Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в школе

Автореферат по педагогике на тему «Формирование патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в школе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Киямов, Нишан Садыкович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в школе"

р V Б ОД

2 5 СЕН 1995

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени НИЗАМИ

На правах рукописи

УДК 371.035.6:78

КИЯ МО В Нишан Садыкович

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ЧУВСТВ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

13.00.01—теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ТАШКЕНТ — 1995

Работа выполнена в Ташкентском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте имени Низами.

Н а у ч н ы й руководите л ь: доктор педагогических паук НУРМАТОВ X. Н.

О ф н ци а л ьны е оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ФАЙЗУЛИНА С. X., кандидат педагогических наук, доцент БОЧАР И. В.

Ведущая о р г а н и з а ц и я — Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Т. Н. Кары-Ыиязова.

Защита состоится « сов на заседании специализированного совета Д 113.18.22 при Ташкентском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте имени Низами (700100, Ташкент, ул. Глинки, 3).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан « . ^ .» . 1995 г.

Ученый секретарь г. у ■

специализированного совета, / /

доктор филологических наук, профессор Б. ТУХЛНЕВ

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАШ'Ш

Актуальность немы исследования. Формирование патриотических и интернациональных чувств молодежи является одной из взкннх задач педагогической теории и практики.Демократизация и гуманизация всех сфер народного образования свали показателями современных прогрессивных форл и методов воспитания,обучения,развития духовности и нравственности подрастающего поколения.В центре. этой сис~ теш сюит человек,как ценностно значимое проявление природы общемирового и нэщюнатьного достояния.

. В современных условиях приобретения Узбекистаном независимости я суверенитета (большое значение в окольной воспитании и образовании приобретают решения проблем развитая национальной кулму-рн и ее тесных контактов с интернационгдьнш.ш мировыми досгике-ния.'/m. "Сегодня освобожденный народ смело сгрештся к самому лучшему в образовании.науке и технике.культуре и искусстве,что создано всеми народа!,ш и государствами' .Следовательно в педагогической науке в системе народного образования Республики Узбекистан целесообразно развивать такие лучшие традиции узбекской шили в патриотическом и интернаццоналвном воспптании.как любовь к Родине,уважение ко всем народам мира,осознание единства всего человечества и патриотические чувства гражданина своей страны, знакомство с достижениями мировой культуры и изучение национального наследия.Действенным средством этого направления является музыкальное искусство,как наиболее интернациональный и в то ае время самобытный яациоиачьныи ввд общечеловеческой культуры.

Степень разработанности пробленп» Различные аспекты теории и практики проблемы патриотического и интернационального восдига-шш учащейся молодежи получили широкую разработку в трудах ученых Узбекистана С.Р.Рад;;&бова, С.И.Пурмагова, Ш.К.ЕалаЦцаропа, Р.Л.Полуяновой, Н.Хамраева, А.М.Шусова, З.Ю.Есупова и др. Различные -аспект воспитания подрастающего поколения средствами музыки нашли отражение в диссертационных исследованиях О.А.Апраксиной, Ю.Б.Алиева, Г.Ц.Цышша, Э.Б.Лбдуллпиа, Е.Я.Гембицкой, П.П.Ыасловой, В.Ь.Кривозуба, О.Чернецко», Д.А.Хлебниковой, В.Ф.Ча-башюго и др.,в Узбекистане - С.К.Аннаьдратовой, Х.Нурмаюва,

I Керимов ii.A. Узбекисмн: своа путь обновления и прогресса.-

Ташкент :У збзкнстгн, . -С .6<4.

Л.У.Алшовой, А.Ш.Хасанова, О.Цураева, К.М.Мамирова, Р.Г.Кадырова, Э.И.Нелькумовой, Д.Рузиева, И.В.Бочар, Д.Ы.Камаловой, Б.А.Азимова, З.С.П^ау, Б.Ц.Мустафзева, Н.М.Таллибаева, 3.Рахимова, Ф.Н.Ха-лилова, И.Р.Раззакоаа, Н.Б.Каххарова и др.

Пройдена формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в школах с узбекским языком обучения до сш пор еще не являлась предметом специального изу--ченпя.Вместе с тем актуальность ее вызвана следующими причинами:

- повышением роли человеческого фактора в социальной"жизни нашего общества .поиском новых подходов к вопросам развития личности;

- существующей на практике недооценки воспитательной надрав- .-лешшсги музыки в нравственном становлении подростков в условиях общеобразовательной школы;

- недостаточной разработанностью научно-обоснованных корм и методов обучения на уроках музыки в школе.

Вшелалоиеяяое подтверждает необходимость исследования избранной теми диссертации "Формирование патриотических и интернациональных чувств у подростков."на уроках музыки в школе".целесообразность-реализации которой будет способствовать эффективности музыкально-эстетического воспитания в школах с узбекским языком обучения. >

Объектом исследование являются подростки 1У-УП классов общеобразовательных школ с узбекским языком обучения.

Предмет исследования - процесс формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки.

Целью исследования является обобщение передового опыта (Тор-мирования патриотических и интернациональных чувств у подростков в процессе их музыкальной деятельности и разработка элективных путей и методов патриотического и интернационального воспитания.

