Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Использование народной музыки в системе музыкально-педагогического образования

Автореферат по педагогике на тему «Использование народной музыки в системе музыкально-педагогического образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Набиева, Манзура Амировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Использование народной музыки в системе музыкально-педагогического образования"

1 7 М№ й95

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ДУШАНБИНСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К. Ш. ДЖУРА ЕВА

Специализированный совет К.065.02.01

На правах рукописи

НАБИЕВА МАНЗУРА АМИРОВНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИИ

13.00.01 — Теория и история педагогики.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ДУШАНБЕ — 1994

Работа выполнена на кафедре педагогики Душанбинского государственного педагогического университета им. К. Ш. Джураева.

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор Юлдашева М. Р.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Файзулина М. Р. кандидат педагогических наук, доцент Носиров Т. X.

Ведущая организация — НИИ педагогических наук Республики Таджикистан.

Защита состоится _ 1995 г. в

/

______часов на заседании специализированного совета

К. 065.02.01 в Душанбинском государственном педагогическом университете им. К. Ш. Джураева (734003, г. Душанбе пр. Рудаки. 121).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке педагогического университета.

Автореферат разослан « 1995 г.

у

Ученый секретарь специализированного совета

доцент И. Л. Туплйло.

ОБадЯ ХАРАЕТЕКЮПЯА РАНЗТЫ .

.§вгуелъвоо1Ь исследования. СоЕрененннй этап развлтдя культура ггдггкского народа характеризуема сяоаяш я неоднозначным процессом уярэллендя духовного и национального боксутвергдеяяя -з совреиевноы каре, отмечен усилением особой зкачдмостя традиций лак важного фактора самосохранения этнического сознания. Важность указанной проблемы возрастает'в сеязл с расширением духовно!» сферы общества, повшени-зм культурно-исторического потенциала республика. Задвигается- задача государственной важности - гуманизация учебно-воспитательного процесса, д от того как будет стабилизирована преемственность'воспитания в человеке, культуры, зависят з конечном ягоге судьба тадяикского народа.

'Этоку в полной" мере содействует .музыкальное образова-лпе аксяьнялов, «узккально-аедагогачеокая подготовка спещз-£лгс?оз, основанная на погнаяяя культурно-вд'зккальянх цен-посге2 народа. Гармоническое развитие подраогащего поколе-ддя веьо2К02Л0 представать себе вне слогеиы образования. Зсзерсеяогговааве учебно-вослятательяого процесса э ояоге-•е »/.усыкглъпо-Еедггогпчесяого образована* является, в это;/ тлзне^ одйяй дз направлении реаллгацая яачеегвеявшс преоб-'' зссггтеяяя культуры колодезя д актуальной лробле-'.'с"1 современного перкода раззажая сколы, так аак сугдзогну-тхл когодгка.'^гзкальйрго зоспдтаяЕЯ в Тадкишстапе ::э тггсг? г/.:;огл;: особенностей гвдадсксЗ национально! г.'угнксдг-;;о~;;;:лс~асг"г-я"оП культур;: л ©слогане за .с5д,е8врсзе2з,лдг

яарсдпого сгиольного гзорчосгзг.

Разлгллае прсйгедг: пглоб^еаал: учздлхс;: sa-

'pÄKKij ГБОрЧвОПу CL3S pasapHSZô s ^руцсс; Е.Я.йео-

cr.oro, aJjbaia, Д.Б.К&<Ьз>б0сого, О.А.Дп-

«6й

шн Ю.Б.), азербаадданской (Хулиез O.S., Радг.абсз с .гл., йадакмамедов Н.С.), бодгарокоЗ (Еаяолоза Э.С.}, узбз:га;:с:: (Туроуноз Т.Т., Авилов Б.) д s.д. Кроне того эти гоолвдоБа-вяя охватывавг вебольшае отрезка определенной отупеяа учеб-аого процесса' в система музш?альво-пёдагогического образс-ваная и не раскрывав? полностью значение ясполъзованпл народной музыка зо всех звеньях образования, а тазаз не обосновывается пре.еаотвенвооть .в музняальао-зотетическзм гэс' паганди'подрасгалцего яоколенля.

В условиях ТЬдхаяаоха^ ученюа проведены ряд исследований посвященных ясторяя становления, музыкального обра-Бованля, музнкально-эртетячеокому я.художественному воспя-танязэ'(Юлдапзва Ы.Р., Саоякова C.Í., Хвгвяк Ю.Б. ).

Однако анализ состояния'проблемы, д праквава работы общеобразовательных школ и учебных заведеня-2*ТадЕакастакг свидетельствует об отсутствия стройной сястемн лспольгога-ная народного творчества для формирования эстетической культуры учащихся, что проявляется в эпизоцичесяом включения народно-песенного материала в учебно-воспитательную работу, неоднороцностя репертуара, определенной спонтанности педагогических средств г'оздг -твяя, а такнз в слабом использования соцаально-псяхологическях особенностей cavo го фольклора для работы с учащимися я студентам. По— шшо этого, в музыкальной педагогике ene не поднималась вопроса о степени воздействия я воспитательных аозмогаоо-•тях тадзакской народной музыки, об а<ш'0ль50шш саецд^л-ческях особенностей вародно-музнкального творчества в уч?" НС?.! процэссз, 0 'ВОЗМОЖНОСТЯХ T3.3X2.KGXCÜ ваг.оцр.ой а о развитие музыкальных способностей. Не обосновала

Т'ИЧ'опгякззацлл процорсз обучеидя .лл осяогз яслогвcosasas глдлллслоП народней ,*<згЕжа во вагхвгекъях еясгеет ?íysir-лолъяо-легагоглчеслого огЗргвозаьтя. До сдх пор, спецла-лпсглгл: реслрблл:-:;: лзе сйраг.гглссъ дог-лого лклланля лл дгу-"оплй .тапорото сзгоелля л бсгагеЗгоВ яогрэглг-

•;•:•:: тазлзксгсл кзролта; г-ркллл.

