Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.06 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка (на материале французского)

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка (на материале французского)», специальность ВАК РФ 13.00.06 - Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)
Автореферат
Автор научной работы
 Савойская, Людмила Григорьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.06
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Воспитание художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка (на материале французского)"

- л п На правах рукописи

САВОЙСКЛЯ ЛЮДМИЛА ГРИГОРЬЕВНА

воспитание художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка / на материале французского /

13.00.06 - «Теория и методика воспитания»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1997

Работа выполнена в Институте развития личности РАО

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор, действительный член Российской Академии образования Б.Т.Лихачев

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Л.П.Иечко

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник М.Е.Брейгина

Ведущая организация: Калужский государственный

педагогический университет

Защита диссертации состоится 15 мая 1997 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 018.05.01 в Институте развития личности РАО по адресу: 119906, Москва,

Погодинская ул., д. 8

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан 14 апреля 1997 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук

А.Ф. Никитин

Общая характеристика работы

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Составной частью образования в современной России является эстетическая культура, формирование которой способствует осознанному выбору профессии и адаптации личности в обществе. Видные педагоги, деятели искусства считают, что недостатки в формировании эстетической культуры школьников сказываются сегодня в националистических беспорядках, актах вандализма над памятниками истории и культуры, на отношениях в семье и быту, на экономике, обществе в целом /Лихачев Б.Т., Немен-ский Б.М./.

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Российской Федерации, нанесли сильный удар по культуре нашего общества. Перемены, происходящие в людских душах, громадны. Основным мотивом жизни, к сожалению, становится коммерциализация всех ее сторон, стяжательство, осмеяние бескорыстия и высоких идеалов, массовая эпидемия неудержимого стремления обладать материальными благами любой ценой, в том числе путем полного отказа от духовных интересов и ценностей, от моральных и эстетических идеалов. Исчезает представление о том, что наше благоденствие зиждется не на одном материальном благе. Идет социальный распад, пагубно влияющий на подрастающее поколение. Большинство молодежи только и мечтает о миллиардах, о том, как бы поскорее стать «новыми русскими». Зачастую подростки становятся свидетелями того, как духовные потребности и ценности прочно заслоняются материальными. В этих условиях роль и значимость эстетического и художественного воспитания в формировании личности школьника значительно возрастает. Важно, чтобы подрастающее поколение сумело понять, что не хлебом единым жив человек, что отчаяние, уныние людей вызваны временными трудностями переходного периода. Несмотря на неустроенность нынешней жизни, людям свойственно стремление к красоте.

Среди принципов государственной политики в области образования, определенных Законом Российской Федерации /1992 г./,изменениями и дополнениями к этому Закону, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г., содержатся такие , как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, развитие высокого уровня духовной культуры. В единстве с умственным, нравственным, трудовым и физическим воспитанием ЭСТЕТИЧЕСКОЕ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОС-

ПИТАНИЕ способствуют достижению основной цели воспитания - формированию определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих новому поколению необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительно-

му труду. В условиях современной российской действительности это означает подготовку гражданина демократического общества, который может развивать свои духовные и физические силы, способности к труду, дарования и талант, овладевать богатствами культуры и творчески использовать их в личной и общественной жизни, выполнять свой долг перед обществом.

Такую подготовку подрастающего поколения призвана осуществить массовая общеобразовательная школа.

Важным направлением формирования эстетической культуры школьников в современном демократическом обществе является ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Оно означает процесс развития у учащихся способности чувствовать, понимать и оценивать прекрасное, проявлять активность в творческом самовыражении. В художественном воспитании учителя приобщают школьников к исторически накопленной культуре, каждый период которой представляет собой жизненную ценность.

В современной социокультурной обстановке, когда идет формирование новых основ жизни общества, искусство должно охватывать все сферы образования. Такие занятая призваны развивать базовую культуру учащихся и могут во многом прибавить нашей общеобразовательной школе душевности, тепла, привлекательности, могут послужить залогом развития духовной культуры.