В основу исследования полонена гипотеза исследования,согласно которой эс]& активность формирования патриотического и интернационального воспитания у подростков г.а уроках ыузкки в 1У-УП классах школ с узбекским языком обучения повышается и зависит,если:

- систематически осуществляется хрлэнапра&лзпиая работа по отбору и систематизации музыкальных произведений,содериаких патриотическую и интернациональную направленность;

- обеспечивается активное включение подростков в анализ му--зикальншс произведений,включающей содержание,структуру и методику восприятия искусства;

- осуществляется оптимальное педагогическое руководство учителем процесса воспитания патриотизма и интернационализма у обучающихся на уроках музыки в школе.

В соответствии с целы: и гипотезой б или определены сладушпе задачи исследования:

I.Изучить и обобщить передовой опыт учителей музыки в 1У-УП классах общеобразовательных школ с узбекским языком обучения с точки зрения возыонностей формирования патриотизма и интернационализма у подростков,

¡¿.Определить роль и место музыкального искусства в патриотическом и интернациональном воспитании подростков.

¿.Выявить оптимальные методические приемы формирования патрн-отнческих и интернациональных чувств у подростков при педагогически целесообразной использовании учебного материала программы по музыке на уроках в 1У-У11 классах.

4.Разработать методические рекомендации по формированию патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе и проверить их з<-:оективностъ в педагогической практике.

Теоретической и методологической основой исследования явились важнейшие пояснения учений о всестороннем гармоническом развитии личности,о процессе познания и органической связи теории и практики; постановления правительства Республики Узбекистан по народному образованию и музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения; работ ведувд (¿илосо^ов,педагогов,музыковедов , психологов я методистов в области общей и музыкальной педагогики.

Ведущая вдея. Патриотическое и интернациональное воспитание подростков мозхет способствовать эффективности нравственно-эстетического формирования личности при условии цзленапранленаого и успешного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школа.

Задачи и логика исследования определили комплекс методов: теоретический анализ £ыиософсноп,пспхолого-недагогической и музыковедческой литературы для обоснования теоретических и практических псдоаешШ диссертационной работы; изучение и обобщенна передового педагогического опита республики; оинтно-экегюримен-талыия работа с целью проверки основных разделов гипотезы но-

следования,включая целенаправленные педагогические шбявдения,методы социологического опроса - анкетирование, бес еды, анализ письменных работ учащихся} статистическая обработка экспериментальных данных.

В организации и процедуре исследования условно выделены этапы:

на первом этапе 1986-1388 гг. работа велась в следующих направлениях:

~ изучалась философская.шшсолого-яедагогическая.иуэхлсально-методдческая ливра тура, определялись исходные теоретические позиции решения поставленной наш проблемы .накапливался фактический матерная;

- анализировалось и обобщалось состояние преподавания уроков музыки в школах с узбекским языком обучения Яккасарайского.Саби-ра Рахимовского районов г .Ташкента; Еелезнодородного района г.Самарканда ,Пас1даргокского района Самаркаадской области}

- формулировалась общая гипотеза и первичная концепция исследования,разрабатывалась меюдщса опытной работы.

На втором этапе (1988-1991 гг.) проводилась экспериментальная проварка гипотезы на уроках музыки в 1У-У11 классах:

- обработка результатов констатирующего исследования,содержание которого составили поиск оптимальных педагогических условий

в средств эффективности формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков на музыкальных занятиях; выявлялся уровень патриотических и интернациональных предсгаигений обучающихся;

- ^орыирувдий эксперимент (1991-1994 гг.),в ходе которого осуществлялось введение, в методику обучения целенаправденных устных-и письменных заданий по анализу музыкальных произведений патриотического и интернационального содержания}

- контрольный эксперимент (1994 гг.),выявивший прочность и глубину сформированных чувств в.процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений патриотического и интернационального характера.

В ходе опытной.работы нами широко применялись и апробировалии такие $орш исследовашш.как выполнение учащимися 1У-УП классов' устных и письменных заданий по анализу музыкальных произведений патриотической и интарлавдопальной тематики} отбор подростками дополнительной музыкальной информации к урокам на основе обоб—

тающего анализа материала передач по радио,телевидению,концертных выступлений и др. В эксперименте »ироводшом на базе средних школ с узбекским языком обучения г.Ташкента .г.Самарканда и Самаркандской области,использовалось массовое обследование динамики формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков; рейтинг,основанная на суждениях компетентных судей (учителя музыки,класние руководители); метод сравнительного анализа полученных результатов параллельных групп.

Основными критериями оценки сформированном» патриотических и интернациональных чувств у подростков бняи: усвоение патриотических и интернациональных аспектов в содержании музыкальных произведений; глубина и яркость музыкальных впечатлений,выраженных в оценке к произведениям в ходе их восприятия и исполнения.

На третьем этапе (1993-1994 гг.) был подведен итог работы, осуществлен анализ материалов исследования»уточнялись теоретические позиции автора:

- проведен« корректировка и обобщение опнтно-эксперименталь-ной работы;

- сформулированы выводы и рекомендации;

- проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении условий процесса формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в 1У-УЛ классах общеобразовательной школы,выявления специфики патриотического и интернационального воспитания средствами музыкального искусства»разработке структуры и системы использования музыкального искусства как средства формирования патриотических и интернациональных чувств у школьников и методики анализа музыкальных произведений,обеспечивающих взаимосвязь воспитательного, образовательного и развивающего процессов.

