Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Художественно-творческое развитие учащихся на занятиях изобразительным искусством в кубинской шестилетней школе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кабрера Салорт, Рамон Оскар
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Художественно-творческое развитие учащихся на занятиях изобразительным искусством в кубинской шестилетней школе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кабрера Салорт, Рамон Оскар, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ ДЕТЕЙ В КУБИНСКОЙ ШКОЛЕ

§ I. Колониальный период

§ 2. Неоколониальная республика

§ 3. Революция

Глава П. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

§ I. К истории вопроса

§ 2. Проблема руководства изобразительной деятельностью детей в современной зарубежной педагогике

§ 3. Проблема педагогического руководства художественно-творческим развитием учащихся на уроках изобразительного искусства в социалистической педагогике. Преподавание изобразительного искусства в 1-У1 классах в СССР

Глава Ш. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОГРАММ И МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШЕСТИЛЕТНИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КУБА

§ I. Анализ современных программ преподавания изобразительного искусства в начальной школе

§ 2. Подготовка преподавателей начальных школ для проведения в жизнь программ обучения изобразительному искусству (1-У1 классы)

§ 3. Критическая оценка программ и методических указаний по изобразительному искусству для начальной школы.

ЗАКЛКЯЕНИЕ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Художественно-творческое развитие учащихся на занятиях изобразительным искусством в кубинской шестилетней школе"

На современном этапе строительства социализма в нашей стране Коммунистическая партия Кубы и кубинское государство придают важнейшее значение эстетическому воспитанию детей и молодежи как составной части коммунистического воспитания подрастающего поколения. В тезисах и резолюциях съездов КП Кубы, в других документах, а также в выступлениях Первого секретаря ЦК КП Кубы тов. Фиделя Кастро и других партийных и государственных руководителей высоко оценивается роль искусства при социализме и его огромное воспитательное воздействие.

В тезисах "О политике в области образования" I съезда КП Кубы отмечается: "Революция с самого начала выдвинула образование в первый ряд своих исторических задач, и сегодня ее качественные и количественные достижения в этой области уже являются общепризнанными. Только социализм мог поставить перед собой и успешно решить задачу сделать образование достоянием всего народа и окончательно закрепить это право за всеми последующими поколениями" (329, 368).

Но для того, чтобы эти важнейшие достижения могли стать реальностью, должны были произойти радикальные экономические, политические и социальные изменения. Трудно ярче описать то положение, которое существовало на Кубе в период неоколониализма и с которым пришлось столкнуться революции с самых первых ее дней, чем это сделал тов. Фидель Кастро в своей знаменитой речи "История меня оправдает". Говоря о критическом положении нашего народа, о его нищете и угнетении, он, в частности, сказал: "Сельские общественные школы посещает менее • половины детей школьного возраста; они приходят босые, полураздетые, голодные, и нередко учитель вынужден на собственные деньги приобретать то, что необходимо для занятий" (143, 86).

Эта мрачная картина изменилась лишь после победы революции. Строительство социализма открыло совершенно новые перспективы в области образования: ".искоренение неграмотности, расширение охвата школьным обучением, реальное обеспечение права всех трудящихся на образование и создание условий и возможностей для доступа рабочих и крестьянских масс к достижениям науки и культуры, повышение качества обучения" (329, 375-376).

Осуществление этих задач и достигнутые успехи обусловили дальнейший качественный и количественный рост образования в нашей стране. В этих условиях важнейшей целью стало всестороннее и гармоническое развитие личности школьника, огромную роль в котором играет художественное воспитание. Вот почему в тезисах "О политике в области образования" ставится целью ".воспитание нового поколения и всего народа в духе научного мировоззрения, то есть в духе диалектического и исторического материализма; всестороннее развитие умственных, физических и духовных способностей личности и воспитание у нее высоких гуманных качеств и эстетических вкусов" (329, 369).

В соответствии с этими задачами в процессе усовершенствования системы всеобщего образования с 1975 г. в кубинских школах вводятся новые учебные программы обучения основам изобразительного искусства. Эти программы, разработанные с позиций и в духе социалистической педагогики, явились первым этапом постоянной и непрерывной работы, направленной на развитие элементарных способностей эстетической оценки у детей и имеющихся у них задатков к художественному творчеству.

