автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Культура и традиции народов Дагестана в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов
- Автор научной работы
- Цахаева, Сарат Гасановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Цахаева, Сарат Гасановна, 2001 год
Введение.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы преподавания культуроведческих дисциплин в 8-9 классах общеобразовательных школ Дагестана.
I.I. Место и роль культурологических дисциплин в системе образования.
I. II. Педагогическое обоснование содержания интегрированного курса «Культура и 3 1 традиции народов Дагестана» в 8-9 классах.
I.III Учебно-воспитательные задачи предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательных школ. i.iv. Психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов как факторы обучения национальной культуре.
ГЛАВА И. Методика преподавания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательных школ Дагестана
II.I Формы, методы и средства активизации культурологического образо- 66 ванин учащихся 8-9 классов в процессе преподавания «Культуры и традиций народов Дагестана».
II.II. Экспериментальная проверка методики изучения учащимися нацио- 97 нальной культуры в 8-9 классах ii. iii. Формы и методы организации внеклассной работы учащихся в процессе препода- 11 3 вания национальной культуры.
II.IV. Система организации самостоятельной работы учащихся в процес- 125 се изучения национальной культуры.
U.V. Методы использования наглядности па уроках культуры и традиций 134 народов Дагестана
Введение диссертации по педагогике, на тему "Культура и традиции народов Дагестана в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов"
Культура в целом и национальная культура, в частности, являются органической частью культурного наследия человечества.
Новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, учитывает особенности функционирования и развития различных культур. Взаимодействие людей в обществе, в многонациональных коллективах в особенности, связано с толерантностью человека к той или иной культуре, статусом культуры и сферой её распространения. Важной сферой распространения культуры является образование.
Проблема удовлетворения этнокультурных запросов учащихся в образовании отражается в таких важнейших правовых актах, как «Всеобщая декларация прав человека» ([65]г с.2 ) «Конвенция о правах ребёнка»^] 12],с.95-97) «Всемирная декларация об обеспечении выжива-нйя, защиты и развития детей» ([66]; с.3-4) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»^[133]/с.2-3) и других.
В контексте рассматриваемой нами проблемы актуальными являются статьи 28-30 «Конвенции о правах ребёнка», в которых отмечено, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности, языку и национальным ценностям страны, в « которой ребёнок проживает (статья 29) и, в то же время, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом. В части 6 статьи 29 цель любой школы определяется как подготовка ребёнка «к сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» ([1 12],с.9бУСтатья 30 «Конвенции о правах ребёнка» фиксирует право ребёнка, принадлежащего к этническим и языковым меньшинствам или коренному населению, пользоваться своей культурой и языком. Это предполагает и приобретение образования, основанного на национальной культуре. Эта же статья прямо предусматривает создание национальной школы, в которой ребёнок мог бы совместно с другими членами своей группы обучаться на родном языке, изучать национальную историю и культуру. Организация соответствующих курсов и предметов должна гарантировать получение знаний о культуре различных народов.
Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает, что образование должно быть направлено на полное развитие личности, и сознание её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами ([133],с.З).
В утверждённой Министерством образования «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы» подчёркивается, что «принципы государственной политики в области образования как совокупность концептуальных идей и установок предоставили возможность самим педагогическим коллективам моделировать воспитательные системырадекватные природе детства, национальным и культурным традициям региона»([1 73],с. 23).
Одной из задач данной программы является задача «повышения культуры межнациональных, межэтнических отношений», а также «формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учёта территориальных, социокультурных и национальных особенностей» (г[173]|с.23),
Одним из основных принципов организации воспитания в программе является «принцип культуросообразности, который предполагает, что оно основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценно-стям»( [ 173]>с.24).
И, наконец, в статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Федерального закона РФ «Об образовании» устанавливается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру»^[17 1],с.2).
Учитывая вышеизложенные программные положения Министерства образования РФ, можно заключить, что центральное место в образовательной системе должна занимать личность, стремящаяся к пониманию целостной картины мира, культуры, как опыта предшествующих поколений людей. Ибо жизнь в современном обществе, возможность приспособиться к её постоянно меняющимся условиям во многом зависят от полноты усвоения учеником того культурного наследия, которое передаёт ему предшествующее поколение.
Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального состава и структуры населения РФ, так как само явление поликультурности Федерации порождает высокую степень разнообразия ценностных ориентаций, установок и поведенческих стереотипов. Что требует ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы народов, населяющих Россию.
В «Основных направлениях развития эстетического образования», принятых на Коллегии Министерства образования РФ([ 1 58]^ с. 1 1) отмечается, что в настоящее время становится возможным строить образование с учётом многовекового культурного наследия всех народов
России, реализовывать «связь времён», по- иному оценивать вклад культуры народов России в мировую культуру.
