автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций
- Автор научной работы
- Шестаков, Александр Дмитриевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Иркутск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шестаков, Александр Дмитриевич, 2000 год
Введение.
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений.
1.1 Сущность нравственных ценностей и ценностных ориентаций, генезис взглядов на развитие проблемы в отечественной науке.
1.2 Возможности русских национальных традиций в формировании ценностных ориентаций.
1.3 Социально-психологические особенности студентов и их учет при формированийчцениостных ориентаций.
Глава 2. Содержание и организация - опытно- эксперимен-ф тальной работы.
2.1 Критерии и методика выявления уровня сформированности ценностных ориентаций. 2.2 Модель формирования ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений.
2.3 Динамика формирования ценностных ориентаций в процессе опытно-экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций"
Коммерциализация общества, новые формы труда и его оплаты, изменившиеся отношения к собственности, расширяющееся информационное пространство затронули глубинные основы социальной жизни нынешнего поколения.
Когда рождается государство с новой идеологической ориентацией, остро возникают проблемы формирования нового человека, его сознания и самосознания, жизненных ценностей и духовных возможностей, сил, способностей. Сегодня происходит подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, интенсивное навязывание чужеродных российскому менталитету эталонов поведения, мышления. Современные публицисты, социологи, философы описывают духовную жизнь молодежи как «кипение митинговых страстей», «брожение умов», «разочарованное социалистическое сознание», утверждая при этом, что догмат веры в нашу страну как самую передовую, самую справедливую рухнул и уступил место безверию.
В это время иностранные суррогаты внешнего благополучия внедряются в психику людей на сознательном и бессознательном уровне. Мировоззренческая пустота быстро заполняется культом «золотого тельца». Порой власть денег буквально обожествляется, внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения в период «дикого капитализма», поры первоначального накопления средств, приемлемы. Кризис гуманизма, кризис доброты, переход на рыночные рельсы вынуждает человека перешагнуть многие нравственные принципы. Страну захлестнул поток непристойностей, пошлости, садизма, который под лицемерным лозунгом свободы самовыражения вторгается в нашу обыденную жизнь.
На головы детей обрушивается информация, выставляющая зло в привлекательном свете. В молодежной среде нарастает потребительская психология, повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная напряженность, эгоизм, пренебрежение к истории и культуре своего Отечества.
Таким образом, сегодня отмечается своеобразный ценностный вакуум, разрушение ценностных нормативных оснований общества. Разрушению нравственных ценностей способствует и размытость социально-нравственных ориентиров, незавершенность процесса формирования законодательной базы Российской Федерации, несформированность отношения к Российскому государству и его символам.
Вызывает тревогу и тот факт, что наряду с вестернизацией важнейших сфер жизни российского общества, американизацией духовно-нравственных ориентации молодежи, насаждением в сознание россиян образчиков и стереотипов западной культуры, происходит уменьшение числа теле- и радиоканалов, по которым еще обеспечивается передача национальных, культурных ценностей подрастающему поколению.
В российском обществе возникает деструктивная для развития личности, опасная по своим последствиям социальная ситуация. Появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними, усиливает бездуховность, падение образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения.
Вместе с тем, наряду с отмеченными выше негативными явлениями мы можем констатировать своеобразный национальный парадокс, выражающийся с одной стороны, в определенной популярности общечеловеческих ценностей, планетарного мышления, глобального менталитета, с другой - взрыва этнично-сти, национального сознания, интереса к национальным традициям и культуре.
Разрешить данное противоречие, видимо, может приобщение новых поколений к общечеловеческой и национальной культуре, которая является созидательной и личностно - сберегающей по своей сущности, так как она утверждает в качестве приоритетных ценностей духовность, отказываясь от индивидуализма как мировоззренческого принципа, намечает определенное отношение к вечному и природному миру, к другим людям и к самому себе.
Сегодня уже мало кто будет отрицать, что российское общество переживает кризис национальной культуры, поэтому все чаще звучат слова о том, что будущее русской нации связано с направленностью на нравственное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции и ценности.
Трудно не согласиться с мыслью о том, что кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, и не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Факт, что именно высокий духовный потенциал общества может быть гарантом его выживания, признается в настоящее время всеми. Отсюда вполне понятны требования к формированию нравственных ценностей личности, которые одновременно могут стать условием нахождения общего языка коммуникации людей при разрешении основополагающих проблем современности.
Многочисленные исследования (16; 17; 33; 67; 184 и др.) показывают, что сегодня как никогда остро стоит проблема подготовки специалистов, подлинных интеллигентов, носителей национальных и общечеловеческих ценностей.
В ходе исследования нами были изучены фундаментальные работы философов, психологов, педагогов, социологов, этнографов, культурологов (14; 21; 34; 47; 51; 60; 70; 84; 100; 178 и др.).
Анализ литературы по изучаемой проблеме проводился в пяти направлениях.
Первое направление связано с изучением генезиса взглядов на проблему ценностей: антологии философско-педагогической мысли в области этики в эпоху Просвещения (М.Монтень, И.Кант, А. Дистервег и др.) и концептуальных подходов, отражающих содержание, условия и пути формирования новых взглядов и новых отношений в период смены идеологической парадигмы России 1907-20 г.г. (К.Н.Вентцель, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.Ф. Каптерев и ДР-)
Второй аспект касался общих вопросов развития личности ( К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, Л.С. Выготский, и др.) и общетеоретических работ по нравственному воспитанию (А.И. Дулов, Е.В. Бон-даревская, В.И. Петрищев, Т.А. Стефановская, В.Г. Хворостовская, М.И. Шилова и др.)
Третье направление - изучение работ по проблеме нравственных ценностей и ценностных ориентаций. Здесь мы выделяем работы, рассматривающие сущность морали и нравственных ценностей (JI.M. Архангельский, О.Г. Дро-бицкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, JI.H. Столович, А.И. Титаренко и др.) Нами также изучены работы, где ценностные ориентации рассматриваются как объект исследования в педагогике (P.A. Ахмадеева, В.В. Богатов, Г.Ф. Брайченко, Л.О. Валиева, и др.), философии (З.П. Баева, Е.А. Подольская, Т.Н. Пороховская и др.)
Четвертое направление связано с изучением работ, посвященных раскрытию национальной обусловленности процесса формирования личности и ее ценностных ориентаций: философов (И.А. Ильина, H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского и др.), педагогов и психологов (A.A. Данилова, A.B. Кирьяковой, B.C. Колесник и др.), социологов (В.В. Водзинской, К.С. Сарингуляна, О.Ю. Овчинниковой и др.), культурологов и этнографов (Н.И. Кравцова, М.А. Некрасовой, К.В. Чистова и др.)
