автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ
- Автор научной работы
- Муллакаева, Ирина Рамилевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2008
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ"
На правах рукописи
□0345Э008
МУЛЛАКАЕВА Ирина Рамилсвна
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОРНАМЕНТА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОСНОВАМ ДПИ
(НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ БАШКОРТОСТАНА)
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
.о
Москва - 2008
003459008
Работа выполнена в ГОУ ВПО Московском педагогическом государственном универси тете на кафедре декоративно-прикладного искусства художествен но- граф ическогофа кул м ета
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент КОВАЛЕВ Александр Анатольевич
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор КАРЕВ Борис Анатольевич доктор педагогических наук, доцент ДЬЯЧКОВА Людмила Германовна
Ведущая организация: Московский государственный областной университет
'Защита состоится/^ г. в ¿¿^часов на заседании
диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. №551).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан«
2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Агошкова А.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема исследования и ее актуальность
Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал, тут мы можем обнаружить богатейшее разнообразие форм, которое может воспроизводить духовно свободный человек. В свое время известный русский философ И.А.Ильин говорил, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, а точнее - трех законов духа: свободы, любви и предметности.
Наша культура на современном этапе ее развития представляет сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаимодействии всех культур братских народов и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства. В процессе культурного строительства средняя школа, в частности ее начальное звено, пытаются использовать весь арсенал многонациональной культуры, лучшие демократические традиции художественного наследия, высшие достижения мастеров современного прогрессивного и народного искусства.
Разнообразие культур многонационального Башкортостана представляет собой огромное духовное богатство. Каждый, населяющий республику народ со своими оригинальными обычаями, верованиями, традициями и языком не только украшает Башкортостан, но и обогащает историю и культуру России. Народы Башкортостана создали свою самобытную материальную культуру, которая до сих пор является неисчерпаемым источником для многих сфер жизни, и конечно, в первую очередь, для воспитания, подрастающего поколения. Произведения народного искусства испокон веков отличаются изяществом и красотой форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Башкиры бережно относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, вышивка, керамика, художественная обработка кожи, резьба по дереву и камню и т.д.
Проблема использования отечественного изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и в вузах Башкортостана остается явно недостаточно исследованной. Особенно мало работ, освещающих эту проблему, касается начальной школы, где на сегодняшний день главной задачей остается методика проведения уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Представляется важным определить форму и содержание уроков изобразительного искусства с привлечением декоративно-прикладного
искусства Башкортостана, предложить пути рационального использования народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом становлении младших школьников, в трудовом и патриотическом воспитании учащихся различных типов школ.
В вузах республики Башкортостан изучению искусства придается серьезное значение со дня организации высших учебных заведений, а точнее - с 30-х годов XX века. Связанные с искусством и эстетикой вопросы в институтах и университетах республики являются составной частью учебной программы по истории и философии. На факультетах педагогики и методики преподавания в начальной школе предусмотрены специальные предметы по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Поскольку внедрение новых технологий обучения обусловливает разработку элективных курсов, предлагаем тему и содержание такого предмета, который ориентирован на овладение методикой проведения уроков изобразительного искусства с использованием основы всех без исключения видов декоративно-прикладного искусства -орнаменталистики.
Проблема данного исследования - выявление общеобразовательной функции национального орнамента и на основании этого разработка содержания и методов обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Актуальность проблемы заключается в учете специфики начального этапа обучения школьников как наиболее важного в развитии целого спектра художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности, сенсомоторные качества детей. В этой связи можно с полной уверенностью констатировать, что в данное время на младшей ступени среднего образования не в полной мере реализован имеющийся потенциал национального декоративно-прикладного искусства. Не смотря на существующие методики (подробнее о них речь идет в данном исследовании ниже), открытой остается тематика, связанная с глубоким изучением национального образного строя, компонентом которого является орнамент. Общеобразовательная функция народного искусства затрагивает, таким образом, общие социокультурные принципы развития, которые должны быть раскрыты в форме и содержании образовательного процесса. Недостаточная разработанность существующей проблемы определила тему и актуальность диссертационного исследования: «Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ».
В связи с этим, обозначилась и стратегия исследования: комплексное изучение возможностей повышения качества преподавания основ декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.
Теоретическое положение разрабатываемой темы базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, ПЯ.Шпикалова, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, А.П.Усова,
Е.А.Флорина, Л.А.Ивахнова); в области психологии изобразительной деятельности (Р.Арнхейм, Н.Н.Волков, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Б.Ф.Ломов, Г.Б.Смирнов, П.М.Якобсон); в области педагогики и методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов, Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев, О.И.Галкина, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова).
Объект исследования - учебный процесс обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - содержание и методы обучения основам национальной орнаментики в начальной школе с учетом ее общеобразовательной функции.
На основании изучения научных публикаций, анализа педагогического опыта, а также констатирующего эксперимента автором диссертации выдвинута следующая гипотеза: эффективность обучения декоративно-прикладному искусству в младших классах повысится, если:
• выявить и методологически обосновать роль общеобразовательной функции национального орнаментального строя;
• активизировать уровень художественно-образного мышления учащихся младших классов путем оптимального сочетания изучения национального орнаментального строя и условного языка декоративно-прикладного искусства;
• в процессе обучения орнаменту включить методику обобщения и стилизации реальных природных форм в декоративные.
Цель исследования - разработать форму подачи материала, содержание и методы, способствующие совершенствованию обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства. Задачи исследования:
• изучить и теоретически проанализировать данные философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• разработать методологические основы обучения национальной орнаментики;
• выявить общеобразовательную функцию орнамента, связав ее с блоком предметов общеобразовательного цикла;
• разработать и обосновать систему специальных упражнений, связанных со спецификой декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих способностей детей;
• разработать критерии оценки знаний, умений и навыков в тех областях декоративно-прикладного творчества, где используются орнаментальные мотивы;
• экспериментально проверить содержание и методику обучения учащихся младших классов основам ДНИ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
• анализ и изучение педагогического процесса;
• метод педагогического эксперимента;
• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в учебном процессе;
• анкетирование учащихся младших классов и учителей изобразительного искусства (ИЗО);
• анализ работ учащихся младших классов;
• математические методы обработки результатов исследования. Теоретической основой и методологической базой исследования
послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки, раскрывающие деятельно-творческий подход к образованию; основные положения программы развития среднего образования (изложенные в Государственном образовательном стандарте), ряд вопросов, примыкающих к практическому воплощению достигнутого в сфере изысканий по исследуемой проблеме.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2003-2004 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.
