Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шакмаева, Адиля Рафиковна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шакмаева, Адиля Рафиковна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретические основы современного художественного образования младших школьников.

§ 1. Особенности современного понимания педагогики искусства в общеобразовательной школе.

§ 2. Некоторые аспекты современных концепций комплексного художественного образования учащихся.

§ 3. Возрастная динамика художественно-эстетического развития личности младшего школьника в процессе его общения с искусством.

ГЛАВА II. Педагогические пути и условия совершенствования комплексного художественного образования учащихся начальной школы средствами интегрированного художественно-эстетического курса.

§ 1. Оптимизация художественного обучения воспитанников начальной школы - актуальное психолого-педагогическое условие совершенствования образования.

§ 2. Экспериментальная программа интегрированного художественно-эстетического курса - модель целостного художественно-эстетического процесса образования.

§ 3. Совершенствование художественно-творческого педагогического взаимодействия в начальной школе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса"

Наступающая эпоха - это эпоха человека развитого, духовно направленного, творческого, индивидуального. Процессы общественного развития обращены на индивида, на индивидуальность, находящуюся в целостном образовательном процессе. При этом целостность в образовании определяется высоким качеством формирования социального человека, раскрытия его природной сущности, формирования его во всей полноте возможностей, данных ему природой. Аксиома новой педагогики утверждает, что в процессе образования, в том числе и самообразования, формируется цельный, гармоничный человек, в том понимании цельности и гармонии, которое составляет единство человека и мира и рождает «душевное отношение ко всем явлениям мира».

Современные ученые считают гарантом свободы и развития сущности человека ориентирование его мышления на целое, на перспективу. В перспективе возможно постепенное формирование в системе образования интегративных учебных дисциплин о мире, о человеке, о путях развития и воспитания нового поколения. На основе формирования учебных дисциплин в соответствующие познавательные блоки, познавательные системы о законах духовных, биологических и предметно-материальных, осуществляется начальный этап перехода к образованию на основе целостного становления человека. Чрезвычайно важно, что одновременно с целенаправленным обучением и воспитанием в числе приоритетных направлений образования развивается такая универсальная форма деятельности, как художественно-творческая, художественно-эстетическая. Это связано с реализацией принципа гуманитаризации и гуманизации образования.

Гуманитаризация рассматривается как процесс приведения образования, его содержания и формы к соответствию с природой человека, как истинно человеческое образование.

Сегодня большинством педагогов признается и поддерживается необходимость гуманитаризации образования. Однако гуманитарные дисциплины в большинстве случаев пока еще преподносятся методами преподавания естественнонаучных предметов, в манере безличного монолога, что давно устарело и для естественных, технических дисциплин. Живой мир человеческой культуры подменяется отвлеченными сведениями о нем, не вызывающими никакого движения в душе, кроме усилий рассудка и памяти.

Содержание этих наук целесообразно обратить к личному опыту учащегося. Душа воспитанника должна открыться плодам великой работы человеческого духа. Цельное гармоничное формирование личности ребенка, младшего школьника невозможно без погружения его в искусство, в глубинное восприятие и проживание художественного произведения, художественной картины мира. Продуктивным представляется непосредственное приобщение к искусству путем создания произведений художественного детского творчества на уроках рисования, литературы, музыки.

Искусство - это мир совершенства, красоты, гармонии. Правильное общение с ним, соответствующее его эстетической природе, гармонизует внутренний мир ребенка, развивает чувство прекрасного, способность различать хорошее и плохое, истинное и ложное, доброе и злое. Без этого нет становления цельного человека.

Искусство приобщает учащегося к сущностным, духовным мировым процессам. Приобщение к ним постулируется в одной из главных задач образования 21 века. И тогда искусство становится необходимой составной частью образования, относится к его фундаментальным основам. Художественные дисциплины, наряду с философией, эстетикой, венчают и объединяют, придают смысл и глубину остальным учебным предметам, связывают между собой блоки учебных дисциплин, способствуют гармоничной личности в учебном процессе.

