Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В. Ф. Одоевского

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Праслова, Галина Адамовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В. Ф. Одоевского», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Праслова, Галина Адамовна, 2000 год

л '] Введение.

ШМГлава I. Проблема музыкального образования

W* в творческом наследии В.Ф.Одоевского. 1.1. Музыкальное образование в контексте общественно-I '*' педагогической ситуации в России (20-60-е годы XIX в.).

I 1.2. Мировоззренческие основания и методологические 1 принципы В.Ф.Одоевского в осмыслении проблемы 1 музыкального образования.

Выводы.

Глава II. Система взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование и опыт их практической реализации.

2.1. Сущность и особенности взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование.

2.2. Практическая деятельность В.Ф.Одоевского в области музыкального образования.

2.3. Актуальность идей В.Ф.Одоевского в развитии отечественной теории и практики музыкального образования.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В. Ф. Одоевского"

Осмысление педагогических феноменов прошлого, позволяющих в полном объеме учесть позитивный потенциал, накопленный в различные исторические эпохи, относится к одной из актуальных проблем педагогики на пороге XXI века. К их числу можно отнести задачу исследования творческого наследия Владимира Федоровича Одоевского (1804-1869), внесшего значительный вклад в разработку проблем отечественного музыкального образования. Энциклопедизм в познаниях, стремление к научному обоснованию музыкального искусства, осознание специфики музыки и ее роли в развитии человека на протяжении всей его жизни, - все это, будучи присуще В.Ф.Одоевскому, отразилось в его педагогических взглядах и его музыкально-педагогической деятельности.

Обращение к теме исследования обусловлено рядом предпосылок:

1 .Социально-исторические предпосылки, связанные с социокультурной ситуацией в России. Изменения, происходящие в социальной, политической, экономической, культурной жизни страны, обнажили процессы, имеющие негативные последствия для развития человека, такие, как:

• усиление общественного практицизма, проявляющегося в приоритете материальных ценностей над духовными в сознании человека;

• коммерциализация искусства, приведшая к изменению приоритетов в культурных ценностях общества;

• деформация эстетических вкусов молодежи.

В этих условиях актуализируется задача разработки проблем музыкального образования, суть которого в сохранении духовной целостности человека, в формировании его ценностных ориентиров, опирающихся на духовные потребности, и в восстановлении духовных связей между поколениями, так как именно через искусство (в том числе и через музыку) происходит передача духовного опыта человечества.

2.Гносеологические предпосылки. Влияние рационалистически-гносеологических требований НТР концентрирует усилия личности на общепринятых идеалах «научности», рациональном познании мира, что ведет к нарушению его всестороннего восприятия, ограничивает возможности человека в построении целостной картины мира и принятии решений в широком спектре жизненных ситуаций. Постижение мира в художественной форме дает возможность человеку использовать в качестве источника информации образы, отношения, переживания, то есть структурные компоненты, имеющие глобальную психическую природу. Таким образом, обращение к специфике художественного постижения мира не только расширяет возможности его познания, но и актуализирует проблемы дополнения структуры содержания образования опытом человеческих состояний.

3. Теоретико-практические предпосылки, связанные с потребностью в углублении теоретического знания по проблемам музыкального образования на современном этапе.

Недооценка специфики художественной деятельности в области музыкального образования как деятельности духовной привела к нарушению механизмов передачи духовных ценностей. В результате в теории и практике массового музыкального образования сложился ряд негативных тенденций, препятствующих решению проблем развития человека. Среди них такие, как:

• механический перенос рационально-понятийных методов освоения науки на художественные процессы, связанный с недооценкой специфики художественно-образного познания мира;

• гипертрофирование роли вербального знания в развитии человека в процессе его общения с музыкой, преобладание аналитического подхода над интуитивно-созерцательным;

• превалирование формального начала в области музыкального образования над творческим;

• рассогласованность между научно-теоретическими знаниями в области проблем развития человека и практикой музыкального образования;

• представление о цели музыкального образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», послужившее причиной его дегуманизации. Гуманистическое начало, заложенное в музыкальном образовании, практически вытеснилось утилитарно-прагматическим технократическим подходом. Духовные ценности в практике образования пытаются передавать так же, как передаются научные знания. В этих условиях актуализируются проблемы разработки методов освоения духовных процессов.

