автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России XVIII века
- Автор научной работы
- Гончаров, Михаил Анатольевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России XVIII века"
V
в о*
¥ до
На правах рукописи
ГОНЧАРОВ Михаил Анатольевич
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ В РОССИИ XVIII ВЕКА
13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук
Москва 1998
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре педагогики высшей школы.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор СИТАРОВ В.А.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор КОДЖАС1ШРОВА Г.М.
кандидат педагогических наук РОМАНЮК Л.В.
Ведущая организация: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Защита состоится " (Н " С 11ИХ(Ук 1998 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д1 053.01.03 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан " \ А " \АГД1ЛР " 1998 года
И.О. ученого секретаря диссертационного совета
(^аза^Н
ОВАКИМЯН Ю.О.
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Экономические и социальные преобразования, происходящие в России в современных условиях, выявили большую роль образования и культуры в формировании демократического, гражданского общества, в его обновлении и гуманизации.
Образовательная ценность современной школы возрастет, если в научный оборот педагогической мысли и практическую деятельность естественным путем войдут гуманистические идеи, выработанные человечеством.
Школа, являясь институтом общества, отражает характер отношений в нем. Через школу общество строит перспективу своего развития. Потому при разработке стратегии образования оно придает большое значение проблеме его гуманизации, созданию условий для самореализации личности. Процесс подготовки такой личности требует не только новых идей, концепций, теорий, но и освоение уже имеющегося в этой сфере опыта, содержательный потенциал которого может составить ценную основу для развития нестандартных подходов, новых направлений в решении задач сегодняшнего дня.
В этом смысле немалый интерес представляет опыт гуманизации педагогической мысли и практики образования и воспитания, накопленный человечеством в прошлом.
Безусловно, в формировании нового человека, который будет жить и трудиться в XXI веке, популярные в прошлых веках гуманистические идеи не могут непосредственно влиять на организацию образовательно-воспитательного процесса. Но в ходе нелегкой интеллектуально-нравственной работы общества по созданию каждому гражданину условий для осознания себя человеком и становления в нем творца культуры, проблема выявления своеобразия путем формирования гуманистических отношений и педагогических оснований их развития в культуре России становится актуальной. Исследование проблемы гуманистических тенденций в образовании и воспитании в России ХУШ века, века величайших преобразований во всех областях жизни народа и государства, на наш взгляд, является важным в восстановлении еще одного звена русской культурной традиции.
Гуманизм как мировоззрение формировался в период расцвета эпохи Возрождения, впитав в себя лучшее, что было накоплено предшествую-щиыиг'столетиями в развитии человека. Гуманистическое мировоззрение
в центр ставит человека, его добродетель, ученость, подчеркивает природное равенство всех людей, наличие у каждого человека врожденных сил, которые посредством воспитания делают людей людьми.
В историко-педагогических исследованиях, посвященных проблемам воспитания и образования в России, предпринимаются попытки осмысления фактов и теоретических исканий в области гуманистической направленности образования в России в различные периоды ее истории.
В трудах ряда исследователей ставится проблема изучения и возрождения прогрессивных русских традиций воспитания вообще и гуманистических, в частности (Е.В.Бондаревская, М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов, Б.М.Митюров, З.Й.Равкин, А.Н.Фролов, О.Е.Кошелева, О.Д.Мукаева и др.).
Исследования истоков гуманизма в России (В.А.Малкин, П.А.Соколов, Д.е.Лихачев, П.Н.Груздев, А.Н.Беустроев, Г.Н.Волков, Ш.И.Гане-лин, Э.Д.Днепров, С.Ф.Егоров, Н.К.Констаетиновоикдр.) убедительно показывают, что гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России являются во многом оригинальным продуктом творчества отечественных мыслителей.
Для данного исследования большой интерес представляют работы, посвященные историческому анализу гуманистической педагогики ХУШ века (Р.А.Валеева, Н.А.Неровных, Н.Б.Рапаева, Н.А.Буров, Н.В.Нечаев, М.В.Сычев-Михайлов, Л.В.Романюк).
Для осмысления путей развития педагогических идей мы опирались на исследования С.Ю.Алферова, И.Л.Деревцова, Г.П.Молчановой, Д.П.До-брус'ина, Н.А.Трушина, А.С.Бузько,, И.К.Матюши и др.
