Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Преображенская, Ирина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Преображенская, Ирина Владимировна, 2003 год

Введение

Содержание

Глава 1. Народное декоративно-прикладное искусство Республики Удмуртия как отражение материальной и духовной культуры её народов

1.1. Состояние проблемы. Анализ исследований, определяющих роль искусства и народных традиций на развитие учащихся.

1.2. Историко-культурологическое своеобразие народного искусства Республики Удмуртия.

1.3. Социокультурный, педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства Удмуртии.

Глава 2. Содержание и технология разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия.

2.1. Модель разностороннего развития школьников-подростков в процессе приобщения к искусству на уровне межпредметных связей.

2.2. Воспитательно-образовательные аспекты реализации методических рекомендаций по изучению и освоению народного декоративно-прикладного искусства. JQQ

2.3. Результаты экспериментальной работы.

2.4. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки будущих учителей.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков"

Актуальность исследования. Ведущей тенденцией современной жизнедеятельности человека является технологизация и рационализация его менталитета. Художественно-эстетическое восприятие мира уступает свое значение технологически рациональному. Постепенно односторонность вытесняет гармоничность и целостность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема равнозначного формирования как рационального так и эмоционально-эстетического мышления.

Кроме того, глубокие изменения в жизни российского общества обнажили все болевые точки отечественной воспитательной системы и, в частности, указали на дефицит духовной культуры подрастающих поколений. Во многом это связано с незнанием культурного наследия. В этой связи архиважной задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре, остро стоят вопросы воспитания толерантности. Образование должно способствовать тому, чтобы с одной стороны его воспитанник четко осознавал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, его окружающем, а с другой, привить ему уважение к культурам других народов. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на решение поставленных задач, поскольку оно заключает в своем содержании диалектику национального и интернационального, художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

Обращение к воспитательной силе искусства способствует решению педагогических целей современной школы, гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности.

Целостность человека во многом обуславливается связью его с природой. Постижение наследия народного искусства, где в органичной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств выражается неразрывная связь духовной, материальной жизни и окружающей среды, может послужить формирующим фактором развития духовной культуры подрастающего поколения. Развитие школьников, осуществленное посредством образования, и включение их в активную деятельность по возрождению, сохранению и изучению народного искусства, особенно важно в периоды исторических переломов, спада культуры как важное условие для определения жизненной позиции, нравственного идеала.

Своеобразие этноса, проявленное в творчестве народа, определяется в контексте общекультурного наследия нации и человечества. Народное искусство представляет «мир в целостности, включающей отношение людей друг к другу, человека к природе, культуры и искусства одного народа к культуре и искусству другого» (Т.Я.Шпикалова). Изучение народного искусства в региональном аспекте при приоритетности общечеловеческих духовно-нравственных ценностей во многом способствует формированию национального самосознания, являющегося одним из факторов воспитания свободной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства. Народное искусство требует необходимости в творческо-деятельностном постижении, когда осуществляется единство восприятия и созидания. "Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи. Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого" (Гессен С.И.), отражая в художественно-эстетическом воспитании все три вектора пространства и времени - прошлого, настоящего, будущего.

Стеепень разработанности проблемы. На необходимость использования народного опыта воспитания детей указывали классики мировой педагогической мысли: Я.А.Коменский, П.Ф.Лесгафт, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, и др.

Возможности народных традиций воспитания в современном образовательно-воспитательном процессе в различных аспектах широко представлены в трудах В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова,

A.Ш.Гашимова, В.М.Григорьева, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова, З.Б.Цаллаговой и др.

Сущность формирования художественной и эстетической культуры школьников определена в работах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, П.И.Выготского, М.С.Кагана, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, С.Х.Раппопорта,

B.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и др. Проблеме формирования нравственных качеств личности посредством интеграции искусств и влияния воспитательной роли природы посвятил многие свои труды В.А. Сухомлинский.

Методологические аспекты формирования технологической культуры учащихся раскрываются в работах П.Р.Атутова, О.А. Кожиной, В.П. Овечкина, Б.И. Орлова, В.Д. Симоненко, К.А. Скворцова, Ю.Л. Хотунцева и др.

Содержательный смысл народного искусства представлен в трудах искусствоведов А.Н.Афанасьева, А.В.Бакушинского, Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова. Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в работах И.Я.Богуславской, Т.М.Разиной, А.К.Чекалова и др. Особое место в решении обозначенной проблемы занимают труды искусствоведа М.А. Некрасовой, ею определено место народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства.

Историографический анализ удмуртского народного декоративно-прикладного искусства широко представлен в трудах В.Н.Белицер, К.М.Климова, Н.С.Королевой, Т.А.Крюковой, В.А.Семенова, С.Н.Виноградова, Г.Ф.Федорова.

Вопросы, раскрывающие педагогические условия использования народного декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, широко раскрыты в трудах Н.А.Горяевой, М.Е.Даутова, М.А.Ершова, Т.С.Комаровой, В.В.Корешкова, Б.М.Неменского, С.Н.Новикова, В.Н.Полуниной, Н.П.Ростовцева, Д.М.Скильского, Т.Я.Шпикаловой,

A.С.Хворостова, Е.Ш.Шорохов, Б.П. Юсова и др.