Роль педагога в преподавании гуманитарных дисциплин особенно велика и сложна. Педагог сам должен жить красотой, духом русской и мировой культуры, передавая, заключенные в них великие ценности, непосредственно погружать учащихся в духовные образы прошлой и сегодняшней культуры. От мастерства, индивидуальности и культуры учителя зависит, какие он разработает методы для осуществления «погружения» учащихся в исторический художественно-духовный опыт человечества.

Изучение научных источников и современной практики дало материал для вывода: в связи с усложнением педагогической проблематики методология образования связывается с педагогикой развития творческой личности учащегося на образовательном поле искусства. Так, в 90-х годах оформилось целое направление в практике образования. Это полностью или частично платные художественные школы, обучающие учащуюся молодежь искусству по оригинальным программам.

Значительную роль в художественном образовании детей играет государственная школа бесплатного общего образования, в учебный план которой входят художественные дисциплины. Большие задачи художественно-эстетического образования в школе, реализуемые силами малого количества художественных предметов в короткие сроки, поставили все художественное направление перед необходимостью интегрироваться.

Следует отметить, что идея интеграции искусств не нова.

Две тенденции, уходящие корнями в глубокую древность, -художественный синтез и сохранение суверенности каждого отдельного искусства, сопровождают почти всю историю художественной культуры.

Обе тенденции плодотворны. Их диалектическая взаимосвязь, взаимозависимость ведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогащению.

По мнению известного искусствоведа Зися А.Ю. «.синтез дает о себе знать в разных отношениях — и в соединении различных искусств, и в переводе одного художественного ряда в другой, и во взаимоотношениях искусства с другими явлениями культуры и материального бытия, и в использовании отдельными искусствами выразительных средств, художественного языка и материала других искусств и т.д. ». (31, 17)

Для нашего исследования важен вывод ученого, указывающий на то, что «синтез искусств находит свое выражение и в изменении структуры художественного мышления, в формировании глобального его характера»./ Зись А.Я./.

Отечественная педагогическая наука имеет фундамент разработок комплексного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся, основанный на трудах П.П. Блонского,

A.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого,

B.Н.Шацкой, Б.Т.Лихачева и других.

Ряд важнейших выводов о закономерностях художественно-эстетического развития личности и путях их использования в практике воспитания содержится в трудах Л.П. Буевое, Н.И.Киященко, И.С.Кона, Ю.ВЛукина, В.А.Разумного, В.К.Скатерщикова, Л.Н.Столовича и других отечественных философов и социологов, рассматривающих данную проблему в общесоциальном плане.

Для изучения психологических аспектов проблемы особую ценность представляют идеи Л.Б.Выготского, В.А.Крутецкого, Н.Д.Левитова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубенштейна, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона, Е.П.Крупника и других отечественных психологов, исследовавших различные вопросы соотношения эстетического воспитания и развития личности в онтогенезе и психологическую природу взаимодействия личности и искусства.

Существенный интерес представили исследования, посвященные теории содержания и методики преподавания художественных дисциплин в школе, ученых-педагогов О.А.Апраксиной, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Э.Б.Абдулина, Н.А.Ветлугиной, Н.С.Боголюбова, В.Г.Горецкого, В.С.Кузина, Е.В. Шорохова, С.П. Ломова, Л.В. Школяр, Н.Н.Ростовцева, М.Г.Плоховой, ИЛЛюбинского, Л.В.Горюновой, Е.В.Квятковского, Т.Я.Шпикаловой, Т.Ф.Курдюмовой, Ю.У.Фохт-Бабушкина и других.

Для нашего исследования большое значение имеют выводы анализа процесса формирования творческой личности. По мнению многих ученых, таких как Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, А.Ю.Пономарев, Р.Б.Грановская, особое значение для формирования личности имеет творческая деятельность, само творчество является важнейшим фактором и оптимальным условием развития личности учащегося.

