Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тараненко, Оксана Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Карачаевск
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тараненко, Оксана Николаевна, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретические основы использования этнопедагогической культуры русского народа в формировании национального самосознании подростков.

1.1. Состояние разработанности проблемы формирования национального самосознания в философской, психолого-педагогической науке.

1.2. Этиопедагогическая культура как фактор формирования национального самосознания подростков.

1.3. Особенности этнопедагогической культуры русской семьи и ее влияние на формирование национального самосознания подростка.

ВЫВОДЫ.

Глава II. Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.

2.1. Факторы, влияющие на развитие и формирование национального самосознания личности подростка.

2.2. Формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

2.3. Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа"

IN.

Актуальность исследования. В настоящее время на общемировом уровне наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психического склада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу и этнической идентичности.

Это широкомасштабное явление, затронувшее население многих стран различных континентов, получило название этнического парадокса современности, так как данный феномен сопутствует нарастающей унификации духовной и материальной культуры.

Современное развитие межнациональных отношений, обострение этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах выводят на первый план проблему изучения формирования национального самосознания. Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачи пересмотра путей формирования национального самосознания в быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Тогда как своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать предотвращению таких проявлений.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации и в обществе, и в семье требуют осмысления особенностей воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем национального само сознания, а также сохранение и развитие традиционных этнических культур.

Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи, в традиционной культуре семейного воспитания в наибольшей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно- эстетические отношения к действительности — от отношения к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, скрепленному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническим взаимоотношениям.

Педагогические ценности любого народа имеют глобальный характер. Они являются вечными и общечеловеческими. Вместе с тем у каждого народа они имеют национально-этническое своеобразие.

Проблема национального самосознания рассматривалась с философских, исторических, этнографических и психологических точек зрения в русле изучения нации и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии.

Значительный вклад в исследование происхождения и сущности национального самосознания внесли философы СМ. Арутюнян, Г.Е. Глезерман, М.С. Джунусов, С.Т Калтахчян, И.С. Кон, К.Н. Хабибулин и др.

Структура национального самосознания рассмотрена в работах историков -этнографов А.Г. Агаева, Ю.В. Бромлея, Н. Д. Джидильдина, JI.M. Дро-бижевой, П.И. Кушнера, Г.В. Старовойтовой, Г.В. Шелепова и др.

Вопросы народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской литературы: в «Поучении Владимира Мономаха», «Молении Даниила Заточника», «Пчеле», «Домострое», «Юности честное зерцало» и др.

В трудах многих государственных деятелей, представителей науки и культуры освещались отдельные стороны народного воспитания (Петр I , Екатерина II, А.П. Куницын и Ф. Богданович и др.).

Значимость народной педагогики в формировании национального самосознания русского народа обусловило отражение разностороннего опыта народного воспитания в произведениях философов, этнографов, фольклористов (А.Н. Афанасьев, Н.А. Бердяев, В.И.Даль, И.О. Лосский, С.В. Максимов, B.C. Соловьев, Г.И. Успенский, А.А. Чарушин, В.И. Шейн, А.Н. Энгельгардт и ДР-)

Попытки обобщения опыта народного воспитания предприняты в трудах выдающихся русских педагогов: П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, В.И. Водо-возова, Н.И. Пирогова, Е.А. Покровского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.

Роль этнопедагогической культуры разных народов в развитии и формировании национального самосознания исследована И.А. Арабовым, В.А. Афанасьевым, Х.Х.-М. Батчаевой, А.Л. Бугаевой, Г.Н. Волковым, В.Г. Заки-ровой, А.Э. Измайловым, Г.В. Мухамедзяновой, Э.И. Сокольниковой, А.И. Шоровым и др.

Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, C.JI. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и другие рассматривают самосознание как внутренний стержень личности, во многом определяющий уровень ее развития. Этнопсихологические исследования личности нашли свое отражение в работах B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, А.Д. Карны-шева, Р.Д. Санжаевой и др. В работах вышеперечисленных авторов отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ребенка, что в свою очередь помогает понять возрастную специфику национального самосознания.

В то же время анализ исследований выявляет, что проблема национального самосознания не получила должного разрешения в педагогической науке, тем более, что она не разработана с учетом этнопедагогической культуры народа, современных реалий.

