Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Брюханова, Татьяна Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Брюханова, Татьяна Алексеевна, 1999 год

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы регионального компонента воспитания дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства.1j

1.1. Концептуальные основы дошкольного воспитания на основе использования народного декоративно-прикладного искусства.

1.2. Теоретико-прикладные подходы к реализации регионального компонента, воспитания дошкольников.

1.3. Принципы осуществления регионального компонента в воспитании дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства.

Глава 2. Методы и формы реализации регионального компонента воспитания дошкольников на материалах декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана.

2.1. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана, и его педагогическое значение на занятиях с дошкольниками.

2.2. Применение традиций декоративно-прикладного искусства, народов Башкортостана, в худоэюественно-ознакомителъной, игровой и изобразительной деятельности дошкольников.

2.3. Методика ы результаты опытно-экспериментальной работы исследования.}

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников"

Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст - это тайник огромных потенциальных возможностей, в котором создаются предпосылки для дальнейшего нормального и плодотворного развития индивидуальности. Одной из важных предпосылок формирования нового / \ человека является эстетическое воспитание, которое дает заряд развитию способности воспринимать прекрасное и наслаждаться красотой, а также творить по законам красоты.

В условиях отказа от диктата какой-либо одной теоретико-культурной парадигмы в нашей стране, возрождается интерес к традиционным ценностям, созданным народом в глубине веков и имеющим поистине общечеловеческую ценность. Поэтому вполне закономерно, что общество при преобразовании системы воспитания все больше обращается к достижениям прикладной народной культуры.

Многочисленные исследователи детского творчества неоднократно указывали на то, что надо знакомить детей с народным искусством, пробуждая в душе ребенка первые образные представления о Родине, о ее культуре, способствовать воспитанию межнациональных чувств и чувства прекрасного, художественного вкуса через родное и близкое. Т.е. декоративно-прикладное искусство народов выполняет актуальнейшую на сегодняшний день функцию воспитания патриотизма родного края, ее людей и природы.

В российской педагогике сегодня поставлена задача воспитания у подрастающего поколения здорового этнического самосознания, чувства привязанности к своему народу, уважая его истории, культуры, языка. Воспитание позитивной этничности выступает при этом неразрывной частью всего многомерного и противоречивого процесса социализации, приобщения общечеловеческой культуре на этнической почве, без отчуждения от этнических ценностей. Значение народного декоративно-прикладного искусства в указанном смысле при воспитании у дошкольников национального самосознания трудно переоценить.

В наши дни, как никогда, остро стоит проблема межнационального воспитания и на этой основе - изучения культуры различных народов. Особенно актуальна эта, проблема в полиэтнической среде российских v \ регионов. Республика Башкортостан, в отличие большинства других республик и областей, в данном смысле представляет собой уникальное явление, где преобладает межнациональное взаимодействие полиэтнического характера. В Башкортостане, где этническую основу населения составляют три наиболее многочисленных (башкиры - 21,9%, русские - 39% и татары - 28,4%) и множество других народов (в совокупности - 10,4%>) этническая смешанность населения уступает в России по показателям только Дагестану. Поэтому использование лучших этнических культур народов, населяющих территорию Республики Башкортостан, в процессе обучения и воспитания должно позволить сгладить неадекватные проявления в сфере межнациональных отношений.

Наконец, задача воспитания состоит в том, чтобы вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном искусстве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты, манеры, восприятия, цветоощущения и т.д.

Естественная потребность дошкольников в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного народного искусства.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.

Проблема воспитания дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства находится на стыке нескольких направлений науки: дошкольной педагогики, возрастной психологии, этнопедагогики, искусствоведения, этнографии. Поэтому, каждое из указанных направлений формирует своего рода теоретические ;и

V \ информационные предпосылки исследования нашей проблемы.

Значительный вклад в разработку проблем художественного воспитания детей дошкольного возраста внесли теоретические исследования А.В.Бакушинского, А.И. Бурова, Н.И. Киященко, М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного, К.В.Кулаева.

Опираясь на общую теорию сенсорного восприятия, разработанную А.П. Усовой и А.В. Запорожцем, фундаментальные разработки в области эстетического воспитания дошкольника сделали такие авторы как А.А. Бален, Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Б.П. Юсов, Г.П. Шевченко, JI.B. Школяр, Е.М.Торшилова и др.

Специально проблеме использования народного творчества, в том числе - декоративно-прикладного искусства, в воспитании дошкольников посвящены работы Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.А. Горячевой, Г.В.Лабунской, Л.В. Шевчука, Л.А. Венгера, И.А. Рондели, К.Г. Вагнера, З.А. Богатеевой и др.

Из работ психологов наибольшей фундаментальностью и значением для нашей проблемы отличаются исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко и др.

Наибольших на наш взгляд, успехов достигла за последние десятилетия такая отрасль отечественной педагогической науки, как этнопедагогика, основателем которой является Г.Н.Волков и достижения связаны с именами таких известных исследователей как К.Ш. Ахияров, Э.Ф. Афанасьев, В.И. Баймурзина, А.Э. Измайлов, З.Г. Нигматов, A.M. Сафин, М.М. Стельмахович, Я.И. Ханбиков и др.

В последние годы в российской дошкольной педагогике начали интенсивно разрабатываться и активно внедряться в практику многочисленные воспитательные методики, использующие в основном художественно-эстетические методы и способности детей. Большинство их опирается на известные отечественные и зарубежные теоретические v V концепции, есть попытки использовать элементы народного декоративно-прикладного искусства.

В Республике Башкортостан за несколько последних лет появилось несколько теоретических и прикладных разработок, предпринимающих попытки внедрить в систему дошкольного воспитания достижения краеведения, этнопедагогики, народного искусства на уровне отдельных элементов. Особенно отличаются в этом ряду публикации А.В. Молчевой , P.P. Альмухаметова, И.П. Малютина, М.Ш. Салахова, А.Г. Абсалямовой и т.д. Вместе с тем, системно, с учетом всех основных возрастных и сущностных направлений дошкольного воспитания, народное прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент дошкольной педагогики еще не рассматривался. Существенным упущением имеющихся работ по данной проблематике является и то, что достижения декоративно-прикладного искусства народов в них используются изолированно, без характеристики взаимосвязей и взаимозависимости.

Значительный эмпирико-этнографический материал, вместе с тем, содержится в работах таких известных авторов, как Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, С.И. Шитова, Р.З. Янгузин и др. Однако в этих работах содержится либо чисто этнографический, либо искусствоведческий, либо популярно-публицистический анализ. Педагогическое осмысление имеющихся материалов отсутствует.

Таким образом, в современной отечественной дошкольной педагогике сформировалось противоречие между необходимостью создания эффективных методик, использующих на региональном уровне достижения декоративно-прикладного искусства населяющих их народов и недостаточной теоретической и методической разработанностью этой проблемы. Все вышесказанное с достаточной необходимостью аргументирует актуальность нашего исследования.

Цель исследования. На основе имеющейся психолого-педагогической литературы, достижений целого ряда гуманитарных наук и использования личного опыта преподавания, исследовать основные формы и методы воспитания дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.

Объект исследования. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников.

