автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве
- Автор научной работы
- Смотрова, Елена Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве"
На правах рукописи
Смотрова Елена Владимировна
Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве (на материале уроков музыки в школе)
Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 2 ПАП ¿014
Москва-2014
005548462
Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Научный руководитель: Бодина Елена Андреевна
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой истории и теории музыки и музыкального образования музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО МГПУ
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Щербакова Анна Иосифовна
доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, зав. кафедрой социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Архипова Мария Владиславовна
кандидат педагогических наук, учитель музыки ГБОУ СОШ № 276 города Москвы
ГОБУ ВПО «Московский государственный институт музыки имени А.Г.Шнитке»
Защита состоится 25 июня 2014 года в II.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4 (ауд. 2310).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4 и на сайте ГБОУ ВПО МГПУ: www.mgpu.ru
Автореферат разослан «Ш> апреля 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент
Ж
Г. В. Заднепровская
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в образовательной области "Искусство", характеризуется разнообразием подходов, форм и методов введения детей в мир художественной культуры. В этом многообразии - залог неугасания созидательной энергии педагогического поиска в сфере преподавания искусства. Сегодня эта сфера в начальной школе выглядит как «сумма» сведений, полученных школьниками на уроках искусства. Такое суммирование не обеспечивает понимания искусства как части мировой художественной культуры и целостного наследия человечества. Более того, изначально задается эмпирический путь познания, что не соответствует воспитанию тех способов мышления школьников, которые сегодня востребованы.
Освоение искусства в современной школе предусматривает своего рода «выборочную специализацию» детей в определённых его видах и оборачивается негативной стороной, поскольку обязательное развитие заложенных в человеке многообразных способностей именно в детском возрасте (что возможно только на занятиях всеми видами искусства) оказывается не реализованным.
Несмотря на то, что в начальной школе наметилась интеграция искусств на уроках музыки, анализ уроков показывает, что интеграция сводится, в основном, к иллюстрированию одного вида искусства другим или несколькими. В этом случае о целостном представлении об искусстве говорить не приходится. Другой проблемой преподавания искусства в современной школе является несоответствие методов и способов познания искусства, вхождения в него - его глубинному содержанию. Попытки модернизации не дают результата, если осуществляются в рамках
традиционного для преподавания искусства метода - эмпирического.
Наболевшей проблемой остается нравственное воспитание сегодняшних младших школьников, которое, по мнению Ю.К. Бабанского, является доминирующим: дети овладевают необходимыми нормами нравственности, учатся их различать и следовать им в различных ситуациях. Роль нравственного воспитания возросла и в связи с увеличением в объеме и усложнением содержания образования. Педагогам хорошо известно, что нравственно обусловленные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Роль урока музыки в начальной школе обусловлена тем, что он является целенаправленным процессом реализации содержания, форм, методов и приемов, обеспечивающих нравственное воспитание младших школьников. Отсюда - современная концепция урока музыки призвана решить важную проблему: построить процесс усвоения знаний так, чтобы он одновременно с воспитанием ума и способности мыслить был направлен на нравственное воспитание. В этом заключается важнейшая задача не только музыкального образования, но и педагогики искусства в целом. В условиях реализации ее актуальных задач всё более острыми становятся противоречия между:
- необходимостью целостного осмысления искусства, освоения его уникального нравственно-воспитательного потенциала и недостаточной разработанностью интегративного подхода к реализации этой задачи на уроках музыки в школе;
- содержанием искусства и способом его познания, не адекватным художественно-образной природе искусства и представлению о нем как целостности.
С позиции данных противоречий вырисовывается проблема и тема исследования: «Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве (на материале уроков музыки в школе)», потребовавшую многоаспектного анализа.
Высший аспект, фнлософско-эстетический (И.А. Бирич, В.И. Вернадский, Г. Гегель, А.И. Герцен, Э.В. Ильенков М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К. Маркс, A.A. Мелик-Пашаев, С.Х. Раппопорт, H.H. Рубцов, B.C. Соловьев, А.Н. Сохор, Л.Н. Столович, Н.Ф. Федоров, Л. Фейербах, Ф. Энгельс и др.) дает возможность содержательно рассмотреть понятие «интеграция», выявить подлинный смысл интег ративного подхода в отличие от комплексного, проанализировать сущность целостного представления об искусстве и условия его воспитания. Этот аспект должен обеспечить теоретическую базу для разработки технологии преподавания искусства на уроках музыки в начальной школе. Особое значение в этом контексте приобретает материалистическая теория познания с ее ядром - диалектикой. Именно она помогает выстроить логику воспитания младших школьников, раскрывает фундаментальные условия применения интегративного подхода к воспитанию у них целостного представления об искусстве.
Психолого-педагогический аспект, прежде всего представителей отечественной науки (Р. Арнхейм, Ю.К. Бабабанский, A.C. Белкин, Н.И. Болдырев, В.М. Букатов, О С. Булатова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А. Я. Данилюк, А.П. Ершова, И. Д. Зверев, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Максимова, С.Л. Рубинштейн, Л.Г, Савенкова, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, Б. П. Юсов и др.) занимает особое место в настоящем исследовании. Он позволяет понять отношение между эмпирическим и теоретическим способами познания, глубже проникнуть в психологические механизмы мышления школьника, воспитания у него целостного представления об искусстве. Этот аспект позволяет также раскрыть сущность теории развивающего обучения, без которой невозможно полноценное преподавание искусства в школе и эффективное функционирование образования в целом.
Музыковедческий аспект (Б.В. Асафьев, В.В. Ванслов, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.Г. Нейгауз и др.) дает возможность раскрыть сущность и художественно-образную специфику музыкального искусства и тем самым определиться с содержательной стороной для разработки технологии интегрированного подхода на основе музыки.
Собственно музыкально-педагогический аспект представлен работами Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Е.А. Бодиной, Е. Ю. Глазыриной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр, В.А. Школяра и др., где раскрываются теоретико-методологические и методические основы музыкальной педагогики как части складывающейся в настоящее время педагогики искусства.
Объект исследования: целостное представление об искусстве у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования целостного представления об искусстве на основе интегративного подхода.
Цель исследования: разработать теоретико-методологические и методические основы интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в школе.