Эстетическое воспитание является неотъемлемым условием всестороннего и гармонического развития личности ребенка наряду с умственным, научно-техническим, идейно-политическим, физическим, нравственным, политехническим, трудовым и военно-патриотическим воспитанием. Оно направлено на развитие у детей способности выражать, воспринимать, чувствовать, ценить и понимать прекрасное - будь то в природе, в произведениях искусства или в общественных отношениях, те чувства и идеалы, которые выражаются посредством искусства, и уметь наслаждаться этим прекрасным.

Одним из важнейших компонентов эстетического воспитания является обучение детей младшего школьного возраста основам изобразительного искусства. Спецификой преподавания этого предмета является то, что оно, в силу его художественного и творческого характера, предполагает в значительно большей степени, чем преподавание других предметов, определение той меры, в какой должны проявляться руководящее влияние педагога и самостоятельная творческая деятельность школьника. Начиная с прошлого века и по сей день вопрос этот является постоянным предметом горячих дискуссий и столкновений самых различных точек зрения специалистов и исследователей в области как педагогики, так и психологии и искусства.

Еще в конце XIX - начале XX в. вспыхнула бурная дискуссия по вопросу об оптимальном методе обучения рисованию в начальной школе. По этому поводу существовала целая гамма мнений, колеблющихся от традиционного, академического подхода, по существу сводящего все дело к геометрии, до новых идей (одним из пионеров здесь был Франц Чижек), возникших в результате появления и развития таких отраслей науки, как детская психология и научные основы детского рисунка, и требующих, чтобы преподавание следовало за спонтанным развитием ребенка.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость осуществлять руководство детским творчеством. Споры идут только вохфуг вопросов, в какой мере оно должно осуществляться, и о его целях. Если в 50-х годах на Западе Лоуэн-фельд, Френе и др. еще придерживались мнения, что детское творчество имеет спонтанный характер, то сегодня все признанные авторитеты в этой области в большей или меньшей степени склоняются к тому, чтобы признать активную и руководящую роль учителя в этой сфере детской деятельности (Г.Миттлер, К.Ро-селли, в Латинской Америке - Р.Отеро де Сабогаль, и др.). Однако все еще остается нерешенной проблема оптимального варианта осуществления руководства детским творчеством.

Оптимальные методы преподавания, в большей даже степени, чем обоснование необходимости включения обучения основам изобразительного искусства как важнейшего элемента эстетического воспитания в учебные планы начальных школ, являются весьма актуальной темой исследований как в социалистических (в том числе и на Кубе), так и в капиталистических странах.

В Советском Союзе ведущая роль в этой области принадлежит НИИ художественного воспитания (НИИХВ) АПН GCCP, который на протяжении вот уже более десяти лет разрабатывает и испытывает на практике экспериментальные программы по художественному воспитанию для всех классов общеобразовательной школы. Целью этих экспериментов является нахождение оптимальных вариантов таких программ с точки зрения как их целей и задач, так и их содержания и методов обучения. Таким образом, определение того, когда и каким образом следует давать школьникам первые представления об изобразительной деятельности, как направлять их внимание на произведения искусства, учить их наблюдать окружающий мир во всем неисчерпаемом богатстве его зрительных образов, составляет одну из основных задач исследования проблем обучения детей основам изобразительного искусства на этапе начальной школы и формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Вопросы теоретических основ использования искусства как средства гармонического формирования личности ребенка разрабатываются такими советскими специалистами, как Б.Т.Лихачев, С.Х.Раппопорт, А.И.Буров и др. Психологическая сторона восприятия ребенком изобразительного искусства и обусловленных этим эмоций, а также его собственного изобразительного творчества отражена в работах Я.С.Выготского, В.А.Фаворского, Н.Н.Волкова, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, П.М.Якобсона и др.

Педагогические аспекты этой проблемы рассматриваются в работах А.В.Бакушинского, Г.В.Лабунской, Н.П.Сакулиной, С.Д. Левина, В.С.Щербакова, Н.Н.Ростовцева, Б.П.Юсова, Ж.Агамирян, А.В.Щербакова, из зарубежных специалистов - А.Стерна, Э.У. Эйснера, К.Роселли, Ч.Д.Гайтскелла, Б.Ларк-Горовитц и др. Латинская Америка в этом плане представлена мексиканским ученым Виктором М.Рейесом, пользующимся заслуженным авторитетом, а также уругвайцем Хесуальдо, чьи исследования оказали большое влияние на работы в этой области в Латинской Америке и на Кубе.

Обширность приведенного наш далеко не полного списка авторов, выступающих по данной теме, свидетельствует о ее важности и актуальности, а также о разнообразии точек зрения, с которых ее можно рассматривать.