Предмет исследования. Педагогические условия применения традиций декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что в современных условиях декоративно-прикладное искусство народов является одним из важнейших элементов воспитания дошкольников в российском регионе. При этом применение традиций народного искусства в художественно-ознакомительной, игровой и изобразительной деятельности дошкольников является не только действенным средством их эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания, но и создает информационно-культурные основы формирования у детей устойчивого социоприродного (экологического) и этнонационального сознания, культивирования позитивной культуры межнациональных отношений. Значительно возрастают у дошкольников, в том числе, русскоязычных, и краеведческие представления о стране, формируются патриотизм «малой Родины».

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

- исследовать концептуальные проблемы дошкольного воспитания на основе использования декоративно-прикладного искусства народов российского региона (на примере Республики Башкортостан).

- выявить и сформулировать педагогические принципы и подходы осуществления регионального компонента в воспитании дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.

- на основе анализа новейших отечественных и зарубежных методик дошкольного воспитания изучить практические подходы к реализации регионального компонента педагогики детей дошкольного возраста посредством использования народного искусства Башкортостана.

- исследовать педагогическое значение народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана на занятиях с дошкольниками.

- разработать формы и конкретные методы применения традиций декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в воспитании детей дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой исследования являются достижения философской и психолого-педагогической мысли, посвященные вопросам художественно-эстетического воспитания, искусству, народному творчеству, дошкольной педагогике в целом. Методологической основой исследования выступает также положение о гуманизации как социально-ценностной основе общественной жизни, об общечеловеческом значении этносоциального воспитания, о гармонизации межэтнического общения в полинациональной среде.

При исследовании основных функциональных проблем диссертации, формулировке главных категорий, понятий и структурных направлений развития использованы также новейшие теоретические достижения таких отраслей науки, как искусствоведение, орнаменталистика, этнография, этнопедагогика и т.д.

В качестве основных методов исследования использовались комплексно теоретический анализ (изучение философской, психологической и педагогической литературы, теоретическое моделирование, системный подход и т.д.), эмпирические методы (изучение массового передового опыта; интервьюирование детей и их родителей, педагогов; анализ детских работ; наблюдение; изучение документации и методических разработок в дошкольных учреждениях). Кроме того, был осуществлен эксперимент в нескольких городских и сельских детсадах Башкортостана.

Экспериментальной базой исследования явились детские сады № 1,7, 8, 13, 15 г. Бирска; № 3, 10, 15, 16, г. Благовещенска; № 2, 3, 4, 6 г. Дюртюли; Бирского и Мишкинского сельских районов Республики Башкортостан; факультет дошкольного воспитания Бирского Госпединститута (учебный процесс и педагогическая практика студентов).

Исследование проводилось поэтапно с 1992 по 1998 гг.

На первом этапе (1992-1995 гг.) была проанализирована научная и научно-методическая литература по проблемам воспитания дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства. При этом были определены основные концептуальные подходы к проблеме и разработана логическая структура реализации воспитательного процесса применительно к такому региону России как Республика Башкортостан. Разрабатывались также параметры опытно-экспериментальной работы, методика опросов воспитателей и родителей. На основе углубленного изучения дошкольниками и студентами пединститута материалов декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана нарабатывался эмпирический материал, положенный в основу эксперимента.

На втором этапе (1995-1997 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа по системному использованию достижений декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана при воспитании дошкольников. Разработана программа авторского спецкурса, проведен анкетный опрос родителей и интервьюирование воспитателей в городских и сельских детских садах Башкортостана.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) обобщены теоретические и экспериментальные материалы исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях семинарах, апробировались, в публикациях. Осуществлено оформление текста диссертации, выборочная проверка основных идей и положений исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, постановленными в диссертации целями и задачами, и могут быть сведены к следующим положениям:

1. Осуществлен анализ концептуальных основ воспитания дошкольников посредством использования народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.

2. Исследована теоретико-прикладная эффективность многочисленных современных методик дошкольной педагогики с точки зрения использования народного декоративно-прикладного искусства и реализации его при разработке регионального компонента воспитания и образования.

3. Теоретически разработаны и сформулированы ведущие педагогические принципы и преобладающие подходы в воспитании детей дошкольного возраста на материалах декоративно-прикладного искусства народов многонационального региона.

4. Исследована роль и педагогическое значение народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана в воспитании дошкольников.

5. Определены преобладающие методы и формы применения традиций декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в художественно-ознакомительной, игровой и изобразительной деятельности дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- результаты, полученные в ходе работы над диссертацией, могут быть использованы для углубленного применения материалов декоративно-прикладного искусства народов в воспитании детей дошкольного возраста в городских и сельских садах Республики Башкортостан;

- в курсах лекций для студентов педагогических институтов и \ слушателей факультетов повышения квалификации работников дошкольных учреждений; при разработке педагогических программ и спецкурсов, использующих материалы декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применение традиций и достижений народного декоративно-прикладного искусства для воспитания детей дошкольного возраста становится в современных условиях одним из ведущих направлений дошкольной педагогики в российских регионах. Как показывает педагогическая практика, народное искусство выполняет существенную роль в интеллектуальном, сенсорном, художественно-эстетическом, соционравственном и, особенно, этнокультурном воспитании дошкольников. Исследование достижений прикладного искусства народов в дошкольном воспитании при этом осуществляется в основном через организацию художественно-ознакомительной, игровой и изобразительной деятельности детей.

2. Педагогическими условиями эффективной реализации регионального компонента воспитания дошкольников на материалах декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана выступают: во-первых, организация системы занятий с детьми различных возрастов в соответствии с выявленной нами закономерностью возрастной социализации дошкольника в при восприятии достижений народной изобразительной культуры; во-вторых, обязательная реализация ведущих педагогических принципов, в том числе - принцип родного, принцип красоты, принцип духовности, принцип общечеловечности, принцип семьи (родителей), принцип детского творчества, принцип взаимодействия искусств, принцип многообразия и единства народов; в-третьих, осуществление при работе с детьми использования таких педагогических подходов как личностный, деятельностный, дифференцированный и средовой.

3. Эффективность, а в конечном счете и успех воспитания дошкольников на материалах декоративно-прикладного искусства народов, возможны только в том случае, если информационная база этого воспитания, формирующаяся на занятиях в детском саду, будет дополнена и соединена в систему с семейной педагогикой и воздействием электронных средств массовой информации. Поэтому, возникла острая необходимость разработки и внедрения в практику воспитательных методик, комплексно и системно учитывающих вышесказанные факторы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы и практические результаты, изложенные в диссертации, прошли апробацию в следующих формах: содержание, выводы и обобщения, полученные диссертантом в ходе исследования, докладывались на 10 республиканских, всероссийских и международных теоретических и научно-практических конференциях в таких городах, как Уфа, Бирск, Чебоксары, в том числе: «Образование - будущее России» (Уфа, 1996); «Формирование социально-устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспектива» (Чебоксары, 1996); «Современные проблемы экологического образования и нравственного воспитания» (Уфа, 1997); «Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации» (Бирск, 1997); обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры дошкольного воспитания Бирского госпединститута; разработан и прочитан спецкурс для слушателей ФПК -воспитателей дошкольных учреждений северного региона Башкортостана.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

3 А К Л Ю Ч Е И И Е

Исследование некоторых теоретико-методологических и практико-прикладных проблем народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана как регионального компонента воспитания дошкольников, предпринятое в настоящей диссертации, позволило прийти к (следующим основным выводам, которые могут способствовать совершенствованию системы дошкольного воспитания в отечественном обществе.

