автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания
- Автор научной работы
- Кузьмичев, Лев Анатольевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ярославль
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания"
На правах рукописи
КУЗЬМИЧЕВ ЛЕВ АНАТОЛЬЕВИЧ
Формирование ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
I у Ярославль
/ , 2004
Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского
Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук, профессор Рожков Михаил Иосифович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Антонова Любовь Геннадьевна;
кандидат педагогических наук Ильюшкина Светлана Леонидовна
Ведущая организация: Вологодский государственный
педагогический университет
Защита состоится 12 мая 2004 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского в помещении института педагогики и психологии по адресу: 150000, Ярославль, Которосльная наб., д. 44. ауд. 206.
Отзывы на автореферат присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Ярославского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан 12 апреля 2004 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Нарастающий в обществе прагматизм, утрата общественно значимых ценностей, интереса к знаниям, к труду, ослабление института семьи, подвергающегося многочисленным испытаниям рыночной экономики, уродливые формы инициативы и предпринимательства, изменение ценностных ориентации учащихся: культ «успеха», погоня за.удовольствиями, ограниченность духовной жизни, неуверенность в завтрашнем дне - все эти явления общественной жизни отрицательно влияют на нравственное, психическое и физическое здоровье индивида, ослабляют «генетический банк» российского общества.
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности и напряжения всех его духовно-нравственных сил. Именно такой период переживает сейчас наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется ценностно-эстетическим потенциалом общества и живущих ныне поколений. Сейчас важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, что чревато культурным оскудением жизни общества и духовным обнищанием его членов. Приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, не стоят такой цены. Более того, без задействования ценностно-эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях их социальная, человеческая эффективность будет ничтожна мала. Поэтому уже сегодня, возникающие в нашей жизни «новшества» необходимо подвергать беспристрастной ценностно-нравственной экспертизе.
Вплоть до середины 80-х годов XX века основной тенденцией в развитии теории и практики воспитания в нашей стране являлся примат ценностей, общественно значимых и продиктованных политикой государства. С одной стороны, при подобном подходе сводилась к минимуму роль общечеловеческих и личностно значимых ценностей, но с другой - молодые люди все же имели четко обозначенную систему нравственных ценностей и приоритетов.
Этап перестройки общественного сознания, который продолжается в нашей стране с середины 80-х годов, характеризуется неопределенностью системы ценностных ориентиров. «Частная собственность», «свобода», «демократия» - внедрение данных понятий в сферу морального сознания создает определенные условия для реальной свободы слова, свободы воли,
свободы ценностного выбора. Но следует также отметить, что демократические процессы в значительной степени изменили характер влияния на ребенка различных общественных институтов. Например, семья в условиях рынка значительно больше времени и cил вынуждена тратить на материальное обеспечение условий жизни, чем на становление духовной нравственности детей. Педагогам трудно выбрать верную стратегию воспитания в связи с недостаточностью методического обеспечения данного процесса. В настоящее время, по мнению ряда исследователей, на ребенка все большее влияние оказывают различные неформальные объединения, в том числе асоциальные. В таких условиях необходимо уделять повышенное внимание формированию духовной нравственности подрастающего поколения, поскольку наиболее важным этапом развития человека является школьный возраст, когда происходит рост самосознания личности и активно идет процесс формирования ценностных ориентации.
Данные обстоятельства актуализируют проблему формирования ценностных ориентации в обществе и создания для этого необходимых условий. Обращение к данной теме обусловили следующие противоречия:
- между необходимостью формирования ценностных ориентации школьников в музыкально-художественном воспитании и неэффективно используемыми условиями для формирования ценностных ориентации детей в учреждениях дополнительного образования и школах;
- между вредным и не представляющим ценности для ребенка пассивным восприятием огромного потока поступающей музыкальной информации и слабым развитием в педагогической практике активного (волевого) слушания;
- между необходимостью целенаправленной работы педагогов по эффективной организации процесса формирования ценностных ориентации школьников в музыкально-художественной деятельности и недостаточным уровнем содержательной и методической разработанности этих вопросов.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентации школьников?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, которые позволили бы наиболее эффективно организовать процесс формирования ценностных ориентации школьников в музыкально-художественной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентации в музыкально-художественном воспитании учащихся.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентации школьников в процессе музыкалыю-художественного воспитания.
Гипотеза исследования. Мы исходили из того, что формирование ценностных ориентации школьников в процессе музыкально -художественного воспитания будет осуществляться на основе личностного культуроориентированного подхода и предусматривать комплекс педагогических условий: создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; использование заданий на развитие аксиотворчества; организация рефлексии ценностно-творческой деятельности.
Поставленная цель, выдвинутые гипотетические положения определили задачи исследования:
1.Уточнить сущность понятия «ценностные ориентации», охарактеризовать основные механизмы (факторы, элементы) процесса формирования ценностных ориентации школьников.
2.Разработать содержание, критерии и уровни сформированности ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.
3.Экспериментально обосновать совокупность условий, при которых наиболее эффективно формирование ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания школьников.
Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические положения философии, психологии и педагогики о формирующей роли общечеловеческих ценностных ориентации в воспитании школьника, когда его потребностно-мотивационная сфера не только проявляется, но и складывается в условиях ценностно-ориентированной образовательной и творческо-созидательной деятельности.
Философский аспект изучаемой идеи нашел отражение в работах Г.В. Гегеля, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо и других ученых, а психолого-педагргический - - в научных трудах В. Видельбенда, Г. Риккерта, Г.Спенсера, А. Мейнонга, Дж. Дьюи, Э. Фромма, Л.Г. Маслоу, Т. Парсонса, У. Томаса, Ф. Знанецкого.
В нашей стране вопросам ценностных ориентации посвящены труды К.А. Абдульхановой-Славской, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.А. Воло-вича, СИ. Гессена, А.Г. Спиркина, П. Синисало, изучавших эту проблему в связи с самоопределением и жизненным путем человека.
При рассмотрении дидактического аспекта проблемы по формированию творческой личности мы опирались на труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, а также на работы О.С. Гребенюка и М.А. Данилова.
Стремление анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм и ценностей привело многих
исследователей к осознанию своего подхода к образованию и воспитанию как культурологического. У истоков этого подхода в нашей стране стояли П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий. В настоящее время в рамках культурологического подхода процесс воспитания рассматривают Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, СВ. Кульневич, Л.И. Новикова, В.В. Сериков. Их концепции легли в основу нашего исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов: теоретических (анализ педагогической, психологической, музыковедческой литературы, диссертационных исследований; наблюдения и анализ продуктов деятельности детей и учителей; моделирование); эмпирических (анкетирование, опрос, тестирование, диагностические беседы, беседы в форме диалога, изучение музыкальных дневников, включенное наблюдение, эксперимент и пр.).
База исследования. Основная теоретико-экспериментальная работа осуществлялась в Ярославском городском анимационном центре «Перспектива» и в Детской школе искусств им. Е.М. Стомпелева.
Исследование проводилось в четыре этапа:
Первый этап - диагностический (1995-1996) - изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение педагогического опыта учителей музыки, разработка гипотезы исследования.
Второй этап - поисково-констатирующий (1997-1998) -разработка программы исследования, выявление и теоретическое обоснование условий формирования ценностных ориентации в музыкально-художественной деятельности ребенка, проведение констатирующего эксперимента по выявлению направленности творческой деятельности учащихся, обобщение и систематизация полученных материалов, поисковая работа, цель которой - выявление ценностных ориентации, их возможностей влияния на культуру воспитания школьников в процессе музыкально-художественной деятельности.