Все вышесказанное определило актуальность и выбор темы нашего исследования: "Художественно-творческое развитие учапдахся на занятиях изобразительным искусством в кубинской шестилетней школе".

Объектом данного исследования является преподавание изобразительного искусства в современной кубинской школе.

Предмет исследования - педагогическое руководство художественно-творческим развитием учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.

Цель исследования - охарактеризовать историческое развитие преподавания изобразительного искусства в кубинской шестилетней школе, определить основы построения методики развивающего обучения изобразительному искусству для современной кубинской шестилетней школы, а также способствовать совершенствованию программ по этому предмету.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть содержание современных проблем в области преподавания изобразительного искусства детям в Республике Куба, исходя из поставленных решениями Коммунистической партии Кубы задач воспитания школьников.

2. Изучить исторический опыт решения проблемы и взаимосвязей между обучающей деятельностью учителя и художественно-творческой самостоятельной деятельностью детей в советской и кубинской методике преподавания изобразительного искусства в школе.

3. Дать оценку программ и пособий для цреподавателей изобразительного искусства в кубинской шестилетней школе.

4. Выявить оптимальные формы педагогического руководства художественно-творческой деятельностью детей в процессе цреподавания изобразительного искусства в школе с целью усовершенствования программ для начальной школы Кубы по этому предмету.

Гипотеза исследования. Первый опыт создания новой системы преподавания изобразительного искусства для школьников Кубы требует дальнейшего анализа и совершенствования как методики, так и содержания обучения, в значительной степени унаследованных от старой школы. Совершенствование нынешних программ по обучению изобразительному искусству в начальной школе должно ставить перед собой следующие задачи; придать большее значение руководящей деятельности воспитателя в процессе цреподавания этого предмета (исходя из того, что учитель предлагает модель действия, но не схему или модель плас~ тического решения); организовать взаимодействие между практической работой и оценочной деятельностью учащихся на уроке вокруг центральной проблемы обучения - наблюдения и интерпретации действительности в художественном творчестве; искоренить из содержания как практической, так и оценочной деятельности формалистические тенденции, еще проявляющиеся в отдельных случаях и не встречающие понимания со стороны учащихся.

Выполнение этих условий в сочетании с повышением уровня подготовки преподавателей данного предмета должно способствовать улучшению руководства процессом обучения, достижению действительной самостоятельности школьников в их творческой деятельности, а также развитию их творческих способностей -одного из важнейших компонентов коммунистического формирования личности.

При проведении исследования использовались следующие методы:

- анализ требований к использованию обучения основам изобразительного искусства в целях гармонического развития личности ребенка, содержащихся в теоретических основах марксизма-ленинизма, в материалах советской и кубинской школы, а также в документах КПСС и Коммунистической партии Кубы, трудах и выступлениях Первого секретаря ЦК КП Кубы тов. Фиделя Кастро и других партийных и государственных деятелей;

- изучение специальной литературы по вопросам психологии, педагогики и искусства с точки зрения исследуемой проблемы;

- исторический анализ методов обучения основам изобразительного искусства в кубинской и советской начальной школе;

- анализ опыта школы и учителей Кубы;

- анализ экспериментов, проводимых лабораторией преподавания изобразительного искусства в школе НИИХВ АПН СССР, и их результатов;

- анкета, предложенная преподавателям - участникам I Национального семинара по методике преподавания изобразительного искусства будущим учителям начальной школы в педагогических вузах Республики Куба.

Научная новизна настоящего исследования заключается в определении наиболее важных этапов процесса становления преподавания изобразительного искусства на Кубе, а также в изучении самостоятельной деятельности школьников и руководства этой деятельностью со стороны педагога в области обучения детей основам изобразительного искусства в условиях современной кубинской школы и в определении основных направлений работы по усовершенствованию действующих в настоящее время программ по обучению изобразительному искусству в начальной школе.

Теоретическое значение исследования состоит в разработке теоретических основ развития и совершенствования преподавания изобразительного искусства в шестилетней школе Кубы на основе изучения теоретических исследований советских педагогов, психологов и эстетиков, опыта работы НИИХВ АПН СССР (Б.Т.

Лихачев, Б.П.Юсов и др.), а также критического анализа зарубежных теорий, работ латиноамериканских авторов по изобразительному творчеству в детском возрасте.

