автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Культурологическое образование в техническом ВУЗе
- Автор научной работы
- Луцкая, Инна Львовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Культурологическое образование в техническом ВУЗе"
^ 4 ОБРАЗСьыГа РОСС&СКОД ЗРДШЦИ
1 ^остоБсш^-аА-доау ОРДША "ЗЫК ПОЧЕТА"
гъсуддрстшшНг! шадготичи;}^; .^статут • -
па правах рукописи
ЛЛЕйЯ 11ЕНА ЛЬВОВНА
КУЛЬТУРОЮПГЧЗСКОг ОБРАЗОВАНИЕ Б ТЕЕМЧЕСКСЫ 573Е-
13.00.01. - Теория и псторм педагогики
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степввя кандидата аедагоггческях наук
"о стоэ-на-Дону
1933
Работа выполнена на кафедре педагогика Ростокского-на-Дшу ордена "Знак Почета" государственного демагогического института
НаучннЕ руководитель:
чаен-хорреспоздент РАО,доктор педагогически Еаук,профессор ^В.БШДАРЕВСКАЯ
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, . профессор £.Н.ШШОВ кандидат педагогических наук, доцанг Т.И.ВМСОВА
Ведущее учреждение:
Рос"-£зский - ордена трудового Красного Знамени государственный университет
Защита состоится
*А5~* КЛОПА,
1933 года в 14 часов
на заседаю® слециаллзироъштого совета К 113.22.01 но присуядвг-нйю ученой степени кандидата педагогических наук в Ростовскси-на-Дону ордена "Знак Почета" хосударстве-ннок педагогическом институте по адресу: 344082, г.Ростава-на-Дону, ул.Большая Садо-вая.ЗЗ.
С диссертацией цогно ознакомиться в библиотеке институтам Автореферат разослан " ~аЛ9 , Л/МЛ/ 1993 года.
Учены1 се^этарь специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент
В.Ы.ФЗДОРОВ
0Б1Ш 2АРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теми. Последние десятилетия проблемы просвещения в стране были связаны прекдо всего с получением учащимися определенных знаний, умений,навыков. Это привело к тому, что связь учитель-ученик стала подобна упроцзиноП шгГор;.;ацгонкой связи, где учитель - не столько воспитатель, сколько передатчик информации. г ученик - некое-лриёшое устройство по её восприятию и переработке. При тако:л подходе в кертву приносились все те духовные ценности и дост.чдения культуры, которые веками копились человечеством. Культура всегда стояла на стране интересов людей и была своего рода регулятором во взаимоотношениях человека с человеком, человека с природой, человека с обществом и дале человека с самим собой. Через бытийные формы своего проявления(песни,легенда,сказки, народные эпосы, системы выработанных венами нравственных табу) культура всегда определяла и регулировала разумные пределы человеческих зеланиР. и потребностей,степень развития техники, предупреждала о возможных страшных последствиях эксплуатации природы. Л как только этот ограничитель был снят, как только наступила эра многолетнего разрушения культуры, произошел сбой и во всех сферах дззнедеятельности человека, апогей которого мы и наблюдаем сегодня. Зкход из кризиса,возрождение духовности и нравственности, в том число нравственности науки, возможны только через возрождение культуры. .Зедь основная цель развития любого'общества, как говорит Д.С.Лихачев, это высокая культура, а наука м техника есть только средство достижения этой цели.
1-!о~ет ли инженер быть творцом, если он не обладает фантазиен, воображением л развитой интуицией? Без образного ассоциативного мышления, способности к абстрагпронанию немыслима работа в науке, а ведь именно эта качества воспитываются различными видами искусства, и прездо всего музнкой и изобразительным искусством.
Сегодня особенно актуальным становится нравственное начало в деятельности ученых. Слишком часто реализуются непродуманные, а иногда и просто вредные инженерные проекты; слишком дорогой ценоЕ, часто цено^ человеческих -казней, мы платам за безнравственность в нзу:в. ¿озвра.т :ке к нравственности Еозмозен только через приобщение к в':со::и': духовны--.: ценностям отечественного и мирового культурного наследия. Разделение на "физиков" и " лириков", происшедшее в 60-е года, цряьедо к наду;.шшому примату науки над культурой, а это, в свои очзрадь. нанесло велпчайдип ущерб цельности личности.
■А
Нередко интересные^ технические решения, реализованиие нашей прошшленносгью, ле лаходят ¡признания .на ;.шрово:л ранке вследствие их незстетического лсполнешш. Сущеатвушсш у лас проблемы да-заНна, плзкая культура .производства - это эхо обваЗ низкой куль-•щзи шженерно-техшгаеских ^работников, тех специалистов, которых готовим.