В последнее время наметился большой интерес к проблеме воспитательного воздействия народного декоративно-прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности и рассмотрение его в региональном аспекте (И.В.Алексеева, Б.А.Альмухамбетов, К.Ж.Амиргазин, Т.А. Брюханова, Х.М. Дикинов, И.М.Елатомцева, Л.Х.Кадыйрова, П.В.Лосюк, Э.Х.Мурадова, Г.Н.Никитин, Л.С.Нерсисян, Д.Г.Пилипенко, И.Н.Полынская, Г.В.Похолкина, С.И.Раимова, Э.Г.Скворцов, И.М.Фадеева и др.).

Важные выводы о психолого-педагогических особенностях восприятия народного творчества учащимися, о развитии их интереса к декоративно-прикладному искусству сделаны И.П.Волковым, Е.И.Игнатьевым,

B.С.Кузиным, А.Н.Леонтьевым, А.Маслоу, Р.С.Немовым и др.

Вопросам изучения и освоения искусства народов Приуралья и Поволжья уделяли внимание К.М.Климов, Л.Б.Рылова и др. На материале Республики Удмуртия проведено исследование О.Л.Моревой, посвященное условиям приобщения младших подростков к народной культуре посредством этнопедагогизации процесса пол и художественного воспитания. О.Ю.Овчинниковой рассмотрена социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению национальных традиций народов Удмуртии.

Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства, до конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков — наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической деятельности, отсутствуют методические рекомендации по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству Удмуртии.

Налицо явное противоречие. С одной стороны, огромная потребность в использовании регионального пласта народного декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе, а с другой - явно недостаточная изученность данного феномена. Это и обусловило:

• постановку проблемы, заключающуюся в разрешении обозначенного противоречия, - изучение народного декоративно-прикладного искусства должно быть органично вплетено в школьную образовательную систему как её неотъемлемое звено;

• и выбор темы нашего исследования "Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (на материале Республики Удмуртия)".

Объект исследования - изучение народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования - процесс развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, форм и методики разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия.

Гипотеза исследования - народное декоративно-прикладное искусство выступает эффективным средством разностороннего развития учащихся-подростков, если:

-разработать модель, определяющую структурно-содержательный, технологический, организационный, функциональный компоненты;

-в учебный процесс внедрить комплексную программу «Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии» и его изучение осуществлять на уровне межпредметных связей, учитывая единство художественного восприятия и преобразовательной деятельности;

-учитывать мотивационную направленность художественной подготовки каждого подростка;

-процесс изучения и освоения ДПИ имеет практико-ориентированный характер; в нем широко используются народные традиции, старинные способы изготовления предметов народного ДПИ и показывается связь народных ремесел с историей материальной культуры народов Республики Удмуртия;

-выявить связь личностных особенностей, отраженных в структуре жизнедеятельности подростков, и влияние на уровень развития их познавательных способностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

• раскрыть историко-культурологическое своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия, выявить его воспитательно-образовательный потенциал;

• выявить специфику и изучить опыт использования народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах Республики Удмуртия;

• дать теоретическое обоснование педагогических условий, вычленить и раскрыть возможные области развития личности подростков в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства;

• подготовить комплексную программу для общеобразовательного учреждения, включающую программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей;

• экспериментально апробировать модель и технологию разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: деятельностный, системный и культурологический подходы; идеи о формировании активной творческой личности, преобразующей мир по законам красоты; о деятельностной сущности человека и социальной детерминированности его личности; об общечеловеческих ценностях и идеалах, национальных традициях и региональных особенностях; о направленности художественно-эстетического и трудового развития на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Источниками исследования явились фундаментальные труды специалистов различных наук, изучающих проблемы искусства, художественного и эстетического воспитания философов, культурологов, педагогов, психологов, искусствоведов, социологов, этнографов, историков, литературоведов. Исследование проблемы потребовало также обращения к научным исследованиям в области методики преподавания предметов художественно-эстетического цикла, к произведениям народного творчества, к учебным программам и учебным пособиям, результатам экспериментальных исследований.

В исследовании использовались следующие методы:

На первом, теоретико-поисковом этапе основными методами были теоретическое изучение педагогической, психологической, философской, этнографической, искусствоведческой литературы, раскрывающей различные аспекты обучения, воспитания и развития детей; сбор этнографических материалов.

На этапе теоретических предположений и проведения экспериментальной работы ведущими были методы: независимых характеристик; опросно-диагностический метод (включенное наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование); системный анализ и синтез; экстраполяция и моделирование; аналогия, систематизация и обобщения.

На заключительном этапе ведущими были статистическая обработка материалов исследования, их качественный и количественный анализы, оценка выявленных тенденций в ретроспективном и перспективном планах.

Этапы исследования:

Первый этап (1995-1996 гг.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка методики эксперимента, проведение констатирующего эксперимента;

Второй этап (1996-2001 гг.) - экспериментальная работа (формирующий эксперимент), определение форм и педагогических условий, разработка методики использования социокультурного и педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития школьников-подростков, включающей современные электронные средства.

Апробация комплексной программы для общеобразовательной средней школы, включающей программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии".

Третий этап (2001-2003 гг.) - анализ, обобщение и описание результатов исследования, литературное оформление диссертационного исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -определено историко-культурологическое своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия, раскрыт его высокий социокультурный и педагогический потенциал;

-дано теоретическое обоснование педагогических условий, вычленены и раскрыты возможные области развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства;

-теоретически обоснована модель и технология разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства;

-выявлены критерии определения результатов работы по разностороннему развитию школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства

Практическая значимость исследования:

- подготовлена комплексная программа для общеобразовательной средней школы, включающая программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии";

-разработан учебно-методический комплекс применения народного декоративно-прикладного искусства Удмуртии в подготовке будущего учителя технологии на базе новых информационных систем.

