Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование содержания учебного комплекса по этнорегиональной дисциплине "Адыгская художественная культура"

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Непсо, Муслимат Салимовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование содержания учебного комплекса по этнорегиональной дисциплине "Адыгская художественная культура"», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы:

1.Проведенное исследование показало преимущество комплексного изучения истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обычаев, традиций и этикета адыгского народа в их тесной взаимосвязи и логической соотнесенности, т.е. в рамках одного предмета АХК: повышается интерес обучающихся к дисциплинам, входящим в предмет АХК; повышается процент усвоения учебного материала за единицу времени; экономится время за счет эффективного его использования.

2.Комплексное воздействие на органы чувств обучающегося различными видами искусств, при изучении одной и той же темы, способствуя яркости и образности восприятия, облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает прочность знаний.

3.Междисциплинарность, отражая общую картину мира, формирует у молодежи целостное миропонимание, современное научное мировоззрение, развивает культуру межнациональных отношений, способствует воспитанию чувства интернационализма у адыгской молодежи через воспитание национального самосознания и любви к Родине.

4.Изучение гуманистических традиций адыгской культуры воспитывает у неадыгской молодежи уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что положительно влияет на культуру межнациональных отношений.

5.Предмет "Адыгская художественная культура" обеспечивает:

-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

-формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межличностных отношений;

-воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.'

Публикации Учебники:

1. Адыгская художественная культура (первый год обучения) — Майкоп, 2000. - 204с.

2. Адыгская художественная культура (второй год обучения) - Майкоп, 1997,- 160с.

3. Адыгская художественная культура (третий год обучения) - Майкоп, 2000. -261с.

Статьи:

4.Роль адыгской художественной культуры в воспитании у молодежи чувства национального самосознания и культуры межнациональных отношений // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания (Материалы первой республиканской научно-практической конференции). 4-5 ноября 1993 года. - Майкоп, 1994. С.238-243.

5.Воспитание чувства патриотизма и интернационализма на уроках адыгской художественной культуры // Проблемы искусства и этнографии: Сб. науч. ст. - Майкоп, 1997. С.22- 29. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.,2000. С.5.

НЕПСО МУСЛИМАТ САЛИМОВНА

Формирование содержания учебного комплекса но этнорегиональной дисциплине «Адыгская художественная культура»

Подписано к печати 8.02.2002 г. Бумага офсетная. Формат 84x108/32. Гарнитура Тайме. Печать офисная. Усл.-печ.л. 2,4. Тираж 100 экз. Заказ 111.

Отпечатано в ООО «Аякс». г. Майкоп, ул. Пионерская, 328.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты изучения предмета "Адыгская художественная культура"

Отечественная система образования, сделав однажды уклон в сторону точных наук, так и осталась стоять, как Пизанская башня. Министр образования России В.М. Филиппов считает, что 50% знаний по физике, математике и химии не усваиваются учащимися, но программа школы напичкана ими в ущерб гуманитарным дисциплинам. В результате получаем: отсутсвие интереса к знаниям, отсутствие высоких отечественных технологий и низкий уровень духовной культуры общества.

Хочешь спланировать на год — сажай картофель, хочешь спланировать на 10 лет - сажай фруктовое дерево, хочешь спланировать на 100 лет — воспитай детей" - гласит народная мудрость. Японцы хорошо понимали эту мудрость, когда около 30 лет тому назад решили выделить на развитие культуры 20% от национального дохода страны (для сравнения: в 2001 году в России на развитие культуры, искусства и кинематографии было выделено 0,5% ),' Тогда все страны недоумевали по этому поводу. Только спустя полтора десятка лет, когда японская техника заняла первое место на мировом рынке, а экономика страны сделала большой скачок вперед, стало понятно, какую цель преследовали японцы. Они сделали культуру достоянием не отдельных избранных, а всей народной массы, причем, с раннего детства. Они обучали различным видам искусства не только будущих музыкантов, художников и артистов, но и будущих инженеров и рабочих, которые впоследствии своими чувствительными пальцами должны были собирать "чудеса" японской техники и оформлять их эстетически, обладая безукоризненным вкусом.

Здесь уместно вспомнить, что программа, так называемой, Ленинской школы 1918 года состояла из трех равных разделов: наука, духовно

1 ФЗ РФ "О Федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.00 г. №150-ФЗ. ФГУП Издательство "Известия", 2001. С.145. эстетическая деятельность и труд. На духовно-эстетическую деятельность выделялось 10 часов в неделю - 2 часа музыки, 2 часа хореографии, 2 часа изобразительного искусства, 4 часа театра (с 1-го класса до окончания школы).

Привлечение как можно большего количества органов чувств к восприятию и обработке учебного материала, намного облегчает усвоение темы и способствует прочному ее запоминанию. Об этом писали еще в своих трудах классики педагогической науки Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский. А современная школа зачастую вынуждает учащегося заучивать то, что не вызывает в его сознании ярких представлений, образов, ассоциаций. Это отбивает охоту к знаниям, отупляет.

При изучении предмета "Адыгская художественная культура" по нашей авторской программе, происходит комплексное воздействие на органы чувств обучающегося различными видами искусств, при изучении одной и той же темы, что способствует яркости, образности восприятия и обеспечивает прочность знаний.

По данным ООН, человек запоминает 10% из прочитанного, 20% из услышанного и 30% из увиденного. Так как на уроках адыгской художественной культуры обучающиеся слышат рассказ учителя и музыкальное произведение, в котором отразилась данная тема, видят в изобразительном искусстве героев и исторические события, о которых они прочитали дома, то усваивается более 60% изучаемого материала за единицу времени. Таким образом, рационально используется время, которое является социальной и экономической категорией. Прочность знаний при экономии времени - немаловажный фактор в наше время, когда медики и родители обеспокоены загруженностью учащихся, а педагоги - отсутствием достаточных знаний и их прочностью.

Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества",1- считал Н.Рерих. Одной из самых важных проблем человечества является национализм, который ведет к антагонизму, локальным и мировым войнам. Через культуру можно решить эту проблему - научить заменять антагонизм диалогом, научить человека признавать и уважать различие между разнообразными социальными системами, идеологиями и традициями. Культура является единственным инструментом гармонизации человека и человеческого общества. Поэтому одной из основных задач образования является "воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам. традициям и культуре других народов".2

Приобщаясь к культуре других народов, люди начинают видеть, что границы, разделяющие их, надуманы, воздвигнуты недобрым чувством. Не национальные и не социальные признаки разделяют людей, а Рерих Н.К. Избранное /Составитель В.М.Сидоров. М.,1979. С.355.

2 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.,2000. С.5. лишь наличие внутренней культуры или ее отсутствие, т. е. признаки нравственно-интеллектуальные. Об этом свидетельствуют сочинения учащихся старших классов и студентов на тему: "Я выбираю для мира обычай адыгов.". Каждый выбирает тот обычай адыгов, который ему больше нравится и , представив себе, что данный обычай стал обязательным законом для людей всего мира, пишет о том, как это может изменить мир к лучшему.

Если бы люди всего мира почитали старших так, как у адыгов, прислушивались бы к их мудрым советам, то на земном шаре восстановились бы мир и спокойствие",- пишет в своем сочинении студентка 4-го курса Самовик Ира. Она считает, что благодаря почитанию старших, которое воспитывалось испокон веков, и сейчас в домах престарелых нет адытов. Студентка 3-го курса Половинкина Наташа считает, что сделать мир лучше и чище можно с помощью хасэ, члены которого избираются пожизненно и не имеют никаких привилегий, кроме всеобщего уважения. Именно такое правительство должно управлять каждой страной и тогда принимаемые решения и законы будут оптимальными для всех людей.

В том, что только через национальное самосознание можно прийти к патриотизму, а через патриотизм - к интернационализму, говорит сочинение студентки 3-го курса Бирковой Аиды. Рассказав о миролюбии адыгского народа и о его борьбе за независимость в Русско-Кавказской войне, она заканчивает свое сочинение так: "Я очень хочу, чтобы больше не было войн на моей красивой, благодатной земле, чтобы счастливо жила и процветала наша любимая многонациональная Республика Адыгея, потому что я действительно очень люблю свой народ и по настоящему горжусь тем, что я - адыгейка".

Настоящий патриот всегда выступает против войны, а лжепатриоты готовы погубить свой народ и свою душу ради захвата чужой земли и чужого богатства. Об этом пишут учащиеся в своих сочинениях на тему: "Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". Эти сочинения убеждают в том, что подрастающие поколения должны знать подлинную историю своего народа без прикрас и тогда история станет наукой, благодаря которой будут учиться на чужих ошибках. В сочинениях на тему войны учащиеся высказывают много интересных мыслей, делают выводы, рассуждают, т.е. учатся на чужих ошибках. "Никакой политик, развязавший войну, никогда не сможет оправдать свой поступок - ведь каждая война, независимо от ее исхода, несет смерть, голод, разрушения, а это слишком большая плата даже за победу",- пишет учащаяся 7-го класса Джанчатова Сафьят. "Война бывает гражданской, отечественной и захватнической, но любая из этих войн приносит людям только горе, не соизмеримое ни с чем",- пишет Григоренко Наташа из 6-го класса. "Любой здравомыслящий человек понимал, - пишет Мялова Аня,- что нельзя покушаться на землю адыга, потому что Родина для него, так же как и для русского - это жизнь". Несколько упрощенно, в силу своего возраста, но девочка высказывает мысль о том, что общечеловеческие ценности и идеалы едины.

Учащиеся выпускных классов пишут сочинение на тему: "Аыгс-кая художественная культура в моей жизни". Многие считают этот предмет одним из самых интересных и познавательных. "Я считаю, что каждый человек должен знать историю и культуру своего народа - это обогащает человека духовно",- пишет Китариева Рузета. Она считает, что в процессе изучения данного предмета у нее сформировался идеал женщины-адыгейки и сама хочет приблизиться к этому идеалу. "Я думаю, что очень стыдно не знать республику, в которой живешь и народ, с которым общаешься каждый день",- пишет Исакова Аня. Она сожалеет о том, что и многие адыги плохо знают культуру, обычаи и традиции своего народа. "Мне очень нравится адыгская художественная культура, потому что знание этого предмета помогает не только в школе, но и в жизни",-пишет она.

Важную роль в воспитании культуры межнациональных отношений имеет лекторская практика учащихся по адыгской художественной культуре. Ежегодно учащиеся только нашей школы читают около 60 лекций. За 13 лет наши учащиеся прочитали более 700 лекций в средних школах, где они учатся, в организациях, где работают их родители, в детских садах, в квартальных комитетах и т. д. О большом интересе и молодежи, и взрослого населения нашего города к этим лекциям говорят отзывы слушателей. Работница управления "Адыгеяавтодор" С.Соколова написала в отзыве: "Я живу в Адыгее, общаюсь, работаю и дружу с адыгами и, в порядке уважения к ним, считаю необходимым знать об обычаях, жизни, песнях адыгского народа. Лекция Голуб Зои представляет собой маленькую частицу большого культурного наследия, полученного и бережно хранимого нынешним поколением адыгов от своих предков".

Преподаватели средних школ, на чьих уроках выступают наши лекторы, пишут о том, что лекции по АХК имеют огромный познавательный характер, вызывают большой интерес у учащихся и воспитывают в них культуру межнациональных отношений.