автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на основе народных музыкальных традиций
- Автор научной работы
- Кузнецова, Людмила Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на основе народных музыкальных традиций"
НДУЧШ-ЛССЯаДОЗАГйЗЬЗШ шяихуг ТЕОРИИ я МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ АКАЦИЙ! педагогических яш СССР
На прасах рукописи
Кузнецова Людмила Басильеана
¡ШРЮТШаЮЕ-Я 1-Ш2РНАЩ0НДЛЫЮЕ- .ВОСПИТАНИЕ МДЦ2ИХ ПОДРОСТКОВ. НА 0СК0Б2 НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
'традиции
I3.CO.QI - .Теория и история педагогики
Автореферат": диссертации на соискание ученой степеши кандидата педагогических ..наук
Москва1991
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте теории и методов воспитания АПН СССР.
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор, действительный член АПК СССР Лихачев Е.Т.
0$ипи&яьше'оппоненты: доктор педагогических наук,
действительный член АЛН СССР Волков Г.Н.
кандидат педагогических наук, доцент Абдуллин Э.Б.
Зедусая организация - Научно-исследовательский институт художественного воспитания АПН СССР.
Загита сосоится ПЛ6Л' 1ЭЭ1г. в ¿¿Гчас.
на заседании специализированного Совета К 016. 05. 01 в НИИ »еории и методов'воспитан;« АЛН СССР по адресу: 119906 Косква, Погодинская ул., д.8.
С диссертацией кокно ознакомиться.б библиотеке института Автореферат разослан
Р-и ?.> ¿/.у 1991т.
Ученый секретарь п т
"специализированного совета 1 фЬ-.иОПОЕ
с,.-"' ........
ОБЩАЯ ХАРШЕРИСЙША РДБОШ
Актуальность исследования. Прогреесяаное развитие совет-:кого общества во многом определяется как ведущей тенденцией в збщеевропейеком развитии - строительство общеевропейского дока» гак и внутренними закономерностями, объективно отражающими со-:узестаозаш:е разных народов нааей страны. Эти закономерности, связанныз с традициями народов и диалектикой ях развития,таяо-аы: свободное развитие нацаоиалько-кулътурной сааобытности и сближение народов на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
"Сашз,! надеанда гарантам истинно свободного развития .каждой нации есть Братство народов"*, а оно и истории нашей страны показало себя единственной силоЯ» способной уничтожить с.а.1 юз страякоз проявление расизма я человеконекавистничества-фагиз;:. Сегодня братство народов - единственная сила,способная сосзрЕять созидательную работу по преодоление »-различных препятствия, .аезамясс гить а цивилизованном кирз лучие.достойно уважения всах кародоз мира. Эта историческая перспектива, одновременно и сегодняшнее требозагае будет реадизовываться еегодкяа-ниыи школьниками.
Задачей школы, как самого устойчивого в своих традициях 0 института обЕбстзенного воспитания, является патриотическое я интернациональное воспитание. Любые проявления напионалнада, как наиболее перевиваемые явления в реальностях наших дней, затрагивает судьбы детей, особенно страдавших от этого. В природе обкеяия детзй друг с другом нет национальной неприязни, для к::х зю неприемлемо а если в детскую среда- попадает микроб раздора, национальной вражды, то в этой вина взрослых. Помочь выстоять, выработать "иммунитет" против национализма - задача воспитательной работы а школе. Дети нередко не умеют разобраться, где настоящее, постоянное, не подверженное моде и времени отношение к .тизни, у них часто еда нет нравственного стеряня (нразстаенная воспитанность) и поэтому понятия: патриотизм и интернационализм для них часто "плававшие" зыбкие. Помочь обрести почву, которая всегда сдабривается народность«! воспитания, формировать "совершенную" личность в гармоническом соеди-
I Олейник Б. Национальное достоинство и национальное достояние. - I. "Наш современник", 1989 г., »9, с.78,
ншеп? всех ез нразсггеюшх качеств в преемственности с народной педагогикой - задата школы. •
Выдшвднеся просветители к педагоги дореволсционной России уделяли главное внимание воспитанию патриотизма, как нравственной основы личности. Народность воспитания в педагогических идеях^ деятельности Л.Н .Толстого, К.ДСвинского, И.й.Яковлева стала ведущим педагогическим принципом. В Симбирской чувашской школе И.Я.йковлев в течение 50 лет проводкаидею интернационального воспитания через воспитание национального самосознания-патриотиз Анализ современной практики школ показывает устарелость ка содержания, так и методов и форм патриотического и интернационал ного воспитания школьников, их несоответствие современным обцест венным процессам, когда бурный рост национального самосознания нередко граничит с национальным нигилизмом, враждебным отношением к людям других национальностей, или наоборот, с полным равнодушием, апатией, безынтересным отношением как к своей народной культуре, так и к культуре другого народа. Не уделяется внимание национальным художественным, в частности, народным музыкальным традициям, в потенциала которых объективно заложены патриотическое и интернациональное начало.
Общие проблемы теории и практики патриотического и интернационального воспитания изложены в трудах видных государственных деятелей (А, В Луначарского, Н.К.Крупской К ввдашкхся советских педагогов (П.П.Блонскиа, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухоылин-ский) и эта теория и сегодня не утратила своей актуальности в с^-лу своей диалектичности.