Пятое направление связано с изучением исследований, проводимых в рамках Иркутской лаборатории проблем нравственного воспитания НИИ ОПВ АПН СССР.
В плане интересующей нас проблемы заслуживают внимания диссертационные работы Е.И. Лемзяковой, в которой школьные традиции рассматриваются как средство повышения эффективности воспитательной работы; Г.И. Скретнева, изучающего влияние народных традиций на формирование нравственных качеств личности младшего школьника в семье; O.A. Лапиной, раскрывающей процесс формирования ценностных ориентации старших подростков в общественно-полезной деятельности. Ретроспективный взгляд на проблему позволил более четко представить динамику интереса к исследуемому вопросу, обозначить собственные подходы к его решению.
В целом анализ диссертационных работ последних лет показывает, что в них особое внимание уделяется исследованию особенностей национальной культуры и ее возможностей для духовно-нравственного развития личности. Так, изучению проблем возрождения национальной культуры посвящены диссертационные исследования Э.Ш. Анганова (Бурятия), В.И., О.Д. Овчинниковой (Удмуртия), Ш.Ш. Залялиева (Татарстан), З.М. Магомедова (Дагестан) М.А. Муратовой (Узбекистан) и др.
Особую ценность для нашего исследования представляет диссертационная работа О.М. Батчаева, где автор выявляет условия и возможности использования национальных народных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства с учетом особенностей культуры региона. Рассматривая народные традиции Карачаево-Черкессии, О.М. Батчаев разработал и научно обосновал методические рекомендации по экспериментальному спецкурсу «Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев с учетом прогрессивных традиций народной педагогики». Интерес, на наш взгляд, представляет целостное отражение народного искусства народов Кавказа, России и зарубежных стран (18).
Нравственный потенциал калмыцкого эпоса представлен в работе Б.К. Секенова, где автор убедительно доказывает возможность формирования ценностного отношения к национальным традициям в условиях образовательного процесса гимназии на основе углубления этнокультурной направленности образовательного процесса. Рассматриваемые в работе проблемы этничности в рамках различных объяснительных моделей и теорий, (инструменталистская, концепция аффилиации и компенсаторных потребностей, гедонистическая и конструктивистская и т.д.) расширяют и углубляют знания о народной культуре в рамках ее философского, психологического, педагогического осмысления. В данном исследовании заслуживает внимания разработанная модель выпускника, способного транслировать национальные ценности и традиции последующим поколениям. Вместе с тем, «ценностное отношение к действительности», исследуемое автором, еще не может свидетельствовать о сформированной ценностной ориентации, так как является лишь одним из структурных компонентов этого сложного образования (158).
Существует ряд диссертационных работ, посвященных изучению нравственного потенциала русской национальной культуры. Так H.A. Прямкова исследует возможности профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства с учетом особенностей региональной традиционной культуры России (134).
В диссертационной работе A.C. Метелягина рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры (107).
Особый интерес для нашего исследования представляет диссертационная работа A.B. Палилей, в которой изучаются национальные хореографические традиции сибиряков (119).
Возможности нравственного воспитания старшеклассников на основе морально-этических традиций русских (семейских) Забайкалья исследует A.M. Леонов (99).
Проблема возрождения этнокультурных традиций русского народа раскрывается в диссертационном исследовании A.A. Поляковой, где автор дает развернутую характеристику педагогической сущности духовной традиции с точки зрения ее роли и места в системе гуманитарной подготовки школьников 5х-6х классов. Заслуживает внимания модель реализации интегративной функции духовной традиции русского фольклора в обучении гуманитарным наукам. Своеобразной «культурной амнезией» называет автор пренебрежение значительной частью этноса исторически накопленным опытом, функционирующим в виде традиций. Нельзя не согласиться с автором, что деформация в национальном развитии России вызвала глубокий кризис и у русского народа, что в итоге отрицательно сказалось на его национальном самосознании, нравственном потенциале, этнической самобытности (126).
Анализируемые работы представляют различные аспекты изучаемой проблемы применительно к учащимся средней школы. Нами найдено весьма незначительное число работ, посвященных изучению ценностных ориентации студенчества (Л.Л. Андреев, Л.П. Волкова, Е.Е. Реброва, М.А. Скринник и др.) Отдельные вопросы формирования духовных потребностей студенческой молодежи анализируются в исследования Н.Ю. Ефимовой, А.Н. Семашко (66; 159). Рассматривая роль ценностных ориентаций, формирующих знания, мировоззрение, самосознание, авторы видят их назначение в выявлении духовных потребностей человека. Е.И. Хачикян изучает формирование и развитие ценностных ориентаций у учащихся техникума средствами художественной литературы (184).
Диссертационное исследование О.В. Ивановской углубляет понимание процесса становления личности новыми представлениями о механизмах и глубинных основаниях ценностной ориентации. Автор рассматривает такую ценность как «вера» в системе ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа и приходит к выводу о необходимости ее воспитания через актуализацию конкретного содержания, основываясь на механизмах переориентации сознания с фактов и значений на сущностный смысл. При этом процесс формирования ценностных ориентаций включает в себя три формирующих этапа: рефлектив-но-аналитический, рефлективно-поисковый и созидательно-творческий. Внося существенный вклад в теорию формирования ценностных ориентаций, данное исследование, на наш взгляд, оставляет в стороне такую важную проблему, как определение критериев сформированности ценностных ориентаций молодежи и важнейшие приоритеты в их нравственном ориентировании (74).
В диссертационном исследовании А.Ю. Ефремова разработаны условия и средства педагогической поддержки самореализации ценностных ориентаций у слушателей высших учебных курсов МВД РФ. Нельзя не согласиться с автором, что феноменология нравственных ориентаций и ценностей позволяет обосновать научные основы их формирования с учетом возрастной и профессиональной специфики. Однако, вызывает сомнение, что специфика профессионального обучения априори предполагает у слушателей общие ценностные ориентации на такие понятия как духовность, культура, Кодекс чести сотрудника ОВД и др. Прежде всего, философско-этические категории и нормативные документы не являются рядоположенными понятиями и, рассматриваемые отдельно, вероятно могут составлять определенный ценностный ряд, но еще не свидетельствовать о ценностных ориентациях личности (67).