Практическая значимость исследования состоит в том,что в нем определены роль и место музыкального искусства в формировании у подростков патриотических и интернациональных чувств на уроках в школе; разработаны и внедрены научно-методические рекомендации по организация и педагогическому руководству процесса формирования названных качеств средствами музыки.Предложенная в исследовании методика обучения учащихся па уроках монет оказать действенную помощь учителям музыки общеобразовательных школ с уз-бексим языком нреподчинил »методистам и студентам-практикантам педагогических вузов,средних учебных музыкальных заведет;«.Мате-

•: ты диссертации могут успешно попользоваться в лсишес спецкур-р, посвященных проблемам идейно-нравственного воспитания лично-тп средствами музыки да студентов педвузов,на курсах повышения '•лпли^шгации работников народного образования.

Достоверность н обоснованность полученных р.езддьгатов рбеспо-: мк 'методологическим подходом к изучению промесса патряопяеско-

и интернационального воспитания подрастающего поколения,социально-политическими потребностями общества яо формированию у учащихся патриотического и интернационального сознания,нравственных чувств; широким исследованием литературшк источников,со-мокупностью методов работы,адекватным поставленным задачам и исходным параметрам; репрезентативностью полученных данных опытно-•■"»кспершеиталыюй методики исследования. На защиту выносятся следующие положения;

I.Использование музыкального искусства гак средства формрова-ния патриотических и интернациональных чувств у подростков,осуществляемое в определенной системе.позволяет успешно решать проблему взаимосвязи идейно-нравственного и музикально-эсготического воспитания подрастающего поколения.

Эффективная деятельность учителя музыки по сформированию у школьников патриотических и интернациональных чувств на уроках в Т/-¥п классах предусматривает: а) целенаправленный отбор и систематизацию тематического музыкального репертуара; б) активное шслючение подростков в анализ музыкальных произведении,включающей содержание,структуру г< методику восприятия искусства; в) моделирование и кодирование анализа музыкального материала, обеспечивающих наглядность его компонентов и эмоционально-осознанное восприятие .Эхо достигается совокупность}) воспитательного, образовательного и развивающего процессов в реализации проблемы.

3.Эффективность методики формирования патриотических и интернациональных ' чувств у подростков заключается в использовании оптимальных,доступных,образных,ярко иозпапателышх приемов раскрытия музыкальных произведений для восприятия и исполнения их на уроках музыки.

Апробация и внедрение результатов доследования. Результаты нссдодоюшш сообщались на заседаниях каа.едры общо;; педагогии! Т':ш:"нтского государственного пединститута имени Илзамя и кп-методики музвоснитг-.нил Самарка!«окого госпедшютитута

имени С.Айни; докладывались на научно-практической и учебно-методической конференциях ТашИШ им.Низами (1988 г.),научной кон<)<з~ ренции молодых ученых и специалистов,посвященной актуальным проблемам коммунистического воспитания в СамГЯИ им.С.Лйни (22-24 мая 1990 г.),на семинаре по проблемам хорового дирижирования в педагогических вузах,ушшцах и общеобразовательных школах Узбекистана в ТашГПИ им.Низами на кафедре хорового дирижирования (1987 г.).меквузовской научно-теоретической конференция Лнгренскогс пединститута (1909 г.).Разработанные нами методы обучения подростков на уроках музыки в 1У-УП классах были внедрены в практику работы учителей общеобразовательных школ с узбекским языком обучения гёй 63,64 г.Самарканда} № 7,21,9 Пастдаргомского района Самаркавдской области} 39 Ку15бшевского района г.Ташкента.

СТРУКТУРА. И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения,двух глав,заключения,библиографии, таблиц - 8,схем - 3.

Во введении обоснованы выбор теми,актуальность рассматриваемой проблемы,степень ее изученности а специальной литературе} определены предмет,объект,цель и задачи исследования,сформулирована гипотеза} освещены методн^аучная новизна и практическая значимость работы,ео методология} раскрываются основные полокения,выносимые на защиту.

В первой главе "Формирование патриотических и интернациональных чувств у подрос тков'-'средсг шми музыки как ооцивлыю-педаго-гическая проблема" содержатся три параграфа .В первом параграфе "Музыка - действенный фактор формирования патриотических и интернациональных ^всгв у подростков" раокрнваюю» психолого-педагогические концепции взаимосвязи эстетического и нравственного воо-питания} обосновывавгоя необходимость привлечения музыкального искусства к воспитательному процессу в школе,как действенного средства формирования патриотических и интерна цкопялыак ориентации подростков,- характеризуется олешника (¿ормирор.аиия патриотических и интернациональных чувств у подростков средствами музыки.

Связь музикально-эотетического и нравственного воспитания, где в определенной степени занимает место патриотизм и «нерпа-

ционалдзм, рассмагривае тс я уча ными,педагогами,ме тодис твыи ка к ведущая шаль в формировании духовной личности.Б своих работах . передовые педагоги неоднократно подчеркивали тот факт,что в подростковом возрасте особенно ваяно осуществлять нравственное воспитание в союзе с эстетическим,гак как восприятие художественных образов создает благоприятную возможность для реального переживания событий,фактов,идей.