Одним из важнейших направлений реформы высшей и средней школы является гуманитаризация современного образования. В ходе этой работы началось введение в учебные планы дисциплин культурологического цикла (истории культуры, культурологии, мировой художественной культуры, а также предметов по изучению национальной культуры в регионах) в качестве обязательных. Так в школах республик Северного Кавказа введены предметы, дающие возможность изучать традиции и обычаи местных народов, знакомиться с богатством накопленного духовного опыта. В адыгейских школах преподаются циклы предметов «Этнопедагогика», в Северной Осетии внедряются такие предметы, как «Этнография Осетии», «Национальный этикет», «Нартский эпос», в Дагестане - «Культура и традиции народов Дагестана». Кстати, осетинский опыт преподавания данных дисциплин может быть перенесен и на другие регионы, в частности на Дагестан. В аспекте дагестанский эпос можно было бы изучить мифологию кавказ-ко-иберийских народов. Эти дисциплины призваны обеспечить переориентацию обучения на гуманитарные потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Культурологическая подготовка призвана готовить учащихся к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур, преодолению установки на социальное противостояние и изоляционизм в отношении российской культуры.
Возвращаясь к вопросу стратегии гуманитаризации и демократизации образования, придания ему культурообразующего статуса необходимо отметить, что данная проблема не может быть осуществлена без разрешения противоречия между актуализирующимися этнокультурными потребностями и образовательными интересами народов как субъектов образовательного пространства и возможностями их удовле-* творения Федеральной системой образования. Данное противоречие можно ликвидировать путём построения содержания образования, этнокультурная направленность которой будет учитывать интересы не только многонационального государства, но и этносов. «Школа неотрывна от национальной почвы, она формирует и хранит национальную культуру, переправляя два встречных потока - обогащение национального общечеловеческим и общечеловеческого национальным» ^ [1 76] с. 12).
Процесс изучения предметов культурологического цикла предполагает целенаправленное формирование культурных ориентаций и уста-< новок личности, того духовного потенциала, который позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры. Эти и другие идейные установки являются основополагающими и в республиканских законах Дагестана «О культуре» ([156];с.2) «О личной и общественной нравственности» ([1 57], с.3).
Однако преподавание дисциплин культурологического цикла, в том числе предмета «Культура и традиции народов Дагестана», как и всякое новое дело, имеет серьезные проблемы. В частности, отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение, не разработана региональная концепция культурологической подготовки, при наличии некоторых программно-инструктивных материалов по национальной культуре нет экспериментально проверенных методических пособий, не хватает учебной литературы.
Значение и неразработанность исследования обуславливают его актуальность, делают ее соответствующей современным духовным запросам общества, имеющим важное значение для совершенствования культурологической подготовки учащихся.
Методологической основой проблемы преподавания культурологических предметов, в том числе интегрированного учебного курса
Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательной школы выступают культурологический и аксиологический подходы. Культурологический подход, рассматривающий образование как важнейший компонент культуры и основной канал её трансляции, даёт основание видеть в образовании не только средство формирования у учащихся знаний, умений и навыков, но и путь достижения более высокой цели - становление личности растущего человека как носителя и творца культуры. Аксиологический подход позволяет изучать образование как социокультурный феномен с точки зрения имеющихся в нём возможностей удовлетворения потребностей людей и этнических сообществ, сохранения их культурных ценностей.
Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывается в трудах зарубежных педагогов Я. А.Коменского, А.Дистервега и других.
Значимость народной культуры и народной педагогики традиционно подчёркивалась и в отечественной науке. Так ещё в 19 веке С.А.Рачинский, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский отмечали детерминацию воспитания этнически направленной культурной средой.
Различные аспекты формирования национального самосознания, одной из сторон которого является овладение национальной культурой, занимали значительное место в трудах русских философов и историков Н.А.Бердяева, Н.М.Карамзина, B.C. Соловьёва, указывающих на необходимость учета диалектики соотношения национального и общечеловеческого.
Основополагающее значение для теоретико-методологического и практического решения проблемы усвоения национальной культуры и исторических ценностей имеют труды русских педагогов:
A.Н.Радищева, отмечавшего единство общечеловеческого и нацио-^ нального начала; М.В.Ломоносова, внесшего вклад в развитие отечественной науки; К.Д.Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего систему национального воспитания; П.П.Блонского, обосновавшего последовательность национального воспитания;
B.Г.Добролюбова, выдвинувшего идею народности в литературе. На необходимость использования в воспитании национальных особенностей указывала и Н.К.Крупская.
Педагогический потенциал народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях И.В.Бестужев-Лада, Н.В.Бромлей, М.М.Громыко.
Существует большое количество исследований, рассматривающих * народную культуру как средство формирования нравственных качеств личности (М.М.Бахтин, Н.В.Бромлей, З.И.Васильцова, Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, М.И.Стельмахович).
В современной педагогике всё сильнее подчёркивается тезис куль-туросообразности образования и взгляд на школу как на открытый социокультурный институт: Е.В.Бондаревская, Е.В.Ильенков, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, И.Б.Котова.
Проблема традиционного воспитания широко освещена в современной философской, социологической и педагогической литературе. Значительный вклад в её разработку внесли А.К.Алиев, А.М.Магомедов, Н.С.Сарсенбаев, И.В.Суханов, З.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоев и другие.
Использование прогрессивных народных традиций в воспитании школьников рассматривается в исследованиях А.И.Масурманова, А.Л.Бугаевой, Н.В.Силистрару, Х.Х.Батчаевой, Т.Г.Саидова.
