автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности
- Автор научной работы
- Пушкина, Тамара Федоровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Воронеж
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности"
На правах рукописи
рге од
О 5 №
ПУШКИНА ТАМАРА ФЕДОРОВНА
НРАВСТВЕННОЕ САМОСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.01 - ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Воронеж 2000
Работа выполнена на кафедре общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Трофимова Нелли Михайловна
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Ведущая организация - Калужский государственный
педагогический университет
Защита диссертации состоится 27 декабря в 1500 2000 г. на заседании диссертационного совета К.113.60.03 в Воронежском государственном педагогическом университете по адресу: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Воронежского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан 2000 года.
Ученый секретарь Л
диссертационного совета / У* А ^ ^ои"ов
Выонова Наталия Ивановна;
кандидат педагогических наук, доцент Рогачев Станислав Александрович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития российской государственности ставит проблему формирования социальных и духовных основ гражданског о общества. Закон Российской Федерации «Об образовании», в редакции 1996 года, обращает внимание педагогов на значимость нравственного аспекта в образовательном процессе в новых условиях. Воспитание «гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» - важная задача школы.
Анализируя особенности исторического пути России, русский историк и социолог К.Д. Кавелин, отмечал, что «развитие нравственной личности, самостоятельной и'самодеятельной» является основой «не только гражданского и общественного, но и вообще всякого человеческого существования» (1897). Взаимоотношения субъекта с обществом с позиций нравственности гарантируют социально ценное, ответственное,'рациональное и деятельное принятие им своих конституционных обязанностей.
Значение и сущность человеческого субъекта как «потенции бесконечного совершенства» раскрыто в трудах отечественных философов Н.А.Бердяева, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова,'B.C. Соловьева. В их понимании «человеческий субъект» выступает как «самостоятельный центр живых сил .., как существо, могущее в сознание жизни своей вместить абсолютную истину».
Исследователи субъектного мира человека выделяют его качества: социальную адаптивность, социальную заинтересованность, ориентацию на общепринятые нормы и нравственные ценности, которые интегрируют в целостное, сложное личностное образование - гражданственность. Путь к такому способу личностного проявления постигается через нравственное самостановление.
Старший школьный возраст — период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны. Необходима такая воспитательная система, которая была бы основана на использовании личностью своего внутреннего потенциала и ориентирована на создание условий для социально ценной и личностно значимой деятельности субъекта, приносящей ему моральное удовлетворение.
Данное исследование связано с трудностями поиска нравственного идеала личности старшеклассника в изменившихся условиях воспитания. Мы убеждены в том, что его надо искать на собственной земле, в родной истории, родной культуре.
Оптимальным вариантом структурирования личностью социально-нравственного опыта индивидуального и общественного сознания как опоры личностного становления можно считать историко-краеведческую работу старших школьников. Краеведческий поиск обогащает воспитательное пространство личности старшеклассника, так как обеспечивает реальное участие каждого в жизни малой Родины, разновозрастное общение с состоявшимися личностями, совместные со взрослыми проекты; создает особую атмосферу окружающей среды, позволяя ощутить себя членом уникальной социальной общности - земляки.
Нравственное самостановление личности - многоаспектная проблема. Анализу её посвящены исследования, отражающие: целостное восприятие процессов социального становления личности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); деятелыюстный подход в развитии личности (В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); формирование образа «Я» в период становления личной идентичности (И.С. Кон, Э. Эриксон); способы управления и самоуправления личностным развитием ( С. М. Годник, A.B. Иващенко, А. Маслоу, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, Л.И. Рувинскнй); саморазвитие как высший этап становления личности (П.Ф. Кантерев, К.Д. Ушинский); стратегию и тактику саморазвития личности (В.И. Андреев, Е.А. Бодина, Л.Н. Кузнецова, Н. Е. Щуркова и др.); социально ценный жизненный опыт как предпосылку нравственного самоопределения и адаптивности (Л.П. Буева); обращение к культуре, социально-нравственному опыту старших поколений, как основе нравственного становления личности • (С.А. Рогачев, Л.В. Тодоров); идею осознания личностной формы общественного богатства как мотива самостановления личности (А.Н. Шимина). ■
В ходе исследования мы опирались на концепцию развития духовной активности самой личности, которая реализуется в протрамме «Культура - нравственность - личность», разработанной кафедрой общей и педагогической психологии ВГПУ. В основу воспитания гражданина положены критерии целостного развития личности, показателями его являются продуктивная обобщенность социальных явлений, социальные ожидания, нравственные достижения (Н.М. Трофимова).
Условиям эффективности нравственного воспитания личности посвящены исследования О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, Г.Н. Филонова, и др.
Продуктивность педагогических воздействий в процессе формирования готовности личности к самостановлению выявлена в работах
A.B. Зосимовского, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова, Н.М. Трофимовой, JI.M. Фридмана, М.И. Шиловой и др. Педагогические условия становления нравственного образа «Я» старших школьников рассматривались в исследованиях А.Н. Копыла, A.B. Мудрика, A.B. Тищенко, Н.Б. Трофимовой, C.B. Черенковой, В.Э. Чудновского и др.
Целыо нравственного самостановления является воспитание человека культуры, способного не только к ее трансляции, по и к се рефлексии, творению. Она интегрируется в нравственной зрелости личности. В своей работе мы исходили из понимания феномена нравственной зрелости как результата нравственного самостановления личности и опирались на работы отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, О.С. Богданова, В.Е. Турин, Г.А. Евтеева, И.С. Кон, Л.И. Мнацаканян, Р. Олпорт, К. Роджерс, А. Фромм, Э. Фромм и др.).
Значимыми для нашего исследования выступают: идеи о воспитании гражданина как человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Филонов); понимание человека как базового критерия гуманизации образовательного процесса (Н.И. Выонова); проблемы историко-краеведческой деятельности как средства усвоения личностью ценностей социокультурной среды (Н.К. Крупская,
B.А. Сухомлинский, С.О. Шмидт и др.).
Анализ современного состояния нравственного воспитания в школе обнаруживает следующие противоречия между:
• ценностными ориентирами старших школьников и уровнем разработанности основ нравственного самостановления личности в современной педагогической теории;
• высоким воспитательным потенциалом истории и культуры родного края и недостаточной эффективностью его использования в практике педагогов;
• значимостью нравственного воспитания личности в обществе и ограниченностью средств применения социально-исторического опыта в педагогическом взаимодействии, в условиях школы;
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы нашего исследования и определили выбор темы: «Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности».
Объект исследования - историко-культурная деятельность старшеклассников сельской общеобразовательной гимназии.
Предмет исследования - процесс нравственного самостановления личности старшего школьника в историко-краеведческой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на материале внеучебной деятельности эффективность процесса нравственного самостановления личности старшего школьника.
Гипотеза исследования: воспитание личности, способной к самостановлению в социально ценной и личностно значимой деятельности, будет успешным, если:
• оно выходит за пределы учебной деятельности старших школьников;
• становление «Я» образа старшеклассника связано с духовной атмосферой малой Родины;
• организована система деятельностей и отношений формирующейся личности с субъектами социума с целью присвоения, рефлексии и продуцирования ею ценного историко-культурного опыта нескольких поколений людей, живущих в одной местности.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и дать определение понятия «нравственное самостановление личности».
2. Разработать технологию историко-краеведческой деятельности как средства накопления опыта нравственного самостановления личности.
3. Определить уровни готовности личности к нравственному самостановлению; •
4. Выявить критерии нравственной зрелости личности старшего школьника.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• философские идеи о личности как уникальном социальном образовании, имеющем опору для духовно нравственного самостановления в себе самом;
• концепция деятельностного подхода в развитии личности.