Большие, не использованные до сих пор возможности эстетического воспитания учащихся лежат в обучении иностранным языкам. Расширение и качественные изменения характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Изучение иностранного языка позволяет познавать культуру, историю, реалии и традиции страны изучаемого языка, включаться в «диалог культур», знакомиться с достижениями национальных культур, осознавать роль родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа. Наряду с овладением основами устной речи, чтением, письмом, изучение иностранного языка открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству страны изучаемого языка, повышает уровень их гуманитарного образования.

Исследование проблемы художественного воспитания старшеклассников массовой общеобразовательной школы средствами французского языка не нашло должного отражения в отечественной и зарубежной педагогике. А между тем именно старший школьный возраст является завершающим этапом эстетического воспитания и дает основу более

осознанному и глубокому изучению художественной культуры. В старшем школьном возрасте учащиеся по-новому, на более высоком уровне усваивают мир прекрасного, получают знания и умения в области эстетики. У них появляется собственное видение художественного мира. Поэтому исследование проблемы художественного воспитания старшеклассников является одной из актуальных задач педагогической науки. Недостаточная разработка данной проблемы в педагогике, возросшее значение приобщения старшеклассников к художественной культуре, потребность учителей массовой общеобразовательной школы в художественном воспитании старшеклассников в процессе обучения иностранному языку обусловили выбор темы нашей диссертации.

Таким образом, теоретическое и практическое осмысление процесса воспитания художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка /на материале французского/ - проблема, требующая своего разрешения.

Объект исследования - художественное воспитание старшеклассников в современной средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования - формирование художественной культуры у старшеклассников средствами иностранного /французского/ языка.

Цель исследования - раскрытие и использование иностранного /французского/ языка как эффективного средства воспитания художественной культуры у старшеклассников.

Задачи исследования:

• охарактеризовать сущность и структуру понятия «художественная культура» как педагогического феномена;

• показать на примере французского возможности иностранного языка в развитии творческих способностей учащихся;

• раскрыть опыт эмоционально-чувственного восприятия старшеклассниками художественных произведений средствами иностранного языка;

• разработать критерии и содержание художественной воспитанности старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.

Гипотеза: успешное овладение старшеклассниками художественной культурой в процессе обучения их иностранному языку /на примере французского/ будет осуществляться эффективно, если:

• в полном объеме реализуется базовый художественный экстралингвистический компонент иностранного /французского/ языка ;

• в процессе изучения иностранного языка включается эмоционально-чувственная сфера учащихся, благодаря которой школьники воспринимают и оценивают произведения искусства с позиций эстетического идеала;

• на уроках и внеклассных занятиях по иностранному языку у старшеклассников вырабатывается потребность творческого самовыражения;

• преподаватели иностранного языка обладают художественной культурой.

Методологией исследования являются следующие положения:

• опора на общефилософские и научные принципы познания действительности;

• ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы, национальные традиции и региональные особенности;

• обусловленность художественного развития и воспитания материальными условиями жизни общества, социокультурными факторами, религией, средой, наследственностью;

• направленность художественного воспитания на обеспечение самореализации личности, ее интеграцию в систему национальной и мировой культуры.

Автор руководствовался диалектическим подходом к развитию личности школьника, художественному воспитанию и образованию. Исследование строилось в соответствии с концепцией целостного и системно-структурного подходов в рассмотрении педагогического процесса через призму обучения иностранному языку.

Автор опирался на такие общенаучные принципы исследования, как объективность, достоверность педагогических фактов и явлений /многократная проверка педагогических фактов и явлений различными методами, сопоставление и анализ данных/; взаимосвязь объективного и субъективного подходов /влияние на художественное развитие и воспитание факторов образовательной среды/. Теоретический подход автора сочетался с личностно-художественным отношением к исследуемым явлениям.