Второй этап (2004-2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по основам национальной орнаментики в декоративно-прикладном искусстве; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Третий этап (2006-2008 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства; сравнительный анализ результатов исследований, корректировка тематики диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• аналитическим методом выявлена общеобразовательная функция орнамента, на основе чего разработана система специальных упражнений и заданий для учащихся младших классов способствующая развитию их художественно-творческих способностей;
• разработана учебно-методическая система, включающая содержание и методы обучения учащихся младших классов основам ДПИ;
• выявлены основные приемы и средства условного языка декоративно-прикладного искусства, адаптированные для учащихся младших классов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
• решена существенная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение, а именно - исследована общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства на примере школ Башкортостана;
• материал исследования в целом отражает общую тенденцию на
почвитнд ъпт&ттхиасч/лт! ттппгтт потаи шгютттттагл тч^пп» илгл плчпплто ^ъмииш« ./У1У111 1«1|11идшчг1 V и иУ^рЫ«* 114)
что вызвано необходимостью доминирующей установки на закрепление и сохранение этнокультурных традиций в сфере среднего образования, актуализацию развивающего потенциала народного искусства.
Практическая значимость результатов исследования определяется:
• направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства башкирского народа;
• необходимостью обеспечения обучения целостным программно-методическим обеспечением.
В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы школьных учреждений Башкортостана. По его материалам подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Новизна результатов научного исследования позволяет расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении творчества в области декоративно-прикладного искусства, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены:
• широким привлечением материала из области разных научных дисциплин (философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.);
• многообразием исследовательских методов;
• сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы;
• математической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов исследования.
На защиту выносятся следующие положения, утверждающие что:
1. Выявление общеобразовательной функции национального орнаментального строя служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к национальной культурной традиции.
2. Национальное декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели обучения и воспитания, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но и дает возможность наполнить его новыми смыслами.
3. Смысловой образ окружающего мира, освоение которого протекает в ходе развития сознания, является в младшем школьном возрасте одним из средств его формирования и национальное декоративно-прикладное искусство, с присущим ему орнаментальным строем, является неотъемлемой частью этого формирования.
4. Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурными аспектами, требует поэтапного приобщения детей к национальному декоративно-прикладному искусству, важнейшими ступенями этого восхождения являются младшие классы средней школы.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась на базе общеобразовательных школ городов Уфы, Стерлитамака, Ишимбая в процессе опытной работы. Кроме того, на Республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор диссертации неоднократно выступала с докладами и сообщениями.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. По ходу изложения текста дается ряд рисунков, графиков и таблицы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы выбор темы диссертационной работы, ее актуальность; раскрыты цели, задачи, объект и предмет исследования, его гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены данные по апробации и внедрению результатов исследовательской деятельности.
В первой главе «Социокультурные и педагогические основы обучения традиционному декоративно-прикладному искусству в младших классах средней школы» рассматриваются педагогический и культурно-исторический аспекты исследования. Теоретически обосновываются подходы к развитию эстетической культуры детей младшего школьного возраста. Разрабатывается стратегия формирования методической модели обучения учащихся младших
классов основам декоративно-прикладного искусства. Анализируется и обобщается опыт научно-методических работ по данной проблематике.
При построении авторской системы развивающего эстетического воспитания и художественного образования детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства автором конкретизированы следующие положения, а именно:
1. Исходным условием, педагогически эффективного приобщения младших школьников к башкирскому (и иному традиционному народному, этно-культурному) декоративно-прикладному искусству, является реализация его объективных, исторически сложившихся общеобразовательных и развивающих функций.
2. Развивающая функция традиционного декоративно-прикладного искусства определяется его направленностью на личностный рост детей посредством творческого самоопределения и индивидуального самовыражения ребенка в общезначимом пространстве культуры.
Эта направленность обеспечивается тем, что:
а) через произведения декоративно-прикладного искусства школьники воссоздают исторически сложившийся «национальный образ мира», открытый к преобразованию, насыщению новым смысловым содержанием адекватном современному состоянию общества;
б) в процессе декоративно-прикладного творчества дети преобразуют обыденную действительность в художественный образ, эстетически осваивая таким образом окружающую действительность;
в) декоративно-прикладное искусство в совокупности всех своих видов служит незаменимым источником развития художественного воображения детейначальной школы;
г) сотрудничество и общение взрослых и детей в процессе создания произведения декоративно-прикладного искусства ведет к формированию полноценной детско-взрослой общности, полноправным субъектом которой становится ребенок;
д) общий вектор развития способностей к декоративно-прикладному творчеству задается единством эстетического и трудового воспитания, что позволяет преодолеть противоположность, с одной стороны, между созерцанием и преобразованием, с другой стороны, - между творчеством и повседневным трудом.
Развивающая модель является оптимальной, потому что она сочетает в себе традиционную (этнокультурную) основу и инновационную технологию, широко применяемую в современной школе.
Процесс обучения учащихся младших классов основам изобразительной грамоты по средством народного и декоративно-прикладного искусства строится поэтапно:
¡.Специально организованное знакомство с особенностями
декоративно-прикладного искусства.
2. Основательное, глубокое изучение национального образного строя, компонентом которого является орнамент.
3.Изучение социокультурного контекста, т.е. познаний из областей истории,.мифологии, фольклора.
4. Освоение необходимых технологических знаний по изобразительному искусству и основным видам ДПИ.
5. Развитие художественного воображения детей, используя различные формы специальных заданий и упражнений.
6. Формирование специальных умений и навыков.
7.Изготовление художественного изделия.
Воспитание школьников младших классов традиционно остается системой передачи сенсорных эталонов (формы, величины, цвета и др.) — обобщенных образцов и мерок чувственных свойств внешних объектов. Однако все это, будучи важным, не исчерпывает содержания сенсорного развития, ведь сенсорные эталоны - это всего лишь средства формирования обыденного восприятия обыденных вещей, это отнюдь не то, что в психологии называют продуктивным или порождающим восприятием, к которому способен разумный глаз. Дальнейшие попытки «расшатывать» их в деталях (допустим, при изучении детьми эффектов смешивания цветов) имеют весьма отдаленное отношение к развитию креативности, так как при этом сохраняется исходный принцип построения образовательного содержания.
Сформированная у ребенка специфичность человеческого видения мира - это не просто умение ориентироваться (пусть даже - гибко и избирательно) на сенсорный эталон, это ключевой показатель уровня его развития. Таковым можно считать способность к созданию художественного образа как материализованного способа воображения и мышления, когда избранная форма, цвет и перспектива являются ярким свидетельством осмысленности его восприятия. Разумеется, она также опирается на определенные сенсорно-перцептивные эталоны, но это уже способность другого, необыденного, типа.
Упражнения, направленные на реализацию общеобразовательной функции при обучении основам декоративно-прикладного искусства.
1. Методика "Набросок вербальной фантазии" (речевое воображение).
Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или об известном герое национального эпоса-батыре например, Ахмет Байке, затем изложить его устно в течение пяти минут. На придумывание темы или сюжета отводится одна, две минуты, после чего ребенок приступает к рассказу.
В ходе изложения его фантазия ребенка оценивается по следующим параметрам:
- скорость процессов воображения;
- необычность и оригинальность образов воображения;
- богатство фантазии;
- глубина и проработанность (детализированность) образов;
- образность, эмоциональность создаваемых характеристик.
После прослушивания рассказа ребенку предлагается «перевести» свои впечатления на язык красок и линий, иными словами, выполнить рисунок по воображению. Во время и после рассказа учитель может корректировать работу над образом.
2.Методика орнаментального декорирования предметов верхней одежды (шапочки, поясе., головной повязки «xo.po.yco.>>).
Для заданий подобного рода следует выбирать самые простые предметы верхней одежды; для практического выполнения заданий рекомендуется использовать технику аппликации.
3.Методика графического (линейного) построения ленточного орнамента.
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги, простые карандаши либо фломастеры (не менее 6 разных цветов), и дается задание - из элементов, характерных для орнаментального строя (спиралей, ромбиков, овалов и др.) выстроить графическим способом ритмическую композицию, которую впоследствии можно усложнить, размещая элементы в круге либо в квадрате.
4. Методика "Пластика природных форм ".
Ребенку предлагается природный материал (желуди, листья, скорлупа орехов) или набор пластилина и дается задание - за 15-20 минут создать какой-либо образ животного или птицы.
Во-второй главе «Исследование возможностей активизации процесса развития общеобразовательного уровня у учащихся младший классов на занятиях декоративно-прикладным искусством» описываются этапы педагогического эксперимента.
В результате ознакомления с результатами исследований и научными докладами коллег на проблемных межвузовских конференциях автор диссертации убедился в том, что аналогичные проблемы, связанные с региональным аспектом имеют место в школах других республик Содружества независимых государств. Региональный компонент программы предполагает следующие содержательные линии художественного образования и воспитания:
- этнические, исторические и искусствоведческие сведения о башкирском и других народах, компактно проживающих на территории Башкортостана;
- обычаи, духовная и материальная культура, народное декоративно-прикладное искусство башкир и других народов;
- тематически организованное восприятие синтеза различных искусств при системообразующей роли произведений изобразительного искусства;
- сведения об исторически сложившихся этапах развития профессионального изобразительного искусства республики, его наиболее ярких представителях;
- отражение в искусстве природы Башкортостана и трудовой деятельности его людей;
- сведения о развитии изобразительного искусства природного края, искусствоведческое краеведение, охрана памятников истории и культуры, бережное отношение к природе, короче - экология красоты (что отражено в работе «Изобразительное искусство: программа для I-VIII классов средних общеобразовательных учреждений» / Сост. Пурик Э.Э. Ахадулина Н.Э./ -Уфа. 1999.-56с.),
Общеобразовательная направленность предмета краеведения выражена в следующих показателях:
• формирование у учащихся познавательного интереса (познавательной активности), который проявляется в направленности и устойчивости интереса к родной культуре;
• формирование основополагающего блока гуманитарных знаний (гуманитарная эрудиция).
Под эрудицией здесь следует понимать объем знаний, объемлющий умственный потенциал учащегося. Эрудиция часто, но не обязательно связана с высоким уровнем творчества в той или иной области. Познавательная активность в художественной деятельности, например, формируется в процессе творчества и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением волевых качеств ученика, что сказывается в свою очередь и на степени его активности.
Для проведения констатирующего педагогического эксперимента, определения его конкретных задач, втором исследования в начале работы был проведен анализ занятий преподавателей многих школ Башкортостана по интересующим его предметам.
Такой формой эксперимента было охвачено 1327 испытуемых. Большая часть исследований проводилась в школах городов Стерлитамака и Ишимбая. Выбор нескольких школ в различных населенных пунктах способствовал более объективным результатам исследования.
Педагогический эксперимент по теме исследования проводился с 2003 по 2008 годы и состоял из трех этапов: констатирующего (I этап), поискового (II этап) и обучающего (III этап).
В педагогическом эксперименте на I и II этапах участвовали 1113 испытуемых (учащихся 1-4 классов) и более 17 преподавателей и методистов.
В констатирующем и поисковом экспериментах применялись следующие методы исследования:
• проведение практических работ (рисунки, лепка, вырезание ножницами, выполнение изделий из дерева, глины, бумаги);
• анкетирование, опрос учащихся, беседы с ними и с преподавателями;
• наблюдения, изучение различной учебной и методической
документации.
Для оценки уровня развития общеобразовательных качеств личности учащегося использовались не только готовые рисунки, но и протоколы их выполнения, записанные экспериментатором, а также результаты анкетирования и опроса, участвующих в экспериментах.
В целях получения объективной картины по проведению этой части исследования большое внимание было уделено разработке показателей и критериев оценки общего уровня развития учеников. Эти показатели были определены на основании анализа научной и методической литературы, исследований в области развития общеобразовательных качеств личности учащихся.
Анкетный опрос (табл. №1, 2) показал, что уровень знаний в области национального декоративно-прикладного искусства оказался низким у большинства испытуемых. Дети не могли объяснить значение тех или иных узоров орнамента, не могли использовать знания из других дисциплин при работе над декоративными композициями.
Таблица№1 Результаты анкетного опроса учащихся 3-4 классов
по общему количеству опрошенных
Анкетный вопрос Полный ответ Неполный ответ Слабый ответ Нет ответа
Расскажите что такое изобразительное искусство 3 7 21 5 10 16 6 7 18 6 7 18
Расскажите о народном искусстве 1 3 27 2 5 24 1 4 26 3 5 23
Расскажите об узорах народного искусства 2 5 24 4 7 20 4 3 24 5 7 19
Что художник выполняет в процессе народного искусства 1 2 28 3 5 13 4 8 19 4 12 15
Что напоминают вам узоры орнамента 2 4 25 2 3 26 3 2 26 4 10 17
Какие наиболее распространенные виды народно-прикладного искусства Башкирии можете назвать 3 1 30 0 0 31 1 3 27 1 1 29
Что такое орнамент 0 0 31 0 0 31 1 1 29 3 4 24
Где сегодня используется орнамент 1 2 28 1 2 28 2 4 25 2 б 23
Таблица №2
Отлично Хорошо Удовлетвори тельно Отлично Хорошо Удовлетвори тельно Отлично Хорошо Удовлетвори _тельно Отлично Хорошо Удовлетвори тельно
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Перерисуйте национальный башкирский орнамент в круге, квадрате, полосе 7 15 9 8 11 12 7 13 И И 12 8
Составьте орнаментальную композицию в круге, квадрате, полосе 5 14 И 7 12 12 12 И 8 И 13 7
Результаты констатирующего эксперимента с учащимися 1-4 классов, приведенные в графиках №1 и 2, свидетельствуют о том что, в традиционной школьной методике декоративно-прикладному искусству (орнаментике), как важнейшему педагогическому средству общего развития детей, уделяется мало внимания.
