Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кауда, Татьяна Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Великий Новгород
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кауда, Татьяна Михайловна, 2000 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования проектной культуры у студентов архитектурно-художественного профиля.

1.1. Философско-методологические и психологические аспекты формирования проектной культуры.

1.2. Сущностные характеристики проектной культуры как педагогического феномена.

1.3. Особенности формирования проектной культуры в архитектурно-художественном образовании.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Экспериментальная апробация комплексной программы формирования проектной культуры.

2.1. Основные характеристики и опыт реализации комплексной программы формирования проектной культуры в архитектурно-художественном образовании.

2.2. Личностно-ориентированные способы и результаты формирования проектной культуры.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования"

Актуальность исследования. Система образования обеспечивает развитие потенциального уровня профессионального интеллекта страны. Образование, обучение становятся средствами регуляции взаимосвязей личности и общества, процесса социализации, реформации в системе образования как отражения процессов общественной реновации, способствуют становлению нового общества и созданию инфраструктуры профессионального образования адекватного современным условиям и требованиям общества, где особая роль принадлежит проектному образованию как основе любой созидательной деятельности. На современном этапе развития общества возникают новые экзистенциальные и эстетические потребности социума в творческом продукте архитектурно-художественной деятельности. В связи с этим изменяются условия осуществления профессиональной деятельности архитектора, дизайнера, реставратора, что требует нестандартных подходов к подготовке специалистов в области проектирования, связанных с их ориентацией на профессиональную практику в условиях свободного рынка, когда проектная деятельность из государственной службы превратилась в приватную деятельность, появился рынок проектных услуг и частный заказчик.

Актуальность реформирования проектного образования обозначена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, ставящих вопросы необходимости для проектной деятельности создавать новую архитектуру и дизайн, которые обеспечивают современную структуру и передовые технологии среды обитания как цели проектно-художественного образования в России. Образование, претендующее на актуальность, нуждается в постоянном пересмотре и адаптации к переменам. Это вызывает настоятельную потребность в формировании комплексной системы профессиональных знаний и компетенций с учетом условий современной общественной проблематики при сохранении опыта культурной традиции. Наиболее определенно актуальность реформирования проектного образования обозначил в своей статье "Новая архитектура России в новых общественных условиях" профессор университета Кентукки в США Кэрол Борманн: "Перемены в социальной, экономической и политической сфере России принесли потребность перемен в проектном образовании. Приватизация земли, личная предприимчивость, налоги, частная клиентура, потребность в экономической эффективности творчества, потребность в контроле и качестве проектной деятельности, адаптация и гибкость решений - это второстепенные вопросы и проблемы. Главное - необходимость для российского архитектора изобретать новую архитектуру, новый дизайн, которые обеспечивают современную структуру и передовые технологии среды обитания. Это должно стать целью проектно

- художественного образования в России.Если образование претендует на актуальность, то все методики и технологии обучения нуждаются в постоянном пересмотре и адаптации к переменам. Мы предлагаем изменить методологию обучения. Нужен подход, который позволит ставить перед студентами вопросы актуальные для сегодняшнего и завтрашнего дня, поднимет личностный процесс обучения". (12, С.207-209.)

Отдельные педагогические аспекты названной проблемы достаточно полно освещены в научных исследованиях: новые парадигмы и качества образования (В.И. Байденко, М.С. Бургин, В.И. Загвязинский и др.); теория и практика использования метода проектов (Д. Дьюи, Е.Г. Кагаров, У. Килпатрик, Э. Коллингс, Т.Д. Корнейчик, Л.Э. Левин, А.П. Пинкевич, С.Т.Шацкий и др.); теории педагогического проектирования (В.С.Безрукова, Е.С. Заир-Бек, Ю.В. Громыко, И.И. Ильясов, О.С. Орлов, В.Е. Родионов, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицина и др.); принципы обучения и их воплощение в учебно - методическом обеспечении и организации учебного пространства и образовательного процесса (Е.С. Заир-Бек, В.М. Монахов, А.В. Степанов, А.П. Тряпицина и др.); творческий стиль мышления и восприятия обучающихся (О. Акин, З.И. Васильева, и др.); современным концепциям проектного обучения (П.Р. Атутов, В.В. Гузеев, В.М. Казакевич, О.А. Кожина, М.Б. Павлова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, А.В. Степанов, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, И.Д. Чечель, В.Т. Шимко и др.). Однако в педагогической науке не исследовались особенности формирования проектной культуры в архитектурно - художественном образовании, что обусловило выбор темы настоящего исследования "Формирование проектной культуры в системе архитектурно -художественного образования".

