автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Значение и место внеклассных работ по изобразительному искусству в эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы
- Автор научной работы
- Мамедов, Мардан Мурсал оглы
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Баку
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Значение и место внеклассных работ по изобразительному искусству в эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы"
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н, ТУСИ
На правах рукописи
МАМЕДОВ МАРДАН МУРСАЛ оглы
ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНЫХ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
13.00.01—Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
САКУ — НН)2
Работа выполнена в Азербайджанском научно-исследовательском институте педагогических наук.
Научный руководитель:
— кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник В. Дж. Халилов.
Официальные оппоненты:
— доктор педагогических наук, профессор X. Г. Фаталиев.
— кандидат педагогических наук, доцент Ч. А. Рустамов.
Ведущее учреждение—Бакинский государственный университет им. М. А. Расулзаде.
Защита диссертации состоится г.
в г,!^' " часов на заседании Специализированного совета К 054.01.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.0]—теория и история педагогики в Азербайджанском государственном педагогическом университете им. Н. 'Гуси.
Адрес: 370000, г. Баку, ул. Уз. Гаджибекова, 34.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан >£3 * ____1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент
И. Н. ИСАЕВ.
0Е11}АЯ ХАРА^ЗРИШКА РАБОТЫ
Актуальность тотз. Происходящие в совренешшй период вахте социального характера рекорда еще болыча повкшают роль и значение эстетического воспитания.!! эта потребность на случайна, так как эстетическое воспитанно п свою очередь припивает под-раставдеиу поколению высокий художественный вкус,При этом повышается интерес к литературе .музшсе, изобразительному искусству, театру. Л на основе этого ^орьпод-птся верное гуманистическое отношение к жизни и людям,вырабатывается нетерпимость к негативным явлениям жизни.Поэтому созданные'всемирно изтзест-
мастерами,как Л.Гя1даеви,11.'5изули,К.П.ВагиФ,А.А.Бакиха-ное , ¡.С. Ш.Ваэех,;.!. .¿.Ахундов ,С. А. Яирзанп,А. Саххат,М. А. Сабир,Г. Е. Зардаби,Р.Б.Офо!щиозгН.Е.Везиров,'&.Е.1{очарлк, |{.!Ьргаэноз„&. Какедкулизаде, А. И'аиг, Уз. Гад*ибо коп, А. Аз ¡гмзаде, Дк. ДтаС барлм, С.Вургун произведения,высказанные ими в отдельные периоды ценила соображения о развитии худочгествонно-эстетической куль» туры подрастающего поколения,оказали сильное влияние на про-цэс эстетического воспитания в общеобразовательной школе.Эти же идеи сыграли важную роль б определении идейной направленности проблош. ■
Нельзя упцскать из виду и такой {ант,что в последнее время в системе народного обгпзозанил,принимаемых государственных постановлениях,в концепции непрерывного образование в азербайджанской республике большое значение придается развитию и формирования эстетического воспитания учалдася в г^епо-дазании всех д-сциплин в сродней общеобразовательной шк<5яе, во внеклассных мероприятиях.П не случайно, что в работах у.с,-хуцствоведов, практических учителей, также друпос аз торов зол.
боа внимание уделяется определению содержания эстетического воспитания, идо!:ной направленности згой работы, путям реализации проблемы.
Нельзя забивать и такой Фактор, что народу с педагогами-классиками 1за::шую роль в повышении эстетической культуры сыграли работы таких известнчх ученых-эстетиков, как ЙУ.Г.Горев, А.И.Бур^в',А.Б.Егоров,АЯ.Зио,41.С.1{оган,«1.В.0вояиников,й.А.Ра-зумнш,8.К.Скатерщиков а др.
Повышение эстетической культуры люде!1' из разных поколений^ особенности подрастающего поколения всегда вы,двигалось в качестве задачи государственной значимости,становилось объектом исследования деятелей литературы и искусства,педагогов и ученых-метолисгов.В этом отношения внимания заслуживают работы,широкая общественна-политическая деятельность И.Г.Аб-дуллаева,А. К. Алекс ина,С.А.Герасимова,Д.Е.Кабалевского,0.В. Михалкова, Е. К,Некенекого II. Паджафовс.В. й, НаритнбековаД. Н. Хренникова,Т.Т.Салахова к других.
Проблема эстетического воспитания учащихся обдообразова-телышх школ,дальнейшего повышения 'их эстетической культур« разработьтзалась такими педагогами~остетиками,как О.А.Аноакси-на,2.3.лвятковс1:ий,Т.\ТЛихачов,(О.Е.Ал1ган,П.Д.Деь:ит,^.7.;1о-лозова.С. X. £ейзул»ка,Л. П. Печко, С. У.2охга-Бубушккна,Я. А. Хлебникова,?. .Х.Хасаноч ,3.Н.Шатская,Е.П.Юсов и др,, котормз р свои работах раскрыли возможности тормирозашш эстетического вое*-питания учащихся посредством преподаваомчх в общеобразовательной школе дисциплин литература и искусство.