• концептуальные идеи о специфике и закономерностях нравственного становления личности;
• последние разработки в области технологии обучения и воспитания;
• концепция личностно-ориентироваиного воспитания, сформулированная на основе гуманистических подходов в педагогике и психологии.
Методы исследования:
• теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме;
• педагогические наблюдения;
• индивидуальные и групповые беседы со школьниками, воспитателями, учителями;
• опытно-исследовательская работа, включающая анализ деятельности школьников на всех этапах исследования;
• анализ продуктов деятельности старшеклассников (изучение творческих работ школьников, конспективных записей, дневников жизни);
• анализ педагогического опыта коллектива школы;
• анализ социально-педагогического воздействия сообщества «земляки»; ■■ .
• опросные, диагностические методы (анкетирование, тестировать, ранжирование). '
В процессе решения задач и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использована комплексная методика. Применение различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности.
Базой исследования являлся Землянский муниципальный учебно-воспитательный комплекс Семилукского района Воронежской области.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1992 по 2000 год.
Предварительный этап (1992-19993 гг.) - определялась актуальность проблемы, разрабатывался понятийный аппарат, проводился анализ теоретической литературы, составлялась программа исследования, диагностировались уровни готовности личности к нравственному самостановлению. ■ , . .
Основной этап (19994-1998 гг.) - осуществлялась реализация процесса нравственного самостановления личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности, подподились итоги, корректировалась методика на индивидуально-личностном уровне, обобщались результаты поисково-исследовательской работы учащихся по созданию летописи малой Родины.
Заключительный этап (1999-2000гг.) - оформлялись материалы исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются В(следующем:
• поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема нравственного самостановления личности старшекласс-
ника в историко-краеведческой деятельности, впервые ставшая предметом специального педагогического исследования;
• сформулировано понятие «нравственное самостановление личности», определено его содержание, сущностные характеристики;
• обоснованы критерии нравственной зрелости личности как результата продуктивной деятельности старших школьников;
• обоснованы теоретически и апробированы на практике формы педагогического взаимодействия субъектов социума с целью формирования феномена гражданственности в рамках социальной общности « земляки».
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• разработана программа овладения воспитанниками нравственной культурой общества с позиции его гражданского потенциала;
• реализована технология процесса нравственного самостановления личности старшеклассника в продуктивной деятельности, значение которой определяется эффективностью как в , личностном, так и в общесоциальном контексте;
• обоснована специфика форм работы по нравственному самостановлению старших школьников.
Достоверность и обрснованность выводов обусловлены методологией деятелыюстного подхода; логической структурой теоретического и опытного исследования; глубоким изучением и анализом проблемы; применением методов, обеспечивающих проверку на валид-ность и надёжность; личным опытом работы диссертанта в школе.
На защиту выносятся положения:
1. Нравственное самостановление - продукт нравственной культуры личности, характеризующийся её принципиально новой позицией. Это переход от пассивного отношения к жизни, представления о себе как о субъекте зависимом от внешних воздействий, к её активному восприятию, осознанию личной роли в обретении и созидании себя.
2. Технология историко-краеведческой деятельности как накопление опыта нравственного самостановления личности представляет собой способ практической реализации становления субъектных качеств личности. Поэтапное развертывание образа «Я» в нравственном самостановлении старшеклассника реализуется в такой последовательности: согласованный мотив - самопознание - знания о нравственном опыте субъектов социума, нравственных требованиях к личности - самооценка личностных качеств в соответствии с требовгниями
общества - соотнесение образа «Я» с нравственным образом «Я» -продуктивная деятельность субъекта - нравственный образ «Я».
3. Содержательные стороны нравственной зрелости составляют аффеетгивный, когнитивный, конативный компоненты. Данные компоненты нравственной зрелости позволяют личности избирательно относиться к происходящему во внешнем мире, к собственным умениям. Это обеспечивает возникновение её особого состояния - готовности к нравственным самоизменениям более высокого уровня.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе Землянского УВК Семилукского района Воронежской области.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на областных методических семинарах заместителей директоров школ по воспитательной работе, заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГ1ТУ, областных научно-практических конференциях, секции руководителей делегатов VIII Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество».
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение содержатся в пяти публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; проиллюстрирована таблицами, рисунками, схемами. Структура работы определялась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, .предмет исследования, формулируются гипотеза и основные задачи, раскрываются его новизна, практическая значимость, характеризуются основные этапы исследования.
Первая глава «Теоретические основы нравственного самостановления личности старшеклассника» включает анализ проблем становления личности в философии, социологии, психологии, педагогике.
В 1992году в связи с возрождением традиций гимназического образования был проведен первый в истории села социологический опрос. В нем приняли участие школьники, родители, педагоги. Рассматривался вопрос: что мы понимаем под образованием? Полученные факты явились базой теоретического осмысления проблем: как нужно
развивать школьника и что должно быть результатом такой деятельности?
Обсуждение научной литературы и современного педагогического опыта проводилось по нескольким аспектам: определялись педагогические условия формирования готовности личности к нравственному самостановлению, сущность понятия «нравственное самостановление личности», влияние историко-краеведческой деятельности на нравственное самостановление старшеклассника.
Процессу нравственного самостановления личности старшеклассника предшествует формирование готовности к нему, под которой мы понимаем сформированность внутренних побуждений к продуктивной деятельности по выполнению социокультурной программы личности, осознанию их и дальнейшему саморазвитию. В ее структуре взаимодействуют гностический, коммуникативный, рефлексивно-оценочный компоненты.
Формирование готовности к нравственному самостановлению предполагает принципиально иной подход к процессу воспитания личности. Осмьюленное, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми определяет его особую роль. Он создает условия для саморазвития личности, способствует адаптации культурных достижений общества к современной общественно-исторической ситуации, переносу и присвоению приобретенных знаний и опыта старшими школьниками на основе самопознания. Конструируя пространство самостановления личности, педагог определяет свое место и поведение в этом пространстве.
Основу характера педагогического взаимодействия определяют: гуманистические принципы общения, признание личности главным результатом воспитания, свобода выбора субъекта, феномен уникальности каждой человеческой личности, превалирование общекультурных ценностей над ценностью личности самого субъекта, максимальное развитие способности личности опираться на собственные силы, ориентация на развитие и саморазвитие субъектных качеств, целостность образовательно-воспитательной системы, организующей пространство самостановления личности.
Расширяются функции педагога: передающая, реализующая передачу подрастающему поколению накопленную человечеством культуру; дтимулирующая, направляющая процесс освоения общественно-го'бпЫта ребенка с учетом его уникальной неповторимости; прогнозирующая, дающая возможность личности в продуктивной деятельности решить' ведущую личностную проблему данного возрастного этапа, нацеливая на дальнейшее самостановлсние более высокого уровня.
Сущность нравственного самостановления личности старшеклассника определена нами как высший уровень саморазвития личности. Самостановление - продукт нравственной культуры личности, характеризующийся ее гражданской позицией, которая проявляется в осознании личностью новых, с возрастом более глубоких проявлений нравственности. Оно осуществляется посредством ■ идентификации себя с ценностями социального окружения, народа в целом. Это переход от пассивного представления о себе как о субъекте, зависимом от внешних воздействий, к активному восприятию жизни, осознанию личной роли в обретении и созидании себя. Сущностными характеристиками его являются: активное, деятельное восприятие субъектом жизни, осознание своего места в ней; самопродуцирование мотивов деятельности по саморазвитию; самостоятельность в поиске ответов:на проблемы самореализации; самоорганизация общения, ориентация на состоявшиеся личности в накоплении социально-нравственного опыта; самопознание личности, ориентированное на самовыполнение себя; самонакопление, самопринятие и трансляция нравственной культуры на окружающий социум; нацеленность на успех, использование кризисов как мотивации дальнейших действий.
