Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одаренности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Соловьева, Инна Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Магнитогорск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одаренности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Соловьева, Инна Викторовна, 2000 год

Введение.

Глава 1. Проблема одаренности в психологии и педагогике. ю

1.1. Исторический аспект проблемы одаренности.

1.2. Современные исследования проблемы одаренности в

20 веке.

1.3. Развитие одаренности в процессе формирования личности ребенка.

1.4. Исследование художественной одаренности.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Методика руководства художественным развитием одаренных детей.

2.1. Одаренность в изобразительной деятельности и педагогическое руководство художественным развитием детей.

2.2. Опыт формирования развития одаренности в условиях педагогического руководства в изостудии.

2.3. Опыт художественно-творческой деятельности в изостудии «АУ».

Выводы по второй главе.

Глава 3. Исследование личности художественно одаренных детей.

3.1. Детский рисунок как показатель развития ребенка.

3.2. Экспериментальная проверка исследования.

Выводы по третьей главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одаренности"

Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной Среды для развития каждого ребенка. Необходима "перестройка системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности" (98, с 95). Эти тезисы, произнесенные более десяти лет назад, актуальны и в настоящее время, когда с новой силой выдвигается проблема одаренности, которая рассматривается с позиций процессов образования, воспитания и развития.

Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.

В Федеральной программе развития образования выдвигается цель -«развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества .» (177, с 37). В программе основным направлением является- развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.

Новые требования, новый социальный заказ, выдвигаемый обществом в новых социально - экономических условиях, перед школой ставит новые задачи - формирования личности развивающейся и максимально вписывающейся в новую общественную систему. Финансовая поддержка государством всех структур образовательного процесса в настоящий период осуществляется по остаточному принципу, что создает трудности в осуществлении намеченных программ по выявлению и развитию одаренности. В США и других странах программы работы с одаренными детьми имеют статус как общенациональных, региональных и индивидуальных, имеющих финансовую поддержку. Они служат основой для моделей обучения и воспитания одаренных.

Традиционное обучение в наших школах ориентировано на среднего ученика, и новые изменения, происходящие в школе в наши дни, выдвигают и акцентируют проблему дифференцированного обучения. Поэтому ставятся вопросы изучения природы детской одаренности, механизмов ее формирования, условий развития.

Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность выбранной нами темы исследования.

В психологии и педагогике проблема детского изобразительного творчества становится одной из центральных. Рисунок как продукт изобразительной деятельности несет в себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувств и состояний. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка.

Но вместе с тем, вопрос одаренности в изобразительной деятельности мало изучен, по отношению к другим видам одаренности, несмотря на экспериментальные исследования различных сторон одаренности в работах Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, JI.A. Венгера, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Юркевич, Н.В. Гросул, О.И. Чехониной, О.М. Дьяченко. Доказано, что одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется на ранних этапах развития, и детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одаренности.

Изобразительная деятельность детей привлекает внимание педагогов и психологов. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, В. Бунд, Г. Кершенштейнер, Ф.И. Шмит, К. Бюлер, Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, B.C. Щербаков, B.C. Мухина, Б.П.

Юсов и их ученики.

Актуальность выбранной темы обусловлена как необходимостью теоретического исследования проблемы, так и практическими требованиями развития художественной одаренности, стоящими перед руководителями студий, кружков, художниками, педагогами общеобразовательных школ.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что в процессе обучения изобразительной деятельности уровень, интенсивность, продолжительность и методы педагогических воздействий зависят от уровня одаренности ученика. Детский рисунок рассматривается нами как показатель развития ребенка. Оптимальное художественно-творческое развитие эффективно в том случае, если будет учитываться индивидуальный уровень одаренности ребенка, что возможно при взаимодействии учителя с учеником по следующим моделям:

1 модель - «учитель ведет за собой ученика»;

2 модель - «учитель и ребенок взаимодействуют на равных»;

3 модель - «ребенок ведет за собой учителя».

Целью исследования является выявление особенностей взаимодействия одаренного ребенка и педагога в процессе обучения художественно-творческой деятельности.