При рассмотрении теоретических и практических вопросов
проблеиы дальнейшего развития эстетического воспитания под-растаюцего поколения особое внимание привлекает органическая связь различного аинра "произведений искусства,учет взаимосвязи искусства с обцээстатическиик принципами.В это« отношении имеется немало научно-исследовательских работ сыгравши Банную роль в развитии педагогической науки.Например, в работах БЛ'Дихачовз .,Е.ВДвятковского,Б.1А Леплова, П. Н. Якобсона апрокое место уделено обции вопросам восприятия различных видов искусства,выдвинуты важной значимости мысли и соображения, принципиального характера рекомендации.
В республике имеется немало философов,искусствоведов,уче-1шх-псдагогоз,:сзк Л.Ас;:анов,М.Лкафзров,Ф.Касул-заде.Б.Хурба-нов ,С .Хуциев,!! .Цаиедоа, В.^виедов ,Т.Акперов,М.Акгоров ,Б.Ачие-доь.АЛ\эс1шов,В.Талибов,ЫллТаровД.Фптзл^ев.В.Хэлнлов и др., труды которых обладав! взкной значимостью с позиции проблеш исследования. В работах указанных ученых выдвигаются гчели и соображения, раскривэвцие проблемного характера вопро -сы,которые дают основание для обогацзния эстетического окру-' .«ншя,развития эстетического воспитания детей,школьной иоло-дежи.
Эстетическое воспитание лодрастзюцего поколения представляет собой довольно широк«;!,многоплановый и большими зозаох-ностяии процесс.Енрсшне возможности для эстетического воспитания школьников заложены з обпеобразовательных школах в процессе преподавания предметов и проведения внеклассных работ,в отдельных ззняотлх,дассових цероприятях,где иироко ислолъзуатся различные красочные средства обучения.
Проведенное исследование покзэмзьет,что :с настояязау-зре-
мени опубликовано ряд работ,написано несколько диссертационных исследований,в которых затронуты теоретические и практические вопроси эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ на основе жанров литературы,музыки,изобразительного искусства, при этом авторами публикаций и кандидатских диссерта^ ций выдвинуты важной значимости научно-педагогические шели. Эта сторона вопроса являлась предметом особого внимания в кандидатских диссертациях последних лет.Так, в работах С.Л.Аяи-ева,Н.1.'.Кзв1па,Н,С.1«;елякмамедова,:С.1^асу1.говй., ¡?.Б.Саднгова,0.и. Раджабова,А. Г. Схиртладзе, АЛ.'. Ее кировой, А. Илдырова, 0. А. Васмль-чешео и других убедительными доводами освещены возшкностк эстетического воздействия искусства на детей и подростков,школьников, на расширение их эстетических взглядов,на становление
яичпостиЛЗ подобных диссертациях в токе время отмечается необходимость разработать в дальнейшей вопроса использования видов м жанров различных искусств в прсцессо внеклассных работ,так как внеклассные работы играют важную-роль в эстетическом воспитании учашихся общеобразовательное- школ.
"Гакш образом,большую значимость к особую актуальность приобретает разработка структура и содержания внекласс!Елс работ с привлечением определенных задов,канров искусства,котори способствовали бы дальнейшему развитию у школьников эстетического чувства,вкуса и худогествешо-остетнчздко?: деятельности. ■ .
Хотя данная проблема всегда представляла актуальность в системе народного образования, однако к наототяену я рэкет: р долугю!"' изое не исследоваш основные направления,глазке-4«;«? области остетического воспитания цолзюлы-г-'" летй''!,'пчолыг-н:оп
посредством различных жанров, "1юрч изобразительного искусства в процессе обучения,а также внеклассных -внешкольних ра'бот в общеобразовательных школах республики,
В 1972 году С.". Алиевым, написана кандидатская диссертация "'¿статическое воспитанно учакихся посредством азербайджанского советского изобразительного искусств а"/1У-У классы.азер-баНдчаиекой школ"/,которая является п республике единственной тацадвдатсш! диссертацией, посвященной эстетическому воспитай;«) учащихся посредством изобразительного искусства,3 данной диссертации основной упор делается на процесс обучения и лишь только на материалы 1У-У классов,а такие на творчество ряда художников.Учитывая такое положение возникает необходимость в проведении широких исследований по раскрыт!® возможностей и путей,а тагохо иршщшв'дльнше вопросов встетичеа-кого воспитания учащихся посредством соответствующих занятий, в особенности различшлх форм»характера пнеклассшх-вкешчоль-ных занятий,
С учетом состояния разреженности проблемы,большого интереса к этой сфере в общеобразовательных школах республики и духовную необходимость к потребность,нами взято за исследование проблема "Значение и место внеклассных работ по изобра-» зителыюму искусству в эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы",так как посредством.различных жанров',вицов изобразительного искусства модно в битее вксо-' ком и эмоциональной -'орке доводить до учащихся эстетически насыщенные |акты.Находясь в окружении различных форм изобразительно:'! деятельности учащиеся переживают эстетические чувства, овладевают обгаеэстетическо:! культурой.
Обьект исследования - эстетической воспитание учащихся общеобразовательных школ Азербайджанской республики во внеклассной работе различного содержания и формы по изобразительному искусству.
Предает' исследования - процесс развития,формирования эстетического воспитания учащихся 1-1X классов посредством внеклассных работ по изобразительному искусству.
