Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки посредством учебника

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кичак, Татьяна Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Реализация междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки посредством учебника», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кичак, Татьяна Николаевна, 2004 год

Оглавление.

Введение.

Глава I. Научно-педагогическое обоснование междисциплинарных взаимодействий в реализации содержания музыкального образования.

1. Философские и методологические предпосылки междисциплинарных взаимодействий.

2. Отражение междисциплинарных взаимодействий в искусстве и науке (психология, эстетика, искусствоведение).

3. Междисциплинарные подходы в общей педагогике и педагогике искусства.

Глава II. Практико-педагогические аспекты междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки посредством учебника.

1. Методические особенности реализации междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки посредством учебника.

2. Педагогические технологии междисциплинарной модели обучения на уроках музыки.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Реализация междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки посредством учебника"

Междисциплинарные подходы находятся в русле актуальных проблем современного образования. Ориентация на целостность восприятия мира школьниками объективно отражает требования нынешнего времени. Изменение общественных отношений, совершенствование информационных технологий, многофункциональность труда - все это предъявляет к современному школьнику многоаспектные требования, ориентированные на полифункциональность его знаний, умений, способов умственных действий, умение применять и совершенствовать их в новых жизненных ситуациях.

Современная концепция образования Российской Федерации нацеливает на отражение реалий жизни в педагогической практике. Социально-гуманитарная направленность образования, его «деятельностная» сторона, ориентирована на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности.

Практическая направленность образования, востребованность его результатов в жизни, сбалансированность фундаментальных и прикладных знаний обусловливают применение междисциплинарных подходов при разработке содержания образования. Как подчеркивается в современной концепции образования, одним из аспектов обновления содержания образования, его целостности является использование междисциплинарных связей.

Проблема междисциплинарности находит разнообразные аспекты рассмотрения в научно-методических работах различных авторов. Ученые связывают эти аспекты с понятиями «комплексность», «интеграция», «взаимодействие», «межпредметные связи», «синтез».

Единство мира и взаимосвязь его многосоставных процессов, взаимодействие человека и окружающего мира нашло отражение в работах мыслителей древности (М.А. Аврелий, С. Аристотель,

A. Демокрит, С. Пифагор, А. Платон и др.). Значительную роль междисциплинарные подходы приобрели в философских трудах Ф. Бекона, Р. Декарта, И. Канта, а также в трудах по эстетике (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф.Лосев, B.C. Соловьев).

Идея междисциплинарности широко задействована в исследованиях по психофизиологии человека, отразивших взаимозависимость психической и практической деятельности человека, феномен ассоциативности человеческого мышления (Б.Г. Ананьев, Н.Б. Берхин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Ю.А. Самарин). Исследования этих ученых убедительно доказывают, что деятельность человека, направленная на познание и преобразование предмета, является основой формирования логических связей и отношений его сознания. Сложный механизм сознания участвует в формировании целостной картины мира. Искусство же способствует созданию «целостной сферы художественного освоения человеком мира». (М.С. Каган).

Связь искусства с психоэмоциональной сферой человека рассматривается в работах Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского,

B.В. Медушевского, Б.М. Теплова.

Междисциплинарную основу различных видов искусства образует объективная связь, которая обусловлена их универсальной эстетической природой. «Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно», - отмечал П.А. Флоренский (226, С.63).

Вопросы, затрагивающие моменты общности искусства, в различной степени нашли отражение в образовательных программах, учебниках, учебно-методических комплексах по предметам эстетического цикла (Д.Б. Кабалевский, В.В. Алеев, Ю.Б. Алиев, Г.И. Данилова, B.C. Кузин, Т.И. Науменко, Б.М. Неменский, JI.M. Предтеченская, JI.A. Рапацкая, JI.B. Школяр, Т.Я. Шпикалова, Б .Г. Юсов).

Вопросам междисциплинарных взаимодействий посвящены исследования представителей общей педагогики (Г.И. Батурин, И.Д. Зверев, В.К. Кириллов, Я.А. Коменский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарев, К.Д. Ушинский, Г.Ф. Федорец и др.).

Проблеманастоящегоисследования обусловлена необходимостью выработки системы обучающих воздействий, которая позволила бы реализовать на практике междисциплинарные подходы, применяемые в содержании музыкального образования.