Гипотеза исследования:
Интегративный подход обеспечит формирование у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, если:
- предметом исследования станет мировоззренческая сущность искусства, а приоритетным направлением анализа - философское содержание музыки, отражающее ее духовно-нравственную сущность;
- формирование целостного представления об искусстве на уроках музыки будет реализовываться как технология его познания, а ведущим методом станет интонационное переосмысление различных видов искусства;
- условиями эффективности применения интеграгивного подхода для формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки станут отказ от «педагогического минимализма», опора на интуицию и мыслительную состоятельность детей, их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1) определить сущность интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве;
2) выявить педагогические условия его реализации на уроках музыки в общеобразовательной школе;
3) разработать и апробировать технологию, методы и критерии эффективного применения интегративного подхода для формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения философии, эстетики, педагогики, психологии о познавательной, воспитательной и культуросозидательной роли искусства, в частности, музыки; идеи целостности культуры, аккумулирующей общечеловеческие нравственные ценности; основные положения теории развивающего обучения; интонационная теория Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского; теоретико-методологическая концепция развивающего музыкального образования Л.В .Школяр, В.А.Школяра.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ программно-методических материалов по музыке; синтез, сравнение и обобщение опыта преподавания музыки в начальных классах и собственного 20-летнего опыта работы учителем музыки; педагогическое наблюдение; беседа; опрос, тестирование и
интервьюирование учащихся и педагогов; анализ результатов учебно-творческой деятельности младших школьников на интегрированных уроках музыки; огштно-экспернментальная работа; педагогическая интерпретация её результатов.
База исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2013 гг. на базе ГБОУ ЦО «Измайлово»№1811 и ГБОУ СОШ №273 г. Москвы. Экспериментальным исследованием было охвачено более 500 учащихся.
Этапы исследования.
На первом этапе - (2001-2003 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, обобщался передовой педагогический опыт и собственный олыт работа учителем музыки общеобразовательной школы, разрабатывались методологические основы исследования. Теоретически обобщался эмпирический материал, связанный с преподаванием интегрированных уроков музыки в начальной школе.
На втором этапе (2003-2005 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, определялись основные аспекты анализа, формулировались теоретико-методические положения исследования, осмыслялись пути их апробации и внедрения в практику.
На третьем этапе (2005-2013 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализировались ее результаты, осуществлялось внедрение разработанной теоретико-методической концепции в практику проведения уроков музыки и оценивалась ее эффективность; осуществлялась итоговая обработка результатов исследования - их систематизация, обобщение и литературное оформление в виде текста диссертации, формулировались соответствующие выводы.
Научная новизна исследования:
• разработан интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве в процессе совместной
исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе;
• доказана эффективность опоры на философское содержание музыки (с учетом ее процессуальности, непосредственности и глубины эмоционального воздействия, символичности, способности моделировать человеческие эмоции и их развитие) для формирования у учащихся целостного представления об искусстве; выявлена приоритетная роль интегративного подхода как основы постижения общечеловеческих ценностей, воплощенных в искусстве;
• дана авторская интерпретация понятий: «целостное представление об искусстве», «целостное представление об искусстве у младших школьников», «интегративные возможности музыки», «интонационное переосмысление», «голографичность восприятия»; уточнены и дополнены мировоззренческие принципы педагогики искусства: целостность, образность, эмоциональность, ассоциативность, вариативность, интонационность, уподобление, моделирование художественно-творческого процесса и др.;
• сформулировано научно-теоретическое положение о том, что интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки реализуется как инновационная технология, предполагающая применение специфических методов: акцента на диалектическом единстве содержания и формы, интонационного переосмысления, коллективного необсужцения и «анонимности» музыкального произведения;
• раскрыты педагогические условия реализации интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве (отказ от «педагогического минимализма», опора на интуицию и мыслительную состоятельность детей, их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность), предполагающие современную педагогическую установку на обучение на высоком уровне сложности;
• выявлены критерии эффективности применения интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве на уроках музыки: голографичность, способность к интонационному переосмыслению, постижение общечеловеческих ценностей как содержательной основы искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем конкретизированы теоретико-методологические основания и возможности интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве на уроках музыки; обоснованы правомерность и посильность для младших школьников философско-педагогического анализа искусства; выявлены особенности педагогической интеграции, направленной на формирование целостной личности младшего школьника на уроках музыки; разработан педагогический инструментарий, обеспечивающий формирование у учащихся целостного представления об искусстве на основе интегративного подхода. Это способствует повышению эффективности музыкального образования в начальной школе, углубленному пониманию учащимися содержания искусства, постижению его специфической художественно-образной природы, общечеловеческих нравственных ценностей.
Практическая значимость исследования:
Теоретические положения исследования, разработанные в нем технология, методы и педагогические условия, практические рекомендации автора могут быть применены для совершенствования деятельности учителей искусства общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования; в процессе чтения учебных курсов «Методология педагогики музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Технологии и методики музыкального образования» «Профессиональное мастерство учителя музыки», «Теория и методика музыкального воспитания» и др., а также в курсах переподготовки и повышения квалификации учителей искусства системы общего и
дополнительного образования, преподавателей педколледжей и других образовательных учреждений различного уровня.
Достоверность исследования обеспечена исходным теоретико-методологическим подходом к решению избранной проблемы; структурной и содержательной целостностью исследования, применением методов и средств, адекватных поставленным задачам и логике исследования; результатами опытно - экспериментальной работы, их качественным и количественным анализом; репрезентативностью, воспроизводимостью и апробированностью в процессе многолетней практической работы исследователя в качестве учителя музыки общеобразовательной школы.
Апробация н внедрение осуществлялись в практической деятельности учителя музыки в ГБОУ ЦО «Измайлово» №1811, в ГБОУ СОШ №273 г. Москвы, на педагогических семинарах Института новых технологий г. Москвы, мастер-классах в ГБОУ ЦО «Измайлово» №1811: «Современная начальная школа» для учителей г. Ижевска; для выездной Коллегии Департамента образования г. Москвы; для членов Британского совета «Широкое использование и изучение информационных технологий»; для представителей комитета образования г.Санкт-Петербурга и министра связи и информатики Реймана Л.Д.; для психологов ЦСПА «Генезис»; на выездных семинарах: «Школа сотрудничества» в Национальном лицее г. Минска и русскоязычной школе Г.Хельсинки (Финляндия); участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года 2002»; участия в выставке-ярмарке «Образовательная среда на рубеже XXI века» в КВЦ «Сокольники»; на занятия со студентами старших курсов МГПУ и педколледжа №5 в рамках проведения педагогической практики. Апробация также нашла своё отражение в публикациях, отражающих основные положения исследования в межвузовских сборниках, научно-методических журналах и изданиях ВАК.