Третий этап - экспериментальный (1999-2000)- работа по реализации педагогических условий формирования . ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания, уточнение отдельных теоретических положений, разработка методических рекомендаций.
Четвертый этап - заключительный (2001-2003) - обработка и систематизация полученных результатов, оформление теоретических и практических выводов, внедрение полученных результатов в практику работы педагогов внешкольного образования и преподавателей
учреждений дополнительного образования (ДМШ, ДШИ, музыкально-эстетические центры и пр.).
Достоверность и обоснованность выводов и результатов
исследования обеспечивались методологическими и теоретическими позициями, логикой научного исследования и адекватным применением методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования. Положения и выводы исследования проверялись в процессе опытной работы, непосредственно связанной с профессиональной деятельностью автора.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- разработана модель комплексного воздействия на детей педагогическими средствами в процессе музыкального воспитания с целью формирования ценностных ориентации;
- определены критерии и уровни сформированности ценностных ориентации в музыкально-художественном воспитании школьников;
- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия «формирование ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания школьников» на основе личностного культуроориентированного подхода, а также ценностного компонентного состава сформированности ценностных ориентации школьника; в составлении авторской программы по формированию ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания, с акцентировкой на ценностные музыкально-художественные средства (дисциплины).
Практическая значимость исследования определяется тем, что предлагаемая авторская программа формирования ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания при комплексном изучении предметов эстетического направления позволяет повысить эффективность восприятия у детей на уроках искусства;
активное использование материалов исследования в учебном процессе школ, внешкольных учреждений способствует повышению его эффективности;
материалы исследования могут быть использованы для чтения спецкурсов в институтах повышения квалификации, в работе учителей общеобразовательных школ, а также преподавателей учреждений дополнительного образования в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Личный вклад автора в исследование заключается:
в определении возможностей музыкально-художественного воспитания в процессе формирования ценностных ориентации школьников;
в обосновании педагогических условий для эффективного формирования ценностных ориентации детей;
в составлении программы по музыкально-художественному обучению учащихся во внешкольных учреждениях, где приоритет отдается ценностно-ориентированным воспитательным ситуациям.
На защиту выносятся:
1. Построение процесса формирования ценностных ориентации школьников в музыкально-художественном воспитании на основе личностного культуроориентированного подхода.
2. Комплекс педагогических условий, при которых обеспечивается процесс формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности: создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; использование заданий на развитие аксиотворчества, организация рефлексии ценностно-творческой деятельности.
3. Совокупность педагогических средств, обеспечивающих систему формирования ценностных ориентации детей на уроках искусства: построение учебно-эстетической деятельности учащихся на основе формирования у них музыкально-образного ассоциативного восприятия через эвритмию; создание ситуаций успеха, необходимого для активизации учебной деятельности школьников; обновление ценностного содержания учебного материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в общеобразовательных школах г. Ярославля: в музыкально-эстетическом центре детского сада № 31, городском анимационном центре «Перспектива», Детской школе искусств им. Е.М. Стомпелева, детском доме Фрунзенского района, коррекционной школе №38, летнем оздоровительном лагере имени В.П. Чкалова, а также докладывались и обсуждались на различных научных конференциях: Региональная научная конференция преподавателей игры на русских народных инструментах. Ярославль, 1999; Первые Алмазовские чтения: Материалы научной конференции, посвященные 100-летию Ярославского хорового общества. Ярославль, 2000; Вторые Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: Материалы региональной научной конференции. Ярославль, 2002 и др.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. В исследование включены также,схемы, таблицы, диаграммы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, осуществлен анализ теоретической разработанности проблемы; Сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи экспериментальной работы; обозначены методологическая основа и научная новизна, обоснована теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе — «Формирование ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания как педагогическая проблема» — рассматриваются определения и сущность таких философских категорий, как «ценности» и «ценностные ориентации». По мнению автора, система «ценностных ориентации» адекватна системе существующих ценностей. Принципиальное различие двух взаимосвязанных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» рассмотрено с точки зрения категории объективности - субъективности. Базовые общечеловеческие ценности определяются как объективно существующие принципы организации данного общества, идеалы и убеждения, принятые в нем, ценностные же ориентации — как субъективно существующая система отношений отдельно взятого человека к общепринятым ценностям, степень их освоения, принятия и стремление следовать данным установкам.
В диссертации рассмотрены такие понятия, как «мораль», «нравственность», «этика», так как они связаны с исследуемым нами понятием. Этимологический анализ показал, что эти три содержательно перекрещивающихся термина являются аналогами друг друга. Но для нашего исследования важны те смысловые отличия, которые данные понятия приобрели в ходе развития культуры. «Этика» рассматривается как наука о морали, то есть система знаний, предметом которой является мораль - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений как одного из основных способов регуляции поведения человека с помощью общественно значимых норм, принципов и идеалов. «Нравственность» отражает те нормы, принципы и идеалы, которые свойственны отдельно взятой личности. Таким образом, понятия «мораль» и «нравственность» могут также рассматриваться по принципу объективности - субъективности. Основной категорией морали является понятие «базовые ценности», а основной категорией нравственности - «ценностные ориентации». Поэтому «ценностные ориентации» автор считает центром внутреннего мировоззрения человека, системы его взглядов на мир. Отсюда «ценностные ориентации» - это сформированное отношение личности к существующем в данном обществе, социуме, коллективе нормам, правилам поведения людей и готовность действовать соответственно присвоенным идеям и принципам.
Знание структуры, механизмов (элементы и факторы) формирования ценностных ориентации личности может в определенной мере обеспечить эффективность воспитательных воздействий, направленных в конечном итоге на общую воспитанность (культуру) личности.
Нами рассмотрены возможности музыкально-эстетического воспитания в формировании системы ценностных ориентации школьников. Для этого мы использовали в комплексе следующие музыкально -художественные дисциплины: «Духовная музыка»; «Народный фольклор»; «Развитие культуры чувств»; «Исполнение» (сольное, коллективное); «Активное слушание музыки средств массовой коммуникации»; «Теоретические основы эстетического воспитания». Отметили основные направления содержания базовых общечеловеческих ценностей: Добро, Истина, Красота, Свобода, Общение, Справедливость, Здоровье, входящих в круг музыкально-художественной деятельности школьника, которая дает возможность актуализировать проблему содержания процесса формирования ценностных ориентации в музыкально-художественном воспитании, а отсюда и формирования нравственно-эстетической личности ребенка.
Базисом сознательно-научного отношения являются собственно музыкально-художественные знания и взаимодействующие с ними знания (школа, СМИ, СМК и другие способы самообразования).
Другой содержательной составной частью музыкального воспитания, формирующей ценностно-эстетическое отношение к действительности, являются эмоционально-чувственные переживания. Осознание ценностей только тогда обретет действенно-стимулирующее значение, когда оно будет органично подкреплено чувством, эмоциональными состояниями. Это, прежде всего, эмоционально-ценностное, глубоко нравственное отношение к музыке, к произведениям искусства. В содержании музыкально-художественного воспитания все учебные предметы, с учетом своей специфики, должны раскрыть перед ребенком ценностно-эстетическую картину мира. Огромную роль в этом играют предметы гуманитарного цикла (история, литература, природоведение, география, хореография, фольклор, ИЗО, детский театр, игра на музыкальных инструментах и др.), внешкольное музыкальное и художественное воспитание, выставки, экскурсии, музеи и пр.