Изучение и анализ литературы по теории и практике музыкального воспитания школьников свидетельствует о том,что проблема сформирования патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки не получила глубокого освещения,а отдельные статьи,даже на уровне научной оценки передового опыта,не могут обеспечить высокую эффективность данного процасса.До сих пор многие вопросы исследуемой проблематики остаются недостаточно ясными л разрешенными.К ним,например,можно отнести; роль и место музыки в формировании патриотических и интернациональных чувств у подростков} оптимальное сочетание элементов эстетического и нравственного в содержании произведений,способных в мобильном варианте,в зависимости от конкретных условий обеспечить их взаимодействие и т.д.

Следовательно,вопроси формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков средствами музыки нуждаются в поиске и обосновании психолого-педагогических условий,обеспечивающих эффективность их решения но уроках в школе.

Мы рассматриваем патриотические и интернациональные чувства как сложные и специфичные эмоционально-нравственные образования. Основным условием стимулирующего влияния на патриотические и интернациональные ориентации подростков является развитие способности чувствовать и поншлать музыку,перекивать возбуздаемые ею эмоции,чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью. Не случайно передовые мыслители и педагоги прошлого,как Абду-касим Фирдоуси,Носир Хисрав.Имам Бухори,Мусли*шдцин Саади Шера-зи.Абдурахмон Дками,1,1ирза Абдулкодир Бедил,писатели - Садрвддин Айни.Ппрзо Турсун-заде и др. подчеркивали воспитательные возможности музыки с точки зрения ее психологического воздействия на нравственные качества личности.

Во втором параграфе "Педагогические возможности программы "Ыузыка" в формировании патриотических и интернациональных чувств.

у подростков" анализируется действующая программа по музыке для 1У-У11 классов шксл с узбекским языком обучения с целью определения ее воспитательных возможностей на процесс формирования патриотических и интернационалышх чувств у подростков на музыкальных занятиях.Обобщив музыкальный материал программы "Иузыка" по соотношению использования патриотических и интернациональных произведений,всего содержания музыкального образования мы пришли к выводу,что роботы этого направления имеет много неиспользованных резервов и особенно в изучении школьниками патриотических и интернацпоиаяышх произведений узбекских композиторов.

Социологическое исследование,проведенное в пголах с узбекским языком обучения г.Самарканда л Самаркандской области,пока зало, чю большинство учителей музыки недостаточно владеют навыками целенаправленного планирования материала и эффективной методикой преподавания в целях формирования У учащихся 17-УП классов патриотических и интернациональных чувств.Опыт яе передовой прзкти-■ ки работы учителей-музыкантов подтверждает,что огромное воспитательное воздействие но-развитие интересов у подростков,формирование их познавательных способностей оказывает нравственно-эстетический облик самого педагога,глубина и широта его знаний,умений и эмоционально и содержательно излагать материал,увлечь ребят своам предметом.

В третьем параграфе "Организация и планирование процесса 'формирования патриотических и-интернациональных чувств у подростков на уроках музыки" в результате изучения содержания понятия "патриотические и интернациональные чувства" дается обобщенный вывод Ь том,что,признаки,присущие данному понятию,группируются таким образом,когда часть из ппх примыкает к относительно ограниченным темам,а часть - проявляется самостоятельно или выступает в виде внутреннего стеркня каждого тематического признака.Таким образом,мы получили возможность -классифицировать признаки по их принадлежностям в группы: о) общие признаки патриотических и интернациональных чувств у подростков; б) тематические признаки патриотических и интернациональных чувств у подростков.

Общие признаки характеризуют социальный подход к явлениям действительности: осознание неразрывной связи личных отнесений с общественными,диалектического единства национального и интзр-- национального; сотрудничество и взаимопомощь в интересах обще-

сшэ.К тематическим признакам относятся: национальные убеждения, гражданственность,трудовые порывы,дружба и равноправие,защита интересов Отечества.борьба за мир.

Процесс сформировали патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в 1У-УП классах монет условно осуществляться в два этапа.Первнй этап'Служит-в качестве восстановлена или сообщения новых знаний об образах патриотического и интернационального содержания произведений.Второй этап закрепляет эти образы- чувственным,эмоциональным путем при помощи специфических средств музыкальной выразительности. ч , Начальным звеном в возникновении музыкального содержания про-

V извещения является "тематический образ ".который условно получил обозначение в ввде начальных букв - "ТО".Последующие звеном,ха-I ракгерпзумда; "создателей" художественных средств выразительное-ти музыки выступает авторский коллектив - композитор и поэт в вокальном произведении (кшаозягор - в инструментальном сочинении).Данное звано обозначено буквой - "С".И,наконец,в роли завер-' шадазго звена возникновения музыки,определен исполнитель - "I;". Таким образом,в разработке структуры анализа музыкального произ-ведешш нами предложен вариант модели,которая в виду удобства использования ез на практике,получила кодовое название - ТОСИ. Исходя из модели анализа музыкального произведения по выявлению объема общих и частных знаний,связанных с характеристикой образов патриотического и интернационального содержания,мы составили схему г.нализа средств музыкальной выразительности сочинений по обдим и частным понятиям.Прпмензнпе данной схемы-анализа на уроках музыки в 1У-УП массах,с одной стороны,позволяет накапливать знания о патриотических и интернациональных произведениях, с другой - содействует глубокому и осознанному сопереживанию чувств и настроений в ходе восприятия и исполнения музыки.