. Самостановление - процесс проявления субъектности. Анализ однокоренных понятий (стать, статься) выражает уверенность личности в позитивном самосовершенствовании - сбыться.
Самостановление — сложное структурное образование. В нем взаимодействуют три основных процесса: целеполагание нравственного самоизменения, нравственное самосовершенствование, самореализация своего «Я» в личностно значимой и социально ценной деятельности.
В основе самостановления лежат прогрессивные качественные и количественные изменения личностной сферы, обусловленные целенаправленной работой личности над собой.
Оптимальным вариантом накопления личностью опыта нравственного самостаповления является историко-краеведческая деятельность. В ней заложены резервы для созидания себя субъектом.
Раскрывая содержание организации поисковой работы по нравственному воспитанию школьников, отличительной особенностью ее мы назвали уникальную возможность обобщать жизненную мудрость, социально-нравственный опыт не только отдельных известных личностей, но и общества в целом.
Историко-краеведческая деятельность - это социально ценная и личностно значимая деятельность субъекта на базе сформированных ранее умений и навыков, которая носит комплексный характер и отли-
чается не только открытием новых знаний об опыте старших поколений, но и его накоплением, сохранением и совершенствованием. Как считает С.О. Шмидт, это своеобразный метод познания. Познание общего и особенного начинается с окружающего мира.
Историко-культурная деятельность становится источником личного нравственного опыта. Поисковая цель решается в условиях значимости для субъекта, переживается как жизненная проблема. Это развивает силы интеллекта. Находясь за пределами учебной деятельности, она является эффективным средством развития образованности старших школьников, так как основывается на внутреннем побудительном мотиве личности к продуктивной работе по выполнению себя на основе достижений культуры. В этом и состоит влияние историко-краеведческой деятельности на нравственное самостановление личности старшеклассника.
В данной главе осмыслены .сущность и содержательные стороны продукта нравственного самостановления старшеклассника - нравственной зрелости — как личностного интегративного качества, проявляющегося в сфере моральной свободы личности, когда согласованный мотив реализуется в социально ценной и личностно значимой деятельности.
В структуре нравственной зрелости прослеживается взаимовлияние трех компонентов: эмоционального (аффективного), осознающего (когнитивного), поведенческого (конативного).
Аффективный компонент - способность личности продуцировать нравственные побуждения в мотив деятельности по самостановлению, избирательность функций по выбору ценностей и образа жизни, опосредование внешних воздействий с позиции личного достоинства.
Когнитивный компонент включает в себя осознанность субъектом значимости личностных проявлений, рефлексию, сотворение системы смыслов, гарантию осознанны;* и ответственных его решений.
Конативный компонент - автономность и нравственная устойчивость «51» субъекта, самореализация его в творческой деятельности, стремление к признанию «Я» окружающими, общение с целью повышения уровня духовности, социальная заинтересованность.
Во второй главе «Опытно-исследовательская работа по нравственному самостановлению старшеклассников в историко-краеведческой деятельности» разработана технология историко-краеведческой деятельности.
Фундаментальным условием успешности нравственного самостановления личности является целостное, субъектное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов, по-
буждающих личность к реализации своих возможностей в социально ценной и личностно значимой деятельности. Критерии готовности субъекта к самостановлению выражают не только активно-действенное состояние личности, но и психологическую предпосылку эффективности задач его самосовершенствования. Готовность консти-туциирует деятельность личности в роли внутреннего регулятора действий, обеспечивает взаимоотношения субъекта с окружающим миром на основе нравственного выбора. Процесс функционирования готовности проявляется в направленности деятельности личности и в системе личностных смыслов.
Формирование готовности рассматривается нами как совокупность последовательных взаимодействий педагогов и воспитанников, каждое из которых строится с учетом результативности предыдущего и направляется на достижение заданного уровня. В ходе теоретического, анализа и исследовательской работы были определены уровни готовности личности к нравственному самостановлению: низкий, средний, высокий (табл. 1). Разработан и апробирован диагностический аппарат, позволяющий оценить степень сформированности ее показателей.
Таблица 1
Характеристика уровней готовности личности к нравственному самостановленшо
Уровни готовности Содержание
1. Уровень низкий. Неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственного качества. Часто демонстрируется отрицательный опыт поведения. Пассивность в накоплении нравственных знаний. Саморегуляция и самоорганизация, стремление к самопознанию не развиты. Нравственные идеалы отсутствуют. Демонстрирует безответственность. Педагог осуществляет нравственное просвещение, планирует и решает педагогические задачи по развитию нравственных качеств личности, организует социально ценную личностно значимую деятельность, убеждает в необходимости работы над собой.
Уровни готовности Содержание
2.Уровень средний Знание нравственных норм, составляющих суть - нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним неустойчивое. Слабое проявление положительного, ещё неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы. Саморегуляция, самоорганизация ситуативны. Осознание необходимости самовоспитания. Педагог корректирует деятельность учащихся, помогает объективно дать нравственную оценку действий личности, осмыслить свой социально-нравственный опыт, организует общение школьников со значимым взрослым.
3. Уровень высокий Устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества. Опыт самоорганизации и самориуляции проявляется наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей. Проявление активной жизненной позиции. Умение структурировать социально-нравственный опыт окружающих. Овладение приёмами нравственного самоанализа. Саморефлексия развита. Потребность в самовоспитании, умение его планировать. Выработан нравственный кодекс, определен жизненный девиз. Педагог помогает в анализе социальной и личностной значимости деятельности, организует ситуацию успеха, ориентирует на новый уровень самостановления.
Все перечисленные уровни связаны между собой последовательно и непрерывно.
,, Особенностью формирующего действия является взаимовлияние значимого взрослого и самостоятельной деятельности субъекта.
: Количественно-качественный анализ готовности старшеклассников к нравственному самостановлению дает целостное представление
об опыте воспитательной деятельности сельской школы, выявляет затруднения, проблемы в реализации личностного потенциала воспитанников.
В первой опытной группе (1992-1995 гг.) самые высокие показатели наблюдались по такому критерию готовности как гностический (овладение нравственной культурой), более низкие по психосоциальным (саморефлексия, структурирование социального опыта окружающих, самовоспитание). Усилия педагога были направлены на целенаправленную работу по формированию недостаточно выраженных компонентов готовности. . ,
Программа освоения школьниками нравственной культуры общества, формы воспитательной, деятельности разработывались с учетом использования педагогического потенциала истории и культуры малой Родины, нравственного опыта представителей духовной элиты села. Нравственное просвещение школьников носило опережающий, рефлексивный и творческий характер.
Акция «Моя родословная» длится с 1994 г. Содержание ее составили интересные судьбы сумевших реализовать себя в различные исторические эпохи земляков. На первом этапе учащимся предлагалось сделать попытку составления родословной своей семьи. Второй этап акции назывался «Собирательный образ землянца». Важным представлялось обобщить существующие взгляды на социальный идеал нашего народа. Исходной стала точка зреши русского педагога И.Ф. Каптере-ва. Он писал: «Кого чтит народ?.. Образ доброго общественника, его выдержку в перенесении ударов судьбы, в терпеливости, в сохранении силы духа среди разного рода обрушившихся па человека... бедствий» Юные краеведы восстанавливали судьбы односельчан, оставшихся в благодарной памяти потомков. Так был собран материал, обобщающий более чем 340-летний нравственный опыт социальной общности «земляки»: «Что ценилось людьми на протяжении веков, а что предавалось забвению?».
Третий этан был посвящен семейным реликвиям. «Вещь несет информацию о человеке, который ею пользовался. Почему она дорога семье? За что хранят добрую память о человеке?» - таково содержание выступлений учащихся по результатам поиска.