Музыкально-художественная воспитанность личности, культура ребенка немыслимы вне ее деятельностно-практического ценностного отношения к действительности.
Таким образом, конечная цель музыкально-художественного воспитания школьников реализуется только в единстве развитого и сформированного ценностно-эстетического сознания и нравственно-
эстетического, деятельностно-практического ценностного отношения к миру. Гипертрофия одного из этих направлений и недооценка других могут привести к формированию либо ущемленной личности, либо бесплодного эстетствующего вздыхателя, либо прагматика, довольствующегося только утилитарной музыкально-художественной продукцией, без учета последствий своей деятельности.
Во второй главе — «Реализация комплекса педагогических условий в процессе формирования ценностных ориентации в музыкально-художественной деятельности школьников» - рассмотрены личностный культуроориентированный подход в контексте музыкально-художественного воспитания; педагогические средства формирования ценностных ориентации; критерии и уровни сформированности ценностных ориентации; авторская экспериментальная программа; реализация педагогических условий в процессе формирования ценностных ориентации в музыкально-художественной деятельности детей.
Наша работа связана с исследованием формирования ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания, где за основу взяты несколько подзабытые сегодня общечеловеческие ценности, на базе которых происходит «окультуривание» школьников: Добро, Истина, Красота, Свобода, Общение, Справедливость, Здоровье.
Эксперимент проводился поэтапно. На 1-м этапе мы приобщали школьников к социально значимым ценностным ориентациям. Выделили группы социально значимых ценностей в соответствии с музыкалыю-художественной деятельностью ребенка. Это: ценности, позволяющие ориентироваться в музыкально-художественном информационном пространстве (полезность, актуальность, достоверность, оперативность); ценности, определяющие творческое самовыражение (характер), взаимное обогащение с миром, средство самообразования; ценности коммуникативные .- живое общение, этика, содержательность; правовые ценностные ориентации, определяющие поведение, авторское право, конфиденциальность; ценностно-эстетические ориентации: справедливость, красота, гармония, добро, польза, величие и т.д.; ценностные ориентации здорового образа жизни: безопасность, физическая активность, полноценное питание, проблемы экологии, социальная самозащита и пр.
На 2-м этапе определили специфические ценностные ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания школьников. Убедились, что формирование ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания должно строиться с учетом механизмов духовно-нравственного развития ребенка. В качестве такого механизма выступает эмоционально-образное восприятие мира и ценностей музыкально-художественной культуры с дальнейшим переходом к
рационально-логическому восприятию мира. Определили цели и содержание формирования ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания ребенка, а также цели ценностно -ориентированной деятельности и средства их достижения.
На 3-м этапе определили уровни усвоения учащимися ценностных ориентации и обозначили их как низкий уровень - эмоциональное принятие, которое характеризуется формальным принятием ценностей, обсуждаемых на уроках искусства; ученик не может объяснить их значимости для себя; средний уровень - осознание ценности, которое характеризуется тем, что ученик может объяснить значимость для себя той или иной ценности, эпизодически руководствуется ими в своей деятельности: высокий уровень - включение в систему ценностных ориентации, которое проявляется в свободном принятии учеником социально значимых ценностей в качестве внутренних регулятивов восприятия, мышления и поведения. Определили уровни усвоения ценностных ориентации на каждом возрастном этапе, а для конкретизации целей музыкально-художественного воспитания выделили ориентировочные уровни усвоения эстетических ценностей различных групп учащихся.
На 4-м этапе определили средства и методы приобщения учащихся на разных возрастных этапах к социально значимым ценностным ориентациям в процессе музыкально-художественного воспитания, а также источники и средства формирования ценностных ориентации школьников.
Мы пришли к заключению, что содержание формирования ценностных ориентации школьников является проекцией социально значимых ценностей на сферу музыкально-художественной составляющей жизнедеятельности общества.
Известно, что средства, выбираемые педагогом, не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом: учитель осознает цель своей деятельности на данный конкретный момент, ищет способ ее достижения и средства, которые помогут ему в этом. Таким образом, средство и метод воспитания должны выступать в неразрывной связи по отношению к цели воспитания, а средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного процесса. В своем исследовании в качестве основной единицы воспитательного процесса в музыкально-художественной деятельности школьника мы рассматривали ценностно-ориентированную воспитывающую ситуацию трех типов:
1. Реальные ситуации, создающиеся непосредственно в процессе обучения, требующие немедленного принятия ребенком решения о способе своего реагирования на них.
2. Ситуации-модели реальных ситуаций, созданные учителем.
3. Ситуации-модели импровизационно-фантастических ситуаций, требующие духовно-нравственного выбора.
Согласно сформулированной цели музыкально-художественного воспитания и отобранного содержания ее ценностного компонента, в качестве критериев сформированности ценностных ориентации школьников в музыкально-художественном воспитании мы приняли следующие параметры: меру освоения социально значимых ценностей; глубину рефлексивного самоанализа; способность к аксиотворчеству.
В процессе эксперимента мы определили, что первым критерием сформированности ценностных ориентации в процессе музыкально-художественной деятельности школьников является мера освоения социально значимых ценностных ориентации культурно-образовательного пространен ва, так как свобода личностных ценностных ориентации, возможность руководствоваться ими в своей деятельности немыслимы без системы ценностей, принимаемых большинством членов общества. Процесс освоения социально значимых ценностей проходит три этапа -эмоциональное принятие, осознание, включение в систему ценностных ориентации личности. (По данному критерию мы выделили три уровня освоения социально значимых ценностных ориентации школьников.)
Второй критерий сформированности ценностных ориентации -глубина рефлексивного анализа. В ходе эксперимента мы выделили следующие рефлексивные процессы освоения музыкально-художественной деятельности: получение знаний об этой деятельности; конструирование на основе этих знаний собственного стиля музыкально-художественной деятельности; соотнесение его (стиля) с имеющимся опытом музыкально-художественной деятельности; дальнейшее его совершенствование на этой основе. В осознании творческой деятельности мы выделили три этапа: 1) осознание чувств и эмоций, испытываемых учеником в процессе творчества; 2) осознание причин успехов и неудач; 3) вычленение способа успешной деятельности и применение его в решении других задач. По второму критерию мы также выделили три уровня рефлексивного самоанализа творческой деятельности школьников.
Третий критерий - способность школьника к аксиотворчеству. Мы считаем, что основным способом интеграции человека в культуру является культурное творчество индивида, созидание культурных ценностей. Аксиотворчество связано с выявлением личностью ценностных смыслов того или иного факта, явления, предмета и выражением найденных ценностей в продуктах культурного творчества. По третьему критерию мы определили три уровня аксиотворчества.
В исследовании нами рассмотрена реализация условий формирования ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-
художественного воспитания. В процессе поисковой работы нами были выделены следующие особенности выбора форм, средств и методов формирования ценностных ориентации для разных возрастных групп:
1. Для школьников наиболее приемлемыми являются воспитывающие культуроориентированные ситуации в форме игры, театральной мини-постановки, а также творческие задания на основе ценностно-ориентированных сюжетов.
2. Наибольший отклик у детей нашли ситуации, требующие группового решения.