Выбор объектом исследования учащихся именно подросткового возраста объясняется тем, что подросток уже готов принять участие в таких видах деятельности, которые по своему содержанию, целям и задачам носят вполне осознаваемый и ценностный характер, приближающийся к делам взрослых.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют исследования формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:

- возрастающим интересом общества к самобытным формам этнопедагогической культуры, к возрождению национальных ценностей и необходимостью формирования национального самосознания личности в современных условиях;

- богатством потенциальных возможностей семьи в формировании личности подростка с национальным самосознанием и этнической идентификацией и недостаточной разработанностью этнопедагогиче-ских инструментариев данного образовательного процесса;

- необходимостью и потребностью использования образовательно- воспитательного потенциала этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подрастающего поколения в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.

Таким образом, выше изложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа».

Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования - воспитательные идеи и опыт традиционной педагогической культуры русского народа.

Предмет исследования - процесс формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования национального самосознания подростков будет эффективным, если:

- выявлен воспитательный потенциал этнопедагогической культуры русского народа и целенаправленно использован в формировании национального самосознания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

- формирование национального самосознания рассматривается как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения общечеловеческих и национальных ценностей этнопедагогической культуры;

- определена роль семьи в формировании национального самосознания личности подростка;

- выявлены и обоснованы педагогические условия использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков в контексте национально-регионального компонента.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Вычленить воспитательные ценности этнопедагогической культуры русского народа, направленные на формирование национального самосознания подростков.

2. Обосновать воспитательные возможности семьи в формировании национального самосознания личности подростка. гф 3. Выявить и обосновать педагогические условия использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания м подростков в контексте национально-регионального компонента.

4. Разработать программу факультативного курса для учителей по формированию национального самосознания средствами этнопедагогиче-ской культуры.

Методологической основой настоящего историко-педагогического исследования являются: научные взгляды и идеи выдающихся мыслителей и педагогов об отношении к творческому наследию народа; о диалектическом единстве национального, общечеловеческого и индивидуального; признание философского, гносеологического плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей; о роли народа в духовной жизни общества; об отношении к самобытному историко- культурному наследию народа; о формирования национального самосознания как процесса социализации личности.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные идеи, концепции, посвященные педагогике и психологии этноса (B.C. Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Г.С. Виноградов, АЛО. Гордин, JI.H. Гумилев и др.); изучению творческого наследия прошлого (В.Г. Белинский, К.Д. Ушин-ский, A.M. Гашимов, Н.А. Меденский, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, И.А.

• Шоров и др.); концепции регионализации образования (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, К.И. Бузаров, А.Ю. Белогуров, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров и др.).

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование.

Организация, этапы и база исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы №2, 3, 4, 5, 6 г. Георгиевска, Ставропольского края.

На первом этапе (2000 - 2001гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал разрабатывались план и методика исследования.

На втором этапе (2001 -20003 гг.) проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей формирования национального самосознания подростков в условиях современной общеобразовательной школы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2003 -2005 гг.) уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись результаты опытно-экспериментальной работы и осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы и заключение исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлен и синтезирован воспитательный потенциал этнопедагогической культуры русского народа, направленный на формирование национального самосознания подростков;

- раскрыты механизмы формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры;

- выявлены и обоснованы педагогические условия (усиление воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин; совершенствование этнокультурной направленности содержания учебно-воспитательного процесса; самостоятельное изучение подростками национальной культуры, прошлого и настоящего родного края и макросреды; взаимодействие родителей и учителей; развитие у них профессиональной и этнопедагогической культур и др.) использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков в контексте национально-регионального компонента.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- раскрыты психолого-педагогические особенности усвоения подростком национально-культурных ценностей, стимулирующих формирование национального самосознания;

- определена зависимость формирования национального самосознания подростка от культоротворческой деятельности семьи;

- разработана модель формирования национального самосознания подростка средствами традиций русской народной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа факультативного курса для учителей способствует оптимальной организации учебно-воспитательной работы по формированию национального самосознания подростков средствами этнопедагогической культуры в условиях общеобразовательной школы. Отдельные теоретические и методические указания могут послужить существенным дополнением школьных и вузовских дисциплин гуманитарного цикла. Результаты исследования могут использоваться в подготовке педагогических кадров и в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

- педагогический арсенал русского народа располагает богатыми потенциальными возможностями для успешного формирования личности подростка с национальным самосознанием и этнической идентификацией в условиях семейного воспитания и образовательного учреждения;

- национальное самосознание есть общественное и личностное образование, характеризующее осознание личностью своей принадлежности к определенной социально- этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющихся в идеалах, чувствах, стремлениях;

- овладение подростками этнокультурными, краеведческими знаниями для формирования у них национального самосознания находится в непосредственной зависимости от обновления содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы в контексте федерального и особенно национально-регионального компонента образования;

- эффективность использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей, развитием у них профессиональной и этнопедагогической культур.

