при ЦК ВЛКСМ; Отв. ред.: Р.Н. Цусабеков, С.И. Пешков. -М., 1989. С. 54-62.

42. Бугров А.В. Некоторые противоречия в национальных процессах в социалистическом обществе // Молодежь на рубеже 90-х годов: Тез. выступ, к науч.-практ. семинару мол. ученых и аспирантов ВКШ при ЦК ВМСМ, 22-24 мая 1989 г. М., 1989. С. 32-34.

43. Будаев Ц.Б. О двух видах бурятских загадок // Краеведение Бурятии. -Улан-Удэ: Бурятское книж. изд-во. -1979. С. 189-192.

44. Будаев Ц.Б. Онь1юн угэ оншотой. -Улан-Удэ, 1988.- 190с.

45. Бурятские народные сказки. Бытовые / Сост. Е.В. Баранникова, С.С. Бардаханова, В.Ш. Гунгаров. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во. - 1981. - 448 с.

46. Бычкова Т.А. Интернационально-патриотическое воспитание историей учащейся молодежи: Дис. . канд. ист. наук. гл., 1989. -172 с.

47. Васильцова З.П. Мудровые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 137 с.

48. Виноградов Г.С. Народная педагогика: отрывки и наброски. -Иркутск:

49. Изд. Вост. -Сиб. отд. Русс. геог. общества, 1926. 30 с.

50. Виноградов Г. С. К изучению народных детских игр у бурят. Иркутск. -1922.

51. Выготский JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Тексты: Сб. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 160-165.

52. Волков Г.Н. Возродим национальную школу. // Учит, газета, 1990. -№ 16.-С.4.

53. Волков Г.Н. Прогнозируя развитие личности: // Сов. педагогика, 1989. -№ 12.-С 116-118.

54. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. Чебоксары: Чуваш, гос. издат., 1958. - 264 с.

55. Волков Г.Н. Этнопедагогика. // Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И.Т. Огородникова. -Чебоксары: Чуваш, гос. издат., 1974. 375 с.

56. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. -Чебоксары: Чуваш, гос. издат., 1966. 341 с.

57. Вопросы теории и истории психологии./под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М., Педагогика. - 1982.- С.52.

58. Газман О.С. Дети и взрослые в игре // Каникулы: игра, воспитание.- М.: Просвещение, 1988.-С. 18-28

59. Гарунов Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся // Сов. педагогика. 1989. - № 10. С. 32-37.

60. Гашимов И.Б. Влияние народно-воспитательных идей, обычаев и традиций на формирование азербайджанской педагогической мысли и их использование в современной школьной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Баку, 1987. - 24 с.

61. Герасимова К.М. Традиционная обрядность монгольских народов. -Новосибирск: Наука, 1992. 157 с.

62. Гердер И.Г. Посвящение к народным песням // Избр. соч.:пер. с нем.-М.: Л.: Гослитиздат, 1959. С.71-88.

63. Горяев П.И. Национальное и интернациональное в личности в условиях развитого социалистического общества: Дис. .канд. филос. наук. М., 1979.- 163 с.

64. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с.

65. Дашдамиров А.ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности: Дис. . д-ра филос. наук. Баку,1976.-401 с.

66. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального самосознания: Дис. . канд. филос. наук. М., 1968. - 240 с.

67. Дашдамиров А.ф. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. - 226 с.

68. Дашдамиров А.ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений. Баку: Езернешр, 1984. - 155 с.

69. Дашдамиров А.Ф. Социально-педагогические проблемы национальной определенности личности // Сов. этнография. 1977. - .№ 3. - С. 3-13.

70. Джунусов М.С. Две тенденции социализма в национальных отношениях. Ташкент: Узбекистан, 1975. - 232 с.

71. Джунусов М.С. Личность и нация // Актуальные философские проблемы общественного развития: Материалы к XV Всемир. филос. конгрессу. -М., 1973.-С. 130-135.

72. Джунусов М.С. Нация как социально-экономическая общность людей // Вопр. истории. 1966. - № 4. - С. 16-31.