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из краеугольных проблем модернизации художественного образования становится придание ему интегративного характера,
способствующего формированию и развитию целостной личности, ее эффективной творческой самореализации. С этих позиций интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки востребован и актуален, поскольку аккумулирует громадный воспитательный потенциал искусства и обеспечивает постижение содержащихся в нем общечеловеческих нравственных ценностей. Это становится важной задачей, решение которой на основе интегративного подхода способствует реализации стратегических целей педагогики искусства.
2. Музыке свойственны уникальные интегративные возможности, обусловленные ее философским содержанием, диалектическим характером развития, обобщенностью образов, динамичностью интонационной природы, символичностью, непосредственностью эмоционального воздействия и способностью моделировать человеческие эмоции. Это превращает музыкальное искусство в специфическое по природе и универсальное по значению средство передачи общечеловеческих ценностей, глубокого осмысления окружающего мира и внутреннего мира личности. В этом плане формирование и развитие личности младшего школьника в процессе постижения музыкального искусства можно рассматривать с позиции накопления им жизненных сил и уникального духовного опыта.
3. Целостное представление об искусстве как результат интегративного подхода - это такое понимание любого произведения искусства, при котором раскрывается его художественно-образная сущность, а содержание составляют общечеловеческие нравственные ценности. Формирование у учащихся целостного представления об искусстве способствует его мировоззренчески обусловленному освоению, постижению философского содержания. Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве реализуется на уроках музыки как технология его познания, предполагающая применение следующих методов: акцент на диалектическом единстве содержания и
формы, интонационное переосмысление, необсуждение и анонимность музыкального произведения.
^Формирование у учащихся целостного представления об искусстве оптимизирует педагогические возможности обучения искусству в начальной школе и позволяет организовать его на высоком уровне сложности - с учетом доступности для младших школьников углубленного постижения искусства, осмысления его общечеловеческих идей, нравственной направленности, а также разработанных в исследовании следующих педагогических условий: отказ от «педагогического минимализма», опора на интуитивное постижение художественных образов искусства в процессе выявления его философского содержания, опора на мыслительную состоятельность детей и их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность,
5. Критериями эффективности интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки являются: голографичность восприятия искусства, способность учащихся к интонационному переосмыслению, а также постижение общечеловеческих ценностей как содержательной основы искусства. Опора на совместную исследовательскую деятельность педагога и учащихся - с учетом разработанных методов и педагогических условий -позволяет решить основную задачу: сформировать у младших школьников целостное представление об искусстве и тем самым способствовать формированию и развитию их многомерной целостной личности.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основное содержание диссертации Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи, теоретико-методологические основа и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены
сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Сущность интегративного подхода к формированию целостного представления об искусстве у младших школьников» проанализированы: педагогическая интеграция как методологическая категория в формировании у младших школьников целостного представления об искусстве; философское содержание музыки как основа формирования целостного представления об искусстве; проблема воспитания на этой основе личности младшего школьника на уроках музыки.
Интегративный подход к содержанию образования отражает объективную целостность системных связей различных уровней: природа -общество - человек. Педагогическая интеграция понимается нами как процесс и результат становления и развития многомерной целостной личности - её физических, душевных и духовных новообразований и выход на принципиально новый уровень целостности - своей как Личности и картины мира во всём ее многообразии. В таком понимании акцентируется личностно-формирующий эффект педагогической интеграции, направленность на человека, его самореализацию и преображение как важнейший итог всего педагогического процесса, совместных и согласованных педагогических усилий специалистов различных профилей.
Эти два взаимосвязанных процесса - педагогическое воздействие и стремление личности к самореализации - определяют педагогическую интеграцию как целостный взаимообусловленный процесс, направленный на целостный результат - воспитание Личности. Разработка современной методологии и методов интегративного подхода способствуют оптимизации структуры и содержания учебных предметов, разработке и внедрению новых педагогических технологий, направленных на исследовательскую деятельность учащихся, формирование у них универсальных компетенций.
Обобщение информации, накопленной о музыке в философии, психологии, музыковедении дает о ней представление как о «модели
диалектики», выраженной присущим искусству художественно-символическим языком, что позволяет считать ее художественной дисциплиной с уникальными интегративными возможностями. В этом плане музыка заключает в себе диалектическое содержание, выраженное в непосредственной звуковой, символической и процессуальной форме. Моделируя человеческие эмоции, она воздействует на эмоциональный мир человека и приводит к резонансу как отражению целостности внешнего мира, мира искусства и внутреннего духовного мира человека. Эта взаимосвязь интегративна, художественна и педагогична, поскольку обеспечивает уподобление личности искусству.
Все сказанное в полной мере относится к начальной школе и является принципиальным, поскольку именно в это время обнажаются, возникают и складываются все проблемы образования. Фактически, это «стартовая площадка», которая порождает не только позитивные новообразования, но и существенные ошибки. Одна из них заключается в том, что преподавание искусства нередко приобретает развлекательный характер, а интеллектуальные возможности младших школьников недооцениваются, другая - «технологизм» в понимании и преподавании искусства.
Сегодня отечественная педагогика интенсивно реформируется, отражая динамичную социокультурную ситуацию в стране, педагогическое моделирование различных уровней образовательной системы й её содержания. В недрах этого реформирования рождается универсальная модель педагогики искусства, принципы которой призваны соответствовать природе изучаемого объекта. Эта задача может быть решена путём применения интегративного подхода к воспитанию у учащихся целостного представления об искусстве на уроках музыки, обеспечивающего постижение общечеловеческих нравственных истин, сохранение Памяти и Совести человечества.
Исследование сущности интегративного подхода как фактора воспитания у учащихся целостного представления об искусстве на уроках
музыки показало следующее.