Методы исследования:

• теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

• наблюдения и беседы с учащимися, родителями, учителями, руководителями школ;

• обобщение передового опыта учителей иностранного языка;

• анкетирование и тестирование;

• анализ результатов художественной деятельности старшеклассников;

• обобщение личного опыта работы в качестве учителя французского языка, классного руководителя;

• опытно-экспериментальная работа.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды таких отечественных педагогов и психологов, как Алиев Ю.Б., Буда-гов P.A., Волков И.П., Выготский U.C., Газман О.С., Гак В.Г., Кабалевский Д.Б., Квятковский Е.В., Кудрявцев A.B., Лернер И.Я., Лихачев Б.Т.,

Марьенко И.С.,Йеменский Б.М., Овсянников М.Ф., Петровский A.B., Скаткин М.Н., Сухомлинский В.А., Толстых A.B., Царев М.И., Юсов Б.П., Якобсон П.М. и другие.

Источниками исследования являлись учебные программы, учебники, учебные пособия, словари, исследования педагогов по вопросам художественного воспитания, периодическая печать, результаты экспериментального исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап /1986 - 1990 г.г./ - подготовительный. Он был связан с обобщением личного опыта работы в качестве учителя французского языка, классного руководителя.

Второй этап /1990 - 1992 г.г./ - концептуальный. В эти годы осуществлялся критический анализ изучаемых источников, завершалась разработка концептуального аппарата и программы исследования, была организована опытно-экспериментальная работа.

Третий этап /1992 -1994 г.г./ - поисковый. В соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования продолжалась опытная работа по проблеме.

Четвертый этап /1994 - 1996 г.г./ - констатирующий и результативный. Анализировались и обобщались полученные результаты опытной работы, оформлялись результаты исследования.

Экспериментальной базой исследования являлись средние школы NN 4, 12, 15, 16, 17, 19 города Кисловодска, средняя школа N 1 села Курсавка Ставропольского края, средняя школа N 7 города Ставрополя.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые дано теоретическое обоснование педагогическому феномену, каким является художественная культура, раскрыты его сущность и структура применительно к старшеклассникам средней общеобразовательной школы в процессе обучения их иностранному языку /на материале французского/; разработаны критерии художественной воспитанности учащихся старшего школьного возраста в процессе их обучения иностранному языку; выявлены психолого-педагогические условия успешного овладения старшеклассниками художественной культурой в процессе изучения иностранного языка, а именно: прочное овладение учащимися базовым художественным экстралингвистическим компонентом, поддержание активного интереса к стране изучаемого языка, выполнение творческих работ самостоятельно или по заданию учителя и другие; к учебно-воспитательному процессу по иностранному языку адаптированы общие методы воспитания (информация, беседа, убеждение. рассказ, лекция, диспут, дискуссия, инсценирование, читательская конференция, пример, самостоятельная работа с книгой, экскурсия, педагогическое требование, приучение, поручение); французский язык охарактеризован как один из источников и средств художественного воспи-

тания старшеклассников, исследованы его эстетическая и полихудожественная функции, выявлен воспитательный потенциал в развитии художественной культуры школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленное содержание художественного экстралингвистического компонента в процессе обучения французскому языку в учебное и внеурочное время может быть использовано в работе учителями других иностранных языков; программа факультативных занятий по истории искусства Франции, разработанная для учащихся IX - XI классов средней общеобразовательной школы, может быть использована учителями, преподающими курс МХК /»Мировая художественная культура»/; разработаны рекомендации для учителей массовой общеобразовательной школы по воспитанию у старшеклассников художественной культуры средствами иностранного языка.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов и задач целям исследования, апробацией результатов.

