автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности
- Автор научной работы
- Спектор, Галина Захаровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Б.м.
- Год защиты
- 0
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Спектор, Галина Захаровна, 0 год
Введение.
1 . Формирование творческой личности будущего учителя как педагогическая проблема.
1.1. Методологические основы исследования: исторический и логический подходы.
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности.
1.3. Формирование творческой личности будущего учителя как системообразующий фактор высшего педагогического образования.
2 . Обоснование, анализ опытно-экспериментальной работы и экспертная оценка ее результатов.
2.1. Значение художественно-технологической деятельности в формировании творческой личности будущего учителя.
2.2. Содержание художественно-технологической деятельности как средства формирования творческой личности будущего учителя.
2.3. Эффективность формирования творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности (метод экспертной оценки).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности"
В современном обществе складываются новые приоритеты: социальное воспроизводство человека приобретает все больший смысл и определяет направление в развитии экономики, политики, технологии.
Цели высшего образования на сегодняшний день заключаются в создании необходимых условий для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, помощи в раскрытии внутренних потенций в движении по пути самореализации, формирования творческой личности, обладающей нестандартным взглядом на различные проблемы. Все это диктует необходимость углубления диалектического подхода к изучению феномена творчества.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что проблемы формирования творческой личности не новы. Разработке методологических принципов исследования педагогики творчества придавалось исключительно важное значение в трудах Б. Г. Ананьева, А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,
A.Р.Лурия, А.С.Макаренко, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина,
B.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, и др. Проблемами формирования творческой личности занимались П.Н.Андрианов, П.Р.Атутов,
C.Я.Батышев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Р.М.Грановская, В.С.Кузин, А.М.Матюшкин, А.В.Мудрик, В.Н.Пушкин, Я.А.Пономарев и др.
Методологию исследований определили идеи включения учащихся в пространство, которое Л. С. Выготский называет культурой, В. И. Вернадский - ноосферой, В. П. Зинченко - ментальным полем, «геномом духовного развития» и т.п. Эти идеи легли в основу разработки комплекса педагогических условий и модели формирования творческой личности в контексте целостного личностного развития учащегося, а так же обусловили разработку личностного подхода к решению проблемы творчества. (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И. С. Якиманская и др.).
Различные подходы к этой проблеме, такие как выявление интеллектуальной инициативы (Д. Б. Богоявленская), индивидуальной ментальности (умственного опыта) (М. А. Холодная), «высшего Я», содержащего всю полноту возможностей (А. А. Мелик-Пашаев), развития внутреннего плана действия (А. Я. Пономарев) и др., дают возможность обратиться к этой проблеме с точки зрения интегрирования этих идей в педагогических технологиях.
Формированию творческой личности студентов посвящены диссертационные исследования Н. М. Борисенко, В. В. Игнатовой, А. Ю. Козыревой, Н. М. Пручкиной, О. В. Третьяковой, Ш.Г. Хусаинова. Развитию творческих способностей студентов посвящены диссертационные исследования С. С. Голяева, И. В. Осиповой, И. В. Сартакова, Ю. В. Шаронина, В. В. Ячменевой.
По мнению многих ученых как зарубежных (К. Юнг, Д. Гилфорд, Е. Торранс и др.), так и наших соотечественников (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарев и др.) особое значение для формирования личности имеет практическая творческая деятельность.
Народное и декоративно-прикладное искусство является фундаментом современной культуры и обладает обширными возможностями воздействия на эстетическое, духовное развитие личности. (А. В. Бакушинский, Л. Н. Модзалевский, А. В. Луначарский, С. Т. Шанский, К. Цируль и др.) Декоративное искусство принято ^ рассматривать как область творчества, связанную изготовлением утилитарных предметов и выражением художественной концепции в условных обобщенных образах. Это не только художественно-производственная, но и образовательная область человеческой деятельности. В России род, семья, а затем учебные заведения содействовали передаче многовекового опыта художественно-трудовой культуры непосредственными носителями которой, являются произведения декоративно-прикладного искусства. Учебная деятельность, включающая основы изобразительно-композиционной грамотности и художественной обработки материалов, понимается нами как художественно-технологическая деятельность.
Эстетическую и прикладную ценности различных видов декоративно-прикладного искусства отмечают многие искусствоведы (В. М. Василенко, В. С. Воронов, Н. И. Каплан, Н. Н. Мамонтова, М. Н. Некрасова, Т. М. Разина).