Технология использования социокультурного и педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства для развития подростков может быть использована в массовой практике образовательных учреждений, в работе институтов повышения квалификации работников образования, высших и средних специальных художественных заведений, при подготовке учебных пособий, спецкурсов, факультативов.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями; интеграцией различных подходов к решению поставленной проблемы; структурой, содержательной целостностью и логической последовательностью изложения материала; применением комплексной совокупности методов и средств исследования; сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования; преемственностью результатов на различных этапах исследования; аргументированностью теоретических положений и логических выводов работы. Соответствие полученных экспериментальных результатов общепринятым научным критериям валидности и надежности достигалось использованием широкого спектра методик, а также путем привлечения в опытах достаточного количества испытуемых. В диссертации освещены результаты семилетнего педагогического эксперимента с общим охватом более чем 500 школьников-подростков. Статистическая обработка экспериментальных данных с использованием компьютерной программы математической статистики (Statistica 5.5.) подтверждает, что все защищаемые в данном диссертационном исследовании гипотезы и результаты достоверны на высоком уровне значимости.

На защиту выносятся следующие положения:

- народное декоративно-прикладное искусство Республики Удмуртия заключает в своем содержании высокий педагогический потенциал.

- в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства возможными областями развития школьников-подростков являются: способность к преобразовательной деятельности, формирование эстетической, технологической, нравственной культуры, формирование самосознания и мировоззрения;

- наиболее продуктивные результаты достигаются при условии, если изучение народного декоративно-прикладного искусства осуществляется не только на уроках изобразительного искусства и технологии, но и на уровне межпредметных связей; осуществляется комплексно: в учебное и внеурочное время, во внешкольной работе;

- целесообразна разработка модели и технологии разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства.

Экспериментальной базой исследования были:

СШ № 1 с. Шаркан, СШ № 1 д. Сосновка Шарканского района, СШ № 1 пос. Кильмезь, СШ № 53 г. Ижевска. В эксперимент было вовлечено более 500 человек. В эксперименте участвовали также преподаватели и студенты Удмуртского государственного университета, а также родители.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования:

- были обсуждены на заседаниях лаборатории педагогики национальной школы Института национальных проблем образования г. Москва); на заседаниях кафедры этнокультурного развития Института национального образования (г.Ижевск); на Международной научно-практической конференции МПГУ "Технологическое образование в школе и в ВУЗе в условиях модернизации образования" (г.Москва, 4-5 февраля, 2003);

- нашли отражение в 5-ти публикациях автора исследования, среди них комплексная программа для общеобразовательной средней школы, включающая программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии" (М.,1999. 2,5 п.л.);

-явились основой при разработке методики использования педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития школьников-подростков и внедрены в практике работы СШ №1 с. Шаркан, СШ №1 д. Сосновка Шарканского района, СШ №1 пос. Кильмезь, СШ №53 г. Ижевска.

Ряд положений и выводов исследования используется в учебном процессе Удмуртского государственного университета (психолого-педагогический факультет, специальность "Технология и предпринимательство").

Результаты апробации положительные.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

6. Результаты исследования позволили определить педагогические условия использования социокультурного и педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства, главная суть основного из них заключается в том, что изучение народного декоративно-прикладного искусства должно быть органично вплетено в школьную образовательную систему и работать как ее неотъемлемое звено.

Обозначенное наиболее продуктивно может осуществляться в таких направлениях:

• углубленное изучение декоративно-прикладного искусства Удмуртии на факультативных занятиях;

• изучение декоративно-прикладного искусства Удмуртии как важной составляющей регионального компонента образования на уроках изобразительного искусства, технологии, музыки, родного языка, литературы, краеведения, истории, географии;

• совершенствование внеклассных и внешкольных форм художественно-эстетической деятельности (праздники, выставки, посещение музеев, смотры семейных талантов, знакомство с мастерами и народными умельцами и др.);

• опора на семейные традиции художественного воспитания, опыт народных умельцев, мастеров прикладного творчества и народного искусства;

• использование современных электронных средств в учебном процессе.

Реализации указанного будет способствовать подготовлена нами комплексная программа "Народное декоративно — прикладное искусство Удмуртии" для общеобразовательной средней школы, включающая программу факультатива и программу изучения народного декоративно — прикладного искусства на уровне межпредметных связей" (М.,1999). Программа подготовлена с учетом использования новых информационных технологий. Среди других условий нами выделены такие: вовлечение школьников-подростков в активную художественно-творческую деятельность; взаимосвязь технологической и художественной деятельности; многоуровневое изучение декоративно-прикладного искусства.

7. В исследовании доказано, что изучение и освоение учащимися народного декоративно-прикладного искусства реализуется в 3-х формах: ознакомительной (знакомство с видами, жанрами, произведениями народного декоративно-прикладного искусства); образовательной (приобретение искусствоведческих знаний); художественно-творческой (собственная художественно-творческая преобразовательная деятельность подростков);

8. Вычлененные нами критерии позволят оценивать результаты работы по разностороннему развитию школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства.