Цель исследования - раскрыть сущность эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школ» посредством внеклассных работ по изобразительному искусству» с-ародзлить тучио-педагоги"зские-основьт - зажнеЕше призд'.та.ра'яяшльныо £ормп, пути,возможности эстетического воздействия этой работы,разработать методические рекомендации по скотски работы, полокнтбль-но сказывающейся на фор:.йфов๫! худслостзенно-зсхетической ' деятельности ¡дколыгпков.
Для достижения поставлвшой цели перед исследованием били вь'двкнути следующие а а д а. ч и:
I.Исследовать постанову теоретически:: п практических вопросов эстетического воспитания учащихся посредством внаклас- . енкх работ по изобразительному искусству в гаучио-падагогн-' : чсской литературе »необходтыв возможности.
¡¿.Изучить и обобщить реальное состояние .([-армы и пути эстетического воспитания учащихся в школьной практике,в частности во виз 1лассшх"работах по изобразительному искусству,опираться т них в процессе исследования. -
З.Опрэделить содержание,прмвдпа, рациональные Форш и иу-ти,возможности эстетического воздействия внекяасснкх работ
по изобразительному искусству на эстетическое воспитание учащихся.
• 4.Выявить роль и значение образцов азербайджанского народного декоративно-прикладного искусства в развитии у учащихся эстетического вкуса,художественно-эстетической деятельности.
б.Ввдвинуть рекомендации, полоклтельно скапывающиеся на развитии,формировании эстетического воспитания учащихся общеобразовательных пкол посредством внэкласо.чнх работ по изобразительному искусству.
' В процесса исследования выдвинута следующая рабочая гипотеза: если в общеобразовательна пколах содержание,возможности эстетического воздействия внеклассных работ по изобразительно:.^ искусству а педагогическом отло'иетш заблаговременно будет цзлэнаправлепэ и соответственно этому определить рацио голь занятия,формы работ,та га почве патетического воздействия занятий моглго добиться дальнейшего развития ху-дожестЕошю-эстетического вкуса,деятельности учащихся,повы-Е0ния их общеэстетической культур.!,
•"отодологическу» основу исследования составляют опора-на образин азербайджанского народного творчества,на их общечеловеческие ценности,на современные произведения искусстаа, развиваемых в указанном аспекте,на идеи вндшх мастеров,а так*э классиков и совроменшх философов, искусствоведов и педагогов. •
Для выполнения постапленшк задач и доказательства достоверности -ввдв: :гутой гипотезы были использованы нижоследующие ыетолн исслелошння»
- теоретический анализ,изучение стольной документации и
передового опыта; с позиции проблемы изучены труды,мысли и ццеи .классиков,в том числе современных философов,искусствоведов, педагогов, котурне также проанализированы и сделаны соответствующие выводы; одновременно рассмотрены постановления и указания,связанные развитием эстетического воспитания,повышением эстетической культуры учащихся,а также учебные программ» и ¡таглш, проанализирована школьная практика,на основе чего определены соответствующие направления исследования;
- наблюдение - проводилось в.сколах № 7,13,56,39,103, 189,190,200 гор.Easy,также а средних гтояай Р 23 гор.Сумгаита^ 1,5,11,24,15 гор.Лнцяи-.в ряде городских и сельских шкод Шамкирского,Таузского,Казахского районов,где в процессе различных тары вкаклассшпс работ ко изобразительному искусству выявлялось их воздействие на эстетическое развитие учащихся.
- беседа - различного пода беседы» опрос«,анкетирование проводилось с учителями,руководителями кружков и учащимися, в целях выяснения состояния эстетическое Боепитания учащихся проводимого во внакаассдах работах по 'изобраяительноь-у искусству; полученные устнце и тгаьиенше отвага на анкеты всесторонне проанализированы;
- педаго рический экс па рим-з; it - проводился в целях ■ проиер ки достоверности ввдзинутой гипотеэн в школах 39,190,¿ОС гор,Еаку,'|'ь? 25,41 гор.Гянджа,ереднейшколе села Ьозалганш Таузского района; в ходе экспериментов и апробирований бтт выявлена о'Гйектдаиоста предложенных стиле:» работ и морг занятий;
Научная- ковкзна исследования заключается в том,что впе
вые определены принципы,возможности формирования остетическо-го воспиташш учащихся во внеклассной работе по изобразитель- ' ному искусству в общеобразовательных школах республики,разработаны основные формы занятий в отом направлении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе предлояеш рациональные пути, Форш,методы проведения внекл&ссш-г работ по изобразительному искусству в средних общеобразоватёльгах школах,оказывающие сильное влияние на эстетическое разветио учащихся,выдвинуты соответствуют?; методические рекомевдац'ли.которие внедрены п учебный процесс, Данное рекомендации в свои очередь значимы также для худо« нзстзонно-эстетичоского образования учащихся Ьбщеобразоватоль-них школ,для гармонического развития личности^? духовного обогащения, • . . • '. .
