автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Интегрированное изучение литературы и музыки в гуманитарных классах
- Автор научной работы
- Шац, Ольга Марковна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Якутск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шац, Ольга Марковна, 2000 год
Введение.
Глава I. Научно-теоретические основы интегрированного изучения литературы и музыки
1.1. Проблема взаимодействия литературы и музыки.
1.2. Психолого-педагогические условия интегрированного изучения литературы и музыки.
1.3. Методические проблемы интегрированного изучения литературы и музыки.
Глава II. Пути и приемы интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах старшего звена
2.1. Организация и основные этапы опытно-экспериментальной работы.
2.2. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Интегрированное изучение литературы и музыки в гуманитарных классах"
Актуальность исследования. Интеграция предметов в современной школе - это одно из направлений совершенствования литературного образования. В настоящее время продолжается освоение и поиск новых педагогических решений, методов, форм и приёмов обучения литературе, способствующих развитию творческого потенциала.
Анализ состояния преподавания литературы в общеобразовательной школе позволил актуализировать важную проблему интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (литературы и музыки). Данная проблема видится наиболее сложной и недостаточно изученной. Необходимость её решения побуждает к поиску путей формирования читателей, способных к глубокому, осознанному и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.
На сегодняшний момент интеграция предметов - одно из условий осуществления комплексного подхода к обучению. В свете современной культурной ситуации мы наблюдаем среди молодежи явно одностороннее увлечение эстрадной музыкой и отрицание классического наследия. Чтобы преодолеть этот барьер, мы избираем один из возможных путей - изучение литературы с широким использованием музыки. Приобщая с помощью музыки к прекрасному, мы формируем нравственно-эстетический гуманистический идеал всесторонне развитой личности, учим видеть, чувствовать, понимать, творить красоту, развиваем художественный вкус, образное мышление.
Намеченные в диссертационном исследовании задачи могут быть решены на теоретической основе целого ряда разработок в области педагогики (Ю.К. Бабанский, И.Э. Бекешкина, М.Н. Берулаева, А.В. Бодаков, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, П.П. Лямцев, Б.П. Юсов), методики преподавания литературы (JI.C. Айзерман, Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, М.Г. Качурин, Н.И. Кудряшев, Б.Х. Пикалов, З.С.Смелкова), психологии (Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, И.С. Кон, Е.В. Назайкинский, Р.С. Немов, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов), литературоведения (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Б.В. Томашевский, В.Е. Холшевников, Б.М. Эйхенбаум), искусствоведения (Б.В. Асафьев, И.Ф. Бэлза, В.А. Васина-Гроссман, Б.А. Кац, Р.И. Петрушанская, Е.А. Ручьевская, A.M. Сохор).
Проблеме интеграции предметов в общеобразовательной школе посвящены работы дидактов и методистов Т.Г. Браже, Г.И. Беленького, А .Я. Данилюк, К.Ю. Колесиной, Г.К. Максимова, Б.Х. Пикалова, В.Т. Фоменко, в которых осуществляется не только пересмотр содержания уроков литературы, но и поиски технологий осуществления интегративного подхода, активное включение учащихся в творчество. Однако остается очевидным тот факт, что вопросы интеграции предметов в-современной школе являются еще недостаточно разработанными и ждут своего исследования. n
Важным в аспекте данного исследования явились работы по вопросам эстетического воспитания школьников (Е.А. Бодина, Р.Ф. Брандесов, М.А. Верб, И.Ф. Гончаров, Н.И. Киященко, Н.В. Мирецкая, Ю.Н. Петрова, А.Л. Ренанский, А.В. Репринцев, А.В. Толстых, З.И. Третьякова и др.).
В ряде работ (Ю.Г. Ельцов, Н.М. Машенко, И.Г. Ревес, Н.М. Свирина, З.С. Старкова, Е.В. Труфанова, Е.А. Тюрина, Г. А. Финченко, Е.А. Финченко, И. И. Чернова, Л. А. Шевченко) представлен опыт использования литературно-музыкальных параллелей в общеобразовательном процессе. Но рассмотренные нами источники не решают проблему интеграции предметов в ее целостности и системности.
Большую помощь в организации интегрированных уроков оказали работы о значении музыки в жизни писателей XIX и XX века (А.П. Ауэр, Ю.Н. Борисов, И.Ф. Бэлза, В.А. Васина-Гроссман, А.А. Гозенпуд, Г.И. Иванов, Б.А. Кац, Б. Розенфельд, Т.А. Хопрова).
