автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России во второй половине XIX - начале XX столетия
- Автор научной работы
- Тенюкова, Галина Григорьевна
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Тенюкова, Галина Григорьевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. История становления русского профессионального хорового искусства и хормейстерского образования.12'
4. 1.1. История хорового искусства на Руси.
1.2. Эволюция хорового дирижера и педагогического хормейстерского образования.
Глава II. Педагогическая деятельность мастеров дирижерско-хорового искусства России во второй половине XIX -начале XX века.
II. 1. Методические принципы и прогрессивные тенденции дирижерско-хорового образования в России во второй половине XIX - начале XX века (традиции и новаторство).
II.2. Вклад выдающихся представителей дирижерско-хорового искусства в теорию и практику преподавания.
Глава III. Использование достижений прогрессивной педагогики мастеров дирижерско-хорового искусства в под-# готовке учителей музыки в современных условиях.
III. 1. Практическая реализация педагогических принципов мастеров дирижерско-хорового искусства в современных условиях.
111.2. Анализ учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогических факультетах.
111.3. Содержание, организация и методика проведения опытной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России во второй половине XIX - начале XX столетия"
ческом наследии прошлого содержится богатый материал, актуальность которого не уменьшилась, многое из этого опыта может быть успешно использовано в современной музыкальной педагогике. Центральные компоненты этого наследия - педагогические идеи, принципы, конкретные методические приемы и способы работы - представляют собой объективную ценность, имеют непреходящее значение и могут быть использованы в условиях профессиональной подготовки учителя музыки.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Развитие хормейстерского образования в России рассматривается нами в контексте истории хоровой культуры во взаимосвязи с развитием собственно хоровой музыки; хормейстерское образование является целостной системой в органическом единстве и взаимосвязи всех составляющих элементов: творчества, исполнительства, педагогики.
II. Педагогические принципы мастеров русского дирижерского искусства представляют собой единую систему, основанную на: а) взаимодействии фундаментальной и универсальной подготовки учащихся - музыкантов; б)сохранении традиций в преподавании дирижерско-хоровых дисциплин; в) четкой практической направленности в обучении; г) индивидуально-личностном подходе к учащемуся, дифференциации приемов и способов обучения в зависимости от природных данных учащихся; д) органическом единстве обучения и воспитания (где воспитание рассматривается в реальной практике преподавания).
Будучи на первый взгляд известными современной дидактике, эти принципы, применяемые в комплексе, формируют на практике творчески своеобразные и эффективные приемы и методы преподавания и обучения музыке.
III. В контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу педагогические идеи мастеров дирижерской школы, (а именно педагогические принципы и система методических приемов) представляют собой объективную ценность, имеют вневременной характер и могут успешно использоваться в условиях профессиональной подготовки учителей музыки, являясь теоретической основой определения путей и средств повышения эффективности процесса обучения на музыкально-педагогических факультетах.
IV. Совершенствование хормейстерской подготовки на музыкально-педагогическом факультете связано с реализацией системы педагогических принципов, активизирующих процесс профессионального становления учителя музыки.
Апробация диссертационного исследования осуществлялась в процессе целенаправленной опытной работы, проводившейся автором с 1993 по 1998 год, в ходе преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались и были одобрены на республиканских, межвузовских конференциях и совещаниях; ежегодных научных конференциях в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева (1993-1998); в йроцессе обсуждения материалов диссертации на методологических семинарах, заседаниях кафедр пения и хорового дирижирования ЧГПУ, на кафедре методики и теории музыки МГОПУ, на объединенной научной конференции музыкальных отделений педагогических колледжей Чувашской республики. Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора (учебные и учебно-методические пособия, монография, методические пособия, статьи, тезисы); используются при чтении лекций и на практических занятиях со студентами музыкально-педагогического факультета ЧГПУ.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по III главе
В этой главе мы проанализировали некоторые стороны учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогических факультетах. Анализ анкетированного опроса преподавателей практиков помог выявить недостатки в преподавании дирижерско-хоровых дисциплин. Можно утверждать, что интересы подготовки квалифицированных кадров учителей музыки требуют более четко выраженной направленности обучения на формирование качеств, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.
Это должно выражаться прежде всего в том, что студенты, кроме полного всестороннего музыкального образования, должны приобретать конкретные умения и навыки необходимые для работы в школе. Как показывает опыт, преподавание дирижерско-хоровых дисциплин не всегда учитывает эту важнейшую сторону профессиональной подготовки учащихся. Важно то, что педагогическую специальность они должны получать не только при изучении предметов психолого-педагогического цикла, но и в ходе изучения всех остальных дисциплин, в том числе и при изучении предметов дирижерско-хорового блока. Это должно выражаться в том, что при усвоении любых дисциплин необходимо концентрировать внимание учащихся на дальнейшем применении приобретенных навыков в условиях школы. Именно так, одновременно с приобретением специальных знаний формируется профессиональное мышление. Примеры такого подхода к процессу обучения у лучших представителей музыкальной педагогики, приведены нами в данном исследовании.
Проведенная исследовательская и практическая работа автора диссертации, а также опыт других преподавателей свидетельствует, что творческое использование и введение в учебную подготовку студентов элементов педагогической системы мастеров русской хоровой школы, безусловно, будут способствовать улучшению качества обучения учителей музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации рассмотрены вопросы истории становления русского профессионального хорового искусства и хормейстерского образования, педагогическая деятельность мастеров дирижерского искусства России, их методические принципы и прогрессивные тенденции, возможность использования передового опыта в современной подготовке учителя музыки.
