Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Художественное образование учащихся общеобразовательной школы Франции (70-80-е годы ХХ века)

Автореферат по педагогике на тему «Художественное образование учащихся общеобразовательной школы Франции (70-80-е годы ХХ века)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Хаперский, Владимир Николаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Художественное образование учащихся общеобразовательной школы Франции (70-80-е годы ХХ века)"

МОСКОВСКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ХАПЕРСКйЙ Владимир Николаевич

ХУДОгГСТБИМОК ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ОЩЕОЕРАЗОЗАТЕЛШОЙ ШКОЛЫ ФРАНЦИИ / 70-80-е годы XX вока /

13.00.01 - Тоория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степенс к£кд:цкхта педагогических наук

Москва - 1992

Работа выполнена в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Макаев В.В.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Алиев Ю.Б.

кандидат педагогических наук, ведущий научный' сотрудниц: Кубьшшт О.И.

Ведущее учреждение: Ставропольский гооударогвенний педагогический институт

&а®ита состоится 1а>г е-^^Х^ 1932 г.

в ^ ^ часов на заседании специализированного Ученого Совета К 113.11.09 Московского Педагогического Университета но присуждению ученой степени кандидата педагогических наук / г. Москва, ул. Радио, д. 10 - а /.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского Педагогического Университета.

Автореферат разослан С^ьр^^Я-УЩ г.

Ученый секретарь специализированного Ученого Совета ^^^/'"''.а.П.Крквшэкхо

.^.р-ч^!,'. СБШ ХАРАКТЕРИСТИКА. ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Провозглашение суверенитета Российской Федерации, переход к рыночным отношениям, новое педагогическое иьлление обусловливают нооий подход к педагогика и жольной практике за рубежом. Имевшая место ранее острая идеологическая борьба против педагогики капиталистических стран, культивирование "образа врага" были направлены на неприятие любых буржуазных теорий. Многие советские педагоги, исследовавшие развитие педагогической мысли в капиталистических государствах, утверждал1-!, что буржуазное воспитание, в том числе художественное образование, перевивает глубокий кризис, что оно поставлено на службу реакции. На протяжении всех лет Советской власти в художественном воспитании и образовании особое внимание, обращалось на идеологическую направленность искусства, его партийность и народность. В угоду К01/:лунисти-■ ческой идеологии фальцифицироваяись достижения капиталистического мира в сфере воспитания, оо'разования и обучения, в том числе, например, высокая эффективность эстетического воспитания в Японии, приведшая к повышению производительности труда на предприятиях, успехи французской школы в развитии у подрастающего поколения интереса к художественной деятельности, утверждению. красоты быта. Идеологизация советского общества прервала культурные традиции России, что привело к падению нравственности, ибо без культуры в обществе не может быть нравственности, а без нушстзенчости не действуют ни экономические, ни социальные законы, не существовать наука, культура,

просвещение. В этих условиях художественное образование, художественная деятельность становится силой, способной остановить духовную деградацию общества и подчинить его высшим общечеловечески} целям.

¡1созеден1!ко в конце 30-х годов исследования педагогов и психологов ¡0.В.Алиева, В.^.Куравлева, Е.З.Каяткоьского, Б.Т. Л/.хачева, Б.Н. Не-.енского, А.б.Петровского и других псэээпиаи выявить аз кк-зйцуо тенденций развития мировой педагогической мысли - дапдажие к гумлннэй педагогике. Са:^ гуманная подаго-

гика есть общечеловеческая ценность, и.чеи^ан начало в природе человека. Искусство, художественное творчество п::стуг.аыт Ябйственньгми формами освоения мира детьми. Через худокостиен-ние обра&ы и худокестзекнув деятельность ребенок' коаказ? мир, учится любить прекрасное в жизни и искусства, оценивать мир по законам гармонии и красоты. Х/цожестьеккое образование в силу своей гуманистической направленности язляется общечеловеческой ценностью. Поэтому для пэцигоглх/. и практики ьлол Российской Федерации большой интерес представляет крлг;',чес-кий анализ теории 1: практики современного художественного образования зо Франции, выявление возможности использования го-го ценного, гуманного, общечеловеческого, что позволяет совершенствовать в л&аей стране содержание воспитания эстетической культурн школьников как приоритетного направлен,:* базовой культуры. Овладение базовой культурой, но ученик авто-роэ новой концепции воспитания в школах Российской Федерации, позволяет формировать личность, сочетающую в озо'е ииропскима-кие, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность .

Художественная деятельность, художественное образование должны стать составной частью воспитания творческой личности, так как в наше время учиться - значит открывать, изобретать, реачязовывать природный потенциал человека. Это означает необходимость формирования у учащихся способности к культурной самореализации, самоорганизации и самсреабилитацпи.

Многовековой опыт французской школы, демократические традиции французских педагогов, огромный вклад ньрода Франции ь сокровищницу мировой художественной культуры вызывает особой интерес педагогической общественности к художественному воспитанию во французской школе. Советски« авторы, .едагоги Российской Федерации занимались исследованием проблем художественного образования французских школьников. К теме нашего исследования имеют отношение критические очерки "Современная буржуазная эстетика" (под общей редакцией М.Ф.Оьскнниксва к В.!¡.Самохина. М.: Мысль, ЮТ8), в которых анализируется суп;-

I. Вестник образования /Справочно-информ.изд. Мин.образ. РСФСР,-'■ Просвещение, 1951, ).<> 8, о. 13.

кость неопозитивизма, прагматизма, функционализма, неотомизма з эстетике, социалько-ишвояическая эстетика, эстетика спиритуализма Андге Мзльро, экзистенциалистская эстетика Жа-на-Полл Сартра, "социально-критическая" астети:са Гербеота Марку зо.

3 кандидатской диссертации Ю. II. Рак"еевой проанализированы зсженггле концепции эстетического воспитания иэ Франции конца XIX - начала XX века (до II мировой бойку). Ряд проблем эстетического воспитания а икошзх 'Дранц.ш того же периода нашел освещение в докторской диссертации А.Н.Д-курлнског-о. Вопросы формирования духовных (е тем число эстетических) потребностей учащихся французской общеобразовательной ько.чы 70-х голоз XX гега исследон^чкы Т.А.РсгниксвоЗ. Отдельные стороны художественного образования учащихся школь: Франции после II мировой войны и до 1С70 г. кашли отра-кение в докторской диссертации Ь.Л.Вульфсона, посвященной анализу тенденций развития просвсцския в этой стране в названный период.

Б кандидатской диссертации Е.О.Ришер (1991 г.) эстетическое воспитание с современной французской школе рассматривается кал средство нравственного воспитания учащихс.ч. Проанализированы содержание, фор.-.м и методы нравстиенно-пстбткческого воспитания в учебном процессе, по внеурочной работе, в деятельности внешхолыъгх учреждали?, и культурных центров.

Проблемы художественного 'образования- в школа Франции 70-'80-х годов XX вс::а не били нтедметсм специального изучения в соззтской педагогике. К тему т.е еле,дует учитывать, что ео Фракции в 70-80-е ;'ода проведены школьные реформы, затронувшие содержание, форш и метода художественного образования. Большинство теоретиков' художественного образования и учителей дисциплин этого цикла рассматривает искусство как средство приобщения молодого поколения к общечеловеческим ценностям через личное омецпен&кьное переживание, собственный внутренний опит. Соответственно этому разрабатываится средства, организационные формы и мегодъ: художественного образования.

Как справедливо утверждает Б.Н.Йеменский, деятели педагоги, ¡и и учителя ььз.е:1 страны, к сокаченив. ящ* глубоко но

осознают, что различные виды искусства способны вводить ребенка в ьир природм, в мир характеров окружающих его ладей, в мир красоты и нравственности.-^ , •

Отсутствие в советской педагогике специальных исследований по названной проблеме, ео теоретическая и практическая значимость определили вь;бор телы нашего исследования - "Художественное образование учащихся общеобразовательной шполы йранции (70-60-е годя XX века)".