Для достижения этой цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

- проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме одаренности;

- выявить структуру и уровень одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности;

- проследить отражение в рисунке стадий развития, личностные особенности, особенности мышления и восприятия ребенка;

- выявить оптимальные психолого-педагогические условия развития художественной одаренности;

- разработать методические рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования, родителей в работе с художественно одаренными детьми.

Объект исследования - развитие личности художественно одаренного ребенка.

Предмет исследования - изобразительная деятельность ребенка как проявление особенностей его личности и одаренности, взаимодействие с педагогом в художественно-творческой деятельности.

Методологической основой исследования является теория деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JL Рубинштейн и другие), концепция развития творческой одаренности A.M. Матюшкина, научные труды ведущих специалистов в области художественной педагогики, психологические концепции одаренности, специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства. Изучение проблемы одаренности в изобразительной деятельности тесным образом взаимосвязано с художественно-творческой деятельностью детей. Это определило выбор концептуальных идей исследования. Методологию и технологию работы над диссертационным исследованием позволили осмыслить научные работы Г.Г. Гранатова, В.И. Жернова, А.В. Толстых.

Методами исследования являются: теоретическим анализ психолого-педагогическои и научно-методическои литературы по вопросам одаренности и ее развития в изобразительной деятельности; целенаправленное педагогическое наблюдение за художественнотворческой деятельностью на занятиях в студиях «АУ» и «УА»; методы психологической диагностики (тестирование, анкетирование, опросники, беседа); методы статистической обработки и интерпретации данных исследования; лонгитюдныи метод изучения развития личности одаренных детей; педагогический эксперимент; опытно-экспериментальная работа по выявлению и развитию одаренности в художественно-творческой деятельности; анализ документации, учебных занятий, программ, методических пособий по изобразительному искусству; анализ учебных и творческих работ детей;

Научная новизна исследования:

1. Систематизированы теоретические и практические основы изучения природы одаренности в изобразительной деятельности.

2. Выявлены уровни одаренности в художественно-творческой деятельности.

3. Процесс развития одаренности рассматривается в контексте проблемы обучения изобразительной деятельности.

4. Найдены основания взаимодействия учителя и одаренного ученика в процессе художественно-творческой деятельности.

5. Разработаны методы активизации художественно творческой деятельности дошкольников и младших школьников с помощью педагогических игр и упражнений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны модели взаимодействия педагога и одаренного ученика. Совокупность положений научной новизны вносит определенный вклад в разработку теоретических оснований решения проблемы одаренности в художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Предложен комплекс методик выявления одаренности в изобразительной деятельности.

2. Выявлены уровни художественной одаренности; описаны наиболее благоприятные условия развития одаренности, условия педагогического взаимодеиствия учителя и одаренного ученика.

3. Разработаны на основе концепции развития художественной одаренности практические рекомендации для педагогов школ, учреждений дополнительного образования; которые могут быть использованы в учебной практике общеобразовательных и художественных школ, учреждений дополнительного образования, детских садов.

Основные положения, выносимые на защиту:

Одаренность проявляется не только в результате, но и в процессе художественно-творческой деятельности.

Педагогическими условиями развития одаренности являются уровни взаимодействия педагога и ученика, отображенные нами в следующих моделях:

- «учитель ведет за собой ученика»;

- «учитель и ребенок взаимодействуют на равных»;

- «ребенок ведет за собой учителя».

Метод педагогического моделирования образовательного и творческого процесса является основой программы развития художественной одаренности, учитывающей индивидуально-психологические особенности и уровни одаренности детей.

Достоверность исследования обеспечена: опорой на теоретические положения психолого-педагогической и методической литературы по изучению, развитию одаренности в художественно-творческой деятельности; использованием комплекса методов исследования; проведенными исследованиями и результатами, подтвердившими эффективность предлагаемой методики изучения и развития одаренности в художественно-творческой деятельности; качественным и количественным анализом фактического материала.