73. Джунусов М.С. Современный этап развития национальных отношений в СССР: Докл., предотавл. на годичном общем собр. отд-ния философии и права АН СССР, 25-26 февр. 1971 г. М., 1971. - 28 с.

74. Джунусов М.С. Теоретическое и практическое значение проблемы связи личности и нации // Коммунист. Вильнюс, 1974. № 8. - С. 29-37.

75. Джунусов М.С. Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата: Казахстан, 1963. - 67 с.

76. Долгих Б.Ю. Некоторые данные к истории образования бурятского народа // Сов. Этнография. 1953. - № 1. - С. 38-63.

77. Доржиева Ж.Д. Народные традиции трудового воспитания детей у бурят. / на материалах народной педагогики./Автореф. дисс. к.п.н. -Фрунзе, 1981. 16 с.

78. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Сов. этнография. 1985. № 5.-С. 3-19.

79. Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях: Дис. канд.психол.наук. М., 1999. - 213 с.

80. Дробижева JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Сов. этнография. --1971. № 3. С. 3-15.

81. Духовная культура и этническое самосознание наций: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т этнографии. М., 1990. - Вып. 1. - 241 с.

82. Жапаров Д. Интернационализм и развитие личности: Дис. . канд. филос. наук. Волгоград, 1979. - 167 с.

83. Жуковская H.JI. Категории и символика традиционной культуры монголов. -М: Наука, 1988. 194 с.

84. Загазежев М.Г. Методика использования опыта народной педагогики в практике современной школы. // В помощь учителю. -Нальчик, 1989. -79 с.

85. Закарян O.J1. Несколько замечаний о национальном языке и двуязычии // Национальный вопрос и новое мышление: Сб. ст. / Ерев. гос. ун-т; Редкол.: Л.А. Абрамян и др. Ереван, 1989. - С. 183-201.

86. Залялиев Ш.Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в процессе внеклассной работы в условиях сельской татарской школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1974.-24 с.

87. Зиманас Г.О. Пролетарский интернационализм и мировой революционный процесс // Коммунист.- 1970.- №8.- С.26-27.

88. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. / Под ред. С.Н. Григоряна. М.: Соцэкгиз, 1961.629 с.

89. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 252.

90. Интернациональное и национальное в сознании социалистической личности: Материалы Всеооюз. науч.-теорет. конф. "Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа", 1-4 окт. 1980 г. М.; Фрунзе, 1980. - 64 с.

91. Искаков Г.К. Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике. -Автореф. дисс. к.п.н. -Л., 1981. 16 с.

92. История Бурятии. Улан-Удэ, 1993. - 73 с.

93. Кабаканова С.М., Утеева К.А. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения // Сов. педагогика. 1991. - № 9. -С. 27-28.

94. Кадыров Б.А. Формирование узбексой народной педагогики. -Ташкент: Мехмат, 1992.-192 с.

95. Калтахчян С.Т. Критика социальных и гносеологических корней психологических теорий нации // Вести. Моск. гос. ун-та. Сер.: философия. 1967. - №3. - С. 28-37.

96. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. -463 с.

97. Каримов М.Х. О понятии "национальное самосознание" // Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР: Сб. ст. / АН СССР. Даг. филиал. Махачкала, 1973. - С. 177-184.

98. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание (На материалах Кар. АССР): Дис. . канд. ист. наук. М., 1971. 253 с.

99. Ковальченко И.Ф. Исследование истины само должно быть истинно // Коммунист. 1989. - № 2. - С. 86-96.

100. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания: (Опыт разработки по материалам Карел. АССР): Дис. . канд. ист. наук.1. М., 1976.- 153 с.

101. Козлов В.И. Динамика численности народов: Методол. исслед. и основные факторы. М.: Наука, 1969. - 407 с.

102. Козлов З.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопр. истории. 1967.- № 1.-С. 88-100.

103. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Сов. этнография. 1967.- № 2. С. 101-111.

104. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1982. - Т. 1. -С. 242-476.

105. Коменский Я.А. Предвестник всеобщей мудрости // Избр. пед. соч. М., 1982.-Т. 1.-С. 477-528.

106. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч. М., 1982. - Т. 2. - С. 285-470.

107. Коган JI.H. Социальная среда и воспитание. // Учебно-воспитательный коллектив и его Среда. -Свердловск, 1980. -С 3-9.

108. Кон И.О. Введение // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков народов Восточной и Юго-Восточной Азии / АН СССР. Ин-т этнографии. М., 1983. - Ч. I. - С. 1-3.

109. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социол. исслед. 1978. - № 3. - С. 76-87.

110. Кон И.С. К проблеме возрастного символизма // Сов. этнография. 1981. -№6.-С. 98-107.

111. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностр. лит.- 1968. -.№9. -С. 215-229.

112. Кон И.С. Открытия "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

113. Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука / АН СССР. Ин-т этнографии; Под ред. Ю.В. Маретина и Б.Н. Путилова. -М., 1979.-С. 209-229.

114. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

115. Кон И.С. Этнография детства: Проблемы методологии // Сов. этнография. 1981. - № 5. - С. 3-14.

116. Конде Ж.Д. Народные традиции как средство героико-патриотического воспитания школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982.16 с.

117. Константинов Ф.Т. Советский человек патриот и интернационалист. -М: Знание, 1975.-48 С.

118. Кроль М.А. Буряты и европейская культура // Бурятия. 1996. - 14 ноября.

119. Крупская Н.К. Об интернациональной и национальной культуре // Пед. соч. М., 1958. - Т. 2. - С. 240-263.

120. Крупская Н.К. Семья и школа // Пед. соч. М., 1958. - Т. 1. - С.209-219.

121. Кряклина Т.Ф. К вопросу о "национальном характере" нации, личности как ее составной части // Социальные вопросы воспитания и образования: Сб. ст. / Редкол.: К.П. Ярошевский и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. - С. 152-162.

122. Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Автореф. дисс. док.психол.наук. -Новосибирск, 1999.-24 с.

123. Кузнецова JI.B. Музыкальные традиции чувашского народа в воспитании молодежи // Сов. педагогика, 1991. - № 12. С. 24-25.

124. Кузмина Е.Н. Традиционный фольклор бурят. -Улан-Удэ, 1980. -159 с.

125. Куранов М. Культура межнационального общения // Сов. педагогика. -1992.-№7-8.-С. 41-44.

126. Культура и быт народов Бурятии: Этнограф, сб., вып. 4. -Улан-Удэ, 1965.- 169 с.

127. Куранов М. О гармонии национального и интернационального // Сов. педагогика. 1991. - № 7. - С. 88-91.

128. Кутлугильдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьнойпрактике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1984. - 20 с.

129. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Крат, сообщ. Ин-та этнографии АН СССР. 1949. Вып. 9. - С. 47-53.

130. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблемы этногенеза. //Расы и народы. -М., 1976. вып. 6. - С.53-63.

131. Лазутка В. Личность: диалектика национального и интернационального // Некоторые аспекты философского понимания человека: Сб. ст. / АН Лит. ССР. Ин-т философии, социологии и права. Вильнюс, 1988. - С. 42-47.

132. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых // СЭ. 1973. - № 5. -С. 123-131.

133. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Сов. этнография. 1983. - № 4. - С. 75-78.

134. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория // Сов. этнография. 1981. - № 3. - С. 35-44.

135. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Сов. этнография. 1983. - № 2. - С. 80-82.

136. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. 159 с.

137. Лисовский В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. дис. канд.филос.наук.-Л.,1968. 20с.

138. Малышев Б.Т. Человеческая личность и ее проявления. М., 1964.- С.37.

139. Манатов И. Рост национального самосознания: особенности и проблемы // Коммунист Узбекистана. 1989., - .№ 5. - С. 43-50.

140. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.

