автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности этнического самосознания у будущих педагогов хантов, манси (учащихся педучилища)
- Автор научной работы
- Казакова, Зоя Николаевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Особенности этнического самосознания у будущих педагогов хантов, манси (учащихся педучилища)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕПА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕПП ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. П. ЛЕНИНА
Специализированный Совет Д 053.01.07
На правах рукописи
КАЗАКОВА Зоя Николаевна
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ХАИТОВ, МАНСИ (учащихся педучилища)
Специальность 19.00.07 — педагогическая и возрастная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации па соискание ученой степени кандидата психологических паук
/-у ^ /="7 ^ .-.,
■ / " > '• /V
Москва 1993
Работа выполнена па кафедре пспхолопш Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.
Научный руководитель:
доктор психологических наук, академик АК России Ю. М. ЗАБРОДИН
Официальные оппоненты:
чяен-корреспондепт РАЕН,
доктор психологических наук, профессор Б. А. ДУШКОВ,
кандидат социологических наук В. А. ПЫЗИН
Ведущая организация: пнстптут развития личности Российской Академии Образования.
Защита состоится ......1993 г. в часов
па заседании специализированного Совета Д 053.01.07 по защите диссертаций па соискание ученой степени доктора психологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамеян педагогическом государственном университете им. В. И. Лешша по адресу: 109172, Москва, Новоспасский пер., д. 3, корп. 3, ауд. 113.
С диссертацией можно познакомиться в библиотеке МПГУ пм. В. И. Лешша по адресу: 119435, Москва, ул. М. Пироговская, 1.
Автореферат разослан г.
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат пспхологпческпх наук, доцеш Т. И. ТЕПЕНИЦЫНА
Общая характеристика работа
Актуальность псследовднат определяется социальными процессами, обусловленным! подъёмом национального самосознания народов в обществе на современном этапе.
Национальное самосознание является существенным признаком народности № одним из факторов, воздействующих Ега национальные процессы, направлешюсгь их развития, темпп, содержание и др. Поэто1!у от уровня самосознания этнических личностей зависит статус этноса /народа/ б целом.
С ростом самосознания чрезвычайно актуализировалась истор:ме-ская память народов, что обусловило стремление к воссозданию прелаих, почти утраченных условий и форм хозяйствования, образа жизни этнической среды, тенденций языкового развития как важных факторов возрождения и воспроизводства традиций этнических групп.
Повсеместный всплеск национального движения свидетельствует об активном росте самосознания народов как на общесоциальной, так и лксностном уровне. Однако чрезмерное самоуважение к своему относу при утрате уважительного отношения к другш.1 национальностям, а такие борьба за суверенитеты порождает национальный- эгоизм. Разумный паритет может складываться на уровне нормальных цивилизован!шх отношений, котор1е, по-нашему мнению, возмо:хны на базе сформированного этнического самосознания.
Изучение самосознания как существенного внутреннего основания развития личности на разных этапая её, жизнедеятельности является одной из наиболее важных задач психологии. Формирование самосознания молодё&и кал носителя этнических ценностей начинается вместе с воспитанием и образованием, в процессе которого идёт социальное развитие психических качеств, свойственных человеку, знаний, умений, общественного опыта, культуры народа. Посредником в получении материала для личностного развития, кроме семьи, является учитель, владеющий общественный опытом жизни в данной • этнической общности, а также способный нести знания культуры других народов, в непосредственном контакте с которга идёт формирование личности.
Это обусловило избрание в качестве объектов эмпирического исследования особенностей этнического самосознания будущих педагогов, учащихся педагогического училища, которые будут заниматься
обучением и воспитанием детей хантов, манси дошкольного и младшего школьного возраста в национальных посёлках Ханты-Шнсийско-го автономного округа.
Исследование особенностей этнического самосознания и определение путей его актуализации не должно рассматриваться односторонне, как призыв к самоизоляция народностей, гипертрофированному вниманию лишь к собственному относу, а, напротив, как указывалось, на основе сформированного самосознания устанавливать разумный баланс в освоения культур разных: народов подрастающим поколением.
Значительные результата в изучения проблем национального самосознания, национальных отношений, положения этнической личности в структуре общества достигнуты в трздах современных пепхоло-гов. Однако этническое самосознание хантов, манси не изучаюсь, что подчеркивает особую актуальность избранной .нема прс5де:.'Л1.