Апробация и внедрение результатов

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены и были одобрены на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситета; докладывались на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: Карачаевск (2003 - 2005); Казань (2005); Тверь (2005); Пятигорск (2005), Ставрополь (2005), Георгиевск (2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

выводы

Национальное самосознание не является врожденным, оно формируется вместе с личностью человека под влиянием ряда факторов. К числу таких факторов относятся прежде всего, конкретная этническая среда, в которой вырастает человек, а также бытующие этнокультурные традиции и фактическая этносоциальная ситуация.

На наш взгляд, социальная значимость территории, осознаваемой учащимися как "Родной край", "Родина", являются материальной основой формирования национального самосознания. Оказавшись вовлеченной в сферу бытия людей, территориальная целостность становится общественным явлением, поскольку представляет предмет человеческой деятельности, хозяйственно-культурного опыта, необходимого для поддержания жизни людей. Длительное обитание людей в определенном месте оставляет заметный след не только на видах и отраслях производства, но и на всей л культуре, на психологическом складе народа, которые в свою очередь оказывают влияние на национальное воспитание школьников.

Национальное самосознание формируется под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится в свойствах человеческой памяти. Человек не может осознать себя кг устойчивую целостность, если он не помнит своего прошлого и не осознан преемственности своих мотивов и деятельности. Чувство исторически корней нации - первейший атрибут национального самосознания.

Вхождение национального самосознания в структуру самосознания личности означает, с одной стороны, осознание ею своих связей с данной национальной общностью, а с другой стороны - утверждение своего "Я" в этих связях. Следовательно, национальное самосознание личности формируется на основе сложившегося социального самосознания. Если личное самосознание есть осознание себя в связи с окружающей действительностью, то национальное самосознание означает осознание себя в связи со своей национальной принадлежностью.

Эти общие положения раскрывают технологию формирования национального самосознания учащихся подросткового возраста. Отражая национальные черты, ученик становится носителем, хранителем и продолжателем социально-экономической жизни, языка и культуры, наследником прошлого и настоящего нации. Отметим лишь, что осознание связи школьников с национальной средой происходит под влиянием стихийных и целенаправленных, внешних и внутренних факторов.

Объективные факторы воспринимаются подростками в виде отражения социально-экономической среды и внедряются в сознание произвольно. Историческое прошлое и настоящее родного края подростки воспринимают посредством периодических издании, радио, телевидения и разносторонней коммуникации. Непосредственной средой общения является семья, ближайшее окружение и языковое взаимоотношение со сверстниками. Посредством языка ученики приобщаются к национальной литературе и искусству. Народные традиции, обычаи создают атмосферу соприкосновения с национальной самобытностью своего этноса и внедряются в сознание и поведение каждого из них. Таким образом, национальное сознание переходит в национальное самосознание и ученики становятся не только носителями, но и творцами русской нации.

Кроме внешних факторов в формировании национального самосознания участвуют внутренние побудительные силы - интересы и потребности, являющиеся движущимися силами самосознания. Переход национального сознания в самосознание как раз и происходит под влиянием внутренних движущих сил, которые выступают в виде осознанных потребностей. В основе интериоризации внешних влияний во внутренние потребности лежит физиологический механизм. Потребности в приобретении национальных ценностей выступают как приспособительная функция личности к окружающей национальной действительности. Самосознание и есть процесс самодвижения к постижению национальных ценностей. Под влиянием внешних раздражителей (внешних факторов - языковая среда, жизнь и быт, дом и школа) происходит оживление определенных нервных структур - коры головного мозга, активизация и возникновение чувства удовлетворения возникших потребностей.

Совокупность внешних факторов и внутренних побудительных сил формируют у подростков доминирующие черты личности -принадлежность к определенной нации. Осознанные потребности становятся мотивированными действиями, направленными на национальное самосознание, дающие импульс к сознательному и активному формированию национального самосознания.

Нами рассмотрены формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Выявлены критерии (познавательный, эмоционально-ценностный, поведенческий) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности национального самосознания подростков общеобразовательной школы.

Предложена модель отражающая общую структуру организации процесса формирования национального самосознания подростков средствами традиции русской народной педагогики. В целях повышения эффективности формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики нами проанализированы учебники: русская литература, география, история Отечества и предложен этнопедагогиче-ский материал для включения в учебно-воспитательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этнопедагогическая культура педагогическая культура является той сферой материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности.