В разработке проблем нравственного воспитания важнейшее место отведено патриотическому к интернациональному воспитанию как неотъемлемой части в становлении личности, его ценностно-ориентационной характеристике. Это работы 0.С.Богдановой, Н.И.Бол дырева, Е.В.Бондаревской, Л.О.Гордина, А.В.Зосимовского, В.Ы.Ко-рогова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Э.И.Мокосзона, Г.Н.Филонова, МЛ.Терентия. .
Форш и методы патриотического и интернационального воспитания школьников на различных уроках и во внеклассной деятельности рассматриваются В.Ф.Фарфоровским, А.Д.Солдатенковым.А.А.Боль-шш, ЗЛ.Шнекевдорфои.
Младший подростковый возраст - период превращения ребенка в субъект общественных отношений, начало общественно-полезной деятельности в его жизни. С учетом возрастных психологических
:обенностей интересны подходы к патрнотячэскояу а иптэрхицяонадь-¡му воспитании А.А.Леонтьева, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльаонака,ПЛ1. собсона, Л.й.Есзович, А.А.Еодолева, Т.Е.НогсансэоП, Т.В.Драгуно-
зЗ.
Народные традиции, их влияние на форыирозание патриотически интернационально воспитанной личности подучила охранение а ра-зтлх Ж.Г.Коидзе, 2.В.Васильева, Н.С.Гончаровой.
Музыка, как наиболее демократичное, понятное и близкое де-1М, национально особенное и интернациональное одновременно вещество, является иопннм средством воспитания в школьниках патря-гических и интеснациокальных чувств. Ее воспитательные возкож-зсти наиболее полно раскрыты в трудах В.Н.Вацкой, Е.Я„Геьйкцкой, .А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева, патриотические а зтернациональные воспитательные возможности в работая Т.В.Стрн-Н.П.СулимовоЗ, А.Х.Давлетшиной, О.А.Чернецовой. Народное искусство, народцу» музыку Л.У.Алнкоза, Г.В.Ыуха-гтзяноза, В.В.Ткач, Э.А.Мандалян, Ю.В.Юзбасяи, В.А.Дыидзвсхая, .А.Даякдоэ, Г.А.Арсланова считают заанзйшиы средством воспитания гтриотичесяих и интернациональных чувств, рассматривая эту проб-сквозь призму национального. Анализ их работ позволяет нцде-пь важную закономерность: все авторы едины в утверждения, что :рез знание народной ¡.«усыки, народного искусства, исполнение а «ивкых формах, подростки приходят к осознанна себя в лйчност-'" плане часть» народа.
3 наетоязвй диссертации народные музыкальные традиции рас-^атризартся в комплексе трех компонентов: слово-иузнка-узор. го "три кита" народной эстетики, народной системы воспитания, з взаимосвязи, взаимодействии их н образуются традиционные фор-■■I бытования народного искусства (хоровода, праздники, обряды, казки и т.д.). В этих трех компонентах объективно заложено и ационвльно особенное, и интернациональное а народной искусстве, го является в работе с младшими подростками на уроках музыки гержнем народного искусства. Слово-музыка-узор, присутствуя на роках во взаимосвязи, дали возможность расширения рамок уроков узыки и появлении факультативного курса "Художественная нуяьту-а родного края" в 7-х классах, где опять эти "три кита* народ-эй озтетнки стали и содержанием, и организационной основой за-ятий. о
Все это явилось исходной : позицией в привитии детям на роках музыки и "Художественная культура родного ярая" яовзя я
йвродаяэ^ искусству, худокественнш традициям чувашского народа с кг своеобразием, идуоин от истерического опыта, прошлого народа, в через это к уважение народного искусства и музыкальных тра-дицнй разных народов - к подлинному интернационализму.
В исследовании В.В.,Ткача фольклор в практике внеклассной работа берется пек явление, которое необходимо рассматривать с двух сторон: содержательной и формальной. Такой подход близок нем, та* как он учитывает деятельностный аспект в работе с ним, в противоположность информативному, как нередко мы видим в окольной практике. Но в исследовании не ставится задача вычленения элементов сущностной основы любого произведения народного искусства в форме бытования, в способе жизнедеятельности, содержащих в себе как национальное, так и интернациональное и деятельно-практического отношения к этим элементам со стороны учителя.
Дробдеие патриотического и интернационального воспитания школьников уделяется достаточно внимания, о чем свидетельствует научные исследования и практика щкелы. Но вопросы влияния народных музыкальных традиций на становление личности не наши отражения в педагогической литературе и научных исследованиях. Вследствие неразработанности этого вопроса в теории, вольной практике» ш видим в некоторой степени формализованное представление о формировании патриотических и интернациональных качеств личности средствами народной музыки, когда народное искусство, музыка, берется как данность, зафиксированная в нотах, словах, фонограммах» Этот взгляд на народное искусство не учитывает, с нашей ■> точки зрения, важные моменты:
во-первых, не принимается во внимание традиционность, как форма бнтованвя народного искусства, способ его существования; в традиционности наряду с ярко выраженным этническим ядром есть интернациональный момент в он присущ народному искусству любого этноса;
во-вторых, не учитывается историко-этнкческий аспект - традиционные связи искусства одного народа с искусством другого, их взаимовлияние, т.е. этнокультурные параллели, а это ключ к нахождение интернационального элемента а лвбой национальной культуре.