Наше диссертационное исследование возникло в ответ на необходимость восполнить существующие пробелы в теории и практике вопроса. В современной школе в основном отсутствует целенаправленная работа по эстетическому воспитанию, низка общая культура учеников. Учитель литературы нередко игнорирует смежные виды искусства, что приводит к постепенной потере интереса учеников к литературе, к книге. Многогранность искусства, его воспитательная функция определяют особую глубину его воздействия на человека, поэтому актуальность темы исследования сегодня весьма велика.
Таким образом, актуальность исследования определяется двумя факторами: во-первых, теоретико-практической значимостью работы, во-вторых, её недостаточной разработанностью в связи с современными требованиями к проблеме интегрированного изучения литературы и музыки. Встала необходимость поиска подходов, форм и приёмов решения проблемы, теоретико-практического обоснования модели изучения литературы с использованием смежных видов искусств. Проблема привлечения на урок литературы музыки видится в достаточной степени актуальной и важной ещё и в силу того, что она связана с дополнительным культурологическим содержанием.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы научного исследования: «Интегрированное изучение литературы и музыки в гуманитарных классах».
Объект исследования: процесс интегрированного изучения литературы и музыки в условиях гуманитарных классов.
Предмет исследования: условия и приемы обеспечения интегрированного изучения литературы и музыки.
Цель исследования: разработать научно-теоретическое обоснование и организовать опытно-экспериментальную проверку психолого-педагогических условий и методических приемов интегрированного изучения литературы и музыки.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой литературное развитие школьников (восприятие, понимание, интерпретация) в процессе интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах будет осуществляться эффективнее, если:
- учитываются психолого-педагогические и методические принципы интегрированного изучения литературы и музыки;
- скорректирована программа по литературе, в которой учитывается взаимодействие и взаимопроникновение двух видов искусства (литературы и музыки), а также специфика образовательного учреждения и класса;
- музыка как вид смежного искусства выступит в качестве одного из средств обучения;
- содержание, формы и приёмы интегрированного изучения литературы и музыки соответствуют возрастным возможностям и интересам учащихся;
- получены специальные дополнительные знания и сформированы умения, активизирующие процесс обучения литературе.
Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Установить степень разработанности исследуемой проблемы в литературоведческой, искусствоведческой, психологической, педагогической и методической литературе и раскрыть на основе этого сущность, принципы интеграции литературы и музыки.
2. Выявить наиболее приемлемые в учебном процессе виды связи литературы и музыки.
3. Скорректировать программу для школ и классов с углубленным изучением литературы (автор В.Г. Маранцман) с целью реализации возможностей для проведения интегрированных уроков, способствующих эстетическому развитию школьников.
4. Сформировать специальные дополнительные знания и умения, способствующие углубленному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.
5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему уроков литературы с использованием музыки в 10, 11 гуманитарных классах.
Методологической основой диссертационного исследования являются философские, психолого-педагогические, методические, литературоведческие и искусствоведческие идеи, отражающие процесс интегрированного изучения литературы и музыки.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач была использована совокупность следующих методов исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, литературоведческой, искусствоведческой литературы, школьных программ, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование;
- экспериментальные: педагогический эксперимент, в процессе которого использовались следующие способы осуществления мониторинга: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, интервьюирование); изучение результатов деятельности учителя и учащихся, анализ срезовых контрольных работ, сочинений.
Опытно-экспериментальной базой научного исследования явились средняя школа № 31 и Гуманитарный лицей г. Якутска.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап. 1994-1995 г. г. Поиск форм и приёмов, нацеленных на повышение эффективности урока литературы. Произведен анализ дидактических, методических, психологических и искусствоведческих источников. Выбрана тема исследования, выдвинута гипотеза, сформулированы цель и задачи, построена модель. Разработан план эксперимента: его цели, задачи, организационные сроки. Намечены критерии анализа и оценки результатов эксперимента.
II этап. 1995-1998 г.г. Проведение эксперимента по проверке эффективности предложенного пути на базе средней школы № 31 и Гуманитарного лицея г. Якутска.
III этап. 1998-1999 г.г. Анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1. Выявлен и обоснован один из путей интегрированного обучения.
2. Определены наиболее приемлемые виды связи литературы и музыки, использованные в учебном процессе.
3. Скорректирована программа по литературе (10, 11 классы): введены музыкальный материал, национально-региональный компонент.
