автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Идейно-эстетическое воспитание учащихся средствами кино в системе профессионально-технического образования (во внеклассной и внешкольной работе)
- Автор научной работы
- Меженина, Татьяна Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Киев
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Меженина, Татьяна Николаевна, 1984 год
1. Введение
2, Глава I. Состояние идейно-эстетического. 19' воспитания подростка средствами кино на современном этапе
§1 Опытно-экспериментальная работа по идейно-эстетическому воспитанию учащихся средствами киноискусства
§2 Критерии и факторы идейно-эстетического .26 воспитания учащихся системы профессионально-технического образования средствами киноискусства
§3 Научная и црактическая значимость со-. циологических исследований в получении эффективности анализа фильмов проблемного характера
§4 Кино о цроблемах воспитания подростка.
3. Глава П. Пути повышения эффективности идейно-эстетического воспитания подростка средствами кино в системе црофессионально-техническо-го образования
§1 Теоретические занятия по киноискусству.
§2 Коллективный просмотр фильмов. с последующим их обсуждением
§3 Организация тематических киновечеров.
§4 Проведение занятий по киноаматорству.
§5 Роль кинодиспутов в идейно-эстетическом. воспитании учащихся системы профессионально-технического образования
§6 Киноконференция - одна из форм. идейно-эстетического воспитания подростка
§7 Кинофестивали как эффективная форма. идейно-эстетического воспитания
Введение диссертации по педагогике, на тему "Идейно-эстетическое воспитание учащихся средствами кино в системе профессионально-технического образования (во внеклассной и внешкольной работе)"
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М.,Политиздат, 1983, с.67
2 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.,Политиздат, 1979, с.З. масштабы коммунистического строительства, проблемы воспитания нового человека, идеологическая борьба на современном этапе требуют особое внимание уделить идейно-эстетическому воспитанию учащейся молодежи. Чем выше поднимается общество в своем развитии,тем более высокие требования предъявляются к уровню идейно-эстетического воспитания личности.
В настоящее время эстетическое воспитание и его особенности рассматриваются в философско-эстетическом, психолого-педагогическом и культурно-просветительном планах. Оно определяется как сложный процесс, требующий системного подхода в изучении его особенностей, прежде всего, в связи с общим развитием личности. Буржуазные идеологи делают ставку на идейное разоружение подрастающих поколений. Как известно, идеологи империализма используют саше изощренные приемы и средства воздействия на сознание масс, и в особенности на молодежь.
КПСС постоянно поднимает перед идеологическими учреждениями, в том числе перед школой и системой профессионально-технического образования, вопросы воспитания учащейся молодежи, вооружения ее знаниями и умениями пропагандировать идеи коммунизма, социалистический образ жизни. ".Партия добивается того,чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками.
Особое значение воспитанию учащейся молодежи придавал В.И.Ленин. Утверждая, что "школа вне жизни, вне политики"-это
I Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983, с.18.
- б ложь и лицемерие11."*" В.И.Ленин считал, что необходимо по-новому подходить к усвоению знаний и к выработке коммунистических взглядов учащихся: "Наша школа должна давать молодежи основы знания, умение вырабатывать самим коммунистические взгляды."
Эти ленинские положения обязывают нас всю работу по эстетическому воспитанию рассматривать с позиций коммунистической партийности,формирования основ марксистско-ленинского мировоззрения.
ХХУ1 съезд КПСС указал конкретные меры улучшения воспитательной работы учащейся молодежи,среди которых большое значение цринадлежит повышению эффективности идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения средствами внеклассной работы. Следует исходить из указаний ХХУ1 съезда КПСС о том,что "вся идейно-воспитательная работа должна вестись живо и интересно, без штампованных фраз и стандартного набора готовых формул".3
В нашей стране создаются все условия для всестороннего развития человека коммунистического завтра,возрастает роль эстетического воспитания в становлении марксистско-ленинских взглядов и убеждений подростка - учащегося ПТУ - будущего рабочего нашей страны.Поэтому все более глубокое значение приобретают слова К.Маркса:".наиболее передовые рабочие вполне осознают, что будущее их класса и,следовательно,человечества,всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения".^
1 Ленин В.И. ПСС, т.17, с.4X8.
2 Ленин В.И. ПСС, т.37, с. 77.
3 Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.,Политиздат,1981,с.75.
4 К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.,тЛ6,с.198.
Екце на заре революционной деятельности В.И.Ленин с большим уважением говорил об "интеллигентных рабочих", подобных И.В.Бабушкину, которые являются гордостью рабочего класса,составляют его авангард. Тогда таких рабочих было немного, а теперь их количество исчисляется миллионами. Это в своем большинстве выпускники профессионально-технических училищ. Замечательные черты и качества, которыми восхищается весь мир, воспитали в советском рабочем Коммунистическая партия, наше социалистическое общество.
Именно рабочими-интеллигентами в своей основе являются новаторы, передовики производства. Они вносят в каждое дело дух творчества, научного подхода, смелого поиска. Из них, в значительной степени, и формируется научно-техническая интеллигенция.
В наши дни,когда молодежь вместе со всем советским народом активно участвует в строительстве коммунизма, партия выдвигает задачу дальнейшего усиления работы по идейно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Важность этой задачи определяется объективными закономерностями общественного развития нашей страны. Социалистическое производство нуждается во всесторонне подготовленных молодых рабочих с развитой общей эстетической культурой. Актуальность идейно-эстетического воспитания определяется развитием духовной жизни будущих молодых рабочих, учащихся ПТУ, необходимостью воспитать у них готовность к выполнению своего патриотического и интернационального долга, выработки четкой классовой позиции в оценке явлений современной деятельности,воспитания коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, повышения общественно-политической активности, формирования морального и культурного облика,приобщения к миру культуры и искусства, активному участию в художественном творчестве.Все это подтверждает необходимость воспитывать у каждого учащегося системы профтехобразования высокое сознание дисциплину, требовательность, непримиримость к нарушению трудовой и общественной дисциплины,норм и цравил социалистического общежития^ хулиганству и другим проявлениям разлагающего влияния буржуазной морали.
Научно-техническая революция 80-х годов требует гармонизации разума и чувства,обостряет у подростка - учащегося ПТУ, необходимость развития эстетического отношения к окружающей среде, формирования идейно-эстетических принципов,цроведения идеологической, политико-воспитательной работы,и поэтому способствует повышению воспитательной роли всех видов искусств.Об этом шла речь на ХХ1У съезде КПСС, ХХУ съезд КПСС подтвердил данный вывод и подчеркнул,что "главным критерием оценки общественной значимости любого произведения искусства была и остается его идейная направленность"."^ цринятых на ХХУ1 съезде КПСС "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 19811985 годы и на период до 1990 года" намечены ответственные задачи в сфере идеологической,политико-воспитательной работы среди молодежи.В постановлении июньского /1983 г./Пленума ЦК КПСС указывается на необходимость поднять уровень воспитательной работы в школах и профессионально-технических училищах."Последовательно цроводить ленинские принципы единой,трудовой,политехнической школы,воспитывать у учащихся цривычку и любовь к общественно-полезному труду,расширять их идейный кругозор,формируя прежде всего у каждого из них высокие качества гражданина социалистического общества,активного строителя коммунизма.Полнее использовать возможности школы в эстетическом и физическом
I Материалы ХХУ съезда КПСС.-М.,Политиздат, 1976,с.80. воспитании".^
Эстетическому воспитанию в значительной степени способствует рациональная работа и техническое творчество учащихся профтехшкол, развивающее в них творческий подход к делу,художественное начало в труде. На цроизводственной практике,в процессе конструирования и моделирования учащиеся ПТУ, будущие молодые рабочие, создают более современные и совершенные в техническом и эстетическом отношении предметы.В работе меняется их характер труда и отношение к нему со стороны учащегося, поэтому необходим комплексный подход в решении вопросов воспитания, где наряду с традиционными формами надо вводить новые формы и методы,помогающие воспитывать черты человека будущего. Таким нетрадиционным аспектом внеклассной и внешкольной работы является киноискусство, кинообразование.Материалы и решения июньского Пленума, значение и нецроходящая ценность которых была подтверждена на февральском и апрельском /1984 г./ Пленумах ЦК КПСС, требуют сосредоточить внимание кинематографа на разработке проблемы кинопросвещения и кинообразования.