Итак, остаются нераскрытыми некоторые существенные аспекты напей проблемы, решение которых позволило бы патриотическое к интернациональное воспитание осуществить на основе создания благе приятной атмосферы воздействия на подростков народных музыкальных традиций.
Выше перечисленное обусловило выбор проблемы нахего иссле-
' ' / : ■■
довгния.
Объект исследования - процесс патриотачзсаого и интернационального воспитания младших подросткоз.
Предмет исследования - воспитатзльнкэ возможности народных музыкальных традиций, кал Еоанайгзз средство патриотического и интернационального воспитания шзадпих подростков.
Цель исследования - выявить и апробировать педагогичееяиз условия и пути эффективного патриотического и интернационального воспитания младпих подросткоз з процессе изучения народных музыкальных традиций.
Приступая к решения проблема, кн исходим из предположения, что рэЕен-ле задачи патриотического и интернационального зоспата-ния ияадких подросткоа на традициях народной музыки объективно обуслоаяеко:
зо-первых, народные цузккальнкз традиции это то, что близе всего ребенку - колыбельные песни, шшски, игры; бо-вторых, музыка, устнуй фольклор - это зьацкокаяько-чувстзен-ный пир детей, кратчайгип путь к их дупз, сердцу; в-третьих, функции народной иузнхи, идуайе от гшгнежых потребностей, у разных народов-одия.
Эти предпосылки и позволила сегрегировать предволояенне-гипотезу: объективно обусловленное природой народного искусства наличие в народной ыузыке национального и интернационального -"' элементов, с использование:;* их э работа в активных форггах,сшсоЗ-етзует пониманию кладаши подростками единства музыкальных традиций разных народов, форздруя ах убездеияя я поступки на. основе общественно значимых мотивов.
3 соответствии с цельз и гипотезой а ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
- раскрыть воспитательные возможности музыкальных традиций чувашского народа в патриотическом н интернациональном воспитании шедших подростков;
- определить содержание ыузыхального материала с точки зрения возможности параллельного действия (слово, аузина,узор-пение, танцевальные движения, игра);
- определить и экспериментально проверить условия и пути эффективного использования традиционных фора народного искусства в работе с младшими подростками для совершенствования патриотического и интернационального воспитания;
- разработать методические рекомендация для внедрения ад в практику шхол.
, Методологическую основу исследования составило: диалектик о. материалистическое учение, раскрывающее сущность патриотизма и интернационализма как единого взаимосвязанного процесса в прогрес сивком общественном развитии, их роль в воспитании и развитии ли* ности, формирования в ней интернационального сознания.В основу исследования легла идея "народности" воспитания, теоретически обоснованная и практически реализованная великими русскими демокра тами-педагогаки: К.Д.Ушшским, ЛЛ.Толстда.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обо сновании педагогических условий и путей эффективного патриотичес кого и интернационального воспитания младших подростков на народ них музыкальных традициях через: деятельно-практическое отношение учащихся к различным формам бытования народного искусства, укенае в национальном искусстве почувствовать интернациональное звучание; в определении нового содержания музыкального материалг включающего традиционную для чувашского народа музыку, способствующую эффективному патриотическому и интернациональному воспитг нет; в раскрытии потенциальных возможностей народных музыкальны: традиций, являющихся воспитательным средством народной педагоги;
Достоверность результатов исследования обеспечена методов гичесхш подходом к исследованию, опирающемуся да ленинскую тео ризв познания, в напем исследовании трансформированном в 3 вида откаазний ученика к художественной действительности: змоционал ное, сознательное, деятельно-практическое (Э.Б.Абдуллин); комплексным применением взаимосвязанных и взаимодополняющих методов вытекающих из целей и.задач исследования; гласностью и открытостью хода педагогического эксперимента в течение 5 лет через т( левизиониые уроки по республиканскому телевидению периодичност: I раз в учебную четверть; массовой проверкой и внедрением резу: тагов исследования в практику школ Чувашии и различных террито^ рий локального проживания чувашей в РСЗЙР.
Практическое значение исследования состоит в разработке учко-методических рекомендаций для учителей художественно-зсге тйческаго цикла по патриотическому и интернациональному воспит шов учащихся на художественных традициях чувашского народа в £ куяьтятивном курсе "Художественная культура родного края";соэ,в ши адаптированного варианта программы "Музыка" для школ Чувал внедрении результатов исследования в школах Чувашии на уроках явивши
Базовой для экспериментальной работы явились вколи: Ш '
9,10,24 г.Чебоксары, Первомайская средаяя вкояа Цшзильского района и Шоршальская средняя школа Марикнсно-Посэдского района Чуван- . ской ССР.
Апробация и внедрение результатов нссдедоЕгшия осуществлялись в ходе экспериментальной работы в названных школах. Результаты исследования были одобрены на заседаниях методических объединений учителей музыки Ленинского и Калининского районов г.Чебоксары,руководителей РМО республики. Основные положения и результаты исследования докладывались на республиканских педагогических чтениях я конференциях (1980-1989 гг.,,г.Чебоксары), Всероссийской научно-практической конференции по проблеме "Современный урок музыки" (1989 г. ,г.Чебоксары)» на курсах повшания квалификации учителей русского языка и литературы национальных тол сопзных республик (1368-1989 гг. .г.шосква, 1ЩУ), на курсах заведующих кабинетами музыки ИУУ РСФСР (1983г.» г.Москва), республиканской каучно-прзн-тической конференции по творческому наследив В. А. Сухсшинского (1988г.,г.Чебоксары), курсах повышения квалификации учителей музыки (1990-1991 г.,г.Гродно»Белорусской ССР),Кб^еренции молодых ученых по проблеме "Традиции и со временность" з, Шй теории и методов воспитания АПН ССХР (1991 г.).