Цель исследования - изучение особенностей этнического самосознания МОЛОД9ЖК хантов, иааси в период получения профессия подагога в сродном спо щи льном учебном заводэнпа.
Гипотеза. В этническом самосознания иолодеки хантоз., ианся имеется специфика, обусловленная с^доаяьно-псЕхологичвскямш условиями и ш1д1швдуальзю-пс;кслсгггеэскимк особенностями, которие ведут к возншяована» психоногечосеих барьеров в ойцешш, девря-вацнп стд-злыпк звеньев самосознания.
Бскрутие а учет отгк особенностей, а такие специальная работа» направленная на $ор:.щрсвакяе интереса л псдакательяого отвоаегкя к традиционной культуре в единстве с янтернационалънки восшгг&~ ни&м, макет снять депрялацгп, способствовать социальной актуализация откичэского самосознания у будущих педагогов.
Задачи иоолетговачия. I. Выявить о&аее к особенное в этническом самосознании учащяхся хаятов, макси - будущих педагогов.• 2. Раскрыть влияние социальных-факторов на становление этнячэ- ■ ской личности. 3. Определять причины психологических барьеров в коммуникации хантов, манси в педагогическом училище и способы их преодоления. 4. Установить пути развития интереса к исконной культуре у молодого поколения этносов. ' _
Положения. вынесенные на заиитт.
I. Этническое самосознание во многом детерминировано социально-
психологлчосклми факторами, под их влиянием лпчностние самооценки учащихся кантов, манси претерпевают изменения. Эти изменения зависят от возраста, национальной принадлежности, социума группы, в которой пребывают учащиеся в период получения профессии педагога.
2. Комплекс негативных проявлений, обусловленный психологическими барьерами в межличностном общении, может бить снят в ситуация успеха в учебной деятельности, педагогической практике и коммуникативном общении при традиционно-нравственном воспитании в педучилище, а также макет быть сформирован интерес и положительное отношение к исконной культура хантов, манси, способствующей актуализации этнического самосознания у будущих педагогов.
Объект исследования - учащиеся педагогического училища ханты, манси, русские в возрасте 15-18 лет.
Предмет исследования - этническое самосознание, особенности наполнения его структурных звеньев у молода;:«! хантов, манси 15-18 лет, отношение ах к родному языку, исконной культуре своего^ народа как признаки нации.
Методологической основой исследования являются достижения, передовые идея фдлософли, психологии, социологии, этнографии, педагогики о социально-историческом развитии личности через "присвоение" материальной и духовной культуры, созданной человечеством, через отношения к общности, ценностям ез культуры, языка.
В .основе настоящей работы лезсат теоретические положения об общем и особенном в развитии этнической личности; о структура этнического самосознания личности (В.~С .Мухина); барьерах в межличностном этническом общении.
Методы исследования в основном были направлены на изучение особенностей этнической идентификации я дифференциации в моноэтнических и биэтнических-группах и отношения к этнокультурным процессам учащихся педучилища, которые рассмотрены в тексте реферата. Как наиболее адекватные целям исследования использовались: наблюдение, беседа, анкетирование, в том числе и прессовое, адаптированный вариант метода рангового ранжирования личностных конструктов Дк,Келлиь личностный опросник Г.Айзенка, самоуважения -3озёнберга, тревожности - Спилбергэра, самоотношзния (тест двад-щти утверждений "Кто Я?", "Какая Я?"), методика символических заданий на выявление социального "Я", социометрия, псяхолого-
педагогический эксперимент.
Для обработки п интерпретация данных применялись методы математической статистики (средние арифметические, процентные отношения, стандартные отклонения по каждому параметру- применительно к четырем критериальным выборкам,корреляционный анализ).
Базой для исследования явилось Ханты-Мансийское педагогическое училище, а также школы-интернаты национальных посёлков Теги, Казни Березовского района. Исследованием били охвачены 180 учащихся училища, 40 учащихся школ-интернатов.
Достоверность получанных результатов и сделанных на их основе выводов обусловлена: I - адекватно подобранными методами исследования; 2 - достаточной выборкой испытуемых; 3 - компоновкой репрезентативных критериальных групп; 4 - лонгятюдикм изучением в процессе практической работы с этническими учащимися более 20 лет; 5 - привлечением данных, полученных от респондентов старшого поколения этнической интеллигенции, педагогов, воспитателей интернатов, на основе которых проводился сравнителыю-сопоставя-телышй анализ фактов, засисимссгей.
