автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-педагогическое развитие культуры и просвещения в Афганистане (XII-XX)
- Автор научной работы
- Шафика, Азиз
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Историко-педагогическое развитие культуры и просвещения в Афганистане (XII-XX)"
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
На правах рукописи
ШАШКА АЗИЗ
йСТОРЩО-ПЗДАГОГКЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В АФГАНИСТАНЕ (УП - XX вв.)
13.00.01 - теория и история педагоги л
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 1993 г.
Работа выполнена на кафедре педагогики Российского гос; дарственного педагогического университета имени А.И.Герцена
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Т.К.Ахаян
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор Е.П.Белозерцев - кандидат педагогических наук, доцент В.В .Барабанов
Ведущая организация - Поморский международный педагогически!
университет имени М.В.Ломоносова
Защита состоится " Т* г. в // часо!
на заседании специализированного Совета Д 113.05.03 по защит диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена (I9II86, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус II, аудитория 32).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ имени А.И.Герцена.
Автореферат разослан Я^Ъ/'Я J994 г.
Ученый секретарь -v специализированного Совета, кандидат педагогических наук, доцент
Е.И.Казаков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. История развития образования з Афганистане имеет давние корни. Древний Афганистан был известным центром науки и просвещения, многие ученые страны имеют зсемирную известность. Они оставили в наследство ценные произ-зедения в области поэзии и литературы. Система просвещения в кфганистане в своей многовековой истории не имела монолитного сарактера и зависела от многих факторов, особенно от полити-1еских, она приобретала различные формы. Знание особенностей жстем образования и уровень ее развития на различных этапах ютории Афганистана имеет большое значение дая современных пе-хагогов и исследователей, так как история развития педагогиче-жой системы в Афганистане при всей ее специфичности душ насе-шния этой страны отражает относительную общность многих проб-1ем, стоящих перед школой стран с различными социально-экономическими строями, и вместе с тем подчеркивает различные под-соды к решению проблем образования и воспитания подрастающего юколения.
На сегодняшний день имеется достаточно много литератур-{Ых источников, посвященных проблемам народного образования Афганистана. Среди работ советских ученых следует отметить лонографшо Е.П.Белозерцева "Народное образование в Республике Афганистан (М.: Просвещение, 1988). Книга написана на основе анализа состояния образования в процессе культурных преобразований в Республике. Автор не ограничивается анализом состоя-1ия народного образования во время становления Республики, но эбращается и к истории, к анализу политических и социально-экономических предпосылок становления прогрессивной системы образования в интересах широких народных масс. Среди работ афганских ученых - Поя Форяби и Джалалудина Седики, опубликованных в последние годы; Во всех работах проведен анализ раз-зития просвещения в Афганистане с учетом социально-экономических и политических условий в стране, особенно после получения зю независимости. Кроме того, имеются отдельные статьи, где рассматриваются различные аспекты становления и развития образования в Афганистане. Однако, в этих работах недостаточно ис-
следована система просвещения в Афганистане до XIX в. и на рубеже нового времени, слабо представлены задачи и просветительные системы при демократическом режиме, а также не прове ден анализ реального состояния воспитания школьников и уровн подготовки студентов педагогических специальностей. Это и об условило выбор темы исследования "Историко-педагогическое развитие культуры и просвещения в Афганистане (УП-ХХ вв.)"
Объект исследования - история развития Афганистана от возникновения религии ислама до современности.
Предмет исследования - развитие культуры и просвещения истории развития государства.
Цель исследования - проследить развитие культуры и просвещения в Афганистане в зависимости от экономики, обществен но-псшитического правления, степени самостоятельности государства.
Конкретные задачи исследования
- исследовать историческое развитие просвещения в Афганистане ;
- определить сущность и историко-педагогические основы культуры и просвещения Афганистана;
- проанализировать реальное состояние воспитания школьников и уровень подготовки учителей.
В организации исследования встали следующие задачи:
- создать библиографию по проблемам становления Афганиста на как самостоятельного государства;
- проанализировать литературу с целью определения направлений культурного развития, а также содержания и организации просвещения народа;
- дать краткое, последовательное монографическое изложени полученного материала.