4. Разработана и экспериментально проверена система интегрированных уроков в 10, 11 гуманитарных классах на основе русской и якутской литературы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен теоретически обоснованный и проверенный в ходе эксперимента один из путей интегрированного обучения в гуманитарных классах. Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами ВУЗов при проведении занятий со студентами; учителями и методистами школ, лицеев, гимназий при подготовке уроков литературы и во внеурочной работе; при разработке программ и учебных пособий для учителей и учеников.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой теме; результатами, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы. Результаты оценивались на основе письменных и устных ответов учащихся, их творческих работ, анализа анкет.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры русской литературы XX века и теории литературы Якутского государственного университета, на кафедре гуманитарного цикла в средней школе № 31 г. Якутска, в Гуманитарном лицее. Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на Республиканской научно-практической конференции «Молодёжь и наука РС(Я)» (г. Якутск, 1996 г.); на городских и республиканских педагогических чтениях (г. Якутск, 1997, 1999 гг.); на межрегиональной научно-практической конференции «А.С. Пушкин: диалог времён и культур» (г. Якутск, 1999 г.); на республиканской научно-практической конференции «III Лаврентьевские чтения PC (Я)» (г. Якутск, 1999 г.); на открытых уроках для учителей города и республики.
Материалы диссертации апробированы в программе и работе спецкурса «Интегрированные уроки литературы и музыки», проведенного б Якутском государственном университете в 1999 году. Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исследование проблемы взаимодействия литературы и музыки ведется по многим направлениям. Основополагающими для нашего исследования явились разные по характеру, принципам и содержанию три вида связи литературы и музыки: «музыкальные» страницы литературных произведений, литературное произведение в музыкальной интерпретации, связь литературного и музыкального произведений на ассоциативном уровне.
2. Процесс интегрированного изучения литературы и музыки основывается на скорректированной нами программе для школ и классов с углубленным изучением литературы, в которой учитывается взаимодействие и взаимопроникновение смежных видов искусства (литературы и музыки), специфика образовательного учреждения и класса.
3. Образовательный процесс расширяется за счет введения дополнительных культурологических знаний, овладения учащимися специальными дополнительными умениями, что способствует углубленному восприятию, пониманию и интерпретации литературного текста.
4. Интегрированное обучение помогает совершенствованию устной и письменной речи.
5. Повышению уровня литературного развития способствует учет в педагогическом руководстве возрастных, индивидуальных психофизических особенностей ученика, его общего развития, интересов, потребностей, жизненного опыта.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
Рассмотренная проблема интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах общеобразовательной школы позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
Настоящее исследование связано с решением одной из важнейших проблем на современном этапе образования - интеграцией предметов гуманитарно-эстетического цикла (литературы и музыки). Её реализация позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более привлекательным для учащихся, форсировать определенные задачи обучения, воспитания и развития.
Роль искусства в приобщении к эстетическим ценностям поистине огромна и незаменима. Смежные с художественной литературой виды искусства являются частью духовной жизни человека. Мы воспитываем современных людей, развитых интеллектуально и духовно, способных творить на благо общества. Искусство помогает успешно ответить на вопросы, связанные с духовным общением и формированием потребностей старшеклассников.
Настоящее исследование явилось попыткой осветить проблему интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла и предпринять ее экспериментальное решение. Анализ психолого-педагогической, методической, литературоведческой и искусствоведческой литературы, обращение к истории исследования проблемы позволили определить содержание, пути и приемы интеграции литературы и музыки.
Выявлен и апробирован один и путей интегрированного обучения, основанный на скорректированной программе по литературе (автор В.Г. Маранцман), которая учитывает взаимодействие и взаимопроникновение двух видов искусства, определяет пути формирования читательских умений.
В основе интегрированного обучения лежит система педагогических принципов и методических приемов, разработанных с учетом возрастных характеристик учащихся, которая нацелена на увеличение объема знаний, на повышение качества их усвоения, на овладение дополнительными умениями, что способствует углубленному пониманию, восприятию и интерпретации литературного текста.
Теоретическая разработка вопроса о путях взаимодействия литературы и музыки дала возможность выявить наиболее приемлемые в учебном процессе, разные по своему характеру, принципам и содержанию виды связи литературы и музыки: «музыкальные» страницы литературных произведений, литературное произведение в музыкальной интерпретации, связь литературного и музыкального произведений на ассоциативном уровне. При этом мы осознаем, что круг подобных связей может быть расширен и адаптирован к конкретным аудиториям, в соответствии с целями и задачами учебного процесса.