Научная когазна и теоретическая дггаткмость работы определяется тем, что впервые вштзленк социально-психологические цричикн, затрудаядао общение, и факторы, влияющие да формирование самосознания молодого поколения хангов, манси; расширена структура этнического самосознания (Б.С.Иухииой). Исследование раоипряет научнее представление в области изучения этнической специфики нал мнения структурных звеньев самосознания молоделш в подростковом и юношеском возрасте б иноэтшгческом социуме, при получении прс.Тесспи педагога.
практическая значимость исследования заключается в то;,!, что ка основе выявленных трех факторов - комплектование групп; введение специальных занятий по изучению культуры народов ханты, манси; деятельностный подход к формированию этнического самосознания - создан учебный план национального отделения, разработана программа спецкурса по этнопсихологии для педучилища и определены пути её практической реализации. Рекомендации по преодолению психологических барьеров в общении z развитию интереса к нагую-. калькой культуре используются во внеурочной воспитательной работе с учащимися.
Апробадия результатов исследования проходила на псахолого-пе-
' - 5 г
дагогических семинарах преподавателей педагогического училища, на заседаниях предметно-цикловой комиссии Хантц-Мансийского педучилища, при обсуждения на трех межрегиональных научно-практических конференциях но интернациональному воспитанию в г.Тамбове (1991, 1992, 1993 годы), на заседаниях кафедры психология МПГУ ил. Б.И. Ленина.
Структура и объем работа. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и внводов, списка литературы и приложений. Общий объём работы 256 страниц, текст диссертация содержит 8 таблиц, 4 рисунка, 18 приложений. Список литературу насчитывает 181 наименование.
Основное содержание работы
Во введения обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, гипотеза, объект, предает, положения, вынесенные на защиту, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагается общая структура работы.
В первой главе - "Общее и особенное в психологической структуре этнической личности, её самосознании по взглядам отечественных и зарубежных психологов" - даётся аналитический обзор философской, психологической, социологической, этнографической литературы, рассматривающей основные направления исследований психологической структуры этнической личности, специфических особенностей её самосознания.
Проблема личности в этнической психологии не дсогаиа рассматриваться обособленно от общих закономерностей развития личности в системе общественных отношений как нечто совершенно отличное от основополагающих позиций, разработанные философией, отечественной I зарубежной психологической наукой. Личность - это индивидуальное 5ытие общественных отношений. Человек является родовым существом, t отношение "индивид-род" рассматривается как единство противоположностей. Эти идеи глубоко разработаны и подтверждены отечест-:внными психологами Б.Г.Ананьевым', И.П.Клонским, Л.С.Выготским, ,.Н.Леонтьевым, Б.Ф.Лсмовнм, B.C.Мухиной, В.Н.Мясищевнм, К.К.Пяа-оновнм, Л.С.Рубинштейном.
Развитие личности идёт через присвоение материальной и духов-
- б -
ной культуры предыдущих поколений собственно этнического социума (к какой бы национальности это не относилось).
Изучение этнопсихологических особенностей людей расширяет научное представление о человеке, позволяет вскрыть характерные закономерности социальной детерминированности и исторической изменчивости психики людей.
На вопросы национальных различий в психологии народов в своё время обращали внимание М.В.Ломоносов, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, В.О.Кгапчевский, П.Л.Лавров, Г.Идет, создавший первую в нашей стране книгу по этнопсихологии. В 20-х - 30-х годах в нашей стране отошли от разработки проблем этнопсихологии и вновь обратились к ней исслодователи только в конце 50-х - начале 60-х годов.
В работах К.А.Абульхановой-Славекой, С.М.Арутюняна, Э.А.Багра-мова, Б.Баетова, Н.В.Вахарева, А.О.Бороновва, Ю.В.Бромлея, Т.Ю. Бурмистрова, П.И.Гнатенко, А.И.Горячевой, Н.Д.Дкандильдина, М.С. Дкунусова, О.И.Дреева, Л.М.Дробленой, Б.А.Дункова, И.С.Кона, С.И. Королева, Ш.Ниязалиева, А.П.Оконешюгковой, Б.Д.Парыгина, П.Ы.Рога-чевой, А.Г.Спиркина, Д.С.Суворовой, О.Халимова и др. рассматриваются вопроси методологии, раскрываются объективные причины возникновения к развития-этнических особенностей психики, исследуются природа и структура этнопсихологии..