Современными учеными В.А.Сластениным, Е.Н.Шияновым достаточно серьезное внимание уделялось вопросам использования отечественного педагогического наследия в деле подготовки будущего учителя, способного осуществлять гуманный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе.
Специальные работы, посвященные гуманистическим педагогическим традициям, принадлежат ряду исследователей (Л.С.Геллерштейн, Д.С.Лихачев, Л.А.Черная), однако в них освещены, в основном, вопросы воспитания до начала ХУШ века.
Проблема человеческого отношения к ребенку занимала в педагогике России особое место благодаря тем традициям воспитания, которые складывались в народе и православии на протяжении столетий. Так
И.Т.Посошков (1652-1726) особо подчеркивал необходимость воспитания высокой нравственности у молодого поколения. В.Н.Татищев (1686 -
- 1750) в своих рекомендациях по воспитанию особо выделил важность формирования в высшей степени человечных качеств личности, ориентированных на православные реальные добродетели. Н.И.Новиков (1744 -
- 1818) призывал образовывать разум и сердце ребенка и через это приводить его к добродетели.
Тема гуманистических тенденций в отечественной педагогике фрагментарно, попутно затрагивается во многих трудах современных ученых в связи с рассмотрением вопросов Боепитания, содержания общечеловеческих нравственных ценностей (Э.,Л.Днепров, Ш.И.Ганелин, И.Ш.Харламов).
Вместе с тем отсутствуют специальные исследования, посвященные изучению и анализу гуманистических тенденций в образовании и воспитании ХУШ века. Изучение становления и развития этих тенденций, рассмотрения их сущности и содержания, вызываются не только научным интересом, но и обострившимся вниманием педагогической обшественно-сти к педагогическим находкам прошлых лет, поэтому представляется необходимым их объективное рассмотрение с позиции современности.
Теоретический анализ состояния проблемы, социально-педагогическая значимость идей гуманистических тенденций в образовании и воспитании определили выбор темы: "Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России ХУШ века".
Проблема исследования: каковы особенности гуманистических тенденций в образовании и воспитании в России ХУШ века?
Ее решение составляет цель исследования.
Объект исследования - теория и практика образования и воспитания в России ХУШ века.
Предмет исследования - процесс развития и реализации гуманистических тенденций в теории и практике образования и воспитания в России ХУШ века.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить основные гуманистические тенденции в теории и практике в образовании и воспитании в России ХУ1Н века;
- изучить пути распространения западноевропейских идей гуманизма в России ХУШ века;
- проследить динамику идей гуманизма в воспитании и образовании в России исследуемого периода.
Методологическую основу исследования составляют положения о диалогическом подходе к культурному наследию прошлого; философско-педагогические концепции взаимосвязи и взаимообусловленности мирового педагогического процесса, своеобразие его проявлений в отдельных странах; цивилизационный подход, позволяющий развитие русской педагогики рассмотреть во взаимосвязи со всемирным историко-педаго-гическим процессом.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: историко-педагогический и сравнительный анализ различных литературных и документальных материалов.
В исследовании использованы следующие источники: материалы Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива древних актов; периодическая печать, отражавшая проблемы образования е ХУШ веке; журналы и издания Министерства народного просвещения, отражавшие программно-методическую работу в области образования; учебная и учебно-методическая литература исследуемого периода; произведения художественной литературы; труды философов-гуманистов, .педагогов, общественных деятелей, а также исследования, посвященные анализу творчества педагогов ХУШ века.