Для решения задач исследования бил использован следуший комплекс методов: ретроспективный анализ своего педагогического опыта, изучение и анализ передового педагогического опыта;, наблюдение,0 преимущественно включенное, педагогический дневник, стереоанкети-роаание (учителя-дети-родители), дискуссии, беседа, анализ творческих работ уч&вихся, анализ школьных программ по музыке.Доминирующими методами были: педагогический поиск и педагогический эксперимент.
Исследование проводилось на протяжении 1975-1991 гг, в4 этапа. На первом этапе исследования (1976-1987) осуществлялось эмпирическое накопление и опробирование содержания музыкального материала для уроков музыки, выбиралась наиболее продуктивные виды музыкально? деятельности детей на уроках с цельэ привлечения внимания и интереса к чувашской народной музыке. Целы» этого этапа было воспитание любви к национальной культуре.
На втором этапе (1937-1983 гг.) проводилось теоретическое осмысление проблемы, изучалась педагогическая, философская, историческая, искусствоведческая и ыетодичес.-'пд литература, Музыкальные и различные художественные источники, йвлся поиск обоснования своих методических действий,отбирался методически и педагогически це-
лзсосбразкый худсааственный материал для уроков ьзугаки .были еылб-лека потенциальные возможности народного искусства в патриотической к" интернациональном воспитании цаздаих подростков.
На третьем этапе (1983-1589 гг.) изучалась психолого-педаго-гичасжая литература. Осуществлялся коистатирушкй эксперимент с цельв изучения состояний патриотического и интернационального воспитания младпих подростков на мушшеальннх традициях чувашского народа» Изучался, обобщался к анализировался передовой педагогически! опыт по исподьеовЕнко чувеаской к&родкой глузыки. Создавалась методика формкрувдего эксперимента. Автор в составе творческого коллектива работал над созданием адаптированного варианта программы "Музыка" для школ Чувашки.
На четвертом этапе (1689-1991 гг.) проводился форзяфуший эксперимент в соответствии с разработанной программой в ходе уроков цузыки и факультатива "Художественная культура родного края".Была проведена дассовая проверка рекомендаций по патриотическому и интернациональному воспитанию учаяяхея на народных музыкальных традициях в сколах Чуваиин и чувашских школах локального проживания чувашей в РСЖР. Было пологано начало работе шоп по новой программе "Музыка" для школ Чувашии. Результатом работы автора по комплексному использовании произведений народного искусства на уроках музыки является составление рекшевдеций по факультативному курсу "Художественная культура родного края" для 7-х классов.
На зехдиту выносятся следующие положения:
1. Народные музыкальные традиции в своей худогествеиио-эсте--тической основе (слово-ыузыка-узор) объективно содерааэде как национальный, так и китеркацкональкнй элементы, являются вернейшим средством патриотического и интернационального воспитания младших
,подростков.
2. Комплекс педагогических условий эффективности патриотичен кого и интернационального воспитания младших подростков на музыкальных традициях чувазского народа определяется интегркрованно-стью народны* ьузылальяых традиций и находится от них в прямой зависимости.
3. Новое содержанке уроков «узыки и курса "Художественная культура родного края* создает возможность эффективного воспитания у подростков патриотических и интернациональных чувств убеждений - поступков на основе проявления эмоционального - сознательного - деятельно-практического отношения со стороны подростков.
С1РЛШ?к К ОШОШОЕ С0Щ5ШШ2 ДКОС^ЩШ!
с
Диссертация состоит из вседекия, двух глаз, ззкязчешш ,спкс-I использованной литературы, прилогенга.
Во введении обоснована актуальность псследуецо?. проблемы,сте-гнь ее гиучной разработанности, опрздеявггы объект и предает иссле-звакия,сформулированы цель .гипотеза и задачи, раскретаззяа этапы и гтоды исследования,научная новизна и практическое значение,определится полозения.выноскьще на 2Е35ту,показывезтся апробал^ш и а;е-рение полученных результатов.
В первой глазе -"Задачи и содергсние патриотического и кктер-ационального воспитания агвдщих подростков ка народных цузьжальных радицкях" - анализируется содержание патриотического и иктеркацко-йльного воспитания в обазй сксте^е восгоибкги йкояьккков ка сов-ьмекноы этапе.
Во все времена цели и задачи воспитания определялись запроса-и общества, его идеями, нрааствеккши усгопш. Позтоцу кси прздст-вляется, что место патриотического к[штернащкиального воспитания системе нравственного воспитания объективно обусловят» петргб-осткми народа, как этноса и народа, кш еоспктетйля подрзстсс^гго околения.