Личность и нация диалектически взаимосвязаны, взаимообусловлены, не исключают друг друга, нация же выступает специфической средой для развития и формирования личности, на которую оказывает влияние этнические процессы: межэтническое общение, сотрудничество и общественная деятельность. В процессе этого изменяются потребности, иктересн, мокши, жизнедеятельность и межэтническая среда.
Одним из компонентов, составляющих внутреиш структуру личности, является феномен сознания и самосознания, которые имопт своё собственное психологическое строение. Существуют разные подходы к определению самосознания как этапа в развитии сознания (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.О.Кен, В.В.Столин, П.РЛамата.И.И.Чеснокова).
Оригинальную трактовку понимания самосознания предлагает B.C. Мухина. Суть ее такова: структура самосознания личности строится Biiyrpn порождающей её системы, той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность. Самосознание развивается внутри со- ■ цкально обусловленной структуры блоков: I. Имя собственное плюс личное местоимение, за которым стоят физический облик и индивиду-
-7 г.
альная духовная сущность. 2. Самоутверждение (притязание на социальное признание; половая идентификация; самобытие в прошлом, настоящем и будущем; долг и права личности). Зта структура динамична. Она при наличии одних и тех не звеньев имеет различное наполнение их в зависимости от производственных отношений, культур, ценностных ориентации. Концепция B.C.Мухиной является для нас основополагающей.
Б исследованиях В.М.Гордаенко, А.М.Кушнир, Э.О.Мендес, Э.В.По-горелова, Д.Сангхамитры, Л.Уранцецег, выполненных под руководством В.С.Мухиной, показана особенности наполнения конкретным содержанием основных звеньев структуры самосознания у индиввдов разных национальностей, как народностей Севера нашей страны, так и народов дальнего зарубенья (Монголии, Колумбии и др.).
Структура этнического самосознания (SCC) личности рассматривается в исследованиях А.Х.Гадаиева, А.И.Горячевой, А.Ф.Дашдашро-ва, С.Т.Калтахчана, Э.А.Саракуева, Т.В.Старовойтовой и другими, в которых предлагаются различные трактовки понятия "этнического самосознания" .
Заслунивает внимания исследование этнической двойственности личности, выполненное А.Б.Мулдашевой на основе нового подхода Л.Н.Гумилева к этногенезу как биосферному явлению, в котором "толчком" выступает мутация - появление наследственного признака пассионарности как органической способности человека к сверхнапряжении, к жертвенной деятельности ради иллюзии - высокой цели; основой же межличностных межэтнических отношений является положительная комплиментарностъ.
. Б зарубекной этнопсихологии исследования ведутся в трех главных направлениях: социологическом, биологическом и экологическом. Изучению национальных психологических особенностей личности посвящены научные труды Б.Бунда, Э.Баркера, Ф.Боаса, Х.П.Дейкера,. Н.Ф.Фрейды, А.Иякелес и других.
Особый интерес в нашем контексте представляет исследование Е.В, Зтоунквкста личности маргинального человека, который является ключевой фигурой в контактах двух или нескольких культур. Покидая эдну культуру (общность) и не на^дя удовлетворительного варианта 1риспособленяя к другой, такая личность оказывается, по Стоункви->ту, па периферии, каждой из культур, не являясь членом ни той, ни ipyroff, что выливается в конфликт в форме острых личных затрудне-
- О -
ний или умственных напряжений. Оставаясь на "стыке" культур,индивид чувствует себя отчужденно от обеих, и если они вступят в конфликт медду собой, го этот конфликт отражается на психике индивида» ведёт к депривации этнического самосознания, становлению дуальной личности. Е.В.Стоунквист подводит к важному аспекту маргинального человека - приспособительным и неприспособительным ролям.
На основе теоретического анализа психологических концепций, взглядов отечественных и зарубежных психологов ш выделили общее и особенное в структуре этнической личности, её самосознании. Поскольку специальных исследований особенностей ЭСС хантов, манси в период их обучения в педучилище наш не обнаружено, мы предприняли и провели собственное эмпирическое исследование этой проблем!.
Во второй главе диссертации - "Метода исследования этнического самосознания" раскрываются методы, с помощью которых решались задачи исследования и проверялась гипотеза.