1. Анализ концептуальных основ дошкольного воспитания на основе использования народного декоративно-прикладного искусства предполагает необходимость априорного выделения таких новейших в отечественной науке подходов к определению сущности и содержания основных детерминирующих факторов феномена «воспитание» как социологизирующая трактовка, узкопедагогическая традиция, ситуационный и культурологический подход. При этом, именно культурологический подход, который рассматривает воспитание на основе принципа культурообразности - как организацию воспитания в виде процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры, более всего подходит к нашему пониманию процесса воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства различных народов.

С точки зрения функциональных составляющих, система педагогики средствами декоративно-прикладного искусства, как показали изучение специальной литературы и результаты нашей опытно-экспериментальной работы, несет в себе значительное эстетическое, трудовое, интеллектуальное, экологическое, нравственное и этнокультурное воспитание, соединенные между собой интегративно. Одновременно мы пришли к выводу о том, что воспитание средствами декоративно-прикладного или другого этносодержательного (народная музыка, устный фольклор и т.д.) не может быть абстракто-эстетическим. Оно обязательно основывается на материалах конкретного региона или регионов.

Исследование «регионально-национального» аспекта современной отечественной педагогической теории и практики, в том числе -применительно к Дошкольному возрасту, показало необходимость выделения уровневых элементов. При этом мы исходим из необходимости выделения таких подсистем воспитания как: общегосударственная, регионально-республиканская (национально-республиканская), местно-краеведческая, соответствующего учебно-воспитательного заведения и авторская. Каждая из уровневых подсистем определяется на основе того, преимущественно какие педагогические задачи решаются, какие факторы социализирующего воздействия доминируют. Так, регионально-республиканская (национально-региональная) подсистема реализуется в основном в масштабах отдельных республик и регионов в составе России. Регион в каждом конкретном случае должен определяться не на основе административных границ отдельных субъектов федерации, а на основе интегрированного расчета нескольких общественно-социализирующих факторов. Например, применительно к Северному Кавказу, было бы определение региона, абстрагируясь от административных границ. При этом, в рамках краеведческой (местной) подсистемы воспитания дошкольников акцент делается на формирование художественными средствами самосознания «малой Родины»: в городах - это родной город, в районах -село, или группа сел, с отличительным природно-экономическим ландшафтом, этнонациональным составом и художественно-культурными традициями. Таким образом, на этом уровне необходимо учитывать такой важный принцип, как краеведческий, то есть использование в работе с детьми близкого, доступного содержания. Знакомство с социальными явлениями можно начинать с таких тем, как: моя семья, мой дом, наш детский сад, наш город и т.д.

2. Изучение теоретико-прикладных подходов к реализации регионального компонента воспитания дошкольников на материалах многочисленных авторских отечественных и зарубежных адаптированных методик показало, что отход от общей унификации дошкольного воспитания, происходящий в( России, приводит к формированию, с одйой стороны, большого количества достаточно эффективных моделей педагогики средствами народной культуры, с другой - к созданию довольно слабых в общепедагогическом смысле, своеобразных «ремесленнических» технологий, что часто способствует снижению качества образовательно-воспитательной деятельности.

Специальный анализ большинства практикуемых на просторах нашей страны многочисленных методик дошкольного воспитания, с точки зрения содержания в них достижений народного декоративно-прикладного искусства, позволил нам классифицировать их следующим образом. В первую группу, на наш взгляд, входят некоторые методики, обладающие высокой инициативностью, оригинальными методическими находками («Радуга», «Развитие», «Золотой ключик» и т.д.), но не имеющие существенного художественно-эстетического содержания. Вторую группу составляют хорошо известные за рубежом и интенсивно адаптируемые в последние годы к отечественным условиям воспитательные технологии (Монтессори, вальдорфская, соросовская и т.д.), которые содержат значительный теоретический потенциал применения народного искусства. Наконец, в третью большую группу альтернативных методик современного дошкольного воспитания в России мы относим региональные программы, разработанные непосредственно в областях и республиках нашей страны. При этом необходимо подчеркнуть, что именно данная группа программ в наибольшей степени учитывает как регионально-территориальный компонент, так и особенности этнонационального содержания декоративно-прикладного искусства народов, как особенной системы воспитания дошкольников. Наряду с значительным общецивилизационным основанием в региональных программах содержится существенный региональный, а в национальных республиках - национально-региональный компонент обучающе-воспитательной деятельности. 3. В последние годы в отечественной научной и учебной педагогической литературе, а также в многочисленных диссертациях, вновь интенсивно разрабатывается проблема принципов, являющихся основными положениями, которые определяют общую организацию, содержание, формы и методы воспитательного процесса. Причем обсуждение этой проблемы приобретает характер острой дискуссии: система принципов и их содержание трактуется почти всегда неоднозначно. Проанализировав основные подходы в этом смысле (на базе исследования новейших учебников, монографий и диссертаций) и принимая во внимание практику авторской педагогической и опытно-экспериментальной деятельности, мы пришли к необходимости выделения и реализации при воспитании дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства народов таких основополагающих принципов как принципы: родного; красоты; духовности; общечеловечности; семьи и родителей; детского творчества; взаимодействия искусств; многообразия и единства народов. При этом мы имплицитно имели ввиду все имеющиеся классификации и характеристики педагогических принципов в отечественной науке. Применительно к нашей проблеме подробно рассмотрели именно указанные фундаментальные и обязательные положения. Так, например, осуществление впервые введенного нами в научный оборот применительно к дошкольному воспитанию принципа многообразия и единства народов происходит на основе учета конкретных историко-региональных и местных особенностей взаимодействия народов. Этот принцип можно понимать как своеобразную реализацию национально-регионального компонента, но на более дробном местном уровне. Например, в каждом конкретном случае при наличии и преобладании той или иной этнической группы среди дошкольников, возможно и необходимо расширение и углубление изучения достижений декоративно-прикладного творчества не только основных народов Башкортостана (русские, башкиры и татары), но и других этнических групп. Например, наша практика педагогической и опытно-экспериментальной работы показала, что целесообразно изучение марийского фольклора в Бирске и Нефтекамске, чувашского творчества - в Белебее и Стерлитамаке и т.д. Это, во-первых.

Во-вторых, осуществление данного принципа необходимо проводить на основе постоянного поиска параллелей в декоративно-прикладном творчестве различных народов при его изучении как в диахромном смысле (взаимовлияние в истории), так и синхронном значении (взаимодействие современной народной культуры).

4. Педагогическое значение народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана на занятиях с дошкольниками, как показал наш анализ, имеет многообразный разноуровневый характер. В собственно педагогическом значении декоративно-прикладного искусства народов нами выделяется такие функциональные составляющие элементы воспитания как: эстетическое, нравственное, интеллектуальное и частично трудовое (хорошо разработанные в литературе). В то же время, при использовании материалов народной изобразительной культуры на первый план выходит в значительной степени этновоспитание через формирование у детей народно-художественного восприятия действительности. Не меньшее влияние оказывает оптимальное использование достижений народного искусства на межнациональное воспитание детей дошкольного возраста. Для этого необходима разработка специальных методик.