Графики показателей высокого (в), среднего (с) и низкого (н) уровней общего развития детей 1,2, 3 и 4 классов в начале и конце констатирующего эксперимента
Начало констатирующего эксперимента (1 этап) График №1
*| ~ "I т *1 " *1-
и и о и
о и о о
СО СО Л! со
5 5 3 §
т- СМ СО т*
□ низкий В средний
□ высокий
Завершающий этап констатирующего эксперимента График №2 (2 этап)
о О о о
о о о о
га га га га
5
т- ем со
□ низкий ^средний
□ высокий
Организация поискового педагогического эксперимента оказалась более сложной, чем это представлялось ранее. Сложность работы здесь заключалась в том, что за короткий срок надо было подготовить новые наглядные пособия, обеспечить учеников рабочими материалами, проводить постоянные консультации преподавателей, участвующих в экспериментальной работе, и тем самым обеспечивать качественное проведение занятий. В то же время рациональнее использовалось время практических занятий, так как педагог, ведущий эксперимент, должен был теперь сообщить ученикам довольно большой объем информации, в ряде случаев или начиная занятие с изложения теоретического материала или включая его в процесс работы. Внесение конкретных изменений затруднялось к тому же необходимостью убедить руководство школ в проведении в экспериментальных группах теоретических занятий по ДПИ в данном случае - орнаменту, которые не были запланированы педагогом.
Следует отметить, что в ходе поискового эксперимента было обеспечено достаточное количество наблюдений с подключением опытных специалистов к анализу проводимых занятий.
Результаты обучающего эксперимента показали большую эффективность таких учебных мероприятий, как: организация восприятия рисующих; применение речевой установки; проведение кратковременных упражнений на импровизацию и экспериментирование с декоративным материалом; активное изучение и использование специфики языка народного искусства, которая обусловлена совокупностью исторически сложившихся особых материальных средств и приемов создания художественного образа предмета. В формообразовании должна преобладать любовь к природным мотивам, в ритме - плавность линий, ощущение пространства, динамики, ощущение природы - все это заложено в строении орнаментальных узоров.
В заключении диссертации отмечается, что представленные в настоящем исследовании материалы дают основания рассматривать декоративно-прикладное искусство как предмет, наделенный общеобразовательной функцией. При этом смысловая нагрузка в процессе обучения учащихся основам декоративно-прикладного искусства принадлежит национальному орнаментальному строю. Отсюда проистекают и его этно-культурные формы. Посредством декоративно-прикладного искусства ребенок открывает для себя исторически заданный образ мира, семантика и формы которого не пребывают в замкнутости, а остаются открытыми, что в свою очередь дает широкие возможности реализовываться творческому потенциалу ребенка. Последнее является условием полноценного личностного роста ребенка.
Выводы исследования 1. Изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил разработать методические основы обучения национальной орнаментики. Опорными работами в этом плане послужили фундаментальные труды отечественных ученых в области
исследования народной культуры: Н.А.Некрасовой, Г.Я.Шпикаловой, Г.Г.Григорьева, П.С.Комаровой; в области школьной методики -Э.Э.Пурик, Н.Э.Ахмадулиной, А.В.Молчевой, З.Х.Мурадовой, Л.Н.Неретиной. Используемая ими методология сочетала в себе эмпирическое исследование и теоретический анализ, в некоторых случаях использовался метод возрастных срезов.
2. Общеобразовательная функция орнамента и декоративно-прикладного искусства в целом реализуется в процессе декоративно-прикладного творчества, где ребенок преобразует обыденную действительность по веками сложившимся канонам. Таким образом он адекватнее и глубже постигает реальный порядок вещей и устройство того мира, который его окружает.
3. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе мощный общеобразовательный потенциал; последний имеет выходы как в гуманитарный блок знаний, так и в сферу знаний, связанных с естественными науками. Автором диссертации разработана система упражнений, отражающих специфику декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих способностей детей. С целью развития воображения в младшем школьном возрасте могут быть использованы такие методики, как «набросок вербальной фантазии», а для закрепления основ орнаментального строя - методика графического (линейного) построения ленточного орнамента и методика орнаментального декорирования предметов верхней одежды.
4. Общеобразовательная функция орнамента, в соотношении с предметами общеобразовательного цикла, выражена в следующих показателях (критериях): - способность обобщать учебный материал и логически мыслить - математика: способность ориентации в пространстве и на местности, наблюдательность, способность дать устное описание состояния предметов окружающего мира (природоведение, краеведение); способности понятийно мыслить, представлять то или иное понятие и адекватно выражать его словесно родной язык.
5. Общий вектор развития способностей к художественному и декоративно-прикладному творчеству задается единством эстетического и трудового воспитания. При этом сам процесс художественного творчества становится для ребенка свободным и ответственным трудом, приносящим как индивидуально, так и социально значимые результаты.
6. Разработанная и научно-обоснованная комплексная система преподавания основ декоративно-прикладного искусства в младших классах средней школы должна быть взаимосвязана как с дошкольными, так и специализированными художественно-образовательными учреждениями, поскольку это непрерывное звено единой художественно-образовательной цепи.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Муллакасва И. Р. Общеобразовательная функция башкирского национального орнамента в обучении учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства // Вестник Московского государственного областного университета. №2. М.: Изд-во МГОУ, 2008.-С.145-152.(0.7 п.л.)
2. Муллакаева И.Р. Содержание и методы обучения основам орнаментальной композиции в начальной школе (на примере школ Башкортостана) // Наука и школа. Начно-методический журнал. №4.М.: Изд-во МПГУ, 2008. - С.28-29.(0,4 п.л.)
3. Муллакаева И. Р. Эффективное средство эстетического воспитания // Учитель Башкортостана. Научно-педагогический и методический ежемесячный журнал. №З.Уфа.С.41-42.(0.25 п.л.)
4. Муллакаева И. Р. Методологические основы понимания башкирской национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве // Вестник Московского государственного открытого университета. Раздел «Культорология». №1.М.: Изд-во МГОУ, 2008.-С.143-150.(0,8 п.л.)
5. Муллакаева И. Р. Роль и значение национального декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей младшего школьного возраста (на примере детей школ Башкортостана) // История. Приложение к научному журналу «Синергетика образования». №1.Ростов-на-Дону, 2008.-С.5-10.(0.35 п.л.)
6. Муллакаева И. Р. Методические основы понимания башкирской национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве // Сборник научных статей. Приложение к журналу «ОБРАЗОВАНИЕ-НАУКА-ТВОРЧЕСТВО» Адыгейской (Черкесской) Международной Академии наук. 16-й выпуск. Нальчик-Армавир 2008.-С.60-74.(0.4 п.л.)