Педагогическая интеграция на современном этапе развития отечественного образования наиболее продуктивна, поскольку определяет процесс и результат становления и развития многомерной целостной личности, что является итогом и важным показателем эффективности функционирования всей образовательной системы. Методологические подходы к образованию отражают различные аспекты и уровни интеграции как основополагающего принципа методической организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения его эффективности.
Музыкальное искусство располагает мощным нравственно-воспитательным потенциалом, способным включить человека в контекст духовной жизни общества. Диалектическая природа музыки (философский уровень содержания, обобщённость художественных образов, процессуальность, непосредственность и глубина эмоционального воздействия; символичность, способность моделировать человеческие эмоции) позволяет рассматривать её с позиции уникальных инте1ративных возможностей, необходимых для воспитания у учащихся целостного представления об искусстве.
Целостность восприятия отражает целостность личности и объективно присуща окружающему миру. Целостность — один из важнейших принципов педагогики искусства, который наряду с другими (образность, эмоциональность, ассоциативность, вариативность и др.) реализуется на интегративной основе. Целостное представление об искусстве - это индивидуализированный вариант его обобщенного воспроизведения как устойчивого и характерного целого с позиции предшествующего и настоящего опыта личности.
Целостное представление об искусстве у младших школьников - это такое понимание любого произведения искусства, при котором раскрывается его художественно-образная сущность, а содержание составляют общечеловеческие нравственные ценности. Формирование целостного
представления об искусстве оптимизирует педагогические возможности обучения искусству в начальной школе и позволяет организовать его на высоком уровне сложности - с учетом доступности для младших школьников углубленного постижения искусства, осмысления его общечеловеческих идей и нравственной направленности.
Во второй главе исследования «Опытно-экспериментальная работа но апробации интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки» рассмотрены методы формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на основе интегративного подхода, а также ход и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации интегративного подхода к формированию целостного представления об искусстве на уроках музыки.
Анализ интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве показал, что интегративный подход реализуется как процесс обнаружения единого основания, из которого вытекают существеннейшие черты всех интегрируемых объектов, в том числе, в форме противоположностей. Именно через них в объединяемых объектах проявляется механизм их взаимосвязи и развития.
В этой связи подчеркнем, что общечеловеческие духовно-нравственные ценности, составляющие содержание произведений искусства, по природе своей интегративны и представляют собой результат обобщения поколениями и нациями устоявшихся жизненных ценностей. Их интегративный характер требует интегративных средств постижения и присвоения.
На любом уровне познания искусства - от простого восприятия до глубинных научно-исследовательских процессов - мы сталкиваемся с понятиями содержания и формы. Именно акцентируя их диалектическую взаимосвязь, необходимо исследовать произведения искусства на начальной
ступени образования. Такой метод оказывается единственно возможным для учащихся и обнаруживает свои преимущества при решении исследовательских задач на других учебных предметах.
Музыкальное произведение, звучащее на уроке, является воплощением «смысловой энергии» (В.В.Медушевский), «возвышения детей до философского уровня искусства» (Л.В.Школяр), «переинтонирования» путем раскрытия «смысла музыки через интонацию в процессе её изменений, развития» (М. С. Красильникова).
В этой связи одним из ведущих методов реализации ингегративного подхода на уроках музыки является переосмысление музыкальной интонаций другими видами искусства (метод интонационного переосмысления). Он заключается в сохранении музыкального смысла, при том, что каждый учащийся самостоятельно - в силу индивидуальных особенностей восприятия - обнаруживает его контрастность, глубину философского содержания, степень эмоциональной напряженности и находит подобие в собственном творчестве - рисунке, театральной пантомиме, литературном произведении. При этом перед каждым учащимся стоит задача: адекватно ответить интонационно, а по сути, ответить одним искусством - другому, войти в резонанс, использовать (а нередко и изобрести) иные средства художественной выразительности при сохранении идеи-смысла. Адекватность «ответа» другим видом искусства принципиальное условие, которое и является проблемным: нельзя выйти за рамки заданного музыкой смысла и изменить его глубину, степень напряжённости. Достигнутая степень соответствия и есть свидетельство уровня художественного восприятия и интонационного мышления в искусстве. Метод интонационного переосмысления в широком смысле обеспечивает восхождение от индивидуального понимания к постижению общечеловеческого смысла искусства.
Для интонационного переосмысления музыки были применены литературные импровизации детей, сочинение окончания имеющегося
текста, сочинение куплета - первого или последнего - к имеющемуся стихотворению и т.д. Эти импровизации призваны зафиксировать результаты постигающей деятельности детского ума. Наряду с литературными, применялись живописные и графические работы, пластическое интонирование, которые были нацелены на симультанное схватывание и воплощение чувственных образов. В результате музыкальная интонация превращалась в умосозерцательный образ, а детское творчество в разных видах искусства - в исследование смыслоинтонации во множестве различных эмоционально-выразительных вариантов.
Важнейшим является парадоксальный, на первый взгляд, метод «необсуждения» прослушанной музыки. Обсуждение музыки после прослушивания стало одним из наиболее распространенных методов ее постижения. Однако его применение нередко становится формальным и ограничивается поверхностными характеристиками музыкального содержания. Это обстоятельство привело к убеждению, что рассуждения детей о музыкальном произведении после его прослушивания часто снижают планку их духовного возвышения и эмоционального заражения. Дети не просто молчат, они остаются "жить" в прозвучавшей музыке. Так же как пауза - это не перерыв в музыке, так и молчание класса - не перерыв в восприятии, а продолжение работа чувств и мыслей детей. Как справедливо заметила М.С.Красильникова, говорить о музыке, рассказывать о ней бывает нередко проще, чем погружаться, углубляться в ее смысл.
Одним из принципиально важных методов является «анонимность» звучащей на уроке музыки. Личный опыт, как и отзывы педагогов-практиков, заставляет усомниться в правильности широко распространенного мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. На практике оказывается, что они легко усваивают не программную музыку, а программные названия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует и
унифицирует его. Именно поэтому мы придерживаемся метода «анонимности», а дети сами интерпретируют музыкальное содержание, предлагают его идеи и версии.