9. Основным образовательно-воспитательным смыслом разработанной технологии изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства является погружение учащегося в культуру общества, в ее истоки, овладение знаниями, умениями и навыками технологической и художественной деятельности. Результатом обучающего процесса будет освоение технологических и художественных приемов создания изделий декоративно-прикладного творчества, формирование умений по созданию нового.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение столь сложной проблемы. Его положения и выводы могут послужить основой для дальнейшей работы в обозначенном направлении.

Заключение

Результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента в основном подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и дают основания для того, чтобы сформулировать общие выводы:

1. Анализ учебных программ и практики работы учреждений образования Республики Удмуртия показал, что содержание этнопедагогического образования еще не отвечает возрастающим требованиям к системе образования. Учителя испытывают трудности, касающиеся методического обеспечения занятий образовательных областей "Технология" и "Изобразительное искусство". Слабо используется социокультурный и педагогический потенциалы народного декоративно-прикладного искусства.

2 . Народное декоративно-прикладное искусство выступает эффективным средством разностороннего развития личности школьников-подростков. Оно способствует обогащению познавательных интересов и оказывает влияние на формирование художественно-эстетической и технологической культуры учащихся, выступает фактором развития мировоззрения учащихся. Взаимодействие технологического и эстетического аспектов позволяют добиться высокой культуры труда, повышает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда.

3. Использование воспитательного потенциала национальных ремесел отдельного региона России как элемента целостной структуры отечественного и мирового служит сохранению национальной культуры, является важным условием развития национального самосознания, интереса и любви к родному краю.

4. Воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства и в том, что материальные объекты, выражают общечеловеческие идеи высокой нравственности, утверждают идеалы добра, доброжелательства, трудолюбия, уважения к старшим.

5. Взаимодействие таких составляющих декоративно-прикладного творчества как природа, труд, красота, познание, общение содержит в себе возможность создания системы передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных, экологических ценностей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Преображенская, Ирина Владимировна, Москва

1. Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996. 480 е., илл.

2. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя. Шуйский пединститут, 1994.- 196 с.

3. Альмухамбетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4-7 классов средствами национального изобразительного искусства (на материале общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1984.-20 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. 230 с.

6. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.

7. Аниканов М.В., Степанов В.В., Сусоколов А. А. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. -М.: ИНПО,1999.

8. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь./ Под общ. Ред. А. М. Катора.- М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

9. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. — М., 1999.

10. Ю.Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1995.

11. Атутов П.Р. Технологии и современное образование// Педагогика.- 1996.-№ 2.

12. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов. М., 1865.- Т.1.-802 с.

13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

14. Бадер О. Н. О древнейших финно-уграх на Урале и древних финнах между Уралом и Балтикой // Проблемы археологии и древней истории угров. М., 1972.

15. Бакушинский А. В. Изобразительное искусство в школе// Революция -искусство дети. - М., 1988.

16. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

17. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л., 1988 - 197 с.

18. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации // Школа и мир культуры этносов. Вып. 2. - М.: ИНПО, 1995.-С. 5-25.

19. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-135 с.

20. Белицер В.Н. Узорное тканье и вышивка удмуртов// Зап. УдНИИ. Ижевск, 1841.- Вып.9.- С.96-120.

21. Берзина Л., Болдырева М. Русское ручное ткачество. М.: Всесоюзное кооперативное изд. во, 1959.- 22 с.

22. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивная технология обучения. М., 1995.

23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

24. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории практики современного образования.- М.,1994.

25. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.- Т.1.- 304 с.

26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.542 с.

27. Боголюбов Н.С. МГПИ им. Ленина Развивающее обучение в изобразительном искусстве// Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. Ленина, 1990. - 168 с.

28. Богуславская И.Я. об изучении народного искусства// Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов. Ижевск, 1984.- С.3-13.

29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

30. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972. С. 7-45.

31. Большой толковый словарь иностранных слов.-Ростов-на-Дону, 1995.-Т. 2.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 411 с.

33. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнографии // Этнознаковые функции культуры. М. : Наука, 1991. - С. 5-23.

34. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Автореф. дис. д. пед. наук. Казань, 1997. - 40 с.

35. Бугаева А.Л., Садовский Н.А. Традиционная педагогика в современном образовании республики Коми. Сыктывкар, 1994.-168 с.

36. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 1993.-136 с.

37. Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с участием научно — творческой конференции. -М.,1991. — С.32-38.

38. Валеева Д.К. Искусство Волжских булгар (10-нач. 13 в.) Казань, 1983.

39. Вагнер Г.К. Древнерусский ансамбль как образ мира (к постановке вопроса)// Советское искусствознание. М., 1979.

40. Василенко В.М. О содержании в русском народном искусстве // В кн.: Русское искусство 18-первой половины 19 века. М.,1971.-С. 143-183.

41. Василенко В.М. Вечные образы народного искусства// Идейно-творческая направленность искусства народных художественных промыслов на современном этапе. М., 1984.-С.23-37.

42. Ведерникова Н.М. Образная символика в произведениях народного творчества// Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. М., 1988.- С.32-46.

43. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. М.,1988.

44. Виноградов В.В. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 130 с.

45. Виноградов С.Н. Программа курса ИЗО с учетом этнорегионального компонента. Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1993. — 9 с.

46. Виноградов С.Н. Удмуртские народные узоры и значение их названий// Об удмуртском фольклоре и литературе. Ижевск, 1973. - Вып. 1. - С. 26-40.

47. Виноградов С.Н. Удмуртская одежда. Ижевск: Удмуртия, 1974.-70 с.

48. Виноградова М.Д., Перавин И.Б. коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977.