Бтог>пя глава - "Пути и средства воспитательного воздействия музыки на процесс формирования патриотических и штзрнацаональ-ннх чувств у подростков" - распивает опытно-исследоватзльскуп работу по проблеме.

В порвгу параграфа второй главы "Характерно гш» уровня с£ор-мироганностп патриотических и ннтернацпональш.к чувств у подростков средствами музыки" осуществлен поиск опт;;.хлыюй методикл {1?;::здг.|>пяйя на уроке с целью опрздзлешш воеппгзгвльиого воз-мюзикл кя ¿-ермеролзние лзгрлогяческах и шиорна:г. он :ль-

них чувств у подростков.

К основным критериям в донном направлении были отнесены:

- усвоение патриотических и интернациональных аспектов в содержании музыкальных произведений;

- глубина и яркость музыкальных впечатлений,виражеиных к произведениям в ходе их восприятия и исполнения.

Критериями для определения начального уровня музыкальной грамотности у обучающихся-поспудилл умения я навыки, лсшу ч?шше в предыдущих классах: яоншание нравственного содержания произведений; знания об авторах музыки и словесного текста.

Опытная работа.проведенная с подростками на.уроках с использованием эффекгишк £орм и методов обучения убедительно доказала,что воспитательные возможности музыкального искусства в формировании патриотических п интернациональных чувств реализуется наиболее успешно,если:

- учитель музыки стремиться направить процесс воспитания на глубокое осмизлзнпе содержания и характера произведений;

- созданы определенные условия для осознанного соперекявашш у учащихся настроений,чувстЕ,заложенных авторами музыки и текста;

- в решении нсмечошпк задач осуществляется комплексный подход,где наравне с музыкой участвуют и другие виды деятельности подростков.

11о втором параграфе второй главы - "Содерканш форм и методов работы по формировании патриотических-и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки" - с целью выявления наиболее благоприятных условий,направлениях не усвоение содержания анализа произведений по составленной нами модели:"тематический образ", "создателя","исполнители" (ТОСИ) я схемы определения средств музыкальной внра'зитеяьности.мы построили оптимальный вариант опктно-экспзргаенгального исследования по-формированию патриотических и интернациональных чувств у подростков на урокгк музыки.

К первому компоненту, отнесены следующие задачи: формирование новых самостоятельных определений тематики музыкальных произ- . ведений; шхоадзиг.е двухсюроннях связей «езду обща и часишм} использование накоплзнннх знаний при аргументации ответов.

Ко второму компоненту бшл определены задачи: внянлзппе музыкального произведения и его тематики; указание прннпдлеяшос-

ги создателей музыки к юз или иной нации,народности (узбекской, русской,таджикской и др.).

Третий компонент содеркзл задачи: определение состава исполнителей музыкального произведения; разработка исполнительского плана произведений.

Необходимо отметить,что какдый компонент анализа музыкального произведений по модели ТОСИ и разработанной нами схеме вводился поочередно,где переход к следующему этапу - компоненту осуществлялся только после усвоения его учащимися кавдого класса (1У-УП классы).

Материал гипотезы проверялся в 1936-87 по 1989-94 уч.г. в средних школах с узбекским языком обучения Яккасарайского,Сабира Рахимовского районов г.Ташкента; Железнодорожного района г.Самарканда; Пастдаргомского района Оамаркаадской области и частично в других районах Узбекистана,где предложенная методика использовалась учителями на музыкальных занятиях в Г/-УП классах.Чтобы выявить динамику осознанного восприятия музыкальных произведений, учащимся необходимо было после первого полугодия к в конце как-дого учебного года (1903-87 -1989-92) выполнить письменную работу на тему:"Как я понимаю музыку",где требовалось: а) определить название музыкальных произведений по их тематическому образу; б) выявить авторов музыки и словесного теста; в) определить средства музыкальной выразительности и исполнителей произведений.

Полученные результаты свидетельствуют о то,],что мегкду начальными и конечными данными эксперимента с подростками 1У-УП классов по анализу средств музыкальной выразительности найлюдрется постепенное сокращение разрива-Так,в 1У классе он равняется в У - 24/3,в У1 - 16£,в Л1 - 6$.Таким образом,мокло констатировать о наличии определенной закономерности в обучении,исходя из воз-рас пик особенностей учащихся,их восприимчивости к знаниям,новой информации .Если у подростков 1У класса (1966/87 уч.г.,в конце первого полугодия бил самый низкий показатель - 5б£,то он поднялся в конце .учебного года до самого высокого - 85^).Здесь мокно указать но го обстоятельство,что в донном возрасте учащиеся не могут сравнительно быстро переносить свои знания в практическую деягедьность.Однако,постепенно благодаря фленаправленному обучению,большинство из шк приобретают необходимые- нявшш осмыслен -ного :.нялизз музыки.Несколько иначе дело обстоит в УЛ классе,

где уие а конце первого полугодия 75% учащихся применяют свои знания на практике и в дальнейшем разрыв сформированное!и умении составляет лишь в 8$.