Известно, что хоровая культура, еще недавно являясь самой популярной формой массовой самодеятельности, в настоящее время утратила свое доминирующее значение. Уменьшилась роль хорового пения и в школьных программах, во многих из них хоровое пение используется слабо. Мало внимания этому виду деятельности уделяется и самими школьными учителями. К сожалению, утратили свое значение хоровые кружки и хоровые студии. А ведь это главный вид музыкальной деятельности, не требующий никаких материальных затрат, столь распространенный как в конце XIX, так и в начале XX века.
Вместо живой музыки на школьных мероприятиях в основном звучит пение под фонограмму. В связи с этим современное положение хорового пения порождает большой круг практических проблем, требующих неотложного решения. Глубокое осмысление и разрешение этих вопросов возможно лишь в контексте исторического педагогического опыта.
Как показало исследование русская хоровая культура - сложное многогранное явление. Ее невозможно изучать, не учитывая всей противоречивости культурно-исторической ситуации, социального контекста эпохи, культуры и образования. Слишком упрощенный подход, стремление обойти некоторые "неудобные" явления приводят к научно-несостоятельной картине, ошибочному представлению о прошлом отечественной культуры.
До недавнего времени проблемы истории хоровой культуры и дирижерско-хорового образования решались изолированно друг от друга; отличие нашего подхода заключается в том, что мы провели комплексный анализ историко-педагогических концепций, рассмотрев в единстве теорию и методику важных элементов педагогической системы прошлого и ее значение для современной практики вузовского обучения учителей музыки.
Процесс становления дирижерско-хорового образования в России складывался в соответствии с формированием и развитием русского профессионального искусства. Поэтому нами был проведен анализ возникновения и развития русских хоровых школ - Московской и Петербургской.
В диссертации выделены направления, которые способствовали прогрессу хоровой культуры и дирижерско-хорового образования. Так, на русское профессиональное хоровое искусство и образование активно воздействовали следующие обстоятельства: народно-песенное искусство, искусство церковного пения, светское музыкальное искусство, западноевропейская музыкальная культура.
Исследование позволило обнаружить, что приемы подготовки руководителя старинного церковного хора не были полностью идентичны системе подготовки хормейстеров XIX и начала XX веков, а тем более не сходны с современными методами обучения хоровому дирижированию. В то же время некоторые формы и методы обучения хорового певца и руководителя хора в далеком прошлом заслуживают внимания, поэтому мы изучили их в единстве с историческим процессом развития хорового исполнительства.
Путем сравнительного анализа двух параллельно существовавших учебных заведений, автор рассмотрел эволюцию дирижерско-хорового образования, обратив при этом внимание на те прогрессивные изменения, которые происходили в деле подготовки будущих хормейстеров.
На основе анализа предметного содержания обучения в названных учреждениях выявлены традиции и методические принципы дирижерско-хорового образования того времени. Это прежде всего взаимопроникновение и взаимосвязь музыкальных предметов и подчинение их дирижерско-хоровой специфике, а также неразрывность в предметах профилирующего цикла теоретической и практической сторон. Теоретическая мысль того времени лишь постепенно обобщала практический опыт и не могла быть тогда ведущей и предшествующей практике. Следовательно, принцип единства теории и практики в обучении, хотя и не всегда в совершенном виде, явственно проступает в программах хоровых учебных заведений России.
В диссертации проанализировано и обнаружено, что формирование методики происходило длительное время в педагогической деятельности нескольких поколений выдающихся представителей хорового искусства. Анализ истории становления русского профессионального хорового искусства и хормейстерского образования был предпринят для того, чтобы выявить основные закономерности, традиции и новаторские тенденции этого процесса.
Использование достижений прогрессивной педагогики мастеров хорового искусства в подготовке учителей музыки в современных условиях, позволило не только с научно-теоретических позиций обобщить весь их многогранный опыт, но и выработать критерии современного подхода к педагогической практике.
Анализ учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогических факультетах (Чувашского госпединститута, Костромского пединститута, Саратовского пединститута, Екатеринбургского педуниверситета) показал идентичность одних и тех же слабых сторон и нерешенных проблем свойственных общему учебно-воспитательному процессу. Это - недостаточное использование межпредметных связей; отсутствие дифференцированного подхода к учащимся; недостаточное проявление в деятельности педагогов воспитывающего аспекта; отсутствие реализации принципа органического единства специальной (музыкальной) и психолого-педагогической подготовки студента.
Педагогические принципы мастеров дирижерского искусства апробированы в ходе опытной работы, обобщение результатов которой помогло подойти к проблеме практической их реализации в современных условиях.
Среди них автор выделяет:
1. Принцип основательной, всесторонней профессиональной подготовки музыкантов. Этот принцип, распространяет сферу своего воздействия не только на комплекс специальных музыкальных дисциплин, но и на формирование психолого-педагогических компонентов деятельности будущего учителя музыки;
2.Принцип традиционализма и академической основательности. Сохранение традиций в области дирижерско-хоровых дисциплин, и трансформация их применительно к условиям времени, таково решение проблемы традиционализма в практике учебной работы на музыкально-педагогических факультетах.
3.Принцип четкой практической направленности в обучении с учетом специфики и характерных особенностей будущей профессиональной деятельности. Любые теоретические сведения, любые знания, умения и навыки, приобретаемые студентами на занятиях по различным музыкальным дисциплинам, должны иметь выход в практическую сферу деятельности учителя музыки в школе, преломляться сквозь призму практики.