_В последние л?одьгспециалиста л области вычислительной техники* шотоэлектронгш; л .зшйернегики .активно раб от; да но лтиюлемвм искусственного .интеллекта.^юлешщ задач, связанных с распознаванием образов, неЕрвкашжтераый. техническим зренишл и созданием новых .машинных языков.непосредственно ¡связанных с естественными и гума-гшямрнкии ицукски: ис нейрофизиологией, психофизиологией, психологией, .логикой, семантикой л другими. Сегодня происходит взашдо-зпроникнозенЕе л^рданитарных, ш технических наук.пркзедаее на смену : их разиекеваыип. Однако лзаииопронпкновение это носит глубинный ¡хараетер л не является лока очевидным для большинства инкенеров :е технических лпЕцаалнстов. .¡¡ценно поэтов идеи гу^^анитаркззции лкненерного -образования.до сих лор встречают прямое и-косвенное сопротивление ¡преподавателей технических кафедр. йьш пока не осоз-.нается лунакатарвая подготовка студентов тсак фактор,способствующий ле только ловшенш ;обшго культурного урикня будущих инженеров л ¡ученых, ло ¡¡и лх лрофессжзнальноау росту.
'.Одна .из .причин ¡такого неприятия лтуышштарнкх дисциплин в .технических лузах ¡¡связана, ла лай лзгляд»презде всего с лозный ¡представленпеш о ¡сути ¡процессов гуманизации и гуманитаризации . вузовской .среда, когда вся ¡проблема сводится лиаь к простой процедуре расширения ¡спектра ¡гуманитарных ¡дисциплин, к увеличению »количества часов., .отводимых .на н::х в учебных планах, к так назн-"■вашому силовому "окультуриванив" студентов. 3 этом случав в фокусе .педагогической направленности находятся конкретные знания, умения.навнки, а лз сам человек, ето устрвйления.знтзреск.лкчност-:шш .особенности. Истина же заключается в тол, что единственной .¡точкой схода лсех образоватрлтднт процессов в вксиеь школе (как, лпрочац. л л,любой 'другой) долазн быть человек и его интересы. Ло сегодня л .конце -IX столетия,представления о человека ;; его сущ-¡ности леська разнообразии л альтернативны, а представления о способе его суаествовашш .в оету^азаеа нире зачастую двдьш: ст ¿щро-во1; тяианпстизесшй традиции.
Б ловнх .обстоятельствах ктани человеку нзобходпла способность ;; .самодетвршшацга. к .самоопрадеденаю в личной кпзнн.соцкуме, .материально! среде. Зуз не похет окончательно сиоршрог.гть эта
способности, ш создать условия для их развития-мокет и должен.
Таким образов,создание определенных условий,необходимых для самодетерминащш человека; среды, где сформируются уважительные субъект-субъектные отношения в процессе обцейия Учителя и Ученика, где научные достижения и технические открытия осознаются только в контексте культуры, - и есть истинная сущность процессов гуманизации высшего инженерного образования.
Наиболее продуктивна реализация этих идей через дисциплины культурологического цикла. Так как именно через культурологию любые знания ( и естественнонаучные, и технические в том числе) возвращаются в контекст'культуры; формируется гуманитарное мышление, характеризующееся всеобщностью и диалогичное по своей природе; восполняются пробелы довузовской гуманитарной подготовки; осознается и соотносится время бытийного существования человека с Большим временем культуры.
И все see, несмотря на достижения в этой сфере целого ряда институтов и университетов России, до сих пор не существует единой концепции многоуровневого культурологического образования в технических вузах, не разработана его методология, нет целостной педагогической системы культурологической подготовки и методического её обеспечения.
Таким образом, выбор темы исследования "Культурологнческов образование в техническом вузе" обусловлен необходимостью гуманизации образовательной системы; неразработанностью методологических основ культурологического образования; потребность!) практики в научно обоснованных рекомендациях по содержанию, целям, организационным формам педагогической деятельности и средствам педагогической коммуникации в сфере культурологии.
Выбор теш определил объект, предаю г, цель и задачи исследования.
Объект исследования: деятельность технического вуза,направленная на культурологическое образование, студентов.
Предмет исследования:дидактические основы культурологического образования студентов технического вуза.
Цель исследования: разработка педагогической системы культурологической подготовки студентов технического вуза,направленной на создание условий,способствующих самодетерминации индивида в горизонте личности.
Анализ психолого-педагогической и культурологической литературы,изучение практик! работы высшей школы по проблеме позволили выдвинуть следующую гипотезу:
- условия, необходимые для семодетормпнанип индивида в горизонта личности через культурологическое образование, ыожно создать только в гон случае, если последовать и внедрить в практику преподавания педагогическую систему, методологически основанную на диалоговой концепции культуры и обладающую полнотой, т.е. систему, для шуякцноннрованяя которой необходимо и достаточно выполнение требовании целостности,открытости и гибкости.
Исходя из цели,предмета и выдвинутой гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Определить методологические основы культурологического образования и сформировать его цели.
2. Разработать содержание.методы,приемы,средства обучения и .структуру учебного процесса многоуровневой системы культурологического образования и соотнести её со ступенчатой системой вышей технической школы.
3. Разработать структуру учебного процесса кавдого уровня, содержательное наполнение базовых и спецкурсов.рабочие программы и внедрить их в практику преподавания.