Рассогласованность между различными звеньями музыкального образования ведет к дискретности образовательной системы, являясь ограничительным фактором в процессе развития человека. Решение этой проблемы связано с необходимостью разработки вопросов непрерывного музыкального образования, являющегося важным фактором развития человека на протяжении всей его жизни.

Преодоление негативных тенденций, сложившихся в области музыкального образования, требует изменения профессионально-педагогических установок, открытия иных смыслов в деятельности учителя-музыканта, творческого осмысления исторического опыта.

Исследование и обобщение творческого наследия В.Ф.Одоевского, содержащего глубокую, оригинальную, не утратившую своего значения и сегодня, разработку идей музыкального образования, выявление и анализ его позитивных сторон смогут внести существенный вклад в историю и теорию педагогики, в процесс обновления современной теории и методики музыкального образования.

Имеющиеся научные работы посвящены осмыслению различных сторон творческого наследия В.Ф.Одоевского, таких, как:

• особенности жизненного и творческого пути ученого (Г.Б.Бернандт, О.Д.Голубева, И.А.Кубасов, П.Н.Сакулин, А.М.Ступель, М.А.Турьян);

• его философские и социальные воззрения, философская проза (М.И.Медовой, И.Ф.Худушина);

• философско-эстетическая концепция В.Ф.Одоевского (С.А.Соколовская);

• просветительская и педагогическая деятельность (Б.А.Лезин, Д.Л.Локшин, В.Я.Струминский, Д.Ф.Тарасов);

• литературно-критические взгляды (В.Г.Белинский, С.Ф.Касумова, Н.М.Михайловская);

• музыкально-критическая деятельность (Б.Б.Грановский, В.В.Протопопов);

• роль В.Ф.Одоевского в общественной и культурной жизни России (В.И.Егорова, Н.А.Янчук).

Однако вопросы музыкального образования в этих исследованиях или не затронуты вовсе, или освещены фрагментарно (Г.Б.Бернандт, И.А.Кубасов, Д.Л.Локшин, А.М.Ступель, Н.А.Янчук), что позволило сделать вывод о том, что эта проблема в истории отечественной педагогики является практически не разработанной.

Во многом это связано с тем, что некоторые труды В.Ф.Одоевского, посвященные проблеме музыкального образования, не были закончены педагогом, до сих пор не опубликованы и находятся в его архивах в черновых набросках, заметках, отдельных записях. Важные вопросы музыкального образования рассматриваются В.Ф.Одоевским в письмах, рецензиях на концерты, в отдельных статьях.

Знакомство с содержанием всех перечисленных материалов, сопоставление их с его изданными трудами, свидетельствует о том, что теоретическая и практическая деятельность В.Ф.Одоевского в области музыкального образования отличалась новизной, оригинальностью и для своего времени была единственной в своем роде. Идеи В.Ф.Одоевского о музыкальном образовании не утратили своей актуальности, но, к сожалению, до сих пор не нашли должного отражения в трудах по музыкальной педагогике.

Между тем, специальное исследование проблемы музыкального образования в творческом наследии В.Ф.Одоевского позволяет уточнить важные аспекты логики формирования теории развития человека в процессе его общения с музыкой и открывает возможности совершенствования музыкального образования в настоящее время.

Таким образом, существующее противоречие между необходимостью осмысления историко-педагогического знания в области музыкального образования и недостаточной разработанностью информационного обеспечения этого процесса в отечественной педагогике позволило сформулировать проблему нашего исследования, заключающуюся в выявлении возможностей обогащения педагогического знания на основе иследования теоретического и практического опыта В.Ф.Одоевского в области музыкального образования.

Данная проблема явилась основанием для выбора темы исследования «Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В.Ф.Одоевского».

Научный аппарат исследования складывается из следующих составных компонентов:

Объект исследования: творческое наследие В.Ф.Одоевского.

Предмет исследования: теория и практика музыкального образования как фактора развития человека в творческом наследии В.Ф.Одоевского.

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт В.Ф.Одоевского в области музыкального образования, определить его значение для дальнейшего развития отечественной теории и практики музыкального образования.

Задачи исследования:

Охарактеризовать музыкальное образование в России в контексте общественно-педагогической ситуации в исследуемый период (20-60-е годы XIX века).

2.Выявить мировоззренческие основания и методологические принципы в подходах В.Ф.Одоевского к осмыслению проблемы музыкального образования.

3. Раскрыть сущность и особенности взглядов В.Ф. Одоевского на музыкальное образование как фактор развития человека, показать опыт их практической реализации.