Все изложенные методы - акцент на диалектическом единстве содержания и формы, интонационное переосмысление, необсуждение прослушанной музыки, анонимность музыкального произведения - исходят из единого посыла - стремления «эксплуатировать», прежде всего, детскую интуицию как основную и неотъемлемую форму когнитивной деятельности.
В этой связи заметим, что интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроке музыки обеспечивает процесс исследования природы единичных произведений искусства и художественной культуры в целом. Причем, это не формальное усвоение художественной информации и не ее логическая обработка. Критерием продуктивности этого процесса выступает не количество усвоенной информации по отдельным разделам художественной культуры, а совместное со школьниками исследование искусства как духовно-воспитательного механизма человечества.
Методика формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на основе интегративного подхода заключается, по теории развивающего музыкального образования, в выведении философского содержания музыки и искусства в целом в процессуальной форме. Эта методика представляет собой творческую деятельность учителя по организации эмоциональной и интеллектуальной деятельности учащихся. Основная цель - воспитание у школьников «искусства думать» как основы теоретического мышления и овладения общими способами художественно-творческой и исследовательской деятельности.
Ключевой опорой в применении всех вышеназванных методов является мыслительная состоятельность младших школьников, их способность к постигающему мышлению. Этот вывод, наряду с другими, получил убедительное подтверждение в процессе апробации.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
I этап - констатирующий. Его цель - замерить исходный уровень целостного представления учащихся об искусстве. Задачи: 1) разработать проблемные задания для выявления целостного представления младших школьников об искусстве; 2) определить критерии и уровни его проявления в процессе выполнения проблемных заданий; 3) обобщить результаты замеров исходного уровня целостного представления учащихся об искусстве.
Основными критериями целостного представления младших школьников об искусстве стали: голографичность (способность учащихся разнопланово соотносить художественные впечатления с собственным жизненным опытом и видеть ассоциативные связи); способность к интонационному переосмыслению (сохранению художественного смысла произведения искусства при передаче его иными выразительными средствами); постижение общечеловеческих ценностей как содержательной основы искусства.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были задействованы четыре третьих класса ГБОУ ЦО «Измайлово» №1811: ЗА, ЗБ - экспериментальные, ЗВ и ЗГ - контрольные. С целью замера исходного уровня целостного представления об искусстве был проведён письменный опрос. Также учащимся предлагалось прослушать произведение А.Шнитке «Поток» и письменно ответить на вопросы: как вы понимаете основную мысль этого произведения? как бы вы могли назвать это произведение? чем оно отличается от других знакомых вам музыкальных произведений? как можно то же самое рассказать иначе (не музыкой, а каким-либо другим искусством)?
Результаты работы оценивались по 3-х балльной системе (3-высокий уровень, 2 - средний, 1- низкий) и были отражены в соответствующих таблицах. Наибольший суммарный балл - 9 (означает высший уровень по трём критериям оценивания), а наименьший - 3 (сумма низших уровней по всем критериям).
Характерно, что наибольшие затруднения у учащихся контрольных и экспериментальных классов вызвало именно выявление философского смысла (общечеловеческих ценностей) в произведениях искусства, обнаружилась сложность в восприятии интонационной природы музыки, а также в соотнесении художественных образов с личным жизненным опытом. Разность показателей контрольных и экспериментальных классов оказалась несущественной: 284 суммарных балла в контрольных классах и 281 в экспериментальных.
2 этап опытно-экспериментальной работы - формирующий. Целью данного этапа являлось формирование целостного представления об искусстве на основе интегративного подхода. Для этого был специально разработан цикл тематических уроков музыки. Задачи: 1) апробация цикла тематических уроков музыки, на которых был применен интегративный подход к формированию у учащихся целостного представления об искусстве; 2) апробация разработанных методов формирования целостного представления об искусстве.
В числе тематических уроков музыки были следующие: «Лебединая верность», «Вечные темы в искусстве», «Жанр портрета», «Пейзаж в искусстве - аналог внутреннего состояния человека», «Гимн - особое состояние души», «Жили-были мысли», «Колыбельные мира», «Я - старый замок» и др. Одним из показательных результатов применения интегративного подхода в работе с учащимися и философского осмысления музыки стали литературные импровизации. Они свидетельствовали о понимании детьми нравственно-эстетической наполненности музыкальных интонаций. Данное задание выполнялось по методу «интонационного переосмысления», а его результат говорил о способности учащихся к «перевыражению» художественного целого иными средствами.
Детям следовало воспроизвести выразительно-смысловую целостность музыкальной интонации. По суги, должна была произойти
замена художественного языка одного вида искусства на другой при сохранении содержания (художественной идеи). С одной стороны, эта работа являлась «прощупыванием» музыки множеством мысленных интерпретаций, резонирующих с внутренней сущностью образа. С другой — результат должен был отражать интеллектуальный уровень и творческий характер детских фантазий и ассоциаций, что и выступило показателем возможностей художественного мышления учащихся. Это стало серьёзной «тренировкой» художественного мышления и заставило детей находить причинно-следственные связи, понимать их иерархию в структуре целого.
Отметим, что произведения искусства не являлись некими слагаемыми, обусловленными интегративным подходом к уроку музыки, а явились своеобразными точками фиксации размышлений детей над вечными проблемами жизни и искусства. При этом все художественные фрагменты урока исходили не из упрощённой логики, призванной обеспечить доступность материала, а органично взаимодействовали в раскрытии целостного смысла искусства, масштабы которого заданы общечеловеческими ценностями. Этот процесс выведения конкретики из единого начала сделал возможным плавный переход к ключевым понятиям-оценкам человеческого существования, которые воплощают нравственно-эстетические ценности.
3 этап опытно-экспериментальной работы — контрольный. Его цель -замерить результаты формирования целостного представления об искусстве и дать их педагогическую интерпретацию. Задачи: 1) разработать проблемные контрольные задания, аналогичные примененным на констатирующем этапе; 2) замерить уровни сформированности целостного представления об искусстве по обозначенным критериям; 3) выявить результативность применения разработанного инструментария; 4) дать педагогическую интерпретацию результатам опытно-экспериментальной работы. С целью замера эффективности интегративного подхода к формированию целостного представления об искусстве был проведён
письменный опрос, содержащий те же вопросы, что и на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Учащимся было предложено прослушать Прелюдию до-диез минор С. В. Рахманинова.