Для решения поставленных задач были использованы следую щие методы исследования:
- теоретический анализ исторических и педагогических исто ников, документации по проблемам теории и практики развития образования в Афганистане. В процессе исследования проведены анализ и систематизация законодательных актов о народном обр. зовании, учебных планов, программ и учебников школ, планов развития народного образования;
- изучение исторических работ и документов в архиве, относящихся к истории развитии просвещения Афганистана;
- изучение и наблюдение учебно-воспитательного процесса в афганских школах, где также было проведено анкетирование учителей и школьников.
Базой исследования являлись: фонды национального архива Афганистана, с которыми автор шел возможность ознакомиться в стране. В процессе исследования использованы исторические и общеметодологические работы советских историков и педагогов: Асланова М.Г., Беленидкого A.M., Белозерцева В.П., Болдырева А.Н., Ганковского Ю.В., Кадырова К.Б., Конаровского М.А., Кух-тина Т.И., Массона М.Ш., Рамадина В.А., Якобовского А.Ю. и др., а также монографии и статьи ведущих афганских историков и педагогов по истории Афганистана и развития народного образования: Азам Систани "Социально-экономическое положение Афганистана в период I90I-I9I9 гг."; Абдул Хай Хабиби "Краткая история Афганистана"; Азиз Мухаммад Амадж "Краткая история образования и воспитания в Афганистане"; Губар М.Г. "Афганистан на пути истории"; Джалалудин Седики "Краткая история образования и воспитания в Афганистане"; Мухаммад Назем "Жизнь и эпоха правления Султана Махмуда"; Майнда М., Сайд М. "История просвещения Афганистана"; Поя Форяби "История образования и воспитания в Афганистане".
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней реализована попытка раскрыть сложный аспект историко-педагогического становления и развития культуры и просвещения в Афганистане (УП-ХХ вв.). В диссертации выявлена прогрессивная линия развития культуры и просвещения особенно с периода демократического правления. В работе отражаются обычаи и традиции различных национальностей Афганистана и рост самосознания афганского народа на рубеже нового времени. Проанализированы задачи и организация просветительных учреждений периодов правления Амануллы, Мухаммада Захершаха, Мухаммада Дауда и после апрельских событий 1978 года, когда к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана до свержения последнего режима (1978-1992 гг.). Проведен анализ изменений в системе школьного образования, в методике обучения и воспитания учащихся в учебных заведениях различных типов,
включая общеобразовательные, специальные и профессиональные школы.
Практическая ценность работы ¡заключается в том, что в ней обобщается исторический и педагогический аспект развития культуры и просвещения Афганистана в достаточно длительном периоде истории. Результаты исследования могут быть использованы при изучении проблем культуры и просвещения в развивающихся странах,' в спецкурсах по зарубежной и сравнительной педагогике в педагогических учебных заведениях, а также в лекционной работе, в работе с афганскими студентами, обучающимися в учебных заведениях РФ. Работа написана в основном на базе афганских источников, однако, поскольку выделенные проблемы типичны и для других развивающихся стран, то проведенное исследование представляет душ них теоретический и практический интерес. Анализ реального состояния воспитания школьников и уровень подготовки студентов в Афганистане могут быть использованы, в частности, по сравнительной педагогике, при проведении исследований по проблемам культуры и просвещения в развивающихся странах и республиках Средней Азии СНГ.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОСБРТАВДИ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, характеризуется методология, основные источники, научная новизна и практическая ценность диссертации.
В первой главе - "Культура и просвещение Афганистана в период его государственного становления" - содержится оценка состояния просвещения Афганистана с возникновения религии ислама до рубежа нового времени (УП-Х1Х вв.), освещаются известные просветительные центры данного периода и их роль в развитии местного образования, освещается культура и искусства города Герата при власти Тимуридов.