Русский народ создал свою педагогику, адекватную национальной психологии народа, историческим и природным условиям жизни, быту, традициям, культуре, доминирующим общественным отношениям. Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, этноэтикете, типичном поведении карачаевцев, что составляет суть традиционной педагогической культуры общества. Находясь непрерывно в поле этой культуры с младенчества до старости, русский человек воспринимал народную педагогику вначале как объект воспитания, затем осознавал и использовал как субъект в общении с подрастающим поколением. Так традиционная педагогическая культура общества превращалась в этнопедаго-гическую культуру отдельной личности. Народная педагогическая культура была необходимой составной частью общей культуры человека и способствовало формированию национального самосознания.

В работе проанализирована традиционная система воспитания в русской семье. В семье развивается этническое самосознание человека, в ней он усваивает родной язык. Национальное самосознание проявляется в традициях, обычаях, нравах и стеоретипах мышления, нормах поведения и в привычках, регулирует отношения между людьми, предается из поколения в поколение по-разному в различных социально-экономических и этнокультурных традициях.

Основными задачами русской семейной педагогики всегда были: подготовка к труду, семейной жизни, созданию здоровой дружной семьи, способной иметь детей и правильно их воспитывать. Целью традиционной системы воспитания в русской народной педагогике является развитие базовых национальных качеств: соборность, доброта, терпимость, милосердие; любви к труду и умению трудиться; честности, порядочности; гостеприимства.

В народной педагогике используются следующие источники воспитания: труд, быт, жизненный уклад, нравы русской семьи, менталитет, народные праздники, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, различные игры и игрушки, произведения народного искусства, украшающие дома, посуду, одежду, интерьеры жилища, фольклорные источники (пословицы, сказки, песни, приметы, загадки и др.).

Выявлена зависимость специфики народного воспитания от особенностей национальной психологии.

Национальное самосознание не является врожденным, оно формируется вместе с личностью человека под влиянием ряда факторов. К числу таких факторов относятся прежде всего, конкретная этническая среда, в которой вырастает человек, а также бытующие этно-культурные традиции и фактическая этносоциальная ситуация.

На наш взгляд, социальная значимость территории, осознаваемой учащимися как "Родной край", "Родина", являются материальной основой формирования национального самосознания. Оказавшись вовлеченной в сферу бытия людей, территориальная целостность становится общественным явлением, поскольку представляет предмет человеческой деятельности, хозяйственно-культурного опыта, необходимого для поддержания жизни людей. Длительное обитание людей в определенном месте оставляет заметный след не только на видах и отраслях производства, но и на всей л культуре, на психологическом складе народа, которые в свою очередь оказывают влияние на национальное воспитание школьников.

Национальное самосознание формируется под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится в свойствах человеческой памяти. Человек не может осознать себя кг устойчивую целостность, если он не помнит своего прошлого и не осознан преемственности своих мотивов и деятельности. Чувство исторически корней нации - первейший атрибут национального самосознания.

Вхождение национального самосознания в структуру самосознания личности означает, с одной стороны, осознание ею своих связей с данной национальной общностью, а с другой стороны - утверждение своего "Я" в этих связях. Следовательно, национальное самосознание личности формируется на основе сложившегося социального самосознания. Если личное самосознание есть осознание себя в связи с окружающей действительностью, то национальное самосознание означает осознание себя в связи со своей национальной принадлежностью.

Эти общие положения раскрывают технологию формирования национального самосознания учащихся подросткового возраста. Отражая национальные черты, ученик становится носителем, хранителем и продолжателем социально-экономической жизни, языка и культуры, наследником прошлого и настоящего нации. Отметим лишь, что осознание связи школьников с национальной средой происходит под влиянием стихийных и целенаправленных, внешних и внутренних факторов.

Объективные факторы воспринимаются подростками в виде отражения социально-экономической среды и внедряются в сознание произвольно. Историческое прошлое и настоящее родного края подростки воспринимают посредством периодических издании, радио, телевидения и разносторонней коммуникации. Непосредственной средой общения является семья, ближайшее окружение и языковое взаимоотношение со сверстниками. Посредством языка ученики приобщаются к национальной литературе и искусству. Народные традиции, обычаи создают атмосферу соприкосновения с национальной самобытностью своего этноса и внедряются в сознание и поведение каждого из них. Таким образом, национальное сознание переходит в национальное самосознание и ученики становятся не только носителями, но и творцами русской нации.