Апробация и внедрение результатов в практику. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО /1992 - 1996 гг./, на XI Северо-Кавказских психолого-педагогических чтениях «Формирование профессиональной личности учителя» в г. Пятигорске /май 1992 г./, XII научно-практической конференции вузов Юга России «Становление личности учителя - профессионала: проблемы и перспективы» в г. Ставрополе /май 1993 г./, нашли отражение в экспериментальном учебном пособии по курсу «Педагогика школы» /1992 г./ и материалах межвузовской научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования: содержание и методы» издательства Пятигорского государственного института иностранных языков, Пятигорского государственного лингвистического университета /1994 - 1996 гг./, в журнале «Иностранные языки в школе» /1996 г., N 2 /, в тезисах I Международного конгресса, проходившего в Пятигорском государственном лингвистическом университете по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» /сентябрь 1996 г./, заслушивались и получили одобрение на I межвузовской научной конференции и II республиканской научно-практической конференции «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» в Карачаево-Черкесском государственном университете в городе Карачаевске /сентябрь - октябрь 1996 г./, на Российской научно-практической конференции «Технологии профессионального образования и творчества: школьник - студент - специалист» в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана /январь 1997

г./. Материалы диссертационного исследования отражены в 11 публикациях общим объемом 6,5 печатных листов, внедрены в учебный процесс Пятигорского государственного лингвистического университета. Программа факультативных занятий по истории искусства Франции для учителей и учащихся IX - XI классов средней общеобразовательной школы прошла апробацию в средней школе N 16 города Кисловодска Ставропольского края.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «художественная культура» применительно к старшеклассникам средней общеобразовательной школы в процессе изучения иностранного языка /на примере французского/ нами впервые характеризуется как совокупность знаний об эстетических ценностях, умение эмоционально чувствовать и оценивать произведения искусства, способность к самовыражению в артосфере /художественном творчестве/.

2. Иностранный /французский/ язык является средством художественного воспитания в приобщении школьников к достижениям национальной и мировой культуры, обогащении родного языка, раскрытии его ценности и значимости в диалоге культур.

3. Владение учителем иностранного языка базовым художественным экстралингвистическим компонентом /обязательный объем языковых знаний об искусстве и деятелях культуры страны преподаваемого языка/ и постоянное повышение собственной художественной культуры /совершенствование представлений об общечеловеческих художественных ценностях и идеалах, национальных традициях и региональных особенностях; развитие эстетического сознания и художественно-образного мышления, художественных интересов и увлечений, стремления к артосфере и развитие творчества у учащихся в сфере прекрасного средствами иностранного языка/ - необходимые условия воспитания художественной культуры у старшеклассников.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографии и приложения. В диссертации имеются 5 таблиц, 6 графиков-табуляграмм. Список литературы включает 206 наименований. В приложение включены 8 тестов и 4 анкеты для старшеклассников. Общий объем диссертации - 217 страниц.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования; определен научный аппарат: объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза; раскрыты этапы и методика исследования; охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, достоверность и обоснованность ее выводов; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблемы художественного воспитания в теории отечественной педагогики» раскрыты сущность и содержание художественной культуры в теории и практике школьного образования, выявлен воспитательный потенциал иностранного, в частности, французского языка в развитии художественной культуры школьников.

В воспитании художественной культуры школьника ставятся следующие задачи:

• ориентация на эстетическое отношение к искусству;

• формирование способности воспринимать прекрасное во всех сферах его проявления;

• развитие эмоциональной сферы и эстетических чувств;

• развитие художественно-эстетического вкуса как способности оценивать предмет, явление, произведение искусства с позиции эстетического идеала;

• выработка умений, навыков и потребностей создавать прекрасное в искусстве; развитие способностей в сфере прекрасного, эмоционально-ценностное самоопределение личности.

Специфичность художественной культуры состоит в том, что она формирует у учащихся понимание красоты, способствует выработке утонченности и обостренности мировосприятия, развитию эмоционально-эстетического отношения к действительности и искусству, развивает творческие художественные способности. Эта задача реализуется всем содержанием школьного образования: предметами гуманитарного и художественного циклов. Уникальна и неповторима роль литературы как учебного предмета в развитии художественной культуры школьников. Уроки русского и родного языков развивают у учащихся способность выражать свои мысли и чувства. Большую роль в развитии языка школьника играет предмет «История», изучение определенной эпохи в котором, как правило, заканчивается разделом по культуре и искусству.