В своих взглвдах на патркотическоз воспетшам учаыася ка опа-аемся ка основные полоиейня советской пздотогггки, а састстста I.Т.Лихачева, о нравстветои воспитекяи та севреаекгай сксша, гдз ¡реаде всего конкретизация таких понятий, как «ора£ъ,ь:сраяьяое соэ-¡ание, нравственная воспитанность и нравственное васпитзккэ дает ¡озможность процесс патриотического а кнтергацнеяалькэго воспитания ¡асскатривать в рамках нравственного воспитания. С позиций патриотически , национальных, мораль - это пстсрпчески, зткическн снрсбо-гаяные общественный мнением воззрения ка кг сто и назначэкяе гнчиос-ги (обязательно в общественно-полезной доятельотсти) в скяеие ззакмоотноаений в определенной группе ладей (народность.нация,карод). ¿ораль формируется как кодекс чести Iгорода, првлоааяясь через национальный характер.
Моральное сознание ртоадествляется сиш^кокаяьшаа.сознанйеа, когда чувство Родины, любовь ко всецу родноцу, «то окружает подростка, переходит в осознание себя частицей Родины под вжияккец семьи, школы, социально-национальной среды. Нравственная воспитанность является результатом, достипогтш единством сознания и посэ-декия, с точки зрения национального, - патриотической воспя^гкгэ-
стьв.Вась процесс патриотического и интернационального воспитания мы рассматриваем прежде всего как формирование высоконравственной личности, включая такие понятия, как гражданственность, сопереживание, взаимопомощь, равенство, равноправие, на деле являющиеся кед национальными, так и интернациональными. К.Д.Ушнский считал жизнь народа источником содержания нравственного воспитания,а воспитание патриотов одним из важнейших элементов нравственного воспитания.
Идя от идей народной педагогики об объективной взаимосвязи патриотизма и интернационализма,мы опираемся на прогрессивный опыт Симбирской чувашской школы, в основе учебно-воспитательной работы которой было следующее: ставить"перед собой цели, определяющие будущих воспитанников как патриотов своего народа й интернационалистов. Педагогическая цель этой школы в соответствии с принципом преемственности стала и целью нашего исследования:через родное.близко« национальное вести детей к познанию других национальных культур, уважение к ним - ннтернащюнализму.Патриотическая идея становится основанием интернационализма.
В работе рассмотрены психолого-педагогические условия патриотического и интернационального воспитания младших подростков средствами народного искусства. Оптимальным возрастом для формирования патриотических и интернациональных убеждений и выражения их в нравственном поступке, в нравствек&и выборе при создании незнакомой ситуации явился младший подростковый возраст, при этом мы опиралиа на исследования ведущих педагогов-психологов (С.1.Рубинштейн,Д.Е. Эль конин). В младшем подростковом возрасте появляется социальная направленность деятельности, сценка самого себя, "поворот на себя" (Д.Б Эльконин) - осознание себя интересной личностью,особая эмоциональность как следствие:больших изменений в нервной системе и,глазное - общественные потребности формируют мотивы деятельности подростка (поступок, поведение в ситуации нравственного выбора).
Особое место в патриотическом и интернациональном воспитании занимает воспитание чувств,что является,с одной стороны.первичным этапом в постижении любого явления,особенно нравственного характера^ другой - воспитательной задачей, и в этом эмоции будут опреде ляиаим началом. Как самый тонкий инструмент воздействия на эмоции, обнажая те тайники человеческой души,в которые обычно вход закрыт, музыка является тем потенциалом, в котором через эмоции,вызываемые красотой к правдой - гланными притягательными свойствами музыки, воспитывается отношение к жизни. Кичин. c?«?;ia, окружмздая детей вне
злы: радио, телевидение, концерты,- часто не воспитывают нравст-:шо, в этой среде мало места настоящая цузыке,в которой образцом яяется народная песня. Народная песня хранит в себе национальную пять,интонации родного языка, картины родной природы,- все то,что уэается наиболее остро: чувство красоты и достоинства. В этом ть и основа для воспитания деятельной любви к Родине.воспитания триотизма.
Патриотическое воспитание на основе народной музыки будет эф-ктивным, если подростки будут знакомиться с ней фольклорном вари-;те, в истинных, устойчивых формах -аутентичный фольклор. Только (вое творчество на уроках музыки в исполнении народной музыки в | традиционных формах сможет по-настоящему раскрыть красоту как >рмальной, так и содержательной ее сторон. Важно внедрить в созна-кз подростков мысль, как аксиому, о том, что народное искусство живет голько, пока есть связь трех непрерывных жизненных этапов в раэ-1тии художественных традиций: проалое, настоящее.будущее.Анализ аботы Г.Н.Волкоза "О традициях чувашского народа з эстетическом эспигании" позаоляет сделать вывод о том,что связь прошлого,насто-вего и будущего в художественных традициях чувашского народа яэля-гся педагогической реальностью, которая позволяет строить воспита-едьнуа работу в современной иколе в преемственности с народной пе-тогикой.
Знание национальных традиций, народной музыки.исторического рошяого своего народа позволит подросткам почувствовать в нацио-альной культуре интернациональные черты, т.е. параллели с другими ультурами. Имея обоснованные музыковедами:Н.Кауфманом,Ю.А.Илвхиным, I.Г.Кондратьевым доказательства о некоторых параллелях в чувашской, 1енгерской»болгарской музыке и,конечно,народов Поволжья,мы можем •оворить не просто об интернациональном языке музыки вообще,а об ?х внутренних связях.Но понять это без хорошего знания родной чувая-:кой музыки невозможно,ибо она - стержень внутреннего музыкального зосприятия. В работе анализируются идеи выдающихся деятелей чуваи-:кой культуры и просвещения: И.Я.Яковлева,С.М.15кхайловп,Н.М.Охотни-кова,Н.В.Никольского,Ф.П.Павлова и др.Современность проблем,поставленных ими в разное время очевидна: через знание национального к интернациональному. Взгляд этих идей в завтрашний день - это национально-специфическая форма проявления общечеловеческого,отсюда мысль-мой народ обогатает мировую культуру, он так же ценен, как любой другой народ и его исчезновение будет большой потерей для всего человечества. о .
