автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интернационально-патриотическое воспитание будущих учителей начальных классов
- Автор научной работы
- Глядковская, Татьяна Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Интернационально-патриотическое воспитание будущих учителей начальных классов"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 113.08.09
На правах рукописи
ГЛЯДКОВСКАЯ Татьяна Михаиловна
УДК 78.071/1 + 378(021)
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (в условиях индивидуальных занятии музыкой)
Специальность 13.00.02 — методика преподавания музыки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1989
Работа выполнена и Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте нменн В. И. Ленина.
кандидат педагогических наук, доцент В. И. МУЦМАХЕР
доктор педагогических наук, профессор Л. 10. ГОРДИН
кандидат педагогических наук, доцент В. К. ТЕВЛИНА
Ведущее высшее учебное заведение — Мнлскнн государственный педагогический институт имени А. М. Горького.
Защита состоится 1989 г. в 16 часов
па заседании специализированного совета К 113.08.09 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина по адресу: 113303, Москва, Б. Юшуньская, д. 14, Музыкалыю-недагогиче-скии факультет МГПИ им. В. И. Ленина, ауд. 7.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ им. В. И. Ленина. Адрес института: Москва, 119435, ул. М. Пироговская, д. 1, МГПИ им. В. И. Ленина.
Автореферат разослан «............» .............................. 1989 г.
Научный руководитель:
О ф и ц и а л ь и ы е о и п о н е н т ы:
Ученый секретарь специализированного совета
Т. Л. ЯКУБОВСКАЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Развитие социально-экономической жизни нашего общества в новых условиях завися® от каждого человека,от его убежденности и интереса к преобразованиям, происходящим в стране. В связи с этим возрастают требования к идейно-воспитательной работе, в той числе к интернационально-патриотическоиу воспитанию - ее важнейшему компоненту. Интернационально-патриотическое воспитание, призванное формировать в советских людях "одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств"*, в настоящее время относится к числу особо острых и актуальных. Это объясняется несколькиии причинами.
Во-первых, в Советской Союзе, государстве многонациональной, вопросы наций, национальных отношений, национальных особенностей являются повседневной реальностью,'ставя перед обществом многочисленные задачи по укреплению морально-политического и экономического, содружества народов нашей ограны. Сколь важна концентрация усилий в этой направлении показали недавние события в Алма-Ате, НКАО и Армении; выявив накопившиеся за долгие годы нужды и проблемы людей, проживающих в этих областях, они вместе с тем обнаружили непонимание и дажя враждебность в отношениях между народами. В этих явлениях вскрылась вся несостоятельность воспитательной работы," в том числе изъяны в развитии чувств патриотизма и интернационализма.
Во-вторых, внимание к интернационально-патриотическому воспитанию обусловлено неудовлетворительным состоянием духовности и нравственности молодени, о чем свидетельствуют факты потребительского отношения к кивни, явлений национал-шовинизма и т.п. Все это не может ,ае тревожить педагогов и побуждает к активным действиям, поправленным на приобщение подрастающего поколения к идейно-нравственным идеалам, на формирование уважительного, братского отношения к людям иных национальностей.
Поскольку отношение к своей Родине, народам, населяющим ее, их культуре, традициям занимает одно из важнейших, стериневых положений в системе нравственных ценностей,то можно утверждать,что интернационально-патриотическое воспитание окажет положительное воздействие и на состояние в целой духовно-нравственной сферы молодых ладей.
В педагогическом вузе объектов воспитания является студенческая молодежь - будущие учителя. Следует отметить, что з настоящий uow;Hf
• 1 Ленин В.И. Поли.собр.соч. Изд.5-з. - М. ,1968. - Т.37. - С.190.
особо интенсивно обсуждается вопрос об учителе - "ключевой фигуре перестройки", человеке, от которого зависят как темпы социально-экономического развития вашего общества, так и степень его духовности и нравственности. Исходя из этого, данное исследование посвящено совершенствованию учебно-воспитательного процесса в педвузе и изучению новых подходов к развитию личности студентов - будущих учителей начальных классов.
Советский патриотизм как качество личности в трактовке современных философов определяется совокупностью нескольких свойств: любовью к Родине, идейностью, интернационализмом и трудолюбием (П.М. Рогачев,М.А.Свердлин). Благодаря такому пониманию советский патриотизм достаточно полно характеризует собой человека с точки зрения идейности, способности к труду на благо Родины, любви к ней и братского отношения к народаи, населяющим ее.