Разработанные методы - опора на диалектическое единство содержания и формы, интонационное переосмысление, анонимность и необсуждение звучащей музыки - оказались эффективными для формирования у младших школьников целостного представления об искусстве. Наиболее действенным явился метод интонационного переосмысления, опирающийся на интуицию детей, их воображение и способность к постижению философского смысла искусства. Применение данных методов позволило добиться положительной динамики в развитии мышления учащихся, их умения постичь общечеловеческие нравственные ценности, способности к интонационному переосмыслению образов и соотнесению художественных впечатлений с собственным жизненным опытом (голографичность).
Сумма баллов по трём критериям в контрольных классах выросла с 284 до 297 баллов, а в экспериментальных классах - с 281 до 341 балла.
Рисунок ^Сравнительная динамика результатов применения интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве
Опытно-экспериментальная работа доказала эффективность разработанных педагогических условий (отказ от «педагогического минимализма», опора на интуитивное постижение художественных образов искусства и мыслительную состоятельность детей), методов и критериев («голографичность», способность к интонационному переосмыслению и постижение общечеловеческих ценностей как содержательной основы искусства), подтвержденных в процессе эксперимента.
Наиболее общие выводы исследования заключаются в следующем.
]. На современном этапе модернизации отечественного образования интегративный подход к освоению искусства объективно необходим. Он определяет процесс и результат становления и развития многомерной целостной личности - ее физических, душевных и духовных новообразований - и выход на принципиально новый уровень целостности -своей как личности и понимания картины мира во всем его многообразии. Уникальные интегративные возможности музыки, обусловленные ее видовой спецификой, способствуют формированию целостного представления об искусстве и эффективной реализации его уникального педагогического потенциала.
2. Целостное представление об искусстве как результат интегративного подхода - это такое понимание любого произведения искусства, при котором раскрывается его художественно-образная сущность, а содержание составляют общечеловеческие нравственные ценности. При этом интегративный подход способствует выявлению диалектических противоречий и взаимодвижения от всеобщего к единичному и наоборот, что обеспечивает не только формирование у учащихся целостного представления об искусстве, но и позволяет последовательно решать различные образовательные проблемы сквозь призму общечеловеческих нравственных ценностей,
3. Формирование целостного представления об искусстве на уроках музыки реализуется как технология, предполагающая применение
специфических методов работы с учащимися - это акцент на диалектическом единстве содержания и формы, интонационное переосмысление, необсуждение и «анонимность» музыкального произведения. Ведущим становится метод интонационного переосмысления (способность к сохранению художественного смысла произведения искусства при передаче его иными выразительными средствами), обеспечивающего восхождение от индивидуального понимания к постижению общечеловеческого смысла искусства.
4. Педагогическими условиями применения интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве на уроках музыки являются: отказ от «педагогического минимализма», опора на интуитивное постижение учащимися художественных образов искусства, опора на мыслительную состоятельность и самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность младших школьников. В контексте данных условий осуществляется взаимосвязь диалектического осмысления содержания искусства и содержания творческих работ учащихся, отражающих способность к интонационному переосмыслению художественных образов в различных видах искусства.
5, Основными критериями эффективности интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве являются: голографичность (способность учащихся видеть ассоциативные связи и соотносить художественные впечатления с собственным жизненным опытом), интонационное переосмысление, постижение общечеловеческих ценностей как содержательной основы искусства. Совместная исследовательская деятельность педагога и учащихся в процессе постижения содержания и специфики музыки позволяет эффективно реализовать ее интегративные возможности и сформировать у учащихся целостное представление об искусстве.
Проведенное исследование может быть продолжено в направлении разработки интегративного подхода к развитию у учащихся целостного
представления об искусстве в основной школе, а также в процессе последующего художественно-эстетического самообразования и саморазвития старшеклассников.
Основные результаты и научные положения диссертации отражены в следующих публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Смотрова, Е.В. Проблемы формирования у младших школьников целостного представления об искусстве [текст] / Е.В.Смотрова // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2013. - №2 (39). - С.76-78 Режим доступа: |111р://ат»к0.п|/1пс1ех.р11р/г»8я1а|]/'ю11гпа1?/ (0,7 пл.).
2. Смотрова, Е.В. Иитегративиые возможности музыки [текст] / Е.В.Смотрова // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2013. - №3 (40). - С. 76-78.
Режим доступа: Ьар^/аптко.ш/мс^х-Ыто/п^аа'юигаа!^ (0,4 ПЛ.).
3. Смотрова, Е.В. Общечеловеческие ценности как ориентир в модернизации общественных отношений и образования [текст] / Е.В.Смотрова // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2013. - №4 (41). - С.100-103
Режим доступа: http://ainnico.ru/index.php/russian/iotinials/ (0,8 П.Л.).
4. Смотрова, Е.В., Школяр, В.А. МХК в общеобразовательной школе: методика как процесс [текст] / Е.В.Смотрова, В.А. Школяр // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: ежегодник Института художественного образования РАО. - М., 2003. - С.24-43 (0,4 пл.).
5. Смотрова, Е.В. Урок музыки в свете стратегии модернизации образования [текст] / Е.В.Смотрова // Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований) - М.: ИХО РАО, 2005. - с.55-60
(0,3 п.л.).
6. Смотрова, Е.В. Проблема целостного представления об искусстве у детей младшего школьного возраста [текст] / Е.В.Смотрова // Развитие идей Д.Б.Кабалевского в современном музыкальном образовании: сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 105-литию со дня рождения Д.Б.Кабалевского. - М.: МГПУ, 2010. - С.138-142 (0,4 пл.).
7. Смотрова, Е.В. Лебединая верность [текст] / Е.В.Смотрова // Искусство в школе. -2011. - №4. - С.12-13 (0,2 п.л.).
8. Смотрова, Е.В., Школяр В.А. Возвышение над обыденным [текст] / Е.В.Смотрова, Школяр В.А. // Искусство в школе. -2011. - №5. - С.6-11 (0,2 п.л.).
9. Смотрова, Е.В. Урок музыки - урок искусства [текст] / Е.В.Смотрова // Искусство. Всё для учителя: научно-методический журнал. - М., 2012. -№11 - С.2-5 (0,3п.л.).