В главе, в частности, отмечается, что после завоевания арабами в середине УП в. крупных городов Хорасана, таких как Балх, Кабул, Кандагар, началась исламизаЦйя населения этих районов и распространение исламской^культуры среди них. Прос-
ветительными центрами исламской культуры являлись мечети. Здесь проводились не только религиозные обряды, но и образование и воспитание мусульманских граждан страны. В это время крупные мечети были построены в городах Систая, Балх, Герат, Нишапур, Бухара, Керман. Среди них, с точки зрения образовательной значимости, видное место занимают крупные мечети городов Бухара, Систан и Ншнапур, где в основном проводилось обучение религиозным наукам. В мечетях находились библиотеки, и занятия в мечетях в основном проводились в групповой форме. Эти группы назывались "звено", или "собрание". Количество учеников в "звене" бывало разным, и каждое звено носило имя своего учителя. Число "звеньев" в мечетях зависело от количества учеников, и каждое "звено" специализировалось на определенном предаете, например, на чтении Корана, Хадиса, на освоении законов шариата и т.д.
В главе освещается развитие культуры в Афганистане во время правления Газневидов (X, XI вв.). Здесь в частности, отмечается, что султан Махмуд Газневи превратил город Газни в одну из самых блестящих столиц своего времени и, стремясь прослыть меценатом, Махмуд призвал в свою столицу Хорезмских ученых, в числе которых был великий энциклопедист Абу Райхан Би-руни, который был одним из величайших ученых-энциклопедистов: астрономом, математиком, минералогом, этнографом, историком и филологом. В решении ряда важнейших проблем он шел много впереди своего времени. Так, будучи знаком со взглядами некоторых индийских астрономов (школа Брахмапутра), утверждавших, что Земля движется вокруг Солнца, Бируни признавал равноправными как господствующую в то время теорию Птолемея, так и теорию гелиоцентричности.
Бируни определил радиус Земли (дая длины окружности Земли он нашел значение, равное приблизительно 40 тыс.км), занимался проблемой вращения Земли вокруг своей оси, с удивительной дая своего времени точностью определил удельный вес многих металлов и минералов.
Следует отметить, что за исключением богословия Си отчасти астрологии), наука не пользовалась большим вниманием правителя Газни. Меценатство Махмуда распространялось прежде всего на поэзию. При дворе Махмуда постоянно кормились нео- 7 -
колько десятков поэтов. В творчестве придворных поэтов процве тал жанр оды (касыда). В касыдах всячески восхвалялся государ и превозносились его достоинства и деяния. Большим поэтом вре меня правления Махмуда бт Фарухи. Он был не только широко образованным человеком и весьма одаренным поэтом, но также искусным певцом и музыкантом.
Исследование комплексов дворцовых построек Газни и Лаш-кар-и-Базара дало большой материал, раскрывающий стиль искусства и многие стороны жизни той эпохи, быта военно-администра тивной верхушки Газневидов. Вместе с тем, эти исследования го ворят о весьма высоком развитии монументальной стенной живопи си, архитектуры, искусства того времени. Прекрасная коллекция средневековой посуды была найдена в Газни при раскопках дома, видимо принадлежавшего зажиточному горожанину. Весьма характерны поливные сосуды. На одном из блюд, найденных в Газни, изображен слон - одно из свидетельств частичного сохранения зооморфных сюжетов в искусстве Х1-ХП вв. Весьма показательно и наличие в Газни неполивной керамики с богатой росписью. Такая посуда, как показывают раскопки советских археологов в Фергане, характерна и для домонгольского узгена.
Но особенно показательны для расцвета художественных ремесел в XI-XG вв. бронзовые сосуды, украшенные с изумительные совершенством. Кувшины для воды с высоким горлом и изящно изс гнутой ручкой, нарядные котелки богато декорированные aomoci для фруктов и другие подобного рода изделия раскрывают пере; нами тонкое искусство и высокое мастерство создавших их лиц.
Таким образом, исследование показывает, что в период пр£ вления Газневидов произошли крупные изменения и сделаны прогрессивные шаги в направлении развития кулыуры и просвещение До этого времени в мечетях обучение проходило только на осноз литератур, написанных на арабском языке. В эпоху Газневидов появились переводные и национальные литературы, причем сущес: венный вклад в это внесли "такие всемирно известные ученые,ка] Бируни и Авйсина.