Психологические основы художественного творчества исследовали Р. Арнхейм, Е. Я. Басин, Ю. Д. Воробей, J1. С. Выготский, А. Н. Лук, А. А. Мелик-Пашаев, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.
Проблемы эстетического воспитания, в том числе и средствами декоративно-прикладного искусства, рассматриваются исследованиях I/"
A. И. Бурова, Е.А.Бодиной, М. С. Кагана, Л. И. Когана и др. Вопросам теории, методики и практики преподавания различных видов искусства посвящены труды Г. В. Беды, JI. А. Ивахновой, B.C. Кузина, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева, А. А. Унковского, Е.
B. Шорохова, В. С. Щербакова и др.
Проблемы подготовки учителя средствами декоративного искусства исследовали А. В. Бакушинский, В. А. Бородулин, Б. Н. Бухалов, М.В. Дараган, Л. В. Ершова, В. В. Корешков, Г. А. Покровский, К. А. Скворцов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др.
Анализ исследований показал, что для формирования творческой личности будущего учителя в процессе изучения им декоративно-прикладного искусства необходим комплекс мотивационных, художественно-композиционных, технологических знаний, умений и навыков. Современная образовательная политика требует более гибких и всеобъемлющих методов формирования творческой личности, опирающихся на средний уровень, как творческой мотивации, так и творческих способностей. Таким образом, выявилось противоречие между потребностью в творчески мыслящих и обладающих нестандартным взглядом на проблемы педагогических кадрах и ограниченными индивидуальными возможностями, интересами и склонностями студентов. Данное противоречие вызвало необходимость исследования проблем значения, содержания и форм организации художественно-технологической деятельности в ее направленности на формирование творческой личности будущего учителя. В исследовании речь пойдет о формировании творческой личности студентов педагогических вузов - будущих учителей, говоря о формировании творческой личности учителя, мы имеем в виду творческую личность будущих учителей.
ОБЪЕКТ исследования -личность будущего учителя как системообразующий фактор его профессиональной подготовки.
ПРЕДМЕТ исследования - процесс формирования творческой личности будущего учителя средствами художественно-технологической деятельности.
ЦЕЛЬ исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания и форм художественно-технологической деятельности как средства формирования творческой личности будущего учителя.
ГИПОТЕЗА исследования - формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности будет эффективным, если:
•творческая личность учителя будет пониматься как объективная историческая необходимость и основная цель его профессиональной подготовки;
•в основе формирования творческой личности учителя будет яркое эмоционально-оценочное восприятие окружающего мира, а результатом творческой деятельности явится создание нового продукта, способа деятельности, технологического приема;
• специфика художественно-технологической деятельности будет заключаться в сочетании эстетичности, декоративности и технологичности продуктов деятельности;
•критериями сформированное™ творческой личности учителя будут: интерес и готовность к художественно-технологической деятельности как творчеству; стремление к положительному конечному результату; самостоятельность и независимость в реализации творческих замыслов, использовании навыков художественно-технологической деятельности; оригинальность и эстетические качества учебных работ; готовность к использованию собственного творческого опыта в педагогической деятельности.
ЗАДАЧИ исследования:
•проанализировать философско-методологические и психолого-педагогические основы формирования творческой личности будущего учителя;
• дать определение и раскрыть значение художественно-технологической деятельности в процессе формирования творческой личности будущего учителя;
• обосновать содержание и формы художественно-технологической деятельности в обучении студентов, не имеющих специальной художественной подготовки;
• разработать систему учебно-творческих заданий по трансформации природных форм в орнаментальные мотивы, способствующую формированию творческой личности;
• определить и проверить эффективность критериев сформированности творческой личности будущего учителя.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА исследования: идеи формирования и развития творческой личности в контексте целостного педагогического процесса; сочетание исторического и логического подходов, а также аксиологический и деятельностный подходы к изучению личности; системный подход; основные положения теории эстетического воспитания; опора на специфику искусства как формы общественного сознания; использование педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в формировании творческой личности; положения о приоритете активной деятельности в процессе формирования творческой личности будущего учителя в системе высшего педагогического образования.