Проведенный анализ научной литературы позволяет заключить, что хотя вопросам формирования ценностных ориентаций уделяется большое внимание в исследованиях философов, социологов, психологов, педагогов, изучение национальных традиций различных этносов в нравственном воспитании носит, как правило, фрагментарный характер. Учеными изучаются прикладное искусство, танцевальный и песенный фольклор, эпос и т.д. Нами не обнаружено работ, рассматривающих аксиологический потенциал русских народных традиций как целостного культурно-исторического феномена; практически отсутствуют исследования, раскрывающие суть взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей в свете новой социокультурной ситуации, не разработана система формирования ценностных ориентаций. Кроме того, при наличии значительного количества работ по проблеме ценностей и ценностных ориентаций, объектом исследования выступают учащиеся общеобразовательной школы или студенты высших учебных заведений.
Анализ исследований показал, что в педагогической теории также сложилось объективно существующее противоречие между необходимостью формирования ценностных ориентаций на качественно новом уровне и отсутствием содержательной и методической основы адекватной новой социальной ситуации.
Поиск путей разрешения данного противоречия составляет проблему нашего исследования, актуальность которого определяется объективными потребностями социальной и педагогической практики.
Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность исследуемой проблемы определили тему диссертации:
Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций».
Целью настоящего исследования является разработка модели формирования ценностных ориентаций у студентов.
Объектом исследования является педагогический процесс в среднем специальном учебном заведении.
Предметом исследования выступает процесс формирования ценностных ориентаций средствами русских национальных традиций.
Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентаций, представляющих собой сложное образование, структурными элементами которого являются идеалы, убеждения, оценочные отношения, умения руководствоваться знаниями в поведении, будет протекать наиболее эффективно, если реализуется разработанная автором модель, а именно:
- при формировании ценностных ориентаций будет соблюдена определенная иерархия целей-перспектив: аутентичные ценности, национальные ценности, общечеловеческие ценности, которые выступают в качестве содержательной основы и этапов формирования ценностных ориентаций;
- на каждом этапе формирования ценностных ориентаций расставляются акценты в педагогических влияниях на когнитивный, эмоционально-оценочный или поведенческий компоненты;
- студенты включены в практическую деятельность через участие в фольклорных ансамблях, работе центра народного творчества;
- установлено соотношение средств обучения с целью создания ритма во влияниях при формировании ценностных ориентаций на основе русских национальных традиций.
Задачи исследования.
1. Определить суть корреляции общего (общечеловеческие ценности), особенного (национальные ценности) и единичного (личностно-значимые ценности).
2. Определить содержательную основу и этапы формирования ценностных ориентаций.
3. Установить логику формирования компонентов ценностных ориентаций и виды деятельности, способствующие развитию когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.
4. Определить взаимосвязь содержания программного материала, работы по предмету и внеаудиторной работы при формировании ценностных ориентаций на основе русских национальных традиций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили диалекти-ко-материалистические положения о единстве законов природы и общества в развитии человека, о социально-деятельностной сущности сознания и самосознания личности, философское учение о всестороннем духовно-гармоничном развитии личности, о социальной сущности личности, теоретическая концепция этнографии, в основе которой лежит представление о единстве человечества, человеческой истории и культуры, концептуальные подходы отечественных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры, основополагающие положения ученых философов, культурологов, психологов в области теории ценностей.
Для решения поставленных задач использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов, базирующихся на законах материалистической диалектики.
Исходным теоретическим методом исследования выступило восхождение от абстрактного к конкретному, как движение к все более полному, всестороннему и целостному анализу, выявление путем абстрагирования, путем индукции и дедукции сущностных характеристик, закономерностей формирования и развития нравственных ценностных ориентаций, осуществление теоретического синтеза, в результате которого выявлены различные теоретико-исследовательские подходы к изучаемой проблеме.
Нами также использовалась совокупность эмпирических методов, в частности различные виды наблюдения, беседы с преподавателями и студентами анализ учебной литературы, изучение опыта работы по формированию ценностных ориентаций. Применение метода опытной проверки и эксперимента вызвано необходимостью апробации модели работы по формированию ценностных ориентаций.
Решение поставленных задач по проверке выдвинутой гипотезы осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1994-1995 г.г.) изучалась философская, социологическая, психологическая, этнографическая, культурологическая литература по теме исследования, определялась его общая стратегия. Разрабатывалась рабочая гипотеза, методика выявления уровня сформированности ценностных ориентаций, обобщался опыт работы педагогов средних специальных учебных заведений по формированию ценностных ориентаций. Осуществлялась апробация отдельных идей исследования, была проведена диагностика сформированности уровня ценностных ориентаций.
На втором этапе (1995-1998 г.г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, содержание которой было направлено на апробацию модели формирования ценностных ориентаций, уточнялись и корректировались ее отдельные элементы, систематизировались и обобщались эмпирические данные. Всего в эксперименте приняли участие 890 студентов, проведено анкетарование 102 педагогов, изучался опыт работы Тулунского, Усольского педагогических колледжей, музыкально-педагогического факультета Иркутского государственного педагогического университета.
На третьем этапе (1999-2000 г.г.) обрабатывались, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.
Экспериментальной базой исследования явились музыкально-педагогический колледж г. Иркутска, музыкальное училище г. Иркутска, школа музыкантских воспитанников г. Иркутска.
Научная новизна исследования состоит в том, что уточнена аксиологическая составляющая русских национальных традиций, определено ее соотношение с общечеловеческими ценностями, введено и обосновано понятие «аутентичные ценности», углублены представление об иерархии общего (общечеловеческого), особенного (национального) и единичного (индивидуального) в системе ценностных ориентаций студентов, определены этапы в формировании ценностных ориентаций и логика развития их отдельных компонентов. Определены возможности содержания программного материала работы по предмету и внеаудиторной работы для формирования ценностных ориентаций на основе русских национальных традиций.
Практическая значимость исследования состоит в разработке критериев, конкретных показателей и методики выявления уровня сформированности ценностных ориентаций, позволяющих определить ценностную типологию студентов; в разработке модели формирования ценностных ориентаций, обосновании соотношения учебной, внеаудиторной работы и работы по предмету с целью создания ритма во влияниях; определении организационных и методических особенностей формирования ценностных ориентаций, определении видов деятельности для гармоничного развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов на основе русских национальных традиций.
Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ и высших учебных заведений, в ходе семинарских занятий, спецкурсов, лекций по педагогике, специальным дисциплинам, при повышении квалификации работников образования.
