автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития
- Автор научной работы
- Берченко, Татьяна Витальевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Мурманск
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Берченко, Татьяна Витальевна, 2004 год
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития
1.1. Понятие «целостное мировоззрение» в философии.
1.2. Проблема формирования целостного мировоззрения посредством комплексного взаимодействия искусств в теории и практике отечественной педагогики.
1. 3. Целостность мировоззрения в контексте целостности искусства.
Глава 2. Педагогические условия формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития 2.1 Диагностика уровня литературного развития как показателя сформированности целостного мировоззрения.
2.2. Методическое и организационное обеспечение формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития.
2.3. Результаты опытной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития"
Актуальность исследования.
Перед современной педагогикой, испытывающей на себе все сложности и противоречия окружающей социокультурной действительности, стоят «вечные» вопросы: какие мировоззренческие идеи и принципы должны выступать в качестве ее методологических оснований.
Стратегией и тактикой педагогической науки может стать целостное, открытое, гуманистическое мировоззрение (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.Г. Борзенков, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, А.Я. Гуревич, В.П. Загороднюк, В.А. Конев, А.И. Новиков, H.H. Пахомов и др.).
Глобальные проблемы последних лет потребовали от человечества не только приобретения знаний конкретных наук, но и целостного видения мира, формирования системного способа мышления, адекватно отражающего место человека в природе. Однако мировоззрение сегодняшнего выпускника школы, колледжа является мозаичным, полученные знания не выстраиваются в единую систему. С другой стороны, излишний сциентизм не способствует формированию целостного мировосприятия, так как вне ценностного рассмотрения картина мира распадается, превращаясь в невременное, не-пространственое, не-ценностное единство отдельных моментов1. По образному выражению М. Хайдеггера, современная система
•у образования конструирует в сознании ребенка «мерцающее» видение мира .
Назрела необходимость новой методологической основы, и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»
1 Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники: Ежегодник АН СССР.-М.: Наука, 1986-С. 80-160.
2 Хайдегтер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. - М.1993. -С.41-62. указывается, что «основной задачей является модернизация системы научно-методического обеспечения образования»1.
В философской и психолого-педагогической литературе проблемы мировоззрения рассмотрены в различных направлениях: современные философские представления о мировоззрении как междисциплинарном понятии, его структуре, основных компонентах (П.В. Алексеев, A.A. Радугин, А.Г. Спиркин, П.П. Федосеев др.); психологические аспекты целостного мировоззрения (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, H.H. Поддъяков, СЛ. Рубинштейн и др.), динамика мировоззренческих ориентации в отечественной педагогике с позиций парадигмального подхода (М.В. Богуславский, Г.Ф. Карпова, Г.Б. Корнетов); пути, средства и условия формирования мировоззрения (Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, Н.Э. Куликовская, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон, И.В. Сысоенко и др.); подходы к формированию мировоззрения средствами межпредметной интеграции (И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, А.Я. Дапилюк, П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, и др.).
В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований по вопросам формирования мировоззрения (Л.А. Григорьева, В.Н. Жукова, H.H. Казначеева, А.И. Магомедова, И.В. Метлик Г.С., Ошорова, Е.А. Паладянц, О.Л. Подлиняев, С.В. Тарасов, Б.М. Целковников и др.).
Литература как учебная дисциплина эмоционально-образного ряда обладает возможностью оказывать синтетическое воздействие, то есть решать целый комплекс задач: дать знание о мире и месте человека в нем, способствовать определению мировоззренческой позиции, стать первоосновой развития эстетического чувства, образного мышления, речи. Художественное образование - важнейший путь развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Сборник материалов по модернизации российского образования на период до 2010 года-Мурманск: 2002. - С. 23.
Проблемам литературного развития посвящены труды многих педагогов (В.Ф. Асмуса, Т.Г. Браже, A.B. Доманского, Л.Г. Жабицкой, В.Н. Жуковой, H.H. Казначеевой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской и др.).
Усилить мировоззренческую функцию литературного развития может принцип интеграции в системе преподавания дисциплин эстетического цикла на основе синтеза искусств.
Обращение к практике преподавания предметов эстетического цикла в в педагогическом колледже и школах г. Мурманска показало, что широко осуществляются внешние (формальные) связи одного предмета с другим по принципу горизонтального соположения (межпредметные связи в традиционном смысле этого слова). Редко встречается интеграция -взаимопроникновение элементов, находящихся в разрозненном состоянии, но имеющих изначальное генетическое сходство. При таком подходе «речь идет уже не о том, что в разных искусствах можно обнаружить нечто общее, а о том, что нечто общее по-разному проявляется в разных видах искусства»1.
Анализ статей журналов «Искусство в школе», «Искусство и образование», «Литература в школе», «Русская словесность», «Среднее специальное образование», «Высшее образование в России» за последние пять лет позволил сделать вывод о том, что проблема обращения к произведениям искусства в преподавании предметов различного цикла представляет интерес как для учителей, так и для преподавателей, занимающихся подготовкой будущих специалистов. Этот вывод был подтвержден результатами анкетирования учителей г. Мурманска (Мурманский педагогический колледж, гимназия №6, лицей №1, школы №13, 20, 23, 25, 27, 31,42, 55): интерес к проблеме преподавания литературы во взаимосвязи со смежными видами искусства проявило 100% опрошенных. При этом 30% учителей отметило собственную недостаточную
1 Мелик- Пашаев Л.Л. Что раньше: искусства или Искусство? // Искусство в школе. -2001.-№4.-С. 3.