МЕТОДЫ исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта специалистов в области общей педагогики, а также педагогики искусства и творчества; осмысление собственного педагогического опыта работы в вузе; анализ педагогической документации; наблюдение, индивидуальные беседы, опросно-диагностические методы изучения творческой деятельности студентов; экспертная оценка ее результатов; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, направленная на формирование творческой личности; количественные и качественные методы обработки данных.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:
• обосновано и сформулировано определение творческой личности как инициативной, эмоциональной, самоорганизованной целостности, способной к гибкости и уникальности в решении различных жизненных и профессиональных проблем;
• конкретизирована специфика формирования творческой личности будущего учителя в основе которой - яркое эмоционально-оценочное восприятие окружающего мира, решение нестандартных проблем и возможность выхода за пределы стереотипов в область творческого замысла, результатом реализации которого является создание нового продукта, способа деятельности, технологического приема;
• раскрыта специфика художественно-технологической деятельности, которая заключается в поиске оптимального сочетания эстетичности, декоративности и технологичности и предполагает свободное владение способами трансформации образов окружающего мира в художественные образы;
• разработана система учебно-творческих заданий по трансформации природных форм в орнаментальные мотивы, алгоритм которых предусматривает поэтапный переход от реальной природной формы к орнаменту и его воплощение в продукте творческой деятельности;
• определены критерии сформированное™ творческой личности будущего учителя: интерес и готовность к художественнотехнологической деятельности как к творчеству; стремление к положительному конечному результату; самостоятельность и независимость в реализации творческих замыслов, использовании навыков художественно-технологической деятельности; оригинальность и эстетические учебных работ; готовность к использованию собственного творческого опыта в педагогической деятельности. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается:
• в разработке содержания учебного материала и методики художественно-технологической деятельности как средства формирования творческой личности будущего учителя;
• конкретизации форм художественно-технологической деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя;
•в разработке учебно-методических рекомендаций для преподавателей педвузов и педколледжей по организации художественно-технологической деятельности студентов, не имеющих специальной художественной подготовки. Полученные результаты могут быть использованы в разработке спецкурсов, факультативов, программ и учебно-методических пособий для педвузов, педколледжей.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечиваются опорой на фундаментальные методологические и теоретические положения; использованием апробированных, надежных и взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследования; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; разносторонним качественным и количественным анализом данных.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на факультете технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета. В опытно-экспериментальной работе участвовало 300 студентов 2 и 3 курсов факультета технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На первом этапе (1997-1999гг.) проведен ориентировочный поиск с целью выявления актуальных проблем формирования личности в высшем педагогическом образовании и определены основные направления исследования.
На втором этапе (1999-2002гг.) осуществлен анализ философской, психолого-педагогической литературы, исследований по проблемам творчества и формирования творческой личности, изучение передового педагогического опыта по теме исследования, а также дидактических, методических и диагностических исследований. Результатом данного этапа явилась теоретическая постановка проблемы, разработка научного аппарата, разработка системы учебно-творческих заданий и, в соответствии с этим, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию творческой личности учителя в процессе художественно-технологической деятельности.
На третьем этапе (2002-2003гг.) проведена экспертная оценка результатов исследования, обобщены, систематизированы и интерпретированы полученные данные, закончено литературное оформление диссертации.
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и кафедры дизайна и технологии МГЛУ. Отдельные направления исследования представлены на конференции «Двуступенчатая подготовка педагогических кадров в системе «Педколледж-Университет: опыт, проблемы, перспективы» (2001г.), на педагогических чтениях «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (2002г.), на научно-практической конференции «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников» (2002 г.), в учебно-методических пособиях и публикациях. Теоретические и практические материалы послужили основой для разработки программы курса «Основы творческо-конструкторской деятельности» для студентов факультета технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. В современных условиях, в силу смещения общественного внимания от макрокосмаса - Вселенной, Бога - к микрокосмосу -Человеку - формирование творческой личности стало объективной исторической необходимостью и основной целью образовательной системы. Творческая личность - это инициативная, эмоциональная, самоорганизованная целостность, способная к гибкости и уникальности в решении различных жизненных и профессиональных проблем.
2.Формирование творческой личности будущего учителя является необходимым системообразующим фактором его профессиональной подготовки. Основой формирования творческой личности учителя является яркое эмоционально-оценочное восприятие окружающего мира, решение нестандартных проблем и возможность выхода за пределы стереотипов в область творческого замысла и способов его реализации.
3 .Художественно-технологическая деятельность - это область учебного творчества связанная с изготовлением утилитарных предметов и отражающая действительность в эстетически-значимых условных, обобщенных образах. Ее специфика заключается в оптимальном сочетании эстетичности, декоративности и технологичности продуктов деятельности. Эффективной формой организации художественно-технологической деятельности является система учебно-творческих заданий, алгоритм которых предусматривает переход от реальной природной формы к ее декоративной трансформации в орнаментальный мотив, создание орнаментальной композиции, ее воплощение в изделии декоративно-прикладного искусства.