4. Разработать технологию обучения по культурологии,основанную на развитии индивидуального творческого мышления студентов (система Р™). •
МетопиШя&й основой решения этих задач явилась диалоговая концепция культуры.Идеи М.ы.Бахтина .получившие своё развитие и обоснование в трудах и других культурологов, прежде всего в работах В.С.Библера, содержат в себе конструктивное начало,позволяющее выработать определенные правила и предписания педагогической деятельности. Диалоговая концепция кулйтуры в качестве методологии педагогической деятельности в сфере культурологии формулирует цель этой деятельности,субъект-субъектные отношения, складывающиеся в этом процессе, его содержание,средства коммуникации и организационные формы.
Теоретическую основу разработки и исследования педагогической системы культурологической подготовки студентов технических вузов ■ составили идеи личностного.профессиональяо-деятельностного и индивидуально-творческого подходов к подготовке специалистов в вузе СВ.А.Кан-Калик,С.И.Архангельский, П.Я.Гальперин,В.Б.Давыдов. Н.Ф.Талызина); положения современной дидактики о новых технологиях обучения (А.А.Вербицкий, В.Оконь, Т.В.Кудрявцев, А.М.й1атюш-кин^М.И.Махыутов, С.¿[.Рубинштейн); работы психологов по переосмыслению предмета психологии и перестройке её концептуального аппарата на основе категории деятельности, а также категории обще-
ния U.C.Выготский,С.Л.Рубинштейн,.А,Н.Леовтъев, П.Я.Гальперин,A.P.f Лурия, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов,Б.З.Давыдов.А.А.Бодалев и др.)
Исследование проводилось в 1988-1993 годах ва базе Таганрогского радиотехнического института им.В.Д.Калмнкова. Постановка эксперимента, его проведение и этапы доследования имеют в данной работа свою специфику, заключающуюся в том, что мы не можем выделите в чистом виде теоретико-поисковый этап,диагносгико-аналитический, опытно-экспериментальный и аналитический. Исследование проводилось в течение пяти, лат, в три этапа к fia каждом этапе- в равной мере присутствовали в работе элементы теоретического поиска, диагностики, аналитики, эксперимента и обобщения. Это связано с тем, что Таганрогский радиотехнический институт, где шал эксперимент,одним из пер» вых срэдя вузов страны начал работу по гуманитаризации технического образования, ещё в IS83 году. И теоретическое исследование проблемы шло параллельно с организацией учебного процесса по культурологии. В процессе учебной деятельности, на каздом из этапов работы формировалась,корректировалась и находила свое подтверждение выдвинутая нами гипотеза.Анализ результатов кадцого этапа эксперимента, выявляя допущенные ошибки,являлся отправной точкой для новых поисков в методологии и методике, в теоретическом осмыслении педагогической деятельности.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (1988-89 учебный год) - создание педагогической системы, направленной на адаптацию студентов в вузе. На данном этапе была разработана теория и практика первого уровня культурологического образования в технической вузе, его цель,структура и содержание культурологического модуля. Вместе с тем доказывается, что педагогическая система,созданная на первом этапе исследований не является полной, т.к. она, обладая гибкостью и являясь открытой, не удовлетворяет требованию целостности и не имеет методологической основы. Делается вывод о чаи, что в рамках такой системы не могут быть созданы условия, необходимые для оаыодетерминаци» индивида в горизонте личности через культурологические дисциплины.Выявляются структурные и функциональные изменения в системе, которые необходимо внести в эксперимент на следующем этапе работы.
Основные метода: теоретический анализ литературы,контекст-анализ^ количественные и качественные оценки,применение тестовой методики, ■ статистические методы.анкетирование.
BTGP0-. ЭТАП (1989/90-1991/92 учебные годи) - создание педагогической системы, способствующей "узнаванию" культуры. На данном этапе были разработаны методология и теория культурологического образокнзд; определена иерархия его целей, структура и содерка-
тельное наполнение первого и второго уровней культурологической подготовки; разработаны и внедрены в практику рабочие программы базовых и спецкурсов, а также дидактические основы проведения творческого конкурса как вступительного экзамена в технический вуз, как входа в педагогическую систему культурологического образования. Делается вывод о том, что созданная двухуровневая педагогическая система, обладая частичной целостностью,открытостью и гибкостью,нуждается в ряде корректив, которые способны привести к полной согласованности её структурных и функциональных компонентов. Эти коррективы выявляются как входные данные третьего этапа эксперимента.
Основные методы: теоретический анализ,контекст-анализ,количественные и качественные оценки,тесты,анкетирование,статистические методы. •
ТРЕТИЙ ЭТАП (1992-93 учебный год) - создание полной педагогической системы многоуровневой культурологической подготовки студентов.На данном этапе в результате теоретических и опытно-экспериментальных исследований разработана педагогическая система трехуровневого культурологического, образования в техническом вузе. Определена корреляция мевду разработанной системой и ступенчатой системой образования в высшей школе. Доказано, что предложенная педагогическая система является полной, и в её рамках могут быть созданы условия дая самодетерминации индивида в горизонте личности. Исследованы и внедрены в практику преподавания организационные формы учебной деятельности по системе РШМ.