В поддержку значимости художественно-эстетического образования детей и молодежи выступали в своих работах известные ученые и мастера культуры и искусства, а именно: академик Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном», «Земля родная», композитор Д.Б.Кобалевский «Прекрасное пробуждает доброе», «Про тех китов и многое другое», академик Б.Б.Пиотровский «Об археологии в комплексном изучении искусства», кинорежиссер С.А.Герасимов «Кинематограф и искусство слова: бесспорное и спорное в синтезе», режиссер, профессор Г.А.Товстоногов «Театр и перекресток искусств», художник Б.М.Неменский «Мудрость красоты», актер И.М.Смоктуновский «Главное в синтезе искусств с точки зрения актера», искусствовед Т.Кю.Шах-Азизова «Синтез драматического театра».

Важным средством художественно-эстетического обучения детей является народное, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, сущность и значение которых осмыслено и представлено в трудах ученых искусствоведов А.В.Бакушинского, Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, А.Б.Салтыкова, С.М.Темерина, А.К.Чекалова и др.

Попытки решать проблемы комплексного художественного образования, в частности, младших школьников принадлежат сторонникам практикоориентированной науки, разработавших отдельные направления: О.Ю.Ворожейкиной, исследовавшей пути формирования эстетического вкуса детей на материале синтеза искусств в процессе обучения изобразительному искусству, Ивановой Т.Н., выявившей особенности педагогического руководства формированием эстетических чувств учащихся в условиях интегрированного курса искусств /ИЗО, музыка, литература./, Ильенко Л.П., определивший педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников средствами интегрированного курса, Зубачевской Н.А., изучившей способы формирования эстетических интересов младших школьников средствами искусства.

Плодотворно решая отдельные задачи художественно эстетического образования младших школьников, указанные исследования не ставили своей целью изучить данный процесс в условиях образовательной деятельности начальной школы как целостное педагогическое явление.

Дальнейшее повышение эффективности и качества гармоничного развития личности каждого школьника предполагает возрастание роли начальной школы в художественно-эстетическом образовании учащихся.

Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную разработанность системы, мы избрали темой исследования : «Психологапедагогические проблемы художественного образования младших школьников /1-3 кл.У средствами интегрированного художественно-эстетического курса». В названии данного исследования, сформулированном как проблемы художественного образования младших школьников, акцентируется нерешенность этого основного методологического вопроса: не только необходимости, но и возможности художественно-эстетитического образования учащихся начальной школы в рамках их общего образования. Сочетание практической деятельности с умением понимать искусство играет особую роль в стратегии современного образования.

Программы гармоничного, комплексного типа, сочетающие развитие художественно-эстетической культуры с умением сделать красоту собственными руками, заслуживают дальнейшего совершенствования, что определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования — процесс художественно-эстетического образования учащихся 1-3 классов начальной школы.

Предмет исследования — интегрированный художественно-эстетический курс, направленный на совершенствование художественного образования, воспитания и развития младших школьников.

Цель исследования - выявив психолого-педагогические проблемы и определив пути и условия оптимизации процесса художественно-эстетического обучения, разработать на этой основе образовательную программу интегрированного художественно-эстетического курса для учащихся начальной школы.

С учетом цели и предмета исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить актуальные психолого-педагогические проблемы современного художественного образования младших школьников.

2. Проследить возрастную динамику художественного развития младших школьников с учетом целостного процесса формирования их личности.

3.Разработать, обосновать, экспериментально проверить педагогические пути и условия осуществления целостного подхода к процессу педагогического художественно-эстетического образования учащихся 1-3 классов.

4.Разработать и экспериментально проверить программу интегрированного художественно-эстетического курса для младших школьников.

5. Разработать методическую систему наглядности для эффективного художественного образования младших школьников.

Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что художественно-эстетическое образование учащихся начальной школы наиболее эффективно и качественно при следующих условиях:

1. Обеспечение уникальности способа художественно-эстетического познания мира синтеза и взаимодействия искусства и себя в этом мире.

2. Создания широкого художественно-эстетического поля индивидуального и коллективного творчества учащихся на основе аксиологического подхода к детскому художественному творчеству.

3. Реализации специальной методической системы художественно-эстетического обучения младших школьников, включающей эффективную программу интегрированного учебного курса и методики его преподавания.