Кроме внешних факторов в формировании национального самосознания участвуют внутренние побудительные силы - интересы и потребности, являющиеся движущимися силами самосознания. Переход национального сознания в самосознание как раз и происходит под влиянием внутренних движущих сил, которые выступают в виде осознанных потребностей. В основе интериоризации внешних влияний во внутренние потребности лежит физиологический механизм. Потребности в приобретении национальных ценностей выступают как приспособительная функция личности к окружающей национальной действительности. Самосознание и есть процесс самодвижения к постижению национальных ценностей. Под влиянием внешних раздражителей (внешних факторов - языковая среда, жизнь и быт, дом и школа) происходит оживление определенных нервных структур - коры головного мозга, активизация и возникновение чувства удовлетворения возникших потребностей.

Совокупность внешних факторов и внутренних побудительных сил формируют у подростков доминирующие черты личности - принадлежность к определенной нации. Осознанные потребности становятся мотивированными действиями, направленными на национальное самосознание, дающие импульс к сознательному и активному формированию национального самосознания.

Нами рассмотрены формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Выявлены критерии (познавательный, эмоционально-ценностный, поведенческий) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности национального самосознания подростков общеобразовательной школы.

В целях повышения эффективности формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики нами проанализированы учебники: русская литература, география, история Отечества и предложен этнопедагогический материал для включения в учебно-воспитательный процесс.

На основе вышеизложенного сделаны следующие выводы:

1. Этнопедагогическая культура является той сферой материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности.

2. В современных условиях нестабильности в обществе и кризисных явлениях в семье этнопедагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено эффективности воспитательного процесса. Приобщение подрастающего поколения к этнической культуре помогает сформировать высоконравственный тип личности.

3. Использование этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе должно носить не эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом современных реалий.

Проблема формирования национального самосознания подростков в процессе освоения национальной культуры многогранна, сложна и не разработана. Данное исследование не претендует на ее исчерпывающее раскрытие. В дальнейшем представляется необходимым создание целостной системы формирования национального самосознания учащихся общеобразовательной школы средствами традиционной педагогической культуры на всех возрастных развития личности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тараненко, Оксана Николаевна, Карачаевск

1. Абаев Н.В. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.- 200 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.- 336 с.

3. Аверкина Ю.П. Проблемы психологического развития в социальной психологии // 18-й Международный психологический конгресс., 1966. С.362.ф

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.- 230 с.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы.1. М., 1993.-168 с.

6. Аймре И.А. Роль семьи в изменении социальной структуры общества в условиях социализма. Автореф. дис.к.ф.н. -М., 1976.- 20 с.

7. Александров В.А. Сельская община в России (ХУП-ХХ в.) М.,1976. -130 с.

8. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи,-М., 1996.-304 с.

9. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. — JL: ЛГИК им. Н.Крупской, 1911.- 202 с.

10. Арутюнян И.А. Новое мышление и проблема роста национального самосознания личности// Национальный вопрос и новое мышление:

11. Сб. ст. / Ерев. гос. ун-т; Редкол.: Л.А. Абрамян и др. Ереван, 1989.- С.120.125.

12. Арутюнян С.М. Опыт социально-этнического исследования // Сов. этнограф: 1968.- №3.- С. 3-13.

13. Арутюнян СМ. Нация и ее психический склад (Соц.-псих. аспект национальных отношений): Дис.докт. филос. наук. М.,1969. 270 с.

14. Ачылова Р. А. Нация и семья. Фрунзе: Илим, 1987. - 188 с.

15. Бабанкий Ю.Н. Педагогика. М.: Педагогика, 1983 - 240 с.

16. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. Спб.: Наука, 1993.237 с.

17. Байбурин А.К., Топорков.A.JI. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 165 с.

18. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т.2. М., 1948. -190с.

19. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М: Молодая гвардия, 1982.-218с.

20. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. - 170с.

21. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256с.

22. Березина Е.Я. Формирование этической культуры студентов пединститута: Дис.канд. пед. наук. Новосибирск, 1974. 202 с.

23. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общей психологии. Спб., 1911.

24. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1989. 290с.

25. Болотнев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.- 137с.

26. Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: ЛГУ, 1978. 104с.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 183с.

28. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984. - 302с.

29. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дис. .докт. пед. наук. М., 1996. - 370 с.

30. Буянов М.и. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.-М., 1988.- 140с.

31. Быт великорусских крестьян-землепашцев: (На примере Владимирской губ.) /Авт. сост. Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. Спб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. 183с.