49. Винокурова Н. Магия интеллекта. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. М., 1995.

50. Владыкин В.Е. Мелодия небесной росы.// Памятники Отечества.№№ 1-2, М.-1995 г.

51. Владыкин В.Е. Христолюбова JI. С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению.-2-е изд., перераб. и доп. Ижевск, 1997.-248 с.

52. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков.- М., 1967.

53. Воолмаа А. Сходные черты в народной одежде финно-угров// Вопросы финно-угроведения. Саранск, 1975. Вып. 6.- С. 368-372.

54. Воронов B.C. О крестьянском искусстве/ Вступит, статья Т. Разиной. М.: Советский художник, 1972.-349 с.

55. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989,- 334 с.

56. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры: (О народной педагогике)//Сов. пед-ка, 1989.-№7.-С.98-103.

57. Волков Г.Н., Жирков Е.П. Концепции национальных школ РСФСР. М., 1991.- 14 с.

58. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд.-во, 1996.-341 с.

59. Волков Г.Н. Этническая педагогика: Программа спецкурса. — М.: Изд-во УРАО, 1998.-24 с.

60. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 168 с.

61. Волков И.П. Цель одна —дорог много. Проектирование процессов обучения.-М.: Просвещение, 1990.

62. Воронцов B.C. Определение своей этнической принадлежности подростками в национально смешанных семьях // Вестник удм.-го ун.та.-Ижевск: УдГУ,1997.-№8. С.113-132.

63. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Педагогика, 1981.

64. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.: Из-во АПН РСФСР, 1956.

65. Выготский J1.C. Развитие личности и мировоззрение ребенка. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.

66. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-93 с.

67. Галашев В.А. Информационные технологии в управлении учебным процессом// Технология и предпринимательство. Сб. научн. Статей /Отв. ред. В.П. Овечкин. Ижевск, 2001. - С. 194-198.

68. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. — М.: Издат. группа «Прогресс» «Культура», 1995 - 480 с.

69. Генинг В.Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии// Вопросы финно-угорского языкознания.- Ижевск, 1967. Вып. 4. С.271-279.

70. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа- Пресс, 1995.- 448 с.

71. Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни// Зап. УдНИИ. — Ижевск, 1941.-С.61-88.

72. Голубева О. Л. Основы композиции. М., 1996.

73. Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск: Удмуртия, 1996.- 212 с.

74. Голдина Р.Д. основные этапы взаимодействия финно-пермян с другими этносами в древности и средневековье (конец 3 тыс. до н.э. — 16 в.н.э.) // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня. Ижевск, 1996.-С. 3-24.

75. Гордиенко JI.H. К изучению историко-культурной революции проблемы «человек и природа» // Художественное творчество. Человек. Природа. Искусство .- Л., 1986.- С. 5-20.

76. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ Н.А. Горяева; Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2003.- 109 с.

77. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.-148 с.

78. Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. Сыктывкар, 1993. — 184 с.

79. Гришкина М.Г. Удмурты. Этюды из истории 9-19 вв. Ижевск, 1994.-166 с.

80. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань: Тат. кн. изд-во, 1980.-78 с.

81. Гумилев Л.Г. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экспресс, 1993.-552 с.

82. Гумилев Л.Г. Этносы в ландшафтах// Человек и природа.- 1988. № 10. - С.5.

83. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

84. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996.-288 с.

85. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.,1988.

86. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.-544 с.

87. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: «ННН», 1994.- 616 с.

88. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе.- Якутск, 1991. 64 с.

89. Декоративно-прикладное искусство Средней Азии и Казахстана 18-19 в.в.-М., 1995.

90. Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. Ленина, 1990.- 168 с.

91. Декоративно-приютадное искусство. Программа курса. Сост. Власов В. Г.-С.-Петербург, 1996.- 12 с.

92. Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989.

93. Дмитриева А. А. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 17 с.

94. Древние мастера Прикамья: Очерки./Отв. ред. и составитель Н.И. Шутова.-Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы, 1994.- 108 с.

95. Дунаев М. Нужна ли нам культура. // Журнал «Культурное возрождение» №1 ноябрь, 1997.

96. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989.

97. Единство нравственно-эстетического сознания и поведения сельских школьников./Сб. н. т., Свердловск. 1987.

98. Ефимов Е.С. Об искусстве и художниках. — М.,1977.

99. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе.-Якутск, Екатеринбург, 1993.-140 с.

100. Журавлева А.Н., Христолюбова Л.С. Программа изучения удмуртской культуры, привития национального самосознания в 1-11 классах общеобразовательной школы.- Ижевск, 1993.-25 с.

101. Занков Л. В. Избранные педагогические труды/ Вступительная статья Ш. А. Амонашвили. М.: Новая школа, 1996. — 432 с.

102. Зембицкий Д.М. Некоторые концептуальные подходы к трудовому воспитанию в обновляющейся школе // Опыт разработки концепций воспитания. Ч. 1,2. Ростов-на- Дону, 1993.

103. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. для учителя /Н. Н. Фомина, А. А. Дмитриева, Н. А. Горяева и др.; Сост. Н. Н. Фомина. М.: Просвещение. - АО «Учеб. лит.», 1995.-272 с.

104. Иванова М. И. Тайны умолкнувших символов.// Памятники Отечества. Полное описание России. Удмуртия. №№ 1-2 - 1995.

105. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. — М.: Просвещение, 1987.

106. История Удмуртии в школе: Материалы научно-практической конференции по проблемам преподавания истории Удмуртии. Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1994.- 148 с.