На первом этапе работы шёл процесс накопления и обработки теоретической информации по проблеме; полевые наблюдения социально-психологических условий развития.этнических личностей в национальных посёлках Ханты-мансийского автономного округа; подбор методов исследования данной проблемы.,
Нэ втором отзпе осуществлялось непосредственное эмпирическое исследование, в процессе которого решались задачи с помощью'комплексных методов при сравнении четырёх критериальных выборок испытуемых, различающихся компоновкой по национальному признаку /моноэтнические группы - Л-хштъг, Е-манси; биэтничеспая - В-хагаи в русской группе; иноэтническая - Г-русские, украинцы и Другие национальности/.
При исследовании использовались методики, описанные б литературе ули зг.е разработанные по аналогии на основе имеющихся и эиро-ко применяемых в психодиагностике, которые изложены в диссертации.
В третьей главе "Исследование влияния социальных Факторов на становление этнического самосознания молодёжи хантов, манси" дается анализ социально-психологических особенностей жизни и традиционного воспитания детей в семьях хантов, манси, влияющих на формирование этнического самосознания; рассматриваются особенности этнической идентификации в структуре самосознания молодёжи в условиях ооучения в педучилище; обосновываются .результаты исследования психологических барьеров в общении; представлены резуль-
таги псяхолого-подагогического эксперимента по социальной акту-, ализация этнического самосознания.
В ходе исследования выявлено отсутствие сколько-нибудь значительной разницы между подростками хантамл и манси по самооценкам внешнего вида, по другим вербальным и невербальным показателям,что позволило нам не противопоставлять представителей этих двух народностей. ' 1 . .
Анализ результатов исследования систематизировался по структурным характеристикам ЭСС, сведённых нами в семь блоков.
В I блоке внявилось отношение к особенностям внешнего облака, осознание своего "Я" (см.табл.1). - . ' •
Таблица I • Уровень самооценки внешнего вида (в'процентах)
Этническая ^\группа Уровни А Б В • Г
высокий 16,6 20,0 25,0 37,5
средний €6,8 64,0 25,0 ' 25,0
, низкий 16,6 16,0 50,0 . 37,5 '
■ Более критически относятся к своей внслносгя учащиеся хттн в бйэтняческоЯ группе, что вызвано постоянным сравниванием себя с русски«! сверстникам, полоэзна иэ них недовольны собой, а вторая' половина одинаково претондуег на внсокаЛ и средний уровня; в этой группе наблюдается большая гревотаость, так как половина из них считает себя непривлекателъгаши. В инозтнической группа отмечается пр^т;1чсско^равснотго "етсоких и шш самооцёнсл/см. табл. ,рис/.
Ряо.1. Соотношенло положительных и отряцателышх вербальных • самооценок ( в процентах) 70,0
39;0
60,0
40,0-
I:
30.0
ад
37,0
£.> а
- положительные самооценки.
ш
-отрицательные самооценки
При выявлении внутренней сущности. наблвдаемых оценок обнаружены саше высокие самооценки у хантов в биэтнической группе /7057, И в отой же группе участники обследования более обострённо и критически воспринимали особенности внешнего облика как признака своего "Я". Однако в самооценке внутренней сущности, осознании своей индивидуальности учащимися обнаружена некоторая специфика. Так, чем-ниже они оценивают свою внешность, тем" выше личностная самооценка. Такая внутренняя конфликтность у хантов в биэтнической группе является стимулом для побуздения к активной деятельности, способной удовлетворить притязания на признание своего "Я".
Ii блок структуры самосознания - притязания на социальное признание, исследовался через изучение отношения к деятельности и реакции на оценку труда учащихся хантов, манси - учебного и производительного /национальные ремтсла - поделка изделий из меха, бисера, ткани, берЗсты/. Результаты исследования показали, что реализацию потребности в социальном признании учащиеся всех репрезентативных выборок находят в профессиональной подготовке, особенно мотивированной к концу пребывания в училище.