В связи с этим педагогическую организацию процесса Патриота-
ческого н интернационального воспитания мы определили как:
1) воспитательное взаимодействие ученика и учителя»ученика : скрукавщей среды;
2) воспитание в коллективе и через коллектив в различных фо] ыаа совместной творческой деятельности;
° 3) создание эыоцйоналъно-нравстБенкоП атмосферы урока,спосо« ствузгаей комплексно воздействовать на восприятие подростка;
4} обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность перевести патриотические и икгеркацио!шльше чувства в деятельный патриотизм и интернационализм» ~
Это позволит осуществить личностный подход к воспитанно патриотизма и иктернациоиаяизыа у мяадгззх подростков; в коллективной творческой деятельности увидеть в поступках и действиях сформировг шсть патриотических и интернациональных качеств личности и знание патриотических и интернащюнальккх элементов в народных музыкальна •градациях; воспитать культуру эмоций и музыкальный вкус; вхлвчить а воспитательный процесс акола семь», как вагнейщую часть среды воспитания патриотизма и интернационализма.
Ео второй, ,главе раскрывается методика проведения опытио-эксп ракжталыкой работы, определяется критерии, прослеживается динамика патриотической и интернациональной воспитанности младших подрос ков, предлагается рекомендации по патриотическому и штернациональ кому воспитанию младппк подростков на музыкальных традициях чувашского народа на факультативных занятиях "Худогестаенная культура родного края" для учащихся 7 класса.
В качестве базы для эксперимента. были выбраны 4 городские и 2 сельские сколы. Мы обосновываем свой выбор следугаими причинами:
1) для объективности результатов наиего эксперимента взяты городские школа с руссхо-чувашским составом подростков 5-6 классов (национальная Среда общения - русская),в сельских школах состав детей в основном - чуваши (национальная среда общениячувашская);
2) все учителя экспериментальных школ имеют ста» работы 1020 лет (стая мы береи во внимание как основательные стартовые усгю'.и
3) все учителя имеют высшее педагогическое образование (это дает возможность глубокого профессионального подхода к решения нашей проблемы исследования).
На начальном этапе формирующего эксперимента было проведено анкетирование учителей музыки Чуэавии и Белоруссии (для выявления общего уровня знаний в учительской среде).Нас интересовало знание учителями народного искусства.народных музыкальных традиций.возможности патриотического и иит« ^нациомая ьцого воспитания на народных
узыкаяьных традициях.Аксиоматично мы предполагали:скучала,'учитель аи доляен знать к■ уметь,чтобы затем учить этому детеЯ.Результаты е подтвердили наве предположение-.только 15,Ь% учителей охарактери-овали народные музыкальные традиции как комплекс во взаимодействии ения, танца, игры на музыкальных инструментах,слова, но зато 34,4* чителей интуитивно предполагают, как они будут на практике с деть-и исполнять народною музыку. Налицо несоответствие между знаниями, ак основы профессионального подхода к делу и оценкой своих зозыож-остей. Анкетирование* учителей показало недостаточный уровень зна-ий самих учителей о патриотических, и интернациональных воэыожнос-ях народной музыки.. Не. было главного - опоры на содержательно-фор-альную основу музыки,в которой через традиционный для чувашского других народов способ исполнения во взаимосвязи (слово-музыка-зор) мы приходим к целесообразности и значимости с общечеловечес-их позиций родной национальной музыки.. Исходя из этой ситуации мы тали проводить лекции, семинары., практические занятия а виде правых уроков,уроков-панорам,создавая почву для педагогического поиска.
Воздействие на ученика традиционного народного музыкального скусства, входящего в комплекс средств педагогического воздействия редполагает образную адекватную реакцию учеников в виде соисполне-ия. Проходя путь от исполненного учителем, или прослуетннэго 8 фо-огрЕляле к собственному исполнению, подросток включается в процесс осприятия-познания.и в этом мы выделяем 3 ввда оТногений (Э.Е.А6-уллин): эмоциональное,сознательное, деятельно-практическое.Это ста-¡о в нашей экспериментальной работе основанием в установлении ирите-■иев результативности воспитательной работы, т.к. эти отношения фор-(ируют соответственно: патриотические и интернациональные чувства, бевдения,собственный выбор на уровне поступка.
Подлинное сгущенке патриотизма и интернационализма во взаимо-вязк появляется у подростков во гремя исполнения народной музыки i традиционных формах, в вариативности, когда исполнители одновременно являются соавторами. Особый интерес предстазляет для такого .■всрчества сказга, как синтетический жанр устного народного хвор-¡ества.в котором интегрированы практически все элементы народных «узыкаяьных традиция. Традиционно народная педагогика считала сказ— ty методом воспитания (1.Н.Толстой ,К.Д.Уекнсвий ,И.Я.Яковлев ,3.А» ^тсомлинский),мы берем эту воспитательную функцию и переносим на гроцесс сочинена* сказки. Подростка секи начинают действоватькан сродные сказители.сочиняя скааху,прежде всего, отталкиваясь от геальности, непроизвольна:знхздяг на красивую Идею, мысль,поступок,.
