Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства

Автореферат по педагогике на тему «Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Хлебик, Светлана Ростиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства"

КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-иа.Т.Г.ШШЕНКО

ХЛЕБИХ Светлана Роогсславоьна ' ССИШтШШЗ КРАВОТЭЕЯНО~8СТШЧВСК01Х) 'ОШТА

мзадвш школьншш сРЕдствгШ искусства

13.00.01 - таорзя и всгоркя пздагогзки

АВТОРЕФЕРАТ Г.^оергадгл на сспскачпо ученой стэпзнц

На права? рукшисн

кандидата п-?дагогвчоскях наук

Клев - 199?,

Работа выполнена в Киевском государственном педагогическом института им. М.П.Драгоманова,

на заседшши специализированного совета К 068.18.15 по при-сувденил ученой степени кандидата педагогических наук а Киев-оком государственном университете им. Т.Г.Шевченко по адресу! -• 252601, Клев, ул. Владимирская, 60, ауд. 333.

С диссертацией мояно.ознакомиться в научной библиотеке Киевского госуниверситета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,

доцент Л.Г.К0ВАЛЬ Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор Л,Я .САВЧЕНКО, - кандидат педагогических наук, доцонт В.И.ШАК. Ведущая организация - Каменец-Подольский государст-

венный педагогический институт им. В.П.Затонского.

Защита состоятся "30 " МО^У^исС^- 1992 г. в 13 часов

Автореферат разослан

Ученн'д секретарь специализированного

С.А.КАШН

РДОНта, 1992, за;:.219,тир. 100

ОБЩАЯ характен!Ст:п:а работу

Актуальность проблемы определяется прснсходя-здм:: в стране процоссаги обновления все:' с^ар жизвп общества. Утверждение гуманистических принципов общественных отноиешы активизирует интеллекту ашши и духовнс-нравствениий потенциал народа. Искусство, как способ матерн&чизацни нравственно-эоте-тичосдого опита человечества в худсгостеекао-образпой форме.становится дз'лствоанам (гакторо.м раэвятля творпесиах сил к способностей чзловэха.

Процессы общественного ооковлэккя находят свое отражение в подерган»:: урока искусства сссрсмепяой пко.та. Обдешго посредством худогоственно-сстетической деятельности в условиях учсбно-воозптптельного процесса ст?ноггсгоя 'а^ективвыи сродство.", фор-аировапля нравотвеано-эстзтичоского отношения к шру. Однако изучение практического оп:;та учя?олой и анализ програн^но-жтодичс-ской литературу по проблема позчол'глн акянить некоторые лротдзо-«этяя б организация худог.зственко-эсгвтичвской деятельности уча-дахся. Всоликноьеаее этих противоречий связаао с несогласованно-жа задс^знких в искусство возмоаноогей развития личности, ее сгспсбносуд эстетического вдгвяйя мкрч и теш согпа^ьнчь-л уста-ссвягма, «сторве сдо.хзлись к нестоззэду зре.эдни в обзетвевиом cccürush и ограхгьптся в ивдагогэтаглюЯ практике. Тг.к, в дзпет-вущйч дрограшах к мэтодячссакх поосбаях набтадается идеологизация оодорзмшя в у~ьрб собстпзлно-Х'уманкстической напрааленяо-ctíi худояоетячанчх крэговадояв!!; ориеятакя утателя на прдихтяя-луп трактовку «кров, стглс-М, ввраачтелмшх возможностей искусства. Уто обусловливает противоречия изжду эмоциональио-образ-чей природой худо5:ествэ:1йых проззпсдониН и формируемым в-гооле ртяочальпо-прагматйчеехкм способом i*¡r ьсслрмтлл, Сушзствсвнвм недостатком учебных программ'является разбалаисировавкссть свя-Я6Й ввутрд пр?и.".:отов' зствтачэсксго цикла ц формаяьно-таматячеоккй характер о6т.рдккзякя в пах кзучаеют в стоге прокзввдзкгй Jиагпз иетодкчзского обоппачорл1: уроков литература, музыки, изобразительного ьскуостла свидетельствует о существовании противарэчи.~ шхху целслниц характером чкоцпозадького лоспраятая уэс-дю/ися ярлеяей окрулающто юра, отрагзннкх в искусстве и стоутствд&м у вих HJBuaoB обобщенного осмысления цзкаостд художественного образе,. Б этой связи проблема ¡Торкпрованкк нрарствонно-зототичо-ского снята учащихся г.яадпоге смольного возраста приобретав?

З-^.-гал 210

особуп значимость.

Диализ философской, психологической и педагогической литературы Позволил обосновать ведущуэ роль нравственно-эстетического спита в формировании системы отношений лета о с та к (.иру. Наиболее близки нам концепции А .И .Фортовой и И.А.Зязкна, в которых нравственное и эстетическое рассматривается как два способа выражения родовой сущности человека в форме человечески!: чувственной деятельности. Авторы подчеркивают, что нравственно-эстетический опыт как одна из ввдов социального опыта человека, нродетавляот ообол процесс и результат отражения в сознании и поведения личности собственного хизненцого опыта, переживаний, вызванных общением посредством искусства и осмысленного их воплощения в упорческоЗ деятельности в искусстве и действительности. Саморазвитие .точности происходит в единстве нравственного и эстетического и развертывается в системе'отношений ччеловек-челсвек" и "чолэввк-шр".