После окончания первого опытно-экспериментального учебного 19С6/87 уч.г. с подростками контрольных и зкепершентальных 1У-У классов школ с узбекски.! языком обучения проводилась письменная работа "Пои музыкальные впечатления".Анализ ее содержания осуществлялся в общем плане по отношению тех заданий,которые выполнялись по модели ТОСИ и схеме определения средств музыкальной выразительности произведений.Это позволило приблизить материалы экспериментальных и контрольные классов для возможности ¡к сопоставления.Письменная работа "Мои музыкальные впечатления" заключала в себе ответы обучающихся на специально поставленные вопросы,связанные с анализом патриотических'и пнзз рш ционалыик сочинений.

Обобщив содержание письменных .работ учащихся,мы получили следующие результаты:

- в контрольных массах материалы изложены в большинстве

на половине и одной четверти страниц ученической тетради (76$);

- в экспериментальных массах - 72% ребят оформила свою работу на двух-трех страницах (есть и более 3-х страниц),у остальных - записи даны от половши до двух страниц (£8£).

Проводя систематизацию выполненных письменных работ по содержанию материала,ьш выделили три уровня'отношения подростков к музыке и вместе с этим степень сформированноети у них патриотических и интернациональных чувств.К положительному уровню били отнесены работы'учащихся,в которых вправе но положительное отношение к музыке.стремление через чувства и порывы подчеркнуть основные качества личности: друябу,любовь к Родине,героические поступки и т.д. В экспериментальных классах отмечено 07,1, в контрольных - 12%.К отрицательному уровню были отобраны работы испытуемых,где прослеживается определенное отрицательное отношение к музыкальным произведениям.13 него вошли работы только кон-тральных классов (14Й) .К безразличному .уровни отнесены работы, где вообще отсутствует оценка,отношгние к музыке.тЛз зкепершентальных классов ввделеш Щ5,контрольна -

Достоверность полученных нами результатов проверялась по ые-тоду .

Используя данные таблицы I определен критерий статистики.

Таблица I

Результаты ответов на вопрос "Что еы понимаете под словом "патриотизм" и "интернационализм" (УИ класс)

Группы Число учеников Число учеников, дающих ППО Число учени- :Чпсло учеников .дающих : ков,дающих НПО :ГО

Экспериментальные Контрольные = 98 /£ = 98 0// = 62 0« =33 $/<3 = 19 | = 17 (ЗА? = 36 : (¡2$ = 29

Пол учили,что Тн.=16,9. Выбирая Д, = 0,95 .получим у = 2 и Ткр.=5,93 , сравнение Тн. с Т1ф. показывает,что.Тнаб. > Т1ф.

Таким образом,разработанная нами методика идя экспериментальных классов отличается от традиционных методов воспитания а доказывает свою эффективность.

Материалы опытно-экспериментальной работы подтверждают: музыка может играть значительную роль в системе формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков.Недооценка учителями необходимости целенапраЕленной и систематической работы с учащимися над осознанным восприятием характера и содержания произведений отрицательно сказывается как в приобретении качественных знаний о музыкальном искусстве вообще,гак и в формировании нравственных ценностей - в частности.

Выполнение учащимися 1У-ГО классов специальных заданий дает учителю ценный материал для размышлений об эффективности своей педагогической работы,помогает оценить качество музыкальных занятий через глубину и яркость восприятия и исполнения произведений школьной программы.

Проведенное исследование показало,что:

- музыка как иокусство воспринимается подрос г ками, аренде всего,со стороны ее конкретного содержания;

- яркость и доступность патриотического и интернационального содержания музыкальных- произведений углубляет воспитательную

' направленность на формирование чувств и эмоций у учащихся}.

- произведения из школьной программы "Музыка" для 1У-УП классов с узбекским языком обучения.могут способствовать'формирова-

• нию патриотических и интернациональных чувств у подростков,если

на уроках музыки выявлять их связь с реальной действительностью, практикой ;;;изни.

Анализ результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы:

I.Музыкальное искусства »являясь одни«, из вогшеШшх компонентов нравственного становления личности,обладает огромной силой эмоционального воздействия на духовный мир человека (формирования у него патриотических и интернациональных чувств.

¿.Анализ состояния преподавания музыки в обвеобраэовягашшх школах с узбекским языком обучения свидетельствует о том,что визмокности учебных ззюшЩ в формировании патриотического и ин-• тернапионаяьного воспитания у учащихся используются недостаточно. Решающая роль в реализации названной проблсш мокет обеспечить научно-обоснованная и проверенная на практике методика офчепия.

З.Онытпо-эпспершентальноз обучение из уроках музыки в СТУП классах показало,что процесс формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков решается в трех основных аспектах:

- первый аспект,осуществляя вопросы организации л планирования процесса восшиания патриотизма и интернационализма вносит методику отбора (систематизации и анализа музыкальных произведений,эффективность их использования в ходе воспрштия и исполнения;

- второй аспект призван создать благоприятные условия для анализа содержания I! структуры патриотических « интернациональных произведений с целью более глубокого и осознанного восприятия цуошяльноЗ информации;.