Перед нами встала задача о приобщении к социально значимым ценностям прежде всего «ценностного лидера» группы, который является причиной изменения групповых ценностных ориентации. Проведенная работа показала целесообразность организации музыкально-художественной деятельности детей в составе референтных групп, а также повышенного внимания к ценностным ориентациям лидеров этих групп в процессе приобщения школьников к общественно значимым ценностям. Учащиеся проявили наибольшую заинтересованность (активность) при анализе музыкально-художественных произведений, связанных с проблемами восприятия. Средствами воспитания выступали смежные предметы искусства, такие, как литература, кино, материалы СМИ, персоналии и др. Основными формами работы являлись дискуссии, «круглые столы», защита творческих работ и пр. В ходе эксперимента был создан банк средств по формированию ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания школьников. Туда вошли: авторские ценностно-ориентированные работы по рисованию, музыке, кино- и видеосюжетам, компьютерной графике, написание и описание фантастических рассказов, ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для учащихся разного возраста, сценарии для театрализации, подборка заданий на аксиотворчество, темы уроков-дискуссий, темы мини-сочинений и пр.
Опираясь на вышеизложенные концептуальные исследования, мы построили процесс воспитания в виде последовательности трех взаимосвязанных элементов: ценностно-ориентированной воспитывающей ситуации, задания на аксиотворчество и задания на рефлексию творческой деятельности.
Под ценностно-ориентированной воспитывающей ситуацией мы
понимаем воспитывающую ситуацию, которая востребует ценностное отношение к факту, явлению или предмету музыкально-художественной составляющей культуры общества, а также стимулирует поиск ценностных смыслов всеми участниками воспитательного процесса. Целью ценностно -ориентированной воспитывающей ситуации являются актуализация
ценностных представлений участников образовательного процесса, приобщение к общественно значимым и личностным ценностям, составляющим основы музыкально-художественной культуры личности.
Задания на аксиотворчество востребовали ценностное осмысление ребенком предмета, процесса или явления и выражение открытой ценностной сущности в творческом продукте.
Логическим завершением ценностно-творческой деятельности выступала рефлексия своих чувств в ходе выполнения задания, возникающих трудностей и способов их преодоления. Задания на рефлексию музыкально-художественной деятельности были обязательным компонентом каждого урока и востребовали: рефлексию целей деятельности; рефлексию способов деятельности; рефлексию результатов деятельности. Различное комбинирование в ходе эксперимента выделенных нами средств воспитания с целью формирования ценностных ориентации позволило сделать следующие выводы:
1. Учащиеся проявляют наибольшую готовность к аксиотворчеству после предварительного обсуждения ценности в ходе ценностно-ориентированной воспитывающей ситуации.
2. Рефлексия творческого процесса оказывает качественное влияние на дальнейшее аксиотворчество учащихся..
3. Аксиотворчество является центральным элементом системы воспитания ценностных ориентации (эстетической культуры) подростков. Воспитывающие ситуации выступают в качестве подготовки к такому творчеству, рефлексия - в качестве средства повышения уровня аксиотворчества. Таким образом, мы выделили три взаимосвязанных элемента: 1) ценностно-ориентированная воспитывающая ситуация как процесс актуализации ценностных отношений, знакомство с точкой зрения одноклассников, учителя, принятие чужого или отстаивание своего взгляда; 2) аксиотворчество как поиск и выражение ценностных смыслов в продукте культурного творчества; 3) рефлексия как осознание процесса и результатов аксиотворчества.
По окончании эксперимента учащимся групп были предложены контрольные творческие задания.
В ходе эксперимента проводился непрерывный мониторинг сформированное™ ценностных ориентации в музыкально-художественной деятельности детей с использованием выделенных нами критериев. На основе наблюдения за поведением учащихся, фиксации их высказываний мы определяли уровни освоения общественно значимых ценностей в соответствии с выделенными показателями.
Анализ результатов опытной работы подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать следующие выводы:
1. Реализация в практике преподавания музыкально-художественных дисциплин выделенных нами педагогических условий позволяет влиять на изменение направленности эстетической деятельности учащихся в сторону использования уроков искусства как средства творческого саморазвития.
2. При реализации данных условий значительно повышается уровень сформированности ценностных ориентации в музыкально-художественной деятельности: школьников. Особенно ярко динамика изменений проявляется у младших подростков (10-12 лет), на основании чего можно сделать предположение о сенситивности (чувствительности) данного возрастного периода к процессу формирования ценностных ориентации в музыкально-художественной деятельности.
3. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время процессы гуманизации и гуманитаризации в музыкальном воспитании вызывают потребность более глубокого и детального рассмотрения понятия «формирование ценностных ориентации школьников» с позиции культуроориентированного подхода, В рамках этого подхода мы определяем музыкально-художественную воспитанность или эстетическую культуру личности как систему ценностных ориентации, лежащих в основе творческой музыкально-художественной деятельности школьника. Большинство исследователей, признавая целостность эстетической воспитанности личности, исходят из компонентного ее состава, но наименее разработанным оказался выделенный рядом автором аксиологический (ценностный) компонент в музыкально-художественном воспитании.
4. Многообразие подходов к определению компонентного состава сформированности ценностных ориентации школьников привело к необходимости выделения инвариантных и вариативных его компонентов на каждом возрастном этапе.
Инвариантными, по нашему мнению, являются ценностный, когнитивный, деятелъностный, творческий и личностный компоненты.
В дошкольном и младшем школьном возрасте (5-9 лет) в качестве вариативного компонента целесообразно рассматривать эмоциональный и коммуникативный компоненты, в младшем подростковом (10-12 лет) к существующим компонентам добавляется правовой.
Основополагающим, определяющим именно сформированность ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания, в данной системе взаимосвязанных компонентов мы считаем ценностный компонент.
5. Под содержанием ценностного компонента сформированности ценностных ориентации школьника мы понимаем проекцию социально значимых ценностей на сферу музыкально-художественной (творческой) деятельности.
6. В качестве критериев, определяющих уровень сформированности ценностного компонента, мы выделяем: меру освоения социально значимых ценностей; глубину рефлексивного анализа ценностно-творческой деятельности; степень проявленного личностью аксиотворчества.
7. В ходе педагогического эксперимента были выявлены педагогические условия, при которых наиболее эффективно возможно формирование ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания школьников на основе личностного культуроориентированного подхода:
- создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций;
- использование заданий, востребующих личностное аксиотворчество ребенка;
- организация рефлексии музыкально-художественной и ценностно-творческой деятельности.
8. Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с формированием . ценностных ориентации в процессе музыкально-художественного воспитания школьника. На наш взгляд, дальнейшей разработки требуют вопросы, касающиеся изучения влияния ценностного компонента на формирование деятелыюстного, когнитивного, личностного компонентов, а также его взаимосвязи с вариативными компонентами в процессе музыкально-художественного воспитания на разных возрастных этапах.
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Кузьмичев Л.А. Музыка как средство всестороннего развития личности // Региональная научная конференция преподавателей игры на русских народных инструментах. Ярославль, 1999. С. 21-23.
2. Кузьмичев Л.А. Реабилитация одаренных детей-сирот музыкально-художественными средствами // Первые Алмазовские чтения: Материалы научной конференции, посвященные 100-летию Ярославского хорового общества. Ярославль, 2000. С. 113-118.
3. Кузьмичев Л.А. Музыкальное воспитание в учреждениях дополнительного образования // Тезисы Межрегиональной научно-практической конференции Уральского педагогического университета. Екатеринобург, 2001. С 117-119.
4. Кузъмичев Л.А. Возможности музыкально-художественного воспитания в развитии творческой личности школьника // Вторые Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: Материалы региональной научной конференции. Ярославль, 2002. С.332-335.
5.Кузъмичев Л.А. Формирование ценностных ориентации школьников в процессе музыкального воспитания // Наши дети: обучение, развитие, воспитание, здоровье. Ярославль, 2004. № 3. С. 19-20.