107. Измайлова А.С. Мифопоэтическая образность в лирике Флора Васильева. Образ мирового дерева// Вест.Удм. ун-та. № 6- 1992.- с.59-62.

108. Ильин М. И. Изучение вотского края. (План работы по этнографии.) — Тр. Научного общества по изучению Вотского края.- Ижевск, 1926, вып. 1.

109. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 252 с.

110. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара, 1966.-84 с.

111. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.-126 с.

112. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. М.: Наука. Изд. Фирма «Восточная литература», 1994.- 160 с.

113. Каган М.С. Философия культуры, 1996.

114. Климов К.М. Декоративно-прикладное искусство// Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993.- С. 284-295.

115. Климов К.М. Традиционное декоративное искусство удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994.-36 с.

116. Климов К.М. Об истоках художественной традиции удмуртского народногодекоративно-прикладного искусства, 1995.

117. Климов К.М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве 19-20 века. Монография. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет».- 1999. — 320 с.

118. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М., 1981.-261 с.

119. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошк. учреждений. -М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.

120. Кон И.С. Психология ранней юности // Психология подростка. Хрестоматия / Сост.-ль Ю.И. Фролов.- М., 1997.- С.413-473.

121. Конвенция о правах ребенка.- Нью-Йорк: Изд.-во ООН, 1991.

122. Королева Н.С. Общие черты в народном искусстве удмуртов и башкир // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. - С. 210-218.

123. Королева Н.С. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство удмуртов // Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М., Сов. Энцикл. - Т.З. — С.511.

124. Коротов В.М. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. — М.: Институт развития личности РАО, 1997.- № 1. — С.22-38.

125. Крылова Н. Эстетический потенциал культуры. М., 1990.

126. Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. -Ижевск; Л.: Удмуртия, 1973.-158 с.

127. Крюкова Т.А. Этнокультурные связи удмуртов с народами Поволжья и Приуралья по данным материальной культуры // Вопросы финно-угорского языкознания. Ижевск, 1967. - Вып. 4.- С.279-287.

128. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование —важнейшие средства гуманизации и гуманитаризации образования// Гуманизация образования.-1998.-№1.-С.57.

129. Кон И.С. Этнография детства. М., 1983.

130. Коротов В.М. Концепция комплексного программирования целостного учебно-воспитательного процесса // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания. М. Гос. НИИ семьи и воспитания. - 1999.- Т.1.- С. 1723.

131. Кузьмин М.Н. концепция национальной школы. Цели и приоритеты. // Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы. -М., 1995.-С.17-50.

132. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., «Ключ-С», 1999.-224 с.

133. Лебедева С.Х., Атаманов М.Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987. — С. 112150.

134. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.282 с.

135. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992. — 528 с.

136. Лихачев Д. С. О народной культуре // Юный художник.-1983.-№ 8.-С.1-3.

137. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей.- 1898.

138. Лукьяненко С.А. Проблема формирования самосознания личности в этнокультурной среде // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания.-М.: Гос. НИИ семьи и воспитания.- 1999.- С. 138-151.

139. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1987.

140. Малюков А.Н. Художественная культура: Программа факультативного курса для работы с учащимися подросткового возраста (5-8 классы). 3-е издание. М., 1998. - 31 с.

141. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации ученья. — М.: Просвещение, 1990.

142. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография — 1981.- № 2-3.

143. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: Наука, 1978.203 с.

144. Мир духовного: религиозно — культурные параллели (учебное пособие для учителей гуманитарных дисциплин). — Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1995.-83 с.

145. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика (словесные средства воспитания).-Махачкала, 1984.- 112 с.

146. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/ Науч.-исслед. ин.-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1991.-152 с.

147. Молчанова J1. А. «Сюлык» — священный символ удмуртских языческих обрядов // Художественно-педагогическое образование. — Ижевск, 1994. — С.- 22-23.

148. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград: Перемена, 1995.

149. Морева O.J1. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000. - 17 с.

150. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: Человеческая личность неповторима.— Курск, 1991.

151. Мухин М.И. Развитие самосознания школьников (из опыта работы В.А. Сухомлинского): Спецкурс/ Под ред. д-ра пед.наук В.А. Мясникова.-М.,1998.-132 с.

152. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.- М.,1994.

153. Мухина B.C. Детская психология. -М., ЭКСМО-Пресс, 1999.-352с.

154. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: учебное пособие к спецкурсу. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 104 с.

155. Мухина B.C. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М., 1992.

156. Мышкина В.Т. Развитие личности в деятельности, творчестве, искусстве // Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии.-М.: Институт психологии АН СССР, 1989.- С.80-93.

157. Народное искусство .в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 208 с.

158. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций/ Сб. Материалов Всесоюзной с международным участием научной конференции/ Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова.- М.,1991.

159. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.-343 с.

160. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Художник РСФСР, 1980.-205 с.

161. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-255 с.

162. Никитин В.М. Целостность педагогического процесса. Методическое пособие. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994.-103 с.

163. Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары: Чуваш, гос. изд.-во, 1960. — 165 с.

164. Никитин Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков: Дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1997.-216 с.

165. Никитин М.Н. Художественное оформление тканей. М., 1974.

166. Никитина Г.А. Эстетическое воспитание детей в традиционном удмуртском обществе// Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья: Сб. статей/ Отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 1995.-С.65.