Результаты вербальных и невербальных показателей уровня притязания на социальное признание в межличностных межэтнических отношениях, выявленных в исследовании, показали, что этнические индивида имеют затруднения в обучении дате в условиях собственно этнического социума в национальных глубинках. При высокой самооцен-' ке и высоком самоуважении будущие педагоги-ханты в биэтнической группе претендуют на превосходство лишь 105'»; на равенство в отношениях 4054;' на подчинение -50?5. В социометрии выявилось, что эти учащиеся'получили по 1-2 выбора от сверстников. Низкий статус при высокой самооценке может объясняться тем, что высокая самооценка является как бы способом защиты и компенсации положительного к себе отношения, или тем, что учебная группа не является референтным коллективом для формирования и поддержания высокого мнения о себе. Значительная деприводил этого звена ЭСС заключается в' эмоциональном напряжении, неуверенности в себе, пассивности в- изучении общеобразовательных дисциплин, как менее успешных для большинства относов,
В Iii блоке обнаружено смещение ценностных ориентации при половой идентификации с моноэтнической на иноэтническую структуру,
v
предпочтение смешанных браков, неадекватность повэдеАи при вну-триполовозрастном общении в моноэтнических группах в нестандартных ситуациях.
В 1У блоке - психологическое время личности - установлена смысловая связь меяду прошлым, настоящим и будущим как на индивидуальном, гак и групповом уровне. На одно пз первых мест в настоящем и будущем выдвигается озабоченность состоянием своего здоровья. По причине болезней (простудных, туберкулеза! 10-15$ учащихся-этносов но заканчивают педучилища. Особенностью попран- .' ленпости в будущее является преобладание негативных установок на обязательное возвращение в собственно этнический социум после _ ■ получения профессия.
У блок, определяющий бытие в социальном пространстве - осознание долга перед народом, обязанностей и прав этнической личность*).' Выявлено, что чувство долга возрастает по отношению к учебной деятельности по мере появления специальных педагогических дисциплин и практики. Отмечаем своеобразие в форме реагирования на дополнительные права этносов и оценочное отношение со стороны пнсг-зтнкческих сверстников. 4в£ учащихся чувствуют ответственность, долг перед своим народом за бесплатное государственное, обеспечение, ЗД2 - не испытывают чувства долга, 24^ - в;фаяа»т'индифферентное отношение к благотворительности, принимает как должное. Долг "дая других" молодое поколение обнаружило в заботе о процветании своих малочисленных народов. В экспериментальной ситуа- • оки проективных методик Еыявлено - 72^ учащихся беспокоит будущее своего народа, правда, лть на нормативном уровне, что всё яе позволяет сделать вывод об альтруистической направленности глубинных, пслат.ительно-ир£вствеш!нх процессов основной массы учащихся-этносов.
Нами дополнительно выделен У1 блок структуры ЗСС - отношение к национальной прлнадаюшости - как наиболее существенный в наием контексте. Б качестве параметров его вццелшш: самоотношение к принадлежности личности к национальности; содержательность эмоционального отражения глубинных сторон ЭСС; отношение к родному языку как признаку нация; особенности межличностной межэтнической коммуникации в процессе совместной деятельности. Успользуя соло-оценки .респондентов, анкетирование, беседы, рпроснжк, обчярл-м:-лп, что 54,51 хантов, 51" манси сблккает с индимлами своей на-
цяональности язык, обычаи (30$; 2С%), культура (30/1, 30*), внеш-Ш1й облик (16$, 10%), черты характера (9$, 5%У. Разделяет: ничто (BZ/o, 80%), нелание быть непохожими на лиц своей национальности (18,1,10/1), сходные черты характера (12^,8^). Качественный анализ результатов исследования, показал, что неоднозначность и в то же -время глубинность оценок эмоциональных состояний этнических личностей детерминируется субъективными отношениями к объективной реальности и степенью кошшшенгарностя межличностного межэтнического общения. Особо исследовалось отношение к родному язкку. Положительное отношение к изучению выявлено у 42$ хантов и 40$ манси, остальные настроены отрицательно, мотивация такого явления разнообразна.