В главе также исследована культура и просвещение в Афганистане в ХП-ХУ вв. - в эпоху Гуридов. Здесь в частности от чается, что эпоха Гурддов является важнейшей эпохой в давили задай религии ислам. В этот период в городах'Газни, Балх, Еу
хара, Герат и Гур были построены крупные мечети и просветительные центры. Одним из известных просветительных центров этого времени является медресе им. Гшши, которая была построена во время правления Султана Гиасудана в городе Герат. Сюда для получения образования приезжали ученики из всего Хорасана и исламского мира.
К началу ХУ в. почти столетний период правления Тиыури-дов был временем блестящего расцвета в различных областях культуры и искусства. Благоприятные условия для этого создались в годы длительного и относительно спокойного правления Шахруха. Высокого уровня развития достигли многие отрасли Ге-ратского ремесленного производства, такие как изготовление бронзовой посуды и керамики, ткачества, а также ювелирное искусство и другие художественные ремесла. К великим деятелям культуры того периода развития Афганистана относятся прежде всего Нур-ад-Дин ар Рахман Джами и Али Шер Навои.
Творчество Джами отличается глубиной содержания и большим разнообразием формы и жанров. Велико оставленное им наследие в области лирической поэзии. Во многих произведениях поэт выражал мысли и чувства, созвучные людям последувдих поколений. Любовь к человеку он славил как высшее достоинство, в его творчестве встречаются мотивы осуждения произвола и насилия, причем поэт указывал, что властьимущие не имеют права предаваться усладам жизни, когда народ гибнет от нищеты и притеснения.
Исследование показывает, что во второй половине ХУ и начале ХУ1 века своего высшего расцвета достигла Гератская школа миниатюристов. Имена ведающихся художников этого времени известны как по сведениям, сохранившимся в записках современников, так и по подписям мастеров под,своими произведениями. Первым среди них должен быть назван Камал-ад-Дин Бехзад. Он возглавил целое направление Гератской миниатюры второй половины ХУ и начала ХУ1 века. Изумительно композиционное мастерство Бехзада. Его миниатюры уравновешенны и предельно ритмичны, но вместе с тем, например, батальные сцены полны движения и драматизма.
Во время Тимуридов в городе Герат были построены крупные научные центры, например медресе Гаухар Шада, публичная мечеть
им. Али Шер Навои, медресе им. Султана Хусейна Байкра и др.
В ХУ1-ХЛП вв. поэзия и многие другие жанры афганской письменной литературы достигли значительного развития. В это время повышается роль языка пушту, и в прозе на нем создаютс исторические сочинения, богооловско-полемические и другие трактаты. Одним из крупнейших поэтов этого периода можно наз вать Хутал-Хана-Хатека, который получил общенародное признание как "отец афганской литературы". Он создал и оставил в наследство прекрасные произведения, которые до наших дней любят и чтут афганцы.
Было бы неправильным думать, будто достижениями культур и искусства в уже рассмотренных этапах развития страны могли сколько-нибудь широко пользоваться массы трудящихся городско го населения. То была культура феодального общества, и она о тавалась в основном привилегией сравнительно немногочисленно его верхушки. В особенности это следует подчеркнуть в отноше нии таких видов искусства, как письменная художественная лит ратура, главным жанром которой тогда была поэзия.
Во второй главе - "Культура и просвещение Афганистана н рубеже нового времени" - рассматриваются обычаи и традиции а ганского народа, анализируется роль народной педагогики в об разовании и воспитании детей в Афганистане, а также освещает ся процесс возникновения первых гражданских школ.
