автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века
- Автор научной работы
- Васильева, Марина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Васильева, Марина Николаевна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.
1.1. Культура как ценность образования и образование как часть культуры.
1.2. Теоретические предпосылки становления принципа культуросообразности в мировой и отечественной педагогике XIX в.
Выводы по главе 1.
Глава 2. КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ
РОССИЙСКОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНА.
2.1. Становление гимназического образования в России.
2.2. Реализация принципа культуросообразности в практике гимназического образования.
Выводы по главе 2.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века"
Российское образование находится в состоянии реформирования, в результате которого появились новые типы образовательных учреждений, в том числе и гимназии, представляющие собой учреждения повышенного уровня с усложненной учебной программой, направленные на формирование творческого потенциала личности. Приоритетность такого образования определяется социальным заказом общества, семьи, личности.
Современные гимназии призваны воспитывать человека, интегрированного в культуру, которому свойственны гуманность, духовность, жизне-творчество; человека, относящегося к жизни, как к наивысшей ценности, адаптированного к меняющимся реалиям жизни.
Цель современных гимназий - сформировать у учащихся широкий кругозор, общекультурные интересы, утвердить в их сознании приоритеты общечеловеческих ценностей, создать условия для творческой самореализации личности, помочь правильно выбрать направление дальнейшего образования, воспитать чувство ответственности за все, происходящее вокруг них.
Содержание и формы организации образования в современных гимназиях требуют специального научно-педагогического обоснования, в котором важную роль играет историко-педагогический анализ опыта образовательной деятельности российских гимназий XIX века, т.к. именно в этот период произошло становление гимназий как базового учреждения в российской системе образования.
Известно, что гимназии развивались, в основном, как образовательные учреждения с гуманитарной направленностью, многие из них стали истинными очагами культуры, в которых воспитывались лучшие представители российской интеллигенции.
Ведущим принципом гимназического образования, начиная с первого устава 1804 года, был принцип культуросообразности, предписывающий обучение, воспитание, творчество и жизнедеятельность ребенка в контексте культуры. Его осуществление на различных исторических этапах развития 3 мирового и российского образования имело место, но само определение принципа культуросообразности появилось только в XIX веке, оно было предложено А. Дистервегом. В России идея культуросообразности образования нашла воплощение в.трудах К.Д. Ушинского, который связывал ее с обоснованием принципа народности образования.
Принцип культуросообразности отражал прогрессивные тенденции развития гуманитарного образования и гуманистической педагогики в целом.
В России в XIX веке он обсуждался не только педагогами, но и видными русскими писателями, философами, учеными: JI.H. Толстым, Н.А. Бердяевым, П.Ф. Флоренским, И.С. Мечниковым, П.В. Вернадским, Н.И. Пороговым, Ф.М. Достоевским и др. В их понимании этот принцип вступал в определенные противоречия с официальной доктриной гимназического образования в России.
В исследованиях педагогов XIX века поднимались и обсуждались важные вопросы гимназического образования: роль культуры в образовании; связь общества, образования и культуры; условия реализации принципа культуросообразности в обучении и воспитании, проблемы построения национального образования и др. Опыт решения этих проблем имеет несомненное значение для развития современного гимназического образования.
В контексте современности мы связываем исследование принципа культуросообразности с необходимостью освоения и внедрения в образовательный процесс гимназий гуманистической личностно-ориентированной парадигмы образования, в соответствии с которой целью гимназического образования является человек культуры как свободная, гуманная, творческая личность и считаем, что в современных гимназиях существует потребность в реализации принципа культуросообразности как важного фактора достижения их целей.
Так, в образовательном пространстве г. Ростова-на-Дону, функционируют несколько гимназий, каждая из которых имеет свой особенный nyrib развития, свою концепцию. Так, гимназии №№ 14, 36 развиваются как образовательные учреждения с гуманитарной направленностью. Донская реальная гимназия реализует концепцию реального гимназического образования в современном его понимании.