Объектом исследования язляется педагогика и школьное образование, обучение и воспитание во Франции ь 70-80-е годы XX века.

Предмет исследовании - содержание, методы и организационные формы художественного образовании и обучения во французской общеобразовательной школе рассматриваемого периода.

Цель исследования: критический анализ теорий, содержания, методов и организационных форм художественного образования ь общеобразовательной школе Франции 70-80 годов XX века.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1, Охарактеризовать теоретические аспекты, обусноЕливаз-щне содержание художественного образования учашлхся современной французской школы.

2. Раскрыть содержание художественного образования У часу "-с я этих школ (преимущественно на материала обучения пластическим искусствам).

' 3. Выявить и критически оценить наиболее распространенные методы, средства и формы организации художественного образования французских школьников.

Методологической основой исследования явился диалектический подход к воспитанию, образованию и. обучение, раскрытие сущности педагогических явлений на основе анализа конкретных ситуаций. Автор.руководствовался такими принципами научных исследований, как объективность и достоверность фактов.

I. Учительская газета, 1991, декабрь, V 50.

Принималось во внимание то обстоятельство, что в нишей стране произошел пирпход от конфронтации к сотрудничеству нарсдоз и стран, независимо от их идеологии, общественного строя, отдается приоритет общечеловеческим и демократическим ценностям над классовыми, утверздается политический плюрализм, Соре;кное отношение к культурному наследию, обмен духовными ценностями с зарубежники государствами.

Процесс воспитания мыслится как развитие способностей учдщу.хся а деятельности, как ззаимодействие учителя и учащихся, направленное на формирование у последних обцечелове-чесинх ценностных ориентаций и качеств личности, как вариативность результагоЕ одного и того же педагогического действия, как развитие неповторимости человеческой индивидуальности (уникальности личносок).

Художественная культура (часть духовной общечеловеческой культуры) рассматривалась ь качество источника и ваянейшего средства сецотворчестза личности, а овладение этой культурой -как процесс вклоченпл учащихся в творческую деятельность, способе тдуанс/и освоении и преобразованию действительности по законам красоты, как превращение прекрасного, выработанного человечеством, во внутреннее богатство личности. Имелось б виду, что худояестпонная культура школьников в конечном итоге проявляется как индивидуальный творческий опит личности.

В решеьии поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ трудов французских авторов;

- изучение и «нализ социально-политической, философской и психолого-педагогической литературы СССР и Российской Федерации ;

- изучение государственных документов, учебных программ и учебных пособий по предметам художественного цикла французской обдео^.рауовательной школы;

- наблюдение учебно-воспитательного процесса во французской иколе (штор работал в 1583-1983 г. г. з качестве преподавателя г.:цея и коллега в городах Дияон и Сен Кермен Ан Лэ, посети/" более 50 уроков по предметам художественного цикла);

- беседы с французскими педагогами, составителями учебных программ по дисциплинам художественного цикла для коллежей и лицеев, руководителями учебных заведений, учителями и школьниками ;

- обобщение опыта преподавания пластических искусств в общеобразовательной школе Франции.

Работа над диссертацией проводилась с J.963 года.

Перевод источников с француасзого языка сделан автором самостоятельно.

Основными источниками явились:

- официальные публикации государственных органов Франции; заявления руководителей государства, директивы Министерства образования, учебные планы и учебные программы;

- публикации французских специалистов в области эстетики, искусстьа, педагогики, психологии;

- труды советских авторов, педагогов Российской Федерации.;

- педагогическая и общественно-политическая периодическая печать.

Большуа помощь в исследовании проблемы оказали труды советских историков педагогики Б.Л.Вульфсона, U.K.Гончарова, А.Н.Диурикского, К.Д* Никандрова, А.И.Пискунова, К.И.Саяимоаой, й.А.Саповой, М.А.Соколовой, Т.Ф.Яркиной. Автор обращался к работам видных советских теоретиков воспитания - О.С.Богдановой, В.И.Куравлева, А.В.Изащенко, Е,В.Квятковского, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, Н.И.Петровой, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, Г.И.Зыкиной и других, психологов Л.И.Божович, Л.Б.Выготского, А.Г.Ковалева, А.В.Петровского. Автор опирался на исследования советских специалистов по искусству - А.Л.Андреева, Г.3.Апресяна, Д.Б.Кабалевского, М.С.Кагана, Ю.Б.Борэва, Д.С. Лихачева, Ю.А.Лукина, А.С.Нигунова, Б.Н.Нашенского, В.К.Ска-терщикова и других.