В XIX и начале XX вв. образование в Афганистане претерп вает серьезное изменение. В стране появляются первые школы е ропейского типа, государственного обеспечения, светского об£ зования. В главе отмечается, что первым гражданским учебным заведением было учебное заведение "Хабибиа, созданное в 190с году, и офицерское училище "Харбин", организованное в 1909 I Эти учебные заведения положили начало появлению весьма немнс гочисленной в первое время новой афганской интеллигенции, пс лучившей в той или иной мере современное образование. "Хабис - первое в XX в. светское учебное заведение в Афганистане бi основано как лицей, т.е. полная средняя школа общеобразовате льного характера с 12-летним сроком обучения, организовать по типу англо-индийских колледжей. Во главе лицея стоял д-р Абдул Гани, индийский мусульманин, находящийся на эмирской службе с 1895 г. Педагогами в нем преимущественно были афга*
- ю - 9
ские преподаватели и приезжие учителя из индийских мусульман, некоторые предметы преподавали турки. Программа лицея составлялась по образцам общеобразовательных средних школ Британской Индии для мусульманского населения и включала как традиционные религиозные предметы, так и дисциплины, проходившиеся в европейских шкалах.
Анализ произведений, проведенный И.М.Рейснером, дает обширный фактический материал о традициях и обычаях Афганистана, оказывающих существенное влияние на развитие культуры и просвещения народа. Далее приведены некоторые обычаи и традиции афганского народа, сохранившиеся в течение многовековой истории страны.
Гостеприимство - один из обычаев, непреложное соблюдение которого предписывается афганским "кодексом чести" (паштунва-лей). Многие авторы, хорошо знакомые с бытом афганского народа, рассказывают о готовности афганца пойти на самые тяжелые материальные и иные жертвы, лишь бы выполнить долг гостеприимства.
Делами, относящимися к вопросам родо-племенного самоуправления и взаимоотношений с другими племенами, у афганцев ведала джерга (собрание). Она была также судебно-примирителъным органом. Значение джерги, ее функции, степень влияния и т.д. были не одинаковы у различных афганских племен, что связано с особенностями их социально-экономического развития, прежде всего степени их феодализации. В первой половине XIX в. джерга оставалась органом родо-племенного самоуправления. По сведениям, относящимся к XIX в., постановления джерги имели строго обязательный характер и их нарушение каралось штрафами,сожжением дома нарушителя, угоном скота и др.
В главе проведено исследование о роли народной педагогики в образовании и воспитании детей в Афганистане. В частности, отмечается, что народная педагогика, проводимая в форме домашнего обучения в Афганистане имеет два этапа: домашняя школа и медресе. В качестве основных задач народной педагогики выступают ознакомление с правилами и требованиями религии ислам; обучение письму и чтению; нравственное и трудовое воспитание .
Важную роль в воспитании и образовании играет семья, ко- II -
торая душ афганского человека всегда являлась основой всей его нравственности и трудовой жизни, смыслом существования. Почти все трудовые, этические и эстетические ценности дети Афганистана усваивают в семье. Традиционно главной заботой старших членов семьи является воспитание у детей важнейшего качества личности - трудолюбие. Следуя афганской народной педагогике, трудовое воспитание ребенка в семье традиционно начинается с ранних лет. Ребенку показывают привлекательную сторону труда, необходимость труда для жизни, его результаты .Познавая привлекательность труда, одновременно ребенка знакомят и с тем, что труд - не развлечение, он требует от каздого человека личных физических и волевых усилий.
У многих национальностей Афганистана в мае принято чистить речки и родники, которые являются основными источниками питьевой воды. Добрый старый обычай "ашар" - оказывать друг другу коллективную помощь, в том числе сообща кому-то построить дом, где-то построить новые дороги или убрать площадки,то посадить картошку, то собрать урожай. Этот труд имеет искренний, добросовестный и нравственный характер, так как каждый старается наиболее ярко раскрыть свои знания и умения.
Народнаэ педагогика в Афганистане использует многие пословицы, поговорки, мудрые изречения, которые отражают традиции трудовой жизни простых афганцев, и некоторые из них приведены в данной главе.
В главе отмечается, что благоприятные условия для развития просвещения в стране появились только в результате завоевания независимости в 1919 г. Открытие в 20-х годах нескольких лицеев, профессиональных школ и курсов в Кабуле положили начало созданию современной системы специального и профессионального образования. В это время печатаются (преимущественно в газетах, журналах и альманахах) многочисленные переводы на язык пушту и на язык фарси из иностранных литератур. Среди публикуемых переводов видное место принадлежит русской литературе.