Изучению народной педагогики в связи с религиозной культурой посвящены исследования Т.С.Саидбаева, М.Г.Тайчинова, К.Д.Давлетшина и других.
Несмотря на многообразие фундаментальных исследований в об
Ф ласти культуры, народной педагогики, к сожалению, пока отсутствуют работы о методах внедрения культурологического материала в учебный процесс. Теоретические основы и методика преподавания большинства культурологических предметов остаются не разработанными. Данное обстоятельство осложняет целенаправленное, успешное преподавание учебных курсов культурологического цикла, включая и предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Это еще раз подчеркивает актуальность диссертационного исследования.
Цель исследования: раскрытие теоретических основ, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики преподавания интегрированного учебного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов.
Объект исследования: педагогическая деятельность учителя, направленная на формирование знаний и на разработку теоретических основ по развитию национальной культуры.
Предмет исследования: процесс формирования знаний по национальной культуре и освоения этнокультурных и национальных традиций, ценностей в условиях поликультурного образования Республики Дагестан.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что эффективность изучения (преподавания) культуры и традиций народов Дагестана повысится при реализации следующих педагогических условий:
- при создании развивающей, образовательной этнической среды в школе, основанной на народном этикете;
- при организации и проведении учебных занятий по национальной культуре с учетом народных традиций и обычаев;
- при организации самостоятельной художественно-творческой деятельности, смотров-конкурсов, выставок, олимпиад среди школьников;
- введении в систему внеклассной и внешкольной работы в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» клубов, кружков, детских объединений по народному искусству и изучению народного быта;
- при организации совместной деятельности педагога, родителей и учащихся с учетом этнокультурных традиций;
- при разработке культуроформирующей программы для учащихся 8-9 классов по развитию знаний о жизни, культуре и традиций дагестанского народа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Изучить современное состояние преподавания*культуры и традиций народов»Дагестана в общеобразовательных школах и выявить имеющиеся недостатки по формированию знаний учащихся 8-9 классов по национальной культуре и традициям.
2. Определить эффективные средства, формы и методы культурологического воспитания старших подростков и создать развивающую, образовательную этнокультурную гуманную среду, основанную на народных традициях и обычаях .
3. Экспериментально проверить эффективность применения системы урочных, внеклассных, внешкольных форм работы в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и разработать научно-практические рекомендации для учителей по организации и проведении занятий по этой учебной дисциплине.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов:
- изучение и анализ литературы, теоретический анализ проблемы формирования системы знаний по культуре при изучении национальной культуры в 8 - 9 классах современной школы;
- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки по национальной культуре; Личное преподавание предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в школе и в ВУЗе;
- психолого-педагогический анализ уроков по национальной культуре в школе;
- методы моделирования;
- беседы, анкетирование, интервьюирование;
- анализ работ и устных ответов учащихся;
- проведение эксперимента в школах города Махачкалы.
Опытно экспериментальная работа проводилась в средней школе №
37, школах-лицеях № 38, 39 г.Махачкалы, в школе № 1 г.Каспийска, а также в школах Лакского района Республики Дагестан.
Исследование проводились с 1997 по 2001гг. в три этапа.
Первый этап (1997-98гг.) - подготовительный
1.1. Изучение педагогической, культурологической, специальной методической литературы, программно-инструктивных документов;
1.2. Анализ инструктивных материалов Министерства образования РФ и Республики Дагестан, выяснение состояния работы по данной проблеме в массовой практике общеобразовательных школ.
1.3. Систематический анализ литературы, а также посещение, анализ и проведение уроков по национальной культуре, осуществляемые до момента завершения работы над диссертацией.
Второй этап (1998-99 гг.) - опытно-экспериментальный.
2.1. Определение цели, объекта, предмета, выдвижение гипотезы и постановка задач. Разработка программы экспериментального исследования процесса формирования знаний по национальной культуре при изучении «Культуры и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательной школы;
2.2. Опытно-экспериментальная работа. Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения национальной культуре в 8-9 классах, используя выявленные средства и методы активизации культурологического образования (экспериментальные классы) при постоянном сравнении с обычным традиционным обучением национальной культуре в школах (контрольные классы). Одновременно сопоставлялись и педагогические пути, методы и средства обучения национальной культуре, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах уроки по культуре и традициям народов Дагестана велись с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы национальной культуры и традиций народов Дагестана.
2.3. Первичная проверка гипотезы. В результате систематических анкетирований, тестирований, написания докладов и рефератов и их анализа, наблюдений сравнивались результаты экспериментального преподавания курса «Культура и традиции народов Дагестана» и результаты традиционного преподавания того же предмета и на этой основе устанавливались различные уровни нравственного, эстетического развития, знания культурно-исторического прошлого и настоящего Дагестана, уровни сформированности художественно-эстетических, культурно-исторических понятий, представлений и предпочтений у учащихся 8-9 классов.
2.4. Определение возможности формирования системы знаний по национальной культуре при изучении «Культуры и традиций народов Дагестана» с помощью разработанных методов и средств обучения.
Третий этап (1999-2001 гг.) - формирующий эксперимент.
• 3.1. Проведение формирующего эксперимента на базе средней школы № 37, школ-лицеев 38,39 г.Махачкалы, школы № 1 г.Каспийска.