В настоящем исследовании проблема интернационально-патриотического воспитания рассматривается в социокультурном аспекте. Вследствие этого считаем возможным определить любовь к Родине - как любовь к родному искусству, выраженную в знании музыки своего народа, умении ее исполнять и стремлении пропагандировать ее в общественной деятельности; интернационализм - как интерес к музыке народов СССР, развитие которого приобщает студентов к инонациональным культурам и формирует уважительное отношение к разным народам - носителям этих культур; идейность - как нравственно-эстетическую убежденность, выявляющую уверенность студента в необходимости использования музыки при воспитании детей; трудолюбие - как активность, добросовестность студента в исследуемом учебно-воспитательном процессе, основанные на нравственно-эстетической убежденности.
С этих позиций был проделан анализ современного состояния интернационально-патриотического воспитания, обнаруживший формальный,упрощенный подход к развитию человеческой личности, суть которого заключена в преимущественной использовании словесных методов воздействия: "...нам до сих пор не удалось полностью отбросить обветшавшие формы работы с людьми, связанные с... выспренним пустословием".1 Гипертрофия чисто словесных фора воспитания осуждается современными философами и педагогами (М.С.Каган.В.Ц.Коротов и др.). Они утверждают, что нравственные понятия не могут усваиваться человеком без личного,глу-
* Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего ифа. - М.,1988. - СЛО'+.
бокого отношения к нии, что ценностные ориентации передаются шши путем, чем знания, поэтому при воспитании человека обращение только к его сознанию не приносит ощутимых результатов. В то ме время изучение специальной литературы и анализ собственной практической деятельности выявили присущий процессу обучения игре на музыкальном инструменте в педагогическом вузе своеобразный комплекс воспитательных средств, активно развивающий наряду с интеллектуальной э1Шщонаи1ьищо н поведенческую стороны личности студентов. В него включены: индивидуальный характер обучения; возможность варьирования содеркания обучения в зависимости от целей воспитания; использование самостоятельной деятельности студентов по воспитанию детей средствами музыки; система методических приемов, интенсифицирующая обучение и повышающая тем самый эффективность воздействия музыкального искусства.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно широко обсундаются общие закономерности процесса воздействия искуссгзо на развитие идейно-нравственных качеств личности (О.А.Апракоина,Н.И. Киященко,В.И.ТолсЕых). Результаты педагогических исследований в различных возрастных и социальных группах позволяют утверждать, что при определенных условиях это воздействие может быть весьма эффективные (В.Н.Шацкая,Е.Я.Гембицкая). К настоящему времени имеются работы,частично освещающие проблему патриотического воспитания детей на уроках музыки в общеобразовательной школе (Т.В.Стрпго,М.А.Шаниц,Д.В.Школпр) и во внеклассной деятельности (Л.П.Аладова).
Однако проблема интернационально-патриотического воспитания студентов исполнительских классов прежде не изучалась. Это указывает на существующее противоречие между необходимостью реализации воспитательной работы при обучении музыке и отсутствием научных знании о-ее сущности я методике проведения, что вызвало потребность в разработке темы настоящего исследования. Его цель - теоретически обосновать и ооздать методику интернационально-патриотического воспитания в условиях обучения музыкальному исполнительству в педагогическом вузе. Объектом исследования является личность студента в системе высиего педагогического образования, а предметом - воспитательная работа со студентами в процессе занятий музыкой.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если при обучении агре на музыкальном инструменте постоянно и целенаправленно включать в педагогический репертуар студентов народную и советскую музыку, активизировать их самостоятельную работу по интернационально-пчтрнотп-ческому воспитанию детей средствами музыки, а гакае применять ком.;-
- -
леке дидактических приемов, интенсифицирующих обучение, то можно сформировать любовь к родному искусству, интерес к музыке народов СССР, нравственно-эстетическую убежденность и трудолюбие.
Предмет, цель и гипотеза определили задачи исследования:
- вскрыть идейно-воспитательные возможности процесса обучения музыке;
- доказать необходимость широкого изучения народной музыки и советской музыкальной классики;
- рассмотреть вопрос об использовании самостоятельной деятельности студентов по воспитанию детей средствами музыки;
- проверить методику интернационально-патриотического воспитания студентов педвуза и, опираясь на полученные результаты, сформулировать рекомендаций по ее внедрению.
В соответствии с поставленными задачами и для подтверждения гипотезы был применен комплекс методов исследования: - теоретический анализ педагогической, социально-психологической и специальной литературы по настоящей проблеме; - изучение передового педагогического опыта; - педагогический эксперимент; - анализ собственного преподавательского опыта, а также диагностические (анкетирование, беседы, отчеты), обсервационные (наблюдения, самоанализ), праксиметрические (анализ самостоятельной деятельности студентов), прогностические (моделирование, обобщение независимых характеристик), математические' ( статистическая обработка экспериментальных данных) методы.