Формат 60x84 1/16. Бумага тип. № 1. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ №454 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108
Типография Ярославского государственного
педагогического университета 150000, г. Ярославль, Которосльная наб., 44
2 71 12
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кузьмичев, Лев Анатольевич, 2004 год
ВведениеЗ
Глава 1. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания как педагогическая проблема
1.1 .Сущность ируктура понятия «ценностные ориентации»
1.2.Механизмы (факторы и элементы) формирования ценностных ориентаций
1.3. Возможности музыкально-художественного воспитания в формированиистемы ценностных ориентаций детей
Выводы по первой главе
Глава 2. Реализация комплекса педагогическихедств и условий в процессе формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности
2.1. Характеристика процесса формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности
2.1.1 .Культуроориентированный подход в контексте музыкально-художественного воспитания школьников
2.1.2. Цели идержание воспитанияцелью формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности
2.1.3. Источники иедства воспитанияцелью формирования ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественной деятельности
2.1.4. Критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций школьников в процессе музыкальнохудожественной деятельности
Выводы по параграфу 2.1.
2.2.Реализация педагогических средств на примере авторской программы по формированию ценностных ориентаций детей в процессе музыкально-художественного воспитания
Выводы по параграфу 2.2.
2.3. Реализация педагогических условий в процессе формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности
Выводы по второй главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания"
Актуальность исследования. Нарастающий в обществе прагматизм, утрата общественно значимых ценностей, интереса к знаниям, к ТРУДУ> ослабление института семьи, подвергающегося многочисленным испытаниям рыночной экономики, уродливые формы инициативы и предпринимательства, изменение ценностных ориентаций учащихся: культ «успеха», погоня за удовольствиями, ограниченность духовной жизни, неуверенность в завтрашнем дне; все эти явления общественной жизни отрицательно влияют на нравственное, психическое и физическое здоровье индивида, ослабляют «генетический банк» российского общества.
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности и напряжения всех его духовно-нравственных сил. Именно такой период переживает наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется ценностно-эстетическим потенциалом общества и живущих ныне поколений. Сейчас важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, что чревато культурным оскудением жизни общества и духовным обнищанием его членов. Приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, не стоят такой цены. Более того, без задействования ценностно-эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Поэтому уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» необходимо подвергать беспристрастной ценностно-нравственной экспертизе.
Вплоть до середины 80-х годов XX века основной тенденцией в развитии теории и практики воспитания являлся примат ценностей, общественно значимых и продиктованных политикой государства. С одной стороны, при подобном подходе сводилась к минимуму роль общечеловеческих и личностно значимых ценностей, но с другой - молодые люди все же имели четко обозначенную систему нравственных ценностей и приоритетов.
Этап перестройки общественного сознания, который продолжается в нашей стране с середины 80-х годов, . характеризуется неопределенностью системы ценностных ориентиров. «Частная собственность», «свобода», «демократия» -внедрение данных понятий в сферу морального сознания создает определенные условия для реальной свободы слова, свободы воли, свободы ценностного выбора. Но следует также отметить, что демократические процессы в значительной степени изменили характер влияния на ребенка различных общественных институтов. Например, семья в условиях рынка значительно больше времени и сил вынуждена тратить на материальное обеспечение условий жизни, чем на становление духовной нравственности детей. Педагогам трудно выбрать верную стратегию воспитания в связи с недостаточностью методического обеспечения данного процесса. В настоящее время, по мнению ряда исследователей, на ребенка все большее влияние оказывают различные неформальные объединения, в том числе асоциальные. В таких условиях необходимо уделять повышенное внимание формированию духовной нравственности подрастающего поколения, поскольку наиболее важным этапом развития человека является школьный возраст, когда школьный возраст, когда происходит рост самосознания личности и активно идет процесс формирования ценностных ориентаций.
Данные обстоятельства актуализируют проблему формирования ценностных ориентаций в обществе и создания для этого необходимых условий. Обращение к данной теме вызвано такими противоречиями:
-между необходимостью формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественном воспитании и неэффективно используемыми условиями для формирования ценностных ориентаций детей в учреждениях дополнительного образования и школах;
-между вредным и не представляющим ценности для ребенка пассивным восприятием огромного потока поступающей музыкальной информации и слабым развитием в педагогической практике активного (волевого) слушания;
-между необходимостью целенаправленной работы педагогов по эффективной организации процесса формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности и недостаточным уровнем содержательной и методической разработанности этих вопросов.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций школьников?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, которые позволили бы наиболее эффективно организовать процесс формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций в музыкально-художественном воспитании учащихся.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.
Гипотеза исследования. Мы исходили из того, что формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания будет осуществляться на основе личностного культуроориентированного подхода и предусматривать комплекс педагогических условий: создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; использование заданий на развитие аксиотворчества; организация рефлексии ценностно-творческой деятельности.
Поставленная цель, выдвинутые гипотетические положения определили задачи исследования:
1.Уточнить сущность понятия «ценностные ориентации», охарактеризовать основные механизмы (факторы, элементы) процесса формирования ценностных ориентаций школьников.
2.Разработать содержание, критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.
3.Экспериментально обосновать совокупность условий, при которых наиболее эффективно формирование ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников.
Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические положения философии, психологии и педагогики о формирующей роли общечеловеческих ценностных ориентаций в воспитании школьника, когда его потребностно-мотивационная сфера не только проявляется, но и складывается в условиях ценностно-ориентированной образовательной и творческо-созидательной деятельности.
Философский аспект изучаемой идеи нашел отражение в работах Г.В. Гегеля, И. Канта, Ж.-Ж.Руссо и других ученых, а психолого-педагогический - в научных трудах В.Видельбенда, Г.Риккерта, Г.Спенсера, А.Мейнонга, Дж.Дьюи, Э.Фромма, А.Г.Маслоу, Т.Парсонса, У.Томаса, Ф.Знанецкого.
В нашей стране вопросам ценностных ориентаций посвящены труды К.А.Абдульхановой-Славской, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Л.А.Воловича, С.И.Гессена, А.Г.Спиркина, П.Синисало, изучавших эту проблему в связи с самоопределением и жизненным путем человека.
При рассмотрении дидактического аспекта проблемы по формированию творческой личности мы опирались на труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, а также на работы О.С.Гребенюка и М.А.Данилова.
Стремление анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм и ценностей привело многих исследователей к осознанию своего подхода к образованию и воспитанию как культурологического. У истоков этого подхода в нашей стране стояли П.Ф.Каптерев, В.А.Сухомлинский, Л.А.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий. В настоящее время в рамках культурологического подхода процесс воспитания рассматривают Е.В.Бондаревская, О.С. Газман, С.В.Кульневич, Л.И.Новикова, В.В.Сериков. Их концепции легли в основу нашего исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов: теоретических (анализ педагогической, психологической, музыковедческой литературы, диссертационных исследований; наблюдения и анализ продуктов деятельности детей и учителей; моделирование); эмпирических (анкетирование, опрос, тестирование, диагностические беседы, беседы в форме диалога, изучение музыкальных дневников, включенное наблюдение, эксперимент и пр.).
База исследования. Основная теоретико-экспериментальная работа осуществлялась в Ярославском городском анимационном центре «Перспектива» и в Детской школе искусств им. Е.М.Стомпелева.
Исследование проводилось в четыре этапа:
Первый этап - диагностический (1995-1996) - изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение педагогического опыта учителей музыки, разработка гипотезы исследования.