то,что хотят видеть в сегоднязкей жизни. Часто в сказках происходя непроизвольный выход национально особенного в этническом ядре сказ! ва общечеловеческое в ее жизнедеятельной основе.
В шагам опыте изучение, проникновение в эстетическую суть чувашской народной сказки "Песня" было поэтапным: I) чтение сказки; 2) чтение,исполнение песен,танцзв;3) чтение, исполнение песен.танцев, игра на музыкальных инструментах - действо (в специально организованной обстановке с использованием чувашского орнамента з элементах декорации). На примере сказки мы наблюдаем проявление трех отношений со сторона учзцихся, оки сомвзт^теуэт этапам работы со сказкой и трем компонентам в их логической последовательности проц; са воспитания патриотических и интернациональных чувств - убеждена поступков (как результат информированности).
Этапы деятельности"
Отношение (поеобладазкпзе)
"Йбспитагелькыа результат
Чтение сказки
(могут быть для создания эмоциональной атмосферы урока-картины, предметы народного прикладного искусства)
Чтение сказки,исполнение песен, танцев .'(подбор в соответствии с содержанием)
Сочинение сказки
«й^оциональное
Сознательное
Детально- . практическое
Патриотические и интернациональное чувства (на ос ноге красоты,народной i.'y; рости в содержании сказ» радость и гордость за народный талант)
Патриотические к ингегн?.-цискалыме убеждения 1на основе знаний .умений" вычленить нацис-надьнуе оскс ву»интернациональные элементы)
Патриотическая а интернациональная вост^такность поступок,как результат ' воспитательные действий (моделирование.есчикечие)
Итак, в сказке мы видим' азадоопроиикновеихе разных видов деятельности, в творчестве детей это происходит,-с одной стороны,как необходимость, идущая от содержания сказки, с другой - как результат накопленного опыта исполнения песен, танцев на уроках музыки. Музыка явилась вдохновлешим началом, стала необходимостью:
~ во-первых .музыка создает определенный аиощктадьно-нравст нкй настрой на сказку.более поэтическую атмосферу для ее восприятия что издревле было в произведениях устного народного творчества,гдо музыка была и постоянным фоном;
- во-вторых, сказка - та же жизнь в опоэтизировенкых образах; музыка в сказке-музыка в жизни и наоборот ;
- в-третьих, музыка - главный герой, главное действующее лицо ¿казн*.
Нормирующий эксперимент включал в себя естественные и лабораторные формы работы (в лабораторных доминирует педагогический днеэ-1ик),что позволило выявить и определить уровни и результаты патриотической и интернациональной воспитанности. Наблюдение за 12 подрост-саки, выбранными в соответствии с тремя уровнями (высокий - I группа, :редний 2 гр..низкий 3 гр.), периодическая фиксация конкретных прошений патриотической и интернациональной воспитанности в логичес-сой последовательности: чувства - убеждения - поступок, позволили 1ам увидеть результаты экспериментальной работы, а основу которой >ыли положены критерии по трем отношениям.
Показатели I группы учадихся складываются з единстве ЗСД (эмо-даонального,сознательного, деятельно-практического отношения) во »сех формах музыкально-педагогических воздействий,в основных ведах ¡узыкальноп деятельности детей (урок, творческие работы.подготовка сонцерта,праздника,организация выставок и др.).Показатели 2 группы !асто не включают один компонент,например, ЭД без С, или ЭС, в этом ш обнаруживаем отсутствие целостного процесса познания и через это >тсутствие сформированное^ патриотических и интернациональных ка-tecTB во всей полноте.В 3 группе отсутствуют уже две части комплекса здесь мы видим отсутствие не только умений,знаний,но частой интереса.
8 итоге показатели реального уровня воспитанности отражали ;еятельность ученика и учителя в ее основных аздах и составили в ¡аллах (в сравнении: начало 5 класса, конец б класса, конец бклас-:а с новыми видами деятельности);
1 группа и группа ш группа
:-й подросток 41,41,77 28,39,75 15.36,72
!-й подросток 40,41 31,41,77" 17,41,77
¡-й подросток 41,41,22 28,417^7 Ю.40.Х
1-й подросток 41,41,77 28,40,^ 10,33,ff
С максимальным баллом 77 оказалось к концу эксперимента 7 под-юстков из 12-ти,т.е.58,3*.Если мы к началу эксперимента в группу с ■ысохим уровнем патриотической воспитанности определили 33,3% псд-юстков,т0 к концу - Все подростки показали рост.сфсрмироваиность пений,навыков.проявление их в действиях, поступках.
Для постоянной циркуляции информации регулярно проводилось :тереоанкетирование,имеваее целью выявление понимания подростками : их родителями особенностей чувашского народного искусства; чувст-ювания и установления параллелей с народным искусством других, но юдствекных чувааам народов{убежденности в необходимости неродного
Э - 3 баяла, С - 4 балла, Д - 5 баллов.
искусства в современной жизни, в его воспитательной силе; сфорыиро-вакности патриотических и интернациональных чувств, убеждения п ка этой основе социально-ценностной ориентации подростков.
Результаты позволили сделать некоторые обобщения:
1) включение чувашской народной музыки а содержание уроков кузыхк, исполнение ее подростка«! в традиционных формах, через интерес.увлеченность способствует воспитани» патриотических чузств-.убееденк?.; на основе сравнения чуеазсхой музыки с цузьксой других народов ,киг& -реса, уважения к ней - воспитания жстервацкрналькьк чувств.убеждения; в итоге - формируется эстетически-ценностная ориентация,общечеловеческие идеалы;
2) социальная.национальная среда оказывает существенное влияние на формирование патриотически и интернациональных чувств, убеждений, что важно учитывать в воспитательной работе: сельские школьники -большое тяготение к интернационально?^ в ситуации выбора - подростки желав? расширять свой кругозор, связи со сверстниками, живущими далеко от них; патриотизм для них - объективность, будничная данность, в этом определяй®?« фактором является национальная среда; городские школьники - преобладание патриотических чувстэ, подростки испытывают потребность и.желание п знании народного искусства з традиционных формах и это подкрепляется семейным влиянием; интернационализм для них - реальность в городской среде, где больсе возможностей видеть, дружить со сгерстникваи разных национальностей.
В результате наких педагогических усилий, шшраалвтад ка освоение подростками презде всего суэдосгной основы народного искусства через деятельность, опыт приобщения я его традиционности.подростки постигает национальное и общечеловеческое, т.е. патриотическое и интернациональное содержание. Они умеют оперировать понятиями патриотизм и интернационализм в контексте с жизненными ситуациями,со-вериаат действия, поступки на основе общественно значимых мотивов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
I. Народные музыкальные традиции являятся важнейшим педагогическим средством в воспитании любви к художественной культуре своего народа. Понимание взаимосвязи'художественных культур разных народов через знание исторического прошлого, народного искусства, изучение, освоение в активный фор?.шх народных музыкальных традиций - путь к формировании творческой личности, способной постичь красоту.непреходящую ценность духовной культуры своего и других народов,понять, оценить вклад народов й сокровищницу общечеловеческой культуры.
2. Новое содэркашге музыкального материала вклзчает те произведения народного искусства, в которых синтез трз* деятельно-структурных компонентов создает возможность параллельного действия: слово, музыка, узор - пение, танец, игра. Через исполнение чувашского, русского и других народов з традиционном бы-товгигки подростки псстигавт кх внутренней патрко.тическуо--кнтер-кациокальную сущность.
3. Основными педагогическими условиями. повшения эффективности патриотического и интернационального хюепитаккя на народных музыкальных традициях являатся: включение а'программу "Ну-зыка" самых значительных, 2исокохудоаестве»йплх, национально особенных к традиционных произведений народного искусства, дающих возможность творческого отношения подростков к их исполнение; создание зшциональко-нравствённой:атмосферы уроков, позволяющей каждому подростку почувствовать красоту, значительность искусства своего народа и через это уважение к искусству другого народа.
4. Создание атмосферы взаимодействия подростка и среды не национально я и интернациональной основе является ааааалл''фактором повышения эффективности воспитательной работа ка уроках и зо Енек.тасснсй работе.. Программа факультатива "Художественная культура родного крал" является логическим продолжением уроков музггки, раздвигая их рамки, включая подростков в ковке формы творческого освоения'народных музыкальных традиций; выставки, праздники, интегрированные уроки.
Напз исследование на могло получить исчерпывевдее решение зо всей полноте вследствие своей .-комплексностикктегркро-панностн. Мы раскрыли основ;{ые аспекта проблемы, актуализация которой возрастает со временем, выдвигая перспективные ее сторож: патриотическое и интернациональное воспитание на принципах народной педагогики; взашодейгт&ш сходы и культурно-просветительных учреждений э патриотическом и интернациональном воспитании; интегрирование музыкальных традиций в уроки литературы, родного языка.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях диссертанта:
1. Прогрева "Музыка" '{1-4 классы) - на чуз.яз.- Чебоксары, 1989. (в соавторстве).
2. Знаете ля вы такой народ? // Сохранение и развитие
кацис.иальннх традиций б процессе формирования музыкальной культуры ¿аддихоя общеобразовательных ""кол Чувашской ССР. - Чебоксары ,1990. - с.41-61.
/•' 3. -Патриотическое $• "лтернацкональаое воспитиниз учащихся средствами музыки // Тг.с\-..ес;:оо использование педагогического наследия В.А.Сухоалкаского • в процессе перестройки обзеобраоова-талькоЕ,крофессаонг'лькэ-'ге:<(Я1ческой,средне« специальной и. высшей Е>:олы: Тезисы докладах; к респуикг.кско£ иаучно-практкчсс-коз конференции, посржанкой 70- летка со дал рездения Б.А.Су-хомликского. - Чебоксары, .1936,'- с.£'-3~£50.
4. Возможности народных музыкальных трь^^цкй в патриотическом воспитании ияадеих подростков //"Традиции' к современность" Тезисы докладов конференции молодых у одних НИИ теории и методов воспитания АПН СССР. - Москва, 1991.
5. Сказка и народные музыкгльно-псвческио традиции //"Народная педагогика и современные проблемы воспитания": Материалы Всесоюзной научко-прлдтичгской конференции. - Чебоксары, 1991.
Подписано в печать 24.Х.1991г. Тираж 100 экз. Заказ № 264
Формат 60x84/16, Обьем 1,0 ПЛ Чувашский ЦНТИ. Ротапринт