Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Локтева, Оксана Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Локтева, Оксана Борисовна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1.

ТЕРЕТ11КО - ПЕДАГОГ! 1ЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕШ1Я ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУ ССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ПАРАГРАФ 1.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.12

ПАРАГРАФ 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУ'ССТВА

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.36

ПАРАГРАФ 3.

ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРС А, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУ ССТВА

МЛАДШ11МИ LI 1КОЛЬНИКАМИ.77

ГЛАВА 2.

ОПЫТНО - ЭКС'ИЕРПХ 1EIГГАЛЫ1АЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ 1ШТЕГРНРОВАННОГО КУРСА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА М. 1АД Ш 1Г\111 ШКОЛЬН! ПСАМИ.

ПАРАГРАФ1 1.

РАЗВИТИЕ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ КАК НАЧАЛЫ1ЫИ ЭТАП ЗНАКОМСТВА

С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА.105

ПАРАГРАФ 2.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБРЯДАМИ И ТРАДИЦИЯМИ РУ ССКОГО НАРОДА НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ

ДЕКОРА'П 1131IO-11Р1 1КЛАДНОП> 11СКУССТВА.130

ПАРА1ТАФЗ.

ИЗУЧЕНИЕ ДОСТУПНЫХ ITPOI13ВЕДЕ1П Ш ИСКУССТВА, ОТРАЖАЮЩИХ ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ДУХОВНОЙ

К> ЛЫУРЫ.152

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками"

В настоящее время, время возрождения России как независимого государства, время формирования и развития гражданского самосознания, большую роль играют учебные предметы и курсы, призванные раскрыть особенности русской традиционной культуры. Вводимые в учебную программу, дисциплины ставят своей целью познакомить учащихся с различными аспектами поступательного движения русского общества, с историческими закономерностями этого движения, с отражением в искусстве и культуре различных его этапов. Все это будет способствовать повышению самосознания россиянина, гордящегося прошлым и настоящим своей страны. С одной стороны, необходимость изучения подобных курсов не вызывает сомнения. С друтой, их введение влечет за собой чрезмерную перегрузку учащихся, является причиной их переутомления. Выходом из сложившейся ситуации может стать интеграция получаемых знаний, объединение их в один учебный предмет. При гакой интеграции важно выделить доминанту -основную \"чсбную дисциплину и определить вспомогательные элементы, дополняющие восприятие материала. Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста - конкретность восприятия, необходимость опоры при обучении на зрительные образы, можно предположить, что наиболее рациональным будет выделение как доминанты изучение произведений искусства, обучение детей их анализу. Постигая особенности произведений искусства, дети не только будут знакомиться с их внешним оформлением, но и обратят внимание на то. как в искусстве отражается мировоззрение людей, их идеи и стремления, проследят поступательное развитие человеческого общества, запечатленное в них.

Таким образом, ознакомление с шедеврами живописи и архитектуры позволит с различных сторон - художественной, мировоззренческой, исторической - взглянуть на наше культурное наследие, на развитие русского человека и общества в целом. Чтобы восприятие было полным, дополнительными элементами интеграции становятся: ознакомление с обрядовыми и фольклорными традициями, обращение к основным событиям отечественной истории и духовной культуры.

Искусство, как специфическая форма общественного сознания, исследовалось такими философами как: Г. Гегель, И. Кант, Л. Феербах, Н. Г. Чернышевский, идеи и теории которых явились основанием для понимания сущности эстетического развития человека.

Прослеживали изменения в типологии художественного сознания на протяжении истории развития человечества такие философы и искусствоведы как: В. М. Алпатов, В. В. Бычков, И. К. Кузьмичев, А. Ф. Лосев, И. Ф. Волков.

Изучалась проблема художественного восприятия и психологического воздействия цвета на человека такими искусствоведами и психологами как : Ауэр К., К. Венгер Л. А., Волков Н. Н., Выготский Л. С., Гете И., Дерибери М. Доде Л. Леонардо да Винчи. Люшер М. Ферри Ш.

В отечественной педагогике вопросами, связанными с изучением произведений искусства в общей системе эстетического воспитания занимались: Кубышкина Э. И. Кузин В. С., Неменский Б. М., Полунина В. Н., Шпикалова Т. Я. Шуртакова Т. В.

Ряд диссертационных исследований посвящен проблеме восприятия и анализа произведений искусства. Это работы Кевиш Н. М., Керимешеевой О. А. Коробки Ю. В. Лукина Н. Н . Рыбниковой О. Н. Скильского Д. М. Шешко И. Б. Хижняк Е. А.

В настоящее время появился ряд нетрадиционных программ, направленных на изучение русской культуры и истории. Это: факультативный курс "Введение в народоведение" ( автор М. 10. Новицкая ). экспериментальная программа по истории в системе Л. В. Занкова ( автор Н. Я. Чутко ), программа "Введение в историю" ( авторы Е. В. Саплина, А. И. Саплин ).