На защиту выносятся следующие полосе ;гия; ... I.Своеобразное место,значение,рационах дае возможно. л.ти воздействия внеклассных работ по изобразительному искусству на систему эстетического воспитания учащихся общеобразовательных ШКОЛ, - '
Z,'3дmv£l подход к художестззнно-зстетическону интересу и художественной деятельности учащихся во внеклассной работе по изобразительному искусству,
3»Обеспечение общеэстетичзской культуры,духовного обогащения личности учащихся с опорой'на различные рац..ональ$ые Форш занятий- по отдельным областям изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Апробация работы. Основное содержание и результаты не» ледования отражена в статьях » журналах "Азербайджан мегтэбк",
".Улдуз",в методических рекомендациях, в тезисах отдельных ка-учно-практичаских кон^еренций.Наряду с этим,основные .положения, Быдвигаешо шучг'о-штодичеакке рекомендации доведены до педагогической общественности в зональных и республиканских научно-практических конференциях /Баку,1589,1990,Гяндка, 1991/,таккэ в институтах усовершенствования учителей гг.Еа-ку и Гяаджа перед руководителями системы народного образования,учителями и руководителями кружков,клубов и студий.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,Выводов я рекомендаций,приложений,библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ даССЕРТАЦЙ!
So введении раскрываются актуальность reía исследования, обьект и предмет^цели и'задачи,рабочая гипотеза,внедряемые методы, научная новизна исследования,теоретическая и практическая значимое ть,ввдвигаеше на защиту положения,а тагске вопроси апробации,.
Первая глава диссертации "Постановка ..ротеткческого воспитания учащихся посродстпом внекяпсоннх работ по изобрази-гельному некусстзу"соето ит из трех параграфов.
В первом параграфе,который называется "Постановка обще-^эстетического развития учащгхся посредством занятий изобразительного искусства в научно-пэдагогичоско'-i литературе" всесто' роннэ проанализирована в свете проблемы ват?но;>. значимости научнее источники. 3 этом процессе виеманяв призлзказт такой ?актрр,что начиная с иервмх. годов построения :птгали,нароцно-
. ч
го образования в научно-педагогичзскоЗ ,литераттсо рте ваячетс вопросов эстетического воспитания учащихся общеобразовательных «коя посредством вдахлаесш.'х работ к .тоокоз по езобр&зи-
тельному искусству нагши свое отраженно в четырех направле- ' ниях:
1.B учебных пособиях "Педагогика","Школьная педагогика", изданных на азербайджанском н- русском языках в разное время для высших и средних специальных учебных заведений.
2.В-. специальных книгах и научных статьях, посвященных проблеме эстетического'воспитания детей,подростков,школьной . молодели.
. 3.3 педагогических-методических кшгах-иособиях, по священных процессу преподавания и воспитания посредством изобразительного искусства.
4.В газетных и журнальных статьях, связанных с проблемой Анализ научно-педагогической литература в сьязн с проблемой дал возможность прийти к двум важным вшодам.Первый из них связан с формами вноклассных работ по изобразительному искусству,существенно влияющих на эстетическое воспитание учащихся средней общеобразовательной школы.В отдельности характеризуются крухки изобразительного искусства,беседы по изобразительному искусству,музеи изобразительного искусства, экскурсии в художественнее галереи,-коллективный смотр выставок из прикладных работ учащихся, работы,. доводимые в связи, с оформлением школьных зданий,разукрашиванием гас в канун праздников.Второй связан с пристальный вниманием к задачам,_ стоящим перед указанными формами внеклассных работ по изобразительному искусству,к возможностям художественно-эстетического воздействия.Несомненно,что такая позиция способствует организации эстетического воспитания учащихся пэсредс*-:зо': внеклассных работ по изобразительному искусству на тучно-
педагогической основе» '
Втордй параграф называется "Состояние эстетического воспитания учащихся посредством внеклассных работ по изобразительному искусству в школьной практике".Здесь особое внимание уделено изучению традиционных и современных форм эстети-' ческого воспитания учащихся посредством внеклассных работ по изобразительному искусству в ряде городских и районных школ рэсггубликр.В указанных целях били составлены анкеты для учителей изобразительного искусства.и руководителей кружков.ответы на которые всесторонне проанзлизиравагйи£<1ДЬ'.линстзо опрощенных на основе езоего практического опыта отметили,что основные форда работ,проводимых в школа по изобразительному • искусству,в той чиолэ'крукки,клубы,студишш,конкурса и выставки,экскурсии,вечера встреч с деятеляадй искусства положительно сказываются на общеэстетичоском воспитании учащихся, .,формировании их как личное®н и др. -
Третий параграф главы "Возможноа^и зегетичзекоге развития учащихся посредством енекласских1-занятий'по различным областям изобразительного искусства" такта посвящен научно-техническому анализу.Здесь на основе анализа философской, по' дагогииеейой и иекусотвоведчеокоГ? литературы, соответствухшх исследований,а такте отделыш монографий,*ипец/альншс пособий , словарад-ин{:ормациоишх книг раскрывает возможности различна видов "искусств в развитии у учащихся эстетических чувств , перекиваний »вкуса и худояествзико-зстетическо/': !пк-.тельяосгл.Ьншанив уделяется .необходимым /принципиальни-м вопросам,ваянш для учителей,руководителей кружков,студий по изобразительному "искусству. •
Вторая глава диссертации называется "Принципы,особенности и форм» эстетического воспитания учащихся посредстпом внеклассных работ по изобразительному искусству? 13 первом прагра-Те главы "Принципы астатического воспитания учагцихся посредством внеклассных работ по изобразительному искусству" в аспекте, исследуемой проблемы выдвигаются необходимые педагогические принципы - основные требования для создания определенной сис-теш с опорой на содержание,идейную направленность,разнообразие (Торм внеклассных работ,В период,когда в сфере народного-образования происходят основные и коренные преобразования,особое внимание уделяется более четкому формированию соответствующих принципов,На основа анализа ряда научно-педагогических источников,а таюхэ' опыта работы школ,внешкольных воспитательных учреждений предложены нижеследующие принципы эстетического воспитания учащихся посредством внеклассных работ по изобразительному искусству» . ,
Первый - обеспечение эстетического фона,3 озбукдаюкего художественные чувства,гореяиваний»а также эстетико-эмоциональ-ных условий посредством разного содержания и формы внеклассных работ, - '
Зторой - заблаговременный учет идейней направленности, нравственно-эстетического воздействия внеклассных работ,а также кружков,клубов,студий и др, . . 1
*, г
Третий - увязывание теоретических и практических аспектов занятий с традиционными классически,! народным творчеством И соответствующими наглодно-иллюстративннми средствами.