5. Разработка основных форм и методов применения традиций декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана при воспитании дошкольников предполагает следующую деятельность. Во-первых, результаты практики и эксперимента показали, что выделяются три основные вида дошкольного воспитания при помощи декоративно-прикладной культуры: художественно-ознакомительная, игровая и изобразительная деятельность детей. Все они интегративно соединены и взаимодействуют во всех возрастных группах.

Во-вторых, многочисленные исследования психологов и педагогов, подтверждаемые результатами нашей опытно-экспериментальной работы, показывают, что для каждого этапа дошкольного возраста свойственны свои специфические особенности социализирующей деятельности ребенка. Мы выявили следующую гипотетическую закономерность усвоения детьми материалов народного декоративно-прикладного искусства. Для ранних этапов (младшая группа) характерно познавательное немотивированное отношение к предметам народной культуры. На втором этапе (средняя и частью старшая группа) ознакомление с результатами прикладного искусства происходит через игровую деятельность. На третьем этапе (старшая и подготовительная группа) наблюдается резкий рост интереса к изобразительной деятельности в различных видах, у детей появляется формы творческого, мышления (замысел, образ, их реализация).

Исходя из выявленной нами возрастной закономерности взаимодействия особенностей восприятия достижений декоративно-прикладного искусства подробно (в табличной форме) разрабатывается методика воспитания дошкольников.

Как показало наше исследование, эффективность обучающе-воспитательной деятельности по формированию гармонично развитой личности дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана зависит от реализации таких, на наш взгляд, преобладающих подходов как личностный, деятельностный, средовой и дифференцированный. Например, с позиций использования декоративно-прикладного искусства народов для воспитания дошкольников средовой подход должен иметь прежде всего не статическое содержание, а процессуальные характеристики. Поэтому среда, на которую опирается дошкольное воспитание в нашем случае, обязательно включает: систему дошкольного учреждения (оформление групповых комнат, наличие предметов в детском саду в целом, мини-г^узей ДЛИ в садике и т.д.)1, посещение предприятий по производству народных промыслов, экскурсии в краеведческий, этнографический и художественный музеи, языковая среда (обозначение предметов ДЛИ на национальных языках) и влияние родителей. Поэтому наша методика предлагает необходимость специальной методической работы с родителями по использованию материалов народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста.

В то же время, одним из способов реализации деятельностно-проблемного подхода в воспитании применительно к дошкольному возрасту является методика творческого и проблемного обучения. Особенно интересен в этом смысле опыт реализации «творческих заданий». При этом, творческие задания объединяются в серии. Так, в изобразительной деятельности элементов народного творчества вначале у детей трех лет развивали способы передачи в рисунке отдельных элементов национального орнамента, затем применялись разнообразные сочетания ярких пятен и орнамента в целом. Наконец, детей подводили к изображению предметов декоративно-прикладного искусства линейным контуром.

6. Результаты экспериментального исследования, проведенного нами на материалах тринадцати детских садов в трех городах и двух сельских районах Башкортостана послужили основанием для выделения трех следующих уровней сформированности творческих способностей по усвоению региональных компонентов у детей подготовительной к школе группы: поисково-творческого, инициативно-исполнительского и подражательно-исполнительского.

Наряду с этим, экспертный опрос воспитателей детских дошкольных учреждений (ДОУ), проведенный нами на завершающей стадии эксперимента показал, что что существует жесткая корреляционная связь между степенью использования достижений декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в воспитании дошкольников и развитием у них художественно-культурных основ как эстетического самосознания, так и межнациональной толерантности в оценке педагогов ДОУ. При этом в ответах на вопрос «Какие виды декоративно-прикладного искусства больше нравятся детям?» не зафиксированы какие-нибудь четкие особенные этнонациональные предпочтения, а скорее появился интерес к художественной культуре тех народов, которые доминируют в составе населения исследуемого региона республики.

В то же время, по результатам опроса, в выборе средств для сохранения традиционных культурных ценностей народов при воспитательной работе с дошкольниками, работники ДОУ ставит на первое место необходимость разработки и введение в практику систематизированных и четких обучающих программ; затем - активное подключение к освоению детьми народной культуры родителей и только на третье место - введение изучения в ДОУ национального языка (в том числе -башкирского). Таким образом, демонстрируется предпочтение к более толерантному в этническом значении культурно-художественному воспитанию детей, в отличие от более жесткого, императивного создания этноязыковой среды какого-либо национального (в данном случае -титульного) языка. Это особенно важно в условиях очень многонационального и чрезвычайно этнически дисперсно расселенного населения Башкортостана.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Брюханова, Татьяна Алексеевна, Москва

1. Адреев A.J1. Художественное мышление как эстетическая категория. «Знание», 1981. - 64 с.

2. Алексахин Н.В. Детское творчество в международном «Европейском Доме» // Искусство в школе, 1994, № 1.-С. 38 42.

3. Алексахин Н.В. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание, 1998, № 3. С. 23 -27.

4. Алиева Т.А. Единство эстетического и познавательного: педагогические условия организации детского смыслотворчества // Дошкольное воспитание, 1995, № 12. С. 34 - 38.

5. Алиева Т.А. Проектирование условий эстетического развития: содержание и формы // Дошкольное воспитание, 1998, № 1. С. 84 - 89.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1998. - 305 с.

7. Антонов А.И. Подготовка учащихся к эстетическому воспитанию дошкольников (из опыта Московского педагогического училища № 7) // Дошкольное воспитание, 1994, № 1. С. 54 - 55.

8. Аполлонова Н.К. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, 1992, № 5-6. С. 5 - 8.

9. Арбат Ю.Р. Красота вокруг нас. Разговор о том, зачем нужно человеку искусство, а также о хорошем и дурном вкусе. М., Гослитиздат, 1962,- 176 с.

10. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М., 1997.- 232 с.

11. Ардаширова Э.Т. Башкирский словарь по этике для детей. -Уфа, Башкирский пединститут, 1996. 85 с.

12. Асмолов А.В. Психология, искусство, образование // Искусство в школе, 1993, № 6. С. 3 - 5.

13. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, Башкирский пединститут, 199б. - 242 с.

14. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа, «Китап», 1996. - 64 с.

15. Ах^етдинова С.В. О поющем курае // Учитель/Башкортостана, 1992, № 4. с. 63 65.

16. Адзиев А., Гасанов Н., Зачесова К. Межнациональные семьи и вопросы воспитания // Советская педагогика, 1991, № 12. 25 с.

17. П.Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие для студентов II V курсов дошкольного воспитания (МГЗПИ). - М., Просвещение, 1982. - 55 с.

18. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., Просвещение, 1989.

19. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М., Знание, 1985. - 64 с.

20. Басина Н.Я., Суслова О.В. Занятия по курсу «Введение в язык искусства» // Искусство в школе, 1996, № 4. С. 53.

21. Батурина Т.В. Традиционная культура воспитания в национальной школе // Педагогика, 1995, № 1. С. 122 - 123.

22. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., Издательство ACT, 1997. - 393 с.

23. Беликова А.П. Сибирь: региональный подход к проблеме школьного образования // Педагогика, 1994, № 2. С. 23 - 26.

24. Белова Е.Р. Потенциальные возможности наших детей (об оценке и развитии творческой способности дошкольников) // Дошкольное воспитание, 1994, № 6. С. 6 - 8.

25. Белозерцев Е.П. Заветы российской цивилизационной традиции // Педагогика, 1997, № 6. С. 115 - 117.