4.Критериями сформированное™ творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности являются: интерес и готовность к художественно-технологической деятельности как к творчеству; стремление к положительному конечному результату; самостоятельность и независимость в реализации творческих замыслов, использовании навыков художественно-технологической деятельности; оригинальность и эстетические качества учебных работ; готовность к использованию собственного творческого опыта в педагогической деятельности.
СТРУКТУРА И ОЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования дают основание для следующих выводов:
1. Анализ концепций творчества выявил характерную тенденцию: понимание источника творчества постепенно смещалось от макрокосмоса - Вселенной, Бога - к микрокосмосу - Человеку. В современных условиях формирование творческой личности стало объективной исторической необходимостью и основной целью образовательной системы.
2.Творческая личность - это инициативная, эмоциональная, самоорганизованная целостность, способная к гибкости и уникальности в решении различных жизненных и профессиональных проблем. Формирование творческой личности учителя является необходимым системообразующим фактором его профессиональной подготовки. В основе формирования творческой личности учителя - яркое эмоционально-оценочное восприятие окружающего мира, решение нестандартных проблем и возможность выхода за пределы стереотипов в область творческого замысла. Результатом творческой деятельности является создание нового продукта, способа деятельности, технологического приема.
3.Одним из действенных средств формирования творческой личности учителя является художественно-технологическая деятельность - область учебного творчества, связанная с изготовлением утилитарных предметов, отражающих действительность в эстетически-значимых, условных и обобщенных образах. Специфика художественно-технологической деятельности заключается в поиске оптимального сочетания эстетичности, декоративности и технологичности.
4. Важнейшей составной частью художественно-технологической деятельности является трансформация природных форм в орнаментальные мотивы, основанная на переработке образов природы в художественные образы, их воплощение в определенном материале и художественной технологии по законам декоративной композиции (условность, обобщенность). Оптимальной формой организации художественно - технологической деятельности является система специальных учебно-творческих заданий, алгоритм которых предусматривает переход от природной формы к ее декоративной трансформации в орнаментальный мотив, создание орнаментальной композиции, ее воплощение в изделии декоративно-прикладного искусства.
5. Критериями сформированности творческой личности учителя являются: интерес и готовность к художественно-технологической деятельности как к творчеству, стремление к положительному конечному результату, самостоятельность и независимость в реализации творческих замыслов, использовании навыков художественно-технологической деятельности, оригинальность и эстетические качества учебных работ, готовность к использованию собственного творческого опыта в педагогической деятельности. Перечисленные критерии определяют, помимо качественного уровня творческой личности учителя, его профессиональную компетентность и авторитет.
Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи решены, основные положения гипотезы подтверждены. Экспертная оценка доказала положительные результаты формирования творческой личности учителя в процессе художественно-технологической деятельности. Эти результаты обусловили перспективы дальнейшего исследования данной проблематики: формирование потребности в образном отражении мира и полноценной эстетической позиции студентов; совершенствование форм самореализации будущих учителей в процессе художественно-технологической деятельности и др.
Заключение.
Исследование философских и психологических концепций творчества показало, что творчество всегда предполагает новизну содержания, форм, методов и способов в познании окружающего мира, в различных областях деятельности. Поиски истоков творчества в той или иной форме сводятся к личности творца, ее самоопределению, саморазвитию, самоценности и т.д. Личность - это всегда способ бытия социального содержания, созданного до нее другими людьми, носитель социального опыта предшествующих поколений, что позволяет ей быть субъектом последующей деятельности. При этом человек остается биологическим существом, характеризуется индивидуальными свойствами психики, которые являются необходимыми предпосылками формирования личности в процессе воспитания и образования.
Мы понимаем творческую личность как инициативную, ярко эмоциональную, самоорганизованную, способную к гибкости и уникальности в решении различных жизненных и профессиональных проблем.
Сущность творческой личности и логика ее развития отражены в разработанной нами структуре личности (на основе структуры личности, предложенной В. В. Корешковым): от биологически обусловленных и врожденных качеств до сознательной целенаправленной деятельности, обусловленной направленностью личности (склонностями, интересами, желаниями, стремлениями, убеждениями, идеалами, мировоззрением).