Методология исследования основывалась на положениях марксистско-ленинской теории детерминизма и материалистической теории отражения, на программных документах КПСС об идейно-воспитательной работе с молодежью. Существенную роль в разработке проблемы сыграли труды советских ученых о коммунистическом воопитании (А.С.Макаренко.В.А.Су-хоылииский и др.), специалистов в области педагогики, общей и возрастной психологии и психологии музыкального творчества (С.И.Архангельский, Л.И.Божович,Л.С.Выготский,В.А.Сластешш,Б.М.Теплов и др.), философов, педагогов и музыковедов, развивающих проблему воспитания средствами искусства (Н.И.Киящснко,О.В.Лармин,С.Х.Раппопорт,В.А.Ска-терщиков и др.).
Положения, выносимые на защиту:
- процесс обучения в исполнительских классах обладает большим воспитательным потенциалом благодаря возможности целенаправленного воздействия на чувства и поведение ученика;
- широкое изучение музыки, обладающей яркой национальной само-
бытностью, способствует развитию чувства любви к родному искусству и интереса к музыке народов СССР;
- активизация самостоятельной работы студентов по воспитанию детей средствами музыки является важнейший условием повышения эффективности воспитания;
- результативность воспитательной деятельности педагога зависит от применения в совокупности всех предложенных средств педагогического воздействия (использование народной и советской музыки, прогрессивные методы музыкальной педагогики, специальные беседы педагога, уроки-практикумы, самостоятельная работа).
В исследовании нокно выделить три этапа.
На первом этапе (1976-1977 гг.) происходило изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы. Одновременно с этим анализировалось состояние исследуемых качеств личности у студентов факультета начальных классов, обучающихся музыке, разрабатывался план организации и реализации экспериментальной части исследования.
На втором этапе (1977-1985 гг.) проводился преобразующий эксперимент, в котором участвовали студенты ФНК, обучающиеся игре на фортепиано в классе автора, и к которому были привлечены компетентные оудьи из числа преподавателей музыки, руководителей практики и кураторов,, а также студенты, составившие 280 характеристик участников эксперимента. В ходе эксперимента была проверена разработанная методика обучения и воспитания, для чего составлена специальная програм-• ма наблюдения и определены критерии оценки результатов деятельности педагога и студентов. Важную роль на этом этапе сыграли два этапных обследования, результаты которых позволили наблюдать динамику воспитательного процесса и управлять им, регулируя степень воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.
На третьем этапе исследования (1385-1980 гг.) были осмыслены и обобщены результаты преобразующего эксперимента, разработаны практические рекомендации, составлены репертуарные списки произведений народной и советской музыки, внедрена в практику методика обучения и интернационально-патриотического воспитания.
Апробация и внедрение проводились в ходе после,« г<ания. Результаты и выводы экспериментальной работы обсуждались п получили положительную оценку на научно-методической конференции и.гз«кэлыю-педч-.гогического факультета ШШ им,В.И.Ленина (1983) и на Лек;«н«::их чтениях мгпи им.В.И.Ленина (1985). Опыт практической и гооиягясльиой
- б -
работы рассматривался на заседаниях секции музыкальных инструментов ФНК ЫГПИ им.В.И.Ленина (1978,1980,1986) и на заседании методического семинара музыкально-педагогического факультета (1987). '
В 1984 г. автором была разработана и внедрена программа подготовки руководителей музыкальных коллективов детей для ФОП. В ней нашла отражение идея о научно-поисковой и общественно-педагогической деятельности студентов как средстве воспитания активного поведения.
Научная новизна исследования состоит в постановке прежде не изучавшейся проблемы интернационально-патриотического воспитания студентов в условиях индивидуальных занятий музыкой; в выявлении нового подхода к воспитании, заключающегося в целенаправленном воз-, действии на эмоции студентов (при постижении национального искусства) и их поведение (в процессе практической музыкально-педагогической деятельности); в теоретическом обосновании идейно-воспитательных возможностей процесса обучения музыке в педагогическом вузе.
Практическое значение работы заключается в создании комплексной методики интернационально-патриотического воспитания в процессе обучения игре на фортепиано; в опытной проверке действенности разработанной системы методических приемов, обеспечивающей получение высоких результатов воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности, а также позволяющей проводить подобную работу на любом индивидуальном уроке в педагогическом вузе (дирижировании, вокала, концертмейстерского мастерства).