Также значительный интерес представляют исследования по истории, этнографии, фольклористике, костюму таких авторов как: В. Брун, И. Е. Забелин, 3. Косидовский, Н. И. Костомаров, Д. С. Лихачев, М. Н. Мерцалова.

Несмотря на широкое теоретическое освещение вопроса изучения произведений искусства, в начальной школе недостаточно разработаны компоненты интеграционного изучения произведений искусства. Поэтому нами был разработан интегрированный курс, основной целью которого стало обучение младших школьников глубокому и всестороннему анализу произведений искусства. Компонентами предложенной интеграции являются: развитие цветоощущения как основной характеристики внешнего оформления произведения искусства, ознакомление с обрядами и традициями, раскрывающими основы мировоззрения древних авторов, изучение отечественной истории и духовной культуры, позволяющие глубже понять содержание произведений искусства.

Необходимость разработки интегрированного курса диктовалась тем, что. с олпой стороны, проблема ознакомления детей с произведениями искусства теоретически исследована, существуют некоторые попытки ее практической реализации. С другой стороны, данная проблема разработана односторонне, изучение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства рассматривается или в связи с обучением рисованию или изолированно без учета связей с предметами гуманитарного цикла. Все это делает акту альным выбор темы исследования " Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками".

Интеграция знаний предполагает необходимость глубокой связи между изучением произведений искусства и обращением к этнографическому и историческому материалу1. Данный подход обеспечит не только целостность восприятия, но также будет способствовать развитию образного и логического стилей мышления.

Известно, что обучение в школе направлено, в основном, на развитие левого полушария, на формирование логической стратегии мышления, что приводит к некотором)' регрессу в развитии образности. У младших школьников наблюдается тенденция к репродуктивному характеру деятельности, к игнорированию творческого подхода при решении учебных задач. отмечается нежелание учеников воображать, придумывать новое. Однако развитие образной стратегии мышления не менее важно, чем развитие логической.

Интегративный подход предполагает изучение специфических особенностей цвета - его художественного, психологического и символического значений, а также анализ произведений искусства с точки зрения их внешнего оформления и внутреннего содержания. Все это будет способствовать развитию образности. При этом обращается внимание также на отражение в произведениях искусства мировоззрения создателей, на определенные стороны исторического развитая. Изучение этого требует определенной логики, в час'пшст умения понимать закономерности исторического хода событий. Логика постижения и восприятия исторического материала характеризуется как исторический тип мышления.

Под историческим мышлением понимается "умственная деятельность, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего'^ И. Я. Лернер). Такой тип мышления формируется на протяжении 3 - х лет обучения. Дети постепенно подводятся к анализу исторических событий, первоначально, обращаясь к картинам исторического жанра, далее изучая обрядовые и фольклорные традиции в логике их причинности, соблюдения, религиозного значения. И наконец, на основе изученного, обращаются к историческому материалу, с тем, чтобы в комплексе искусствоведческих этнографических и исторических знаний, осознать поступательное движение русского общества. Все это непосредственно направлено на развитие логической стратегии мышления. Таким образом, образный и логический компоненты мышления развиваются параллельно. При этом большая доля образного компонента характеризует первоначальный этап, логический же компонент превалирует на завершающем этапе.

Кроме того, данный подход обеспечивает прочность усвоения знаний. Отсутствует отрывочность, все изучаемое логически взаимосвязывается и обуславливается причинно-следственными зависимостями.

Вопрос о возможности формирования историко-культурных зависимостей при изучении произведений искусства является недостаточно изученным. проблема исследования формулируется следующим образом - каковы педагогические условия интеграции знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников в процессе ¡пучения произведений искусства.

В качестве предмета исследования выступает процесс интеграции знаний при изучении живописных произведений искусства младшими школьниками.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать роль интеграции в учебном процессе,

- дать анализ основных подходов в изучении произведений искусства младшими школьниками,

- обосновать интегрированный курс изучения произведений искусства в 1 - 3 классах.

- выявить и экспериментально обосновать педагогические условия интеграции знаний младших школьников при изучении живописных про] пвсдсши} 11скусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что интеграция знании при изучении произведений искусства младшими школьниками будет эффективной, если ее компонентами станут:

- ознакомление с художественной, психологической и символической функциями цвета, как одного из основных средств выразительности живописи,

- освоение национальных традиций и обрядов, раскрывающих мировоззрение русского народа с 1-9 в.в., являющееся основой для понимания произведений декоративно-прикладного искусства,

- изучение основ отечественной истории и духовной культуры, необходимое для анализа и глубокого понимания идеи и цели создания произведения искусства.

