Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народная песня как интегрирующее средство обучения учащихся сельской школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Горинова, Мария Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народная песня как интегрирующее средство обучения учащихся сельской школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Горинова, Мария Александровна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки использования народной песни на уроках гуманитарно-эстетического цикла.

1.1. Народная песня как социально-культурный феномен.

1.2. Народная музыка как педагогическое средство в различных цивилизациях.

1.3. Интеграция обучения и возможные пути использования народной музыки в учебном процессе.

1.4. Дидактический статус народной песни.

ГЛАВА 2. Эффективность использования народной песни как интегрирующего средства обучения в образовательном процессе сельской школы.

2.1. Построение опытно-экспериментальной модели обучения.

2.2. Практические предпосылки использования народной песни как интегрирующего средства обучения.

2.3. Особенности построения процесса обучения с использованием народной песни в качестве интегрирующего дидактического средства.

2.4. Организация эксперимента и проверка эффективности использования народной песни как интегрирующего средства обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народная песня как интегрирующее средство обучения учащихся сельской школы"

Одно из направлений работы современной школы - формирование гуманистической культуры подрастающего поколения. Эта работа обусловлена общей тенденцией гуманизации и демократизации системы образования. Гуманизация образовательного процесса предполагает усиление его культурологического компонента, который, в свою очередь, предусматривает усвоение обучающимися эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений.

Возрастающий интерес к народному искусству, обращение к вековым традициям народа отражает стремление общества к духовному самосохранению, ибо народ, не знающий своих истоков, своих корней, пребывает, по замечанию Д.С. Лихачева, в культурной амнезии, а потому не имеет будущего. Не случайно в настоящее время в центре внимания многих исследователей находятся различные проблемы воспитания подрастающего поколения средствами народного искусства (М.И. Алдошина, А.А. Данилов, Т.В. Зуева, Е.В. Малей-ченко, С.Н. Новиков, Г.П. Новикова, J1.H. Паукова, А.А. Полякова, Е.А. Самойлова, В. Соколова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.). На воспитательную ценность народных песен указывали в свое время А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский и др.

Музыкальный фольклор как средство нравственного, эстетического, патриотического воспитания рассматривается также и в работах современных исследователей, таких, как: В.А. Алексеев, В.Х. Арутюнян, Л.Б. Бактигулова, Г.Н. Комарова, Л.М. Кашапова, Ю.Б. Мандрик, А.Ш. Хасанов и др.

Возникнув в глубокой древности как жизненная потребность, народная песня стала неотъемлемой частью человеческого общества. Народная песня -это не только эмоциональная реакция народа на происходящие события, но и способ познания им окружающей действительности. В ней веками накапливался и выкристаллизовывался социальный опыт многих поколений. Д.Б. Кабалевский подчеркивал, что народная песня - это энциклопедия жизни народа.

Народная песня является не только источником, но и проводником знаний, которые передавались веками изустно от поколения к поколению, поэтому она имеет высокую йознавательную ценность. В ней актуализируются гуманитарные знания, имеющие отношение к различным областям человеческой жизни, прежде всего - к истории, литературе, языку, музыке, мифологии и т.д.

О народной песне как хранительнице и проводнике знаний, накопленных человечеством, свидетельствуют работы М.К. Азадовского, С.Н. Азбелева, В.П. Аникина, П.Г. Богатырева, Р.И. Грубера, В.Е. Гусева, Б.М. Добровольского, С.Г. Лазутина, Т.В. Поповой, B.C. Попова, Б.Н., Путилова, Ф.А. Рубцова, Г.Г. Соболевой, А.Д. Соймонова, И.И. Толстого, Т.В. Челышевой, Ю.И. Шейкина, В.М. Щурова и др.

Свойство народной песни передавать знания, накопленные в ней, открывает широкие перспективы для ее использования в педагогическом процессе (Т.В. Челышева).

Свойство музыкального фольклора концентрировать знания об истории народа и его культуре предоставляет возможности для интеграции содержания гуманитарных и эстетических дисциплин средствами народной песни.