За последние годы проблема воспитания подростка средствами кино поднимается многими авторами. О кинофакультативах рассказывает один из пионеров кинообразования калининский педагог-энтузиаст О.Баранов в новой книге "Экран становится другом". Этой же теме посвящен труд Ю.Н.Усова - руководителя кинофакультатива в одной из московских школ. Рекомендации по кинообразованию для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ излагаются в пособии "Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10-х классов". Проблемы кинообразования поднимались на страницах жур
I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.,М.,Политиздат, 1983, с.78. нала "Советский экран" в статьях И.Вайсфельда,И.Левшиной,Н.Кирилловой. В Минске издана книга О.Нечая,С.Ратникова "Основы киноискусства", предназначенная для студентов педагогических вузов.Вышел сборник "Кино от студии до зрительного зала"/сост. Е.Нагирняк,В.Петрова/,в котором обобщен опыт кинообразования, главным образом через систему клубной работы.Проблемы эстетического воспитания молодежи средствами киноискусства поднимают С.Пензин и Л.Кабо в своих книгах "Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей","Кино - воспитатель молодежи".Вопросы воспитания подростка средствами киноискусства поднимают А.Медведев и А.Чернышев в своей работе "Десятая муза".Изданы две црограммы по основам киноискусства: одна для 9-10 классов средней школы,другая - для педагогических вузов,обе утвержденные Министерством цросвещения СССР.Подготовлены также две экспериментальные программы: одна "Литература и кино" - как опыт внедрения киноискусства в преподавании литературы, другая -"Основы кино и телевидения для институтов культуры и других непедагогических вузов".Основы искусства экрана изучаются во многих профтехучилищах Украины.Вместе с тем,проблема формирования эстетических взглядов учащихся црофессионально-техничес-ких училищ с помощью игрового, научно-популярного и документального кино в педагогической и киноведческой литературе почти не освещены.Опубликовано всего несколько статей,в которых эта проблема рассматривается односторонне.Авторы этих статей,во-первых, не учитывают психологических особенностей подростка -учащегося профтехучилищ; во-вторых,их практические советы рассчитаны на формирование только отдельных качеств личности в процессе эстетического воспитания и не учитывают воздействия кино на воспитание патриотизма, интернационализма, уважения к труду, высоких нравственных качеств и т.д. Поэтому актуальность темы исследования "Идейно-эстетическое воспитание учащихся системы профтехобразования средствами кино / во внеклассной ише-школьной работе / неоспорима. Она определяется,во-первых, возросшей ролью киноискусства в жизни советского общества, в идейно-эстетическом воспитания учащейся молодежи;.во-вторых,десятки тысяч подростков стремятся постичь "Тайны киноискусства", его проблемы,эстетическое своеобразие, идейность; в-третьих,актуальность темы диктуется еще и необходимостью вооружить руководителей внеклассной и внешкольной работы системы профессионально-технического образования арсеналом форм и методов работы по идейно-эстетическому воспитанию учащихся средствами кино,варьирование которыми, в зависимости от объективных условий работы по кинообразованию, с учетом роли субъективных факторов, позволило бы повысить эффективность воспитательного воздействия кино.Актуальность темы определяется так же решающей ролью идейно-эстетического воспитания средствами кинематографа будущих молодых рабочих - учащихся црофтехшколы во время производственного обучения /демонстрация кинофильмов, кинофрагментов/ для ознакомления с передовой новейшей техникой, высокой организацией труда на фабриках, заводах, опытом новаторов производства, передовых рабочих, бригад и др., так как сегодняшний день требует от рабочего не только профессиональных навыков,но и понимания красоты изделия, соблюдения технологической дисциплины правил санитарии и гигиены.
Исходя из практической актуальности воспроса, нами избрана тема исследования -" Идейно-эстетическое воспитание учащихся средствами кино в системе црофессионально-технического образования". Объект исследования - процесс идейно-эстетического воспитания учащихся системы профессионально-технического образования средствами киноискусства,осуществляемый во внеклассной и внешкольной работе. Предмет исследования - влияние киноискусства на идейно-эстетическое воспитание старших подростков - учащихся системы профессионально-технического образования.
Цель исследования - раскрыть эффективность педагогического процесса идейно-эстетического воспитания учащихся профессионально-технических училищ средствами кино /во внеклассной и внешкольной работе/ в формировании потребности красиво трудиться, издавать прекрасные продукты производства, жить по нормам морального Кодекса строителя коммунизма. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих конкретных задач.
Задачи исследования : -раскрыть сущность,особенности опытно-педагогической работы по идейно-эстетическому воспитанию учащихся профтехучилищ средствами киноискусства;
-определить критерии и факторы идейно-эстетического воспитания учащихся профтехшколы;
-дать обоснование теоретического и экспериментального исследования проблемы идейно-эстетического воспитания учащихся профтехучилищ средствами кино;
-раскрыть научную и практическую значимость исследований анализа фильмов,поднимающих проблемы воспитания подростка;
-определить формы и методы повышения эффективности идейно-эстетического воспитания подростка средствами кино;
-написать учебно-методические пособия по идейно-эстетическому воспитанию учащихся системы профтехобразования средствами киноискусства /1979,1984 гг./;
- 13
-разработать учебно/методические рекомендации по использованию кино в идейно-эстетическом воспитании учащихся протех-училищ /1980, 1981, 1982, 1983 гг./
Решение всех этих задач,в частности,относящихся к идейно-эстетическому воспитанию,возможно при единстве воспитательного влияния педагогов,киноведов и демонстрации необходимых игровых, документальных и научно-популярных фильмов. Кино,как известно,-искусство синтетическое,включающее в себя многие виды искусства. Эта,своего рода,универсальность киноискусства дает нам возможность комплексно решать проблему воздействия воспитателяна разум и чувства подростка,не забывая и о том,что коллектив учащихся профтехучилищ -неоднороден,что у каждого из них уже выработался определенный социальный опыт,определенные взгляды на жизнь,сформированные в семье,школе.Следовательно,и отношение к каждому учащемуся,к каждому ученическому коллективу должно строиться на знании этих особенностей.Благодаря яркой,эмоциональной,художественной и динамической структуре кино,оно более всего доступно и понятно подросткам.Поэтому предлагаемое в плане работы по кинообразованию для учащихся профтехучилищ,поднимает важные проблемы идейно-эстетического воспитания.Это связано с тем,что наибольший интерес привлекают,прежде всего,фильмы,активно вторгающиеся в окружающий мир,ставящие на высоком художественном уровне острые,актуальные проблемы.
Гипотеза исследования. Проводя исследование, мы исходили из предположения, что процесс идейно-эстетического воспитания средствами кино учащихся профтехшкол окажется эффективным,если предпринимаемые педагогические воздействия будут усложняться по мере роста знаний в области киноискусства,эстетической подготовленности; осуществлять единство процесаа кинообразования и идейно-эстетического воспитания средствами кино; обеспечивать повышение уровня эстетической творческой деятельности в профтехшколе и в окружающей действительности.