£ соответствии с целью, задачами и логикой исследования ход его реализации, анализ деятельности педагога и студентов опиоаны, систематизированы и обобщены в наотоящей диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, приложений.и содержит 12 таблиц и два графика.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении выделены основные положения диссертации, обоснована актуальность выбранной темы, ее научная новизна и практическое значение, определены предмет и объект исследования, выдвинута гипотеза, объяснено применение предложенного комплекса форм и методов исследования.
Первая глава "Психолого-педагогический аспект проблемы" содержит три подраздела, в которых рассмотрены ключевые положения иссле-
дования, изучена история вопроса, определены психологические предпосылки и педагогические условия воспитательной работы в процессе обучения музыкальному исполнительству.
Проблема интернационально-патриотического воспитания достаточно широко обсуждалась в работах советских педагогов (Н.К.Крупскал, В.А. Сухоылинский и др.), эстетиков (А.И.Буров, Н.И.Киященко, Ы.Ф.Овсянников, Б.М.Сапунов и др.), музыкантов (Ю.Б.Алиев, Д.Б.Кабалевский, М.А.Румер, Т.В.Стриго, В.Н.Шацкая и др.). Музыка, утверждали они, обладает большими возможностями в формировании идейно-нравственных качеств, поэтому фундаментальным, ключевым принципом воспитательной работы педагога-музыканта должно быть использование природы и особенностей музыки как вида искусства.
. Изучение современного состояния исследуемой проблемы показало, что назрела необходимость разработать методику ее проведения на занятиях музыкой идея которой заключена в целенаправленном воздействии на чувства и поведение студентов. В связи с этим были проанализированы психологические предпосылки воспитательной работы со студентами, обучающимися музыке.
Известно, что человеческая личность в период 17-20 лет испытывает резкий подъем интеллектуальных, эмоциональных и физических сил: "Имеется обширный период между подростковым возрастом и молодостью, когда интенсифицированы все процессы формирования личности, системы отношений и индивидуальной структуры деятельности".* Психологи (А.Г. Ковалев, Ю.А.Самарин) особо указывают на то, что психика человека в исследуемом возрасте еще не сформировалась, она пластична, подвижна, особенно в обл&сти чувств. Повышенный "уровень эмотивности"(И.С.Кон) благоприятствует целенаправленному воздействию на эмоциональную сферу молодого человека.
В студенческом возрасте претерпевают изменения интеллектуальная и поведенческая стороны личности. Скачок в умственном развитии сказывается прежде всего на качестве ассоциаций: из простых, примитивных они переходят в ранг высших, слояных, Как показывают современные исследования в области музыкальных способностей, наличие многочисленных и разнообразных ассоциаций представляет собой фундамент для эмоционального развития.^ На основании этого был сделан вцвод о
1 Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости// Сов.педагогика. - 1969. - № 10. - С.52.
2 См.: Е.В.Назайкинский. О психологии музыкального восприятия.-И., 1972. - С.360-371. М.Е.Марков. Теория ипкусстпз: функциональна подход// Восприятие музыки. - М.,1980.
возможности применения в обучении музыке специальных словесных методов - художественного разъяснения и внушения, - способных усилить эмоциональное воздействие музыкального искусства.
В настоящем исследовании, особое внимание уделено формированию нравственно-ьстетической убежденности и трудолюбию. Было обусловлено, что нравственно-эстетическая убежденность отражает уверенность студента в необходимости использования при воспитании детей средств музыкального искусства, основанную на любви к родной музыке и интересе к музыке народов СССР, а трудолюбие - добросовестность, активность, основанные на нравственно-эстетической убежденности. Оба свойства выявляют состояние поведенческой сферы личности, в связи с чем был рассмотрен вопрос о выработке привычных форм поведения(Д.Н.Узнадзе, Б.А.Крутецкий, В.П.Чубуков, А.Л.Шнирман).
В диссертации обоснована необходимость привлечения внеурочной деятельности студентов с целью воспитания поведения и доказано, что психологической основой его формирования являются интересы будущего учителя, осознание им идеи воспитания детей средствами музыки.