Гимназия № 5 развивается, как многопрофильное образовательное учреждение, сочетающее гуманитарную, естественно-научную; математическую, информационную подготовку и т.д.
Все это говорит о том, что классическое представление о гимназии, как гуманитарном образовательном учреждении изменилось, подверглось педагогической ревизии, что создает опасность утери гимназией своих специфических функций, исторически заложенных в XIX веке.
Мы полагаем, что культуросообразность является тем инвариантным компонентом, наличие которого в любом типе гимназий позволит сохранить ее соответственно её культурному заданию.
Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, недостаточной научной разработанностью принципа культуросообраз-ности, как ведущего в современном образовании, а, с другой стороны, практическими потребностями развития современной гимназии, как исторической преемницы культурных традиций отечественного образования.
Актуальность принципа культуросообразности в деятельности российских гимназий и обусловила выбор темы исследования: «Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века» и определила его цель.
Цель исследования: исследовать особенности культуросообразного устройства российской гимназии на различных исторических этапах и обосновать принцип культуросообразности гимназического образования.
Объект исследования: историко-педагогический процесс становления российской гимназии как культуросообразного образовательного учреждения.
Предмет исследования: выявление сущности принципа культуросообразности гимназического образования.
Гипотеза исследования: основным условием гимназического образования является его связь с культурой. Но в истории гимназического образования мы не наблюдаем прямых связей взаимовлияния образования и культуры. В истории нашей страны были периоды, когда наблюдался регресс общества и, соответственно, культуры, что было связано с утратой принципа культуросообразности образования. И наоборот, образование и культура совершенствовались, когда этот принцип занимал ведущее место.
Мы полагаем, что сохранение, развитие и обогащение принципа культуросообразности является базисным условием развития гимназического образования, поскольку этот принцип является инвариантным и выражающим его сущность.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач.
Задачи исследования:
1. Выявить культурные функции гимназического образования в развитии образовательного пространства России.
2. Обосновать культуросообразность как ведущий принцип гимназического образования в прошлом и настоящем.
3. Осуществить историко-педагогический анализ развития гимназий, выявить их роль в становлении принципа культуросообразности образования России на разных исторических этапах.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- культурологический, аксиологический и системный подходы к образованию;
- философские и историко-педагогические основания становления гимназического образования в России XIX века (И.А. Алешинцев, Г.К. Шмид, М.Н. Катков, С.В. Рождественский и др.);
- исследования, связанные с изучением особенностей развития гимназий (В.П. Вахтеров, В.В. Григорьев, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Бунич и др.);
- принцип историзма в педагогической науке, единство исторического и логического в исследовании;
- концепция педагогической культуры (Е.В. Бондаревская).
В первой главе изучены вопросы, связанные с выявлением культуры как ценности образования и образования как части культуры и обосновано становление принципа культуросообразности в теории педагогики.
Во второй главе рассмотрено становление гимназического образования в России и реализация принципа культуросообразности в его практике.
В ходе исследования использовались следующие методы: поиск и анализ специальной и педагогической литературы конца XVIII - начала XIX века; изучение и обработка данной литературы; работа с архивными материалами; ознакомление с работой гимназий на территории Ростовской области; изучение образовательной деятельности Новочеркасской и Таганрогской гимназий, работа с предоставленными ими материалами; теоретический и сравнительно-педагогический анализ добытых материалов.
Источниковая база исследования: в работе использованы 4~групп ис-точникового материала.
1. Историко-педагогическая литература: педагогические труды Але-шинцева И.А., Артинского И., Б-ского, Бильдеринга А., Гпряинова А., Каткова М.Н., Локоть Т., Мусина-Пушкина А.А., Пирогова Н.И., Рождественского С.В., Ушинского К.Д., Толстого Л.Н., и др.
2. Философская литература: труды А.С. Аверинцева, Н.А. Бердяева, А. Валицкой, Б.Л. Губмана, П.С. Гуревич, О.В. Долженко, Т.Ф. Кузнецовой, П. Наторпа, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, М. Хоркхаймера и др.