?гккк сбраго;.;, сййгг-улзко ароапэоБечгв гоосг-

лсллсллссгл'.л ггллллел'о" лсрллй^ лр-ллл; л лралллкоЕ ее лепол"&2олля:::л з Улеблол лроцрсос.

Похода я s гллуалллослл л лапосгалочке2 раергбогЕНзео-гл otcí npocfecï-iiï гяг лсбрагп ее в качество лелы цзсолрлсгл-сн.чогс лсслегрвзлля.

Сблзллсл лсолелоллпля слал яссцеоо луЕлл^лъко-пеллло-л::л^ологз сбрпЕолунля слуллклоз л логлолп-слл пар"зло" :ллл* р сйллл лброловпнлл гксггьпзкиг.

Под свогекоЗ муз'л:алг>ло~поллго:лг15с::ого сбрлсоглпля :л; лолраср-лзглсг.' вез 3 звзяз сс/учеж/т: лколу^-дллщз^ллз., т.:;. яродесо кузпааяьйого восялхапзя доз? йгйбольгаЯ

" • ..........-, - -.-Т

3 основе ассяецрваная Бндвхгаяаоь елецусдая шпотеза ; задача повышения нультурлого уровня и кувьаально-эвзатачее--кого госпзгаяая воцрасхохж;гго пслслшшя ка"дег свое олга-глалькое ракше, есл?« однак аг'кгвдсзх ЕОзасагзяеЗ орфел-тлвнсстя музлкальлого гоояягашу! Счлтать лспслъзсвакле тад-гакояой насадной пузяа о ее слелл&каскгх! особенкоотящ б учебно» процесса возИ саохемц ^узвлалало-педагоглчзакого оЗргзоЕааая.

Походя Г:а цели дсслэг,звгнля постапле:-;:?' следуй:-г

1. Ваявлгъ о2ецк|.ачео:ае ссобеапос^г гаадкской вгрздкзЗ музыка с цельв раокрнтак. ее потенциальных, пегагоглчеакгх БОЕМО'шосгей 'для воспитания подрасталцего локоленля. .

2. Дать аналдз учебно-аздагогаческрго.кагерлейа под углом яопольвованля народной глузыял в слстеж глузылально-педаго-глческого образования Тазднклстакг.

3. Определять путл згкязяя яародноЗ адзккл на гстетляесдое воспитание ¡Екокьнгков я найти' ацекватнуг модель .профассло-нальыо-пед.атог'лч^с ^ го^гото- г ст г, I ~ов.

Разработать $эр ^ * ' "и -ее - учебного процесса во всех звеньях с о гячеокого образова-

ния яа оояове лз_ о.сгь э~г 4 собенностел. т-ад-

гшкекой яародаоБ муБхаги

ГлетодологлческоР г ¿?зх\ осЕэзаяз

пояо.-сеяяя сллосотли, оовреаонаой

эстетической' науки о воадлт_.„-. ....... )б обрззло;.!,

экощойальйом воопраятия.округагкаго, которые оплраэтея на. анализ объективных условлй шеи общзогса, а гакке похоже-1КЕ кузскадьвоЗ педагоглкд о то;», что ^узылальпоз ваолд-

э -

•jasse л- сбучеядо b&oxojcis с$фекэяэзео вз'доозуяяом, 7,oî.:o',î каторполе. •

В ярецеоез soczerpssasm яслолвзоваллсв олвдувдяг ;,8?ояч: гзорзтдчсскяЯ анализ $алссо$ош>3, педдолого-педз-гогилоскол, зс?э?::чес;;с5 а иуз«когелчзскоц литературы по проблеме аослёДОЕааяя, кзучзнле -разгичаызс еясгеа а катода музыкального воспитания; обсбдед-е оп:-,:та вздуцид преподавателе!! в рааетшас учебянг загодзйяяг, наблюдение, 'беседа, аякетяровазге, опЕгао2-оксперяггевтгя5й£з робота; • Этапа дослзроваяяя; на перз&г 5тала, (1987-1ЭЭ0гг.} изучалось соогояндз apoônsiœ подгогогкя студентов кушкаяь-но-педагзгдчесагз такулътзтоз луз;нгяъко:.'у еоопятйнпо гкольдзкоз, аэалдглрогасгс» литература по л с следуемо;:; проблеме, определялась проблематика ясе.педованяя, постановка основных делеЗ, задач, изучался перздовсд опит преподавателей.