В большой степени содержат художественные начала учебные предметы по искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, этика, эстетика и другие.

Одним из источников и средств воспитания художественной культуры у старшеклассников является ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . Как и любой другой, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК представляет собой общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, его культура, традиции, мышление. Язык, в том числе французский, является важнейшим средством человеческого общения, осуществляет связь между людьми разных времен и народов, содержит информацию о художественных ценностях и их творцах. Этим самым иностранный язык, в том числе французский, приобщает школьников к общечеловеческим культурным и историческим ценностям.

Н

Анализ научной литературы о художественном воспитании школьников средствами французского языка, изданной за последние 50 лет /1946 -1996 гг./, свидетельствует о том, что исследователи рассматривают это воспитание, используя только какой-либо один вид искусства. Одни авторы исследуют проблему эстетического развития школьников в обучении французскому языку средствами художественной литературы /Е.Н.Канищева, А.Колпинская, Е.В.Мусницкая, Н.А.Селиванова, С.И.Ольшанская, В. А. Чикало/, другие - средствами музыки /А.А.Аванесов, Ф.С.Стучевская/. Предпринимались попытки обобщить некоторый опыт использования театрального искусства во внеклассной работе по французскому языку /Е.Ю.Бизина, В.А.Галич, Н.М.Касаткина, Н.А.Савицкая, Т.А.Угримова, Е.Л. Черецкая/. Названные педагоги описывают в основном опыт работы с учащимися школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке /исключение составляют исследования Е.Ю.Бизиной, С.И.Ольшанской, Н.А.Савицкой/.

Заслуживает внимания опыт зарубежных исследователей по проблеме художественного воспитания средствами французского языка. К.М.Кулик и М.С.Мазер рассматривают проблему изучения литературы в курсе французского языка как иностранного во франкофонных странах Африки, Карибского бассейна и франкоязычной Канаде. Российский исследователь Е.О.Коновалова пишет о том, что в 70 - 80 - е годы во Франции широко пропагандировалось эстетическое воспитание вообще, которое не было связано с изучением иностранных языков. Исследование немецких авторов Б.Теша и А.Баррера-Видал посвящено литературному анализу художественного произведения при обучении французскому языку в старших классах.

Французский язык - носитель художественных, эстетических ценностей. Он органично сконцентрировал в себе на протяжении веков передовые идеи Европы во всех областях культуры. Многие жанры литературы, направления в живописи, стили архитектуры, эстетические идеи возникли и получили совершенное оформление именно на французской почве.

Литературный стиль французского языка несколько столетий вырабатывался выдающимися мыслителями, писателями и поэтами, начиная с Франсуа Рабле. Их творчество столь велико, что многие слова, словосочетания и целые изречения из произведений превратились в эпитеты, образные метафоры, крылатые выражения, афоризмы, фразеологизмы, стали нарицательными.

Именно в образности языка французской художественной литературы и разговорной речи академик, языковед и исследователь романской филологии Р.А.Будагов видит его специфику, основу эстетической функции.

К эстетической функции французского языка относится его благозвучие, мелодичность, напевность, красивое грассированное звучание, своеобразный акцент, неповторимость художественного слова, безграничные

выразительные средства. Французский язык - язык изысканной вежливости, учтивости и обходительности.

Образность французского языка, соблюдение стилистических и этических норм оживляет мысль, вызывает множество представлений и объяснений, позволяет эмоционально воздействовать на личность, возбуждать эстетические чувства, формировать эстетическое наслаждение, влиять на выработку определенной системы общечеловеческих ценностей. В этом мы видим большие возможности воспитания художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка.

Французский язык выполняет не только ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, но и ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННУЮ ФУНКЦИЮ, поскольку в процессе обучения французскому языку отчетливо прослеживается интеграция различных видов художественной деятельности старшеклассников.