10. Смотрова, Е.В. Формирование целостного представления об искусстве у младших школьников [текст] / Е.В.Смотрова // Методология и методы музыкального образования: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А.Школяра. - М.: МГПУ, 2013. - С.111-117 (0,3 п.л.).
11. Смотрова, Е.В. Интеграция искусств в художественном образовании и общечеловеческие ценности [текст] / Е.В.Смотрова // Методология и методы музыкального образования: сборник материалов международной научно- практической конференции, посвященной памяти В.А.Школяра. - М.: МГПУ, 2013. - С.192-198 (0,3 п.л.).
Отпечатано в издательско-полиграфической фирме ЗАО «Лика» Россия, Москва, 105203, ул. Нижняя Первомайская, д. 47 Тел.:(495)465-1154; Факс:(495)465-4769 www.licka.ru; e-mail: likal28@yandex.ru Заказ № 590 Подписано в печать 24.04.2014 Усл. п.л. 2 Формат (60x84) 1/16. Тираж 110 экз.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Смотрова, Елена Владимировна, Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
Смотрова Елена Владимировна
04201458291
Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве (на материале уроков музыки в школе)
Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка)
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Бодина Е. А.
Москва - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ)
Введение....................................................................................3
Глава 1. Сущность ннтегративного подхода к формированию целостного представления об искусстве у младших школьников
1.1 .Педагогическая интеграция как методологическая категория в формировании целостного представления об искусстве у младших школьников .......................................................................................................14
1.2.Философское содержание музыки как основа формирования целостного представления об искусстве у младших школьников...................................31
1.3.Целостное представление об искусстве как проблема воспитания личности младшего школьника на уроках музыки.......................................52
Выводы по первой главе................................................................73
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки
2.1.Разработка методов формирования у младших школьников целостного
представления об искусстве: интегративный подход...................................75
2.2.Ход опытно-экспериментальной работы (констатирующий и формирующий эксперименты).................................................................93
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки (контрольный эксперимент).....109
Выводы по второй главе...............................................................137
Заключение..............................................................................138
Литература..............................................................................142
Введение
Актуальность исследования. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в образовательной области "Искусство", характеризуется разнообразием подходов, форм и методов введения детей в мир художественной культуры. В этом многообразии - залог неугасания созидательной энергии педагогического поиска в сфере преподавания искусства. Сегодня эта сфера в начальной школе выглядит как «сумма» сведений, полученных школьниками на уроках искусства. Такое суммирование не обеспечивает понимания искусства как части мировой художественной культуры и целостного наследия человечества. Более того, изначально задается эмпирический путь познания, что не соответствует воспитанию тех способов мышления школьников, которые сегодня востребованы.
Освоение искусства в современной школе предусматривает своего рода «выборочную специализацию» детей в определённых его видах и оборачивается негативной стороной, поскольку обязательное развитие заложенных в человеке многообразных способностей именно в детском возрасте (что возможно только на занятиях всеми видами искусства) оказывается не реализованным.
Несмотря на то, что в начальной школе наметилась интеграция искусств на уроках музыки, анализ уроков показывает, что интеграция сводится, в основном, к иллюстрированию одного вида искусства другим или несколькими. В этом случае о целостном представлении об искусстве говорить не приходится. Другой проблемой преподавания искусства в современной школе является несоответствие методов и способов познания искусства, вхождения в него - его глубинному содержанию. Попытки модернизации не дают результата, если осуществляются в рамках традиционного для преподавания искусства метода -
эмпирического.
Наболевшей проблемой остается нравственное воспитание сегодняшних младших школьников, которое, по мнению Ю.К. Бабанского, является доминирующим: дети овладевают необходимыми нормами нравственности, учатся их различать и следовать им в различных ситуациях. Роль нравственного воспитания возросла и в связи с увеличением в объеме и усложнением содержания образования. Педагогам хорошо известно, что нравственно обусловленные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Роль урока музыки в начальной школе обусловлена тем, что он является целенаправленным процессом реализации содержания, форм, методов и приемов, обеспечивающих нравственное воспитание младших школьников. Отсюда - современная концепция урока музыки призвана решить важную проблему: построить процесс усвоения знаний так, чтобы он одновременно с воспитанием ума и способности мыслить был направлен на нравственное воспитание. В этом заключается важнейшая задача не только музыкального образования, но и педагогики искусства в целом. В условиях реализации ее актуальных задач всё более острыми становятся противоречия между:
- необходимостью целостного осмысления искусства, освоения его уникального нравственно-воспитательного потенциала и недостаточной разработанностью интегративного подхода к реализации этой задачи на уроках музыки в школе;
- содержанием искусства и способом его познания, не адекватным художественно-образной природе искусства и представлению о нем как целостности.
С позиции данных противоречий вырисовывается проблема и тема исследования: «Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве (на материале уроков музыки в школе)», потребовавшую многоаспектного анализа.
Высший аспект, философско-эстетический (И.А. Бирич, В.И. Вернадский,
Г. Гегель, А.И. Герцен, Э.В. Ильенков М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К. Маркс, A.A. Мелик-Пашаев, С.Х. Раппопорт, H.H. Рубцов, В. С. Соловьев, А.Н. Сохор, Л.Н. Столович, Н.Ф. Федоров, Л. Фейербах, Ф. Энгельс и др.) дает возможность содержательно рассмотреть понятие «интеграция», выявить подлинный смысл интегративного подхода в отличие от комплексного, проанализировать сущность целостного представления об искусстве и условия его воспитания. Этот аспект должен обеспечить теоретическую базу для разработки технологии преподавания искусства на уроках музыки в начальной школе. Особое значение в этом контексте приобретают основные положения философии. Именно они помогают выстроить логику воспитания младших школьников, раскрывают фундаментальные условия применения интегративного подхода к формированию у них целостного представления об искусстве.