4. Принцип индивидуального подхода к обучающимся дифференциация способов обучения в зависимости от природных данных и характерологических свойств ученика.
5. Принцип воспитывающего обучения. Опытная работа показала реальное повышение эффективности обучения там, где он представлял для студентов настоящую школу педагогического мастерства.
Опытная работа и обобщение ее результатов, позволяют утверждать, что и в современных условиях все эти принципы не потеряли своей актуальности, а напротив, являются весьма существенными.
В результате цель поставленная в диссертации была достигнута, а задачи ее решены. Последние дипломные экзамены, проводившиеся весной 1998 г. среди студентов, включенных в опытное обучение показали значительно возросший уровень их профессиональной подготовки и педагогического мастерства. Опытная работа, опирающаяся на методические приемы, взятые нами у выдающихся мастеров и опробированные в собственной многолетней практике, подтвердила гипотезу исследования.
Таким образом, можно смело утверждать, что весь анализ истории хорового искусства на Руси, выявление основных тенденций русского хорового искусства и образования, а также реанимация и обновление методических принципов и прогрессивных тенденций дирижерского образования в России дали не только положительные результаты, но и позволили по новому взглянуть на весь процесс подготовки современного учителя музыки.
Несомненно, что рассмотрение проблемы истории хоровой культуры и образования как целостной системы создают прочный фундамент для формирования высоко эрудированного и методически оснащенного специалиста. Вместе с тем, такой подход позволяет более профессионально разрабатывать программы, методические пособия, и практические руководства которые могут широко использоваться в учебном процессе.
И главное. Опора на дидактические принципы специфически преломленные к профессии учителя музыки, позволяет формировать творческую личность и применять индивидуально-личностный подход, столь ценный во всех сферах профессиональной деятельности, связанных с подготовкой учителей художественных специальностей.
Поставив и реализовав многогранные задачи, заявленные в настоящем исследовании, автор не претендует на их окончательное решение. Проблема диссертации столь широка и многогранна, что возможны и другие подходы, и иное понимание.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Тенюкова, Галина Григорьевна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие.М.:МГПИ, 1982,134с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования.М.:Прометей, 1990, 188 с.
3. Абдуллина O.A. Использование педагогических фактов в процессе учебных занятий по педагогическим дисциплинам // Сов.педагогика, 1981, N7.С.114-122.
4. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
5. Альбрехт Е.К. Санкт-Петербургская консерватория. СПб., 1891. 58 с.
6. Андреева Л., Бондарь М. Николай Михайлович Данилин. Монографический очерк//Искусство хорового пения. М., 1963. 149 с.
7. Анисимова И. А. Художественно-воспитательные тенденции в музыкальной педагогике дореволюционной России: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1931. 16 с.
8. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л., 1948. 148 с.
9. Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. М., 1982. Вып. 15. С. 32-43.
10. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение^ 1983. 222 с.
11. Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе, 1983, N1. С. 30-35.
12. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980. С. 4-12.
13. Арчажникова J1.Г. Проблемы совершентвования профессиональной подготовки учителя музыки //Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования. М., 1982. С. 5-15.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М., 1984, 110 с.
15. Арчажникова Л.Г. Формирование готовности учителя музыки к осуществлению профессиональной деятельности в школе Н Взаимодействие педагогического вуза и школы в музыкально-эстетическом воспитании. Киев. 1984. С.10-17.
16. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки к осуществлению профессиональной деятельности в школе. //Взаимодействие педагогического вуза и школы в музыкально-эстетическом воспитании. Киев, 1984. С. 10-17.
17. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования. М., МГЗПИ, 1985, 46 с.
18. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. . докт. пед. наук. М., 1986., 36 с.
19. Арчажникова Л.Г. Активизация творческих навыков учителя музыки в процессе методической подготовки // Проблемы развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991. С. 12-20.
20. Арчажникова Л.Г. Личностный подход к профессии учителя музыки //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991. С. 28-31.
21. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974. 383 с.
22. Асафьев Б.В. "Николай Андреевич Римский Корсаков". М.-Л., Музгиз, 1944, 92 с.
23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.,1947, с.86.
24. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.111. М.,1954. 336 с.
25. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965. 150 с.
26. Асафьев Б.В. Хоровая культура. //Русская музыка (XIX и начало XX века). Изд. 2-е. Общая ред. и примечания Е.М.Орловой. Л., Музыка, 1968, С.117-140. (Изд.1 1930).
27. Асафьев Б.В. Вопросы музыки в школе. М., 1973. 108 с.
28. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации //Сов. педагогика, 1982. N 11 С.30-39.
29. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. М., Просвещение, 1985, 280 с.
30. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989,560 с.
31. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики, ч.З. М., Музгиз, 1956, 268 с.
32. Багриновский М.М. Дирижерская техника рук. М., ВУВДСА, 1947, 295с.
33. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики хх века: К итогам конференции ISME /Советская музыка, 1971, N 8 .
34. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л. 1974. 335 с.
35. Бернштейн Н. Педагогические мысли Н.А.Римского-Корсакова: К 80-летию со дня его рождения /Музыка и театр, 1924, N11.
36. Бершадская Т.С. Неотложная задача / Советская музыка. 1980, N 10. С. 116-118.
37. Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969, 48 с.
38. Блауберг И.В.,Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., Знание, 1972, 48 с.
39. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. По музыкально-палеографическим материалам XV-XVII веков. Л., 1972, с.217-312.
40. Беллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. Введение, глава I -Преемственность как филосовская категория. М., Наука, 1969, 294 с.
41. Беляев В.М. Музыка.// История культуры древней Руси, под ред. акад. Б.Грекова. Т.Н. М.-Л., АН СССР, 1951. С. 492-509.
42. Брейтбург P.M. Значение физиологического учения академика И.П.Павлова для музыкальной педагогики и исполнительства //Вопросы музыкознания.-С., 1964. Вып.1. С. 108-149.
43. Брюсова Н.Я. Вопросы профессионального музыкального образования. М., 1929. 23 с.
44. Булычев В. Хоровое пение как искусство. М., 1910, с.9-14.
45. Вальдано В. Я пел с Тосканини. Л.: Музыка, 1977, с.5,11.
46. Вальтер Б. О музыке и музицировании //Дирижерское исполнительство,- М.: Музыка, 1975. С. 312-346.
47. Васильев В.А. Преемственность как философская категория диалектического материализма (реферат-рукопись). Л., ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1973,1 п.л.
48. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. М., 1978. Кн.2.1. С.З.
49. Вебер Е.Эд. Краткий очерк. Современное состояния музыкального образования в России: 1884/1885. М., 1885. 124 с.
50. Вертгартнер Ф. О дирижировании /Пер. с нем.-Л.:Тритон, 1927. С.46.
51. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., с. 45.
52. Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1979. Вып.1. 157 с.
53. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.:1. АПН РСФСР, 1956. 519 с.
54. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство. 1968. 576 с.
55. Вяткин В.И., Дорфман Л.Н. О системном анализе психических состояний. Сообщ.Ш. Исслед. структуры эмоциональных переживаний, вызванных музыкой / Новые исследования в психологии., 1989, N2. С. 3-8.
56. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. С. 237-277.
57. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. Метод, очерк. 2-е изд. М.: Музыка, 1960. 119 с.
58. Гинзбург Л.М. На пути теории. // Дирижерское исполнительство. Практика, история, эстетика. М., Музыка, 1975, с.571-620.
59. Гладкий А.Н. Поездка Синодального хора за границу в 1911 году. М., 1911,60 с.
60. Глазунов А.К. Письма, статьи, воспоминания. М.,1958. 550 с.
61. Глазунов А.К. Исследования. Материал. Публикации. Письма. Т.1. Л., 1959. 559 е.; Т.Н. Л., 1960. 536 с.
62. Глинка М.И. Литературное наследие. т.1.//Автобиографические и творческие материалы под ред. В.Богданова-Березовского. Л.-М., Музгиз, 1952,512 с.
63. Глинский М. Очерки по истории дирижерского искусства. М. /Музыкальный современник, 1916, N3, с.27-57.
64. Гнутикова Ю.П. Подготовка учителя пения в дореволюционной России. // Музыкально-педагогическая подготовка учителя пения. МГПИ им. В.И.Ленина. Ученые записки, N 233, 1965, с. 3-31.
65. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.2. М.,1917, с. 439-441.
66. Гольденвейзер А.Б. О всеобщем музыкальном образовании /Советская музыка, 1948, N 4.
67. Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. 240 с.
68. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия. //Проблемы музыкального мышления. М., Музыка, 1974, с. 230-251.
69. Гутор В.П. В ожидании реформы: Мысли о задачах музыкального образования. СПб., 1891. 56 с.
70. Данилин Н.М. Жизнеописание. Рукопись. Архив Московской государственной консерватории ?
71. Дарвин И. Соч.М.,1963. Т.5, с.916.
72. Дашковский В.Я. Системный подход в изучении дисциплин педагогического цикла (на материале музыкально-педагогических факультетов педвузов): Авторереф. дисс. . докт. пед. наук. Киев., 1991. 48 с.
73. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 318 с.
74. Дилецкий Н.П. Мусикийская грамматика, СПб., 1910, 174 с.
75. Дирижерское исполнительство. Под ред. Л.Гинзбурга. М.,Музыка, 1975, 630 с.
76. Дмитриев А.Н. Полифония как фактор формообразования. Л., Музгиз, 1962, 488 с.
77. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. М.,Музгиз, 1948, 108 с.
78. Дмитревский Г.А. Ансамбль хора. // Работа с хором. Методика. Опыт. М., Профиздат, 1972, 207 с.
79. Дмитревская К.Н.Георгий Александрович Дмитревский. Очерк жизни и творческой деятельности. Л., Сов. композитор, 1959, 56 с.
80. Дмитревская К.Н. Русская советская хоровая музыка. Вып.1. М., Советский композитор, 1974, 128 с.
81. Егоров A.A. Теория и практика работы с хором. Л.-М., Музгиз, 1951, 238 с.
82. Егоров A.A. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин.: Пособие для педагогов консерваторий. Л.,1958, 186 с.
83. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения в классе дирижирования: На муз.-пед. фак. пед. ин-та: Автореф. дис. . канд. пед. наук.М.:, 1978. 16 с.
84. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.170 с.
85. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -176 с.
86. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 159 с.
87. Загурский Б. Краткий очерк истории Ленинградской консерватории: 1862-1937. Л.,1933, 40 с.
88. Зверев И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи выжный фактор осуществления обучения и воспитания /Сов.педагогика, 1983, N2. С.71-83.
