автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов
- Автор научной работы
- Никонов, Вадим Вадимович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов"
На правах рукописи У
НИКОНОВ Вадим Вадимович
ГЕНЕЗИС ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ БЫТОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ (ГЖЕЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ В ПЕРВОЙ
ТРЕТИ XX ВЕКА)
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 7 МАЙ 2015
005569390
Москва - 2015
005569390
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт» на кафедре психологии и педагогики
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Илькевич Борис Владимирович
Официальные оппоненты: Александрова Наталья Сергеевна,
доктор педагогических наук, профессор, НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», кафедра педагогики, заведующая кафедрой
Цибульникова Виктория Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кафедра педагогики и психологии
профессионального образования, доцент кафедры
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Новосибирский
государственный педагогический университет»
Защита состоится «22» июня 2015 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», по адресу: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г.Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 и на официальном сайте университета по адресу: www.mpgu.edu
Автореферат разослан «г » ^ 2015 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Плешаков Владимир Андреевич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
В настоящее время, когда наше государство переживает времена перемен, особенную ценность приобретает достоверное историческое знание, являющееся единственным звеном, связывающим педагогический опыт предшествующих поколений и попытки выстроить современную и эффективную систему государственного образования. История регулярного художественно-промышленного образования в России, начавшаяся в 1825 г. с открытием графом С.Г. Строгановым «Школы рисования, в отношении к искусствам и ремеслам», насчитывает почти 200 лет. Этот период характеризовался взлетами и падениями, но, после всех потрясений, художественно-промышленное образование возрождалось и занимало свое место в образовательной системе страны, что свидетельствует о самом серьезном государственном к нему отношении.
Интерес к исторической перспективе художественно-промышленного образования в России в последнее время растет, что отражается в количестве недавно опубликованных работ. Однако предметом этих работ являются наиболее крупные, центральные учебные заведения профиля, такие как: МГХПА им. С.Г. Строганова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. A.JI. Штиглица, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и некоторые другие. При этом новейших исследований, рассматривающих начальное и среднее художественно-промышленное образование в местах бытования народных промыслов, практически нет. В качестве исключения можно отметить работы C.B. Горожаниной, В.М. Зубец, Б.В. Илькевича, П.Н. Исаева, М.А. Некрасовой, О.С. Поповой, И.С. Степанова и некоторые другие. А между тем, необходимость развития сети таких учебных заведений была осознана на государственном уровне еще в конце XIX в. и нашла свое отражение в Положении о художественно-промышленном образовании, проект которого был разработан Министерством финансов в 1900 г. В рамках создания такой сети в конце XIX столетия Строгановским училищем открывается ряд филиальных отделений в местах бытования народных промыслов. Это были так называемые «рисовальные классы». Одним из таких филиальных отделений Строгановского училища и стали рисовальные классы в гжельском селе Речицы.
Уникальный педагогический, методический и воспитательный опыт, полученный за время работы Речицкого филиального отделения, не нашел отражения в последующей научной литературе, хотя и был во многом заимствован в открывшейся здесь , сразу после революции Гжельской керамической школе. Особенность Гжельской керамической школы состояла еще и в том, что ее направленность всегда определялась государственными приоритетами.
Художественно-промышленная школа в Гжели и сегодня представляет собой развивающийся педагогический эксперимент, начавшийся более ста лет назад с рисовальных классов и приведший к нынешней модели непрерывного
з
художественно-промышленного образования от детского сада и школы до ВУЗа и аспирантуры. И в этом смысле опыт построения процесса обучения в исследуемый период становится вполне актуальным сегодня, когда существующая система художественно-промышленного образования ищет новые пути своего развития, с учетом новых экономических реалий, растущих внешнеэкономических связей и усиливающейся рыночной конкуренции, как в художественной, так и в образовательной сферах.
Состояние разработанности проблемы исследования. Тема развития художественно-промышленного образования становится предметом исследования во второй половине XIX в. На рубеже XIX — XX вв. издавались многочисленные работы, рассматривающие вопросы образования вообще и художественного в частности, касающиеся вопросов народных промыслов и развития искусства мастера — кустаря. К таким работам следует отнести следующие издания: Гартвиг А. «Школа рисования в отношении к искусствами ремеслам, учрежденная в 1825 году графом С.Г. Строгановым. Ея возникновение и развитие до 1860 года», Голицын Ф.С. «Кустарное дело в России», Зимина A.JI. «О необходимости обучения ремеслам в народных школах», Воронцов В.Н. «Очерки кустарной промышленности в России», Пономарев Н.В. «Правительственное содействие кустарной промышленности», Чернов С. «Статистическое описание Московской губернии 1811 года», Сборник «Императорский фарфоровый завод 1744-1904», «Талашкино. Изделия мастерских кн. М.Кл. Тенишевой», статья Акимова В.В. «Земская деятельность по народному образованию», напечатанная в «Журнале министерства народнаго образования» в 1907 г., А. Исаев «Промыслы Московской губернии».
Кроме этого до революции выходили многочисленные отчеты о работе кустарной промышленности и о государственных мерах, направленных на ее поддержку: «Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве», Пономарев Н.В. «Правительственное содействие кустарной промышленности за десять лет (1888-1898)», «Очерки кустарной промышленности в России».
Интерес представляют также журналы, относящиеся к теме народного образования: «Журнал Министерства народного просвещения», «Журнал Московского губернского земского собрания», «Журнал Бронницкой уездной земской управы» и «Доклады Бронницкой уездной земской управы Бронницкому уездному земскому собранию по вопросам народного образования».
Среди работ исследователей советского и постсоветского периодов, относящихся к теме художественно-промышленного образования и народных художественных промыслов следует выделить исследования: T.JI. Астраханцевой («Гжельская майолика XX века»); В. Воронова («Крестьянское искусство»); М.В.Егорова, A.B. Соловьева («Цветные глазури и эмали (майолика)»); Б.В.Илькевича, К.Б. Илькевича («Основы художественно-промышленного образования»); Б.В. Илькевича, В.В. Семеновой («Гжель. Истоки творчества и мастерства»); П.Н. Исаева («Керамисты Строгановской школы. Биографический словарь», «Строгановская школа композиции», под ред. O.JI. Голубевой); C.B. Горожаниной («Абрамцевское художественное учебное заведение»);
4
В.М. Логинова («Новь древней Гжели»); В.М. Логинова, Ю.П. Скальского («И ваши дни благословенны»); М.А. Некрасовой, С.М. Темериной («Народные художественные промыслы. Материалы и документы 1917 — 1932 гг.»). Отдельно необходимо отметить фундаментальные исследования А.Б. Салтыкова «Майолика Гжели» и «Самое близкое искусство».