4.0пределить актуальность идей В.Ф.Одоевского для развития отечественной теории и практики музыкального образования.

Методологической основой исследования явились:

• теоретико-методологические основы изучения мирового и отечественного историко-педагогического процесса (М.В.Богуславский, З.И.Васильева, Г.Б.Корнетов, З.И.Равкин);

• гуманитарно-аксиологический подход в образовании (С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Л.Н.Лесохина);

• концепции музыкального образования (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский);

• концепция художественной формы музыки (Б.В.Асафьев, В .В .Медушевский);

• теория сущности художественного творчества как особого способа освоения мира (Б.В.Асафьев, Л.С.Выготский, М.С.Каган);

• концепция преподавания искусства (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская);

• разработанная отечественными психологами и педагогами концепция развития человека (Л.И.Анцыферова, К.А.Альбуханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, П.Ф.Каптерев, И.А.Колесникова, С.Л.Рубинштейн, И.С.Якиманская, Е.Л.Яковлева);

• концепция индивидуальных различий и способностей (Б.М.Теплов);

• концепция целостного человекознания (Б.Г.Ананьев);

• научные разработки в области философии и теории непрерывного педагогического образования (И.Ю.Алексашина, Н.В.Бордовская, Т.Г.Браже, В.Г.Воронцова, Б.С.Гершунский, А.В.Даринский, В.В.Краевский, В.Ю.Кричевский, В.Н.Максимова, Н.Д.Никандров, Е.В.Ткаченко, В.Д.Шадриков, П.Г.Щедровицкий и др.).

Источниковедческая база исследования:

• Архивы В.Ф.Одоевского, хранящиеся в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург, фонд 539); Российской государственной библиотеке (г.Москва, фонд 210); Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (библиотека В.Ф.Одоевского); Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки (г.Москва, фонд 73); Российском государственном архиве литературы и искусства (г.Москва, фонд 365); Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург, фонд 71).

• Письма В.Ф.Одоевского.

• Дневник В.Ф.Одоевского.

• Музыкально-литературное наследие В.Ф.Одоевского.

• Педагогические труды В.Ф.Одоевского.

• Учебные книги и пособия для детей В.Ф.Одоевского.

• Воспоминания о В.Ф.Одоевском его современников.

В качестве источников использовались не только труды самого В.Ф.Одоевского, но и большой комплекс дополнительно привлеченных материалов, содержащих в себе информацию, способствующую решению поставленных исследовательских задач.

Методы исследования:

1) Сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнивать и сопоставлять историко-педагогические события, выявляя в них сходство и различия.

2) Историко-генетический метод, позволяющий рассматривать исто-рико-педагогический процесс в его развитии от ранних форм к более поздним.

3) Историко-структурный метод, позволяющий рассматривать истори-ко-педагогический процесс во взаимосвязи его основных системообразующих компонентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В трудах В.Ф.Одоевского содержатся важные теоретико-методологические положения, раскрывающие возможность и необходимость целостного развития человека на основе музыкального образования в единстве его природных, социальных и духовных характеристик.

2. Система взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование постепенно выстраивается в стройную концепцию, раскрывающую особенности одного из видов педагогической деятельности, опирающейся на специфику музыки как самоценного явления искусства и «природу человеческой души» (В.Ф.Одоевский), что является условием реализации и максимального раскрытия сущностных сил человека в процессе его общения с музыкой. Данный подход к музыкальному образованию явился смыслообразующим при определении В.Ф.Одоевским путей и форм приобщения человека к музыке на протяжении всего его жизненного пути, а также при разработке принципов и методов, структуры и содержания музыкального образования, что способствовало реализации его гуманистического потенциала.

3.Значение концепции музыкального образования В.Ф.Одоевского в решении современных педагогических проблем обусловлено ее прогностическим характером, в связи с чем она должна быть включена в воссоздающийся российский истсрикс-педагогический контекст.

Этапы исследования: 1995-1997 годы - теоретическая разработка проблемы, изучение историко-педагогической литературы, в том числе по проблемам музыкального образования.

1997-1999 годы - сравнительный анализ мемуарных источников, работа с архивными материалами.