Проведен теоретический анализ, обобщение полученных результатов работы, сформулированы выводь: и определены пути дальнейших научных разработок.
Научная новизна -1)360™ заключается в том, что в ней исследованы и определены концептуальные основы культурологического образования в техническом вузе: его методология, педагогическая система, дидактические особенности учебного процесса и новые технологии обучснид-творческий конкурс и система РКЪЛ.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработана методология культурологического образования, основанная на диалоговой концепции-культуры ¡.I.¡.¡.Бахтина,определяющая цели и задачи педагогического процесса, способы их достижения и решения, т.е. структурную,сод&ркательнув и функциональную наполненность педагогической системы;
- разработаны дадактпчеасне основы формирования культурологического блока дисциплин;
- определены необходатлве я достаточные условия, при котошх
любая педагогическая сзстала является- ПОЛНО,...
Практическая значимость заключается в! тш, что:
- разработана и частично Еяодрена в практику педагогическая система многоуровневого нультуролотическото образования студентов технического вуза, вез структурные- и функциональные: яекпонзнтч которой иггеюг едлннув антропоцентрическую направленность;
- о про дел спи три уровня нультурологич еско* подготовки: адаптивный уровень, уровень "узнавания**' культуры, уровень "понимания" культуры;
- разработаны структура учебного" процесса: каждого уровня, содержательное наполнение базовых- и спецкурсов,, рабочия программы и методическое обеспечение.фарш и: методы' дроиззуточного и итогового контроля;
- определена корреляция нездзг тратуролпезэ! системой культу— рологического образования и стутшчато!' системой высзеД; тахкгсес— ко2 школы;
- разработана технология- проведения творческого, конкурса как. вступительного экзамена-в технический вуз иг методика обучения."' контроля по системе Р1ТГ..1 для: культурологических: дисциплин?.
- разработана батареи тестовых заданий на базовым и: слецкур— сам, а такзе культурологические задачи, позволяйте на- только контролировать знания студентов, но а активизировать--процессы обучения.
На засшту ввносится:
- методология культурологическом образования в технических вузах, основанная на диалоговой концепции культурам ~
- педагогическая система трехуровневого культурологического образованвя в технической вузе и корреляция её со стуленчатоЗ. системой образованна еысееЯ технической, школы;:
-экспериментально проверенная- методика прешедшие творческого, конкурса как вступительного экзамена в технический вузг
- теоретически обоснованная к зксперине нтадьнсг проверенная: технология обучения кудьтуродогичвекгм диецшшяням'. но систимв
игта.
Дкяиетютиг оташтэш и тшшт. гавдгюа-
них в исследовании»обеспеченн комплексом аатояав„ соответствупзет предмету а задачам ясследования»зхсшзртарованива результатов гятнт-но-экспериментальной работи» всесторонним кодзгаеетненно-катщеетев-нш анализом, внедрением г практику разргботанннх авторов концепту альных.оргннлзационных л методических основ нухьтхросюгкчвсхоа подготовки студентов технически вузов.
iU
Апробация ж внедрение в практику Результатов исследования осуществлялись ьуткм публикации статей в ыеавузовских сборь.нах; в ходо опытно-экспериментальной работа актора в Таганрогском радиотехническом институте; при участии в конкурсе исследовательских проектов по проблемам развития народного образования,проведенном в соответствии с приказом Гособразованля СССР в IS8S году (по результатам которого был получен дошло;,! победителя-конкурса); в ходе выступлений на совещании по проблемам гуманитарного образования в технических вузах СЛосква,технический университет им. Н.Э.Баумана, 1991 год); на совещ&нии заведующих кафедрамя вузов юга России (г.Ростов,I9S2 год); на совещании Совета ректоров вузов Ростовской области (г.Таганрог,1991 г.); на Всесоюзных и республиканских научных конференциях(г.Новосибирск.1589г.; г.Алма-Ата, 1991г.; г.Иваново,1989,; г.Ростов,ISS3r.; г.Пенза,1993г); на ежегодных научно-технических и научно-мотодических конференциях профессорско-преподавательского состава' аспирантов и сотрудников Таганрогского радиотехнического института, а так на в практической деятельности преподавателей этого вуза.
Содержание исследования отражено в 12 публикациях.
Основные выводы, материалы и рекомендации исследования внедрены и используются в Таганрогском радиотехническом институте им. В. Д. Калмыкова.
ОСНОЗНОВ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура диссэр-тспли - введение, три главы,заключение.спи-сок литературы,приложения.
■ Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; формулируются объект,предмет,цель,гипотеза,задачи,распиваются методологические основы, этапы и методы исследования, era новизна,теорнтическая и.практическая значимость; формулируются положения,вносимые на защиту; показана апробация и внедрение полученных результатов.