Объект исследования — образовательно-воспитательный процесс на уроках музыки в условиях применения междисциплинарных взаимодействий.

Предмет исследования - развитие музыкальной культуры школьников в условиях применения междисциплинарных взаимодействий посредством учебника.

Цель исследования - обоснование практических форм, методов преподавания предмета «Музыка» в школе по учебнику в условиях междисциплинарных взаимодействий.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что междисциплинарность является неотъемлемым компонентом уроков музыки, способствующим развитию у школьников целостных представлений в области искусства и жизни.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические труды по философии, психологии, общей педагогике, педагогике искусства, методике музыкального образования, освещающие проблему междисциплинарности;

-6- обосновать выбор оптимальных методов, форм и приемов обучения, реализующих метод междисциплинарных взаимодействий в учебном процессе;

- выявить наиболее значимые аспекты в работе с учебником на уроке музыки;

- систематизировать и описать результаты экспериментальной работы, связанной с преломлением междисциплинарности на уроке музыки;

-представить анализ уровня и качества обученности учащихся, эффективности учебно-воспитательного процесса, основанного на междисциплинарных взаимодействиях в рамках урока музыки.

Методологической основой исследования явились философские, гносеологические, научные теории о единстве научного и практического знания, педагогические исследования в области междисциплинарных взаимодействий, работы по искусствоведению и эстетике, современная концепция модернизации российского образования.

Опираясь на комплексный подход, мы рассматриваем главную проблему исследования в единстве философского, общенаучного и частнонаучного знания.

Системный и гносеологический подходы стали основой методологического аппарата диссертации.

Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта (в нашей диссертации таким объектом является образовательная область «Искусство») и сведение их в единую теоретическую картину мира» (223, С. 588).

- Метод структурно-функционального анализа использовался для исследования школьного образовательно-воспитательного процесса как иерархической системы, составными частями которой является образовательная область «Искусство» и предмет «Музыка».

-7- Гносеологические методы исследования - анализ, синтез, абстрагирование - способствовали выявлению отношений между частями образовательной системы и, как следствие, выработке нового уровня знания.

- Метод сравнительного анализа применялся для выявления общего и специфического при рассмотрении произведений различных видов искусства.

- Общепедагогические методы — метод междисциплинарных взаимодействий, метод проблемного обучения, метод обобщения педагогического опыта - позволили выявить уровень эффективности применения междисциплинарных подходов в процессе обучения музыке.

- Частнопедагогические методы — словесно-наглядный, эмоциональной драматургии, музыкального обобщения -способствовали выявлению уровня развития музыкальной культуры школьников.

В диссертации также широко использовались методы эмпирического уровня - наблюдение, беседа, анкетирование.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в гимназии №1518, прогимназии №1758 г. Москвы и имело четыре этапа.

На первом этапе (1999 - 2000 гг.) была определена тема диссертации, ее теоретические основы; изучена литература в области применения междисциплинарных подходов в философии, науке. Одновременно велась работа по подготовке исследования — составление планирования, заданий, тестов, анкет.

На втором этапе (2001 г.) проводился отбор и изучение информации по теме исследования: составлена библиография, изучена научная литература по проблеме междисциплинарности в области искусствоведения, музыкознания, педагогики. Разработана гипотеза, определены методы и методики исследования, составлен план диссертации. Определено основное направление исследования, связанное с внедрением междисциплинарных взаимодействий в содержание и практику преподавания предмета «Музыка».

На третьем этапе (2002-2003 гг.) проводились исследования по изучению учебного процесса на уроке музыки. Применялся комплекс методов, форм, приемов в работе с учебно-методическими комплексами. Осуществлялась обработка информации по эффективности предложенной междисциплинарной технологии обучения музыке.