Основные научные результаты, их новизна и теоретическое значение:
- выявлено, что разработка гуманистических тенденций связана с особенностями развития общественно-экономических отношений в России ХУШ века;
- на основе анализа состояния разработки проблемы развития гуманистических идей в образовании и воспитании в России ХУШ века доказано, что накануне преобразования во всей жизни российского общества нормы гуманного воспитания провозглашались и поддерживались народной и православной педагогикой и из-за отсутствия государственной образовательной системы развивались преимущественно семьей и общиной;
- показано взаимопроникновение гуманистических начал традиционно-народной педагогики и гуманистических идей западноевропейской культур ры, в результате которого была создана уникальная для этой эпохи самобытная концепция гуманизации образования;
- выделены основные гуманистические тенденции в теории и практике в образовании и воспитании в России ХУШ века (расширение возможностей для научного и профессионального образования молодежи наряду с религиозным; повышение роли народности в образовании и воспитании; увеличение роли науки, как фундамента поступательного движения общества; соединение умственного, нравственного, физического,
эстетического воспитания в учебных заведениях различных типов; облегчение и ускорение процесса усвоения учащимися изучаемого материала, создание и развитие методического сопровождения учебного процесса; попытка изменения отношений между наставниками и испытуемыми; расширение и повышение роли женского образования и создание женских учебных заведений гуманитарных направлений).
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров и методов исследования, их соответствием его задачам и логике, объективной оценкой фактологического материала, репрезентативностью источниковой базы.
Практическая значимость исследования. Получены новые для исто-рико-педагогической науки знания о сущности, содержании гуманистических тенденций образования и воспитания в России ХУШ века, а также фактические материалы. Они смогут быть использованы в дальнейшем изучении педагогической мысли в России ХУШ в., в процессе чтения курсов по истории педагогики, спецкурсов.
Основные положения, выносимые на защиту:
- в педагогической мысли и практике России ХУШ века на основе слияния идей воспитания человеческих добродетелей, развитых в народной педагогике, с гуманистическими идеями западноевропейской культуры, имели место самобытные гуманистические тенденции образования и воспитания, соответствующие реалиям жизни общества той эпохи;
- изменения в общественно-педагогической жизни России, последовавшие в связи с реформами, проводимыми на всем протяжении ХУШ века правительством и отечественными просветителями, позитивно отразились на развитии гуманистических тенденций образования и воспитания, восприятии и осмыслении российским обществом гуманистических ценностей;
- процесс становления и развития гуманистических тенденций в российской педагогике ХУШ века явился отражением общественных потребностей и личных запросов граждан.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета; наконференциях: "Теория и практика воспитания в духе ненасилия детей дошкольного возраста" (Вологда, 1995); "Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе" (Нижний Новгород, 1996); "Традиции и новации в педагогике ненасилия" (Киров, 1996); "Ненасилие как
условие развития способностей личности к позитивному самопроявлению" (Москва, 1997); "Ненасилие как условие развития творческой личности" (Елец, 1997).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении содержится постановка проблемы, дается обоснование ее актуальности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, охарактеризованы источники и методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Гуманизм - общечеловеческая педагогическая ценность" - рассмотрены представления о гуманизме, сложившиеся в мировом педагогическом процессе, охарактеризованы сложившиеся идеи гуманизма к ХУШ веку, показаны пути распространения гуманистических идей западноевропейской культуры в исследуемый период.
Во второй главе - "Гуманистические тенденции в образовании и воспитании, как отражение общественных потребностей и личных запросов граждан в России ХУШ века" - рассмотрено возникновение концепции гуманистического образования и воспитания в России ХУШ века, выделены и охарактеризованы гуманистические тенденции в интеллектуально-познавательной сфере жизнедеятельности и организации практической деятельности по образованию и воспитанию молодежи в ХУШ веке.
В заключении резюмируются результаты исследования, формулируются общие выводы, указываются пути использования исторического опыта в современных условиях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
На основе логико-исторического анализа развития гуманистической педагогики показано, что идеи гуманизма и их практическое воплощение в реальные процессы воспитания и обучения поколений развивались и обогащались на протяжении столетий. В исследовании да разводим содержание понятия "гуманизм" как общечеловеческой морально-нравсвен-ной ценности, сформированной человечеством на протяжении тысячелетий, и название конкретно идейно-культурного течения, возникшего в эпоху Возрождения и получившего дальнейшее развитие во времена Просвещения и в последующие века.
Анализ различных литературных источников показывает, что гуманизм как феномен является категорией общечеловеческой. К нему обращались деятели различных эпох в жизни общества, представители разных направлений мировоззрения, как философы-теоретики, так и те, кто преследовал практические жизненные цели по совершенствованию общества и личности как его члена.
Важнейшие гуманистические идеи развивались прогрессивными деятелями культуры, как в сотрудничестве, так и независимо друг от друга.