Поиск «Здравствуй, старый дом!» целью своей имел воспитание уважения к памятникам села. Школьники пытались восстановить имена мастеров, творивших в разные эпохи, понять духовно-нравственное значение слова «дом». Расширению культурного пространства становления личности старшеклассника содействовало вовлечение в работу клуба Краеведов, клуба «Возрождение народных ремёсел», фольклор-
ного кружка «Веснянка», фольклорного хореографического коллектива «Росинка». Включенность школьников в разнообразные виды деятельности позволила каждому реализовываться как социально ценной личности.
I опытная группа (23 уч-ся)
70 60 50 40 30 20 10 0
1 -1
--
Низкий Средний ■■-г- ■ .. , Высокий
□ Начало работы ■ Итоговый этап
Рис. 1. Динамика формирования уровней готовности старшеклассников к нравственному самостановлению (1992-1995 гг.)
Рис. 2. Динамика формирования уровней готовности старшеклассников к нравственному самостановлению (1995-2000 гг.)
Данные исследования свидетельствуют о повышении уровня готовности личности к нравственному самостановлению у старшеклассников после проведенной работы по формированию недостаточно выраженных ее показателей (рис. 1,2).
В процессе опытно-исследовательской работы происходили изменения, проявившиеся в новых ценностях и мотивах, в изменении их рейтинговой структуризации. При итоговой диагностике преобладающими стали следующие мотивы: образовательные, самореализации, достижений, нравственного смысла личностной образованности.
При изучении школьников с различным уровнем (низким, средним, высоким) готовности к самостановлению наблюдается следующее. Переход на более высокий уровень повышает целостность, взаимосвязь между всеми её компонентами. Нами отмечены и изменения характера готовности: если на низком и среднем уровнях преобладают мотивы, связанные с престижем формирующей деятельности, то на высоком значимыми становятся цели достижений, самореализации. То есть происходит переориентация мотивов с внешних на внутренние, стимулирующие активность, творчество, рефлексию собственной деятельности.
В нравственности, явлении историческом, меняются цели и ценности. Соответственно смещение центра нравственности на отношение к себе, а не к другим. В основе этого лежит осознание личностной формы духовной культуры. Уникальная неповторимость каждой личности требует выхода на индивидуальный уровень нравственного самостановления. Правомерно говорить об этом процессе в старшем школьном возрасте, когда сформированы критерии готовности личности к нему.
На этом этапе мы предложили юным краеведам создать книгу -обобщить результаты их историко-краеведческой деятельности. Значимость идее придавало то, что такое издание явилось первым в истории малой Родины полным летописанием. Форма сохранения нравственных знаний о сообществе "землянцы" соответствовала цели нравственного самостановления личности. Книга относится к тем памятникам культуры, которые остаются в веках. В работе приняли участие школьники,, педагоги, старожилы села, ученые-краеведы. Она явила собой феномен гражданственности в пределах уникальной социальной общности земляки.
Специально разработанная технология историко-краеведческой деятельности реализует успешное нравственное самостановление личности старшеклассника. В основе ее лежат принципы личностно-деятельного воспитания. Усилия педагога направлены на духовное саморазвитие личности, которое начинается с осознания субъектом на основе самопознания своего личностного потенциала, признания личностной формы, общественного богатства, внутренней мотивации к самосовершенствованию. Личностная направленность воспитательного процесса становится важнейшей характеристикой нравственного самостановления субъекта.
В зависимости от уровня готовности личности к нравственному самостановлению, мы стремились помочь старшеклассникам осознать необходимость нравственных изменений и на основе правильной самооценки своих личностных качеств выработать цели самостановления: пробудить интерес к себе как к личности'у тех, кто не открыл своих потенциальных возможностей; усилить интерес у того, кто делал попытки самостановления, но безуспешно; организовать продуктивную работу с теми, кто имеет опыт самосовершенствования, но не владеет методами и средствами углубления его. Эта работа организовывалась в ходе историко-краеведческого поиска, который находился за пределами учебной деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Педагогическое руководство организацией историко-краеведческой деятельности старшеклассников
№ п/п . Этапы деятельности Позиция педагога, его функции
«ОРГАНИЗАТОР»
1 Вызревание нравствен- 1. Подбирает достойный пример из обще-
ной потребности. ' ственно-исторического прошлого. 2. Ставит педагогические задачи на основе диагностических данных изучения личности (или класса)
2 Формирование мотива 3. Помогает школьнику сформулировать
деятельности, целей ее. социально и личностно значимые цели. 4. Организует общение со значимым взрослым.
3 Обоснование способов 5. Рекомендует способы и виды деятель-
достижения цели. ности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности
«НАБЛЮДАТЕЛЬ, КОРРЕКТОР,
КОНСУЛЬТАНТ»
4 Действия личности. 6. Помогает составлять самооценку промежуточных результатов деятельности.
5 Контроль, коррекция. 7. Корректирует способы достижения цели личности. 8. Помогает в анализе социальной и лично значимой деятельности, собственного социального опыта. 9. Учит из неудач делать конструктив-
6 Анализ достижений и издержек деятельности. ные выводы.
№ п/п Этапы деятельности Позиция педагога, его функция
7 Постановка задач более высокого уровня личностного самостановления. «ПОДВИЖНИК» Ю.Ориентирует на ситуацию успеха. 11 .Настраивает на закрепление нравственных традиций п поведении. 12.Помогает осуществить самоанализ нравственной деятельности, подчеркивает вклад личности в развитие нравственной культуры общества. 13.Убеждает в том, что достигнутый уровень - промежуточный результат; важно подняться на новый, более высокий уровень развития.
Система нравственного воспитания, ориентированная на внешний социальный контроль, заменяется - ориентированной на личную нравственную позицию субъекта во всех аспектах его образа жизнедеятельности, на личную ответственность за себя и перед собой за свое собственное жизненное самоопределение.
Наибольшую трудность представляет формирование ценностей юношеской среды. В процессе нравственного самостановления личность присваивает ценности на основе прямого и косвенного общения со значимыми в жизни социума людьми, посредством культурной идентификации. В ходе исследования выявилось значительное совпадение ценностей старшеклассников, включенных в процесс самостановления, и представителей духовной элиты социума. В качестве нравственных ориентиров названы: личностные ценности самого субъекта, ценности родного дома, ценности малой Родины, Отечества, общечеловеческие ценности (рис. 3).
В ходе опытно-исследовательской работы определены и дополнены содержательные стороны компонентов нравственной зрелости, выделены признаки нравственного образа «Я»: нацеленность на будущее; направленность на реализацию своего потенциала; ориентация на другого со свцей субъектной позиции; осуществление нравственного выбора. Нравственно зрелый человек исполнен смыслом жизни. Он находит себя в реальности, ориентируясь на действительность. Нравственная зрелость реализует феномен «быть личностью». Дать полный перечень проявлений продукта нравственного самостановления личности на данном этапе невозможно, так как явление это отличается неза-
вершенностыо. Юность - нижняя граница становления феномена нравственной зрелости.
Рис. 3. Ориентиры нравственного самостановления личности.
Исследование показало, что критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в новых условиях воспитания, зависят от успешности личностно значимой, социально ценной деятельности по самостановлению, в ходе которой обретается внутренняя уйе-
ренность в себе, в своих силах, появляется ведущее личностное приобретение - чувство собственного достоинства.
Эффективность создаваемого опыта проверялась изучением изменений, которые происходили в школьниках, в их сознании, чувствах, поведении, отношениях.
Ведущие педагогические условия, направленные на нравственное самостановление личности заключаются в опоре на духовную активность самой личности, творческий характер педагогической деятельности, ее исследовательскую, гуманистическую направленность, диагностическую обеспеченность педагогического процесса, использование педагогического потенциала истории и культуры малой Родины.