Опытно-экспериментальная работа показала, что системный подход обеспечил эмоционально-положительную направленность на самостоятельную и творческую деятельность, благотворно повлиял на развитие интереса к литературным и музыкальным произведениям, на формирование эстетического вкуса. /
Было установлено, что большинство старшеклассников стали испытывать потребность общения с искусством и выражать через это свое состояние, различать подлинное искусство от эрзаца на уровне эмоциональных суждений, оценки, чувств, проявлять избирательность впечатлений, а не всеядность, овладели умением переключать восприятие при общении с различными видами икусства.
Опытное обучение, которое строилось на основе литературных произведений разных жанров, показало степень усвоения литературного материала. Использование музыки как одного из средств обучения во многом способствовало совершенствованию устной и письменной речи.
Мы убедились, что эффективность интегрированных уроков зависит во многом от самого учителя, от уровня его дополнительной музыкальной подготовки. Музыкальность выступила в качестве подсистемы личности учителя и ученика как субъектов образовательного процесса.
Специфика интегрированного обучения создала благоприятные условия для проявления учительского творчества. Она обеспечила определенную свободу выбора тем, содержания, форм и методов обучения. Это еще раз доказывает, что интеграция в настоящее время является одной из ведущих технологий обновления методики обучения.
Обращение к национально-региональному компоненту позволило приблизить учащихся к богатейшей культуре якутского народа, которая является неотъемлемой частью духовной жизни человека. Якутская литература и якутская музыка явились важным звеном в воспитании всесторонне развитой личности.
В ходе опытного обучения мы столкнулись со следующими трудностями: сложность восприятия и понимания музыки в силу возрастных характеристик, отсутствия слушательского опыта; недостаточный первоначальный уровень культурологических знаний, а также низкий уровень сформированности отдельных умений.
Использование музыки на уроках изучения истории литературы осталось за рамками нашего исследования.
Мы опирались в своей работе на специфику только двух видов искусства - литературы и музыки. Разработанная нами и апробированная экспериментальным путем система интегрированных уроков не является единственно возможной. Материалы исследования могут служить основой для дальнейшего совершенствования процесса обучения литературе в общеобразовательной школе. Творчески работающий, ищущий учитель найдет и другие способы привлечения на урок литературы различных видов искусства. Наше исследование позволяет еще раз утвердиться в верности тезиса: одна из актуальных задач современной школы - воспитание всесторонне развитой личности, способной понимать и ценить искусство. Положительные результаты исследования позволяют говорить о перспективе дальнейшей работы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шац, Ольга Марковна, Якутск
1. Азначеева Е.Н. К вопросу о музыкальности прозаических литературных текстов // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование: Материалы междунар. науч.-практич. конф. Астрахань, 1997. - С. 80-85.
2. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. М.: Знание, 1990.-79 с.
3. Активные формы преподавания литературы / Сост. Р.И. Альбеткова. -М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
4. Армязова Г.В., Ратгауз Г.И., Торшилова Е.М. Эстетическое сознание и его развитие у подростков и старших школьников // Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте: Сб. науч. тр. -М., 1987. С. 5-11.
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. JL: Музыка, 1973. - 144 с.
6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.-Л.: Музыка, 1971,376 с.
7. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символистических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.- 112 с.
8. Ахматова А.А. Избранное / Сост. И.К. Сушилина. М.: Просвещение, 1993. - С.159-164.
9. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985.-208 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества // Сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
11. Бекешкиыа И.Э. Структура личности (методологический анализ). Киев: Наук, думка, 1986. 127 с.
12. Беленький Г.И. Интеграция? // Литература в школе. 1998, - № 8. - С. 86-90.
13. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990.- 103 с.
14. Белобородова В.К. Музыкальное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.
15. Белый А. Будем искать мелодии // Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966. - 656 с.
16. Берулаева М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. - № 1. - С. 9-11.
17. Блок и музыка: Сб. статей / Сост. М.А. Элик. М.: Советский композитор, 1972. - 279 с.
18. Богданова О.Ю. Интерпретация текста романа "Белая гвардия" // Литература в школе. 1998. - № 2. - С. 125-134.
19. Бодаков А.В. Формирование всесторонне развитой личности. Минск: Нар. асвета, 1987. - 142 с.
20. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. - № 5-6. - С. 32-37.
21. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников . М.: МГЗПИ, 1989. - 81 с.
22. Бодрик Е.А. "Вечность за кремовыми шторами.". "Белая гвардия" М.А. Булгакова: к содержанию через чувственный мир героев // Русский язык и литература в СУЗ Украины. 1991. -№ 11. - С. 29-48.
23. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. - 39 с.
24. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. - № 5. - С. 151-155.