-^методическую подготовку в этой области, 25% указало на нехватку знаний по теории и истории искусства.
К настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к проблемам формирования личности на основе синтеза искусств (А. В. Бакушинский, Т. Г. Браже, Г. Д. Гачев, В. А. Доманский, А. А. Мелик-Пашаев, Л Г. Савенкова, Г.П. Шевченко и др.). Взаимодействию искусств в эстетической подготовке учителя и воспитателя посвящены работы А. Батыралиева, Л. Г. Бейрюмовой, В. К. Кириллова, Т. А. Костогрыз и др.
Однако вопросы формирования целостности мировоззрения в процессе литературного развития на основе синтеза искусств, когда дисциплины интегрируются в единые циклы, блоки, связываются единой целью и преподаются на единых методических принципах, недостаточно разработаны в научной литературе. Проблема становления целостного мировоззрения на основе интеграции остается одной из самых нерешенных в теории и практике педагогического образования.
Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития».
Целью исследования является выявление эффективных условий формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в процессе литературного развития в системе интеграции учебных дисциплин эстетического цикла.
Объект исследования - процесс формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования - условия формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития на основе интеграции учебных дисциплин эстетического цикла.
Гипотеза исследования. Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в рамках преподавания предметов эстетического цикла будет эффективно в том случае, если:
- интегративная модель преподавания предметов эстетического цикла строится на основе сочетания и взаимодействия духовной культуры личности, педагогики, искусства;
- литературное развитие студентов в условиях интеграции учебных дисциплин эстетического цикла включает в себя когнитивно-интеллектуальный, ценностно-ориентационный, эмоционально-мотивационный компоненты;
- система преподавания предметов эстетического цикла в педагогическом колледже построена на основе синтеза искусств и включает в себя поиск идейных, тематических, стилевых закономерностей в художественных произведениях.
Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить его задачи:
- раскрыть содержание понятия «целостное мировоззрение» в контексте философии, психологии, педагогики, искусствознания;
- изучить развитие идеи о формировании целостного мировоззрения личности в рамках предметов эстетического цикла в истории отечественной педагогики;
- определить критерии и показатели уровня сформированности целостного мировоззрения на основе изучения литературного развития студентов;
- разработать интегративную модель преподавания предметов эстетического цикла в педагогическом колледже;
- экспериментально проверить эффективность системы формирования целостного мировоззрения посредством комплексного взаимодействия искусств.
Методологическую основу исследования составляют философско-антропологические идеи в отечественной философии (H.A. Бердяев, А.Ф.
Лосев, M.K. Мамардашвили, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и др.), культурологические концепции (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, М.М. Бахтин, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Д.С. Лихачев и др.), философия соборности (В.Н. Муравьев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.), концепции гуманитаризации науки (В.В. Ильин, B.C. Степин, B.C. Швырев, И.Т. Фролов), синергетическая концепция (П.К. Анохин, Г. Николис, И. Р. Пригожин, Г. Хакен и др.), теория целостности искусства (А.Ф. Лосев, М.И. Каган, М.М. Бахтин и др.), концепция синтеза искусств (В.В. Ванслов, А.Я. Зись, Л. А. Рапацкая и др.).
Психологический аспект диссертации представлен общей теорией деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); психологией восприятия искусства (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов и др.).
Педагогическая основа исследования - концепции формирования мировоззрения в процессе обучения и воспитания (В.Н. Жукова, Э.И. Моносзон, И.Я. Лернер, Н.Г. Огурцов, P.M. Рогова, C.B. Тарасов, Б.М. Целковников и др.), положения и идеи об активности субъекта образовательного процесса (К.А. Абульханова-Славская, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.С. Занков, Д.Г. Левитес, И Я. Лернер и др.), синергетические идеи в педагогике (Т.С. Назаренко, М.В. Рыжаков, B.C. Шаповаленко и др.), работы по эстетическому воспитанию (В.А. Доманский, Д.Б. Кабалевский, А. А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.), теории литературного развития учащихся (В.Ф. Асмус, Т.Г. Браже, A.B. Доманский, Л.Г. Жабицкая, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская и др.).
В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования; социологические методы (опросы, анкетирование); методы наблюдения, моделирования; обобщение педагогического опыта в области проектирования образовательных программ и технологий обучения (литература и мировая художественная культура); анализ продуктов учебно-познавательной деятельности учащихся (устных ответов на экзаменах, творческих работ, курсовых работ); статистическая обработка экспериментальных данных.
Экспериментальной базой исследования явился Мурманский педагогический колледж (студенты 1-П курсов дошкольного и школьного отделений), школы №34, №53, №55 г. Мурманска, Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института (г. Мурманск). Исследованием было охвачено 130 человек.
Этапы и организация исследования.