Формирование творческой личности - объективная необходимость и основная цель любой образовательной системы, которая, выполняя социальный заказ, должна открывать путь самореализации личности в обществе и в различных областях деятельности, в том числе и педагогической. Развитие творческого потенциала студентов в процессе художественно-технологической деятельности может послужить ключевым моментом в формировании творческой личности учителя.
Анализ образовательных концепций показал, что приоритетным в современной педагогике становится деятельностный подход к обучению на основе образного освоения действительности. Формирование яркого эмоционально-оценочного восприятия в процессе художественно-технологической деятельности является базой для создания художественных образов, являющихся важнейшими механизмами творчества. Усвоение условного языка декоративного искусства, свободное владение способами трансформации реальных образов способствует формированию эстетического отношения, которое подразумевает умение особым образом воспринимать неповторимый облик предметов и явлений, осознанно сопереживая всему и наслаждаясь самоощущениями. Развитое эстетическое отношение к миру преобразует отдельные психические свойства личности, благодаря чему жизненный опыт трансформируется в постоянный источник творческих замыслов. Эмоции, сопутствующие художественно-технологической деятельности, комплексы чувств, которые являются наибольшей ценностью для личности, становятся дополнительным мотивом к творчеству.
Своеобразие художественно-технологической деятельности позволяет использовать индивидуализированную форму обучения, с опорой на принципы непрерывного образования, являющегося педагогической системой, и выступающего в качестве основы целенаправленного разностороннего творческого развития личности. Личностный фактор как центральный в учебно-воспитательном процессе определяет выбор уровня усвоения материала, организацию самостоятельной работы и п.т. В процессе художественнотехнологической деятельности активизируются творческие качества личности, формируется художественный вкус, эстетическая позиция.
Исследование показало, что художественно-технологическая деятельность позволяет объединить все компоненты учебного процесса: предметную деятельность, которая является источником и систематизирующим фактором приобретаемых знаний; учение - процесс развития и углубления личного опыта; и преподавание - управление деятельностью с целью формирования нужных личностных качеств, способствующих формированию творческой личности. Важнейшей составной частью овладения художественно-технологической деятельностью является раздел трансформации природных форм в орнаментальные мотивы, определяемый как творческий процесс создания декоративных предметов на основе эмоционального восприятия и образной переработки реальных природных форм по законам декоративной композиции.
Включение этого раздела в учебные программы педагогических университетов поможет преодолеть существующие противоречия между низким уровнем творческих притязаний студентов и уровнем личностного развития. Система учебно-творческих заданий прогрессирующей сложности, учитывающая индивидуальные особенности студентов и планомерно выполняемая на осознаваемом уровне, позволяет актуализировать творческий потенциал личности, овладеть знаниями о сущности и ведении творческого процесса, выявить индивидуальные качества личности, ее общие и специальные способности, и, опираясь на потребностные и мотивационные состояния, формировать творческую личность учителя.
Творческая личность учителя реализуется в художественно-технологической деятельности по трансформации природных форм в орнаментальные мотивы, так как:
-формируется нестандартный взгляд на привычные явления;
- преодолевается скованность и инертность мышления;
- происходит личностное развитие;
- формируются способности к саморазвитию и самообразованию;
- расширяются возможности использования собственного творческого опыта в профессиональной педагогической деятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Спектор, Галина Захаровна, Б.м.
1..Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 300с.
2. Абульханова-Славская К.А. Активность и созидание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социальном обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. -183 с.
3. Азгольдов Г.Г. Количественные оценки качества (квалиметрия). -М., 1971,234с.
4. Алексеев Н.Б., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. - 203с.
5. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991 -225с.
6. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. Наука и технический прогресс. Баку: Тргу, 1988. - 32 с.
7. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. - 479с.
8. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1983. -208с.
9. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети. М.: Просвещение, 1988. -174с.
10. Ю.Ананьев Б.Г. О проблемах человекопознания. М.: Наука, 1977.- 224с.1. .Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М. Педагогика. - Т.1-280 е., Т.2-302с.
11. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. М.:Педагогика, 1982.-612с.
12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-воКазанского университета, 1996. - 552с.
13. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. -М.: «Академия», 1999. 160с.
14. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности.-М.,1984.- 173с.
15. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352с.
16. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Refl book, 1994.-314с.
17. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд.МГУ, 1984. - 105с.
18. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1990. -367с.
19. Асмус В.Ф. Историко-филосовские этюды. М.: Мысль, 1984. -318с.
20. Аткинсон В.В. Развитие памяти и интеллекта. СПб, 1994.-173с.
21. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. -М.: Высш. Шк., 1990. 176с.
22. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. -64с.
23. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.-64с.
24. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов: Искусство и ответственность. -Киев: Next, 1994.-384с.
25. Бейли А. От интеллекта к интуиции. Новосибирск: Сагуна, 1994.-224с.
26. Бейлс Ф. Основные принципы науки разума. М.: Наука, 1993. -59 с.
27. Бендлер Р., Гриндер Д. Нейро-лингвистическое программирование. М.: XXI век.,1995.-316с.
28. Берак О.Я. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. Автореф. дис. кандидата пед. наук. М.: АПН СССР, 1988. - 24 с.
29. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М.: Правда, 1989.-607 с.31 .Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994.-Т. 1.-542 с.
30. Берлина Н.А. Игрушечки. М.: Культура и традиция, 2003. -48с.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-191 с.
32. Бодина Е.А. Воспитательные функции музыки: эволюция и современные тенденции. Автореф. дис. д-ра п.н. М.,1992. - 32с.
33. Божовйч Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж: МОДЭК, 1995. - 302с.
34. Блонский П.П. Избранные психологические очерки: В 2 т. М.: АПН РСФСР, 1969. - 695с.
35. Богоявленская Д.Б. О валидности метода креативного поля. Проблемы психологической диагностики. Таллин: ТРГУ, 1977. -С.67-82.
36. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности. Психодиагностика и школа. Таллин: ТРГУ, 1980.-129 с.
37. Богоявленская Д.Б., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний учащимися в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. - 347с.
38. Бодалев А. А. Формирование понятий о другом человеке как о личности. Л.:ЛГУ,1970.-135 с.
39. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Болын. Росс. Энциклопедия, СПб: Норинт, 1997.-1456с.
40. Бона Э. Развитие мышления. Минск: Попури, 1997.-125с.
41. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. 362с.
42. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175с.
43. Ванганди А.Б. 108 путей к блестящей идее. Как развить творческий потенциал. Минск: Попури, 1996. - 219 с.
44. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.-187 с.
45. Вейль Г. Симметрия. Перевод с нем. М.: Наука, 1968. - 191с.
46. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Прогресс, 1973.
47. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989.- 703с.
48. Виды искусства и их взаимодействие. М., 2001. - 300с. 51 .Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Под ред. И.С.Якиманской. М., 1989.
49. Волков И.П. Много ли в школе талантов. М.: Педагогика, 1989.
50. Воробей Ю. Д. Дидактика художественного творчества. -М.,1984.- 175с.54Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.
51. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. -573с.
52. Выготский JI.C. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991.474 с.
53. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры. -Париж: ЮНЕСКО, 1998. 90с.
54. Вяткин Л.Г. и др. Корифеи педагогической мысли. Саратов: Научная книга, 2001.-156с.
55. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. - 150 с.
56. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. -М.: Галант, 1998 . 328с.
57. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. /Ред. A.M. Матюшкина/. М.: Прогресс, 1965.- 630 с.
58. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Влодос-Пресс, 2002.- 176.
59. Голубева Э.А. Способности и склонности. М.: Педагогика, 1989.198 с.
60. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Логос, 1995. - 384с.
61. Грановская P.M., Березная И.Л. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: ЛГУ, 1991.-272 с.
62. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.:OMS, 1994. - 192с.
63. Грегори Р. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-269с.
64. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995.- 142 с.
65. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. -112 с.
66. Дуранов М.Е., Гостов А.Г. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности. Челябинск: ЧТУ, 1996. - 70 с.
67. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995.-150 с.
68. Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в развитии человека. М., 1983. - 67с.
69. Закон Российской федерации «Об образовании». М., 1996. 76.3анков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. -418с.77.3инченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. -Самара: Изд. СГПУ, 1998. 216с.
70. Ильясов И.И. Структура процесса ученья. М., 1986. - 350с.
71. История античной диалектики. М.: Мысль, 1973. - 335с.
72. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. -96 с.
73. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -414с.
74. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. - 304с.
75. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. - 172с.
76. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. / Под ред. А.Н. Забродина. М., 1994. -344с.
77. Козырева Ю.А. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Изд-во Пенз. гос. универс., 1994. - 339 с.
78. Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности. Дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 230с.
79. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264с.
80. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Дис.д-ра пед.наук. М., 1994. - 371с.
81. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. -М.: НИИ теории и методов воспитания АПН СССР, 1991. 135с.