На защиту выносятся следующие положения;
• Модель формирования ценностных ориентаций в современных условиях включает иерархию целей-перспектив, которые определяют содержательную основу и выступают в качестве этапов формирования ценностных ориентаций, последовательность которых осуществляется в логике аутентичные ценности —► национальные ценности —► общечеловеческие ценности.
• Эффективность формирования ценностных ориентаций обеспечивается рас-ставлением акцентов во влияниях на когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компонент в соответствии с этапами их формирования и включением студентов в активную творческую деятельность через участие в фольклорных ансамблях, работе центра народного творчества.
• Соотношение программного материала, работы по предмету и внеаудиторной работы определяется необходимостью создания ритма во влияниях на основе доминирующего характера одного из средств обучения, исходя из содержания воспитательных возможностей на основе русских национальных традиций.
Достоверность полученных выводов подтверждается количеством респондентов, включенных в педагогический эксперимент, результатами опытно-экспериментальной работы, сочетанием комплекса методов, адекватными задачам исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении основных положений, хода и предварительных итогов научного поиска на ежегодных собраниях Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования (г. Иркутск, 1998-1999 г.г.) на V съезде работников образования Иркутской области (г. Иркутск, 1997 г.), Августовских конференциях педагогических работников педагогических училищ, колледжей Иркутской области (1997-1999 г.г.), на заседаниях научно-теоретического семинара Иркутского музыкально-педагогического колледжа (1996-1999 г.г.)
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 204 наименования и 14 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
161
Заключение
В целом, проведенное исследование, подтвердив исходную гипотезу, позволило сделать следующие основные выводы:
Изучение проблемы содержания нравственных ценностей позволяет говорить об ее обусловленности филогенезом.
Анализ философских, социологических и педагогических исследований показал, что когда рождается государство с новой идеологической ориентацией, остро возникают проблемы формирования нового человека, его самосознания, жизненных ценностей, духовных возможностей, сил и способностей.
В настоящее время суть проблемы составляет противоречие между необходимостью глобального мышления и этнической самоидентификацией личности. Педагогическая интерпретация данного противоречия состоит в разрешении проблемы взаимосвязи общечеловеческого и национального в вопросе о ценностях, который до настоящего времени является наименее изученным.
При определении взаимосвязи общечеловеческого и национального, мы установили, что данные системы ценностей нельзя представить в виде взаимоисключающих противоположностей равно как и абсолютного единства. Опираясь на философские положения H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, Вл. Соловьева, С.Н. Булгакова и др., мы пришли к заключению, что общечеловеческое не существует само по себе, в «чистом» виде, но связано с национальным, существует в национальном и через национальное. Последнее проявляет себя в рамках общечеловеческого и оказывает влияние на функционирование и развитие общечеловеческого. Следовательно, общечеловеческие ценности не противостоят национальным ценностям, но взаимодополняют и обогащают друг друга. Общечеловеческие ценности мы рассматриваем как ядро и внутреннюю основу человеческой жизни и культуры, идеальную форму всеобщности, отождествляющие все прогрессивное, выработанное человечеством, и соответствующее его интересам в целом. Национальные ценности признаются определенной этнической общностью, носят относительно самостоятельный характер, формируются в результате осознания нацией своих потребностей и пронизывают все сферы общественной жизни.
Исследуя содержательный аспект ценностей, мы изучили антологию фи-лософско-педагогической мысли в различные эпохи развития человеческого сообщества, множество концепций (социально-рационалистического, социально-реформистского, антрополого-гуманистического направления), появившиеся в России в 20-е годы, приоритетные ценности советского периода, различные позиции современных ученых относительно содержания ценностей.
Проведенный теоретический анализ дал нам основание сделать вывод о том, что система общечеловеческих ценностей, присущая также и отечественной нравственности наиболее полно изложена В.А. Караковским и заключает в себе такие категории как: «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Земля».
Личностное отношение к нравственным ценностям прослеживается в ценностных ориентациях. Анализ современных педагогических исследований позволил обосновать собственный подход к пониманию данной категории и рассматривать ценностные ориентации как сложное структурное образование, основными элементами которого являются идеалы, которые определяют сознание отношение к объектам и явлениям окружающего мира и являются побудителями деятельности и поведения. Такой подход к пониманию сущности ценностных ориентаций дал возможность выделить ряд компонентов: когнитивный, который проявляется в глубине и осознанности знаний, самостоятельности и устойчивости суждений, наличии твердых убеждений; эмоционально оценочный, проявляющийся в оценочных отношениях, силе эмоциональных переживаний; поведенческий, выражающийся в умении руководствоваться знаниями в поведении, устойчивости поведения в различных ситуациях.
В качестве важнейшего механизма поддержания, сохранения основного смыслового содержания национальных ценностей, мы рассматриваем традицию, понимая под этим термином прежде всего образец этнической культуры, трансляцию специфических культурно-ценностных форм от поколения к поколению.
Определяя аксиологический потенциал русских народных традиций мы установили, что они позволяют формировать национальное самосознание, создают идеалы, знакомят с базовыми ценностями русской культуры, то есть создают когнитивную основу интериоризации ценностей. Нравственная оценка событий всегда присутствующая в фольклоре, образность, одухотворенность русских обрядов способствуют формированию эмоционально-оценочного компонента. Поведенческий компонент формируется через усвоение образов и способов поведения, представленных в семейно-бытовых обрядах, календарно-обрядовой поэзии и других формах фольклора. В ходе исследования мы соотнесли принятую нами за основу систему ценностей с аксиологическим потенциалом русских национальных традиций. Корреляция общечеловеческих ценностей с аксиологической составляющей русских традиций (Человек, Семья, Отечество, Труд, Земля) рассматриваются нами как содержательная основа взаимосвязи общечеловеческого и национального, как отражение общечеловеческого и особенного.
Изучая ценностную типологию студентов, мы установили, что личностный смысл для них имеют те категории, которые составляют содержательную основу взаимосвязи общечеловеческих ценностей и национальных ценностей (Отечество, Семья, Человек, Труд, Земля). Данные ценности мы определяем как аутентичные (от греч. а^еИеп^коэ - подлинность).
В аутентичных ценностях общечеловеческие и национальные идеалы и требования морали совпадают с внутренними мотивами. По отношению к общему (общечеловеческие ценности) и особенному (национальные ценности) аутентичные ценности выступают как единичное. Аутентичные ценности являются системообразующей идеей и моральным консенсусом между общественными идеалами и личностно значимыми потребностями.