3. Материалы официального делопроизводства: законы, постановления, указы, приказы, постановления правительственных органов по народному образованию, правила, программы учебных заведений и т.д.
4. Статистические материалы, содержащие информацию о состоянии образования в России XIX века: отчеты Министерства народного просвещения; обзоры деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений; статистические сборники учебных заведений Министерства народного просвещения и т.д. 7
5. Специальные журналы и газеты: газ. «Донской вестник», «Донской голос», «Донские войсковые ведомости»; ж.: «Вопросы философии», «Народное образование», «Министерство народного образования», «Народная школа», «Отечественные архивы», «Родина», «Социально-политический журнал», «Педагогика» и др.
Этапы исследования.
На первом этапе (1997-1998) проводился анализ философской, педагогической и исторической литературы; определялась источниковая база; разрабатывался план и программа исследования. На этом этапе выяснялись культурологические, философские и исторические основания становления принципа культуросообразности как педагогического явления.
На втором этапе (1998-1999) исследовательской работы анализировалась практика реализации принципа культуросообразности в гимназическом образовании на основе архивных материалов.
Третий этап (1999-2000) объединяет теоретическую деятельность и методическое осмысление хода и результатов исследования; оформление материалов в диссертационный текст; развитие и уточнение выводов предыдущих этапов.
Научная новизна:
- уточнено содержание принципа культуросообразности образования как научного понятия;
- принцип культуросообразности использован для анализа содержания гимназического образования в России XIX века;
- установлены этапы становления культуросообразного гимназического образования.
Теоретическая значимость исследования:
- диссертация обогащает теорию и историю современной педагогической науки новыми фактическими данными развития принципа культуросообразности в гимназическом образовании исследуемого периода;
- выявлены этапы и противоречия в развитии культуросообразного гимназического образования: а) развитие гимназического образования в соответствии с уставом 1804 Ш года, в котором впервые была сделана попытка реализации принципа культуросообразности в российском образовании; б) распространение авторитарных методов управления гимназиями после устава 1828 года; в) признание общечеловеческих ценностей как основных в гимназическом образовании во второй половине XIX века; г) переосмысление ценностей образования в постсоветский период, Ф возвращение принципа культуросообразности в образование в целом и в гимназическое, в частности.
Практическая значимость исследования заключается:
- в возможности использования исторического опыта в модернизации современного гимназического образования;
- включение фактических данных и выводов исследования в содержание педагогической подготовки студентов педагогических вузов;
- в разработке специальных курсов по проблемам гимназического об-^ разования для чтения их в институтах и на курсах повышения квалификации учителей.
Достоверность и обоснованность выводов обеспечены методами исследования, адекватными его предмету, целям и задачам. Обобщающие выводы сделаны на основе сравнительно-исторического анализа процесса становления и развития принципа культуросообразности в гимназическом образовании на разных этапах общественно-исторического развития.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Результаты анализа процесса становления принципа культуросооб-Ц разности в теории мировой и российской педагогики от античности до конца
XIX века, которые указывают на развитие педагогического знания в следующих направлениях: а) в античную эпоху культуросообразность понималась как образовательный идеал своего времени, т.к. сама среда этой эпохи реально порождала принцип культуросообразности в силу развития культуры, философии, Hayjc, искусства и т.д.; б) в эпоху Возрождения центром идеологии становится человек и проблемы его воспитания, которые рассматривались как сочетание духовного богатства человека и окружающего его мира. В эту эпоху возвращаются ценности античности, и, соответственно, принцип культуросообразности, которые не были приняты эпохой средневековья; в) в ХГХ веке впервые в истории мировой педагогики был сформулирован принцип культуросообразности немецким педагогом А. Дистервегом, который понимался им как обучение в контексте культуры, образование, ориентированное на ценности культуры, на их освоение и включение человека в дальнейшее развитие культуры; г) в XIX веке принцип культуросообразности получает свое обоснование и развитие в российском образовании и педагогике, которая связывает его с ориентацией образования на ценности русской национальной культуры (Н. Карамзин, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Н.И. Пирогов и др.), а также с воспитанием личности человека национальной культуры, его духовностью, нравственностью, свободным саморазвитием; д) новую жизнь принцип культуросообразности получает в постсоветское время, когда он становится методологическим основанием разработки культурологических концепций образования и гуманистического воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.).