Исследование проходило в Городском Центре Творчества детей и юношества г. Магнитогорска в изостудиях « АУ» и «УА». Общее количество детей, принимавших участие в эксперименте 97 человек, из них девочек 61, мальчиков 36, от 5 до 13 лет, длительность обучения различна - от 1 года до 6 лет Исследование проходило в естественных условиях в два этапа: поисково-подготовительный этап(1993-1999 гг.); опытно-экспериментальный этап (1993-1999 гг.).

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе консультаций учителей изобразительного искусства, руководителей студий г. Магнитогорска. Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой. Обсуждались на заседаниях лаборатории изобразительного искусства Института художественного образования РАО, на Всероссийском совещании-семинаре (г. Самара, 1996 г.), на международном научно-образовательном симпозиуме (г. Сарапул-Ростов-на-Дону, 1997г.), на международных научно-практических конференциях (г. Москва, 1994, 1997, 2000 гг.), на научно-практических конференциях (г. Ижевск, 1996, 2000 гг.) на методических совещаниях, конференциях педагогов г. Магнитогорска (1997, 1998, 1999, 2000 гг.), в художественно-творческой деятельности изостудий "АУ" и "УА" ГЦТ. Результаты исследования представлены в 6 публикациях.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по третьей главе.

Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь рисования с различными сферами психического и личностного развития ребенка. В в теоретической части 3 главы мы рассмотрели вопрос развития детского рисунка, исторический аспект на примере отечественных и зарубежных авторов. Детский рисунок как продукт изобразительной деятельности включает 2 аспекта, первый как выразитель личности ребенка, характера протекания его психических процессов, второй как продукт проявления творческой деятельности. В этой части рассмотрен процесс изобразительной деятельности, ее этапы, выявлено, что это сложная синтетическая деятельность, которая оказывает влияние на формирование личности.

Одаренность ребенка в изобразительной деятельности может проявляться на ранних этапах. Подтвердили теоретические выводы исследованиями в практической части, когда рисунок может служить одним из методов изучения личности ребенка.

По результатам цветового теста отношений установлено, что цветовые ассоциации отражают эмоциональные представления о понятиях и значимых других людях. Характеристики отношений, полученных с помощью ЦТО взаимосвязаны со словесными оценками. Выявлено, что выбор цвета, его предпочтений индивидуален. По всем понятиям «мое будущее», « мой учитель», «моя студия», «моя школа» испытуемые показали положительное отношение, неадекватное отношение вызвало понятие «моя школа». В методике" автопортрет" выявлены композиционные предпочтения детей, которые

116 проявляются на ранних стадиях развития, рисунки отличаются реалистичностью с деталями и прорисовкой. В методике " геометрические узоры" выявлены индивидуальные особенности изобразительной деятельности, креативность, уровень одаренности в изобразительной деятельности.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента нами была достигнута цель и решены поставленные задачи. Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу диссертационного исследования.

На основании проведенного исследования считаем возможным сформулировать педагогические рекомендации.

Педагогические рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и родителей в работе с художественно одаренными детьми в художественно-творческой деятельности.

- Необходимо пробуждать активность и личную заинтересованность ребенка в творческом процессе.

- Одаренный ребенок сложен и многогранен в проявлении своей одаренности, поэтому педагоги и родители должны проявлять к нему доброжелательность и чуткость.

- Необходимо руководить творческим развитием детей. Вариантами взаимодействия могут быть предложены три модели взаимодействия педагога и ученика:

1 модель " учитель ведет за собой ученика "

2 модель " учитель и ребенок взаимодействуют на равных "

3 модель " ребенок ведет за собой учителя

Каждая из моделей является основой для разработки индивидуализированной программы развития художественной одаренности. Это позволит учителям более профессионально и глубоко понимать одаренных детей.

- Творческий рост, как детей, так и учителей положительно влияет на

117 отношения педагогов и воспитанников, и является элементом профессионального мастерства учителя.

- Приоритет творческих заданий является условием проявления и развития художественной одаренности. Игры, упражнения, наброски, зарисовки, наблюдения, дополнительные источники информации и книги позволяют активизировать мышление, воображение, восприятие ребенка.