26. Беляев В.И. Традиции народности в педагогике Е.Т.Шацкого // Педагогика, 1994, № 5. С. 70 - 73.

27. Бенин В.Л., Браелавекая З.Р., Бухарбаева Р.Я. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» (сост. Бенин В.Л.). Уфа, «Китап», 1994. - 160 с.

28. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М., Знание, 1981. - 64 с. (' (

29. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул: Очерк общественной и культурной жизни. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1969. - 214 с.

30. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX -XX вв. / АН СССР, УрО БНЦ, Институт истории, языка и литературы. М., Наука, 1991,- 189 с.

31. Биктимирова Г.К. Методические рекомендации по использованию башкирского искусства на занятиях изо // Учитель Башкортостана, 1994, № 1. С. 64.

32. Бирюков М.П. Школа центр интернациональной дружбы // Учитель Башкортостана, 1998, № 6. - С. 83 - 85.

33. Битинас Б.А. Структура процесса воспитания: методический аспект. Каунас, 1984. - 221 с.

34. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1987, № 8. С. 49 - 52.

35. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М., Просвещение, 1986. - 207 с.

36. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4. С. 29 - 36.

37. Бородай Ю.Ф. Миф и культура // Опыты. М., 1990. - С. 175209.

38. Балгаков P.M. Материальная культура башкирского народа // агентство «Авеста», 1994. 14 с.

39. Бутенко В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству // Советская педагогика, 1990, № 5. С. 57 - 61.

40. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М., Знание, 1989, -63 с. (Новое в жизни, науке, тех., эст.).

41. Быкова Н.В. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников // Искусство в школе, 1995, № 1. С. 58 - 59.

42. Валеева-Сул£йманова Г.Ф., Шагаева Р.У. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. (Альбом). М.,: Советский художник. 1990. - 210 е.: ил.

43. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: Прошлое и настоящее. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. -256 с.

44. Малокомплексный дет сад. Пособие для воспитателей детских садов. Методическая работа. Под ред. Васильевой М.А. М., Просвещение, 1988.- 269 с.

45. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду М., Просвещение, 1985. - 174 с.

46. Васильева М.А. Малокомплексный детский сад // М.: Просвещение, 1988.-271 с.

47. Вединяпина В.А. Компоненты психического развития ребенка // Советская педагогика, №11, 1991. С. 25-29.

48. Вегнер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., Просвещение, 1988. - 144 с.

49. Вертяпова Э.Л. Формирование национальной культуры в условиях билингвизма// Башкортостан, №4, 1996. С.62-65.

50. Ветлугина НА. Художественное творчество в детском саду. -М., Просвещение, 1974. 175 с.

51. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение. 1985. - 207 с.

52. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие дляSвоспитателей дет. Сада. (Ветлугина, Шабицкая) Под ред. Ветлугиной 2-е изд. перер. М., Просвещение, 1985. С.207.

53. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском сад^. М., Просвещение, 1989. - 79 с. (

54. Виниченко В.П. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. №5, 1993. С.41-43.

55. Виниченко В.П. Рекомендации к изучению работы педагога по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание, №5. 1993. С.44-45.

56. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, Чувашское кн. Изд-во, 1974.

57. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989. №7.

58. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, Чувашское кн. изд-во, 1966.

59. Волков Г.Н. Система воспитательнойработы или воспитательная система? // Педагогика, №5, 1995. С.117-118.

60. Воровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство. 1975. 544с.

61. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. 146с.

62. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968.576с.

63. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., Просвещение, 1967. 92 с.

64. Гарданов Р.Т. Проблемы дошкольного воспитания в республике // Учитель Башкортостана, №4, 1994. С.66.

65. Гармаева Т.Ф. Мудрые заповеди Бурятской народной педагогике //Начальная школа, №10. 1994. С. 16-17.

66. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика, №6. 1996. С.51-55.

67. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, №5. 1994. С. 11-15.

68. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика, №6. 1996. С.51-55.

69. Гасанов З.Т. Воспитание интернациональное и патриотическое // Советская педагогика, №5. 1990. С.152-153.

70. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика, №9. 1991. С.21-28.

71. Гачев Г.В. Национальные образы мира. (К анализу нац. Особенностей и нац. Своеобразия в культуре) // Вопр. Лит. №10. 1987. -С.156-191.

72. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жйлшц, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. В 4-х ч. Ч. 1-2/Пер. с немец. -СПб., 1799.

73. Герасимов С.А. Любить человека. Культура и нравственное, эстетическое воспитание молодежи. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1985.- 384 с.

74. Гермова Ф.К. Музыкальная композиция. «Ильдар-батыр».// Учитель Башкирии, 1989. №1, С.65-66; №2, С.44-49.

75. Гизатуллина Р.А. Народные традиции воспитания детей в чувашских семьях // Учитель Башкортостана, №6. 1998. С.56-57.

76. Голованова В.Г. Искусство и система общения. (Узбеке, ин-т. Ташк. 1977. 136 с.

77. Головина М.К. Фольклор в детском саду. Дать импульс к импровизации //Искусство в школе, №1. 1994. С.8-11.

78. Грачев С.В. Н.И.Ильминский и просвещение нерусских народов Поволжья // Педагогика, №4. 1995. С.72-82.

79. Горюнова JI.C. Несколько слов о стандартах в педагогике // Искусство в школе, №5. 1993. С.60-61.

80. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., Просвещение, 1991. - 159 с.

81. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., Просвещение, 1995. - 64с.

82. Григорьев С.Т. Программа развития региональной системы образования //Педагогика, №3. 1996. С. 122-123.

83. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И., Аксаков С.Т. Семья и окружение: Краевед, очерки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. - 373 е., ил.

84. Гуружапов В.П. Малыши в художественном музее // Искусство в школе, №1, 1994.-С.35-37.

85. Демидова С.А, Малинин В.Р. Национальные культуры и языки в школе //Педагогика, №5; 6. 1992. С. 14-21.

86. Демина JI.M. По законам красоты. Эстетика труда. (Школьникам об эстет.). М., Просвещение. 1990. - 126 с.

87. Дивненко О.В. Эстетика (Школьн. Тетрадь. Эксперим. Уч. пособия для гимназий, лицеев, школ). 1994. 145с.

88. Дмитриева А.Ф. Словесный художественный образ и детский рисунок // Искусство в школе, №2. 1993. С.39-43.

89. Дмитриева А.Ф. Самодеятельное рисование ребенка и руководство педагога // Искусство в школе, №5. 1997. С.5-7.

90. Добренко Е.Н. Сумерки культуры: О нац. самосознании культуры позднего сталинизма//Дружба народов, №2. 1991. С.249-271.

91. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепки, аппликации в игре. М., Просвещение, 1992. - 143с.

92. Доронова Т.Н. Работаем по программе «Радуга» // Дошкольное воспитание, №2. 1997. С. 16-19.

93. С 93. Доронова Т.Н. Ребенок в детском саду // Дошкольное воспитание, №6. 1997. С4-9.

94. Дьяченко О.М., Холмовский В.В. М., Новая школа, 1996. - 64 с.

95. Елизарова Е., Кузьмин Т., Федорченко И. Декоративно-прикладное искусство детям // Дошкольное воспитание, №3. 1997. С.21-24.