Второй этап - поисково-констатирующий (1997-1998)-разработка программы исследования, выявление и теоретическое обоснование условий формирования ценностных ориентаций в музыкально-художественной деятельности ребенка, проведение констатирующего эксперимента по выявлению направленности творческой деятельности учащихся, обобщение и систематизация полученных материалов, поисковая работа, цель которой выявление ценностных ориентаций, их возможностей влияния на культуру воспитания школьников в процессе музыкально-художественной деятельности.
Третий этап - экспериментальный (1999-2000) - работа по реализации педагогических условий формирования ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания, уточнения отдельных теоретических положений, разработка методических рекомендаций.
Четвертый этап - заключительный (2001-2003) - обработка и систематизация полученных результатов, оформление теоретических и практических выводов, внедрение полученных результатов в практику работы педагогов внешкольного образования и преподавателей учреждений дополнительного образования (ДМШ, ДШИ, музыкально-эстетические центры и пр.).
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивались методологическими и теоретическими позициями, логикой научного исследования и адекватным применением методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования. Положения и выводы исследования проверялись в процессе опытной работы, непосредственно связанной с профессиональной деятельностью автора.
Научная новизна исследования состоит в следующем: -разработана модель комплексного воздействия на детей педагогическими средствами в процессе музыкального воспитания с целью формирования ценностных ориентаций;
-определены критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций в музыкально-художественном воспитании школьников;
-выявлены и обоснованы педагогические условия формирования ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия «формирование ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников» на основе личностного культуроориентированного подхода, а также ценностного компонентного состава сформированности ценностных ориентаций школьника; в составлении авторской программы по формированию ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания, с акцентом на ценностные музыкально-художественные средства (дисциплины).
Практическая значимость исследования:
- предлагаемая авторская программа формирования ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания при комплексном изучении предметов эстетического направления позволяет повысить эффективность восприятия у детей на уроках искусства;
- активное использование материалов исследования в учебном процессе школ, внешкольных учреждений способствует повышению его эффективности;
- материалы исследования могут быть использованы для чтения спецкурсов в институтах повышения квалификации, в работе учителей общеобразовательных школ, а также преподавателей учреждений дополнительного образования в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Личный вклад автора заключается:
- в определении возможностей музыкально-художественного воспитания в процессе формирования ценностных ориентаций школьников;
- в обосновании педагогических условий для эффективного формирования ценностных ориентаций детей;
- в составлении программы по музыкально-художественному обучению учащихся во внешкольных учреждениях, где приоритет отдается ценностно-ориентированным воспитательным ситуациям.
На защиту выносятся:
1. Построение процесса формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественном воспитании на основе личностного культуроориентированного подхода.
2.Комплекс педагогических условий, при которых будет обеспечен процесс формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности: создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; использование заданий на развитие аксиотворчества; организация рефлексии ценностно-творческой деятельности.
3.Совокупность педагогических средств, обеспечивающих систему формирования ценностных ориентаций детей на уроках искусства: построение учебно-эстетической деятельности учащихся на основе формирования у них музыкально-образного ассоциативного восприятия через эвритмию; создание ситуаций успеха, необходимого для активизации учебной деятельности школьников; обновление ценностного содержания учебного материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в общеобразовательных учреждениях г. Ярославля: в музыкально-эстетическом центре детского сада № 31, городском анимационном центре «Перспектива», Детской школе искусств им. Е.М. Стомпелева, детском доме Фрунзенского района, коррекционной школе № 38, летнем оздоровительном лагере им. В.П.Чкалова, а также докладывались и обсуждались на различных научных конференциях: Региональная научная конференция преподавателей игры на русских народных инструментах. Ярославль, 1999; Первые Алмазовские чтения: Материалы научной конференции, посвященные 100-летию Ярославского хорового общества. Ярославль, 2000; Вторые Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: Материалы региональной научной конференции. Ярославль, 2002 и др.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. В исследование включены также схемы, таблицы, диаграммы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время процессы гуманизации и гуманитаризации в музыкальном воспитании вызывают потребность более глубокого и детального рассмотрения понятия формирование ценностных ориентаций школьников с позиции культурологического подхода. В рамках этого подхода мы определяем музыкально-художественную воспитанность или эстетическую культуру личности как систему ценностных ориентаций, лежащих в основе творческой музыкально-художественной деятельности школьника. Большинство исследователей, признавая целостность эстетической воспитанности личности, исходят из компонентного ее состава, но наименее разработанным оказался выделенный рядом автором аксиологический (ценностный) компонент в музыкально-художественном воспитании.
2.Многообразие подходов к определению компонентного состава сформированности ценностных ориентаций школьников привело к необходимости выделения инвариантных и вариативных его компонентов на каждом возрастном этапе.
Инвариантными компонентами, по нашему мнению, являются ценностный, когнитивный, деятельностный, творческий и личностный компоненты.
В дошкольном и младшем школьном возрасте (5-9 лет) в качестве вариативного компонента целесообразно рассматривать эмоциональный и коммуникативный компоненты, в младшем подростковом (10-12 лет) к существующим компонентам добавляется правовой.
Основополагающим, определяющим именно сформированность ценностных ориентаций или музыкально-художественную культуру личности, в данной системе взаимосвязанных компонентов, по -нашему мнению, является ценностный компонент.
3.Под содержанием ценностного компонента сформированности ценностных ориентаций или культуры школьника мы понимаем проекцию социально значимых ценностей на сферу музыкально-художественной (творческой) деятельности.
4.В качестве критериев, определяющих уровень сформированности ценностного компонента, мы выделяем:
-меру освоения социально значимых ценностей; -глубину рефлексивного анализа ценностно-творческой деятельности;
-степень проявленного личностью аксиотворчества.
5.В ходе педагогического эксперимента была выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, при которых наиболее эффективно возможно формирование ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников на основе культуроориентированного подхода.
В качестве таких педагогических условий выступают: -содержание воспитания (в виде содержательных блоков) с целью формирования ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников, представляющее собой проекцию социально значимых ценностей на сферу эстетической составляющей культуры общества;
-средства формирования ценностных ориентаций, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей;
-специальным образом выстроенный процесс формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-художественном воспитании школьников, включающий в себя: а) создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; б) использование заданий, востребующих личностное аксиотворчество ребенка; в) организацию рефлексии и ценностно-творческой деятельности учащихся.
6.Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с формированием ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьника. Так, на наш взгляд, дальнейшей разработки требуют вопросы, касающиеся изучения влияния ценностного компонента на формирование деятельностного, когнитивного, личностного компонентов, а также его взаимосвязи с вариативными компонентами в процессе музыкально-художественного воспитания на разных возрастных этапах.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кузьмичев, Лев Анатольевич, Ярославль
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983.-195с.
2. Абдуллин Э.Б. Методическая подготовка учителя музыки: Хрестоматия.- М.: МИРОС, 1992.-57С.
3. Алексеева В.В. Потомки Мнемосины // Искусство и образование.- М.,1998.-№5. -С.38-46.
4. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьника.- М.: Педагогика, 1979.-192с.
5. Алиев Ю.Б., Гембицкая Е., Белобородова В. и др. Музыкальное воспитание в системе эстетического развития личности.- М.: Педагогика, 1983.-С.214-240.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980.Т.1.-С.384.
7. Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли: Избранные психологические труды т.2./ Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, И.В.Кузьмина. М.: Педагогика, 1980. С.82-90.
8. Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996. -23с.
9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-224с.
10. Ю.Апресян Р. Постижение добра. М.: Педагогика, 1986. 84с. 11 .Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки.- М.: Музыка, 1984.-111с. 12.Арчажникова Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности //Советская педагогика, 1986.-Вып.4. С.91-95.
11. З.Асафьев Б.В. Интонация. В кн.: «Музыкальная форма как процесс». Л.: Музыка, 1963.- С.211-365.
12. Н.Асафьев Б.В. Анализ понятия «художественного» в отношении к преподаванию музыки в трудовой школе// Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка. -1976.- Вып. 11. -С.23-25.
13. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973.-С.52.
14. Асмолов А.Г.Личность как предмет психологического исследования.- М.: МГУ, 1984.-104с.
15. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности//Вопросы психологии. М., 1992. -Вып. 1-2. -С.6-14.
16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -192с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса //Методические основы. М.: Просвещение, 1982. -191с.
18. Баренбойм Л.А. Еще раз о воспитании молодых исполнителей. Кн.: «Музыкальная педагогика и исполнительство». Л., 1974. -С.206-216.
19. Бартенев М., Михайлова А. Современные дети в мире театра// Искусство и образование.- М., 1998. Вып.4.-С.74-81.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975.-321с.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.-436с.
22. Бердяев Н.А. Самопознание.- Л.,1991. 398с.
23. Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века.- М.: Педагогика. -1988. 179с.
24. Бестужев-Лада И.В. Деградация искусства XX века глазами социолога // Искусство и образование.- М., 1998.-№ 4.- С.81-90.
25. Бехтерев В.М. Влияние коллектива на личность/ Сборник «Педология и воспитание». М.,1928.
26. Богоявленская А.С. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью. М.,1975.- С. 18-27.
27. Бодалев А.А. Личность и общение.- М.:Педагогика,- 1983.- С.27.
28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
29. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания// Учебное пособие,- Ростов-н/Д.: « Учитель»,-1990. -550с.
30. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х томах. Смоленск: «Русич», 1997.-640с.
31. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: «Аргус», 1994. -208с.
32. Бочкарева О.В. Музыка и диалог. Ярославль: ЯГПУ, 1999.- 137с.
33. Вайнер И. Эстетическое воспитание. Философская энциклопедия в 5 т. М.: Педагогика, 2001.
34. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -58с.
35. Волк П.Л. Эсрадно-джазовая музыка и молодежь// Искусство и образование.-М.,-1991.-№ 1.-С.37-41.
36. Волохов А.В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций// Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.51-53.
37. Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе/ Методические рекомендации. Курск, 1980.- 50с.
38. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью// Социальная работа.- М., 1992. № 1. С.54-57.
39. Выготский JI.С. Искусство и жизнь. Кн.: Психология искусства/под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Искусство, 1987-С.229-250.
40. Выготский JI.C. Вопросы психологии детской игры// Вопросы психологии. М., 1966. -№ 6.- С.38.
41. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 т.- М.: Педагогика Т.З.- М.: Педагогика, 1983. - 386с.- Т.4.- М.: Педагогика, 1984.- 432с.
42. Гавриков С.Т. Нравственное закаливание с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2001.-24с.
43. Газман А.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.-175с.
44. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982.- 96с.
45. Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания//Высш. школа, М., 1974. 103с.
46. Гальперин П. Разумность действий и предмет науки//Психологические исследования. М.: Высш. школа, -1973.-С. 123.
47. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений в 14-и томах. М.: Политиздат, 1932.
48. Горюнова Л.В., Школяр Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроке музыки// Музыка в школе. М., 1991.- Вып.1.-С.30-33.
49. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград: КПУ, 1995.93с.
50. Гулина Т.П., Швед В.М. Путешествие в мир музыки. Минск: «Беларусь», 1991.-С.9-13, 17-18, 23-24, 29-32.
51. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Берлин: «Слово», 1923.-447с.
52. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.-С.17.
53. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: МГУ, 1985.-337с.
54. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423с.
55. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.
56. Дивненко О.В. Эстетика. М.:«Спектр 5», 1994.-145с.
57. Дмитриева А.А. Художественное слово и детский рисунок// Искусство и образование. М., 1998. № 5.-С.44-54.
58. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1982. Вып.15.-С.78-87.
59. Доценко И.Г. Педагогическое управление временным объединением подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1997.-21с.
60. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей//Проблемы ценностей в философии. М.: Политиздат, 1966.
61. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.-144с.
62. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.-146с.
63. Интонация и музыкальный образ/ Сборник статей. М.: Музыка, 1965.-354с.
64. Ищук В.В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при обучении студентов игре на детских инструментах как условие их профессиональной подготовки: Автореф. дис.канд. пед. наук.- М.: НИИ дошк. воспит. АПН СССР, 1987.-25с.
65. Ковалив В. Развитие ассоциативного мышления младших школьников //Искусство в школе. М., 2001. -№ 1.-С. 17-21.
66. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Музыка, 1973.
67. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1985.-111с.
68. Каган М.С. Мир общения: проблема межличностных субъективных отношений. М.: Политиздат, 1988.- 319с.
69. Каптерев П.Ф. Избранные пед. сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704с.
70. Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда. Ярославль: ЯГПУ, 1994. 115с.
71. Кант И. Критика чистого разума. М.: Политиздат, 1960.
72. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. -М.: «Знание», 1984. 80с.
73. Кирьякова А.В. Автор, дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2002.-21с.
74. Ковальчук М.А. Подготовка к социальной самозащите// Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.31-35.
75. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1977. - 176с.
76. Колберг А. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.,1992.
77. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Педагогика, 1994.-290с.
78. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988.- С.110-166.
79. Концепция воспитания учащейся молодежи.- А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский//М.: Педагогика. 1992.- Вып. 3,4. -С.11-19.
80. Копусова В.В. Формирование нравственных цен. ориентаций сельских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2000.-23с.
81. Копцева Т.А. Мир изобразительного искусства. Проблемы организации урока// Искусство и образование. М., 1998,- № 3.-С.41-60.
82. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси, 1987.
83. Кошмина И.В. Православная музыка в школе// Искусство и образование. М., 1998. № 5.-С.63-73.
84. Красильников И.М. Музыкальная культура и образование// Искусство и образование. М., 1999.- № 4.-С.29-54.
85. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки// Вопросы эстетики. М., 1963.
86. Краткий музыкальный словарь/под ред. Ю.Булучевского и В.Фомина.
87. Кубинева JI.A. Психология формирования первичных нравственных представлений на занятиях музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-23с.
88. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Педагогика, 1988.
89. Левицкий О.В. Эстетический аспект концепции массовой культуры. В книге: Этика и эстетика. М.: Музыка, 1977.- Вып.20.
90. Левина О.Г. Подготовка учащихся к разрешению социальных проблем с помощью компьютерных средств: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1996.-20с.
91. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.- 49с.
92. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.-С.226.
93. Леквеишвили Г.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси: ТГУ, 1987.-167с.
94. Юб.Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов: Автореф. дис. канд. социологических наук.- М., 1993 .-21с.
95. Ю7.Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.
96. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 276с.
97. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение. Сборник статей/под ред. Е.В.Шорохов. М.: «Наука», 1975.- 295с.
98. Ю.Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Высш. школа, 1963. -583с.
99. Ш.Мазель А.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., Искусство, 1985.
100. И2.Майерс Девиз. Агрессия: причинение вреда другим. Социальная психология. М.: «Логос», 2000.-583с.