Помимо выяснения внутренней расположенности субъекта к воспитательному воздействию было предпринято исследование внешних условий воспитательной работы педагога-музыканта, показавшее, что занятия музыкой обладают рядом специфических особенностей. Музыкальное искусство дает возможность осуществлять воспитание только ему свойственным путем - воздействием на чувства. Данное утверждение имеет теоретическое обоснованно в виде философского тезиса о взаимосвязи эстетических и нравственных ценностей. В работа/ советских теоретиков, музыковедов, методистов и педагогов отмечаются большие и нереализованные воспитательные возможности музыкального искусства. "Музыка и нравственность - это проблема, одидающан глубокого изучения и исследования" - писал В.А.Сухоылинский.1 При анализе специальной литературы установлено, что музыка мокет-формировать и социальные чувства человека (Д.Б.Кабалевский, Л.П.Аладова), в том числе патриотические (Т.В.Стриго). Это объясняется прежде всего способностью музыки воплощать эиоционолышй строй нации (Г.Гегель). Музыка отображает многообразный а сводный духовный мир человека, поэтому специфика протекания психических процессов, присущих ему как представителю той или нной нации, находит выражение в музыкальной речи. Это позволяет го-
1 Сухомкг,некий В.А. Спрдцо отдаю детям. - Киев,1973. - 195 с.
ворить о самобытности музыки разных народов, проявляющейся особенно ярко в мелодическом фольклоре.
Изучение литературы по данному вопросу выявило объективные возможности народного творчества в интернационально-патриотическом воспитании: восприятие искусства, отражающего национальную самобытность и общенародную идеологию, способствует погружению студентов в духовный мир нации и пробуждает у них чувства сопереживания, понимания, любви к музыке и народу, ее создавшему.
Предлагая широкое изучение советской музыки, автор исходил иа следующего.
1. Развитие учащегося-музыканта и его обучение исполнительскому мастерству не может быть полноценным без широкого ознакомления
с советским композиторским творчеством.
2. Знакомство с лучшими образцами советской классики, отличающимися высокой художественноотьи и национальным своеобразием, способствует приобщению студентов к культуро народов СССР, пробуждает интерес к их музыке.
3. Произведений композиторов ХЛ1-Х1Х вв., доступных по-исполнительской трудности студентам ФНК и имеющих выраженную национальную специфику, - практически не существует.
В силу этих обстоятельств народная и советская музыка в настоящем исследовании выступает как важнейшее средство воздействия на личность студента, а возможность варьировать учебный материал в зависимости от целей воспитания - как характерная черта процесса обучения в классах музыкального исполнительства.
Среди объективных условий, в которых протекает воспитательный процесс, необходимо отметить индивидуальный характер занятий музыкой, позволяющий реализовать на практике один из освошшх принципов • педагогики - индивидуально-дифференцированный подход к формировании личности. На уроках музыки учитель и ученик находятся в тесном контакте друг с другом, благодаря чему существенно возрастает влияние учителя (Ю.К.Бабанский.Ф.Н.Гоноболиа.А.Г.Ковалсв). При индивидуальной общении действует и "обратная" связь с учеником, позволяющая быстро и, точ1.о корректировать педагогическое воздействие, и специальные беседы, регулирующие эмоциональный тон урока, концентрирующие внимание ученика на национально-патриотической сущности йвучве мого материала и т.д. Подчеркнем, что благодаря индивидуальному характеру обучения все методические приемы используются педагогом в зависимости от личностных особенностой учеников.
Наряду с этим было установлено, что на уроках музыки отсутствуют условия для формирования поведенческой сферы личности, в связи с чем был рассмотрен вопрос о самостоятельной деятельности студентов по воспитании детей средствами музыки.
В настоящем исследовании она предполагает теоретическую разработку отдельных элементов обсуждаемой проблемы и их практическое воплощение в детской аудитории. Целенаправленная самостоятельная работа, основанная-на учебном материале, пройденном с педагогом, естественным образом продолжает, углубляет, расширяет тот опыт, что приобретен на уроках, а личное участие в практическом решении проблемы воспитания школьников способствует формированию нравственно-эстетической убежденности, трудолюбия и в целом - повышения социальной активности личности.
На основании изложенного был сделан вывод о том, что процесс обучения музыке в педагогическом вузе обладает необходимыми условиями для проведения воспитательной работы со студентами. Это послужило основой Главы 2. "Опытно-экспериментальная работа по интернационально-патриотическому воспитанию будущих учителей начальных классов в процессе музыкальных занятий".
С помощью методов системного анализа была сформулирована и разработана экспериментальная модель воспитательной работы педагога-музыканта. Ее целевое назначение заключается в развитии у студентов интернационально-патриотических свойств личности в процессе обучения игре на фортепиано. Она предусматривает планирование,организацию и исследование воспитательного процесса на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Важнейший ее элемент - методика воспитательной работы в процессе обучения музыке. Остальные составляющие позволяют осуществить оценку, анализ и коррекцию действий педагога по отношению к каждому, студенту. .