Научная новизна я теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что впервые в педагогике Российской Федерации дана аргументированная характеристика теоретических основ, содержания, форы и методов художественного образования учащихся общеобразовательной школы Фракции 70^30-х годов XX века. На основе анализа источников, документов, публикаций французских педагогов, наблюдений автора и

обобщения опыта выявлено современное состояние художественного образования французских школьников. Установлено, что характерными чертами этого образования является его гуманный характер, связь с жизнедеятельностью, прогрессивной практикой французского общества, направленность на развитие природных способностей, самостоятельности и творчества учащихся в художественной деятельности, формирование у них способности к культурной самореализации. Вместе с тем а теории и практике преподавания пластических искусств есть негативные каления (некоторый практицизм и педоцентризм) и трудности, связанные с недостатком средств, выделяемых на нутл,и просвещения.

В целом исследование способствует включению в общий контекст развития педагогической мысли во Франции важнух для педагогики Российской Федерации положений, направленных на обновление художественного образования с позиций гуманизма и демократизации школы и личности, необходимости учета уникальности каждого школьника как творчески развивающейся личности.

Основные результата диссертационного исследования заключаются в следующем:

- дана характеристика наиболее распространенных эстетических теорий, на которых базируется содержание, формы и методы художественного образования и обучения;

- раскрыто содержание художественного образования учащихся общеобразовательной пколы Франции (преимущественно на материале обучения пластическим искусствам);

- выявлены и критически оценены наиболее распространенные формы и методы художественного образования в контексте развития у школьников художественно-эстетического вкуса, творческих способностей, формирования умений, навыков и потребности создавать прекрасное в искусстве, повседневной жиз^и.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются опорой на общенаучные принципы истсрпко-педагогических исследований, па идеи видныч деятелей искусства, педагогики; использование;,: методов, адекватных задачам исследования; научным анализом полученных данных; апробацией результатов.

Практическая значимость результатов исследования. Научнее подходы, выаоды и оценки диссертации позволяют обогатить содержание курсов педагогики и истории педагогики для педагогических институтов, 'программы спецсеминаров по истории ;; современному состоянию зарубежной педагогики и ьколк. Результат исследовадия могут быть использованы при проведен'/,г. научных исследований по проблемам воспитания, образования и обучения за рубежом.

/шробаци; и чнедрение результагоз исследования проводились в докладах на Сезеро-К&вкаэских психолого-педагох'ически^ чтениях в 1908 г., на научно-практических конференциях пс итогам научной работы в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков б, 1986-1391 гг., ма лекциях и семинарских занятиях по педагогике с советскими и иностранными студентами, обучавшимися в том г>е институте, в методических материалах по изучению курса зарубежной педагоги*и, которые использовались также студентами Ставропольского, Карачаево-Черкесского пединститута, Тбилисского государственного университета ям.й.Дчсавахйавкли, Основные положения диссертации изложены ь двух публикациях и депонированных рукописях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель к задачи исследования, указаны методы и источники исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, показаны апробации и -.недрз-ние результатов исследования в практику. В первой главе "Теоретические аспекты художественного образования учащихся з школах Франции" анализируются наиболее распространенные в 70-83-е года XX века во Франции теории к концепции искусства, лежащие е основе художественного образования школьников. Во второй главе "Цель, задачи, содеркание и основные направления развития художественного образования з школах Франции" раскрыты цель, задачи, основное содержание -,;удожествекного образования французских школьников (преимущественно на материале обучения пластическим искусствам), выявлены и критически проанализированы важнейшие средства, формы, методы и приемы, реализующие этб образование как совокупность знаний, идей, целостных пред-

стазлсяий об искусстве, униъерсалчих способах его познания и практических действий, туорчссяг. з о гол с фуре. В облечении излагаются осноингч ипзодч ясеяа+оэчг.лл.