101. З.Майорова Н.Л. Тестирование как педагогическое средство изменения успешности обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1995.-21с. 1 Н.Макаренко А.С. Общие вопросы педагогики. Соч. в 7 т.- М.: Политиздат, 1958.- т.5.
102. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.- 138с.
103. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. М.: Педагогика, 1993. 81с.
104. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьников М.: Педагогика, 1985.-136с.
105. Маслоу А.Г. Самоактуализация// Психология личности: Тексты. М.: Просвещение, 1982. 110с.
106. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
107. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л. Музыка, 1988.- 88с.
108. Мачильский В.А. Дорога к храму//Искусство и образование. М., 1999.№ 4.-С.82-107.
109. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 246с.
110. Метенова Н.М. Развитие чувств// Методическое пособие для детсадов.-Ярославль: «Нюанс», 1998.-40с.
111. Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников на традициях русской культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.-23с.
112. Михайлова М.А. Средства народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1997.-21с.
113. Москвина Т.В. Формирование духовных понятий или путь к очищению // Искусство и образование. М., 1999. № 4.-С.62-68.
114. Молодов А.Н. Основы культуры музыкально-педагогического общения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома: КГПУ, 1996.-24с.
115. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: «Аргус», 1997.-С.96-137.
116. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.-195с.
117. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Ю.В.Келдыша.
118. Музыкально-педагогическая подготовка учителя: сборник трудов. М.: Музыка, 1972.-383с.
119. Назайкинский Е.В. Слух. Слушание. Слышание. Кн.: «Звуковой мир музыки». М.: Педагогика, 1988. С. 177-203.
120. Назарова JI. Введение в песенный фольклор//Искусство в школе. М., 2000.-№ 1.-С.24-29.
121. Наторп П. Социальная педагогика. СПб.,1911. Исследование М.И.Рожкова.
122. Нейгауз Г. Учитель и ученик. Кн.: «Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога» 4-е изд. М.: Музгиз,1982.-С. 184-218.
123. Неменский Б. Искусство и отношение к миру. Книга «Мудрость красоты». О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика, 1987.-С. 18-23.
124. Нечаев Н.Н Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Наука, 1985. 0,21.
125. Никандров Н.Д. Цели воспитания на рубеже XXI века. М.: «Эйдос лист», 1999.- Вып.7.
126. Новикова А.А. Влияние средств массовой информации и коммуникации на индивида. Медиа//Искусство и образование. М., 1999. № 4.-С.68-81.
127. Новикова Л.П. О мотивации учащихся на уроках музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1997.-23с.
128. Новое педагогическое мышление/под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. 308с.142,Общение и формирование личности школьника/ под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевского. М.: Педагогика, 1987.- 152с.
129. Орлова Е.М. Инновационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История, становление, сущность. М.: Музыка, 1984.-302с.144.0собенности подражания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
130. Перри Р.Б. Презентация философских тенденций. Лондон, 1929.
131. Павловский А.Ф. Формы и методы эстетического воспитания школьников//Искусство в школе. М., 2000. -№ 4.-С.82-95.
132. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика, 1998. -640с.151 .Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Просвещение, 1992. -253с.
133. Психология. Словарь/под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -495с.
134. Психолого-педагогический словарь/ Ред. А.М.Мижериков. Р/Д., 1998.
135. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности /Редактор В.М. Подуровский и Н.В.Суслова. М.: «Владос», 2001.-318с.
136. Попов Г.А. Противоречия в процессе нравственного становления личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. -24с.
137. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.:«Владос», 2000.-573с.
138. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Музгиз, 1976.
139. Радугин А.А. Эстетика. М.: «Центр», 1998.- 236с.
140. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дис. канд. пед наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-23С.
141. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское кн. изд-во. 1987.- 119с.
142. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 1994.- Вып.1.- С. 16-19.
143. Рожков М.И. Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.3-17.163 .Рожков М.И. Социализация личности ребенка в условиях СПО-ФДО.- М., 1991.-38с.
144. Рожков М.И. Подготовка учащихся профтехучилищ к управленческой деятельности//Методические рекомендации. М.: Выс. школа, 1988. -78с.
145. Рожков М.И., Байбородова JI.B., Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н. и др. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 1997. Вып. 10.-196с.
146. Рожков М.И. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот// Методическое пособие. Автор, коллектив: Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.А. Ковальчук, О.Н. Посысоев. Ярославль: ЯГПУ, 1999.-65с.
147. Рожкова О.Ф. Включение учащихся в процесс социального творчества // Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.22-24.
148. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Соч. в 2-х т. Т.1.М., 1963.-С. 135.
149. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.,1911.
150. Сазонова А.Н. Воспитание ценностного отношения к образованию// Мир образования. М.,2001. -№-1.-С.58-62.
151. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999.- 227с.
152. Сластенин В.А. Формирование культуры учителя. М.: Прометей, 1993.-123с.
153. Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1989.- 621с.
154. Смекалова Е.М. Воспитательная система в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1994.-24с.
155. Смелзер Н. Социология. М.: «Феникс», 1994.- С.390.
156. Смирнов К. Курс педагогики. Часть 1. Изд. № 6. М., 1913.
157. Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта уч-ся: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ярославль, 1997.-21с
158. Солдатенков А.Д. Духовно-значимые ценности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-23с.
159. Сохор А. Воспитательная роль музыки. JL: «Музыка», 1975.
160. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки// Сов.композитор, М., 1980.- С.79.181 .Социальная адаптация учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1999. -132с.
161. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Изд. Уральского университета. Свердловск, 1989. 148с.
162. Стравинский И. Хроника моей жизни. М.: Музгиз, 1963.- С.122.
163. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963.
164. Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания// Народное образование. М.,1968.-Вып.Ю. С.55-56.
165. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань, 1991.-23с.
166. Теплов Б.Психология музыкальных способностей. М.-Л.АПН РСФСР, 1947
167. Трегубова Т.И.Подготовка школьников к управленческой деятельности // Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.26-31.
168. Уманская И.А.Педагогическое стимулирование преодоления затруднений взаимодействия старшеклассников с педагогами: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1996.-25с.
169. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 150с.
170. Ушинский К.Д. Пед. сочинения в 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990.-528с.
171. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Избр. пед. соч.: в 2-х томах/ под ред. А.И.Пискунова, Г.С.Костюни, Д.О.Лорднипанидзе, М.Ф.Шабаевой. М.: Педагогика, 1974.-Т.1.-С.229-547.
172. Филиппов Г.А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1993.-25с.
173. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1983.
174. Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях// Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.53-56.
175. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-39с.
176. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 256с.
177. Хуторской С.А. Информатизация образования. М.: Педагогика, 1994. -Вып.1.-С.13-15.
178. Шварцман К.А. Проблемы нравственного воспитания (в поиске решений). М.: Знание, 1988.- Вып. 3.
179. Шендрик А. Духовная культура современной молодежи: сущность, состояние, пути развития. М.: Педагогика, 1990.
180. Эльконин Д. К проблеме переодизации психического развития в детские годы// Вопросы психологии. М.,1971. Вып.4. Избранные психологические труды. М.Д989.-С.25-263.
181. Эстетическое воспитание. М.: Высш. школа, 1979.-396с./Под ред. В.Н.Толстых, Б.А.Эренгросса, К.А.Макарова.
182. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство.-1964.-С.67.210Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989.426с.
183. Энциклопедический словарь/ под ред. Б.А. Введенского. М.: БСЭ, 1957. 712с.
184. Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2003.-23с.