Кроме этого в круг рассмотрения настоящего исследования попадают сборники нормативных актов, своды законов, гражданский и уголовный кодексы и иные сборники официальных документов СССР.
Тему художественно-промышленного образования развивают также диссертационные исследования. К ним относятся относятся работы И.Г. Беляевой («Развитие среднего специального художественного образования в России во второй трети XIX - начале XX веков», 2012 г.); Р.В. Вахитовой («Историко-педагогические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству в России», 2012 г.); В.М. Зубец («Развитие художественно-промышленного образования в России на рубеже XIX - XX веков», 2004 г.); В.М. Логинова («Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города (на примере города Гжель)», 2000 г.); М.С. Степанова («Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России», 1970 г.); О.С. Поповой («Художественный фарфор Гжели», 1957 г.); Л.Я. Супрун («Профессиональные художники и народное искусство России XIX - XX в.в.», 1970 г.).
Анализ развития художественно-промышленного образования за прошедшее столетие в местах бытования народных промыслов позволил выявить следующие противоречия:
— между высоким педагогическим потенциалом художественно-промышленных учебных заведений Московского региона в местах бытования традиционных народных промыслов в первой трети XX века и недостаточной разработанностью теоретических основ и прикладных аспектов его внедрения в учебно-воспитательный процесс современных профильных учебных заведений.
— между растущей потребностью в специалистах народных художественных промыслов в целях сохранения и возрождения наследия отечественной традиционной культуры и отсутствием исследований в области обобщения опыта художественно-промышленного образования на местах бытования традиционных народных промыслов;
— между необходимостью развития художественных промыслов для обеспечения преемственности духовных и культурных связей подрастающего поколения через традиционные формы изобразительного и прикладного искусства и низкой мотивацией к обучению мастерству на местах бытования промыслов.
Наличие указанных противоречий позволяет сформулировать проблему настоящего исследования, которая состоит в ответе на вопрос: какова сущность становления и развития художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов в первой трети XX века?
Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, указанные противоречия, а также потребности практической деятельности определили тему
5
исследования: «Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (Гжельский народный художественный промысел в первой трети XX века)». При этом под генезисом художественно-промышленного образования понимается его возникновение (зарождение), становление и развитие до определенного уровня. Использование понятия генезис в этом смысле является весьма распространенным в современной педагогической науке.
Цель исследования: раскрыть сущность генезиса художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов в первой трети XX века на примере Гжельского керамического района.
Объектом исследования является художественно-промышленное образование в России в первой трети XX века.
Предметом исследования является генезис художественно-промышленного образования в первой трети XX века в регионах бытования народных художественных промыслов на примере Гжельского керамического района.
Гипотеза исследования состоит в том, что для раскрытия сущности генезиса художественно-промышленного образования в регионах бытования народных художественных промыслов должны быть выполнены следующие условия:
— определены этапы генезиса и проведен анализ их содержания, включая анализ уровня профессиональной подготовки учащихся Гжельской керамической школы;
— рассмотрены экономическая, научная и просветительская составляющие деятельности керамической школы в контексте политической и социально-экономической ситуации в государстве в первой трети XX в.;
— выявлена роль выдающихся деятелей культуры и искусства России в возникновении, становлении и развитии художественно-промышленного образования в регионах традиционного бытования народных художественных промыслов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определяются задачи исследования:
1. Определить этапы генезиса художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе.
2. Провести анализ содержания художественно-промышленного образования в Гжели в исследуемый период.
3. Провести анализ профессиональной подготовки учащихся керамической школы на различных этапах ее деятельности.
4. Раскрыть сущность экономической, научной и просветительской составляющих деятельности Гжельской керамической школы.
5. Выявить роль выдающихся деятелей культуры и искусства в возникновении, становлении и развитии художественно-промышленного образования в регионах бытования НХП.
6. Провести анализ направлений развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе в зависимости от политической и социально-экономической ситуации в государстве в первой трети XX в.
Хронологический период исследования представляет собой промежуток с 1899 г. по 1937 г. Такой выбор определяется тем, что именно в этот период в образовательном процессе Гжельской керамической школы1 имели место наиболее существенные, знаковые процессы, явившиеся закономерным следствием породивших их причин с одной стороны, и ставших основанием для дальнейшего развития художественно-промышленного образования в регионе на последующие десятилетия, вплоть до наших дней, с другой.
Выбранные даты отражают два исторически зафиксированных события. В 1899 г. Строгановским училищем в Речицах было открыто филиальное отделение, а в 1937 г. Гжельский керамический техникум прекратил свою работу и, по некоторым данным, был переведен в Ленинград.
Хронологически исследование делится на три блока:
1. Дореволюционный период (1899 -1916). Рисовальные классы, затем -Художественно-ремесленная учебная мастерская.
2. Период первых лет советской власти (1918 - 1929). От «Гжельской школы ИЗО Наркомпроса до «Гжельской школы кустарного ученичества».
3. Период первых пятилеток (1930 — 1937). Гжельский керамический техникум.
Каждый из указанных периодов характеризовался своими, отличными от другого, учебными программами, образовательными методиками, формами практических занятий, длительностью обучения и, главное, — целеполаганием в отношении того, кем руководство школы видело своих будущих выпускников.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу составляют принципы достоверности, всесторонности, научности, объективности и целостности. Основным принципом исторического развития, используемым в исследовании, признается принцип диалектического развития исторического процесса, при этом наряду с объективными факторами, влияющими на последовательность и логику событий, не менее серьезная роль отводится и субъективным, что особенно заметно в вопросах гуманитарной деятельности, к которой относится образование. Такой подход позволяет всесторонне оценить научную значимость события, с учетом множественных факторов, одновременно, последовательно, или опосредованно, влияющих на его проявление, выявить зависимость причин и следствий в их взаимодействиях и противоречиях. Благодаря такому подходу, удалось выявить общие тенденции развития художественно-промышленного образования в Гжели при радикально противоположных государственных устройствах.
Рассматривая вопросы художественно-промышленного образования в местах бытования традиционных промыслов в их взаимодействии с развитием
1 Под обобщающим названием Гжельской керамической школы здесь подразумевается исследуемое среднее художественно-промышленное учебное заведение, которое за рассматриваемый период сменило название в общей сложности около 10 раз.
7
художественно-промышленного образования в России в целом, с учетом исторических, экономических, и политических реалий, а также культурных традиций и тенденций рассматриваемого периода, автором был использован также междисциплинарный подход. Кроме этого, использованы также исследовательские методы: аналитический, сравнительно-исторический, хронологический, статистический.