89. Знаменская И.А., Ротерштейн М.И. О моделировании в музыкальной педагогике //Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута. Куйбышев: КГПИ им. В.В.Куйбышева, 1980. С. 15-29.
90. Золотарев В.А. Воспоминания. Под ред. В.Н.Римского-Корсакова. Л., Музгиз., 1957, 233 с.
91. Зязюн И.А.Особенности становления и развития эстетического восприятия. Автореф. дисс. . канд.филос.наук. Киев, 1968, 20с.
92. Иванова H.A. К проблеме дидактического анализа музыкального произведения (на материале подготовки учителя музыки): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.
93. Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы. Л., 1964. 328 с.
94. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов, 1917-1927. JI., 1969. 306 с.
95. Иполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934. 150 с.
96. Казачков С.А. О подготовке хоровых дирижеров. СМ, 1958, N5, с. 52-55.
97. Казачков С.А. Внимание индивидуальности. СМ, 1966, N8, с.101-104.
98. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М., Музыка, 1967.110 С.
99. Казачков С.А. О дирижерско-хоровой педагогике //Музыкальное исполнительство. Вып.6, М.: Музыка, 1970. С. 120-143.
100. Казачков С.А. От урока к концерту. Казань. 1990. 343 с.
101. Как сделать педагогов педагогами: Дискуссия за круглым столом редакции "СМ" //Советская музыка, 1973. N4.
102. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. М.: Музыка, 1965,221с.
103. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Пг., 1915.246 с.
104. Кашкин Н.Д. Русские консерватории и современные требования искусства. М., 1906. 25 с.
105. Кашкин Н.Д. Статьи о русской музыке и музыкантах. М., 1953. 84 с.
106. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978, С.101.
107. Кикнадзе JI.B. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI-XVIIIbb.: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. 16 с.
108. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1990. 36 с.
109. Киященко Н.И. Человек и музыка (Вопросы методологии музыкально-эстетического воспитания)// Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991. С. 18-21.
110. Климент Александрийский. Строматы, VI.И; Цит. по: М.Скабалланович. Толковый типикон. T.I,1910, с.113.
111. Ключевский В.О. Сочинения, т.З. М., 1957, с.98.
112. Ковин Н. Управление хором. Пособие для регентов.II., Издание к."Хоровое и регентское дело", 1915, 52 с.
113. Компанейский Н. Взгляд дилетанта на музыкальное образование в России //Русская музыкальная газета. 1907, N14-15.
114. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975, с.127.
115. Корганов В. Музыкальное образование в России: Проект реформ //Русская музыкальная газета, 1899, N 35.
116. Круглов Ю.Г. Подготовка учителя: проблемы, проблемы. /Сов. педагогика, 1991, N 4, С.87-92.
117. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М., Знание, 1971.62 с.
118. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. П.: Просвещение, 1972. 256 с.
119. Кузьменко P.O. Формирование системообразующих элементов педагогического мастерства будущего учителя музыки общеобразовательной школы (на материале музыкально-педагогичеких факультетов): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1991. 16 с.
120. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
121. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. 95 с.
122. Кулюткин Ю.Н.,Сухобская Г.С. Индивидуальные различия вмыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. 112с.
123. Ларош Г. Мысли о музыкальном образовании в России // Русский вестник, 1869, N 7.
124. Левандо П.П. Проблемы хороведения.М., Музыка, 1974, 282 с.
125. Ливанова Т.Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. М.-Л., 1951, 100 с.
126. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом.: Исследования и материалы. В 2 т., М., 1952. T.I. С. 463.
127. Левашова O.E., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. T.I. От древнейших времен до середины XIX века. М., Музыка, 1972, 595 с.
128. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд.Н. Кн.1,11, Л."Музыка", 1987. T.I.154 е., Т.Н.,276 С.
129. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.
130. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981,185 с.
131. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988., 80 с.
132. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
133. Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе. //XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969, с.328.
134. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы XI-XVIII веков. Л., 1973, с. 22.
135. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе. М., Изд-во Акан. пед. наук РСФСР, 1957, с.52.
136. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., АПН РСФСР, 1957, 296 с.
137. Локшин Д. Л. Музыкально-педагогические взгляды А.Д.Кастальского. //"А.Д.Кастальский". Статьи, воспоминания, материалы. М., Музгиз, 1960, с.85-98.
138. Локшин Д.Л. Из истории русского хорового искусства.//Работа с хором. Методика, опыт. М., Профиздат, 1972, с. 712.
139. Ломакин Г.Я. Автобиографические записки. "Русская старина", 1886, март-сентябрь.
140. Луначарский A.B. Жизнь искусства. М., 1929, N 25, с.4.
141. Луначарский A.B. О народном образовании. М., АПН РСФСР, 1958,55 с.
142. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема//Сов. педагогика, 1981, N 8, с.78-84,
143. Малько H.A. Проблема дирижирования в наши дни.-ЖИ, 1925, N47,с.4.
144. Малько H.A. Будущее русского дирижерства.- ЖИ, 1926,N1,с. 13-14.
145. Малько H.A. Дирижирование как педагогическая функция. //Вопросы музыки в школе. Л., Брокгауз и Ефрон, 1926, с.84-95.
146. Малько H.A. Основы техники дирижирования. М.-Л.,"Музыка", 1965.219 с.
147. Малько H.A. Воспоминания, статьи, письма. М., Музыка, 1972,380с.
148. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М.,1994, с.86.