2. Содержание принципа культуросообразности, которое относится ко всем сторонам жизнедеятельности гимназии и проявляется в её целях, содержании, средствах и методах образования, в критериях оценки его результатов. Принцип культуросообразности предписывает образованию быть изоморфным культуре, что означает необходимость постановки культурных целей образования, его направленность на воспитание и развитие человека
10 культуры; наполнение содержания образования ценностями общечеловеческой и национальной культуры, соответствие состава его компонентов универсуму культуры; включение обучающихся в культуротворчество; создание в образовательном учреждении культурно-информационной и жизнетворче-ской среды, обеспечивающей развитие учащихся как субъектов культуры.
3. Этапы и противоречия реализации принципа культуросообразности в российском гимназическом образовании XIX века: а) этап зарождения гимназического образования в России в XVIII веке; б) этап централизации гимназического образования, который характеризуется созданием впервые в России Министерства народного просвещения с четко установленными целями и задачами; выработкой устава 1804 года, в котором была сделана попытка реализовать принцип культуросообразности; в) этап формализации гимназического образования, который характеризуется введением авторитарных методов управлениями гимназиями, превращение ученика в объект педагогического воздействия; г) этап либерализации гимназического образования, который характеризуется возрождением гуманистических ценностей в образовании, отстаиванием позиций ученика как субъекта собственного жизнетворчества (Ушин-ский, Пирогов, Толстой); д) этап возрождения гимназического образования в постсоветский период, который характеризуется переосмыслением ценностей образования, его целей, возвращением принципа культуросообразности в образовательный процесс.
4. Условия реализации принципа культуросообразности в современном гимназическом образовании: а) использование гуманистических традиций отечественной педагогики, в том числе опыта опоры на принцип культуросообразности в гимназическом образовании; б) формирование культурно-ценностных оснований в системе «общество-личность», ориентированных на идеал человека культуры;
11 в) подготовка учителей гимназий с высоким уровнем педагогической культуры; г) внедрение в практику обучения в гимназиях принципа культуросо-* образности как аспекта личностно-ориентированного образования; д) создание культуросообразной среды в жизнедеятельности гимназий.
Апробация полученных результатов осуществлялась на ежегодных научно-практических конференциях; на методических семинарах; на международной конференции «Личностный подход в образовании» в 2000 и 2001 гг.; на Северо-Кавказских психолого-педагогических чтениях; на внутривузов-ских педагогических чтениях.
Результаты исследования отражены в статьях, программах, тезисах, докладах. Материалы исследования внедрены в учебный процесс.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе 2
История становления гимназического образования в России начинается в 18 в., но развитие гимназий как основного типа образовательных учреждений происходило в 19 веке. Немаловажное значение в этом процессе имел царский манифест 1802 года об учреждении в России Министерства народного просвещения.
Главными вопросами становления гимназического образования были вопросы о его назначении и содержании обучения, об учебных планах и программах гимназий.
В отличие от других типов образовательных учреждений, в управлении которыми участвовали различные общественные организации, гимназия имела строго ограниченное государственное управление, поэтому на решение педагогических вопросов большое влияние оказывала государственная политика в области образования. Мы выделяем несколько периодов становления гимназического образования, содержание которых определялось непосредственно царствовавшими особами и официальными лицами.
155
В период царствования Александра I были заложены основания создания упорядоченной системы образования в России; были установлены 4 рода училищ: приходские, уездные, губернские училища или гимназии, университеты, преемственно связанные с гимназией.