На первом этапе - поисково-теоретическом (1994 -1995 гг.) -происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ философских работ, психолого-педагогической и методической литературы по вопросам формирования целостного мировоззрения в процессе литературного развития, определялись цель, объект, предмет; формулировались гипотеза и задачи, производился выбор методологических основ диссертационного исследования.
На втором этапе (1996-1999 гг.) - теоретико-экспериментальном -разрабатывалась система уроков литературы, мировой художественной культуры на основе единства смежных видов искусства, направленная на формирование целостного мировоззрения. Велись разработка и апробация программ для педагогических училищ: по литературе XX века, факультативных курсов «Искусство серебряного века», «Тема детства в искусстве». Совместно с преподавателями музыки педагогического колледжа разрабатывалась и внедрялась система внеклассной работы в поэтическом клубе «Свеча». Определялись основные положения экспериментальной работы. Осуществлялись констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе - обобщающем (2000 - 2003 гг.) - проводились систематизация и обобщение экспериментального исследования, его анализ и оценка, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены педагогические возможности и особенности формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в процессе литературного развития; обоснована интегративная модель формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе преподавания литературы во взаимосвязи дисциплин эстетического цикла, включающая в себя когнитивно-интеллектуальный, ценностно-ориентационный, эмоционально-мотивационный компоненты.
Теоретическая значимость исследования:
- определены различные подходы к понятию «целостное мировоззрение», его структура на уровне компонентного состава; установлены дидактические условия формирования целостного мировоззрения в процессе литературного развития на основе синтеза искусств;
- разработаны критерии и показатели сформированное™ целостного мировоззрения на основе изучения уровней литературного развития студентов.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что:
- предложенная диагностика уровня сформированности целостного мировоззрения через изучение литературного развития учащихся может найти применение в преподавании дисциплин эстетического цикла в общеобразовательной школе, в среднем специальном учебном заведении;
- раскрыты возможности комплексного воздействия и интеграции искусств при организации учебно-воспитательной работы в колледже и общеобразовательной школе;
- теоретические выводы и практические материалы исследования могут войти составной частью в лекционные и лабораторно-практические занятия по курсу «Методика преподавания литературы».
Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологическим подходом при обосновании исходных теоретических позиций; использованием современных научных концепций в области педагогики и психологии, комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; статистической обработкой полученного экспериментального материала; 23-летним опытом работы диссертанта в качестве преподавателя Мурманского педагогического колледжа и преподавателя кафедры общегуманитарных дисциплин Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Реализация модели литературного развития в аспекте формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа возможна благодаря использованию интеграции дисциплин эстетического цикла на основе синтеза искусств.
2. Наиболее эффективным путём анализа художественных произведений является анализ в аспекте бинарных оппозиций, в процессе которых осуществляется духовно-нравственное совершенствование человека, живущего в единстве и гармонии с миром, обществом и самим собой.
3. Уровень литературного развития студентов может быть показателем сформированности целостного мировоззрения, т.к. носит полифункциональный характер и его природа интегративна (включает в себя когнитивно-интеллектуальный, ценностно-ориентационный, эмоционально-мотивационный компоненты).
Апробация работы проходила в ходе выступлений на конференции Всероссийского конкурса «Учитель года России» (Москва, 1997); на областных научно-практических конференциях Мурманского областного института повышения квалификации работников образования: «Современное состояние и перспективы развития школьного гуманитарного образования» (1997), «Аттестация как условие развития педагогического мастерства и творчества работников образования» (1997), «Обновление содержания образования» (1998); «Развитие гуманитарного образования. Краеведческий аспект» (1998); на межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Владимир Соловьев и современность» (г. Киров, 2000 г.); региональных межвузовских научных конференциях «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в негосударственных вузах (2000, 2001, 2002, 2003 г.г.), на VI межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (г. Киров, 2003 г.); на конференции Российской академии образования и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (г. Мурманск, 2003).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии (310 наименований) и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
1. В ходе опытной работы гипотеза об эффективности формирования целостного мировоззрения студентов в системе литературного развития через диалогические отношения видов искусства была подтверждена созданной нами интегративной моделью преподавания предметов эстетического цикла в педагогическом колледже.
2. Обогащение знаний учащихся представлениями об идеях и образах смежных видов искусства способствует развитию таких качеств квалифицированного читателя, как умение интерпретировать произведение на фоне историко-культурного контекста, определять связь особенностей поэтики с миропониманием художника, осознавать символику и философскую проблематику произведения.
3. Обращение к смежным видам искусства, общим темам, идеям и образам, переосмысленным художниками, развивает культурологические, исторические, эстетические и этические представления студентов, дает возможность проследить за развитием многовековых традиций в искусстве, формирует более высокий уровень представлений о традициях и новаторстве, соотношении мировоззренческих и эстетических принципов, культурных связях, что способствует формированию когнитивно-интеллектуального компонента мировоззрения.
4. Результативность работы подтверждена динамикой положительного изменения литературного развития, отражающего уровень сформированности целостного мировоззрения студентов в рамках разработанных критериев.
158
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Берченко, Татьяна Витальевна, Мурманск
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 991.- 299 с.
2. Аверинцев С.С. Красота как святость // Курьер. 1988 - №7. - С. 18-21.
3. Ажаже А.П. Приоритеты основ мироздания // Философские науки. -2001.- №3. С.87-105.