Методологию исследования составляют общефилософские преоспикиенин о сущности искусства в развитии человеческог о общества, о его влиянии на отдельно взятую личность, о чувственно-рациональном познании, а также положения эстетики о развитии типов художественного мышления, основные положения психологии о единстве логического и образного в структуре познавательной деятельности младшего школьника, основные этапы его развития, общепедагогические понятия о необходимости интеграции знаний, о связи модели и оригинала при обучении, учете основных педагогических принципов, методов, приемов и форм работы.

В диссертации используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, псторнко-искусствоведческой литературы; изучение учебных программ и курсов, посвященных практическим вопросам изучения произведений искусства младшими школьниками; обучающий эксперимент; наблюдение; анализ продуктов деятельности учеников; анкетирование; количественный анализ результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась средняя школа №? 1083. в эксперименте участвовали 110 учеников начальной школы.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1994 - 1995гг.) - теоретический. Он был посвящен анализу педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, а также изучению передового опыта, раскрывающею состояние данной проблемы в школьной практике. Было разработано в общих чертах содержание обучающего эксперимента. Полученный при этом материал позволил обосновать программу исследования. Проводился обучающий эксперимент ( начальный этап).

Второй этап (1995 - 1997 гг.) - опытно-экспериментальный. Продолжался обучающий эксперименте основной и завершающий этапы ). 1 юлученные данные систематизированы.

Трети этап (1997 - 1998гг. ) - обобщающий. Он вк;почал обработку. оооОщсннс п систематизацию результатов опытно- экспериментальной работы. Написание и оформление текста диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что:

- дана сущностная характеристика интеграции знаний,

- выявлены этапы интеграции знаний в процессе изучения младшими школьниками произведений искусства. Ими являются:развитие цветоощущения как начального ознакомления с произведениями искусства, ознакомление с обрядами и традициями русского народа mi основе произведений декоративно-прикладного искусства, изучение доступных произведений искусства, отражающих основы отечественной истории и духовной культуры.

- обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия интеграции знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками. К ним относятся: обязательное наличие внутрнкомпонентных связей, установление межкомпонентных связей, учитывающих усложнение от этапа к этапу; постоянное установление связей между изучаемыми явлениями, событиями фактами и отражением их в произведениях искусства; обязательное сочетание усвоения знаний с практическим применением их при анализе произведений искусства, в творческих работах.

- разработаны внутриинтегративные компоненты каждого этапа, адекватные разработанным педагогическим условиям.

Практическая значимость исследовании определяется разработанностью интегрированного курса, направленного на изучение произведений искусства младшими школьниками, возможностью использования его содержания в учебной работе с детьми этого возраста. Материалы исследования могут применяться в системе, а также как дополнительные элементы на уроках обучения грамоте, математики, чтения п ознакомления с окружающим миром. Результаты исследования меч ут быть включены в пособия для учителей и студентов педагогических ВУЗов.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечена опорой на научную теоретическую базу исследования, разработанностью на ее основе содержания обучающего эксперимента, которое соответствует поставленным задачам и подтверждено сравнительным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- сущностная характеристика межпредметных связей в учебном процессе:

- уровни и этапы интеграции знаний в процессе изучения младшими школьниками произведений искусства;

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в пяти публикациях, а также в цикле лекций для студентов МПГУ, в преподавании авторского курса в школах № 112,1083 г. Москвы. Отзыв о преподавании получил одобрение в департаменте.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Локтева, Оксана Борисовна, Москва

1. Как применяли это изделие?

2. Из какого материала оно изготовлено?

3. Какие цвета выбрал автор для украшения изделия, почему?4. Что изобразил художник?

4. Представление древних людей об осени. 2ч.3. Как жили наши предки. 1ч.

5. Мужчина в древности. Мужской костюм. 1ч. 5.11 петиту т землсдсл! ш. 1ч.

6. Пантеон земледельческих богов в народнойвышивке. 2ч.7. 11 нети ту г богатырства. 2ч.

7. Представление о мужчине в русских народныхсказках. 1ч.

8. Женщина в древности. Женский костюм. 1ч.

9. Годовой цикл работ женщины. 2ч.

10. Женские гадания (встреча Нового 1 ода ). 1ч.12. Свадьба.

11. Свадебный подарок прялка, ее назначение. 2ч.

12. Представление о женщине в русских народных сказках. 1ч.15. Рождение ребенка. 1ч.

13. Начало весны встреча Масленицы. 1ч.

14. Детский фольклор (потешки, прибаутки и др. жанры). 2ч.18. Русские народные шры. 1ч.

15. Знания о живой природе, передаваемые дятям. 1ч.

16. Мужчина в древности. Мужской костюм.5. Институт земледелия.

17. Пантеон земледел ь ческих богов в народной вышивке.7. Институт богатырства.