На четвертом этапе (2004 г.) результаты исследования оформлялись в диссертационную работу. Разрабатывались рекомендации по практическому применению опыта, системы методов, касающихся междисциплинарного взаимодействия в практике современного музыкального образования.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретическим обоснованием рассматриваемой проблемы; использованием комплексной методологии и методики, адекватной цели и задачам исследования; подтверждена положительными результатами многолетней опытной работы (с 1999 по 2004 год), отражающей восходящую динамику теоретических знаний, практических умений, навыков, мотивации учебной деятельности учащихся, данными анализа творческих работ учащихся, анкет, наблюдения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании условий практического воплощения междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки с помощью учебника

- выявлены теоретико-методологические основы междисциплинарных подходов в педагогике искусства;

- обоснована необходимость осуществления междисциплинарных взаимодействий в содержании предмета «Музыка» с целью формирования у школьников целостного представления о мире;

-9- определено понимание междисциплинарных взаимодействий как взаимообусловленного процесса на уровне содержания, формы, методов, приемов на уроке музыки;

- раскрыта сущность, содержание и структура междисциплинарной модели обучения, осуществляемой с помощью учебников;

- обоснованы и проверены главные педагогические условия практического воплощения междисциплинарной модели практической части технологии на уроках музыки;

-доказана необходимость реализации междисциплинарных взаимодействий для развития активной жизненной позиции школьников.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных практических механизмов осуществления междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Использование междисциплинарного подхода на уроках музыки имеет объективные основания. Оно отражает общие интегративные процессы, характеризующие современную систему школьного образования.

2. Реализация междисциплинарных взаимодействий обусловливает комплексный подход в применении методов и форм обучения.

3. В контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу междисциплинарная модель обучения является одной из перспективных. Она успешно может применяться в рамках предмета «Музыка», а также в рамках предметной области «Искусство».

4. Работа по учебнику на уроках музыки помогает школьникам при восприятии музыкальных произведений, развивает их междисциплинарное мышление, устную и письменную речь.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось

- на всех этапах экспериментальной работы в гимназии №1518, прогимназии №1758 г. Москвы;

- на курсах повышения квалификации в Московском институте повышения квалификации работников образования (2001-2004 гг.), в Центральном и Северо-Восточном округах г. Москвы (2000-2004 гг.);

- на городских семинарах для методистов и учителей музыки (М., 1999 г., 2001 г. , 2004 г.), круглых столах, Всероссийской научно-практической конференции «Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования». (Курск, 2001 г.);

- международной научно-практической конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» (М., 1999 г.);

- на заседаниях лаборатории мировой художественной культуры Института общего образования Министерства образования и науки РФ;

- в опубликованных материалах - программе, учебниках, рабочих тетрадях, нотных хрестоматиях, методических рекомендациях к УМК «Музыка», имеющих гриф Министерства образования РФ; в научных статьях, тезисах докладов по теме исследования;

- в разработках сценариев уроков музыки.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании лаборатории мировой художественной культуры Института общего образования Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Исходя из проведенных анализов, наблюдений, практических экспериментов, а также на основе обширной изученной литературы по различным направлениям заявленной проблематики были сделаны следующие выводы.

1. Междисциплинарная модель обучения, применяемая на уроках музыки, является органичной частью (субсистемой) общей системы музыкально-эстетического образования. Наряду с этим она образует самостоятельную систему, обладающую такими свойствами, как единство, целостность, структурность, многоуровневость.

2. Междисциплинарный подход опирается на идею эстетического единства всех видов искусства и реализует принцип «единства в многообразии». В этом данный вывод согласуется с идеей учебника «Музыка. 5 класс» о родстве искусства с явлениями жизни: «Истоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства.мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию» (147, С. 14).

3. Примененный в диссертации метод междисциплинарных взаимодействий отличается следующими свойствами: а) системностью, иерархичностью, структурностью; б) способностью к типологизации разнообразных явлений и фактов в практике обучения музыке, что повышает эффективность музыкально-образовательного процесса; в) широкой контекстностью, позволяющей представить изучаемый материал более глубоко и развернуто; г) логической оправданностью, способностью привить учащимся не только образовательные, но и эстетические глубины музыкального искусства.

- 1144. Работа по учебнику на уроках музыки помогает школьникам при восприятии музыкальных произведений, развивает их междисциплинарное мышление, устную и письменную речь.

-115

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кичак, Татьяна Николаевна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1983.

2. Абдуллин Э.Б. ^ Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2003.

3. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М., 2002.

4. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. 1- 4 кл., 5 8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 2003.

5. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2004.

6. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Учебно-методическое пособие.-М., 2003.

7. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1 класс: Рабочая тетрадь. М., 2003.

8. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В двух частях. Часть первая. -М., 2003.

9. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В двух частях. Часть вторая. -М., 2003.

10. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыкальный словарь для учителя. -С-Пб., 1995.

11. Алеев В.В., Науменко Т.И. Программа «Интегрированные уроки искусства» (1-4 классы). М., 1995.

12. Алеев В.В., Науменко Т.И., Фуртаева Т.В. Интегрированные уроки искусства. / Пособие для учителей эстетического цикла. М., 1996.

13. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей: От детского сада — к начальной школе. Воронеж, 1998.

14. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — • М., 2000.

15. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К. Программы. Музыка 1-8 классы. -М., 1993.

16. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М., 1960.

17. Анохин А.Н. Системные механизмы высшей нервной деятельности. — М., 1979.

18. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Ред. Г.Н.Волков и др. М„ 1990.

19. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Ред. Г.Н.Волков и др. М., 1987.

20. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М., 1985.

21. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. М., 1990.

22. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М., 1984.

23. Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева. Петрозаводск, 1984.

24. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. Л., 1973.

25. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

26. Асимов М.С. Современные тенденции интеграции наук /Вопросы философии.-М., 1981.

27. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов. М., 2002.

28. Берхин Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект). — М, 1984.

29. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.

30. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное пособие. М., 2000.

31. Бродский В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе. С-Пб, 2001.

32. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. М., 2002.

33. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. JL,1977.

34. Варга Б., Димень Ю, Лопариц Э. Язык, музыка, математика. М., 1981.

35. Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах: Маленькая энциклопедия. М., 1986.

36. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово: Часть первая. -М., 1972.- 148 с.

37. Васина-Гроссман В.А. Музыка и композиция: Часть третья. М.,1978.

38. Вендрова Т.Е. Интонационное учение Б.В. Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1981.

39. Вершинина Т.Б. «. Вольна о музыке глаголить»: (Музыка на уроках развития речи): Пособие для учителя. М., 1996.

40. Вопросы психологии речи и мышления. / Под ред. Б. М. Теплова. -М., 1954.

41. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Вопросы психологии. М., 1966.

42. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

43. Выготский Л.С. Психология искусства -М., 2001.

44. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство: Для старшего возраста. — М., 1980.

45. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Том первый. М., 1975.

46. Гегель Г.Ф. Эстетика. Т. 3. Характер содержания в музыке. М., 1971.

47. Гембицкая Е.Я. и др. Пение: Учебник для 6 класса. М., 1966.

48. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. С-Пб., 1995.

49. Гносеологическая функция философии. Магнитогорск, 2000.

50. Гносеология релятивизма и теория относительности сознания. — Минск, 1999.51 .Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. — М., 1977.

51. Давыдов В.В. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990.

52. Давыдов В.В. Философско-педагогические проблемы развития образования. М., 1981.

53. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педагогический училищ. -М., 1989.

54. Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии. Часть 1-2. Красноярск, 1999.

55. Егоров С.Ф. История педагогики в России. — М., 2000.

56. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность: Методическое пособие для учителей музыки. С-Пб., 2001.

57. Елеухов А.Н. История античной гносеологии: Учебное пособие по философии. Минск, 1992.

58. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя,-М., 1998.

59. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

60. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977.

61. Зверев И.Д. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М., 1973.

62. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

63. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно -прикладного искусства. Программа для 5-8 классов. /Сост. Т.Я. Шпикалова. М., 1994.

64. Ильин B.C. Целостный учебно-воспитательный процесс как основа всестороннего развития личности. Волгоград, 1986.

65. Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. / Ред. Безрукова B.C. Екатеринбург, 1993.

66. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. / Под ред. Б.А. Вяткина. М., 1999.

67. Интегративные основы педагогического мастерства. С-Пб., 1996.

68. Интеграция разных видов искусства в преподавании литературы. / Сост. Д.А. Еналеева. Саранск, 1998.

69. Интеграция современного научного знания: Методологический анализ. Киев, 1984.

70. Интегрированное обучение в начальной школе. / Е.Ю. Сухаревская. Ростов н/Д, 2003.

71. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя. / А.П. Ершова. М., 1991.

72. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. -М., 1981.

73. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное образование. М., 1984.

74. Каган М.С. Музыка в мире искусств. / Советская музыка №1. М., 1987.

75. Каган М.С. Системный подход и гуманитарные знания. — JI., 1991.

76. Каган М.С. Философия культуры. С-Пб., 1996.

77. Калинина Л.Ю. Роль литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании учащегося музыкальной школы. Автореферат дис. канд. пед. наук. — Самара, 2001.

78. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей: Дис. докт. пед. наук. М., 1990.

79. Кичак Т.Н. Межпредметные связи в гимназическом образовании -важное условие развития творческих способностей учащихся. / Актуальные вопросы гимназического образования. М., 2002.

80. Кичак Т.Н. Учебник по музыке новый этап гуманитарно-эстетического воспитания школьников (на примере учебно-методических комплексов «Музыка. 5-8 классы») / Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования. -Курск, 2002.

81. Коган Г.М. Избранные статьи. Выпуск второй. М., 1972.

82. Когнитивная психология и искусственный интеллект /Научно-аналитический обзор. М., 1992.

83. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1-2. -М., 1939.

84. Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики. М., 2004.

85. Корольков А.А. Роль философии в научном исследовании. Л., 1990.

86. Коршунова JI.C. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

87. Костюк И.Г. Объективная обусловленность и диалектика интеграции современного научного знания. Киев, 1978.

88. Котенко В.П. История философии науки. С-Пб., 1993.

89. Кошмина И.В., Алеев В.В. Духовная музыка: Россия и Запад «Бессмертие вечного»: Программа. 1 -4 кл. -М., 1993.

90. Кравец А.С. Типы интеграционных процессов в науке // Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. М., 1981.

91. Краевский В.В. Интеграция общественных, естественных и технических наук. Основные проблемы и тенденции: Научный аналитический обзор. / Б.Г. Юдин. М., 1977.

92. Краевский В.В. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований. -М., 1981.

93. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1983.

94. Критская Е.Д. и др. Методика работы по учебникам «Музыка»: 1 — 4 кл.: Пособие для учителя. М., 2002.

95. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании / Вопросы философии. М., 1980.

96. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.

97. Куриленко JI.B. Формирование единства эмоционального и интеллектуального на уроках музыки и чтения как фактор гармонического развития младшего школьника: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994.

98. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001.-122100. Леонардо да Винчи. Избранное (Суждения об искусстве). -М., 1952.

99. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

100. Лисичкина О.Б. МХК: Древний мир. С-Пб., 2000.

101. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999.

102. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прежних лет. М., 1992.

103. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1999.

104. Лосев А.Ф. Платон. М., 1998.

105. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. — М., 1995.

106. Лосев А.Ф. Философия. Филология. Культура. М., 1996.

107. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. Омск, 1997.

108. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы. Дис. док. искусствоведения. М., 1994.

109. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

110. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы. / Советская музыка. №9. -М., 1980.

111. Междисциплинарные исследования в педагогике (методологический анализ) / Под ред. В.М. Полонского. М., 1994.

112. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М., 1975.

113. Межпредметные связи педагогики с психологией: Учебное пособие по спецкурсу. Л., 1988.

114. Мировая художественная культура: факультативный курс. 5 -9(10) классы; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 11 (11 - 12) классы: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. / Сост. Г.И. Данилова. - М., 2002.

115. Миронова Н.К. Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира. Дис. канд. пед. наук. М., 1998.

116. Михайлов М.К. Стиль в музыке. JI., 1981.

117. Музыка в живописи. / Сост. JI.A. Ткаченко. — С-Пб., 2001.

118. Музыка в зеркале поэзии. / Сост. Б. Кац.-Л., 1985 1987.

119. Музыка в начальной школе: Пособие для учителя. / Под ред. Д.Б. Кабалевского. М., 1980.

120. Музыка в ряду искусств: Методическое пособие по курсу «Музыкознание». Петрозаводск, 1994.

121. Музыка в системе музыкальной культуры как актуальная проблема музыкознания. М., 1984.

122. Музыка в сказках, стихах и картинках: Методические рекомендации для преподавателей. / Сост. Е. Королева-М., 1988.