Все эти взаимосвязанные факторы ведут к достижению высокого уровня идейно-эстетического воспитания подростков,являющегося важным компонентом их коммунистического воспитания. В постановлении ЦК КПСС -"О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи"/1984 г./,-указывается на улучшение научных разработок актуальных цроблем коммунистического воспитания молодежи. -"Воспитывать такую молодежь,которая достойно цродолжит строительство нового общества,будет на высоте исторической ответственности за судьбы страны,за судьбы социализма и мира,сумеет не только освоить опыт старших поколений,но и обогатить его собственными свершениями."^"
Методологическая основа работы. Исследуя проблему,автор руководствовался марксистско-ленинским учением о роли искусства во всестороннем развитии личности,задачами формирования эстетической культуры коммунистического общества,вытекающими из решений ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС,постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения,воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду "/1977г./, "О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы"/1979 г./,постановлений июньского /1983?./ и апрельского/1984г./Пленумов ЦК КПСС,реформы общеобразовательной и профессиональной школы,постановления ЦК КПСС "О дальней
1 0 дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС.Докмуенты и материалы IX Пленума ЦК ВЛКСМ,10 августа 1984 г.-М.,Мол.гвардия,1984,с.4J шем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи"/1984 г./,в котором подчеркивается -"Дальнейшее улучшение воспитания подрастающего поколения следует рассматривать как важнейшее партийное, государственное и общенародное дело.Настойчиво формировать у молодых людей марксистско-ленинское мировоззрение,классовое самосознание, непримиримость к буржуазной идеологии,ко всему,что цротиворечит идее социальной сцраведливости.Вырабатывать у молодежи органическую потребность в овладении современными знаниями, активно вовлекать ее в созидательную деятельность,решение ключевых задач экономического и социального развития,в управление государством и обществом.Добиваться,чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Исходя из того,что в конечном счете этот вопрос надежного обеспечения будущего нашей Родины"."^ Основными методами исследования являлись: -теоретический анализ документов,литературных источников по проблеме исследования;
-опытно-экспериментальная работа по идейно-эстетическому воспитанию учащихся профтехучилищ средствами киноискусства;
-анализ с социологическим исследованием фильмов,поднимающих проблемы идейно-эстетического воспитания подростка;
-массовый сбор информации /интервьюирование,беседы,социометрический оцрос,анкетирование,анализ кинодневников,сочиненйй;
I 0 дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. Документы и материалы IX Пленума ЦК ВЛКСМ, 10 августа 1984 г.,-М.; Мол.гвардия, 1984, с.28.
-педагогический эксперимент: естественный /с целью изучения уровня идейно-эстетического воспитания средствами киноискусства/; лабораторный /проводившийся на практических занятиях по изучению специфики киноискусства / и динамический /с целью анализа результатов работы по идейно-эстетическому воспитанию средствами кино в экспериментальных и контрольных группах учащихся 1-Ш курсов профтехучилищ.
Первый этап носил подготовительный теоретический характер. Анализ литературных, документальных источников по кинообразованию учащейся молодежи. На втором этапе раскрыта опытно-педагогическая работа по идейно-эстетическому воспитанию будущих молодых рабочих-учащихся профтехшкол. На последующих двух этапах делается анализ с социологическим исследованием фильмов, поднимающих проблемы идейно-эстетического воспитания подростка, проводился цредвари-тельный опрос респондентов - учащихся профтехшкол,которые занимались в киноклубах. На пятом - экспериментальном этапе - проводились включенное наблюдение и педагогический эксперимент. Основой опытно-экспериментальной базы явилось профессионально-техническое училище №6 г.Киева,в котором на протяжении четырех лет автор проводил наблюдения и эксперимент,работая руководителем киноклуба и читая курс марксистско-ленинской эстетики. Шестой этап исследования носил экспериментально-внедренческий характер. Это период интерпретации и обсуждения полученных данных, разработки и внедрения соответствующих практических рекомендаций, обоснованных экспериментальных планов в 18-ти профессионально-технических училищах городов:Донецка, Ужгорода, Одессы, Киева, Ворошиловграда; Донецкой, Закарпатской, Киевской областей.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности процесса идейно-эстетического воспитания средствами киноискусства, направленного на формирование мировоззренческих взглядов старших подростков, учащихся профтехучилищ.В ходе исследования проведен научный анализ форм и методов идейно-эстетического воспитания подростка средствами киноискусства и на его основе раскрыты новые закономерности управления работой по кинообразованию и идейно-эстетическому воспитанию средствами кино. Подобные обобщения дали возможность разработать систему критериев эффективности идейно-эстетического воспитания подростка средствами кино / во внеклассной и внешкольной работе/ в системе профессионально-технического образования. В ходе исследования выявлены основные пути опосредованного влияния идейно-эстетического воспитания средствами кино на творческую активность будущих молодых рабочих - учащихся профтехучилищ. Это позволило разработать план содержания курса по кинообразованию с учетом 4-5 занятий в месяц, тесно связанного со всей внеклассной работой в училищах .
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась организацией опытно-экспериментальной работы в ПТУ № б системы профтехобразования, проверкой на практике эффективности разрабатываемых планов, рекомендаций, учебно-методических пособий диссертанта в ПТУ ряда областей и городов Украины,в институтах усовершенствования учителей, в Госкомитете Украинской ССР по профтехобразованию.
Практическая значимость исследования состоит: а/ в раскрытии эффективных форм и методов идейно-эстетического воспитания учащихся профтехшколы средствами киноискусства; б/ в определении органической связи во всей внеклассной и внешкольной работе по идейно-эстетическому воспитанию учащихся
- 18 профтехучилищ средствами кино; в/ в разработке содержания курса, рекомендаций и учебно-методических пособий по кинообразованию; г/ во внедрении в практику работы по кинообразованию профессионально-технических училищ, научно-методических материалов, плана работы, рекомендаций, подготовленных диссертантом ., одобренных Государственным комитетом Украинской ССР по профессионально-техническому образованию.
Апробация работы. Результаты исследования сообщались автором в ряде межвузовских,республиканских и вузовских конференциях, всесоюзных симпозиумах/ г.Москва,г.Таллин,г.Кишинев,г.Суздаль/ ;семинарах /города:Донецк,Ужгород, Черкассы, Киев,Одесса; области: Киевская, Донецкая, Закарпатская,/1980-1984 гг./,областных /Киевская область, 1982-1984 гг./ и республиканских курсах повышения квалификации /г.Киев, Центральный институт усовершенствования учителей/1979 г.,1984 г./,на республиканских и всесоюзных педагогических чтениях /1981 г.,1983 г./.В практике работы руководителей киноклубов,вышеназванных городов и областей применяются опубликованные автором учебно-методические пособия,выпущенные издательствами "Вшца школа"/ 1979 г.,1984 г./,"Радянська школа" /1981 г.,1983 г./; методические рекомендации по проблеме исследования /1980 г., 1983 г./. Результаты исследования оформлены в диссертации,состоящей из введения, двух глав,заключения, фильмографии, библиографии, анкет.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
- 155 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях развитого социализма неизмеримо возрастает роль и значение эстетического воспитания - целенаправленного процесса формирования у человека способностей воспринимать прекрасное. Эстетическое воспитание включает в себя совокупность знаний, средств и способов эстетического воздействиям также совокупность мероприятий, обеспечивающих последовательное и систематическое целенаправленное эстетическое развитие каждого члена общества.
Июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС с особой силой подчеркнул, что формирование нового человека не только важнейшая цель, но и неприменное условие коммунистического строительства. "Совершенствование развитого социализма не мыслимо без большой работы по духовному развитию людей'Особая миссия в формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности,созидающей жизнь по законам социальной сцра-ведливости и разума,добра и красоты, принадлежит художественной культуре, кинематографу - самому массовому из искусств.Кино все полнее стало отвечать интересам гигантских аудиторий, глубже вторгается в проблемы общественного бытия,поднимает вопросы идейно-эстетического воспитания.Эстетическое воспитание в нашей стране стало делом государственной важности, созданы материальные и духовные предпосылки для реализации ленинской программы подлинно всенародного эстетического воспитания,играющего важную роль в успешном развитии комплекса задач,коммунистического строительства.Роль киноискусства в эстетическом воспитании советского человека, молодежи огромна так,как кино об
I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 г.,М.,Политиздат,1983, с.18.