- трети;'! аспект воору-.оег методический аппарат учителя для полноценной реализации воспитательных,образовательных и развивающих возможностей музыкального материала в формировании патриотических и интернациональных чувств у подростков.

4.В результате опытного исследования определилась примерная система формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков,в основа которой лекит анализ музшшльнкх произведений, включащей содержание,структуру и методику восприятия I! исполнения сочинений.Содержание системы ветшает модель ТОСП ("тематический образ","создатели" (композитор и поэт)("исполнители") и схему анализа средств иугшмльвЪй выразительности:

му_, характер, музыки, лад, размер »ритм, тема.

5.В итоге ояытно-эксаершентального обучения были достигнуты следующие результаты;

- подростки ГУ-УН классов положительно изменили свое отношение к урокам музыки; , ,

- музыкальные впечатления »полученные школьниками но уроках, позволяет подходить осознанно к содержанию и худонественному выражению произведений в их восприятии и исполнении;

- активизировался интерес учащихся как к нацданальному.так и к многонациональному искусству разных народов,их творчеству;

- сформированные навыки целенаправленного устного и письыенн-ного анализа музыкальных произведений патриотического и интернационального содержания »доступны пониманию и осмыслению шкадыш-ков.

6.Эффективность процесса формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков на уроках музыки в 1У-УП классах во многом зависит от их психологической подготовки к восприятию содержания фоязведений.

7.Рамки воздействия музыки как искусства в патриотическом .

и интернациональном воспитании подростков значительно расширяются,если учитель целенаправленно и систематически работает с учащимися-в приобретении необходимых навыков,в осмыслении средств музыкальной выразительности: умение определить структуру»форму, лад,ритм,темп,размер и т.д.

8.В успешной реализации патриотических и интернациональных-чувств у подростков на уроках в 1У-УП классах способствуют методические призмы с целью, активизации интереса к средствам музыкальной выразительности произведений.

У.В успешности формирования патриотических и икгернзпиоязль-кых чувств у подростков решающая роль принадлежит учи толю, где успешно должны сочетаться приподнятость и насыщенность,увлеченность и глубокая содержательность занятий.

10.Теоретически обоснованная п экспериментально проверенная мегодига обучения позволяет не только успешно решать вопросы формирования патриотических и интернациональных чувств у подростков,но и содействует реализации общих зсдсч музыкального воспитания и образования в общеобразовательной июле.

Длшоа исследование содержит первую попытку изучения о рос-

публике состояния массового музыкального воспитания в школах с узбекским языком обучения с точки зрения выявления оптимального исяользоЕаш1я резервов формирования патриота еских и интерпашю-яальных чувств у подростков 1У-УИ классов на урозшх музьт.п.

Диссерташш не претендует на полное решение названной пробле-мы.В дальнейших исследованиях в данном направлении целесообразна,на наш взгляд,разработка вопросов патриотического и интернационального воспитания школьников путем выявления шанрздиегшз: связей при обучении музыке,литературе,изобразительному искусству. Заслукивсет внимания и поиск путей разработки проблемы в условиях внеклассной музыкальной деятельности учащихся.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публика--Ц!шх автора:

1.Пагрлогическое и интернатоналыюе воспиталие л <*сршрада-ние личности советской молодежи:Тезиси научно-практической конференции 26-^7 мая 1983 г. ТоиИШ ш.Низами. "Военные песни,как средство совершенствования патриотического воспитания студентов и ыолодени'.'-Ташкент,1363.-С.131.

2.Патриотическое и нравственное воспитание учащихся:Нетодические рекомендации молодых учема и специалистов ТГ1Ш им.Низами.-Ташкент, 1983.-С.43.

3.Условия аффективного вовлечения подростков в организацию

и проведение музыкальных праздников .-Программа научно-?,¡еюдичес-кой конуренцяи молодюс ученых и специалистов ТРПИ им.Низами по проблемам Всесоюзного съезда работников народного образования (1988 г,)..-Ташкент, 1989.43.16.

4.0 подготовке и проведении музыкальных празднпков;!.1атериали межвузовской туи о-аеюдической конференции "Н.К.Крупская и современность" (к 120-летию со дня роздення,24-25 фз враля 1939 г.).-Апгрен,1989.-С.16-17.

5 .Формирование патриотических и интернациональных чувств у подростков в процессе уроков музыки :1.1а те риалы научной конференции молодых ученых и специалистов по актуальным проблемам воспитания (22-24 мая 1990 г.).-Самарканд,1990.-С.76-77 (на узб.яз.),

6.Педагогические возможности программы "Музыка" в £ормирова-шад патриотических и интернациональных чувств у подростков// Профессионально-педагогическая подготовка учителя музыки.-Деп. в ШШЩ.-М., 1991.-С.38-51.

7.Обучение народной музыка во внеклассной работе как одно из средств нравственного воспитания молодй';си//Гуманизация и демократизация народного образоншш:Тезисы научно-методической конференции молодых ученых и специалистов ТГГШ им.Низами по итогам Всесоюзного съезда работников народного образования.-Ташкент:Фан,1991.-С.83.