п. осноансе дизсйгтац*/;!.

В иссле;о?лн,;и проуналиухреи.?.;:" пегого«'¡плитичеекзк ьок-цегтпкя З.Орейда, экзистенциализм К.П.Сартра, иаучно-^азистй-ческа я эстетика Э.Сур.ю, интунгиппстсгач ¡-онцегтцпя мс-чусства. А.Бергсона. спиркту&листлческйя теория искусства А.лая: ро, не-отомиотска.'-; художественная ко>!Цош;ил л.К^итоьч, авангардизм, "популярное искусство". Показано, что зги и ноогдгке другие эстетические концепции б той или иной ;,:ере составляет теоретический фундамент художественного сС^ьзозмая з общеобразовательной школе Фракции. Плюрализм рсоарострш.спи&х г.о ¿рамдо эстетических теорий концепций свидетельствует о .мнолеетне независимых и разкслравнюс ьгглкдов. философских позиции аито-ров, что само по себе следует рассматривать как ¡¡о/.итическую и идеологическую свободу к независимость, проливание демократии. Появление множества направлений и концепции з искусстзе говорит и о том, что меняется его социальная функция, роль в жизни общества и индивидов, имеет место отход от гу.%;а:ист;ыес-ких традиций культуры XIX века. Старые идеалы повержены, а, но-вие еще не обозначены или обозначепы нечетко. ¡{ризиская ситуация а духоьной кизни французского збщестиа не выстроила в« 70-80-е годы прочного теоретического фундамента духосного становления личности,, э том числе художественного образованил. Многие теоретики искусства тем ке менее пропагандируют единство искусства и жизни,, отрицают художественное творчество как субъективное видение ыир& или отражение самого себя, выступают за общечеловеческое, прогрессивное искусство, за художественное образование, утверящевдее гум^^ность, свободу личности и творчества, свободу самовыражения. При этом художественное образование ими раскрывается как составная часть формирования целостной личности средствами искусства. Педагогическое видение искусства, справедливо полагает они, украшается опосредованно и включает в себя формирование добрых челозеческих отношений, защиту общечелозеческих гуманных ценностей, качеств и

свойств личности, соответствующих природной и социальной сущности человека. Именно благодаря искусству личность достигает более совершенного видения мира и добивается самовыражения, самоутверждения. Только общество, ...юющео высокуо эстетическую культут-у, мокот бить открыто Великим идеям, прогрессу.

Теоретики ьотетики и педагоги Франции считают, что целостное формирование личности своими корнями уходит в старое "единство искусства", которое включало "выражение", "мимесис", "катарсис" - в единый опыт целого. Искусство, объединяющее выражение, подражание, очищение должно было одновременно определить цель формирования личности и стать призывом к тому, чтобы пробудить скрытое, дремлющее, но истинно человеческое. Другими скосами, искусство направляло, управляло духовным развитием личности с помощью эстетического идеала, т.е. имело и, безусловно, имеет и поныне чисто педагогическое предназначение. Художественное образование средствами искусства в этом плане понимается гораздо шире, чек просто воспитание чувственности, эстетического вкуса, потребности в творчестве. Это скорее общая педагогическая ориентация, в свете которой художественное образование рассматривается как формирование целостной, творческий личности средствами великого человеческого творения -искусства. Вот почему проблемы художественного образования приобрели особую значимость во Франции.

Результаты исследования показали, что ь официальных документах Министерства образования, научных рекомендациях педагогов и психологов, специалистов б области искусства определены основные задачи худояеетьенного образования учащихся на современном этапе: развитие сенсорной сферы; выработка умения воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное; формирование эмоциональной возбудимости и омоциональкой устойчивости как предпосылки развития худохестзеняого творчества; развитие ху-докестьеннэго вкуса на профессональном уровне, выработка умения шсквсывать и обосновывать свои суждения о прекрасно!.:; развитие творчества в сфере искусства. При этом подчеркивается, что художественное творчество ученика - это отражение его' сущностных сил, показатель развития личности. Учитель доляен • стать посредником между учеником и образуем художества: не управлять выбором образцов, а предоставлять ученику свобочу

деятельности в Познани;;, творчество. ¡¿кола создаст услояия для свободного самовыраг.ония личности кик источника формирования духомнчч, н том числе худзчествеышх, потребностей ученика.