- 156 " ращается к десяткам, сотням миллионов зрителей.
Как показало исследование, проведенное диссертантом,демонстрации фильмов,их фрагментов не исчерпывают всех способов влияния кино на формирование художественного кругозора, на идейно-эстетическое воспитание учащихся. Эти влияния не всегда являются эффективными. В связи с этим большое значение приобретает внеклассная, внешкольная работа по киноискусству, по кинообразованию, о степени эффективности которой высказывают свои мнения и оценки респонденты. Приведенные в профессионально-технических училищах Украины статистические данные об участии опрошенных в различных формах кинообразования, с одной стороны свидетельствуют о том,что в ряде профтехшкол созданы и совершенствуются условия для удовлетворения и развития эстетических запросов и интересов, идейно-эстетического воспитания средствами киноискусства.Сопоставление ответов респондентов позволяет констатировать совпадение общих тенденций идейно-эстетического воспитания подростка средствами кино во внеурочное время.С другой стороны, почти 40$ учащихся по различным причинам не участвуют в работе киноклубов, кинокружков, кинотеатров. На опыте работы 18-ти профессионально-технических училищ республики диссертантом показано,что действенными средствами идейно-эстетического воспитания в системе профтехобразования является киноискусство. Как показало исследование, идейно-эстетическое воспитание средствами кино не возможно без связи с жизнью,которая способствует глубокому пониманию общественного значения художественных знаний, знаний по киноискусству, формированию потребности жить по "законам красоты".Исследования характера отношений респондента к различным видам искусства приводит к выводу, что "амплитуда колебаний" в ответах на вопросы о любимых видах искусства у различных категорий учащихся невелика. Несмотря на различия территориального /город и село/, возрастного /I-Ш курсы ПТУ/, образовательного и т.д. характера, кривая оценок видов искусства / по убывающей степени/ такова: кино, изобразительное искусство, музыка,скульптура. Резкое различие в оценке учащихся ценностей различных видов искусства / кино любят 96,4% респондентов,изобразительна искусство - 78,2%, скульптуру всего 1,4%. Объясняется это, прежде всего, объективными факторами - развитием массовой коммуникации, неравномерностью размещения зрелищных учреждений, музеев, кинотеатров, выставок и другими причинами, а также спецификой отдельных видов искусств, так большей или меньшей их достпностью. Кроме объективных факторов,причиной такого различного характера отношений, являются и серьезные недостатки в кинообразовании общеобразовательной школы, из которой приходят учащиеся в профессионально-технические училища, в пропаганде различных видов искусства /например, киноискусство,изобразительное искусство, музыка и др./.Результаты исследования отношений учащихся к различным видам искусства и, в частности, киноискусства показывают, что в художественных знаниях и знаниях по киноискусству сельских и городских учащихся профтехшкол существенной разницы не наблюдается. Подтверждением "выравнивания" вкусов города и села служит оценка их отношений к средствам массовой коммуникации и другие данные. Это свидетельствует об огромных социальных и культурно-бытовых изменениях, которые произошли в нашей стране, о бурном росте общей и эстетической культуры колхозного села.Достижения в области идейно-эстетического воспитания средствами киноискусства, в сельских и городских профтехшколах беспорны, так как есть все
- 158 возможности, все объективные предпосылки для совершенствования кинообразования.
Для решения проблемы идейно-эстетического воспитания подростка средствами киноискусства необходимо осуществление в настоящее время мероприятий общегосударственного характера : расширение подготовки квалифицированных кадров, совершенствования планов и программ по кинообразованию, систематизация выпуска наглядных пособий технических средств, методической литературы по киноискусству, усиления контроля за режиссерской постановкой, сценариями фильмов и т.д.
Проведенные исследования раскрывают теоретические основы и методические приемы использования кино как одного из действенных средств идейно-эстетического воспитания учащихся системы профессионально-технического образования. Нами был избран такой аспект исследования интересующей проблемы, который до сих пор не является предметом специального изучения - раскрытие педагогического потенциала киноискусства как средства идейно-эстетического воспитания учащихся. В этой связи проанализирован целый ряд кинофильмов, раскрывающих проблемы идейно-эстетического воспитания, рассматриваются фильмы с социологическим исследованием этой проблемы, раскрываются формы, методы работы по кинообразованию. На основе соответствующих выводов педагогов, киноведов, психологов выявлены ведущие условия влияния киноискусства на идейно-эстетическое воспитание учащихся во внеурочной работе.
Процесс идейно-эстетического воспитания учащихся средствами кино требует учета всесторонних влияний на личность, так как представляет совокупность педагогических,психологических и других факторов.
- 159В диссертации на основе данных социологии, психологии, а также опытно-экспериментальной работы и специальных социологических исследований, проведенных автором, анализируется психолого-возрастное восприятие киноискусства учащимися 1-Ш курсов системы профтехобразования, раскрываются педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса в аспекте идейно-эстетического воспитания. Охарактеризована в исследовании методика дифференциации и индивидуализации педагогических стимулов, побуждающих учащихся к заинтересованному изучению и осмыслению кино, может быть творчески применена руководителями киноьфужков, киноклубов, кинолектория в работе по идейно-эстетическому воспитанию учащихся
Определенное практическое значение для более эффективного раскрытия педагогики воспитательного потенциала киноискусства имеет осуществленный диссертантом анализ специфики кино как своеобразного средства идейно-эстетического воспитания. В диссертации получили психолого-педагогическое обоснование многообразие форм использования кино во внеурочное время в целях решения исследуемлй проблемы и развитие у учащихся интереса к кинообразованию, к киноискусству. Автор попытался выяснить новые резервы эффективности процесса, избранного для специального изучения, в формах и методах его осуществления и предложил свою классификацию их, цроверенную в опытно-экспериментальной работе. В исследовании даны конкретные рекомендации по использованию соответствующей методики, по применению рассмотренных форм и методов идейно-эстетического воспитания средствами кино. /План работы киноклуба с учетом 4-5 занятий в месяц; учебно-методические пособия, выпущенные издательством "Вица школа"; методические разработки проведения занятий по киноискусству/.
- 160
Осуществленные исследования сочетались с оказанием конкретной помощи руководителем внеклассной работы по кинообразованию путем цроведения семинаров-практикумов, консультаций, лабораторно-практических занятий по киноискусству. Всем этим: а/ оцределяется научно-практическое значение выполняемой работы по идейно-эстетическому воспитанию средствами кино; б/ характеризуется апробация ее творческих выводов и методических рекомендаций в практике кинообразования.
Внедрение новых форм работы по киноискусству нацеливает на перестройку многих звеньев внеклассной работы в системе профессионально-технического образования. В частности, вносятся изменения в планировании внеклассных мероприятий, изживается практика формального отношения к составлению планов всей внеклассной работы. Предлагаемая методика проведения работы по идейно-эстетическому воспитанию средствами киноискусства ориентирует на поиск, творчество, исследование, максимальную реализацию индивидуальных возможностей. Более интересной, багатой разнообразной становится вся внеклассная работа,связанная с кинообразованием /киномозаика, киноаматорство, тематические киновечера, киноконференции, обсуждение фильмов, поднимающих проблемы идейно-эстетического воспитания молодежи; кинодиспуты; кинофестивали; лабораторно-практические работы; теоретические занятия по киноискусству/.
Кинообразование влияет на общее развитие личности и сказывается на всех видах деятельности учащихся, во всей учебно-воспитательной работе : в интеллектуальном, моральном, трудовом, эстетическом и других видах воспитания. У учащихся эффективно формируется эстетический интерес к знаниям; к активной познавательной деятельности; к эстетическому совершенствова
- 161 нию. Создаются предпосылки для организации дружного, слаженного коллектива, который может решать сложные ответственные задачи.
Но решение многих задач, связанных с идейно-эстетическим воспитанием учащихся средствами кино, нуждается еще не в одном специальном исследовании.