96. Ермолаева Н.Г. Ложится на душу узор: Очерки (об удмурт, декорадивно-прикл. ис-ве) Ижевск; Удмуртия, 1976. - 99с.: ил.

97. Жеребцова Л.К. Стихи на занятиях по рисованию // Учитель Башкортостана, №9. 1992. С.57.

98. Жижина А.Д. Неповторимая прелесть детства // Педагогика, №5. 1997. -С.51-55.

99. Журавлева Л.Т. Встреча ребенка с чудом (TPИЗ) // Дошкольное воспитание, №4. 1995. С.21-27.

100. Задорожная М.Я. Народные и православно-христианские праздники. М., Знание, 1991. - 63 с.

101. Заранкин Ю.Р. Воспитание на народных началах // Искусство в школе, №1. 1994. С.66-68.

102. Зись А.Я. Виды искусства. Знание. 1979. - 128с.

103. Иванцова Э.П. Об искусстве малышам // Дошкольное воспитание, №12. 1989. - С.47-51.

104. Изергина К.П. Наш «взрослый детский сад». М., Просвещение, 1991.- 95 с.

105. Иманкулова В.Т. Знакомим дошкольников с традициями и искусством алтайского народа // Дошкольное воспитание, №5. 1991. -С.13-21.

106. Индисова Н.В. Детский сад с уклоном художественно-эстететйческого воспитания // Дошкольное воспитание, №:. 1991. С. 1417.

107. Исакова Л.Е. Региональный компонент // Дошкольное воспитание, №8. 1996. С.65-71.

108. Ишмухаметова А.К. Прикоснись к истокам // Учитель Башкортостана, №6. 1994. С.70.

109. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение, 1985. - 192 с.

110. Казбекова З.Т. Пути интеграции и самосохранения национальных культур // Вопросы литературы, №3. 1990. С.3-25.

111. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.- 80 с.

112. Кардашов В.Н. Развитие творческой активности юных художников // Советская педагогика, №9. 1990. С.22-27.

113. Каримова Б.В. Большие творчества и инициативы // Учитель Башкортостана, №6. 1988. С.54-56.

114. Квятковский Е.В. Главные педагогические заповеди // Дошкольное воспитание, №12. 1989. С.6-11.

115. Киященко И.И. Искусство и духовный мир человека. М., Знание. 1983.- 64 с.

116. Ковальская Е.Г. Художественное воспитание в детском саду. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. М., 1959. - 155 с.

117. Коган JT.H. Художественная культура и художественное воспитание. М., Знание. 1979. - 63 с.

118. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., Педагогика. 1984. - 120 с.1(19. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие. 1998. - 142 с.

119. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., просвещение. 1976. - 158 с.

120. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. М., АО «Столетие». 1994. - 152 с.

121. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение. 1970. - 152 с.

122. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение. 1978. - 191 с.

123. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение. 1985. - 96 с.

124. Копцева Т.Н. Природа и художник // Искусство в школе, №1. 1997.-С.11-13.

125. Копцева Т.Н. Природа и художник // Искусство в школе, №2. 1997. С.8-11.

126. Коротеева Е.В. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников // Искусство в школе, №2. 1996. -С.42-45.

127. Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования //М., Педагогика, №5. 1997. С.46-51.

128. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение. 1985. - 255 с.

129. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение. 1977. - 253 с.

130. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М., Просвещение. 1987. - 128 с.

131. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебные пособия для учащихся педагогических училищ. М., Просвещение. 1984. - 240 с.

132. Костиков Н.А. Эстетика быта и поведения. М., Знание. 1982.64 с.

133. Кочетов А., Кожокарь В. Нет народа лучше другого // Народное образование, №8. 1991.-61 с.

134. Кошаев В.Т. Факультет искусств. Программа образования и творчества // Искусство в школе, №1. 1995. С.23-28.

135. Крылов Е.Р. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание, №6. 1993. С. 14-24.

136. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского, народа // АН СССР Башк. филиал, Институт истории языка и литературы. Уфа, 1979. - 226 с.

137. Кузеев P.P. Шитова С.Н. Башкиры: Историко-этнографический очерк // АН СССР, Башк. филиал, Институт истории языка и литературы. -Уфа, 1963. 151 с.

138. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. -Уфа. Башкирское книжное издательство, 1978. 263 с.

139. Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество. М, Знание. 1985.- 64 с.

140. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание пути преемственности. -М, Знание. 1986. 36 с.

141. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996. - 528 с.

142. Куранов М.А. Культура межнационального общения // Педагогика, №7, 8. 1992. С.41-44,

143. Курбатова Р.А. Организация работы сельского детского сада. -М., Просвещение. 1988. 237 с.

144. Кутьев В., Бондырева С. Культура межнационального общения // Советская педагогика, №3. 1991. С.3-25.

145. Куцакова Л.Ф. Маленьким зодчим // Дошкольное воспитание, №9. 1997.-С.53-56.

146. Кушнеровская Г.С. Изобразительное искусство Башкирской АССР. М., Советский художник. 1974. - 179 с.

147. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. -М., Педагогика. 1970. 48 с.

148. Лаврентьева Т.Н. В детском саду // «Обруч», №4. 1995. С.1314.

149. Левинас Э.Ф. Философское определение идеи культуры: Пер. Н.Г.Кротовская // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990.-С.86-97.

150. Липский В.Н. Эстетическая культура. Знание. 1984. - 64 с.

151. Листраткина В.К. Индивидуальная работа с семьей // Дошкольное воспитание, №5. 1993. С.45-47.

152. Литвина Л.Н. История дошкольной педагогики. М., Просвещение. 1989. - 351 с.

153. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием // Педагогика, №4. 1998. С. 18-23.

154. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, №2. 1993. -С. 19-23.

155. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М., Педагогика.1983.

156. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода II Педагогика, №2. 1994. С.35-40.

157. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир, № 1. 1991. С. 3-9.

158. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Просвещение. 1976.144 с.

159. Лукин В.Н. В поисках истины и красоты. М., Знание. 1990.62 с.

160. Лукьянов Б.Т. В мире эстетики. М., Просвещение. 1988. - 269с.

161. Магомедова П.М. Больше внимания народному искусству // Искусство в школе, №6. 1993. С.50-51.

162. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, №1. 1998. С.81-86.

163. Максимов Ю.В. Родник творчества. М., Просвещение. 1988.126 с.

164. Максимова З.Н. Пространство, материал, форма и прочее . // Искусство в школе, №3. 1995. С.41-46.

165. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное творчество русского народа» // Начальная школа, №8. 1993. С.24-27.

166. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М., Прометей. 1993. - 144 с.

167. Маркова Т.А. О воспитании у детей этики межнационального общения // Дошкольное воспитание, №1. 1996. С.105-107.

168. Маханеева М.О. Ознакомление детей с традициями народов Севера// Дошкольное воспитание, №2. 1989. С.63-65.

169. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., Искусство в школе. 1995. - 144 с.

170. Мелик-Пашаев А.А. Несколько мыслей о «подростковом кризисе» //Искусство в школе, №2. 1995. С. 16-18.

171. Мелик-Пашаев А.А. Педагогическое искусство и творческие способности. М., Знание. 1981. - 96 с.

172. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3. Проект программы курса общего художественного развития // Искусство школе, №2. 1994. С. 1318. ( ('

173. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе, №2. 1994. С.9-11.