Идея ооздания и внедрения экспериментальной модели заимствована из существующей в настоящее время методики педагогического исследования (В.И.Загвязинский, М.Н.Скагкин, Ы.А.Данилов), трансформирована ь соответствии со спецификой предодавания в исполнительских классах. Она предполагает научное управление воспитательным процео-<зом, заключающееся: - в констатации исходного уровня развития исоле-дуемых качеств; - планировании и организации воспитательной рабоЛы на уроке и вне его; - индивидуальном подходе; - корректировании процесса путем регулирования средствами педагогического воздействия;
- II -'
- промежуточном контроле и анализе полученных результатов; - подведении итогов; - разработке научно-практических рекомендаций.
Экспериментальная педагогическая модель была опробована , в существующей системе высшего педагогического образования по учебному расписанию, без дополнительных затрат времени в периоды 1977-1981гг. и 1981-198^ гг. В модели предусмотрены констатирующее обследование, разработка методики, преобразующий эксперимент, этапные обследования, контрольный замер.
В констатирующем обследовании использовались опросные листы, с помощью которых выявлялся начальный уровеньсформированности любви.к родному искусству и интереса к музыке народов СССР, нраветв'енно-эс-тетической убежденности и трудолюбия (в том понимании, о котором шла речь выше), а также взаимопроверяющие методики: свидетельства третьих лиц, собственные наблюдения педагога, оценка музыкальных данных, обсуждение результатов. Данные методы обеспечили определение состояния изучаемых свойств по заранее заданным балльным параметрам, соответствующим уровням "высокий" "средний", "низкий1,1 и на их основании -степени развитости интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сторон личности- по выбранным критериям "уровень патриотического сознания", "широта патриотических чувств", "устойчивость поведения". С помощью оценочных критериев констатирующее обследование выявило начальное состояние патриотического воспитания студентов. Все изучаемые свойства личности получили "низкие" оценки. Однако этот показатель по внутренней сути ответов оказался в целом выше у студентов, имеющих музыкальную подготовку, чем у студентов без подготовки. Особое расхождение наблюдалось в отношении оценки тех свойств личности, которые характеризовали широту патриотических чувств и устойчивость поведения, что подтверждало мысль о необходимости развития у студентов прежде всего эмоциональной и поведенческой сторон личности.
Анализ состояния исследуемых свойств, проведенный в констатирующем обследовании и изучение теории вопроса, позволили -разработать методику воспитательной работы педагога со отудентами на занятиях музыкой и во внеурочной деятельности. Она представляет собой систему приемов и способов работы педагога, направленных на .решение вопрооов профессиональной подготовки и интернационально-патриотического воспитания. Ее'ядром является репертуарный состав индивидуальных программ студентов, содержащий в увеличенном количестве произведения народной и советской музыки. Согласно плану эксперимента студент на каждом
курса должен бил дополнительно ознакомиться с четырьмя пьесами советских композиторов, пятью русскими народными и пятью песнями народов СССР.
Следует подчеркнуть, что в педагогический репертуар были включены пьесы композиторов ХУШ-Х1Х вв., в основном те из них, в которых о.наибольшей отчетливостью передан духовный склад нации ("Родная песня" Э.Грнга, "Камаринская" П.И.Чайковскогр, "Слеза" М.П.Мусоргского, "Народная песенка" Р.Шумана и т.п.). Выраженное в них чувство любви к своему народу, природе, культуре, быту - как пример для подражания - считаем прекрасным средством воспитания студентов.
Увеличение объема изучаемых произведений потребовало уделить особое внимание активным методам музыкальной педагогики: чтению с листа, подбору ко слуху, эскизному прохождению материала. Указанные методы необходимы в обучении начинающих студентов. Оня позволяют им с первых занятий активно включиться в исполнительскую деятельность, читан с листа, например, большое количество мелодий песен и подбирая их по слуху от разных звуков. Эскизная форма незаменима при изучении сочинений композиторов, чье творчество практически не используется в типовой программе (Ф.Амиров, М.Кажлаев, Г.Кубанов, М.Парц-халадое и др.). Способствуя интенсивному накоплению знаний, слухового опыта в области музыкального фольклора и советского композиторского творчества, активно развивая исполнительские навыки, данные методы повышают результативность основного воспитательного средства -специально подобранного музыкального материала, обладающего яркой национальной спецификой.