Четвертый - комплексный подход Сформирован:» художественной деятельности по различным жанрам изобразительного ис-
кусства.
■ Пятый - постоянное,систематическое увязывание правил,необходимых понятий изобразительного искусства с соответствующими жанрами и областями изобразительной деятельности,обеспечение максимальной активности.
Шестой - обеспечение научной специализации усвояемых теоретических и практических навыков,привитие элементов'профессионализма.
Седьмой - связанное.использование других видов искусства в усилении-художественного чувства и повышения уровня эстетического вкуса погредстпм изобразительного искусства.
Зосьмо'Л - систематическая демонстрация положительных аспектов внеклассных работ по изобразительному искусству.Опора на образцы творчества ученик-учитель /также руководитель кружка, клуба, студии/. '
lío своей сущности указанные принципы современны и цела-направлеш к успешному выполнению рада важных задач.Поэтому во внеклассных работах по изобразительно;«,/ искусству дти принципы и исходящие из них основные требования взяты за основу. Несомненно,что эти принципы сыграют загну» роль з развитии художественных способностей,расширении эстетических взглядов школьников всех возрастов.
Зо втором параграфе второй главы освещены особенности и • •'•ошч хуцолвстьеино-зстоа'ического развития посредством вне-хлвссшгх vaiwTHíS изобразительного искусства у школьников младшего возраста.Здесь рассматриваются характерные особенности художественных способностей и изобразительные способности по рисованию учащихся начиная с догякольиого периода.
В этот период соответственно интересу к рыооатм, предметам и-объектам проводится необходимый анализ,обобщение.Для деятельности школьников младшего возраста в этой области определена нижеследующие характерные аспекты:
I.Учащиеся начальных клаооов стараются рисовать продмоты и обьекты больше всего их интерэсующие И этим получают удовлетворение.3 этом процессе они не очень задумываются о полноте содержания и композиции,
2.13 своих рисунках отдельные объект?! и прзд". ;ты они пытаются отражать в своем представлении.На придают должного значения соблюдении гармонии, между пелш и его ч?отяш,что важно для познания красоты. Этим связано то>что рнсу:п:и детей подчас не соответствуют реальности.
З.^елавтся попытка соблюдать гармоний,раатьнссти отображения я рисунках,однако не себгк1Д2.:?тся требования перспективы, 4.Содержание и форма рш> .ч-зк ебьектов и отдельных предметов оставляют эпечатл:;ниэ целостности. Однако нз придается долнного значения в рисунках сочзташйо красок при рисований простыми цветными га рандаками, ханже красками, прищипём света к тени,изобрат:от:ю в своей цвете ка-хдого объекта,каждого прзд-кета,казной детали, гармоник цвета.Поэтому такие рисунки на первый взгляд если и хаяутсч цолостнкми, однако не могут выз- -вать в полкой мере худояёствацнолэстетичссное чувство и переливание. '
'{онэчно,все это связано с определенными причгдаами.Наблюдения показывают,что детям начиная с дос-Чольного периода и по стар'чне классы не прививаются необходимее изобразительные навыки.А такне упускается из' виду усвоение- необходимых понят«*!
по различным областям изобразительного искусства,
. Нельзя упускать из виду,что между уроками и внеклассными занятиями по изобразительному искусству должна создаваться органическая,неразрывная связь,¿оли необходимые понятия теоретически верно то усваиваются на уроке,занятиях кружков,клубов, студий и они не увязываются с практической деятельностью, I если не выполняются соответствующие упражнения по формированию художественных способностей,значит гармоничность общеэстети-чеокогй развития на будет обеспечено,Поэтому как в начальных, 5 так и в средних и стартах классах необходимо выбирать наиболее соответствующие форма внеклассных работ по изобразительному 'искусству,На основе исследованных научно-нетодичоских источ-| ников и школьной практики наиболее рациональными в данном . Случае считаются следующие формы внэнлаСсной работы!
1<Крудок рисования /или изобразительного искусотва/, й^Круяок лепни,конструирования,айликации, . 3,Экскурсии.
Апробация этих форы работ в школах № 39,105,190,200 гор. Еаку>№ 25,44 гор,Гянджи,села Еозалганлы Таузского района, показала, чго прадложеншз формы работ наиболее характерны и ин-. тареенн для учащихся начальных классов, В современный период, когда .проявляется большой интерес к сферам художественной деятельности, основидаи мероприятиям являются определение способ нооте» »дарований детей зло изобразительному искусству о ран него возраста,соответственно их интересам и склонностям привлекать их к строкой сета художественных кружков,студий и др» ■С первых же эанятлй сладуот уделять внимание на массовость» большему охвату учащихся различными формами занятий,старатьс;
формированию у них верных представлений и.нзглдцоэ,привить им художественную грамоту,эстетические; чувства,вкус,зрительную память,пространственное представление,способность передавать отображение отдельных предметов и объектов.
В третьем параграфе второй главы речь вдет о сущности, художественно-эстетической значимости занятий изобразительного искусства и различных форм раб*т,'о направлениях'воздействия на художественно-эстетическое раззитио школьников;По мере надобности делается опора на проведанные исследования,!1а уровне современных требований проводятся обобгг^ши.Здесь делается вшод о том,что если кладаюго -озрзста учат?юся боль-пе склонны к рисованию по теме и на основа сказок,то я У-1Х классах учащиеся больше задушваятся об изобразительной деятельности с. натуры и на оспо^з декоративно-прикладного искусства. Это,конечто,связано с расширением их представлений об округаищем,ростом эстетичес::-о: качеств.
В связи с особенностями'худояественнс-зстетичоского раз-вгтия'учащихся средних и.старших классов нельзя упускать иа виду и такой фактор,что в этот период наряду с обогащением остетдаеских'представлен^' у учащихся проявляется такко проносе формирования худонествекно-тсхнпческих нзвкков ла основе принципов искусства.Еодькее этэлание привлекает уиэт законе-.-уериоетей перспектив«,верная передача красок, правильное рэяэ-ние кошгаэинии.
мчащиеся как средних,так и стар-лих гслассэв наряду с овладением техникой изобразительной деятельное»; по разнил жанра!.«, большой интерес проявляют усво&шю теоретических сведений об зтих гг.анрах.
Худозественш:? интерес и особенности -развития учащихся
средней школы,в особенности У-1Х классов в свою очередь выдвигают необходимость в выборе и использовании нижеследующих форм внеклассной работы: I/ кружки по рисованию? 2/студии изобразительного искусства; 3/ кружки по художественному о 1к>р;Л1ению природ!ых материалов; 4/ клубы юных художников; 5/ клубы любителей изобразительного ..искусства,
Методы традиционной работы,а такте проведенные опыты показывают,что построение занятий этих крукков,студий и клубов соответственно пожеланиям и интересам учащихся с. подраз-делениэм их на секции дает возможность прийти к. эффективным результатам.Например,проведение занятий "Клуба любителей изобразитзльного искусства" по секциям "Изучение и пропаганда образцов изобразительного творчества Азербайджана и народов митхл",""зучаниа и пропаганда современных образцов изобразительного искусства","Пропаганда и демонстрация творчества школьных художников" и др. оказывает большое влияние на активизацию эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства.
Статно-экспериментальная работа показывает,что при про ведении бесед на тему "Произведения Низами в изобразительном искусстве" можно добиться расширения художественного да терсса,повышения уровня вкуса широко используя отрывки из произведений поэта "Семь красавиц","Хосров и Ширин","Искан-дегнаме",организуя выразительное чтение,а такие сопровождал это чтение м«.гнито>$оншмк записи"* азербайджанских мугамов "Шур,,,чЕаятц-Шираз","Иуштер","Хумаюн" и др. в исполнении м зыхальиыми инструментами уд,тар,канон,габой и др.
3 ходе исследования е<цо раз годтвсрдкла^ь мнслъ.что ьл занятиях кружков и студий по изобразительному искусству для создания эстетико-эмоционального сос'тояшш следует достатсчное внимание уделять использованию технических средств обучения, в особенности внедрению экранных пособий,Несомненно,что при изучении посвященных отображения природы пейзагно-пакорамшлс ханров кояно посредством эпидиаскопа,фильмоскопа,кинопроектора и других средств огивить их на экране с опорой при этом на соответствующие произведения таких видных мастрр-л1 иокусства, как Е. Кенкерли,С.Еахлулзаде, !•.!. Абдуллаев,!,!. Рахмансздв, таете Шишкин,Левстан,Айвазовский к др.При эт->м теэрет;иаского аспекта беседы станут более интерсскггл и о:::ивлонн-.гп:.