Подп. к печ. 19.12.2008 Объем 1 п.л. Заказ №. 156 ТирЮОзкз.
Типография МПГУ
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Муллакаева, Ирина Рамилевна, 2008 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ? ТРАДИЦИОННОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
§1.Народное искусство Башкортостана неотъемлемая часть национальной художественной культуры.
§2. Методологические основы понимания национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве.
§3. Содержание и методы обучения основам орнаментальной ком позиции в начальной школе.
ГЛАВА И. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ (ОРНАМЕНТ).
§1. Констатирующий эксперимент.
§2.Поисковый эксперимент.
§3.Обучающий эксперимент.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ"
Проблема исследования и ее актуальность
Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал, тут мы можем обнаружить богатейшее разнообразие форм, которое может воспроизводить духовно свободный человек. В свое время известный русский философ И.А.Ильин говорил, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, а точнее - трех законов духа: свободы, любви и предметности.
Наша культура на современном этапе ее развития представляет сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаимодействии всех культур братских народов и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства. В процессе культурного строительства средняя школа, в частности ее начальное звено, пытаются использовать весь арсенал многонациональной культуры, лучшие демократические традиции художественного наследия, высшие достижения мастеров современного прогрессивного и народного искусства.
Разнообразие культур многонационального Башкортостана представляет собой огромное духовное богатство. Каждый, населяющий республику народ со своими оригинальными обычаями, верованиями, традициями и языком не только украшает Башкортостан, но и обогащает историю и культуру России. Народы Башкортостана создали свою самобытную материальную культуру, которая до сих пор является неисчерпаемым источником для многих сфер жизни, и конечно, в первую очередь, для воспитания, подрастающего поколения. Произведения народного искусства испокон веков отличаются изяществом и красотой з форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Башкиры бережно относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, вышивка, керамика, художественная обработка кожи, резьба по дереву и камню и т.д.
Проблема использования отечественного изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и в вузах Башкортостана остается явно недостаточно исследованной. Особенно мало работ, освещающих эту проблему, касается начальной школы, где на сегодняшний день главной задачей остается методика проведения уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Представляется важным определить форму и содержание уроков изобразительного искусства с привлечением декоративно-прикладного искусства Башкортостана, предложить пути рационального использования народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом становлении младших школьников, в трудовом и патриотическом воспитании учащихся различных типов школ.
В вузах Республики Башкортостан изучению искусства придается серьезное значение со дня организации высших учебных заведений, а точнее — с 30-х годов XX века. Связанные с искусством и эстетикой вопросы в институтах и университетах республики являются составной частью учебной программы по истории и философии. На факультетах педагогики и методики преподавания в начальной школе предусмотрены специальные предметы по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Поскольку внедрение новых технологий обучения обусловливает разработку элективных курсов, предлагаем тему и содержание такого предмета, который ориентирован на овладение методикой проведения уроков изобразительного искусства с использованием основы всех без исключения видов декоративно-прикладного искусства — орнаменталистики.
Проблема данного исследования - выявление общеобразовательной функции национального орнамента и на основании этого разработка содержания и методов обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Актуальность проблемы заключается в учете специфики начального этапа обучения школьников как наиболее важного в развитии целого спектра художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности, сенсомоторные качества детей. В этой связи можно с полной уверенностью констатировать, что в данное время на младшей ступени среднего образования не в полной мере реализован имеющийся потенциал национального декоративно-прикладного искусства. Не смотря на существующие методики (подробнее о них речь идет в данном исследовании ниже), открытой остается тематика, связанная с глубоким изучением национального образного строя, компонентом которого является орнамент. Общеобразовательная функция народного искусства затрагивает, таким образом, общие социокультурные принципы развития, которые должны быть раскрыты в форме и содержании образовательного процесса. Недостаточная разработанность существующей проблемы определила тему и актуальность диссертационного исследования: «Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ».
В связи с этим, обозначилась и стратегия исследования: комплексное изучение возможностей повышения качества преподавания основ декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.
Теоретическое положение разрабатываемой темы базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, Г.Я.Шпикалова, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, А.П.Усова, Е.А.Флорина, Л.А.Ивахнова); в области психологии изобразительной деятельности (Р.Арнхейм, Н.Н.Волков, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Б.Ф.Ломов, Г.Б.Смирнов, П.М.Якобсон); в области педагогики и методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов, Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев, О.И.Галкина, Н.Н.Ростовцев,
Н.М.Сокольникова).
Объект исследования - учебный процесс обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - содержание и методы обучения основам национальной орнаментики в начальной школе с учетом ее общеобразовательной функции.
На основании изучения научных публикаций, анализа педагогического опыта, а также констатирующего эксперимента автором диссертации выдвинута следующая гипотеза: эффективность обучения декоративно-прикладному искусству в младших классах повысится, если:
• выявить и методологически обосновать роль общеобразовательной функции национального орнаментального строя;
• активизировать уровень художественно-образного мышления учащихся младших классов путем оптимального сочетания изучения национального орнаментального строя и условного языка декоративно-прикладного искусства;
• в процессе обучения орнаменту включить методику обобщения и стилизации реальных природных форм в декоративные.
Цель исследования - разработать форму подачи материала, содержание и методы, способствующие совершенствованию обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства. Задачи исследования:
• изучить и теоретически проанализировать данные философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• разработать методологические основы обучения' национальной орнаментики;
• выявить общеобразовательную функцию орнамента, связав ее с блоком предметов общеобразовательного цикла;
• разработать и обосновать систему специальных упражнений, связанных со спецификой декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих, способностей детей;
• разработать критерии оценки* знаний, умений и навыков в тех областях декоративно-прикладного творчества, где используются орнаментальные мотивы;
• экспериментально- проверить содержание и методику обучения учащихся младших классов основам ДНИ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
• анализ и изучение педагогического процесса;
• метод педагогического эксперимента;
• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в учебном процессе;
• анкетирование учащихся младших классов и учителей изобразительного искусства (ИЗО);
• анализ работ учащихся младших классов;
• математические методы обработки результатов исследования. Теоретической основой и методологической базой исследования послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки, раскрывающие деятельно-творческий подход к образованию; основные положения программы развития среднего образования (изложенные в Государственном образовательном стандарте), ряд вопросов, примыкающих 7 к практическому воплощению достигнутого в сфере изысканий по исследуемой проблеме.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2003—2004 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.