Значительное место в системе мер педагогического воздействия в инсз рументалыюы классе отведено педагогу - организатору и руководителю учсбно-воспитательного процесса. Индивидуальное общение с учеником, составление педагогического репертуара, использование разнообразных методов обучения в зависимости от личных особенностей каждого студента, руководство их развитием - -все это должно быть тесно связано о вопросами воспитания. Было определено, что важное значение в деятельности педагога-музыканта имеет особый словесный комментарий. Учитывая специфику воспитательной работы в процессе обучения музыке, ему следует придать худояеетвенно-разьяснителышй...характер, который способствует установлению естественной связи музыки с другими видами искусства и повседнавным опытом студента и усиливает тем самым смоционпльное восприятие. Кроме этого преподавателю вуза как научному ¡\-«Оо?иику ьеооходимо организовать самостоятельную работу студен-
тов по воспитанию детей средствами музыки, активизируя их поведение и развивая нравственно-эстетическую убежденность и трудолюбие.
Таким образом, определение конкретных форм и методов обучения и воспитания позволили приступить к их практической проверке.
Внедрение разработанной методики в учебную деятельность проходило в форме преобразующего эксперименту (А!« Н.Скаткин, Л.Ф.Спирин). Основная работа велась на индивидуальных уроках и уроках-практикумах. Индивидуальные разрабатывались по заранее намеченной программе, которая учитывала особенности каждого студента. В учебный план вносились произведения, имеющие профессионально-педагогическую направленность и обладающие выраженной национальной самобытностью: народные песни и танцы, специально подобранные произведения композиторов союзных республик служили как формированию исполнительских умений и навыков, музыкальных способностей, так и развитию чувства любви к родной музыке и интереса к музыке народов СССР. На таком музыкальном фоне художественные разъяснения учителя, осуществляющие связь звукового образа с тем или иным чувством, переживанием, мыслью и концентрирующие внимание ученика на национальных особенностях изучаемых произведений, заставляли вслушиваться в интонации, ритм, гармонии звучащей музыки, увеличивали возможность восприятия, то есть способ- ' ствовали усилению целенаправленного воздействия искусства на ученика.
Закрепление полученных на уроках сведений продолжалось в процессе домашних занятий, где студентам предлагалось сделать анализ изучаемого произведения по плану: I) выделить национальные особенности: мелодические, гармонические, ритмические ' и подкрепить их 1-2 примерами из других сочинений; 2) определить характер произведения; 3) подготовить три вопроса по изучаемой теме, адресованные детской аудитории; 4) подобрать произведения поэзии, живописи, игровые движения.
Особое внимание уделялось краткому оообщению о национальной принадлежности данного произведения с обязательным привлечением поэзии, живописи, танца и других видов искусства, понятных в детской аудитории. '
Помимо 1.лдивидуального урока в экспериментальном исследовании были организованы на каждом курсе по четыре специальных урока (два -в первом полугодии и два - во'втором), на .которых студенты демонстрировали свои профессиональные умения и навыки, а также проводили разработанные совместно с педагогом занятия-практикумы по зоспиташл детей. Каждый выступающий исполнял два обязательных по программе про-
изведения (инструментальное и вокальное), а затем выступал с сообщением, план которого приведен выше.
Подобные контрольные мероприятия (от 6 до 8 в зависимости от достигнутых успехов) -проводились и подготавливались в процессе обучения на уроках под руководством педагога. Студентам рекомендовалась соответствующая литература и другие источники для выполнения задания, осуществлялся контроль за качеством дополнительного материала, систематичностью -и планомерностью работы студента вне уроков. Оценивались уроки-практикумы на основании обработки данных опросного листа, заполняемого преподавателями - компетентными судьями по итогам исполнения академической программы и оомысленности преподнесения словео-ного комментария.
Урочные формы деятельности позволяли наблюдать и фиксировать тенденцию развития, в первую очередь, любви к родному искусству и интерес к музыке народов СССР.
Для более эффективного развития нравственно-эстетической убежденности и трудолюбия как поведенческих категорий была организована самостоятельная работа студентов на практике в школе. Она включала, общественно-педагогическую и.научно-поисковую деятельность и предусматривала теоретическую разработку и практическое воплощение отдельных элементов изучаемой проблемы (например, "Русские песни - как это прекрасно!", "Наша Родина - народов дружная семья", "Пляски народов Прибалтики" и т.п.). Построенная на материале обучения.в классе, спланированная совместно с педагогом на уроке, отрепетированная на уроках-Практикумах и реализованная на практике самостоятельная воспитательная деятельность помогала становлению нравственно-эстетической убежденности, трудолюбия и в целом развитию социальной активности студента.