- В художественно-творческой деятельности воплощается собственное "Я" ребенка, а средством воплощения идей ребенка являются творческие работы, в которых происходит освоение знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности.

- Выбор той или иной программы зависит от основных целей и педагогических взглядов педагогов. При этом программа работы с одаренными детьми должна учитывать концептуальные идеи одаренности, индивидуальные проявления одаренного ребенка, быть подвижной.

- Свобода выражения творческого "Я" ребенка проявляется во всех продуктах художественно-творческого процесса, результате и процессе деятельности, развития личности.

- Занятия изобразительной деятельностью следует начинать с дошкольного возраста (3-5 лет), в этом возрасте развивается наглядно-образное и наглядно-действенное мышление .

- Необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка на занятиях, это позволяет компенсировать, откорректировать эмоциональное состояние, развитие психомоторики, трудности развития.

- В поисковой деятельности каждый ребенок "открывает", "познает новое". Поэтому необходим поиск разных идей в материализации замысла ребенка, учитывающих индивидуальность художественного образа.

-Условием развития одаренности в художественно-творческой деятельности является атмосфера доверия, активности, творчества и общения между учителем и учеником. Учитель должен находить индивидуальный

118 подход к одаренным детям, уметь предложить им такие виды художественно-творческой деятельности, которые способствуют развитию детской одаренности и учитывают их способности.

- Использование дифференцированного, индивидуального и личност-но-ориентированного подходов к оценке процесса, результата художественно-творческой деятельности одаренного ребенка, способствует развитию его творческой личности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Соловьева, Инна Викторовна, Магнитогорск

1. Алексеева В.В. Что такое искусство.- М.: Советский художник, 1991.240 с.

2. Алексеева В.В. Фея живописи // Календарь учителя. - М.: 1991 .- С 5557.

3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание:Автореф. дис. ..канд.искусствоведения. -М., 1967.-20 с.

4. Альманах психологических тестов. - М.: Просвещение, 1995 . - 400 с,

5. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 303 с.

6. Ананьев Б.Г. Проблемы восприятия пространства и пространственныхпредставлений. - Л.: ЛГУ, 1959. - 200 с.

7. Анастази А.А. Психологическое тестирование: Книга 1, 2 /Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. - М,: Педагогика, 1982. - 336 с.

8. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитииличности дошкольника // Вопросы психологии. - 1995. - N 5 .-С. 87-99.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974.-386 с.

10. Бакушинский А.В. Исследование и статьи: Избранные искусствоведческие труды. - М.: Советский художник, 1981 .-349 с. И. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания //Революция - искусство - дети. - М, 1967. - 39-45.

11. Башилов ЯЛ. Ребенок-художник. - М.: АХР, 1929. - 40 с.

12. Башилов Я.А. Детский рисунок. М-Л.: Искусство, 1940. -197 с.

13. Беликов В.А, Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. - Челябинск: Факел, 1995. - 144 с.

14. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебнопознавательной деятельности школьников: Дис. ..д-ра пед.наук / МГПИ. Магнитогорск.; 1995. - 398 с.

15. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении.- М-П.: Сбп , 1910. - 50 с.

16. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981. -96 с.

17. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемыспособностей // Вопросы психологии . -1984. - № 1. - 119 -124.

18. Бонди Ю.М. Изобразительное искусство // Революция-искусство-дети:Материалы и документы. - М., 1967. - 87-90.

19. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М.: Новая Москва, 1924 .- 50 с.

20. Валявский А.В. Этическая педагогика. - С-П.: Российский фонд, 1993.51 с.

21. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. - Л.: ХудожникРСФСР, 1983.-40 с.

22. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. -117 с.

23. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок.- М.: Педагогика, 1972.-60 с.

24. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.- М: Изобразительное искусство, 1985. - 288 с.

25. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

26. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Педагогика, 1950.461с.

27. Вунд.В. Фантазия как основа искусства.- М.: Вольф, 1914. - 146 с,

28. Вундеркинд? Это очень просто / сост. Конивец Х.И. - Рига.: Авотс, 1991-159 с.

29. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.480 с.

30. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. - 573 с.

31. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

32. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 142 с.

33. Гальтон Ф. Наследственность таланта ее законы и последствия. - М.:Мысль, 1996.-260 с.

34. ГильбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991. - 79 с.

35. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс леьсций. - М.:Изд-воМГУ, 1988.-318 с.

36. Гончарова Н.Н. Москва .1917 год: рисунки детей-очевидцев событий-.М.: Искусство, 1987. - 251 с.

37. Готсдингер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросыпсихологии. - 1991, - № 4. - С, 82-92.

38. Грановская P.M. Элементы практической психологии.- Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1984. - 390 с.

39. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мыпшении:методология развивающего обучения: Дис. .. д-ра пед. наук./ ЧГУ. - Челябинск.: 1993.-398 с.

40. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб, пособие. - М.: Академия, 1998. - 272 с.

41. Гриневич Н.Г. Содержание и методы художественного конструированияна занятиях с младшими подростками: Автореф. дис. ..канд. пед.наук. М.Л988.-17С.

42. Гришпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 152 с.

43. Гросул Н.В. Искусство видеть: Ты и мир вокруг тебя / Метод, разработка, - М.: НИИШ, 1990. - 64 с.

44. Гросул Н.В. Рисунки детей- участников международной выставки 1934года//Искусство и образование. -1994. -№1. - 41-61.

45. Гросул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: Автореф. дне.. канд. пед. наук. - М., 1992. -16 с.

46. Гуревич К. Лабиринты развития таланта // Искусство в школе. - 1993.N1 .-С. 48-52.

47. Гуружапов В.А. Понимание школьниками образа человека в произведениях живописи и графики // Вопросы психологии. - 1995. - №4. - 28-36.

48. Давыдов В.В. Кудрявцев В.Г. Развивающее образование: основания преемственности его ступеней // Вопросы психологии. - 1997. - №1. - 3-19.

49. Давыдова Е.А. Искусство и мировоззрение. Структурный анализ на основе созерцания детского искусства // Художественный примитив: Эстетика и искусство. - М.: 1996. - 73-76.

50. Демьянова Л.Г. Находки педагогической мастерской, - Магнитогорск.:ГЦТ, 1996.-8С.

51. Дмитриева А.А. Художественное слово и детский рисунок // Искусствои образование. - М.: 1998. - №5. - 47-55.

52. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М., 1998. - 161-174.

53. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия,1996.-224 с.

54. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. - 96 с.

55. Дьяченко О.М, Выявление и развитие одаренности в дошкольном детстЧГПИ -С. 13-15.

56. Дьяченко О.М., Кирилова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1980. №2.-С. 107-114.

57. Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: Автореф. дис. ..дис дра пед.наук.-Оренбург, 1999. - 48 с.

58. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.- Псков.: ПОИУУ, 1994. - 280с.

59. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986. -158 с.

60. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формированиядетской личности // Возрастная и педагогическая психология .-М., 1992. 173-190.

61. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - С-Пб.:Гиппократ, 1995 .- 92 с.

62. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.

63. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучениярисунку: учебное пособие. - Ростов на Дону.: РГПИ, 1987. - 68 с.

64. Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983. - 335с.

65. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.:Учпедгиз, 1961. -210 с.

66. Кандинский В. О духовном в искусстве.- М.: Архимед, 1992. - 108 с.

67. Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 176210.

68. Катаева А.А. Обухова Т.И. Стреблева. К генезису развития мышления вдошкольном возрасте.//Вопросы психологии .-1991.-№3 .-С.17-23.

69. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка/пер.снем. Левитана.-М.: 1914.- 215с.

70. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: АПН РСФСР, 1959. - 304с.

71. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков.: Кристал,1996.-414 с.

72. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 1984. - 120 с.

73. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. Учреждений. -М.: Мнемозина, 1995. -160 с.

74. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе.-М.: РОУ, 1992. - 20 с.

75. Копцева Т. А. Природа и художник: Программа по изобразительномуискусству для детских дошкольных учреждений.-М.: ИЦЭВ РАО, 1997. 46 с.