149. Мастера советской пианистической школы. М.: Музгиз, 1954, с. 132.
150. Матвеева Л.В. Комплексно методико-практическая подготовка учителя музыки (на материале музыкально-педагогических факультетов): Автореф.дисс. .канд. пед. наук. М., 1992. 16с.
151. Медынский E.H. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. М., АПН РСФСР, 1954, 176с.
152. Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. М.: Музыка, 1978. 155 с.
153. Медушевский В.В. О закономернотях и средствах художественного вздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
154. Медушевский В.В. Музыкальная педагогика: озариться ли ей солнцем смысла? //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991. С.14-18.
155. Металлов В.М. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. М., 1911, 149 с.
156. Металлов В.М. Русская семиография. М., 1913, с.22.
157. Методические заметки по вопросам музыкального образования.//Сб. ст. под ред. Н.Л.Фишмана. М., 1979. Вып. 2. 224 с.
158. Минин В.А. Еще раз о подготовке хормейстеров (Из опыта работы Новосибирской консерватории), СМ, 1966, N 8, с. 107-108.
159. Минин В.А. Ближе к практике. СМ, 1975, N 2, С. 85-87.
160. Миронова H.A. Реформа музыкального образования и уроки истории //Музыкальное образование: Уроки истории. М.: МГДОПК, 1991. С.24-42.
161. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. СПб., 1910. 243 с.
162. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. 114 с.
163. Музалевский В.И. Старейший русский хор. Л.-М., Искусство, 1938,76с.
164. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IXконференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME). М„ 1973.415 с.
165. Музыкальное исполнительство. 1970, N 6.
166. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи. Содержание, формы, методы.//Сб. науч. трудов. Свердловск, Свердловский гос.пед.ин-т., 1989. 120 с.
167. Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1970. 209 с.
168. Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М.МГПИ, 1973.79с.
169. Музыкальная энциклопедия. T.I-IV. М., Советская энциклопедия, 1973, 1974, 1976, 1978.
170. Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв., 1973. С.66-67.
171. Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, 1967. 352 с.
172. Мусин И.А. О воспитании дирижера: Очерки. -Л.:Музыка, 1987.247с.
173. Мусин И. А. Из прошлого дирижерского отделения. // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Т.Н. Л., Музыка, 1988. 275с.
174. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 384 с.
175. Николаев A.A. Музыкальное образование в СССР. /Сов. музыка, 1977, N6.
176. Никольский A.B. Василий Сергеевич Орлов. ХРВ, 1913,N 11, с.172-177; N 12, с.195-201.
177. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие школы хоровогно пения в России. М., Советская Россия. 1974, 78 с.
178. Ольхов К.А. О дирижировании хором. Л., Музгиз, 1961,108с.
179. Ольхов К.А. Некоторые вопросы теории дирижирования и методики начального этапа дирижирования //Хоровое искусство. Вып.З, Л.: Музыка,1977. С.3-31.
180. Основы вузовской педагогики. /Под ред. Н.В.Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 308 с.
181. Островский А.Л. Взгляды H.A. Римского-Корсакова на образование музыкантов исполнителей. // Н.А.Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы. Под ред. С.Л.Гинзбурга,Л., Музгиз, 1959, с.58-70.
182. Оссовский A.B. Основные вопросы русской музыкальной культуры XVI и XVIII веков. СМ., 1950, N 5, с.53-57.
183. Оссовский A.B. Воспоминания, исследования. Л., 1968, с.97.
184. Орлов Ю.М. Беседа и анкета как методы исследования //Методы педагогических исследований. М.: 1972. С.81-115.
185. Падалка Г.Н. Формирование эстетических идеалов и вкусов будущих учителей музыки: Автореф. дисс. .докт. пед.наук. Киев. 1989. 48 с.
186. Лазовский A.M. Записки дирижера, М., Музыка, 1966, 562 с.
187. Пальмова В.А. Методические принципы Н.Дилецкого в свете современной теориии музыкального воспитания //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1983. С. 20-29.
188. Пашкина Л.Я. Совершенствование профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в процессе освоения музыки для детей: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1988. 16 с.
189. Педагогика /Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина и др. М.: Просвещение, 1986. 362 с.
190. Педагогика высшей школы: учебн.пос-е /Отв. ред. Н.Д.Никандров. Л., 1974. 116 с.
191. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое фоспитание старших школьников в условиях свободного времени: Автореф. дисс. . докт. пед.наук. М., 1991. 32 с.
192. Пигров К.К. Руководство хором М.: Музгиз, 1964. 216 с.
193. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.:Изд-во АПН РСФСР,1953. 368с.
194. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука. 1972. 312с.
195. Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности //Методы социально-психологических исследований. М.: АПН СССР, 1975. С. 156-163.
196. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. Межвузовский сборник научных трудов МГЗПИ. М., 1991. 112 с.
197. Подготовка учителя к работе по эстетическому воспитанию молодежи (методические рекомендации для преподавателей и студентов педвузов и педучилищ). Костромской гос.пед.ин-т им. Н.А.Некрасова. Кострома. 1990. 69с.
198. Попов И. К вопросу о реформе музыкального образования в России //Русская музыкальная газета, 1097,N 28-29.
199. Преображенский A.B. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII вв.//Русская музыкальная газета, 1909, N 10, с.44-45.
200. Преображенский A.B. Культовая музыка в России. Д.,"Academia", 1924, 123 с.
201. Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1981.280 с.