Проблемы интеграции знаний, интерес к которым особенно возрос в восьмидесятые годы 20-го века, привлекают и сегодня как отечественных, так и зарубежных ученых. По мнению М.Н. Берулавы, будущее - за интегральной моделью обучения, а немецкие исследователи Г. Нойнер и Р. Биммель определяют интеграцию наряду с компьютеризацией и интернетом как обучающую стратегию третьего тысячелетия.

О неослабевающем интересе научной педагогической мысли к вопросам интеграции обучения свидетельствуют публикации таких авторов, как Н.С.

Антонов, B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, И.П. Волков, 3. Гельман, Ю.И. Дик, М.К. Енисеев, А.И. Еремкин, И.Д. Зверев, Р.Д. Ильченко, Т.А. Камышникова, Е.Н. Колокольцев, В.Я. Коровина, В.В. Лубенко, В.Н. Максимова, Г. Максимов, М.И. Махмутов, В. Нойман, А .Я. Найн, В.Н. Назаретян, А.И. Пайгусов, А.А. Пинский, В.В. Усанов, В.Х. Хадаев, Г.И. Школьник, О. Яворук и др.

Несмотря на многочисленность публикаций, всесторонне освещающих возможности народной песни как важного средства воспитания, использование ее в дидактическом аспекте разработано явно недостаточно: не определен дидактический статус, нет исследований, посвященных проблемам интеграции знаний учащихся средствами музыкального фольклора.

Особую значимость приобретает применение народной песни на уроках в сельской школе. Это объясняется рядом причин: во-первых, для села специфична близость к истокам народного творчества. Многие жанры народной песни считаются традиционно крестьянскими. Они возникли в крестьянской среде, изображают сельский труд, взаимоотношения людей, живущих в деревне, воспевают красоту родной природы.

Во-вторых, народная песня почитаема и ныне среди сельского населения. Благодаря особенностям жизненного уклада, именно село является той средой, в которой хранятся и передаются из поколения в поколение народные традиции, обряды и обычаи.

В-третьих, сельская школа, особенно расположенная в глубинке, является не только проводником знаний, но и центром и проводником культуры.

Результаты проведенного нами анкетирования, в котором участвовало 80 сельских школ Орловской области, показывают, что учащиеся 8-11 классов (80% опрошенных) с уважением относятся к песенному народному творчеству. Молодежи, по их мнению, необходимо знать народные песни, несмотря на то, что они не так часто звучат в средствах массовой информации. С другой стороны, «песенный запас» опрошенных невелик. Это объясняется отчасти неудовлетворительным положением дел, касающемся преподавания музыки и пения в сельских школах Орловской области. Анкетные данные свидетельствуют о том, что этот предмет ведется специалистами лишь в 23 школах. Вместе с тем, народную песню на своих уроках используют учителя литературы (100%), учителя истории (50%). Однако учителя-гуманитарии не имеют четкого представления о путях использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения. Интегрированные уроки в школах проводятся крайне редко, хотя к идее проведения таковых все участники анкетирования относятся положительно и расценивают интегрированные уроки как один из путей повышения эффективности учебного процесса.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью в использовании народной песни как интегрирующего средства обучения и традиционной системой обучения с присущей ей дифференцированностью предметного содержания.

С учетом вышеизложенного была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: каковы педагогические возможности и пути использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения ? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - процесс обучения предметам гуманитарно-эстетического цикла в школе с использованием народной песни.

Предмет исследования - народная песня как интегрирующее средство обучения на уроках гуманитарно-эстетического цикла в сельской школе.

Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования:

1. Раскрыть дидактический статус народной песни.

2. Разработать дидактическую модель использования народной песни как интегрирующего средства обучения.

3. Обосновать критерии, показатели и уровни интеграции знаний средствами народной песни.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность использования народной песни как интегрирующего средства обучения.