Второй этап (2004—2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по основам национальной орнаментики в декоративно-прикладном искусстве; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Третий этап (2006—2008 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства; сравнительный анализ результатов исследований, корректировка тематики диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• аналитическим методом выявлена общеобразовательная функция орнамента, на основе чего разработана система специальных упражнений и заданий для учащихся младших классов способствующая развитию их художественно-творческих способностей;
• разработана учебно-методическая система, включающая содержание и методы обучения учащихся младших классов основам ДНИ;
• выявлены основные приемы и средства условного языка декоративно-прикладного искусства, адаптированные для учащихся младших классов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
• решена существенная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение, а именно — исследована общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства на примере школ Башкортостана;
• материал исследования в целом отражает общую тенденцию на развитие эстетической культуры детей младшего школьного возраста, что вызвано необходимостью доминирующей установки на закрепление и сохранение этнокультурных традиций в сфере среднего образования, актуализацию развивающего потенциала народного искусства.
Практическая значимость результатов исследования определяется:
• направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства башкирского народа;
• необходимостью обеспечения обучения целостным программно-методическим обеспечением.
В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы школьных учреждений Башкортостана. По его материалам подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Новизна результатов научного исследования позволяет расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении творчества в области декоративно-прикладного искусства, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены:
• широким привлечением материала из области разных научных дисциплин (философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.);
• многообразием исследовательских методов;
• сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы;
• математической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов исследования.
На защиту выносятся следующие положения, утверждающие что:
1. Выявление общеобразовательной функции национального орнаментального строя служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к национальной культурной традиции.
2. Национальное декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели обучения и воспитания, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но и дает возможность наполнить его новыми смыслами.
3. Смысловой образ окружающего мира, освоение которого протекает в ходе развития сознания, является в младшем школьном возрасте одним из средств его формирования и национальное декоративно-прикладное искусство, с присущим ему орнаментальным строем, является неотъемлемой частью этого формирования.
4. Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурными аспектами, требует поэтапного приобщения детей к национальному декоративно-прикладному искусству, важнейшими ступенями этого восхождения являются младшие классы средней школы.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась на базе общеобразовательных школ городов Уфы, Стерлитамака, Ишимбая в процессе опытной работы. Кроме того, на республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор диссертации неоднократно выступала с докладами и сообщениями.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. По ходу изложения текста дается ряд рисунков, графиков и таблицы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы исследования
1. Изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил разработать методические основы обучения национальной орнаментики. Опорными работами в этом плане послужили фундаментальные труды отечественных ученых в области исследования народной культуры: Н.А.Некрасовой, Г.Я.Шпикаловой, Г.Г.Григорьева, П.С.Комаровой; в области школьной методики - Э.Э.Пурик, Н.Э.Ахмадуллиной, А.В.Молчевой, З.Х.Мурадовой, Л.Н.Неретиной. Используемая ими методология сочетала в себе эмпирическое исследование и теоретический анализ, в некоторых случаях использовался метод возрастных срезов.
2. Общеобразовательная функция орнамента и декоративно-прикладного искусства в целом реализуется в процессе декоративно-прикладного творчества, где ребенок преобразует обыденную действительность по веками сложившимся канонам. Таким образом, он адекватнее и глубже постигает реальный порядок вещей и устройство того мира, который его окружает.
3. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе мощный общеобразовательный потенциал; последний имеет выходы как в гуманитарный блок знаний, так и в сферу знаний, связанных с естественными науками. Автором диссертации разработана система упражнений, отражающих специфику декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих способностей детей. С целью развития воображения в младшем школьном возрасте могут быть использованы такие методики, как «набросок вербальной фантазии», а для закрепления основ орнаментального строя - методика графического (линейного) построения ленточного орнамента и методика орнаментального декорирования предметов верхней одежды.
4. Общеобразовательная функция орнамента, в соотношении с предметами общеобразовательного цикла, выражена в следующих показателях (критериях): способность обобщать учебный материал и логически мыслить — математика; способность ориентации в пространстве и на местности—наблюдательность; способность дать устное описание состояния предметов окружающего мира (природоведение, краеведение); способности понятийно мыслить, представлять то или иное понятие и адекватно выражать его словесно- родной язык.
5. Общий вектор развития способностей к художественному и декоративно-прикладному творчеству задается единством эстетического и трудового воспитания. При этом сам процесс художественного творчества становится для ребенка свободным и ответственным трудом, приносящим как индивидуально, так и социально значимые результаты.
6. Разработанная и научно обоснованная комплексная система преподавания основ декоративно-прикладного искусства в младших классах средней школы должна быть взаимосвязана как с дошкольными, так и специализированными художественно-образовательными учреждениями, поскольку это непрерывное звено единой художественно-образовательной цепи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные в настоящем исследовании материалы дают основание рассматривать декоративно-прикладное искусство как предмет, наделенный общеобразовательной функцией. При этом смысловая нагрузка в процессе обучения учащихся основам декоративно-прикладного искусства принадлежит национальному орнаментальному строю. Отсюда проистекают и его этно-культурные формы. Посредством декоративно-прикладного искусства ребенок открывает для себя исторически заданный образ мира, семантика и формы которого не пребывают в замкнутости, а остаются открытыми, что в свою очередь дает широкие возможности реализовываться творческому потенциалу ребенка. Последнее является условием полноценного личностного роста ребенка.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Муллакаева, Ирина Рамилевна, Москва
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 186 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392с.
3. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 262 с.
5. Башкирское народное творчество (многотомник на русском языке). Эпос. Уфа, 1987.-324 с.
6. Башкирский народный эпос. М., 1977. 186 с.
7. Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. 212 с.
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. - 244 с.
9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений М .: Просвещение, 1954. -Т .4- 160 с.
10. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.-328 с.
11. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства М.: Искусство, 1971.-544 с.
12. Бородай Ю.М. Миф и культура // Опыты. М .: Политиздат, 1990. -С.138-155.
13. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1981.- 282с.
14. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 344 с.
15. Бромлей Ю.В. Подольный Р.И. Человечеств — это народы. —М.: Мысль, 1990.-391 с.
16. Бурыкин А. Этнография, искусство, образование // Сов. этнография. -1998. С.175-180.
17. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10 20 в. в. - М.: Советский художник, 1974. - 294 с.
18. Видонова Е. С. Ткани и шитьё XIV в.из раскопок в Болгарах. Краткие сообщения института истории минеральной культуры. 1947. 186 с.
19. Воробьёв Н. И. Некоторые данные о технике орнаментации тканей у казанских татар. Казань,1930. 68 с.
20. Воронов В. С. Крестьянское искусство и кустарная промышленность// Вести промысловой кооперации. 1927. №9/14.
21. Воронов В. С. О крестьянском искусстве (избранные труды) М.: Советский художник, 1972. - 350 с.
22. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Покровской-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАСДОС, 2000.-272 с.
23. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
24. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Собр. соч.: В 6-ти тт. Научное насл-во: под. ред. М.Г.Ярошевского. -М., 1984. Т. 6. С. 6-90.
25. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте /Хрестоматия по психологии. М.,1987. - 228 с.
26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
27. Галин С. А. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса / С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, P.A. Кузбекова, JI.H. Попова. — Уфа: Китап, 2003. 264 е.: ил.
28. Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-психологос. — М.: Прогресс -Культура, 1995. 355 с.
29. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М.: Галарт, 1998. - 146 с.
30. Герчук Ю. П. Что такое орнамент //Декоративное искусство. 1978. -№1 - С.29-31.
31. Городецкая С. В. Изучение орнаментов народов мира как средство активизации творческой деятельности // Культура искусство - школа. - М.: РИЦМГОПУ, 1999.-С. 118-119.
32. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие. / H.A. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 109с.: ил.
33. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / H.A. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
34. Данилов А. А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика. 1989, №3. - С. 33.
35. Дидактика средней школы. /Под ред. М.А.Данилова и М.Н. Скаткина, М., 1975.-216 с.
36. Дмитриева Н. Н. Эстетическое воспитание. М.,1973. 164 с.
37. Дьяченко В. Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко, О.В. Гузенко, И.А.
38. Ералин К., Халлатов X. Изобразительное искусство Казахстана и Средней Азии в системе подготовки будущих учителей. М.: Прометей, 1991.-55 с.
39. Зелина Е. Л. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл.: Таблицы с методическими рекомендациями / Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.-78 с.
40. Зинченко Н. А. Иллюстрирование финно-угорских мифов и легенд для 5-6 классов: учебно-метод. Пособие / Н. А. Зинченко. Сыктывкар: Изд-во Коми пед. Ин-та, 2006. - 112 с. : ил.
41. Зинченко Н. А. Традиционный орнамент как творческий поиск на уроках декоративного рисования в школе: Мат-лы докладов XV Коми респ. Молодежной конф.: В 2-х т. Сыктывкар, 2004 T. I. - 380 с.
42. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001.-350 с.
43. Кабакова Меллер Е. Н. О роли наглядного материала в процессах абстракции и освобождения у школьников // Вопросы психологии. - 1955. №2-С. 65-71.
44. Киреев. А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970. -212 с.
45. Ключевская Э. В. Основы изобразительного искусства и орнамента. -М.: Наука, 1968.-207 с.
46. Ковалев А. А. Абстрактная форма как ассоциативный источник реалистической композиции // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 6. -М.: МГПУ, 2005. С. 110-118.
47. Ковалев А. А. Использование связей абстрактного с конкретным на поисковом этапе художественно-композиционной деятельности //
48. Декоративно-прикладное искусство в педагогическом вузе и в учреждениях дополнительного образования. М.: Прометей, 2005. - С. 138-139.
49. Ковалев А. А. Философия изобразительного искусства: Программа спецкурса для студентов. Прометей, 2002. - 24 с.
50. Ковалев А. А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией: Монография. — М.: Прометей МГУ, 2005.- 120 с.
51. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. -М., 1981. -144 с.
52. Кудрявцев В. Т., Урмурзина Б. Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. М.: AHO «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» Актобе: Актюбинск, гос. ун-т. им. К.Жубанова, 2002. — 150 с.
53. Кузеев Р. Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979. 186 с.
54. Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа,1957.- 86с
55. Кузеев Р. Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960. — 68 с.
56. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав история расселения. М., 1974. — 80 с.
57. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. 124 с.
58. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.,1997. -212 с.
59. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1972. - 270 с.
60. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984. - 320 с.
61. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М., 1977.-207 с.
62. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. 11-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 110, 2. е.: ил.
63. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. 11-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2008. - 111, 1. е.: ил.
64. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 246 с.
65. Культура Башкоркостана. Учебник для 8 класса/ С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, JI. Н. Попова. Уфа: Китап, 2003. -264с.
66. Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. - С. 225 - 231.
67. Ладыкин Л. А. Образы народного искусства. М.: Знание, 1983. - 48 с.
68. Лихачев Д.С. Деревенская культура и современность// Декоративное искусство СССР С . 14-18.
69. Мажитов Н. А. Тайны древнего Урала. Уфа, 1973. 268 с.
70. Маргулан А. X. Казахское народное прикладное искусство.// В 3 томах. — Алма-Ата, 1986 г.
71. Масленникова Т. А. Башкирское жилище как архитектурно-художественный ансамбль.// Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы за 1990 г./ Тезисы докладов, часть II. М.,1991— 121 с.
72. Масленникова Т.А. Влияние природно-климатических и исторических условий на формирование башкирского народного жилища. М., 1991. - 16 с. -Деп. В ИНИОН АН СССР № 45054 от 24 июля 1991 г.
73. Масленникова Т.А. К вопросу об эстетическом освоении башкирского народного искусства// Теория и методика преподавания спецдисциплин на ХГФ пединститутов/ Межвузовский сборник научных трудов. Уфа. 1990. - С.85-91.
74. Малик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников// Вопросы психологии. 1989, № 1. - С. 15-23.
75. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981ю - 95 с.
76. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана дошкольникам (на русском и башкирском языках). - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. - 112 е.: ил.
77. Молчаева А. В. «Башкирская мозаика» (настольные игры с использованием элементов башкирского декоративного искусства вподготовительных группах детских садов и первых классах общеобразовательных школ), -изд. 1-е.-Уфа: «Китап», 1995.-256с.
78. Мурадова 3. X. Ознакомление школьников с национальным изобразительным искусством// Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания: Материалы симпозиума, — М., 1971. — С.165-167.
79. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 268 с.
80. Муллакаева И. Р. Эффективное средство эстетического воспитания.//Учитель Башкоркостана. Научно-педагогический и методический ежемесячный журнал. №З.Уфа.С.41-42
81. Муллакаева И. Р. Методические основы понимания башкирской национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве.//Сборник научных статей. Приложение к журналу «ОБРАЗОВАНИЕ-НАУКА-ТВОРЧЕСТВО» Адыгейской (Черкесской)
82. Международной Академии наукЛб-й выпуск. Нальчик-Армавир 2008.-С.60-74.
83. Налибаев А. Методическое пособие для школ. Резьба по дереву. -Алма-Ата, 1994 г.
84. Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. Алматы, 1997. - 152с.
85. Народное творчество башкир (сб. ст.). Уфа, 1976.
86. Некрасова М. А. Народное искусство как тип художественного творчества // Искусство. 1991. № 14. — С. 8-14
87. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.-344 с.
88. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987.
89. Неменский Б. М. Основы художественного ремесла: Русские худож. лаки Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. -М.: Просвещение, 1979.
90. Неменский Б. М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1994.