- на вторе:.-: этапе (I9S0-IS92rr. ) оактзо'гэкепбрямвктаяьнал ауге» выявлялись оптлкалынне фэр>/ц я метода дузнкатьлого -сбучендЛ д .-воспитания в лколе, проводилось'широкое внедрение з rfpasrflsy' подготовки' студентов рекомендаций, разрабо-газякг на основе елгшо-з.чспзрдкеягазьаоЗ работы, нл гоегье?'» вгрй» ('IPSS-ZSP-lriv} с~с?гл/лдаздрогалсд: hskcií-, "р с практические рэ-

-1-", "го" п •> -»ого14 л литературное

Г --»"•«''-i':":"» --*..'■ . - , • .

1 " л — " "отся 3 то!', что

" J- 1 птодтл построения

^ ;лгогдчос:юго сб-

t - / - гоЗ иулътуЫ лад-

ЛДКОЗ.

- ваззлааз путл удучезддя содорганЕя- псогра:.с>5, учебнлков я учебных иособдл дк сгудёзгов щгЕкад&ЕО-ледагоггхеохдх §£хульгегоз, в сооезехагдад с нреддггаекоЕ шдздъзз учдхе-ла, Едадвгздзго я назнкша народа?! :.;угыдд.

- раграбогава локкрзтаач программа па курсу "»Лггоц-ца. ку-ггаельдого зоеизтгдаг" да сгудевгов «угщйдьдо-аодагогц-<гзоюп; .^гдудьгггоз вуссл !Гвд£ЯкдсгаЕа. '

- уточнена програ^а дсзольгэвааля олз:лзп~ов ¿¿арозагацад л сгддг дарздаого яугЕярзваггдя, езй хф^зкгдздгго вазрав-лешя разьап'л Еёорчеокдх сйоооЗвооззй абучаокас.

П;;я:*ч:?вспоо »натешге ясоледовандя гаклзиазгся в ол~ С2делз5Ед йедагога.чйо::дх усжовкй рудоводггвг процессов, про--^есойовального огазэвлсвая озудзвзоз -ерадогвааа кародаоЗ ЩЕЩ&. Рееульгага яоследовакая, указандке пугл и иогоцз . совер^оаствоваакя учебного процесса могутгблгъ'дслолБзсза-«н пра. разработке довил программ, учзбяякоз и учебное по- •' собяй в сяогеке ку'зккальво-аедагоегчвокого образования.

Достоверность яооледозааяя обеспечивается йзтодоло-глчзслд:.я полокзвяямз, легзтаа з основе работы, реалаза-цаей кс:дгоксяо2 ¿згоенз рзпекаеа поставдед-

'Ша: задал, результатам зкедард^ен^хьдой работы. На азл:;?.у занооятоя сяодуваш дологакия.

1. Трг-дая ггданскоИ народной иуезда через глубоко тетш* характер а сдепдвлческде оообеввоогд, способна ода-знватъ вяшшае на лачество вослрлягдя, чувства, насгрэзядя

л гои самым обладают значятельнымя аогещаальяка воаиг-восияпд в воспатаная культуры подрастающего поколовшх.

2. Преемственность в вабора форл я юзозрв ьузккзльяого

воддятаняя для екольяяяоз, учаядася а отудеятов дает ная-болкз2 офлолг з развагяя музыкальных способностей.

3. Разяятде кувикальнис способностей необходимо капа-'. нать с актлвлзацла чувства рятка, которое у тадняксках де-тэй легко создается. разватдп я вызывает яятерес к завятяям.

4. Предлогалная модель учителя иугыхя могет отать оря-ояглром для г.'узнла.льяо-дздагорлческах факультетов в деле подготовка кадров.

Аяаобадяя результатов доследования осуществлялась э публикациях.' з выступлениях автора на взучяо-теоретяческях конференциях Лушанбанского государотвеняого педагогического ушверсятета як. К.Ш.Лдураева (1983-1590гг.), научно-практических конференциях института усовершзяствсвзняя у.чя-телеЗ (< 586-155?гг. ),лря чтеяяя студентам д слуса т аля,\< Г/Д7 я ШЭТ курса ";;.ето.дяк£ музыкального Боспатаняя", в процессе органазсдая яядявйдуаяьяж занятий со студентами- кузккально-педагогяческого факультета, достроенной на рекомендациях дзлогсенных в исследования.

СТРУКТУРА. ОСНОВНОЕ СОДЕРДАВЯВ И ВЫВОДИ ИССЛЕЛОВМШ.

диссертация состоят из введения, двух глаз, загаго-чендя, прялокеяяя я .бяблаогрзфпд. ■

' Во введения обэсяогввзется актуальность доследования, свродоляатся цель,- объект я предчзт доследования, £эр-г/уллрувгот гипотеза, задачв д кетодологяя, опясаяк ясно :ь-зованные ^-зтодц, даш.яаучяая новизна я практическая зна-чимссть, апробация пслучеянкв: результатов.

В первой гланд "Теоретядо-яедогогяческяе основа яо-'сльзованля нсродя'с?. "уолкл^в систоле ?'уз"::альпа-педагогл-

чгогого сбрагозадкя" раскричатся псагслого-педагогачзс-плй асазкг ксцольгсБаязя народной, муезка в зосяштагаяьас-сйраезЕйтелЕйом процессе, гаглааарузвгся сизцпфачаскяе осо-6зшосг: л засадтаззльная роль 'гадаакохой яародясЗ «уаакя.