Переводы пьес западноевропейских и русских классиков сыграли немалую роль в развитии афганского театра. Но в Афганистане есть и своя драматургия. В создании афганского современного театра, возникновение которого относится к 20-м годам XX
века, почетное место принадлежит Мухаммеду Али Раунаку, драматургу и педагогу, руководителю школы актеров. Руководимая им группа актеров ставила как оригинальные пьесы афганских драматургов, так и переводные.
Таким образом, опираясь на труды И.М.Рейснера, можно сделать заключение о том, что в Афганистане в это время наблюдается зависимость одних общин и племен от других, т.е., что Афганистан, минуя рабовладельческую формацию, сразу переходит от первобытнообщинного строя к феодальному. Именно поэтому многие области Афганистана становятся традиционно очагами народного движения и антифеодальных восстаний. Борьба облекалась в религиозную идеологию и оказала большое влияние на школу и просвещение.
Эмиром-реформатором принято считать Шер Али-хана. При нем утвердилось книгопечатание, выпуск газет, открывается лицей, появляется администрация. В лицее обучаются дети придворной знати по печатным учебникам.
В начале XX в. в лицее "Хабибия", открытом эмиром Хабибу-лой, обучение строилось так же, как и в современных школах Афганистана. Вопросами организации обучения занималось специальное педагогическое общество.
Значительные изменения в области просвещения произошли в связи с восстановлением независимости Афганистана. Открываются начальные школы, колледжи и лицеи для подготовки учителей, специальные школы для подготовки чиновников. Педагогическое общество ставит вопрос о профессиональной подготовке учителей. Открываются первые женские учебные заведения, женские школы и лицеи.
Становление афганской школы как учебного заведения буржуазного типа завершается в 30-е годы XX века. Однако в это время даже самое элементарное 'образование могли получать лишь примерно 10% мужчин и менее женщин.
Третья глава - "Культура и просвещение Афганистана в период демократического правления" - посвящается задачам и организации просвещения при демократическом режиме, в ней также анализируется реальное состояние воспитания школьников некоторых школ и уровень подготовки студентов педагогического института. Здесь отмечается, что крупные сдвиги в области образова-
ния были сделаны в период правления короля Захершаха С1933-1973 гг.). В этот период в составе кабульского университета организованы литературный, юридический, инженерный, медицинский факультеты. Был открыт Кабульский политехнический институт и многие студенты были отправлены за границу для получения высшего образования.
С приходом к власти Мухаммада Дауда в 1973 году и объявлением страны республикой было провозглашено осуществление ряда прогрессивных преобразований, в том числе в области образования. За года правления Дауда С1973-1978 гг.) были достигнуты значительные сдвиги в системе просвещения: разработаны и внедрены новая структура и новое содержание образования, новые учебники и программы. Значительное развитие получило высшее и профессионально-техническое образование. Но не смотря на отмеченные сдвиги в развитии систем просвещения, к нача лу 1978 г. в Афганистане на 15 млн. человек населения имелось всего 4185 школ всех типов. Только 14% детей и подростков шко льного возраста и молодежи учились в школах, технических и других учебных заведениях страны.
После апрельских событий 1978 г., когда к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана, были предприняты определенные меры по преобразован™ системы просвещения, расширению и усовершенствованию подготовки национальных кадров, развитию национальной культуры. В это время началось составление новых школьных программ, расширение числа школ и других учебных заведений. Для борьбы с неграмотностью при министерстве просвещения был организован департамент по ликвидации неграмотности .
Значительные изменения произошли в системе профессионального образования и в высшей школе. Были открыты профессиональные школы.
В подготовке национальных кадров в Афганистане значительную роль играл Советский Содаз. В Афганистан посылались советские специалисты, обучавшие афганцев на месте, многие афганцы были направлены в СССР для прохождения учебы и получения высшего образования.