141. Михайлов Т.М. Современные этнокультурные процессы в Бурятии // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. Улан-Удэ, 1993. - С. 13.

142. Молонов Г.Ц. Развитие познавательной активности учащихся в процессе воспитательной работы в школе: Учебное пособие / ИГПИ, БГПИ им. Д.Банзарова. Улан-Удэ, 1989. - 83с.

143. Молонов Г.Ц. Теория и практика обучения: Курс лекций / БГПИ им.Д.Банзарова. Улан-Удэ, 1990. - 75с.

144. Монтескье Ш. О духе законов: пер. с фр. СПб:изд.Л.Ф. Пантелеева, 1990.-706с.

145. Моргунова И.Г. Формирование общетрудовых и политехнических умений и навыков у младших школьников. Дисс . канд. пед. наук. -М.- 1993.-225с.

146. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов // Педагогика. 1994. - №1. - С.42-46.

147. Мятченников С.В. Интернационализм истинный, а не показной // Сов. педагогика. 1991. - №- 12. - С. 12-18.

148. Намсараев С.Д. Национально региональная система образования: теория и практика. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. - 240с.

149. Намсараев С.Д., Молонов Г.Ц. Развитие регионально национальной системы образования в Бурятии. - М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. - 128с.

150. Нечаев В.Д. Влияние национальных и интернациональных традиций наобщественную активность личности // Интернационально-патриотическое воспитание и формирование личности социалистического общества: Тр. межвуз. науч. конф. Волгоград, 1973. -С. 200-203.

151. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. Новосибирск, 1988.

152. Ниязалиев Ш. О месте национальной психологии в формировании и развитии личности (Некоторые методол. и социол. проблемы): Дис. . канд. филос. наук. JL, 1972. - 249 с.

153. Нурматов С. Национальное самосознание: сущность, типы и тенденции их развития: Дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1979. - 166 с.

154. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пг., 1922. -137 с.

155. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. - 900с.

156. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов. JT. -1937.

157. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М.; 1966.-Т. 1.-С. 470-529.

158. Орлова А.П. Национальной школе опыт народной педагогики // Сов. педагогика. - 1991. - №. 9. - С. 24-27.

159. Остапенко Л.В. О некоторых методах изучения духовной культуры // Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследований: Докл. на конф. мол. науч. сотрудников и аспирантов, февр. 1970. М., 1970. - С. 31-48.

160. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.

161. Ростов-на-Дону, Феникс. 1996.- С.375.

162. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / М.:Наука, 1966.- 213с.

163. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

164. Рандалов Ю.Б. Проблемы исторического фактора в возрождении бурятской нации // Вопросы методологии и истории нации и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1992.

165. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Интернационализм и нравственное развитие личности // Вопр. философии. 1963. - № 3. - С. 76-86.

166. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Нация народ - человечество. - М.: Политиздат, 1967. - 191 с.

167. Рогачев П.М., Свердлин М.А. О понятии нация // Вопр. истории. 1966. - №. 1.-С. 33-49.

168. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.

169. Рубинштейн СЛ. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности /Вопросы психол. №3. - 1957. - С.34.

170. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Сов. педагогика. 1991. - № 2. - С. 103-106.

171. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы: (Некоторые теорет. и прикл. вопросы социол. Анализа). Киев: Наукодумка. - 1976. - 152с.

172. Садыков М. Национальные отношения и личность // Коммунист Татарии. 1975. - № И. - С. 11-18.

173. Санжадаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Улан-Удэ, 1997. - 179 с.

174. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. / М.,1947. С.308.

175. Сибирский этнографический сборник./ Вып.4.- М,- 1962.-С.224-225.

176. Сипатова М.В. Особенности формирования национальногосамосознания // Актуальные вопросы теории и практики в социологии: Материалы I Моск. гор. конф. аспирантов-социологов. Москва, апр. 1989 г.: В 2 ч. М., 1989. - Ч. 2. - С. 39-41.

177. Скрипка П.И. Сочетание национального и интернационального в формировании новой личности: Дис. . канд. филос. наук. Киев, 1973. -209 с.

178. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Сов. этнография. 1982. - № 1. - С. 80-88.

179. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: (На материалах этносоциол. обследования г. Киева и Киев, обл.): Дис. . канд. ист. наук. 1983. 233 с.

180. Совершенствование национального и интернационального в сфере образования. Материалы круглого стола // Сов. педагогика. 1987. - № 12. - С. 10-16.

181. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -С.93.

182. Современные этнические процессы в СССР / АН СССР. Ин-т этнографии; редкол.: Ю.В. Бромлей и др. 2-е изд. - М.: Наука, 1977. -562 с.

183. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, I960. - 471 с.

184. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

185. Таланчук Н.М. Идеалы и реальность интернационального воспитания // Сов. педагогика. 1989. - № 1. - С. 18-24.

186. Терентьева J1.H. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях // Сов. этнография. -1969.-№3.-С. 20-30.

187. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей // Вопр. философии. 1964. - № 2 - С. 43-54.

188. Топоркова Ж.В. Особенности этнического самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия: Д^с. .канд.психол. наук. -М., 1996.-223 с.

189. Тулохонов М.Н. Фольклор и современность. //Современностьи традиционная культура народов Бурятии.-Улан-Удэ,1983 С.20-31.

190. Уланов А. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ, 1996. С.34.

191. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. -М.; Л., 1948. -Т, 2. -С. 69-167.

192. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: A.M. Еголин (глав, редактор), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. -М.-Л.: Изд-во Академ, пед. наук РСФСР, 1948.- Т.2.-620 с.

193. Хабибуллин К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций: (Филос. и соц.-психол. пробл. нац. отношений развитого социализма)/ Дис. . д-ра филос. наук. Л., 1977. - 348 с.

194. Ханазаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. 2-еизд., доп. М.: Политиздат, 1982. - 227 с.

195. Хангалов М.Н. Собр. соч.: В 3-х т. Улан-Удэ. - 1958.

196. Хамфри К. Буряты: поиск национальной идентичности. Восток. - 1991. -№ 5.-С. 32-37.

197. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические сознания учащихся гимназии: Дис. . канд.пед.наук. Казань, 1994. - 174 с.

198. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания: Материалы симпоз., март-апр. 1966 г. М., 1966. - С. 228-240.

199. Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. М.: Б.и., 1964. - 20 с.

200. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых //Сов. этнография.- 1967.- № 4. С. 94-109.

201. Чимитдоржиев Ш.Н. Кто мы бурят-монголы?/Улан-Удэ,1996.- С.34.

202. Шагдаров Л.Д., Хомонов М.П. Буряад, ород оньЬон, хошоо угэнууд,-Улан-Удэ, 1996.- 109с.

203. Шелепов Т.В. Общность происхождения признак этнической общности // Сов. этнография. - 1968.- № 4. - С. 65-74.

204. Ширапов Ю.С. Роль буддийского фактора в мировоззрении бурятской народнической интеллигенции // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995. - С. 60-94.

205. Шнекендорф З.К. Пути активизации деятельностного интернационального воспитания в школе // Сов. педагогика. 1989. - № 10. -С. 37-41.

206. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.: Соцэкгиз, 1961. - 363 с.

207. Шувалов Б.А. Национальное самосознание и интернациональные ценности в условиях перестройки // Проблемы и противоречия в национальных процессах: Сб. ст. /АН СССР. Ин-т философии. М., 1988.-С. 32-42.

208. Шувалов Б.А. Человек в системе национальных отношений: (философско-социологические аспекты проблемы): Дис. .д-ра филос. наук. -М., 1980.- 381 с.

209. Шугуров А.Ф. Национальные и патриотические чувства в самосознании личности // Интернационально-патриотическое воспитание и формирование личности социалистического общества: Тр. межвуз. науч. конф. Волгоград, 1973. - С.69-73.

210. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986. - 900с.

211. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности: Автореф. дисс. к. психол. наук. -Иркутск, 2000. 16 с.