1999-2000 годы - систематизация и обобщение полученных результатов, написание текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в научный оборот введены новые, не использованные ранее источники, извлеченные из архивных материалов В.Ф.Одоевского, отражающие его индивидуальное видение проблемы музыкального образования:

• определены социокультурные предпосылки и теоретические основания, обусловившие формирование взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование как фактор развития человека;

• проанализированы представления В.Ф.Одоевского о принципах и методах, структуре и содержании музыкального образования;

• на основе всестороннего анализа системы взглядов В.Ф.Одоевского в его творческом наследии выявлена концепция музыкального образования, опирающаяся на смыслообразующую идею целостного развития человека в процессе его общения с музыкой;

• определена актуальность концепции В.Ф.Одоевского для решения современных проблем музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования:

• конкретизированы общетеоретические представления о развитии русской музыкальной педагогики, определена роль творческого наследия В.Ф.Одоевского в этом процессе;

• выявлены истоки важнейших идей, определяющих содержание отечественной музыкальис-псдагогической культуры середины Х1Х-ХХ веков. К числу этих идей относятся: всеобщность, массовость и обязательность общего музыкального образования; непрерывность музыкального образования, понимаемая как продолжающийся на протяжении всей жизни человека процесс его развития, направленный на самореализацию в музыкальном искусстве; осознание специфики музыкального образования как ценностно-значимого вида педагогической деятельности, опирающейся на природу музыки и человека; установление причинно-следственной связи между музыкальным образованием и развитием человека.

Эти идеи могут служить концептуальной основой для дальнейших исследований в области музыкальной педагогики, изучения процесса ее развития, материалом обоснования научных подходов к решению проблем современного образования.

Практическая значимость исследования заключается в реализации его результатов в практической деятельности образовательных учреждений: в процессе разработки лекционных курсов и факультативных программ по истории, теории и методике музыкального образования в педагогических училищах, вузах, на курсах повышения квалификации учителей музыки общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены четкой методологической позицией, реализацией комплекса разносторонних методов исследования, адекватных его предмету и задачам; анализом широкого спектра историко-педагогических материалов, основанном на взаимодополняемости данных из различных источников (архивных, мемуарных и т.д.).

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих направлениях: через публикации диссертанта, в системе лекционных занятий с учителями школ Санкт-Петербурга (СПбГУПМ, СШ № 467), в ходе проведения практических занятий по основному музыкальному инструменту и в процессе руководства педагогической практикой студентов факультета музыки РГПУ им. А.И.Герцена, на межвузовских научно-практических конференциях «Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект» (СПб, 1996 г.), «Методология и методика экспериментальной работы в школе» (СПб, 1997 г.), Международных конференциях «Женский вопрос в контексте национальной культуры» (СПб, 1998 г.), «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект,^современное-состояние и перспективы развития» (Москва, 1999 г.), межрегиональных конференциях «Ис-торико-педагогическое измерение в образовании» (СПб, 1998 г.; СПб, 1999 г.).

Структура диссертации. Диссертация изложена на 201 странице машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы

1. Система взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование была тесно связана с его общественно-политическими, философско-эстетическими, психолого-педагогическими, культурологическими воззрениями, основывалась на всестороннем изучении и творческом осмыслении прогрессивной русской и зарубежной педагогической мысли, трудов по проблемам философии, педагогики, эстетики, психологии. В данном подходе проявилось глубокое убеждение В.Ф.Одоевского в том, что педагогика «может достигнуть высшей степени совершенства лишь соединением многих опытов и совокупными усилиями многих людей.» [46, л. 69].

2.Логика развития взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование выстраивалась в стройную концепцию, основанную на системообразующей идее целостного развития человека в единстве всех его качественных характеристик, содержащую совокупность путей, средств, способов и форм приобщения человека к музыке и обогащения на этой основе его духовного мира.

3. В подходах к музыкальному образованию В.Ф.Одоевский исходил из необходимости распространения музыкальной грамотности в народе, а также из потребностей России в развитии как общего, так и профессионального музыкального образования. Демократический характер музыкально-педагогических взглядов и деятельности В.Ф.Одоевского определяется его признанием права на музыкальное образование всех сословий и общедоступности музыкального образования для человека на всех возрастных этапах.

4. В.Ф.Одоевский подошел к проблемам музыкального образования с позиций передовых научных знаний своей эпохи, а во многом и опередил их, наметив пути разработки проблем, основанных на взаимосвязи между процессами постижения музыки с одной стороны, и развитием человека на основе общения с ней - с другой. Новизна подходов В.Ф.Одоевского к обоснованию методов, принципов, содержания и структуры музыкального образования заключалась в том, что педагог опирался в данном процессе не только на психологические основы человеческого организма, но и на специфику самой музыки как самоценного явления искусства, что позволяло в полной мере реализовать ее возможности в развитии человека.