В главе представлен анализ данных, полученных в результате опроса учащихся и учителей двух Кабульских школ, а также
9
анализа ежедневных учебных планов. Полученные ответы прежде всего свидетельствуют о весьма низком уровне представлений школьниками своих интересов и своего трудового будущего. Суммарные данные ответов говорят о том, что только 17,5% учащихся точно представляют себе, каким видом труда они увлекаются, добиваются успеха, получают удовлетворение, думают трудиться в дальнейшем. Более 79$ учащихся не имеют об этом твердых представлений. И если иметь в виду, что отвечали учащиеся 7-9 классов, то становится ясной явная недооценка воспитательной работы в этом направлении. Получив такие результаты по изучению отношения учащихся к своим возможностям и реалиям труда, мы обратились к анализу учебно-воспитательной работы, проводимой в школах учителями.
Анализ учебного плана школ Афганистана дает представление о содержании возможных знаний и умений школьников с 1-го по 12-й класс включительно. В частности, анализ свидетельствует о том, что трудовому обучению и воспитанию в школах Афганистана даже во времена демократического правления не уделялось никакого внимания. В то же время во всех классах проводятся религиозные занятия. Таким образом, общая направленность содержания образования в афганских школах сохранилась и во времена демократического правления в целом такой же, какой она била до и после получения Афганистаном независимости.
Наряду с общеобразовательными в Афганистане есть довольно распространенная сеть специальных школ. Анализ их учебно-воспитательной работы убедительно свидетельствует о том, что единственной формой, постоянно используемой на уроке, является групповое занятие, очень редко используется, по признанию самих учителей, индивидуальная форма работы. Характерно, что индивидуальная форма работы не применяется учителями и во вне-учебной деятельности. Отмечен факт обращенности учителей профессионально-технической школы к творческой группе как форме организации занятий у 70% учителей труда и у 42$ учителей во внеучебных занятиях.
100% учителей считают весьма значимой задачей на уроке -воспитание дисциплины. И только один учитель из ста опрошенных считает нужным воспитание на уроке нравственных чувств и отношений. Урок в представлении афганских учителей - это сред- 15 -
ство расширения и углубления знаний по предмету (90%), сове] шенствование умений (95$), применение знаний на практике (9( Вместе с тем, на уроке воспитывается ответственность за выш ненную работу, но лишь перед учителем (90%), и совсем не ра: вивается ответственность за работу перед коллективом (2%).В< питание дисциплинированности имеют в виду во внеучебной раб< те лишь 30% учителей, знакомят с проблемами производства 80' учителей по сравнению с 20% в учебной работе. Все 100% учит« лей считают важнейшей задачей внеучебной работы воспитание взаимопомощи в трудовых ситуациях, по сравнению с 25% в уче< ной работе. Все 100% учителей считают внеучебную работу ваш средством воспитания трудолюбия и уважения к людям труда, пс сравнению с 28% - в учебной работе. Весьма перспективным в \ шении воспитательных задач надо считать единство суждений у телей о возможностях и реализации в учебной и внеучебной рас те задач, связанных с приобретением и использованием знаний, умений, развитием самостоятельности, воспитание ответственж сти перед учителем.
Подтверждением данных о воспитательных возможностях в единстве учебной и внеучебной работы явились сувдения учителей Кабульской школы им. Биби Мехро о степени их сотрудничес ва с учащимися при организации деятельности. Результаты опрс сов показывают, что лишь каждый пятый учитель определяет вм? те с учащимися задачи предстоящей работы. Задачи просто форд лируются учителем. Лишь один из десяти учителей совместно с учащимися подготавливает фронт работы.
Проблеме профессиональной подготовки учителя большое вь мание уделено в книге Е.П.Белозерцева. В 80-е годы XX столе! система педагогического образования только еще складывалась состояла в основном из трех звеньев: подготовки учителей да* начальных классов на базе педагогических колледжей, подгото! учителей для неполной средней школы (лицея) на базе педагог* ческих колледжей и педагогических институтов и подготовки щ подавателей для педагогических учебных заведений на базе магистратуры пединститута.