Изучение теоретических основ ценностных ориентации позволило нам разработать гипотетическую модель их формирования.
Целью и результатом нашей модели является ценностные ориентации. В качестве идеального мысленного предвосхищения результата деятельности выступают общечеловеческие ценности, восхождение к которым мы начинали с идентификации студентов как русских (аутентичные ценности) и последующую идентификацию как гражданина России (национальные ценности). Последовательное выдвижение целей (ближних, средних и дальних перспектив) являлось одновременно содержательной основой и отражало этапы формирования ценностных ориентаций. О реализации цели мы судили по убеждениям, оценке событий и явлений, устойчивом умении руководствоваться знаниями в поведении.
Педагогический процесс в экспериментальной группе осуществлялся в соответствии с разработанной нами моделью.
Основываясь на идее А.И. Дулова, мы взаиморасположили во времени внешние влияния, оказываемые содержанием программного материала, работой по предмету и внеаудиторной работой. При этом мы уточнили соотношение инвариантной и вариативной части учебного плана и пришли к заключению, что на каждом этапе формирования ценностных ориентаций необходимо выделение организационных и методических доминант.
Мы установили, что важной особенностью процесса формирования ценностных ориентаций является то, что он характеризуется последовательными движением от выработки знаний, оценке ценности, значимости постигаемой действительности, явления, к руководству данной ценностью в собственном поведении.
Наше исследование доказывает, что процесс формирования ценностных ориентаций проходит наиболее эффективно, если расставляются акценты во влияниях на формировании выделенных нами компонентов в зависимости от этапов формирования ценностных ориентации и типологических особенностей студентов.
Наше исследование показало, что субъектная позиция студента в педагогическом процессе обеспечивает рациональное использование аксиологического потенциала русских национальных традиций для формирования ценностных ориентаций. Данное сложное структурное образование в целом, и его отдельные компоненты формируются более продуктивно у студентов музыкально-педагогического колледжа, если они находят применение одновременно в эстетической, эмоциональной и нравственной сферах деятельности.
Участие студентов в работе городского Центра народного творчества дало возможность осуществлять ценностное ориентирование в процессе конкретной деятельности на основе формирования установки, мотивации, осмысления личностной и общественно-ценной значимости действий.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная нами модель эффективна. Ориентирование на аутентичные ценности сформировано на уровне всех компонентов, национальные ценности характеризуются сформированностью когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов, по ряду общечеловеческих ценностей (Знания, Культура, Мир) удалось сформировать только когнитивный компонент.
В целом в экспериментальной группе возросло число студентов, которых мы отнесли к высокому уровню сформированности ценностных ориентаций (с 20% до 48%).
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шестаков, Александр Дмитриевич, Иркутск
1. Абдулина A.A. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань, 1994,- 17с.
2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида.- М.: Мысль, 1977. -224с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 297с.
5. Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении //Русская идея. -М., 1992.- 127с.
6. Актуальные вопросы воспитания духовных ценностей у студентов транспортных вузов : Метод.рекомендации. Л., 1987. - 35с.
7. Алексеев Б.Л., Тихомирова Г.Г. Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям. Чебоксары, 1994. - 151с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Том 1 С. 17-55, С.124-179.
9. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций. Улан-Удэ, 1995. - 160с.
10. Андреев Л.Л. Формирование исторического самосознания у студентов педагогического колледжа: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1998,-15с.
11. Анисимов С.Ф. Структура нравственности у личности. М.: Изд. МТУ, 1975.-235с.
12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. -253с.
13. Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в воспитательной работе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. -26с.
14. Арутюнян Ю.В., Дробжиева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология. Учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 1999 - 271с.
15. Архангельский JI.M. Моральные ценности и современность //Вопросы философии. 1983.- №11.- С.88-93.
16. Ахмадеева P.A. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: на материалы музыкальной подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 20с.
17. Баева З.П. Социальные ценности в формировании духовной культуры студенчества: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1990. - 16с.
18. Батчаев О.М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 1996.- 17с.
19. Байчекуева Н.Х. Научно-педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе: на примере подготовки учителей в Кабардино-Балкарии: Дис. . канд. пед. наук. М., 1995. -189с.
20. Беджанов Ю. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 25с.
21. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. Учебное пособие.-М., 1998-238с.
22. Белозерцев Е.П. Русская школа. М.: Мысль, 1996. - 120с.
23. А.Ю. Белогуров, Ю.А. Белогуров, Г.М. Елканова. Гуманизация и этнизация: две реалии современной педагогики //Педагогика. 1996. - №3. - С.125-127.
24. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.
25. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1918. - 100с.
26. Беляев В.И. Традиции народности в педагогике С.Т. Шацкого // Педагогика. 1994. - №5. - С.70-73.
27. Беронтайте И.Ю. Народные календарные праздники и обряды в современной культурно-просветительной работе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1989.- 15с.
28. Блонский П.П. О национальном воспитании //Вестник воспитания. 1915. -№4. -С. 18-22.
29. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456с.
30. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Дис. . канд. пед. наук, М., 1995. 262с.
31. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века //Педагогика. 1996. - №3. - С.72-75.
32. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. - №4. - С.29-31.
33. Брайченко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций у студентов института средствами музыкального искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Киев, 1990.- 24с.
34. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 198с.
35. Буева Л.П. Человек. Как высшая ценность и главное богатство общества //Человек в системе наук. М., 1989. - С.493-502.
36. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Мысль, 1992. 68с.
37. Булгас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей -культурных символов в индивидуальном сознании //Вопросы психологии. -1997. -№5. -С.44-51.
38. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 164с.
39. Валиева Л.О. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности (на материале педагогического класса лицея): Дис. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. - 202с.
40. Васильев Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения старшеклассников (на материале школ респ. Саха Якутия): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Якутск, 1999. - 17с.
41. Вендровская Р.Б., В.Н.Сорока-Росинский. Проблемы русской национальной школы //Педагогика. 1996. - №3. - С.75-77.
42. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов /Сост. Л.Д. Филоненко. М.: АЛО, 1993. - 169с.
43. Вернадский В. Жизнеописание. Избранные труды: Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. - С.54-80.
44. Власкин Л.Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981. - 36с.
45. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1980. - № 2 - С.36-41.
46. Водзинская В.В. Понятия установки, отношения, ценностные ориентации в социологическом исследовании //Философские науки. 1968. - №2. - С.52-55.
47. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших учебных заведений. М.: Академия, 1999. - 168с.