5. Разработать методические рекомендации по использованию народной песни как интегрирующего средства обучения.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что народная песня будет являться средством интеграции знаний учащихся, способствующим формированию гуманитарной компетенции, при соблюдении следующих условий:

•наличии общности тематики используемого песенного материала и интегрируемых предметов;

•сопоставимости хронологических аспектов интегрируемых дисциплин и песенного материала;

•проведении обобщающих интегрированных уроков на основе краеведения.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения античных мыслителей о роли музыки в формировании личности (Аристотель, Платон, Плутарх, Пифагор, Цицерон), концепция целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский), теория интегра-тивного обучения (Н.С. Антонов, М.Н. Берулава, Ю.И. Дик, А.И. Еремкин, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, М.И. Махмутов), положения о модели формирования содержания образования в свете технологического подхода к обучению (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.И. Уман), положения о социально-педагогической значимости народного музыкального искусства (Э.Е. Алексеев, В.Е. Гусев, Р.И. Грубер, Д.Б. Кабалевский, Н.П. Колпакова, Т.В. Попова, Г.Г. Соболева, Ф.А. Рубцов, И.И. Толстой, К.Д. Ушинский, Т.В. Челышева, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, В.П. Шестаков и др.)

При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования; обобщение и анализ педагогического опыта; методы эмпирического уровня (наблюдение, анкетирование, интервьюирование педагогов и детей, беседа); диагностические методы (тестирование); педагогический эксперимент и методы прикладной математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала экспериментальная площадка «Школа-лаборатория гуманитарного образования» при Орловском областном институте усовершенствования учителей, охватившая три сельские малокомплектные школы: Топковскую (Покровский район), Хо-тимль - Кузьменковскую (Хотынецкий район) и Липовецкую (Ливенский район), а также следующие школы Орловского района: Киреевская М/К СШ и Стрелецкая СШ.

В исследовании принимали участие 142 учащихся и 170 учителей-предметников (констатирующий эксперимент) и участие 48 учащихся (формирующий эксперимент).

Исследовательская работа осуществлялась в три этапа.

Первый этап (1995 - 1997) был посвящен изучению психолого-педагогической, искусствоведческой и философской литературы, анализу разных аспектов проблемы исследования; определялись его параметры, предмет, структура, гипотеза, методология и методы, проводился констатирующий эксперимент, выявлялись условия, критерии, показатели интеграции знаний учащихся средствами народной песни.

Второй этап (1997 - 1999) был этапом разработки содержания и методики формирующего эксперимента, его проведения, в ходе которого в школьную практику внедрялась программа реализации 1 -го и 2-го направлений ин

•I теграции, уточнялись условия эффективного использования народной песни как интегрирующего средства обучения.

Третий этап (1999 - 2001) включал в себя подведение итогов, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработку научно! практических рекомендаций и оформление результатов исследования в виде диссертации.

I ф Основные положения, выносимые на защиту:

• Народная песня выступает в процессе обучения в качестве дидактического средства и реализует следующие функции: познавательную,

I междисциплинарную, конкретизирующую, ценностную и преобраI зующую.

I • Реализуя познавательную, междисциплинарную и конкретизирующую функции, народная песня способствует установлению внутри- и межпредметных связей, а также обеспечивает связь изучаемого материала с краеведением.

• Ценностная функция народной песни формирует эмоционально-ценностное отношение учащихся к изучаемому материалу и к окружающей действительности. Последнее становится возможным благодаря особому свойству народной песни - валентности, т.е способности оставлять открытыми жизненные связи, подключаться к настроениям, чувствам слушателей и близко затрагивать их интересы.

• В результате реализации перечисленных функций формируется интегрированное знание учащихся - гуманитарная компетенция (ГК), рассматриваемая нами в качестве основного критерия интеграции.

• Преобразующая функция народной песни способствует формированию умений ГК, выступающих в качестве показателей интеграции знаний учащихся.