Псязсолсгачзчкая ссдола дешеоЗ проблемы додчерля'Еазт огоог-шуэ роль гзордд купального воспрдятия. Уввергдаея- • ся, что осмаолапкое воспрслжае л доядуаяяа ¿гузшс гоглш-

ко кась не основе оарзделеаного слухового' опнга, круга гаа-* '

ЕйЗ, гпечатяеягй а навнаов. Учлтквзя 320, предлагается гос-СЕ1^нзе подраатаяцегс аоколелля яагзгв.с созяалля л глубокого ЯЗУЧЗНДЯ вародной кувнхи.

Основу ыувхсгльна-эотетатаского воопатаяая сосхавля-е? педагогаческя2 процесс,•в-котором лродсходаг воспряягеае учедокоя' ойрава окрузаэкдей га ада. спапнфяческгада • орэдсгва-ка ыузнка, 'усвоевае градаций народа. Эогега^бкоё вошгага-няз в -данной работе расцеяаваегся каа-способ общей гармонизация .духовной я практической казна человека. Здесь указывается на трудй многих вздаввахся шштеяей, просветителей средневековья, которые уделяла особое место дсполь-аованаю народной музыка в музыкальном восдатаяла додрао- . •'тазздего поколаядя, Это Абу йаер гл -Зарабя, Ибн Сава, Аль-Юраз-ГиЛ, Фахрудвд ар-Рога, "А4&аиа, Дарвеиалаа Чангд и др. •

. Раоокаяроваюгся яавесгяые ,-му зшальяо-Боспятатшгьвнз сдстот, оояоваяяиз яа ясаольаованаа вароцзо-кузнзаяьного творчества - З.Кодзя, Е.Орфа а Е.Далькроза.

Авалязарунтся такпз, дссдедовання доодедндх лат, авторша которых разработана оряганальвые кетодакд ыуанкаяь-. кого восшиадяя на основа дспользованая' народной' музыка с ее /равнообразньца особенностям.

Определяются сле:д:лачеоклз особеазсогд гадаяксасц •народаоз [лузкгсл: самобытная ладовая сргакязацая, богатая МэтрорлЕ'.пка, связь кувакя со словом л свободная дгаро-' .'¿азгцяовносгь. Расскагравая - -саотеку ладов тадгл какой на-роапоЛ "узчля дсояедовазпем доказывается, что в стллчле от европейской,' в гадгакско! народной кузкке лад.является кслодкескак "ядрои", муЕккалЕно-антокапдонной .данностью, которая непосредственно' водлепят нсаолнлтельскоИ рзаля запал. . 0

Рцткяка гадяшсксй народной кугшш раооштравгегся в тесзоа взаакосгягя со слово;.',, с псэтяческям текстом. Болызуа роль дграеу здесь учение об "арусе", которое рассматривает оеахотворяуз рагшшу как ссаову .для возвлкно-веяяя кслоддческо2' ддяйя вокельвкх я авсгрумеягзлшгс вро-азведенаЗ я ваглшк элементом в формообразования таджикской народней кугаал. .- •

Определяя ггаяе аатегорая худолеотвалвоЗ ясяеоден-

> - * ' * " "л.

постя прояззе.деняй. яаролво-кузЕпалъ>;ого творчества г,ся доступность, прагдавоогь, яд-эСкость, национальная оако&гг-ность л совершенство рорлл, в первой глзле,.доказываете™, что традлцал тад;:л:;скоа •.ув^иальнол яудьгуря в цзяса, л варэддои лузгал: в лаогвостя, спозобнн через глубоко тлплч- ' Вей харалтор ее яоегррокдя (лад. рятгл, лзля) окааыгзтв су- ' лоотволлаз вллл;:;:а,"п гаракгер вазпралгля, чувства я яг . • ото" основе фор^-рола.ть* ¡.лровоззрглле я эллчгскле -взгляда уча1ге"ся лолодспл. '

Втог/п глат'поогл'лелг;. ислолв зова нал «ад-

гллено" аараансл ;.'уа:л;л з спегоко ^уйэальд -педагогллос-пегз г-5рагогааал, а галле дгллаа лал'-раан'-з иегоддчееддо

рекомендация по совершенствовании форм я '«етодоа .музнкаяь-яого восддтаяяя я обучения, с учеюы сдешфяческях особенностей тадгикской народяол музыка. Аналд здруатся содер=а-ше программ, учебнякоз я учебных пособяй яо предмету "Лузина" для общеобразовательных школ, я музыкально-пздагогдческях факультетов вузов.

Для выработка объективной теоретической поаяцяя музыкального воспитания а обучения я вяесеяая соотзэтстзукЕЯх яорреятив в учебный процесс проведан педагогический зкс-дзраыент в школе я вузе (1990-1992гг,.), который дал основа-яяе определять конкретные рекомендация я созерсзнстеовеяяэ учебного яроцесса с учетом специфических особенностей ?ад-гякокбй народной иузыкя.