32. Васильева Э.К. Социально-экономическая структура населения

33. СССР. /Стат.- демограф, анализ/- М.: Статистика, 1978,- 207 с.

34. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М: Наука, 1988. -319с.

35. Вишаренко B.C. Национально-культурные традиции как способ экологической саморегуляции человеческих популяций. // Самоорганизация в природе и обществе: тезисы докл. науч. конф.- JL, 1988.- С. 14-15.

36. Власова И.В. Община и обычное право у русских крестьян северного Приуралья (ХУП-Х1Х вв.) // Русские: семейный и общественный быт. М: Наука, 1989. С.24-44.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. - 168 с.

38. Воспитание детей в семье: Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей /Сост. Р.А.Низамов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1983. - 64 с.

39. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1997 -112с.

40. Вунд В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. 132с.

41. Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: (на мат. истории культуры Бурятии): Дис.канд. филос. наук. М.,• 1994.- 157 с.

42. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. - 21 Ос.

43. Герасимов И.Г. Философско-методологические проблемы изучения кооперативных процессов в обществе.- М., 1990.- 194с.

44. Герцен А.И. Собр. соч. 1975. Т.7. 320с.

45. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, Т.1., 1954.-304с.ф 44.Гершунский Б.С. Философия образования М.: «Флинта», 1998. 230с.

46. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. - 130с.

47. Гиппократ. О воздухах, водах и местностях // Избр. кн. М.: Госиздатбиологической и медицинской литературы, 1936. 336 с.

48. Головин В.В. Колыбельная песня и приемы убаюкивания на русском Севере// Мир детства в традиционной культуре народов СССР. JI., 1991.-С. 168-175.

49. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917 1991). Монография.- Москва - Пятигорск: Гос НИИ семья и воспитание, ПГЛУ, 2002.- 450 с.

50. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителейкак основа совершенствования семейного воспитания школьников. Дисс.канд. пед. наук. М., 1971. - 170с.

51. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности.- М.: Знание, 1985.- 209с.

52. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991. 246с.

53. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М: Наука, 1986. 278 с.

54. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Эко-прос, 1992.-334с.

55. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1989.- 179с.

56. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 155с.

57. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Изд. 4-е. Спб, 1889. 240с.

58. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального самосознания: Дис. канд. филос. наук. М, 1968. - 240 с.

59. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. 140с.

60. Джидильдин Н.Д. Единство интернационального и национального впсихологии советского народа. Алма-Ата, 1989. 190с.

61. Джунусов М.С. Актуальные вопросы теории и практики социалистического интернационализма. // Доклады на научной конференции по теоретическим проблемам социалистического интернационализма. М., 1968.-С. 101-103.

62. Джунусов М.С. Личность и нация // Актуальные философские проблемы общественного развития: Материалы к XV Всемир. филос. конгрессу. М„ 1973.-С. 130-135.

63. Дзгоба Л. Содружество культур// Литературная газета. 1990.

64. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дис.канд. псих. наук. Л., 1982. 161 с.

65. Дробижева Л.М. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР // Советская этнография. 1976. - №6, С. 18

66. Евдокимов П. Г. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли. Волгоград, 1990. - 130с.

67. Завадский СВ. На великом изломе // Архив русской революции. T.XI. М., 1991.-С. 132-134.

68. Закон Российской Федерации об образовании.- Мурманск, 1992.

69. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

70. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. 222 с.

71. Ильин И. А. Путь к очевидности. М: Республика, 1993. 203 с.

72. Ильин И.А. О семье.//Собр.соч-М.: Русская книга, Т.1., 1993.

73. Исакова Н.В. Культура народов Севера: философскосоциологический аспект. Новосибирск, 1989. - 220с.

74. Кавелин К.Д. Заметки о русской истории // Вестник Европы. Т.2.1866.

75. Каташев В.Г. Формирование профессионального самосознания школьников. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1992. -147с.

76. Кертман JI.E. К методологии изучения культуры.// Новая и новейшая история. — 1973, №3

77. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Т.2. М.: Мысль, 1988.-446с.

78. Ф 79. Ковалев С.В Психология современной семьи.- М., 1988. 178с.

79. Коган JI.H., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1972. 118с.

80. Козлов В.И. Динамика численности народов: Методол. ис-след. и основные факторы. М.: Наука, 1969. - 207с.

81. Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в *зеркале наук. Межвузовский сб. /Под ред. А.О.Боронова. М.,1996- С. 106- 124.