Данная точка зрения В.Ф.Одоевского согласуется с современным гуманитарно-аксиологическим подходом в образовании, позволяющим осмыслить его в контексте реализации сущностных сил человека, рассмотреть образование (в том числе и музыкальное) сквозь призму потенциала человеческой природы, на всемерное развитие которого направлена вся история педагогики, в том числе и музыкальной, как ее неотъемлемой составной части. В середине XIX века идеи В.Ф.Одоевского отражали потенциальный уровень знания о специфике музыкального образования, еще не отрефлексированный в сфере общего и профессионального музыкального образования.

5. Музыкально-педагогическая деятельность и идеи музыкального образования В.Ф.Одоевского явились ценным вкладом в русскую педагогику, оказав влияние на дальнейшее развитие отечественной педагогической культуры.

Многие проблемы музыкального образования, намеченные в трудах В.Ф.Одоевского, представляют интерес для исследования и в настоящее время, а именно:

-музыкальное образование как непрерывный процесс;

-выявление причинно-следственной связи между спецификой музыки как вида искусства и развитием человека;

-разработка методики музыкального образования, основанной на взаимоотношении зрительно-слуховых представлений и двигательных координаций;

-достижение всеобщей музыкальной грамотности всего населения, имея в виду развитие органов чувств, элементарных способностей музыкального восприятия и эстетического вкуса и на этой основе - развитие ценностно-мотивационной сферы человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование музыкального образования как фактора развития человека в системе взглядов В.Ф.Одоевского позволяет сделать определенные теоретические выводы.

1. В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования особую актуальность приобретает разработка критериев эффективности процесса обновления преподавания музыки и установление причинно-следственных связей между содержанием музыкального образования и развитием человека на его основе. Но, чтобы творческие поиски в области музыкального образования стали выражением нового педагогического мышления и имели системообразующую цель - развитие человека, необходимы не только прогнозирование развития музыкальной педагогики на основе новейших достижений современной науки, но и тщательная проработка всего педагогического наследия, обращение к существовавшим отечественным традициям. Одной из таких благородных традиций отечественной истории педагогики было пристрастное внимание к проблемам взаимосвязи образования и культуры, и к музыкальному образованию в том числе.

За многовековую историю музыкального образования было немало выдающихся деятелей русской культуры, внесших свой вклад в его развитие. Пример тому - просветительская, организаторская, педагогическая и научная деятельность Владимира Федоровича Одоевского, человека, обладающего незаурядными музыкальными способностями, рассматривающего свою деятельность в области музыкального образования как исполнение нравственного долга перед своим народом.

2. Проведенное исследование творческого наследия В.Ф.Одоевского показало, что сущность системы взглядов педагога на музыкальное образование проявлялась в их опоре на идею целостного развития человека в процессе его общения с музыкой в единстве его природных, социальных и духовных характеристик. Осмысление системы взглядов В.Ф.Одоевского в контексте данной идеи позволило выявить в его творческом наследии концепцию музыкального образования, отражающую потенциальный уровень знаний о специфике музыкального образования как факторе развития человека.

3. Особенность взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование раскрывалась в осознании педагогом музыкального образования как одного из видов педагогической деятельности, опирающейся на специфику музыки как самоценного явления искусства, с одной стороны, и психологические особенности человека - с другой. Данный подход к музыкальному образованию давал возможность наиболее полно реализовать гуманистический потенциал музыки в процессе педагогической деятельности.

4. Музыкальное образование в концепции В.Ф.Одоевского рассматривается многоаспектно: как ценность, как процесс и как результат. Аксиологические подходы к музыкальному образованию основывались у В.Ф.Одоевского на осознании ведущей роли музыки в жизни человека. Взгляды педагога на непрерывное музыкальное образование позволяют рассматривать его как процесс. Выделение музыкального образования как результата обосновывается тем, что в качестве его итога В.Ф.Одоевский рассматривал определенный уровень музыкальной образованности человека, понимаемой в широком смысле, являющейся, по его мнению, обязательной и неотъемлемой частью его духовной культуры.