а.Формирование патриотических и интернациональных чувств учащейся молодагяи в процессе музыкальных праздников/УВоспитание учащейся молодежи средствами музыкального искусства ¡Сборник научных трудов ТШИ им.Шзами.-Таакент,1991.-С.94.

9.йормирова1ше творчески-исполнительских качеств учителей му-зыки:Тезиси докладов республиканской научно-теоретической конференции, посвященной вопросам национального воспитания.-Самарканд, 1994.

10.XI аср мутафгккирларлшпш педагогик (¿икрларини урганиига дойр. А.Швоий ¡юищгга ОшЩ,Педагогиканинг долзарб муаммолари. Нлмий мадолалар туплами.Х дисм.-СаыаркавдД994.-С.60-61, 92 с.

Приемов Нитон Содиковяч

"1.1АКТАБ МУСИКА ДАРСЛАРВДА УаШРМРДА ВАТАНПАРВЛРЛИК ВА ЕАЙНАЛ-1.11ЙАЛ ТУЙГУЛАРНИ 1ШШ1АНТИРШ"

13.00.01 - педагогика на зарился ва тарихи

Йшарда ватанпарвардлк ва ба йиалмшгаллн хлс-туйгуларлнл вакл-лантириш педагогика фашншнг долзарв вази£аларидан бирвдир.Уз га благи бллан шшшй ва байкалмилал булган мусика савдагл бу борада энг гаъсирчан воситалардан.

Муаммошшг долзарблиги шу холатлар билан белгиланадикя: - жа-миятнинг яктимодй хаётида инсон омилининг урни ва ахамияти ортиб бормоча ,шу боне шахе тараккиёти муашо'си узинпнг тулга; ечишши кутммра; - ыактаб такрибасяда усмяр ёшдаги укувчиларнл камол топиш яараёнида мусикашшг гарбиявлй кучддан тулаконли $ойдалан-май келиняпти; - иазкур масаланинг илмий-методик ечпмп хонузгача тулалигича ишлаб чшуишаган.

Мусинани туиуниш.онгли вдрок эти уипнг оромбахш таъсир кучи-дан маънавпй озиц олш дареларда уемпрларнинг взтанпарварлик ва байнзлмнлаллик хис-туйгуларшш усгирпшга ёрдэм беради.

Бу борада максадга эритиш:

- ватанпарварлик ва байналмилал йупаяшщдаги муелкий асарлар-нл ганлаи ва блр гязямга с олш аник максадга карагллган гарбиявлй лининг мунгаэ'змялгя ва самарадордиглни ошириигэ;

- мусякий асарлзрнп гинглащ ва гахлял килнвда укуяиларяинг хиссяй фаоллиглли гаъмишгаш оркали онгли вдрок эгиш дараяалари-ни орттиряшга;

- мактаб мусика дареларида укувчиларда ваганпарварллк ва байналмилал туйгуларни тарбиялаш дараёнида укмувчпншгг зет таъ-сирчап ва самараЛи педагогик рахбарлкгини таъмшшашга чамбарчас богликдир. .

Утказллган та.'хрибэ гашарни ыаксад талиб н$йилгаи горбияни амалга ошириида мусика санъатининг бой имконяятларшш очиб бе-ришга,масаланинг узига хос томонлари ва зарур шарт-иароигларшш антслашга,дарс караёндда .таълш ва тарбиянинг муи1зраклкгига эришиш йулларини излаб топишга ва туплангэн тавсияларни амали-ётга кенг кулагдз татбик этишга имкон беради.

Kiyamov Nishan Sadykovich Formation of patriotic and international feelings of teen- ■ agers at the lessons of music at school

13.00.01- Theory and history of pedagogics

SUMMARY

Formation of patriotic and international feelings of young people is one of the important task3 of the pedagogical theory and practice, the art of music being a significant means of this trend. The urgency of the problem chosen is determined by the following reasons» -.increase of the role of human factor in the oocial life of our society, search of new approaches to the questions of person^s development -underestimation of the role of music for moral education of teenagers of the general educational schools} -insufficient elaboration of the scientific-grounded form3 and methods of teaching at the lessons of music at school. Thus the questions of formation of patriotic and international feeling3 of teenagers by means of music should be' researched and the psychological and pedagogical conditions providing their effective solution at the lessons at school Bhould be grounded.

Patriotic and international feelings are considered by us as complex, -specific emotional and moral ones.The main condition influencing the patriotic and international orientation of teenagers is development of their ability to feel and understand music.

The main criteria of this research included the following ' ones; -including of the patriotic and international aspects in the contents of musical worksj -depth of musical impressions of pupils during their perception and performance.

Criteria for determining the initial level of musical literacy of pupils were their habits and skills obtained in previous forma, namely, understanding of the moral content of musical work, knowledge of composers and the text performed.

The experimental work carried out with teenagers at lessons with using effective methods and forms of teaching protoed great educational possibilities of musical art in formation of patriotic and international feelings of pupils taking into consideration of teachor^s role, creation of defibite conditions and complex approach to the problem investigated.