82. Ладынина Ю.Т. Биссер.Техника «кирпичный стежок». М.: Культура и традиции, 2001.- 94с.
83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Знание, 1972.545 с.
84. Леонтьев А.К. Деятельность, сознание, личность. М.: Издательство политической литературы, 1977.- 303 с.
85. Локк Д. Избранные филосфские произведения. В 2 т. М.: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1 -731с.
86. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.- 64с.
87. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Изд. Ин-та образования взрослых, 1996. — 175с.
88. Личность, творчество и современность. Сборник научных трудов. Красноярск: Красноярск, выш.шк. МВД России, 1998. -186с.
89. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. -282с.
90. Ломов Б.Ф. Человек и техника. ( Очерки инженерной психологии). Дис.д-ра пед.наук. Л., 1963. - 264с.
91. Ломов Б.Ф. проблемы социального и биологического в психологии. Биологическое и социальное в развитии человека. -М., 1977.-48.
92. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965. 376с.
93. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.- 127с.
94. Лук А.Н. Теоритические основы выявления творческих способностей. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1979. -37с.103 .Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 177с.
95. Лучшие психологические тесты. /Ред. А.Ф.Кудряшова/ -Петрозаводск: Петроком, 1992.-318 с.
96. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности.- М.: Педагогика, 1972. 334 с.
97. Юб.Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М,: Легкая и пищевая пром., 1984. -208с.
98. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-425с.
99. Матюшкин A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 168с.
100. Махмутов М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. -368 с.
101. Ю.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей. М.: Педагогика, 1987. - 96с. 111 .Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 269с.
102. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. - 218 с.
103. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискунова и др. М., 1980.- 248с.
104. Н.Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР, 1978.-47с.
105. Молотобарова О.С. Учите детей вышивке. М.: Владос, 2003. -192с.
106. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XUIII века: Очерки. -М.: Мысль, 1983.-447с.
107. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древности до наших дней. Пер. с фр. М.: Искусство, 1982. - 577с.
108. Методология и технология воспитания в современных условиях и проблемы подготовки учителя./ Отв. Ред. Г.М.Коджаспирова. М.:МГПУ,2001. - 380с.
109. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. -240с.
110. Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Наука, 1986. 135с.
111. Ниренберг Д. Искусство творческого мышления. Минск: Попурри, 1996. - 236 с.
112. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. -Изобразительное искусство, 1983
113. Ньюхауз С. Вышивка пейзажей. Ростов н/Д: Феникс,2001 64с.124,Общая психология./ Под. Ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1997.-442с.
114. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М: Просвещение, 1991. - 287 с.126.0бразование XXI века: проблемы и перспективы,// Материа научно- практической конференции. -Магнитогорск: МГПИ, 19* 95 с
115. Ожегов С. И. Словарь русского языка./
116. Под.ред.Н.Ю.Шведовой. М.: Рус. Яз., 1988. - 750с.
117. Основы художественного ремесла / Под ред. В.А.Барадулин2.х ч. М.: Просвещение, 1987. - 1ч- 255с., 2ч.-272с.
118. Панурин В.П. Внутренний мир личности и искусство: к определению сущностной природы искусства. Свердловск: Из; Урал ун-та, 1990.-212с.
119. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971.-87с.131 .Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедии 1965.-Т.2. -С.201.
120. Педагогика искусства и интеграция: Материалы международной конференции. М.: Ин-т Художественного образования РАО, 2001. - 402с.
121. Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 678 с.
122. Петровский А.В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967.- 367с.
123. Петровский В. А. Личности в психологии: пародия субъектности. -Ростов- на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
124. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Роспедагенство, 1995. -602 с.
125. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Тандем, 1997,- 176с.
126. Пищулин П.Н. Философские основы образования. М.: Жизнь и мысль, 2001. - 80с.
127. Платонов К.К., Адаскин Б.И. Обучение и формирование личности учащегося. М.: Высш.шк., 1966. - 224с.
128. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.:Наука, 1986.-256с.
129. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303с.
130. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Ворнеж. НПО МОДЭК, 1999. - 509с.143 .Примерные программы основного общего образования. 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 448с.
131. Психология развития личности /Ред. А.В.Петровского.-М.: Педагогика, 1987.
132. Психология мышления. /Ред. A.M. Матюшкина/ М.: Прогресс, 1995.- 532 с.
133. Психологический словарь. /Ред. В.А.Петровского и М.Г. Ярошевского/. М.: Политическая литература, 1990, - 494с.