Таким образом, дальнейшее изучение проблемы идейно-эстетического воспитания учащихся средствами киноискусства может раскрыть ее новые аспекты и перспективы исследования этих вопросов, позволит так использовать кино, что оно действительно явится одним из эффективных средств коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Меженина, Татьяна Николаевна, Киев
1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. 3-е изд.перераб.и доп. -М.: Искусство, 1976. т.1 576 е.; т.2 - 720 с.
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Искусство, 1979, с.8-32.
3. Ленин В.И. О воспитании и образовании: В 2-х т.- М.:Педагогика,1980. т.1 544 е.; т.2 - 406 с.
4. Ленин В.И. Воцросы строительства социализма и коммунизма: Сб. 2-е изд.доп. М.: Политиздат, 1980, - 384 с.
5. Ленин В.И. и Луначарский А.В. Переписка, доклады, документы, т.80, М.: Наука, 1971. - 766с.
6. Материалы. ХХУ1 съезда Коммунистической партии Украины.- К.: Политиздат Украины, 1981. 152 с.
7. КПСС. Съезд 26-й. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат,1981. 223 с.
8. КПСС. Съезд 25-й. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976, 256 с.
9. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года.
10. ЦК КПСС. ЦК. Пленум. 1984. Апрель. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.
11. ЦК КПСС. Пленум. 1983. Июнь. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат,1983.-80 с.
12. О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.-М.: Политиздат, 1984. с.5-7.
13. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 22 декабря 1977 г.- М.: Политиздат, 1978, с.6-8.
14. Щербицкий В.В. Учить и воспитывать молодых строителей коммунизма.- К.: Рад.школа, 1977, с.18-22.
15. Кал1н1н М. Про виховання I осв1ту /Упоряд. Копачов I./-K.: Рад.школа, 1983. 302 с.
16. Крупская Н.К. Воспитывать достойную смену. Избр.статьи, речи, письма.- М.: Политиздат, 1973, с.4-25.
17. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям.- К.:Рад.школа, 1971, с.36-42.
18. Сухомлинский В. О воспитании.- М.:Просвещение, 1973,с.12-26.
19. Сухомлинский В. Как воспитать настоящего человека.-К.: Рад. школа, 1975, с.I1-23.
20. Сухомлинский В. Павлишская средняя школа /обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе/.-М.:1. Просвещение, 1979, 393 с.
21. Сухомлинский В. Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания. М.: Просвещение, с.6-24.
22. Ушинский К. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. т.1. Человек как предмет воспитания.- К.:Рад.школа, 1983,483 с.
23. Луначарский А. О коммунистическом воспитании.-К.: Рад.школа, 1977. 141 с.
24. Александров Г. Эпоха и кино.- М.: Политиздат,1978,с.13-18.
25. Архангельский Л.Курс лекций по марксистско-ленинской этике.-М.Политиздат, 1978, с.7-9.
26. Архангельский С. Учебное кино.-М.: Учпедгиз, 1970,с.12-16.
27. Бабанский Ю. Оптимизация процесса обучения : Общедидактический аспект.- М.: Педагогика,1977, 256 с.
28. Бабанский Ю., Победоносцев Г. Комплексный подход к воспитанию школьников. -М.:Педагогика, 1980,- 80 с.
29. Бабанский Ю. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982, 192 с.
30. Бабанский Ю., Поташник М. Оптимизация педагогического процесса / в вопросах и ответах/.-К.:Рад.школа, 1982,-286 с.
31. Бейлин А. Актер в фильме.-М.:Искусство, 1984, с.7-10.
32. Буров А., Лихачев Б. Эстетическое воспитание школьников.-М.: Педагогика, 1974, с.6-12.
33. Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. -М.:Знание,1983, с.4-18
34. Безклубенко С. Телевизионное кино. Очерк теории.-М.:Мистецтво, 1975,с.21-26.
35. Божович JI. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1978, с.328-329.
36. Будяк Л. Советский историко-биографический фильм.-М.:Знание, 1978, с.18-20.
37. Белоусов Ю. Киноискусство социалистических стран Европы. Информационно-методический сборник.-М.:ВГИК, 1971, 77с.
38. Баскаков В. Экран и время.-М.: Искусство, 1974, с.2-12.
39. Баскаков В. Сражающийся Э1фан / кинематограф и идеологическая борьба/. -М.:Просвещение, 1984, с.18-29.
40. Болдырев Н. Нравственное воспитание школьников.- М.:Педагоги-ка, 1979. 224 с.
41. Болдьфев Н. Методика воспитательной работы в школе.-М.:Педагогика, 1974, с.107-108.
42. Болдьфев Н. Теория и методика коммунистического воспитания в школе.- М.: Педагогика, 1974,-82 с.
43. Батишев С. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. -М. : Педагогика, 1979,-223 с.
44. Буева Л. Человек: деятельность и общение.-М.: Мысль, 1978, -216 с.
45. Буров А. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике.-М.: Искусство, 1975,- 176 с.
46. Взаимодействие и синтез искусств: Сборник статей.-Л.:Наука, 1978, 269 с.
47. Вайсфельд И. Наше многонациональное кино и мировой экран.-М.: Знание, 1975, 136 с.
48. Вайсфельд И.Кино как вид искусства.-М.'Знание, 1983,с.4-6.
49. Воспитательная работа в црофессионально-технических заведениях. Ред.В.Саюшев,В.Мосолов.-М.:Высшая школа,1981,- 288с.
50. Виноградова А. Роман Кармен в воспоминаниях современников.-М.: Искусство, 1983, с.8-22.
51. Вакуленко К. Людина в кадр1.-М.:Мистецтво,1974, с.2-16.
52. Власов М. Виды и жанры киноискусства.-М.'.Знание, 1976,с.6-11.
53. Горницкая Н. Зритель экран.-Л.:Искусство,1979,с.6-19.
54. Герасимов G. О киноискусстве.-Очерк для молодежи.-М.:Молодая гвардия, 1976, с.24-28.
55. Гак А. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сборник документов.-М.:Знание, 1973,с.21-26.
56. Гурков Р. Социологические проблемы воспитания.-М.: Педагогика, 1981, -176 с.
57. Гизатов К.Диалектика национального и интернационального в советском искусстве.-М.: Знание,1978, с.12-18.
58. Глагольева Н. Молодая режиссура советского кино.-М.: Знание, 1973,- 48с.
59. Гаврилова Т. О воспитании нравственных чувств.-М.:Знание,1984, -79с.
60. Глезерман Г. Рождение нового человека. Проблема формирования личности цри социализме.-М.: Педагогика,1982,с.II-32.
61. Герасимов С. Собрание сочинений в 3-х томах,т.1, Кинопедагогика, -М.: Искусство, 1983, с.96-112.
62. Галеев Б.Содружество чувств и синтез искусств.-М.:Знание,1978, с.18-25.
63. Ганзен В. Восцриятие целостных объектов.-Л.: 1974,-152с.иекусстоо,
64. Искусство и школа./сост.Василевский А./-М.:Просвещение,1981,-288с.
65. Искусство и научно-технический прогресс./Ред.-сост.Новикова Л. и Соколов В.-М.:Искусство, 1973,-463с.
66. Искусство воспитания /сост.Егоров В./-М.:Мол.гвардия,1981, -238с.
67. Исследование художественных интересов школьников./Под общ. ред.Квятковского Е. ,Фохта-Бабушкина Ю. -М. '.Педагогика, 1974, -160с.
68. Идейная закалка рабочей смены./Под ред.Ничкало Н./-К. :Вшца школа,1932,0.110-112.
69. История и психология./Под ред.Поршнева Б. и Анциферовой Л.-М.: Наука,1971,-384 с.
70. Каган М. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства.-Л.: Искусство, Ленингр.отд-ние, 1972,-440с.
71. Каган М. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.-М.: Политиздат, 1974,-328с.
72. Каптерев П. Избранные педагогические сочинения./Под ред. Арсеньева А.-М.: Педагогика,1982.- 704с.