• Процесс интеграции знаний средствами народной песни эффективен при соблюдении следующих условий: совпадения интегрируемых аспектов в плане содержания, близости хронологических аспектов интегрируемых дисциплин, проведения цикла обобщающих интегрированных уроков, где в качестве интегратора выступает краеведение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования народной песни как интегрирующего средства обучения, определен дидактический статус народной песни, разработана дидактическая модель использования народной песни как интегрирующего средства обучения, выявлены критерии и показатели интеграции знаний учащихся средствами народной песни.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с теоретическим обоснованием был разработан цикл обобщающих интегрированных уроков с использованием народной песни в качестве интегрирующего средства обучения, предполагающий связь изучаемого материала с краеведением; разработаны методические рекомендации для учителей по использованию народной песни как интегрирующего средства обучения. Материалы диссертации могут быть использованы в общеобразовательных школах учителями истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, а также в вузах при подготовке специалистов-предметников соответствующих профилей; материалы исследования могут быть также учтены при разработке программ по указанным предметам, на занятиях профильных отделений факультета дополнительных педагогических профессий.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью и научной значимостью исходных теоретических и методологических положений; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; изучением педагогической практики; организацией и проведением опытно-экспериментальной работы в базовых школах; возможностью распространения опыта экспериментальной работы и личным участием автора в разработке и проведении экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры общей педагогики Орловского государственного университета (1997 - 2001 гг.). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись также путем участия автора в ряде научно-практических конференций, в том числе Всероссийских (Орел, 1999; Курск, 1999), межрегиональной (Брянск, 1998) и региональных (Орел, 1996, 1997; Челябинск, 2000). Материалы исследования используются в ряде сельских школ Орловской области; внедрены в практику школ методические рекомендации для учителей по использованию народной песни как интегрирующего средства обучения на уроках гуманитарно-эстетического цикла.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (205 наименований) и приложений. Общий объем текста-216 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

В настоящей главе дан исторический экскурс в исследуемую проблему и определены исходные позиции нашего исследования. На основе анализа научной литературы по исследуемой проблеме мы можем сделать следующие выводы:

Как социальный культурный феномен народная песня обладает следующими свойствами; впитывать и хранить социальный опыт предшествующих поколений; передавать накопленные ею знания из поколения в поколение; валентностью, т.е. способностью оставлять открытыми жизненные связи и подключаться к настроениям, чувствам слушателей и близко затрагивать их интересы. Генеральная функция народной песни - воспитывать человеческое в человеке. Перечисленные характеристики народной песни свидетельствуют о ее большом воспитательном и образовательном потенциале.

Ретроспективный анализ литературы показывает, что народная песня на протяжении веков использовалась (и широко используется в настоящее время) в качестве средства воспитания. Однако вопросы применения ее в качестве дидактического средства разработаны недостаточно. Такая необходимость есть. Она обусловлена тем, что последнее время чрезвычайно актуальными становятся идеи гуманизации образования и интеграции обучения. Рассматривая место народной песни в содержании обучения, мы определяем ее как идеальное дидактическое средство, способствующее, с одной стороны, организации и оптимизации учебного процесса, а с другой стороны - интеграции и конкретизации знаний учащихся, а также формированию опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающей действительности и умений гуманитарной компетенции. Как средство обучения народная песня выполняет следующие функции: познавательную, межоисциплинарную, конкретизирующую, ценностную и преобразующую. Первые четыре из перечисленных функций способствуют формированию интегрированного знания учащихся -гуманитарной компетенции. Преобразующая функция народной песни инициирует формирование умений гуманитарной компетенции.

Реализация функций народной песни предполагается на обобщающих интегрированных уроках, где в качестве интегратора будет выступать краеведение. Детальному рассмотрению данного вопроса посвящается вторая глава исследования.

Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК ИНТЕГРИРУЮЩЕГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В первой главе диссертационного исследования было дано теоретическое обоснование дидактического использования народной песни как интегрирующего средства обучения. Для этого была предпринята попытка выявить образовательный потенциал народной песни, ее социальную значимость, обобщить опыт использования музыкального фольклора в различных педагогических системах прошлого, выявить условия и возможные пути использования народной песни в процессе обучения и определить ее дидактический статус.

Практическая часть ставить такие задачи, как:

- построение опытно-экспериментальной модели обучения;

- реализация модели в процессе обучения и внедрение материалов исследования в школьную практику;

- оценка эффективности использования народной песни как интегрирующего средства обучения.

2.1. Построение опытно-экспериментальной модели обучения

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с несколькими программами Министерства образования РФ, в которых большое внимание уделяется освоению культурного наследия прошлого. Приобщение к народному творчеству рассматривается в них как важный аспект воспитания духовно богатой личности, как средство формирования гуманистической культуры школьников, одним йз проявлений которой является эмоциональноценностное отношение учащихся к окружающей действительности. Эти программы успешно внедряются ИУУ Орловской области в практику школ и реализуется в спецкурсах, на факультетах, в кружковой работе. Не вызывает сомнения, что приобщение школьников к музыкальному народному творчеству должно осуществляться как основными, так и вспомогательными видами и формами учебной работы. Поэтому народная песня должна занять свое достойное место и на уроках гуманитарно-эстетического цикла. Народные песни, как и любой элемент искусства, «не только не мешают восприятию научных истин, но, наоборот, способствует их сознательному и эмоциональному усвоению» [151, 88]. Сказанное выше послужило обоснованием для разработки дидактической модели использования народной песни в процессе преподавания гуманитарных и эстетических дисциплин. Работа состояла из нескольких этапов:

- определение структурных компонентов модели,

- выявление условий эффективного использования народной песни как интегрирующего средства обучения,

- определение критериев и показателей интеграции знаний учащихся,

- планирование процесса обучения,

- организация и проведение опытно-экспериментальной работы,

- оценка эффективности использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения.

Рассмотрим указанные этапы подробнее.

При создании модели мы руководствовались положениями о дидактическом статусе народной песни, вытекающими из теоретического анализа литературы, положениями об условиях и аспектах интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Е.В.Малейченко в своем диссертационном исследовании отмечает: «Моделирование в обучении имеет два аспекта: содержание, которое необходимо усвоить школьникам и учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение» [91, 94]. Таким образом, разрабатываемая модель состоит из содержательного аспекта и аспекта реализации.

Содержательный аспект дидактической модели определяет место народной песни как интегрирующего средства в содержании обучения. В результате анализа научной литературы по исследуемому вопросу было выявлено, что гуманитарные и эстетические дисциплины интегрируются именно в плане содержания, поскольку у них общий объект изучения, а именно, человек и общество, сходная методика изучения этого объекта, общие логические законы. На это указывают, в частности, И.Д.Зверев, Н.С.Антонов, В.Н.Максимов и другие.

Компонентами интеграции являются вариативная часть учебного плана и краеведение. Интегрируемые предметы - история, литература и изобразительное искусство.

Средство интеграции - народная песня. Эффективность использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения обеспечивается реализацией выделенных нами функций: познавательной, междисциплинарной, конкретизирующей, ценностной и преобразующей. Познавательная функция народной песни способствует углублению внутрипредметных связей. Междисциплинарная - установлению межпредметных связей. Конкретизирующая функция народной песни способствует проецированию изучаемого материала в краеведение, а ценностная - формированию эмоционально-ценностных отношений к изучаемому материалу и к окружающей действительности. Последнее становится возможным благодаря особому свойству народной песни - ее валентности, т.е. способности подключаться к настроениям, чувствам слушателей и близко затрагивать их интересы. Познавательная, междисциплинарная, конкретизирующая и ценностная функции формируют гуманитарную компетенцию учащихся. Преобразующая функция народной песни инициирует формирование умений гуманитарной компетенции.

При моделировании необходимо учитывать также не только, что именно мы интегрируем средствами народной песни, но и при каких условиях осуществляется интеграция, а также формы обучения (типы уроков, на которых интеграция наиболее эффективна).

Из анализа литературы следует, что процесс интеграции возможен при определенных условиях. Условием осуществления интеграции является наличие близкородственных тем, разделов, параграфов в содержании интегрируемых дисциплин [112, 86 - 141]. Анализ программ по истории, литературе и изобразительному искусству для 5-11 классов общеобразовательной школы показал, что таких «точек соприкосновения» в программах одного года обучения по интегрируемым предметам мало, и осуществление интеграции без дополнительной корректировки программ было бы затруднительным. В научное прогнозирование входило также предложение о том, что использование народной песни в качестве интегрирующего средства обучения расширит возможности интеграции и что достаточным окажется совпадение программного материала по интегрируемым предметам в хронологическом аспекте. Следующее условие интеграции - проведение обобщающих интегрированных уроков по литературе, истории и истории искусств на основе краеведения. Перечисленные стороны содержательного аспекта дидактической модели обучения отражены на схеме (См. Рис. 2, с. 77).