При обеспечении взаимовлияния этих условий достигаются положительные изменения в личности каждого воспитанника начальной школы, выражающиеся в непрерывном росте его художественного потенциала и посильной эстетической активности, в широте художественных интересов и определенной устойчивости его эстетического отношения к искусству, к жизни, к труду, к людям, к самому себе. Указанные условия, по нашему мнению, являются необходимыми и достаточными для начального художественного образования младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют:

• ключевые положения гносеологии;

• принципы научной объективности;

• методы педагогических исследований;

• психолого-педагогические концепции формирования творческой личности;

• теория интеграции обучения; философская концепция целостного подхода воспитания и развития творческой активности на основе всеобщности связей и явлений с окружающей действительности; принципиальные положения теории и методики, используемые в отечественной художественной школе.

Методика исследования включала теоретическую и опытно-экспериментальную работу: анализ философской, психологической, педагогической, социологической, искусствоведческой литературы, анкетирование учащихся, изучение продуктов детской художественной деятельности, осмысление опыта художественно- педагогического взаимодействия, экспериментальную проверку авторской программы интегрированного курса и систему наглядных пособий, математическую обработку экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1 .Характеристика современного этапа изучения искусства в начальной школе, определяемого в качестве системы художественно-эстетического образования младших школьников.

2.Обоснование места художественной эстетической деятельности в общей структуре типов деятельности учащегося начальной школы, в духовном развитии его личности.

3. Предлагается модель процесса художественно-эстетического образования в виде Программы интегрированного художественно-эстетического курса для учащихся начальной школы.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в том, что в нем: выявлены наиболее актуальные проблемы в современном художественном образовании младших школьников, исходя из последних постановлений Министерства образования Российской Федерации, концепции духовного развития молодежи, стандартов начального образования и роли искусства в формировании духовной культуры, патриотического, гражданского воспитания подрастающего поколения; раскрыта возрастная динамика художественного развития младших школьников с учетом целостного процесса формирования их личности; разработаны, экспериментально проверены и теоретически обоснованы педагогические пути и условия осуществления целостного подхода к процессу художественно-эстетического образования учащихся начальных классов; определена квалификация групп младших школьников по уровню развития художественного потенциала и обоснован дифференцированный подход к каждой из групп.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающемся на концепцию и систему принципов образования в России на рубеже 21 века, роли культуры и искусства в образовании детей, использованием адекватных исследовательских методик, репрезентативностью эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной и количественной характеристик исследованных процессов и явлений. В значительной степени этому способствовал теоретический анализ соответствующих исследований, посвященных особенностям развития младших школьников, а также проведенная опытно-экспериментальная работа, результаты которой выразились в качестве художественного образования учащихся начальной школы, в возрастании объема и интенсивности выполняемой ими разнообразной художественно творческой деятельности, в расширении художественно-творческой деятельности, в расширении художественно-эстетического опыта детей, в совершенствовании процесса художественно-эстетического образования воспитанников начальной школы.

Достоверность исследования подтверждается внедрением в практику разработанной автором программы интегрированного художественно-эстетического курса младших школьников, ее положительной оценкой учителями начальной школы.

Теоретическая значимость определяется как вклад автора в художественную эмоционально-образную педагогику начальной школы.

Практическая значимость заключается в создании авторской программы интегрированного художественно-эстетического курса, доступного детям 6-9 лет, в разработке системы занятий и художественно-образных дидактических и развивающих игр, обеспечивающих ее реализацию в классах начальной школы.

Разработаны и экспериментально проверены наглядные пособия и материалы, которые обеспечивают детям понимание своих задач.

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования художественного образования детей в школе, для повышения квалификации учителей начальной школы, а также при чтении лекций и проведении практикумов в вузе по теории и методике художественного образования.

У Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в лицее №1 г. Астрахани и в ряде общеобразовательных школ г. Астрахани и Астраханской области. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на семинарах, городских и областных научно-практических конференциях в городе Астрахани, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного 0 образования Института общего образования Министерства образования

Российской Федерации /1998-2002гг./, на заседаниях отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования /1999-2001гг./

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, таблиц и рисунков.( Приложение )

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

3 АК ЛЮ ЧЕНИЕ

В целом, подтвердив исходную гипотезу, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Расширенное художественное образование воспитанников начальной школы, соединяя в синкретическом единстве богатство синтеза и взаимодействия искусств и возможности педагогики искусства, создает оптимальный целостный учебно-развивающий комплекс, способный интегрировать духовный потенциал и культурные традиции искусства, создать художественно-эстетическую среду для становления активной творческой личности младшего школьника.

2. В художественном образовании учащихся начальной школы участвует единство психолого-педагогических факторов, среди которых ведущее место принадлежит искусству, представляющему детям широкие возможности для познания художественного мира и себя в этом мире, общения и игры, свободного выбора интересующей деятельности и самовыражения.

Чтобы повысить результативность художественного образования, необходимо обеспечить продуктивное психолого-педагогическое взаимодействие, интенсивное общение детей с искусством, их активную разнообразную художественно-творческую деятельность.

3. Педагогика искусства в младшей школе подходит к личности ребенка, взаимодействующего с искусством, на уровне художественного сознания, что предполагает особый способ изучения проблемы. Воспитанник «в искусстве» - особая психолого-педагогическая реальность, имеющая свои закономерности, которые реализуются в практике его художественного сознания как особого рода отношения к искусству, а именно — художественного отношения.

Именно оно, будучи активным личностно деятельностным процессом, осуществляет перевод ценностей духовной культуры общества в индивидуальную систему ценностей «для меня», т.е. ценностей, имеющих личностный смысл.

4. Интегрированное художественно-эстетическое обучение — интенсивный процесс взаимодействия педагогов, специалистов и младших школьников, направленный на художественно-эстетическое образование учащихся, воспитание их эстетического отношения к искусству, действительности, людям и самому себе и развитие художественно- эстетической активности.

Логика процесса художественного обучения в условиях общеобразовательной школы характеризуется последовательным движением от выработки художественно-эстетических установок, которые базируются на ценностном ориентировании в искусстве, накоплении опыта художественно-творческой деятельности до формирования художественно-эстетической активности, выражающейся в личном участии школьника в жизни своей школы.

5. Расширенное художественное обучение оказывает значительное положительное влияние на развитие эмоциональной культуры учащихся начальных классов, их образного и творческого мышления. В свою очередь, развитое образное и творческое мышление воздействует убыстряющее на развитие специальных умственных способностей и на их применение при усвоении учебного материала.

Интегрированное художественно-эстетическое обучение как базирующийся на эмоционально-творческой деятельности учебный процесс воздействует непосредственно и положительно на общее умственное развитие детей.

Оптимизация художественно-эстетического образования младших школьников создает реальные условия для повышения общей успеваемости и устойчивого усвоения учебного материала других дисциплин.

Целевое соединение в школьной жизни ученика художественного и общего образования на равных при реальном повышении уровня умственного развития учащихся и качества их успехов и достижений открывает новые перспективы для перестройки учебных планов в начальных классах, реализации новых возможностей учебно-развивающей и познавательно-воспитательной работы.

6. По результатам экспериментальной работы было сделано специальное заключение:

• начальная школа, работая по экспериментальной интегрированной программе «Это удивительное искусство детства!» и по комплексной методике художественного обучения воспитанников, одновременно с начальным общим образование осуществила начальное художественно-эстетическое образование младших школьников.

• воспитанникам начальной школы художественные педагоги обеспечили процесс поступательного системного художественно-эстетического образования, увлекательного познания синтеза и взаимодействия искусств, нравственного совершенствования, разнообразного художественного творчества.