Проблема нравственно-эстетических отношений личности к действительности наиболее глубоко и полно исследована в общефилософском и социологическом плане ./в .0.Асмус, ю.Б.Борев, Б.к.Григорьев, М.С.Каган, А.С.Каргин, Н.И.Кпявенко/. В ценностно-орзен-тацконном характера нравственно-эстетических отношений учеными подчеркнута их системность, взаимозависимость нравственного и эстетического, которая связана со спецификой нравственного ооана-кия, чувств и переживаний человека, их эстетической окраской. Философы Б.Г.Ананьев, А.И.Буров, Б,В.Ванслов, ВД1 .Иванов, А.О.КанарскдИ, В.Н.Млоиэдп, Л.Н.Столович, Ю.У.Фохт-Бабушакн и другие отводят худохеотвенно-творчоской деятельности роль индикатора уровней эмоционаяьио-нравстяезного становления личности, ее ценностных ориентации и иетегратипаых качеств.

Проблема формирования опционально-чувственной сферы сознания школьников является центральной в психологических исследованиях /Д.И.Божович, 11.11 .Блояокий, Т.П.Гаврилопа, Т.В.Драгуном, • А .В .Запорожец, Н.О.Лейтес, Д.Б.Эльконян, И.Ы.Г юбеон и др./. В пкх изучены механизмы варакения экпатки в различных формах со-енанив и поведения учадося мяадаих классов.

Взаимосвязь искусства с общастЕоняцмз идеалами, общечеловеческими ценности составляет основу педагогических исследований, поевмценшга изучению их влияния на развитие выпатнИвых епо-

сой,частой я креативных уке.шй к навыков мидиях зколышкол .Эти вопроси роаени на катэрлалэ; литератур» - работа Г.5.Арзямово11, Е.А.ЕлизовоЛ, С .И Хулению; живописи и кшсшой графики - В .С .Мухиной, Л.И.Олэ^йрэг.ко, Ы.А.Солукксва; музыка - В.А.Алексеева, Т.А.Баршниаовой» Н.4.Втняково;!, М.В.Чорепзпина.

Ьзкоторыа аспекты проблемы нраЕстпечно-остеткчрСЕОГэ сос-нитания учащихся средствами искусства отракзкн в работах В.Д.Вод-змско-' К.В.Гавриловен, Л.Г.Ковадь, И.И.КазишрскэЯ, ЛЗ.Т. Лихачева, Д.Я.Сэвчепко, В .И .Шпак, Л.Б.ЩорЗо я т.д., которкэ связывают прс ...лошм нравстненно-эстетичеокпх отноконий школьников о .развитием их эмоциональных, интеллектуальных и волевых см. Значительны!; вклад з реализации различных направлен нрапственно-естотического воспитания средствами искусства внесли ргйоты Н.А.Влтлугиной, Д.Б.КаСглзвского, А.А.М&чяк-Пашаева, Б.Т.Немен-окого к др.

Таким образом, неразработанность проблемы и потребности начальной пколы в практическом се осуществлении определили выбор темч исследования: "5оркирэЕаляо нравственно-эстетического.опыта падших школьников ерздетяашт искусства".

О б г э а т исследования - процесс £оршроранйя нравственно-эстетического опыта юеххж сяодьялкоз в художаственно-эото-тической деятельности, а ее предмет - педагогическио уояозия формирования нрадстЕопно-эотетического опита «стадиях пколыжоз средствам;* яскуовда.

Цель ясследовшшя - теорстичзскоэ обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий 5ормирования нравот-эенао-аототическсго спнта учащихся начальных классов посредством худог.ест^с -шо-зстогической д-злтельаоотн.

Ыря ЭТОМ МЫ исходили кз гипотезы о том, что эффективность формирования нравственяр-эстргичвского опыта м:яд-иях школьников средствами искусства как ¡штогративного качества личности, основанного на взаимосвязи экогшонаяьно-пзрцептилного, эмоционально-когнитивного и эмоционально-поведенческого кс.'лс-нентсв, достигается в коллективной художественно-эстетической деятельности учштаоя. Основными условиями организации этого процесса является:

- сбогашениэ сысцаовальво-пэрцептавного опита кладках школьников;

- осзориио смысла ираватвеёно-эстотичэс'кгас категорий на ос-

носе анализа художественных произведений;

- создание нравствошшх ситуаций для формирования умений и навыков эмоционально-нравственного поведена.

Согласно поставленной цели проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась решением следующих задач:

- теоретически обосновать содержательную структуру нравственно-эстетического опита младших школьников;

- разработать критерии и уровни сформяровапностк нравственно-эстетического опыта г.яадших школьников;

- теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования нравственно-эстетического опыта младших школьников в условиях классной и внеклассной художесТЕвнно-эс-тетической деятельности;

- разработать методические рекомендации'по формированию нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства. 4

Методологической основой исслэдо-вания явились положения марксистской диалектики об эстетическом отношении к действительности и искусству, формировании в личности генерализованной потребности творить по законам красоты и совершенства. Теоретическое обоснование содержания, структуры нравственно-эстетического опита базировалось на диалектико-ма-теряалиитлческих положениях о сущности человека "как совокупности общественных отношений" /К.Маркс/ и о роли практики и познания в формировании личности. В определении компонентов нравственно-эстетического огшта как ннтегративиого качества личности применялись философские принципы целостного подхода к изучению явлений объективной реальности, единства части и целого, единичного и общего, необходимости критического анализа общественных явлении и процессов.

Мет оды исследовачия:

- теоретически^: изучение философской, социалыю-психологи-ческои и педагогической литературы по вопросам искусства,нравственного и эстетического воспитания личности, теоретическое осмысление передового педагогического опыта по исследуемой проблеме;

- эмпирические: наблюдение,тестирование, методу кассового сбора информации /анкетннй опрос, интервьюирование/, беседы,изучение творческих работ учащихся, экспериментальные задания,конст-таткрующии и формирующий екслерименты.

-5В иослодовагяя .шигояьаозаии гсуод» каэдс~гг::!::ого и колпчо-суьепного анализа аолужимх рззультгтоз, г/эорда кате»«-.ткчес»соЗ

стр.тпстеки. 4

И от о л а к а уселедовапяя. Исгледоьаикз проводилось в три зтала на протяжении 1937-1991 гг.

На п е р в о «' этляо /19В7-19&9 т-r./ била научена í-.ltc-софск.ш, Бскхояопнесяам, плдод'оггчог.кпя литосэтурп я игкусство-во;пе»г"е<» исслодозанйа д» прес гегз, учрбвч© Я5-огрчкш, петодичо-еккэ пособия по npewrcM эс гвтйч^счогб .цикле, пркманязмвх з урочной а внеклассной худояоственно-зстетическо!'. работе, рекомендованных для занятия и дето/а ¡.япдыего якшъиого возуаста; пиа-лваярозаяся о^нт работ:. 'тз.-.телjü кулики, «собраэптедьного я«кус-сива," ¡шчаладих t-'хссоп. В pesyiVí-'Vj била oT.optгу/спро~

псяа гипотеза изсдздовсаи'Л, оиг-сч-гтечк заг^ч« к разработана методика савгао-с>5са'»рк,.'еа',,ия!.чсй да&гси, а так ке начата ей чдро-бо'да в учвбко-всспка&тельчо» upoireoco »код г. Ксова, Нржпва к Пршшеиого ры'си?..

На в т о р о м я rana /133?-!9с1 гг./ на ocaosc шгалзга публикаций пО'Кеследуйс'еЯ прзбл-гд, ц^-позого ллдлгапчгексго еггата и aocTíu.'.-íHÍ в облаг*л ¡,oit.viWU, ссяпслогкя, поихолггяя ¡I ¡шдагог".к-и была осуззстллзаа тепрстичзскпд газ работка с.о^вг.::ашм я структуры яравственио-зетотз^ского огита как п;глосо'Т.г;кой г: пс">:олого-П'^31'ог15ч,.)с::оь катсгс;.-л, rea ннтограттатсл рлктвр;:с-!л{|.; лл'иост.ч г/пчтшаго "молья;"::-;. ксн^атлрук-

sesi гт?д пе/га'огч.'сол^го 'ircirn,.нтепгз, • ртзул*л*гтв чгго обоснован критерия, озвеьш.ч ьспозвтели, пипзяат уроьнм пйоргаровр»-iícotj »iFasc?>ea;-íO-30T0y::46CS0со спита чп/г^п: школьников срсдст-изкусстлп. Оcür-h:::< тег-ретяческ/то поютския ч npoi-дк.'кп прп. ведения »ясп&ркглзятя охране:::; а ;'-?-п"я^сч:::; рчкоп'зпдыг'чх дтя студсатов ¡J/s'.afniu'o-inraror.ríec^'ís !аку.;;ьтетоз и учнт.гл'о;' на-т яльня,г л.п^соз. Разгс.бохайс програша и rm/r,¡.ra ц^евдаиая ьторог о.зг.олг: нздагоптягсг-оп; зк/(Мр" .'ру?г;;яч. r«:c¡icj;;í~ мозт/, япяатн его реетыэсда1: .

На т р а ? о о м • зт.ш? 1991 гг./ за^в^э» тоогети-

работа -по опрг.дздеапп оодоргяяыя, «емнопгтой структур:* !!Ш£с vp е: t чО-з отс1 аче о 'toro гпнта, л'далсак ясяхоллго-по.ш'о^аэ.«-евко и ргробярсвапи уотеяяя ¿¡^»¡ргчросоякя н.к.йстгзьчо-^с.огя-гао— дого опчта гпадгягх шоиьшш^п э »оагокткппса г^д^эогй?и:;о-аоте-

ÍÍ- Ü. "^3 '»¡О

тичеокой деятельности. Прошли экспериментальную проверку обоснованные в теоретических разделах исследования организационные форм-и методы совершенствования процесса нравственно-эстетического развития учаднхся начальных классов посредством общения о искусством, Завершен формирующий 'эксперимент, осуществлена обработка полученных данных и их качественная интерпретация, начато внедрение результатов исследования в практику работы школы.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании:

-'содержания и структура нравственно-эстетического опыта младаих школьников;

- педагогических условий формирования нравствонно-эстети-чоокого опыта учащихся младших классов в коллективной художественно-эстетической деятельности;

- критериев и уровней сформированности нравственно-эстетического опыта учащихся младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в научной разработке актуальных вопросов нравственно-эстетического воспитания мл адата школьников с помощь» различных видов искусств; взаимообусловленности уровней нравственно-эстетического развития учащихся начальных классов формами и методами организации коллективной художественно-эстетической деятельности; взаимосвязи педагогических условий формирования нравственно-эстетического опыта школьников с этапным построением процесса его формирования.

< Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации организационных фора и методов формирования оценочных умений, и навыков восприятия, переживания и осознания младшими школьниками, творческой деятельности в искусстве и действительности. Материалы экспериментального исследования могут использоваться для разработки спецкурсов а практикумов по организации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами искусства в процессе подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к подагогической црактфо о шкода, а так. же в деятельности курсов по повышению КБалйфиШШЯ учителей начальных кяасЬсв.

Д о с т овер нос ть положений и выводов исследования обеспечена теоретической обоснованностью исходных концептуальных позиции, качественным и количественным анализом данных, использо-

ваш:ом совокупности [,'атодов, адекватных задачам исследования. .

На защиту выкосятся:

- содержание нравственно-эстетического опита младших школьников, который рассматривается как интегративное качество личности, представляющее взаимосвязь экпатиЯних п креативных ео ха-ракте^лстик в состав которого входят амошюнаты'о-перцентивннй, змсцяонально-г.огндтивний к экоциоцалто-повотюнческий ¡'.смлспснти;

- педагогические условия, а также организационные формы и методы активизации нравственно-патетического стата млад-лих пяачышков средствами искусства; "

- критерия я уровни сформяронявксстя нравственно-эстетического опыта учащихся плавного школьного возраста.

Апробация я а п о д р е и и о результатов исследования осуществлялось в средпдх ободедрэд оаатальанх школах ¡'Л 51, 90 г. Киева, К; Iti г .Пекина Черниговской области.

Основные результаты исследований были представлены и обсуждены на регдонаяьяои научно-практической коДОорепшш "Иедагогича-с:;о9 наследие Н.К.Крупской и перестройка народного образпвания" /гЛераяслав-Хшльшщкиа, 1929 г./, на ¿чзтаузовскоЯ науппо-прак-тпчсскод конференции "Розгиток сколи 1 педагог! чно'1 думки на }"к-ра?н! /933-1988 рр./", поселенной ЮОО-.ттгию Киевской Русл /г.Нелепа, 1989 г./, «егаузовской няучяо-практичсокой конференции "Шяяхя адоокошишня про$ес!йно~подггог1чао'/ п!дготовка етдоля в умозах пврзбудов? сврадиьоХ школя" /г.Велик, 1931 г./, респуб-лякэнокоа научяо-й?с:тхпес8ой яог^еренцлп "Народна п!сня та Н впровеад?ння в учбово-вюсосаий процео в умовах в1дродаашш асц}о-яадь.чо! культура" /г.Нежин, 1931 1./, а также ежегодных научпо-преетячэскшс конференциях Киевского государственного педагогического "кстктута и Испанского пединститута юл. Н.В .Гоголя.

Логяаа исследования обусловила структуру диссертации, которая состоя? кз введения, двух глаз, заключения, списка использованной литературы я прило.ганкй.

структура и осненон содвклше работы

Во а в о д э я и я .обоснована актуальности проблему, окроделзян объект и пред?.«? ксолядоватгя, сформулирована его цздь, гипотеза я садача, раскрыты научная аовазча, тооротачоское и практдпэскоа значзниз работы, охарактеризованы методы исслэдо-в-'зчкя, страшена аяроб?дпя его результатов, яздошш положения,ея- ,

носимые на рац^ту.

В нерпой глазе - "Теоретическое обоснование процесса формирования нравственно-эстетического опыта младших школьников" - анализируются научные подходы к выявления понятия "нравственно-эстетический опыт личности", обосновывается его содержание и структура г;ак интегративной психолого-педагогячесной категории, определяются критерии, уровни сфоркированнооти, рассматриваются особенности проявления нравственно-эстетического опыта личности в младеем школьном возрасте.

Одна из исходных методологически посылок работы заключается в том, что искусство, как практичоски-духовшй вид деятельности, направленны*! на восприятие, преобразование и совершенствование окружающей действительности играет важную роль в процессе формирования гармоничной личности. Эстетические переживания,рсч-донныо в процессе восприятия искусства, представляют собой особый способ приобщения к юру, когда для субъекта деятельности ого художественно-эстетические оценки, переживания образа кс~ , кусства входят в состав отношений личности. Дополняя и расширяя жизненный опыт человека, искусство посредством художественных коммуникаций, становится основой его духовного развития.

Значительный вклад в теоретическую разработку проблемы внесли исследования О.А.Зорозой, В.П.Иванова, Л.И.Кунчевой,Л.Н.Сто-ловича, В.и.Толстых и т.д., в которых подчеркивается,что только в процессе практического освоения искусства формируется способность с его глубокому переглвашт, определяется широта эстети-чоских потребностей, происходит нравственное я эстетическое фор-миропание личности. В этой связи, эстетическое, а через него и этичоскоо развитие человека . евоэмояно без формирования его нравственно-эстетического опыта.

Рассмотрение категории "нравственно-эстетический опыт11 в нашей работе связано с исследованием логики взаимодействия понятий: "опыт" - "нравственный опыт" - "эстетический опыт" - "нравственно-эстетический опыт". Форш выражения опыта /чувственная, теоретическая, практическая/ характеризуют сферы отношений личности к объективному миру. Каждая категория предполагает опору на чувства, знания, поведение личности в сфере нравственных и эстетических отношений, способы осиоения ею ценностей морали и искусства, особенности человеческой чувственной деятельности и пре,г,-усжтрлваег саморазвитие, самосовершенствование человека.Позтбму

-У-

содержание нравственпо-эстетлчеокого опита как интвгрчтпвной категории, составляет взаимодействие этеционально-пярцептизного, . эмо:ионаяьно-когяитив:!ого и эмоцлональпо-погсденческого компонентов.

В психолого-педагогической литература по проблеме ратное место занимают работы В.В.Давыдова, Л,А.Люблинской, В.П.Калмыковой, Д.Б.Эльконина и т.д., в которых младший школьный возраст рассматривается как врем развития личности, когда закладываются осноеы ценностных ориентация, определяется направление ео последующего нравственно-эстетического роста. Нснхолопгчоскиа особенности младших школьников: конкретяо-образноо мышление,эмоциональная впечатлительность, способность сопереживать эмоциональные состояния скруг.акких - предопределяют специфику содержания и проявления нравственно-эстетического опита детей данной возрастной группы. Так, основным механизмом функционирования нравственно-эстетического опыта младших школьников, формируемого средствами искусства является сопереживание. Оно пронизывает основные структ.урныз единицы опита - нравственно-эстетические чувства, знания и поведение учащихся.

Поскольку эстетические эмоции и чувства отражают способность человека к переживания, то специфической чертой эмоционально-перцептивного компонента нравственно-эстетического опыта младших школьников является наличие эмпатии. Она составляет основу эмоционального 01 ношения ребенка к обществу, людям, искусству и вырачсается в сочувствии, сопереживании, сотворчестве.

Таким образом, активизация эмоционально-перцептивного компонента напргшлена не только неэмоциональное реагирование на художественнее произведение в процессе его восприятия, но и осмысленно переживаемых чувств, формирование логического мышления.Эта функция принадлежит эмоционально-когнитивному компоненту. Он предполагает наличие у младшего школышка знаний о нормах морали, категориях эстетики, способах воплощения в кизнк и искусстве и выражается в разл>гчних умениях и навыках мыслительной деятельности. Результаты эстетических переживаний яачяптся побудительными мотивами и стимулами осознанною гуманного поведения, составляя содержание эмоционально-поведенческого помпонента. Он связан с жизненным опытом школьника, уровнем его самосознания, способами самонаблюдения и самоанализа и выражается в эрудирован-

ноети, коляектпвизмо, гуманизме и оптимизме.

Констатирующий эксперимент, в котором приняло участий 720 учащихся 1-4 классов школ й 61 г «Киева и йй 1,4 г .Нежина и Нежинского района, предусматривал выявление интересов школьников к практическим видам искусств, факторов, влияющих на-нравствейно-эстеткчоское развитие учащихся в различных видах эстетической деятельности, уровня развития логических операций, используемых в анализе художественного образа. С этой целью применялся комплекс истодов педагогической диагностики: беседы, анкетирование, ранжирование, тестирование, "звучащая анкета", "концерт по заявка1.'," и др.

В ходе исследования были обосноьаны критерии и показатели с^ормяроваиности нравственно-эстетического опыта кладших школьников:

-эмоциональная отзывчивость на явления и и к у с с т в а и действительно-' с т и /эмоциональность вербального реагирования не произведения искусства, умение воспринимать и передавать образное содзржанзэ художественного произведения на вербальном уровне и в результатах собственного художественного творчестга, проявление.змоционально-заинтеросованного отношения к искусству/;

-наличие к объем эт п чо с к и х и эстетических оценочных знаний /упоите выделять к оаеаивать явления искусства и действительности, умопио правильно определять ерздетм художественной выразительности и их роль в созданяи эмоционального образа; умение е анализе произведения искусства применять тактические способы м-.пиления/;

-степень- развитости сакоотоя-т е л ь и ости, способности к творческому самовыражению в доступних видах художественно;! деятельности • . /умение анализировать свои чувства и переливания, навыки саморегуляции, активноетт самовыражения в искусстве, доминирование социально-ценных мотивов поведения к отношений/.

На основе разработш них критериев и их показателей вами балл выявлены три уровни сформйрованностя нраиственно-этичоского опита ыладаж школьников, Высший уровень составила небольшая часть школьников ./14 % /.' Эти учгдяеея -дом-ЗЕстрароиаля

достаточно высокий уровень эмоционально-интеллектуального развития, влзденяз соотеетствуицч-'ли умениями и навыками, способность к гуманистическому взаимодействию с окружающим миром.

При восприятии художественных произведений школьники этой груша адекватно реагировали на юс эмоционально-образное содержание, могли выразить воспринимаемые чувства и переживания, обосновать свою оценку средств художественной выразительности, понимали значение нравственных и астатических категорий, использованных художником для воплощения основной идеи.

О духовно;; активности школьников этого уровня свидетельствовало наличие потребности в участии в различных видах художественно-творческой деятельности, общении посредством искусства.

Доминирующим видом эмпатии в этой группе была ее более развитая форма - сочувствие о элементами содействия я сотворчества.

Наиболее обширную группу составили участники эксперимента, отнесенные нами к среднему уровню /55 %/ сфор-мированности нравственно-эстетического опыта. Демонстрируя в цо-лом достаточный уровень развития эмоциональной сферы сознания, в ответах и результатах художественной деятельности прослеживалась ограниченность художественно-эстетического опята. Она выражалась в неумения дифференцировать эстетические впечатления, адекватно воспринимать образное содержание художественного произведения,отражать в вербальной форме переживания. В своем выборе п предпочтениях они основывались на доступной и развлекательной музыке, которая близка их жизненному опыту и не требует аргументации. В нравственно-эстетическом багаже школьников небольшой' запас всяческих и эстетических знаний, неразвитость навыков эмоционально-познавательной деятельности, отсутствие или неадекватность нравственной оценки воспринимаемого образа.

Все это отражается на направленности потрабностно-мотиваци-онной сфзра сознания школьников, двойственностью проявления э:,шатии: сопереживание - оочувствие, о доминированием сопереживания.

Низкий уровень /31 %/ составили учащиеся, которые характеризовались недостаточным развитием умений и навыков эмоционального реагирования на художественно-эстетическую информацию и сиособов ее интеллектуальной обработки. Они. слабо и неадекватно реагировали на произволения искусства. Ограниченность словарного запаса сдерживала потребность в пересказе впечатлений от воспринято образа, его эстетической и нравственной сценки. В

ШГ.1ЛЯ36 художественных. ароизаздэнвИ набдюд&чась неточность ь определении основного настроения, сконцентрированность на зрительных ооразах, стремление к подражательности, репродуктивно-сти. Поведение и деятельность учащихся низкого уровня свидетельствовали о наличии генетически ранней форад з! шатия - сопереживания, в которой содержатся элемента как гуманистической, так и эгоистической направленности.

Во второй глава - "Педагогическое руководство процессом формировании нрапстаенно-зстетйчоского опдачм-кадилс вкольтшзз" обоснокив: атся педагогические усясзия формирования нравственно-эстетического слита младяях ыкольнкков средствами искусства в условиях глассно-урочной и внеклассной художественной детльвосзд, вздог-виа катодшш формирующего эксперимента,анализируются его результаты.

Процесс формирования нраастаенно-эстотического ота кладите вкашшсоа срздстгамл кшсуос.гаа в р-дасах цроаодшт опатио-вксцсракинтальноа работь. цредус&агрлвм цо-гладоьатсяьяр! реьля-иж& сд:-пуадас йздсгоптаских y;v:cr.:tf: I/ организация восприятий ü есмнолзния художественных произведши; ылада.г.вд икояьнкка-ьгл на основе формирования к обог&г.ш'я лх эу.эцйснаяько-перцат®-вого опыта; 2/ ^ог-гаровакяс сноообпоогм с ссаоени» спасла нравст-ввпно-эстьтдческих категории в процессе анализа худо&астЕзш.их произведении и ¡ш1.ы:оа-Епаг.к-ги1:о-скатеткчоской доят&гьзоскг даш. лэеея /лыделеакь главного, сравнение, обобщение/, воображения, ф; атаззд; 3/ надрав.тенпссть вревотесако-эстетЕЧоской деятольаосаи юадош школьников приобп-зтэниа паадксл самоанализа и ссшоре-в процесса 1.кстерлор.:оацил и умений эстеткао-нрав-

етьдшой деятельности в искусство.

педагогических условий ц орктрсЕанад нравственно-астогвчоскиго опита, кдадаих вколышкл* щюьсходало на основе тьо-риа цсэтипиого формования зашй.уызшй, и навыков, разработано.! Н.и.Гкяьпэрвшш и предполагало построение учебно-воспитатсль-но., piiooTH & вдоль ;;ак систему педагогических воздействий,валра?-ланках на цкт.тиеацла зиоздокальцой, интеллектуальной и пога^зц-чоскоЗ .сфер созиьшш Liii.wibmiKa.

Tai;, реализация первого усдерш: способствовала обогаяен/.'. эмоционально-перцептивного опыта ксодьшжо.'!, активизаций э'лигдо-. цельной сфари соаншшя. направлял- ее раооту а.ч чувстзеьичс пост/.-

жение и закрепление нравственных я эстетических эталонов поведения и деятельности, принлтйх в обществе, в личном опыте школьника.

Второе педагогическое условие предполагало стимулирование деятельности когнитивного компонента нравственно-эстетического опита учащихся. Оно реализовквалось в организации познавательной деятельности шедших школьников в искусстве и било направлено на осмысление ребенком нравственно-эстетического содержания худс.^сст-венного произведения.

Выполнение третьего условия в практике работы школы было на- . правлено на активизацию деятельности процессов самопознания и саморегуляции, формирование интдгративннх правственпо-эстетиче-ских качеств. Этими качествами мы избрали эрудированность, гуманизм, коллективизм и оптимизм.

Внбор методов обучения з напей экспериментальной работа основывался на характере поставленных в ней задач и применялся с учетом уровня практического и теоретического огшта.участников экспериментальных групп. К ним были отнесет: метод промежуточного слоя, метод моделирования, метод "предметного круга" /В.Г.Раяниаов/, метод исторического подхода, группа проблемно-поискових методов.

• Порядок выполнения разработанных педагогических условий организации художественно-эстетической деятельности Младших школьников отражен в поэтапном строении процесса обучения. В качестве основных были выделены следующие этапы:

- I этап активизации чувств и переживаний школьников при восприятия произведении искусства и формирования навыков их осмысления;

- 2 этап стимулирования аналитпко-синтетической деятельности младших школьников посредством развития воображения, фантазии, формирования умений выделять глазное, сравнивать, обобщать, которые основывались на эмоционально-интеллектуальном освоении нравственно-эстетического содержания художественного произведения;

- 3 этап формирования интегративных нравственно-эстетических качеств школьника, зкетеркоризации умении и навыков осте-тико-нравствекной деятельности.

Формирующий эксперимент, в котором приняло участие 60 учеников 4-х классов, проводился с одним составом учащихся на протяже-

нли трех лот.

Целью первого этапа являлась активизаций чувственно-эмоциональной деятельности младших школьников, которая осуществлялась через: развитие представлении уча^оюя об змоциональ-ной направленности искусства, накопление знании об оообэнноотях воздействия на человека образного языка художественного произведения, приобретение навыков змпатичоского взаимодействия в художественной деятельности. Реализация этих задач способствовала развитию перцептивных способностей учащихся и обогащении Их чувственно-эмоционального опита. Результаты фиксировались с помощью следующих показателей:

- степень выраженности эмоциональной отзывчивости учащихся . на произведение искусства н различных видах художественно-эстетической деятельности;

- уровень развития навыков вербальной интерпретации худогэот-влапах текстов;

- адекватность эмоционального реагирования на «луации кэ~ благополучия.

По итогам I этапа эксперимента нами сделан вывод о том, что активизация э:лоцконально-пераептивиого компонента нравствэкно-оо-тетического сознания младяих школьников в коллективной худокзет-вонпо-зстетичсской деятельности способствовала иптенскфикацип интеллектуально-познавательных процоссов. Ото позволяло обосяо-вить тендошего гумазгзациа способов эгляаткческого взаимодействия младших школьников в сфере искусства.

Целью второго этапа явилось развитие зыодяо-Ш1лы10-когнитивного компонента, осуществляемое посредством;а/сйо~ гедвния эыпатичоекого опыта младших школьников; б/ обуч&шо~нц-вякам окисленного восприятия искусства; а/ осознания эмоцио-иачьцо-образной природы художественного творчества.

Показателями успешности проводив,ой работы служили:

I/ уровень вербальной интерпретации произведения искусства;

2/ развитие интеллектуально-эмоционального опыта школьвпкоа за счет приобретешь.янанкй о содержании нравственных к всте-■тических категории;

О/ степень выраженности умений и навыког зшаткческого взаимодействия с окружающим миро;.:.

качественный анализ результатов "диагностирования доказал,что стимулирование в художественной восприятии ксгяиткенвх процессов

сдособотвузт более осознанному пониманию и переживанию школьниками произведена: искусства, повышению уровня вербальной интерпретации художественного текста, проявлению гуманистической ориентации в формах омлатического взаимодействия с окру-тащим ми-ром.

Третий этап работа - заключительной, бил нацелен на активизацию эмоционально-поведенческого компонента нрапстленко-зстетического сознания младшего школьника посредством:

- обучения навыкам переноса знаний,умений и навыков, приобретениях в-общения посредством искусства, на собственную нравст-венно-эстетичегг;уа деятельность;

- формирование самозтоятельноста, инициативы и креативности

в анализ о и оценке эмоцисяаяьно-нразстиенного содержания художеот-венного образа;

- развитие д:г$?еренцярованного отночюняя к явлениям искусства и действительности на осново совершенствования прсцессоз самопознания и саморегуляции.

Решение поставленных задач осуществлялось посредством ступенчатого строения процесса обучения, в котором: первая ступень -направленность деятельности школьников на овладение навыка;,»л ори- . йнтцрсЕСчной деятельности как результат змпатического взаимодействия в искусстве и действительности; вторая - развитие навыков ориентировочно-поисковой деятельности; третья - сформирование навыков саморегуляции поведения школьников.

Показателями успешного выполнения поставленных задач служили:

- характер изменений а ценностных оряен'.апиях младших школьников ;

- уровень развития потребностно-мотивационной ст-зры сознания учащихся;

- наличие потребности в самооценке и самоанализе.

Проверка эффективности разработанной методики формирования

враввтвевно-эстетичоского опита младших школьников средствами искусства осуществлялась с использовании методой; экспертных оценок, методов диагностирования /анкетирование, интервьюирование, тестирование, рейтинг/, матеь'лтЕКО-статистаческой оорлботзд полученных данных, качественного анализа результатов подагогачоско-го эксперимента. В начале оиктно-эксперпмептачьной работы экспериментальная и контрольная грушш находились на одном уровне сфор-

кированности нравственно-эстетического опита. Сопоставление "•

групп по' ото.му параметру в ходе эксперимента позволило проследить влияние данной методики на формирование нравственно-эстетического опыта шедших ¡^колышков. С этой целью было осуществлено два замера - в начале к в конце акспыримента. Для удобства проведения замеров и получения достоверных экспериментальных дан-кых была разработана шкала оценочных показателей сформироваиносап нравственно-эстетического опыта, которая позволила вывести средние баллы по результата;■ оценивания с$ормпрованности составляи-нравственно-эстетического опыта. Метода диагностирования позволили вывести сравнительные данные /с.м. таблицу I/, свидетель-отвувдиэ о том, что после проведенной опытно-экспериментальной работы количество школьников с высоким уровнем сйормированностл нравственно-эстетического опыта в экспериментальных группах возросло с Н£до а с низким - уканьшилось с 31$ до % .В контрольной группе доля учацчхея с высоким уровнем возросла с К;' ;;п £0;:,, а с низким - выросла с '¿\% до 35%.

Таблица I

Сравнительные данные уровней сформированноетл нравственно-йсхетического опыта млада:* школьников средствами искусства . до и поело проведения опутпо-зкепзрпмэнта.тьноп работы /в % /.

Урона:: с^оршгрованности ! До проведения Шосле проведения нравственно-эстетического ! опытно-экпгшри- !олытнз-экслери-оаига млгданх школьников j ментальной райо-! ментальной работы

55 55 60 44

14 14 33 20

Вагно'а мачдока дай нас представлял вопрос о соотношении компонентов опыта на каждом уровне ого сформированное«:, С этой

целью подсчитызалоя линейный коэффициент корреляции по формул:

Р:,>' - **ЕхЬ . А _ ¿x^-i. ъ-г. х ■ £0

.где: И^х. - выборочный коэффициент корреляции, ^ - колачв-отбо наблюдении, сс. и - количественные признаки /комлопоа-гн/.

Г71Пзкйи~

2. Средник 2. Висопнл

Так, коэффициент корреляционной связи меяду эмоцпонально-чувственным опитом и опытом интеллектуально-познавательной деятельности до проведения опитно-экспериментальной работы на эмоционально-поведенческом уровне в экспериментальной группе составлял 0,758; пооле проведения - 0,859. Последний коэффициент свидетельствует о том, что сфорунровзнность эмоцнонально-пер-цептивного опыта младших школьников способствует успехам в развитии интеллектуально-познавательной деятельности.

В заключении диссертации представлены выводы, сделанные по результатам исследования. Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников базируется на основе единства его компонентов и предусматривает педагогически целесообразную организацию деятельности учащихся, направленную на активизацию чувств я перокиваний школьников при восприятии произведений искусства, стимулирование аналиткко-оинтетической деятельности в процессе нравспзеяно-эстетичоского развития школьников, создание условий для развития у них интегративннх нравственно-эстетических качеств учащихся я их реализацию в социально-денном поведении.

Выявленные в исследовании критерии и соответствующие им показатели сформированнооти нравственно-эстетического опита учащихся младших классов существенным образом влияют на совершенствование процесса эмоционально-нравственного воспитания шадакх школьников средствами искусства.

Активизация художественно-эстетической деятельности младших школьников в искусстве с помощью методов стимулирования эмоционально-перцептивного п эмоционально-интеллектуального опыта ■ учащихся, дает возможность ке только углубить осознанное отношение к нравственно-эстетическим ценностям, воплощенным в художественном произведении, но и способствует развитию социально-ценных качоств личности, проявляющихся в правственно-эстетотге-ском отношении к действительности и искусству.

Вопросы формирования нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства, рассмотренные в работа, не ис-чорпываэт оло.тлостк к многогранности этой проблемы. При дальнейшей ее разработке в специальном изучении нуждаются вопросы:роль различных видов искусств /кино, театр, телевидение и т.д./ в формирования нравственно-эстетического опыта младших школьников; система взаимодействия регулируемых и нерегулируемых факторов

в процессе нравственно-эстетического становления личности учащихся началышх классов в общении посредством искусства; изучение в.ммокностсй самостоятельной художественно-эстетической деятельности младшего школьника в форшросанЕй нраьственно-зс-тетического опыта личности средствами искусства; разработка комплексной программы подготовки студентов к организации внеклассной художественно-эстетической работы с учсцимиея началышх классов по формированию их нравственно-эсте'пгческого опита средствам;: искусства.

Основные полоненкн дассертации отраженн в следуюшдо публикациях диссертанта:

1. Исследование проблем формирования нравствэинс-эстетиче-ского сгшта младших школьников средства},и искусства /Раовитко шксиш к педагогической наука на Украине: Тезисм докладов на ьюк-вузовсксй научно-практической конференции, посвященной ЮО-летша школы Киевской Руси. - Пекин, 1989. - С. 31-32. - lia укр.яз.

2. ПсИХОЛОГО-ПОДаВОГИЧОСКИб УСЛОВИЯ формирования HplBOTBCli-но-эстетического опита младших школьников средствам искусства /Пути усовершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя в условие перестройки висщэй и средней школы: Тезиси докладов межвузовской научло-арактической конференция. - Нешш, 1990. - С. 93-94. - На укр.яз.

3. Формировать нравственно-эстетического опита младож школьников средствам национальной музыкальной культурц /Тезв-сы республиканской научно-практической конференции на тему ''Народная nacsiti к ез внедрэние в учебно-воспитательный процесс в условиях возрождения национальной культуры". - Нежин, 1991. -С. 38-39. - На укр. яз.

4. Н.К.Крупская о пзихолого-педагогических основах Зормиро-вашш нравственно-эстетического опита илада'лх школьников средствами искусства /Педагогическое наследие H .К .Крупской и перо-стройка народного образования: Тезкси докладов и сообщений региональной научно-практичгской конференции 31 мая 1989 г, - С .173-

5. Методические рекомендация по изучению уровня сформяро-ранности нравственно-эстетического опита кладаих шкодышкоз средствами искусства /для студентов цузикально-иедагошческого факультета/. -Пекин, Ш1И, IS33. - 18 с.

174/. '