48. Волкова Л.П. Формирование и развитие ценностных ориентаций студентов как будущих специалистов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986. - 25с.
49. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций (Из неопубликованных трудов) М.: Академия пед. наук РСФСР. Институт психологии. -1960.- 500с.
50. Галенко С.М. Подготовка студентов педвузов к формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников: Дис. . канд. пед. наук. -Минск, 1993.- 160с.
51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Academia, 1998. -429с.
52. Гершунский Б.С., Шейерман. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. 1992. - №5. - С.3-5.
53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 550с.
54. Данилова Г.В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. С-Пб., 1997. - 18с.
55. Данилов А.А. Совершенствование нравственного воспитания старшеклассников средствами народного искусства: Дис. . канд. пед. наук. М, 1986. -230с.
56. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск, 1979. - 177с.
57. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -239с.
58. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-228с.
59. Доминов М.Ш. Государственный музей как центр хранения и пропаганды национального наследия: Автореф. дис. . канд. пед. наук. С-Пб., 1997.- 15с.
60. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты ценностей. В кн. «Проблемы ценностей в философии». M.-JL, 1966. - С.63-110.
61. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 331с.
62. Дулов А.И. Логико-структурный курс педагогики. Иркутск.: Изд-во Иркутского университета, 1985. - 303с.
63. Дулов А.И. Научно-педагогическая школа. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1999. -239с.
64. Дулов A.M. Основы нравственного воспитания в процессе обучения. -Красноярск, 1975 67с.
65. Духовная культура славянских народов: Литература. Фольклор. История. Сборник статей к IX международному съезду славянистов. Л.: Наука, 1983. -382с.
66. Ефимова Н.Ю. Формирование духовных потребностей студенческой молодежи в условиях развитого социализма: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1983. - 23с.
67. Ефремов А.Ю. Педагогические условия формирования нравственных ориентации слушателей вузов МВД РФ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. - 20с.
68. Закон Российской Федерации «Об образовании». 22 мая 1999 г. М., 1992. -60с.
69. Залялиев Ш.Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных традициях в процессе внеклассной работы в условиях сельской татарской школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1974. - 21с.
70. Здравомыслов Л.Г. , Ядов В.А. Отношение к труду и ценностным ориента-циям личности. Социология в СССР, в 2-х т., М.: Мысль, 1966, т.2, -198с.
71. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.- 221с.
72. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика. 1997. - №5. - С.8-11.
73. Иванов К.В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций. //Философские науки. 1973,- №1.- С.19-24.
74. Ивановская О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук, Волгоград, 1996. 18с.
75. Иващенко A.B., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. М., 1993. - 120с.
76. Ильин И.Л. Путь к очевидности. М., 1993. - 118с.
77. Истамгалин P.C. Духовные потребности как фактор развития личности в студенческом коллективе: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Уфа, 1985. -19с.
78. Кант Э. Сочинения в 6-ти томах. Т.4, чЛ. М., 1965,- 200с.
79. Камалова Д.М. Идейно-нравственное воспитание подростков средствами музыкального искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ташкент, 1990. -16с.
80. Каптерев П.Ф. История русской педагогики //Педагогика. 1996. - №6. -С.77-84
81. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. - 96с.
82. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности. -Л.: ЛГПУ им. Герцена, 1991. 79с.
83. Колесник B.C. Особенности развития духовных потребностей студенческой молодежи. Л., 1974. - 1 Юс.
84. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива /Отв. ред. Арутюнов С.А. М.: Наука, 1988 - 271с.
85. Конвенция о правах ребенка. 1989 г /Сборник документов. Гуманистическая сфера и права человека. М., 1991. - С.98-113.
86. Концепция воспитания учащейся молодежи //Педагогика. 1993. № 3-4. -С. 17-20.
87. Концепция воспитания подрастающего поколения Иркутской области. Принята У съездом работников образования Иркутской области (декабрь 1997). Под ред. Т.А. Стефановской. Иркутск 1998. - 18с.
88. Костецкая Г.А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. С-Пб, 1999. - 19с.
89. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М.: Издательство Моск. ун-та, 1976. -262с.
90. Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. М.: Наука, 1992. - 359с.
91. Краткий психологический словарь /Под редакцией A.B. Петровского. М.: Политиздат, 1985. -430с.
92. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989, - 474с.
93. Крючкова Т. А. Народные традиции Урала как фактор трудового воспитания младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук, Курган. 1996. - 18с.
94. Кутовая H.A. Нравственное воспитание старших подростков средствами музыки массовых жанров: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1992. - 19с.
95. Лапина O.A. Формирование ценностных ориентации старших подростков в процессе общественно полезной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 1982.- 19с.
96. Леви-Стросс К. Мысли о культуре. Алма-Ата: Жулдус, 1992. - 185с.
97. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 134с.
98. Лемзякова Е.И. Школьные традиции как средство повышения эффективности воспитательной работы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. - 19с.
99. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на моральноэтических традициях русских (семейских) Забайкалья: Дис.канд. пед. наук.-М„ 1994. 209с.
100. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.- С.3-35.
101. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Моск. унта, 1972. - 376с.
102. Леонтьев В.Г. Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. Новосибирск: НГПИЮ 1979. - 139с.
103. Лисовский В.Т. , Дмитриев A.B. Образ жизни современного студента: Социологическое исследование. Л., 1981. - 32с.
104. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995. - 160с.
105. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников: Дис. . канд. пед. наук, Л., 1978.-270с.
106. Макарцева Н.И. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика. 1998. -№1. - С.81-86.
107. Метелягин А. С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской национальной культуры: Дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 198с.
108. Монтень М. Опыты. М.-Л., 1954. - Т.1. - 250с.
109. Муратова М.А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассника: Дис. . канд. пед. наук, М., 1976. 190с.
110. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений. В кн.: Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. - С.273-286.
111. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное искусство как мир целостности. М., 1983. - 204с.
112. Немов P.C. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 2х кн. Кн.2: Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. -496с.
113. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия //Педагогика. 1998. -№4.- С.117-123.
114. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). /Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. - 212с.
115. Овчинникова О.Ю. Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 24с.
116. Омырин А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций Поморского Севера и подготовка учения физической культуры: Дис. . канд. пед. наук. -С-Пб., 1995. 243с.
117. Орлов Б.С. Россия в поисках новой идентичности (90-е годы 20-го столетия): Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1997. - 54с.
118. Отечественная культура XX века и духовная музыка. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. -200с.