123. Музыка в средней школе: 6 класс: Пособие для учителя. / Сост. Е.Д. Критская. М., 1984.

124. Музыка в 4 7 классах: Методическое пособие для учителя. / Научный руководитель Д.Б. Кабалевский. - М., 1986.

125. Музыка в школе. Вып. 4. Киев, 1974.

126. Музыка природы. / Сост. А.Г. Баринова. Саранск, 1996.

127. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы. / Сост. Н.А. Терентьева. М., 1994.-124132. Музыка. 3 класс: Методические рекомендации по планированию уроков с нотным приложением. / Сост. Г.С. Ригина и др. М„ 1984.

128. Музыка: Учебный комплекс (учебник, дневник, песенник) / Сост. J1.B. Горюнова М., 1989.

129. Музыкальное воспитание в школе. / Сост. О.А. Апраксина. -М., 1974- 1977.

130. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов и студентов высшего и среднего педагогического учебного заведения. / Сост. Л.В. Школяр и др. М., 2001.

131. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии.-Саранск, 1998.

132. Музыкальное образование: философия, педагогика, методика. М., 1999.

133. Музыкальный энциклопедический словарь. /Под ред. Г.В. Келдыша. -М., 1990.

134. Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» 1-4 классы. Таганрог, 2001.

135. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1972.

136. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2002.

137. Назарова Т.С. Работа с учебной книгой в четвертом классе. Дис. канд. пед. наук. Л., 1953.

138. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 8 класс: Дневник музыкальных размышлений. М., 2001.

139. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 8 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. М., 2001.-125145. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2001.

140. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 5 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. М.,1998.

141. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 1998.

142. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 7 класс: Дневник музыкальных размышлений. — М., 2000.

143. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 7 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. М., 2000.

144. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2000.

145. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс: Дневник музыкальных размышлений. М., 1999.

146. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. М.,1999.

147. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 1999.

148. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 5 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М., 2004.

149. Неменский Б.М. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—4 кл. М., 1995.

150. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. С-Пб., 2000.

151. Новые педагогические технологии: проблемы и решения. — М., 1999.

152. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. / Под ред. Н.В. Борисова. М., 2000.- 126159. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М., 1984.

153. Осеннева М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов начальных факультетов педагогических вузов. М., 2001.

154. Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для студентов высших музыкально-педагогических учебных заведений./ Под ред. М.И. Ройтерштейна. М., 2003.

155. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975.

156. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1950 - 1951.

157. Педагогический энциклопедический словарь. / Сост. Л.С. Глебов и др. М., 2003.

158. Педагогический энциклопедический словарь. /Под ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003.

159. Платон. Диалоги. / Сост. А.Ф. Лосев. М., 1998.

160. Познавательная деятельность личности. /Под ред. В.М. Соловьева. Ульяновск, 1985.

161. Поляков В.А. Гносеологический релятивизм как метод научного познания. М., 1999.

162. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. М., 1976.

163. Преподавание образовательной области «Искусство». 2003/2004 учебный год. Методическое пособие /Б.М. Неменский и др. М., 2004.

164. Проблемы методологии системного исследования./Ред. И.В Блауберг и др. М., 1970.

165. Проблемы синтеза искусств. / Под ред. О.А. Швидковского. М., 1978.-127173. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. / Научный руководитель Д.Б. Кабалевский. М., 1983.

166. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 4-7 классы. / Научный руководитель Д.Б. Кабалевский. М., 1985.

167. Программа. «Живой мир искусства»: Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. / Сост. Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, Т.Н. Сухова. М., 2004.

168. Программно методические материалы. Музыка. Начальная школа. / Сост. Е.О. Яременко. - М., 2001.

169. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. 1- 3 классы трехлетней начальной школы. Музыка. 5 — 8 классы. / Сост. Т.А. Бейдер, Н.А. Шахназарова, Э.Б. Абдулин и др. -М., 1994.

170. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. / Сост. Н.И. Киященко и др. М., 1995.

171. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. / Сост. В.Г. Маранцман и др. М., 1998.

172. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М., 1995.

173. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1-11 классы. / Ред. сост. Ю.А. Панфилов, В.М. Букатов и др. - М., 1995.

174. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.

175. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Программа курса. 5-9 классы. 10-11 классы. М., 2001.

176. Ригина Г.С. и др. Музыка в подготовительном и первом классах: Пособие для учителя. М., 1983.

177. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

178. Румер М.А. и др. Музыка: Книга для общеобразовательной школы. Первый класс. -М., 1982.

179. Садовский В.Н. Логика научного исследования. М., 1979.

180. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.

181. Самарин Ю.А. Учение И.П. Павлова о принципе ассоциации в психологии. / Советская педагогика. №8. -М., 1987.

182. Селевко. Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М., 1998.

183. Сергинюк С. А. Дидактические основы построения интегративных курсов. Автореферат канд. пед. наук. М., 1992.

184. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.

185. Словарь по этике. /Под ред. А.А. Гусейнова и др. М., 1989.

186. Словарь-справочник по педагогике. / Сост. В.А. Мижериков. -М., 2004.

187. Современный словарь по педагогике. / Сост. Е.С. Рапацевич. -М., 2001.-129198. Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, 1997.

188. Соколов А.С. Музыкальная композиция двадцатого века: диалектика творчества. М., 1992.

189. Солнцева Е. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 1995.

190. Соловьев В.М. Познавательная деятельность личности: Сборник научных трудов. Ульяновск, 1985.

191. Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. — Минск, 1999.

192. Соловьев Ю.С. Музыкальная культура современного общества. Воронеж, 1998.

193. Солодухо Н.М., Петрова Н.Н. Гносеология: Основные принципы и категории. Казань, 2000.

194. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление, сборник: Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1965.

195. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Ростов н /Д, 2003.

196. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителей музыки и студентов средних и высших учебных заведений. / Сост. Л.В. Школяр и др. — М., 1999.

197. Теплов Б.М. Избранные труды. Том 1 2. - М., 1985.

198. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., Воронеж, 1998.

199. Терентьева Н.А., Шитикова Р.Г. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: Программа для пятого восьмого классов общеобразовательной школы. - С-Пб., 1999.

200. Уемов А.И. К вопросу об определении понятия «система». -Одесса, 1967.

201. Уемов А.И. Проблемы методологии системного исследования.-М., 1970.

202. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

203. Усачева В.О., Школяр JI.B. и др. Музыкальное искусство: Методическое пособие для учителя. 1 класс. М., 2002.

204. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. ~ JI., 1983.

205. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи педагогики с психологией: Учебное пособие к спецкурсу. JL, 1988.

206. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: Учебное пособие к спецкурсу. Д., 1990.

207. Философия культуры (становление и развитие): Учебное пособие. / Под редакцией М.С. Кагана и др. С-Пб., 1995.

208. Философские аспекты системных исследований: Третий философский (методологический) семинар. М., 1980.

209. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.

210. Философский словарь. / Сост. Г.П. Кириленко. М., 2002.

211. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. С.С. Аверинцева. М., 1989.

212. Философский энциклопедический словарь. / Сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М., 1999.

213. Театр. 1 10 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М., 1995.

214. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе. Владимир, 1983.

215. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных композициях. — М., 1993.

216. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие.-С-Пб., 2000.

217. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О.А. Апраксина. М., 1987.

218. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М., 1988.

219. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1978.

220. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994.

221. Чепиков Н.Г. Интеграция науки: Философский очерк. Второе издание. -М., 1981.

222. Чешев В.В. Проблема познания в философии. Томск, 2003.

223. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

224. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.

225. Шац О.М. Интегрированное изучение литературы и музыки в гуманитарных классах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Якутск, 2000.

226. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

227. Школяр В.А. Культура, образование и развитие человека (методологические размышления в форме тезисов). / Сборник Известия РАО. М., 2001.

228. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 кл. М., 2002.

229. Щуркова Н Е. Культура современного урока. М., 2000.

230. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М., 1998.

231. Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. М., 1989.

232. Эльконин Б.Д. Психология игры. М., 1978.

233. Эстетические исследования: методы и критерии. М., 1996.

234. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки. М., 1978.

235. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки. / Избранные труды. Том второй. Часть первая. М., 1987.

236. Якубова М.Х. М. Работа с учебником и книгой в старших классах средней школы. Дис. канд. пед. наук. - Л., 1953.