82. Колмогоров Г. Скотоводство в Тальском округе Тобольской губ. // Журн. Мин-ва внутр дел. Спб. Д857. 4.23. С. 11-25.

83. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиз-• дат, 1984.-234с.

84. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Наука, 1971. 384 с.

85. Кон И.С. Отец.// Будьте счастливы.- М.: Известия, 1983,- с.52-60.

86. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителей .- М: Просвещение, 1989. 255 с.

87. Кон И.С. Социология личности. М: Политиздат, 1967. - 383 с.

88. Кон И.С. Этнография родительства. М., 2000. - 138с.

89. Корниенко Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода. Дисс. канд. пед. наук. -Красноярск, 1998.- 180с.

90. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. 100 с.

91. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследования индивидуального стиля педагогического общения// Воп. психолог. 1990.- № 2.- С.62-69.

92. Крамаренко С.Г. Индивидуальный подход к родителям школьников в процессе педагогического всеобуча. Дисс.канд. пед. наук.- М., 1989. 215 с.

93. Крупнина И.В. Педагогика. // Основы теории и технологии семейного воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под. ред. П.И. Пидкасистого.- М.: педагогическое общество России, 2001.- 640 с.

94. Крюкова С.С. Семья и семейный быт крестьян южнорусских губерний России во втор. пол. XIX в.: Дис.канд. ист. наук, М.,1992. 214с.

95. Кукушкин В.И. Понятие и структура национальной психологии: Дис.канд. псих. наук. JL, 1974. 178 с.

96. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 208с.

97. Куцебо Г.И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Дис.канд. пед. наук. -М, 1993.- 189с.

98. Кучков М.М. Национальное самосознание: (вопросы теории и истории. Дис. докт. филос. наук. Ростов н/Д.: 1993. 430с.

99. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских Забайкалья. Дис . канд. пед. на-ук.М, 1994.209с.

100. Ю1.Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М.: Просвещение, 1991.-223с.

101. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993. - 264с.

102. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. -159с.

103. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М. Л.: АН1. СССР, 1946.- 120с.

104. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. М.: Ключ, 1990. -320с.

105. Юб.Мавродин В.В. Рождение новой России: Происхождение русского народа.Л.: ЛГУ, 1978. 183 с.

106. Максимов СВ. Крестная сила // Собр. соч. В 20-ти томах. Т. 17. Спб., 1912.

107. Малышев Б.Т. Человеческая личность и ее проявления. М., 1964.-183с.

108. Манонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дис.канд. пед. наук. М., 1992.-204с.

109. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-С. 55

110. Масси Р.К. Николай и Александра//Роман газета, 1995. (1248).

111. Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск: Кн. изд., 1979.- 196с.

112. Милоголова И.Н. Семья и семейный быт русской пореформенной де-ф ревни 1860 1900 гг. (На матер, центральных губ.): Дис.канд. ист.наук. М., 1988.-328 с.

113. Милюков П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России). М., 1925. — 124 с.

114. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в западной Сибири (XVIII пер. пол. XIX в.). Новосибирск: Наука, 1979. - 350 с.

115. Монтескье Ш. О духе законов или об отношениях, в которых законы ф должны находиться к устройству каждого проявления, к нравам климату, религии, торговли и т.д. / Пер. фр. Спб., 1900. 706с.

116. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. В. 3-х томах М.: Худ. литература, 1957.

117. Национальная школа: Концепция и технология развития / под ред. Жиркова Е.П. М.: Просвящение, 1993. - 191с.

118. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX -нач. XX в.). Спб.: Знание, 1992. 210с.

119. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО, 1998 - 130с.

120. Никитенко А.В. Дневник А.В.Никитенко за 1844 1868 гг. В 2-х т. М.,1955. Т.2.

121. Новикова Л.Н., Кулешова Н.В. Воспитательное пространство: опыт и размышления. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.: 1996. - 138с.

122. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пг., 1922. 137с.124,Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 319 с.125,Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -208с.

123. Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей. М.: Просвещение, 1967.-168с.

124. Парыгин Б.Д. Основы социальной психологии. М.: Мысль, 1971. -351с.

125. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: ЛГУ, 1965. -208с.

126. Петухов Е.И. Работы школы и учителей с педагогически запущенными детьми.-Херсон, 1980.-291 с.

127. Пихоя Р.Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (XVII -XVIIIbb.). Свердловск, 1987. 163с.

128. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. -272с.9

129. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.:Наука, 1979.-232с.

130. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. 228 с.

131. Проблемы философии культуры / под ред. В.Ж. Келле. М.: Мысль,

132. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей. Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1999. - 190с.