Для р^иения задач \удо\;ззтье;:нсго образования 'хкола должна использовать различные формы вир-чзительагЯ, творческой чувственной деятельности, олределт-г, еодэр-мнна уудочестпенно-го образования с уче-гой природной и социальной средь:, окру-па:о!дой дейстъитолопости, сло'хишлчхсл традиций. Такой точки зрения пркдермиваются Л.Порше, Н.л.&ориек.

В 70-80-е годы проивопло обновление содержания хуцо:г:от--венного образования ь ¿коле Франции. Вуссто стандартных '."радиационных факультативных уролсв рисования было воедено обучение разнообразны« гида» искуозгьа: рисовании, жябописч, лепке, декоративному искусству, скульптуре и друг:«. Примятые в оти года новые учебные программы обцеобрчзов.-)тельной ¡¿колы позволили расширить виды деятельности уч-а-пихся, связанные с художественным образованием. Эти программы ориентируют учителей на вооружение своих питомцев опредолонной суммой знаний, умений и навыков ч области художественной культуры, позволяющей молодежи интегрироваться в современное обкеотзе.

Программы рекомендуют непрерывно обогащать ог.ыт учащихся в рисовании, живописи, художественных ремеслах с использованием различных материалов и инструментов, учить их .'умении анализировать л оценивать произведения искусства. Программы обеспечивают взаимосвязь художественного восприятия и художественного творчества. Базой" обучения художественному творчеству является учебная модель, а чакке свободное выражение учащимися своего опыта, ориентированного на социально полезную деятельность. Продукту искусства и художес¿венкой деятельности программы придают особое значение. Сам факт разработки новых учебных программ по дисциплинам художественного цикла свидетельствует с признании общественностью высокой роли художественного образования в формировании личности.

Средствам« и формами обновления и совершенствования художественного образования в коллежах вызтупаит созданные там художественные ателье, "культурные классы", а в лицеях - художественные секции.

Разрабатывается современная методика обучения пластическим яслуссгага.!, которая отчетливо направлена на развитие творческого потенциала уча.ад-;хек, ьыраСотку у них умений и навыков уудеяеетвекноге восприятия.

Осуществляется комплексный подход к обучению пластическим искусствам. Сн выражается в сочетании индивидуальной работы с груш.'озой. в обеспечении в лроцоесз обучения взаимосвязи мегду различными видами искусства. Киект ;-!есто постоянные поиски фо|м и способов, дающих всомсвдесть связать занятия учащихся с ж.чглнью, окружавшей средой, что способствует усилению воспитания астатического отношения к действительности.

На занятиях по пластическим искусствам осуществляется ориентация на личность ученика, па развитие его самостоятельности. Используются такие методы, как игрь, дискуссия, эксперимент. !г»;роко применяются технические средства обучения (компьютеры, видеотехника). Неметилась тенденция к широкому об-кему развитию на основе изучения историч искусства, современного искусства, истории мировой культура.

Ведется интенсивная работа по созданию учебных пособий. Усилились теоретические исследования проблемы методов и средств обучения пластическим искусствам, свидетельством чему явилась конференция, посвященная 'художественному образовании (1383г., г.Севр, научно-педагогический центр). Ведется широкая экспериментальная работа учителей по развитию у учащихся самостоятельности и творчества в художественной деятельности. Непрерывно совершенствуется профессионально-педагогическое творчество учителей художественного цикла. Больыинство учителей, пластических искусств в 70-8о-е годы находилось в постоянном поиске новых форм учебной работы, связанной с развитием у учащихся познавательной активности. Отношения между учащимися и учителями можно с полным основанием характеризовать как творческие,свободные, где царит полное взаимопонимание, сотрудничество, что пркнципально важно для творческой деятельности в области искусства.