Методологически исследование опирается на современные культурологические, философские, исторические, аксиологические, эстетические, историко-педагогические идеи и теории, а также теоретические основы художественного образования и эстетического воспитания. В частности:
— аксиологические исследования (Б.М. Бим-Бад, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин), способствующие пониманию взаимосвязи между ценностями социального и культурного характера и структурой личности;
— культурологические, философские, исторические труды (А.Д. Тойнби, П.А. Флоренский, О. Шпенглер);
— труды в области эстетики (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьёв, Н.Г. Чернышевский), раскрывающие ценность искусства как особой формы общественного сознания;
— работы по методологии историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, В.М. Жураковский, Г.Б. Корнетов и др.), способствующие адекватной трактовке процесса развития отечественного художественного образования исследуемого периода;
— теоретические и методические поиски путей совершенствования процесса обучения художественным дисциплинам получили свое обоснование и развитие в идеях и рекомендациях российских художников-педагогов Г.В. Беды,
B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.
— выводы, содержащиеся в трудах по теории художественного творчества и эстетического воспитания (Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци,
C.Т. Шацкий и др.).
Научная новизна исследования определяется тем, что:
— предложена периодизация генезиса художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе.
— проведен анализ содержания художественно-промышленного образования в Гжели в первой трети XX в.
— проведен анализ профессиональной подготовки учащихся керамической школы на различных этапах ее деятельности.
— раскрыта сущность экономической, научной и просветительской составляющих деятельности Гжельской керамической школы.
— выявлена роль выдающихся деятелей культуры и искусства в возникновении, становлении и развитии художественно-промышленного образования в регионах бытования НХП.
— проведен анализ направлений развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе в зависимости от политической и социально-экономической ситуации в государстве в первой трети XX в.
— показано общесоюзное значение Гжельского керамического техникума как единственного профильного учебного заведения в начале 1930-х гг.
— в результате работы, проведенной в ряде муниципальных и федеральных архивов, в научное обращение введено более ста уникальных, ранее не публиковавшихся, архивных дел.
Теоретическая значимость полученных в процессе исследования результатов состоит в восполнении картины художественно-промышленного образования в России не рассматриваемым ранее пластом организации такого образования в регионах традиционных народных промыслов. Отмеченные в исследовании содержание и методы образования в регионах бытования народных промыслов на примере Гжельской керамической школы, могут обогатить существующие системы организации художественно-промышленного образования в современной России. Также немаловажными представляются попытки, главным образом в период работы техникума, организации научной деятельности среди учащихся, что может быть востребовано сегодня.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для организации профильных курсов, специальных семинаров, факультативных курсов. Некоторые блоки исследования целиком или с определенной обработкой могут быть включены в учебные пособия по курсам «История художественно-промышленного образования в России», «История керамики», «Государство и образование» и пр. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке прогностических моделей организации образовательной деятельности художественно-промышленных учебных заведений.
Кроме этого, обширный список введенных в научный оборот архивных и прочих, ранее не публиковавшихся материалов, может стать полем для дальнейших исследований по смежным темам.
Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечены источниковой базой исследования; выбором методологических подходов, опирающихся на данные философской, социальной и педагогической мысли; использованием комплекса теоретических и общенаучных методов, выступающих во взаимосвязи и взаимозависимости; длительностью целенаправленного исследования и глубиной изучения, анализом и синтезом данных значительного массива архивных документов и многообразного фактологического материала, отражающих становление и развитие художественно-промышленного образования в Гжели.
Источниковая база исследования.
Исследование базируется на широком списке источников, которые условно можно разделить на две неравные группы. В первую очередь - это уникальные, ранее не публиковавшиеся архивные документы.
При работе над диссертацией было выявлено и введено в научный оборот более 100 оригинальных дел, относящихся к вопросам организации художественно-промышленного образования в Гжельском регионе. Основная работа проводилась в следующих фондах федеральных и муниципальных архивов:
— ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 2306. Наркомпрос. Отдел изобразительного искусства; Ф. 2307. Наркомпрос. Главное управление научно-художественными организациями; Ф. 5449. Всероссийский союз промысловой кооперации (Всекомпромсоюз); Ф. 643. Совет промысловой кооперации.
— РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 515. Главное управление уделов Министерства Императорского Двора.
— ЦИАМ (Центральный исторический архив г. Москвы). Ф. 184. Московская губернская земская управа.
— РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Ф. 677. Фонд Строгановского центрального Императорского училища технического рисования.
— ЦГАМО (Центральный государственный архив Московской области). Ф. 965. Московское губернское Управление профессионального образования (Москпрофобр); Ф. 966. Московский отдел народного образования (MOHO); Ф. 2157. Московский областной исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; Ф. 2044, 2051. Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся. Общий отдел;
Ф. 261. Московский окружной Исполнительный комитет Совета РК и КД. Организационно-инструкторский отдел; Ф. 4775. Статуправление Московской области. Сектор населения, культуры и здравоохранения; Ф. 7527. Художественный фонд РСФСР. Московское отделение. Гжельский керамический завод.
— Архив ВМДПНИ (Всероссийский музей декоративного, прикладного и народного искусства). Ф. 643. Фонд Научно-исследовательского института художественной промышленности.
— ЦАОПИМ (Центральный архив общественно-политической истории г.Москвы). Ф. 1581. Документы Бронницкого УИКа и РК ВКП(б), Ф. 145. Документы Раменского УИКа и РК ВКП(б).
— БГГА (Бронницкий городской государственный архив). Ф. 129. Бронницкий уездный экономический отдел, Кустарный подотдел (с 1920 г. Кустарный отдел в Бронницком уездном Совете народного хозяйства).
Кроме этого были использованы фонды краеведческих музеев г. Раменского и г. Бронниц Московской области.
Вопросам художественно-промышленного образования — относительно новой отрасли педагогической науки — на рубеже веков и в первой половине XX века уделялось большое внимание. Это, в частности, отразилось в том, что в архивах сохранился значительный корпус документов, в той или иной степени, имеющих отношение к теме. Кроме того, в отношении Гжельской школы можно говорить об исследовательской удаче в том смысле, что ее сотрудниками в 20-х годах XX века в архив было сдано более 300 двусторонних листов документов, подробно описывающих педагогическую, воспитательную, научную, производственную, экономическую и хозяйственную деятельность школы в первое послереволюционное десятилетие. Что касается материалов по дореволюционному периоду и времени работы Гжельского керамического
10
техникума (1930-е гг.), то здесь в архивных материалах наблюдаются существенные лакуны, отчасти восполняемые отрывочными сведениями из иных источников.
Опубликованные материалы, использованные автором при работе над диссертацией, делятся на три категории: работы дореволюционных авторов, монографии исследователей советского и постсоветского периодов, диссертационные исследования.
Этапы работы над диссертационным исследованием.
1. 2008 — 2009 гг. Изучение литературных источников. Изучение историографии и современного состояния проблемы становления и развития художественно-промышленного образования в регионах бытования художественных промыслов. Определение исходных параметров исследования.