Основы гуманизма были заложены в самой человеческой жизни. Каждое новое поколение людей начинает жить с овладения правилами человеческого общежития, с познания окружающей действительности. В решении этих практических задач оно овладевает культурой взаимоотношения с миром, делая собственные выводы, соответствующие его эпохе.
Так, уже в родовых общинах на заре цивилизации взаимоотношения членов родового коллектива были основаны на равенстве, групповой солидарности, взаимопомощи. Все эти качества составляли непреложный закон, регулятор поведения. Формирование соответствующих норм поведения подрастающего поколения являлось предметом заботы всего сообщества. С этой целью применялись специальные средства обучающе-воспитательного характера. К ним относились участие в ритуальных церемониях, праздниках и танцах, что включало детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывая у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты, всякого рода "табу", устрашение, одобрение и порицание, предупреждение. Функцию своеобразного средства научения выполняло также устное народное творчество - колыбельные песни, мифы. Количественное накопление приемов деятельности, направленной на обучение подрастающего поколения совместному труду в первобытных общинах, исторически подготовило качественные изменения, происшедшие в этой области в дальнейшем. В античный период понятие "гуманизма" выразилось в осознании важности для воспитания в человеке самопознания, приобщении к добродетелям и развитии стремления к гармонии своей личности (Плутарх, Гераклит, Цицерон, Сенека).
Доминирование христианской идеологии в сфере духовной жизни в У1-ХШ веках обусловило религиозную форму выражения гуманистических педагогических идей в утверждении ценности образования, важности воспитания в духе деятельного человеколюбия и патриотизма (Авва
Дорофей, Михаил Пселл). На протяжении веков, начиная с принятия Русью христианства, шло взаимопроникновение христианского учения и гуманных идей народной педагогики, что давало возможность использовать их для защиты человеческих жизней, человеческого достоинства, побуждению к трудолюбию, милосердию, щедрости, а также предупреждать появление черт неправильного поведения (В.Мономах, Гр.Богослов, И.Златоуст).
Понимание гуманистической направленности в педагогике связывалось с принятием установок уважения к ребенку и веры в его возможности, значимости самообразования, активных методов обучения, изучении особенностей детского возраста, отказа от физических наказаний (В.да Фельтре, М.Монтень, Эразм Роттердамский и др.). Гуманистические положения, накопленные педагогической мудростью мыслителей ХУ-ХУШ веков (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк, Д.Дидро, $.Проко-пович, И.Посошков, В.Татищев и др.) утвердили идеи гуманистически развитой личности, самостоятельно мыслящей и независимой; ценность человеколюбия, самообразования и активного самопознания, гуманистического потенциала народной педагогики; необходимость любви и уважения к ребенку, вера в воспитание детей ненасильственными методами; важность личностных и профессиональных качеств педагога.
В российской педагогике к началу ХУШ века самобытность понимания гуманизма выражалась в стремлении обеспечить бессмертие рода через многодетную и многопоколенную семью, а, следовательно, и бессмертие отечества. Научение "жизни для других" помогало молодым осознавать свое место в человеческом обществе, ценность бескорыстного участия "доброхотов" разных поколений в работе с молодежью, что свидетельствует о национальном своеобразии патриотизма в самосознач нии народа.
Характерной чертой передовой русской мысли была вера во всеобщее благоденствие, желание его для всего народа, что выражалось, в частности, в организации обучения молодых и содержании наставников "всем миром".
В эпоху полномасштабных преобразований, начатых Петром 1 в начале ХУШ века в России, возникла потребность в развитии способностей человека к активной творческой деятельности, а, следовательно, и в гуманистическом подходе к воспитанию граждан, которые смогли бы не только жить в новых условиях, но и участвовать в их дальнейшем преобразовании.