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка комплексной программы формирования проектной культуры в архитектурно - художественном образовании.

Объект исследования: архитектурно-художественное образование. Предмет исследования: процесс формирования проектной культуры в непрерывном архитектурно - художественном образовании. Гипотеза исследования. Мы полагаем, что если:

- в основу подготовки студентов архитектурно - художественного профиля будет положена комплексная программа формирования проектной культуры, обеспечивающая интегративный подход к конструированию содержания архитектурно - художественного образования;

- средствами реализации программы выступают ценностно -деятельностные технологии обучения;

- определена организационная структура многоуровневого архитектурно - художественного образования, предполагающая создание и развитие пространства свободной творческой коммуникации. то у студентов будет сформирована проектная культура, позволяющая будущим специалистам создавать творческий продукт, удовлетворяющий материальные и духовные потребности индивида и социальных групп. Задачи исследования:

1. Теоретическое обоснование сущности проектной культуры, изучение ее взаимосвязей с общей культурой.

2. Раскрытие особенностей проектной культуры как педагогического феномена.

3. Разработка дидактических основ комплексной программы формирования проектной культуры в системе высшего архитектурно - художественного образования.

4. Выявление организационно - педагогических условий реализации комплексной программы и изучение ее влияния на сформированность проектной культуры у студента.

Методологическую основу исследования составляют: философские, педагогические, культурологические теории, позволяющие теоретически осмыслить проблемы формирования проектной культуры:

- философские идеи онтологии творчества Г.С.Батищева, Н.А.Бердяева, Ж. Бодрийяра, Г.-Г. Гадамера, Б. Гройса, Ж. Дерриды, М.С. Кагана, М. МакЛюэна, М.К. Мамардашвили, X. Ортега-и-Гассет, В.А. Сапрыкина, П.А. Флоренского, М. Хайдеггера и др.;

- концепция проектных методов в обучении В.В. Гузеева, О.А. Кожина, В.М. Казакевич, М.Б. Павлова, Г.К. Селевко, И.Д. Чечель и др.;

- психолого-педагогические исследования по проблемам развивающего обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,

A.Н. Тубельского, И.С. Якиманской и др.;

- исследования в области педагогического проектирования

B.С.Безруковой, Е.С.Заир-Бек, И.И.Ильясова, С.А.Малахова, Н.Н. Нечаева, В.Е. Родионова, А.В. Степанова, А.П. Тряпициной и др.;

- идеи прагматизма Д. Дьюи, У. Килпатрика, Е.Г. Кагарова, Э. Колингс, Т.Д. Корнейчик, С.Г. Шацкого и др.;

- теория проектного мышления А.В. Ефимова, В.Т. Шимко и др.;

- теория ценностей и самореализации М.С. Кагана;

- гештальтпсихология теории формообразования В.Гропиуса, Й.Иттена, Л. Мохой-Надь и др.;

- системная теория А.Э. Коротковского;

- теория творческой необходимости В.В. Кандинского;

- проектно-синергетический подход В.Ж. Грудманиса и др.;

- психология творчества О. Акина, Р. Арнхейма, И.С. Кона, А.Н. Лук, и др.;

- теория аналитически-системного подхода В.В. Давыдова, И .Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого.