133. Психология и управление / под ред. Кузьмина Е.С. JI:, 1989 - 133с.

134. Разов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии // Вестник МГУ. Философия. №2.

135. Рерих Н.К. Мир через культуру. М.6 Советский писатель, 1990.-234с.

136. Ризванов Г.Г. Свой след (на тат. языке). Казань. Книж. Изд-во. 1986,- 170 с.

137. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 220 с.

138. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946.-304с.

139. Рубинштейн C.JI. Теоретические вопросы психологии и пробле-# мы личности /Вопросы психол. -№3. 1957. - С. 34.

140. МЗ.Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Сов.педагогика. 1991. - № 2. - С. 103-106.

141. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культу-ры.М., 1979.- 132с.

142. Сафьянова А.В. Положение и роль женщины в семейном и общественном быту в русской деревне Алтайского края (Втор. пол. XIX- XX вв.): Дис.канд.ист. наук. М., 1973 (этнография). 196 с.

143. Секенов Б.К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии. Автореф. дис. канд. пед. нау.- 22с.

144. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учеб. пособ. М.: Механик, 1996. 208с.

145. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. -Казань: Изд-во КГУ, 1992. 180с.

146. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М., 1989. - 302с.

147. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. A.M. Прохоров.4-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1987. - 830с.

148. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 230с.

149. Соколов Э.В. Культура и личность.- Л.: Наука, 1972. 205с.

150. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. Пособ. для учащихся. М.: Интерфакс, 1994. 272с.

151. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. М.: 1997.- 143с.

152. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997. -384 с.

153. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Дис. докт. пед. наук. -М., 1998. 358с.

154. Соловьев B.C. Смысл любви // Избранные произведения. М.: Современник, 1990. -254с.

155. Социалистический образ жизни. Абалкин Л.И., Алексеева В.Г. Вишневский С.С. и др., 2-е изд. Доп. М.: Политиздат, 1984.- 318 с.

156. Социальная психология: Учеб. пособ, / Под ред. А.В. Петровского. М: Просвещение, 1987. 224 с.

157. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.- М., 2000. -180с.

158. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1983. - 202с.

159. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Изд. Им. Чехова. Нью-Йорк, Т.1., 1956.

160. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972.- 128с.

161. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -207с.

162. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-226с.

163. Теория личности в западноевропейской и американской психологии.-# Самара: Бахрах, 1996. 187с.

164. Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1999.- 197с.

165. Терещенко А. Быт русского народа. Сочинения в 7 частях. М., Т.1., 1848.

166. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. / АН СССР, институт этнографии Л.: Наука, 1988. 251с.

167. Тульцева Л.А. Община и аграрная обрядность рязанских крестьян на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.- 183с.

168. Турьян. В.А. Социально-психологические факторы семейного воепитания. Дисс.к.ф.н. -М., 1986.-154 с.

169. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1989. -189с.

170. Успенский Г.И. Власть земли. М; Сов. Россия, 1988.

171. Ушинский К.Д. О нравственности в русском воспитании// Пед. Соч. В 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1988.

172. Ушинский К.Д. Родное слово: Собр. соч. М.; JL, Изд-во АПИ РСФСР, Т.2., 1948.

173. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1. С.229 547.

174. Философский словарь. / Под ред. Фролова И.Г. -М., 1987.- 590 с.

175. Философский энциклопедический словарь./гл. ред. Л.Ф.Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия 1983. 703с.

176. Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.- 230с.

177. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367 с.

178. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе.- М., 1968. -133с.

179. Харчев А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества. // Семья и общество.- М.: Наука, 1982.- 128 с.

180. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы.- М.: Просвещение, 1978.-340с.

181. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: (Сущность, противоречия, проблемы формирования): Дис.канд. филос. наук. М., 1992.-208с.

182. Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в сер. XIX-нач. XX в.: Учеб. пособ. Пермь, 1993. 182 с.

183. Шарафутдинов З.Т. Педагогическое пространство татарского народа. Монография //КГПУ. Казань, 1998. 180с.

184. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 7-е изд. М.: Мысль, 1987. -123с.

185. Этнические стереотипы мужского и женского поведения Спб.: Наука, 1991.-318с.

186. Этнические стереотипы поведения. JL: Наука, 1985. 325с.

187. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. / Отв ред. К.В.Чистов. М: Наука, 1987. 357с.

188. ЮнгК.Г. Божественный ребенок. М.: Олимп, 1997.- 207с.

189. Юркевич Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. -Минск, 1970.- 227с.