В ходе исследования разработана технология историко-краеведческой деятельности как средства накопления опыта нравственного самостановления личности. Теоретически обоснована и экспериментально проверена действенность системы, включающей в себя цель, содержание, разнообразие форм, средств и методов самостановления в социально ценной и личностно значимой деятельности. Признаками ее становятся: субъектность, нравственный выбор.
Гипотеза подтвердилась. Мы пришли к выводу, что воспитание личности, способной к нравственному самостановлению в социально ценной и личностно значимой деятельности на протяжении всего периода жизни более успешно осуществляется за пределами учебной деятельности школьников, когда становление «Я» старшеклассников связано с духовной атмосферой малой Родины, происходит в процессе общения и совместной деятельности с представителями социальной общности «земляки».
Полученные результаты позволяют прийти к следующим выводам:
1. В условиях формирования гражданского общества необходима воспитательная система, основанная на использовании личностью своего внутреннего потенциала. Внеучебная деятельность, организованная в форме нравственного самостановления, осуществляется с целью созидания личностью социально значимых, гражданских качеств.
2. Оптимальным вариантом продуктивной деятельности по нравственному самостановлению личности старшего школьника является историко-краеведческая. В ней заложены резервы для работы личности над собой: посредством культурной идентификации себя, своих ценностей, с ценностями социальной общности «земляки», вырабатывать субъектную позицию, в основе которой - осознание личного достоинства.
3. Условием эффективности нравственного самостановления личности становится определенный уровень её нравственного развития. Готовность личности включиться в созидание себя заключается в направленности деятельности и в системе личностных смыслов.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы. Дальнейшая ее разработка может идти ■ по пути углубления изучения нравственного самостановления личности, расширения содержательного поля проявлений его продукта -нравственной зрелости; " совершенствования критериально-диагностического аппарата определения уровней готовности личности к нравственному самостановлению.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Воспитание культуры поведения на основе изучения истории родного края // Возрождение и развитие лучших традиций отечественной школы: Материалы областной науч.-практ. конф.- Воронеж, 1997.-С.132-134.
2. Педагогическое образование родителей в условиях школы // Психологические проблемы семьи и школы: Сб. науч. тр. - Воронеж: Известия ВГТГУ, 1997. -Т.247. -С. 57-59. (в соавт.)
3. Формирование гражданственности старшеклассников в исто-рико-краеведческой работе // Культура в системе общественного вос-
' питания/ Под ред. Н. В. Соловьевой. - Воронеж, 1998.-С.65-71.
4. Мы с тобой с рождения землянцы...: Пособие по краеведению. Воронеж: ВГПУ, 1999.-108с. (в соавт.)
5. Историко-краеведческая деятельность как фактор нравственного самостановления старшеклассников // Материалы Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество»,- Москва, 2000. - С. 17-20.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пушкина, Тамара Федоровна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО САМОСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА.
1.1. Самостановление - критерий нравственной зрелости личности.
1.2. Готовность старшеклассников к нравственному самостановлению в процессе организации воспитательной деятельности.
1.3. Влияние историко-краеведческой деятельности на нравственное самостановление личности.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ САМОСТАНОВЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Психолого-педагогическая диагностика базовых качеств готовности личности старшего школьника к нравственному самостановлению
2.2. Организация историко-краеведческой деятельности старших школьников в процессе нравственного самостановления личности
2.3. Взаимосвязь нравственного самостановления личности старшеклассника и его статуса в школьном коллективе.
2.4. Педагогические условия эффективности нравственного самостановления личности старшего школьника в историко-культурной деятельности.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности"
Современный этап развития российской государственности ставит проблему формирования социальных и духовных основ гражданского общества. Закон Российской Федерации «Об образовании», в редакции 1996 года, обращает внимание педагогов на значимость нравственного аспекта в образовательном процессе в новых условиях. Воспитание «гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» - важная задача школы [23].
Анализируя особенности исторического пути России, русский историк и социолог К.Д. Кавелин, отмечал, что «развитие нравственной личности, самостоятельной и самодеятельной» является основой «не только гражданского и общественного, но и вообще всякого человеческого существования» [28]. Взаимоотношения субъекта с обществом с позиций нравственности гарантируют социально ценное, ответственное, рациональное и деятельное принятие им своих конституционных обязанностей.
Значение и сущность человеческого субъекта как «потенции бесконечного совершенства» раскрыто в трудах отечественных философов Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева. В их понимании «человеческий субъект» выступает как «самостоятельный центр живых сил ., как существо, могущее в сознание жизни своей вместить абсолютную истину» [81, с.504].
Исследователи субъектного мира человека выделяют его качества: социальную адаптивность, социальную заинтересованность, ориентацию на общепринятые нормы и нравственные ценности, которые интегрируют в целостное, сложное личностное образование - гражданственность. Путь к такому способу личностного проявления постигается через нравственное самостановление.
Старший школьный возраст - период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны. Необходима такая воспитательная система, которая была бы основана на использовании личностью своего внутреннего потенциала и ориентирована на создание условий для социально ценной и лич-ностно значимой деятельности субъекта, приносящей ему моральное удовлетворение.
Данное исследование связано с трудностями поиска нравственного идеала личности старшеклассника в изменившихся условиях воспитания. Мы убеждены в том, что его надо искать на собственной земле, в родной истории, родной культуре.
Оптимальным вариантом структурирования личностью социально-нравственного опыта индивидуального и общественного сознания как опоры личностного становления можно считать историко-краеведческую работу старших школьников. Краеведческий поиск обогащает воспитательное пространство личности старшеклассника, так как обеспечивает реальное участие каждого в жизни малой Родины, разновозрастное общение с состоявшимися личностями, совместные со взрослыми проекты; создает особую атмосферу окружающей среды, позволяя ощутить себя членом уникальной социальной общности - земляки.
Нравственное самостановление личности - многоаспектная проблема. Анализу её посвящены исследования, отражающие: целостное восприятие процессов социального становления личности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); деятельностный подход в развитии личности (В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); формирование образа «Я» в период становления личностной идентичности (И.С. Кон, Э. Эриксон); способы управления и самоуправления личностным развитием (С. М. Годник, А.В. Иващенко, А. Маслоу, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, Л.И. Рувинский); саморазвитие как высший этап становления личности (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский); стратегию и тактику саморазвития личности (В.И. Андреев, Е.А. Бодина, Л.Н. Кузнецова, Н. Е. Щуркова и др.); социально ценный жизненный опыт как предпосылку нравственного самоопределения и адаптивности (Л.П. Буева); обращение к культуре, социально-нравственному опыту старших поколений, как основе нравственного становления личности (С.А. Рогачев, JI.B. Тодоров); идею осознания личностной формы общественного богатства как мотива самостановления личности (А.Н. Шимина).
В ходе исследования мы опирались на концепцию развития духовной активности самой личности, которая реализуется в программе «Культура - нравственность - личность», разработанной кафедрой общей и педагогической психологии ВГПУ. В основу воспитания гражданина положены критерии целостного развития личности, показателями его являются продуктивная обобщенность социальных явлений, социальные ожидания, нравственные достижения (Н.М. Трофимова).
Условиям эффективности нравственного воспитания личности посвящены исследования О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, Г.Н. Филонова и др.
Продуктивность педагогических воздействий в процессе формирования готовности личности к самостановлению выявлена в работах А.В. Зосимовского, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова, Н.М. Трофимовой, Л.М. Фридмана, М.И. Шиловой и др. Педагогические условия становления нравственного образа «Я» старших школьников рассматривались в исследованиях А.Н. Копыла, А.В. Мудрика, А.В. Тищенко, Н.Б. Трофимовой, С.В. Черенковой, В.Э. Чудновского и др.