Важным моментом нашей исследовательской работы было определение критериев и показателей, на основе которых производится измерение эффективности использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения. Ход и логика исследования позволили прийти к выводу, что основным признаком, по которому можно судить об интеграции знаний учащихся, является их гуманитарная компетенция, формирующаяся в результате реализации познавательной, междисциплинарной, конкретизирующей и ценностной функций народной песни. Поскольку признак, на основе которого производит

Содержательный аспект

Компоненты интеграции

Краеведение Вариативна) [

часть учебного плана

Средства интеграции

Конкрети

ПИ е

0)

0) о. с 0) 3 2 (U а. ж & g

Междисци шинарная

Функции народной песни

Познавательк 1я

Ценностная

Гуманитарная компетенция

Преобразующая tf

Умения гуманитарной компетенции X я Я

И) S S я rt со о & ч V о и

Общность тематики интегрируе мых предметов (тем, разделов, параграфов)

Совпадение интегрируемого материала в хронологическом аспекте

Обобщающие интегрированны уроки на основе краеведения

Рис. 2 Народная песня как интегрирующие средство обучения я суждение, определяется как критерий, [109, 281], то мы можем рассматривать ГК в качестве основного критерия интеграции знаний учащихся.

ГК имеет свои характеристики, проявляющиеся в ряде специфических умений. Мы их обозначили как умения гуманитарной компетенции. Но характеристика критерия есть его показатель. Мы рассматриваем умения ГК в качестве показателей интеграции знаний учащихся.

Рамки данного исследования позволили выделить следующие группы умений ГК (показателей интеграции знаний):

• умения соотнесения. Сюда относятся умение соотносить изучаемый материал по литературе и истории искусств с устным народным творчеством;

• умент обобщения. Это умения видеть и формировать проблемы российской действительности в пределах изучаемого содержания на основе прослушанного песенного материала, умение дать характеристику литературным героям и героям картин, исходя из образов, создаваемых народной песней, домысливание сюжета песни.

• умения конкретизации. Это умение проецировать материал по истории, литературе и истории искусств в краеведение.

• оценочные умения - умения выразить свое мнение и отношение к историческим фактам и событиям, отраженным в песенном народном творчестве, дать оценку художественным достоинствам народной песни и образам, создаваемым песней.

В соответствии с выделенными показателями мы определили следующие уровни умений ГК: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень обнаруживает наличие умений всех четырех групп. Учащиеся адекватно соотносят содержание учебного материала по истории искусств и литературе с соответствующей исторической эпохой, умеют дать оценку историческим фактам и событиям, описанным в художественной литературе с «позиции народа», умеют сформулировать проблему на основе прослушанной песни, иллюстрируют исторические события примерами из краеведения.

Средний уровень характеризуется тем, что учащиеся соотносят в целом изучаемый материал по литературе, истории и истории искусств, но затрудняются дать оценку описанным событиям, увязывают содержание с устным народным творчеством, частично иллюстрируют события примерами из краеведения.

Низкий уровень показывает у учащихся отсутствие умений ГК одной из перечисленных групп; учащиеся слабо соотносят (или не соотносят) содержание учебного материала по интегрируемым предметам, не могут увязать его с устным народным творчеством, не проецируют его в краеведение затрудняются дать свою оценку изучаемому материалу.

Сказанное выше отражено в табл. № 1 «Критерии, показатели и уровни интеграции знаний учащихся». (С.80).

Аспект реализации дидактической модели также имел свою последовательность.

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы позволяет выделить три этапа.

Первый этап - организационно-подготовительный (1995 - 1997), в ходе которого изучались практические предпосылки использования народной песни как интегрирующего средства обучения и решались следующие задачи: •изучение состояния исследуемой проблемы в практике школ области; •определение базы опытно- экспериментальной работы; •уточнение особенностей построения интегрированного процесса обучения с использованием народной песни как интегрирующего средства обучения.

Для реализации поставленных задач использовались методы: изучение педагогического опыта по исследуемой проблеме; анкетирование, интервьюирование, беседа; анализ, обобщение и систематизация полученной информации.

Второй этап - проведение констатирующего эксперимента (1997 - 1999). Этот этап был посвящен решению следующих задач: анализу содержания предметов гуманитарно-эстетического цикла; разработке методики опытно-экспериментальной работы; составлению экспериментальной программы ин-тегративного курса с использованием народной песни как интегрирующего средства обучения; подборке дидактических материалов к разделам разработанной программы; первичной апробации материалов программы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ учебной документации: учебных программ, планов; анализ и систематизация полученной информации; наблюдение, беседа, анкетирование (учителей и учащихся); посещение и анализ уроков с использованием песенного материала с целью уточнения информации; моделирование учебного процесса.