В содержании образования между курсами разных видов училищ были установлены преемственные связи. Гимназия была отнесена к среднему образованию, каждой ступени образования был присвоен сословно-профессио-нальный характер.
Образовательная политика в отношении учащихся носила охранительный характер, который в период правления Николая I усилился. В этот период гимназия определилась как учебное заведение, дающее общее образование и подготавливающее своих выпускников для поступления в университет.
Усилилась и сословная направленность гимназического образования, которая предназначалась исключительно для детей дворян. В условиях усиления охранительных начал возникли серьезные препятствия для развития принципа культуросообразности.
Положение изменилось в период царствования Александра 2, который проводил более либеральную политику в отношении образования. Большое влияние на образовательную политику оказали в этот период педагогические воззрения прогрессивных деятелей российского образования и науки - Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского.
В официальных документах 60-х гг., как и в педагогической печати, обсуждаются вопросы о дифференциации гимназического образования на гуманитарное, реальное и смешанное; о роли гимназического образования в развитии способностей учащихся; о нравственном образовании юношества; об учёте образовательных потребностей гимназистов и др. Все это свидетельствовало о развитии принципа культуросообразности в гимназическом образовании.
Вместе с тем, обсуждение последней реформы выявило ряд недостатков, имеющихся в гимназиях того времени:
156
1) средние учебные заведения не имели национального характера и не всегда носили общеобразовательный характер;
2) учителя и воспитатели иногда недостаточно квалифицированны, 4» труд их оплачивается недостаточно, учебный курс гимназий часто перегружен, что является причиной утомляемости и гимназистов и преподавателей;
3) разнообразие учебных методов, приемов, программ не поощряется цензурой;
4) во многих гимназиях количество учеников в классах превышало норму;
5) часто не было взаимосвязи в преподавании предметов гуманитарного цикла, отсутствие межпредметных связей;
6) время, отведенное ученикам для занятий спортом, самообразования, было занято подготовкой домашних занятий;
7) нередко отсутствовала связь между учителем и учениками ввиду ' частого формального подхода к воспитанию.
Проанализировав планы этого периода, мы моЖем утверждать, что чрезмерная перегруженность учебного плана не способствовала развитию интереса к учению среди гимназистов; увеличение количества часов на изучение древних языков отдаляло учеников от реальной жизни; сокращение часов по русской литературе, истории и языку не давало им представлений о русской действительности, традициях, обычаях и т.д.
Гимназии по уставу 1871 г. практически потеряли связь с русско.й культурой, народностью, историей, а, согласно К.Д. Ушинскому, «детей учат не для того только, чтоб учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни, т.е. такие знания, обладая которыми, можно быть полезным и себе и, обществу».
Эти издержки учебных планов восполнялись влиянием на учащихся tp кулътуросообразной среды российской гимназии. Эта среда имела место как в гимназиях, так и в гимназических пансионах. На примере Новочеркасской гимназии и гимназического пансиона при ней в диссертации показано влия
157 ние культурной среды на развитие личности гимназистов. Опыт Новочеркасской гимназии подтверждает, что условия гимназического образования России соответствовали и способствовали развитию в педагогике принципа культуросообразности.
На реализацию принципа культуросообразности влияли и негативные условия деятельности гимназий: а) перегруженность учебных программ; б) перегруженность учащихся изучением латинского и греческого языков.
Однако культуросообразность постепенно проявляла себя в том, что в содержании гимназического образования приоритеты стали занимать исторические науки, русский язык и русская литература. Этому в немалой степени способствовала деятельность министра И.Д. Делянова.
Исторические условия развития России в 19 в. в основном соответствовали становлению гимназического образования и развитию принципа культуросообразности, т.к. любая историко-культурная ситуация создает условия для возникновения и развития передовой педагогической мысли.