Психолого-педагогический аспект, прежде всего представителей отечественной науки (Р. Арнхейм, Ю.К. Бабабанский, A.C. Белкин, Н.И. Болдырев, В.М. Букатов, О.С. Булатова, Л.С .Выготский, В.В. Давыдов, А.Я. Данилюк, А.П. Ершова, И.Д. Зверев, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Максимова, С.Л. Рубинштейн, Л.Г. Савенкова, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов и др.) занимает особое место в настоящем исследовании. Он позволяет понять отношение между эмпирическим и теоретическим способами познания, глубже проникнуть в психологические механизмы мышления школьника, формирования у него целостного представления об искусстве. Этот аспект позволяет также раскрыть сущность теории развивающего обучения, без которой невозможно полноценное преподавание искусства в школе и эффективное функционирование образования в целом.
Музыковедческий аспект (Б.В. Асафьев, В.В. Ванслов, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.Г. Нейгауз и др.) дает возможность раскрыть сущность и художественно-образную специфику музыкального искусства и тем самым определиться с содержательной стороной для разработки технологии интегрированного подхода на основе музыки.
Собственно музыкально-педагогический аспект представлен работами Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Е.А. Бодиной, Е.Ю. Глазыриной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр, В.А. Школяра и др., где раскрываются теоретико-методологические и методические основы музыкальной педагогики как части складывающейся в настоящее время педагогики искусства.
Объект исследования: формирование у младших школьников целостного представления об искусстве.
Предмет исследования: интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработать теоретико-методологические и методические основы интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в школе.
Гипотеза исследования:
Интегративный подход обеспечит формирование у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, если:
- предметом исследования станет мировоззренческая сущность искусства, а приоритетным направлением анализа - философское содержание музыки, отражающее ее духовно-нравственную сущность;
- формирование целостного представления об искусстве на уроках музыки будет реализовываться как технология его познания, а ведущим методом станет интонационное переосмысление различных видов искусства;
- условиями эффективности применения интегративного подхода для формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки станут отказ от «педагогического минимализма», опора на интуицию и мыслительную состоятельность детей, их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1) определить сущность интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве;
2) выявить педагогические условия его реализации на уроках музыки в общеобразовательной школе;
3) разработать и апробировать технологию, методы и критерии эффективного применения интегративного подхода для формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения философии, эстетики, педагогики, психологии о познавательной, воспитательной и культуросозидательной роли искусства, в частности, музыки; идеи целостности культуры, аккумулирующей общечеловеческие нравственные ценности; основные положения теории развивающего обучения; интонационная теория Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского; теоретико-методологическая концепция развивающего музыкального образования Л.В.Школяр, В.А.Школяра.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ программно-методических материалов по музыке; синтез, сравнение и обобщение опыта преподавания музыки в начальных классах и собственного 20-летнего опыта работы учителем музыки; педагогическое наблюдение; беседа; опрос, тестирование и интервьюирование учащихся и педагогов; анализ результатов учебно-творческой деятельности младших школьников на интегрированных уроках музыки; опытно-экспериментальная работа; педагогическая интерпретация её результатов.
База исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2013 гг. на базе ГБОУ ЦО «Измайлово»№ 1811 и ГБОУ СОШ №273 г. Москвы. Экспериментальным исследованием было охвачено более 500 учащихся.
Этапы исследования.
На первом этапе - (2001-2003 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, обобщался передовой педагогический опыт и собственный опыт работы учителем музыки общеобразовательной школы, разрабатывались методологические основы исследования. Теоретически обобщался эмпирический материал, связанный с преподаванием интегрированных уроков музыки в начальной школе.
На втором этапе (2003-2005 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, определялись основные аспекты анализа, формулировались теоретико-методические положения исследования, осмыслялись пути их апробации и внедрения в практику.
На третьем этапе (2005-2013 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализировались ее результаты, осуществлялось внедрение разработанной теоретико-методической концепции в практику проведения уроков музыки и оценивалась ее эффективность; осуществлялась итоговая обработка результатов исследования - их систематизация, обобщение и литературное оформление в виде текста диссертации, формулировались соответствующие выводы.
Научная новизна исследования:
• разработан интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве в процессе совместной исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе;
• доказана эффективность опоры на философское содержание музыки (с учетом ее процессуальности, непосредственности и глубины эмоционального воздействия, символичности, способности моделировать человеческие эмоции и их развитие) для формирования у учащихся целостного представления об
искусстве; выявлена приоритетная роль интегративного подхода как основы постижения общечеловеческих ценностей, воплощенных в искусстве;
• дана авторская интерпретация понятий: «целостное представление об искусстве», «целостное представление об искусстве у младших школьников», «интегративные возможности музыки», «интонационное переосмысление», «голографичность восприятия»; уточнены и дополнены мировоззренческие принципы педагогики искусства: целостность, образность, эмоциональность, ассоциативность, вариативность, интонационность, уподобление, моделирование художественно-творческого процесса и др.;
• сформулировано научно-теоретическое положение о том, что интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки реализуется как инновационная технология, предполагающая применение специфических методов: акцента на диалектическом единстве содержания и формы, интонационного переосмысления, коллективного необсуждения и «анонимности» музыкального произведения;
• раскрыты педагогические условия реализации интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве (отказ от «педагогического минимализма», опора на интуицию и мыслительную состоятельность детей, их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность), предполагающие современную педагогическую установку на обучение на высоком уровне сложности;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем конкретизированы теоретико-методологические основания и возможности интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве на уроках музыки; обоснованы правомерность и посильность для младших школьников философско-педагогического анализа искусства; выявлены особенности педагогической интеграции, направленной на формирование целостной личности младшего школьника на уроках музыки; разработан педагогический инструментарий, обеспечивающий формирование у учащихся целостного представления об искусстве на основе интегративного подхода. Это
способствует повышению эффективности музыкального образования в начальной школе, углубленному пониманию учащимися содержания искусства, постижению его специфической художественно-образной природы, общечеловеческих нравственных ценностей.
Практическая значимость исследования:
Теоретические положения исследования, разработанные в нем технология, методы и педагогические условия, практические рекомендации автора могут быть применены для совершенствования деятельности учителей искусства общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования; в процессе чтения учебных курсов «Методология педагогики музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Технологии и методики музыкального образования» «Профессиональное мастерство учителя музыки», «Теория и методика музыкального воспитания» и др., а также в курсах переподготовки и повышения квалификации учителей искусства системы общего и дополнительного образования, преподавателей педколледжей и других образовательных учреждений различного уровня.
Достоверность, исследования обеспечена и