2. 2010 - 2012 гг. Работа в архивах, поиск и обработка материалов, относящихся к теме. Анализ полученных результатов. Выделение тенденций, закономерностей и перспектив развития художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе. Подготовка и публикация результатов исследования в периодической печати и монографиях.
3. 2013 — 2014 гг. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, подготовка автореферата и диссертации к защите.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-промышленное образование в Гжельском керамическом районе в первой трети XX века носило непрерывный характер, при этом следует выделить следующие этапы (периоды) его генезиса:
1) дореволюционный период (1899 - 1916). Рисовальные классы, затем — Художественно-ремесленная учебная мастерская;
2) период первых лет советской власти (1918 — 1929). От Гжельской школы ИЗО Наркомпроса до Гжельской школы кустарного ученичества;
3) период первых пятилеток (1930 — 1937). Гжельский керамический техникум.
2. Определяющее влияние на содержание художественно-промышленного образования оказывали как социально-экономические, так и идеологические факторы. В дореволюционный период в Речицком филиале преподавались исключительно художественные дисциплины. Выпускаемые художественные изделия соответствовали ценностям самодержавного государства, к которым можно отнести православие, патриотизм, патриархальность и др. В первой половине 1920 гг. в структуре теоретического обучения художественные дисциплины занимали всего 20% учебного времени, общеобразовательные предметы (с углубленным изучением физики и химии) - 70% и около 10% отводилось на политическую грамоту. Более 50% учебного времени студенты работали в мастерских. К концу 1920 гг. доля художественных дисциплин стала еще меньше, при этом увеличилось число технических предметов и практических занятий. Учебные планы керамического техникума (1930 — 1937) показали сокращение практических занятий и существенное (до 20%) увеличение
политических дисциплин. На смену художественным образам, характерным для
*
монархического периода Гжельской школы, пришли произведения, отражающие завоевания революции.
3. Уровень подготовки выпускников Школы был традиционно высоким. Согласно дореволюционным отчетам, по итогам Рождественского и Пасхального экзаменов практически все учащиеся получали премии администрации Строгановского училища. Несмотря на трудные послереволюционные годы, качество художественно-промышленного образования в Гжели не ухудшилось. Об этом свидетельствуют доклады члена худсовета НИИХП Б.Н. Ланге, а также оценка, данная руководством ВХУТЕМАСа работе учащихся Гжельской керамической школы при оформлении 2-го дома ЦИК СССР. О высоком уровне подготовки специалистов в годы первых пятилеток, доверии к преподавательскому составу свидетельствует факт организации в 1932 г. при Гжельском керамическом техникуме Всесоюзных курсов мастеров по гончарной промышленности.
4. Гжельская художественно-промышленная школа в рассматриваемый период являлась научным, экономическим и просветительским центром района. Научная деятельность Школы по исследованию местных глин была высоко оценена на уровне Моссовета, по указанию которого силами учащихся и преподавателей проводились соответствующие изыскания. Экономическая деятельность Школы заключалась, прежде всего, в организации собственного производства изделий художественной и технической керамики, на котором были заняты десятки рабочих из числа местных жителей. Кроме того, преподавательский состав школы успешно осуществлял просветительскую деятельность на территории Гжельской волости, организуя лекции и кружки для населения по различным отраслям знаний, включая чтение, письмо, санитарию и гигиену.
5. Можно утверждать, что в возникновение, становление и развитие художественно-промышленного образования в Гжели большой вклад внесли такие выдающиеся деятели российской, советской культуры и искусства как директор Строгановского училища Н.В. Глоба, академик Императорской Академии художеств; Б.Н. Ланге, скульптор, художник-керамист, член Союза деятелей прикладного искусства, члена худсовета НИИХП, преподаватель ВХУТЕМАСа; Е.В. Монахов, художник, мастер-керамист, руководитель керамической мастерской Строгановского училища. Долго и плодотворно в Гжельском филиале, а затем в Гжельской керамической школе работали выпускники Строгановского училища В.П.Трофимов (1901 - 1904 гг.), П.Г. Смирнов (1904 - 1916 гг.), Х.Г. Монахов (1920- 1935 гг.), другие художники и педагоги.
6. Тенденции развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе определялись приоритетными направлениями развития страны, политической и социально-экономической ситуацией. Если в дореволюционный период целью художественного образования в Гжели было развитие самобытной народной культуры, то в советское время художественно-промышленное образование в керамическом районе рассматривалось как необходимое условие развития народного хозяйства страны. В течение
12
нескольких десятилетий профессиональное образование в Гжели меняет свою направленность от художественной к промышленной. В результате многих реорганизаций рисовальные классы, открывшиеся в 1899 г. как филиал Строгановского училища, получают в 1930 г. статус керамического техникума.
Апробация и реализация результатов исследования.
Основные идеи и положения диссертации были опубликованы автором в 4 монографиях, статьях в отечественных и зарубежных рецензируемых журналах (в том числе в 4 из перечня ВАК РФ) и в докладах на профильных конференциях в течение 2010 — 2014 г.г.
Внедрение материалов и результатов исследования осуществлялось в процессе работы в Гжельском художественно-промышленном институте, где с 2012 г. в рамках дисциплины «История промысла» введен курс «История художественно-промышленного образования в регионе», который автор читает студентам института и колледжа.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, общих выводов по всей работе, заключения, и библиографии.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, приведен его научный аппарат, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указаны положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Художественно-промышленное образование в Гжели в дореволюгцюнный период» описывается состояние образования в Гжельском керамическом районе до 1917 г., которое делится на два этапа: архаический — до 1899 г., и регулярный,— начавшийся с образованием в с. Речицы рисовальных классов, открытых Строгановским училищем.
Во второй главе «Художественно-промышленное образование в Гжели в первые годы советской власти» исследуется художественно-промышленное образование в Гжели в период с 1918 по 1930 гг. В это время происходит становление советской модели художественно-промышленного образования в Гжели.
Третья глава «Художественно-промышленное образование в Гжели в период первых пятилеток» посвящена рассмотрению работы керамического техникума, в который, вследствие изменения направления художественно-промышленного образования в Гжели от художественного в сторону промышленного, на рубеже 1920-30 гг. была реорганизована Гжельская школа кустарного ученичества.
В заключении сделаны обобщающие выводы исследования, положения, выносимые на защиту, намечены направления дальнейшего исследования данной проблемы.
В приложении представлены документы, связанные с работой Гжельской школы, не вошедшие полностью в текст исследования, но имеющие большое значение для раскрытия темы.