76. Копцева Т.А. Проблемы организации урока по экспериментальной программе "Мир изобразительного искусства".// Искусство и образование.1998.-№3.-С. 41-60.

77. Коротеева Е.И. Подготовка учителя изобразительного искусства к развитию эстетических представлений младших школьников // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя.-Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1997. - 209-216.

78. Краткий педагогический словарь / Под ред. И.А Капровата. - М.: Педагогика, 1988.-Т2.-200С.

79. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. - М.: Знание,1971.-220 с.

80. Кузин B.C. Психология: Учебник. - М.: Агар, 1997. - 304 с.

81. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождениядо 17 лет: Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996. -180 с.

82. Лабунская Г.В. Детское изобразительное творчество. - М.: Оборонгиз,1945.-20 с.

83. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение,1965.-207 с.

84. Лабунская Г.В. Роль обучения в развитии изобразительного творчествадетей // Вопросы художественного воспитания. - М-Л., 1947 .- 55-79. художник

85. Лейтес Н.С. Изучать одаренность детей //Психологический журнал.1992.-Т. 13.-№1.-С. 147-164.

86. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -М.: Знание,1984.-80 с.

87. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии.1988.-№ 4.-С. 98-107.

88. Леонтьев А.Н. О Формировании способностей. // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред Д.И. Фельдштейна. - М., 1994. - 46-56.

89. Лободина Как развить способности ребенка. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997.-256С.

90. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.Петразоводск.: Петроком, 1992. - 318 с.

91. Люшер М. Цвет вашего характера. - М.: Вече, 1996. - 383 с.

92. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.-Воронеж.:Модек, 1995.- 176с.

93. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 127 с.

94. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.-N 6. - 29-34.

95. Матюшкин A.M., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросыпсихологии. -1988. - N 4. - 88-97.

96. Мейман Э. Как учить детей рисовать: Экспериментальнопсихологические основы преподавания. - СПБ.: Художественнопедагогический журнал, 1911.-36с.

97. Мейман Э. Интеллигентность и воля: Учение об одаренности и характере на психологической основе. - Лейпциг.: Задруга, 1915.-338с.

98. Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: Автореф. Дис. .. канд. психол. наук.- М., 1976.-18 с.

99. Мелик-Пашаев АЛ., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. - М.: Редакция журнала "Искусство в школе"Л995.-144с.

100. Мелик-Пашаев А.А. О психологическом облике художника // Искусствов школе. -1991. - N3. - С 51-57,

101. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способности к художественному творчеству: Автореф.дис. .. д-ра психол. наук. - М.: 1994. - 36 с.

102. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии . - 1989. - № 1. - 15 - 23.

103. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека /Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.

104. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработки подхода кизучению одаренности // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - 86-95.

105. Моносзон.Э.И. Основы педагогических знаний. - М.: Педагогика, 1986.200 с.

106. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с. ПО. Мыслители образования . - М.: -Юнеско, 1993.- Т. 1. - 35-64.

107. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей иее социальное значение // Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М., 1998. - 147-161.

108. Намчук В.П., Поволяева М.В. Работа учителя с одаренными детьми вшколе. Часть 1. - Ставрополь.: СТУ, 1994. - 80 с.

109. Научно-методический сборник № 3: Комплексное полихудожественноеразвитие школьников / Под ред. Б.П. Юсова. - М.: Луганск, 1994. - 184 с.

110. Йеменский Б.М. Эмоциональное познание в развитии человека. // Вопросы психологии. -1991.-Х2 3 .- 9-16.

111. Йеменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

112. Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования: Чему изачем мы учим ? // Начальная школа. - 2000. - №1. - 3-9.

113. Немов Р.С. Психология :Учеб. в 3 кн: Кн .3. - М.: Просвещение, 1995.512 с.

114. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.-360 с.

115. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.:МГУЛ987.-303С.

116. Одаренные дети: Пер с англ. / Общ. ред. В.Бурменской и Б.М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

117. Одаренные дети: Проблемы и перспективы: Материалы Челябинскойобластной открытой научно-практической конференции. - Челябинск.: ЧГПИ ,1995.-168с.

118. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннеговозраста // Вопросы психологии. -1994. - N5. - 12-20.

119. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс,1997.-512 с.

120. Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийскогосовещания -семинара. - Москва-Самара.: ИЦЭВ РАО, 1996. - 287 с.

121. Педагогические аспекты задач в школьном курсе изобразительного искусства: рекомендации учителям ИЗО. - Смоленск.: СГПИ, 1989. - 32 с.

122. Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоции и цвета // Вестник МГУ. Сер. 14.1988.-№3.-С. 70-83. 127. .Петровский А.В. О психологии личности. - М,: Знание, 1971. - 64 с.

123. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Искусство, 1988. - 176 с.

124. Полуянов.Ю.А. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе. - 1997. - № 2. - 17-23.

125. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского в детском художественном творчестве // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. 98-107.

126. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. - М.:Просвещение, 1990. - 399 с.

127. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. - М.: Изд-во АПН, 1961. - 197 с.

128. Программа "Одаренный ребенок": Основные положения. - М.: Новаяшкола, 1995. -64 с.

129. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. Гуревича К.М. - М.: Педагогика, 1981. - 232 с.

130. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.

131. Психологии одаренности: от теории к практике. -М.: ИП РАН, 2000. - 96с.

132. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса.М.: Академия, 1996. - 416 с.

133. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.М.: Педагогика- Пресс, 1996. - 440 с.

134. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.:Международная педагогическая академия, 1995. - 373 с.

135. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

136. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятияхизобразительным искусством. - Ростов-на-Дону.: РГПИ, 1986. - 163 с.

137. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. - М.: Современные проблемы, 1924. - 70 с.

138. Революция-искусство-дети: Материалы и документы / Сост. Н.П. Старосельцева. - М.: Просвещение, 1967. - 416 с.

139. Рисуночные тесты. - М.: Пресс, 1997 . - 320 с

140. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529 с.

141. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия наоснове экспрессивных искусств. // Вопросы психологии .- 1995. - №1.- 132-139.

142. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека: Пер. сангл. - М.: Универс, 1994. - 480 с.

143. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологическойдиагностике. - М.: Дидакт, 1991. - 255 с.

144. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник. -М.: Просвещение,1984.-240 с.

145. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства вшколе. - М.: АГАР, 1998. - 255 с.

146. Рубинштейн Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720с.

147. Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.-416 с.

148. Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. М-Л.: Госиздат, 1926.47 с.

149. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе : дидактика и методика.- Ижевск.: УдГУ, 1992. - 310 с.

150. Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и Среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности // Когда все искусства вместе. - М., 1995.-С. 85-107.

151. Сакулина Н.Н. Роль наблюдения в развитии детского рисунка // Известия Академии Нед. наук РСФСР. -1947. - Вып. 11. - 97-111.

152. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.- М.: Просвещение,1965 .-214 с.

153. Селли Д. Очерки по психологии детства: Пер. с англ. - М.: М-С-П, 1904.-454 с.

154. Семенов В.Е. К социально- психологическому исследованию субъектахудожественного творчества // Личность и деятельность: сборник. - Л., 1982.-С. 32-36.

155. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ,1987.-303 с.

156. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

157. Смирнов А.А. Детские рисунки / /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980 - 53-63.

158. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.: Магистр, 1994. - 61 с.

159. Сухомлинский В.А. Человек неповторим // Избранные произведения.КиевЛ960.-Т. 5.-С. 60-90.

160. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Вопросы художественного воспитания. - М-Л., 1947. - С 6-26.

161. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастнойпсихологии. - М., 1994. - 42-46.

162. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. - М.: Педагогика. - Т 1. -1985.-С.15-40.

163. Толстых А.В. Взгляд на проблему поколений // Мир образования.- М.1996.-№9.-С.12-17.

164. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М.: Педагогика,1988.-128с.

165. Толстых А.В. Психология юного зрителя. - М.: Знание, 1986.- 80 с.