73. Карцева Е. "Массовая культура" в США и проблема личности.-М.: Наука, 1974,-190с.
74. Кенуй М. Быстрые статистические вычисления: Сцравочник./Перев. с англ. и цредисл. Астринского А.-М.'.Статистика, 1979,-69с. Коротов В. Воспитывающее обучение.-М.:Просвещение,1980,-192с.
75. Кабо Л. Кино и дети.-М.: Знание, 1974, с.10-14.
76. Кабатченко И., Поташник М. Комплексный подход к воспитанию школьников.-М.: Просвещение, 1980,с.7-24.
77. Карагоз Ю. Коммунистическое воспитание учащихся профтехучилищ в процессе преподавания общественных дисциплин.-М.:Высшая школа, 1984,-96с.
78. Кадацкий Е.,Ничкало Н.,Дубинчук Е. и др. Пути дальнейшего совершенствования коммунистического воспитания учащихся профессионально-технических училищ в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. -К.: Вища школа, 1982,- 279с.
79. Кадацкий Е. Молодое пополнение рабочего класса.-К.: Знание,1982,-48с.
80. Караганов А. Не только отражает,но и творит.-М.:Советский писатель, 1981, с.12-16.
81. Комплексный подход в идеологической работе.Сборник /сост. Смирнов В. ,Хилькевич П./-М. .'Политиздат, 1979, с.10-26.
82. Кинематограф сегодня. Сб.статей. Вып.З. Под общей редакцией, Ждан.-М.: Искусство,1983, с.10-14.
83. Колосов С.,Микулина Е. Мать Мария.Киносценарий.-М.:Искусство,1983, с.25-30.
84. Кино и время.Вып.5/Под ред.Дубровина А./-М.:Искусство,1983, с.23-28.
85. Кичин В. Две ветви одного ствола.В кн. .'Кинопанорама.Вып.2, -М.: 1977, с.18-24.
86. Козлов Л. 0 жанровых общностях и особенностях.-М.:Искусство, кино,-1978, c.II-I5rK6.
87. Крижан1вський Б.Золот! стор!нки к!но.-К.'.Веселка, 1978,с.4-9.
88. Караганов Л.Кинолетопись революции.-М.:Знание,1977,с.12-16.
89. Караганов Л.,Всеволод Пудовкин.2-е изд.перераб.и доп.,-М.: Искусство,1983, с.18-23.
90. Караганов А. Кино братских стран:фильмы,проблемы,процессы.-М.:Искусство,1983, с.15-24.
91. Караганов А. Киноискусство в борьбе идей.-М.'.Политиздат, 1974, с.8-II.
92. Корниенко И.Кино Советской Украины.Страницы истории.-М.: Искусство,1975,с.10-16.
93. Крючечников Н.Выразительные средства фильма.-М.:Искусство, 1970,-101с.
94. Кармен Р.Искусство кинорепортажа.-М.:ВГИК,1974,-36с. Киричук Е.,Стахневич В.Организация свободного времени учащихся профтехучилищ.-К.:Вища школа, 1983,-96с.
95. Краевский В.Проблемы научного обоснования обучения'.Методологический анализ.-М.:Просвещение,1977,-264с.
96. Кузин В.С.Психология/Под ред.Б.Ф.Ломова,-I-еизд.,перераб.и доп.-М.:Высшая школа, 1982,-256с.
97. Лебедев А.Эстетические взгляды А.В.Луначарского:Очерки,-2-е изд.исцр.и доп.-М.:Искусство,1970,-320с.
98. Лейзеров Н.В поисках и борьбе:Из истори эстетических воззрений и эстетического воспитания в Советской России.-М.:Искусство,.^!, -192с.
99. Лихачев Б.Теория коммунистического воспитания.-М.:Педагогика, 1979,-493с.
100. Лихачев Б.Эстетика воспитания.-М.:Педагогика,1972,-159с.
101. Лихачев Б. Общие проблемы воспитания школьников.-М.Педагогика, 1979, с.5-36.
102. Личность школьника как объект педагогических исследований, Сб. науч.тр./под ред.Максаковой В.,-М.:НИИ ОП АПН СССР,1980,-81с.
103. Лосев А.,Шестаков В.История эстетических категорий.-М.:Искусств о, 1965,-374с.
104. Лифниц М.Искусство и советский мир.-М.:Искусство,1973,с.5-23.
105. Левин Е. К проблематике жанров советского кино 2-й половины 70-х годов.-М.:Искусство кино,1981,№2,с.4-6.
106. Левчук Т.Плоды и корни.-М.Искусство кино,1972,№8,с.4-10.
107. Левшина И. Любите ли вы кино?-М.:Искусство,1978,с.6-9.
108. Макаренко А.Коллектив и воспитание личности.-М.:Педагогика, 1972,-336с.
109. Малькова 3. Школа и педагогика за рубежом.-М.Просвещение, 1983,-192с.
110. Марьенко И.Примерное содержание воспитания школьников.-М.: Просвещение,1976,с.9-24.
111. Марьенко И.Организация и руководство воспитательной работой в школе.-М.Просвещение,1974,-223с.
112. Марьенко И.,Филонов Г.Вопросы идейно-воспитательной работы школы в свете решений ХХУ съезда КПСС.-М.:1977,с.4-23.
113. Мифы и реальность.Зарубежное кино сегодня.Сб.статей.Вып.8. Сост.Шатерникова Л.,-М.Искусство,1983,с.31-35.
114. Малькова 3.Современная школа США.-М.Педагогика,1971,-367с.
115. Меженина Т.Идейно-эстетическое воспитание средствами кино.-К.:Вища школа,1979,-60с.
116. Малькова 3.,Вульфсон Б. Современная школа и педагогика в капиталистических странах.-М.:Просвещение,1975,-263с.
117. Марксистско-ленинская эстетика./Под ред.М.Ф.Овсянникова.-М.:Высшая школа, 1983,-544с.
118. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.:Знание, 1981,-96с.
119. Монахов Н.Изучение эффективности воспитания:теория и методика. -М. :Педагогика,1981,-144с.
120. Моносзон Э.Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников.-М.:Педагогика,1978,с.18-42.
121. Моносзон Э.Теоретические основы коммунистического воспитания, школьников.-М.:Педагогика,1983,-320с.
122. Моносзон Э.Формирование коммунистического мировоззрения школьников .-М.:Педагогика,1978,с.6-15.
123. Мудрик А.О воспитании старшеклассников.-М.'Просвещение, 1981, -176с.
124. Макаров 0. Искусство в современной идеологической борьбе.-М.:Искусство,1975,с.12-27.
125. Никифоров Я. Формы документального сценария.-М.:ВГИК,1973,-31с.
126. Неменский Б.Мудрость красоты:0 проблемах эстетического воспитания .-М.:Просвещение,1981,-192с.
127. Неменский Б. Распахни окно.-М.:Мол.гвардия,1974,192с.
128. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР./Под ред.Бнтишева С.-М.:Педагогика,1981,-352с. Обучение и развитие:Экспериментально-педагогические исследование./Под ред.Занкова JI./-M.'.Педагогика, 1975,-440с.
129. Основы эстетики и искусствознания./Под ред.Любинского Н.,Ска-терщикова Б. /,-М.:Искусство,1979,с.32-38.
130. Основы эстетического воспитания: учебное пособие./Под ред. Дремова kj- М.: Высшая школа, 1975, с.32-56.
131. Овчинникова М., Максимюк С. Изучение материалов ХХУ1 съезда КПСС в курсах общественных дисциплин и во внеурочное время. Метод рекомендации.-М.:Высшая школа, 1984, 79с.
132. Парсаданов Н. Социальные проблемы: Эстетика и искусство кино. -М.: ВГИК, 1974, -33с.
133. Поташник М., Кабатченко М. Комплексный подход к воспитанию школьников.-М.: Педагогика, 1980, с.8-15.