Третий этап - этап формирующего эксперимента (1998 - 2001), в задачи которого входило следующее: апробация программы интегративного курса с использованием народной песни в качестве интегрирующего средства обучения; внедрение дидактических материалов в содержание обучения; выявление зависимости между использованием народной песни в качестве интегрирующего средства обучения и формированием умений гуманитарной компетенции; подведение итогов опытно-экспериментальной работы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Горинова, Мария Александровна, Орел

1. Устное народное творчество (8 кл.);

2. И.С. Тургенев «Певцы» (7кл.);

3. И.С. Тургенев «Записки охотника» (10 кл.);

4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (8 кл.);

5. Былины (вводный урок, 6 кл.);

6. Знакомство с фольклором (5 кл.).1. ИСТОРИЯ:1. Разделы:1. Быт славян (6-7 кл.);

7. Культура России 19 в, (8 кл.);

8. Культура (старшие классы).

9. Два учителя отметили, что используют на своих уроках краеведческий материал:

10. В целом же анализ состояния исследуемой проблемы в сельских школах показал, что: народная песня на уроках гуманитарно-эстетического цикла используется фрагментарно, без определенной системы; краеведение представлено крайне слабо.

11. В данном случае можно говорить об элементах интеграции в обучении, так как использование народной песни на уроках гуманитарно-эстетического цикла позволяет реализовать лишь связь отдельного учебного предмета с устным народным творчеством:

12. Рис. 3 Народная песня как средство МПС

13. Взаимосвязи же между всеми или большинством предметов гуманитарно-эстетического цикла не прослеживается.

14. Вопросы: Как Вы относитесь к проведению интегрированных уроков по предметам гуманитарно-эстетического цикла'.'

15. Как часто они проводятся в Вашей школе?1. Ответы:

16. Положительно! Проводятся редко, так как хронически не хватает времени. (Залегощенский район, Н.-Залегощенская средняя школа).

17. Хотелось бы чаще, но проводятся редко, так как не хватает времени на изучение программного материала. (Орловский район, Полозодвор-ская средняя школа).

18. Положительно, но нет времени на их подготовку. (Покровский район, Протасовская основная школа).

19. Положительно, но нет возможности их проводить. (Мценский район, Чакинская основная школа).

20. Таким образом, анализ состояния исследуемой проблемы в практике сельских школ еще раз подтвердил актуальность разработки интегративных программ по предметам гуманитарно-эстетического цикла.

21. Особенности построения процесса обучения с использованием народной песни в качестве интегрирующего дидактического средства

22. Реализация обоих путей интеграции и позволит сформировать умения гуманитарной компетенции школьников.

23. Содержание анкеты см. Приложение №3

24. Участники анкетирования лишь интуитивно догадываются о взаимосвязи народной песни с такими областями знаний, как литература, история, изобразительное искусство.

25. С целью изучения начального состояния исследуемой проблемы были также проанализированы действующие учебные программы по литературе, истории и изобразительному искусству.

26. Мы уже отмечали, что возможность интеграции содержания этих дисциплин обусловлена тем, что у них общий объект изучения, а именно: человек и общество (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова).

27. Основным условием осуществления интеграции по содержанию является наличие близкородственных тем в программах интегрируемых предметов, либо совпадение материала в хронологическом плане (Н.С. Антонов, М.К. Ени-сеев, И.Д. Зверев, А.И. Пайгусов).

28. Все это позволяет осуществить интеграцию в плане содержания, причем, без дополнительной корректировки действующих программ во временном аспекте.

29. При разработке программы необходимо было уточнить типы интегрированных уроков, а также их количество.

30. Для уточнения оптимального количества интегрированных уроков был проведен опрос сельских учителей области. Стаж работы участников опроса в среднем составил 15 лет. Это были опытные учителя, работающие по 13 14 разряду.

31. Анонимный характер анкет способствовал доверительности и искренности ответов.

32. ВОПРОС: Как часто должны проводиться интегрированные уроки по предметам гуманитарно-эстетического цикла?

33. В опросе принимало участие 50 человек. Ответы распределились следующим образом: