Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Григорян, Артур Бахшиевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Григорян, Артур Бахшиевич, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Научно-теоретические основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики.

§ 1. Формирование единства нравственного сознания и поведения как научно-педагогическая проблема.

§ 2. Общее и особенное в психическом и нравственном развитии подростков ханты и манси.

§ 3. Нравственно-этические ценности хантов и манси.

ГЛАВА П. Содержание, методы и формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики хантов и манси.

§ 1. Нравственное воспитание в процессе обучения.

§ 2. Формирование нравственного сознания и поведения подростков во внеклассной работе.

§ 3. Нравственное воспитание на традициях народной педагогики в совместной деятельности школы и семьи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси"

Актуальность исследования. Национальное возрождение народов, более того, их самосохранение, возможно только на основе народной педагогики. Этнос, потерявший свои педагогические традиции, обречен на исчезновение, сначала он превращается в аморфное население, затем сливается с другими, что качественно не дает ему ничего, а количественно прирост тоже не бывает особенно заметным. Поэтому этнопедагогизация воспитания является всеобщей программной характеристикой современного культурно-исторического процесса, это, так сказать, пансофическое требование, особенным образом ситуализирующее и исследующее проблему.

Она осуществляется неравномерно в разных территориях: в одних местах этнопедагогизация развертывается в качестве целенаправленной политики Федерального и регионального уровней, в других она проходит стихийно, благодаря инициативе мыслящих педагогов, патриотов, отдельных школьных коллективов. И тем не менее, этнопедагогизация получила довольно широкое распространение благодаря тому, что обладает возможностями реально изменить воспитательную ситуацию в лучшую сторону, увеличить гуманистические начала в организации жизнедеятельности обучаемого и воспитуемого.

В ситуации, когда этнопедагогизация имеет место как целенаправленно организованный системный процесс, необходимо изучать результаты данного целостного прогрессивного воздействия на содержание и формы образования и воспитания детей, чтобы положительные черты такого процесса стали достоянием возможно большего количества школ, педагогов. Кроме того, может быть полезным обмен опытом между теми, кто активно реализует идеи и методы этнопедагогизации. Важно также проследить влияние научной педагогики на современное развитие ценностей и методов народной педагогики, что возможно в развитой сфере взаимопроникновения этих систем воспитания.

В случае, если этнопедагогизация не выступает компонентом культурно-образовательной стратегии в регионе, системным средством введения в жизнь школы элементов духовной и материальной культуры народа, то тем более необходимо поддержать деятельность педагогов-энтузиастов, начавших процесс этнопедагогизации, изучать его и пропагандировать. Для педагогической теории и методики важно описать понятийными педагогическими средствами феномен деятельности педагога, осуществляющего преобразование собственной профессиональной деятельности на основе использования традиций народной педагогики.

Изучение проблемы педагогизации как социокультурного явления показало, что имеет место и своего рода третий вариант, когда официально этнопедагогизация провозглашается стратегической линией реформирования системы просвещения, а фактически идея этнопедагогизации не выведена на методический уровень, не проработана как комплекс мер, обеспечивающих переход образования и воспитания с существующей ступени на должную. Дополнительным штрихом такой картины выступает отсутствие рекомендаций методического характера о целесообразности введения этнопедагогических материалов в планирование воспитательной деятельности, в программирование работы методобъедине-ний, августовских педсоветов; в различные формы повышения квалификации педагогов.

С учетом того, что мы стоим на пороге третьего тысячелетия и переживаем эпоху подведения итогов за первые тысячи лет жизни в условиях определенной общечеловеческой цивилизации и подхода к новому периоду общечеловеческой интеграции, становится чрезвычайно актуальным исследовательское внимание к такому виду духовности как этнопедагогизация в разных видах и формах, ибо народная педагогика - это наилучшее воплощение духовно-нравственной преемственности поколений и исторических эпох.

Актуальным является и следующий аспект в проблеме изучения феномена этнопедагогизации. Когда этнопедагогизация осуществляется в форме включения элементов народной педагогики в традиционные направления воспитательной работы, то исследователь встречается тоже с непростой ситуацией: сложно выделить безусловные, безукоризненные, глубоко фондированные приоритеты — идеалы, принципы, соответствующие типы личности, которые представлены и в ценностях научной педагогики, и в ценностях педагогики народной. Дело в том, что обоснование таких общих для обеих воспитательных систем приоритетов как, например, высокое значение труда, семьи, мира, дружбы, имеет разную природу аргументации. В ситуации народной педагогики положительные, нравственные начала, сама ценность подтверждалась укладом, строем жизни. Если ребенку говорилось, что воровать нехорошо, он видел, что вокруг не воруют.

Ситуация формирования ценностей, которую провозглашает научная педагогика, исторически сложилась в целом лишь во вто- } рой половине нашего тысячелетия, что связано с именами и делами Я. А. Коменского. В сфере действия этой педагогики ребенок наблюдал многие противоречия: практическая жизнь очень часто была по своим качествам прямо противоположной ценностям и идеалам педагогики. Конечно, в таковом явлении "виновата" не научная педагогика, а совсем другие социальные факторы.

В свете вышеизложенного необходимо специально отметить: при решении задач формирования нравственного сознания и поведения подростков к народной педагогике обращаются не потому, что с этим не справляется педагогика научная. Специфика народной педагогики состоит в том, что она есть функция всего строя ^ жизни, всей нравственности самой жизни народа, которая ни в чем не противоречит тому, что провозглашается народной педагогикой. Следовательно, заповеди народной педагогики будут реально воплощаться в личностных качествах подрастающего поколения лишь постольку, поскольку сама жизнь других поколений, среди которых формируется нравственный облик молодежи, не будет противоречить этим заповедям.

Что касается роли педагогики научной в этом процессе, то она может быть активной союзницей своей старшей исторической сестры. Научная педагогика имеет разработанную систему реализации нравственного потенциала содержания образования, что при организации формирования личности выступает особым условием: получая современное образование, ребенок получает возможность освоения гуманистических ценностей, субъектом которых выступает все человечество, чей интегральный интеллект представлен в содержании образования. Научная педагогика имеет разработанную систему методических знаний о построении процесса социализации личности, когда носителем норм ценностей социума выступают все культурно-социальные процессы, а не только тот, который олицетворен нацией, к которой принадлежит ребенок. Научная педагогика не только гуманистична, она и прогрессивна: в ее ценностном измерении каждый народ является необходимым и достойным участником нравственного, эстетического, интеллектуального, технического и технологического развития человечества.

Круг вопросов рассмотрения теоретических аспектов проблемы использования нравственного потенциала народной педагогики для решения задач нравственного воспитания учащихся включает и еще одну позицию: пока что опыт народной педагогики востребован (т. е. существует на практике воспитания) не в целостном, а мозаичном виде. Педагоги обращаются к традициям трудового воспитания у народа, его методам привития любви к фольклору, приобщения к народным ремеслам, к другим частям народной жизни - материальной и духовной. Общий, целостный идеал личности конкретного этноса до учащихся доводится только в ситуации изучения национального эпоса, героев сказаний, сказок, легенд. Однако, и данная ситуация или их серия создаются в качестве компонентов учебного процесса, в том числе и во внеурочной деятельности. Воспитательная, формирующая функция таковых ситуаций, в основном, провозглашается естественной, само собой разумеющейся, но реально не отслеживается, т. е. не исследуется, не анализируется посредством длительного изучения жизнедеятельности учащегося, становления и развития его личностных характеристик, особенно в сфере нравственности с позиций желательного, возможного, необходимого, нравственного сознания и поведения.

Условия, сопутствующие этнопедагогизации, в регионах носят общий и конкретный характер. К общим молено отнести пробуждение национального самосознания, тенденцию к изменению содержания образования во всех типах школ, повышение внимания местных средств массовой коммуникации к экономическим и политическим процессам не только в центре, но и в других местах соответствующего региона, к оживлению народных ремесел, промыслов, фольклорного движения, появление национальных пред- \ ставителей на ключевых постах общественной и государственной жизни. Все эти явления можно наблюдать и в Ханты-Мансийском автономном округе.

К числу конкретных характеристик ситуации, способствующей этнопедагогизации как культурно-историческому процессу, принадлежат:

- зарождение, конституирование и развитие консолидации национальной интеллигенции вокруг определенных символов, идей. Так, коми-зырянское и русское название земли предков хантов (остяков) и предков манси (вогулов) - "югра" превратилось в символ языка и культуры, вошло в ценностно-идеологическое обеспечение, в содержание национальной идеи современных хантов и манси, а с 1989 года в Ханты-Мансийском автономном округе появилось народное движение "Спасение Югры";

- появление востребованности в диалектах языка, ранее являющихся лишь предметом специальных научных изысканий и не подкрепляемых широкими культурными процессами. Известно, что письменность для хантов создавалась в течение длительного времени (1930 - 1950 годы), она включила шесть диалектов и говоров. Но только сегодня на трех из них (шурышкарском, сургутском и казымском) существует национальная литература. Три остальных ждут условий своего закрепления в истори- у ческом бытии средствами более развитой коммуникации нежели узко-территориальное или внутрисемейное общение, в частности, в форме литературы, драматургии;

- наличие этнографических, философских исторических работ общего характера, портретирующих этнос, его психологию, культуру, его прошлое и настоящее. Что касается хантов, то о них можно прочитать в двух крупных трудах: в работе Григория Новицкого "Краткое описание о народе остяцком". - Санкт-Петербург, 1884 год и в монографии В. М. Кулемзина и Н. В. Лукиной "Знакомьтесь: ханты". - Новосибирск: Восточное отделение Российской Академии наук, 1992 год. Между этими двумя изданиями прошло более века, тем более символична сама историческая, вновь возникающая потребность в научной информации, сохранившейся в подобных изданиях.

Таким образом, ханты имеют возможность быть представленными в информационном банке знаний об этносах, народах для всех интересующихся этими вопросами в любом культурном сообществе, в том числе как для народов Севера, так и для собственного подрастающего поколения;

- закрепленность в современном быту определенных черт национальной жизни. Обычно в этом отношении в качестве примера фигурируют японцы, шотландцы, а также исповедующие ислам. н

Однако, ханты, манси тоже сохранили глубокую приверженность, например, к покрою и узорам домашней одежды, которые у этих народов информируют (посвященных) о том, откуда ее владелец (с какой реки, озера) и к какому роду принадлежит; закрепленность в духовной жизни определенных национальных черт. Так, еще в 1970 году исследователи констатировали, что женщины хантов знали более 120 терминов, обозначающих степени родства. Конечно, эта утонченность в названии конкретных родственников уже убывает, но факт сохранения в языке и в реальной жизни такого явления свидетельствует о крепкой преемственности явлений духовного характера внутри этноса. Это проявляется и на основательности знания членами семьи своих родственников. Нередко семья считает таковыми по несколько сотен человек; этнопедагогизация обусловливается и таким фактором, как отношение хантов и манси к земле, к угодьям, к территории охоты. То, что опосредует жизнь, не может быть продано, навсегда отчуждено от человека. То, относительно которого у другого есть планы, то, что (по традиции) обеспечивает жизнь другого, не может быть объектом желания, поэтому воровство - это не у хантов и манси. У них нет даже слова, обозначающего воровство. Нормы обычного права, понятные всем, не ущемляющие права и достоинства каждого, - это великая нравственная основа, базируясь на которой народная педагогика может быть изначально авторитетной, не нуждаясь в обширной моральной или научной аргументации; кроме вышеозначенного условия, способствующего успешности этнопедагогизации, можно назвать и следующее: у хантов и и манси в случаях причинения вреда природе (по необходимости срубленное живое дерево, вторжение с охотничьими целями в заповедную территорию и т. д.) принято просить прощение у объекта своей вынужденной жестокости. Хаитам "непонятно", зачем ловить рыбу больше, убивать зверя больше, собирать ягоды больше, чем требуется для пропитания.

Разумное представление о норме, о соотношении необходимого и достаточного, - это кредо отношения к миру.

Таким образом, народы ханты и манси, с кратко обозначенным выше кругом основополагающих принципов представления о должном типе жизнеустройства, народы - творители своей народной педагогики объективно данными принципами укрепляют авторитет таковой системы воспитания в формировании нравственного сознания и нравственного поведения подростков.

Взаимосвязь общих и конкретных характеристик условий, позитивных для процессов этнопедагогизации, может быть использована в принятии управленческих решений по развитию образования и воспитания подрастающего поколения. Отметим, однако, что те параметры этих условий, которые мы обозначаем как "конкретные", близки к учащимся, они входят в их культурно-образовательное пространство и являются сферой духовных, профессиональных и личностных аргументов педагога в построении процесса формирования нравственного сознания и поведения подростков на традициях народной педагогики хантов и манси.

Остановимся кратко на особенностях нравственного воспитания подрастающего поколения у хантов и манси.

В семье стремились приобщить к труду возможно раньше. Это достигалось и вовлечением ребенка в посильное участие в труде взрослых, и тем, что игрушки ребенка представляли собой копии основных инструментов, приспособлений труда взрослых. Часто в игрушки входило и своеобразное условие труда: например, миниатюрная копия лодки как атрибут занятия рыболов- , ством. Много было и другого: куклы-олени, игрушечные сети, нарты и др.

В играх тренировались качества, которые необходимы во взрослой жизни хантов и манси: ловкость, точность, глазомер, благодаря которым мужчина заарканивает оленя, - это у мальчи

1/ ков; чувство ритма, чувство материала, чувство цвета, благодаря которым создаются орнаменты из кожи, меха, ткани, бисера, - это у девочек.

В трудовой деятельности ребенок становился в позицию необходимого члена семейного сообщества, его трудовая деятель- ^ ность была частью реального жизнеобеспечения семьи. Сбор ягод, помощь в оленеводстве, собаководстве, рыболовстве, домашнем хозяйстве - все это было серьезным делом, а не игрой в труд, не ситуацией обучения труду, не его имитацией, как это нередко имеет место во многих регионах России в процессе трудового обучения и воспитания вне традиций народной педагогики.

Как хантам, так и манси было свойственно организовывать процесс обучения трудовым действиям и трудовой психологии в ситуации прямой передачи умений, навыков от старшего младше- ^ му, когда подрастающий следует примеру старшего путем подражания, воспроизводства того, что делает взрослый.

Таким образом, приучение к труду, формирование отношения к труду (а это - важная область становления и развития нрав- ^ ственного сознания и нравственного поведения) осуществляются в реальном естественном жизненном процессе, процессе поддержания жизненного цикла взаимосвязи между поколениями, передачи исторической преемственности в сфере материальных отношений, характеризующих специфику бытия этноса. Поэтому у хантов и манси нравственное развитие личности средствами трудового воспитания является веками апробированным процессом. Связь труд - нравственность прерывается в определенных случаях, а именно в ситуации, если ребенок вырывается из контекста жизни семьи, например, в условиях пребывания в интернате или других условиях изоляции от семейных традиций.

К объектной сфере нравственного отношения личности, как известно, относится развитие культуры поведения девочки (девушки, женщины) и мальчика (юноши, мужчины). Особенно актуальными данные вопросы становятся в подростковом возрасте. Народная педагогика, опираясь на взаимодействия запретов, предписаний, обычаев, всякого рода этических установок, отработала определенную культуру, определенную совокупность процедур, своего рода традицию привития мальчикам и девочкам кодексов подобающего поведения. Своеобразным источником общественной и индивидуальной нравственности выступает правосознание - общественное и личностное. Для исследователя исторических предпосылок современного состояния моральной регуляции жизни в хантыйском или мансийском обществах или их подструктурах значительный интерес представляет то, как исторически складывалось у этих народов представление о праве собственности и праве пользования, специфика арендных отношений в этом регионе России. В условиях глобальных перемен в России, называемых рыночными отношениями, аспект этот в вышей степени важен.

Кроме того, на нравственное мироощущение хантов и манси воздействовала и их забота о природе, проявляющаяся в стремлении сводить к минимуму экологический урон, наносимый ей. И это тоже говорит очень многое современному сознанию человека, беспокоящегося об экологии.

В перечень особенностей нравственного воспитания хантов и манси, т. е. в характеристики содержания, условий и методов воздействия народной педагогики этих этносов на формирующуюся личность, целесообразно ввести и такой параметр, как значительная представленность индивидуализированных межличностных отношений в условиях коллектива. Молодежь ханты и манси большую часть времени проводит вне дома из-за ограниченной площади жилища. Поэтому нравственная регуляция общественного мнения в среде межличностного и внутригруппового общения подростков довольно значительна. Другой источник нравственного влияния на подростков - особый менталитет хантов и манси, выражающийся, в частности, в очень уважительном отношении к животным. Не только любовь, но именно уважение характерно для восприятия, например, собаки. Природа этого чувства состоит не только в признании зависимости человека от собаки в условиях сурового климата, но и в том, что собаки многое умеют. Умеют и то, что человеку не дано.

Культ уважения к умеющему, не только к животному, конечно, но и человеку, сопровождает ханта или манси с детства. Это проявляется в том, что вещь, изготовленная умельцем, всегда строго авторизована, неповторима, уникальна. Ее "штучность" может не заметить обычный взор, не принадлежащий ханту или манси, но представитель данных народов обладает воспитанными способностями заметить слитность мастера с изделием, факт вложения в сделанную вещь авторской частички самого себя.

Такое авторство есть способ выразить индивидуальное представление о том, какой должна быть изготовленная вещь.

Мы специально останавливаемся на этом аспекте ввиду его значимости как специфического фактора нравственного воспитания, задействованного народной педагогикой хантов и манси. Юные представители этих народов понимают и утилитарную ценность изготовленных вещей, т. е. практическое назначение, и представленную в стилистике оформления вещи индивидуальную (семейную) позицию, свидетельствующую о том, что именно как материальный объект, она собой должна представлять. Такое двойное, культурное и социальное бытие предмета, по мнению этнографов, антропологов, историков культуры, обладает двойным воздействием на человека-изготовителя и человека-потребителя, они вступают в особые отношения взаимопонимания, взаимообусловленности жизни. То есть пространство социальной, культурной, исторической, другой коммуникации между людьми расширяется, а пространство их отчуждения друг от друга сжимается.

Выше мы попытались охарактеризовать явления, способствующие реализации стремления педагога ввести в учебно-воспитательный процесс сущностные элементы народной педагогики, фрагментарную или целостную совокупность ее нравственных воззрений и ценностей.

В дополнение можно сказать, что актуальность обращения современных педагогов к этнопедагогическому наследию обусловлена следующим:

- народное воспитание - это историческое явление, характеризующееся утратой одних характеристик и становлением новых. Данный процесс происходит под воздействием многих факторов. Однако на сегодняшний момент необходимо констатировать, что сокращается сфера культурно-экономической жизни, питающая этнопедагогику и испытывающая потребность в реализации ее возможностей, в типе личности, создаваемом традициями народного воспитания. Процесс данного сокращения начался не сегодня, вытеснение исконного народного уклада жизни производилось непродуманно, носило волюнтаристский характер. Это все нанесло значительный вред воспитанию подрастающего поколения, сохранению этнического своеобразия хантов и манси как субъектов всемирной истории.

Поэтому целесообразно возродить такое культурное явление как использование этнопедагогики в качестве органичной части современных теорий и технологий воспитания и обучения. В эт-нопедагогике хантов и манси имеются компоненты, которые необходимы не только для традиционной культуры, но и для современного состояния жизни этих народов;

- обращение к возможностям национальной концепции воспитания нужно не только для сохранения и развития самой этнопедагогики. Модернизация всего дела народного просвещения, т. е. приведение его в соответствие с задачами развития общества в преддверии XXI века, требует введения в теорию и практику обучения и воспитания новых средств, обеспечивающих процесс в духовном и экономическом развитии народа. Эти "новые" средства генетически могут иметь большую историю, т.е. быть "хорошо забытыми старыми". Но в ситуации использования их в комплексе с другими, в ситуации ориентирования педагогической системы на другие запросы общества, в ситуации включенности хантов и манси в урбанизацию, компьютеризацию, в "рыночные" отношения опора на методы и ценности этнопеда-гогики выполняет функции стабилизации, непрерывности истории, ее плавного перехода из эпохи в эпоху.

Анализ состояния социальных и педагогических аспектов проблемы этнопедагогизации в регионе, детальное выявление современного воспитательного потенциала этнической педагогической традиции, широкое изучение практики и конкретного опыта нравственного воспитания подростков определил выбор темы исследования: "Формирование нравственного сознания и поведения подростков на народных традициях хантов и манси".

Объект исследования: учебно-воспитательная деятельность общеобразовательной школы по формированию нравственного сознания и поведения подростков.

Предмет исследования: содержание, методы и процесс нравственного воспитания подростков в школе на традициях народной педагогики хантов и манси.

Цель исследования: разработать систему нравственного воспитания подростков в единстве сознания и поведения их на основе народной педагогики хантов и манси, а также теории нравственности и нравственного воспитания как важнейшей составной части педагогической науки в единстве с народной педагогикой хантов и манси.

Задачи исследования:

1. Выявить потенциальные возможности народной педагогики хантов и манси в нравственном воспитании учащихся.

2. Изучать особенности становления и развития нравственного сознания и поведения подростков ханты и манси.

3. Обосновать возможности использования этнопедагогических средств, факторов в нравственном воспитании подростков в школе и семье.

4. Апробировать в опытно-экспериментальной работе методику приобщения учащихся подросткового возраста к нравственным ценностям национальной системы воспитания.

5. Разработать методические рекомендации по теме исследования и реализовать их в практике работы учителей и школ.

Основываясь на анализе нравственного потенциала народной педагогики, возможностей его реализации в современных условиях, мы в качестве рабочей гипотезы выдвигаем следующую совокупность предложений: для достижения гармонического единства нравственного сознания и поведения - необходимо формировать у подростков представление об идеальном (духовно-нравственном) типе личности в национальном менталитете, национальном самосознании родного народа;

- важно ознакомление подростков с нравственной высотой поведения такой личности в разных жизненных ситуациях, рассматривая ее как личность - символ для данного этноса;

- на основе народного нравственного идеала, дееспособность которого проявляется в понятных подросткам жизненных ситуациях, целесообразна организация их личностной практики в проявлении нравственных качеств, которые свойственны национальному идеалу;

- эта практика должна происходить в широком диапазоне жизнедеятельности учащихся.

Одновременно надо иметь в виду, что значительное внимание к содержанию и методам народного воспитания должно сопровождаться расширением знаний педагогов о современной теории и практике нравственного воспитания.

Выполненное исследование планируется представить в следующей логике: воспитание нравственного сознания и поведения подростков в качестве объекта педагогической науки имеет серьезную базу методологических, теоретических и методических данных. Но как проблема этнопедагогики в условиях обращения к еще малоизученной национальной системе воспитания хантов и манси - формирование нравственного сознания и поведения подростков на традициях народной педагогики, требует специального анализа. Это и выступает одним из аспектов теоретической части работы.

В нашем исследовании общепедагогические и этнопедагоги-ческие основы формирования нравственного сознания и поведения подростков рассматривались на конкретном этническом объекте.

Это - подростки ханты и подростки манси. Поэтому в диссертации уделено соответствующее внимание общему, особенному и единичному в качествах этих детей данной возрастной категории. Кроме педагогических параметров в исследовании задействованы и психологические характеристики данного явления.

В общепедагогический арсенал необходимо ввести этическое и психолого-педагогическое описание нравственных идеалов этих народов. Данные идеалы имеют общечеловеческое и конкретно-этническое наполнение, поэтому их роль в методическом обеспечении процесса нравственного воспитания подростков может быть, при соответствующих педагогических условиях реализации воспитательного потенциала идеалов, значительной.

На основе рассмотрения исторических, культурных, экономических и собственно педагогических предпосылок для реализации воспитательного потенциала этнопедагогики в современных условиях, на базе анализа этнопедагогизации содержания и методики организации внеучебной деятельности учащихся, этнопедагогизации как культурно-исторического явления, обосновывается возможность применения целостной системы нравственного воспитания современного подрастающего поколения хантов и манси. Данная система может быть успешно реализованной в условиях продуманного и методически инструментированного сотрудничества школы и семьи как основных сфер жизнедеятельности подростков.

Школа - это, в основном, процесс воспитывающего обучения. На уроках гуманитарного цикла образования есть возможность более углубленно изучать историю, историю народа, историю его связей с другими нациями и народностями, историю ремесел, быта, религии; кроме того, язык, литература могут познакомить подрастающее поколение с произведениями народов, отражающими в особой национальной (поэтической и прозаической) форме, то, что обусловливает историческую неповторимость этносов ханты и манси и то, что их роднит с другими народами Земли.

Такие методические особенности реализации содержания гуманитарного цикла образования способствуют формированию высокой культуры национального самосознания, межэтнических взаимодействий, без чего невозможно нравственное развитие личности.

Школа осуществляет свое воспитательное воздействие и во внеклассной работе.

Разного рода состязательные игры подростков как продолжение физического воспитания на уроках физкультуры основываются на национальных традициях; смотры талантов классных, школьных коллективов, которые, как правило, знакомят их с национальными видами искусств; участие в выставках детского или подросткового творчества, на которых по большей части представлены образцы овладевания подростками народными ремеслами, - вот далеко не полный перечень присутствия в содержании и формах внеклассной работы этнопедагогического направления. Особенно необходимо отметить факт организации умственного воспитания подростков. Это, в частности, осуществляется посредством привлечения в диспуты, в дискуссии, в стенную печать, школьное радио сюжетов, традиционных для национальной системы нравственных приоритетов, которые закреплены историческим опытом жизни народов ханты и манси.

Как известно, любая национальная школа России издавна имеет серьезные традиции солидарных взаимодействий с семьей. В этом отношении богат опыт школ данного региона. Семья, являясь ревностным хранителем народных традиций в силу наличия старшего поколения, тесно связанного с национальным укладом жизни, выступает самым надежным партнером педагога в решении задач этнопедагогизации процесса нравственного воспитания.

Вышеперечисленные позиции обусловили следующую структуру диссертации; диссертация имеет две главы: "Научно-теоретические основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики" и глава вторая "Содержание, методы и формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики хантов и манси", а также состоит из введения, заключения и библиографического списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования помогли убедиться в том, что среди школ первого типа гораздо чаще встречаются учащиеся с более высоким уровнем приобщенности к народным традициям, тогда как учащиеся второго и третьего типа школ на 0 и 1 уровнях.

Учащиеся VI-VIII классов должны были дать ответы на следующие вопросы:

1. Какие хантыйские и мансийские традиции вы знаете, из каких источников получены вами знания о народных традициях, соблюдаете ли вы их?

Варианты ответов: а) не знаю, не слышал, не соблюдаю; б) кое-что знаю, но никогда не соблюдал; в) недостаточно знаю и не всегда соблюдаю; г) знаю, но не всегда удается их придерживаться; д) знаю, высоко ценю, всегда стараюсь придерживаться.

2. Как вы думаете, народные традиции сформировались и определены неповторимостью исторического развития наций, природно-климатическими условиями, соответствующим укладом хозяйственной жизни, быта народа или существуют сами по себе, привнося в нашу жизнь искусственно и не живучи?

Варианты ответов: а) не нужны, я безразличен к ним; б) не хочу, не могу ответить; в) не могу ответить однозначно, но традиции нужны; г) традиции необходимо соблюдать, т. к. человек утратит без соблюдения традиций свою индивидуальность; д) если не будем соблюдать традиции и не придавать им значения, то нация отстанет в своем развитии.

3. Способствуют ли традиции повышению уровня нравственности среди нас?

Варианты ответов: а) не могу, не хочу ответить; б) по-моему мнению, народные традиции не имеют значения в улучшении нравственности человека; в) имеют, но не существенное; г) имеют, но недостаточно известны и не всеми соблюдаются; д) убеждены, что являются необходимым и ценным источником духовно-нравственного совершенствования человека.

4. Какие народные традиции вы усвоили в детстве от родителей, бабушек, дедушек, о каких вы узнали в школе?

Варианты ответов: а) ни от кого не слышали; б) слышали, но не запомнили; в) в школе иногда вспоминали учителя, дома напоминают родители, но все это неинтересно; г) имели возможность соприкоснуться с народными традициями, но недостаточно для полного понимания; д) у нас в школе ведется работа по народным традициям, она интересна и поддерживается нашими родителями.

5. Какие традиции других народов вы знаете, сможете их сравнить с традициями родного народа, объяснить их происхождение?

Варианты ответов: а) не могу ответить; б) хотел бы знать, но никогда о подобном не приходилось слышать и думать; в) мне известно, что у каждого народа свои интересные традиции; г) назову традиции и могу сравнить их с традициями своего народа; д) всегда стараюсь соблюдать традиции своего народа, так как они дают мне духовное развитие, думаю, что для каждого человека дороги и необходимы традиции своего народа.

Учащимся же V - VIII классов было предложено написать сочинение "Моя семья", "Мой род", "Моя родина" с соответствующим планом изложения темы, также проводились беседы с родителями, учителями и школьниками.

На основании результатов этого предварительного этапа исследования сделаны выводы и получена информация для моделирования различных образовательно-воспитательных систем. Ответы учащихся и учителей на анкеты, интервью и беседы с ними, сочинения, анализ школьной документации, изучение педагогической системы школ и классов позволили сформулировать следующие выводы:

- богатейшие потенциальные возможности народной педагогики недостаточно используются в практике воспитательной работы школ;

- не ведется последовательная систематическая работа по подготовке учителей к осуществлению нравственного воспитания на основе народных традиций;

- если народные традиции и введены в систему воспитательной работы, то, в основном, отсутствует анализ их влияния на нравственное становление личности, не рассматривается их значение в духовном формировании личности;

- не определяется место этнических традиций в содержании воспитательных мероприятий.

В силу названных упущений учебно-воспитательная работа осуществляется без должной связи с жизнью, местными условиями, национальной культурой, богатым опытом старших поколений. Это не обеспечивает оптимизацию воспитательного воздействия, прогресса обучения, установления взаимодействий и взаимоотношений с учащимися и их родителями.

Таким образом, состояние учебно-воспитательной работы в выбранных школах на констатирующем этапе эксперимента показало, что в содержании педагогической работы отсутствует целенаправленность и последовательность по использованию народных традиций, сложившаяся система обучения и воспитания страдает отсутствием целостности и незначительным результатом, хотя каждая из этих школ пыталась интуитивно найти подходы к воспитанию нравственного сознания и поведения школьников, опираясь на народные традиции.

Конечной целью нашего исследования является доказательство положительного влияния народных традиций на нравственное развитие личности, поэтому мы выясняли эффективность применения этнопедагогической культуры в воспитательно-образовательном процессе до экспериментальной работы и после нее. Результаты отражены в таблице № 1 (стр. 115). Форма ответов - свободное изложение. На вопросы отвечали 50 учащихся Ванзеват-ской средней школы и 25 учащихся контрольного в нашем эксперименте VI класса Кышиковской средней школы.

Как видно из таблицы, введение этнопедагогической информации в учебно-воспитательный процесс позволяет учащимся не только расширить круг своих познавательных интересов к культуре, истории своего народа, но и выбрать свое собственное отношение к окружающему миру, способствует формированию их мировоззренческих взглядов. В целом результаты диагностического исследования подтвердили целесообразность выделенных нами критериев по распределению школ по названным типам, что будет способствовать выбору оптимальных параметров моделирования соответствующих воспитательных систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование проблемы осуществления нравственного воспитания состоит из двух частей. Первая часть исследования состоит из изучения научно-теоретического аспекта проблемы, поиска философских, психолого-педагогических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования и ее экспериментальной проверки. Вторая часть исследования представляет собой организацию, проведение, описание и анализ соответствующих этапов экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования учебно-воспитательного процесса. Однако самым важным, решающим источником фактического материала являлось изучение и обобщение передового педагогического опыта воспитания и обучения, включающего не только деятельность школ и учителей, но и семьи и родителей. При этом исходили из того, что народную педагогику, традиции воспитания, главным образом питает семья, род, ближайшее окружение - этносоциум.

В процессе нравственного воспитания учащихся на основе традиций хантов и манси мы выяснили сущность формирования нравственного воспитания сознания и поведения в изменившихся общественных условиях, определяли место в этом процессе этнических факторов становления личности, разрабатывали научные основы использования народных традиций в практике учебно-воспитательной работы современных школ, составили описание народных традиций хантов и манси, их формирование в контексте исторического развития этих народностей. Провели конкретную опытно-экспериментальную работу с моделированием различных учебно-воспитательных систем на основе народных традиций с целью осуществления нравственного воспитания учащихся. При этом мы учли исторический опыт эволюции целостной системы воспитания, детали которой в свое время были замечены даже К. Д. Ушинским.

Итоги экспериментальной работы подтвердили в целом гипотезу исследования, поскольку уровень нравственной воспитанности качественно изменился после проведения систематической, целенаправленной воспитательной работы по нравственному воспитанию учащихся на народных традициях. Подтвердилась также возможность использования традиционной педагогической культуры народов ханты и манси в воспитательных системах современной школы, ее положительное влияние на процесс нравственного становления личности в условиях изменения ценностных ориентаций общества. Жизненность традиционной педагогической культуры нашла подтверждение в результатах нравственного воспитания учащихся в моделях воспитательных систем. Самое же главное - удалось добиться гармонического единства этических знаний и поступков, сознания и поведения.

В ходе исследования была доказана необходимость учета различных факторов развития личности, зависимость процесса нравственного воспитания учащихся на основе народных традиций от степени их приобщенности к ним. Исследование выявило и тревожные факты и симптомы, связанные с отсутствием интереса у части учителей к этническим, этическим традициям и равнодушием к ним со стороны учащихся, особенно подросткового возраста.

Органичное сочетание традиционной педагогической культуры с современными процессами воспитания имеет особо важное значение в условиях информационной и технической революции, колоссальных миграционных процессов, всплеска средств коммуникационной связи. Современный учащийся, продолжая жизнь в двадцать первом веке в условиях динамично развивающегося общества, должен осознать общечеловеческий характер нравственных ценностей любого народа, их непреходящее значение. Но, вместе с тем, встает вопрос о востребованности традиций, например, хантов и манси, сформированных в целом в эпоху доиндуст-риального общества, о наполнении информационно-познавательной сферы деятельности учащихся современной школы, точнее, о соотношении традиционной культуры воспитания современного человека в условиях динамично развивающегося общества.

На основе достигнутого положительного результата экспериментальной работы, выразившейся в повышении уровня нравственной воспитанности учащихся, в динамике их нравственного совершенствования, овладения нравственными ценностями, решался также вопрос о методическом обеспечении использования народных традиций в условиях теряющегося национального менталитета, проявляющегося в ассимиляции и деэтнизации.

Сопоставляя исследуемую проблему с проблемой изучения народной педагогики, при анализе ее теоретико-методологического аспекта, удалось выяснить, что при достаточно широком интересе к средствам народной педагогики исследования носят во многих случаях описательно-констатирующий характер, не дают исчерпывающего ответа на насущные вопросы практики воспитания и образования. Вместе с тем, наблюдается отсутствие общей идеи, способной объединить традиционную педагогическую культуру и практику воспитательной работы современных школ. Проблему составляют также трудности в осуществлении декларируемых принципов личностно-ориентированного воспитания в условиях унифицированной системы образования, приводящей к игнорированию местных условий воспитания, специфики этнического сознания и самосознания. При этом сказывается сильное влияние этностереотипов (автостереотипов, стереотипов), к сожалению, не свободных и от комплекса этнической неполноценности (приниженность, забитость, пессимизм, неуверенность в будущем этноса и др.).

Процесс изучения и решения проблемы исследования осложнялся переживаемым духовно-нравственным кризисом в нашем обществе, сопровождающимся несоответствием установок в области нравственного воспитания со стороны педагогической науки и реальной действительности, тотальным сломом нравственных установок, идеалов, ниспровержением ценностных ориентаций, провозглашаемых в течение многих десятилетий. Поиск источников нравственного воспитания личности в идеалах, провозглашаемых народной педагогикой, правомерен, т. к. существовавшая система нравственного воспитания вытекала из социального заказа, основанного на идеологических императивах, направленных порой против сущностного предназначения человека. Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективные направления для дальнейшего изучения данной проблемы, а именно:

- сравнение специфики традиционной педагогической культуры различных этнических образований, выяснение общечеловеческого характера нравственных ценностей, идеалов любого народа;

- вопросы подготовки педагогических кадров для реализации эт-нопедагогического компонента воспитания и образования, возрастной дифференциации субъектов воспитательного процесса, дальнейшей разработки программ, проектов, хрестоматий и т. д. по содержанию и методике этнопедагогического компонента образования.

Итак, проведенное нами исследование дало основание для следующих выводов:

- использование потенциальных воспитательных возможностей народной педагогики в нравственном воспитании учащихся оказывает существенное влияние на повышение уровня нравственной воспитанности учащихся, овладения нравственными ценностями;

- при использовании народных традиций в процессе нравственного воспитания целесообразно учитывать приобщенность к ним учащихся различных школ в зависимости от социокультурных традиций и этнической социализации;

- процесс нравственного воспитания учащихся на основе народных традиций достигает большего эффекта при осуществлении его в воспитательных системах, а также возможен при изучении отдельных интегративных курсов (например, таких как

Фольклор", "Духовные традиции хантов и манси", "Культура хантов и манси");

- необходима дальнейшая разработка методологических и дидактических положений для использования этнопедагогических материалов в процессе воспитания;

- использование методов диагностики и прогнозирования воспитательного процесса придает исследовательской работе целостный, конкретный характер, способствует достижению целей исследования и более точным измерениям ее результатов.

За рамками нашего исследования остались строгая возрастная дифференциация (младшие и старшие подростки) осуществления процесса нравственного становления личности, идея духовно-нравственной преемственности в школьном и семейном воспитании, сравнительный анализ этнических нравственных ценностей разных народов, более глубокое изучение факторов формирования народных традиций, в том числе религиозных, а также вопросы осуществления нравственного воспитания учащихся на народных традициях в условиях углубления национальных интересов и этнического своеобразия народов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Григорян, Артур Бахшиевич, Москва

1. Агаев А. Г. Взаимообогащение интернационального и национального в ходе культурного прогресса советских народностей // Народности Севера: Проблемы и перспективы экономического и социального развития. - Новосибирск, 1983.

2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. - 318 с.

3. Айпин Е. Ханты, или Звезда Утренней Зари. М., 1990. Айпин Е. Я слушаю землю // Урал. - 1983. - № 8.

4. Алексеев Э. Е. Развитие народных традиций музыкальной культуры народностей Севера // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986.

5. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала, 1986. - 290 с.

6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 207 с.

7. Амосова Р. Г. Формирование общественного мнения детей // Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. 1974. - С. 138 - 139.

8. Анганова Э. Ш. Нравственное воспитание школьников (на традициях народной педагогики бурят): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1996. - 17 с.

9. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978. - С. 221.1.. Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростками. М.: Знание, 1979. - 32 с.

10. Базанов А. Т., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. -Л., 1939. 132 с.

11. Базанов А. Т., Певгова Л. В. Игры детей народов Крайнего Севера. Л., 1949. - 72 с.

12. Бакштаиовский В. И., Согомонов А. Ю., Чурилов В. А. Общественное мнение о судьбах народов Севера: поиск справедливого решения. Тюмень, Ханты-Мансийск, 1989. - 128 с.

13. Бальжиев В. Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. -Улан-Удэ, 1971. 26 с.

14. Бешимов Ж. Народные традиции и нравственное воспитание школьников старших классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Казань, 1975. 21 с.

15. Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1993.-С. 8.

16. Бердяев П. П. Самопознание. М., 1991.

17. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. М., 1979.

18. Богданов И. А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики (на примере народов Севера) : Автореф. канд. дис. М., 1992. - 46 с.

19. Богданова О. С., Калинина О. Д. О воспитательной функции учебников // Проблемы школьного учебника. М., 1982. - Вып. 10. - С. 6 - 22.

20. Богданова О. С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 3 классов. - М.: Просвещение, 1992. - Вып. 10.- 176 с.

21. Божович J1. И. Психологические особенности старшего поколения // Комсомол в школе. М.: Молодая гвардия, 1972. - С. 213.

22. Бондарев екая Е. В. Формирование нравственного созидания старших школьников: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Д., 1980. - 38 с.

23. Болдырев^ Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

24. Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. М., 1994. - 151 с.

25. Бугаева А. Л. , Садовский Н. А. Традиционная педагогика в современном образовании Республики Коми. Сыктывкар, 1994. - 163 с.

26. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1992. - 144 с.

27. Видинов А. С. Развитие народного традиционного искусства хантов и манси // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986.

28. Виноградов Г. Народная педагогика (отрывки и наброски). -Иркутск, 1926. 30 с.

29. Водзинский Д. И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учебн. пособие для пединститутов. Минск: МГПИ, 1962. - 176 с.

30. Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Педагогика. 1989. - № 7. - С. 12 - 19.

31. Волков Г. Н. Нравственное воспитание учащихся IV VIII классов сельской национальной школы. - М., 1986. - С. 7 - 8.

32. Волков Г. Н. Проблемы совершенствования воспитательной работы // Просвещение на Крайнем Севере. Сб. № 15. Л., 1981.-С. 19.

33. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. проф. И. Т. Огород-никова. Чебоксары, 1974. - 376 с.

34. Гашимов А. Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских сказках и пословицах: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Баку, 1967. - 21 с.

35. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

36. Герасимова К. М. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. - С. 3.

37. Головнев А. В. Фольклор как носитель исторической памяти и социо-культурных традиций коренного населения СевероЗападной Сибири // Социально-культурные процессы в советской Сибири. Омск, 1985. - С. 63 - 72.

38. Горшенин Л. Г. Подросток: характер, проблемы. М., 1993. -С. 47 - 48.

39. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России: Методическое пособие. М., 19991. - С. 20.

40. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1957.

41. Денисюк Н. П. Традиции формирования личности. Минск, 1978.- 136 с.

42. Детский быт и фольклор / Под ред. О. И. Капицы. Сб. 1. Д, 1930.

43. Дреев О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дис. . канд. наук. JI., 1982. - 19 с.

44. Дробижева Л. М. Национальное самосознание в динамике культуры. Нация и культура. Таллин, 1985. - С. 3 - 14.

45. Дробницкий О. Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. - № 2. - С. 35.

46. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха. М., 1992. - 238 с.

47. Жуковская И. Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. - С. 345.

48. Зверева Р. П. Изобразительное творчество детей народностей Севера как форма социальной адаптации // Народности Севера: проблемы и перспективы экономического и социального развития. Новосибирск, 1983. - 87 с.

49. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности // Советская педагогика. 1992. - № 11 - 12. - С. 22 - 26.

50. Иващенко Л. Я. Творчество писателей-северян в оценке зарубежных авторов (на примере младописьменных литератур Дальнего Востока СССР) // Культура народов Дальнего Востока: традиции и современность. Владивосток, 1984. - 19 с.

51. Кан-Калик В. А. Педагогика как культура. М.: Магистр, 1991. - С. 6 - 9.

52. Катаев JI. И. Проблема преемственности в нравственном воспитании школьников // Нравственное воспитание учащихся в процессе учебно-воспитательной работы. Тезисы докладов на-учно-практ. конф. М., 1978. - С. 55 - 59.

53. Коменский Я. А. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1982. - 288 с.

54. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. - С. 146.

55. Кон И. С. Этнография детства: Исторический очерк // Эт-ногрнафия детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1983. - 188 с.

56. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности. -М., 1961.- 264 с.

57. Коротов В. М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1983.- 191 с.

58. Красильников В. П. Этнопедагогические условия использования народных игр и состязаний хантов. Теория и история игры. Вып. 1. (Памяти Е. А. Покровского). М., 1995. - С. 58.

59. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. Вена: Ин. тел. Друг, 1993.

60. Кузакова Е. А. О новых записях фольклора манси // Искусство и фольклор народов Западной Сибири. Томск, 1984.

61. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.

62. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков. М.: Фолиум, 1994.

63. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.

64. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М., 1994. - 462 с.

65. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Прометей, 1995. С. 21 - 22.

66. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М., 1972.

67. Лихачев Д. С. Народ должен иметь свои святыни // Лит. газета, 1990. 11 апреля.

68. Лихачев Д. С. Прошлое будущему // Статьи и очерки. М., 1985.

69. Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов. -Томск, 1985.

70. МагомедовиЗ. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1980. - 54 с.

71. Макаренко А. С. Воспитание культурных навыков. Соч. в 7 т. -М., 1957.-Т. 4.-С. 417-427.

72. Макаренко И. С. К проблеме изучения процесса нравственного воспитания // Проблемы теории воспитания / Под ред. Л. Н. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. М., 1974.

73. Мартынов. Игры народов СССР / Сост. Л. В. Былеева. М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 269.

74. Марьенко И. С., Перфильевская Д. И. Об основах нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1969. - С. 113 - 126.

75. Медведев Ю. У древа сказочных чудес // Храбрый Мэргэн. Сказки народов приамурья. М., 1992.

76. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика. Махачкала: Даг. пед. изд-во, 1985. - 111 с.

77. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост. Н. В. Лукина. -М., 1990.

78. Мухина В. С. Детская психология. СПб., 1992. - С. 141 - 155.

79. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. -Чебоксары, 1991. Ч. 3. - 333 с.

80. Национальная школа. Концепция и технология развития. М., 1993.- 48 с.

81. Нравственное воспитание учащихся в процессе учебно-воспитательной работы: Тез. докл. Всесоюз. научно-практ. конф. Москва, 24 - 28 октября 1978 г. - М., 1978. - 155 с.

82. Нравственное воспитание школьников / Под ред. И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1969. - 310 с.

83. Остроумов И. Г. Вогулы-манси: Историч. очерк // Материалы по изучению Пермского края. Вып. 1. Пермь, 1904.