Рель эксперимента - выбор-наиболее оптя&аьннх .форм я методов музыкального воспятаяяя я эффетивного развитая музыкальных способностей, с использованием специфических особенностей тадпшркой народной музыкя. 1ля школьного эксперимента быля отобраны по два класса -2-2 "А" я 2-й "Ь" в средней школе $ 52 города Лушаябз (учд-тель музыкя Подшоев К.), я 3-й "А" я 3-й "Б" в средне]; сколе .'£ 71 Ленинского района (уча ;ль щзгпш. £роз С.Б.). Бе меняя программ, я календарных планов по предмету ".'¿узы-ка" для вторых я третьях классов была разработаны :.:етодя-ческаё рекомендация до всем вядгч деятельности, используемых на уроках в экспериментальных классах: это графическое ивобрагенаа ратка песни,. определеняе лада, рязкляческга оркестр, импровизация на заданный стихотворный тедст и т.а.

В песеяном репертуаре все паонзрсяяе песат были заменены фольклорнамя произведениям! я песяягса ког.-дозл торов

TassixacraHa. To есзъ слуховое воспитание в эксперяменталь-

шк классах происходило'-яа знакомом детям материале, на ян-гэаакаях годгшкскол народной куэшш. Распевка дроводалась на коротеньких допзвках яз тадкякскях народных песен. Особое внимание было уделено слуховой тренировке явтояацай, наиболее характерных таджикской народной музыке в ладовом

отполеннд д актива гадая чувства ратма, которое у тадаякокях

!

"2'i'e;" легко поддается развитию.'-Это связано с тем, что уме-ял.э воспринимать а воспроизводи гь ззуновясомне я времен-яш соогяооеяяя звуков явяявтся ваяяш условием формирования музыкально си ■школьников я эффективней способом разш-тдя иузикальяых способностей обучаемых, активизация дх мысля гзльяой, творческое деятельно с и.

Сравнительный аяатаз данянх уопеваемоотя учащихся дедтрОльтх я экспериментальных классов показал, что за дсзледуеулй учебный год в СИ 52 количество внучеяяих песен увеличилось от 10(коятр.класс) до 16 (эксп.класс); количество ярсолушаяяшс произведена.* увеличилось от 8 до!4 ( дисс. табл.- 2,3).

3 СЭ '5 71 Лекянекого района, в трэтъях классах количестве в'дчепнях песса я прослунанных произведений соответственно состаЕЛЛо - 8 (25,8%) и 14(.43,?/1); 4 (12,9,1) я 7 -1 ( 21,5/5).

3 эксггерямзятальягсс классах, к концу учебного года более лолэвлны учащихся могла самостоятельно, гр&*ячгс:и изобразить рлги деснл: 21 прд otfsea количестве улалдхся 31 ( С LI .4 52) д I? яра сбдем количестве учэд'дхся 32 (С2 '3 ?1)

Несмотря на нзбсльаае орокд эксперимента (одля год;, з экспериментальна:.; класса:: полнилась группа доте!!, уме—

sgx сакостоятелЬяо одеть по bösem: .чегверо з 'СШ Ш 52-а ' трое а СШ Га 71. Увеличилось количество детей, поседадн-кгх крувок худолесгвеяной. оамодвятеньноога - II (СЕ 15 52) л. 14 (СШ В 71), что составляет 35,5)2 л 43,7% от общего числа учащахся. Абсолютное большинство учащихся-зколера-«евтальаях классов счдтают, что .-урока иузыкд долкян про-ходать. чаде --87,152 а 84,3^..

'Зкеверякеят показа*, что опора на ызтро-рдтьщческде я ягдрваэ .особеввосга тадакской. народной. isyssaa вра сбу-чеяаа .сгсльвадоз. аослуги® .для авх.взвчтезк звзном иедду кародасй jtysasoS л езроае£ско2, облегчат - -зюстааеваё дик осяоз каровой культуры, лпдблдЕд'т s -яак беаграяачяо бога- '

5sü музыка; Предяол:еянне'йооЕы д ¿:?тоды сгала сэрек-

■ - о ' -

гавнр способа:; passaüsa ^гзкальянзс способностей ¡КОЛЫШКОВ,. '

П б 14узцкальвсц восшхакад. шольааков, и з профессло-Z3Sb'&c& ясдготозкз учателе2 цузнж дате общеобразовательных плаз вгдаое кзсто отводится ёорилрозандв кузшашшх сао-ссбаосгей, худолзотггаяо:-»у каатеяяо, раоирзва» адзнкаль--' кого кругозора д зослдтаклзчс'внкальяога вкуса, а таксе . рапзаакз.лачкоогшл: спойсгз и гЙащюяальяо-вэлвЕнх качеств