В первой г^эзе "Культурологическое образование как одно из ■ средств гуманизации высшей технической школы" дается обзор существующих подходов к решению задач, связанных с гуманитаризацией высшего технического образования; сделан вывод о сущности процесса -гуманизации образовательной системы и определены место и роль культурологической, подготовки, как компоненты гуманитарного обра- -зования в техническом вузе. -Разработаны методологические основе культурологического образования и дидактические условия форыиро-
вания культурологического блока дисциплин,
В первом параграфе это2 таш "Обзор существующих подгодоз е. • проблемам гуманизации и гуманитаризации высшей акоди" па основа анализа многовариангного опыта отечественных и зарубежных вузст автор делает 2ывод о тем, что до сих пор балкшшетво из пах реализует на практике частнуа интерпретация гуманитаризации, идя по пути простого расширения спектра гуманитарных дисциплин в своих учебных планах. Это связано, по казнив автора, с отсутствием еда-ной концептуальной.мгтодологичесЕо! осеоеы, на"база которой могла бн осуществляться практическая деятельность вузов б этой сферэ, и с неопределенностьп представлений о сущности процесса гуманизации высшей инженерной школы.
Автором определяется гуыанизадзн интенарного образовакия sas направленный педагогический процесс, обеспачЕеагщгй такую "атмосферу вузовской средн. в когороД сспнслепиз паучпих енпяий, тзхшгтеезгз достижений и открытий всени участники® учебного працоссаСир£подпвг> талями, студентами, икгенерамз ШП,лзс5оравта«и п т.л») осуцествляо:?-ся только в контексте культуры, только з соотнесении с обце^олезе— ческими ценностями, а отношения студент-студент, студезт-прехгодяза-таль.преподаватзль-преподзваталь строятся по принципу субъект-субъектных отнояений, на основе уважения и терпиыостй к плановости, непохожести и индивидуальности друг ДР7га.
В этой связи особая роль отводится- одно! из нсашонэнзг гуманитарного образования в техническом вузе - культурологическому образованию студентов, так едк именно через культурологии лебне знания возвращаются в контекст культура; формируется гуманитарное мышление,характеризувцееся Есесбцностьэ и направленное от человеку к человеку; осознается- и соотносится вреыя бытийного существования человека с Большим временем Культура. Институциональная основа педагогической деятельности в cf-ope культурологического образования долина обеспечиваться педагогической системой.ииещвй разработанную методологию и характеризупзупся единством ззех структурных и функциональных компонентов.В рангах данного 'исследования сделана попнтка создать такую педагогическую систему и внедрить её в практику преподавания^
Во второго параграфе первоЗ главы "Идеи диалоговой концепции культуры как методологическая основа культурологического образования" выявляются возг.'.онностл псстроения педагогическоЗ системы,. базирующейся на культурологии Ы.^.Бахтина.
Автором отмечается, что йилосо£ы дока не разработали более или менее четкого разграничения понятий теории и иетсдологии.Нет
ясности и в том, что можно считать предметом. теории, а что -предметом методологии. По мнению А.Т.Москаленко теория макет превратиться в методологию^если её подвергнуть преобразованиям, в результате которых будут выработаны предписания и правила деятельности. Именно в этом контексте автор видит свою задачу. Применительно к педагогической науке эти предписания и правила должны определять:
- - цели педагогической деятельности;
- субъект-суйъектные отношения педагогической деятельности;
- с одержан;; а педагогического процесса;
- средства'педагогической коммуникации (методы,приемы и средства обучения);
- организационные формы педагогической деятельности.
Иными словами, методология в педагогике - это основа,определяющая функционирование педагогической системы,состоящей из пяти вышеуказанных структурных компонентов. Методология (преобразованная теория) диктует цели и задачи педагогического процесса, а также определяет способы их достижения и решения.
В этом смысле диалоговая концепция культуры У.Ц.Бахтина,уже частично преобразованная в методологию гуманитарного познания ел самим и его последователями (В.С.Библерш,Л.-I.Ба ткинны,Л.II.Новиковой ,Г.А.Давыдовой и др.), предлагает достаточную основу для создания целостной педагогической системы культурологического образования.
Учитывая определения базовых координат бахтинской теоряд -
шьт№А,дшгог#шст,лжхж ШОШЕЕЕ;
ПОНКШИЗ- автор данного исследования формулирует цели педагогической деятельности в с£ере культурологии, субъект-субъектные отношения,складывающиеся в этом процессе, его содержание,средства коммуникации и организационные формы.
Для определения глобальной цели педагогической деятельности автор руководствуется бахтинскш определением культуры как антропологического феномена и пониманием гуманитарного мышления, как мышления, обладающего единственностью и всеобщностью.
Цель культурологического образования заключается в.том, чтобы создать уединяя,способствующие самодетераинацик индивида в горизонте личности. Но.как известно, формой такой с ам оде термин а иди является культура. Следовательно, целью педагогической деятельности является создание таких условий, в которых человеческая субьекпушисть может проявиться во всем своем многообразии и самоопределении.ведя диалог в горизонта культуры.
Зта цель, являлся глобально,", находится в слошшх иерархических отношениях с другим,чаегкши целями образовательного про-цвсса .коши^'р'г'лзкруюиапля основную цель.
Остальные четыре компоненты подагогическйй системы могут быть определены на основе бахтинских представлений об объекте,предмете и методе работы гуманитария.