166. Толстых А.В. О новой социокультурной ситуации эстетического развития детей // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского совещания -семинара.- Москва Самара.: ИЦЭВ РАО., 1996. -С. 3-10.

167. Толстых А.В. Формирование самоопределения личности в историческойдинамики поколений: Автореф. дне. .. д-ра. психол. наук. - М.: 1994. - 68 с.

168. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностейдетей 3-7 лет : Теория и диагностика. - М.: ИЦЭВ РАО 1994. - 62 с.

169. Тюмасева З.И. Проблема изучения одаренности // Одаренные дети: проблемы и перспективы. - Челябинск, 1995г. - 36-39.

170. Тюрин П.Т. Интеллектуальная активность в изобразительном творчестве: Автореф. дис. .. канд. пед, наук. - М ., 1987. - 16 с.

171. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника., B.C. Лазарева. - М.: Педагогика, 1995. - 464 с.

172. Федеральная программа развития образования // Народное образование.-1999.-№9.-С. 29-68.

173. Фомина Н.Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры//Искусство в школе. - М. -1997. - №2. - 12-16.

174. Фомина Н.Н. Каким быть выставкам детского рисунка в следз^ющем тысячелетии? // Искусство в школе. - 1997. - № 1. - 55-59.

175. Фомина Н.Н. Урок искусства в начальной школе и художественнаякультура. - М.: НИИ художественного воспитания, 1991. - 92 с.

176. Фомина Н.Н. Всеобщий педагог русских художников // Искусство вшколе. - 1999. - № 6. - 62-69.

177. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. - М.: Знание, 1982. -112 с.

178. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение. - 345 с.

179. Фрейд А. Введение в детский психоанализ: Пер. с нем. - М.: СЭВ, 1991.90 с.

180. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

181. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. -1991. - № 2. - 120-127.

182. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. -1993. - № 1. - 32-39.

183. Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М.: Магистр,1998.-200 с.

184. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с.

185. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков: Пер. с чеш. - М.:Спб, 1911.-43С.

186. Чехонина О.И. Особенности психического развития одаренных детейстаршего дошкольного возраста: Автореф. дис. .. канд. психол. наук. - М., 1997.-16 с.

187. Чудновский В.Э. Одаренность дар или испытание. - М.: Знание, 1990.75 с.

188. Чудновский В.А. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. -1986. - № 3. - 78-89.

189. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб.пособие. - М.: Логос, 1996. - 320 с.

190. Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель: Пер.с англ.- Воронеж.: Модэк, 1994. - 128 с.

191. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1986.207 с.

192. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. - М.: Госиздат, 1925. - 197 с.

193. Шмит Ф.И. Психология ддя рисования: Для педагогов. - Киев.: Гос. изво, 1921.-85 с.

194. Щебланова Е.И., Аверина И.С, Хеллер К.А., Перлет К. Идентификацияодаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. -1996. - X2l. - 97-107.

195. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей. - М.:НИИ Художественного воспитания. - 140 с.

196. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчесво: Проблема руководства изобразительным творчеством детей. - М.: ПросвещениеЛ969.-272с.

197. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. - М-Л.: Моск.акц.изд-во, 1927. - 98 с.

198. Эльконин Б. Г. проблеме периодизации психического развития // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - 6-20.

199. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - С-П: Палантир, 1994. - 132 с.

200. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. -136 с.

201. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе: Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. - М., 1995. - 7-49.

202. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дне. ..д-ра пед. наук. - М., 1984. - 32 с.

203. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф.дне. ..канд. пед. наук. -М.Д963. - 23 с.

204. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.//Вопросы психологии.-1994.-№5 ,С.37-42.

205. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

206. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара.: СамГПУ, 1996. - 212 с.

207. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие.М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 144 с.

208. Gallahan Developing creativity in gifted and talented. Reston VA: TheCouncil for Exceptional cliildrenJ978,

209. Gilford J.P. The nature of human intelligence. New-York: Mc-Gaw Hill,1967.

210. Maslow A. Motivtion and personaliti. N.Y.I954

211. Torrans E. The seach for satori and creativity. Great Neck, New- York, 1979.