Практическое значение настоящего исследования состоит в том, что на основе его результатов мо1ут быть разработаны рекомендации для повышения эффективности преподавания изобразительного искусства в шестилетней школе и душ улучшения качества учебных программ по этому предмету на Кубе. Это должно положительно сказаться на качестве профессиональной подготовки учителей начальных школ как в средних и высших специальных заведениях, так и на курсах усовершенствования их квалификации.

Апробация результатов исследования проведена при разработке программы по методике обучения изобразительному искусству в высших педагогических институтах. Результаты исследования заслушаны на I Национальном методическом семинаре по обучению изобразительному искусству.

Главы диссертационной работы использованы при чтении лекций преподавателям и студентам педагогических институтов. Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора (на испанском языке):

1. Ценность изобразительного искусства. - Мадрид; Пуэбло и эдукасьон, 1978. - 202 с.

2. Методика преподавания изобразительного искусства. -Гавана: Эдиториаль де либрос пара ла эдукасьон, 1979. - 84 с.

3. Методика преподавания изобразительного искусства: Пособие для учителей. - Гавана: Эдиториаль де либрос пара ла эдукасьон, 1981. - 54 с.

4. Ценность изобразительного искусства: Пособие для учителей. - Гавана: Эдиториаль пуэбло и эдукасьон, 1979. - 113 с.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С появлением неоколониальной республики в начале века на Кубе в образование стали вводиться педологические и прагматические концепции. Наряду с этим постепенно стало отдаваться предпочтение книжным и спонтанным методам в изобразительной деятельности детей. После победы революции первоочередные задачи политического, экономического и социального характера оказали влияние на программы и преподавание изобразительных искусств и обусловили изменения в этой области, которые, однако, первоначально не привели к коренным преобразованиям педагогических концепций, доминировавших в последние годы буржуазной республики. Позднее, после цроведения I Национального конгресса образования и культуры, начинается непрерывный процесс исследований и экспериментов, результаты которых воплотились в программах изобразительных искусств системы совершенствования, отличавшихся социалистическим педагогическим подходом.

В настоящее время Министерство образования поставило задачу распространения и совершенствования художественного воспитания, одним из результатов решения которой является и настоящая диссертация, а также задачу продолжения подготовки учителей с тем, чтобы они могли проводить более эффективную работу на основе соответствующих программ эстетического цикла.

Буржуазная педагогика и психология по вопросам детской изобразительной деятельности характеризовалась в течение прошедших десятилетий текущего века теми тенденциями, которые А.Д.ЭфланД называет "mimetic", "pragmatic", "expressive", "objective" и которые соотносятся с педологическими, кондуктивистскими, психоаналитическими и гештальтпсихологическими.

В первые годы Советской власти рождающаяся социалистическая педагогика основными принципами единой трудовой школы (1918) определила роль художественного творчества детей в формировании молодого поколения. Хотя в то время еще были сильны педологические тенденции, они начади уступать место новой революционной педагогической концепции, которая брала все лучшее от прошлого и отвергала недостатки и пороки старой школы. Это не означало, однако, что с самого начала были решены все вопросы, которые ставит эта сложнейшая дисциплина.

В.С.Щербаков, как и многие другие педагоги искусства, отмечал: "Может ли "техника" в искусстве рассматриваться в отрыве от творческих задач?" (98, 23). За этим вопросом кроется сущность дискуссии, ведущейся в течение всех этих десятилетий.

В последнее время буржуазная педагогика в области художественного воспитания начинает по-существу признавать верность и объективность принципов социалистической педагогики в том, что касается управления, единства образования и воспитания и наглядности. Примером этого является так называемая "объективная традиция".

Несмотря на коренные отличия, которые безусловно существуют между самыми последними буржуазными тенденциями и социалистической педагогикой в этой области, здесь обнаруживается совпадение по отношению к таким основным понятиям, как необходимость педагогического руководства для развития отличительных особенностей у детей, важная роль наблюдения в обучении детей изобразительному искусству и творчеству, требование установления последовательности и систематизации в программах изобразительного искусства и, кроме того, надлежащей фиксации этого содержания (Г.Миттлер, К.Роселли, М.Балада, в Латинской Америке - Р.Отеро де Сабогаль, и др.).