0Б1>1'2СТ0;,1 работы гуманитария-исследователя является Т5КСТ. Через объект,через текст исследователи(преподавателю, студенту... субъвкгу) передается сообщение о ПРВХЕТЯ. Любая ветвь культурологии (история культуры,теория культуры,различные виды искусства л т.д.) осуществляет себя в текстах (коими могут быть икона,музыкальная пьеса.архивный документ,сложные сплетения исторических событий и (Тактов) .Исследовать тексты можно только одним методом -- ¡'ДЕТОДОЦ дмигачного ПОКШШЯ.
М.М.Бахтин выделяет четыре акта в поникании: I) восприятие текста; 2) узнавание и понимание его общего значения в.данном языке; 3) понимание его значения в контексте данной культуры; 4) активное, диалогичное понимание (спор-согласие) его смысла, совпадающие с его формированием.
Важной особенностью метода диалогичного понимания является интерпретация текстов в контексте Большого времени (во врамени по вертикали, в контексте истории культуры). Это дает вйзможность отстранения от частностей, "артефактов" Малого времени, от сиюминутности или пакта.
;.Гэтод учитывает незавершенность диалогичного общения,возможности взиючеьия в диалог нескольких субъектов,углубление в текст, создание новых текстов и произведений.
Таким образом, метод диалогичного понимания определяет вторую компоненту педагогической сисгемы-субъект-субъектнне отношения-как отношения,складывающиеся мезду ларгнерами(равноправными) в процесса и посредством диалога.
Содержание педагогического процесса по культурологии, третья компонента педагогической системы,определяется нами, исходя из понимания культуры как антропологического с5еномена.
Методика преподавания отдельных культурологических дисциплин, базируясь на диалогичном понимании, использует самые раснообраз-ные £ормы диалога, приемы и средства педагогической коммуникации. В этом сшсле уке известны фрагментарные попытки отечественной педагогики строить процесс обучения на основе бахтинских идей. Например.разработанннй А..¿.Вербицким контекстный подход на к одна
из форм обучения активного типа. Возможности этого подхода в сфере культурологии практически неисчерпаемы. Несмотря на единый для всех дисциплин объект исследования - текст, и единый метод постижения объекта - диалогичное понимание,каздая из дисциплин(история культуры,теория культуры.литература,изобразительное искусство) выставляет перед субъектом обучения свой текст ( в различных знаковых выражениях:плоский текст,картина,скульптура), и каздая дня исследования этого текста-по-своему реализует идею диалога.Совер-. шенно очевидно, что методика реализации этой идеи у музыковеда будет технологически отличаться от методики историка культуры.
Таким образом, выявлены общие положения методологии педагогической деятельности, базирующейся на диалоговой концепции культуры. Очевидно, что на основе этой методологии можно построить целостную педагогическую систему культурологического образования.
Условия успешного функционирования такой системы разработаны авторш в третьем параграфе первой главы "Дидактические условия формирования культурологического блока дисциплин.'."
Функционирование педагогической системы рассматривается в условиях перехода к непрерывному образованию, которое является качественно новым этапом в мировой педагогической науке и практике. Современные представления о новой педагогической концепции '(работы П.Ленгранда, Р.Даве, Г.В.Паркина, А.А.Вербицкого и др.) позволяют определить её как антропоцентрическую парадигму. В этом смысле и система непрерывного образования, имеющая своей целью перманентное развитие личности, и диалоговая концепция культуры имеют единую смысловую направленность - на человека, его запросы, потребности,возможности и интересы. Исходя из этого, автор считает, что функционирование педагогической системы может быть успешным только в том случае, если эта система
- обладает целостностью;
- является открытой;
- обеспечивает гибкость и вариативность содержания,форм и методов обучения.
Остановимся подробнее на каждой из трех предложенных характеристик. _
Под ЦВИОСТНОСТЬЮ системы культурологического образования мы понимаем, во-первых, общую для всех её структурных и функциональных составляющих целевую направленность на создание условий, в -г' которых человеческая субъективность может проявиться во всем своем многообразии и самоопределении, ведя диалог в горизонте культуры; во-вторых, согласованность и взаимосвязь всех структур-
них и функциональных компонент системн; в-третьих.координацию протекающих в ней образовательных процессов.
Систематизирующим фактором слуяит понимание культуры как антропологического феномена.
ОТКРЫТОСТЬ системы преполагает:
а) возможность включения ее в качестве элемента в процесс непрерывного культурологического образования (довузовского и послевузовского), незамкнутость системы - свободные "вход" и "выгод" из неё;
б) возможность ввода в неё, в случае необходимости, новых элементов и звеньев и возможность изменений в функционировании ужа существующих;
в) возможность горизонтальной интеграции: медду изучаемыми предметами внутри культурологического блока дисциплин и мзвду дисциплинами культурологического и естественнонаучного (технического) циклов обучения;
г)возмокность вертикальной интеграции: ыезду разными уровнями .обучения в многоуровневой структуре высшего образования; мевду предметами одного уровня.
ШБКРСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ содержания форы и методов обучения означает постоянную готовность к оперативной перестройке,диктуемой потребностями обучающихся и-дифференцированным подходом к обучению. Гибкость системн реализуется на основе гибкой структуры обучения, новых методик с акцентом на управляемое самообразование и активное обучение, элективных курсов ж других инноваций в области технологии обучения. " -
Определенные ЦЕЛОСТНОСТЬ,ОТКРЫТОСТЬ и ГИБКОСТЬ педагогической системы являются необходимыми и достаточными условиями включения её в общий процесс непрерывного образования.
Назовем систему, удовлетворяющую этим условиям, ПОЛНОЙ .
Значит полная педагогическая система - это система,обладающая целостностью,открытостью,гибкостью, а потому включенная в процесс непрерывного образования.
Тамга образом.реализация в совокупности диалоговой концепции культуры в качестве методологической основы педагогической системн и условий, обеспечивающих её полноту, является качественным критерием успешной педагогической деятельности в сборе культурологии.
Во второй главе - "Педагогическая система культурологического образования в техническом вузе" - раскрываются содержание и ход опытно-экспериментально:! работы. Разработана многоуровне-
вая система культурологического образования,базирующаяся на диа^ логовой концепции культуры, являющаяся полной и соотнесенная со ступенчатой системой подготовки специалистов в высшей инженерной школе.
Исходя из метода диалогичного понимания, определены три уров-"ня культурологической подготовки:
- адаптивный уровень (необходимость которого обусловлена спецификой обучения в техническом вузе);
- уровень "узнавания" культуры;
- уровень "понимания" культуры.
Цели кандого из трех уровней определяются стратегической целью культурологического образования, которой является создание' таких условий, в которых человеческая субъективность может проявиться во всем своем многообразии и самоопределении, ведя диалог в горизонте культуры.
Очевидно, что в педагогической практике границы медцу указанными уровнями не являются^жесгкими. Это нашло своё отражение на рисунке, отображающем многоуровневую систему культурологического образования соотнесенную -со ступенчатой структурой подготовки инженерных кадров в технических вузах. Уровни "А-У" ("адаптацш"-"узнавания") и "У-П" ("узнавания" - "понимания") являются переход' ными.
Автором разработаны структура учебного процесса каздого уровня,состоящая из базовых и элективных спецкурсов; рабочие программы и методическое обеспечение базовых курсов "Осноьы человековедения" ,"История мировой и отечественной культуры" и спецкурса "Виды-и жанры изобразительного искусства."
Методика преподавания культурологических дисциплин, как уже указывалось вше, строилась на синтезе принципов контекстного обучения,разработанных А.А.Вербицким, и идей диалоговой концепции культуры М.М.Бахтина. Такой подход позволяет:
- осуществить диалогичном общение на практике;
- активизировать процессы обучения;
.- на основе партнерских коммуникаций со студентами(лекции контекстного типа - проблемная и лекции - вдвоеа; круглые столы; семинары - конференции; занятия в картинной галерее и т.д.) создавать новые ДРОИЗЬ^Еш ( в терминологии 1.1.Бахтина), т.е. выходить на творческий уровень в процессе образовательной деятельности.
Система средств дидактического упрыдения и контроля включает в себя разработанную методику проведения промежуточного
Многоуровневая сиотаца кулиур алогического образования
и итогового контроля в тестовой фэтщз, в форме выполнения реферативных курсовых работ, в (Горле радения культурологических зал.^ч, о чем более подробно сказано в третьей главе данного исследования.
Автором доказано, что разработанная педагогическая система является ПОЛНОЙ. то есть удовлетворяет требованиям целостности, открытости и гибкости, что обеспечивается следувдима её характеристиками:
- единой целевой направленностью педагогической деятельности на формирование услонин, способствующих самодетерминацяв личности г горизонте культуры;
- методологической основой.базирующейся на диалоговой концепции культуры;
- структурой учебного процесса,предусматриваю!;эй деление на базовые в элективные курсы;
- ориентацией на метода активного обучения;
- модульным построением базовых курсов;
- введением" творческого конкурса в качестве вступительного экзамена в вуз(как "открытого входа" в педагогическую систему);
- организацией учебного процесса по системе РИТМ;
- дифференцированным подходов к обучению.
Б силу того, что разработанная автором система культурологического образования является ГГПЛНОИ и базируется на методологии диалоговой концепции культуры, можно считать гипотезу .выдвинузую раннее.подтвержденной: условия, необходимые для самодетерминации индивида в горизонте личности через дисциплины культурологического цикла, созданы в_ рамках представленной в данном исследовании де-' дагогической системы.
Б третьей глав е-"Новые технологии обучения и контроля в система культурологического образования: творческий конкурс и система ШШ"-опредвдены педагогические и методические основы творческого конкурса как входа в педагогическую систему культурологического образования в техническом вузе. Разработаны тестовые задания и организациодныз <Тормн, необходимые для проведения такого конкурса, методические указания абитуриентам и методические пособия для них. Рассмотрены организационно-методические особенности учебного процесса по культурологии в условиях работы вуза по системе РЕШ.