3.2. Выработка практических рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику преподавания национальной культуры в школе.
3.3. Внедрение результатов исследования в работу учителей по предмету «Культура и традиции народов Дагестана».
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены эффективные средства, формы и методы внеклассных и внешкольных занятий по развитию знаний по национальной культуре, найдены предпосылки к разработке методики преподавания культуры и традиций народов Дагестана, способствующей приобщению учащихся к этнокультурным традициям, формированию личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ для общеобразовательных учреждений, а также при корректировке учебных планов, при подготовке учебников, учебных и методических пособий по национальной культуре для общеобразовательной школы, и в целом для разработки методики преподавания предметов культурологического цикла в учебных заведениях многонациональных республик.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявленные специфические особенности формирования личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.
2.Поэтапное формирование знаний у учащихся 8-9 классов по национальной культуре на основе этнокультурных традиций, методы гуманизации и демократизации учебно-воспитательной работы в школе.
3.Уровневые характеристики сформированности национальной культуры у учащихся 8-9 классов.
4.Выявлены перспективы для разработки новых программ по культуре и традициям народов Дагестана для организации и проведения учебных, внеклассных и внешкольных занятий по развитию знаний и формированию личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.
Достоверность исследования обеспечена результатами педагогического эксперимента, адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, их непротиворечивостью; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.
Апробация результатов исследования и разработанных учебно-методических материалов осуществлялась на учебных занятиях с учащимися при проведении уроков в школе. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях ДГУ, ДГПУ и нашли отражение в сборниках республиканских научно-практических конференций в 1997-2001 годах (гг.Махачкала, Элиста).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Приложение включает экспериментальные материалы (разработанные анкетные, тестовые вопросы, поурочные планы-конспекты с методическими рекомендациями, а также образцы наглядного материала к урокам по национальной культуре).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
заключение
Сегодня,на пороге нового тысячелетия,человечество заново переосмысливает мир в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире выдвигает задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Сложная ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношения человека к окружающему миру и другим людям. Данная необходимость обусловлена и тем, что общество на современном этапе как никогда остро ощущает необходимость возрождения прогрессивных традиций, обычаев, и в целом национальной культуры. Проведенное исследование показало, что процесс возрождения национальной культуры и ее элементов весьма успешно осуществляется в условиях школы, на уроках по изучению культуры и традиций народов Дагестана. Как и любая другая учебная дисциплина данный предмет нуждается в разработке теоретических основ и методики преподавания, что обусловило необходимость данного исследования.
По ходу научной работы выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. При этом: Выявлена и обоснована ведущая роль данного предмета в системе национально-регионального культурологического образования учащихся 8-9 классов. Более того обозначены предмет исследования данной дисциплины, его цели, задачи, специфика, которые не решаются никакими другими учебными предметами.
Педагогически обосновано содержание интегрированного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательной школы. При этом дан анализ существующей программы по данному учебному курсу и обозначены перспективы построения новых программ, а также пополнения содержания материала, согласно новым требованиям современного образования.
Определена целая система учебно-воспитательных задач, которые реализуются в процессе изучения данной учебной дисциплины и выявлены психолого-педагогические и возрастные особенности учащихся 8-9 классов в обучении данному предмету.
Внимательное и вдумчивое отношение к российскому и международному опыту преподавания культуры в школе, а также многочисленные наблюдения, беседы, тестирования, анкетирования, интервьюирования и другие методы научно-педагогического исследования позволили нам найти адекватные формы, методы и средства обучения учащихся исследуемой возрастной группы культуре и традициям народов Дагестана. В первую очередь были проанализированы основные общепедагогические методы обучения и выделены те из них, которые наиболее успешно реализуются в процессе преподавания данной дисциплины. Так, например, в исследовании особо подчеркиваются преимущества применения к данному предмету группы словесных методов обучения (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция) в их умелом сочетании с наглядными и практическими методами. Здесь же обосновывается необходимость использования при изучении национальной культуры метода устного изложения материала с применением вопросно-ответной системы, когда учащимся не предоставляются готовые знания, а они сами участвуют в раскрытии учебного материала. Данные положения подтверждаются в исследовании фрагментами экспериментальных материалов.
В исследовании также выявлена и обоснована ведущая роль рабочей тетради ученика по культуре и традициям народов Дагестана, которая обусловлена целой системой выполняемых ею функций. В работе обозначены перспективы введения в школьное обучение данной тетради.
Разработка методики преподавания данной учебной дисциплины, безусловно, не ограничивается выявлением оптимальных методов обучения. Здесь также рассматриваются различные приемы, которые органически вливаются в методы обучения и которые осуществляют наряду с образовательной и воспитательной также развивающую функцию. Это различные приемы, проблемные задания, творческое выполнение учебных заданий и другие.
В условиях дефицита учебных часов, учебно-методической литературы по дайной дисциплине особый акцент в исследовании был сделан на внеклассную и самостоятельную работы учащихся, которые призваны частично компенсировать данный пробел. Здесь выявлены и четко обозначены методы данной деятельности с учениками 8-9 классов.