134. Педагогика: Учебн.пособие /Под ред.Бабанского Ю./-М.Просвещение, 1983, -608с.
135. Петрова Г. Эстетическое восцриятие художественных произведений школьниками старших классов.-Казань:Казанск.ун-т,1973, -70с. Пономарев Л. Комплексный подход к воспитанию и работе.-М.: Советская Россия, 1979,- 367с.
136. Примерное содержание воспитания школьников./Под ред.Марьенко И. -4-е изд.,перераб.и доп.,-М.:Просвещение,1980,-160с. Плужников Б. Комбинированный кадр в фильме.-М.: ВГИК,1975,-41с.
137. Поташник М. Как оптимизировать процесс воспитания.-М.:Знание, 1984,-79с.
138. Разумный В. Эстетическое воспитание: Сущность.Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969, 191с.
139. Романов А. Важнейшая общественная функция советского киноискусства.-М.: ВГИК, 1970, -31с.
140. Романов А. Немеркнущий экран.-М.: Искусство, 1973, 174с. Розенвассер В. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979, -183 с.
141. Рошаль Л. Мир и игра.-М.: Искусство, 1973, 168 с.
142. Рок И. Введение в зрительное восприятие.-М.: Педагогика, 1980, Кн.1- 312с., Кн.2 - 280 с.
143. Рогова Р. Проблемы формирования у школьников коммунистического мировоззрения.-М.: Знание, 1982, 96с.
144. Сейтешев А. Пути формирования личности будущего молодого рабочего.-М.'.Высшая школа, 1982,-152с.
145. Система эстетического воспитания школьников./Под ред.С.Герасимова/. -М. : Педагогика, 1983, 264 с.
146. Скаткин М. Проблемы современной дидактики.-М.:Педагогика, 1980,-96с.
147. Сияник А. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных,факультативных и внеклассных занятий.-М.:Педагогика, 1979, с.4-8.
148. Снежницкий Л. На репетициях у мастеров режиссуры.-М. .'Искусство, 1972, с.11-23.
149. Сарнов В. Что такое детский кинематограф?-М.:Искусство, 1972; с.11-23.
150. Стреков И. Ленинская киноправда.Дзиги Вертова.-М.:ВГИК,1971, -27с.
151. Соловьев Н. Новый этап в развитии системы процессионально-тех-нического образования.-М.: Высшая школа,1980,-239с.
152. Теория и практика педагогического эксперимента./Под ред.Пис-кунова А.,Воробьева Г./,-М.: Педагогика, 1979, 208с.
153. Тяжельников Е. Союз молодых ленинцев.-М.Политиздат,1980,-267с.
154. Трошин А. Герой и его дело. В кн.:Кино и время,вып.I.-M.:Искусство, 1977, с.55-62.
155. Тюхтин В., Ларкин Ю. Содержание и форма в искусстве.-М.:Знание, 1984, 63с.
156. Торонцев С. Трудные годы китайского кино.-М.:Искусство,1975, -117с.
157. Терешкович В.Эволюця взглядов С.Эйзенштейна.Искусство киноактера. -М.:ВГИК,1974,-33с.
158. Ждан В. Кино и условность.-М.:Искусство,1971,-170с.
159. Федоров-Давыдов А. Изобразительная культура фильмов Пудовкина. -М.,:ВГИК,1972,- 54с.
160. Филонов Г. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма.-М.: Педагогика,1978,с.163-177.
161. Федорин А. На экране жизнь советских людей.-М.:Знание,1983, с.10-15.
162. Филонов Л. Монтаж в немом кино.-М.:ВГИК,1973, с.14-18.
163. Фелини Ф. Делать фильм.-Иностранная литература,1981,№11, с.235-236.
164. Федотов Г. Дарите людям красоту: Книга для учащихся,-М:Просвещение, 1984, с.18-25.
165. Формирование личности: цроблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника./Под ред.Г.Филонова/-М.:Педегогика 1983, -256 с.
166. Фохт-Бабушкин Ю. Искусство и духовный мир человека.-М.:Знание, 1982,- 110с.
167. ЧашкоЛ. К1но, рад1о, телебачення у виховн1й робот1.-К.: Рад школа, 152с.
168. Шкловский В., Эйзенштейн . М.: Искусство, 1973,- 293с.
169. Шестаков В. Гармония как эстетическая категория.- М.:Наука, 1973, 256с.
170. Эстетическая культура советского человека./Под ред.Кагана М./, -Л.: Искусство,1975, с.27-31.
171. Эстетическое наследие В.И.Ленина и художественная культура.-М. .'Высшая школа, 1980, с.41-46.
172. Эренгросс Б. Усиление идейно-политической направленности курса "Эстетическое воспитание":-М.:Высшая школа, 1983,-32с.
173. Эстетическое воспитание школьников./Под ред.Б.Лихачева,Г.Зель-мона/-М.: Педагогика, 1981, 272с.
174. Юсов В. Теория и практика эстетического воспитания в США,-с.13-87.
175. Юсов Б. Система эстетического воспитания школьников./Под ред. С.Герасимова/,-М.: Педагогика, 1983,с.168-214.
176. Юсов Б. Эстетическое воспитание школьной молодежи.-М.:Педагогика, 1981, с.109-116.
177. Ягодкин В. Педагогические кадры школы и совершенствование воспитания учащихся. -М.: 1979, с.12-27.1. ФИЛЬМОГРАФИЯ
178. Розыграш", сценарий С.Лунгина, режиссер В.Меньшов, оператор М.Биц, художник Б.Бланк.
179. Ключ без права передачи", сценарий Г.Полонского, режиссер Л.Асанова.
180. Фантазеры", сценарий В.Гурьянова и Ф. Нафтульева, режиссер В.Гурьянов, оператор Б.Соловьев, Ленинградская студия научно-популярных фильмов.
181. Чужие в городе ?", сценарий З.Дубровского, режиссер В.Пидпе-лый, оператор В.Крайник. "Киевнаучфильм".
182. По ту сторону добра", сценарий М.Рубинштейна, режиссер Л.Михайлович, оператор Н.Ширман, "Киевнаучфильм".
183. Точка, точка> запятая.", сценарий М,Львовского при участии М.Митты, постановка А.Митты.10 лет спустя, или Надежды и тревоги 10-а", сценарий Л.Брас-лавского, режиссеры Б.Сукмажов, Р.Ясинский, оператор А.Шефран, композитор Л.Гедравинчус, "Беларусьфильм".
184. Дознание пилота "Пиркса". Сопостановка "Таллинфильм" ПРФ ЭФ /ПНР/. По мотивам фантастической новеллы Станислава Лема "Дознание". Сценарий М.Пестрак /ПНР/ и В.Валу цкого. Постановка Пестрака М.
185. Дочки-матери", сценарий А.Волошина, постановка С.Герасимова,оператор Р.Раппопорт, художник А.Пашкевич, композитор С.Чекан. Киностудия им.М.Горького.
186. Слюбовью пополам". Сопостановка "Мосфильм" "Бояна" /НРБ/.
187. Сценарий Р.Ибрагимбекова, С.Микаэляна /СССР/ и К.Гумнеровой /НРБ/. Режиссер-постановщик фильма С.Микаэлян.
188. На край света", сценарий В.Розова, режиссер Р.Нахапетова. "Мосфильм".
189. Чужие письма", сценарий Н.Рязанцевой, режиссер И.Аварбах.
190. Это мы не проходили", сценарий М.Львовского, режиссер И.Фрэз.
191. Юность Петра" 2 серии. По роману А.Толстого "Петр I".
192. Сопостановка к /ст. им.Горького и ДЕФА /ГДР/. Сценарий С.Герасимова и Ю.Кавтарадзе. Постановка С.Герасимова.
193. Сто дней после детства", сценарий А.Александрова, режиссер С.Соловьев.