Список литературы содержит более 180 наименований книг, научных статей, электронных ресурсов, диссертационных работ, архивных и нормативных документов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Весь дореволюционный период художественно-промышленного образования в Гжели можно разделить на два этапа. Первый начался вместе с зарождением промысла и характеризовался архаическими формами обучения «от отца к сыну». Благодаря такому обучению, формировался ремесленник, способный бесконечно повторять усвоенные образцы, но лишенный широких художественно-промышленных знаний, умений и навыков (см. Таблицу 1.).
Дату наступления второго этапа можно указать точно. Это случилось в 1899 г., когда Строгановское Императорское Училише технического рисования открыло в центре гжельской округи, селе Речицах, свой филиал для того, чтобы местные талантливые юноши и девушки получали художественное и практическое образование с узкоспециальными целями, преследуемыми местными кустарными производствами. Именно в 1899 г. началась эпоха государственного художественно-промышленного образования в гжельском народном художественном промысле. Принципиально новая форма обучения художественному ремеслу детей гжельских мастеров была полностью внедрена в январе 1901 г., когда в филиале стали проводиться регулярные занятия.
Предложенная этапность в развитии художественно-промышленного образования в Гжели соотносится с процессами, происходящими в художественно-промышленном образовании в Российской Империи в целом. Не случайно, что на волне резкого подъема интереса к народному искусству, произошедшего в конце XIX в., именно Гжель с ее незатейливой, но очень самобытной красотой, одной из первых привлекла внимание Императорского художественно-промышленного училища. Администрация Строгановки, избрав гжельский промысел одним из мест организации своих филиалов, подчеркнула важность и ценность Гжели для русского прикладного искусства. Учитывая, что к Строгановскому училищу прямо или косвенно имели отношение практически все творившие тогда художники и искусствоведы, открытие филиала училища на гжельской земле было равносильно признанию авторитета гжельской керамики самыми влиятельными людьми того времени.
Недолгий период работы филиала продемонстрировал оправданность такого шага. С самого открытия классы всегда были полны учеников. Количество учащихся определялось лишь размерами помещения, площади которого сразу стало не хватать. В 1910-х гг. шла речь о расширении рисовальных классов, позже была построена и организована образцовая керамическая мастерская. Филиал жил и развивался. К сожалению, начавшаяся в 1914 г. война, приостановила расширение филиала, а последовавшая вскоре революция, привела к его ликвидации. Тем не менее, Речицкий филиала Строгановского училища, даже будучи закрытым в революционные годы, сыграл важнейшую роль и подготовил «площадку» для бурного развития художественно-промышленного образования в Гжели в первые годы Советской власти.
Специализация филиала была исключительно художественной. Никаких
14
общеобразовательных предметов в учебной программе не было. Ученики сначала занимались копированием несложных образцов, затем переходили к самостоятельному творчеству, чему в немалой степени способствовали разнообразные учебные пособия, которыми снабжало свои филиалы Строгановское училище. Благодаря такому подходу, будущие гжельские мастера имели возможность познакомиться с выдающимися произведениями искусства не только России, но и всего мира, что, несомненно, расширяло их кругозор и существенно повышало творческий потенциал.
Организация специализированного художественного образования в Речицком филиале Строгановского училища повлияла на общую структуру начального образования в Гжельской волости. С первых же дней работы филиала его руководители, командированные Строгановским училищем ученые рисовальщики, приступали к преподаванию рисования в земских школах двух крупнейших сел волости — Гжели и Речиц. Наличие художественной дисциплины в начальной школе не было рядовым явлением и не имело аналогов в округе. Это фактически означало начало государственной программы художественного образования в Гжели.
Осенью 1918 г. в Гжели открылась керамическая профшкола ИЗО Наркомпроса, ставшая преемницей рисовальных классов - филиала Строгановского училища (см. Рис. 1). После Октябрьской революции развитие кустарного производства в местах традиционного бытования народных художественных промыслов представляло для государства важную область деятельности. Создавая керамическую профшколу в Гжели, руководители советской страны ставили перед собой цели государственного уровня. В 1920-е гг. продукция народных промыслов была одним из немногих товаров, пользующихся спросом за рубежом, рассматривающихся как средство получения валюты. Советское государство, создавшее профшколу, регулировало ее деятельность в соответствии с задачами строительства социализма и, как показал анализ работы школы, весьма успешно. Этапы развития Гжельской школы полностью согласуются с этапами развития культуры, промышленности, экономики. Ни одно значимое событие в жизни страны не обошло стороной Гжельский промысел и профессиональное образование.
В период 1923 - 1924 гг. школа начала развивать свое производство, что позволило улучшить материальное положение. Определяющим этапом развития школы стало создание производственного бюро — органа, регулирующего производственно-коммерческую деятельность школы. Школа арендует местные заводы, где развивает свое производство и организует учебные мастерские. Чутко реагируя на меняющийся экономический курс страны, школа превращается в прибыльное предприятие, на котором, помимо учеников, работает до 50 человек наемных рабочих, что положительно сказывается на отношении к школе среди местного населения. К этому времени относится начало сотрудничества школы с Электрическим трестом Центрального района, для которого школа налаживает выпуск электротехнической продукции, на несколько лет обеспечивающий ей экономическую устойчивость.
Таблица 1. Названия художественно-промышленной школы в Гжели в
период с 1899 по 1937гг.
Период Форма художественно-промышленного образования в Гжели.
До 1899 г. Отсутствие регулярного художественно-промышленного образования. Передача навыков и мастерства традиционным способом «от отца к сыну».
1899-1909 гг. Классы технического рисования. Рисовальные классы.
1910-1916 гг. Художественно-ремесленная мастерская филиального отделения Строгановского Императорского художественно-промышленного училища.
1918-1923 гг. Гжельская профшкола ИЗО Наркомпроса.
1923-1925 гг. Гжельская керамическая школа (профшкола).
1925-1927 гг. Гжельские керамические учебные мастерские.
1927-1929 гг. Гжельская керамическая школа кустарного ученичества.
1930 г. Гжельская семилетняя школа с сельскохозяйственным уклоном.
1931-1935 гг. Гжельский керамический техникум.
1932 г. Всесоюзные краткосрочные производственно-технические к)рсы по гончарной промышленности.
1935-1937 гг. Гжельский сшшкатно-керамический техникум.
Важным показателем качества работы керамической школы стало признание ВХУТЕМАСОМ уровня подготовки гжельских мастеров, когда главный художественно-промышленный ВУЗ страны разместил в Гжели ответственный заказ на оформление 2-го дома ЦИК СССР в Москве. ВХУТЕМАС всегда поддерживал связь с преподавателями и выпускниками Строгановского училища. Многие из преподавателей продолжили свою педагогическую и творческую деятельность в стенах мастерских. Кроме того, ВХУТЕМАС был, как тогда говорили, кузницей кадров для художественно-промышленных и ремесленных мастерских, профшкол, открывавшихся по всей стране. Среди преподавателей Гжельской керамической школы также были люди, напрямую связанные с ВХУТЕМАСОМ. Для выполнения работ были привлечены семеро выпускников Гжельской школы, квалификация которых заслужила самую высокую оценку.