18. Женщина в древности. Женский костюм.

19. Годовой цикл работ женщины.1!. Женские гадания ( встреча Новою Года ).12. Свадьба.13. Свадебный подарок прялка.

20. Детски» фольклор ( колыбельные, потешки, прибаутки и др. жанры).18. Русские народные игры.

21. Как применяли это изделие9

22. Из какого материала оно изготовлено?

23. Какие цвета выбрал автор для украшения изделия, почему'.'4. Что изобразил художник?

24. Ретроспектива русских князей до Владимира Красное Солнышко. ( "Повесть временных лет") Зч.

25. Краткое повторение основ русского язычества и сравнение его с 2ч. античным язычеством.ЗЗарождение христианской религии в недрах Римской империи.2ч.

26. Основные факты жизни Иисуса Христа ( Новый Завет Библии с опорой на произведения искусства различных времен и народов ). Зч.

27. Причины введения христианства на Руси с опорой на обзор основных мировых религий. 1ч.

28. Процесс введения христианства на Руси. 1ч.

29. Христианские праздники ( с опорой на отражение их в иконописи ) Зч.

30. Христианские таинства. 2ч.

31. Православное сообщество на Руси ( расслоение русского общества в зависимости от отношения к религии).1ч.

32. Роль книги в христианстве ( Ярослав Мудрый. Кирилл и Мефодий )1ч.

33. Татаро монгольское нашествие на Руси ( Сергий Радонежский ). 2ч.

34. Роль иконы в христианстве. Отражении в иконописи русского самосознания в период монголо татарского нашествия.1ч.13. Феофан Грек 1ч.14. Андреи Рублев 1ч.15. Дионисий 1ч.

35. Деревяпное и каменное зодчество на Руси 1ч.

36. Иван Калита, начало возвышения Москвы.1ч.

37. Дмитрий Донской, Куликовская битва.2ч.

38. ИванIII, строительство Кремля. 2ч.20. Экскурс!!я в Кремль 1 ч.

39. Ретроспектива отношения русских христиан к Родине, к человеку. 1ч.

40. Ретроспектива русских князей до Владимира Красное Солнышко. 6. Процесс введения христианства на Руси.1.. Татаро-монгольское нашествие на Руси ( Сергий Радонежский ).

41. Иван Калита, начало возвышения Москвы.

42. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

43. Зарождение христианской религии в недрах Римской империи.

44. Основные факты жизни Иисуса Христа (Новый Завет Библии с опорой на иконопись и живописные полотна различных авторов).

45. Причины введения христианства на Руси с опорой на обзор основных мировых религий.7. Христианские праздники.8. Христианские таинства.

46. Краткое нов горение основ русского язычества и сравнение его с ангинным язычеством.

47. Роль книги в христианстве ( Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефоднй ).

48. Роль нконы в христианстве. Отражение в иконописи русского самосознания в период монголо-татарского нашествия.13.Феофан Грек.14. Андрей Рублев.15. Дионисий.

49. Деревянное и каменное зодчество на Руси.20. Экскурсия в Кремль.

50. Азбелева С. Н. Народная проза. М. 1992. 608с.

51. Аксенов Ю., Левндова М. Цвет и линия. М., 1986. 326с.

52. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991. 238с.

53. Алехин А. Д. Когда начинается художник. М., 1993. 160с.

54. Алпатов М. В. Искусство. М., 1969.- 543с.

55. Ашатов М. В. Немеркнущее наследие. М., 1990.- 303с.

56. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М., 1988.- 430с.

57. Антонов U.C. Слагаемые знаний. Петрозаводск, 1986.-70с.

58. Апресян Г. 3. Вопросы теории эстетического воспитания. М. 1970. -187с.

59. Драповнч Б. Маттелиякн В. Детская библия. М., 1992. 542с.

60. Лрпхепм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.1974. -392с.

61. Архпмапдрпт Зинон. Беседы иконописца. II., 1993. 30с. ¡3. .Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1965.- 380с.

62. Балакина Т. И. История русской культуры. М., 1996. 208с.

63. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М. 1993.22.U'.

64. Варанов Е. Московские лег енды. М. 1993.-302с.

65. Баранов С. П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. М. 1963.-124с.

66. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. М.,1981.-143с.

67. Басовская Е. И. Личность общество - мироздание в русской словесности. М. 1994.- 432с.

68. Бахтин M. М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.-443с.

69. Ьенуа А. История русской живописи. М., 1995. 447с.

70. Берсенева В. Я., Романова И. В. Вопросы орнаментации гканп. М., 1974.-400с.

71. Богоявленский Д. Н., Менчннская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.- 456с.

72. Боиград Левина Г. М. Древние цивилизации М. 1989. - 453с.

73. Бродский Б. Покинутые города. М., 1963.- 148с.