В 1982 г. в Кабуле был создан педагогический институт -первое высшее педагогическое учебное заведение Афганистана. Кабульский педагогический институт состоит из трех отделен^
четырехлетнее отделение на базе выпускников общеобразовательных школ; двухлетнее, которое осуществляет переподготовку уже работающих учителей - выпускников педколледжей; двухлетняя магистратура, которая готовит преподавателей педагогических учебных заведений из лучших выпускников двух отделений института.
В педагогическом институте начинает проводиться научно-методическая работа. Закончившие магистратуру выполняют исследовательские работы, которые защищаются публично.
Средний возраст студентов пединститута 22-23 года. В студенческой среде распространены представления о социальном престиже человека частного сектора, коммерчески преуспевающего в сфере торговли, бизнеса. Поэтому и интересы их направлены в большей мере на бизнес, чем на приобретение профессиональных знаний. Большая часть студентов находятся под влиянием исламских проповедей.
Проведенный в главе анализ позволяет сделать определенный вывод о том, что на содержание и организацию обучения в Афганистане в период демократического правления определенное влияние оказала советская педагогика, однако, просвещение в стране шло в основном своим традиционным путем. Большое влияние на воспитание оказывает оставшаяся во всех классах всех учебных заведений исламская религия. Очень мало внимания уделяется индивидуальному формированию личности и совсем не уделяется внимание формированию коллективистических отношений.
В заключении диссертации формируются основные выводы проведенного исследования.
Развитие культуры и образования в Афганистане на протяжении длительного периода претерпевало значительные изменения в зависимости от экономики, общественно-политического правления, степени государственной самостоятельности.
В период распространения ислама, начиная с конца УП и в УШ вв. культура и просвещение развивались на основе религии. Общество было уверено, что ни культура, ни образование не могут существовать без религии. В образовании преобладало частное обучение. Традиционным методом было заучивание и дословное воспроизведение церковных проповедей.
Перестройка народного образования, движение за создание светской школы начинается в середине XIX в. Афганская культура
и образование начинают испытывать влияние европейской цивилизации. Однако эти попытки находились в противоречии с реакционным правлением и традиционными устоями Афганистана. Замкнутость страны, изоляция от внешнего мира, сохранение феодального строя, ориентированность на родовые общинные связи, засиди« религии ислама - тормозило развитие образования (Е.П.Белозер-цев). Народ не имел условий для обучения. Функционировали отдельные элитарные лицеи. Государство еще не было заинтересовано в образовании народа.
Социально-политические и экономические требования государства Афганистан в конце XIX и начале XX в. приводят к изменению содержания и организации обучения, что сыграло положительную роль в создании национальной основы афганского образования. Создаются лицеи - образцы современного образования, положившие начало новой интеллигенции, унаследовавшей лучшие национальные традиции. Развивается младоафганское движение с прогрессивной идеологией независимости и самостоятельности государства. Светская система просвещения дает жизнь новым учебный заведениям для подготовки чиновничьих, педагогических и военных кадров.
В 1978 году провозглашена Демократическая Республика Афганистан. Новое правительство ставило задачу развития демократии, повышения роли массовых общественных организаций - культурных и просветительных. Остаются неуклонно действующими принципы религии ислам, традиции народа, свободное выполнение верующими религиозных обрядов. В области культуры и просвещения ставятся задачи ликвидации неграмотности, совершенствования системы народного образования, развития национальной культуры. Апрельская революция предполагала неуклонное обновление и национальное возрождение страны. Всем гражданам республики предоставлялись равные права в области образования. Однако поступательное движение республики в развитии экономики, культуры и образования постоянно тормозилось тяжелым наследием прошлого и феодальными пережитками.
Таким образом, в диссертации решены задачи исследования исторического развития просвещения, определения сущности и ис-торико-педагогических основ культуры, выявления реального состояния воспитания школьников и подготовки учителей. И в осно-
вном достигнута поставленная цель изучения развития культуры и просвещения в Афганистане' в зависимости от экономики, общественно-политического правления, степени самостоятельности государства.