Автором определяется творческий конкурс в качестве входного элемента педагогической система, поскольку эта фориа продуктивна
не только на стадии вступительного экзамена, ло и для Последу»-. щей организации учебного процесса. ТворчэсзйЗ конкурс, проводшнЗ в Яюрна теста и включащий в себя три раздела. "Общее развитие ж . культура". "Пунктуация и орфография", "Иностранный язык",позволяет:
- определить различные уровни гуманитарной подготовки первокурсников,руководствуясь результатами стартового рейтинга;
- разработать дифференцированные методики преподавания, соответствующие разной степени стартовой готовности студентов к обучении;'
- откорректировать содерлание базовых и спецкурсов с учетом результатов конкурса;
- ввести новые формы самостоятельной и.индивидуальной работы студентов.
Культурологическое обучение хорошо вписывается в организацию учебного процесса по системе РИТМ. Этому способствует единая их целевая направленность.модульное построение базовых и спецкурсов, уровневая подготовка студентов. Кроме того, обучение по системе РИТМ развивает принципы и достижения творческого конкурса.
Для обеспечения дидактического процесса в рачках системы РИТМ разработаны батареи тестовых заданий по культурологии и методика решения культурологических задач, которые позволяют не только контролировать знания студентов, но и.активизировать процессы обучения, удовлетворяют требованиям многофакторности,содержательной и функциональной ьалидаости. .
Б заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются выводы, определяются направления дальнейшей работы.
Автором отмечается, что проведенное им исследование не является исчерпывающим по данной проблеме. Наобброт, оно выявляет тот круг задач, которые требуют дальнейпвго решения.Наиболее актуальной для педагогической практики является задача разработки критериев качества знанй обучающихся на разных уровнях культурологической подготовки, при переходе с одной ступени обучения на другую. Не менее важна'и задача обеспечения корреляции культурологических дисциплин с другими гуманитарными направлениями• в техническом вузе.
В тексте диссертации имеются два приложения.
Приложение I включает в себя ргг^чув программу базового курса "Основы человековедения", примеры тестовых заданий и контрольных вопросов по курсу.
В Приложении 2 даны образцы тестовых заданий, предложенных абитуриентам на творческом конкурсе в предыдущие годы. '
Основное содержание диссертанта отражено в следующих пубдшса-
цнях:
1. Гармат А.Н. »Цатурова И.А.Дуцкая И.Л. Программа гуманитарной подготовки в техническом вузе.// В сб. Вопросы повшеная качества подготовки специалистов в инженерно-технических вузах.Еж.2„ Таганрог. ТРТИ.1989. с.130-134.
2. Гармаш А.Н.,Цатурова И.А.Дуцкая 15.2. Концепция гудашггар-ной подготовки студентов в ТР'ГИ им.В.Д.Калшкова // Тезисы докладов Всероссийской республиканской научной конференции, НовоеабйрсхДЗЭЭ.
3. Гармадг А.Н..Цатурова И.А.Дуцкая И.Я. Курс общеаультуриой подготовки в техническом вузе // Тезисы докл. на республиканская конференции. Иваново,1989.
4. Цатурова И.А. .Луцкая И.Л. Концепция гуманитарного образования в технических вузах// йнтеграцзя инженерного образования и. производства. Тезисы докл.Всесоюзной научио-кетодическсй хозфарен-цяи. Алма-Ата,1991. с.61-63.
5. Кабарухнн В.Г.«Гура В.В.,Цатурова И.А.,Пахомкин Б.^..Луцкая И.Л.Творческий конкурс в технических вузах// В сб.Вопросы повышения качества подготовки специалистов в инканерно-техшчэсккх вузах. Вып.З Таганрог,ТРТЛ,1991.С.12-17.
6. ГураВ.В.,Луцкая И.Л., и др. Методическая разработка по курсу "Основы человековедения". Тагапрог.ТРТИ,1991. Г? с..
7. Луцкая И.Л. Искусство л низнь. Изобразительное искусство: Методическая разработка по курсу "Основы человековедения".Таганрог, ТРТИ.1921. 28 с.
8. 1"ура В.В., Луцкая И.Л. и др. Понятийный словарь: Учебноз пособие по курсу "Основы человековеденля". Таганрог.Т?'К,1253.45с.
9. Цатурова И.А.,Луцкая И.Л. и др. Вариант теста по творческому конкурсу на вступительном экзамене в ТРТЛ в 1950 году.Таганрог,ТРТИ.Г990. 10 с.
10. Гура Б.В., Луцкая К.Л. и др. Творческий конкурс: катернзз. вступительного экзамена в ТРТК.Таганрог,ТРТ»!,1282.17 с.
11. Цатурова И.А.Дуцкая И.Л. ,Гура В.В. Культурологическая подготовка как один из аспектов гуманитарного образовали в техническом вузе// Вузы России в условиях рынка. Тезисы докладов научно*-практаческой"конференции. ч.Ш.Пенза,1533. с.23-25.
12. Луцкая И.Л. Культурологическая подготонка в технической вузе// Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования.¡Латериалы научно-практической конференции. Вал.4. Таганрог,1993. с.7-10.
тип.таг.мет.з-да 1993 г. - г. 100