По;до.\-:г г сдсте:.-:г.«уз1п-;а.т7>г:о-Ездагогдчес1:ого образо-

- . о •

sssas sssaeüzys роль агра&г-Ц8ягя£яраз:еяк00тг в.предода-

сзх.ддсцдддд:^-ах зседксрыеь а обусловл&шссгь,. сзора вагсдаге гдзрчесгво, Векгловггвоо акачонае в аре-V scs££äsz.££2 'додготсдкз суду^х учдтеле;1 ¿ананаст раза::-тдз .способностей, г частксстд, слу~

rip-.sr.SÄ':.", .tal-zi:::, ..¿yi&sai: .сгредеяокдя лада npoas-

ягой на ¿узазсольнок яястру;.;еяте, а тадггз сталов-лспае музЕкалъяоИ орудягка л осаоз »/.астерстза породачя полученная зяаяяй сзолзнлкгш. Усяеаяость, зффзктдвдость процесса зрс-Ззасяонгльно! подготовка учдтзля яукня во лного:,; спр-зделяедся проежтгзяяоаъэо содзргляяя ярограла-?, аетодзк преподавания разяглдцх специальных дясцяллан. Преемственность пря зто.м доягяа яайтя свое ресзнае. в перехода на вузовском отая-з обучения к значительно более олозаиа» задам л сортам работы, которые базаровадясь бы на уге пряобрагешнж знандях я навыкая, я одновременно вгавзлз своей цельз форуд-роваяге качественно новых представлений я уиеагЗ.

В отол-связя, .бета дзучена специфика влаяаяя отдельных дасцдпляя- яа стаяовленле музыкального са'ловчраденяя студентов д даны соотзетствузщае секоггендадая по предметам "Сольфедаяо", "Гараояля", "История аузняа я музыкальная литература", "Основной я дополнительны:! «узыдаяъныЗ инструмент", "П.\'.провдзацля"д предложено преподавателям з этом аспекте попользовать богатые во&чоаноста таддаксяой яародноя глузнка. БузовскяН этап педагогического эяспердмента. был " проведан яа курса "Методика музыкального воопдтаяяя? Курс иетодака музыкального воспятаяяя долг.зн рэпать - задача про^зссяоналъно-пздагогячесдоа подготовки студентов нузы-дально-пе.дагогдчесапх факультетов, "закладывать", тз основы которыз необходимы для дальнейшего'самообразования, совер-сеяствозаняя мастерства педагога-зоспятателя. Чяталсд он по программе бывшего ¿йнястерсгва просвещеаая- СССР, утвержденной в 1287 го.ду.

В ходез проведена*, аудагорняк-заялтаЗ со стороны студентов Еознзкала вопросы, связанные о тематикой-лекций»-о

xa - ■ '

методикой му змкгльного восдзгшк в saszüKcwix иколах, о ?радвдаонй8ка методнмп музыкального воспитания а обучения, о особенностями дугнкальнод культуры гадгдкоь д др. Проблемы волдунхцие студентов» полностью содладалд с sa-деяазд, которые предстоят ре.шить педагогдке, дйопе по йор-каровдвяю мотивов .елвнд, бдохноезеяя, творчества, в том числе .средствами народной музыки,

•' Осознавая необходимость учета данной дробяеке в про-фессяонально-педаторяческрй подготовке 'учителя адвазй, балы разработана программа по "Методике музыкального воспдта-ная" для студентов муеш^ально-дедагогических факультетов Таджикистана, так как яопользуемая программа учитывала закономерности я ■ особенности русской музыкальной культуры, • • о

которые не ровсем приемлемы в условиях нашей республдкл. Программа состоят из следувдах разделов: . PASEES I. Курс "Методики музыкального воспитания"' в системе' подготовки учителя адузыкд - 4 часа. РАЕДЕЕ 2. Вопросы теория музыкального воспитания в дислз • - 6 часов.

■РАЗНЕД 3. История становления музыкального Еоспвтаняя а обучения в Гадаякясгаве - 4 часа.

РАЗДЕЛ 4. Совд&льно-ясгорачеокде предпосылки формирования сдстемн музыкального обучения я воспитания в Тадг-якдстаде 'в XX веке - бчаоов.

PASEES 5. Развитие сястемы музыкального обучения л.восилто-едя после Великой отечественной.войны - 6 часов. PASES 6. Методика музыкального воспитания на разнмх los--растпмх гтопах - 15 часов.

7. Пзксхорзз ЦрсЩс:!± негодяи музыкального вссплтг-

кя - 6 часов.

PASEES 8. ¿Дугаппяьяое зэсязтяняе з раатшкс огралзх - 5

-IÜC23.

По згой прэграиле бил составлен зурс'лелплл я в 1590--1592гг. Сил прогадай подагоглчзсллл зиойзрякеаз.

Тазяа образом, а, лекцлоппкл залятаял распаивалась за-::эис:.'.5ряостя лзлагоглчеоного процесса л их проявлена,! в таллинской. надаонал&ноЗ сколе, лундаменталвклз яздагогдчесяяб л дел восточны:: '.люллзеле'Г, а аакле сбпзтзсрэтпчеслле вопроса лу гикал ь но во зосллаадля.

Па се?янарозах закалял осуществлялась зовзрзтаэадая з'блзтзорзллчослил полслонлй на ссясвз лсвсдъзованля раз-ллчнлл ллтзратуркш: лалслнзлэв, ■ разлрлвалллх саецдрлчзаллз оссбзпкостд твдлллслсл. народно;: Лузлал.