134. Психология художественного творчества. Хрестоматия. -Минск: Харвест, 1999. 750с.
135. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Советский художник, 1968. - 271с.
136. Роджерс К. Взгляд на психотерапию становления человека. -М.: Прогресс, 1994. 480 с.
137. Рожкова А. И. Кружевные фенечки. -М.: Профиздат, 2002.-88с. 151 .Рубинштейн С.А. Бытие и сознание. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1958.- с.147.
138. Рубинштейн С.А. Человеческий мир. В 2-х т. М.: Наука, 1997. -Т.2.189с.
139. Рубинштейн С.А.О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд. АП СССР,1958.- 147с.
140. Руубер Г.Э. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Влагус, 1985. - 344с.
141. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии современного прикладного искусства. М.: Искусство, 1956. - 47с.
142. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968.-296с.
143. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256с.
144. Серов A.M. Рисунок. -М.: Просвещение, 1975.-271с.
145. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 189с.
146. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. - 96с.
147. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. - 177с.
148. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М., 1995. - 270с.
149. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. М.: Издательство МГУ, 1985. -124с.
150. Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XXI века. Материалы Московской городской научно-практической конференции. М.: Прометей, 2000. - 124с.
151. Соколов В.В. европейская философия XU- XUIII веков. М.: Высш.шк., 1984.-448с.
152. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высш.шк., 1979.-448с.
153. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701с.
154. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. М.: Логос, 1992,- 183 с.
155. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975.- 172с.
156. Талызина Н.Ф. Проблема управления учебно-воспитательным процессом. М.: Издательство МГУ, 1997.-237с.
157. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Изд. «Академия», 1999.-288с.
158. Творчество в искусстве искусство в творчестве./ Ред. Л.Форфман и др. - М.-.Наука,Смысл, 2000. 549с.
159. Теплов Б.М. Способности и одаренность. В 2 т. М.: Педагогика, 1998. - 329 с.
160. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961. - 535 с.
161. Узнадзе Д.Н. Избранные статьи / Сост. Д. Праджанадзе и др. -Тбилиси: Изд. Тбилис. ун-та, 1986. 38с.
162. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: АПН РСФСР, 1950.560 с.
163. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970.-814с.
164. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 705с.
165. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.-576с.
166. Философские и эстетические основы художественного творчества. М., 1980. - 163с.
167. Формирование личности учителя в системе педагогического образования. /Под. Ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1981. -476с.
168. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
169. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с.
170. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429с.
171. Хворостов А.С. ДекоративноОприкладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1981. 175с.
172. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Дис.д-ра пед.наук. Орел, 1982. - 572с.
173. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадигмы исследования. -М.- Томск: Барс, 1997.-392с.
174. Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: Магистр, 1996.-200с.
175. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. -192с.
176. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989.-152с. 191.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. -190 с.
177. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. - 320с.
178. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М.: Логос, 1993. - 98с.
179. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования. Дис.д-ра пед.наук. М., 1988. - 451с.
180. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе. Дис.д-ра пед.наук. М., 1988. - 374с.
181. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. -М:Ларсифоль, 1994. -79 с.
182. Штофф В.А. Современные проблемы методологии научного познания. Л.: Знание, 1976.- 88 с.
183. Шубников А.В., Концик В.А. Симметрия в науке и искусстве. -2-е изд., перераб. и дополн. М.: Наука, 1972. - 339с.
184. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. Л.: Легиндустрия, 1969. -87с.
185. Эргономика./Под.ред.А.А.Крылова и др. -Л.:Изд. ЛГУ, 1988. -184с.
186. Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. М., 2001.
187. Юнг К.Г., Нойманн Э., Фрейд 3. Психоанализ и искусство. -М.: Ваклер, 1996.-304 с.
188. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников. Дис.д-ра пед.наук. М., 1984. - 378с.
189. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Л.,1979.
190. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
191. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: знание, 1971. -48с.2Ю.Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86с.211 .Ярошевский М.Г. Теории психологии. М.:Мысль, 1985. - 575с.
192. Art education. Ed. by W.R. Chicago: Univ. of Chicago press, 1963.-64p.
193. Art education. An international perspective. Ed. by R.W. Ott, Al.
194. Hurwitz. London: The Pennsylvania state univ. press, 1984. - 277p. 214. Boyd W. and Ring E. The history of Western education. - lOed. -London: Adam a Charles Black, 1972. - XII - 515p.