174. Мелик-Пашаев А.А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе, №4. 1996. С.30-35.

175. Мелик-Пашаев А.А. Трудная задача // Искусство в школе, №5. 1993. -С.59-60.

176. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., Молодая гвардия. 1988.-222 с.

177. Мерцалова М.Н. Народное искусство башкир. М., Советский художник. 1968. - 110 с.

178. Мигунов А.С. Эстетика и искусство во второй половине XX в. -М., Знание. 1991.-С.63.

179. Минца JT.M. Сто народов сто языков. М., Просвещение. 1992.206 с.

180. Мирбадалева и др. Башкирский народный эпос. М., Наука. 1977. - 518 с.

181. Монтессори М. Разум ребенка // Газета «1 сентября» август1996.

182. Морева Q.JT. Возникновение и стилизация образов в народном искусстве // Искусство в школе, №3. 1997. С.27-32.

183. Москвина Г.Н. Развитие воображения и творчества на уроках композиции //Искусство в школе, №1. 1995. С.38-39.

184. Москвичева JI.H. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал. М., Знание. 1985. - 46 с.

185. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания в монголоязычных народов // Педагогика, №1. 1994. С.42-46.

186. Мукаржовский (Я.Р. Исследования по эстетики и теории искусства. М., Искусство. 1994. - 606 с.

187. Мягченко С.В. Интернационализм истинный, а не показной // Советская педагогика, №12. 1991. С. 12-17.

188. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография Уфа: Башкирское изд-во «Китап». 1995. - 144 с.

189. Нагорная Л.В. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание, №8. 1996. С.67-71.

190. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика, №2. 1996. С. 19-24.

191. Немецкий Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.М. Изобразительное искусство и художественный труд. М., 1991. ■

192. Никофорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972. - 155 с.

193. Новлянская З.Т. Дитя в двух пространствах искусства // Искусство в школе, №6. 1993. С.43-47.

194. Новицкая М.А. О программе «Мир народной культуры» // Искусство в школе, №1. 1996. С.31-34.

195. Новицкая М.А. Ступени преемственности народный педагогический опыт // «Обруч», №1. 1997. С.40-42.

196. Обыденнов М.Ф., Миннигулова Ф.М. Древнее искусство Башкирии // Уфа, Башкирское книжное издательство. 1985. 152 с.

197. Орлова А.Г. Белорусская школа 20-х гг.: интернациональное и национальное//Педагогика, №4. 1994. С.98-101.

198. Орлова М. Т.Народный праздник в детском саду // М., Искусство в школе, №2. 1996. С. 13-15.

199. Остяшкевич M.JI. Учитесь видеть прекрасное. М., Советский художник. 1960. - 17 с.

200. Панкратова Л.Ф. { Воспитание нравственно-эстетического чувства // Дошкольное воспитание, №4. 1988. С.18-25.

201. Пантелеева Л.А. Декоративно-прикладное искусство России // Дошкольное воспитание, №7. 1989. С.39-43.

202. Пантелев Г.Н. О детском дизайне // Дошкольное воспитание, №11. 1997.-С.55-60.

203. Пантелева Л.А. Я учусь рисовать // Дошкольное воспитание, №8. 1996.

204. Пантелев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М., Просвещение. 1988. - 110 с.

205. Парафеева С.В. Обучение детей рисованию. М., Просвещение. 1972. - 86 с.

206. Петровичев В.М. Региональные аспекты единой образовательной политики // Педагогика, №5. 1994. С.30-34.

207. Петрова М.К. В семье искусств // Искусство в школе, №1. 1995. С.46-47.

208. Петрова Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников // Советская педагогика, №12. 1991. С.48-49.

209. Печко Л.П., Павловский А.Ф. Учитель и эстетическая культура. -М., 1994. 84 с.

210. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1995.

211. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996. - 637 с.

212. Пименов Ю.Т. Искусство жизни или «искусство ничего». М, 1964. - 91 с.

213. Пименова В.Н., Михеева JI.H. Знать и ценить культуру друг друга // Советская педагогика, №6. 1990. С.25-27.

214. Пискунова Е., Пискунова О. Структура форма - архитектура. Альтернативный вариант программы по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание, №10. 1997. - С.4;8-50.

215. Плеханов Т.Р. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание, №7. 1995. С.18-19.

216. Плюхин В.И. «Их мысли и разум в тех четких узорах.». Как приобщать детей к народному искусству // М., Дошкольное воспитание, №1. 1998. С.95-100.

217. Подгорнов Н.М. Все мы родом из детства // Педагогика, №6. 1996. -С.56-57.

218. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. - 631 с.

219. Покровская А.Н. Художественные ценности в изменяющемся мире. Минск. 1990. - 118 с.

220. Полуянов Ю.Р. Общее и индивидуальное на занятиях изобразительным искусством в 1 классе // М., Искусство в школе, №5. 1996. С.8-15.

221. Полуянов Ю.Р. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе, №2. 1997. С. 17-18.

222. Попова JI.A. Знакомство с цветом на занятиях в детском саду // Искусство в школе, №1. 1995. С.57-58.

223. Протосова Е.Т. Основные проблемы современного // Дошкольное воспитание, №12. 1994. С.80-81.

224. Прохорова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду // Дошкольное воспитание, №4. 1998. С.45-52.

225. Прутских Г.В. О вертепе в детском фольклорном театре // Искусство в школе, №1. 1994. С.46-48.

226. Пшеницина Н.Т. Фольклор как предмет школьного обучения // М., Искусство в школе, №1. 1994. С.3-7.

227. Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» // Дошкольное воспитание, №9. 1996. -С.58-65. (

228. Рахимкулов М.Г. Любовь моя Башкирия: Лит. - краевед, очерки. - Уфа, Башкирское книжное издательство. 1985, 390 с.

229. Рахимкулов М.Г. Русское народное творчество в Башкирии. -Уфа, Башкирское книжное издательство. 1957. 327 с.

230. Рехмуков Ф.Н. Будущее истории и исторического будущего. -М., 1992.-46 с.

231. Ризз Г.И. Мир управляется из детской (концепция национального воспитания И.А.Ильина) // Педагогика, №3. 1995. С.94-98.

232. Ризина Н.В. Народная педагогика в действии // Дошкольное воспитание, №1. 1996. 126 с.

233. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. -М., Просвещение. 1984. 144 с.

234. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А.Сухомлинский // Советская педагогика, №2. 1998. 103 с.

235. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. -М., 1955.- 392 с.

236. Рылеева Е.В. Практическая энциклопедия семейного воспитания. Кн.З Как помочь дошкольнику войти в реальный мир. М., Акалис. 1996.

237. Рытов Д.Е. Музыкальное воспитание на традициях народной инструментальной культуры // М., Искусство в школе, №1. 1998. С.73-75.

238. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Просвещение. 1982. - 208с.

239. Сафуанов С.Г. Сказки, легенды и предания Башкирии. Уфа. Башкирское книжное издательство. 1975. - 175 с.

240. Сахаутдинова М.Н. Башкирский народный орнамент. Уфа. Башкирское книжное издательство. 1984. - 32 с.

241. Севостьянов Ю.С. Мир держится на д^тях // Искусство в школе, №2. 1998. -С.9-11.

242. Силиван В.В. Музыка, рисование и письмо // Семья и школа, №5. 1989. -С.21-23.