74. Бродский Б. Каменные страницы истории. М., 1960.- 210с.

75. Бродский Б. Жизнь в веках. М., 1988.- 268с.

76. Букрннская И. А. Язык русской деревни. М., 1994.- 140с.

77. Бурлила Е. Я. Путь длиною в века. М., 1994.- 175с.

78. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1991.- 352с.

79. Еухарев И. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. М., 1994.-237с.

80. Бычков В. В. Духовно-зстстические основы русской иконы. М.,1994.-260с.

81. Ванслова В. В., Соколова П. И. Пути развития русского искусства конца 19 начала 20 вв. М. 1972.- 271с.

82. Векслер А. Г. Москва в Москве. М. 1982.- 238с.

83. Венгер А. А. Вент ер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 1994г.-240с.

84. Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М. 1972г. 156с.

85. Вентури Л. Художники Нового времени. М.,1956.- И 1с.

86. Вентури Л. От Моне до Лотрека. М. 1958.- 107с.

87. Вергелсс Г. 11. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л., 1987.- 110с.

88. Волина 13. В. Занимательное азОуковеденпс. М.: 1991,- 368с.

89. Волков II. II. Цвет в живописи. М. 1984.- 600с.

90. Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1969.-458с.

91. Воловик II. С. У истоков русского фольклора. М., 1994.- 192с.

92. Воскобоиннков В. М. Православные святые. С-116., 1996.-464с.

93. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.-.

94. Гастев Л. Как смотреть архитектуру. М. 1961,- 59с.

95. Гегель Эстетика. М.1968.-291с.

96. Герчук Ю. А. Язык и смысл изобразительного искусства. М.,1994.-176с.

97. Гладышева Е. В. Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. М.,1991.- 79с.

98. Глазычев В. Москва вчера и сегодня. М., 1980.- 350с.

99. Головин II. II. Моя первая русская история. М., 1992.- 446с.

100. Голубева Т.С. Нужна ли история в начальной школе. "Начальная школа" ,1995. №11.

101. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства и действительности. М.1986.- 120с.

102. Гончарова Н. М. Этикет и мы. М., 1993.- 76с.

103. Горбачевский М. Москвоведенне. М. 1997.-368с.

104. Грин Г. Л аксон В. Введение в мир числа. М.,1982.-192с.

105. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.1991.- 446с.5о. Гр)Ш1:о Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологпнп. Н., 1966.-480с.

106. Губанова Е. II. Народные обычаи в процессе формирования н к гической культуры младшего школьника на уроках труда. " Начальная ;::колл" 19^4. Лео.

107. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 1. 2. 3. 4.

108. Дитрих А., Юрмни Г., Кошуриикова Г. Почемучка. М., 1993.- 382с.

109. Дернбери М. Цвет в деятельности человека. М., 1964.- 120с.

110. Дмитриев Ю. Тринадцать черных кошек. М., 1988.- 180с.64. Домострой. М.,1990.-304с.

111. Жегалова С. К., Жпжпна С. Г. Резьба н роспись по дереву. N1. 1967.-160с.

112. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М. 1991.- 534с. 67.Забелин И. История города Москвы. М., 1990.- 450с.

113. Забияко А. И. История древнерусской культуры. М.1995.- 301с.

114. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия п поччия. М. 1989.-607с.

115. Зак А. 3. Развитие умственных способностей школьников. М., 1994.-320с.7!. Захаров К. М. Детские неврозы. С-Пб., 1994,- 105с.

116. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.-205с.

117. Зеленцов А. Исакова Л. Христианская семья и брак. М., 1992.-79с.

118. Зелепкова И. В. Восприятие произведений искусства младшими школьниками. "Начальная школа", 1996., Лг7.

119. Чолотнннкпй Н. О. Цветы в легендах н преданиях. М. 1991 .-320с.

120. Еьаш елпе п деяния апостолов от Луки. М. 1989.- 87с.

121. Егорова Т. С. О системе эстетического воспитания в начальной школе. "I !ачальпая школа", 1995., 2.78. 1г«лпкова В. А. Развитие способностей художественного восприятия у д.иколМ., 1959.- 132с.

122. Ильенков Э. В. К истории вопроса о предмете логика как науки. Вопросы философии, 1966, № 1, стр. 15.о4. Исаева Е. В. Воробьева О. В. Природа и искусство в воспитании младшего школьника. "Начальная школа", 1995, №11.

123. История искусства зарубежных стран. М. 1962. Т. 1 192с.

124. Исупова А. Ш. Как прекрасен этот мир, посмотри. "Начальная школа". 1996., №2.

125. Нтс Р. Шепот Земли и молчание Неба. Мм 1990.- 180с.

126. Каменева Е. О. Какого цвета радуга. М., 1975.-167с.

127. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.- 73с.