5.Проведенное исследование выполнило поставленные задачи: характеристика музыкального образования в России в контексте общественно-педагогической ситуации (20-60-е гг. XIX века) и анализ теоретического и практического опыта В.Ф.Одоевского дали возможность определить общее и индивидуально-особенное в системе взглядов В.Ф.Одоевского на музыкальное образование, выявить их сущность и специфику, обосновать актуальность идей музыкального образования В.Ф.Одоевского для дальнейшего развития отечественной теории и практики музыкального образования.

6.Актуальность концепции музыкального образования В.Ф.Одоевского обусловлена важностью проблем музыкального образования, исследуемых педагогом, и в частности таких, как непрерывное музыкальное образование, понимаемое как возможность и необходимость общения человека с музыкой на протяжении всего его жизненного пути. Будучи «первооткрывателем» в этой сфере музыкального образования, В.Ф.Одоевский один из первых в России положил начало разработке содержательных и структурно-организационных основ этого процесса.

В современных условиях, когда речь идет о создании единого «художественно-образовательного пространства» России, включающего общее художественное, профессиональное художественное и художественно-педагогическое образование, в системе которого музыкальное образование является неотъемлемой составной частью, намеченные В.Ф.Одоевским подходы к музыкальному образованию как непрерывному процессу и как условию духовного обогащений человека, могут служить основой для их творческого осмысления и обогащения современной теории и практики музыкального образования историческим опытом решения данных проблем.

Исследуемые В.Ф.Одоевским подходы к музыке как науке и как искусству указывают в современных условиях пути разработки принципов и методов музыкального образования, адекватных закономерностям музыкального искусства и природе человека, помогают осознать музыкальное образование как феномен, в котором наука и искусство не только не противопоставлены, но, напротив, находятся во взаимосвязи и взаимодополняемости, обеспечивая постижение музыки, а на ее основе - и всего многообразия мира, истинно научным методом познания.

7. Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблем музыкального образования. Представляется, что в числе вопросов, требующих рассмотрения в рамках сформулированной проблематики, могут быть следующие:

-исследование процессов взаимодействия педагогических традиций и их влияния на развитие человека в прошлом и настоящем;

-анализ значимости музыкального образования в системе духовных ценностей человека;

-конкретизация проблем музыкального образования посредством изучения его эволюции в контексте всемирного историко-педагогического процесса;

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Праслова, Галина Адамовна, Санкт-Петербург

1. Одоевский В.Ф. Бесплатный класс простого хорового пения Русскогомузыкального общества в Москве // Музыкально-литературное наследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с. -(С. 291-303).

2. Одоевский В.Ф. Ингеборг Штарк // Музыкально-литературное наследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с. -(С. 239-240).

3. Одоевский В.Ф. Избранные музыкально-критические статьи. М.-Л.:

4. Государственное музыкальное издательство, 1951. 120 с.

5. Одоевский В.Ф.Избранные педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955.-368 с.

6. Одоевский В.Ф. Инструкция «По предмету воспитания начальству 2-годетского ночлега» // Избранные педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955.- 368 с. - (С.69-71).

7. Одоевский В.Ф. Какая польза от музыки // Музыкально-литературноенаследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с. (С.459-463).

8. Одоевский В.Ф. Концерт русского музыкального общества // Музыкально-литературное наследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723 с. (С. 250-254).

9. Одоевский В.Ф. Лагруа в роли Донны Анны // Музыкальнолитературное наследие.- М. Государственное музыкальное издательство, 1956.-723 с. (С. 240- 249).

10. Одоевский В.Ф. Мирская песня, написанная на восемь голосов крюками с киноварными пометами // Музыкально-литературное наследие.-М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с. (С. 371-382).

11. Одоевский В.Ф.Музыкальная азбука // Музыкально-литературное наследие." М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с-(С. 468- 481).

12. Одоевский В.Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов // Музыкально-литературное наследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с. (С. 346-368).

13. Одоевский В.Ф. Музыка и жизнь // Музыкально-литературное наследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с. (С. 483-485).

14. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723 с.

15. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Избранные педагогические сочинения.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955.- 368 е.- (С.61-68).

16. Одоевский В.Ф. О Лаубе, как основателе у нас настоящей скрипичной школы // Музыкально-литературное наследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723 е.- (С.338-340).

17. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве / Вступит, статья, составл. и коммент. В.И.Сахарова. М.: Современник, 1982.- 223 с.

18. Одоевский В.Ф. Опыт музыкальной ереси // Музыкально-литературное наследие.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.-723с. (С. 448-451).

19. Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // Избранные педагогические сочинения.19.