Целью нравственного самостановления является воспитание человека культуры, способного не только к ее трансляции, но и к ее рефлексии, творению. Она интегрируется в нравственной зрелости личности. В своей работе мы исходили из понимания феномена нравственной зрелости как результата нравственного самостановления личности и опирались на работы отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, О.С. Богданова, В.Е. Турин, Г.А. Евтеева, И.С. Кон, Л.И. Мнацаканян, Р. Олпорт, К. Роджерс, А. Фромм, Э. Фромм и др.).
Значимыми для нашего исследования выступают: идеи о воспитании гражданина как человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Филонов); понимание человека как базового критерия гуманизации образовательного процесса (Н.И. Вьюнова); проблемы историко-краеведческой деятельности как средства усвоения личностью ценностей социокультурной среды (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, С.О. Шмидт и др.).
Анализ современного состояния нравственного воспитания в школе обнаруживает следующие противоречия между:
• ценностными ориентирами старших школьников и уровнем разработанности основ нравственного самостановления личности в современной педагогической теории;
• высоким воспитательным потенциалом истории и культуры родного края и недостаточной эффективностью его использования в практике педагогов;
• значимостью нравственного воспитания личности в обществе и ограниченностью средств применения социально-исторического опыта в педагогическом взаимодействии в условиях школы.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы нашего исследования и определили выбор темы: «Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности».
Объект исследования - историко-культурная деятельность старшеклассников сельской общеобразовательной гимназии.
Предмет исследования - процесс нравственного самостановления личности старшего школьника в историко-краеведческой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на материале внеучебной деятельности эффективность процесса нравственного самостановления личности старшего школьника.
Гипотеза исследования: воспитание личности, способной к самостановлению в социально ценной и личностно значимой деятельности, будет успешным, если:
• оно выходит за пределы учебной деятельности старших школьников;
• становление «Я» образа старшеклассника связано с духовной атмосферой малой Родины;
• организована система деятельностей и отношений формирующейся личности с субъектами социума с целью присвоения, рефлексии и продуцирования ею ценного историко-культурного опыта нескольких поколений людей, живущих в одной местности. Задачи исследования:
1. Выявить сущность и дать определение понятия «нравственное самостановление личности».
2. Разработать технологию историко-краеведческой деятельности как средства накопления опыта нравственного самостановления личности.
3. Определить уровни готовности личности к нравственному самостановлению;
4. Выявить критерии нравственной зрелости личности старшего школьника.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• философские идеи о личности как уникальном социальном образовании, имеющем опору для духовно-нравственного самостановления в себе самом;
• концепция деятельностного подхода в развитии личности.
• концептуальные идеи о специфике и закономерностях нравственного становления личности;
• последние разработки в области технологии обучения и воспитания;
• концепция личностно-ориентированного воспитания, сформулированная на основе гуманистических подходов в педагогике и психологии.
Методы исследования:
• теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме;
• педагогические наблюдения;
• индивидуальные и групповые беседы со школьниками, воспитателями, учителями;
• опытно-исследовательская работа, включающая анализ деятельности школьников на всех этапах исследования;
• анализ продуктов деятельности старшеклассников (изучение творческих работ школьников, конспективных записей, дневников жизни);
• анализ педагогического опыта коллектива школы;
• анализ социально-педагогического воздействия сообщества «земляки»;
• опросные, диагностические методы (анкетирование, тестирование, ранжирование).
В процессе решения задач и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использован комплекс методов. Применение различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности.
Базой исследования являлся Землянский муниципальный учебно-воспитательный комплекс Семилукского района Воронежской области.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1992 по 2000 год.
Предварительный этап (1992-19993 гг.) - определялась актуальность проблемы, разрабатывался понятийный аппарат, проводился анализ теоретической литературы, составлялась программа исследования, диагностировались уровни готовности личности к нравственному самостановлению.
Основной этап (19994-1998 гг.) - осуществлялась реализация процесса нравственного самостановления личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности, подводились итоги, корректировалась методика на индивидуально-личностном уровне, обобщались результаты поисковоисследовательской работы учащихся по созданию летописи малой Родины.
Заключительный этап (1999-2000гг.) - оформлялись материалы исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
• поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема нравственного самостановления личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности, впервые ставшая предметом специального педагогического исследования;
• сформулировано понятие «нравственное самостановление личности», определено его содержание, сущностные характеристики;
• обоснованы критерии нравственной зрелости личности как результата продуктивной деятельности старших школьников;
• обоснованы теоретически и апробированы на практике формы педагогического взаимодействия субъектов социума с целью формирования феномена гражданственности в рамках социальной общности « земляки».
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• разработана программа овладения воспитанниками нравственной культурой общества с позиции его гражданского потенциала;
• реализована технология процесса нравственного самостановления личности старшеклассника в продуктивной деятельности, значение которой определяется эффективностью как в личностном, так и в общесоциальном контексте;
• обоснована специфика форм работы по нравственному самостановлению старших школьников.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлены методологией деятельностного подхода; логической структурой теоретического и опытного исследования; глубоким изучением и анализом проблемы; применением методов, обеспечивающих проверку на валидность и надёжность; личным опытом работы диссертанта в школе.
На защиту выносятся положения:
1. Нравственное самостановление - продукт нравственной культуры личности, характеризующийся её принципиально новой позицией. Это переход от пассивного отношения к жизни, представления о себе как о субъекте зависимом от внешних воздействий, к её активному восприятию, осознанию личной роли в обретении и созидании себя.
2. Технология историко-краеведческой деятельности как накопление опыта нравственного самостановления личности представляет собой способ практической реализации становления субъектных качеств личности. Поэтапное развертывание образа «Я» в нравственном самостановлении старшеклассника реализуется в такой последовательности: согласованный мотив - самопознание - знания о нравственном опыте субъектов социума, нравственных требованиях к личности - самооценка личностных качеств в соответствии с требованиями общества - соотнесение образа «Я» с нравственным образом «Я» -продуктивная деятельность субъекта - нравственный образ «Я».
3. Содержательные стороны нравственной зрелости составляют аффективный, когнитивный, конативный компоненты. Данные компоненты нравственной зрелости позволяют личности избирательно относиться к происходящему во внешнем мире, к собственным умениям. Это обеспечивает возникновение её особого состояния - готовности к нравственным самоизменениям более высокого уровня.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе Землянского муниципального учебно-воспитательного комплекса Семилукского района Воронежской области.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на областных методических семинарах заместителей директоров школ по воспитательной работе, заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ, областных научно-практических конференциях, секции руководителей делегатов VIII Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество».
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение содержатся в пяти публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; проиллюстрирована таблицами, рисунками, схемами. Структура работы определялась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом проведенного диссертационного исследования является то, что поставленные задачи решены на научно-теоретическом и практическом уровнях.
В рамках терминологического аппарата данного исследования определена сущность нравственного самостановления личности старшеклассника как высшего уровня саморазвития личности. Самостановление - продукт нравственной культуры личности, характеризующийся ее принципиально новой позицией, в основу которой заложены: активное, деятельное восприятие субъектом жизни, осознание своего места в ней; самопродуцирование мотивов деятельности по саморазвитию; самостоятельность в поиске ответов на проблемы самореализации; самоорганизация общения, ориентация на состоявшиеся личности в накоплении социально-нравственного опыта; самопознание личности, ориентированное на самовыполнение себя; самонакопление, самопринятие, трансляция и продуцирование нравственной культуры на окружающий социум; нацеленность на успех, использование кризисов как мотивации дальнейших действий.
Выявлена специфика данного явления. Для него актуальны характеристики субъектности, нравственный выбор.
Самостановление - сложное структурное образование. В нем взаимодействуют три основных процесса: целеполагание нравственного самоизменения, нравственное самосовершенствование, самореализация своего «Я» в личностно значимой и социально ценной деятельности.