Особенности межличностного межэтнического общения детерминированы влиянием социально-психологических; условий учебной группы -моноэтнической или биэтнической и индивидуально-психологическими особенностями индивидов. 54,5!? этнических респондентов- выразили предпочтение обучению в моноэтнических группах (два года назад таковых было 53,8/»); 45,5,1 хотят учиться в смешанной группе (два года назад было 45,2!?). Показательно, что в моноэтнической группе х'отят учиться 40,^ этносов,''владеющих родным языком, и 15>5% - не владеющих. Смешанные группы предпочитают 15,5?, владеющих языком, и 30$ - не владеющих. Тенденция к обособлению в моноэтнической группе виратсает стремление к эмоциональному благополучию, удовлетворению возросшего интереса к культуре своего народа. Однако стремление обособиться имеет и негативные стороны. С помощью методики Г.Айзенка проверялось эмоциональное самочувствие учащихся в разных групповых выборках. Самый высокий уровень нейротязма у хантов в биэтнической группе (100^); в моноэтнических - 56,2£; 54,1. Наиболее высокий процент экстравертов в моноэтнических группах (56,2$, 50$), а наименьший - в биэтнической (16,6$). Нейротизм провоцирует формы поведения, неадекватные ситуациям; под влиянием экстравероия -.возникают барьеры, десинхрокизацая общения, что в целом ведет к снизхешго уровня психологического комфорта, ухудшению эмоционального самочувствия и неудовлетворенности характером контактирования партнеров. Наш выявлены причины возникновения барьеров в межлич--ностном межэтническом общении и факторы, способствующие их преодолению.
В УЕ блоке ЭСС объединены особенности, которые не являются
факторами, определяющими зависимость мевду этнической идентификацией и межэтнической дифференциацией. Пснхолого-педагогический эксперимент позволил нагл определить наиболее эффективные пути развития интереса и положительного отношения к культуре хантов, манси как индикаторов ЗСС. В констатирующей части эксперимента выявился низкий уровень ориентации на национальную культуру, са-мовденгифлнацию у учащихся-относов. Основная часть эксперимента ' предполагала обогащение специальными знаниями о культуре, истории народностей Севера, а затем включение будущтх педагогов в активную деятельность по освоению и пропаганде исконно народной .куль-' туры. .'.'.'•
Подводя итог эксперимента, отметим, что в его ходе мы выяви* -ли более значительное снижение нейротизма у учащихся в экспериментальной группе /до 20?'/, в контрольно',: только до 7СК; желание ' . пропагандировать национальную культуру в экспериментальных груп-* пах выразили 10СГ', а в контрольной - лшь 2СК учащихся.
В целом результаты эксперимента свидетельствуют о позитивных изменениях в отнояэнш к этнической идентификации будущих педагогов. Оптимально организованный воспитательно-образовательных про--цесс должен быть целенаправленным со стороны педагогов.
. Теоретическое и эмпирическое исследование, специальная работа, проведённая в эксперимент атышх группах, направленная на социальную актуализации ЭСС, предполагающая обогащение знаниями к дея-телыюстное отношение к освоению культур!, оказывает значительное влияние на самоссгканке молодели хантов, манси. Результаты количественно-качественного анализа эмпирических данных дели возможность прийти к заключению: под влиянием социально-психологических условий изменяются в положительную сторону личностные самооценки • хантов, ыанси; происходят поэитивтаз изменения в каждом структур-нон звене самосознания, снизились показатели негативных проявлений, обусловленных психологическими барьерами в коммуникации; у учащихся-этносов экспериментальных групп значительно повысился, по сравнению со сверстниками контрольной группы, интерес и положительное отношение к исконной культуре в сочетании с интернациональной; увеличилась положительная кошийментарность в межличностном межэтническом общении.
Результаты исследования подтверждают его гипотезу и позволяют
сделать следующие вывода, которые были структурированы в пять групп. •
Первая группа. Выводы, определяющие влияние социальных факто-^ров на актуализацию этнического самосознания локальной общности хантов, манс'н как фактора места, обусловивших современное состояние. К ним отнесли: переориентацию аборигенного населения на новые, общественно значимые роли, связанные с отходом от исконно национальных видов деятельности; изменение социально-экономической структуры общества, связанное с освоением нефгянных и газовых месторождений, отодвинувших аборигенное население на окраиш /шзни; превалирование пршлого населения, привнесшего как позитивные, так и негативные изменения в традиционный образ жизни; нарушение диахроншх саязей ме.'дду поколениям; быстрые темпы роста, трансформации г;орм хозяйствования и культуры; неудовлетворенность подходом пришлого населения к освоению природной среда, влияющей на. гошхдип.з этнической личности в собственном социуме; изменения в системе межличностных и межнациональных отношений, обусловленных переходом от общения в замкнутых группах к широкому общению, возникшему вследствие консолидации в более крупные селения, колхозы.