91. Неретина Л. В. Изучение башкирского орнамента младшими школьниками на уроках ИЗО и трудового обучения. Межв. Сб. посвященный 60-летию института. Магнитогорск, 1992, с. 92-97
92. Неретина Л. В. К вопросу формирования творческой педагогической деятельности студентов в процессе изучения башкирского орнамента. Тезисы. / Сб. Матер. Республ. Семинара-совещания педвузов России. Шуя, 1992. С.92-93.
93. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-224с.
94. Неретина Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство на занятиях методики преподавания изобразительного искусства и трудовогообучения. Методические указания для студентов педфака. Магнитогорск,1992.-36 с.
95. Неретина JI. В. Развитие творческой активности студентов средствами народного и декоративно-прикладного искусства. / На материале народного искусства Башкортостана / Спецкурс для студентов педфака /. Магнитогорск,1993.-26 с.
96. Неретина JI. В. Развитие творческих способностей младших школьников средствами народного творчества Башкирии. Тезисы. Конференция по итогам научно-исследовательской и научно-методической работы. Магнитогорск, 1991. - с.40-41
97. Нешумова Б. В., Щедрина Е.Д. Основы декоративного искусства в школе / под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981.
98. Основы декоративного искусства в школе/ Учебное пособие для студентов ХГФ педагогических институтов. Под. Ред. Нешумова Б. В./ М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил.
99. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. -М.: Просвещение, 1992.
100. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: Просвещение, 1995.
101. Пронина Н. А. Декоративное искусство в Академии художеств (из истории русской художественной школы XVIII — пер. пол XIX в.) М.: Изобразительное искусство, 1983. - 400 с.
102. Пурик Э. Э., Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений РБ/Под ред. Пурик Э.Э. -Уфа:Китап, 2003.-216 с.
103. Пурик Э. Э. Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений./Под ред. Пурик Э.Э. Уфа:Китап,2002.-208с.
104. Пурик Э. Э. Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство: Программа для 1-8 классов средних общеобразовательных учреждений/Сост. Пурик Э.Э. Ахадуллина Н.Э. /под ред. Пурик Э.Э.- Уфа, 1999.-56с.
105. Рахматулин У. X. Население Башкирии в XVII XVIII вв. М., 1988.
106. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1980.
107. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.
108. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. -Уфа:Китап,2006.-376с.
109. Руденко С. И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. Ч.2.Бут башкир// Зап. Русского географического общества по отд-нию этнографии. Л., 1925. Т. 43. Вып. 2. 330 с.
110. Руденко С. И. Скифская проблема и алтайские находки// Изв. Академии наук. Серия ист. и филос. 1944. Т. 1. №6 С. 266-275
111. Рыбаков Б. А. Микрокосм в Макрокосме народного искусства // декоративное искусство СССР. 1975ю -№1. 30-53 С.
112. Рылова JI. Б. Изобразительное искусство в школе :дидактика и методика. Ижевск, 1992. 164 с.
113. Рязанцева И. М. Общеобразовательная функция орнамента в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. педагог, наук. М., 1994. - 16 с.
114. Сакулина Н.П. Национальное искусство и детское творчество.// Дошкольное воспитание. 1965. № 5. С. 11-12.
115. Савенкова Л.Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства// Советская педагогика. 1986, №11. с. 73-77.
116. Салахов М.Ш. Наглядное пособие по изобразительному искусству и художественному труду (1 класс). Комментарий для учителя. М., АО «Международный дом сотрудничества», 1997. - 24 с.
117. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л., Academia. 1934.- 168с.
118. Соколов Д. Н. О башкирских тамгах. Оренбург, 1904
119. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972. — 128 с.
120. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпох. - Л.: Аврора, 1972. - 89 с.
121. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 е., 12 л. ил.: ил.
122. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. — 4.1. Основы рисунка; Ч. 2. Основы живописи; Ч. 3. Основы композиции; Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.
123. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Тетрадь творческих заданий для 1 кл.: В 3 ч. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998. - 214с.
124. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей. 1993.- 186 с.
125. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Шитьё, вышивка, кружева. СПБ., 1872.
126. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 58-61.
127. Ураксин З.Г. Русско-башкирский фразеологический словарь. М., 1989.
128. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. - 344 с.
129. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. -325 с.
130. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
131. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1973.- 146 с.
132. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 214 с.
133. Хисамитдинова Ф.Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа, 1992. — 295 с.
134. Хозяйство и культура башкир в XIX XX вв. (Сб. ст.). М., 1979. -232 с.
135. Художники советской Башкирии. Справочник. Уфа, 1979.
136. Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства.- М.: Изд. АХСССР, 1962. 67 с.
137. Чепелев В.М. Об искусстве казахского народа (Орнаментика). — М., 1936 г.- 153 с.
138. Шакурова Р.З. По следам географических названий. Уфа, 1986. 120 с.
139. Шаяхметова Р. Путешествие в страну, где живут «умные знаки» /Учитель Башкортостана. Ежемесячный научно-педагогический и методический журнал. Выпуск 857. Уфа, 2007. С 29-31.
140. Швецова, Г.А. Мирошниченко. Волгоград: Учитель, 2007. — 271 с.
141. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984. -260 с.
142. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. - 200 е.: ил.
143. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1977. -224 с.
144. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования (пособия для учителей) М.: Просвещение, 1979. - 191 с.
145. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 кл. — М.: Просвещение, 1981. 164 с.
146. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 кл. М.: Просвещение, 1984. - 182 с.
147. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 кл. М.: Просвещение, 1985. - 140 с.
148. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.,1974. 168 с.
149. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика// Сб. статей. -М.: Педагогика, 1990. 148с.
150. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972.
151. Юнг К. Г.Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
152. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: От тамги до авангарда. Уфа: Китап, 2006. - 224 е.: ил.
153. Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: Китап, 1993.132 с.
154. Янбухтина А.Г. Башкирский тамбур // Декоративное искусство СССР. 1973. №2. С. 47-49.
155. Янбухтина А.Г. К вопросу методологии изучения и анализа народного искусства // Советское искусствознание 76. М., 1977. Вып. 2. С. 249-257.
156. Янбухтина А.Г. К вопросу методологии изучения и анализа народного искусства // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986. С. 294 301.
157. Янбухтина А.Г. Родовая память и современное искусство Башкортостана// Вестник АН РБ. 1996. Т. 1. № 3-4. С. 48-54.
158. Янбухтина А. Г. Декоративно-прикладное искусство Башкортостана// Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996. С. 70-72.
159. Янбухтина А. Г. Современный башкирский палас // Ватандаш. 1999. № 8. С. 63-71.
160. Янбухтина А.Г. К вопросам развития народного искусства и художественных промыслов Башкортостана // Вестник Уфимского технологического института сервиса (УТИС). Уфа, 2001. С. 141-148.
161. Ячменёва В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -184 е., 8с. ил.: ил. - (Б-ка учителя изобразительной деятельности)