'На пралтлчзсллл занятая:: пслазнвадаеь прзшззвяэ тео-регачеснях пололзяца педагогла:- л слацяалаллл лузллалзллл дяоцакддя на праятлаэ, осуществлялся теоротлческд;: аваляз ' лколънол- зрадтяяя на основа лзучеяля студеяталя передового опыта работ:: скол, яепосрздстззнлсго яабягеденяя л анэллза аедагогяческях язлзнлЯ, коделяровалдя пздагогячзскдх' сдтуа-Учитывая разлачнле асяекгц соверлзнствованля нрорзсод-онаяьно-педагсгяческол подготовка учлтеля-мугллзнта блло лрздлолзло в прозздеязя праятлческлл л лаборатории:: ваяя-зал слипаться па полслов::! л лрсблелнле летодл сбучепяя, ялстзлатлчеслл вазлоаазь студзлтоз я вглюлясаял зворлзс-ллл задавал (паплсаял-з аннотаций л продгзедэаяям 'дзродао-"узикальпого творчества; рлтллчасная орлеатровла народно.!! :-уat'na я т.д.) а сал'остоятельнл:: работ (налдсзае рзрзра-2оз я долларов), направленное ка прзобразулдуз дзялзлвлоств,

В додде учебяог-о года ;бпя нроззден опрос çsygeflsos ■ контрольной д эдопердмзятгльдой групп. (да'с с. табл. 4,5), который подавал, язр сщеяты контрольной группа (доддчесь-кзр сгреятов^ 41} дздортаточно хоросо знают;тадгик окур каролщр разбяоаззся в ее данрах, де дыеэт пред-«

старения о с?анодде®д а.разздтда музыкального дбразова-шщ Ш í&S^'MQéñíie, QOBOgy не ,знакомы с ' ?ракгата\гг срздас-веце&Э; еоохочкц; t.;ыслдтзлеЕ, не уке.вх дравплью ораеЕтдро-ватьсй в огро:ао12 раза о о бра зга долучае;,:нх здаддй, ке дкозг ясного Р саоеП будуще! прсйессдд. •

Çgpoç i. f ;;снзрл"сатадьной груиле (колачсотво студентов - 43,), догорал саш^лась по .разработанной вша' продрог

t:s дздагал, что у студентов- этой грушш.вокшлся уоовеаь

- ■ • о . - -

са&остоятельЕостд д дядцдагквд в граасфорьаровавав долуча-

Ciaàx ssaaaS црдмеядтельно я будущей деятельности учителя

t&ssza, • опергрОвашя .'внешваг .для-разрешала дроблём, Про-

zsonsó .saws'яоше .ocosaaaae' о^удеягада. опецгрке овра2 бу-

дукз! ярофзсододальдо! д^тельяоста, дятеасдшдддровалооь

уяращевае вроцерсоа -саглокабладеная, сакорэхуляцял, са'го-

.оргаал?ац£д-. Сфорг/дров^лась- вродегашгеаля сб дстоках я тра-

дздзях ;-1;ад;:оягльдоД гдуздхрлъдой %льгур:.\. - ; ,

• ' Етогодьд; epos опроса студентов додгрольдон » зколерд-

• ^автальнкУггудп о'едааачх ящ яародаоЯ «у веса, «уел;альасй

дотоглд а '.-удздальдрго" образа дандя'-иодаззл дродзодздаде

./¿¿¿ддтзльдд-з едкддп уготуд53то1) с-зоя-з|йК8дгал&я<й хрупан . ■

•Uuccurcá:;. 4,5,s*n,I4)V ío.so пр-заролдо с в сваооцеакс

^ррдд^угддха-".дке^доодояздзныд да^окдСдлсз.тгйл^а^Ма

г-'-у ......

.¡t'-ic-tî -yiiiiJli úi. кùïonyâ-дольни орлепЩОваЗзлЛ луз:;--кзльлсн;зллГдгл«зсклз факультет:; вузов я

Зга ''модель'' состоят лз зледугдлм я'сг/йсяалхЬ::: I. Посясдззсл&ягЗ (приобретен::? ллрзлзГо круга зяа.гдл, "у-~ " ^ „ ^ d яро~

2-, " ~ збг-з з—

-доле

3. ' ' лая смсмн-пс сбл-рсла!; :■:.;■ у я* сслдтать тзордэ о практиком воспитания ллольллкзвЬ ■ •

4. лудолзсгзеппо-ТлорчзоклО (пссгоядяое замосо-згмзнствз-ваняз,. йоКсК сязлмалыпл: гор?- л мзтолов работ).

:¡í£í;, создшшзз йхггспрдягвпо условия «формирования гнзрлозкой активности' студзяюз, оказала спрздзлояясэ влияние на совермэнствоваллз лх музыкально;; культуры, ягапатвел-яой позиции, иегоддчеокоЛ a дсяолялгеяьсзой подготовки.