167. Никитина Г.А. Нравственно-этическое воспитание детей в удмуртском обществе (по фольклорным материалам) // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989.

168. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск, 1997.- 136 с.

169. Народы и религии мира, 1993.

170. Нуйкин А.А. Роль искусства в нравственном воспитании молодежи // Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М.: Наука, 1981.-С. 108122.

171. Овечкин В.П. Исходные основания и логика построения технологического образования // Технология и предпринимательство. Сб. научн. Статей /Отв. ред. В.П. Овечкин. Ижевск, 2001. С. 15-27.

172. Овечкин В.П. Теоретические основы осуществления технологического образования учащихся // Технология и предпринимательство. Сб. научн. Статей /Отв. ред. В.П. Овечкин. Ижевск, 2001. С.27-40.

173. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Учебное пособие.-М., 1975.- 224 с.

174. Орлов П.А. Удмуртское традиционное жилище: семантика переднего угла// Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докладов и сообщений (1-5 июня 1997 г.): В 2-х ч. — Уфа, 1997.- 4.2. — С.54.

175. Орнамент: Методические рекомендации по работе над орнаментальной композицией / Магнитогорск, пед. ин- т; Сост. Г. М. Логвиненко. -Магнитогорск, 1996.- 62 с.

176. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. М., Логос, 2002.-144 с.

177. Останина Т.Н. Население Среднего Прикамья в 3-5 вв.: Монография.-Ижевск, 1997.- 327 с.

178. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы). М.: Просвещение, 1992.- 78 с.

179. Паранюшкин Р.В. Композиция/Серия «Школа изобразительного искусства». Ростов н/Д, 2001.-80 с.

180. Памятники Отечества. Полное описание России. Удмуртия.- №№ 1-21995.

181. Пашков А.Г. Педагогика производительного труда. М.: Знание, 1987.

182. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.,2002 602 с.

183. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин и др. -М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.

184. Петрова Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством // Искусство и эстетическое воспитание молодежи. -М.: Наука, 1981.-С. 137-166.

185. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. -М., 1987.

186. Пименов В.В., Христолюбова Л.С. Удмурты. — Ижевск: Удмуртия, 1976. — 80 с.

187. Пинт А. К истории удмуртского жилища// Зап. НИИ народов Советского Востока при ЦИК СССР, 1931. Вып. 2. С.76-98.

188. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. Центр Владос, 1996.- 432 е.: ил.

189. Политика в области образования и новые информационные технологии// Информатика и образование.- 1996.-№ 5.

190. Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» //Справочник партийного работника.- М.,1975.- Вып. 15.

191. Программа обучения основам художественной обработки бересты в 8-9классах: (Проект) / Сост. В, Л. Хмелев. Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1993.-15 с.

192. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Художественное вязание: 9-10 классы. Художественная вышивка: 8 класс.: факультативные курсы. М.: Просвещение, 1994.- 28 с.

193. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Изобразительное искусство: 1-9 классы. — М., 1996.- 159 с.

194. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Трудовое обучение с основами промышленной и художественно-прикладной обработки материалов: 5-7 классы. — М.: Просвещение, 1993.- 27 с.

195. Программы для средних общеобразовательных учреждений: Изд. перераб. и доп. по тип. гос. прогр. Изобразительное искусство и художественный труд. Часть 2: 5-9 классы. — М., 1995.

196. Программы общеобразовательных учреждений. Живопись. Основы ® дизайна: 5-9 классы. М.: Просвещение, 1995.- 16 с.

197. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 кл./ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. М., 1998.-320 с.

198. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5 — 11 классы. М.: Просвещение, 1992.-160 с.

199. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

200. Психологический словарь / Под. ред. В.В.Давыдова, А.В. Запорожца и др. # -М: Наука., 1983.-448 с.

201. Работнова И.П. Содержание народного искусства // Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов.• Ижевск, 1984. С.28-38.

202. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.,1985.

203. Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. Сб. научно-практических, проектных и методических материалов. Институт педагогических инноваций РАО - М.,1999.- 240 с.

204. Рандин В. А. Орнаменты: Долганы. Нганасаны. Ненцы. — СПб.: отд-ние изд-ва « Просвещение», 1992. 56 с.

205. Революция искусство — дети. — М., 1988.

206. Региональный компонент в содержании трудового обучения: Программа, примерный тематический план/ Авт.- сост. Федотова. — Новгород: НРЦРО, 1996.-57 с.

207. Ремшидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.-320 с.

208. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

209. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности / Институт развития личности РАО. -М., 1996.-144 с.ф

210. Рогова P.M. Методология исследования проблем развития самосознания в структуре мировоззрения личности // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.-Т.1.-С.75-87.

211. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. — 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 1998.- 256с.

212. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. М.: изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993 - Т. 1.-608 с.

213. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. М.: изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993 — Т.2.- 672 с.

214. Ронделли Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984.- 144с.

215. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т .- М.: Педагогика, 1981.-Т.1.- 656 с.

216. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1989. -N4. - С.89-94.

217. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, изд. 2. -М.: Учпедгиз, 1946.

218. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. История русского искусства/ Под ред. Грабаря И.Э, Лазарева В.И. М., 1953. - Т.1.

219. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. -№1 - С.30-33.

220. Сафаров Н.С. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана.-Ташкент, 1989.-98 с.

221. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

222. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. -№8.

223. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.-М., 1998.-386 с.

224. Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня: Сб. статей/ Отв. Ред. Климов К. М. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 231 с.

225. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 — 8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. — Обнинск: Титул, 1996. 80 е.: цв. ил.

226. Современный философский словарь. / Под ред. д. ф. н., проф. В. Е. Кемерова/ -М., 1996. 608 стр.

227. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 е., ил.

228. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в ЗТ.-М.,1981.-Т.3.-83 с.

229. Соловьев Э.Ю. Национальный вопрос в РоссиигСПб.,1902.

230. Самсонова И. Л. Методические рекомендации по региональным блокам программы обслуживающего труда с 5 по 11 классы. Ижевск: Изд — во ИУУ, 1997. - 112 с.

231. Спицын А. А. Приуральский край. Археологические разыскания о древнейших обитателях Вятской губернии.-М.,1893.- С.93-95.

232. Суворова З.В. О некоторых проблемах этнопедагогического осмысления самобытной культуры удмуртского народа// Вестник Удмуртского университета. 1992.

233. Суворова З.В. Мудрые заповеди народной педагогики. Ижевск, 1992.

234. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

235. Сиренко В.М. Эстетическое воспитание и народное искусство// Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя. Шуйский пединститут, 1994.- С.99-101.

236. Структура личности и некоторые закономерности формирования ее сознания.- Томск: Изд-во Томского Университета, 1979.-160 с.

237. Столин В.В. Самосознание личности.-М., 1983.-284с.

238. Соколова Т. Орнамент почерк эпохи.- Л., 1972.

239. Садов Ф.И. Краткий курс химической технологии волокнистых материалов. М.,1966.

240. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986.

241. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.

242. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Киев, 1989. - 40с.

243. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. - 1984. - 470 с.

244. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.

245. Тепляшина Т.Н., Лыткин В.И. Основы финно-угорского языкознания. Марийский, пермские и угорские языки.-М.: Наука, 1976. 463 с.

246. Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья: Сб. статей / Отв. ред. К. М. Климов. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1995.- 140 с.

247. Трофимова Т.А., Антропологический тип населения ананьинской культуры в Приуралье, 1941.

248. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. Монография. М., Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. - 199с.

249. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева/ Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова.-М.: Смысл, 1999.-429.

250. Теория и практика графических изображений. Материалы научно-практической конференции 26 марта 2000.- Ижевск, 2002.

251. Толстой Л.Н. Письмо Страхову.

252. Томко Т.В. Цель современного образования: к постановке проблемы (философско-культурологический аспект).// Культура. Традиции. Образование. Вып. 2.-М.: Российский институт культурологии, 1993. 728 с.

253. Удмуртские народные сказки. — Ижевск, 1976.

254. Удмурты: историко-этнографические очерки/ УИИЯЛ УрО РАН; Научный ред. д-р ист. наук В.В. Пименов.- Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993.-392 с.

255. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. — Т.2.

256. Ушинский К.Д., Собрание сочинений: В 11т.-М., 1948-1952.- Т.2.

257. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.,1974.-Т.1.

258. Учебные программы для средней школы по гуманитарным дисциплинам с национально региональным компонентом/ Отв. Ред. Семин А. А. — Архангельск: Изд-во Помор педуниверситета, 1994. — 150 с.

259. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1992.-152 с.

260. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек — цвет пространство.-М., 1973.

261. Философский энциклопедический словарь, 1989.

262. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.

263. Фадеева И. Е. Функции и изображение в народном искусстве //Традиционная культура и быт народа коми Сыктывкар, 1978.-С.85 -91.

264. Фильков Ю.С. Влияние практической деятельности на воспитание познавательных интересов школьника //Пути активизации усвоения знаний учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

265. Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чебоксарское кн. изд-во, 1996. В Зх ч. Ч. 3. - 92 с.

266. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело: Учеб.-метод.пособие.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 304 с.

267. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. СПб.: «Славия», 1994. - 415 с.

268. Христолюбова Л. С. Традиции трудового воспитания детей в удмуртской семье в 19 начале 20 в.// Семейный и общественный быт удмуртов в 18-20 вв. - Устинов, 1985

269. Чернилевский Д.В. Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -Москва: Издательство «Экспедитор», 1996.

270. Шеншев JI.B. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика.-1992.-№ 11.

271. Шкляев Г. Особенности формирования городского населения Удмуртской АССР // Современное городское население Удмуртии. -Устинов, 1986гС. 19-24,

272. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1979. - 192 е., ил.

273. Шабельников В. Демократизация Востока// Развитие личности № 1,1997.-С.84-100.

274. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и рисования».-М., «Просвещение», 1978.

275. Штайнер Р. Социальное будущее.- Калуга, 1993.

276. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.

277. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997. - 480 с.

278. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Просвещение, 1983.

279. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения: Материалы Международной научно-практической конференции.- М.: Государственный научно исследовательский институт семьи и воспитания, 1999.-268 с.

280. Этнография детства: Сб. фолькл. и этнограф, материалов. -М.: Беловодье,1998.-388с.

281. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов.-М.,- 312 с.

282. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка. Хрестоматия / Сост.-ль Ю.И. Фролов.- М.: Российское пед. агенство, 1997.- С.313-320.

283. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий,- Луганск, 1990.-180 с.

284. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.-96 с.

285. Guilford J. P. The nature of Human intelligence.-New York: Mc Graw Hill, 1967, 538 p.

286. Nekrasova M. Ecological contents of images of folk art in the Slavic and

287. Ugrian ethnoses. Problem of originality// Congressus Octavus internationalis Fenn —10.15.8. 1995.17 г