Вторая глава «Формирование у старшеклассников художественной культуры средствами иностранного языка» показывает возможность использования учебного материала по французскому языку в художественном воспитании старшеклассников; применения методов художественного воспитания в процессе изучения иностранного языка в учебной и внеклассной работе; рассматривает художественную культуру учителя иностранного языка как фактор формирования художественной культуры у старшеклассников.

Проведенный нами анализ учебников по французскому языку для 9 -11 классов средней общеобразовательной школы свидетельствует о том, что учебный материал содержит все возможности для воспитания у учащихся художественной культуры. Отбор художественного экстралингвистического компонента в учебной работе способствует развитию у старшеклассников чувства прекрасного, формированию их художественных вкусов, выработке умения ценить и понимать произведения искусства. Учебные пособия по французскому языку содержат более 40 текстов и различных к ним упражнений, посвященных тому или иному виду искусства. В учебной работе использованы и проанализированы отрывки из произведений таких классических и современных французских писателей, как Виктор Гюго, Жюль Берн, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Пьер Гамарра, Поль Вайян-Кутюрье, Жан-Ришар Блок, Ш.Гинель и А. Де Монгонт, М. Бу, М.Мансо, М.Понс, Ж.Брюс, Г.Голтье, воспоминания Ирен Жолио-Кюри о своей матери. Использовались материалы газет «Юманите», «Краткие новости Франции», «Московские новости» и др.

Старшеклассникам было предложено для усвоения более 502 слов и выражений, характеризующих художественную культуру, из них 219 - исконно французские по своему происхождению слова. Виды работ по усвоению школьниками художественного компонента в учебном материале по французскому языку усложнялись от 9 к 11 классу средней общеобразовательной школы.

Устойчивый интерес к художественному образованию в обучении иностранному языку поддерживает факультатид Нами разработана ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по курсу «Мировая художественная культура» (история искусства Франции) для учителей и учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы. Экспериментальная работа показала, что содержание программы позволяет старшеклассникам усваивать важнейшие компоненты художественной культуры, ближе знакомиться с искусством французского народа, историей страны изучаемого языка. Программа рассчитана на три года обучения в старших классах, содержит план лекционных и семинарских занятий на русском языке. Предусматривается прослушивание музыкальных произведений французских композиторов, демонстрация альбомов, репродукций картин французских художников, иллюстраций книг, журналов, открыток с изображением памятников архитектуры Франции. В программу включены произведения художественной литературы. изучаемые в курсе французского языка 9-11 классах общеобразовательной школы. Содержание программы опирается на языковую подготовку старшеклассников и внеклассную работу по иностранному языку.

Адаптированы к учебно-воспитательному процессу по французскому языку такие общие методы воспитания, как информация, беседа, убеждение, рассказ, лекция, диспут, дискуссия, инсценирование, читательская, конференция, пример, самостоятельная работа с книгой, экскурсия, педагогическое требование, приучение, упражнение, поручение и другие.

Внеклассная воспитательная работа по французскому языку, проводится в экспериментальных 9-11 классах, свидетельствуют об установлении связи с народным искусством местных жителей с учетом региональных особенностей, социокультурных факторов в развитии инфраструктуры. Художественное воспитание учащихся старшего школьного возраста средствами французского языка обеспечивает учащимся интеграцию в систему национальной и мировой культуры.

Конечным результатом воспитания художественной культуры старшеклассников явилось выявление уровня сформированное™ художественной воспитанности. Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное; информированность и эстетические представления о вечных общепринятых художественных ценностях; художественный вкус; духовное самоопределение; умения и навыки в творческом самовыражении определяют ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВОСПИТАННОСТЬ.

КРИТЕРИЯМИ сформированности художественной воспитанности старшеклассников средствами иностранного (французского) языка в нашем исследовании служат следующие показатели:

• способность старшеклассников отличать непреходящие общечеловеческие ценности от сиюминутных, временных, проявляя положитель-

ные пли отрицательные эмоции; самостоятельность в оценке произведений искусства, в том числе произведений французских авторов;

• усвоение предлагаемого объема исконно французской лексики, относящейся к искусству; умение использовать французскую художественную лексику и выражения этикета в повседневном общении;

• умение старшеклассников выразить себя в конкретных видах художественного творчества самостоятельно или по заданию учителя иностранного языка.