243. Силивон В.В. Знакомство детей с произведениями декоративно-прикладного искусства // Дошкольное воспитание, №2. 1988. С.20-26.

244. Синагатуллин И.М. Пути совершенствования педагогического процесса в начальной школе. Благовещенск. 1998. - 45 с.

245. Ситько Р.А. Люди, у которых прочные корни // Народное образование, №9, 10. 1994. С.42-44.

246. Сластенин В.А. Педагогика творчества // Советская педагогика, №1. 1991. С.147-149.

247. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998. - 430 с.

248. Снегирева Т.Н. Детские рисунки глазами психолога // Обруч, №5. 1996.-С.5-9.

249. Соболев В.Н. Как формировать идеалы в условиях многонационального окружения //Педагогика, №6. 1994. С.51-53.

250. Соколова Л.В. Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: сб статей / АН, СССР, УрО БНЦ, Институт истории языка и литер., Министерство культуры БАССР. Уфа. 1988. - 104 с.

251. Соколова Л.В. Рожденное в народе. Уфа. Башкирское книжное издательство. 1983. - 159 с.

252. Соколова Л.В. Народные умельцы. Уфа. Башкирское книжное издательство. 1985. - 80 с.

253. Солдатенков А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток // Педагогика, №1. 1993. С.38-42.

254. Спесивцева Г.М. Хрестоматия, часть 2 (приложение к «Практической энциклопедии семейного воспитания») // М., Гном-пресс. 1997. (' (

255. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М., Политиздат. 1985. - 415 с.

256. Столярова Н.Т. Роль отца в воспитании ребенка // Дошкольное воспитание, №5. 1993. С.48-50.

257. Суслова О.В. Введение в язык искусства // Дошкольное воспитание, №4. 1996. С.4-11.

258. Тарловская Н.Р. Развивающая среда и этапы взросления ребенка //Обруч, №3. 1997. -С.5-8.

259. Темерин С.М. Художественное оформление быта и воспитание вкуса. М., Акад. худ. СССР. 1962. - 48 с.

260. Тимофеева Е.Т. Час дошкольника в Российском этнографическом музее // Дошкольное воспитание, №10. 1996. -5 с.

261. Тихонова О.Н. Рисование детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание, №12. 1994. С. 10-14.

262. Толмочев С.В. К развитию творческого воображения ребят // Искусство в школе,№3. 1996. С.41-42.

263. Торшилова Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание, №2.1992. С.57-60.

264. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика, №2. 1998. С.3-7.

265. Трофимов А.А. Проблемы народного искусства Чувашии / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР -Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1985. 112 с.

266. Троян А., Бабунова Т. Дошкольная педагогика: проблемы детства проблемы творчества // Дошкольное воспитание, №6. 1993. -С.70-71.

267. Тужилкин Ю.Н. Чтобы детям было интересно . // Искусство в школе, №1. 1997. 53 с. (

268. Туляева JI.M. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. М., Знание. 1983. - 64 с.

269. Турумтаева Ф.Ф. Проблемы и тенденции развития дошкольного образования РБ // Учитель Башкортостана, №12. 1996. С.50-51.

270. Уманский Я.С., Арапов А.В. Молодежная политика и взаимодействие национальных культур // Педагогика, №5, 6. 1992. С.50-55.

271. Устюгова Е.Н. Становление художественной культуры социального типа. JL, Знание. 1990. - 32 с.

272. Фалюшина Л.И. Планирование педагогического процесса в детском саду // Педагогика, №9, 10. 1992. С.51-53.

273. Фаусек Ю.И. Метод Монтесорри в России // Дошкольное воспитание, №7. 1996. С.75-77.

274. Федорченко Г.Т. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание, №9. 1987. С.15-23.

275. Федосова А., Белошапкина А. Использование народного прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию // Дошкольное воспитание, №1. 1986. С. 14-18.

276. Фенина Э.П. Чувашское народное искусство. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1981. - 247 с.

277. Фирсова Н.И. Инициатива плюс творчество // Дошкольное воспитание, №11. 1988. С.52-53.

278. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника М., Издательство пед. наук РСФСР. 1961.

279. Фомина Н.К. История детского рисунка. Детский рисунок как феномен художественной культуры // Искусство в школе, №3. 1997. С.69 < i1. V \

280. Фомина Н.К. Детский рисунок как феномен художественной культуры // Искусство в школе, №4. 1997. С.3-7.

281. Фомина Н.К. Московский центр художественной культуры и образования // Искусство в школе, №5. 1993. С.7-9.

282. Фомина Н.К. Детский рисунок как феномен художественной культуры // Искусство в школе, №2. 1998. С.3-6.

283. Фомина Н.К. Мир через красоту // Искусство в школе, №1. 1996.- С.4-7.

284. Фомина Н.К. Народные праздники // Искусство в школе, №1. 1994. -С.21-25.

285. Фомина Н.К. Нужен ли стандарт художественному образованию // Искусство, в школе, №6. 1993. С.48-50.

286. Фролова Н.Р. А мы сегодня будем рисовать радость // Дошкольное воспитание, №11. 1990. С.20-21.

287. Хайдарова Р.П. Опыт работы по возрождению языка, культуры, быта, традиций башкирского народа // Учитель Башкортостана, №5. 1995.- С.82-86.

288. Халикова Р.Т. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю //Дошкольное воспитание, №5. 1988. С. 13-17.

289. Хисамутдинова Ф.Ф. Образование в Башкортостане: приоритетные направления // Учитель Башкортостана, №5. 1997. С.3-9.

290. Цыбендоржиева А.Т. Детское художественное творчество и генеалогия древнейшего искусство // Искусство в школе, №5. 1997. С.41-43.

291. Чумичева Р.М Дошкольникам о живописи. М., Просвещение.1992.- 126 с.

292. Чумичева P.M. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, №4. 1995. -C.15-2(i. (

293. Шадриков В.Т. О создании научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования // Дошкольное воспитание, №8. 1997. С.2.

294. Шапинская К.К. Некоторые проблемы эстетического воспитания в Индии: традиции и современность // Искусство в школе, №3.1993. С.65-69.

295. Шевчук JI.B. Дети и народное творчество. М., Просвещение. 1985. - 128 с.

296. Шестакова А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск. 1996. -192 с.

297. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа. Китап. 1995. - 240 с.

298. Шпикалова Т.Я. Народный орнамент России: творческое изучение орнамента в процессе изображения // Искусство в школе, №4. 1992. -С.33-36.

299. Шпикалова Т.Я. Вопросы художественной педагогики. К истокам народного искусства // Искусство в школе, №4. 1993. С.31-32.

300. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М., 1997. 198 с.

301. Щацкий С.Т. Работа для будущего. М., Педагогика. 1989.

302. Щербаков А.А. О работе по живописи с детьми среднего возраста//Искусство в школе, №2. 1995. С. 18-21.

303. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

304. Юсов Б.П., Сухова Т-.И. Когда все искусства вместе . М., Мурманск. 1995. - 108 с.

305. Юсов Б.П., Каб$сова, Сухова Т. Живой мир искусства // Дошкольное воспитание, №6. 1993. С.35-39.

306. Ягловская Е.Н. Группа одаренных дошкольников. Проблемы взаимоотношений детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, №6. 1994. -С.47-49.

307. Яковлева A.M. Кич и художественная культура. М., Знание. 1990. - 62 с.