128. Канторович И. В. Из истории Москвы. М. 1997.-224е.

129. Карамзин 11. М. Записка о древней п новой России. М., 1991 .-127с.

130. Каретникова И. А. и др. Как смотреть и понимать произведения искусства. М., 1964.- 80с.

131. Карпов А. Сказания Русской Летописи. М. 1995.- 234с.

132. Quenot М. L ikone. Paris., 19^3.- Ю8с.

133. Кевпш П. М. Педагогические основы восприятия учащимися литературы и живописи. Кандидатская диссертация. Ташкентский 1 осударственный педагогический институт им. Низами, Ташкент, 1979.

134. Керпмешеева О.А. Формирование способностей к художественно-образной характеристике изображенного в рисунках младших школьником. Кандидатская диссертация. Научно-исследовательский институт художественного воспитания, М., 1985.

135. Ключевский В. О. Исторические портреты. М. 1990.-621с.

136. Ключевский В. О. Добрые .люди Древней Руси. М., 1990.- 584с.

137. Кнсбель И. II. Картины по русской истории. М., 1989.-32с.

138. Князева В. Иллюстрированная история России до Петра Великого, v » lu. i Vv.v- jhJ.JC.Ю1. Ко.лпакова Н. Сокровище народа. М.,1957.- 160с.

139. КоменскийЯ. А. Избранные педагогические сочинения.М., 1939.- 305с

140. Кондратьева К. А. Цвет в художественном.конструировании. М. 1984.-52с.

141. Коненков С. Т. Мой век. М.,1972.-368с.

142. Корейс М. Фолл Д. Школа вежливости. 1 Ipara, 1963.- 192с.

143. Костанян Н. Н. Русская народная словесность. М. 1994.- 256с.

144. Кудина Г. Н. Мелик Пашаев А. А., Новлянекая З.Н. Как развивать художественное восприятие у детей. М., 1988.- 80с.

145. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. М. 1996.-320с.

146. Кузнецов О. В. Исторический и батальный жанр. М.1982.- 192с.

147. Кузнецова Л. О. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. Киев, 1989.- 317с.

148. Кузьмпчев И. К. Введение в эстетику художественного сознания. I I. 1995.-287С.

149. Ы. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1957.- 463с.

150. Кушаева II. А. Теоретические проблемы использования искусства на уроках гуманнтарно1 о цикла. М.1977.-260с.

151. Кьятковскш; С. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. М„ 1981,- 274с.

152. Лагерлеф С. Л егенды о Христе. М., 1991.-190с.

153. Ладыженская Т. А. Течь. Речь. Речь. М. 1990.-360с.

154. Лсрнер И. Я. Развитие мышления учащихся. М.1982.- 165с.

155. Липатов В. 1 {вот. свет, жизнь. М.1993.-85с.

156. Литвнипег. С. Ф. Рассказы про былое. М. 1991.- 194с.

157. Лихачев Б. Т. Теория эстетическою воспитания младших школьников. М. 1985.- 195с.

158. Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983.- 256с.

159. Л отмен Ю. М. Бсссды о русской культуре. М. 1994.-401с.

160. Лошкарева Н. Л. Межпредмет. 1ыс связи н нх роль в формнровашшн знаний н умсинн школьников. М. 1967.- 120с.

161. Львова С. II. Язык в речевом общении. М.Л992.- 190с.

162. Любимов Д. С. Великая живопись Нидерландов. М. 1963.- 159с. 128. Любимов Д. С. Искусство Древнего мира. Мм 1980.-309с.

163. Лкчиер М. Магия ивета. Харьков,1996.- 432с.

164. Максимова З.Ы. Устное народное творчество и изобразительное искусство. "Начальная школа". 1994. .\*?6.

165. Мартынова А. П. По тешки, считалки, небылицы. М., 1989.- 351с.

166. Марченко Ю. М. Раскрытие связей между историческими, нравственными и эстетическими понятиями в произведениях искусства. Фрунзе. 1969.-60с.

167. Матвеева П. И. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.- 160с.

168. Мелик Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.- 96с.

169. Мелик- Пашаев A.A., Новлянская 3.11. Ступеньки к творчеству. М. 19%.- 143с.

170. Мсиар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М.,1992.-284с.

171. Мерпилова М. Н. Костюм разных времен и народов. М. 1993.-543с.

172. Мерцалова М. Н. Дети в мировой живописи. М., 1968.-145с. i 39. iviH.ioin K'ifii А. С. 11ародные промыслы. М.,1994.-398с.

173. Мплогскнй А. С. ('качп, добрый единорог. М. 1983.-191 с.

174. Милюков П. i I. Очерки по истории русской культуры. М.,1992.- 160с.

175. Мпнарт М. Свет и цвет в природе. М. 1959.-200с.