- семиотические основы выразительности и образности А.А. Барабанова, Ю.И. Кармазина и др.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной научной литературы по проблеме исследования; аксиологическое ранжирование проектных представлений и смыслов эстетических переживаний, знаний и умений; анализ результатов профессиональной педагогической и учебной деятельности; педагогический эксперимент; наблюдения за процессом обучения и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие проектной культуры как составляющей общей культуры человека и определена ее эстетическая направленность;

- раскрыты сущностные характеристики проектной культуры как педагогического феномена, показаны особенности ее формирования в архитектурно-художественном образовании;

- разработан комплекс ценностно-деятельностных технологий обучения студентов, обеспечивающих формирование проектности как сущностной характеристики их профессиональной деятельности;

- определены основные характеристики сформированности проектной культуры у студентов архитектурно-художественного профиля.

Практическая значимость исследования. Предложенные автором материалы могут быть использованы для:

- комплексного обеспечения многоуровневой системы архитектурнохудожественного образования;

- гибкой адаптации программных систем обучения к меняющимся потребностям профессиональной практики;

- прогнозирования развития проектного образования в условиях свободного рынка.

Опытно - экспериментальная база исследования: факультет архитектуры, искусств и строительства (ФАИС) и многопрофильный колледж (МПК) Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Этапы исследования.

1991-1993 гг. - изучение философских, психолого - педагогических источников по проблеме исследования; формирование идеи исследования; определение основных ценностных ориентаций программно-методического содержания проектного образования;

1993-1996 гг. - выделение основных направлений исследования; формирование теоретических основ и практическая разработка ценностно-деятельностных технологий в архитектурно-художественном образовании;

1998 г. - проектирование комплексной программы формирования проектной культуры;

1999-2000 гг. - завершающий анализ, систематизация и описание полученных результатов, оформление материалов исследования. На защиту выносятся:

- теоретическое обоснование проектной культуры как педагогического феномена;

- комплексная программа формирования проектной культуры у студентов архитектурно-художественного профиля;

- совокупность ценностно-деятельностных технологий в архитектурно-художественном образовании.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена:

- опорой на научные концепции развития проектного образования, искусств и архитектуры;

- адекватностью современным требованиям методов научного поиска;

- совокупностью методов исследования на теоретическом, методологическом и практическом уровнях предмета, цели и логики настоящего исследования;

- сопоставимостью полученных результатов с достижениями ведущих архитектурно - художественных школ.

Апробация результатов исследования проводилась путем внедрения в учебный процесс интегрированных сквозных программ профессионального цикла. Аспекты и положения настоящего исследования обсуждалась на заседаниях Учебно-методического объединения МО РФ по архитектурно - художественному образованию, на конференциях МАПАШ (Межрегиональная ассоциация педагогов архитектурно -художественных школ) в Санкт- Петербурге - 1998г; в Казани - 1999г. По теме настоящего исследования делались научные доклады на научных конференциях преподавателей и студентов НовГУ (1997-2000 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кауда, Татьяна Михайловна, Великий Новгород

1. Залесская Л.С. ,Никулина Е.М. Ландшафтная архитектура. -М.: Стройиздат, 1989.

2. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. -М.: 1993.

3. Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. -С-Пб.: Стройиздат, 1993.

4. Горохов В.А. Лунц Л.Б. Парки Мира. -М.: 1985.

5. Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. Л.: 1980.

6. Бунин А.В. История градостроительного искусства, т. 1, т. 2 М.: 1979.

7. Пилявский В.И, Славина Т. А. История русской архитектуры. -С-Пб.: 1994.

8. Эволюция академического искусства. Школа Чистякова. Художники Верещагин, Репин.

9. История русского искусства. Под ред. Грабаря И.Э., Лазарева В.Н., Кемеенова КС. в 13 томах. -М.:Искусство, 1986.

10. Всеобщая история искусств. Т. 1-6. -Ы.:Искусство, 1956-1966.

11. История русского искусства. Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. в 2 томах. -М.:Искусство, 1989.

12. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства, в 2 томах. -М. :Искусство, 1979.

13. Искусство стран и народов мира. Энциклопедия. Т. 1-5.-М.: 1962-1981.

14. Василенко В. М. Народное искусство 10-20 веков. -М.:Искусство, 1986.

15. Ильин М.А. История русской архитектуры. -М.:Искусство, 1989.

16. Сарабъянов Д.В. История русского и советского искусства. -М.: 1987.

17. Основы эргономики 68 16 32+20 X