Методика обучения большинству учебных дисциплин немыслима без разработки соответствующих ее специфике наглядных пособий. В данной работе выявлено место и определена роль наглядности в деле совершенствования преподавания данной дисциплины. Более того, здесь представлены готовые образцы наглядности с разработанными к ним заданиями, которые в полной мере могут быть использованы при изучении учебных тем исследуемого предмета.
Считаем, что проведенное исследование решило поставленные задачи.
А именно: 1) Изучено современное состояние преподавания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в общеобразовательных школах и выявлены имеющиеся недостатки по формированию знаний учащихся 8-9 классов по национальной культуре и традициям;
2) Определены эффективные средства, формы и методы культурологического воспитания старших подростков и выявлены перспективы для создания развивающей, образовательной этнокультурной гуманной среды, основанной на народных традициях и обычаях;
3) Экспериментально проверена эффективность применения системы урочных, внеклассных, внешкольных форм работы в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и разработаны научно-практические рекомендации для учителей по организации и проведении занятий по этой учебной дисциплине; 4) Выявлены перспективы для разработки новых программ по культуре и традициям народов Дагестана для организации и проведения учебных, внеклассных и внешкольных занятий по развитию знаний и формированию личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.
Вместе с тем проблема национально-регионального культурологического образования и на его основе всестороннее воспитание и развитие учащихся, роль в этом важном деле предмета «Культура и традиции народов Дагестана» настолько многогранна и многоаспектна, что, несомненно, необходимо дальнейшее исследование конкретных вопросов, аспектов данной проблемы.
Исследование данной проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: выявление новых приемов, форм, методов обучения данному предмету, при использовании более усовершенствованных технологий обучения; дальнейшая работа по разработке поурочных планов-конспектов к программным темам курса с использованием методических рекомендаций к ним; разработка наглядных пособий с системой заданий к ним для каждой темы программы по данному учебному курсу и других.
Многогранность данной темы определяет множество направлений для дальнейшего исследования в рамках обозначенной темы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цахаева, Сарат Гасановна, Махачкала
1. Абдулатипов Р.Г. Беречь богатство многонациональности //Эхо Кавказа, 1990, № 1.
2. Абдуразакова Д.М. Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1995.
3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира.- М.: Политиздат, 1985.-с. 15
4. Агаев А.Г. Взаимообогащение интернационального и национального в ходе культурного прогресса советских народностей //Народности Севера: Проблемы и перспективы экономического и социального развития. Новосибирск: Наука, 1983.- с.26-28
5. Агаев А.Г., Магомедов P.M., Дагестанское единство; история и современность. Махачкала: Наука, 1986.-с.1 7-18- 6. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин 19-начала 20 века.-М: Наука, 1978.- с.45-50
6. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. //Вопросы психологии, 1985, № 3,- с. 135-140
7. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в 17-начале 19 в. М., Наука, 1998.- с.111
8. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М: Просвещение, 1985г.- с.448
9. Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа //Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала: Просвещение, 1985.- с.30-45
10. Алибеков М.А. Адаты кумыков. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995.- с. 1821
11. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала: Педагогика, 1986.- с. 15-35
12. Алиева Ф.Г. Собрание сочинений; В 3-х томах, том 3. М: Дагучпед-гиз, 1990.- с.30-41
13. Алимбекова А.Г. Подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1990.-18с.
14. Акты, собранные Кавказской археологической комиссией. Тифлис, 1973, том. 6.- с.101-105
15. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание школьников (на традициях народной педагогики бурят): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 1996.- 17с.
16. Аникеева Н.В. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.- 110с.
17. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - с.28-35
18. Арнольдов А.Н. Введение в культурологию. М.: Народная академия культурных и общечеловеческих ценностей, 1993. - с.47-50
19. Артамонов В.А. Национальный характер и история. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: Наука, 1990. - с.81
20. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. -246с.
21. Аткинсон P.A. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. - с.51-53
22. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - с.25-31
23. Бабанский Ю.К. Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - 80с.
24. Багомедов Г.Р. Самостоятельная работа школьников при изучении истории Дагестана. Махачкала: Педагогика, 1997. - с.29-40
25. Байчекуева Н.Х. Духовное наследие народов в современной системе образования. //Материалы научно-практической конференции «Педагогика единого и целостного мира». Чебоксары, 1995. - с.25
26. Байчекуева Н.Х. Научно-педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе. -М.: Наука, 1995. - с.5-6
27. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. -с.15
28. Бальжиев В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. -Улан-Удэ: Педагогика, 1971.- 26с.
29. Беличева С.Л. Сложный мир подростка. Свердловск: Педагогика, 1984. - 128с.
30. Бешимов Ж.Г. Народные традиции и нравственное воспитание школьников старших классов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 1975. - 21с.
31. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. - 64с.
32. Блонский П.П. О национальном воспитании //Вестник образования, 1995, № 4. -40с.
33. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. //Педагогика, 1995, № 4. с.17-18
34. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. //Ростов на дону, Издательство Современник, 1995. с.25
35. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.: Ростов на Дону: ТЦ Учитель, 1999. - с.16-17
36. Бромлей Ю.В. Человечество это народы. - М.: Наука, 1990г. - с.3-4
37. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (Очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. - 390с.
38. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 404с.
39. Бромлей Ю.В. Этнографическое изучение этнических функций культуры //Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. - с.5-16
40. Броневский C.B. Новейшие географические и исторические сведения о Кавказе. М., 1829.
41. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Интересы этносов и государства на пути к гармонии. //Народное образование. 1994, № 4. с.4-9
42. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19- начале 20 в.- JT.: Наука, 1988. с.25-48
43. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. - 16с.
44. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса //Педагогика, № 4, 1998. с. 15-16
45. Васильев Е.В. Воспитание у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений. Чебоксары: Современник, 1996. - 450с.
46. Васильев Е.В. Педагогическое краеведение в профессиональной деятельности учителя: Методические рекомендации к программе спецкурса. -Чебоксары, 1991. 38с.
47. Васильева З.И. Единство воспитания и обучения школьников. Л.: Знание, 1980. - 36с.
48. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М: Педагогика, 1988. - с.33-37
49. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления. Свободное воспитание. М.: Педагогика, 1993. - с. 15-16
50. Векслер С.Н. Современные требования к уроку. М.: Наука, 1985. -с. 18
51. Верзилин Н.М. Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. - с.19-21
52. Возрождение народов России и формирование национальной системы образования, выпуск 1-3. М.: Министерство образования РФ; 1992. - 94с.
53. Возрастные и индивидуальные особенности подростков. //Под редакцией Эльконина Д.Б.- М.: Просвещение, 1986. 194с.
54. Волобуев О.В., Клокова Г.В. Методическое пособие по истории. М.: Просвещение, 1987. - с.25-27,
55. Волков Г.Н., Жирков Е.П. Концепция национальной школы. М.: Педагогика, 1991.-с.33-37,
56. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Педагогика, 1999. -376с.
57. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. - 334с.
58. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы. М.: Педагогика, 1986. - с.37-45
59. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры. //Педагогика, 1989, № 7. с. 12-19
60. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993. - с.21-36
61. Волков Г.Н. Этнопедагогизация процесса современного воспитания //Известия НАНИ УР. 1997. № 3- с. 15
62. Выготский Л.С. Педология подростка //Собрание сочинений, том 4. - М.: Педагогика, 1984. - с.242
63. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. - с.45
64. Всеобщая декларация прав человека. //Российская газета. 1998 - 10 декабря.- с.2
65. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. //Государство и право. 1996. - № 2.-С.З
66. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М.: Наука, 1981. - с.5053
67. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника. //Советская педагогика, 1982. - № 9. - с.60-64
68. Газман О.С., Иванов A.B. Содержание и опыт деятельности освобожденного классного руководителя. /Методические рекомендации. М.: Знание, 1992. - с.15-16
69. Гарунов Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся //Советская педагогика. 1989, № 10. с.32-37
70. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала: ДГПУ; 1998. - 338с.
71. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей. //Советская педагогика. 1991, № 9 - с.21-24
72. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: Знание, 1985. с.33-34
73. Горшенин Л.Г. Подросток: характер, проблемы М.: Знание, 1993. -с.47-48
74. Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. М.: Педагогика, 1994. - с.38-43
75. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай, как форма социальной регуляции //Советская этнография, 1973, № 1.-е. 10
76. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России: Методическое пособие. М.: Педагогика, 1991. - с.20
77. Государственная Федеральная программа сохранения и развития культуры и искусства России М. Министерство культуры РФ, 1991.
78. Героические песни и баллады аварцев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971. - с.25-31
79. Гидатлинские адаты. Махачкала: Дагучпедгиз, 1957. - с. 15-17
80. Гольдштейн А.Ф. Архитектурные памятники Кайтага. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - с.60-63
81. Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М.: Знание, 1993, Выпуск 1.
82. Гусейнов Я.М. Обычаи лезгин. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. -с.16
83. Гусейнов Г.Ч., Драгунский Д.В. Национальный вопрос: попытка ответа // Вопросы философии, 1989, № 6. с. 13
84. Гуревич П.С. Человек и культура. М.: Знание, 1997. - с.25
85. Далгат Б.В. Материалы по обычному праву даргинцев. Из истории права народов Дагестана. Махачкала: Педагогика, 1968. - с.38-40
86. Данилов М.К. Методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1976. 208с.
87. Дворянина Е.К., Карева Д.Ф. Познавательная мыслительная деятельность в системе обучения. Хабаровск: Издательство Х.Г.П.У., 1996. -с. 18-19
88. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., 1982. - 17с.
89. Дробижева Л.М. Национальное самосознание в динамике культуры. Нация и культура. Таллин, 1985. - с.3-14
90. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии, 1993 № 5. с.20-30
91. Ефремова Н.Г. Пути, методы и средства активизации исторического образования и эстетического воспитания учащихся Х-XI. М.: ИООМОРФ, 1996. с.17-30
92. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). М.: Знание, 1992. - с.15-39
93. Золотухина Аболина В.В. О функциях культуры /Методологический аспект/ Философия науки: 1984. № 2. - с.4395.3убайров A.J1. В познании национального и общественного нет мелочей // Советская педагогика. 1991, № 1. — с. 11
94. Изиева A.M. Этикетные традиции дагестанцев в современном воспитании детей младшего возраста. М.: Педагогика, 1995. - 80с.