В опытной работе участвовало 45 школьников экспериментальных 9 классов и 151 учащийся контрольных классов. В экспериментальных 10 и 11 классах было по 42 человека, в контрольных 10 и 11 классах - по 146 учащихся.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что к окончанию И класса общеобразовательной школы 76,2 % старшеклассников экспериментальных групп на высоком и высшем уровне обнаружили умение проявлять положительные и отрицательные эмоции в восприятии произведений искусства, в том числе произведений французских авторов и отличать непреходящие общечеловеческие ценности от сиюминутных, временных, проявлять самостоятельность в оценке произведений против 13,6 % учащихся контрольных групп, что в 5,6 раз меньше.

В ходе экспериментальной работы был обнаружен довольно высокий процент старшеклассников, усвоивших предлагаемый объем исконно французской лексики, относящейся к искусству, и проявивших умение использовать французскую художественную лексику, выражения этикета в повседневном общении на высоком и высшем уровнях, а именно: 80 % учащихся экспериментальных групп против 29,5 % учащихся 11 контрольных классов, что составило 2,7 раза.

Умение выразить себя в конкретных видах художественного творчества самостоятельно или по заданию учителя иностранного языка на высоком и высшем уровне обнаружили 59,5 % учащихся экспериментальных 11 классов и 8,2 % учащихся контрольных групп, что превышает в 7,3 раза.

В нашем исследовании определены составные части художественной культуры личности учителя иностранного языка, наличие и развитие которой является необходимым условием воспитания художественной культуры у старшеклассников. По отношению к учителю в художественном воспитании школьников предъявляются следующие требования: профессионально-предметное и личностное соответствие преподавательской деятельности, художественно-эстетическая образованность, педагогические художественные способности, гуманистичность позиций, готовность к сотрудничеству с учащимися по приобщению школьников к ду-

ховным ценностям и развитию у них самодеятельного творчества на французском языке, формирование художественной культуры в целом.

Главным в деятельности учителя иностранного языка по развитию художественной культуры школьников явилось определение базового художественного экстралингвистического компонента учебно-воспитательной работы (обязательного объема языковых знаний об искусстве и деятелях культуры страны преподаваемого языка) я выбора тех средств и методов, которые позволяют приобщать учащихся к искусству средствами иностранного языка.

В ходе исследования нами разработаны РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ средних общеобразовательных школ по развитию художественной культуры старшеклассников в учебной и воспитательной работе по иностранному языку. Определены ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, способствующие формированию художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка.

Настоящее исследование не могло охватить в полной мере всех аспектов поставленной и решенной в нем проблемы. На наш взгляд, дальнейшего изучения требует проблема привлечения альтернативных учебников по французскому языку для учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы как источника художественного воспитания, проблема диагностики и прогнозирования в развитии художественной воспитанности учащихся старшего школьного возраста. Представляется необходимым продолжать изучение исследуемой нами проблемы, расширить объект исследования и проследить процесс формирования художественной воспитанности у учащихся младшего и среднего школьного возраста.

В заключении диссертации сформулированы следующие выводы:

!. Понятие «художественная культура», как и само это явление среди старшеклассников массовой общеобразовательной школы, есть педагогический феномен. Применительно к учащимся старшего школьного возраста средней общеобразовательной школы, изучающим иностранный (французский) язык, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА означает совокупность знаний об эстетических ценностях, умение эмоционально чувствовать и оценивать непреходящие эстетические ценности, произведения искусства, способность к самовыражению в артосфере (художественном творчестве).

2. Французский язык обладает большими воспитательными возможностям, которые заключаются, в частности, в его эстетичности и полихудожественном проявлении.