Объективно последовательным явилось распространение гуманистических идей западноевропейской культуры в России. Оно шло разными путями:
- путем установления Петром 1 новых, европейских обычаев. Его "повеления принимать участие в веселостях" на балах и ассамблеях выводило взрослых людей из сумрачной домостроевской замкнутости домашнего быта. Этот путь был в большей степени созидающим, нежели разрушающим национальную самобытность, как утверждали противники реформ. Спустя столетие ученые России положительно отнеслись к таким преобразованиям начала ХУШ века, поскольку они наблюдали их более отдаленные результаты;
- обучения российских граждан в зарубежных странах. Будучи, как правило£ людьми незаурядными, они перерабатывали, переосмысливали лучшие идеи зарубежной культуры и пытались применить их с учетом народных российских традиций. Так известно, что Ф.С.Салтыков с 1711 г. в Англии и Голландии обучался морскому делу, чтобы затем руководить строительством кораблей. Главной частью его поездки была закупка судов. Но он параллельно с советами экономического содержания в своих "Пропозициях" предлагает проект преобразования обучения в России на очень высоком уровне использования научных знаний того времени. К тому же его проект предполагал многостороннее развитие и не только дворянской молодежи, а и "всяких разночинов". Он включил в содержание образования языки латинский, греческий, немецкий, английский, французский, русский, а также риторику, поэтику, общую историю. Из области точных наук предлагал изучать арифметику, геометрию, тригонометрию, а на их базе - навигацию, артиллерию, механику, оптику, статистику. Отдал должное музыке, рисованию и, конечно, богословию.
Поэт и дипломат А.Д.Кантемир, живший в Англии какое-то время, был сопричастен культуре этой страны (как позже и во Франции). С достаточной уверенностью можно утверждать, что он в своем литературном творчестве на русском языке отразил гуманистические идеи Д.Локка о воспитании человека. Сатиры А.Д.Кантемира были очень популярны у читающей русской публики. В одной из них, УП по счету, под названием "О воспитании", он утверждает, что недостаточно обогатить утл народа практическими знаниями, нужно создать не только новый ум, но и "новое сердце", способное откликаться на все ценное общечеловеческое. Он развивает мысль о том, что у детей следует воспитывать стремление к инициативе, которую называет смелостью. Рекомендует меньше твердить детям строгие уставы, а воспитывать
личным примером, да так, чтобы слова.и поступки взрослых не расходились. В этих рекомендациях звучат идеи Д.Локка, уже известные к тому времени в Европе. Иными словами, А.Д.Кантемир через свое литературное творчество познакомил с гуманистическими идеями Д.Локка русское общество до того, как книга последнего была переведена на русский язык и издана в 1759 году.
На протяжении всего ХУШ века представители российской интеллигенции после путешествий в разные страны делились своими наблюдениями за жизнью в них, что, безусловно, обогащало культурный потенциал общества разными идеями, в том числе и гуманистическими:
- переработки впечатлений от заграничных поездок путешественниками и деловыми людьми и переосмысления их с учетом русских традиций;
- приглашения в Россию зарубежных ученых и просветителей для практической деятельности-; Среди них были люди с низкой квалифика-циейт которые приезжали для высоких заработков. Но были и такие, как профессор Эбердинского университета из Шотландии Г.Фарварсон, приглашенный в 1701 году для организации школы математических и нави-гацких наук в Москве. При основании медицинских и хирургических училищ трудились Видлоо, Буксбаум, Горн. Их деятельность способствовала не только развитию дела "лечения недужных", но и распространению научных знаний по проблемам медицины и гигиены, а также методов обучения. Своеобразным исключением из общего правила стала московская гимназия саксонца Глюка. Получив хорошее филологическое и богословское образование в немецких университетах, он отправился пастором в Мариенбург. Будучи энтузиастом педагогики, Глюк перевел Библию для русских, живущих в Восточной Лифляндии, с малопонятного им старославянского на простой русский, хлопотал об открытии там русских школ и переводил на русский язык учебники. В 1702 году при взятии Мариен-бурга русскими войсками Глюк попал в плен и был препровожден в Москву, где в Немецкой слободе ему поручили обучать русских юношей иностранным языкам. Когда обнаружилось, что пастор может учить многим наукам, включая математику, для него устроили целое учебное заведение - гимназию. Школа предназначалась для бесплатного обучения разным языкам и "философской мудрости" детей бояр, окольничьих, думных
и всякого служилого и купеческого чина людей. Глюк приготовил для своей школы на русском языке краткую географию, русскую грамматику, лютеранский катехизис, молитвенник и ввел в преподавание руководство к изучению иностранных языков Яна Амоса Коменского, обошедшее чуть
ли не все начальные школы Европы. Глюку было предоставлено право приглашать учителей из иноземцев, сколько ему понадобится;
- переписки государственных и общественных деятелей России с деятелями культуры Западной Европы. Так, начиная с 1757 г., И.И.Шувалов ведет переписку с Ф.Вольтером, высокоодаренным, универсально образованным, воинствующим мыслителем Франции. Переписывалась с Ф.Вольтером и Екатерина П с 1763 вплоть до его смерти в 1778 году. Лично сам Ф.Вольтер в России не бывал, но его идеи, хоть и не использовались
в том Биде, в каком высказывались автором, все-таки влияли на мысли и поведение власть предержащих, стремящихся прослыть в мире образованными и гуманными.