194. Через Гоби и Хинган". Сопостановка к/ст. "Мосфильм", Монгол-кино и ДЕФА /ГДР/. Сценарий В.Ордынского и В.Тру-нина при участии Л.Тудэва /МНР/. Постановка В.Ордынского.
195. Юношам", обдумывающим жилье", сценарий Ю.Иванова, режиссер В.Олендер, оператор П.Кривошей, "Киевнаучфильм".
196. Друг мой, Колька!", сценарий А.Салтыкова, режиссер А.Митта.
197. Александр маленький". Сопостановка к/ст. им.Горького "Бояна" /НРБ/ - ПРФ ЭФ /ПНР/. Сценарий Вл. и Вал.Ежовых, Р.Крейчмар, В.Фокина. Постановка В.Фокина.
198. Звонят, откройте двери", сценарий А.Салтыкова, режиссер А.Митта.
199. Доверие", сценарий М.Шатрова и В.Логинова, режиссеры В.Трегубович и З.Лайне.
200. Крах операции "Террор". Сопостановка к/ст."Мосфильм" и ПРФ ЭФ /ПНР/. Сценарий Ю.Семенов. Постановка А.Бобровского.
201. Ярослав Домбровский" 2 серии. Сопостановка к/ст. "Мосфильм" и ПРФ ЭФ /ПНР/. Сценарий Ю.Нагибина. Постановка Б. Порембы /ПНР/.
202. Любаша", сценарий В.Матушкина и А.Муратова, режиссер А.Муратов.
203. Шторм на суше", сценарий А.Галиева, З.Бочарова, режиссер З.Бочаров.
204. Фронт за линией фронта". Сопостановка к/ст."Мосфильм",
205. Баррандов" /ЧССР/, ДЕШ /ГДР/. Сценарий С.Днепрова. Постановка И.Гостева.
206. РВС", сценарий Ю.Чулюкина, режиссер А.Мороз.
207. Под одним небом". Сопостановка к/ст."Ленфильм" и "Бонна" /НРБ/. Сценарий В.Кунина. Постановка И.Хамраева.
208. Похищение скакуна", режиссер Х.Какабаев, сценарий Б.Суханова, Х.Какабаева, А.Чернова.
209. Тайна поющего острова", сценарий Г.Хоменчука, режиссер С.Райбаев,
210. Улыбнись, ровесник!". Сопостановка к/ст. "Мосфильм" и ДЕФА /ГДР/. Сценарий Ю.Куна, В.К.А.
211. Таинственный старик", сценарий А.Минчковского, режиссер Л.Макары чев .
212. Злой дух Ямбуя",сценарий и режиссура Б.Бунеева.
213. Соло для слона с оркестром" 2 серии. Сопостановка к/ст.
214. Мосфильм" "Баррандов" /ЧССР/. Автор сценария Я.Костюковский, О.Липский, М.Мацоурек, М.Слободской. Постановка О.Липского /ЧССР/.
215. Сыщик", сценарий В.Кузнецова, режиссер В.Фокин.
216. Осенние колокола", сценарий А.Володина, режиссер В.Горикнер.
217. Маленький сержант". Сопостановка "Беларусьфильм" "Баррандов" /ЧССР/. Сценарий Ю.Яковлева и Л.Томана. Постановка Л.Голуба.
218. Кровь и пот", сценарий А.Михалкова и Кончаловского, режиссер А.Мамбетов.
219. Братушка". Сопостановка "Беларусьфильм" "Бояна" /НРБ/.
220. Сценарий А.Леонтьева, С.Чудова и А.Цанева.Режиссер И.Добролюбов.
221. У моего брата отличный братишка", режиссер С.Стрнада, Чехословацкий фильм, 1975 г.
222. Баллада о солдате", сценарий В.Ершова, режиссер Г.Чухрай, "Мосфильм".
223. Псевдоним: Лукач". Сопостановка "Мосфильм" "Мафильм" /ВНР/.
224. Сценарий В.Фрида и Ю.Дунекого. Постановка Э.Захар-наса.
225. Фильм-трилогия о Максиме", режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг, "Мосфильм".
226. Спасти город". Сопостановка "Грузияфильм" словацкое кинопроизводство "Колиба" /ЧССР/. Сценарий С.Жгенти.Постановка Т.Палавандишвили и И.Медведя /ЧССР/.
227. Коммунист", сценарий В.Габрилевача, режиссер Ю.Райзман.
228. Русалочка". Сопостановка к/ст. им.М.Горького "Бояна" /НРБ/.
229. По мотивам одноименной сказки Г.-Х.Андерсена.Сценарий В.Витковича и Г.Ягдфельда. Постановка В.Бычкова.
230. Аты-баты, шли солдаты", сценарий Л.Быкова, режиссер Л.Быков.
231. Мама". Сопостановка "Мосфильм" "Кукурешти /СРР/, "Ролюкс-• фильм /Франция/. Сценарий В.Истрате и Ю.Энтина. Постановка Э.Бостан /СРР/.
232. А зори здесь тихие"., сценарий Б.Васильева, режиссер С.Ростоцкий.
233. Юлия Вревская" 2 серии. Сопостановка "Мосфильм" - "Бояна" "НРБ". Сценарий С.Панева и С.Лунгина. Постановка Н.Корабова /НРБ/.
234. В бой идут только старики", сценарий Б.Быкова, режиссер Л.Быков.
235. Рожденная революцией", сценарий А.Нагорного, Г.Рябова, режиссер-постановщик Г.Кохан, оператор Ф.Гилевич.
236. Солдаты свободы" 4 серии. Сопостановка "Мосфильм" и киностудии НРБ, ВНР, ПНР, СРР, ЧССР при участии ГДР. Постановка Ю.Озерова.
237. Жнецы", режиссер-постановщик В.Денисенко.
238. Карпаты-карпаты", сценарий И.Болгарина, В.Смирнова, режиссер-постановщик Л.Левчук.
239. Кентавры" 2 серии. Сопостановка "Мосфильм" - "Мафильм" /ВНР/. Сценарий и постановка В.Жалакявичуса.
240. Весь мир в глазах твоих", режиссеры С.Клименко, И.Самойленко.
241. Тачанка с севера", режиссер Е.Шерстобитов.
242. Особых примет нет" 2 серии. Сопостановка "Мосфильм" - ПРФ ЭШ /ПНР/. Сценарий Ю.Семенова. Постановка А.Бобровского.
243. Такая она, игра", режиссеры В.Попков, М.Малецкий.
244. Будьте здоровы, Ваше величество!", режиссер В.Попков.
245. Любовь и ярость". Сопостановка "Узбекфильм"-"Сутъеска" /СФРЮ/.
246. Сценарий О.Агишева и Ж.Ристича. Постановка Р.Батырова.
247. Вавилон XX", режиссер И.Миколайчук.
248. Хлеб детства моего" режиссер Я.Луний.
249. Красные дипкурьеры", режиссер В.Новак.
250. Трасса". Сопостановка "Ленфильм" "Баррандов" /ЧССР/.Сценарий А.Горохова, К.Валтера и А.Люкеша.Постановка А.Вехотко и Н.Трощенко.
251. Багровые берега", режиссер Я.Луний.
252. Три ^шкетера", режиссер Г.Юнгвальд-Хилькевич.
253. Под созвездием Близнецов", режиссер Б.Ивченко.1. Море", режиссер Л.Осыка.
254. Тяжелая вода", режиссер Л.Беспорадный.
255. Шкура белого медведя", режиссер В.Костроменко.
256. Дударики", режиссер С.Клименко, сценарий Е.Митька, А.Щербака.
257. Секретарь парткома", режиссеры М.Ильинский, А.Ленциус.
258. Там вдали за рекой", режиссер Ю.Ильченко.
259. Ум, честь и совесть эпохи", сценарий В.Кузнецова, режиссер А.Косинов.
260. Пять песен о коммунистах", режиссер А.Слесаренко. "Очки Приднепровья", режиссер В.Шкурин. "Стратегия ярости", режиссер И.Грабовский.