Содержание л структура разработанной программа создала предпосылку поззаяяя сгудентек, уме на этапе обучоаяя, во только необходимых специальных муз-лкмгьных скаяяй, во л лрорзсслоналънй-знплкмыд клчозтл, целзнзпраалзнпо осознанного л яедагогд-гесгд озмызлегшсяо поведения.

l'en о ль зов алло. ? сп'йнз-элсДсрлмзл зальном об уломал кз-лолзнвах'рзкомзнл,ац*-;х при икучемм: с*:удзн"амл комплекса сдо-дазлышг музыкальны:; гдсгладзя ó азЩзМом на яйродзуз музыку , дзло значительный o$¡ükt з профессионально.'; подготовке бу-душх уляталеЛ. музыки,

Исследование'позволило текло определять условия, дли-

язде на зфректдвную работу муздкально-ледагогдчеекдх'вузов х учдлдц, ведущих подготовку, учителей цузыкд. Перззос проблеа «уэакааьдого обраеования учелдхея на уровень науч-ao-seopemecsnx дсследозанай д повседневной практической деятедьностд скок в учебйо-вооялгагаяьазй процесс вуза огс: дяя нас своеобразный елторазхой организация экодериаеятаяь-цо2 работы со студентами, "

Качественный азадсв стгтясзднаокдх результатов, полученных з ходе педштотеокого э допрел;.; ед та в колах д з ву-se, подтвердил далдчяе вотенааалъяых зовхогшоаэеЗ тададк-саон xysssM в поЕяаияя Еацаокальарг культуры, духовности народа, правомерность предложенных t/.Sp по -ярофессдокадъдо-педагоц?ческой подгогоаяе студентов куш»аяьво-аеадгогачео-шх оздеяеаяЕ. • ... ' '

Дрэведвавое по следование. дозволило одзяегь ряд ствот* Восдагаяис эстетической Задался а студентов л

луакг образцах народного -творчества лграет важную роль в ■ сдстеке сбдегс д 1.:узид:;лъяо~яедадо\плческого образования. Лозтощ,- тадгл'л'.'окак народ;?»!! KjEüKá г'.сдстеде глузыдальдо-додагслачеолого образования делана/занять подобсздае eü ис го в едододвяд ее влсй1л:я .¡¡а.ргдкглдроааке духовяо-остеял чьь'склд запросов ;иолсдояд.'--дэсадтая;:я увалонля к худслеод-цевдеокш народа.'- ....."•■ .•' , - .

5осядтапде опоооСДоото" удглддея додлдо

йдусеатглязься зое-.: долдЛексод -средств л факторов; дранявд сл в сопроьдддпцг; кг^оцнол - кудроотл — продзведедиякд доку с стгл своего народа a {issspawiáJa .#о^ькзора.

Восардятле z уовседде. дздьмз -я: доцроогдагя цпогдх гак-ров гадддкодол EspossEor. гдушда- завдедт от творческого поде

за учлтеляил точка опоры а каадоз яз них дяя соотзегствуэ-лзго воспитательного ЕОзцелствля,

Пробуждая аоззылзннне чувства, тадляксяая народная пу-злла ца-зт возлолность педагогу определениям образен направлять строй мкелел учащихся, закреплять в ях со'знаяяя кон-;:рзтнне понятая я представления.

'лзнно таким путем: от чувства к мысля, музыка содействует аестороняему развятяю человека«-'

(Ду гнкальйо-педагогаческое образование предполагает налз-аае у студентов специальных знаняй этновоспятаняя школьяя-;ов средствам эмоционального восприятия музыкальной куль-?урн народа,'.что требует перехода на содержание профессионального сбразовааяя о учетом своеобразия ладового, кокпо-злцзонного, рятудческого я мелодического построения тадляя-зкоя заро.дноЗ музыки. '

Исследование позволяло также сделать ряд рекомендаций: Принцип от "национального к мировому" является оамкм аффективным з музыкальном восяятаяяя а обученяя. Этот прян-цап - вначале глубокое изучение национальной, народне—ху-знкальяой культуры, затем культуры другях народностей'методом сравяеняя я сопоставления, псдска общего з творчестве разных народов я овоеобразая музккя каждого яз аях. Б связя с этам, деЗствуидде учебные программы следует пересмотреть .для соответствия данному принципу яо асах работы.

3. Программы, учебаиая л учебные яоеобдя делгяв бить ааол-еэяы действенны:.; по зоспятагельязлу зяаченлз лузллалз-н:-:м латэглалогл, ясторгд» ярязвгн рорллрояатъ у учзлллзл аеаалЛ худгдеогзеиагй вкус, чувство прекрасного, --,< .• •

в cipoiaili пар í/y с вольного дароддгго гворчзства, лгсу-■ • ' ■ Í лзго н;оо;;со чувство гуканВвла д. аатрлотвалз.

3., О ¿5 ар вздвакслсЛ народной на роьзве прздварлтавв-

' изго теог-згаческого анализа в:: оогспгчзснс!: л икгьогваиго^

_ - о:^ u . _ ur c^v. J з а" с. а _> _

1. /орллрозлгле поцлглппзелого ялатззелз:: слуйзнтоз ллллллло-лэдлглгллзалял рллулзззгзли Too. д:лл. дгтч.ллзл^лл, -опззр. по оолззллсслему вэгддтаддз,. Дул. L2B5, с.I2-I-'.

2. Мззозлна лу:алялм:ого гзсллзапля. Про гл.- длл ад/ллггоя •

луз.пэд.ралульзззоз, Яуп.,ШГ,Ш4,25с.(на талл.лзлле ).

3. -7рзл музллл л I лллзсо, ллззд4ренз\т:(з'ползль^ул:!> / нлгл):~Г.;" ÍTÍM;, 13г: ( лл ■ з-лл,я::'ллз J. "

Заказ }i 1С, rapas ICO экз. ÛSES -JDS' ЗЩ Созэха ífenionrr-c