119. Песоцкая О.Л. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: Дис. . канд. пед. наук. М., 1998. -208с.
120. Петрищев В.И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х г.г. XX века. Красноярск, 1995. - 112с.
121. Петровский A.B. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии//Вопросы психологии. 1984.- №4.- С. 15-30.
122. Плахов В.Д. Традиции и общество. М., 1987. - 67с.
123. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 489с.
124. Подольская Е.А. Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1984. -23с.
125. Полякова A.A. Духовные традиции русского фольклора в обучении гуманитарным предметам: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1997. -18с.
126. Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. С-Пб.: Типография A.C. Суворина, 1903. 404с.
127. Пороховская Т.Н. Роль системы ценностных ориентаций морального сознания в регуляции поведения личности: Дис. . канд. филос. наук. М., 1981. -146с.
128. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы /Под ред. И.С. Марьенко. М., 1976. - 149с.
129. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности /Сб. научных трудов /Под ред. B.C. Мухиной. М., 1981. - 340с.
130. Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения. М.: ИНИОН, 1998. - 47с.
131. Прозументова Г.Н. Система деятельности как фактор формирования всесторонних и гармоничных ценностных ориентации школьников: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 17с.
132. Прямкова H.A. Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете ( на примере Липецкой обл.): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Липецк, 1998. - 19с.
133. Психологическое изображение в русском народном поэтическом творчестве. Вып.2. М„ 1969. - 160с.
134. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. С-Пб., 1994. - 120с.
135. Равкин З.И. Развитие образования в России : новые ценностные ориентиры (концепция исследования) //Педагогика. 1995. - №5 - С.64-80.
136. Реброва Е.Е. Формирование мировоззренческой ориентации студентов музыкально-педагогических факультетов в условиях профессиональной подготовки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 17с.
137. Рогачев Н.М., Свердин М.А. Нация народ - человечество. - М.: Политиздат, 1967. - 240с.
138. Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. М., 1981.- 28с.
139. Розов. Философия гуманитарного образования. М., 1993. - 120с.
140. Российское образование в переходный период: Программа стабилизации и развития. М, 1991. - 334с.
141. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2.т- М.: Педагогика, 1989. Т.1 -488с., Т.2-328с.
142. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии. М., 1920. - 420с.
143. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1996.- 221с.
144. Русская культура: традиции и современность: Материалы XII научно-практической конференции /Под ред. P.P. Рыбокаво, С.Н. Иконникова. С-Пб. Изд-во ун-та культуры, 1993. - 100с.
145. Русская народная песня. Стиль. Жанр, традиция /Сб. научных ст. /Ред.-сост. A.M. Мехнецов. Л.: Ленинградская гос. консерватория, 1985. - 134с.
146. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия /Сост. К. Чистов, Б. Чистова. -Л., 1984. 527с.
147. Русская традиция в курсе современной философии. Учебное пособие В.В. Макаров, В.Д. Бирюков, С.Н. Бондаренко. Волгоград: Волг. ГТУ, 1996. - 87с.
148. Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. - 497с.
149. Русские сказки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993. - 126с.
150. Русские сказки Восточной Сибири. Иркутск, 1985. - 465с.
151. Русские сказки Забайкалья. Иркутск, 1993. - 302с.
152. Русские этно-социологические очерки. М.: Наука, 1992. 412с.
153. Русский толковый словарь /Сост. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. 4-е издание, стер. - М.: Рус. яз., 1997. - 832с.
154. Руссо Ж-Ж. Трактаты. М.: Мысль. - 1969. - 390с.
155. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей. Дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 175с.
156. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. Ереван: Издательство Академии наук АССР, 1986. - 156с.
157. Секенов Б.К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому эпосу у учащихся классической гимназии. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. - 19с.
158. Семашко А.Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования: Дис. . канд. филос. наук. Воронеж, 1970. - 154с.
159. Сливко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 255с.
160. Скретнев Г.И. Проблема влияния народных традиций на формирование нравственных качеств личности младшего школьника в семье: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1978. - 20с.
161. Скринник М.А. Ценности социалистического образа жизни и их роль в формировании научного мировоззрения студентов: Автореф. дис. . канд. фи-лос. наук. Львов, 1982. - 23с.
162. Словарь иностранных слов. 13-е изд. М., 1986. - 608с.
163. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990, 1502с.
164. Солдатенков А.Д., Лебедев О.В. Национальная культура и подросток //Педагогика, 1993.- №1.- С.38-40.
165. Соловьев В. Философские начала цельного знания. Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - 119с.
166. Спиркин Л.Г. Человек, культура, традиция. В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978. - 307с.
167. Стефановская Т.А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в вузе. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1992. -380с.
168. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. -368с.
169. Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования. -Иркутск: ИГЛУ, 2000. 70с.
170. Столович Л.Н. Природа эстетических ценностей. М., 1972. - 274с.
171. Столович Л.Н. Эстетическая и духовная ценность; сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. - 64с.
172. Татаренко А.И. Структура нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования) М.: Мысль, 1974. - 278с.
173. Титаренко С.Ф. Мораль как способ освоения мира. Социальная сущность и функция морали. М.: МГУ, 1973,- 127с.
174. Узнадзе Д.И. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451с.
175. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - 334с.
176. Утенков В.М., Овсянников В.И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза //Педагогика. 1998. - №5. - С.70-74.
177. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2х томах. Т.1 О народности и общественном воспитании. М.: Педагогика, 1974. - С.54-123.
178. Философский словарь /Под ред. И.Г. Фролова, 6-е изд. перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. 528с.
179. Флоренский П. Столп и утверждение истин. Соч. в 2х томах. Т.2 У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. - 274с.
180. Фролова Н.В. Оптимизация освоения нравственных ценностей школьной молодежью. Дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 235с.
181. Фуряева Т.В. Современные парадигмы развития педагогики дошкольного детства за рубежом. Красноярск, 1996. - 69с.
182. Хабибулин К.Н. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни. Ценностные ориентации социалистического образа жизни. Л., 1979. - 166с.
183. Хачикян Е.И. Формирование и развитие ценностных ориентаций студентов техникума средствами художественной литературы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Калуга, 1996. - 21с.
184. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата: МЕКТЕП, 1984. - 168с.
185. Чернова Е.П. Формирование ценностных ориентаций учащихся ПТУ средствами искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. - 16с.
186. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л.: Наука, 1986.-303с.
187. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (Социально-философский аспект). Майкоп, 1996. - 166с.