Что же касается Д.Дидро, то по просьбе Екатерины П весной 1773 г. он прибыл в Санкт-Петербург и почти год провел в России. Он составил "План университета или школы публичного преподавания Есех наук Российского правительства", где указывал на необходимость всеобщего образования для всех людей. Бедняки, по его мнению, лучше знают цену просвещения, чем богатые, учатся прилежно, ибо знают цену труду. Он г. высказывал убеждение, что начальная школа должна быть всеобщей, бесплатной и обязательной.
Французская педагогика 70-х годов ХУШ века содержала большое число глубоких и оригинальных идей. Но большинство из них были нере-ализуемы и нерреализованы в практике воспитания. Не был реализован и план Дидро, составленный для России. Но деятели просвещения знали о нем (кто-то фрагментарно, кто-то полностью), и в своих публикациях или практической образовательной деятельности стремились реализовать по возможности его гуманистические идеи;
- восприятия передовых идей при изучении молодежью иностранных языков;
- перевода трудов западноевропейских мыслителей и педагогов и издания их на русском языке.
Освоение идей зарубежной культуры в России протекало в условиях их критической оценки, а отрицание того, что не было вместимым в российскую среду, вырастало в искание самобытных путей развития. Так уникальным путем освоения гуманистических идей мировой культуры явилось творчество М.В.Ломоносова, его учеников и последователей.
Прогрессивные деятели Российской империи дополняли идеи гуманистического воспитания обоснованием необходимости образования для всех сословий; применения знаний, достижений естественнонаучной революции ХУШ века к решению практических задач; государственного всеобщего начального образования на родном языке с опорой на принцип природосообразности; воспитания в духе альтруизма, трудолюбия, миролюбия и веротерпимости; общедоступности энциклопедического образования без различия пола, звания, народности.
В России к ХУШ веку для развития гуманистических тенденций в образовании и воспитании уже имелись определенные предпосылки.
Это глубокие корни человечного отношения к ребенку в народной педагогике, воспитание положительных качеств личности, развитие ее природных возможностей через систематическое активное взаимодействие о окружающим миром.
С принятием на Руси христианства, через духовное приобщение к Богу воспитывались реальные добродетели, которые отражали потребности трудового народа.
Отличительной чертой российской педагогики явилось влияние светской литературы ХУШ века, в которой положительно оценивалась забота о человеке, защита Отечества, трудолюбие, вежливость, укрепление семьи, а через семью и государства - оплота и надежды на благополучие продолжения рода.
Можно подчеркнуть целый ряд самобытных черт в организации гуманистического воспитания молодежи в России, основанных на народных традициях и отражавших реалии нового времени. Одна из них - включен ние в процесс образования и воспитания "доброхотов". Литераторы, журналисты, путешественники, деловые люди и другие, не являвшиеся профессионалами в области образования, бескорыстно участвовали в обсуждении путей его развития и организации практической деятельности. В этом проявлялись национальное своеобразие патриотизма русского народа, рост его самосознания.
Другой особенностью гуманистического воспитания в России была искренняя вера многих общественных деятелей и профессионалов в области образования во всеобщее благоденствие, желание его для всего народа. Это выражалось, в частности, в проявлении воспитательных усилий "всем миром" в строительстве школ, содержании наставников и т.п.
Обеспечение бессмертия рода мыслилось через укрепление многодетной и многопоколенной семьи. В этом усматривалось также проявление любви к родной земле, служение Родине и ее благополучию.