Бнделегао опроделошгого песта документальному кино и телефильмам на теоретических вандеиях • возбуяцает у учащихся различного -аспекта эстетические чувства.Созданные в. разные годи н храшою я фонде фильмы "Азсг/а^даанское :!С..усстпо","Глх1?ю-вань край древний","Говорят скульптурн","Дзорац Щирзанвгаггов", "Худокник Аэим Азг^мзаце", "Путешествие в ¡{арабах'',"Дхалая Кар-ягдн'У'^икаил Абдуллаев","Тахир Салахов'У'Изйза'тасТ Саттар Гахлулзаде","Худолкик Тогрул Нариманбеков","Недописанное тгбло'' /посвященное художник/ ;.арая Рахианзаде/ и др. значительно отеширяют эствттвск'9 взгляды учащихся,воодушевляют к эсте-гическо'4 деятельности. В данном параграфа речь одет также о других массового характера формах внеклассной работы,
3 третьем параграфе второй гл;~вн рассматриваются вопроси зоздо":ствия на учамахся внеклассных работ по изобразительному искусству, в частности на их общеэстетичосгсум культуру. Сдесь делается вывод о том,что как в начальных,так и У-IX массах шн 'тепользовании на занятиях кружков,клубоя,студия рисова;шя
с натуры,'по'тома-и декоративного рисования создается реальная возможность для гарномического развития,Способы работы по .принципу познания гармонии в.окружающем,в искусстве.связанных с верной передачей красок,« сво«и естественности в тоне время еще больше повышают интерес- 'учащихся к другим видам искусства' литературе,музыке и театру.На этой почве .у них развиваются эстетические чувства,способность наслаждаться прекрасным.
Третья глава диссертации называется "Мсп^льаование образ цои азорбайуанскй'го троякого творчества во внеклассных работах по изобразительному искусству". В двух параграфах денной главы "использование образцов азербайджанского народного декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического' вкуса учащихся" к "Использование образцов азербайджанского 1« родного д о ко рат ив но-прикл е д ноvо искусства в развитии эстетической деятельности учащихся" особое внимание.уделяется ни жеследующим вопросам: .
■Первый связан с воспитанием у учащихся астатического в» с а на занятиях кружков,клубов и студий, работающих в теоретическом аспекте,с использованием соответствующих- наглядно-иллюстративной наглядности, такко документальных, каучно-популя] шх, учебных фильмов, сопровождающих беседы и викторины, котор: создают полное представление о различных ввдах,отдельных образцах азербайджанского народного декоративно-прикладного искусства.
Второй связан формированием згиржествекно-эстетичаско? деятельности учащихся на почве прюбретениш: .умений и спос< иоетей на основе образцов азербайджанского народного творч-гва,изучаемых ка занятиях отдельных кружков,клубов и ~туди В4 целях развития: '^ петндасхагч} вкуса учащихся бюга под
товлены беседы по темам "Азеро'й'Лдешсчис ковш","Лаорпайдкан-ское художественное тканнв", "Азе, •байдаанская посуда с декоративным украиением","Декоративные украшения зданий и образцы искусства",которые подвергались экспериментированию в школах № 39,190,200 гор.Баку,!!1!;? 25,44 гор.1'янджа,села Еозалганлк Тауз-ского района.Яри этом практически .были изучены'методы работы, внздрясикс ú процессе подготовки строке- распространенных в азврб/з^акекок народном дёкоратквно-прйюгадюм искусстве из£7?л;;к,х;г.': ковроддлиэ. художественна.';. г.там.угорк на дереве, керамика.Оничанке бк?с направлена на праеткизс-дм усвоение ."»л-.::-5;^-'?': узоров,о5!'П».('}|В,оз,укр0д.'Ий»й и на воз-
худи^сетвепнсл дер-лми>исстп дольников.
Ь'аелидеккя,с'зг.здк проподс;':""? во вге::л o'rirno-OKcnírpKMeH.-тальыс;': работ;?, тякдз анализ результатов • худокествзнко-творчсс-.:о!' деятельности, сравнение впечта:';;!"'.?, лр;:о;;рс?теш!нх из от-делмазс об.'яагоч искусства и друггг» .'w-ü-Te пежэоляли доказать, «то благодаря предложенной кстодичесгсо-'т системе значительно погг-епл^сь уропеиь эстетического воспитания учазпкхся,а такте Boof'"'e эстетич^згоЗ культура школьников.
• :i pffifasBiwí
I.Анализ,ctíoнаучне-мотгпкчзеггой литературы,школьно : ггглтг/игл.сгатно-скгпйргй^актал^г-тх работ показал,,что вне- ■ яласск'яо рпботы по ¡зебразительгет^/ искусству о('Яддавт своеобразной ролью, позицией л значимостью в эстетическом поспста-шм учазрпсся.
З.истетичвскоо поепктанкэ учагаихся посредством внекяас-нкх работ по изобразительному искусству приставляет собой тза-кныи конто нет, один из главных облаете* проводимых в общеобразовательно"; школе рдбот по эстетическому воспитании.
З.Иэучониа теоретических аспектов проблемы показало,что в научно^педагогической литературе осуществление эстстическо-. о воспитания учащихся посредством внеклассной работы и уроков по изобразительному искусству ртракено в четдаэх аспектах: а/в учебных пособиях "Педагогика","Школьная педагогика",изданных в разнш годи для вцеганх и средних спецкаяышх педагогических шкоя^/й книгах и сборниках научных статей посвящдншх проблеме эстетического воспитания; в/в педагогических и методических пособиях посвяцэиных эстетическому воспитанию в процессе обучения.и воспитания; г/в газетных и куриальных статьях
'¿.Теоретический анализ и огигда-экспариьюнтальшэ работы еще раз подтвердили, что вшклассша работы явлштся наиболее эффоктшной формой осуществления эстетического воспитания в ■ обя5е£гбразоаа'гельной школа,
5к/;сьияьвуе>«о из замятиях крузков,клубов и студий образц; азербайджанского Народного декоративно-прикладного искусства иов^лэт йстетичеркое воздействие отдельных занятий,Образци декоративного искусства,отракошгый в'изделиях по ковродалюз, художостэопнэЯ вязке .дереву, керамике, стеклу; металлу и др. ,сос щаеша а связи с ними теоретический сведения,проводимые практические занятия бща больше воохищгрт учащихся,развивают их эотв'дтеаскяй й!&с,худо,2ас?во!п:э-эс?е?тзокую деятельность.