При сравнении содержания художественно-промышленного образования до и после революции 1917 г. видно, что в Гжельском филиале Строгановы! преподавались исключительно творческие дисциплины. Учебный план керамической школы обеспечивал всестороннее и сбалансированное профессиональное образование начального уровня. Помимо рисунка, живописи и скульптуры, программа школы включала ряд технических дисциплин, точные науки, родную речь и литературу, общественно-политические дисциплины, а также практические занятия в учебных мастерских. Содержание образования в Гжельской школе было обусловлено текущими государственными потребностями, и в середине 1920-х гг. наметилась выраженная тенденция в изменении образовательных программ от художественной направленности в сторону промышленной.
Преподавательскому составу Гжельской школы наряду с профессиональной деятельностью приходилось вести клубную работу в избах-читальнях. Здесь
16
крестьяне слушали лекции по географии, истории, астрономии, литературе, санитарии и гигиене, а также принимали участие в работе драматического кружка. Как правило, в сельских избах-читальнях было всего два сотрудника: «избач» и «беседчик». В обязанности первого работника входило заведывание избой-читальней, а также преподавание чтения, письма и арифметики на начальном уровне, второй сотрудник занимался вопросами политпросвещения. Турыгинская изба-читальня, в которой работали многие преподаватели Гжельской школы, выгодно отличалась на общем фоне широтой и глубиной изучаемых дисциплин, уровнем преподавания. Необходимо подчеркнуть важную социальную роль, которую сыграла на гжельской земле керамическая школа. Она давала образование детям местных крестьян, а также большому числу детдомовцев, обеспечивая им достойную жизнь в будущем. Школа была единственным на всю округу просветительским центром, где работали различные кружки, давались ранее совершенно недоступные для сельской местности знания по целому ряду естественных и гуманитарных наук, читались лекции по гигиене и санитарии, которые в условиях 1920 гг. можно считать жизненно необходимыми в буквальном смысле этого слова.
Уникальным педагогическим экспериментом стала летняя практика 1925 г. В ходе летней практики, ученики гжельской мастерской, будучи постоянно связанные с производством, выполняли те виды работ, которые не были освоены в течение учебного года. Программа практики делилась на два этапа. Первые три недели отводились для детального изучения технологических процессов и выполнения необходимых теоретических и практических заданий. Оставшееся время ученики посвяшали работе на заводе с целью выработки профессиональных производственных навыков под руководством мастеров-наставников из числа преподавателей, а также нанятых рабочих-мастеров.
Можно констатировать, что с начала 1925 г. Гжельская школа рассматривалась ее руководством как потенциальный научный центр керамической отрасли промышленности в масштабах всей страны. Первые шаги в исследовательской деятельности предпринимаются Гжельской керамической учебной мастерской сразу, как только она обретает некоторую экономическую стабильность. В начале 1925 г. руководство берет курс на развитие научно-исследовательской работы и заявляет о своих планах стать научным центром керамической промышленности в масштабах страны. К концу 1926 г. Гжельская керамическая учебная мастерская по выполняемым функциям стала представлять собой достаточно успешную научно-педагогическую организацию с собственной производственной базой.
В 1926 г. Гжельская керамическая мастерская реорганизуется в Школу кустарного ученичества. Это преобразование не вызвало значительных изменений в жизни школы, учебном процессе. Практически не изменились учебные планы, так же продолжало работать школьное производство. Школа представляла собой сложившееся учебное заведение, имеющее свою историю и авторитет в системе народного образования.
^ Министерство Финансов ^
Департамент торговли и мануфактуры
Импераюрское центральное Строгановское художсствснно-про-мыитенное училище
Речицкий филиал Строгановского училища
1833-1316
Московская губернская Земс*ая Упрааа
1
Бронмицкая уездная Земская Управа
ИйрОДНЫЙ
Комиссариат Просвещения (Наркомпрос)
Московский лдел народного сбразозамия (МОНО)
Гжельская Керамическая шкапа
Бронницкий УИК (Уездный Исполнительный Комитет)
Московский подотдел профессионального образования (Москлрофсбр)
Бронницкий Уездный отдел народного образования (УОНО)
Рисунок 7. Схема управления Гжельской художественно-промышленной
школой в разные периоды с 1899 по 1937 гг.
В это время государство берет курс на индустриализацию, и направленность обучения в Гжельской школе меняется. Появляются новые предметы, связанные, главным образом, не с художественным творчеством, а с технологией силикатов. Следуя в русле общего развития страны, школа постепенно меняет свое направление в сторону промышленного. На рубеже 1920 - 1930 гг. происходит полемика относительно дальнейшей судьбы образования в Гжели, результатом которой стал отказ от его художественной составляющей.
Анализ работы Гжельской керамической школы (называем этим собирательным именем художественно-промышленное учебное заведение,
18
поменявшее в 20-х гг. XX в. несколько названий) в первое десятилетие советской власти позволяет сделать вывод о первостепенной роли государства в деле становления художественно-промышленного образования.
Начиная с конца 20-х гг., когда вся система народного образования СССР подверглась серьезной перестройке, сформировалась тенденция к пересмотру основных направлений развития художественно-промышленного образования в Гжели. Но, несмотря на попытки местной администрации превратить керамическую школу кустарного ученичества в общеобразовательную семилетку с сельскохозяйственным уклоном, керамическую направленность гжельской школы удалось отстоять. Наиболее существенный вклад в принятие такого решения внесли специалисты художественного совета при ВСНХ, а впоследствии НИИХП, Б.Н. Ланге и Н.П. Мизинов. Их деятельность, деятельность других художников и керамистов позволила взглянуть на гжельскую школу не просто как на учебное заведение, а как на единственный культурно-просветительский центр, призванный соединить вековые традиции народного промысла с современными экономическими реалиями и технологиями.
С момента открытия техникум не испытывал недостатка в студентах, число которых неизменно росло. Техникум вел научно-экспериментальную работу, результатом которой становились разработки современных технологий, создание новых образцов художественной керамики. Экспериментальная лаборатория, пока она находилась в ведении техникума, вызывала исключительно положительные отзывы, и, напротив, после ее передачи в ведомство Москерамстеклосоюза, подверглась серьезной критике.
В то же время, в соответствии с потребностями страны, вставшей на путь индустриализации народного хозяйства, в середине 30-х гг. акцент в художественно-промышленном образовании окончательно сместился от художественного к промышленному. Специалисты НИИХП. регулярно посещавшие Гжель с целью обследования состояния промысла, в один голос говорили о необходимости возвращения техникуму функции художественно-керамического центра, обеспечивающего достойный уровень изделий кустарной промышленности.