188. Шаповалов Г.Г. Материалы по обрядам и обрядовому фольклору русских Ярославской области. /Полевые исследования этнографии: Сборник статей. -М.: Институт этнографии, 1978. С.46-51.
189. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования.- М.: Мирос, 1997.- 112с.
190. Шаров A.C. Взаимосвязь ценностных ориентации и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1986. - 24с.
191. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М., 1970.- 56с.
192. Шацкий С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование. Кн. для учителя /Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. -223с.
193. Шендрик А.И. Коллизии ценностного сознания Российской молодежи в постперестроечный период. Материалы международной научной конференции. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Социум, 1994. - 56с.
194. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: КГПУ, 1998. - 196с.
195. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.- 143с.
196. Шишкин А.Р., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М.: Мысль, 1963. - 271с.
197. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям //Педагогика, 1994. №5. - С.34-37.
198. Шквонц И.К. Формирование нравственных убеждений личности в процессе овладения общечеловеческими и национальными ценностями. Дис. . докт. пед. наук. Тирасполь, 1991. - 311с.
199. Шуман Р. О музыке и музыкантах.-т.2 Б. М.:Музыка, 1976. 249с.
200. Щуркова И.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника. Дис. . докт. пед. наук. М., 1987. - 429с.
201. Эстетическое отношение искусства к действительности. Полное собрание соч. в 15ти томах. Т.2. М., 1949. -304с.
202. Эстетическое и этическое: Учен. зап. Уральского госуниверситета. -Свердловск, 1970. Вып.2, № 110. 64с.
203. Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994. - 238с.
204. Цель: выявление уровня гражданской зрелости на основании данных самооценки (Модифицированный вариант методики, разработанный О.П. Песоц-кой).
205. Задание: Оцени свой уровень гражданской воспитанности (4- высокий, 3 -средний, 2 низкий, 1 - затрудняюсь ответить).
206. Проявляю самостоятельность и инициативу в решении социальных вопросов.
207. Обладаю чувством долга и ответственности.
208. Уважителен и тактичен по отношению к окружающим.
209. Оказываю помощь и поддержку тому, кто в ней нуждается.
210. Умею соотносить общественные и личные интересы.
211. Хорошо знаю и правильно оцениваю политические события, экономическую ситуацию в стране.
212. Интересуюсь историей и культурой Родины.
213. Отношусь с уважением к традициям и культуре людей других национальностей.
214. Хорошо знаю конституционные права человека и законы государства.
215. Понимаю экономическую и нравственную значимость глубины и прочности знаний.
216. Понимаю личную и общественную значимость труда.
217. Умею организовать коллектив сверстников на социально-значимое дело.
218. Знаю кем и каким хочу стать, стремлюсь к знаниям в сфере выбранной профессии.
219. Объективно оцениваю свои возможности и черты характера, постоянно работаю над собой.
220. Цель: выявить характерные особенности поведения, проявляющиеся в общении с коллективом.
221. Выберите ответ, который характерен для вашего поведения:
222. Когда взрослые или друзья просят меня помочь, я делаю этоа) с удовольствием;б) в зависимости от настроения;в) стараюсь не попадаться на глаза, когда знаю, что могут попросить о помощи.
223. В отношении к другим людям у меня преобладаета) чувство уважения, сопереживания, доброты;б) чувство безразличия, настороженности;в) чувство ненависти.
224. Я общаюсь с товарищами потому, чтоа) мне приятно быть полезным другим, я переживаю за дела коллектива, нравится быть в гуще событий;б) мне важно приобрести опыт общения, я хочу быть лидером;в) мне ни к чему лишние неприятности, укоры.
225. Если мне поручают какое-либо делоа) я всегда охотно выполняю поручение;б) стараюсь как можно дольше отложить его выполнение, вызывает досаду, что надо тратить время;в) как правило я забываю о нем и часто подвожу людей.
226. Мое отношение к учебе можно выразить следующим образома) с удовольствием овладеваю будущей профессией;б) надо же чем-то заниматься;в) если бы от меня что-то зависело, занимался чем-либо другим (учился в другом учебном заведении).
227. Цель: Выяснить место национальных традиций в жизни студента.
228. Как вы относитесь к тому, что из жизни исчезаюта) многие традиции ( +; -; 0);б) русская национальная одежда (+; -; 0);в) русская народная песня ( +; -; 0);г) русские национальные игры (+; 0).
229. Какие виды русского народного искусства вас более всего привлекают?а) народная музыка;б) народные танцы;в) фольклор (сказки, былины, пословицы);г) прикладное искусство.
230. Вырази свое отношение к традициям русского народа, как национальной ценностиа) традиции не отвечают современным требованиям жизни;б) традиции живут только как память об истории и культуре народа;в) традиции неиссякаемый источник нравственных ценностей.
231. Знаете ли Вы историю России? Из каких источников Вы знакомитесь с ней?
232. Знаете ли Вы историю своего города? Помните ли Вы в каком году, и при каких обстоятельствах был основан Иркутск?
233. Знаете ли Вы основные документы ООН и ЮНЕСКО? Назовите их.
234. Знаете ли Вы о своих предках? Сколько поколений семьи Вам известна?
235. Знакомы ли Вы с достижениями культуры народов России? Назовите музыкантов, художников, певцов и писателей различных национальностей.
236. Известны ли Вам традиции, обычаи своего народа? Перечислите некоторые из них.
237. Знаете ли Вы особенности своей будущей профессии? Назовите их.
238. Знаете ли Вы основные положения Конституции Российской Федерации? Назовите их.
239. И. Считаете ли Вы, что нужно проявлять заботу о других людях? Почему?
240. В чем проявляется прекрасное в действительности и искусстве?
241. Я имею собственную позицию по проблемам политической и культурной жизниа) и всегда отстаиваю ееб) не считаю необходимым излагать и отстаивать ее в дискуссияхв) не имею собственной позиции
242. Я забочусь о членах семьи, помогаю им в ведении домашнего хозяйстваа) всегдаб) как правилов) нет5. Я посещаю театрыа) довольно частоб) редков) никогда не посещаю
243. Я веду здоровый образ жизниа) всегдаб) как правилов) имею вредные привычки
244. Я проявляю заботу о других людяха) всегдаб) как правилов) редко
245. Мой интерес к истории России и Иркутска выражается ва) участии в фольклорных ансамблях, краеведческой работеб) чтении книг, изучении истории на занятиях в колледжев) не выражается в практической деятельности