Глубоко гуманной была идея "жизни для других", что помогало молодым людям осознавать свое место в человеческом обществе, а также воспитанию ответственности перед окружающими.
В ходе преобразования педагогической практики в России в ХУП1 веке сохранялись гуманные обычаи народа по воспитанию любви ко всему живому, трезвости, выносливости в труде, умения не вызывать озлобленности в общении людей.
Итак, показано, что в ходе развития понятия "гуманизм" в трудах мыслителей различных эпох и представителей различных философских течений общими чертами явилось внимание к проблеме человека, его сущности, смыслу существования, развитию его потенциальных возможностей в целях достижения совершенства его самого и окружения.
Отечественная педагогика ХУШ века свидетельствует, что педагоги и философы в своих сочинениях и практической деятельности проводили мысль о необходимости совершенствования общества; пытались изменить отношения между людьми посредством разумной системы воспитания и обучения юношества и широкого распространения знаний (И.Посошков, А.Курбатов и др.). Рекомендовали сделать образование общедоступным -без различия пола, звания, состояния, учитывая возрастные и индивидуальные возможности обучающегося (Х.Чеботарев, А.Бестужев и др.).
Указанные преобразования, новая социально-экономическая ситуация побудила передовых людей осмысливать жизненный опыт. А знакомство с гуманистическими идеями западноевропейской культуры всколыхнуло самобытное мышление россиян.
Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России ХУШ века явились отражением общественных потребностей и личных запросов граждан.
В работе выделены тенденции, которые по праву можно считать гуманистическими, в образовании и воспитании в ХУШ веке.
В петровскую эпоху были заложены основы государственной системы школ, постепенно разрушавшие традиционно-патриархальное обучение.
Первой по времени и по значению явилась тенденция расширения возможностей для научного и профессионального образования наряду с религиозным.
Новое содержание приобрела традиционная для России тенденция повышения роли народности в образовании и воспитании с акцентом на укрепление норм общинного бытия, достижение общего блага, стремление соблюдать разные стороны человечества: умственные, нравственные, религиозные, эстетические в их совокупности - на готовность служить Отечеству, бороться и страдать за Россию (Ф.Прокопович, А.Курбатов, Ф.Салтыков, И.Посошков и др.).;
В ХУШ веке активизировалась тенденция защиты народного духа самим народом через синтетический жанр творчества - лубочные картинки. В плане нашего исследования иы нашли необходимым рассмотреть их как средства распространения гуманистических тенденций в воспитании. Данные произведения подтверждают, что гуманистические тенденции воспитания в ХУШ веке народом не только вопринимались, а и укреплялись и развивались в соответствии с духовными потребностями.
Есть основание выделить ряд проблем, которые в соответствии с потребностями были отражены в лубочных картинках. Важнейшей духовной потребностью было изучение истории народа, сохранение его культуры. Выражение отношения народа к событиям в Отечестве, происходившим в разные времена, народные представления о нормах нравственности, приемах воспитания молодых и даже требования к обустройству жизни и отношениям между людьми - все простолюдины находили в лубочных картинках .
Лубочные картинки - явление интернациональное. Их создавали и во Франции и в Германии. И во всех странах их распространение было связано с потребностью народа выразить свои мысли и чувства, дать оценки различным событиям и явлениям жизни. Своеобразие этих произведений состоит в том, что они соединяют в себе наглядный образ и слово.
Эти простонародные художественные произведения сближали народную жизнь с научными достижениями и широко использовались в воспитании молодых людей. Автор и год создания этих произведений указывались редко, поэтому они принимались как народные.
Сюжеты картинок были самые разнообразные. И представляли собой не только праздную забаву и потеху, но и деятельное руководство, поучительные образцы для жизни семейной и общественной, настоящей и будущей (после смерти).
Олицетворенными оказались: исторический факт, легенда, нравоучение, притча, сказка, пословица, песня. В них содержатся: назидание, обличение, утешение, и просто удовлетворение любопытства. Именно на
этом основании лубочные картинки можно отнести к средствам расширения представлений о мире и духовного воспитания. Они явились "наглядным вразумлением" норм человечности во взаимоотношениях людей в ситуации больших преобразований в жизни общества.