25. Брандесов Р.Ф. Вопросы эстодидактики: Учеб. пос. к спецкурсу. -Челябинск: ЧПИ, 1983.-79 с.
26. Булгаков М.А. Белая гвардия: Роман // Собр. соч.: В 5 т. М., 1992. -Т.1.-С. 179-428.
27. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман // Собр. соч.: В 5 т. М., 1992.-Т. 5.-С. 7-384.
28. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.: Музыка, 1977. - 216 с.
29. Бутенко В. Эстетическое воспитание средствами музыки // Педагогика. -1991.-№2.-С. 146-147.
30. БэлзаИ. Партитуры Михаила Булгакова//Вопросы литературы. 1991. - № 5. - С. 55-60.
31. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы. М.: Музгиз, 1963.-36 с.
32. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1972.- 150 с.
33. Васина-Гроссман В.А. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке // Поэзия и музыка: Сб. ст. и исслед. М., 1973. -С. 97-136.
34. Верб М.А,. Формирование эстетических ориентаций старших школьников.-Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1976.-81 с.
35. Взаимосвязь искусства на уроках литературы: Пос. для учителей / Сост. Р.И. Альбеткова. -М., 1987.
36. Виноградова С.М. Взаимодействие литературы и музыки.-Л.: Знание, 1984.-17 с.
37. Воробьев Г.В. Проблема методов исследования в педагогике // Советская педагогика. 1980. - № 6. - С. 67-75.
38. Воспитание музыкой: Из опыта работы: Сб. ст./ Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. - 203 с.
39. Восприятие музыки: Сб. ст.-М.: Музыка, 1980.-256 с.
40. Временный государ, образов, стандарт. Общее среднее образование. Базисный план средней общеобразовательной школы / Рук. B.C. Леднёв, М.Р. Леонтьева; Ред. И.Л. Бим, Л.Н. Боголюбов и др. М.: Ин-т обшеобразоват. школы РАО, 1993.-36 с.
41. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
42. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
43. Высоцкая С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам. Алматы, 1971. - 57 с.
44. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыка. -М.: Москва, 1971. 175 с.
45. Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература. -Якутск: 1991.-400 с.
46. Гончаров И.А. Обломов: Роман//Соч.: В 8 т. М., 1979. - Т.4. - С. 7500.
47. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.- 126 с.
48. Горький М. На дне: Пьеса//Полн. собр. соч.: В 25 т.-М., 1970. Т.7. -С. 107-182.
49. Горький М. Фома Гордеев: Роман // Полн. собр. соч.: В 25 т. М., 1969.-Т.4.-С. 179-458.
50. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе.-М., 1971. Вып.7.
51. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77 с.
52. Громцева С., Мудрова О. Интеграция искусств в системе литературного образования // Педагогика. 1988. - № 2. - С. 139-142.
53. Данилов С.П. Моя Полярная звезда: Стихи. Пер. с якут. И. Фонякова. -М.: Современник, 1980. 191 с.
54. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. - № 2.- С. 8-12.
55. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
56. Егоров Ю.А., Костина Т.И., Тихонов М.Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Философско-методологические аспекты. -М.: Изд-во РАГС, 1996 .- 160 с.
57. Ельцов Ю.Г. Музыка в изучении творчества JI. Толстого // Литература в школе. 1989. - № 6. - С. 98-102.
58. Есенин С.А. Стихотворения // Поли. собр. соч.: В 7 т. М., 1995. - Т.1. -671 с.
59. Ефимов М.Д. День незакатного солнца: Стихотворения и поэмы. -М.: Современник, 1990. 125 с.
60. Захаров Э. Музыкальное у Блока// Искусство в школе. 1999. - № 3. -С. 44-47.
61. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.: Знание, 1976.-64 с.
62. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977,64 с.
63. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.-М.: Педагогика, 1981.- 159 с.
64. Иванов Г.И. Маяковский в музыке. М.: Советский композитор, 1978. -13 с.
65. Иванов Г.К. Островский в музыке. М.: Советский композитор, 1976. -125 с.
66. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М.: Знание, 1975. - 123 с.
67. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования: Собр. науч. тр. / Под ред. Г.И.Батуриной и др.-М.: Изд. АПН СССР, 1983.-96 с.
68. Интеграция современного научного знания: методологический анализ / Н.Т. Костюк и др. Киев: Вища школа, 1984. - 184 с.
69. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. науч. тр. М.: НИИ общ. педагогики, 1978. - 96 с.
70. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр.-Л., 1989. -С.3-11.
71. Каганская М. Белое и красное // Литературное обозрение. 1991. - № 5. - С. 93-99.
72. Каргапольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников // Педагогика. 1990. - № 12. - С. 52-56.
73. Категории мышления и индивидуальное развитие / Под ред. К.А. Абишева. Алматы, Гылым, 1991. - 215 с.
74. Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка: Исслед. очерки. -Л.: Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1989. 334 с.
75. Кац Б.А. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исслед. очерки и коммент. СПб.: Композитор, 1997. - 272 с.
76. Кац Б.А. "Стань музыкою, слово!" Критические этюды. Л.: Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1983. - 151 с.
77. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -173 с.
78. Киященко Н.И. Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989.-190 с.
79. Кленицкая И.Я. Когда слово диктует чувство.: Кн. для учителя. Из опыта работы. М., 1991. - 77 с.
80. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. - 160 с.
81. Колосова JI.A. Школа Центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья // Народное образование Якутии. - 1997. - № 2. - С. 57-59.
82. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -207 с.
83. Коростелёва А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.
84. Кривошапко Г.М. Музыкальная культура якутского народа. Якутск: Кн. изд-во, 1982.- 184 с.
85. Крюков А.Н. Литература и музыка (по страницам петербургских журналов 18 в)//Россия Европа: Контакты музыкальных культур: Сб. науч. тр. - СПб., 1994. - С. 43-60.
86. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1981.- 190 с.
87. Кулагин П.Г. О межпредметных связях в обучении. М., 1981.-54 с.
88. Куприн А.И. Олеся: Повесть // Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. -Т.1. - С. 351-418.
89. Лев Толстой и музыка / Сост. З.Г. Палюх, А.В. Прохорова. М.: Советский композитор, 1977. - 326 с.
90. Левина М.М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах //
91. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе ,-М„ 1973. 4.1.
92. Леквеишвили Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси: Из-во Тбил. ун-та, 1987. - 166 с.
93. Лесков Н.С. Очарованный странник: Повесть // Собр. соч.: В 6 т. М., 1993. - Т.5. - С. 278-398.
94. Литература и музыка: Сб.ст./ Под ред. Б.Г. Реизова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. - 227 с.
95. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.-463 с.
96. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб: "Искусство -СПб", 1996.-848 с.
97. Лошкарева Н.А. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов советской дидактики // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе.-М., 1973. 4.1.
98. Лямцев П.П. Формирование человека как личность: социально-философский аспект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.- 119 с.
99. Маймин Е.А. Искусство мыслить образами. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
100. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
101. Максимов Г.К. К дискуссии об интеграции школьных предметов // Педагогика. 1996. - № 6. - С. 114-116.
102. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и развитие читателя школьника // Литература в школе. - 1980. - № 1. - С. 25-35.
103. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством//Литература в школе. 1998. - № 8.-С. 91-98.
104. Марисова Н.Д. Гуманитарно-культурологические аспекты литературного образования в старших классах общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. - 23 с.
105. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. М.: Просвещение, 1978. -78 с.
106. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.-254 с.
107. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990. - 221 с.
108. Методические рекомендации к работе учителей и студентов над проблемой межпредметных связей / Ленигр. отд-ние Пед. об-ва РСФСР, секция общей педагогики. Л., 1976.-23 с.
109. Методы активизации учащихся на уроках эстетического воспитания. Методические рекомендации. М.: Высшая школа, 1970.-19 с.
110. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1989.203 с.
111. Молдавская Н.Д. О восприятии художественных произведений и критериях развития старших школьников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 509. - М., 1972. - 99 с.
112. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. -1997. -№3,- С. 234-243.
113. Музыка в зеркале поэзии: Сб. стихов: В 3 вып./Сост. вступ. ст. и коммент. Б. Каца. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ие, 1985.-231 с. - Вып. 1.
114. Музыка в зеркале поэзии: Сб. стихов: В 3 вып./Сост. вступ. ст. и коммент. Б. Каца. JL: Сов. композитор. Ленингр. отд-ие, 1985. - 192 с. - Вып. 2.
115. Музыка в зеркале поэзии: Сб. стихов: В 3 вып./Сост. вступ. ст. и коммент. Б. Каца. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ие, 1985. - 301 с. - Вып. 3.
116. Музыка и поэзия / Сост. Е.Н. Домрина. М.: Р. Валент, 1999. — 132 с.
117. Музыкально-художественное воспитание учащихся: Сб.ст. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971.
118. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
119. Наумов С.А. Эстетический вкус, его воспитание. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.-225 с.
120. Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей: Сб. науч. тр./Под ред. Г.И. Беленького и др.-М.: АПН СССР, 1982.-88 с.
121. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.-253 с.
122. Немов Р.С. Психология: В 2 кн.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
123. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку.-М.: Музыка, 1987.-60 с.
124. Олейник Л. Ваш урок и музыка.//Наука и школа. 1997.-№ 1.-С. 122-123.
125. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984. - 302 с.
126. Основы эстетического воспитания: Пос. для учителя / Под ред. Ю.Б. Алиева и др. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.
127. Островский А.Н. Гроза: Пьеса//Полн. собр. соч.: В 12 т.-М., 1974. -Т.2.-С. 209-266.
128. Островский А.Н. Снегурочка: Пьеса//Полн. собр. соч.: В 12 т.-М., 1977. -Т.7. -С. 364-457.
129. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музична Украта, 1975. - 197 с.
130. Педагогическое взаимодействие: психол. аспект: Сб. науч. тр./ Отв. ред. А.В. Петровский. М., 1990. - 174 с.
131. Перепелица А.Д. Педагогические основы формирования эстетических чувств в процессе обучения музыке: На материале русской классической музыки: Дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1986.-211 с.
132. Петрова Ю.Н. О динамике эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством // Теоретические проблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла: Сб. науч. тр.-М„ 1977.-С. 5-24.
133. Петрушанская Р.И. Музыка и поэзия.-М.: Знание, 1984.-55 с.
134. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997.383 с.
135. Писарский П.С., Собкин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры / Центр социологии образования РАО. -М„ 1997.-89 с.
136. Платек Я.М. Верьте музыке.-М.: Сов. композитор, 1989.-349 с.
137. Платек Я.М. Под сенью дружных муз.-М.: Советский композитор, 1987.-229 с.
138. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. М.: Просвещение, 1974. - 128 с.
139. Порфирьева А.Л. Блок и Вагнер // Россия и Европа: Контакты музыкальных культур: Сб. науч. тр. СПб., 1994. - С. 186-220.
140. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989. 151 с.
141. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 кл./ Сост. В.Г. Маранцман. М., 1992.
142. Пути совершенствования учебно-воспитательной работы в школах Якутии: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Д.А. Данилов. Якутск, 1990. - 72 с.
143. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.
144. Ревес И.Г. Взаимосвязь музыки и литературы в формировании эстетического идеала подростков: Автореф. дисс. канд пед. наук.-Ташкент, 1991. 17 с.
145. Рейзенкинд Т.И. Комплексное взаимодействие искусств как теоретико-практическая проблема // Взаимодейстие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Астрахань, 1997. - С. 200-204.
146. Ренанский А.Л. Эстетическое воспитание учащихся: Лит.-муз.композиции и беседы. Минск: Нар. асвета, 1978.- 110 с.
147. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.О. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности// Вопросы психологии. 1995. - № 1. - С. 13-25.
148. Репринцев А.В. Учителю об эстетическом воспитании старшеклассников. Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 1999. — 250 с.
149. Розенфельд Б. Есенин и музыка. М.: Советский композитор, 1988. - 88 с.
150. Ручьевская Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации // Поэзия и музыка: Сб ст. и исслед. М., 1973. -С. 137-185.
151. Ручьевская Е.А. Слово и музыка. М.: Музгиз, 1960.-56 с.
152. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Просвещение, 1985.-288 с.
153. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Учеб. пос. Свердловск: СГПИ, 1989.-60 с.
154. Свирина Н.М. Взаимодействие музыки и литературы//Литература в школе. 1997. - № 6. - С. 108-112.
155. Свирина Н.М. . Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе: Дисс. . канд. пед. наук. СПб., 1993.-265 с.
156. Скалкова Я Методология и методы педагогических исследований// Сб. науч. тр. М.: НИИШ, 1983. - 144 с.
157. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Кн. для учителя и учащихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М.: Наука, 1997.-283 с.
158. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990,1. Q 1А „j/.u с.
159. Соболев Н.А. Об изучении литературы в старших классах// Литература в школе. 1997. - № 4. - С. 158-160.
160. Совершенствование преподавания литературы в школе / Под ред. Г.И. Беленького. -М.: Просвещение, 1986. 190 с.
161. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика)/ Отв. ред. Н.И. Киященко. М., 1998. - 302 с.
162. Соллертинский И.И. Избранные статьи о музыке.-Л.; М.: Искусство, 1946. 144 с.
163. Сохор A.M. Воспитательная роль музыки.-Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. 64 с.