3. В процессе воспитания художественной культуры старшеклассников средствами иностранного (французского) языка включается эмоционально-чувственная сфера учащихся, благодаря которой старшеклассни-

ки воспринимают и оценивают произведения искусства с позиций эстетического идеала.

4 Разработанные нами критерии художественной воспитанности учащихся старшего школьного возраста в процессе обучения иностранному языку, а именно:

• способность старшеклассников отличать непреходящие общечеловеческие ценности от сиюминутных . временных, проявляя положительные или отрицательные эмоции; самостоятельность в оценке произведений искусства, в том числе произведений французских авторов;

• усвоение предлагаемого объема исконно французской лексики, относящейся к искусству; умение использовать французскую художественную лексику и выражения этикета в повседневном общении;

• умение старшеклассников выразить себя в конкретных видах художественного творчества самостоятельно или по заданию учителя иностранного языка подтверждают гипотезу исследования, соответствуют его цели и задачам.

5 В процессе воспитания художественной культуры на уроках и внеклассных занятиях по иностранному, в том числе французскому, языку у старшеклассников вырабатывается потребность творческого самовыражения в декламировании стихов, исполнении песен на иностранном языке, художественном переводе стихотворений, отрывков из произведений зарубежных авторов на русский язык, иллюстрировании прочитанных на иностранном языке книг, инсценировании несложных произведений на иностранном языке, творческих сочинениях, рефератах по заданной теме, устных сообщениях на иностранном языке по вопросам культуры и искусства, подборке наглядного материала к уроку и устном его описании на иностранном языке, выпуске стенгазет, посвященных национальным праздникам и деятелям культуры страны изучаемого языка.

Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

1. Савойская Л.Г. Воспитание эстетической культуры /Педагогика: Лекции для студентов. Экспериментальное учебное пособие в двух частях Часть 2. - Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1992. С.52 - 69.

2. Савойская Л.Г. Эстетическая культура учителя как элемент общепедагогической культуры // Формирование профессиональной личности учителя. Тезисы докладов XI Северо-Кавказских психолого-педагогических чтений. - Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1992. С. 129 - 130.

3. Савойская Л.Г. Художественная культура учителя как компонент профессионализма // Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1993. С. 61 - 62.

4. Савойская Л.Г. Эстетическая функция французского языка //Вопросы романо-германсхой филологии. Межвузовский сборник научных трудов. - Пятигорск: Из-во ПГПИИЯ, 1994. С. 202 - 206.

5. Савойская Л.Г. Педагогические условия формирования художественной культуры старшеклассников в обучении иностранному языку //Проблемы гуманитарного образования: содержание и методы. Материалы межвузовской научно-практической конференции,- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. С. 91 - 92.

6. Савойская Л.Г. Методы художественного воспитания старшеклассников во внеклассной и внешкольной работе по иностранному языку // Проблемы гуманитарного образования: содержание и методы. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. С. 93 - 95.

7. Савойская Л.Г. Преемственность общечеловеческого и национального в художественном воспитании школьников // Семейная этнопедаго-гика и современная национальная школа: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. - Карачаевск: КЧГПУ, 1996. С. 51 - 53.

8. Савойская Л.Г. Эстетическая функция французского языка / Иностранные языки в школе, 1996, N 2. С. 54 - 56.

9. Савойская Л.Г. К миру и прогрессу - через диалог культур в обучении иностранному языку // Сравнительная педагогика. Тезисы Международного конгресса по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». /11-14 сентября 1996 года /. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. С. 87 - 88.

Ю. Савойская Л.Г. Некоторые особенности художественного воспитания в России и Франции на современном этапе // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. Тезисы докладов II республиканской научно-теоретической конференции. - Карачаевск: Изд-во, 1996. С. 32.

11. Савойская Л.Г. Программа факультативных занятий по истории искусства Франции . Методические материалы для учителей и учащихся по изучению курса «Мировая художественная культура» в IX - XI классах средней общеобразовательной школы. - М., 1997. - 64с.