, б.Вжноо еначонно эстетического воспитания посредством вноклассних работ по изобрааитольдауу искусству заключается также в г-7-1,что в ваттиях разного характера создаатоя широк . зоз«о®нсс*к для близкого giias:0ii0TBa с тдиаидуелыы:.п? особоя , иостяыи уч^шеся.На еанятия;; по рксозаниз с натуры, по теш к декоративному рисозада-о у учащихся в динамической форма разх
-узнаются художественно-эстетический интср'о.луч'ль зс>сп;,...п'д'-пт предметы и обьокты.Больше бросается в глаза эстетическая нал-равлешость художественной деятельности;На занятиях равного содержания у учащихся развиваются 'также эстетическая чувствительность, эстотичэокое отнонютш-,способность к эстетическим суждениям.
Раскрытие пород учгкутся с зсздошюс погшиА возуоллпс-тей изобразитояьадго искусства отрока?*, з округлен у.иро прекрас?»"» и безобаазиво, Ьрозедашге :>а. спи<*ве ко:?-
томта« дропзведенгтй создает но-шудля прляяяьмро форуррояания у уча^ихе.; эстетических взглядов.
Я'1 ?г::оав про?а;/л!чэго ксеодэваяпя в д:тс: зтегап'ш чвд-т;-;рО'/йМицГ'ац::'^:
яг-'х :к.!Т00С0Е ^ттехс.ч пс.гототша ^тилк'• прогр'чо; для отдельная ирудко:;- п студий, теторке !млепапз«уа-вэл:: бп их Р/нси одителс:"! к г^—п^чо? организации ют^! адского асявшишя учлцдлхся.К с. / делу ^леду»? привлекать х;>7;с."'н,!;:с;;, друг?« т;<српсс кул шшдопгекцга, ошпгнкх педагогоз и квтодистов. /
2 ЛЬ ггшяпшу но знзклаоспоА ртСотз.как твог®?«чэско1ч>, так и практического характера, нсобходга'-о систематически давать сведения я шатнчгЖ гсзиоях изобразительного искусства,
создавать у учашждя огетдо.~еш<кс представления о-аоасстс чаг-» "
дого вида гаобрззитэлглтоЛ деятаяьпосгк..' ■
З.Для повышения эстетического воэде^стрмк внзкласовг-'х- работ по изобразительному искусству необходимо на занятиях отдельных круккоз и студий,клубов использовать разного характера /конкурсы,встречи, с Мастерами искусства,экскурсии в1 музеи, исторические нсста/ работы.Такая позиция должна раискатри-
ватъся в качество педагогического условия,важного эстетического принципа,
4.В целях расширения художественно-эстетического мировоззрения учащихся в процессе занятий клубов,студий, экскурсий, выставок,бесед рекомендуется подготовить и издать массовым тирадам соответствующие пособия,» том числе китуА,альбомы, сборники иллюстраций,стенные пособия и др.
5.,Г»ля рационально)'; организации уроков и внеклассных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательных школах республики следует особое внимание уделить подготовке квалифицированных учителей,руководителей кружков,клубов и студий, которые могли бы всесторонне глубоко доводить до учащихся художественно-эстетическую значимость отдельных жанров искусства, различных сфер деятельности,
6.Учитывая то,что в настоящее время есть нехватка в квалифицированных учителях,руководителях кружков,клубов и студий выгпо,чтобы соответствующие училища по искусству и культурно-просветительные учреждения всеми средствами активизировали свою шефскую помощь школам.
7.В целях повышения наглядности и эстетического воздействия внеклассных работ,в особенности занятий крукков,клубов и студий теоретического характера большое значение имеет под готовка Фотоальбомов го изобразительному искусству на основе экспонатов соответствующих музеев, произведений с постоянных выставочных саловов и обеспечение ими всех городских и районных школ республики,
8.Для повшьния самоподготовки учителей,воспитателей,ру ководителей кружков и школьников считается важным подготовк
и издание популярных книг и брошюр по темам "В мире изобразительного искусства","Язык красок","Виды и жанры изобразительного искусства","Азербайджанское народное декоративно-прикладное искусство" и др.
Основное содержание,главные идеи диссертации отражены в нтгееслэдутаих публикациях;
I.Эстетическое воспитание учащихся во внеклассных работах по изобразительному искусству /методические рекомендации/. Еаку,1991. 1 п.л i
2.Изобразительное искусство и эстетическое воспитание.Кур. "Улдуз",1920,!,3 5. стр. 57-58
3.Значение внеклассных занятна по изобразительному искусству в эстетическом воспитании учащихся.Кур. "АзербаГде-ан мектеби",1990, !:? 4. стр. 39-4?,,