Потребность в специалистах по технической керамике была велика, и в 1932 г. при Гжельском техникуме открываются всесоюзные краткосрочные курсы для подготовки мастеров-керамистов.
Чрезвычайно показательным является тот факт, что всесоюзной базой для ускоренного обучения керамистов стал именно Гжельский техникум. В других регионах достаточно успешно работали подобные образовательные учреждения (по крайней мере, в Москве и Ленинграде), предприятия и артели по выпуску керамической продукции. Но керамической школы в широком понимании этого слова, то есть образовательного учреждения со своей историей, уникальным опытом и традициями, со своей производственной базой, с блестящим преподавательским составом, подобной Гжельской, не было во всей огромной стране. По свидетельству Б.Н. Ланге, в 20-х гг. именно Гжельская школа обеспечивала специалистами большинство керамических предприятий страны. В докладах о состоянии дел на промысле прямо указывалось, что именно Гжель
19
является тем местом, где готовятся хорошие мастера.
Таким образом, руководство страны и отрасли, выбирая Гжель в качестве основной учебно-производственной базы, отдавало должное местной керамической школе, оценивало ее как лучшую по качеству профильного образования, признавало за ней первенство в масштабах всего государства. Только такими соображениями можно обосновать целесообразность реализации достаточно дорогостоящего проекта по открытию всесоюзных краткосрочных курсов на базе Гжельского керамического техникума.
Техникум проработал недолго: согласно имеющимся документам, в 1937 г. он был переведен в Ленинград. Несмотря на это, можно утверждать, что в довоенные годы техникум со своей задачей справился, организуя постоянный, пусть и недолгий, выпуск мастеров-керамистов, так необходимых для интенсивного развития промышленности в СССР. Потребность в специалистах, которых готовила Гжельская школа ощущалась и после перевода техникума в Ленинград, и уже в 1944 г., еще до окончания Великой Отечественной войны, Гжельский керамический техникум был вновь открыт как силикатно-керамический техникум, чтобы уже не закрываться вплоть до сегодняшнего дня.
График 1. Рост численности учащихся Гжельской керамической школы и
техникума в период с 1899 по 1937гг.
Выводы.
В рамках выполнения данного исследования свою научную миссию мы видели в том, чтобы на основе изучения и анализа различных, главным образом, уникальных архивных источников, по возможности полно, всесторонне и объективно создать целостное научное представление о системе художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов в первой трети XX века. Для этого были сформулированы задачи, которые в процессе исследования были решены.
В ходе решения первой задачи были определены этапы генезиса художественно-промышленного образования Гжельского керамического района:
— Дореволюционный период (1899 —1916). Рисовальные классы, затем — Художественно-ремесленная учебная мастерская, когда Строгановское Императорское Училище технического рисования открыло в центре гжельской округи, селе Речицах, свой филиал для того, чтобы местные талантливые юноши и девушки получали художественное и практическое образование с узкоспециальными целями, преследуемыми местными кустарными производствами.
— Период первых лет советской власти (1918 — 1929). От Гжельской школы ИЗО Наркомпроса до Гжельской школы кустарного ученичества. Этапы развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе полностью согласуются с этапами развития культуры, промышленности, экономики страны в целом.
— Период первых пятилеток (1930 — 1937). Следуя в русле общего развития страны, школа постепенно меняет свое направление в сторону промышленного и преобразуется в Гжельский керамический техникум.
В ходе решения второй задачи был проведен анализ содержания художественно-промышленного образования в Гжели в исследуемый период. Определяющее влияние на содержание художественно-промышленного образования оказывали как социально-экономические, так и идеологические факторы. В дореволюционный период в Речицком филиале преподавались исключительно художественные дисциплины. Выпускаемые художественные изделия соответствовали ценностям самодержавного государства, к которым можно отнести православие, патриотизм, патриархальность и др. В первой половине 1920 гг. в структуре теоретического обучения художественные дисциплины занимали всего 20% учебного времени, общеобразовательные предметы (с углубленным изучением физики и химии) — 70% и около 10% отводилось на политическую грамоту. Более 50% учебного времени студенты работали в мастерских. К концу 1920 гг. доля художественных дисциплин стала еще меньше, при этом увеличилось число технических предметов и практических занятий. Учебные планы керамического техникума (1930 — 1937) показали сокращение практических занятий и существенное (до 20%) увеличение политических дисциплин. На смену художественным образам, характерным для монархического периода Гжельской школы, пришли произведения, отражающие завоевания революции.
В ходе решения третьей задачи был проведен анализ профессиональной подготовки учащихся керамической школы на различных этапах ее деятельности. Уровень подготовки выпускников Школы был традиционно высоким. Согласно дореволюционным отчетам, по итогам Рождественского и Пасхального экзаменов практически все учащиеся получали премии администрации Строгановского училища. Несмотря на трудные послереволюционные годы, качество художественно-промышленного образования в Гжели не ухудшилось. Об этом свидетельствуют доклады члена худсовета НИИХП Б.Н. Ланге, а также оценка, данная руководством ВХУТЕМАСа работе учащихся Гжельской керамической
21
школы при оформлении 2-го дома ЦИК СССР. О высоком уровне подготовки специалистов в годы первых пятилеток, доверии к преподавательскому составу свидетельствует факт организации в 1932 г. при Гжельском керамическом техникуме Всесоюзных курсов мастеров по гончарной промышленности.
В контексте решения четвертой задачи была раскрыта сущность экономической, научной и просветительской составляющих деятельности Гжельской керамической школы. Гжельская художественно-промышленная школа в рассматриваемый период являлась научным, экономическим и просветительским центром района. Научная деятельность Школы по исследованию местных глин была высоко оценена на уровне Моссовета, по указанию которого силами учащихся и преподавателей проводились соответствующие изыскания. Экономическая деятельность Школы заключалась, прежде всего, в организации собственного производства изделий художественной и технической керамики, на котором были заняты десятки рабочих из числа местных жителей. Кроме того, преподавательский состав школы успешно осуществлял просветительскую деятельность на территории Гжельской волости, организуя лекции и кружки для населения по различным отраслям знаний, включая чтение, письмо, санитарию и гигиену.