Осмыслены сущность и содержательные стороны продукта нравственного самостановления старшеклассника - нравственной зрелости -как личностного интегративного качества, проявляющегося в сфере моральной свободы личности, когда согласованный мотив реализуется в социально ценной и личностно значимой деятельности.
В структуре нравственной зрелости прослеживается взаимовлияние трех компонентов: эмоционального (аффективного), осознающего (когнитивного), поведенческого (конативного).
Аффективный компонент - способность личности продуцировать нравственные побуждения в мотив деятельности по самостановлению, избирательность функций по выбору ценностей и образа жизни, опосредование внешних воздействий с позиции личного достоинства.
Когнитивный компонент включает в себя осознанность субъектом значимости личностных проявлений, рефлексию, сотворение системы смыслов, гарантию осознанных и ответственных его решений.
Конативный компонент - автономность и нравственная устойчивость «Я» субъекта, самореализация его в творческой деятельности, стремление к признанию «Я» окружающими, общение с целью повышения уровня духовности, социальная заинтересованность.
Педагогический процесс, организованный в соответствии с нашими задачами, мы представляем как совокупность педагогических приемов и стимулов, направленных на присвоение личностью качеств нравственной зрелости. Поэтапное развертывание образа «Я» в нравственном самостановлении старшеклассника реализуется в такой последовательности: согласованный мотив - самопознание - знания о нравственном опыте субъектов социума, нравственных требованиях к личности - самооценка личностных качеств в соответствии с требованиями общества - соотнесение образа «Я» с нравственным образом «Я» - продуктивная деятельность субъекта - нравственный образ «Я».
В основе самостановления лежат прогрессивные качественные и количественные изменения личностной сферы, обусловленные целенаправленной работой личности над собой.
Педагогическое взаимодействие осуществляется с учетом принципов гуманистического общения, признания личности главным результатом воспитания, свободы выбора субъекта, феномена уникальности каждой человеческой личности, превалирования общекультурных ценностей над ценностью личности самого субъекта, максимального развития способности личности опираться на собственные силы, ориентации на развитие и саморазвитие субъектных качеств, целостности образовательно-воспитательной системы, организующей пространство самостановления личности.
В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы нами были определены уровни готовности личности к нравственному самостановлению -низкий, средний, высокий. Разработан и апробирован диагностический аппарат исследования уровней готовности, позволяющий оценить степень сформированности ее критериев и их показателей, проследить динамику наращивания личностью своих жизненных сил на основе самопознания своих потенциальных возможностей. Сделана успешная попытка формирования нравственных ценностей индивида с учетом ценностей социально-культурной среды. Выяснилась преемственность в образе жизни и ценностях субъектов разных поколений, ориентированных на нравственное самостановление.
Была разработана технология историко-краеведческой деятельности как средства накопления опыта нравственного самостановления личности. Проверена действенность системы, включающей в себя цель, содержание, разнообразие форм, средств и методов самостановления в социально ценной и личностно значимой деятельности.
Данная система может иметь общепедагогическое значение и применяться в воспитательной деятельности юношеских объединений. Подготовлены организационно-методические материалы. Разработана программа нравственного просвещения школьников, ориентированная на опережающее, рефлексивное и творческое освоение нравственной культуры общества.
В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Мы пришли к выводу, что воспитание личности, способной к нравственному самостановлению более успешно осуществляется за пределами учебной деятельности школьников, когда становление «Я» старшеклассников связано с духовной атмосферой малой Родины, происходит в процессе общения и совместной деятельности с представителями духовной элиты социума. Все это способствует рефлексии, трансляции и продуцированию личностью ценного историко- культурного опыта нескольких поколений людей, живущих в одной местности. Такой воспитательный процесс способствует формированию феномена гражданственности в рамках социума, так как в него включены люди разных поколений, с разнообразным опытом, объединенные ответственным отношением к судьбам Отечества.
Ведущие педагогические условия, направленные на нравственное самостановление личности, заключаются в опоре на духовную активность самой личности, творческий характер педагогической деятельности, ее исследовательскую, гуманистическую направленность, диагностическую обеспеченность педагогического процесса, общение с духовной элитой социума, использование его педагогического потенциала, учет педагогических возможностей истории и культуры родного края.
Полученные результаты позволяют прийти к следующим выводам:
1. В условиях формирования гражданского общества необходима воспитательная система, основанная на использовании личностью своего внутреннего потенциала. Внеучебная деятельность, организованная в форме нравственного самостановления, осуществляется с целью созидания личностью социально значимых, гражданских качеств.
2. Оптимальным вариантом продуктивной деятельности по нравственному самостановлению личности старшего школьника является историко-краеведческая. В ней заложены резервы для работы личности над собой: посредством культурной идентификации себя, своих ценностей, с ценностями социальной общности «земляки», вырабатывать субъектную позицию. В основе данной позиции - осознание личного достоинства, главного проявления нравственной зрелости субъекта.
3. Условием эффективности нравственного самостановления личности становится определенный уровень её нравственного развития. Готовность личности включиться в созидание себя заключается в направленности деятельности и в системе личностных смыслов.
Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее решение проблемы нравственного самостановления личности старшего школьника. В ходе исследования возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей доработке. Наиболее важными мы считаем:
1. Углубление изучения процесса нравственного самостановления личности, расширение содержательного поля проявлений его продукта - нравственной зрелости.
2. Совершенствование критериально-диагностического аппарата исследования уровней готовности личности к исследуемому процессу.
3. Проблему взаимосвязи, взаимообогащения нравственных ценностей личности и ее поведения за пределами школы в самостоятельной жизни выпускника школы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пушкина, Тамара Федоровна, Воронеж
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 .-339с.
2. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе выс-^^ шего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984.-190 с.
3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: В 2т.- Казань: Изд-во ЮГУ, 1996- 1998. Т1.- 1996.- 550 е.; т2.- 1998.- 317с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-224 с.
5. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1990.- 220с.
6. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2т.-Спб: Алетейя, 1999. Т.2 Объективное изучение личности.-284с.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во ^ АПН РСФСР, 1961.-695 с.
8. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников .- М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов- на -Дону: Изд- во Рост, ун-та, 1983.- 173с.
10. Бодина Е. А. Воспитание и развитие личности. Круглый стол на ф-те педагогики и психологии МГОПУ// Воспитание школьников.- 1995.-№5.-С.6-9.
11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте .-М.: Просвещение , 1968.-464 с.
12. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. -Ростов-на-Дону: Изд- во РГПИ,1976. -192 с.
13. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории.-М.: Педагогика, 1979.-223 с.
14. Буева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности.-М., 1971. -48с.
15. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978- 216с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.-480с.
17. Вьюнова Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999. 40 с.
18. Турин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.-135с.
19. Евтеева Г.А. О воспитании целостного мировоззрения // В кн. Духовное становление человека. Сост. Соколов Э.В.- Л.: Знание, 1972.- 175 с. С. 1930.
20. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. В 2-х ч.Ч. 1.-М.: 1994.-379 с.
21. Еремина Е. И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста. Дис. .канд. пед. наук.- Воронеж, 2000.- 172с.
22. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.-80 с.
23. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Комитета по высшей школе, министерства науки, высшей школы и технической политике РФ. М.: Московский лицей, 1996, № 1. - с. 1-43.
24. Зеньковский В.В. На пороге зрелости .-Париж:УМСА PRESS, 1995. 87с.
25. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992.- №11/12.- С.22-26.
26. Иванов В.Г. Коллектив и духовное развитие личности // В кн. Духовное становление человека. Сост. Соколов Э.В.- Л.: Знание, 1972.-175 с.
27. Иващенко А.В. Нравственное самовоспитание старшеклассников. -Минск: Изд-во «Народная Асвета», 1974.-103 с.
28. Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. М.,1989. - с.307- 319.1. Щ^Л.
29. Казакова В.Р. , Кондратьева JI.JL Психология. М.: Высшая школа, 1989.-383 с.
30. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. // Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-702 с.
31. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984.- 250с.
32. Кон И. Открытие «Я».- М.: Просвещение, 1978.-227 с.
33. Кон И. Психология ранней юности : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
34. Копыл А. Н. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе. Автореф. дис. канд. пед наук. Ставрополь, 1999. - 38с.
35. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971.-139 с.
36. Краткий психологический словарь // Под ред. Петровского А.В., Ярошев-ского М.Г.-М.: Политиздат,1985.-431с.
37. Крупская Н.К. Методические письма. М., 1924.-126 с.
38. Кузнецова Л. Воспитание и развитие личности. // Воспитание школьников. 1995.-№5.-С.6-9.
39. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста . Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования НИИ РАО. Бийск, 1994.
40. Куликова Л. Н. Воспитать себя. М.: Просвещение,1991. - 143с.
41. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. -№10.- С. 152-158.
42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304с.
43. Лихачёв Б.Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников // Сов. Педагогика. 1987. - №5. - С. 45-50.
44. Луначарский А.В. О воспитании и образовании : Сборник / Под ред. A.M.
45. Арсеньевой и др. М.: Педагогика, 1976.-636 с.
46. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1981.208 с.
47. Люшер М. Ю. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.- 160с.
48. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. Т.1. -783с.
49. Мальков А. По тропе нашей памяти // Народное образование. 1999. -№Ю.- С.200-201.
50. Мамардашвили М. К. Проблема человека и философии ПО человечном в человеке /Под ред. И. Т. Фролова. М.,1991. - с.8- 22.
51. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-103 с.
52. Маслоу А. М. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -М.,1982. с.108-117.
53. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-191 с.
54. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания : теории и методика. М.: Педагогика, 1981.-143 с.
55. Мудрик А.В. Время поисков и решений , или Старшеклассникам о них самих : Кн. для учащихся. -М.: Просвещение. 1990.-191 с.
56. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время» // Педагогика и психология. -М.: Знание , 1991.- №3. -80 с.
57. Мы с тобой с рождения землянцы .: Пособие по краеведению .Сост. Трофимова Н.М., Гапонова Т. Ф. Воронеж, 1999.- 108 с.
58. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. 1999. - №10. - С. 158-161.
59. Ожегов С .И . Словарь русского языка // Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-еизд., испр. М.: Рус. Яз., 1990. - 921 с.
60. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
61. Петровский А. В. Авторитет, эмоциональный статус и роль в структуре личности «значимого другого» // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников .- Даугавпилс , 1988. 66 с.
62. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью .// Вопросы философии. 1982. - №3. - С.22-29.
63. Понятийно терминологический словарь. - М.: Владос, 1997.- 400 с.
64. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1910-1914. Т.2. -1959с.
65. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция, Сп-б.,1994 -54с.
66. Программа развития воспитания в системе образования России на 19992001 годы // Воспитание школьников. 2000. - №1. - С. 6-9.j/
67. Рогачев С.А. Возрождение и развитие лучших традиций Отечественнойшколы. Воронеж, 1995.-118 с.
68. Рожков И.И., Васецкая Е.Н., Елькина Е.Е. Этика: терминология и основные понятия: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Росенко. Сп -б., 1999.- 225 с.
69. Розанов В.В. Сумерки просвещения .-М., 1990.-С. 13-53.
70. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Осипова Г. В.- М., Норма Инфра М, 1998. -672с.
71. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416с.
72. Рувинский Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников. М., 1971.222 с.
73. Рувинский Л.И. К проблеме управления процессом воспитания // Материалы симпозиума .- М., 1971. С. 13-15.
74. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.-183 с.
75. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитания и культура личности. Л., 1984.- с.
76. Сахарова Е.В. Педагогическое стимулирование нравственных достижений учащихся сельской начальной школы. Дис. . канд. пед. наук .Воронеж, 1998.-140 с.
77. Семёнов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. 1999. - №6. - С. 2-7.
78. Словарь иностранных слов. 7-е изд. Перераб. М.: Русский язык, 1980.624 с.
79. Словарь русского языка: В 4т. 3-е изд. — М.: Рус. Яз., 1987. Т.З. —752 с.
80. Соловьёв B.C. Идея сверхчеловека // Соч. В 2-х т. —М.,1989. Т.2. —С. 627-634.
81. Соловьёв B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собр. соч. B.C. Соловьёва. — Спб., 1903. Т.7.-386с.
82. Соловьёв B.C. Смысл любви //Соч. В 2-х т. — М., 1989. Т.2— С.504-538.
83. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / Под ред.' С.М. Годника.- Воронеж: Черноземье, 1998 361 с.
84. Сухомлинский В.А.О воспитании .5-е изд. — М.: Политиздат, 1985.-270 с.
85. Тищенко А. В. Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы. Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Ростов -на -Дону, 2000. — 27с.
86. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. — 1999. — №8. — С.3-11.
87. Толковый словарь русского языка // Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных словарей.Т.4, 1940. —1439 с.
88. Трофимова Н.Б. Педагогическое регулирование социальных ожиданий старших школьников в процессе нравственного воспитания. Дис. . канд.пед. наук. — Воронеж, 1997. —168 с.
89. Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе. Дис. . докт. пед. наук.1. М., 1992. — 279 с.
90. Трофимова Н.М. Формирование нравственных ориентиров в младшем школьном возрасте. В кн.: Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды / Под ред. Н.В. Соловьёвой. — Воронеж, 1996.90 с.
91. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. —М.: Педагогика, Т.6.-1990.-527с.
92. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985.224 с.
93. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. —1999. — №8. —С.45-51.
94. Философский словарь // Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1975. —495 с.
95. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. —224 с.
96. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
97. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. —228 с.
98. Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика. — 1997. —№4. —С. 63-65.
99. Фромм А. Азбука для родителей. 3-е изд.,сокр. // Пер. И. Г. Константиновой. М.: Знание, 1994. - 288 с.
100. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. —Спб.: Изд-во «Питер», 2000. — 608с.:илл.
101. Чапаев Н.К. Интегративный критерий качества усвоения знаний// Интеграция в педагогике и образовании. Сб. науч.-метод. раб. —Самара, 1994. —С. 39-46.
102. Черников В.М., Соловьёва Н.В. Формирование культуры умственного труда на основе использования закономерностей мышления. В кн. Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды. // Под ред. Н.В. Соловьёвой. — Воронеж, 1996. — 90 с.
103. Черняева Т. Н. Формирование опыта творческой педагогической деятельности студентов педвуза. Дис. . канд. пед. наук. — Саратов, 1998. — 215с.
104. Честных Ю. Н. Открыть человека. — М.: Просвещение, 1991. —208с.
105. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. — М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
106. Шакиров И.А. Исследование студентами педагогических ситуаций как средство формирования их профессионально субъектной позиции. Ав-тореф. дисс. . канд. пед. наук. - Астрахань: Изд - во АГПУ. 2000 - 23 с.
107. Шимина А.Н. Философские основы образования. —Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1999.—118 с.
108. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников.— М.: Педагогика, 1982.—104 с.
109. Шмидт С.О. Малые города России. Проблемы истории и возрождения / Материалы Международной научно-методической конференции / Под ред. А.А. Черёмина. — М.: Изд-во «Москвоведение», 1998. — 248 е.: илл.
110. Щуркова Н.Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников. — 1998. — №5. — С. 2-8.
111. Юнг К. Г. Аналитическая психология //История зарубежной психологии: тексты. — М. 1986. —С.142—170.
112. Яновская Н.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Педагогика, 1986. —160 с.