212. Юлдашбаев Б.Х. Интернационализм и национальное самосознание // Интернационально-патриотическое воспитание и формирование личности социалистического общества: Тр. межвуз. науч. конф. -Волгоград, 1973. С. 63-68.

213. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. /М., 1997.- 384с.

214. Berry J.W., Poortinga Y.H. Segall M.N., Dasen P.R. Cross cultural psychology: Research & applications. Cambridge etc. : Cambridge University Press, 1992.

215. Clifford J. The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethnography, Literature, and Art. Cambridge, Mass.; L., 1988. P.30.

216. Erikson E. Psychological Identity // A way of looking at Things. Selected Papers. (Ed. By S. Schlein. №4.: W.W. Norton & Company, 1995.

217. Erikson E.H. The Life Cycle Compleated. N. Y.- L. 1982.

218. Ethnic Identity in Society. 1976, USA. P.6.

219. Hogg M.A., Abrams D. Social Identifications: a Social Psychology of Intergroup Relations & Group Process. L., 1988. P.3, 24-25.

220. Wokot pojecia parodu, Terzy Ochmanski; / Politika.- 1962.- №4.- P.256.

221. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ для учащихся начальных классов1. Населенный пункт1. Дата заполнения1. Дорогой друг!

222. Кафедра педагогики Бурятского Государственного Университета проводит научное исследование, посвященное проблеме формирования национального самосознания учащихся начальных классов.

223. Какой язык ты считаешь родным?

224. В какой мере владеешь бурятским языком?а) хорошо разговариваю и пишу на бурятском языке;б) понимаю, но сам(а) плохо разговариваю и пишу;в) не владею бурятским языком.

225. На каком языке предпочитаешь читать книги, периодическую печать, смотреть телепередачи?3.ий блок посвящен материальной культуре:

226. Перечисли известные тебе названия народной бурятской одежды, национальных бурятских блюд, предметов домашнего обихода.4.ый блок выясняется степень знания исторического прошлого своего народа, фольклора.

227. Какие исторические события ты считаешь наиболее значительными для своего народа.

228. Назови свое любимое музыкальное произведение.

229. Перечисли известные тебе бурятские народные песни, танцы, сказки. 5-ый блок направлен на изучение чувства патриотизма, гордости за свою республику:

230. Какие нравственные качества ты ценишь больше всего в людях?

231. Какой подарок подаришь на память другу, приехавшему из другой республики?

232. Как ты понимаешь, что такое Родина?

233. Наша беседа подошла к концу. Большое спасибо за помощь в работе. Полученные ответы помогут нам в изучении научной проблемы формирования национального самосознания учащихся начальных классов.1411. ПРОГРАММА1 класс (34 ч.)

234. Устное народное творчество (8 ч.).

235. Юрта, его устройство, из каких материалов он строится, как отапливается, освещается, каким образом сохраняется тепло?4. Край мой родной (8 ч.).

236. Посещение музеев, театров. Экскурсии, народные игры (4 ч.).2 класс (34 ч.).

237. Устное народное творчество (6 ч.).

238. Славные сыны бурятского народа (6 ч.).

239. История моего родного края. Историческая судьба бурятского народа. Организация информационно-познавательного поиска сведений из истории возникновения и развития родного села, изучение его социально-хозяйственной инфраструктуры.

240. Посещение краеведческого музея. Экскурсии на природу. Народные игры на свежем воздухе (4 ч.).3 класс (34 ч.)

241. Народы, населяющие нашу республику (10 ч.).

242. Видные деятели современной Бурятии (6 ч.).

243. Сергей Намсараев, Бато Семенов, Михаил Елбонов, Даши-Нима угаров, Дугаржап Дашиев.

244. В здоровом теле здоровый дух (8 ч.).

245. Народные песни. Одежда и утварь бурят (6 ч.).

246. Посещение музеев, театров. Экскурсии на природу, походы по родному краю. Народные игры на свежем воздухе (4 ч.).