4. Азаров ЮП. Психология творчества // Педагогика любви и свободы. -М.: Топикал, 1994. С. 577- 607.
5. Алексеева О.Ф., Сельская Н.С. Оценка продуктивности образовательных технологий / Право и образование. -2000 №1. - С. 10-15.
6. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. Избранные искусствоведческие работы. Западно-Европейское искусство Русское и советское искусство. М.: Сов. художник, 1979. - 287 с.
7. Альфонсов В.Н. Слова и краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников M.-J1., Сов. писатель, 1966.- 243 с.
8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск - Университетское, 1990.- 559с.
9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496 с.
10. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.
11. Ан С., Голубева Л. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1996. - 127 с.
12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд. «Институт практ. псих.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
13. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 268 с.
14. Андреев В.И Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие.-М.: Высшая школа, 1982. -240 с.
15. Анциферов Н.П. Непостижимый город. Сборник СПб: Лениздат,1991.-333 с.
16. Аргуалес X., Аргуалес М. Мандала. М,: Благовест, 1993. 126 с.
17. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Политиздат, 1957 - 183 с.
18. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.-830 с.
19. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введ. В культурологию М.: Изд-во МГИК, 1992. - 237 с.
20. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина; Под ред. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
21. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства // Пер. с англ. Г.Е. Крейдлина; Под ред. В.П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. -352 с.
22. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. М.-Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
23. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // В.Ф. Асмус. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. - 654 с.
24. Ахматова A.A. Стихотворения и поэмы. Л: «Советский писатель». Ленинградское отделение, 1976. - 560 с.
25. Бальмонт К.Д. Стихотворения и переводы из 50 книг // Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1992. - 590 с.
26. Бальмонт К.Д. Где мой дом. Стихотворения, худож. проза, статьи, очерки, письма // Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика,1992.-448 с.
27. Бакушинский А. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. — 351 с.
28. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 144 с.
29. Батыралиев А. Формирование у студентов педвузов положительного отношения к педагогической профессии средствами литературы и искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.
30. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // М.М. Бахтин Человек в мире слова. М. - Изд-во Российского открытого университета. - 1995. - 140 с.
31. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986. - №2. - С. 157-170.
32. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник АН СССР. М.: Наука, 1986 - С. 80-160.
33. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1987.- 318 с.
34. Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 т. М.: Рус. словари. - Т.2: Работы 1920-х гг. - 2000. - 798 с.
35. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие искусств (литература, музыка, изобразительное искусство) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.- 19 с.
36. Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1977. - 189 с.
37. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской биографии. Л.: Лениздат, 1991.-445 с.
38. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования / Рос. акад. образования. М.: Педагогика, 1993.-170 с.
39. Берхин Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы // Советская педагогика. — 1989.—№ 3 . С.29-33.
40. Бесовой А. К. Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классо): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000. - 19 с.
41. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век // B.C. Библер. Кант - Галилей - Кант. - М.: Мысль, 1991.-316 с.
42. Библер B.C. Культура: Диалог культур // Вопр. философии. 1989. -№6. - с.34-46.
43. Бим-Бад Б.М. Воспитание общества человеком и человека обществом // Педагогика. 1996. - №5 - С.3-9.
44. Борзенков В.Г. Человек, наука, методология науки //Человек. 1995. -№6. - с.5-15.
45. Блок A.A. Собр. соч.: В 6 т. Л.: Худож. лит., 1980-1983. Т.2, 1980. -472 с.
46. Блок A.A. Собр. соч.: В 6 т. Л.: Худож. лит., 1980-1983. Т.4, 1982. -464 с.
47. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.
48. Бонди С.М. О музыкальных экскурсиях школьников // Революция -искусство дети: Материалы и документы (из истории эстетического воспитания в советской школе), 1924-1929. - М.: Просвещение, 1966. - С. 241-262.
49. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.- 169 с.
50. Борев Ю.В. Эстетика. T.I. 5-е изд. Смоленск: Русич, 1997. - 544 с.
51. Браже Т. Г. Проблемы изучения русской литературы в 9 классе вечерней школы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
52. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художеств, произведений на примере живописи.- Калининград: Янтар. сказ., 1999. 703 с.
53. Бредихина О.Н. Русское мировоззрение: восстановимы ли традиции? (Книга вопрос). - Мурманск, 1997 - 134 с.
54. Бурнашева Н. Звучащий мир Толстого //Музыкальная жизнь. 1978. -№15. - С.З
55. Бычков В. 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica. В 2-х т.- M., СПб. Университетская книга, 1999. - Т.1.- 575 с. Т.2. - 527 с.
56. Валицкая А.П. Философские основания современной педагогической парадигмы образования // Педагогика. 1997. - №3. - С. 16-19.
57. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка.: Очерки. 2-е изд.- М.-Л.: Художник РСФСР, 1983. 233 с.
58. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобр. иск., 1988 - 328 с.
59. Вейдле Э. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл. И.А. Доронченко. М.: Языки славянской культуры. - 2002. - 456 с. (Studia philologica).
60. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 с.
61. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Высш. школа, 1999. - 75 с.
62. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации по разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. Луганск: АПН СССР, 1990. - 180 с.
63. Виленкин В. Я. В сто первом зеркале (Анна Ахматова). М.: Советский писатель, 1990. - 336 с.
64. Волошин М.А. Путник по вселенным. М.: Сов. Россия, 1990. - 384 с.
65. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
66. Выготский J1.C. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
67. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. В 4-х т. Т. 4. /АПН СССР; Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
68. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991.- 272 с.
69. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. пис., 1988 - 448 с.
70. Гачев Г.Д. Рождение художественного образа, //http: // www. krotov / library
71. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. литература, 1980.- 143 с.
72. Гегель В.В.Ф. Система наук // Соч. Т.4. Часть 1. /Пер. Г. Шпета. М.: Соцэкгиз, 1959.-440 с.
73. Гегель В.В.Ф. Лекции по эстетике. Кн. I // Соч. Т. 12. / Пер. Б. Г. Столпнера. М.: Соцэкгиз, 1938. - 472 с.
74. Гегель В.В.Ф. Лекции по эстетике. Кн. III // Соч. Т. 14. / Пер. П.С. Попова. М.: Соцэкгиз, 1958. - 440 с.
75. Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М.: Искусство, 1964. - 458 с.
76. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.- 432 с.
77. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико — ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998.- 605 с.
78. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995.- 447с.
79. Гиндилис Н.Л. Изменение мировоззренческих установок современной науки // Философские науки. 1999. - №3-4. - С. 100 - 117.
80. Гинзбург Л.Я. Поэтика ассоциаций // О лирике. М.: Интрада, 1997. -408 с.
81. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб: «Специальная литература», 1997. - 192 с.
82. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. - Вып. 9. - С. 75-87.
83. Горюнова JI.B. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. -1988. -№2. -С.7-17.
84. Горюнова JI.B. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993, №1.-С.15-21.
85. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М.: Наука, 1966. - 386 с.
86. Гречинская B.C. Наглядность на уроках русской литературы: Пособие для учителя. Киев, 1983.
87. Григорьева JI.A. Стимулирование старшеклассников к выбору мировоззренческих позиций: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1998.24 с.
88. Громов И.Б., Леонтьева В.Н. Культура как объективный механизм трансляции социального опыта // Социальные исследования. 1991. - №10. -с.83-85.
89. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: (Для чего мы живем и каково наше место в мире) Пер. с англ. / Общ ред. Т.В. Барчуновой. Ярославль: «ДИА - пресс», 2000. - 430 с.
90. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопр. истории. -1991.- №2-3. С.22-36.
91. Гутнов А. Мир архитектуры (язык архитектуры). М.: Молодая гвардия, 1985.-352 с.
92. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -234 с.
93. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. -М.: Рус. яз., 1981-1982.
94. Данилова B.C., Кожевников H.H. Планетарное мышление и его основные характеристики //Вести. Моск. Ун-та. Сер.7. - Философия. -2001.-№3.- С.28-39.
95. Дибижев В.В., Ищук М.Н. Каверин Б.И. Философия: Альбом схем: Учебное пособие. М.: МГЭИ, 2000. - 80 с.
96. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Собр. соч. В 6 т. Т.1 / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.- 762 с.
97. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип //Педагогика. 2000.- №10. - с. 3-12.
98. Дмитриева Н. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.
99. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.: Флинта: Наука, 2002. - 368 с.
100. Доманский В.А Чтобы не работать вслепую. (Знание об уровнях читательского восприятия старшеклассников как фактор их дальнейшего развития) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1992. - № 1. - С.20-24.
101. Дуганов Р.В. Рисунки русских писателей XVII начала XX века. - М.: Советская Россия, 1988 г.-256 с.
102. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -448 с.
103. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. -Кишинев: Штлинца, 1974. 134 с.
104. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. - 187 с.
105. Жукова В.Н. Формирование мировоззрения учащихся средней общеобразовательной и профессиональной школы в процессе литературного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук, М., 1993. - 35 с.
106. Загороднюк В.П. Целесообразность культуры и смысл человеческого бытия // Филос. и социол. мысль. 1992. - №9. - С.53-55.
107. Звиняцковский В.Я. Восхождение по ступеням культуры // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. - №12. -С. 2-5.
108. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
109. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа - 1997. - 334 с.
110. Зись А.Я. Синтез искусств //Виды искусства. М.: Знание, 1979. - С. 115-127.
111. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. М.: ГИТИС, 1995-295 с.
112. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. JI.: Наука, Ленинградское отделение, 1978.-272 с. - С.5-20.
113. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество / ВНИИ искусствознания. М.: Искусство, 1987. - 252 с.
114. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
115. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 912 с.
116. Ильин B.C. Формирование личности школьника. Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
117. Исьянова Л.М., А.Ф. Лосев. Созвучное сокровенному // Педагогика. -2001.-№5-С. 92-98.
118. Кабалевский Б.Д. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986.- 192 с.
119. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988. - С. 106-115.
120. Каган М.И. Два устремления искусства (Форма и содержание, беспредметность и сюжетность) // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество Бахтина в русской и мировой гуманитарной мысли. Том I СПб.: РХТИ, 2001.-552 с.
121. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. -1997. -№9.-С.36-48.
122. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
123. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе (Учебное пособие по спецкурсу). Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.- 84 с.
124. Казначеева Н. Н. Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2000.- 20 с.
125. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. -№4. - С.31-42.
126. Как мы пишем: Сборник: Андрей Белый, М. Горький, Е. Замятин и др. -М.: Книга, 1989.- 195 с.
127. Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Избранные труды но теории искусства. В 2 т.- М.: Гилея, 2001. Т.1 - 391 с. Т.2 - 343 с.
128. Кант И. Критика чистого разума // Отв. ред. и сост. В.А. Жучков. М.: Наука, 1988-654 с.
129. Карасев Л. Вещество литературы. М.: Языки слав, культуры, 2001. -400 с.
130. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятие культуры // Вопросы философии. 1995. - №8. - С. 157-174.
131. Кириллов B.K. Теоретические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1990.-48 с.
132. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. - №3. - С. 62-68.
133. Коган Л.А. Валериан Муравьев как мыслитель // Философские исследования. 1994. - №1. - С. 178.
134. Колокольцев E.H. «.Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия.» (О классификации средств наглядности в преподавании литературы) // Литература в школе. 1990. - №3. - С.86-94.
135. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Филос. науки. 1991. - №6. - С. 16-29.
136. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Сборник материалов по модернизации российского образования на период до 2010 года Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002. - 158 с.
137. Концепция художественного образования в Российской Федерации / Письмо Министерства образования РФ, Министерства культуры РФ от 29 ноября2001 г.
138. Косиков Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камелий» // Готье Т. Эмали и камеи. М.: Радуга, 1989. - 364 с.
139. Костогрыз Т.А. Освоение студентами педагогического вузв пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996. - 18 с.
140. Костогрыз Т.А Образование форма интеграции «двух культур» //Искусство и образование.-2001. -№2.-С.4-10.
141. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 574 с.
142. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания // Пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1959.-С.313-317.
143. Кубанцева Е. И. Музыка в системе искусств и культуре в целом //Искусство и образование. 2001. - № 1. - С. 19-23.
144. Кудрявцев В.Т. Ребенок и культура: универсальность и творчество. // деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности. / Под ред. В.В. Давыдова. Уфа - М.: Общество психологов СССР, 1990. - С. 11-13.
145. Кузнецова В.В. Исследование национального образования в России на основе философско-педагогических идей С.И. Гессена.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 2000. - 21 с.
146. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
147. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
148. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразиости и возрождение школы. // Педагогика, 1995. № 2. - С. 14-20.
149. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. - 126 с.
150. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991.- 164 с.
151. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-320 с.
152. Левитес Д.Г. Теоретичесие основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов. Дисс. . доктора пед. наук. СПб., 1998. - 375 с.
153. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
154. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избр. псих, тр.: В 2 т. Т.П. М.: Педагогика, 1983. - С. 94 - 232.
155. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. псих, тр.: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1983.-С.233-246.
156. Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социс.- 1995.-№ 1. -С.139-142.
157. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
158. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996, №2. - С.7-11.
159. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности // Советская педагогика. 1983, №6. - С.52-58.
160. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992 - 464 с.
161. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. -Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд., 1989. 605 с.
162. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Сов пис. Ленингр. отд., 1981. - 215 с.
163. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. -180 с.
164. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение /Сост. A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1995-944 с.
165. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. М.: Искусство, 1992. Кн. 1 -1992. - 656 с.
166. Лосев А.Ф. О мировоззрении // А.Ф. Лосев. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.-366 с.
167. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 524 с.
168. Лосский Н.О. Мир как органическое целое / Избранное. М.: Правда, 1991.-622 с.
169. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура текста. Л.: Просвещение, 1972 - 272 с.
170. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XX века). - СПб.: Искусство - СПб., 1884 - 399 с.
171. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 - 352 с.
172. Лебедева Л.Д. Арт терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. - №9. -С. 27-34.
173. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1976.-480 с.
174. Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. - №1. - с. 105-124.
175. Магомедова А. И. Формирование основ научного мировоззрения у выпускников основной общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2001.- 18 с.
176. Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. -308 с.
177. Мандельштам О.Э. Собр. соч. В 4 т. Том 1. М.: ТЕРРА, 1991. - 684 с.
178. Мамардашвили М.К. Что значит мыслить и что значит мыслить не мысля // Знание-сила. 1992. - №8. - С.98-103.
179. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс: Культура, 1992.- 415 с.
180. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.- 352 с.
181. Мамардашвили M.K. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1998- 309 с.
182. Манн Т. Статьи 1929-1955 // Собр. соч. в 10 т. Т. 10:. М.: Госполитиздат, 1961. - 696 с.
183. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. — Л.: ЛГПИ, 1974 176 с.
184. Маранцман В.Г. и др. Программа курса «Мировая художественная культура» // Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. М.: «Интербук», 1998, 304 с.
185. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. -№5. -с. 115-116.
186. Маслова Е.В. Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции: Дисс. . канд. филос. наук. СПб., 2002.- 142 с.
187. Маяковский В.В. Собр. соч.: В 12 т. М.: Правда, 1978. Т.1. - 432 с.
188. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного взаимодействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
189. Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. 1988. - №8. - С. 73-80.
190. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318с.
191. Мелешко С.И. Принцип проблемности и пути его реализации в учебном процессе. Барнаул, 1985. - 40 с.
192. Мелик- Пашаев A.A. Что раньше: искусства или Искусство? // Искусство в школе. 2001.- №4. - С. 3-4.
193. Метлик И. В. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний: Автореф. дис. канд. пед. наук -М., 1998.- 19 с.
194. Мехонцева Д.М. Обучающая система как упорядоченно-устойчивая самоуправляемая и управляемая целостность // Школьные технологии. -2001.-№6.-С. 19-27.
195. Микешина JI.A. Герменевтические смыслы образования. // Философия образования. М.: Прогресс-Традиция, 1996. - 622 с.
196. Мирошникова И. Проблема понимания иного //Искусство в школе. -2001.-№1 с. 62-64.
197. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
198. Мусатов В.В. Ранняя лирика Осипа Мандельштама // Изв. АН СССР. Сер. Литература и язык. М., 1991. Т. 50. №3. - С.236-238.
199. Назаренко Т.С., Шаповаленко B.C. «Синергетический синдром» в педагогике //Педагогика. 2001. - №4. - С.25-33.
200. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. - №2. - С. 14.
201. Неменский Б.М. Мудрость красоты (О проблемах эстетического воспитания): Кн. для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.-255 с.
202. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед. об-во России, 2000. - 304 с.
203. Никифоров А.Л. Природа философии. М.: «Идея. Пресс», 2001. - 167 с.
204. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. - 155 с.
205. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм: Предисловие к Вагнеру. СПб.: Азбука, 2000. - 230 с.
206. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; научно-ред. совет: преде. B.C. Степин и др. М.: Мысль, 2001.
207. Новейший философский словарь / Сост. Л.А. Грицанов. Мн.: Изд.1. B.М. Скакун, 1998.-896 с.
208. Новиков А.И. Русская философия и духовный мир человека постиндустриальнього общества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. СПб., 1996.1. C.145-148.
209. Новикова Л.И. В зоне «хаоса» можно все. // Учительская газета. 1995. - №52 (26 декабря). - С.8.
210. Огурцов Н.Г. Содержание и процесс формирования мировоззрения старшеклассников при изучении гуманитарных предметов: Автореф. дис. . д-ра пед. наук СПб, 1981.- 39 с.
211. Ожегов С.И. Словарь русского языка / По ред. Н.Ю. Шведовой. 22 изд., стер. - М.: Русский язык, 1990. - 922 с.
212. Олефир С. И. Диалог культуры и образования // Искусство и образование.-2001. -№1.-С. 11-14.
213. Ошорова Г.С. Теория и практика формирования научного мировоззрения старшеклассников: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2001.-38 с.
214. Основы теории художественной культуры. // Под общей ред. Л.М. Мосоловой. СПб.: Лань, 2001. - 288 с.
215. Паладянц Е.А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Ставрополь, 1999.-23 с.
216. Панаиотиди Э.Г. Эстетическое и художественное образование // Искусство и образование. 2001. - №2. - С. 10-15.
217. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. -Мурманск: Мурманский педагогический институт, 1993.- 118 с.
218. Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х т. Т. 2. Проза; Стихотворения. М.: Худож. лит., 1985.-559 с.
219. Пахомов H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М., 1992. - С. 18-31.
220. Петровский A.B. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
221. Платонов А.П. Течение времени.-М.: Московский рабочий, 1971 -464 с.
222. Платек Я.М. Верьте музыке! М.: Сов. композитор, 1989. - 352 с.
223. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996-432 с.
224. Подлиняев О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (В системе вуз. и поствуз. образования): Автореф. дис. . д-ра пед. наук: Иркутск, 1999. 36 с.
225. Потебня A.A. Собрание трудов. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. -268 с.
226. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. М.: Просвещение, 1978. - 167 с.
227. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Наука, 1986. - 288 с.
228. Программа по литературе. 5-11 кл. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. //Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. 3-е изд., перераб. - Дрофа, 2000. - С.45-133.
229. Психология / Под ред. A.A. Крылова. М.: Проспект, 1998. - 584 с.
230. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М: Просвещение, 1996. - 192 с.
231. Рисунки русских писателей XVII начала XX века // автор - сост. Р.В. Дуганов. - М.: Советская Россия, 1988 - 256 с.
232. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. - 672 с.
233. Рыжаков М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Педагогика. 2000. - №1. - С.48-53.
234. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и Среда (природа пространство архитектура): Интегрированная программа полихудожественного развития (1-11 классы). - М.: Магистр, 1995. - 73 с.
235. Садовская Г.Б. Д. Шмаринов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Открытым сердцем говоря. / Под ред. Л.Т. Пантелеевой. Мурманск, Мурманское книжное издательство, 1977.- 104 с.
236. Сарабьянов Д. В. Врубель. М.: Изобр. искусство, 1981. - 46 с.
237. Селезнев Ю. И. Достоевский. 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия, 1985. - 543 с.
238. Сенновский И.Б., Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 1997. -350 с.
239. Сергенок С.А. Дидактические основы построения интегративных курсов: Автореф дис. канд. пед. наук. СПб, 1992. - 21 с.
240. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин // Педагогика. 2001. - №6 - С. 63-67.
241. Синкевич И.А. Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитания младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Мурманск, 2000. - 22 с.
242. Скворцов J1.B. Специфика гуманитарного знания как теоретическая проблема (Доклад на заседании Ученого совета ИНИОН РАН) //Культурология: Дайджест РАН ИНИОН. -2001. №3(19).- С. 183-196.
243. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000.-416 с.
244. Словарь литературоведческих терминов /Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
245. Словарь русского языка: В 4-х т. / Ан СССР, Ин-т рус. яз.: Под ред.
246. A.П. Евгеньевой. 3-е изд. - М.: Русский язык, 1985-1988.
247. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1979.- 1600 с.
248. Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. - 524 с.
249. Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998. - 235 с.
250. Сухейль Ф. Религиозный феномен и современная наука // Вопросы философии. 2002. - №2. С. 169- 174.
251. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. - 224 с.
252. Тарасов С. В. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- СПб., 2001 47 с.
253. Тасалов В.И. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусства // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978.-272 с. С.20-44.
254. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. труды:
255. B.2т. М.: Педагогика, 1985. T.I. - с.42-223.
256. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.
257. Толстой JI.H. Поли. собр. соч. в 90 т. М.: Худож. лит., 1928 - 1958. Т. 18, 1951.-558 с.
258. Толстой J1.H. Что такое искусство? // Собр. соч.: В 20 т. М.: Художественная литература, 1983. - Т. 15. - С.41 -221.
259. Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 284 с.
260. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. - 351 с.
261. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. -Красноярск, 1987.
262. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. М.: Изд-во Акад. Наук РСФСР, 1948-1950.
263. Фаттахова Г.Я. Социально-профессиональное становление студентов педагогического колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1999. - 22 с.
264. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. JI.: ЛГПИ, 1983.-88 с.
265. Федоров Н.Ф. Сочинения.-М.: Мысль, 1982.- 711 с.
266. Философия культуры. Становление и развитие // Под ред. М.С. Кагана и др. СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.
267. Философский словарь В. Соловьева. Ростов на Дону. - Феникс, 1997. -464 с.
268. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
269. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // "Маковец": журнал искусств. -1922. №1. - с.28-32. //http: // www. krotov / library.
270. Флоренский П.А. Христианство и культура // Московская патриархия. 1983. - №4. - с.52-57.
271. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: Моск. раб., 1992.-560 с.
272. Хайдегтер М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - С. 41-62.
273. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. 1995. - №11. - С.119-146.
274. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. / Перевод с англ. Ю. Данилова. М.: Мир, 1985. - 419 с.
275. Хан Г.Н. Социокультурные и индивидуально-психологические особенности читательской деятельности студентов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. СПб, 1999. - 22 с.
276. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс -Традиция, 1997.-416 с.
277. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, искусством, самим собой). М., 1998 -156 с.
278. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М.: АПКиПРО, 2001.- 128 с.
279. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО Столетие, 1995. - 192 с.
280. Шаш В.Н. К вопросу о сущности и функциях мировоззрения //Мировоззренческие проблемы формирования нового мышления. Межвузовский сборник научных тр. Чебоксары.: Чуваш. ГУ, 2002. - 217 с.
281. Швырев B.C. Философия и стратегия образования // Вопросы философии. 1995.- № 11. - С.4-6.
282. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Радянська школа, 1985 .- 144 с.
283. Шинкарева М. Полифония в педагогическом ракурсе // Высшее образование в России. 1999. - №2. - С. 48-53.
284. Шинкарук В.И. Духовная культура человек - искусство //Искусство в мире духовной культуры. - Киев, 1985 - с.
285. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. / Под ред. B.C. Библера. Кемерово: Алеф, 1993.-414 с.
286. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. СПб: АО «Алетейя», 1994. -333 с.
287. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2-х т.. М.: Мысль, 1998. Т 1. Гештальт и действительность. М., 1998. - 666 с.
288. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М: Музгиз, 1956. - 400 с.
289. Щербакова А.И. Развитие идей интеграции наследие XX века // Искусство и образование. - 2001 - № 1. - С. 15-19.
290. Эйзенштейн С. М. Неравнодушная природа // Избр. пр. в 6 тт. М.: Искусство, 1964.
291. Энштейн М.Н. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры // Вопросы философии. 1997. - №5. - С. 72-79.
292. Эскина Н. Мрак ада и свет небес. В музыкальных лабиринтах средневековья.//Музыкальная жизнь. 1987 - №1-С.23 -25.
293. Юлов В.Ф., Юлова A.B. Философия как мировоззренческое мышление //Научный вестник Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Научно-методический журнал, № 1. Киров, 1998, - 219 с. - С.31 -44.
294. Юнг К. Архетип и символ. М.: ACT: Канон+: ОИ Реабилитация, 1998. -397 с.
295. Юнг. К. Проблемы души нашего времени. СПб: Питер, 2001. - 352 с.
296. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Дисс. докт. пед. наук.-М., 1984. 378 с.
297. Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. - 351 с.
298. Ятайкина A.A. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. -2001.- №6.- С. 10 15.