176. Митась А. В. Предания и легенды России. М.1992.-111с.

177. Михайлова 3. А. Ивовые занимательные задачи для дошкольников. М.,1985.- 96с.

178. Мухина 3. 3., Шитова В. Н. Архитектура, скульптура, живопись. М., 1994.-368с.14ft. нагибин К). М. Всполошпый üboh. М., 1997.- 300с.

179. Лазаревский 13. В. Из истории Москвы 1147 1913гг. М. 1996.- 462с.

180. Назаретская К. Д. Формирование интересов учащихся в области искусства. Казань, 1970.-153с.

181. Неменскнй Б. М. Мудрость красоты. М., 1081.-260с.

182. Немнровскнй А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994г.368с.

183. Новиков А. М. Как работать над диссертацией. М., 1996.-180с.

184. Новинская ivi. Ю. Введение в народоведение. "Начальная школа". 1993, Л? 7, 1994, Nb 7, 1995, Лс 12.

185. Образцов С. В. Эстафета искусств. М., 1978.- 271с.

186. Ополовппков А., Островский Г. Русь деревянная. М. 1981.- 300г.

187. Осетров Е. Живая древняя Русь. М.,1984.- 354с.

188. Осокпп Р. Виктор Васнецов. Киев, 1989,- 186с.

189. Островский Г. Рождение картины. М., 1965.-160с.

190. Полевой В. М. Двадцатый век. M.19S9.- 452с.163. ; hvie»oii В. 'vi. Малая история искусств. М., 1991.-303с.

191. Полунина 0.1!. ! Ккусстъо и дети. М., 1982.- 268с.

192. Полетаева 11. И. Учим понимать прекрасное. Алма- Ата., 1982.- 104с.

193. Прплунскаи 'Г. П. Живопись Итальянского Возрождения. М. WV4.-64с.

194. Программа кандидатских экзаменов и примерная тематика диссертационных исследований по теории и методике эстетического воспитания. М. 1986,-104с.

195. Программа общеобразовательных учреждении начальных классов ( 1 -3 ) по системе Л. И. Запкопа. Автор 11. Я. Чутко. М., 1996.- 105с.

196. Программа по изобразительному искусству ( !-9 классы ). Авторский t коллектив: В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Н. Н. Ростовцев, Т. Я.Шпнкалоля и др. М. 1994.- 107с.

197. Путеводитель по музею Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М. 1962.-147с.

198. Путеводитель но Третьяковской Галерее. Л., 1983.-192с.

199. Пушкнрена Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.-286с.

200. Пучков II. П. Царство людей. М., 1994,- 156с.

201. Рабинович М. 1'. Москва и Московский край в прошлом. М. 1973.-245с.

202. Рабинович М. Г. Не сразу Москва строилась. М. 1975.- 20Sc.

203. Раковг. М.М. II И. Шишкин. М. 19%.- !49с.

204. Рамбо А. Жпзог.иеиая история древней и новой России. М., 1994.-445с.

205. Рамзаева Т. Г. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку г> нач::лы!ой üü-голе. !v!. 1^79.-256с.

206. Рахлпна Л. Н. Что Вы знаете об искусстве? М., 1968.-257с.

207. Ренкпн В. В. Психологические проблемы познавательном Деятельно«:, и. В кн. Исследование интеллектуальных возможностей vчебнон деч.и-льностн младшего школьника. Грекан, 1975.- 263с.ИЛ. IV: ог> А. П. Кллдппая радости. М., 1982,- 240с.

208. Ротенберг В. С. Бондаренко С. М. Мол, обучение, здоровье, 'vi. 1989.- 156 е.

209. Руубер Т. О закономерностях художественного визуально; о. г-оспрнятпя.'! а.пни, 1%'5,- 350с.

210. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.-204с.

211. Рыбникова О. Н. Развитие восприятия произведений живописи у младших подростков. Кандидатская диссертация, МГ11У, М., 1979.

212. Г'пбашнпкопы М. и С. По Москве. М. 1991.- 670с.1S7. Савельева Т. II. Как жили егнптяпе во времена строительствапирямнл. М. 1974 118с.

213. Самарнн Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962.

214. Сяплин А. И., Саплиня К. В. Введение в историю. "Начальная школа". 1995, Хе 8,1996. JvelO.

215. Сахарой А., Троицкий С. Живые голоса истории. М., 1978.-348с.

216. Сндельковскпй А. П. Комплексный подход к формированию чстетическо) о отношения школьников средствами природы и искусства.t • «viV.1- » ч I • и <. V j * '•»»/. I .

217. Сказкина С. Д. Настольная книга атеиста. М. 1968.- 512с.

218. С.-юьарь \ краткий ) по филоачЬмн. -vi. 1966.- 359с.

219. Смолнцкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФ"Р. М.,1982,- 216с.