95. Из истории права народов Дагестана. Составитель Омаров A.C. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. - с. 15-20
96. Иконникова C.B. Диалог о культуре. Л.: Знание, 1987. - с.21-23
97. Ильин E.H. Рождение урока. Калининград.: Книжное издательство. 1989. -с.17-19
98. Ильин B.C. Единство обучения и воспитания. //Комплексный подход к воспитанию школьников. М: Просвещение, 1982. - с.59-66
99. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Знание, 1993 - с.30-33
100. Инновационная деятельность учителей в учебно-воспитательном процессе школы. Псков: Педагогика, 1992. - с.33-37
101. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей. // Вопросы психологии. 1990. №4-с. 17
102. Искусство Кубачи. Л.: Художник РСФСР, 1976. - с.40
103. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителей -М.: Просвещение, 1981. 192с.
104. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. - с. 13
105. Кануков И.К. К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев // Кавказ, 1879. № 48, 54.
106. Каспржак А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: Знание, 1994. - с.64
107. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГИК, 1993. - 164с.
108. Китов Ю.В. Роль эстетического интереса в освоении культурных ценностей: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. МГИК, 1990. - 16с.
109. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. //Советская этнография, 1995, № 2. с.3-12
110. Конвенция о правах ребенка. Статья 29. Педагогика: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1995. - с.30
111. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - с.41-45
112. Куранов М.Г. О гармонии национального и интернационального // Советская педагогика. 1991. № 9. с.24-27
113. Кулемзин В.М. Диалог культур в образовательном процессе. // Образование в Сибири, 1995, № 2. с. 13
114. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы М.: Наука, 1987. - 173с.
115. Кучмаева И.К Гуманистические ценности современной культуры. -М.: Институт философии, 1988. с.41-43
116. Культура: теории и проблемы / под редакцией Т.Ф.Кузнецовой. -М.: Наука, 1994. с.20
117. Культура и традиции народов Дагестана. Программа и методические рекомендации для 8-9 классов (Автор-составитель); Ш.А.Мирзоев. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. 57с.
118. Левчук Л.Я. Региональная модель образования и национальные интересы России // Народное образование. 1997, № 2. с.20-23
119. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - с.45
120. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1991. - с.31
121. Лихачев Д.С. Экология культуры //Памятники Отечества, 1980 № 2. -с.15
122. Лордкипанидзе Д.О. Дидактика: (Учебное пособие для ВУЗов). -Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1985. с.20-25
123. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Знание, 1990. - с. 15
124. Магомедов A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 1985. - 17с.
125. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Махачкала: Юпитер, 1999. - с. 13-21
126. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца 19 в. (Часть 1). Махачкала, 1997. - с.31-40
127. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана, как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980. - 54с.
128. Магомедова З.М. «Культура и традиции народов Дагестана». Махачкала: ДГПУ, 1997. - с.3-15
129. Махмутов М.И. Современный урок. М: Педагогика, 1985.-е. 15
130. Малыгина И.В. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, МГИК. М., 1993. - 16с.
131. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. //Юридическая газета. 1998. № 47. - с.3-4
132. Метелягин A.C. Воспитание на традициях народной культуры // Воспитание школьников, 1996, № 5. с. 15
133. Методическое пособие по истории для 8 класса /Под редакцией Преображенского A.A. М.: Просвещение, 1989. - с.10-13
134. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1986. - 270с.
135. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Знание, 1982.-c.15
136. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика /Словесные средства воспитания/ Махачкала, 1984. с.21-33
137. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Юпитер, 1992. - с.10-15
138. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: «Юпитер», 1998. - с.3-12
139. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. /Тезисы докладов II Международного конгресса. Пятигорск, 1998. - с. 1325
140. Мыльникова A.C. Народная культура и генезис национального самосознания // Советская этнография, 1981, № 6. с. 13
141. Нагодина О.В. Традиция как определяющее понятие культуры // Этнографического обозрение.- 1992 № 6. с. 136
142. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991. -с.12-17
143. Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи. -Екатеринбург: Книжное издательство, 1993. с. 15-17
144. Народные знания, фольклор, народное искусство. М.: Наука, 1991. - с.27-28
145. Национальная школа Российской Федерации: республиканские законы об образовании. Чебоксары, 1994.
146. Национально-региональный компонент в образовании. Архангельск: Знание, 1994. - с.31
147. Нигматов З.Г. Использование современных традиций в воспитании учащихся. Учебное пособие. Казань: Знание, 1985. - с.13
148. Образование и воспитание в национальной школе. М.: Педагогика, 1970. -с.11-17
149. Орбели И.А. Избранные труды. В 2-х томах. М.: Наука, 1968. -с.31-40
150. Омаров A.M. Кавказские горцы. Сборник сведений. Москва МНТПО «Адир», 1992. - с.81-100
151. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. Махачкала: Просвещение, 2000. - с.21-40
152. Орлова А.П. Национальная школа-опыт народной педагогики. // Советская педагогика, 1991, № 7. с. 17
153. Основы законодательства РФ о культуре /Закон РФ. М., Министерство культуры РФ, 1992. с.З
154. О культуре: Закон РФ. //Дагестанская правда. 2000г. - 16 марта. -с.2-3
155. О внесении изменений и дополнений в Закон РД «О защите личной и общественной нравственности в РД». Закон РД //Дагестанская правда 2001г. И января. с.3-4
156. О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях. //Вестник образования, 1993, № 2. с.2
157. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9-ти томах, том 1. М., 1983.-с.15-21
158. Памятники обычного права Дагестана 17-19вв. Составитель Хашаев Х.М. Махачкала: Дагучпедгиз, 1965. - с.11-15
159. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Прикаспийское книжное издательство, 1994. - 286с.
160. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс //НАА, 1981. № 4. -с.12-15
161. Пиотровский Б.Б. Значение культурного наследия для развития культуры и формы его сохранения // Новая и новейшая история. № 1. -1976. с.93-101
162. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие. М.: Знание, 1995. - с.25-30
163. Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: Знание, 1987. - 67с.
164. Померац Г.С. Разрушительные тенденции в русской культуре. М.: Новый мир.- 1995. № 8. - с.3-12
165. Поташник М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1987. - 17с.
166. Пронина Е.Е. Культура моего народа. М.: ТОО «Интел-Тех», 1993. - 55с.
167. Прокопец О.Н. Методические материалы к курсам этнография и краеведение.- Тула, 1995. 27с.
168. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М.: Знание, 1990. - с.20
169. Проект Федерального закона РФ «Организация Федеральной программы развития образования //Учительская газета 15 апреля 1997. с.2
170. Программа курса «Культура и языки народов РФ» М., 1989. с. 13
171. Программа развития воспитания в системе образования на 19992001 годы //Воспитание школьников, 2000г. № 1. с.10-12
172. Психология современного школьника. /Под редакцией Д.И. Фельд-штейна. М.: Педагогика, 1987. - с.З
173. Ранние цивилизации. Москва «РОСМЭН», 1999. с.37-45
174. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования //Вестник образования, 1993, № 2. с.3-5
175. Развитие образования: Национальный доклад РФ. М., 1992. - с.5
176. Роль культуры в формировании личности М.: Наука и технологии, 1980. - 192с.
177. Савенкова JI.A. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, МГИК. М., 1993. - 17с.
178. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1994. - с. 12-15
179. Саидбаев Т.С. Ислам: история и современность. М: Знание, 1985. -С.15
180. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения, М.: Педагогика, 1991.-с.ЗЗ
181. Семенова Л.И. О влиянии поколенного состава семьи на передачу этнокультурных традиций // Советская этнография, 1981, № 4. с.68-77
182. Содоноков H.A. Традиционную культуру в основу воспитания. -Чебоксары, 1996. с.79
183. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция. В книге: традиция в истории культуры. М.: Дагучпедгиз, 1978. - 307с.
184. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М: Педагогика, 1986. - с.20
185. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М: Педагогика, 1984. - с. 13
186. Скаткин М.Н. Содержание общего среднего образования. М: Знание, 1981. - с.20-25
187. Степанов В.В. Угрозы этнической культуре: мнимые и реальные // Вестник РАН, 1993, т.63, № 12. с.1061-1066
188. Султанов К.О. О достоинстве и самоценности национальной культуры // Эхо Кавказа, 1992 № 2- с.5
189. Сусоколов A.A. Устойчивость этноса и концепции национальной школы России. М.: Знание, 1994. - 106с.
190. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.
191. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.: Знание, 1992. - 47с.
192. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1982. - с. 15
193. Ткаченко Е.В. Школа приобретает региональное лицо. //Регионология. 1993. - № 3. - с.З
194. Традиции и подросток // Составитель Г.А. Евдокимова. Киев, 1990. -с.5-13
195. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, том 2. -М., 1948. с.40-43
196. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений. М,- Л.: АПН РСФСР, 1948. - с.69-166
197. Фарфоровский В.Ф. Формирование гражданского сознания и национального самосознания у учащихся молодежи. М.: Знание, 1994. - с.17
198. Флиер А.Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. М; 1996, № 4. 18с.
199. Харисов Ф.Ф. Из опыта работы по формированию национального самосознания учащихся //Национальное образование. Казань: АНРТ, 1994. - с.101-105
200. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Знание, 1993. - с.18
201. Художественная культура и искусство. Методологические проблемы //Сборник научных трудов. Л., 1987. с.23
202. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1997. - 22с.
203. Швецова И.Г. Социализация сельского школьника подростка средствами народной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Красноярск, 1997. - 19с.
204. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 1994.-45с.
205. Школа и мир культуры этносов. Выпуск 1, II. М.: Знание, 1993. -348с.
206. Шихалиев Д.Р. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993. -с.12
207. Этнические стереотипы поведения /Под редакцией А.К. Байбури-на.- М.: Просвещение, 1985. с.3-8
208. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М.: Просвещение, 1978.-с.20
209. Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985.-с.10
210. Якубов З.Т. Педагогическая мудрость народа //Народное образование, 1995, № 2. с.13
211. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.- М.: Просвещение, 1986. 160с.