Целью российских гимназий была подготовка в основном интеллигенции, которая в дальнейшем могла занимать (и занимала) руководящие должности в российском государстве; формирование мотивации для дальнейшего учения в университетах; повышение ценности образования в обществе. Из русских гимназий выходили люди воспитанные, образование, культурные, которые впоследствии принесли России немалую пользу.
Следовательно, образование давало толчок в развитии культурной среды и жизнедеятельности детей, формировало такие нравственные качества как патриотизм, гражданственность, религиозные чувства, нравственность и духовность.
Благодаря деятельности гимназий образование становится неотъемлемой частью русской культуры и истории, влияющей на ее развитие и накопление человеком, а значит, оно становится культуросообразным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами диссертационное исследование позволяет придти к заключению, что становление и развитие принципа культуросообразности было связано с развитием общества на различных исторических этапах; что взаимосвязь культуры и образования создавала условия для существования принципа культуросообразности; что особенности развития общества отражались на развитии принципа культуросообразности в каждый исторический период.
В исследовании была доказана гипотеза о том, что основным условием гимназического образования является его связь с культурой.
Важным принципом проделанной работы является установление принципа культуросообразности как ведущего в российском гимназическом образовании XIX века.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов:
1. Становление и реализация принципа культуросообразности зависели от исторической эпохи и потребностей общества на данный исторический период, а также особенностей и условий развития личности в обществе.
2. Реализация принципа культуросообразности обусловлена особенностями культурной среды, растящей и воспитывающей личность; качеством гимназического образования, ориентированного на ценности общечеловеческой и национальной культуры.
3. Культуросообразность - это объективное свойство гимназического образования и условие его развития, обеспечивающее выполнение гимназией ее специфических функций. Становление принципа культуросообразности происходило в противоречивом столкновении мнений официальной и гуманистической педагогической мысли. В истории развития гуманистического образования мы наблюдаем периоды ее приближения к идеалу культуросо-образного образования и периоды отхода от него, обусловленные стремлением власти осуществить образовательную политику, направленную на превращение гимназий в образовательные учреждения, обслуживающие государство, а не культуру.
4. Культуросообразность - широкое понятие, отражающее взаимовлияние образования и культуры и требующее понимания образования как культурного процесса, который осуществляется в культурной среде, имеет содержание, изоморфное содержанию культуры и применяет средства, адекватные средствам культуры. Особое значение при этом имеет позиция ученика в образовательном процессе, где он проявляет себя как субъект культуры, истории, собственной жизни.
5. Современное гимназическое образование имеет важное культурное задание - воспитание человека общечеловеческой и национальной культуры, духовного, интеллигентного, творческого, способного к саморазвитию и творческой деятельности на благо России.
Изучение исторического опыта гимназического образования поможет современным гимназиям решить эту проблему.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Васильева, Марина Николаевна, Ростов-на-Дону
1. Аверинцев С.С. Философия 8-12 вв. //Культура Византии (2-й половины 7-12 вв.). М., 1989.
2. Аксенов М.В. Историческая записка о смоленской губернской гимназии. Т. 4. Смоленск, 1912.
3. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (18 и 19 вв.). С-Пб., 1912.
4. Алешинцев И.А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в 19 в. С-Пб., 1908.
5. Антология педагогической мысли России 1-ой половины 19 в. /Сост. И.А. Соколов. М.: Педагогика, 1987.
6. Аристова Н. Состояние образования в России в царствование Александра I. С-Пб., 1879.
7. Артинский И. Очерк истории Новочеркасской войсковой гимназии. Новочеркасск, 1907.
8. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
9. Астафьев П.Е. Национальные и общечеловеческие задачи // Вопросы философии. 1996. № 12.
10. Белявский М.Т. Краткое обозрение истории гимназий в России. С-Пб., 1908.
11. И. Белявский М.Т. Школа и система образования в России в конце 18 в. // вестник московского ун-та. № 2. 1959.
12. Бердяев Н.А. Культура и политика. 1907.
13. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
14. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1,2. М., 1994.
15. Библер В.М. 20 в. Человек. Культура // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.16,17