84. Ошаров М. Загадки кочевых народов Туруханского Севера // Сибирские огни. 1935. - № 4.

85. Ошаров М. Северные сказки. Новосибирск, 1936.

86. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1993.

87. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1995.

88. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966.

89. Прокопенко В. И. Материалы возрастных уровней физического развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности школьников народов Севера (ханты, манси). Екатеринбург, 1992. - С. 42.

90. Психология: Словарь. М.: Политическая литература, 1990.

91. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993. - С. 15 - 21.

92. Ромбандеева Е. И. Мансийские сказки. JI., 1992. - 69 с.

93. Рыгзынов С. Р. Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1975.- 32 с.

94. Рычков К. М. К вопросу о вымирании северных народностей России // Сибирские огни. 1923. - № 2. - С. 180 - 189.

95. Сайнахова Н. В. Животный мир в мансийском фольклоре // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985. - М. 18-34.

96. Свадковский JT. Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1972. - 143 с.

97. ЮО.Севильгаев Г. Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. Д., 1972. - 423 с.

98. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения. М, 1980.

99. Ю2.Симченко Ю. Б. Тамги народов Сибири XVII века. М., 1965.

100. Сказки народов Севера / Сост. Г. М. Воскобойников, Г. А. Меновщиков. М. - Д., 1951.

101. Ю4.Сказки народов Сибири. Новосибирск, 1984.

102. Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984.

103. Соколова 3. П. Обские угры (ханты и манси) // Этническая история народов Севера. М., 1989. - 163 с.

104. Соколова 3. П. Перестройка и судьба малочисленных народов Севера // История СССР. 1990. - № 1. - С. 55.

105. Соколова 3. П. Путешествие в Югру. М., 1982.

106. Соколова 3. П. Современные селения и жилища ваховских хантов. М., 1960. - с. 56.

107. Ю.Соколова 3. П. Страна Югория. М., 1976

108. П.Соловьев В. С. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Оправдание добра. 2-е изд. - М., 1990.

109. Старцев Г. А. Остяки. М., 1928.

110. ПЗ.Стракач Ю. Б. Трудовое воспитание у малых народов Сибири в связи с развитием промыслово-оленеводческого хозяйства: Автореф. канд. дис. М., 1963. - 21 с.

111. Стриганов В. М. Развитие культуры и искусств северных народностей // Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новосибирск, 1987.

112. Суворов И. И. Игры эвенкийских школьников // Просвещение на Крайнем Севере. М., 1957. - № 7.

113. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. - 124 с.

114. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. Киев, 1975. - 236 с.

115. Сухомлинский В. А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 151 с.

116. Сухомлинский В. А. Письмо к сыну. М.: Просвещение, 1979. -96 с.

117. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.

118. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 5-е изд. - Киев: Рад. шк., 1972.- 382 с.

119. Сэм Ю. А., Винокурова В. В. Сказки народов Севера. JI., 1992.

120. Таксами Ч. Малых народов не бывает. М., 1991.

121. Таксамн Ч. Соотношение традиционного и нового в культуре народностей Севера // Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новосибирск, 1987.

122. Темурова С. Народные традиции в системе нравственного воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1970. -39 с.

123. Тимошина Т. Г. Использование прогрессивных идей и традиций народной педагогики мордвы в воспитании гуманности у младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1982. - 16 с.

124. Титаренко А. М. Мораль как особый способ усвоения мира // Социальная сущность и функции нравственности. М., 1975. -С. 6.

125. Титов В. А. Мораль: познание и действия. М.: Молодая гвардия, 1987. - 237 с.

126. Токарев С. А. Этнография народов СССР, Исторические основы быта и культуры. М., 1958.

127. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. ст. / АПН СССР; Отв. ред. И. С. Кон, И. М. Таксами. Д.: Наук, Ленингр. отд., 1988. - 251 с.

128. Тюменцева 3. П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

129. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. -М., 1954. -С. 570.

130. Ушинский К. Д. Родное слово // Избр. пед. произведения. М., 1968.-С. 326 - 338.

131. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М., 1990.

132. Федоров Е. Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси // Полевые исследования Института этнографии. 1978 г. М., 1980.

133. Федоров Н. Н. О развитии изобразительного искусства народов Тюменского Севера (постановка проблемы) // Социально-культурные процессы в советской Сибири. Омск, 1985.

134. Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Д., 1994.

135. Фролов Б. А. О преемственности традиций изобразительного творчества народностей Севера // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986.

136. Ханбиков А. Я. Из истории педагогической мысли (татарская народная педагогика). Казань, 1967.

137. Харламов И. Ф. Методические проблемы теории нравственного воспитания школьников // Советская педагогика. 1975.

138. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания. Минск: Нар. асвета, 1972.

139. Харузин Н. Медвежья присяга и тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов. Этнографическое обозрение. -СПб., 1989.

140. Хинтибидзе А. Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве. Тбилиси, 1967.

141. Ховратович Б. М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике. Новосибирск, 1972. - 20 с.

142. Человек нового мира: проблемы воспитания / Под ред. Е. Ф. Сулимова, В. П. Коломийца. М.: МГУ, 1989.

143. Чернецов В. Е. Быт хантов и манси по рисункам XIX в. М. -Д., 1949.

144. Чернолусский В. В. Материалы по быту лопарей: Опыт определения кочевого состояния лопарей Восточной части Кольского полуострова. Д., 1930.

145. Чехоева С. А. Повышение идейно-политического и научно-методического уровня учебников для национальных школ РСФСР // Проблемы школьного учебника. М., 1982.

146. Шейкин Ю. А., Назаренко Р. Б. Музыкальные инструменты народов Сибири как памятники традиционной культуры на современном этапе // Социально-культурные процессы в советской Сибири. Омск, 1985.

147. Шейкин П. Е., Шебалина И. Д. Мансийские орнаменты. -СПб., 1993.

148. Шесталов Ю. Когда качало меня солнце. М., 1972.

149. Шоров И. А. Идеи умственного и нравственного воспитания в адыгейском устном творчестве: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тбилиси, 1970. - 23 с.

150. Щетинина Г. С. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986.

151. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд., Т. 21. М., 1978.

152. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера / Отв. ред. И. С. Гуревич. М., 1987.

153. Этнология в США и Канаде / Отв. ред. Е. А. Веселкин, В. А. Тишков. М., 1989.

154. Философский словарь. М., 1987.

155. Ядриицев Н. М. Сибирские ииогородцы, их быт и современное положение. СПб., 1981.- 308 с.

156. Якобсон П. М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-216 с.

157. Янбулатов X. X. Особенности воспитания в школах и интернатах Крайнего Севера: Учебное пособие. М., 1980. - 107 с.