• младшие школьники, получившие начальное художественно-эстетическое образование, закрепили такие личностные качества, как трудолюбие, самоуважение, дружелюбие, эмпатийность, волю, целеустремленность, и приобрели новые способности-художественно-познавателььную, эстетическое отношение к жизни и искусству, к самому себе, общую универсальную художественную способность и специальные художественные способности, что, в свою очередь, расширило адаптивную способность ребенка. 7. Реализация интегрированного курса значительно расширила масштабы компетентности и повысило уровень профессионализм

Художественно-эстетическая познавательная система хорошо интегрируется с общеобразовательной на основе технологии проблемно-поискового обучения, эмоционально-образной педагогики, которые эффективно используются педагогами как фактор оптимизации обучения младших школьников.

В процессе исследования выявлен ряд проблем, требующих специального изучения в дальнейшем. К их числу, на наш взгляд, относятся, прежде всего, динамичность процесса художественного обучения младших школьников в онтогенетическом и функциональном аспектах; единство требований искусства и педагогических условий их реализации в образовательном процессе; актуализация эколого-эстетического воспитания в начальной школе.

Глубокое и всестороннее рассмотрение психолого-педагогических проблем образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса будет способствовать повышению качества образования начальной школы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шакмаева, Адиля Рафиковна, Москва

1. Акопян П.О. О роли интуиции в художественном познании. М.: Мысль. 1971г. с 32

2. Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка. Л.: 1980г. с 256.

3. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности /от диогностики отбора к диагностике развития/ //Вопросы психологии, 1992г. №1, с. 6-14.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.:Педагогика, 1989г. с 560.

6. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. //Педагогика. 1995г. №2. с.42-45.

7. Богомолов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся. Автореф.дис.докт.пед.наук. — М., 1993г.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968г. с 464.

9. Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира. /Художественное творчество. Вопросы комплексного исследования. 1984г. Л., с.99-116.

10. Батракова С.П. Художественное воображение //Вопросы эстетики. 1962г. Вып.5.

11. Батракова С.П. Художники 20 века и язык живописи. М., 1996г.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979г.

13. Борев Ю.Б. Художественное общение и его языки. Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры, //художественная коммуникация и семиотика. М., 1986г.

14. Бруверис И. Художественный образ -символ и его реальная основа.//.Музыка в социалистическом обществе. JI. 1969г.

15. БУЯ Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника. Ж. «Начальная школа», 1997г. №2.

16. БогоявленскаяД.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/Д. 1983г. с 173.

17. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967г., с 195

18. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996г.

19. Выготский JT.C. Психологическая педагогика.-М., 1991г. с.430449

20. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л.: 1990г.

21. Волков И.П. Цель одна дорог много: .проектирование процессов обучения.М., 1990г.

22. Гагай В.В. Соотношение репродуктивных и продуктивных действий в учебной деятельности младших школьников. М. 1985г. с 178

23. Гриндер М. Исправление школьного конвейера: пер. с англ. О.А.Смирновой , В.В.Щеголева, СПб,1992г.

24. Громов Е .С. Природа художественного творчества М. Просвещение. 1986г. с 239.

25. Дорфман.Л.Я. Эмоции в искусстве.: Российский гуманитарный фонд, 1997г. с 401.

26. Давыдова М.А. «Музыкальные моменты на уроках чтения. Ж. «Начальная школа». 1997г., №7

27. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М: Компания Кворум: Промо-медиа, 1995г. с 240.

28. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в с веете нового педагогического мышления //Новое педагогическое мышление / / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989г.

29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986г.

30. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М. 1978г. с.76

31. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. Сборник теоретических трудов «Взаимодействие и синтез искусств» J1. Наука 1986г.

32. Зеленкова И.В. восприятие произведений искусства младшими школьниками. Ж. «Начальная школа», 1996г. №7.

33. Изобразительное искусство в средней школе: Материалы к проведению эксперимента по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1-10 классе общеобразовательной школы, /под ред. Б.П.Юсова. М., 1972г., с. 141.

34. Изобразительное искусство. Экспериментальная программа для 1-10 кл. общеобразовательной школы. М.НИИ ХВ АПН СССР. 1972г. Вып.2. с.158.

35. Изобразительное искусство: Типовая программа для 1-4 кл Проект /Под ред. Б.П.Юсова.М., 1976г. 102с.