220. Соколов М. П. Бытовые образы в западноевропейской живописи 15 -¡7ив. М. 1994.- 287с.

221. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989.-766с.

222. С ox op Л. М. Познавательная деятельность учащихся и межпредметные связи. В кн. Личность и познавательная деятельность. Ульяновск. 1978.- 150с.

223. Стародуб К. В., Емельякова В. В., Краусова II. В. Я люблю этот город вязевый. М., 1990.- 383с.

224. Степанов Н. П. Народные праздники иа святой Руси. М., 1992.- 58с.

225. Столяр А. А. Давайте поиграем. М., 1991.- 80с.

226. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. М., 1992.- 25бс.

227. С-уздалев П. К. Основы понимания живописи. М., 1964.-86с.

228. Сысоева Е. В. Эстетическое отношение к произведениям живописи. Киев, 1968.- 100с.

229. Тсплов В. Г1. Психологические вопросы художественного восприятия. М. Л., 1947.- i40c.

230. Тихомирова Л. Ф. Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль,1995.- 240с.

231. Томзикова Л. Роль эстетического воспитания в развитии самостоятельно! о мышления учащихся. Новосибирск, 1963.- 60с.

232. Тютчева А. Ф. При дво^е 2-х им;!сг>;н'орон. М. 1990.- 87с.i * > i

233. Тяжелев В. Н. Искусство Германии, Нидерландов, Фландрии, Голландии 15-17 вв. М. 1995.- 63с.

234. Уикс-вский А. А. Жпвоппсь. Вопросы колорита. М., 1980.- 1 Юс.

235. Усоцм А. В. Nmcaпредметные связи в условиях стандартизации образования. Челябинск, 1996.- ! 32с.

236. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах., т. !. М.: 1974.- 356с.

237. Фаркаш Г. Загадки Библии. М., 1992.- 142с.

238. Федореп Г. Ф. Межпредметные длительнодсйствуюшие связи в процессе обучения. ЛГПП, 1988.- 25с.

239. Философия русского религиозного искусства i6 20вв. ( сборник ). М.,^ . . 194

240. Фрейденберг О. М. Миф и литература в древности. М., 1978.- 137с.

241. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. М. 1973.- 280с.

242. Хаенко С. И. Иващенко О. А. Эстетическое воспитание в школе средствами искусства. Рига, 1974.- 160с.

243. Химик И. А. Как преподавать мировую художеств с; гнуто культуру. М., 1994.- 161с.

244. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М. 1996 655с.

245. Чспнков М. Г. Интеграция науки ( философский очерк ). М., 1975.-24с.

246. Чернышевский И. Г. Избранные педагогические сочинения. \f., 350с.

247. Чернявский М. С. Обучение лзьпсу изобразительного искусства кит4 а/ Д »•фактор развития выразительности детских работ. Канлнла диссертация. Научно исследовательски!: институт содержания и методов обучения АПН СССР. М., 1974.

248. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения дчя развития рели. М. 198S.-64C.

249. Ш era ль Б. В. Колорити живописи. М., 1957.- 206с.

250. Шешко II. Е. Формирование восприятия п навыков работы с цветом учащихся младшею возрасти. Кандидатская диссертация. Лк-\лл'м"ч Педагогнческнх наук СССР, Научно-исследовательский институт художественного воспитания. М. 1982.

251. Шпикалова Т. Я. Народные промыслы Горьковскоп области в проблеме повышения эффективности эстетического воспитания учащихся. В сб. НИН Школ Министерства просвещения РСФСР "Декоративное творчество школьников и художественные промыслы".

252. Шрамкова Г. И. Художественное наследие Древнего Мира. М. 1993.- 64с.

253. Шубинскпй С. Н. Исторические очерки и рассказы. М., 1995.- 2НЬ'с.

254. Шуртаксва Т. В. Эстетическое восприятие живописи учащимися Казань, 1972.: 80с.

255. Щсблыюш И. П. История русской литературы 11 19вв. М. 1985. 511с.

256. Эльконии Д. Н. Психологические вопросы формировании * чебнс! деятс.1ыюстп в младшем школьном возрасте. В кн. Вопросы ¡iciiSwJiuiia обучения. Киев, 1961.- 235с.

257. Юдин А. В. Русская традиционная народная духовное::,. М. l?v-!. 397с.

258. Юоп К. Ф. О жнзопясн. М,- Л., ¡937.- 300с.

259. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность, iv». 136с.

260. Ючннднк П. А. Мировая художественная куль тура. Ivi. 1У v5.-2i.ov,. 24'). М го допекая д. Т. от реальности к образу. М. 1985.- 182с.

261. Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные осоГ.е.и , образного мышления учащих ся.М., 1989.-70с.а . '

262. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архптек:. ¡V!. 19*5.- 151с.