Действующие на Кубе црограммы по этому предмету были разработаны в период, когда наметились вышеуказанные совпадения. Несмотря на то, что эти программы представляют собой большое достижение, так как в их основе лежат принципы социалистической педагогики, в них проявляется вместе с тем отсутствие соответствующей последовательности и систематичности в содержательном плане; в изобразительной деятельности школьников цревалщ)ует эксцрессивность, а не мировоззренческая сторона вопроса; предлагаемое содержание далеко не всегда отвечает возрастным особенностям школьников и изобразительной деятельности; применяемые методы обучения не опираются систематически на наблюдение, видение действительности не всегда соответствует художественным образам, а руководство, несмотря на соответствующие указания, не проводится планомерно и последовательно в процессе цреподавания данного предмета.

С учетом основных вопросов, рассмотренных в настоящей работе, автором предлагаются, в частности, следующие рекомендации:

- Выделять ведущую роль наблюдения в процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе посредством: планирования мероприятий по наблюдению в тесной связи с изобразительными упражнениями и упражнениями по оценке произведений искусства; применения методов рисования с натуры, по воображению, по памяти, как это практикуется в советской педагогике, с учетом художественных и культурных традиций нашей страны; установления тесной связи между деятельностью по оценке цроизведений искусства и изобразительными упражнениями школьников.

- Уточнять и группировать изобразительные упражнения в соответствии с задачами обучения.

- Включать в программы работу с моделями, как изобразительными, так и моделями действия, учитывая при этом, что они не являются моделями художественного решения, не опираются на такие средства, как разбивка по квадратам и др., не подводят к упражнениям с геометрическими фордами, не связанными с действительностью.

- Использовать рисование с натуры как процесс эмоционального и интеллектуального восприятия модели школьником, основанный на установке восприятия и создании внутренних мотиваций у школьников.

- Укреплять связь между различными предметами изобразительного искусства и такими дисциплинами, как математика, естественные науки и др., наряду с совершенствованием содержания и задач, соответствующих каждому году обучения.

- Содействовать применению в изобразительных упражнениях природных материалов, используемых в народных ремеслах: волокон пальмы, зерен, веревок и т.д. - с тем, чтобы школьники не только приобретали навыки работы с этими материалами, но и ближе знакомились с нашей природой и культурными традициями.

- Убедительно показывать в методических указаниях, как каждое упражнение становится звеном в длинной цепочке, которая призвана обеспечивать развитие совокупности трудовых навыков и умений, творческих способностей для более полного познания действительности - источника любого творения.

- Повышать уровень теоретической и практической подготовки преподавателей данного предмета, так как совершенствование компонентов программы невозможно без более полной и качественной подготовки преподающего предмет учителя.

- Систематически организовывать и проводить специальные курсы и семинары, призванные обеспечить повышение квалификации преподавателей.

- Готовить в перспективе учителей, специализирующихся на преподавании изобразительного искусства в начальной шкоде.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кабрера Салорт, Рамон Оскар, Москва

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.

2. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 121122.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. II0-I2I.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Искусство, 1976.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

6. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1969. - 821 с.

7. Абдуамива Ш. Эстетическое воспитание и обучение школьников на уроке декоративно-прикладного искусства. В кн.: Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников / Под ред. Н.А.Кушаева, В.И.Лейбсона. -М., 1979, с. 56-64.

8. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. М.: Советский художник, 1979. - 191 с.

9. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание / Автореф. дис. . канд. искусствоведения. -М., 1967. 20 с.

10. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

11. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -224 с.

12. Багдасарян К.М. Художественное отражение действительности в рисунках младшего школьника и вопросы его активизации. -В кн.: Вопросы эстетического воспитания в школе / Ред.сост. Ф.И.Юрченко. -М., 1974, с. 3-16.

13. Бакушинский А.В. Искусство детей. В кн.: Искусство детей. - Л., 1935, с. 11-26.

14. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. 235 с.

15. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1984.239 с.

16. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. М.; Л.: Искусство, 1940. - 54 с.

17. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1983, с. II5-I36.

18. Болотина И.С., Щербаков А.В. А.А.Осмеркин и его наследие. В кн.: А.А.Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников. -М.: Советский художник, 1981, с. 9-33.

19. Ветров В.Н. К разработке объективных показателей эстетического развития. В кн.: Эстетическое воспитание в современной школе / Под общ. ред. Н.А.Кушаева, В.И.ЛГейбсо-на. -М., 1978, с. 31-37.

20. Ветров В.Н. Элементы дизайна в школьном курсе изобразительного искусства. Техническая эстетика, 1975, J6-9, с. 18-19.

21. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. -56 с.

22. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б.П.Юсова. М., 1981. - 159 с.22