36. Изобразительное искусство: Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями 1-7кл., /факультативный курс/ /Под ред. Б.М.Неменского./ М.:Просвещение, 1988г. 137с.

37. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. Ж. «Начальная школа», 1997г.,№1

38. Изобразительное искусство. Программа для 1-4 кл. /Под редакцией .В.С.Кузина. М.:Просвещение.1991г.

39. Катханова Ю.Р.Развитие творческих способностей школьников. Автореф.Дисс. .канд.пед.наук.-М., 1994г.

40. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М., 1990г.

41. Косма Т.В. Мышление младшего школьника. 2 том Киев, 1969г. 676с.

42. Кузин B.C. Методика обучения изобразительному искусству в школе. М. просвещение. 1979г.

43. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста. Дисс. Докт.психол.наук. М.: 1990г.

44. Кузнецова О.А. Формирование художественных потребностей будущих учителей начальных классов, 1988г. 61:89-13/652-3.

45. Кузьминых Л.М.Психологический анализ проявления индивидуальных особенностей умственной деятельности младших школьников в процессе обучения.-Л.,1975г. 192 с.

46. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М.,1981 г.200с.

47. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Информационно-методическое письмо о курсе «Литература как предмет эстетического цикла» для 1 класса трехлетней начальной школы. Система Д.Б.Эльконина — В.Б.Давыдова. Ж. « Начальная школа» 1997г., №8

48. Каган М.С. Искусство в системе культуры. Л.,1987г.

49. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л., 1990г.

50. Кирсанова Н.Н. Знаковые аспекты искусства и художественное восприятие. Л.,1982г.

51. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.:3нание. 1990г.

52. Казанский О.А, Игры в самих себя. М.:Менеждер. 1994г.

53. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. М.1976г.

54. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972г., ч. 1-3.55. .Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной культуры. Киев. 1982г.

55. Леонтьев JI.A. Произведение искусства и личность; психологическая структура взаимодействия. /В сб. «Художественное творчество и психология» М.:Наука:1991г. с.109-133.

56. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. //Вопросы теории и психологии творчества. 1907г, т.1., с.5-39.

57. Леонтьев А.Н. Некоторые прорблемы психологии искусства //Избр. Психол. Труды. Т.2 М., 1983 г.

58. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.1983г.

59. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Шахмаев Н.Н. формы организации обучения //Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982г., Глава 6. с.216-250.

60. Лихачев Д.С. Земля родная: книга для учащихся. М. Просвещение, 1983г.,256 с.

61. Маймин Е.А. Искусство мыслить образами. М., 1990г.

62. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: 1972г.,168с.

63. Музыришвили И.А. Развитие художественного творчества младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы. Дисс.канд. пед.наук.-Тбилиси, 1984г.

64. Момажанов М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте. Дисс. Канд. Пед.наук. М. 1981г. 170 с.

65. Мейли Р. Структура личности //Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже, пер. с французского М. 1975г. с. 259276.

66. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления.-М., ПАН, 1994г., 163 с.

67. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976г.

68. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976г.

69. Мизина Л.Б. Генезис образности в видах искусства: Автореф. Дисс. канд. Филос. Наук. Тбилиси, 1982г.

70. Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев, 1984г.

71. Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М.,1982г.

72. Моштук В.В. Дидактические условия интеграции родственных учебных предметов. Киев, 1991г.

73. Мхитарян A.M. Формирование творческого воображения подростков средствами художественной литературы во взаимосвязи с изобразительным искусством. Ереван, 1986г.

74. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1987г.255 с.

75. Негур И.П. Психологические основы для формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994г. 150 с.

76. Ноосфера и художественное творчество. М. Наука, 1991г. 280 с.

77. Немов Р.С. Психология образования. М. 1994г. 496 с.

78. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995г.