164. Сохор A.M. Друзья соперники // Поэзия и музыка: Сб. ст. и исслед. -М.: Музыка, 1973. - С. 5-17.
165. Сохор A.M. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.
166. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы: Из опыта работы: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988. 160 с.
167. Тарасов Л.М. Музыка в семье муз: Очерки.-Л., 1985.- 159 с.
168. Ташлыкова Н.Ю. Музыка как фактор гуманизации// Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры: Сб./ МГУ, Ин-т управления и социальных исследований; Ред. Сурин А.В.-М., 1997. -С. 174-176.
169. Творческий процесс и художественное восприятие: Сб. ст./АН СССР.-Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1978.-278 с.
170. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947.-335 с.
171. Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 206 с.
172. Толстых А.В. Гуманизация образования и актуальные проблемыэстетического воспитания // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 9-13.
173. Толстых А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М.: Педагогика, 1990. - 159 с.
174. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филолог, очерки. J1.: Гослитиздат, 1959.-471 с.
175. Третьякова З.И. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию школьников. Свердловск: Изд-во Свердл. гос. пед; ин-та, 1975. — 81с.
176. Троицкий В.Ю. О гуманитарной концепции общего среднего образования // Литература в школе. 1991. - № 3. - С. 69-72.
177. Труфанова Е.В. Созвучье муз//Литература в школе. 1998. -№ 7. -С. 157-160.
178. Тургенев И.С. Отцы и дети: Роман//Полн. собр. соч.: В 12 т.-М., 1981.-Т. 7.-С. 5-188.
179. Тюрина И. А. Содружество искусств на уроках литературы//Наука и образование: Теория и практика, инновации: Тез. докл. науч. метод, конф. 30-31 окт. 1996 г. Анжеросудженск. 4.2/Томский гос. пед. ун-т и др.-Томск, 1996. С. 65-67.
180. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1983.-88 с.
181. Финченко Г.А. Музыка на уроках литературы (К вопросу об эстетическом воспитании) // Вопросы эстетического воспитания учащихся на уроках литературы: Сб. ст. Владимир, 1973.-С. 156183.
182. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литература и музыка) в общеобразовательной школе: Учеб. пос. Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т им. П.И.Лебедева-Полянского, 1990.-85 с.
183. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов-на-Дону, 1996.
184. Харитонов В.В. Взаимосвязь искусств. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1992.- 147 с.
185. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972.- 168 с.
186. Хопрова Т.А. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. -Л.: Музыка, 1974.- 152 с.
187. Хорошилова Н.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания интегративного курса "Музыка, литература и ИЗО" // Проблемы культуры образования: теория и практика. Оренбург, 1998.-С. 81-82.
188. Художественное восприятие: Сб. ст./Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - Вып.1. - 387 с.
189. Чернова И.И. Музыка на уроке литературы // Литература в школе.-1997. -№ 2. С. 109-113.
190. Шаталов В.Ф. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск, 1990. - 223 с.
191. Шацкая В.Н. Музыка в школе.-М.: Изд. АПН, 1963. -Кн. 2.-168 с.
192. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т.-М., 1980.-Т.2.
193. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы//Литература в школе. 1996.-№ 5. - С. 154-155.
194. Широкова Е.А. Межвидовые ассоциации в анализе литературных и музыкальных произведений: Автореф. дисс. . канд. искусств. М., 1993.- 18 с.
195. Эйдлин В.И. О некоторых предпосылках построениямежпредметных связей // Теоретические проблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла: Сб. науч. тр. М., 1977.-С. 25-33.
196. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969.-552 с.
197. Эткинд Е. От словесной имитации к симфонизму / Принципы музыкальной композиции в поэзии // Поэзия и музыка: Сб. ст. и исслед. М„ 1973. - С. 186-280.
198. Юсов Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (Новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международ, науч.-практич. конф. Астрахань, 1997. - С. 214-220.
199. Ягунова Н.П. "Все вы у меня . одинаковые в поле брани убиенные". Изучение романа М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11 класс // Литература в школе. - 1998. - № 1. - С. 144-149.
200. Яковлева О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Дисс. . канд. пед. наук. Якутск, 1998. - 197 е.
201. Якутский фольклор / Сост. А.Е. Захарова. Якутск: Сунгирь, 1993. — 190 с.
202. Palmer P. Recensio.// Music and letters. 1995. - Vol. 76, № 3. - P. 465-466. - Rec. and op.: Melnick D. C. Fullness of dissonance: Modern fiction and the aesthetics of music.- London; Toronto, 1994,- 159 p.