При решении пятой задачи диссертации были исследована роль выдающихся деятелей культуры и искусства в становлении и развитии художественно-промышленного образования в регионах бытования НХП. Исследование показало, что в генезис художественно-промышленного образования в Гжели большой вклад внесли такие выдающиеся деятели российской, советской культуры и искусства как директор Строгановского училища Н.В. Глоба, академик Императорской Академии художеств; Б.Н. Ланге, скульптор, художник-керамист, член Союза деятелей прикладного искусства, члена худсовета НИИХП, преподаватель ВХУТЕМАСа; Е.В. Монахов, художник, мастер-керамист, руководитель керамической мастерской Строгановского училища. Долго и плодотворно в Гжельском филиале, а затем в Гжельской керамической школе работали выпускники Строгановского училища В.П.Трофимов (1901 - 1904 гг.), П.Г.Смирнов (1904 - 1916 гг.), Х.Г. Монахов (1920 — 1935 гг.), другие художники и педагоги.
В ходе решения шестой задачи был проведен анализ направлений развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе в зависимости от политической и социально-экономической ситуации в государстве в первой трети XX в. Тенденции развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе определялись приоритетными направлениями развития страны, политической и социально-экономической ситуацией. Если в дореволюционный период целью художественного образования в Гжели было развитие самобытной народной культуры, то в советское время художественно-промышленное образование в керамическом районе рассматривалось как необходимое условие развития народного хозяйства страны. В течение нескольких десятилетий профессиональное образование в Гжели меняет свою направленность от художественной к промышленной. В результате многих
реорганизаций рисовальные классы, открывшиеся в 1899 г. как филиал Строгановского училища, получают в 1930 г. статус керамического техникума.
Таким образом, можно утверждать, что все задачи исследования решены, цель — раскрыть сущность генезиса художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов в первой трети XX века на примере Гжельского керамического района - достигнута.
Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшем изучении истории и содержания художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов, расширении географии исследования, а также в создании методических пособий для интеграции накопленного опыта в современный образовательный процесс.
По теме диссертации опубликовано 17 работ, общим объемом более 75 п.л.
Основные идеи и положения диссертации отражены в следующих основных публикациях автора: Монографии
1. Никонов, В. В. Художественно-промышленное образование в Гжели. 1899 — 1937 гг.: монография/ Б. В. Илькевич, В.В.Никонов. — Гжель: ГГХПИ, 2014. — 392 с. (44 п.л., авторство не разделено).
2. Никонов, В. В. Художественно-промышленное образование в Гжели в годы первых пятилеток: монография/ Б. В. Илькевич, В. В. Никонов. — Гжель: ГГХПИ, 2013. — 100 с. (6,5 п.л., авторство не разделено).
3. Никонов, В. В. Художественно-промышленное образование в Гжели в первые годы советской власти: монография / Б. В. Илькевич, В. В. Никонов. — Гжель: ГГХПИ, 2013. — 202 с. (13 п.л., авторство не разделено).
4. Никонов, В. В. Художественно-промышленное образование в Гжели. Дореволюционный период: монография/ Б. В. Илькевич, В. В. Никонов. — М.: Прометей, 2012. — 104 с. (6,25 п.л., авторство не разделено).
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях
5. Никонов, В. В. Творческая и практическая связь ВХУТЕМАСа с Гжельской керамической школой в первой половине 20-х годов XX в. / В. В. Никонов// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2014. - № 1. - С. 54-«3 (0,6 п.л.).
6. Никонов, В. В. Художественно-промышленное образование в гжельском регионе в годы первых пятилеток/ Б. В. Илькевич, В. В. Никонов // Российский научный журнал. — 2012. — № 6 (31). — С. 130-141 (0,9 п.л., авторство не разделено).
7. Никонов, В. В. Дореволюционный период художественно-промышленного образования в Гжели / Б. В. Илькевич, В. В. Никонов // Наука и школа. - 2012. - № 2. - С. 173-177 (0,4 пл., авторство не разделено).
8. Никонов, В. В. Становление художественно-промышленного образования в гжельском регионе в первые годы советской власти / Б. В. Илькевич, В.В.Никонов // Российский научный журнал. — 2011. — № 5 (24). - С. 104-109 (0,5 п.л., авторство не разделено).
23
Научные статьи и материалы конференций:
9. Nikonov V. V. The Basic Ideas of the Concept of Professionally-Motivating Industrial Art Education / В. V. Ilkevich, К. B. Ilkevich, V. V. Nikonov // Asian Social Science. — 2015. — Vol. 11. — No. 1. — P. 347—353(0,Зп.л., авторство не разделено).
10. Nikonov V. V. The Syllabus of the Regional Component of Professionally Motivational Education Developed for the Students Specializing in Tourism / Т. B. Lisitzina, V. V. Nikonov, К. B. Ilkevich, T. G. Ilkevich, A. R. Masalimova // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11.-No. 2. - P.284-289(0, 3 п. л., авторство не разделено).
11. Никонов В. В. Гжельская керамическая школа в статистических исследованиях MOHO начала 1920-х гг. / В. В Никонов // Материалы V Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (22 ноября 2013 г.): сборник научных статей / Под общ. ред. проф. Б. В. Илькевича; отв. ред. Н. В. Соловьева - Гжель: ГГХПИ, 2013. — С. 33—36 (0, 4 п. л.).
12. Никонов В. В. Петр Яковлевич Овчинников — первый руководитель Гжельского филиала Строгановского училища / В. В. Никонов // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (30.09.2013). — Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. - С. 90-93 (0, 25 пл.).
13. Никонов В. В. К вопросу об этимологии топонима «Гжель» /
B. В. Никонов // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (23 ноября 2012 г.): сборник научных статей / Под общ. ред. проф. Б. В. Илькевича; отв. ред. Н. В. Соловьева. — Гжель: ГГХПИ, 2012. - С. 56-60 (0,5 п.л.).
14. Никонов В. В. Уровень образования в Гжельской керамической школе (на примере работы по заказу ВХУТЕМАСА в 1924 г.) / В. В. Никонов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (24 ноября 2011 г.): сборник научных статей. — Гжель: ГГХПИ, 2011. - С. 422^126 (0,5 п.л.).
15. Никонов В. В. Керамическая школа как культурно-просветительский центр Гжельской округи в 1920-х гг. / В.В.Никонов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (24 ноября 2011 г.): сборник научных статей. — Гжель: ГГХПИ, 2011.—
C. 194-201 (0,5 п.л.).
16. Никонов, В. В. Особенности государственной политики в области художественно-промышленного образования в России в XVIII в. / В. В. Никонов // Материалы II Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (16 апреля 2010 г.): сборник научных статей. — Гжель: ГГХПИ, 2010. - С. 21-26 (0,3 пл.).
17. Никонов, В. В. Опыт организации частной художественно-промышленной школы княгини М. К. Тенишевой/ В. В. Никонов // Материалы II Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (16 апреля 2010 г.): сборник научных статей. - Гжель: ГГХПИ, 2010. - С. 21-26 (0,3 пл.).
Типография LiteraA Подписано в печать 21.04.2015 г. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. г. Москва, ул. Цветной бульвар 32/3 Тел. (495) 785 92 72