К ХУШ веку относится рождение тенденции - увеличение роли науки, как фундамента поступательного движения общества. Огромное влияние на развитие этой тенденции оказал М.В.Ломоносов и его ученики. Он положил в основу новой системы образования молодежи идеи решающего значения научных знаний в развитии личности, как в умственном, так и в нравственном отношении.
Однако существовал ряд факторов, тормозивших совершенствование образования. Это и сопротивление реакционного правительства идеям всеобщего образования на принципах народности, и засилье иностранцев в Академии наук, и преклонение высшего дворянства перед западной культурой, и малоподвижность домостроевских традиций в системе воспитания.
В соответствии.с гуманистическими запросами граждан, формирующимися взглядами на человека как "меру всех вещей", развивалась тенденция соединения умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания в различных типах учебных заведений и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (И.Бецкой, А.Сумароков, М.Ломоносов, Х.Чеботарев).
С учетом состояния наук о человеке разрабатывались новые методы обучения, ориентирующие на развитие активности учащихся путем сравнения изучаемых явлений, установления связей между различными областями научного знания, побуждения к осознанному овладению материалом, умению своими словами выражать усвоенное, применять теорию в практике.
Развивалась мысль о методическом сопровождении учебного процесса посредством разработки различных средств обучения: наглядных пособий, новых по содержанию и форме учебных книг, методических рекомендаций для учителей.
Плодотворной гуманистической тенденцией явилась попытка изменения отношений между наставниками и воспитанниками: официальное запрещение телесных наказаний учащихся, внедрение гуманных методов воспитания, таких как похвала за доброе поведение и усердие, игра, увещевание, предостережение, устыжение, либо лишение приятных вещей (Н.И.Новиков, Х.Чеботарев и др.).
Практическое воплощение гуманистических тенденций требовало н п - п * учителей
новых учителем. Для подготовки высокообразованных для своего времени, владеющих прогрессивными методами обучения, способных не только обучать учащихся, но и воспитывать через изучаемый учебный материал и примером личного поведения, во 2-ой половине ХУШ века развивалось педагогическое образование в учительской семинарии. Благодаря этому к концу 80-х годов ХУШ столетия гуманные формы и методы обучения применялись во всей России. Большой вклад в развитие учительских семинарий внес Янкович де Мириево.
Несомненно гуманистической тенденцией явилось расширение и повьь шение роли женского образования и создание женских учебных заведений гуманитарных направлений. Эта тенденция развивалась под влиянием иде] Ф.Салтыкова, И.Бецкого, Е.Дашковой о формировании нового типа высокодуховной русской женщины.
Таким образом, изменение в ХУШ веке социально-экономической и культурной ситуации в России потребовало осмысления позитивных национальных традиций и жизненного опыта, а знакомство с гуманистическими идеями западноевропейской культуры всколыхнуло самобытное творчество россиян; подтверждается, что в ХУШ веке в России проявились гуманистические тенденции как в интеллектуально-познавательной сфере деятельности общества, так и в практике организации деятельности по образованию молодежи.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикация
1. Гуманизм педагогики христианства // Теория и практика воспитания в духе ненасилия детей дошкольного возраста / Тезисы докладов конференции 14-16 марта, Вологда, 1995. - Вологда, 1995. Часть 1.-с. 7-8.
2. Проблема ненасилия в гуманистической педагогике России ХУШ века // Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе / Тезисы докладов X конференции. 28-30 марта, Нижний Новгород, 1996. - Н.Новгород, 1996. - с.14-15.
3. Педагогика прошлого к педагогике настоящего // Традиции и новации в педагогике ненасилия. / Тезисы докладов Всероссийской конференции. - Киров, 1996. - с. 14-15.
4. Домашнее воспитание в России ХУШ века // Ненасилие как условие развития способности личности к позитивному самопроявлению /
Тезисы ХУШ конференции. - М. - 1997. - с. 8-9.
5. Гуманизм как условие воспитания "нового" человека в педагогике ХУШ века в России // Ненасилие как условие развития творческой личности / Тезисы межвузовской научной конференции. 13-16 мая. Елец, 1997. - Елен. - 1997. - Часть 2. с. 85-86.
Подп. к печ. 05.11.98 Объем 1 п.л. Зак. 378 Тир. 100 Типография МПГУ