В совершенствовании художественного образования видное место принадлежит внеурочной, внешкольной работе, которая в учебных заведениях Фракции получила широкое распространение.

Особое место занимает музейная работа. Музе* достаточно полно подготовлены как б организационном, та* и в могодпчос-ком отношении к работе с утацишея :: учителям-» окоя (тс-^тина экспозиция, экскурсий, лекции, организация с?уд-:й для учащихся, устройство выстаио:; jjaooT учащихся и т.д.).

Чтобы полнее приобаигь учян'/.хся к сэароиеня.-му худотас*»'-зетшему миру, учителя пластических ясяусстз используют м<зтод "открытости" жол, что включает к Ciion оо.мон медгу а.«ламп худопсествениоЯ самодеятельностью, организации коюкольчых ш-сгагзу, участие в радио и телепередачах, яипользэсшй'.о -аудиовизуальных ерь до тв, сбл.гнлс с евролелс;-:;;«.! странами (кооперация, города - побратимы, облип делегациям/ /. т.п.). Министерство народного образования работает а тйоиом контакте о Министерством культуры, которое субсидирует ыышхолы^в работу с детьми, свяэачку* с х> дарственной деятельностью, Углу^ляатся и расширяются контакты учащихся с деятелями искусства, организуется совместная творческая деятельность профессионалов и учащихся.

Новые программы дисциплин худотестлеино^о цикла с четко очерченными целями и- задачами, разнообразие форм увечной, внеурочной и внешкольной работы, поиски ноьы.с ородств и мьтодсв ' реализации задач художественного образования - зее -ото оь>:де-тельствует о дальнейшей гуманизации и демократизации французской аколы.

Однако во многих коллегах искусство как учебный предмзт остается второстепенные, а в ряде учебных заведений из преподается. .

Катастрофически не хватает учителей пластических ис?сусста. Дирекция некоторых галдежей по-прежнему считает художественное образование необязательным. Учителя пластических искусств имеют наименее благоприятные условия для работы (большое количество недельных часов по сравнению с другими дисциплинами и наибольшее количестзо обучаемых учзникоз - до 500 учащихся). Dot почему многие французские учителя считают, что все усилия, направленные на обновление художественного образования, пока ,апт минимальные результаты.

IIa. нага взгляд, все аоры, предпринимаемые в школах Франции по оовершенотЕованию художественного образование, заслу-яивыот пристального внимания педг-гэгачоской общественности Российской ieдерзни. Ho..j»:m людям нужна иьола с новым содержанием об;;ого и художественного с^разсиания, где художественный труд занимал бы одну из центральных позиций, ибо он учит самостоятельности, способствует развитию вооб-

ракенил, яичуицлч, Boc:n?t-sae? остетлческоо отнесение к \v.py, человечность ь саком широко:.; понимании отого слова.

.Художественное образование з общеобразовательной школе Франции проблема, трчоуадая скрокого и глуоот.ого исследования. Автор настоящей работа не претендует на полноту и. завершенность проведенного иссяедоьангя. Существует ряд аспектов зтой проблемы, требующих специального исследовшш.. В их ч/с-ле. на нас ьзгля, следуг^ис: ¿иработка остиг^ческзгс сознания уча^хсл, фариирочинке умений, навыков, потребностей создавать прекрасное о .труде; искусство Kai: средство раэсктия творческих способностей учащихся; подготовка учителей дисциплин художественного цикла и др.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Методические материалы и указания к'изучение в курсе истории педагогики темы "Система народного образования во Франции". - Пятигорск: ПГЛЖ'Л, IS56. - 30 с.

2. Методические рекомендации для студентов по изучению

в курсе истории педагогики теоретических аспектов художественного образования учащихся ыкСл Йранции. - Пятигорск, ПГПКИЯ, 1939. - 30 с. i . '

.' 3. Средства и способы реализации задач художественного образования а школе Франции 7С-30-Х годои XX ьекс. - Г-укопись: принята к депонированию в I9S2 г. - 40 с. ^