В преобразующем эксперименте .значительную роль играли этапные обследования. Они предназначались для выявления динамики развития изучаемых свойств личности и эффективности методики, а также для обеспечения систематического наблюдения за воспитательным процессом. Этапные обследования проходили по плану констатирующего обследования. Количественная оценка музыкальных данных и ответов на опросные листы, а также огыетки за общественно-педагогическую практику служили суммарным и формализованным выражением результативности применяемых форм и методов воспитательной работы со студентами. Наряду с этим сущеотвеннуы роль л оценке играли характеристики воспитуемых, анализ
результатов их учебной, научной, общественной деятельности, а татае уроков-практикумов как проверяющие и подтверждающие статистические данные. Комплекс взаимопроверяющих методик позволил о достаточной объективностью констатировать положительную динамику развития исследуемых свойств личности и высокую воспитательную эффективность разработанной методики. Об этом особенно убедительно свидетельствуют факты использования музыки студентами (в первом периоде эксперимента на непрерывной практике) на уроках рисования, родной речи, природоведения без побуждения педагога, а также деятельность учителей -бывших участников эксперимента второго периода - по эстетическому воспитанию детей во внеурочное время.
В конце исследования был проведен контрольный замер состояния патриотических свойств личности у студентов, обучающихся по традиционной программе. Оп проводился по плану этапных обследований и показал, что уровень сформированное!« всех исследуемых свойств личности значительно ниае, чей у участников эксперимента. Ни один из пятнадцати обследуемых не обнаружил тех знаний, умений и навыков (профессиональных и по изучаемой проблеме), какими обладали члены экспериментальной группы, подчеркнув правильность выдвинутой гипотезы и действенность разработанной методики.
Результаты опытно-экспериментальной работы выразились в следующих выводах.
I. Предположение о наличии больших возможностей процесса-обучения музыке в интернационально-патриотическом воспитании подтвердилось. Главным средством педагогического воздействия явилось музыкальное искусство, активно развивающее эмоциональную сферу личности. Важную роль в воспитательном процессе сыграла самостоятельная работа студентов по патриотическому воспитанию детей, оказавшая положительное влияние на формирование адекватного, поведения. Использование комплекса дидактических приемов сделало возможным реализацию основной идеи исследования: воспитывать, воздействуя на целостную личюсть, на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую, ее стороны.
2. Было доказано,что широкое изучение народной музыки и советской музыкальней классики способствует формированию у студентов лвбпи к родному искусству и интереса к музыке народов СССР,воспитывает увг миельное Отношение к разным народам как носителям самобытной и богатой культуры. Дополнительные формы деятельности студентов -уроки-практикумы и самостоятельная работа по воспитанию' детей средствами музыкального искусства помогали сложиться нравственно-эстетической, убежденности и в целом служили развитию социальной активности личности.
- к -
Все используемые в работе фориы и методы способствовали повышению добросовестного отношения к учебе, общественно-педагогической и, научно-поисковой деятельности, домашней работе, подготовке уроков-практикумов, участию в эксперименте, что в совокупности указывало на воспитание трудолюбия.
. ' 3. Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности предложенной методики обучения и интернационально-патриотического воспитания, что позволило сформулировать рекомендации по его проведению.
Применение активных методов музыкальной педагогики, введение в обучение уроков-практикумов повысили интенсивность и обучения, и воспитания.
Индивидуальный характер обучения сделал возможным регулирование процесса воспитания путем выбора приемов педагогического воздействия применительно к каждому отдельному студенту.
4. Проведенное исследование, решив поставленные задачи, обнаружило ряд проблемных вопросов теории и практики идейно-воспитательной работы в процессе преподавания игры на музыкальном инструменте, которые нуждаются в специальном рассмотрении:
- формирование готовности студентов к проведению воспитательной работы с детьми средствами музыки; '
- определение путей развития медпредметных связей в воспитательной работе педагога-музыканта;
- конкретизация содержания, форм и методов самостоятельной работы студентов и др.
Основное содержание диссертации опубликовано в следующих работах:
1. К вопросу о единстве обучения и воспитания в процессе занятий музыкой на факультете начальных классов// Инструментальная подготовка учителя музыки. - М.: МГПИ,1984.
2. Воспитание патриотизма в процессе обучения музыке// Инструментальная подготовка учителя музыки. - М.: ШШ, 1986...
3. Планирование и организация патриотического воспитания отудентов на индивидуальных уроках музыки и во внеурочной деятельности. -М. ,1987. - Деп. в НЙИВШ 11.12.87. - Кг 1787-87.
4.' Форцы и 1.зтоды патриотического воопитанил студентов при обучении игра на музыкальном инструменте. - М. ,1982,. - Деп. в НИЙВИ
II.12.87. - К? Г.86-87, '