сгорая .группа выводов объединяет выявленные особенности в структуре самосознания хантов, манси, обучающихся в педагогическом училище, в возрасте 15-18 лег. Особенности заключаются в следующем: эмоциональное самочувствие индивидов зависит от социального статуса учебной группы, в которой пребывают, биэтниче-ская группа, как и-моноэтническая, имеет свои негативные и позитивные' стороны влияния; личностные самооценки более высокие у этносов в биэтнической группе при заниженных.самооценках внешнего облика; более высокий уровень реализации.притязания на социальное признание в национальных ввдах производительного труда и педагогической практике; депривация этнического самосознания обнаружена в когнитивной деятельности и межличностных отношениях; смещение ценностных ориентации с моноэтнической на иноэтническую структуру в половой идентификации; изменение установок на обязательное возвращение в собственно этнический социум по окончании обучения; появление тенденции повышения престижности этнической принадлежности у хантов, манси; низкие количественные показатели положительного отношения к родному языку.
Третья группа - вывода, вскрывающие причины психологических барьеров в общении, обусловленные социалыю-псдаологическтш условиями и индивидуально-психологическими особенностями: негативное отношение иноэтнических сверстников как сломившийся стереотип реагирования на этническую лринадлегхноегь хантов, манси; зашкалив на виутрнэтническом уровне общения, ограничивающее внешние связи с инссоцнуном, ведущее к национальноглу эгоизму,. формирующемуся на базе недостаточно развитого оптического сякосозна-ния; низкая эмоциональная стабильность во всех контактирующих образованиях; слабо развитые ко!я.1уннкативше способности, затрудняющие успешность в педагогической практшее и учебной, деятельности, детерминирующие депрнвацмо притязания на социальное пркзнаг .' ние; высокая тревожность хаятов, мапси б шкросреде биэтническоЯ ■ группа. ' •
Четвёртая группа 'выводов связана со способа« преодоления психологических барьеров в межличностном межэтническом 'общении. Это-' ну способствуем: повешенное отношение и компоновке учебгшх групп, учитывающее плло.-.эдельнуп коыплкменгаркость как неосознанную симпатии разных этнических групп друг к другу; разутое сочетание ■ • этнического и. ииомшгсеского в учебно-госпитагелы«ш воздействии, повышение статуса этносов как субъектов этоЯ деятельности; организация психологической по нощи, овладеете приёмам: пейхотрешшга для самовосстановления я саморегуляции зпоциональной стабильности личностей; нсЗтра'гпзшд? и компенсация нежелательных длл ебцакт в группе качеств отдедьних. её членов; корректировка мотивациошой с$ерк учебной деятельности.
Пятая группа вмяо,дев направлена на органкзацпз практических действий по социйльноЯ пгстуалгзпщгл этического самосознания -это организация работа по обогясеикю этнических индивидов специальными зншпшш истории, культура, традиций своего порода, являющихся базой для формирования развитого этнического самосознания в ед1истве с интернациональным индивидуальным сознанием; включенность в активные деятельности^ отношения по освоения культуры и' участия в ней при посредстве национальной интеллигенции старшего поколения для сохранения.' диахренных связей как средства передачи опыта исконных традиций; координация учебных планов в сочетании с'продуманной компоновкой учебных и всех контактирующих групп'.
На основе результатов исследования даются основные направления практических рекомендаций, включающих рри блока: I - форми-' рование собственно этнического самосознания; II - обучение мето-- да?-: работы е данном направлении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; III - интегрирование и соблюдения баланса в освоении этнической и иноэтнической культур, обусловленного киэныэ в разноэтннческом социуме.
.Таким образом, наше исследование свидетельствует, что этническое самосознание будущих педагогов хантов, манси вполне управляемо и поддается коррекции. Наиболее эффективна она при учете выявленных психологических особенностей и под влиянием специально организованных условии, направленных на социальную реабилитацию исконной,в тесной связи с интернациональной, культуры этнических общностей.
Основное содержание диссертации отражено в следующее * публикациях автора:
1. Учёт теоретических позиций при изучении самосознания личности //Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащайся молодёжи. - Тамбов, IS90, - С.95-99.
2. Советы по самостоятельному овладению студентами методикой исследования структуры этнического самосознания / в соавт./. //Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащейся молодёжи. - Тамбов, 1990, - С.99-102.
3. О некоторых подходах" 'к изучению этнического самосознания студентов: Тезисы межвузовской научно - практической конференции /в соавт./. //Интернациональное воспитание молодёжи в условиях межнационального общения. - Тамбов, 1931, - С.36-38,
¿tiL