79. Опыт составления психологической характеристики личности школьника. /Вереникина И.М., Дозоцева В.Н. //Психологические средства выявления особенностей личности. Развитие подростков и юношества. АПН СССР. Нии общ. И пед. Психологии. М., 1990г., с.31-34

80. Паршина С.В. Оптимизация учебно-самообразовательного материала на основе целостного подхода.-Челябинск, 1991г.

81. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. М. Центр инноваций в педагогике. 1999г., 147с.

82. Проблема субъекта эстетического развития. /В монографии «Художественная культура и эстетическое развитие личности. Киев. Наука думка, 1989г.с.37-47.

83. Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1990г.

84. Полуянов Ю.А. Влияние изобразительной деятельности на нравственное развитие младших школьников /Автореф. Дисс. Канд. Пед.наук. М., 1971г. 19с.

85. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М. Педагогика. 1976г.280 с.

86. Пономарев Я.А.Психология творчества: общая дифференциальная, прикладная. М. 1990г.

87. Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. /Под ред. И.В. Дубровиной и Б.С.Круглова. М. 1984г. 173 с.

88. Психология процессов художественного творчества. Л.:Наука. 1980г.

89. Пьянкова И.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности. Дисс. Канд. Пед. Наук. М., 1978г.

90. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности /Психол. Ин-т им. Щукиной РАО, под ред. В.В.Давыдова, В.В.Рубцова, Новосибирск, 1995г.,226 с.

91. Роджерс Н. Творчество как усиления себя //Вопросы психологии №1 1990г., с.164-168.

92. Репин И .Е. Далекое, близкое. Об искусстве. 5 изд. М. Искусство. 1960г.

93. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества.СП.Б:СПб гос. Ун-т Языковой центр. 1995.270 с.

94. Сапегин К.В. Мотивационно-смысловые основания педагогической оценки /младшие школьники/. Автореф. Дисс. Канд. Псих. Наук. М., 1994г. 61:94-11119/49-0.

95. Селезнева Н.Т. Подготовка студентов педвузов к психолого-педагогическому изучению младших школьников, .дисс. канд. Пед. Наук.-М., 1988г.

96. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль. 1996г.

97. Слободянюк И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте. Дисс. канд. Псих. Наук. Киев. 1989г. 113с.

98. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. //Вопросы психологии. №5.1991 г., с.7-9.

99. Смолярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. Пед. Наук М., 1993г.

100. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., 1993г.

101. Смирнова Т.М. Медленное чтение как средство эстетического воспитания ж»Начальная школа» №11.1996г. с. 28-31.

102. Сабанеев JI.JI. Музыка речи. М., 1973г.

103. Татарчук Д.П. Критериально-ориентированная диагностика уровней умственного развития младшего подростка. Дисс. канд. Псих. Наук. М., 1993г.

104. Тасалов В.И. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусства./В сб. «Взаимодействие и синтез искусств. JI. Наука. 1978г. с.20-45.

105. Товстоногов Г.А. Татр и перекресток искусств. /В сб. «Взаимодействие и синтез искусств» JI. Наука 1978г., с.68-79.

106. Торшилова Е., Дукаревич М. Художественное восприятие живописи и структура личности. в книге: « Творческий процесс и художественное восприятие », JT. 1978г. с. 174.

107. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения-1982. Л., 1982г.

108. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения . Л.,1983г.

109. Художественное творчество и психология, .комплексное исследование. М. Наука. 1991г.

110. Хан-Магомедов С.С. , В.Кандинский. О восприятии и воздействии средств художественной выразительности.-/В кн. Проблемы образного мышления и дизайн. М., 1978г.

111. Шумакова Н.Б.Возраст вопросов. М. Знание. 1990г.

112. Ворожейкина О.Ю. «Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Дисс. канд. пед. Наук. М., 1996г.

113. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств /изобразительному искусству, литературе, музыке/. Дисс. канд.пед.наук.М., 1995г.

114. Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников /1-9 классы/ средствами интегрированного курса предметов искусств. Дисс.канд.пед.наук. М., 1996г.

115. Зубачевская Н.А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1995г.

116. Ходякова Л.А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории. Дисс. канд. пед. наук. М., 1992г.

117. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1986г.о