202. Проблемы музыкального мышления /Сост. и ред. М.Г.Арановский. М., 1974. 336,. с.
203. Программы музыкальных предметов и истории искусств Московского Синодального училища. М., 1911, 90 с.-257204. Программы педагогических институтов: Для cneq.N 2119, Музыка, М.: Просвещение, 1980, 114 е.; 1983. 69 с.;- Сб. 101 с.
204. Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания. М., 1961, с.142.
205. Психология процессов художественного творчества /Под ред. В.С.Мейлах, Н.А.Хренова. -Л.: Наука, 1980. 273 с.
206. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. -М.: Педагогика, 1981.215 с.
207. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. Музгиз, 1948, 158 с.
208. Птица К.Б. Мастера хорового искусства Московской консерватории. М., Музыка, 1948, 160 с.
209. Птица К.Б. Хоровое искусство основа музыкальной культуры. СМ, 1979, N7, с. 28-37.
210. Пузыревский А.И. Музыкальное образование. Основы музыкально-теоретических знаний. СПб., 1903. 303 с.
211. Пузыревский А.И. Методические заметки по преподаванию пения в народных школах. М., 1905. 73 с.
212. Равкин З.И. Методологическая функция историко-педагогических исследований //Сов. педагогика, 1984, N 12, с.50-56.
213. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера. Дисс. . канд. психол. наук.М., 1973. С.202.
214. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. Вып. 1-3,М., 1867-69, 362 с.
215. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1991. 36 с.
216. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированиюхудожественной культуры шеольников //Вопросы теории и методики. М. МГОПИ, 1992. С.31-38.
217. Рахимбаева И.Э. Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к воспитательной работе в школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. 16 с.
218. Рахманинов C.B. Письма . М.: Музгиз, 1955. С.
219. Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки. СПб, 1911.
220. Римский-Корсаков H.A. Полное собр. соч. т.1, М., Музгиз, 1954, 400с.
221. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы. Ред. сост. С.Л.Гинзбург. Л., 1959. 368 с.
222. Римский-Корсаков H.A. О музыкальном образовании. Полн. собр. соч. Т.Н., Музгиз, 1963, с. 175-188.
223. Римский -Корсаков H.A. Программа Регентского класса при Придворной певческой капелле. Полн. собр. соч.Т.Н, М., Музгиз, 1963. С. 131-138.
224. Римский- Корсаков H.A. Проект устава музыкального училища при Придворной певческой капелле. Полн. собр. соч. т.Н, М., Музгиз, 1963, с. 131-138.
225. Римский- Корсаков H.A. Правила и подробная программа инструментального класса Придворной Капеллы. Полн. собр. соч. т.II. М., Музгиз, 1963, с. 138-146.
226. Римский Корсаков H.A. Теория и практика и обязательная теория музыки в русской консерватории. Полн. собр. соч. т.1, М., Музгиз, 1963. с. 189-212.
227. Ротерштейн М.И. Музыкальный анализ профессиональное умение школьного учителя //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. М., 1985. С.60-64.
228. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. М., 1975, 287 с.
229. Романова JI.JI. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.
230. Романовский Н.В. Русский регент. Лебедянь, 1991, 45 с.
231. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. T.I. М., 1989. 488 е.; т.2. М., 1989. 324 с.
232. Рыцарева М.Г. Русская музыка XVIII века. М.,Знание, 1987,126 с.
233. Самсонова Т.П. Становление музыкального образования в светских учебных заведениях Петербурга XVIII столетия: Автореф. дисс. .канд. иск-я. Л., 1990. 16 с.
234. Сараджев К.С. Доклад о дирижерском отделении Московской Государственной консерватории. // К.С. Сараджев. Статьи,воспоминания. М., Советский композитор, 1962, с. 168.
235. Светланов Е. Дирижером надо родиться. //Сов. культура, 1981, 10 апреля, N 29.
236. Семенова P.C. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1974. 24 с.
237. Серов А.Н. Критические статьи. Т.1. СПб., 1982. 562 с.
238. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1980. 96 с.
239. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.96 с.
240. Скребков С.С. Бортнянский мастер русского хорового концерта. Ежегодник института истории искусств. Театр и музыка. М., АН СССР, 1948, с. 285-318.
241. Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века.
242. Очерки. M., Музыка, 1969, с. 120.
243. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1975. 160 с.
244. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя //Сов. педагогика, 1975, N 1. С. 83-93.
245. Смоленский C.B. О древнеруских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк "Памятники древней письменности и искусства", CXLV, 1901, с.20.
246. Смоленский C.B. Курс хорового церковного пения. Изд. 6, часть I, СПб, 1905, 160 с.
247. Стасов В.В. Наша музыка за последние 25 лет //Статьи о музыке. 1880-1886. М., 1977. Вып.З, с. 172.
248. Смыслов И. В рабочем клубе. //"А.Д.Кастальский", М.,Музгиз, 1960, с.122-123.
249. Соколов В.Г. Эстетическое воспитание и хоровое искусство. МЖ, 1961, N 22, с.1-2.
250. Соколов В.Г. Работа с хором. 2-е изд. М.: Музыка, 1983. 190 с.
251. Соколов Владислав: Дирижер, педагог, композитор. Сост. М. Садовский. -М.: Музыка, 1988, 127 с.
252. Стравинский И.Ф. Хроника моей музыкальной жизни. Л., 1963. 274с.
253. Стравинский И.А. Диалоги. Л., 1971. 416 с.
254. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.: Педагогика, 1979. Т.1. 558 с.
255. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 334 с.
256. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. 113 с.
257. Теоретические основы профессиональной подготовки учителей музыки. M.: МГЗПИ, 1980. 118 с.
258. Теория эстетического воспитания / Под ред. А.Я. Зись, Искусство, 1979. 256 с.
259. Тимофеев Ю.Н. Руководство для начинающего дирижера (Опыт изложения основных элементов техники дирижирования). Под ред.н.а. РСФСР, проф. М.М.Ипполитова-Иванова, 2-е испр. и доп. изд. М., ОГИЗ -Музгиз, 1935, 132 с.
260. Тимошенко Н.П. Формирование педагогических умений и навыков у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1991. 16 с.
261. Ткачев Д.В. Придворная певческая капелла. //Государственная Академичекая капелла им. М.И.Глинки. JL, Музгиз, 1957, с. 11-74.
262. Томпакова О. Вместо предисловия. //"Н.Н.Черепнин". Воспоминания музыканта. Л.,Музыка, 1976, 128 с.
263. У идольский В. Замечания для истории церковного пения в России. М„ 1948. С.7.
264. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. Ярославль: Яр.ГПИ, 1982. 132 с.
265. Успенский Н.Д. Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве. //"Мастерство музыканта-исполнителя", вып.1. М., Советский композитор", 1972, с.128-156.
266. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 592 с.
267. Финдензейн Н.Ф. Синодальное училище церковного пения в Москве. //"Русская музыкальная газета" за 1898 г. N 4, с.345-349.
268. Финдензейн Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. T.I-II, вып. 1-6, М.-Л., Музгиз, 1928, 1929, вып. I-III. 364 е.; вып. IV-VI. 345 с.
269. Фуртвенглер В. Статьи, беседы. Из записных книжек //Дирижерское исполнительство. М.: Музыка, 1973. С.398-440.
270. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М.: Сов.композитор, 1984. 235 с.
271. Хоровое и регентское дело. М., 1909, N1. С.З.
272. Хороведение. М. Советкая Россия, 1971, 292 с.
273. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления //Проблемы, традиции и новаторства в современной музыке. М., 1982, е.?
274. ЦГАЛИ, Журнал заседаний Правления Синодального училища, ор.662, оп.1.,ед.хр.ЗЗ; 1901, л.40.
275. ЦГАЛИ, ф.626 оп.1., ед. хр.34, 1910, л.11-12.
276. ЦГАЛИ, ф.662, on. 1 ,ед.хр. 87, 1916, л. 1.
277. ЦГАЛИ, ф.666, оп.1, ед.хр.6,1918-1919, л.1.
278. ЦГАЛИ, Проект устава Синодального училища, ф.662, оп.1., ед.хр. 32,1898, л.1-12.
279. ЦГАЛИ, Журналы заседаний правления Синодального училища, ф.662, оп.1, ед.хр.5,1901/1902 уч.год, л.24.
280. ЦГАЛИ, О командировании учеников училища для регентования хорами и пения в храмах гор.Москвы, ф.662, оп.1, ед.хр. 64, 1914, л.8.
281. ЦГАЛИ, Отношение с начальством разных учебных заведений, частными лицами по делу, о представлении должностей оканчивающих полный курс образования в Московском и Синодальном училище, ф,662, оп.1, ед.хр. 74,1915, л.1-92.
282. ЦГИАЛ, Об определении на место учеников инструментального и регентского классов, ф.499, оп.1, ед.хр. 1557, т. 1888, л. 1-100.
283. ЦГИАЛ, Проект измененного положения о регентских классах Придворной капеллы, ф.499. оп.1, ед.хр. 2234, 1907, л. 15-21.
284. ЦГИАЛ, Музыкально-учебная программа Регентских классов для воспитанников Придворной певческой капеллы, ф.499, оп.1, ед.хр. 2934, 1907, л.112-132.
285. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. 558 с.
286. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа //Проблемы психологии творчества. М.: Сов.композитор. Кн.1., 1969, 382 с.
287. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс. . докт.пед. наук. М., 1978. 28 с.
288. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, Аллегро-пресс, 1994, с.204.
289. Чернушенко В.А. О современных проблемах хорового искусства./Размышление о хоре //Музыкально-эстетическое воспитание средствами хорового самодеятельного искусства. Л., 1983, с. 15.
290. Чернушенко В.А. Страницы бесконечной книги. //Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн.2.,Л.,Музыка, 1988, с. 148-152.
291. Шапорин Ю. Мои учителя. / Сов.музыка, 1962, N 9, с.97.
292. Штейнпресс Б.С. Из музыкального прошлого: Сборник очерков. С., 1960.519 с.
293. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз, 1954, с.235.
294. Эстрина Т. А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования в практической работе с хором: Автореф. дис. .канд. пед.наук. М.,1981. 16 с.
295. Энгель Ю. Музыкальное образование в России, сущее и чаемое //Музыкальный современник, 1915, N 1.
296. Яконюк В.Л. Генезис мотивации профессиональной деятельности музыканта: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1995.45 с.
297. Szendrei A. Dirigirenkunde. Leipzig: Breitkopf Härtel, 1932, p.60.-264298. Владышевская Т.Ф. К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения. М., 1983. 49 с.
298. Школьник М.Г. Проблемы реконструкции знаменного распева XII -XVII веков. На материале византийского и древнерусского Ирмология: Автореф. дис. . канд. и. М., 1996. 23с.